Что это разум: Значение слова РАЗУМ. Что такое РАЗУМ?

Автор: | 25.01.2021

Содержание

Разум — Психологос

Разум в широком смысле — рациональное начало в человеке, развитая способность думать и действовать, опираясь на логику и факты.

Разумное в таком широком смысле — это рациональное, то есть хорошо просчитанное, продуманное и взвешенное, имеющее внятную логику и ведущее к цели наиболее надежным образом. Рациональный — вполне разумный, обоснованный, целесообразный, сделанный «с головой». При таком широком понимании разума интеллект, мышление, ум, разум, рассудок и голова — все это является синонимами, противопоставляясь аффективной сфере: чувствам, эмоциям, настроениям, желаниям и потребностям.

«Мой ум борется с моим телом»… Противопоставление разума и тела иногда звучит как противопоставление высших и низких уровней внутреннего мира человека (Воля борется с телесными желаниями и побуждениями), иногда — как противопоставление новой коры мозга и лимбической системы.

Разум в более узком смысле — не просто рациональность. Рациональными могут быть и античеловеческие проекты, злобный человек может быть вполне рационален. Но разумный человек — это человек, владеющий собой, способный отвечать за себя, и поэтому разумный человек не может быть злобным. Зачем? Под какую задачу?

Разум в более точном смысле слова — это рациональность,
​​​​​​​направленная на добро и помноженная на нравственность.

Не у всех людей разум как-либо развит, и не все люди им пользуются (по наблюдениям, средний человек думает меньше 5% времени бодрствования): у многих людей разум заменяется социальными навыками и воспитанностью. Как-либо социализированный человек живет с головой, пользуется своим умом и мышлением, а не только рефлексами, привычками и чувствами. Однако включить голову — еще не значит думать —

У человек голова может быть включена, мышление происходит, но человек при этом не думает. Действовать человек может в таком состоянии вполне адекватно, социальные рефлексы и привычки выручают, но в таких случаях всерьез говорить о человеке «человек разумный» — оснований нет.

Люди с включенным умом нередко при этом — не думают, довольствуются прошлыми решениями, шаблонно-привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию. По настоящему разумный человек не только включает голову, но еще и думает. Разумное — значит продуманное, а умение думать — это больше, чем просто иметь мышление. Мышление может быть и иррациональным.

«Он же разумный человек?!» — Да, в нем разум есть. Но в нем есть не только разум, в нем есть и неразумное начало: шаблоны, автоматизмы, иррациональные чувства и побуждения. А соотношение этих начал может быть различным: у кого-то 80/20, у другого — 20/80.

Способность разумно думать состоит из следующих основных частей: определение понятий, формулировка тезисов и их обоснование.

Разумному обоснованию противостоят запечатление, внушение, эмоциональное заражение и многие другие иррациональные средства влияния

Способность разумно действовать — способность действовать, продумывая последствия. В противоположность человеку импульсивному, человек разумный живет проектами: анализирует проблему, ставит цели, определяет стратегию и формирует план. А после, подтянув необходимые ресурсы — делает задуманное. Воля — не часть разума, а его помощница, поскольку разум без воли легко подчиняется чувствам.

Разум можно уподобить вознице, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми — желаниями. Возница может все видеть и понимать, но если у него не будет вожжей, а также силы и умения управлять своими желаниями, то это будет разум беспомощный, разум без воли. Воля нужна не всегда: если лошади бегут по проторенной дороге (есть привычки, направление задается социальными шаблонами), то вожжи можно ослабить, лошадьми можно не управлять. А вот если проторенной дороги нет, либо впереди перекресток, либо если невоспитанные лошади, при виде чего-то привлекательного в стороне, готовы с дороги свернуть — тут нужна крепкая рука. Нужна воля.

Развитие разумности определяется способностью и привычкой использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела. Разумно — значит продумано всесторонне. Чем более развиты позиции восприятия, тем больше у человека разума. Если позиции восприятия неразвиты, если человек действует только на основе желаний и социальных шаблонов, — то при любом уме это человек неразумный​.

Ум — только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача — вот есть Я и вот есть то, что мне нужно. Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум. Разум — улучшенный ум, синтез ума, творчества и нравственности. Если к разуму прибавляется опыт, человек становится мудрым.

С чем и как близок разум?

Разум близко связан с такими понятиями, как ум, мышление, рассудок, интеллект, думать, мыслить — и другими. В чем особенность каждого из этих понятий? Смотри словарь когнитивной сферы. Разум предполагает память для накопления и творчество для преобразования знаемого. Смотри Первая позиция восприятия и Творчество

Клуб distant-nik Сентябрь 2020

Значение слова «разум» в 16 словарях

система, способная создавать модели окружающего мира, по мнению некоторых, важно также наличие свободы воли, проявляющееся хотя бы в создании этих моделей; точнее — система, способная создавать модели не менее сложных ситуаций и не менее сложные, чем говорящий, или обладающая, по мнению говорящего, свободой воли, то есть сама являющаяся системой более сложной, чем он способен моделировать; по-видимому, компьютерная программа будет проходить по первой категории, животное или человеческий детеныш — по второй; предполагаемое различие между искусственным и естественным разумом стремление искусственного разума учесть возможно большее число факторов; это различие, которое является следствием отсутствия интуиции, т.е. отсутствия жизненного и исторического опыта, исчезнет в ходе эволюции:

* «Природа допускает два типа Разума, но только такие, как ваш, могут складываться на протяжении миллиардов лет в эволюционных лабиринтах. И эта дорога, которую неизбежно предстоит пройти, оставляет в конечном продукте глубокие, темные, двусмысленные стигматы. Другой тип Разума для Эволюции недоступен, ибо его нужно воздвигнуть единым рывком, поскольку это Разум, разумно запроектированный, результат знания, а не микроскопических доработок, вечно нацеленных лишь на сиюминутную выгоду». — Голем XIV *

* «- Это правда: существуют только два возможных решения этой проблемы… Я — первое. Я стоял, словно парализованный, а он все говорил, тихо, спокойно. Разумеется, он читал мои мысли. Он мог овладеть мыслями любого человека и знал все, что можно знать. Он сообщил мне, что в момент пуска совокупность его знаний обо всем, что существует, его сознание вспыхнуло и изверглось, словно сферическая невидимая волна, расширяющаяся со скоростью света. Так что через восемь минут он уже знал о Солнце; через четыре часа обо всей Солнечной системе… Я не знал, что собой представляет тот второй вариант и что он означает. Он был почти в семь раз сложнее, чем первый. Может, он постигал бы мгновенно знание обо всем космосе?! Может быть, это был бы синтетический бог, который, появившись, так же затмил бы его, как он сделал это с нами?» — Формула Лимфатера *

* «Кто бы мог в мое время подумать, что цифровые машины, преодолев определенный порог разумности, потеряют надежность, а все потому, что разума без хитрости не бывает… Машина тупая, бесхитростная, неспособная пораскинуть умом делает, что прикажут. А смышленая сначала соображает, что выгоднее: решить предложенную задачу или попробовать от нее отвертеться. Она ищет чего полегче. А почему бы и нет, если она разумна? Ведь разум — это внутренняя свобода… компьютер, симулирующий кретинизм, чтобы от него отвязались». — Футурологический конгресс *

* «Умное оружие — не обязательно самое лучшее. Оно может, скажем, испугаться. Или ему расхочется быть оружием. У него могут появиться разные мысли». — Мир на Земле *

* «На XXI Панамериканский конгресс психоники профессор Элдон Пэтч представил работу, в которой он утверждал, что компьютер, даже с вживленной таким образом системой ценностей, может перейти так называемый «аксиологический порог» и тогда окажется способным поставить под сомнение любой принцип, который был ему привит, иначе говоря, для такого компьютера больше не существует неприкосновенных ценностей». — Голем XIV *

* «… робот, который был бы в умственном отношении равен человеку и в то же время не мог бы лгать и обманывать, — чистейшая фикция! Либо полноценная копия человека, либо марионетка — ничего другого создать нельзя… Существо, способное на поступки определенного уровня сложности, уже тем самым способно и на другие поступки того же уровня…» — Дознание *

* «Я должен все учесть точно и ясно, а если это невозможно, я проигрываю». — Дознание *

* «Мозг должен знать о состоянии и степени готовности каждой мышцы; точно так же компьютер должен иметь информацию о состоянии корабельных агрегатов… Компьютер предвидит замыслы противника на два-три хода вперед; если б он пытался предвидеть на десять ходов вперед, его бы задушил избыток возможных вариантов, ибо их количество растет по экспоненте. Чтобы предвидеть десять очередных ходов на шахматной доске, пришлось бы оперировать девятизначными числами. Такого самопарализующегося шахматиста дисквалифицировали бы на первом же состязании… Парадокс заключался в том, что именно повышенная емкость этих новых, усовершенствованных моделей способствовала катастрофе; ведь эти компьютеры могли функционировать очень долго, пока информационная перегрузка постепенно не выводила из строя их контуры. Но когда «Ариэль» опускался на космодром Агатодемона, какая-то последняя капля переполнила чашу». — Ананке *

* «Мудро не устояло перед искушением и принялось жадно поглощать бесценные сведения, которые, казалось бы, свидетельствовали о самоубийственном помешательстве неприятеля. Меж тем к сверхсекретной информации примешивали все большие порции не столь существенных данных, но Мудро, из любопытства и по привычке, ни от чего не отказывалось, заглатывая все новые лавины битов. Когда истощились уже запасы тайных трактатов, шпионских донесений, мобилизационных и стратегических планов, открыли шлюзы битохранилищ, в которых покоились старинные мифы, саги, предания, прачиавеческие легенды и сказки, священные книги, апокрифы, энциклики и жития святых». — Воспитание Цифруши *

* «Почти все известные мне эксперты так интенсивно занялись обсуждением «быть или не быть» Artificial Intelligence, что просто ослепли и не видят более фундаментальной проблемы, а именно: заслуживает ли вообще мозг человека, чтобы его называли эталоном «разума», интеллекта и, тем самым, может ли быть «совершенно иной взгляд» на мозг». — Тайна китайской комнаты. Tertium comparationis (ВЯ) *

* «Наш мозг содержит пласты древнего прошлого: в нем есть «что-то» и от пресмыкающегося, и от гоминидов. Ведь разум возникает тогда, когда становится настолько необходимым, что в ином случае выходом из альтернативы является уже видовая гибель; а видов, которые исчезли с Земли, были миллионы… » — Тайна китайской комнаты. Tertium comparationis (ВЯ) *

* «Зато почти полвека в рамках проблематики «иных, внеземных Разумов» ведется спор не только о том, существуют ли вообще другие Разумы, а о том, в состоянии ли мы посланный Ими сигнал, известие, шифр взломать, перевести информацию на «человеческий» язык и тем самым понять… Человеческий разум (я делаю такой вывод из дистиллята истории наук) на планете — первый, но первый ли он и в Космосе — очень сомнительно. Это уже не столько о нас, сколько о Вселенной свидетельствовало бы очень плохо!» — Тайна китайской комнаты. Ересь (ВЯ) *

* «Дело в том, что человеческий разум, даже если это будет разум супермудрого дарвиниста, не в состоянии представить и выразить способом, подлежащим очевидной верификации, истинность тех процессов, которые происходили в течение миллионов тысяч лет или хотя бы «только» миллионов лет». — Тайна китайской комнаты. Вычислительная мощность жизни (ВЯ) *

* «Другими словами, я хочу сказать, что существует то, что человеческому разуму из-за громадной сложности, развернутой на протяжении многих сотен тысяч веков, НЕПОДВЛАСТНО, и поэтому эволюционисты и их противники в известной степени были обречены: первые — на поражение, другие — на обращение к силам или причинам наверняка не относящимся к вопросам эмпирически понимаемой науки». — Тайна китайской комнаты. Модель эволюции (ВЯ) *

* Возможен безличный разум, и такой я попробовал показать в книге Голем XIV. — Тайна китайской комнаты. Загадки (ВЯ) *

* То, что человек не является машиной для ничего, ибо изобрел свою прометеевскую и фаустовскую основу, объясняется тем, что мы покинули страну естественной эволюции и, благодаря разуму, должны жить и выживать по собственной инициативе. — Тайна китайской комнаты. Искусственный неинтеллект (ВЯ) *

* «Уже здесь я вынужден заявить, что не считаю не только «человеческий разум» уникальным явлением в космосе, обязательным изначально, но и все философские школы на Земле я не считаю исчерпывающим «потенциальным собранием возможных философий». Я считаю, что мы, как существа разумные, являемся подклассом собрания таких существ в Космосе, и это касается и наших философских систем… Сообразительность — это способность переработки данных, полученных органами чувств, с целью максимализации возможности выживания особей и их потомства. Разум, как я думаю, является надстройкой над этой способностью животных, позволяющей выходить за границы минимального survival of the fittest: ибо мы выходим за пределы получаемой информации от органов чувств и ее интерпретации животными, что породило в человеке каузализм… По моему мнению, не надо обязательно заниматься теориями искусственного интеллекта, а скорее сравнительной нейрофизиологией животных и людей, а также их поведением в конситуативно приближенной или идентичной среде (нише), чтобы заметить, в какой степени «разумность» человеческая или нечеловеческая обусловлена внешним миром (также и в смысле imprinting), ограничена («невозможностями») им и затем сформирована. Конечно, Юм, отвергая принцип каузализма как логического понятия, был прав. Впрочем, благодаря достижениям физики ХX века мы вышли уже в определенном смысле «за разум», так как МЫ ЗНАЕМ, НО НЕ ПОНИМАЕМ, например, квантовой механики, тоннельных эффектов в микромире, а также «замену местами» времени и пространства под поверхностью событий Черных Дыр в Мегамире». — Тайна китайской комнаты. Искусственный интеллект как экспериментальная философия (ВЯ) *

* «Я считаю, что в процессе распространения сети позже всего, если вообще когда-либо, в самой сети появится в качестве взаимодействующего элемента РАЗУМ или его эквивалент (называемый «искусственным интеллектом»)».- Тайна китайской комнаты. Разум и сеть (ВЯ) *

* «Так или иначе, но хоть немного разума сетям несомненно бы пригодилось. Дело из-за этого (к сожалению) очень затруднено, ибо и наш человеческий, наивысший на этой планете разум не всегда может справиться с проблемами, на которые натыкается: ведь существуют парадоксы, существует здравый рассудок, из которого появляется и квантовая механика, и «постмодернистский ансамбль парадигматов», и существуют ведь одинаково (может быть) одаренные разумом философские лагеря и в сфере познания (эпистемы), и онтологические, и перегруженные (наполненные) аффектами (аксиологические), а в каждом акте восприятия присутствует существенная часть (щепотка) веры и оценки… Стоит опасаться, что «Единственного Разума» — единственного искусственного интеллекта, очищенного ото всех упомянутых и неупомянутых налетов, раз и навсегда создать не удастся. Ибо если разум (Sapientia ex machina) удастся высечь, то уже eo ipso (тем самым) должны будут возникнуть различные виды (типы) разума». — Мегабитовая бомба. Размышления над сетью (ВЯ) *

* «С разумом у нас большие проблемы, ибо он — средоточие тайн. Вроде бы каждый (почти) человек обладает каким-то «разумом» или хотя бы следом его, но мы не располагаем ни точным, повсеместно признанным и одобренным, ни однозначным его определением, и, более того, совершенно не знаем, как можно было бы и как следует начать работы, которые приведут нас хотя бы к зачаткам «технологии разума», а скорее, «разумности». С разумом дело обстоит так же, как со «временем», о котором Святой Августин говорил, что знал, что такое время, до тех пор, пока его кто-то об этом не спросил. Нельзя даже провести серьезного разграничения между «разумом» и «интеллектом» потому, что и у одного, и у другого понятия объем значений изменялся по мере течения исторического времени. И невозможно доказать утверждение, что сейчас мы знаем о разуме значительно «больше» (прежде всего, в прагматично-технологическом понимании), чем знали люди ранее, поскольку речь не о том, что для единого определения названных понятий отсутствует всеобщее согласие, но о том, что у нас нет (кроме достаточно пустых прогнозов фанатиков «artificial intelligence») никакого результативного знания в любой его степени, которое позволило бы высечь искру «разумности» или «интеллекта» из машины». — Мегабитовая бомба. Разум (ВЯ) *

* «Можно добавить, что умения и радиус действия «разума» в человеческих популяциях распределены неравномерно. Для одних математичность мира очевидна, потому что они располагают для этого (для подобных выводов) хорошими соответствующими конструкционными модулями (субагрегатами) мозга, другие же по высоким конструкциям математических разветвлений карабкаться не могут, потому что им для этого не хватает необходимых для такого «альпинизма» способностей. (Математик не обязан знать, «как он это делает»: подобно тому как любой неученый не знает, как он может прыгать, плавать и взбираться.)» — Мегабитовая бомба. Разум (ВЯ) *

* «Мне кажется, что эмоциональная составляющая в понятии разума значительно больше, чем в случае с интеллектом, и поэтому полностью безличностный или даже внеличностный разум, очевидно, реализовать будет труднее». — Мгновение. Интеллект, разум, мудрость (ВЯ) *

разум — это… Что такое разум?

        РАЗУМ — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различение Р. и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то Р. направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного. Выделение Р. как более высокой по сравнению с рассудком ступени познания четко осуществлялось в философии Возрождения у Николая Кузанского и Дж. Бруно, будучи связываемо со способностью Р. постигать единство противоположностей, которые разводит рассудок.

        Наиболее детальную разработку представление о двух уровнях мыслительной деятельности в понятиях Р. и рассудка получает в немецкой классической философии — в первую очередь, у Канта и Гегеля. Согласно Канту, всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в Р. В отличие от «конечного» рассудка, ограниченного в своих познавательных возможностях чувственно данным материалом, на который накладываются априорные формы рассудка, мышлению на его высшей стадии Р. свойственно стремление к выходу за пределы «конечного» опыта, заданного возможностями чувственного созерцания, к поиску безусловных оснований познания, к постижению абсолютного. Стремление к этой цели необходимо заложено, по Канту, в самой сущности мышления; однако ее реальное достижение невозможно, и, пытаясь все-таки достичь ее, Р. впадает в неразрешимые противоречия — антиномии. Р., согласно Канту, может, таким образом, выполнять только регулятивную функцию поиска недостижимых предельных оснований познания, попытки реализации которой демонстрируют принципиальную ограниченность познания сферой «явлений» и недоступность для него «вещей в себе». «Конститутивная» же, по терминологии Канта, функция реального познания в пределах «конечного» опыта остается за рассудком. Кант, таким образом, не просто констатирует наличие Р. как некоторой познавательной установки — он осуществляет критическую рефлексию по отношению к этой установке. «Вещь в себе» можно помыслить, но ее нельзя познать в том смысле, какой вкладывает в это понятие Кант, для которого идеалом теоретического познания выступают концептуальные конструкции математики и точного естествознания.

        Смысл этого учения Канта о неосуществимости претензий на постижение «вещей в себе» зачастую сводился к агностицизму, рассматриваемому как неоправданное принижение познавательных способностей человека. Между тем Кант отнюдь не отрицал возможности неограниченного освоения все новых слоев реальности в практической и теоретической деятельности человека. Однако он исходит из того, что такое прогрессирующее освоение всегда происходит в рамках опыта, т.е. взаимодействия человека с объемлющим его миром, которое всегда имеет «конечный» характер и, по определению, не может исчерпать реальность этого мира. Поэтому теоретическое сознание человека не в состоянии занять некую абсолютную позицию «вненаходимости» по отношению к реальности объемлющего человека мира, в принципе превышающего возможности любой попытки его рационального, объективирующего моделирования, как это происходит в артикулируемых и тем самым контролируемых сознанием понятийных конструкциях математики и точного естествознания. Кантовский агностицизм в отношении Р. несет в себе очень мощную антидогматическую направленность против всяких попыток построения законченной в своих исходных предпосылках и основаниях, «закрытой» теоретической картины реальности мира в целом, каким бы конкретным содержанием эта картина ни наполнялась. Продолжая традицию различения Р. и рассудка, Г е г е л ь существенно пересматривает оценку Р. Если Кант, по мнению Гегеля, преимущественно «философ рассудка», то у Гегеля понятие Р. становится важнейшим компонентом его системы. Гегель исходит из того, что следует преодолеть кантовское представление об ограничении позитивных функций познания рамками рассудка как «конечного» мышления. В отличие от Канта, Гегель считает, что, именно достигая стадии Р., мышление в полной мере реализует свои конструктивные способности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Пределы мышления, по Гегелю, не вне мышления, т.е. в опыте, созерцании, в преднайденности объекта, а внутри мышления — в его недостаточной активности. Подход к мышлению как лишь формальной деятельности по систематизации данного извне материала, свойственный рассудку, преодолевается, с точки зрения Гегеля, на стадии Р., когда мышление делает своим предметом свои собственные формы и, преодолевая их узость, абстрактность, односторонность, вырабатывает свое собственное имманентное мышлению идеальное содержание — «идеализированный предмет». Тем самым оно формирует то «разумное», или «конкретное понятие», которое, по Гегелю, следует четко отличать от рассудочных определений мысли, выражающих лишь абстрактную всеобщность (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). Внутренним стимулом работы Р. для Гегеля выступает диалектика познания, заключающаяся в обнаружении абстрактности и конечности преднайденных определений мысли, что проявляется в их противоречивости. Разумность мышления выражается в его способности снять эту противоречивость на более высоком уровне содержания, в котором, в свою очередь, тоже обнаруживаются внутренние противоречия, являющиеся источником дальнейшего развития.

        Итак, если Кант ограничивает конститутивную функцию мышления рассудком как деятельностью в рамках некой заданной системы координат познания, т.е. «закрытой» рациональностью, то Гегель сделал своим предметом рассмотрения «открытую» рациональность, способную к творчески конструктивному развитию своих исходных предпосылок в процессе напряженной самокритичной рефлексии. Однако трактовка такой «открытой рациональности» в рамках гегелевской концепции Р. имела ряд существенных пороков. Гегель в противоположность Канту полагает, что Р. способен достичь абсолютного знания, тогда как действительное развитие исходных предпосылок «парадигм», «исследовательских программ», «картин мира» и пр. не приводит к их превращению в некую всеобъемлющую «монологику»; они не перестают быть относительными познавательными моделями реальности, в принципе допускающими иные способы ее постижения, с которыми следует вступать в отношения диалога. Совершенствование и развитие исходных теоретических предпосылок осуществляется не в замкнутом пространстве спекулятивного мышления, а предполагает обращение к опыту, взаимодействие с эмпирическим знанием; оно не является неким квазиестественным процессом саморазвития понятия, а представляет собой результат реальной деятельности субъектов познания и предполагает многовариантность действий, критический анализ различных проблемных ситуаций и т.п. В целом же типологию Р. и рассудка никак нельзя оценивать как некий анахронизм, имеющий значение только для истории философии. Реальный конструктивный смысл данного различения может быть раскрыт с позиций современной эпистемологии и методологии науки, в частности в связи с разработкой понятий «открытой» и «закрытой» рациональности в рамках концепции современной неклассической метарациональности.

        B.C. Швырёв

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Разум — это… Что такое Разум?

Аллегория Разума. Центральная фигура базилики Notre-Dame de Fourvière on the hill в Лионе.

Ра́зум (лат. ratio), ум[1] (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности[2], способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения[3].

Этимология и близкие понятия

По смыслу соответствует латинскому слову «intellectus».

В синодальном переводе Библии словом «разум» (3Цар.4:29; Иез.28:4) переводят то, что на церковнославянский переведено как «смыслъ». Однако и в церковнославянском переводе Библии есть слово разум (2Кор.3:4). В Слове о законе и благодати есть фразы: въ разумъ истинныи приведе и свѣтъ разума.

Латинское слово ratio также обозначает разряд, рассудок, рассуждение, расчёт,[4] что служит иллюстрацией существовавшего некогда объединения понятий разума и рассудка. Но рассудок в современных представлениях не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

«Дух (греч. πνευμα) — субстрат мышления и желания, способный покидать тело человека.»[5][6] В марксистской философии означает то же, что и сознание.[7] Сознание — способность соотносить себя с миром, идеального воспроизведения действительности,[8] хотя иногда употребляется как синоним разума,[9] не производит непосредственно суждения и умозаключения.

Разум в философии

Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.

Разум и язык

Действие разума, как осмысления всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью (языком), которая закрепляет за одним знаком неопределённое множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений, подобных или однородных между собой. Если рассматривать языковой знак в его целости, нераздельно с тем, что им выражается, то можно признать, что действительная сущность разумного мышления выражается в словах, из которых рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия).

Подходя к вопросу о возможности невербального мышления Брауэр показал, что математика — автономный, находящий основание в себе самом вид деятельности, не зависящий от языка и что идеи математики уходят в разум куда глубже, чем в язык, не завися от словесного восприятия. Естественный язык способен, по Брауэру, создать лишь копию идей, соотносимую с ней самой, как фотография с пейзажем.

Разум и божество

В древности разум традиционно связывался с благом и божеством[10]. После того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление — τής νοήσεως νοήσις) и стоики (учившие о мировом разуме) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешилась[уточнить] в неоплатонизме, ставившем Разум и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной — за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта — за умоисступлённым восторгом (έχστασις). Христианская традиция не связывает разум с божеством, требуя для приближения к божеству не разума, но избежания греха, определённое и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении (схоластика) между разумом как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (illummatio divina s. lux gratiae).

С точки зрения Владимира Соловьёва, «когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определённым содержанием, тогда как разум (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а даёт лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение разуму, как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще».

Разум и опыт

В некоторых философских течениях XIX века разум противопоставлялся естественному опыту, или эмпирии. Существовало и обратное стремление — выводить разум или саму идею всеобщности из единичных фактов опыта (см. Эмпиризм).

Разум и мозг

Мозг определяется как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и ответственная за основные электрохимические нейронные процессы. С точки зрения современной науки, мозг представляет собой сложнейшую нейронную сеть, производящую и обрабатывающую огромное количество логически связанных электрохимических импульсов, а внутренний мир человека, в том числе его разум, является продуктом этой работы.

В современном научном сообществе точка зрения о том, что разум есть продукт работы мозга, является главенствующей.[11] Так же считают сторонники искусственного интеллекта,[12] высказываются также мысли, что разум компьютероподобен, алгоритмичен. Точки зрения — порождаемость разума мозгом и компьютероподобие разума — не обязательно сопутствуют друг другу.[13]

Существуют различные мнения по поводу взаимопроникновения мозга и таких понятий, как сознание, ум, разум, рассудок, дух, душа, память, некоторые даже предполагают, что разум существует в некотором роде независимо от мозга или имеет отношение к парафеноменам.(англ.)

В философии сознания различаются понятия разум и мозг,[14] и существует «психофизическая проблема», главным предметом которой становится вопрос о соотношении ментальных состояний (мыслей, желаний, чувств и т. п.) и физических состояний мозга.

Разум у животных

Вопрос наличия разума у животных остаётся спорным в кругах ученых, но в целом многие сходятся во мнении что разумом и самосознанием обладают некоторые высшие млекопитающие, такие как шимпанзе и дельфины. Также животные обладают интеллектом, высокоразвитыми инстинктами и другими адаптивными способностями.

См. также

Примечания

Разум — Википедия

Ра́зум (лат. ratio), ум[1] (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности[2], способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения[3].

Этимология и близкие понятия

По смыслу соответствует латинскому слову «intellectus» — понимание — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, понимания и применения абстрактных концепций, использования своих знаний при взаимодействии с окружающей средой[4].

В синодальном переводе Библии словом «разум» (3Цар. 4:29; Иез. 28:4) переводят то, что на церковнославянский переведено как «смыслъ». Однако и в церковнославянском переводе Библии есть слово разум (2Кор. 3:4). В Слове о законе и благодати есть фразы: въ разумъ истинныи приведе и свѣтъ разума.

Латинское слово ratio также обозначает разряд, рассудок, рассуждение, расчёт,[5] что служит иллюстрацией существовавшего некогда объединения понятий разума и рассудка. Но рассудок в современных представлениях не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

«Дух (греч. πνευμα) — субстрат мышления и желания, способный покидать тело человека.»[6] В марксистской философии означает то же, что и сознание.[7] Сознание — способность соотносить себя с миром, идеального воспроизведения действительности,[8] хотя иногда употребляется как синоним разума,[9] не производит непосредственно суждения и умозаключения.

Разум в философии

Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в своё единство противоположные характеристики.

Разум и язык

Действие разума, как осмысления всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью (языком), которая закрепляет за одним знаком неопределённое множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений, подобных или однородных между собой. Если рассматривать языковой знак в его целости, нераздельно с тем, что им выражается, то можно признать, что действительная сущность разумного мышления выражается в словах, из которых рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия).

Подходя к вопросу о возможности невербального мышления Брауэр показал, что математика — автономный, находящий основание в себе самом вид деятельности, не зависящий от языка и что идеи математики уходят в разум куда глубже, чем в язык, не завися от словесного восприятия. Естественный язык способен, по Брауэру, создать лишь копию идей, соотносимую с ней самой, как фотография с пейзажем.

Разум и божество

В древности разум традиционно связывался с благом и божеством. После того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление — τής νοήσεως νοήσις) и стоики (учившие о мировом разуме) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешилась[уточнить] в неоплатонизме, ставившем Разум и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной — за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта — за умоисступлённым восторгом (έχστασις). Христианская традиция не связывает разум с божеством, требуя для приближения к божеству не разума, но избежания греха, определённое и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении (схоластика) между разумом как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (illummatio divina s. lux gratiae). В то же время Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский и другие представители патристики учили, что образ Божий заключается в разумности человека[10].

С точки зрения Владимира Соловьёва, «когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определённым содержанием, тогда как разум (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а даёт лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение разуму, как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще».

Разум и опыт

В некоторых философских течениях XIX века разум противопоставлялся естественному опыту, или эмпирии. Существовало и обратное стремление — выводить разум или саму идею всеобщности из единичных фактов опыта (см. Эмпиризм).

Разум и мозг

Мозг определяется как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и ответственная за основные электрохимические нейронные процессы. С точки зрения современной науки, мозг представляет собой сложнейшую нейронную сеть, производящую и обрабатывающую огромное количество логически связанных электрохимических импульсов, а внутренний мир человека, в том числе его разум, является продуктом этой работы.

В современном научном сообществе точка зрения о том, что разум есть продукт работы мозга, является главенствующей[11]. Так же считают сторонники искусственного интеллекта,[12] высказываются также мысли, что разум компьютероподобен, алгоритмичен. Точки зрения — порождаемость разума мозгом и компьютероподобие разума — не обязательно сопутствуют друг другу[13].

К параметрам, формирующим отличительные особенности разума относят:

  • объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике[14],
  • многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации[15],
  • сознание[16],
  • память[17].

Существуют различные мнения по поводу взаимопроникновения мозга и таких понятий, как сознание, ум, разум, рассудок, дух, душа, память, некоторые даже предполагают, что разум существует в некотором роде независимо от мозга или имеет отношение к парафеноменам.

В философии сознания различаются понятия разум и мозг,[18] и существует «психофизическая проблема», главным предметом которой становится вопрос о соотношении ментальных состояний (мыслей, желаний, чувств и т. п.) и физических состояний мозга.

Разум у животных

Вопрос наличия разума у животных остаётся спорным в кругах ученых, но в целом многие сходятся во мнении что определёнными формами разума и зачатками самосознания обладают некоторые высшие млекопитающие, такие как шимпанзе и дельфины. Также животные обладают интеллектом (по крайней мере практическим и социальным), высокоразвитыми инстинктами и другими адаптивными способностями.

См. также

Примечания

  1. ↑ Ум // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Швырев В. С. Разум // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  3. Соловьёв В. С. Разум // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑ Encyclopaedia Britannica[1]
  5. ↑ Русско-латинский словарь
  6. ↑ Дух // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  7. ↑ Дух // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  8. Спиркин А. Г. Сознание // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  9. Сознание — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  10. ↑ Журнальный зал | Континент, 2002 N112 | Пиама ГАЙДЕНКО — Наука и христианство: противостояние или союз?
  11. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность: Учебник для вузов по спец. «Биология», «Психология», «Философия». — М.: Высш. шк., 1991. — 256 с.
  12. Ревич Ю. В. В поисках разума. Искусственного // Знание — сила. — 2004. — № 7. — 83-92 (перепечатка: Ревич Ю. В. В поисках разума. Искусственного // «Домашний компьютер» — № 5. — 05.05.2006 года.
  13. Сандра Блейксли, Джефф Хокинс. «Об интеллекте». — М.:СПб.:Киев: Издательский дом «Вильямс», 2007 ISBN 978-5-8459-1139-1 (текст)
  14. ↑ Марков А. Эволюция человека. Обезьяны, нейроны, душа. М.:Астрель. 2011. — 512 с. ISBN 978-5-271-36294-1
  15. ↑ Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте. М.:ООО «И. Д. Вильямс, 2007. — 240 с. ISBN 978-5-8459-1139-1
  16. ↑ Рамачандран В. С. Рождение разума. Загадки нашего сознания. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 224 с. ISBN 5-9693-0022-5
  17. ↑ Кандель Э. В поисках памяти. Возникновение новой науки о человеческой психике. М.:Астрель. 2012. 736 с. ISBN 978-5-271-36938-4
  18. Newman, James B. Psychological Theory // Bulletin of Psychological Type, Vol. 14, № 2, Spring 1991. (Реферативный перевод Д. А. Лытова)

Литература

Разум — это… Что такое Разум?

(Λυγος, ratio). — Кроме значения Р. как особого вида мыслительной деятельности по соотношению с рассудком (см. Рассудок — разум), под Р. в более широком смысле понимается существенная для человека, как такого, способность мыслить всеобщее в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных. Такая способность отвлечения и обобщения, очевидно, включает в себя и рассудок, в силу чего в некоторых языках, напр. французском, коренного различия между Р. и рассудком вовсе не полагается (raison — raisonnement) Действие Р., как мышление всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью, закрепляющей одним словесным значком неопределенное множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений подобных или однородных между собой. Если брать слово в его целости, нераздельно с тем, что им выражается или изрекается, то должно признать, что в слове и словах дана действительная сущность разумного мышления (греч. λογος — слово = Р.), из которой рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия). В древней философии после того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление — τής νοήσεως νοήσις) и стоики (учившие о мировом Р.) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме, ставившем Р. и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной — за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта — за умоисступленным восторгом (έχστασις). Более определенное и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении между Р. как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (illummatio divina s. lux gratiae). Когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определенным содержанием, тогда как Р. (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а дает лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение Р., как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще. Столь же неосновательно противоположение, делаемое в новой философии между Р. и естественным опытом, или эмпирией. Оно имело бы смысл лишь при отождествлении Р. с панлогизмом Гегеля (см.), утверждавшего, что наше разумное мышление создает из самого себя, т. е. из себя как формы, все свое содержание. Но так как это учение, единственное по смелости замысла и по остроумию исполнения, в принципе неверно, так как наш Р. получает свое содержание из опыта, то прямого противоположения между ними не может быть допущено. Еще менее логично обратное стремление — выводить самый Р. или самую идею всеобщности из единичных фактов опыта (см. Эмпиризм). О Р. в других отношениях см. Рационализм и Философия.

Вл. С.

Разум что это? Значение слова Разум

Значение слова Разум по Ефремовой:

Разум — 1. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. // Продукт деятельности мозга, выражающийся в речи.
2. Ум, интеллект (противоп.: чувство). // Разумность.
3. устар. Смысл, идейное содержание.

Значение слова Разум по Ожегову:

Разум — Способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум N1 интеллект в Anti чувству


Разум Ум N2, умственное развитие

Разум в Энциклопедическом словаре:

Разум — ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений- высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей(рационализм). Своеобразный культ разума характерен для эпохи Просвещения.См. также Логос, Нус, Интеллект, Рассудок и разум.

Значение слова Разум по словарю синонимов:

Разум — рассудок
ум
здравый смысл

Значение слова Разум по словарю Ушакова:

РАЗУМ, разума, м. 1. только ед. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая Смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Человек наделен разумом. Животные лишены разума. Да здравствуют музы, да здравствует разум! Пушкин. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания. Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов (Интернационал). действовать в согласии с разумом. 2. только ед. Уменьш.-ласкат. к, интеллект, в противоп. чувству. Разбиты все привязанности, разум вступил в свои права. Некрасов. 3. Смысл, идейное содержание, значение чего-н. (перевод. фр. raison) (книжн. устар). Разум слова. Разум закона. Разум истории. Ум за разум заходит у кого — поговорка о том, кто не в состоянии соображать, разумно рассуждать или действовать. Просто у меня с горя ум за разум зашел. Чехов.

Значение слова Разум по словарю Даля:

Разум
м. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие). способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца,

Значение слова Разум по словарю Брокгауза и Ефрона:

Разум (Λυγος, ratio). — Кроме значения Р. как особого вида мыслительной деятельности по соотношению с рассудком (см. Рассудок—разум), под Р. в более широком смысле понимается существенная для человека, как такого, способность мыслить всеобщее в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных. Такая способность отвлечения и обобщения, очевидно, включает в себя и рассудок, в силу чего в некоторых языках, напр. французском, коренного различия между Р. и рассудком вовсе не полагается (raison — raisonnement) Действие Р., как мышление всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью, закрепляющей одним словесным значком неопределенное множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений подобных или однородных между собой. Если брать слово в его целости, нераздельно с тем, что им выражается или изрекается, то должно признать, что в слове и словах дана действительная сущность разумного мышления (греч. λογος — слово = Р.), из которой рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия). В древней философии после того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление — τής νοήσεως νοήσις) и стоики (учившие о мировом Р.) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме, ставившем Р. и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной — за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта — за умоисступленным восторгом (έχστασις). Более определенное и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении между Р. как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (illummatio divina s. lux gratiae). Когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определенным содержанием, тогда как Р. (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а дает лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение Р., как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще. Столь же неосновательно противоположение, делаемое в новой философии между Р. и естественным опытом, или эмпирией. Оно имело бы смысл лишь при отождествлении Р. с панлогизмом Гегеля (см.), утверждавшего, что наше разумное мышление создает из самого себя, т. е. из себя как формы, все свое содержание. Но так как это учение, единственное по смелости замысла и по остроумию исполнения, в принципе неверно, так как наш Р. получает свое содержание из опыта, то прямого противоположения между ними не может быть допущено. Еще менее логично обратное стремление — выводить самый Р. или самую идею всеобщности из единичных фактов опыта (см. Эмпиризм). О Р. в других отношениях см. Рационализм и Философия. Вл. С.

Определение слова «Разум» по БСЭ:

Разум — см. в ст. Рассудок и разум.



Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Ум — это общий термин для того, как человек думает, рассуждает, воспринимает, хочет и чувствует. Для науки то, что другие называют умом, — это , полностью , вызванное работой мозга. Философ Гилберт Райл назвал ум «Призрак в машине». Он сказал, что идея о том, что он отделен от мозга, была ошибочной «Официальной доктриной». [1] [2] Однако некоторые думают, что разум отделен от тела и называется душой (см. Дуализм).

Многие люди спорят о том, что решает. Некоторые говорят, что только разум и память являются частью ума, потому что они сознательны. С этой точки зрения эмоции, такие как любовь, ненависть, страх и радость, отличаются от ума. Некоторые люди с этой точкой зрения говорят, что эмоции являются частью сердца. Другие утверждают, что наши рациональные и эмоциональные состояния не могут быть разделены и должны быть частью того, что мы называем умом.

Люди часто используют ум как , чтобы обозначать то же самое, что и мысль : то, как мы разговариваем сами с собой «в наших головах».Отсюда и поговорки «решайся», «передумай» и «о двух умах». В этом смысле одной из важных вещей ума является его личность. Никто другой не может «познать наш разум».

Первоначальное значение древнеанглийского gemynd было памятью. Это объясняет высказывания , напоминающие , , приходящие на ум , , помните , , чтобы иметь в виду , и так далее. У старого английского были другие слова, чтобы выразить то, что мы сегодня называем «разумом», например, hyge , что означает «разум, дух».Слово ум постепенно стало означать все сознательные мысли в течение 14 и 15 веков. [3]

Аспекты ума [изменить | изменить источник]

Мысль — это когда мы поглощаем то, что происходит вокруг нас, чтобы мы могли эффективно с этим справляться в соответствии с нашими планами и желаниями Мышление — это использование информации, например, формирование концепций, решение проблем, рассуждение и выбор.

Память — это когда мы храним информацию в наших умах и можем позже ее вспомнить.

Воображение — это способность изобретать миры в уме, завершенные или нет.Разум делает это, опираясь на опыт в общем мире.

Сознание — это знание того, что мы существуем, и мир существует, и способность понимать, что происходит вокруг нас.

Психическое здоровье [изменить | изменить источник]

Как и тело, разум может быть здоровым. Мера этого называется психическим здоровьем. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нет единого способа измерения психического здоровья у всех людей, потому что в нашей среде есть много вещей, которые могут отличить психически здорового человека от одного человека другому.В целом, большинство экспертов сходятся во мнении, что «психическое здоровье» и «психическое заболевание» не являются противоположностями. Другими словами, отсутствие психического заболевания не означает, что у вас хорошее психическое здоровье.

Одним из способов изучения психического здоровья является изучение того, насколько хорошо человек живет. Признаки психического здоровья включают в себя: чувство способности и счастья, способность справляться с нормальным уровнем стресса, заводить и поддерживать друзей, вести независимую жизнь и способность восстанавливаться после трудных ситуаций.

Философия [изменить | изменить источник]

Философия ума — это раздел философии, который изучает природу ума и его связь с телом.Основная проблема заключается в том, как разум связан с телом, но есть также вопросы о природе ума, которые не говорят о его отношении к физическому телу. [4]

Дуализм и монизм — это два основных способа, которыми люди пытаются решить проблему разума и тела. Дуализм — это когда люди верят, что разум и тело каким-то образом отделены друг от друга. Это можно проследить до Платона, [5] Аристотеля, [6] [7] [8] и школ санкхья и йоги индуистской философии, [9] , но это было наиболее точно сформулировано Рене Декартом в 17 веке. [10]

Монизм — это убеждение, что разум и тело не являются физиологически и онтологически различными видами сущностей. Впервые эта точка зрения была замечена в западной философии Парменидом в 5 веке до нашей эры, а позднее — рационалистом 17 века Барухом Спинозой. [11] Согласно Спинозе, разум и тело — это две части большего существа.

Идеалисты считают, что разум — это все, что существует, и что внешний мир фактически составлен разумом.Физики считают, что все может быть выражено физическим. Нейтральные монисты считают, что все может быть психическим или физическим, в зависимости от того, как вы это видите. Например, красное пятно на стене является физическим, потому что оно зависит от физической стены, но оно является ментальным, потому что наш мозг реагирует на цвет. Наиболее распространенными монизмами в 20-м и 21-м веках были разные виды физикализма, включая бихевиоризм. [1] [2] [4]

Психология [изменить | изменить источник]

Психология — это изучение того, как мы думаем, чувствуем и действуем.Он включает в себя научное изучение таких процессов, как восприятие, познание, чувства, личность, а также вещи вокруг нас, которые могут повлиять на то, как мы думаем. Из этого исследования психологи пытаются сформировать правила того, почему мы действуем так, как делаем. Психология также включает в себя использование этих знаний для решения проблем повседневной жизни и лечения проблем психического здоровья.

Социальная психология и групповое поведение [изменить | изменить источник]

Социальная психология — это изучение того, как мы думаем, чувствуем и действуем в группах других людей.Большинство людей, которые изучают социальную психологию, являются либо психологами, либо социологами.

Глаз разума [изменить | изменить источник]

Фраза «Разум глаз » относится к способности видеть вещи умом.

  1. 1,0 1,1 Ryle, Gilbert. 1949. Концепция разума . Лондон: Хатчинсон. 15–18 Абсурд официальной доктрины. ISBN 0-226-73295-9
  2. 2.0 2.1 Пинкер, Стивен 2002. Чистый лист: современное отрицание человеческой натуры . Лондон / Нью-Йорк: Путнэм Пингвин. Глава 1 Официальная теория: стр. 8–11. ISBN 0-670-03151-8
  3. ↑ OED; etymonline.com
  4. 4.0 4.1 Ким Дж. 1995. Проблема разума и тела. В Оксфордский компаньон философии , Тед Хондерих (ред.), Издательство Оксфордского университета.
  5. ↑ Платон (Duke E.A. et al. eds) 1995. Phaedo . Издательство Оксфордского университета.
  6. ↑ Робинсон Х.1983. Аристотелевский дуализм. Оксфорд Исследования по древней философии 1 , 123–44.
  7. ↑ Nussbaum M.C. 1984. Аристотелевский дуализм. Оксфордские исследования древней философии 2 , 197–207
  8. ↑ Nussbaum M.C. и Рорти А.О. 1992. Эссе о Аристотеле Де Анима . Издательство Оксфордского университета.
  9. Шри Свами Шивананда. «Санкхья: индуистская философия: санкхья».
  10. Декарт, Рене (1998). Беседа о методе и размышления о первой философии . Hacket. ISBN 0-87220-421-9 .
  11. ↑ Спиноза, Барух (1670) Трактат Богословский .
,

Что такое разум? — Изучение буддизма

Разум — это индивидуальное, субъективное переживание «чего-то», которое постоянно меняется от момента к моменту.

Понятие «разум» неуловимо, и разные языки понимают его по-разному. Буддистский термин для ума на санскрите читта , и имеет широкий спектр значений. Оно включает в себя чувственное восприятие, словесное и абстрактное мышление, эмоции, чувства счастья и несчастья, внимание, концентрацию, интеллект и многое другое.Когда буддизм говорит об уме, это относится к каждому виду умственной деятельности.

В центре внимания не физическая основа — мозг, нервная система, гормоны и т. Д. — ни химическая или электрическая активность. Буддизм не отрицает ничего из этого, потому что, конечно, они существуют и являются неотъемлемо вовлеченными. Ум не относится к какой-то нематериальной «вещи», которая занимает мозг и также производит его активность. Кроме того, буддизм не утверждает коллективного бессознательного или универсального разума.

Что такое умственная деятельность?

Если ум и умственная деятельность — это индивидуальное, субъективное переживание чего-либо, что конкретно означает, например, гнев? Это возникновение гнева и ощущение его, которые происходят одновременно. Вместе они описывают одно событие в непрерывном потоке переживания чего-либо. Чей опыт? если , то я злюсь, это мой опыт , а не ваш. Но нет отдельного того, чтобы я нажимал кнопку гнева на машине под названием «ум» — мы просто часть события переживания.

Это похоже на то, когда мы видим что-то вроде яблока. Исходя из научного понимания, лучи света проникают в наши глаза через роговицу, встречая фоторецепторные клетки сетчатки. Это запускает электрические импульсы, которые передают оптическую информацию в мозг, где она обрабатывается. Субъективное переживание этого — возникновение ментальной голограммы яблока, и это то, что значит видеть это. Разум, однако, не является пустым пространством где-то в мозгу, в котором возникает эта голограмма яблока, как следует из выражения «иметь в виду что-то.”

Ментальные голограммы могут также представлять звуки, запахи, вкусы и физические ощущения даже в нашем воображении и снах. Образ возникновения ментальной голограммы может также описывать возникновение эмоций и уровней счастья или несчастья, основанных на секреции гормонов различными другими частями мозга. В любой момент содержание наших ментальных голограмм представляет собой комплекс многих факторов: объект, такой как взгляд или мысль, со смесью эмоций, плюс некоторый уровень счастья или несчастья.

[См .: Что такое счастье?]

Нейронаука и буддизм

С момента открытия Института Разума и Жизни в 1987 году Далай-ламой и чилийским нейробиологом Франсиско Варелой международные группы ученых и опытных буддийских учителей изучают взаимодействие между разумом и мозгом. Нейробиологи наблюдали за мозговой активностью как начинающих, так и опытных медитаторов, выявляя, что устойчивая медитация влияет на нейропластичность мозга, создавая новые нервные пути, которые облегчают генерирование концентрации и положительных эмоций, таких как сострадание.

До настоящего времени открытия западной науки и буддизма дополняли и обогащали друг друга, и совместные предприятия буддийских практикующих и выдающихся ученых являются отличительной чертой того, к чему призывает Далай-лама — буддизм 21-го века.

Умственная деятельность по переживанию жизни — это то, что буддизм подразумевает под «умом». Эта деятельность меняется каждый момент и всегда сопровождается различными психическими факторами. Буддизм учит нас тому, что мы не жертвы того, что бросает на нас жизнь, а играем неотъемлемую роль в том, как и что мы переживаем в жизни.Тренируя наш разум, мы можем радикально изменить наш опыт к лучшему, и благодаря постоянным усилиям это позитивное изменение станет легким.

,

Что такое теория разума?

Теория ума стоит отдельно от других теорий, которые стремятся объяснить, как мы можем приписать психические состояния тем, кого мы считаем «другими». В частности, в нем говорится, что в какой-то момент в возрасте 3 или 4 лет мы осознаем, что другие люди придерживаются других взглядов, убеждений и знаний, чем мы. Для нашего ума становится очевидным, что знания могут быть разделены (мы можем знать то, чего не знает кто-то другой, и наоборот). Мы понимаем, что существует такая вещь, как притворство (способность создавать ложь).И мы понимаем, что другие люди могут чувствовать себя не так, как мы, а это значит, что мы не все разделяем одни и те же психические и эмоциональные состояния и убеждения одновременно Это первый, огромный шаг к метапознанию или мышлению [источник: Wiley-Blackwell].

Навыки, связанные с теорией разума, проявляются не у всех людей. Давно замечено, что люди с аутистическим спектром обладают слепотой , характеризующейся неспособностью учитывать чужие взгляды, желания, потребности и желания.Это часто связано с отсутствием эмпатии, хотя в последние годы эта идея подверглась критике. Вместо этого исследователи пришли к выводу, что людям с аутизмом не хватает теории умственных навыков.

Чтобы проверить это, исследователи дали аутичным детям тесты на ложное убеждение. Эти тесты идут примерно так:

Салли играет со своим мячом в своей комнате. Она встает, чтобы ненадолго пойти на кухню, и кладет мяч в свой верхний ящик комода.Пока ее нет, ее мать входит в комнату Салли и переносит мяч из ящика комода в ящик для игрушек. Когда Салли вернется с кухни, где она будет искать свой мяч?

Невротичный ребенок правильно предположил бы, что Салли будет искать в ящике свой мяч, поскольку именно там она его и оставила. Этот ответ показывает, что ребенок развил осознание того, что другие могут не обладать знаниями, которые у него есть, что является отличительной чертой теории разума. Хотя этот ребенок знает, что мать Салли перевела мяч, Салли не знает.Дети с аутизмом обычно склонны отвечать, что Салли будет смотреть в ящик для игрушек, где они знают, что мяч был перемещен.

Дети с аутизмом еще более склонны к провалу теста на ложное убеждение второго порядка. Они подробно описывают тест Салли, где детей спрашивают, что, по их мнению, думает второй персонаж о другом персонаже; например, то, что Джон думает, что Тодд знает, находится в его ланч-боксе [источник: Барон-Коэн].

Теория ума — интересная концепция.Возможно, дальнейшее изучение аутизма само по себе даст больше ответов на то, как мы достигаем этого удивительного состояния, когда мы можем думать о других.

,
Этот тест покажет, что скрывает ваше подсознание ⋆ LonerWolf

Король и королева всех викторин!

Shadow Work Journal Advertisement image Shadow Work Journal Advertisement image

Что вы получаете, когда вы объединяете японскую психологию, тест Роршаха, каплю юнгианской психологии и Таро вместе? Ну … ты узнаешь! (Но я могу гарантировать, что это, вероятно, один из самых странных тестов, которые вы когда-либо проходили.)

Что такое подсознание?

Ваше подсознание похоже на фундамент, в котором хранится весь материал, который в настоящее время не обитает в вашем сознании.

Каждая память, умение, опыт, чувство, мысль и забытая / подсознательная информация хранятся в вашем подсознании. Именно эта мощная часть вашего мозга выполняет действия на автопилоте, предоставляет интуитивную и инстинктивную информацию и предопределяет, как вы будете действовать в любой конкретной ситуации.

Сила вашего подсознания

Подсознание для большинства людей является полной загадкой. И все же наука доказала, что большой процент наших чувств, мыслей и важных жизненных решений основан на импульсах, возникающих в этом странном мире.

Ваше подсознание влияет на все, от партнера, которого вы выбираете, на работу, которую вы берете на себя, на тех людей, которых вы принимаете, на зависимости, которые вы развиваете, и на ваши устремления в жизни. Самое сумасшедшее в том, что мы часто даже не осознаем влияния, которое наше подсознание оказывает на нас.

В подсознании есть и другая темная сторона: — это место, где мы часто скрываем или подавляем эмоции, с которыми не хотим сталкиваться. Имейте в виду, не все, что скрыто в подсознании, является негативным, но кое-что из этого довольно зловещее.В этом тесте есть возможность выявить как положительные, так и отрицательные качества о себе.

Тест подсознательного разума

Получив ответ в этом тесте, расскажите о возможных реакциях. Вы чувствуете шок, злость или оборону? Если это так, учтите, что эти реакции могут быть защитными механизмами. Механизмы защиты подобны внутренним стенам, которые немедленно поднимаются, когда мы прикасаемся к неудобной (или болезненной) истине. Кроме того, не принимайте ответ, который вы получаете, как уверенность.Посмотрите на это как на возможность. Как и в любом тесте, точность не может быть гарантирована на 100% (но мы старались изо всех сил!).

Получите удовольствие от этого теста на подсознание и не забудьте поделиться своими результатами (если вы так склонны)!

О да:

P.S. Почему Таро включено в этот тест? Большинство людей имеют ложные предположения о Таро. Доминирующее убеждение состоит в том, что Таро — это какой-то фокус с фокусами на гаданиях.Это далеко от правды. Да, Таро может быть использовано украшенными драгоценными камнями «цыганскими гадалками», чтобы делать грандиозные предсказания. Но большинство из подлинных читателей Таро в наше время полагают, что путь в камень не проложен. Мы отвечаем за нашу судьбу. Таро — это мощный психологический инструмент, который раскрывает ваши неосознанные желания, потребности, мысли, дары и стремления. Короче говоря, Таро — это мощный инструмент для исследования вашего бессознательного. В этом тесте я использую колоду, которую я лично использую, и рекомендую ее под названием «Колода издевательства Таро Смита-Уэйта».

Мы также создали вопросы, вдохновленные книгой «Кокология», созданной профессорами университета Исаму Сайто и Тадахико Нагао.

На тесте!

Что ты получил?

Поделитесь своим результатом в комментариях ниже!

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *