Что такое обобщение: Значение слова ОБОБЩЕНИЕ. Что такое ОБОБЩЕНИЕ? – обобщение — Викисловарь

Автор: | 08.07.2020

Содержание

обобщение — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.обобще́ниеобобще́ния
Р.обобще́нияобобще́ний
Д.обобще́ниюобобще́ниям
В.обобще́ниеобобще́ния
Тв.обобще́ниемобобще́ниями
Пр.обобще́нииобобще́ниях

об-об-ще́-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: об-; корень: -общ-; суффикс: -ениj; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [ɐbɐpˈɕːenʲɪɪ̯ə] 

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений ◆ Я всецело, всем умом, всей мыслью моей за «вообще», за обобщение, но всей мыслью, всем умом против «вобче», против аглютинирования, сминания темы в какой-то общий разговор. С.Д. Кржижановский, «Московские вывески», 1924 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. суммирование, синтезирование
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Обобщение — это… Что такое Обобщение?

        форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции (См. Абстракция). Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа.

         О. — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса затемняющих их явлений, унифицировать и в «единой формуле» отождествлять множества различных вещей и событий.

         По семантико-гносеологическому содержанию О. делятся на два основных типа: 1) порождающие новые семантические единицы (концепты), т. е. такие понятия, законы, принципы и теории, которые не детерминируются исходным семантическим полем (первичной семантикой), и 2) не порождающие таковых. Последние могут давать лишь новые варианты старых значений; они имеют более простую структуру сравнительно с первыми и часто являются их предельными случаями. Ко 2-му типу, в частности, принадлежат: Экстраполяция (например, распространение квантовой интерпретации закона теплового излучения Планка на область световых явлений, позволившее объяснить Фотоэффект), неполная Индукция (например, распространение на все вещества известного из опыта свойства ряда веществ находиться в трёх агрегатных состояниях) и
-обобщение чистой логики предикатов (См. Логика предикатов), являющееся по существу синонимич. переходом от А (х) к ∀xA (x), где условие А (х) мыслится в интерпретации всеобщности. К 1-му типу относятся все т. н. теоретические О., или О. через абстракцию, которым в познании соответствует переход от абстракции n-го порядка к абстракциям более высокого порядка, В частности, это естественное для логики О. посредством замены постоянных переменными, позволяющее выделять «в чистом виде» такие сущности, как «свойство» и «отношение»; это — О. на основе идеализированного эксперимента, наводящего на умозрительные принципы, подобные принципу инерции или принципу относительности, а также О. через отождествление по свойству, позволяющее выявить общую сущность по-разному воспринимаемых явлений например то что магнетизм, электричество и свет суть лишь разные проявления электромагнитного поля. К 1-му типу относится и
-обобщение прикладной логики («правило Локка», широко применяемое в практике математических доказательств (См. Доказательство), когда при переходе от частного значения х ко всем х в интервале абстракции отождествления обеспечивается сохранение истинности предиката, установленного для частного значения. Это всегда возможно, если истинность предиката зависит не от частного значения
х,
а только от определяемой соответствующим отождествлением области его изменения — от класса абстракции, обобщённым представителем которого (эталоном) служит в этом случае данное частное значение (см. Абстракции принцип). При этом, в отличие от -обобщения чистой логики, возникает и новый семантический контекст О.: первоначальная условная интерпретация посылки заменяется интерпретацией всеобщности, а относимое к содержанию частного значения понятие класса абстракции входит в содержание подкванторной переменной, делая Квантор ограниченным. Но в тех случаях, когда класс абстракции совпадает с универсальным классом,
-обобщенис прикладной логики переходит в -обобщение чистой логики.          Исторически процесс развития понятий и теорий выражается в приращении знания посредством цепей обобщений, звеньями которых служат О. 1-го или 2-го типов. В цепях О. отражаются последовательные связи сущностей 1-го с сущностями 2-го, 3-го и так далее порядков. Эти связи различны, и в зависимости от их характера им соответствуют или цепи О. с сохраняющейся семантикой исходных концептов или, напротив, изменяющие первичную семантику. Примером может служить последовательное О. понятия числа путём построения систем натуральных, целых, рациональных, действительных и комплексных чисел. Для этой цепи, сохраняющей первичную семантику, характерны такие расширения исходной области, которые удовлетворяют принципу постоянства формальных законов, согласно которому законы операций, определяемых для элементов исходной области, при всех последующих её расширениях должны сохраняться и для новых элементов. Эта цепь, однако, не может быть сколь угодно продолжаемой. Уже арифметика трансфинитных количественных чисел не удовлетворяет вышеназванному принципу, но возникающий при этом переход к общему понятию количественного числа приводит и к новому пониманию арифметики натуральных чисел как арифметики мощностей конечных множеств. Примером цепи О. 2-го вида может служить переход от классической логики к интуиционистской (см. Логика), а также последовательный переход от классической механики к релятивистской механике и общей теории относительности. В подобных переходах более общая теория может иметь законченную формулировку независимо от менее общей, но она должна содержать в себе последнюю в качестве предельного случая, что составляет основное содержание принципа соответствия для цепей О. с изменяющейся первичной семантикой.

         Лит.: Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Сачков Ю. В., Процессы обобщения в синтезе знаний, в кн.: Синтез современного научного знания, М., 1973, с. 421—46; Матюшкин А. М., Новосёлов М. М., Виды обобщения и проблемы психологии обучения, «Вопросы психологии», 1974, № 2.

         Ф. В. Лазарев, М. М. Новосёлов.

Обобщение понятий — это… Что такое Обобщение понятий?

Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции[1].

Проблема научно-теоретического обобщения

Проблема научно-теоретического обобщения состоит в следующем. Отличается ли научно-теоретическое обобщение (понятие), претендующее на всеобщность и необходимость, от любого эмпирически-индуктивного «обобщения»?

Сложности, здесь возникающие, остроумно обрисовал Б. Рассел в виде короткой притчи:

Живет в курятнике курица, каждый день приходит хозяин, приносит ей зернышек поклевать, курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина связано с появлением зернышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зернышками, а с ножом, чем убедительно и докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения…

Обобщение как задача искусственного интеллекта

Формулирование задачи было сделано Ф. Розенблаттом.

В эксперименте по «чистому обобщению» от модели мозга или перцептрона требуется перейти от избирательной реакции на один стимул (допустим, квадрат, находящийся в левой части сетчатки) к подобному ему стимулу, который не активизирует ни одного из тех же сенсорных окончаний (квадрат в правой части сетчатки). К обобщению более слабого вида относится, например, требование, чтобы реакции системы распространялись на элементы класса подобных стимулов, которые не обязательно отделены от уже показанного ранее (или услышанного, или воспринятого на ощупь) стимула.

Так же как и в случае экспериментов по различению, и в этом случае можно исследовать спонтанное обобщение, при котором критерии подобия не вводятся извне или не навязываются экспериментатором, и

принудительное обобщение, при котором экспериментатор с помощью соответствующей процедуры «обучает» систему понятию подобия.

Примечания

  1. Кондаков Н. И. Обобщение // Логический словарь-справочник, Изд. 2, М.:Наука, 1975, с. 395

Литература

См. также

Обобщение — это… Что такое Обобщение?

Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема. Например, «доверенность» — «документ» — «деловая бумага».

Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. «Мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и формулирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса.»[1]

Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа.

Проблема научно-теоретического обобщения

Проблема научно-теоретического обобщения состоит в следующем. Отличается ли научно-теоретическое обобщение (понятие), претендующее на всеобщность и необходимость, от любого эмпирически-индуктивного «обобщения»?

Сложности, здесь возникающие, остроумно обрисовал Б. Рассел в виде забавной притчи:

живет в курятнике курица, каждый день приходит хозяин, приносит ей зернышек поклевать, курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина связано с появлением зернышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зернышками, а с ножом, чем убедительно и докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения… .

Обобщение как задача искусственного интеллекта

Формулирование задачи было сделано Ф. Розенблаттом.

В эксперименте по «чистому обобщению» от модели мозга или перцептрона требуется перейти от избирательной реакции на один стимул (допустим, квадрат, находящийся в левой части сетчатки) к подобному ему стимулу, который не активизирует ни одного из тех же сенсорных окончаний (квадрат в правой части сетчатки). К обобщению более слабого вида относится, например, требование, чтобы реакции системы распространялись на элементы класса подобных стимулов, которые не обязательно отделены от уже показанного ранее (или услышанного, или воспринятого на ощупь) стимула.

Так же как и в случае экспериментов по различению, и в этом случае можно исследовать спонтанное обобщение, при котором критерии подобия не вводятся извне или не навязываются экспериментатором, и принудительное обобщение, при котором экспериментатор с помощью соответствующей процедуры «обучает» систему понятию подобия.

Ссылки

  1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник, Изд. 2, М.:Наука, 1975, с. 395, «Обобщение».

Литература

  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев А. В., Комарова Н. Л., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. 2‑е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. – 320 с.
  • Мате Э., Тиксье Д. Логистика. С-Петербург: Дом «Нева», 2003. 120 с.

Смотри также

Wikimedia Foundation. 2010.

ОБОБЩЕНИЕ — это… Что такое ОБОБЩЕНИЕ?

(лат. generalisatio), в обучении, мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств усваиваемого материала. О. — одно из осн. мыслит, действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире. О. неразрывно связано с процессом абстракции и в обучении позволяет учащимся обнаруживать и выделять в усваиваемых частных знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им нек-рую целостность, что обеспечивает мышлению учащихся определённость, последовательность и дисциплинированность.

О. в обучении имеет два вида — эмпирическое и теоретическое. Эмпирич. О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства, обозначаемого особым словом и становящегося содержанием эмпирич. понятия. Эмпирич. О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирич. понятий в науке, характерно для нач. стадий познания. Формирование у учащихся эмпирич. понятий считается одной из важных целей обучения и достигается посредством соответствующего расположения материала учебника. На основе эмпирич. О. учащиеся усваивают путём обнаружения родо-видовых отношений и свойств раз л. способы классификации предметов и явлений, растений и животных (биология), частей слова и предложений (грамматика), плоских и объёмных фигур (геометрия) и т. д. Создание и иерархия эмпирич. О. подчинены задаче опознания единичного предмета как относящегося к определённому месту классификации, что является условием применения нек-рого правила в обращении с этим предметом. Ориентация на опознават. признаки рода и вида предметов служит основой применения учащимися разнообразных, усвоенных ими правил действия. Опора на классификацию помогает им включить один и тот же предмет то в узкие, то в более широкие по объёму группы (классы). Знание эмпирич. общего, будучи результатом сравнения и словесного обозначения, есть нечто абстрактное и отвлечённое. Переход от образов восприятия к эмпирич. общему (к понятию) — это переход от конкретного и чувственного к абстрактному и мыслимому. Для обеспечения такого перехода в процессе обучения используются разл. средства наглядности. Одним из наиб. распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является применение информационно-рецептивного метода обучения. Регулярное использование эмпирич. О. в обучении культивирует у человека эмпирич. мышление.

Теоретич. О. осуществляется путём анализа системы, к-рый состоит в её преобразовании с целью выявления нек-рого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Абстрактность исходного отношения состоит в том, что оно в самом начале анализа лишь в односторонней и неразвитой форме представляет целостную (конкретную) систему. Фиксируя такое отношение в знаково-симво-лич. виде, учащиеся создают теоретич. О. и, опираясь на него, раскрывают закономерные или существенные связи этого исходного отношения с разл. частными проявлениями системы, всё более конкретизируя своё знание о ней. При таком движении мысли от абстрактного к конкретному учащиеся мысленно воспроизводят целостность изучаемой ими системы. Знание теоретич. общего, будучи результатом аналитич. преобразования системы, прежде всего обнаруживается в мыслит, способах выделения и удерживания специфики ее исходного отношения в процессе его мысленного «увязывания» с разл. частными проявлениями системы. Средством обнаружения генетич. общей основы нек-рой системы служит её реальное или мысленное преобразование. Это средство используется при такой организации обучения, в к-рой учащиеся усваивают знания в процессе решения уч. задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип правильного подхода ко мн. др. однородным задачам (движение мысли «от общего к частному»). Усвоение знаний посредством решения уч. задач развивает у человека основы его теоретич. мышления. Теоретич. О. присуще образованию понятий, используемых при создании развёрнутых систем знания. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

В совр. концепциях шк. педагогики и детской психологии принята точка зрения, согласно к-рой в процессе обучения дошкольников и мл. школьников необходимо ориентироваться на эмпирич. О. Лишь в подростковом и более старшем возрасте знания усваиваются путём их теоретич. О. В 60—70-х гг. нек-рые экс-перим. исследования продемонстрировали возможность реализации теоретич. О. уже в мл. классах школы.

Лит. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; его же, Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Махмутов М. И., Проблемное обучение, М., 1975; III и м и и а А. Н., Логико-гносеологич. основы процесса формирования понятий в обучении, М., 1981; Горский Д. П., Обобщение и познание, М., 1985. В. В. Давыдов.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Обобщение — Большая советская энциклопедия

Обобще́ние

Форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции (См. Абстракция). Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа.

О. — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса затемняющих их явлений, унифицировать и в «единой формуле» отождествлять множества различных вещей и событий.

По семантико-гносеологическому содержанию О. делятся на два основных типа: 1) порождающие новые семантические единицы (концепты), т. е. такие понятия, законы, принципы и теории, которые не детерминируются исходным семантическим полем (первичной семантикой), и 2) не порождающие таковых. Последние могут давать лишь новые варианты старых значений; они имеют более простую структуру сравнительно с первыми и часто являются их предельными случаями. Ко 2-му типу, в частности, принадлежат: Экстраполяция (например, распространение квантовой интерпретации закона теплового излучения Планка на область световых явлений, позволившее объяснить Фотоэффект), неполная Индукция (например, распространение на все вещества известного из опыта свойства ряда веществ находиться в трёх агрегатных состояниях) и -обобщение чистой логики предикатов (См. Логика предикатов), являющееся по существу синонимич. переходом от А (х) к ∀xA (x), где условие А (х) мыслится в интерпретации всеобщности. К 1-му типу относятся все т. н. теоретические О., или О. через абстракцию, которым в познании соответствует переход от абстракции n-го порядка к абстракциям более высокого порядка, В частности, это естественное для логики О. посредством замены постоянных переменными, позволяющее выделять «в чистом виде» такие сущности, как «свойство» и «отношение»; это — О. на основе идеализированного эксперимента, наводящего на умозрительные принципы, подобные принципу инерции или принципу относительности, а также О. через отождествление по свойству, позволяющее выявить общую сущность по-разному воспринимаемых явлений например то что магнетизм, электричество и свет суть лишь разные проявления электромагнитного поля. К 1-му типу относится и -обобщение прикладной логики («правило Локка», широко применяемое в практике математических доказательств (См. Доказательство), когда при переходе от частного значения х ко всем х в интервале абстракции отождествления обеспечивается сохранение истинности предиката, установленного для частного значения. Это всегда возможно, если истинность предиката зависит не от частного значения х, а только от определяемой соответствующим отождествлением области его изменения — от класса абстракции, обобщённым представителем которого (эталоном) служит в этом случае данное частное значение (см. Абстракции принцип). При этом, в отличие от -обобщения чистой логики, возникает и новый семантический контекст О.: первоначальная условная интерпретация посылки заменяется интерпретацией всеобщности, а относимое к содержанию частного значения понятие класса абстракции входит в содержание подкванторной переменной, делая Квантор ограниченным. Но в тех случаях, когда класс абстракции совпадает с универсальным классом, -обобщенис прикладной логики переходит в -обобщение чистой логики.

Исторически процесс развития понятий и теорий выражается в приращении знания посредством цепей обобщений, звеньями которых служат О. 1-го или 2-го типов. В цепях О. отражаются последовательные связи сущностей 1-го с сущностями 2-го, 3-го и так далее порядков. Эти связи различны, и в зависимости от их характера им соответствуют или цепи О. с сохраняющейся семантикой исходных концептов или, напротив, изменяющие первичную семантику. Примером может служить последовательное О. понятия числа путём построения систем натуральных, целых, рациональных, действительных и комплексных чисел. Для этой цепи, сохраняющей первичную семантику, характерны такие расширения исходной области, которые удовлетворяют принципу постоянства формальных законов, согласно которому законы операций, определяемых для элементов исходной области, при всех последующих её расширениях должны сохраняться и для новых элементов. Эта цепь, однако, не может быть сколь угодно продолжаемой. Уже арифметика трансфинитных количественных чисел не удовлетворяет вышеназванному принципу, но возникающий при этом переход к общему понятию количественного числа приводит и к новому пониманию арифметики натуральных чисел как арифметики мощностей конечных множеств. Примером цепи О. 2-го вида может служить переход от классической логики к интуиционистской (см. Логика), а также последовательный переход от классической механики к релятивистской механике и общей теории относительности. В подобных переходах более общая теория может иметь законченную формулировку независимо от менее общей, но она должна содержать в себе последнюю в качестве предельного случая, что составляет основное содержание принципа соответствия для цепей О. с изменяющейся первичной семантикой.

Лит.: Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Сачков Ю. В., Процессы обобщения в синтезе знаний, в кн.: Синтез современного научного знания, М., 1973, с. 421—46; Матюшкин А. М., Новосёлов М. М., Виды обобщения и проблемы психологии обучения, «Вопросы психологии», 1974, № 2.

Ф. В. Лазарев, М. М. Новосёлов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. обобщение — обобщение ср. 1. Процесс действия по гл. обобщить I, обобщать I 2. Результат такого действия; вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений. Толковый словарь Ефремовой
  2. обобщение — ОБОБЩЕНИЕ -я; ср. 1. к Обобщить — обобщать. О. опыта работы. 2. Общий вывод, общее положение, основанное на получении отдельных фактов, явлений. Серьёзные обобщения. Сделать смелые обобщения. Этот человек обладает склонностью к обобщениям. Смысл искусства в силе обобщения. Толковый словарь Кузнецова
  3. обобщение — ОБОБЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. обобщить. 2. Общий вывод. Широкие обобщения. Толковый словарь Ожегова
  4. обобщение — орф. обобщение, -я Орфографический словарь Лопатина
  5. обобщение — Обобщение, обобщения, обобщения, обобщений, обобщению, обобщениям, обобщение, обобщения, обобщением, обобщениями, обобщении, обобщениях Грамматический словарь Зализняка
  6. Обобщение — Переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Педагогический терминологический словарь
  7. ОБОБЩЕНИЕ — (англ. generalization) — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид… Большой психологический словарь
  8. обобщение — сущ., кол-во синонимов: 13 абстракция 10 вывод 31 генерализация 2 итог 17 общий вывод 1 подытоживание 6 резюме 9 резюмирование 3 синтез 18 синтезирование 3 стилизация 5 суммирование 8 универсализация 2 Словарь синонимов русского языка
  9. обобщение — Об/общ/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  10. обобщение — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. обобщить—обобщать. Обобщение опыта новаторов. 2. Мысль, положение общего характера, возникающие в результате наблюдения, изучения отдельных, частных явлений; общий вывод. Смелые обобщения. □ — Меня приятно поражает в вас склонность к обобщениям. Чехов, Палата № 6. Малый академический словарь
  11. обобщение — ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization; от лат. genero — производить, порождать). — 1. В логике — операция порождения экзистенциальных и универсальных суждений… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  12. ОБОБЩЕНИЕ — ОБОБЩЕНИЕ — переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Большой энциклопедический словарь
  13. ОБОБЩЕНИЕ — ОБОБЩЕНИЕ. см. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. «ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ» — англ. «generalized other»; нем. «verallgemeinerter Anderer». ПоДж. Г. Миду — возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном другом; включает совокупность ожиданий… Социологический словарь
  14. обобщение — ОБОБЩ’ЕНИЕ, обобщения, ср. (·книж. ). 1. только ед. Действие по гл. обобщить-обобщать. «…Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того… Толковый словарь Ушакова

Обобщение | Что такое Обобщение

       Обобщение   как качество личности –  склонность придавать единичному значение общего, при этом  делая огульные, необоснованные, оскорбительные или хвалебно – восторженные выводы, заключения из рассмотрения отдельных фактов.

        К одному врачу обратился за помощью сапожник. Он был тяжело болен, и казалось, что дни его сочтены. Как ни старался врач, но так и не нашел лекарства, которое могло бы помочь. Испуганный больной спросил: — Неужели нет ничего, что могло бы меня спасти? — К сожалению, я не знаю такого средства. — Если мне уже ничто не поможет, то у меня есть последнее желание. Я хотел бы съесть горшок супа из бобов и уксуса. Врач пожал плечами и покорно произнес: — Я не верю в это, но если вы так хотите, можете попробовать. На следующее утро, к его изумлению, пред ним стоял сапожник, живой и здоровый. Тогда врач сделал об этом запись в своем дневнике.

     Вскоре его вызвали к тяжелобольному портному. И в этом случае искусство и опыт врача были бессильны, чтобы помочь.
Он честно признался в этом больному. Тот взмолился: — Неужели вы не знаете какого-нибудь лекарства? Врач подумал и сказал: — Нет, но совсем недавно у меня лечился сапожник с болезнью, похожей на вашу. Ему помог суп из бобов и уксуса. — Если нет никакой надежды, я попробую, — ответил портной. Он съел этот суп и на другой день умер. Врач записал в своем дневнике: «Вчера ко мне обратился портной. Ему ничем нельзя было помочь. Он съел суп из бобов и уксуса и умер. Что хорошо для сапожников, плохо для портных».

     Обобщение, если оно осуществляется правильно – необходимый приём познания, при котором сравнивается ряд предметов, явлений и  вскрываются черты, одинаково свойственные им всем. В единичном выявляется значение общего. То есть, осуществляется мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению, обобщению их в мыслях или делается переход от одной мысли к другой более общей. Это логическое обобщение.

     Обобщение без всякой статистики – одна сплошная предвзятость. Хорошо, когда обобщения делаются грамотно, иначе обобщения превращаются в оскорбления. Например, изменила жена. Обобщение: все бабы – суки, вся жизнь – дерьмо, и солнце – грёбаный фонарь.

    Василий Иванович Чапаев читает Логику, вбегает Петька:  — Василий Иванович, что такое логика?  –  Ну как тебе это объяснить? Ну, например, ты пиво любишь? — Люблю (отвечает Петька). – Ну, раз любишь, значит, и пьешь — Естественно! — Значит и мочишься? — Знамо дело Василий Иванович! Раз мочишься, то у тебя и член имеется. —  Конечно, Василий Иванович! — Раз член имеется, значит, ты его и во взаимоотношениях с женщинами используешь. Раз так, значит, и женщин любишь!  — Обижаешь Василий Иванович! – Ну, понял что такое логика? — Понял Василий Иванович!

     Побежал дальше видит Фурманов стоит. — Ты знаешь, что такое логика? – Нет.  – Ну, вот, например,  ты пиво любишь? – Нет. – Все, кто не любят пиво, не имеют члена. – А Анка пиво пьёт? – Нет.  – Жалко девку. Детей у неё не будет. Неоткуда им взяться. Все, кто пиво не пьёт, не могут иметь детей.

     Итак, обобщение оскорбительно. Без аргументов и доказательств оно огульно переносит пороки отдельной личности на всех людей по каким-то признакам с ним схожими: пол, возраст, нация, страна.

      Обобщение – мать предубеждений. Человек всегда имеет отношения с конкретной личностью. Все выводы нужно делать на уровне конкретной личности, не прибегая к необоснованным обобщениям. Берите отдельную личность и с ней разбирайтесь: какие у неё были намерения и цели так поступить, в каком настроении она действовала, к каким средствам решила прибегнуть, чтобы осуществить свои желания.

      Обобщение – это табу для разумного человека, который понимает, что никогда нельзя обобщать. Обобщение – это оскорбление:  – Все верующие – придурки и сектанты. Все мужики – козлы. Все бабы – продажные и меркантильные суки. Все ирландцы – алкоголики. Все евреи – жадные подонки. Меня обсчитали – армяне, значит, все армяне – жулики.

     Однажды Мудрец сказал: — Предположим, кто-нибудь скажет:  – У китайцев тоже есть комнаты, значит все комнаты скопированы с китайских. Здесь есть ковёр. Это говорит о монгольском влиянии. Только что вошёл слуга, а это, несомненно, римский обычай. А может быть, древнеегипетский? Через окно я вижу птицу. Исследования позволяют нам сказать почти с уверенностью, что в Древнем Египте тоже видели птиц через окна. Поистине, эта комната представляет собой удивительный сплав унаследованных обычаев!» Что бы вы подумали о таком человеке?

      Как часто в межличностных отношениях мы слышим оскорбительные обобщения: – Всегда ты ведёшь себя паскудно.  Вечно из-за тебя одни неприятности. Ты никогда меня не понимал и никогда не слушал. Почему ты всё время пытаешься вывести меня из себя?

      – Ты всегда неуважительно разговариваешь с моей мамой и с моими подругами. А мы всё-таки леди. – Я вас, ледей, на сквозь вижу.

   Арина Забавина пишет: «Расхожая фраза «Все мужики козлы» — это пощечина всем без исключения мужчинам: нашим отцам, братьям, сыновьям… А так ли безгрешны мы — женщины, чтобы иметь право на такие слова? Нельзя по отдельным представителям судить: Об их народе. Об их религии. Обо всех представителях того же пола. Обо всех представителях той или иной профессии. Даже если их много. Даже если их (предположим) — большинство. Обобщение в любом случае будет ошибкой и заведёт либо в дебри, либо в тупик. А мы порой так бываем склонны к обобщениям, особенно в дискуссиях или полемике.
Ох уж эти обобщения со знаком «минус»… Масло для огня…  А если обобщения со знаком «плюс»? Другая крайность — розовые очки. Искажения восприятия, ведущие к болезненным разочарованиям. Нет универсальной гребёнки, под которую можно всех причесать».

     Обобщение – удел глупости. Глупость готова всё обобщить.

      Анекдоты о некорректных обобщениях. – Вася, представляешь, моя жена говорит, что все мужчины дураки.
– Нет, ошибается она, вот я, например, холостой!

    Он: — Привет, животное! Она: — Что ты сказал?! Он: — Ну, я пока ещё не определился, зайчик ты или котёнок. Вот и решил обобщить…

   Как-то раз беседовали двое уважаемых граждан из Страны дураков. — Знаешь, — сказал первый. — Когда бы я ни читал таблицу умножения, у меня кружится голова. — Вот удивительно! — воскликнул второй. — То же самое происходит со мной, когда я бегаю. Не будучи в состоянии найти какое-либо обобщающее объяснение этим двум событиям, они отправились со своими переживаниями к наимудрейшему человеку в стране. Наимудрейший сказал: — Очевидно, что и числа, и бег были изобретены человеком неблагонадёжным, и его влияние всё ещё присутствует в них. Поэтому избегайте и того, и другого!

      Обобщение – полярность мышления.

     Однажды Учитель остановился со своими учениками в тени дерева. Царила небывалая жара, и ученики изнывали от зноя. — Эх, сейчас бы воды, — сказал один из учеников. — Да, вода это всегда прекрасно, — заметил второй. — То, что слишком общо не верно, — спокойно заметил Учитель. — А верно ли это? — переспросил его самый первый ученик. — Разумеется, нет, — ответил Учитель. — Но почему?! — удивился один из учеников. — Потому, что слишком общо, — рассмеялся Учитель.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *