Что такое предметно чувственное сознание абстрактно понятийное мышление: ЧУВСТВЕННОЕ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК — МегаЛекции – Что такое предметно чувственное сознание, абстрактно-понятийное мышление? сравните их,приведя примеры

Автор: | 16.04.2019

Содержание

ЧУВСТВЕННОЕ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК — МегаЛекции

VI. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

§ 51. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕР

Мышление человека — это внутримозговые психологические про­цессы, в которых в различных идеальных формах отражаются и позна­ются предметы и явления действительности, их свойства и качества, связи и отношения.

Мышление разделяется на чувственное и абстракт­ное. Непосредственная связь человека с действительностью осущест­вляется с помощью чувств, которыми владеет человек: зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса. Чувства человека — это каналы получения им разнообразной информации о действительности. Сово­купность этих чувств, которые высоко у человека развиты, дает ему возможность разносторонне воспринимать и отражать действитель­ность, различные ее явления, свойства, стороны. Результаты чувствен­ного отражения действительности служат эмпирическим материалом для дальнейшей его обработки абстрактным мышлением, его формами.

Чувственное мышление также осуществляется в определенных формах, которые различаются качественно, участием разных чувств, охватом воспринимаемых в этих формах явлений действительности, т. е. степенью развития идеализации, обобщения. Выделяются следу­ющие формы чувственного мышления человека: ощущение, восприятие, представление. Как известно, под ощу­щением понимается психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений действительности в результате их воздей­ствия на чувства человека. Восприятие представляет собой не­посредственное отражение предмета или явления в целом, как совокупности определенных признаков, в отличие от ощущения, ко­торое является отражением лишь отдельных свойств предмета или явления. Представление как психический процесс позволяет воссоздать в мышлении человека чувственно-наглядный образ пред­мета или явления как целое на основе предшествующих их восприятий.

Возникновение абстрактных форм мышления обычно связывают с языком. Считается, что их образование происходило одновременно с образованием языка. Однако такой взгляд на генезис



 

абстрактного мышления и его взаимодействие с чувственным, по нашему мнению, не лишен механистичности. Руководствуясь прави­лом: ничто в природе и обществе не возникает из ничего, новое образуется путем преобразования старого, мы должны допустить, что истоки абстрактных форм мышления восходят к доязыковому челове­ческому мышлению, а именно: к высшим формам чувственного мыш­ления — представлению и чувственно-наглядному образу. Область человеческого мышления, говорил Потебня, шире области языка, и прежде всего в генетическом отношении. Зачатки формирования абс­трактного мышления отмечаются до образования собственно языка. Они выражались в виде обобщения обозначаемых предметов определенного порядка, осуществляемого в таких формах мышления, как представление и чувственный образ, и соотнесенности с помощью невербальных знаков (жестов, мимики, «выразительных движений», действий и пр.) этого обобщения или отдельных предметов с действи­тельностью. Это не было своего рода

salto mortale человеческого мыш­ления. Общее объективно и действительно существует в предметах и явлениях, а, следовательно, и в нашем восприятии их.

Таким образом, и представлению, и чувственному образу свойст­венны идеализация воспринимаемых предметов и их обобщение, а также их соотнесенность с действительностью. Надо полагать, именно эти качества и свойства чувственного образа и представления послу­жили истоком в движении мысли к абстрактным формам — поня­тию и суждению и коррелятивным им единицам языка — слову и предложению. Однако формирование собственно понятия и суждения в строгом смысле слова, их постепенная «кристал­лизация» в мыслительном потоке и вычленение из него обязаны языку. В языке эти формы находят типичное свое выражение в соответству­ющих языковых единицах — слове и предложении. Язык как знаковая система оказался наиболее соответствующим природе логического мышления и его формам. С возникновения языка качественно преоб­разуется предшествующее невербальное человеческое мышление.

Под формой абстрактного мышления понимается определенный способ идеального отражения действительности с помощью языка и тем самым образования содержания, свойственного данной форме. Последняя обладает структурой, свидетельствующей о ее самостоятель­ности и определенности и тем самым отличающей ее от других мыслительных форм.

Чувственные формы отражения действительности являются исход­ным материалом для языка, для языковой формы, с помощью которой эти исходные данные обрабатываются. О чувственном образе Потебня писал: «…Чувственный образ есть нерасчлененный комплекс почти одновременно данных признаков: я смотрю на траву, и все, что я в этом случае знаю о ней составляет просто один момент моего душевного состояния» (1, с. 119). Препарированный с помощью языка чувствен-

ный материал преобразуется в принципиально иные мыслительные формы — абстрактные, логические, в которых цельные, чувственно представляемые образы расчленяются на отдельные свои признаки, стороны. Если чувственный образ предмета или явления представля­ется в единстве и одновременности своих сторон и признаков, то абстрактные формы отвлекают и делают предметом познания отдель­ные его стороны и признаки. Совокупность таких абстрагированных и познанных в опыте сообщества признаков как единство образует понятие об отражаемом предмете или явлении; понятие предполагает единство как мыслительной формы, так и стоящего за понятием соответствующего предмета. Из сказанного явствует, что абстрактные формы отражения и познания действительности не отрываются и не обосабливаются от чувственных форм генетически и функционально.

С помощью языка осуществляется движение мысли от чувственного восприятия и его комплексов к логическому, понятийному мышлению, к духовной деятельности человека в полном смысле этого слова. «Только посредством объективирования мысли в слове,— подчеркивал Потебня,— может из низших форм мысли образоваться понятие» (2, с. 57). В мысли, в логическом, абстрактном мышлении человек воз­вращается к тому, что у него было в чувственном мышлении, но это отражение на высшем, сущностном уровне. По сравнению с чувствен­ными формами мышления абстрактные формы отличаются большей активностью, поскольку и образование мысли и ее выражение с помощью языка — это всегда творческий акт. Об этом движе­нии от низших форм мышления к высшим Потебня писал: «При помощи слова человек снова узнает то, что уже было в его сознании. Он одновременно и творит новый мир из хаоса впечатлений, и увеличивает свои силы для расширения пределов этого мира» (2, с. 302).

Как образование языка, языковых знаков шло стихийно и бессоз­нательно, так одновременно в единстве с этим процессом, непроиз­вольно, стихийно создавались формы мысли, связанные с этими знаками. Человеческое мышление, отражая действительность, целесо­образную предметную и умственную деятельность людей, вырабаты­вало такие формы, которые были способны выражать новое содержание и, благодаря знакам, делать его достоянием всего языкового сообще­ства. В силу объективной необходимости эти формы предполагали использование предшествующего усвоенного знания, которое служило средством представления, понимания и познания новых предметов и явлений, т. е., приобретения нового знания. Образование и развитие этих форм обусловлено природой самого человека, его биологическими предпосылками и социальными условиями, а также формированием языка как естественной знаковой системы (см. гл. X).

Выше говорилось, что представление, чувственный образ как фор­мы мышления не лишены идеализации и обобщения воспринимаемых

предметов и явлений, а, следовательно, их анализа и синтеза. Языковой знак сделал возможным отчуждать из мыслительного потока элементы анализа и синтеза в отдельных знаках и оперировать этими знаками и их значениями как самостоятельными данностями. Тем самым благо­даря языковым знакам анализ и синтез обрели самостоятельность как логические процессы, в результате чего стало возможным образование понятия — сущностной мыслительной категории, что сыграло осново­полагающую роль в развитии мышления человека, в его познании Действительности. Вербальные формы мышления дали возможность человеку оперировать в «снятом» виде предметами и явлениями, их классами, качествами, отношениями и пр., тем самым познавать их с разных сторон, проникать в их сущность.

Человек непроизвольно и стихийно был побуждаем в своей дея­тельности отражать мир и себя доступными ему, возможными средст­вами, какие позволяли ему использовать его собственная природа, общественные и естественные условия, в каких он обитал. В этих сложившихся условиях, в практической, предметной и речевой дея­тельности человека его мысль и язык «саморазвивались» по объектив­ным, независимым от индивида законам. Формами этого мысли­тельного движения были образ, понятие, суждение, предполагающие познание нового посредством участия — на различных мыслительных основаниях — уже познанного.

Абстрагированное в слове обобщение (общее) отражено в знаке и тем самым отвлечено от своего единства в действительности с отдель­ным. В слове общее как его внутренняя сторона, значение, может применяться самостоятельно вне указанного единства с отдельным. Но абстрагирование не отрывает слова от действительности, от способно­сти слова отражать и обозначать в речи отдельные предметы и явления. Напротив, именно потому, что за словом, как за языковым знаком, стоит отвлечение (мысль о классе предметов или явлений), слово может обозначать разделенные во времени и пространстве отдельные пред­меты этого класса, разные их совокупности, как и весь класс предметов или явлений. Общее как материал отвлечения существует в действи­тельности и в чувственных формах ее отражения. Слово само по себе не могло бы выражать общее.

Надо заметить, что отражение и закрепление общего в языке и речевой деятельности (последняя включает язык как важнейший свой ингредиент) не есть какое-то исключение для человеческой деятель­ности вообще. Владение каким-либо видом деятельности — это владе­ние им в отвлечении от его конкретного, предметного воплощения. Владение человеком той или другой деятельностью включает обобще­ние, отвлечение, навык. Такое владение, как и практическое знание языка,— это тоже «память опыта», позволяющая исполнять эту дея­тельность в разных условиях, разделенных во времени и пространстве, индивидуально и предметно (ср. изготовление изделий, орудий и пр.

в разных областях человеческой деятельности). Сам предметно вопло­щенный продукт той или иной деятельности есть одновременно зна­ковое закрепление этой деятельности, свидетельствующей об уровне труда, производства, а, следовательно, мышления, сознания. И как в случае с языком окружающая человека природа много «под­сказала» ему в его деятельности. Вот что пишет Потебня по этому поводу: «Здесь, как и в других случаях, сознанию того, что уже существует, мы можем приписать могущество пересоздавать это суще­ствующее, но не создавать его, не творить из ничего. Человек не изобрел бы движения, если б оно не было без его ведома дано ему природой, не построил бы жилья, если б не нашел его готовым под сенью дерева или в пещере, не сложил бы песни, поэмы, если б каждое слово не было… поэтическим произведением; точно так слово не дало бы общности, если б ее не было до слова. Тем не менее есть огромное расстояние между непроизвольным движением и балетом, лесом и колоннадою храма, словом и эпопеею, равно как между общностью образа до слова и отвлеченностью мысли, достигаемою посредством языка» (2, с. 154).

Зачатки абстрактного мышления, по нашему мнению, связаны с использованием тех или других внешних субстратов мысли и мысли­тельных процессов в качестве знаков (ср. указанные выше жест, мимика, «выразительные движения», действия и др.). Например, жест имел и имеет символическое значение. С жестом было связано в первобытном обществе определенное представление об обозначаемом, жест мог выступать как иконический знак обозначаемого объекта. Знаковая ситуация (семиозис) при использовании жеста такая же, как и при употреблении слова. За жестом также стоит обобщение, посколь­ку жест применялся не окказионально, а был постоянным, воспроиз­водимым знаком, обозначая те или другие предметы, действия, призывы и другого определенного порядка, разделенные во времени и пространстве.

В жесте, как и в других знаковых воплощениях мысли, берет начало и развитие такая форма мысли, как образ, предшествовавшая понятию, но уже включавшая обобщение, хотя и возникающее на других осно­ваниях (см. ниже). Образ также представляет собой мысль о предметах, явлениях, действиях и пр. определенного порядка. Поэтому словесное обозначение формирующихся абстракций, выступавшее одновременно и, надо полагать, параллельно с другими видами знаков, было подго­товлено всем комплексом возможных знаковых воплощений мысли, материальных ее показателей (см. гл. X).

Однако абстракция, связанная со словом, формирующаяся с по­мощью слова,— это решительное преобразование предшествующей мысли, потому что только с участием слова образуются такие формы человеческой мысли сущностного характера, как понятие, суждение, умозаключение. К этим традиционно выделяемым логиче-

ским формам мышления следует прибавить форму, с помощью которой в человеческом мышлении осуществляется объединение чувственного и абстрактного мышления, их теснейшее взаимодействие и взаимопро­никновение, а именно: образ. В образе осуществляется синтез высших форм чувственного (восприятие, представление) и абстракт­ного (понятие) мышления. Образ — необходимая Исходная основа формирования понятия.

Логические формы мышления, и прежде всего понятие, нередко сравнивают и сопоставляют с грамматическими. Общим свойством понятия и грамматической формы является то, что они классифика-ционны по своей природе. Как идеальные явления понятие и грамма­тическое значение не внеположны друг другу. Однако если понятие как форма человеческого мышления отличается всеобщностью (это, разумеется, не означает, что содержание и объем понятий также всеобщи, а не национальны), то грамматические формы индивидуаль­ны, характерны для системы того или другого язьцса. Более того, существуют такие языки, в которых нет грамматических форм как таковых (ср. изолирующие, полисинтетические языки). Классифика-ционность грамматической формы имеет синсемантинеский (сопрово­дительный) характер, а не аутосемантический (объектный), каким обычно обладает понятие. Отвлеченная классификационность грамма­тической формы не исключает в известных условиях пересечения с классификационностью понятия, выступающего в виде признака в явно выраженной или имплицитной форме (см. о признаке в гл. VIII). Кроме того, если в одном языке грамматическое значение выражается с помощью грамматической формы, то в другом оно может быть выражено лексически.

Мышление осуществляется субъективно, однако, будучи на­правленным на отражение и познание внешнего и внутреннего мира человека, оно способно наполняться объективным содер­жанием. Формирование объективного содержания нашего мышле­ния обязано, благодаря языковому общению, всему языковому сообществу; субъект осваивает в том или другом объеме это общее содержание, убеждаясь на своем опыте в его существовании. Субъек­тивное владение формами мышления вносит индивидуальность в сам характер протекания этих процессов, обнаруживает различные возмож­ности в достижении результатов мышления, не исключает произволь­ности в использовании результатов мыслительных процессов и др. Будучи диалектическим по своей форме существования и содержанию, мышление, таким образом, как и язык, представляет собой антиномию субъективного и объективного и одновременно их единство.

Между языком и мышлением — и в генезисе и в его функциони­ровании — отмечается постоянное взаимовлияние. Само возникнове­ние языка предполагает высокую степень развития мышления и было обусловлено этим процессом развития. В свою очередь, образование

языка явилось мощным толчком в развитии мышления и связанных с ним психологических и логических процессов. Только благодаря языку стало возможным образование, дифференциация и развитие абстрак­тных форм мышления, а также дифференциация и осознанность чувственных форм мышления и других психологических процессов: памяти, воли, чувств, таких явлений, как апперцепция, ассимиляция, конденсация, или сгущение мысли, ее развертывание и др.

Поскольку одна и та же форма мышления может выражать различ­ное содержание, то в интересах познания свойств формы она в определенных логических операциях может быть отделена от конкрет­ного содержания и обозначена символически. Суждения, например, Иванов есть студент, Золото есть драгоценный металл, Волга есть самая большая река в Европе и т. п., могут быть обозначены, как £ есть Р, где S— субъект, Р — предикат, есть — связка.

ЧУВСТВЕННОЕ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Как уже говорилось выше, исследователи взаимоотношения языка и мышления обычно подчеркивают, что со словом связано абстрактное мышление, поскольку за любым словом стоит обобщение. Однако подчеркивание только этой стороны слова не отражает существующих отношений между действительностью, мышлением и языком. Язык не оторван от чувственных форм мышления. Он не смог бы служить ни средством общения, ни орудием познания действительности, если бы в своем функционировании, своими единицами и их содержанием был отгорожен от форм чувственного восприятия действительности; на­против, своими единицами и их содержанием он органически связан с чувственным мышлением и познанием окружающего мира.

Одной из основных функций слова как языкового знака является перцептивная функция (см. гл. III),когда в общении слово выступает заместителем предмета или явления действительности. Абстракция (понятие), которая закреплена за словом, остается при таком приме­нении «за кадром», поскольку она известна всем говорящим на данном языке, а потому редко бывает предметом сообщения. Она выполняет регулирующую роль, определяя классификационные, логические рам­ки применения слова, относя его к конкретному предмету определен­ного порядка. На такое применение слова указывали многие ученые Г.В.Ф. Гегель, А.А. Потебня, А.Ф. Лосев, А.Н. Леонтьев и др. Благодаря своей классификационности значение регулирует и направляет работу мышления, но одновременно не теряет способности отражать и акту­ализировать отдельное, индивидуальное. Более того, слово может в разных условиях, разделенных во времени и пространстве, обозначать

отдельные предметы определенного порядка только потому, что за ним стоит обобщение. «…Слово,— писал Потебня,— есть готовое русло для течения мысли» (2, с. 4 45). Конкретную предметную отнесенность имеет не только основная номинативная единица языка — слово, но и другие номинативные единицы языка — свободные словосочетания, различные виды устойчивых словосочетаний, фразеологизмы и др., а также и коммуникативная единица языка — предложение, основной функцией которого, по утверждению синтаксистов, является обозна­чение определенной «ситуации».

Разумеется, тесная связь между чувственными и абстрактными формами мышления не лишает их существенного и принципиального различия. В языке существует такая форма мысли, которая, используя слово, служит как бы мостом между, с одной стороны, чувственным восприятием и представлением действительности, и, с другой,— абст­рактным мышлением. Такой формой является образ (см. ниже).

Абстракция не противостоит и не противоречит чувственным фор­мам отражения уже потому, что вырастает из них, основывается на них, а через них — на самое действительность. Общее существует в отдельных предметах и явлениях действительности, в чувственных формах их восприятия, а отсюда в «снятом» виде переходит в словесные значения как элемент содержания последних. Поэтому между дейст­вительностью, чувственными и абстрактными формами ее отражения объективно не может быть перегородок. Однако содержанием значений языковых единиц служат не только классификационные, общие при­знаки. Слово не математический знак, и его значение — это не голая абстракция, состоящая из предельно отвлеченных, классификацион­ных признаков. Значение слова формируется исторически и отражает субъективный подход в постепенном познании обозначаемого явления действительности; значение включает мыслительное содержание о явлении действительности всего говорящего коллектива.

Новый предмет или явление познается и обозначается с помощью функционирующих в языке понятий и их обозначений. Обозначенная некогда в слове абстракция в своем применении и развитии необходимо используется для обозначения нового предмета или явления, служа признаком (внутренней формой слова) для его представления в новом обозначении. Иными словами, существующее слово и его значение рано или поздно используется в новом обозначении для создания образа о новом предмете. Язык не располагает «пустыми» словами, «свободными» значениями; напротив, большинство слов многозначно, обременено многими значениями. Обозначение новых предметов и явлений происходит через отношение к другим явлениям и предметам и их обозначениям в языке. В языке, замечал Потебня, нет неперенос­ных значений. «Изобразительность, пока он (язык.— В.Г.) жив, не 128

оскудевает, потому что она тождественна с понятностью слова» (3, с. 54). А это означает, что выработанные в языке абстракции постоянно участвуют в создании словесных, чувственно представляемых образов. Слово и его значение или предшествующее значение слова (в случае многозначности слова) в новом обозначении выступают характерным признаком, по которому создается образ о вновь обозначаемом пред­мете, а тем самым формируется новое значение и новое обозначение.

Выше мы говорили, что обобщенность и классификационность значения явились результатом отвлечения, абстрагирования чувствен­ных данных. В то же время последние, вследствие богатства своими признаками, служат фактической основой и для образования индиви­дуальных смыслов, выходящих за рамки общеязыкового содержания слова. Индивидуальный участок семантики слова играет важную роль в процессе общения, как и само отвлечение.

Артикулируемый звук благодаря своей природе (см. гл. I) делает возможным расчленять сплошной мыслительный поток, образованный в результате восприятия действительности, выделять такие элементы мысли, соотнесенные с определенными «кусочками» действительно­сти, которые отвечают целям и задачам деятельности людей, познания ими действительности. Дискретность звука и мысли позволяет диффе­ренцировать и интегрировать явления действительности по выделен­ным и познаваемым в деятельности и практике общения человека признакам, осуществлять тем самым анализ и синтез этих явлений, проникать в их сущность. Благодаря такой своей природе звук, т. е. внешняя форма языка, способен в известной степени явно отражать строение мысли. Структурированные с помощью внешней формы элементы строения мысли могут в последующем существовать в памяти чисто идеально, вне отношения к тем элементам внешней формы, с помощью которых они были выделены и которые могут быть потеряны либо редуцированы в процессе функционирования и эволюции языка. Отсюда, надо думать, способность мысли к сгущению либо, напротив, расчленению. Логически разработанная с помощью языка мысль, ее элементы могут затем существовать внутренне как чисто идеальные сущности, которые при необходимости могут сгущаться, свертываться либо, напротив, расчленяться, развертываться. Происходит, по Потеб-не, «алгебраизация» мысли, что существенно увеличивает ее отража­тельные и познавательные возможности.

В настоящее время в науке все более утверждается мнение, что
человеческое мышление не ограничивается словесным (вербальным).
Это характерно не только для первобытной эпохи становления языка,
т. е. его генетических истоков, но и для последующего времени.
Противное мнение поддерживается тем обстоятельством, что содержа­
ние несловесных форм мышления раскрывается, интерпретируется с
помощью языка.
5

Язык — естественная семантическая интерпретанта всех других форм мыслительной деятельности человека. Язык представляет собой логически, понятийно разработанную в человеческой эволюции сис­тему обмена мыслями и отражения действительности, и как таковая, она универсальна. Но раскрывая спомощью слов содержание, например, живописного или музыкального произведения, мы тем самым доказываем, что это содержание существовало и было заключено в другом виде и способе отражения действительности. С помощью языка, т. е. с использованием абстракций, понятий — логически рас­члененных форм мышления — мы выражаем понимание, идею того, что воспринято нами, «переводим» воплощенный в «языке» живописи или музыки замысел автора на универсальную знаковую систему — язык; причем «переводим» в известном приближении, но никогда не исчерпывающе, поскольку природа указанных форм отра­жения принципиально отлична и незаменима. С помощью языка мы сообщаем абстрактную идею, делаем логический вывод о содержании, выраженном в свойственной данному виду искусства форме. Форма же воплощения этого содержания неповторима и единственна.

Поскольку у человека все формы мышления существуют и функ­ционируют в единстве, то язык, словесное мышление так или иначе участвует в любой человеческой деятельности. Язык способствует развитию человеческого мышления вообще, всех его форм.

Сам уровень разработанности, совершенства неязыковых форм мышления, их глубина отражения действительности обязаны словес­ному мышлению. В то же время очевидно, что каждый вид искусства представляет собой свойственную только ему неповторимую образную систему отражения действительности, следующую своим выработан­ным законам и приемам отражения.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Абстрактное мышление – суть понятия, как оно работает и как его развить?

Мышление в общем представляет собой способность человеческой психики к развернутому отражению реальности, объектов, явлений, а также существенных связей между ними. Это типичная для человеческого разума черта, которая стала результатом длительных эволюционных изменений. Возможность умственной деятельности позволяет эффективно заниматься самыми разными формами активности: от познавательной до творческой, преобразовательной.

Абстрактное мышление выступает основной формой когнитивных способностей, играет наибольшую роль в деле использования логики, формальной логики, иных ее форм, познавательной деятельности, изучения окружающего мира и описания его в виде непротиворечивых концепций.

Что значит абстрактное мышление? Простыми словами, под ним понимается способность описывать предметы, явления в обобщенном виде, с помощью специального условного инструментария. То есть понятий. Определять связи между ними посредством суждений. Выделять новое знание из уже известных посылок посредством умозаключений. Это мощнейшие способны определения истины, систематизации мира во всем его многообразии с помощью стандартных умственных операций. Подобная возможность присутствует только у человека, как разумного вида.

Отсутствие развитого абстрактного мышления считается нормальным до определенного возраста. Активное формирование абстрактного теоретического мышления происходит в период с 5 до 12-13 лет. В этом время человек учится оперировать формальными, отвлеченными категориями и в полной мере понимать их суть. Скорость развития разнится от человека к человеку. Развить способность подобным образом думать можно в любые годы, есть группа упражнений.

О формах абстрактного мышления

Когнитивные возможности неоднородны по внутреннему составу. Классификация проводится по преимущественной операции и виду, который применяется в каждой конкретной ситуации, при решении определенной задачи. Наиболее точно формы определяются с помощью методов и инструментов формальной логики. Всего называют три основных типа.

Понятие

Наиболее универсальная категория. Посредством понятийного аппарата человек имеет возможность определить любое явление, любой объект, процесс, все предметы окружающего мира во всем многообразии. Понятие отражает наиболее существенные признаки описываемой структуры, потому акцентирует внимание на отличительных чертах. Это позволяет отграничить объекты друг от друга. Например, понятно, почему яблоко — это яблоко, а не арбуз, а автомобиль — не холодильник. Понятие разнятся по объему, наглядно их можно представить в виде кругов Эйлера. Есть несколько типов соотношений объемов в рамках определения понятийного аппарата:

  1. Одно понятие включает в себя другое. Например, фрукты, персики. Первая категория будет более общей по сравнению с другой. Потому она изображается в форме круга, заключающего в себя второй круг. И таких кругов может быть множество, поскольку помимо персиков можно формализовать понятия прочих фруктов.
  2. Понятия частично совпадают. Это скорее контекстуальные ситуации. Например, когда определены предметы, имеющие специфические черты и одновременно в чем-то схожие. Как вариант. Студенты, играющие в шахматы и студенты, играющие в футбол. Совпадение в понятиях будет в части студентов, играющих одновременно в шахматы и в футбол.
  3. Полное несовпадение. Когда понятия не имеют общего объема. Автомобили и слоны. Люди и груши.

Понятие должно быть четко определено, это основное требование. Поскольку без выделения существенных черт явления не может быть четкого определения сути. Дефиниция должна включать в себя основные признаки, те, которые позволяют вычленить объект из группы других и придать ему обобщенные моменты.

Суждение

Это некое предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Истинность сказанного в данном случае должна быть достаточной, чтобы в дальнейшем применять суждения для мыслительных и логических операций. Например, все люди любят кататься на велосипеде. Только в том случае, если истинность сказанного будет доказана, можно применять такое утверждение для получения нового знания.

Суждение определяется объемом. Так, возможно утверждение относительно целого пласта объектов (определяется префиксами «все», «никто» или же местоимениями «я», «ты», которые также имеют признак целостности в контексте формальной логики). Также использование части объектов («некоторые», «те» и пр.). В зависимости от типа суждения определяется и дальнейший способ оперирования таковыми.

Умозаключение

Третья элементарная форма названного способа умственной активности. Считается способом получения новых знаний из уже известных. Присутствует несколько типов такового. Классический случай — силлогизм. Когда имеются две посылки, то есть два суждения, из которых можно сделать некие новые выводы. Как пример:

  • все машины — механизмы;
  • все механизмы работают на топливе;
  • следовательно, все машины работают на топливе.

В этом случае человек получает знания опосредованно, с помощью простого инструментария. Можно опустить суть явления, довести его до абсурда, суть останется той же:

  • все люди — груши;
  • все груши любят спать;
  • следовательно, все люди любят спать.

В формальной логике существуют схемы, определяющие конечный вывод из посылок. Так называемые фигуры силлогизма. Всего их четыре, по числу возможных исходных суждений (отрицающие все или в части, утверждающие все или в части).

Существуют и другие способы получения нового знания. Например, леммы и др. Они являются производными от основных и имеют собственные законы разрешения. Также индуктивные и дедуктивные умозаключения, которые исходят из других исходных суждений-посылок.

Абстрактное мышление напрямую связано с формальной логикой и математическими способностями. Развивая одно, параллельно развивается и другое.

Таким образом, к формам абстрактного мышления относится понятие, суждение и как способ получения нового знания — умозаключение.

Характерные черты абстрактного мышления

Для данного типа мыслительной активности типична группа специфических характеристик.

Отвлеченность, отсутствие связи с единым конкретным объектом

Продолжая названные выше примеры. Если говорят о яблоке. Имеется в виду класс фруктов, разновидность, а не какое-либо конкретное яблоко. Однако объектом может быть и конкретное яблоко, если относительно него делается какой-либо вывод. Например: «Яблоко лежит на столе. Я не клал его на стол. В комнате со мной только мой сосед. Следовательно, яблоко на стол положил он». Путем нехитрого умозаключения человек логически приходит к выводу о действиях другого человека. Яблоко в этом контексте — всего лишь предмет, который используется в качестве конкретного понятия для получения конкретного знания, но абстрактными методами.

Обобщенность

То есть максимальная отвлеченность от незначительных моментов при получении нового знания. Нет необходимости акцентировать внимание на несущественные факты. Не важно, положил ли сосед яблоко левой или правой рукой, если говорить утрированно. При решении сложных задач такая обобщенность позволяет отказаться от множества моментов, которые не имеют никакого смысла в контексте решаемой задачи.

Оперирование с формальными единицами, понятиями, суждениями, умозаключениями

Человек при применении методов, названных выше, использует логические структуры. Они имеют четкие рамки. Это очень удобно, поскольку позволяет сконцентрироваться на методах, исключает возможные ошибки и дает возможность четко структурировать получаемую информацию.

Присутствие явного вербального компонента

Хотя и не во всех случаях он есть на раннем этапе. Речь идет о конечном продукте. Абстрактное мышление всегда имеет конечную фазу, продукт, который используется в рамках теоретизации или же выдвижения гипотез. Потому необходимо облекать выводы в словесную форму. Более того, обычно в письменную для дальнейшего анализа и использования конечного результата как отправной точки для дальнейшей активности. Однако в процессе промежуточные результаты могут быть в виде мысли, не имеющей словесного выражения.

Описанные черты типичны для абстрактно-логического мышления. И только для него.

В каких случаях наблюдается нарушение нормальных когнитивных способностей и можно ли это исправить

Абстрактное мышление является типичной чертой человеческой личности, психики. Оно развивается не в один момент. Требуется некоторое время. Обычно в полной мере способности формируются к подростковому возрасту, возможны варианты с задержкой развития или его ранним складыванием. Развитие абстрактного мышления у человека заканчивается к 15-16 годам. В психологии и в нейропсихологии есть некоторые разночтения по этому вопросу, но несущественные. Отклонения нужно рассматривать как потенциальный симптом психопатологии.

Нарушение абстрактного мышления может быть результатом врожденных патологий генетического профиля, центральной нервной системы. К ним относят олигофрению в разных видах, синдром Дауна. Это основные диагнозы. Есть и прочие. Их объединяет выражено слабоумие, отсутствие способности к логическому мышлению. Почти в 100% случаев страдают и прочие формы умственной активности. Наблюдается падение коэффициента интеллекта до критически низких отметок. При легкой степени олигофрении, дебильности, есть возможность совершения простых операций. При достаточной компенсации изменения минимальные.

Абстрактное отвлеченное мышление является мишенью при шизофрении. Особенно злокачественной или длительно существующей. Интеллект формально остается на нормальном уровне, но пациент не в силах пользоваться инструментарием, потому начинается подобие слабоумия. Это разновидность дефекта, так называемая негативная симптоматика. Обычно такие состояние не подлежат обратному развитию или какой-либо коррекции. Однако же, современные психотропные средства имеют свойство бороться с негативными проявлениями патологического процесса.

Есть диагнозы, при которых нарушения имеют временный характер. Хотя могут быть существенно выражены. К таковым относят, например, депрессивные состояния, маниакально-депрессивные психозы, реактивные психозы.

Скорость абстрактного мышления падает при применении алкоголя, приеме наркотиков. Или же умственные способности серьезно ослабевают.

Вариантов может быть несколько. Вопрос диагностики — это уже не сфера психологии. Задача решается психиатрами, психотерапевтами, в некоторых случаях неврологами в тандеме со специалистами по психическому здоровью.

Справиться с этими проблемами можно не всегда. Все зависит от диагноза. Наиболее качественно коррекция проводится при устранении депрессий, алкогольных нарушений, последствий приема наркотиков.

Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры

Формальные методы используют три основных способа мыслительной активности. Однако этим все не исчерпывается. Чтобы получить более глубокие знания о предмете исследования используется масса вспомогательных инструментов.

Анализ

Процесс умозрительного разделения целого объекта, явления или процесса на составные части. В зависимости от применяемого подвида, далее возможно исследование каждого отдельного компонента или выделение наиболее значимых черт. В качестве примера первого – понятие преступления в праве. Включает в себя объективную и субъективную стороны, объект и субъект. Возможно разделение вполне реального объекта при анализе, физическое отделение частей. При исследовании механизмов, человеческих органов, тканей в рамках анатомии, патанатомии и т. д.

Если говорить о втором подвиде, типичнейший пример — это разработка определения понятия, выведение дефиниции. Например, человек. Какие свойства можно выделить? Ходит прямо, имеет две пары конечностей, глаза, органы слуха, разумен, обладает способностью к мышлению и речи и т. д. При анализе второго типа нужно выделять только существенные черты. Что в таком случае существенно? Способность к речи, умственная активность, прямохождение. В таком ключе эта методика и используется.

Синтез

Обратное анализу явление. Процесс объединения составных частей в целое. Особенно активно используется в научной практике, при применении правовых норм специалистами в области юриспруденции, врачами при проведении диагностики и составлении единой клинической картины (далее выдвигаются гипотезы относительно заболевания). Мыслительные операции тесно соприкасаются с повседневной жизнью.

Систематизация (или классификация)

Распределение группы понятий или реальных объектов по классам. Имеет формальное основание — то есть та черта, по которой проводится разграничение. Пример – геометрические фигуры. Критерий — количество углов. Отсутствуют — овалы, эллипсы, круги. Три — треугольник. Четыре — квадрат, параллелограмм, прямоугольник. И так далее. Наиболее продуктивно использование классификации в научной практике, статистике.

Сравнение или компаративистский анализ

Заключается в сравнении двух структур, предметов. В выявлении схожих черт, различий. Имеет смысл только тогда, когда объекты действительно похожи. Нет смысла сравнивать людей и фрукты, это абсурдно и не принесет никаких новых знаний, поскольку суть и так хорошо понятна. А вот сравнение человека и приматов, человека и животного и так далее вполне имеет смысл в контексте эволюционных концепций, биологических, анатомических знаний.

Конкретизация

Или же дедуктивный метод. Основан на переходе от общего знания к частному случаю существования такого же явления. Если брать пример: в странах Европы летом жарко. Украина — страна Европы. Следовательно, в Украине летом жарко. По сути это разновидность умозаключения.

Индукция

Есть и обратное явление. Когда от частного знания проводится движение к общему знанию. Тут справедливо будет привести такой вариант. В Украине летом жарко. Украина — часть Европы. Следовательно, в странах Европы летом жарко. Тут возникает большая проблема. Если дедуктивные умозаключения в большинстве своем истинны, то индуктивные могут быть с большой вероятностью ложными. Поскольку нарушается закон достаточного основания. Обобщения проводятся с большой осторожностью, и требует подтверждения эмпирическими методами.

Аналогия

Переведение свойств одного объекта на другой. Такой перенос также требует осторожного подхода, поскольку не всегда имеет место истина. Однако, это смелая методика, она позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи. Применяется не только в научной деятельности, но и в прикладных сферах. По такому принципу были определены некоторые законы аэродинамики, сконструированы летательные средства и т. д. Базой были исследования жизнедеятельности птиц, биологических существ.

Указанные инструменты при правильном применении дают множество информации. Позволяют добиться качественных результатов в исследованиях и практической деятельности. Сферы могут быть самими разными. Формы абстрактного мышления в таком контексте также выступают инструментами, только более общими.

При анализе становится понятна разница между абстрактным и конкретным мышлением. Если первое имеет дело с логическими конструкциями и следует четким законам, второе стихийно и основывается на опыте, работе с конкретными объектами здесь и сейчас (хотя и логическая разновидность может иметь дело с конкретными предметами, если они имеют значение в рамках ситуации).

Способы проверки степени развития когнитивных способностей

Проверка степени развития абстрактного мышления не представляет больших трудностей. С ней справляются, в том числе и психологи. Каким именно образом удается исследовать способности? Применяется группа тестов:

  1. Стандартный тест на абстрактное мышление — тест Айзенка. Позволяет исследовать интеллектуальные возможности. Дополнительно могут применяться и прочие тесты, в зависимости от ситуации.
  2. Абстрактно-вербальный стиль мышления можно оценить по результатам беседы с человеком. Дополнительно может быть представлена ситуация или тема, выводы по которой должен сделать обследуемый. Это даст больше информации, чем простой устный опрос.
  3. Возможно использование специальных логических задач. Они позволяют исследовать скорость абстрактного мышления, его качество, направленность, возможность быстро переключаться с задачи на задачу, с процесса на процесс.

Человек может проверить себя и сам. Однако, лучше, когда в деле участвует опытный психолог.

Можно ли развить абстрактное мышление, каким образом и сколько времени на это уйдет

Как развить абстрактное мышление и вообще можно ли это сделать? Да, можно. Методики существуют. Однако, это не быстрый процесс. По разным оценкам, потребуется от нескольких месяцев до года, чтобы добиться качественного результата. Развить у взрослых людей такие способности проще всего. У детей — смысла не много, нужно дождаться окончательного формирования логических способностей и только потом начинать. То есть в подростковые годы. Методики:

  1. Устные упражнения. Рассуждения на конкретные темы с выводами и прочие. Позволяют развить еще и вербальный стиль мыслительной активности.
  2. Решение логических задач. Как можно больше. Желательно с постепенным повышением сложности и четким описанием хода размышлений. Догадки и простые совпадения должны быть исключены.
  3. Написание эссе по определенным темам. С высказыванием доводов за, против, собственной позиции и выводами по вопросу. Это позволяет развить не только абстрактное, но и критическое мышление.

Читайте также: Гениальность как феномен человеческой личности и психики

Чувственное познание и абстрактное мышление

Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих  на органы чувств (например: отражение свойств горького, сладкого, теплого и т. д.).

Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например: образ автобуса, пшеничного поля и т.д.).

Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той  или иной форме. Примерами воспроизводящего представления являются образы своего дома, образы наших знакомых и родных. Представление может быть не только воспроизводящим, но и творческим, но и в том числе фантастическим.

Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными.

Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

Основные этапы развития формальной логики

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Начало первого этапа связанно с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику называют «традиционной» или формальной логикой. Традиционная формальная логика. Включает в себя такие разделы и понятия как суждение, умозаключение, законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза. Основными работами Аристотеля по логике являются «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, доказательство.

Аристотель ввел в логике орудие или (метод исследования). Основным содержанием его логики является теория дедукции, содержатся элементы математической (символической), логики, имеются «начатки исчисления высказываний».

Второй этап – появление математической  логики.

Немецкий философ Г.В. Лейбниц(1646 1716) по праву считается основоположником математической логики. Лейбниц пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешить с помощью вычисления. В 19 в. Математическая логика получила интенсивное развитие в работах Д. Буля, Э. Шредера, П. С. Порецкого и других логиков.

Математическая или символическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логического) вывода. При этом в математической логике для выявления структуры вывода строятся различные логические исчисления, прежде всего исчисление высказываний и исчисление придатков в их различных модификациях. Можно сказать, что математическая логика разрабатывает применение математических методов к анализу форм и законов доказательного рассуждения.

§ 52. Чувственное, абстрактное мышление и язык

Как уже говорилось выше, исследователи взаимоотношения языка и мышления обычно подчеркивают, что со словом связано абстрактное мышление, поскольку за любым словом стоит обобщение. Однако подчеркивание только этой стороны слова не отражает существующих отношений между действительностью, мышлением и языком. Язык не оторван от чувственных форм мышления. Он не смог бы служить ни средством общения, ни орудием познания действительности, если бы в своем функционировании, своими единицами и их содержанием был отгорожен от форм чувственного восприятия действительности; на­против, своими единицами и их содержанием он органически связан с чувственным мышлением и познанием окружающего мира.

Одной из основных функций слова как языкового знака является перцептивная функция (см. гл. III), когда в общении слово выступает заместителем предмета или явления действительности. Абстракция (понятие), которая закреплена за словом, остается при таком приме­нении «за кадром», поскольку она известна всем говорящим на данном языке, а потому редко бывает предметом сообщения. Она выполняет регулирующую роль, определяя классификационные, логические рам­ки применения слова, относя его к конкретному предмету определен­ного порядка. На такое применение слова указывали многие ученые Г.В.Ф. Гегель, А.А. Потебня, А.Ф. Лосев, А.Н. Леонтьев и др. Благодаря своей классификационности значение регулирует и направляет работу мышления, но одновременно не теряет способности отражать и акту­ализировать отдельное, индивидуальное. Более того, слово может в разных условиях, разделенных во времени и пространстве, обозначать

127

отдельные предметы определенного порядка только потому, что за ним стоит обобщение. «…Слово,— писал Потебня,— есть готовое русло для течения мысли» (2, с. 4 45). Конкретную предметную отнесенность имеет не только основная номинативная единица языка — слово, но и другие номинативные единицы языка — свободные словосочетания, различные виды устойчивых словосочетаний, фразеологизмы и др., а также и коммуникативная единица языка — предложение, основной функцией которого, по утверждению синтаксистов, является обозна­чение определенной «ситуации».

Разумеется, тесная связь между чувственными и абстрактными формами мышления не лишает их существенного и принципиального различия. В языке существует такая форма мысли, которая, используя слово, служит как бы мостом между, с одной стороны, чувственным восприятием и представлением действительности, и, с другой,— абст­рактным мышлением. Такой формой является образ (см. ниже).

Абстракция не противостоит и не противоречит чувственным фор­мам отражения уже потому, что вырастает из них, основывается на них, а через них — на самое действительность. Общее существует в отдельных предметах и явлениях действительности, в чувственных формах их восприятия, а отсюда в «снятом» виде переходит в словесные значения как элемент содержания последних. Поэтому между дейст­вительностью, чувственными и абстрактными формами ее отражения объективно не может быть перегородок. Однако содержанием значений языковых единиц служат не только классификационные, общие при­знаки. Слово не математический знак, и его значение — это не голая абстракция, состоящая из предельно отвлеченных, классификацион­ных признаков. Значение слова формируется исторически и отражает субъективный подход в постепенном познании обозначаемого явления действительности; значение включает мыслительное содержание о явлении действительности всего говорящего коллектива.

Новый предмет или явление познается и обозначается с помощью функционирующих в языке понятий и их обозначений. Обозначенная некогда в слове абстракция в своем применении и развитии необходимо используется для обозначения нового предмета или явления, служа признаком (внутренней формой слова) для его представления в новом обозначении. Иными словами, существующее слово и его значение рано или поздно используется в новом обозначении для создания образа о новом предмете. Язык не располагает «пустыми» словами, «свободными» значениями; напротив, большинство слов многозначно, обременено многими значениями. Обозначение новых предметов и явлений происходит через отношение к другим явлениям и предметам и их обозначениям в языке. В языке, замечал Потебня, нет неперенос­ных значений. «Изобразительность, пока он (язык.— В.Г.) жив, не 128

оскудевает, потому что она тождественна с понятностью слова» (3, с. 54). А это означает, что выработанные в языке абстракции постоянно участвуют в создании словесных, чувственно представляемых образов. Слово и его значение или предшествующее значение слова (в случае многозначности слова) в новом обозначении выступают характерным признаком, по которому создается образ о вновь обозначаемом пред­мете, а тем самым формируется новое значение и новое обозначение.

Выше мы говорили, что обобщенность и классификационность значения явились результатом отвлечения, абстрагирования чувствен­ных данных. В то же время последние, вследствие богатства своими признаками, служат фактической основой и для образования индиви­дуальных смыслов, выходящих за рамки общеязыкового содержания слова. Индивидуальный участок семантики слова играет важную роль в процессе общения, как и само отвлечение.

Артикулируемый звук благодаря своей природе (см. гл. I) делает возможным расчленять сплошной мыслительный поток, образованный в результате восприятия действительности, выделять такие элементы мысли, соотнесенные с определенными «кусочками» действительно­сти, которые отвечают целям и задачам деятельности людей, познания ими действительности. Дискретность звука и мысли позволяет диффе­ренцировать и интегрировать явления действительности по выделен­ным и познаваемым в деятельности и практике общения человека признакам, осуществлять тем самым анализ и синтез этих явлений, проникать в их сущность. Благодаря такой своей природе звук, т. е. внешняя форма языка, способен в известной степени явно отражать строение мысли. Структурированные с помощью внешней формы элементы строения мысли могут в последующем существовать в памяти чисто идеально, вне отношения к тем элементам внешней формы, с помощью которых они были выделены и которые могут быть потеряны либо редуцированы в процессе функционирования и эволюции языка. Отсюда, надо думать, способность мысли к сгущению либо, напротив, расчленению. Логически разработанная с помощью языка мысль, ее элементы могут затем существовать внутренне как чисто идеальные сущности, которые при необходимости могут сгущаться, свертываться либо, напротив, расчленяться, развертываться. Происходит, по Потеб-не, «алгебраизация» мысли, что существенно увеличивает ее отража­тельные и познавательные возможности.

В настоящее время в науке все более утверждается мнение, что человеческое мышление не ограничивается словесным (вербальным). Это характерно не только для первобытной эпохи становления языка, т. е. его генетических истоков, но и для последующего времени. Противное мнение поддерживается тем обстоятельством, что содержа­ ние несловесных форм мышления раскрывается, интерпретируется с помощью языка. 5

Язык — естественная семантическая интерпретанта всех других форм мыслительной деятельности человека. Язык представляет собой логически, понятийно разработанную в человеческой эволюции сис­тему обмена мыслями и отражения действительности, и как таковая, она универсальна. Но раскрывая спомощью слов содержание, например, живописного или музыкального произведения, мы тем самым доказываем, что это содержание существовало и было заключено в другом виде и способе отражения действительности. С помощью языка, т. е. с использованием абстракций, понятий — логически рас­члененных форм мышления — мы выражаем понимание, идею того, что воспринято нами, «переводим» воплощенный в «языке» живописи или музыки замысел автора на универсальную знаковую систему — язык; причем «переводим» в известном приближении, но никогда не исчерпывающе, поскольку природа указанных форм отра­жения принципиально отлична и незаменима. С помощью языка мы сообщаем абстрактную идею, делаем логический вывод о содержании, выраженном в свойственной данному виду искусства форме. Форма же воплощения этого содержания неповторима и единственна.

Поскольку у человека все формы мышления существуют и функ­ционируют в единстве, то язык, словесное мышление так или иначе участвует в любой человеческой деятельности. Язык способствует развитию человеческого мышления вообще, всех его форм.

Сам уровень разработанности, совершенства неязыковых форм мышления, их глубина отражения действительности обязаны словес­ному мышлению. В то же время очевидно, что каждый вид искусства представляет собой свойственную только ему неповторимую образную систему отражения действительности, следующую своим выработан­ным законам и приемам отражения.

Абстрактное мышление — урок. Информатика, 6 класс.

Получение знаний или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека. Существует две формы познания: чувственная (с помощью органов чувств) и логическая (абстрактное мышление).

 

Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. Мышление — это сознательный процесс переработки и усвоения информации. Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. Мышление помогает:

  • Познать законы окружающего мира;
  • Сделать научное открытие;
  • Получить знания о свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

 

Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации», «столица Российской Федерации».

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Примеры суждений: «у квадрата все стороны равны», «масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.

Примеры умозаключений:

Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн.
Масса африканского слона достигает 7,5 тонн.
Таким образом:
Вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов.

Формы получения умозаключений:

Если все \(A\) являются \(B\), а все \(B\) являются \(C\),  то все \(A\) являются \(C\).

 

krug.png

 

Например:

Если все воробьи – птицы , а все птицы – животные , то все воробьи являются животными.

Источники:

Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Понятийное мышление — Психологос

Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.

Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.

Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта.

Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор. Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам. А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем) и трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), согласовывая объем и содержание, имея представление о сохранении количества, в целом о тождественности изменяющегося объекта.

Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться «в высоких материях», это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.

Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес», «млекопитающие», «сюрреализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).

Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития. От этого просто умнеют.

Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:

Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…

Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб…

Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове — мало, три волоса в супе — ужасно.

Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.

Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения. Книги и тетради – канцтовары.

Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства.

Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление «причина — следствие», «цели — средства», «тезис — обоснование — вывод». Чем более развито у вас мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.

Вводное занятие Университета

понятие, виды, возможности комбинирования и время формирования

Познавая этот мир, а после и занимаясь его преобразованием, человек постоянно выявляет закономерные и устойчивые связи, существующие между явлениями. Все это опосредованно отражается в его сознании. Происходит это и тогда, когда, глядя на мокрый асфальт, мы понимаем, что недавно был дождь, и тогда, когда человек устанавливает законы движения небесных тел.

скульптура мыслителя

Во всех случаях мир он отражает опосредованно и обобщенно, делая определенные умозаключения, сопоставляя факты, а также выявляя закономерности, которые имеют место в самых разнообразных группах явлений. Например, не видя элементарных частиц, человек сумел познать их свойства. И даже не побывав о Марсе, узнал о нем очень многое.

Понятие мышления

Ежедневно и постоянно человек получает из внешнего мира самую разнообразную информацию. В результате работы наших чувств и органов нам становятся доступны запахи и звуки, зрительные образы, тактильные и вкусовые ощущения. Получает человек и определенные данные о состоянии своего организма. Происходит этот процесс благодаря непосредственному чувственному восприятию. Это и есть тот первичный строительный материал, с которым в дальнейшем предстоит работать мышлению. Что же это такое? Мышление является процессом переработки получаемых сенсорных данных, их анализа, сравнения, обобщения и умозаключения. Оно представляет собой высшую деятельность мозга, в результате которой создается уникальное, новое знание. То есть информация, которой до этого момента пока не было в чувственном опыте индивида.

Рождение мысли

О том, что этот процесс происходит в головном мозге, известно каждому. Однако мало кто знает о том, каким именно образом рождается мысль. А происходит это далеко не просто.

нейроны мозга

Главенствующая роль в мышлении, так же как и во всей психической деятельности, отведена нервным клеткам – нейронам. А их у человека более триллиона. При этом каждый из нейронов является своеобразной фабрикой, перерабатывающей поступающие данные. От каждой нервной клеточки отходят многочисленные связи. Они присоединены к другим нейронам. Именно благодаря этому нервные клетки обмениваются между собой электрохимическими импульсами, которые и несут в себе определенную информацию. Скорость передачи данных при этом составляет 100 метров в секунду. В этом и заключены конкретные операции мышления.

Представить себе подобный процесс можно и в виде яркого фейерверка. Сначала появляется одна яркая звездочка. Это сигнал, поступивший от внешнего раздражителя. Далее такой импульс словно рассыпается по цепочке нервных клеток вглубь и вширь. Все это сопровождается новыми вспышками, которые охватывают все большие участки головного мозга.

Самое интересно заключено в том, что импульс при прохождении по нейронным цепочкам головного мозга преодолевает определенные препятствия, которые находятся в тех местах, где соединяются нервные волокна. И это, разумеется, несколько снижает их скорость. Однако каждый последующий импульс продвигается по этому пути уже намного проще. Другими словами, человеку, заставляющему свой мозг работать, думать гораздо легче.

Конечно, знания имеют для людей высокую ценность. Однако нужны они нам в первую очередь в качестве материала для мышления. Именно поэтому умнее человек становится вовсе не тогда, когда получает новые знания. Происходит это в результате их осмысления и включения в деятельность.

Виды мышления

В головном мозге обработка информации происходит в различной направленности. Это создается отличными друг от друга типами мышления, помогающими нам в решении сотен ежедневных задач.

поступление сигналов с внешнего мира

Различные средства, которые находятся в арсенале нашего мозга, а именно обобщение и систематизация, синтез, анализ и многое другое, позволяют наиболее полно воспринимать окружающий мир и развиваться. Однако и они являются лишь отдельными элементами масштабных процессов, происходящих в сознании. К основным видам мышления, которые служат базовыми конструкциями при восприятии человеком окружающего мира, относятся:

  • практическое или конкретно-действенное;
  • конкретно-образное;
  • абстрактное.

Перечисленные виды мышления отличаются друг от друга особенностями выполняемых ими задач. Последние бывают практическими или теоретическими.

Абстрактное мышление

Как предпочтительнее думать человеку – конкретно или абстрактно? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Разумеется, в реальном мире абстракций нет. В том, что мы видим вокруг, есть только конкретные явления и объекты. Абстракции же имеют место лишь в сфере человеческого мышления. Например, под окном растет конкретная береза. Она существует в реальности. Однако эту березу вполне возможно абстрагировать со всеми деревьями, назвав ее абстрактным словом «дерево». После этого цепочку не сложно продолжить. Береза вполне может быть названа растением, живым существом, материальным объектом и просто объектом. Каждое из последующих понятий является еще большей абстракцией, то есть обобщением конкретного явления.

В подобном типе мышления нет ничего плохого. Без него человеку невозможно решать сложные задачи. Именно в таких случаях используется и абстрактное, и конкретное мышление.

Однако порой могут возникнуть определенные проблемы. Если объем абстрактного и конкретного мышления перевешивает в пользу первого, считается, что человек мысленно покинул реальный мир, перейдя в воображаемый. А последний, собственно говоря, существует только в его фантазиях.

девочки читают книги

Конкретное мышление включается людьми тогда, когда они располагают четкой информацией, знаниями и пониманием происходящего. А если всего этого нет? Тогда включается мышление абстрактное. Человек при этом догадывается, предполагает и делает точные выводы.

Используя абстрактное мышление, мы не принимаем во внимание конкретные детали. Наши рассуждения касаются общих понятий. Человек в таком случае рассматривает картину в целом, не затрагивая точности и конкретики. Благодаря этому ему удается отойти от догм и правил, рассматривая ситуацию с различных сторон.

Абстрактное мышление весьма полезно тогда, когда человек находится в интеллектуальном тупике. При отсутствии знаний или информации ему приходится догадываться и рассуждать. И если абстрагироваться от конкретных деталей, то можно рассмотреть в сложившейся ситуации то, чего не видно было ранее.

Абстрактно-логическое мышление

При такой направленности умственного процесса человек оперирует теми явлениями, которые не способен понюхать, увидеть глазами или потрогать руками. Абстрактно-логическое мышление использует лишь единицы некоторых закономерностей, выделенных из воображаемых, отвлеченных качеств предмета исследования.

Абстрактно-логическое и конкретное мышление тесно переплетаются друг с другом. Примером тому может служить разъяснение с помощью математики тех явлений, которых в природе не существует. Так, когда мы говорим о цифре «2», то понимаем, что разговор идет о двух единицах. Но при этом люди оперируют данным понятием и для упрощения некоторых явлений.

цифры на табло

Еще одним ярким примером является язык. В природе нет ни букв, ни слов, ни предложений. Человек сам придумал алфавит и составил фразы, чтобы выразить те свои мысли, которые он желает передавать другим. Это и позволило людям находить между собой общий язык.

Необходимость в абстрактно-логическом мышлении возникает в тех ситуациях, когда существует некая неопределенность, приводящая к интеллектуальному тупику.

Конкретизация

При абстрагировании человек мысленно отвлекается от некоторых сторон и признаков объекта. Это и позволяет ему глубже познать сущность явлений и вещей. Конкретное мышление прямо противоположно абстрактному. Оно возвращает мысль от общего для раскрытия ее содержания.

изображение мышления в виде платы

Стоит отметить, что любые рассуждения человека всегда имеют целью получить какой-либо результат. Человек сравнивает и анализирует предметы, применяя конкретное мышление. Он также абстрагирует некоторые их свойства, с помощью чего и выявляет в них те закономерности, которые управляют объектом изучения.

Наглядно-действенное мышление

Благодаря работе мозга человек способен осознавать окружающий мир и действовать в нем. Одним из видов конкретного мышления является наглядно-действенное. Оно является основой подобной деятельности людей еще с первобытного общества. Наглядно-действенное, или конкретно-действенное мышление всегда отвечало за решение стоящих перед человеком практических задач. Примером тому может служить проблема обработки земли или возведения жилища.

Действенно-конкретный стиль мышления проявляется у человека с первых месяцев его жизни. Кроме того, до 3 лет он является у него основным. И только к трем годам подключается конкретно-образное мышление, позволяющее решать возникающие задачи в воображении.

Начиная с раннего возраста малыш способен анализировать находящиеся в непосредственной близости от него предметы благодаря непосредственному контакту с ними. Он трогает их руками, соединяет и разъединяет. Многие дети часто ломают свои игрушки. Однако родителям не стоит ругать их за это, ведь для ребенка подобный поступок вовсе не является баловством или хулиганством. Ломая игрушку, малыш стремится посмотреть, что находится у нее внутри. И это можно назвать ранним исследовательским шагом.

ребенок с погремушками

В процессе решения различных практических задач у ребенка проявляется способность мыслить. При этом им используется конкретно-ситуационное мышление. Малыш действует, словно великий римский оператор: «Пришел, увидел, победил». Мышление маленького ребенка проходит исходя из сложившейся ситуации, в которой участвует определенный предмет. Конкретно-ситуационное мышление реализуется тут же в действиях. Примером тому может служить ситуация, когда двухлетний малыш стремится взять игрушку, которая находится для него слишком высоко. Не достав ее руками, он обязательно залезет на стоящий рядом стул.

Примерами конкретного мышления наглядно-действенного типа у детей постарше явятся такие же действия. Однако поведение ребенка в этом случае будет уже более умелым. Это говорит о том, что с возрастом конкретное мышление действенного вида никуда не уходит. Оно лишь принимает несколько иные формы. И уже старшие школьники опираются в своем мыслительном процессе на имеющийся у них опыт решения задач, представляя потенциальные последствия собственных действий. Все это и позволяет ребенку плавно перемещаться к следующим, более сложным ступеням развития мыслительного процесса.

Тем не менее наглядно-действенный конкретный тип мышления нельзя считать неполноценным или примитивным. Присутствует он и у взрослых людей в их предметной деятельности. Примером тому может служить приготовление супа, вязание носков, ремонт крана в ванной. У некоторых взрослых конкретно-логическое мышление преобладает над образным и абстрактно-логическим. О таких людях говорят как о мастерах от Бога, имеющих золотые руки (кстати, именно их, а не голову). Эти специалисты способны починить самый сложный механизм, совершенно не понимая принципа его работы. Во время разборки агрегата они осознают причины его поломки. Собрав механизм, они не только восстановят его работоспособность, но и усовершенствуют его.

Наглядно-образное мышление

Основным средством умственной деятельности подобного вида являются образы. Они, в свою очередь, представляют собой результат осмысления действительности и ее чувственного восприятия. Другими словами, образ представлен не в виде фотографического отпечатка объекта. Он является результатом работы мозга человека. Именно поэтому мысленно создаваемый индивидом объект имеет некоторые отличия от оригинала.

Мышление людей способно оперировать тремя видами образов. Среди них:

  1. Образы восприятия. Они имеют непосредственную связь с органами чувств человека и представляют собой запахи, звуки, картинки и т.д. Такие образы также нельзя сравнить с фотографической копией реальности. Ведь человек всегда может не рассмотреть тех или иных деталей или чего-то не расслышать. Мозг дополнит и домыслит все, чего не хватает для создания целостной картинки.
  2. Образы-представления. Это информация, которая в течение длительного времени продолжает храниться в памяти человека. Со временем такие образы становятся все менее точными. Не слишком важные и значимые детали забываются или утрачиваются.
  3. Образы воображения. Данные элементы представляют собой результат деятельности одного из самых неизведанных познавательных процессов. Используя воображение, человек способен воссоздать нужный образ по описанию или придумать тот объект, который он никогда в жизни не видел. Тем не менее все это имеет непосредственные связи с реальностью, так как служит результатом комбинирования и переработки той информации, которая хранится в памяти человека.

Каждый из перечисленных видов образов принимает активное участие в познавательной деятельности индивида. Используются они и при осуществлении человеком абстрактно-логическом мышлении. Без создания образов становится невозможным решение различных задач, а также творческая деятельность.

Формирование наглядного восприятия мира

Конкретно-образное мышление обладает своей спецификой. Являясь более высоким уровнем работы мозга, оно не особенно нуждается в словах. Через чувства и образы можно выражать даже и некоторые абстрактные понятия, такие, как например, обида и любовь, ненависть и верность.

Как уже говорилось ранее, у ребенка формирование конкретно-наглядного мышления начинается примерно в три года. Пиком же его развития считается период от 5 до 7 лет. Не случайно детей в этом возрасте часто называют художниками и фантазерами. Это время, когда они уже хорошо овладели речевой деятельностью. Однако слова у малышей вовсе не мешают создаваемым им образам. Они лишь уточняют и дополняют их.

Язык образов считается сложнее речи. Воображаемых объектов может быть создано гораздо больше. При этом они, как правило, весьма разнообразны и обладают широкой гаммой чувственных оттенков. Именно поэтому для обозначения образов вряд ли можно подобрать имеющиеся в арсенале человека слова.

Конкретно-образное мышление является основой творчества, которое считают основой высшего процесса познания. Им обладают не только музыканты, поэты и художники. Конкретно-образное мышление характерно для тех людей, которые имеют высокий уровень креативности и постоянно изобретают что-нибудь новое. А вот у большинства людей оно отходит на второй план. Первенство при этом переходит к абстрактно-логическому восприятию мира.

Уровни мышления

Мозговая деятельность человека, направленная на решение задач и познание окружающего мира, имеет свои показатели развития. Сюда входит конкретный уровень мышления, используемый человеком, а именно:

  1. Рассудок. Он является исходным уровнем мышления. В этом случае оперирование абстракциями производится в пределах заданного шаблона, неизменной схемы и жесткого стандарта. Рассудок является способностью ясно и последовательно рассуждать, выполнять правильное построение своих мыслей, строго систематизировать и четко классифицировать факты. Главными его функциями выступают расчленение и исчисление. Логика рассудка формальна. Она изучает структуру доказательств и высказываний, обращая при этом внимание на форму уже «готового» знания, а вовсе не на его развитие и содержание.
  2. Разум. Его также считают диалектическим мышлением. Разум представляет собой высший уровень познания рационального типа, характерными чертами которого являются творческое оперирование созданными абстракциями и исследование их природы (саморефлексия). Основной задачей этого уровня мышления выступает объединение различных компонентов, в том числе и синтез противоположностей, с выявлением движущих сил и коренных причин изучаемых явлений. Логика разума представляет собой диалектику, представленную в форме учения о развитии и формировании знаний в виде единства их формы и содержания.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о