Что такое социальные санкции: Социальные санкции.

Автор: | 15.12.1974

Содержание

САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ — это… Что такое САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ?

        реакции социальной группы (общества, трудового коллектива, общественной организации, дружеской компании и т. и.) на поведение индивида, отклоняющееся (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и ценностей. С. с. являются одним из механизмов социализации, поскольку, создавая у индивида перспективу вознаграждения за одни действия и наказания за другие, влияют на формирование его личности. Как средство социального контроля, С. с. побуждают индивида участвовать в определ. системе совместной деятельности, обеспечивают непрерывность этой деятельности и сплочённость группы.         В римском нраве термин «санкция» означал наказание, налагаемое на человека, крый нарушил юридич. нормы. До 19 в. С. с. исследовались гл. обр. с т. зр, гос. поддержания социального порядка. Однако этнографич.
изучение сообществ. контролирующих поведение своих членов без помощи госва и права, а также исследование групп, лишённых возможности апеллировать к закону и полиции, привели к пониманию того, что С. с. могут опираться также на обычаи, нравы, мораль, религию.         По способу воздействия на индивида различаются физич. С. с. (избиение, лишение свободы, смертная казнь), экономические (времии, штрафы, лишение имущества) и символические (знаки любви, уважения, признания или неуважения, позора). Наиболее распростра-: нено деление С. с. на «негативные», пресекающие нежелательное поведение, и «позитивные», стимулирующие желательное. Если С.
с.
налагаются в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой, они наз. формальными, или оформленными. Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена) формальные С. с. осуществляются специально уполномоченными для атой цели лицами. Неформальные или диффузные С. с. возникают как спонтанные, эмоционально окрашенные реакции непосредств. окружения (сослуживцев, друзей, родственников, соседей) на поведение, отклоняющееся от социальных ожиданий. Поскольку индивид одновременно принадлежит к разным группам, одни С.
с.
могут подкреплять или ослаблять действие других. Влияние С. с. всегда опосредствуется направленностью и структурой личности объекта воздействия.         В 20 в. особый интерес вызывают исследования ненамеренных, или скрытых (латентных), последствий применения С. с. Так, расширение и ужесточение наказаний может вызвать противоположные результаты: боязнь риска приведёт к снижению активности индивидов и распространению конформизма, а страх перед суровым наказанием за сравнительно мелкий проступок может вынудить человека к более серьёзному преступлению, если таким путём он надеется избежать разоблачения. Однако вопрос о природе и эффективности тех или других С.
с. может быть решён лишь конкретно-исторически, в связи с определ. ситуацией, местом и временем.         Марксизм-ленинизм рассматривает С. с. как элемент процесса социального взаимодействия, как аспект че-ловеч. взаимоотношений, обусловленных в конечном счёте экономич. базисом данного общества, его политич. и юридич. надстройкой и соответствующими формами обществ. сознания. Содержательный подход к проблеме С. с. требует чётко определить, чьи интересы (какого класса, социального слоя и т. д.) защищают те или иные С.
с.
Изучение С. с. проводится для выявления последствий их применения как для общества, так и для личности, что важно для совершенствования управления производств. коллективами, укрепления со-циалистич. правопорядка, повышения эффективности коммунистич. воспитания трудящихся.         Социология преступности. Сб. ст., пер. с англ., М., 1966; Амер. социология, пер. с англ., М. , 1972; ?анто Р., Гpавитц М., Методы социальных наук, [пер. с франц.], М., 1972; Социальная психологич. М., 1975; Бобнева М. И., Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1978; см. также лит.
к ст. Социальный контроль.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

1.3. Социальные санкции

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции – охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций.

Социальные санкции – разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиан-тносгь.

Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятыми нормами, когда внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм – цель социального контроля. Однако целью социализации конформизм не может быть, ибо она должна завершаться внутренним согласием с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата:

Позитивные негативные

ФОРМАЛЬНЫЕ

НЕФОРМАЛЬНЫЕ

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля.

Социальные санкции представляют собой систему вознаграждений и наказаний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости от способа вынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление – тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Социальные санкции » Социалтьюторс — обществознание для школьников 5-11 класса.

Действия социального контроля происходят благодаря применению санкций, привычек, обычаев.

Санкция — элемент нормы, содержащий указание на неблагоприятные последствия нарушения нормы.

Санкция — один из элементов ценностно-нормативной структуры, наряду с гипотезой (указанием на условия, при которых эта норма должна действовать) и диспозицией (собственно выражением самого требования). Например, этикетная норма: «сидя за обеденным столом (гипотеза), не расчесывай волосы (диспозиция), иначе тебя сочтут человеком невоспитанным (санкция)».

Санкция влечет за собой последствия, которые носят неблагоприятный для нарушителя нормы характер. В отличие от правовых

норм, где санкции всегда точно определены, в моральных нормах санкции носят исключительно духовный характер и не имеют четкой фиксации наказания.

  • негативные — позитивные
  • формальные — неформальные
  • общественное мнение
  • индивидуальное сознание
  • самоконтроль.
Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление
памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими нормами: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование.
Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать.

Понятие и виды социальных санкций, примеры

Что такое социальные санкции?

Социальные санкции (от лат. sanctio — «нерушимый закон») – это совокупность инструментов поощрения и наказания, который приняты и утверждены в обществе, основной целью которых является обеспечение соблюдения социальных норм.

Социальные санкции выступают в качестве механизма социализации — с их помощью у индивида формируется перспектива получения награды за одни действия или наказания за другие, что оказывает влияние на процесс развития личности. Также социальные санкции можно рассматривать как средство социального контроля, т.к. они призваны побуждать человека принимать участие в строго обозначенной системе совместной деятельности, за счет чего обеспечивается непрерывность этой деятельности и поддерживается целостность группы.

Слово «санкции» у многих может ассоциироваться только с негативным воздействием, т.е. наказанием, однако, санкции бывают и позитивными. К числу таких санкций относится похвала, одобрение, выдача награды, премирование. Болле подробно примеры как негативных так и позитивных санкций мы разберем ниже.

Характерные черты социальных санкций

Эффективность социальных санкций напрямую зависит от ряда условий:

  • В качестве главного условия успешного функционирования санкций выступает наличие общественного согласия. Большинство членом социума должны разделять необходимость использования санкций. Если это условие не соблюдается, то социальные санкции теряют свою силу;
  • Распространенность на всех членов социума. Социальные санкции должны быть актуальны для всех людей вне зависимости от их социального статуса и положения. Если социальные санкции не действуют на отдельных индивидов или группы людей, то этот факт оказывает негативное влияние на их функционирование;
  • Целевой характер. Социальные санкции должны быть напрямую связаны с конкретным поступком, и иметь строго обозначенную цель. Если поощрение или наказание используется без причины и несправедливо, то целесообразность санкций начинает снижаться;
  • Соответствие поступку. Превышение наказания или слишком завышенное поощрение могут стать причиной снижения доверия к санкциям с постепенной утратой из значимости.

Социальные санкции формировались на протяжении всей человеческой истории, их система складывалась постепенно. Социальные санкции признаются людьми только после того, как их польза, действенность и эффективность была подтверждена на практике.

Разновидности и примеры социальных санкций

Выделяют 4 разновидности социальных санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Рассмотрим подробнее:

  • Негативная санкция проявляется в виде наказания за те поступки, которые не одобряются обществом. Она применяется по отношению к человеку, нарушившему существующие правила;
  • Позитивная санкция – это положительное закрепление поступков, одобряемых большинством членом социума, выступают в качестве механизма стимулирования человека на совершение определенных действий;
  • Формальные санкции. Разрабатываются и внедряются официальными, общественными или государственными организациями;
  • Неформальные санкции. Это реакции членов социальной группы на совершаемые человеком действия.

Все представленные виды санкций могут перекликаться между собой, образуя сочетания:

  • Формальные позитивные санкции. Получение одобрения со стороны государственных или общественных организаций. Выдача наград, грамот, премий, повышение по службе;
  • Неформальные позитивные санкции. Одобрение исходит от членов социальной группы, не являющимися представителями официальных организаций. Похвала, одобрение;
  • Формальные негативные санкции. Наказания, обозначенные в содержании действующего законодательства. Сюда можно отнести административное и уголовное наказание;
  • Неформальные негативные санкции. Наказания, не являющиеся продуктом законотворческой деятельности. В качестве примера можно рассмотреть замечание на работе, жалобу, негативный отзыв.

Как работают социальные санкции?

Важно отметить, что социальные нормы не могут обеспечивать контроль без другого, не менее важного элемента — конкретных лиц, ответственных за их соблюдение и реализацию. Поведение людей контролируются другими людьми, которые руководствуются нормами, из соображений о том, что они разделяются всеми членами социума.

Исходя из этого, нормы и санкции – это части единой системы. Если у определенной нормы нет следующей за ней санкции, то она больше не может оказывать влияние на поведение людей в определенных ситуациях. Она воспринимается как условная норма, нарушение которой не приводит к наказанию, поэтому теряет свою значимость как элемент социального контроля.

В некоторых случаях обязательным условием для реализации социальных санкций является присутствие посторонних лиц, для других это требование не актуально. Увольнение оформляется отделом кадров организации и может быть осуществлено только после издания соответствующего распоряжения или приказа. Заключение под стражу требует сложной процедуры разбирательства с включением в работу судебных органов, на основании которого выносится приговор по конкретному делу. Привлечение к административной ответственности требуется присутствия представителя соответствующих государственных служб. Для того чтобы получить ученую степень, кандидату необходимо написать и защитить научную диссертацию, а итоговое решение принимается ученым советом.

Важно отметить, что санкции не могут быть применены по отношению к самому себе. Такой формат воздействия рассматривается как самоконтроль.

Функции социальных санкций

Важность социальных санкций неоспорима, но давайте рассмотрим какие конкретно функции они выполняют:

  • Охранительная функция. Основная цель – обеспечение охраны правовых отношений между субъектами до совершения противоправного деяния;
  • Штрафная функция. В данном случае на первый план выдвигается возмещение ущерба со стороны того, кто преступил черту допустимого поведения;
  • Восстановительная функция. Подразумевает восстановление утраченного или поврежденного имущества;
  • Компенсационная функция. Правонарушитель берет на себя обязательства по возмещению причиненного ущерба.

Плюсы и минусы социальных санкций

На современном этапе санкции доказали свою эффективность и пользу в рамках регулирования поведения людей. Если социальные нормы не выполняются людьми, а наказания за это нет, то результатом является катастрофа, вплоть разрушения общества. Социальные санкции представляют собой необходимый элемент для стабильного функционирования общества и налаживания продуктивной коммуникации между индивидами. Они представляют собой один из основных регуляторов поведения людей в сочетании с социальными нормами. Но нельзя не отметить так же определенные минусы социальных санкций. К их числу относятся:

  • Консерватизм. На данный момент времени общества развивается слишком быстро и нормы не успевают адаптироваться к новым условиям. Это же распространяется на поддерживающие их санкции. В некоторых случаях сложившиеся стереотипы и правила создают трудности для движения общества вперед, в результате те, кто смотрит в будущее, начинают негативно восприниматься другими людьми;
  • Возможность применения социальных санкций для достижения личных целей. Отдельные люди или группы на протяжении всей человеческой истории предпринимали попытки использования санкций для достижения и продвижения своих личных интересов;
  • Уравнивание. В условиях, когда все члены социума воспринимаются на одном уровне, теряется индивидуальность человека. Это обусловлено тем, что любое поведение, противоречащее нормам, наказывается;
  • Жесткость в реализации санкций. Практическая реализация санкция может оказать негативное влияние на психоэмоциональное состояние отдельных личностей. Особенно это актуально для детей подросткового возраста.
  • Поддержка конформизма, выдвижение на первый план приспособленчества. Каждый человек пытается соответствовать требованиям общества чтобы избежать наказания, в результате люди начинают приспосабливаться к существующим реалиям. В большинстве случаев конформизм воспринимается как сделка с совестью, когда личность отодвигается на второй план, а принципы и идеалы теряют свою актуальность.

Необходимо отметить, что санкции представляют собой самую эффективную форму обеспечения стабильности и правопорядка. Вне зависимости от того, как они воспринимаются членами социума, их существование является обязательным элементом для существования общества.

Социальный контроль и социальные санкции. Виды социальных санкций

Каждая группа вырабатывает ряд способов убеждений, предписаний и запрещений, систему принуждения и давления (вплоть до физического), систему выражения, которые позволяют привести поведение индивидов и групп в соответствие с принятыми образцами деятельности. Эта система и называется системой социального контроля. Коротко это можно сформулировать так: социальный контроль — это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т.д.) регулированию поведения индивидов.

В связи с этим социальный контроль выполняет и соответствующие функции, с помощью его создаются необходимые условия для устойчивости социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, позитивным изменениям в социальной системе. Поэтому от социального контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место в обществе, чтобы наказывать соответствующим образом отклонения, приносящие вред обществу, а необходимые для его дальнейшего развития — поощрять.

Реализация социального контроля начинается в процессе социализации, в это время индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самоконтроль, и он принимает различные социальные роли, которые накладывают на него необходимость выполнения ролевых требований и ожиданий.

Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.

Привычка — это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы.

 

У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.

Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.

Обычай — стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосред­ственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.

Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.

Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.

В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.

К обычаям относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в «чистом» виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода — конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.

Социальные санкции. Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.

Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

— правовые санкции — это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

— этические санкции — это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

— сатирические санкции — это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

— религиозные санкции — это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной.

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции — через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции — это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции — это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции — это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции — это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

В XX в. возрос интерес исследователей к изучению ненамеренных или скрытых (латентных) последствий применения социальных санкций. Это связано с тем, что ужесточение наказания может привести к противоположным результатам, так, например, боязнь риска может привести к снижению активности индивида и распространению конформизма, а страх быть наказанным за сравнительно мелкий проступок может подтолкнуть человека совершить более серьезное преступление, надеясь избежать разоблачения. Эффективность тех или иных социальных санкций должна определяться конкретно-исторически, в связи с определенным общественно-экономическим строем, местом, временем и ситуацией. Изучение социальных санкций необходимо для выявления последствий и для применения как для общества, так и для личности.

Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора.

Надзор — это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор — это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Например, в нашей стране в настоящее время выделяют прокурорский надзор и судебный надзор. Под прокурорским надзором подразумевается надзор прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и другими общественными организациями, должностными лицами и гражданами. А судебный надзор — это процессуальная деятельность судов по проверке обоснованности и законности вынесенных приговоров, решений, определений и постановлений судов.

условия эффективности применения в процессе управления – тема научной статьи по социологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

для него характерны устремленность в будущее, нацеленность на успех, амбициозность. Однако молодое поколение сегодня весьма неоднородно, «болезни» общества переходного периода затронули в полной мере и молодежную среду.

В разные исторические эпохи общество традиционно возлагает надежды на подрастающее поколение, которое олицетворяет собой «образ будущего». Однако для того, чтобы это «будущее» оправдало наши надежды, государству необходимо создавать определенные условия для его воспитания и социализации, что находит выражение в государственной молодежной политике. В процессе политической социализации происходит передача и усвоение новыми поколениями форм и моделей политического участия. Представляется, что значительную роль в этом играет не только образовательная составляющая, но и воспитательный компонент. Однако по ряду причин ещё в 1990-е годы государство фактически самоустранилось из сферы воспитания, разрушив существовавшие ранее и достаточно эффективно работавшие структуры. Государству придется, рано или поздно, вновь занять эту нишу, ведь воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию определенных навыков, умений, подготовка молодого поколения к выполнению им множества социальных ролей.

Сегодня власть заинтересована в активизации политического участия граждан в условиях становления демократии. Но широкое вовлечение молодежи в политику возможно лишь в том случае, если она признает эту сферу жизненно важной для себя. Следовательно, необходимо создание новой системы политической социализации и формирование новой политической культуры населения. Политическая социализация обеспечивает сохранение и передачу политического опыта новым поколениям, преемственность политических институтов, норм, ценностей, стабильность политической системы. Для России сегодня принципиально важно поднять уровень политической культуры молодых людей, расширить область их понимания своего места и роли в политическом процессе.

Российская молодежь объективно призвана стать сознательным участником социальных и политических преобразований, а не только объектом воспитания и образования. Государственные, общественные институты воспитания и образования призваны обеспечить условия политической социализации молодого поколения, политическому совершенствованию личности, расширению её знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В высших учебных заведениях политическое воспитание осуществляется через изучение социально-гуманитарных наук, в первую очередь политологии и социологии.

Молодое поколение граждан должно непосредственно участвовать в формировании и реализации политики, социальных программ, касающихся молодежи и общества в целом, стремиться к овладению знаниями и навыками для принятия социально значимых решений. Так как важнейшей функцией молодого поколения является ответственность за будущее страны, преемственность истории и культуры, воспроизводство новых поколений, то от осознания этой меры ответственности молодежью и зависит направление развития всего общества.

Юшкова С.А.

д.соц.н., Dr. Habil, профессор Московского государственного университета пищевых производств

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ САНКЦИЯ: УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

Социальное управление — это взаимодействие индивидов, социальных групп и институтов, в результате которого энергоинформационный импульс управляющей системы усваивается сознанием представителей управляемой системы, преобразуется в образцы поведения, становится социальным действием, направленным на реализацию той ценности, которая выступает в качестве содержания энергоинформационного импульса управляющей системы.

Особое место в социальном управлении занимают социальные институты. Их деятельность направлена, прежде всего, на сохранение общества как целого. Именно они являются тем механизмом, с помощью которого обеспечивается наличие в обществе общеразделяемой ценностно-нормативной системы, на основе которой контролируются и направляются социальные взаимодействия. Именно с помощью социальных институтов упорядочиваются социальные взаимодействия в обществе. В структуре социальных институтов можно выделить, как минимум три элемента:

1. Люди, выполняющие функции и реализующие цели данного института имперсональным образом.

2. Устройства, т.е. материальные средства, которые обеспечивают выполнение видов деятельности, специфических для данного института.

3. Правомочия или полномочия, т.е. способы действий и поведения индивидов, работающих в социальном институте. По сути, речь идет о социальных нормах.

Социальная норма — это форма регуляции социальных отношений людей, при помощи которой определяются и ограничиваются социальные взаимодействия внутри данной социальной системы (группы, института, общности) и посредством которой санкционируется либо запрещается определенное поведение в рамках той или иной социальной системы.

Нормы во всех их формах (императивная, рекомендующая, запрещающая, интердиктивная) являются инструментами регулирования социального поведения людей и групп. Набор различных норм делает возможным выбор того или иного решения конкретной проблемы, с тем, чтобы не нарушать социального равновесия. Нормы могут активизировать или тормозить практическую деятельность людей. Как все социальные явления нормы изменчивы, содержание их релятивно, они постоянно меняются, исчезают, возникают, модифицируются. Таким образом, они приводятся в

соответствие с развитием социальной действительности. Необходимо отметить, что соблюдение норм в обществе постоянно контролируется, причем, этот контроль идет в разных направлениях и от разных субъектов. В этой связи говорят о социальном контроле.

Социальный контроль — это система средств или средства, при помощи которых оказывается давление, нажим на личность или группу в целях соблюдения ими действующих и ожидаемых способов поведения, в соответствии с их социальными ролями. Эти способы поведения, как правило, являются необходимыми для нормального функционирования группы, личности и общества в целом. Чаще всего социальный контроль функционирует в виде определенной системы поддержки ожидаемых норм поведения и репрессий или подавления нежелательных форм поведения.

При помощи системы социального контроля общество или группа стремятся обеспечить независимость своего существования от индивидуальных действий личности или группы. В каждом обществе существует ряд нормативных систем, причем, каждая система в качестве главной точки отсчета рассматривает общество как высшее или, по крайней мере, общее благо. Причем, нормы, входящие в эти нормативные системы, соотносятся с этой высшей ценностью определенным образом.

Все социальные институты, независимо от того в какой области социальной системы они действуют, оказывают на своих членов нажим или давление, принуждающее к выполнению норм, относящихся к компетенции данного института. Всем тем, кто нарушает нормы и предписания грозит определенная санкция, включающая часто и такую меру как исключение или отстранение индивида от участия в деятельности института.

В общем, социальную санкцию можно охарактеризовать как средство или систему средств социального контроля и социального давления, поощрение или наказание того или иного типа поведения. Санкция может постигнуть личность как за определенный тип поведения, так и за определенный образ мысли. Сама санкция представляет собой форму психического или физического давления, принуждающего личность или группу следовать общепринятым образцам поведения и манифестации мысли. Чаще всего термин «социальная санкция» ассоциируется с наказанием, но социальные санкции могут иметь как репрессивную, так и позитивную направленность, стимулирующую сторону и тогда она принимает форму награды. Это может выражаться в признании заслуг, в наградах, почестях и т.д. Причем, каждая нормативная система имеет свои, определенные и характерные для этой системы типы санкций. Они различаются по интенсивности воздействия, которая колеблется от мягкого напоминания до общественного осуждения, ненависти, изгнания из группы, а иногда проявляются в форме лишения свободы или жизни.

В общем, поведение человека существенно зависит от тех последствий, которые могут повлечь за собой то или иное его действие. Если какое-либо действие кажется человеку влекущим за собой ряд желательных для него последствий (наслаждение, счастье, польза, выгода и т.д.), то это может подвинуть человека на совершение действия, которое без этих последствий он бы и не совершил. Если же совершение действия может привести к нежелательным последствиям для индивида (страдание, вред и т.д.), то они заставляют индивида воздерживаться от данного действия, которое без этих последствий он бы совершил. Таким образом, проявляется мотивационное давление кар и наград на действия человека или группу.

Известно, что в ходе управления социальными процессами возникает целый ряд проблем, связанных со структурой личности руководителя и подчиненного. В любом случае управленческие решения всегда несут на себе отпечаток личных предпочтений и особенностей, которые характерны для данного руководителя. В любом подразделении, в любой организации практикуются различные наборы методик, связанных с реализацией институциональных целей с использованием позитивной и репрессивной направленности социальных санкций. Разнообразие подходов к способам реализации санкций требует соблюдения некоторых условий, определяющих эффективность в их применении. Опираясь на ряд исследований, проведенных в различных странах и, в частности, на сравнительные исследования под руководством Джорджа Ингленда, осуществленных в 8 странах: США, Англии, Японии, Германии, Бельгии, Югославии, Израиле и Голландии, мы и представляем краткий список этих условий.

1. Самым важным условием является знание сотрудниками применяемой в подразделении и организации системы поощрения и наказания. Информацию об этой системе доводит до сведения сотрудников руководитель.

2. Данная система поощрения и наказания должна быть одобрена лицами, которых она касается, т.е. как подчиненными, так и руководителями. Особенно важным считается согласование уровня, с которого должны начинаться поощрение и наказание.

3. Наказания должны иметь соответствующую степень суровости, а поощрение, награды должны быть соответственно привлекательными с тем, чтобы они мотивировали ожидаемые способы поведения сотрудников. Другими словами, чтобы не было такого положения, когда отмечая 25 лет безупречной службы, сотрудникам дарили открытку и порцию мороженого.

4. Необходимо строго соблюдать принципы градации поощрения и наказания. Сущность градации поощрений состоит в создании определенной модели профессиональных успехов, профессиональной карьеры, т.е. определенного пути прохождения, которые требуют значительных усилий, но взамен этих усилий, сотрудник получает все больше и больше награды. В случае наказаний градация этого пути должна быть такой, чтобы она давала время и шансы для того, чтобы человек мог вовремя остановиться.

Если в начале этого пути мы используем слишком большие неоправданные поощрения или слишком суровые наказания, то налицо отход от этого принципа. Этот отход ведет к дезорганизации процесса мотивации, в крайнем случае, к его полной ликвидации. Если мы применим в начале этого пути высшую награду или самое суровое наказание, то все остальное после этого для мотивации сотрудника практически не будет иметь никакого значения.

5. Необходимо применять относительно быструю поддержку желаемых форм поведения. Для иллюстрации сравним 2 системы поощрения. В первом случае деньги выплачиваются еженедельно, во втором ежемесячно. В пер-

вом случае сотрудник получает поощрение чаще и он сильнее ощущает связь между качеством и количеством своего труда и вознаграждением. Величина вознаграждения показывает ему, как высоко ценится его вклад руководством. Там, где человеку платят за пребывание на рабочем месте, указанные различия не имеют существенного значения.

6. Важным условием эффективности применения санкций является вознаграждение за каждое желаемое действие (хотя бы улыбкой или добрым словом) и наказание за каждое нежелаемое действие.

7. Эффективность применения поощрения и наказания зависят от качества эмоциональных отношений между руководителем и подчиненным. Любое поощрение имеет большее мотивационное значение, если оно происходит от человека уважаемого, имеющего большой авторитет, то же самое касается и наказания. Поощрение и наказание в этом случае воспринимаются как справедливые и сильнее влияют на реализацию в будущем того или иного типа поведения.

8. Руководитель должен применять награды и наказания адекватные структуре личности подчиненного, в частности, в соответствии с тем, что для подчиненного является действительно важным. Иными словами, он должен применять поощрения и наказания индивидуально, связывая их с выбором и интенсивностью подкрепления определенных видов поведения.

Тема 4. Социальные институты

Социальный институт

Социальный институт – понятие, используемое для обозначения ус-тойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Институализация – упорядочение. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институализацией. Институты обеспечивают удовлетворение потребностей в том случае, когда для этого необходима коллективная структурированность. Институализация в обществе, в социальной группе структурирует статусы. Она позволяет четко определить цели и задачи социальной организации, исходя из того, какие потребности коллективно удовлетворяются с помощью данной социальной организации. Однако существуют ситуации, когда социальные институты не работают.

Признаки социального института:

  1. особый тип регламентации. Жесткое социальное регулирование отношений. Функционирование социального института (в идеале) отличается регулярностью, большой чёткостью, предсказуемостью и надежностью. Функционирование социального института связано с механизмом социального контроля;
  2. чёткое распределение функций, прав и обязанностей участников ин-ституализированного взаимодействия;
  3. обезличенность требований. В рамках социального института существуют права и обязанности, они деперсонифицированы. Они образуются, во-первых, исходя из традиций (так было), во-вторых, исходя из эффективности определенного поведения, которое было отобрано из возможных;
  4. разделение труда и профессионализация. Каждый человек в рамках социального института выполняет определённые функции;
  5. выделение социальных учреждений (организаций). В рамках каждого института выделяются формально-организованные учреждения (организации). Например, в институте здравоохранения – это больницы, поликлиники, органы управления. (Это каркас социального института, его формальная, бюрократическая часть, в рамках которой осуществляется управление социальным институтом, контроль за его деятельностью).

Классификация социальных институтов (по типу потребностей, задач, которые они решают)

  1. Экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности. (Институализированные экономические связи, производство и распределение благ и услуг, организация и разделение труда, собственность, денежное обращение, трудовая деятельность, рынок и т.д.).
  2. Политические институты – т.е. институты, связанные с борьбой за власть, её осуществление и распределение. Для них характерны мобилизация возможностей функционирования общества как целостности (государство, армия, полиция, партии).
  3. Институты культуры, социализации и жизнеобеспечения – включают в себя наиболее устойчивые, чётко регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения культуры, социализации молодого поколения, овладения ими культурными ценностями общества, а также иными институтами жизнеобеспечения, не связанными с экономикой (семья, образование, наука, художественные учреждения).

Социальный контроль

Социальный контроль — особый механизм поддерживания общественного порядка. Он включает два главных элемента — нормы и санкции.

Социальные нормы – это пространство, очерченное определенными границами, в рамках которых поведение определенной личности воспринимается как нормальное, допустимое применительно к данному обществу. Социальные нормы в зависимости от статуса и от конкретной ситуации в обществе могут быть структурированы более и менее жестко. В том случае, если нормы структурированы жестко, то количество вариантов поведения, которое соответствует конкретному социальному статусу в рамках действующей социальной нормы, небольшое. Чем мягче структурирование социальных норм, тем больше вариантов поведения у человека появляется. Основная тенденция развития современного общества заключается в расширении границ социальных норм. Социальная установка – наиболее предпочтительное поведение личности с точки зрения общества, общности, групп, окружающих. У разных социальных групп и общностей могут быть различные социальные установки. Невыполнение человеком (группой людей) социальных норм влечет за собой применение санкций.

Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальный контроль упорядочивает человеческое общество, задает «порядок» жизни и штрафует всех, кто его нарушает.

Социальный контроль — фундамент стабильности в обществе. Эта охранительная функция иногда мешает развитию общества. Но полное его отсутствие ведет к распаду общественных отношений, беспорядкам, социальным раздорам.

Основные институты социального контроля. Существует социальный контроль через групповое давление. Участвуя в коллективных действиях, каждый должен приспосабливаться к требованиям окружающих. Человек может являться членом многих групп (семья, класс, студенческая группа), и каждая малая группа имеет устоявшийся формальный или неформальный «кодекс» поведения, собственные социальные установки. Отклонения от правильного поведения осуждаются группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения — от простых замечаний, “косых” взглядов до изгнания из данной группы.

Существует социальный контроль через принуждение. Многие прими-тивные общества успешно контролируют поведение через групповое давление. Но в сложных обществах этого недостаточно. Групповое давление может ослабнуть, человек «потеряется» в толпе и контроль станет неэффективным. Отсюда возникает необходимость в формальном контроле — в законах, насильственном принуждении. Когда человек не желает следовать законам, т.е. записанным на бумаге нормам, то общество прибегает к принуждению, чтобы заставить поступать его так, как все.

Существует контроль через социализацию. Но на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. В процессе социализации формируются наши желания, привычки, и общество стремится, что бы они были такими, какие нужны ему. Общество нормально функционирует только тогда, когда его члены хотят действовать так, как это выгодно обществу.



  1. Что такое социальный институт? Приведите примеры социальных ин-ститутов.
  2. Каковы основные черты социальных институтов?
  3. 3. Какие исторические типы стратификации выделил Э. Гидденс?
  4. Что такое социальная мобильность?
  5. Какие виды социальной мобильности выделил П. Сорокин?

Социальные санкции и репутация, создающая организационную культуру

На вашем рабочем месте есть нормы, регулирующие надлежащее поведение, даже если вы можете не знать о них полностью. Все рабочие места делают. Когда люди взаимодействуют, развиваются социальные нормы, и эти нормы подкрепляются социальными санкциями.

Санкция — это реакция других на поведение человека или группы. В целом санкции за соответствие являются положительными, а санкции за несоответствие — отрицательными.

Социальный контроль зависит от санкций, и они необходимы для эффективной совместной работы групп людей.

Какие социальные санкции распространены на вашем рабочем месте?

Создание и поддержание успешной культуры требует соответствующей координации принятых средств социального контроля

Список возможных санкций в социальном взаимодействии огромен, как и диапазон их строгости. Не все нормы влекут за собой одинаковые санкции, потому что не все нормы одинаково важны в культуре.

Некоторые примеры санкций за несоответствие включают стыд, насмешки, сарказм, критику, неодобрение, социальную дискриминацию и изоляцию, а также более формальные санкции, такие как штрафы и штрафы.

Различные люди и группы также склонны применять различные санкции. Лично я не склонен кричать на людей, но могу бросить на меня неодобрительный взгляд, который явно холоден.

Сами санкции обычно носят нормативный характер. Например, в моей команде по крикету самые незначительные отклонения от групповых норм обычно сопровождаются насмешками. Я бы не сказал, что у нас негативная культура, просто это несоответствие обычно беззаботно высмеивается. Для нас это эффективно для группы, чтобы продвигать желаемое поведение.

Явно чрезмерные или несоответствующие санкции могут быть проблемой. Нам нужно быть очень осторожными, чтобы санкции применялись только в случае несоответствия или соответствия в случае соблюдения принятых норм.

Создание и поддержание успешной культуры требует соответствующей координации принятых средств социального контроля (социальных санкций) для обеспечения соблюдения установленных или желаемых социальных норм.

Почему важны социальные нормы и санкции?

Успешные организации имеют культуру, которая способствует продуктивному поведению их членов.

Поведение может включать в себя непосредственно производительные, такие как помощь, поддержка, совместное использование и сотрудничество. Также важно поведение, которое способствует созданию позитивной социальной среды, которая косвенно повышает продуктивность, создавая безопасную, открытую, поддерживающую, взаимосвязанную культуру, в которой люди чувствуют себя ценными, поддержанными, уполномоченными и сильным чувством принадлежности.

Лидеры несут ответственность за создание позитивной культуры в своей группе или организации.

Организационная культура — это основные убеждения, предположения, ценности и способы взаимодействия, которые направляют мысли, чувства, внешний вид и поведение членов.Эти «социальные нормы» необходимы для социальной сплоченности и взаимодействия; без них наши организации были бы хаотичными, нестабильными, непредсказуемыми и отказывающимися от сотрудничества.

Создание и поддержание успешной культуры требует наказания за отклонение от установленных или желаемых социальных норм.

Санкции — очень мощная сила. Даже неформальные санкции, такие как неодобрительный взгляд, насмешки или пренебрежительные комментарии, могут повлиять на поведение отдельных лиц и групп.

Виды санкций

Санкции могут быть формальными и неформальными.Формальные санкции формально налагаются организацией (или представителем) в отношении физических лиц. Обычно они четко определены и могут включать штрафы или вознаграждения за отклонение или соблюдение. Они часто задокументированы в политике, правилах или положениях.

Неформальные санкции налагаются отдельными лицами или группами в отношении других лиц или групп без использования формальной системы. Презрительные взгляды, избегание, бойкоты и другие действия являются формами неформальных санкций.

Полезно еще одно различие между различными типами санкций: между внутренними и внешними санкциями.

Внутренние санкции — это последствия, налагаемые самим человеком на основании соблюдения социальных норм. Так, например, человек может страдать от смущения, стыда или депрессии в результате несоблюдения и связанного с этим исключения из социальных групп.

Внешние санкции, с другой стороны, представляют собой последствия, наложенные другими, и включают такие вещи, как исключение из группы, публичное унижение, наказание со стороны руководства, а также арест и тюремное заключение.

Санкции не должны быть активированы, чтобы действовать. Угроза или возможность санкции могут повлиять на поведение.

Могут ли лидеры контролировать культуру с помощью социальных санкций?

Как упоминалось ранее, успешная культура предполагает соответствующую координацию из принятых средств социального контроля. Это требует тщательного баланса положительных и отрицательных санкций за соответствие и несоответствие соответственно. Эти санкции должны быть уместными и приемлемыми, что означает, что они должны точно соответствовать тому, что является нормативно приемлемым для группы или организации.

Например, публичная порка — это социальная санкция, но сегодня в мире мало организаций, где это было бы уместно. Очевидно, это крайний пример. Нам необходимо подумать о том, уместна ли санкция с нормативной, моральной и правовой точки зрения, а также как санкция повлияет на нашу организационную культуру.

Как обсуждалось ранее в отношении моей команды по крикету, насмешки могут быть эффективным наказанием. Но это также может негативно повлиять на культуру, создавая менее безопасную, открытую и благоприятную среду.Поэтому санкции необходимо тщательно и надлежащим образом согласовывать.

Влияние лидеров

Лидеры имеют наибольшее влияние на культуру группы или организации, потому что лидеры имеют наибольший контроль над санкциями.

Но не стоит недооценивать роль всех членов группы как в влиянии на культуру, так и в применении санкций. Действия любого члена группы способствуют установлению норм и, следовательно, культуре. Хорошие лидеры имеют наибольшее влияние на эти процессы.

Авторитет лидера дает ему доступ к формальным санкциям, к которым другие члены группы не имеют доступа. В организациях наиболее важными формальными санкциями обычно являются:

  • Официальные предупреждения или уведомления
  • Удержание льгот, бонусов или продвижения по службе
  • Увольнение из организации
  • Предоставление льгот, бонусов или продвижения по службе
  • Награды и другие официальные подтверждения

Обычно угрозы или обещания, указанные выше, чрезвычайно важны, поскольку санкции не должны быть активированы, чтобы эффективно влиять на поведение.

Неформальные санкции, такие как одобрительная улыбка или положительный комментарий для подтверждения позитивного поведения

Это дает лидерам большее влияние, чем другие члены группы (или власть — тема, выходящая за рамки данной статьи). Это означает, что все санкции, включая неформальные санкции со стороны лидера, имеют большее влияние. Примерами могут быть одобрительная улыбка или положительный комментарий, подтверждающий позитивное поведение, или суровый или неодобрительный взгляд на людей, которые не соответствуют установленным или желаемым нормам.

Лидеры также играют важную роль в наложении санкций на действия других лиц в группе или организации. Например, если член группы должен был исключить другого члена за несоответствие, лидер может «наложить санкции», если исключение не было установленной или желаемой нормой для работы с несоответствием. Это может показаться немного запутанным, но просто помните, что санкции, как и любое другое поведение в группе, являются нормативными.

Роль репутации

Репутация является важным фактором мотивации для продолжения поведения.Если у кого-то складывается репутация человека, который ведет себя определенным образом, он обычно чувствует давление, заставляя его продолжать действовать таким же образом.

Это может быть очень положительным фактором в поощрении желаемого поведения, но может создавать и закреплять нежелательное поведение.

Сначала негативный пример: в первый день Роберт выразил цинизм по отношению к проекту, над которым работала группа. «Не похоже, что это будет иметь какое-либо значение». Он подвергся санкциям со стороны своего менеджера, потому что негативное поведение было нежелательным.«Если ты будешь продолжать в том же духе, нам придется называть тебя« Негативный Нед »». Прозвище прижилось. Роберта часто называли Недом, особенно когда он выражал негатив или цинизм. Этот ярлык побудил его продолжить, так что то, что выглядело как санкция, на самом деле усилило нежелательное поведение, назначив его на эту роль.

Репутация может создать позитивную культуру, в которой люди известны или идентифицируются с положительным поведением.

Ярлыки также могут играть положительную роль, если они приписывают положительное поведение типу.Например, однажды Джейн помогла другому члену команды, и ее менеджер санкционировал такое поведение, чтобы закрепить его как желательную норму. Помните, что санкция может быть положительной или отрицательной за соответствие или несоответствие. Ее менеджер сказал: «Ты всегда готов помочь, Джейн». Этот ярлык нашел отклик у Джейн и укрепил ее веру в то, что она может помочь. Эта репутация, пусть даже внутренняя, побудила ее продолжать помогать в будущем.

Ожидание устанавливает ориентир

Лидеры несут ответственность за определение ожиданий внутри группы.Обычно это понимается как производительность: если вы скажете команде, что они могут собрать 10 газонокосилок за день, они это сделают; если вы скажете им, что они могут собрать 100 штук за день, они это сделают.

То же самое и с поведением. Например, если лидер твердо ожидает, что он не потерпит унижения другого человека, это устанавливает критерий неприемлемости любых форм домогательств.

«Стандарт, мимо которого вы проходите, — это стандарт, который вы принимаете».
Дэвид Херли

Установление сильных ожиданий часто предполагает использование таких фраз, как:

  • Абсолютно никогда…
  • Ни при каких обстоятельствах…
  • … совершенно неуместно
  • Не выдержит…
  • Всегда…
  • Это жизненно важно что…

Лидерам нужно быть осторожными, чтобы не настроить свою команду на провал.

Лидерам нужно быть осторожными, чтобы устанавливать высокие, но достижимые ожидания. Когда ожидания не оправдываются из-за того, что они нереалистичны или недостижимы, это может расстроить и негативно повлиять на культуру. Лидерам нужно быть осторожными, чтобы не настроить свою команду на провал.

Например, когда я читал лекцию, если бы я сказал своим студентам, что они должны читать 200 страниц каждую неделю, большинство студентов даже не открыли бы свои книги. Это было нереально в контексте их других курсов и доступного времени.Но если бы я сказал, что они должны читать по 20 страниц каждую неделю, многие из них выполнили бы задачу.

Выше я ускользнул от проблемы слишком заниженных ожиданий. Это может произойти даже из-за комментария вне манжеты. Например, лидер может сказать: «Вы, наверное, забудете об этом…». Это создает ожидание того, что то, что они говорят, не запомнится. Многие люди делают такие комментарии, которые подсознательно снижают ожидания и могут иметь негативные последствия для культуры.

Часто признание проблемной культуры или поведения может укрепить ее, если нет повестки дня для ее решения или улучшения.См. Эту статью для дальнейшего обсуждения дорефлективной природы культуры.

Санкции, репутация и ожидания

Лидеры контролируют санкции, выбирая способ их применения и влияя на санкции других. Это жизненно важно, поскольку лидеры несут ответственность за создание позитивной культуры в своей группе или организации.

Руководители должны учитывать, как они используют каждый из различных типов санкций, как эти санкции приводят к типу людей и как их санкции определяют поведенческие ожидания.

Типы санкций перечислены ниже. См. Описание выше.

  • Соответствие / Несоответствие
  • Формальное / Неформальное
  • Внутреннее / Внешнее

Санкции должны быть уместными, приемлемыми и тщательно скоординированными для построения или построения желаемой культуры.

Лидерам также необходимо очень тщательно продумать, как использование негативных санкций за несоответствие может негативно повлиять на группу или организационную культуру. Как правило, лидеры должны сосредоточиться на применении позитивных санкций за соблюдение установленных или желаемых норм.

Санкции могут привести к приведению типов, когда человек приобретает репутацию (внешняя) или идентифицируется с определенным ярлыком (внутренняя). Это должно быть положительно там, где им отводятся положительные поведенческие роли, и отрицательно там, где их нет.

Создание позитивной и продуктивной культуры в организации может быть деликатной задачей, требующей тщательного обдумывания и деликатного выполнения.

Скачать PDF-файл этой статьи

определение санкции | Социологический словарь открытого образования

Определение санкций

( существительное ) Способ обеспечения соблюдения правил посредством поощрений за позитивное поведение и наказаний за негативное поведение.

Примеры санкций

  • штраф (также называемый mulct )
  • степень (также называемая отметка )

Типы санкций

Санкция Произношение

Руководство по использованию произношения

Формулировка слов: санкция

Аудио Произношение

Фонетическое правописание

  • Американский английский — / sAngkshUHn /
  • Британский английский — / sAngkshUHn /

Международный фонетический алфавит

  • Американский английский — / ˈsæŋkʃən /
  • Примечания по использованию

    • Форма множественного числа: санкции
    • Термины «санкция» и «социальная санкция» взаимозаменяемы в социологическом контексте.

    Связанные цитаты

    • «Поскольку нравы. . . основаны на культурных ценностях и считаются критически важными для благополучия группы, нарушители подвергаются более суровым негативным санкциям (таким как насмешки, потеря работы или тюремное заключение), чем те, кто не придерживается народных традиций. Самые сильные нравы называются табу »(Kendall 2006: 56).
    • «Такое предположение, как мне кажется, игнорирует центральный факт девиантности: она создается обществом.Я не имею в виду, как это обычно понимается, когда причины отклонения находятся в социальной ситуации отклоняющегося или в «социальных факторах», побуждающих к его действиям. Я имею в виду, скорее, что социальные группы создают отклонения, устанавливая правила, нарушение которых составляет отклонение , и применяя эти правила к определенным людям и навешивая на них ярлык посторонних. С этой точки зрения отклонение — это не качество действия, совершенного лицом, а, скорее, следствие применения другими правилами и санкциями к «правонарушителю».Девиант — это тот, к кому был успешно применен этот ярлык; девиантное поведение — это поведение, которое люди так навешивают на себя »(Becker 1963: 8–9).
    • «Существенный аспект социальной структуры заключается в системе шаблонных ожиданий, определяющих надлежащее поведение лиц, играющих определенные роли, обусловленное как собственными положительными мотивами действующих лиц к подчинению, так и санкциями других. Такие системы шаблонных ожиданий, рассматриваемые с точки зрения их места в общей социальной системе и достаточно тщательно установленные в действии, чтобы восприниматься как должное как законные, удобно именовать «институтами».Таким образом, фундаментальным, структурно стабильным элементом социальных систем, который, согласно настоящему аргументу, должен играть решающую роль в их теоретическом анализе, является их структура институциональных паттернов, определяющих роли составляющих их акторов »(Parsons 1954: 231).
    • «Таким образом, мы подходим к точке, где можем точно сформулировать область социологии. Он включает только одну конкретную группу явлений. Социальный факт признается силой внешнего принуждения, которое он осуществляет или может применить к индивидам; а наличие этой силы, в свою очередь, можно распознать по наличию определенной санкции или по сопротивлению, которое она оказывает любому индивидуальному действию, которое могло бы ее нарушить »(Durkheim [1895] 2004: 49).

    Видео по теме

    Дополнительная информация

    • Криминальные ресурсы и правовые ресурсы — книги, журналы и полезные ссылки
    • Политические и политические ресурсы — книги, журналы и полезные ссылки
    • Word origin слова «санкция» — Интернет-словарь этимологии: etymonline.com
    • Burk, James, ed. 1991. Моррис Яновиц: о социальной организации и социальном контроле . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
    • ЛаПьер, Ричард Т. 1954. Теория социального контроля . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
    • Мелосси, Дарио. 1998. Социология наказания: социально-структурные перспективы . Брукфилд, VT: Ashgate.
    • Парк, Роберт Эзра и Ральф Х. Тернер. 1967. О социальном контроле и коллективном поведении: избранные статьи . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Связанные термины


    Ссылки

    Becker, Howard Saul.1963. Аутсайдеры: исследования в области социологии девиантности . Нью-Йорк: Свободная пресса.

    Дюркгейм, Эмиль. [1895] 2004 г. «Правила социологического метода». Стр. 43–63 в Чтений Эмиля Дюркгейма . Ред., Отредактированный и переведенный К. Томпсоном. Нью-Йорк: Рутледж.

    Кендалл, Диана. 2006. Социология в наше время: основы . 5-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Парсонс, Талкотт. 1954. «Современное положение и перспективы систематической теории в социологии» в Очерки социологической теории .Ред. Гленко, Иллинойс: Свободная пресса.

    Примечание. Прочтите бесплатно в открытой библиотеке.

    Консультации по вопросам работы

    Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: основы . 6-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011. Основы социологии . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Брюс, Стив и Стивен Йирли. 2006. Социологический словарь SAGE .Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.

    Брим, Роберт Дж. И Джон Ли. 2007. Социология: ваш компас нового мира . 3-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Словарь английского языка Коллинза: полный и несокращенный . 6-е изд. 2003. Глазго, Шотландия: Коллинз.

    Ферранте, Жанна. 2011a. Видение социологии: введение . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Ферранте, Жанна. 2011b. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Феррис, Керри и Джилл Стайн. 2010. Реальный мир: Введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.

    Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Страйер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайан, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

    Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: практический подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

    Джэри, Дэвид и Джулия Джэри.2000. Социологический словарь Коллинза . 3-е изд. Глазго, Шотландия: HarperCollins.

    Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Oxford University Press. (Нет данных) Оксфордские словари . (https://www.oxford dictionaries.com/).

    Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива .3-е изд. Торонто: Пирсон.

    Шефер, Ричард. 2013. Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.

    Тейлор и Фрэнсис.(Нет данных) Справочники Routledge Online . (https://www.routledgehandbooks.com/).

    Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

    Тишлер, Генри Л. 2011. Введение в социологию . 10-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Авторы Википедии.(N.d.) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (https://en.wikipedia.org/).

    Wiley. (Нет данных) Онлайн-библиотека Wiley . (http://onlinelibrary.wiley.com/).

    Приведите определение санкции

    ASA — Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2014. «Санкция». В Социологический словарь открытого образования . Проверено 23 сентября 2021 г. (https://sociologydictionary.org/sanction/).

    APA — Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

    санкции.(2014). В К. Белл (ред.), Социологический словарь открытого образования . Получено с https://sociologydictionary.org/sanction/

    Chicago / Turabian: Author-Date — Chicago Manual of Style (16-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2014. «Санкция». В Социологический словарь открытого образования . По состоянию на 23 сентября 2021 г. https://sociologydictionary.org/sanction/.

    MLA — Ассоциация современного языка (7-е издание)

    «санкция». Социологический словарь открытого образования .Эд. Кентон Белл. 2014. Интернет. 23 сентября 2021 г. .

    Социальные санкции — обзор

    Зевота как стереотипные шаблоны действий

    Слово, обозначающее зевоту, происходит от древнеанглийского «ganien», что означает «открываться широко, как в зазевалке». Зевота — это медленные, непроизвольные, зияющие движения рта, которые начинаются с медленного вдоха и заканчиваются более коротким выдохом. Зевание — это поведение, которое этологи называют «фиксированным», «модальным» или «стереотипным» (Alcock, 1989; Provine, 1986).Термин «стереотипный образец действий» будет использоваться здесь для обозначения таких действий. Рассмотрение зевоты начнем с описания ее продолжительности, частоты и внутрисубъектной стабильности. Эти описания определяют зевоту и предоставляют исходные данные, необходимые для дальнейших экспериментов.

    Средняя продолжительность зевоты составила 5,9 ± 1,9 с (стандартное отклонение) для 34 из 37 субъектов, которые зевнули хотя бы один раз за период наблюдения 2 (Provine, 1986). Средняя продолжительность зевоты для отдельных испытуемых колебалась от 3.От 5 до 11,2 с. Частота зевания 34 зевающих испытуемых варьировалась от 1 до 76 (X = 27,5 ± 18,4) в течение 30-минутного периода наблюдения, в среднем примерно один зевок в минуту. Периодичность зевки, интервал между зевками от начала до начала, для 31 испытуемого, выполнившего как минимум два зевания, составила 68,3 ± 33,7 с. Не было обнаружено значимой корреляции между продолжительностью зевки и интервалом между зевками, что указывает на то, что нечастые зевки не компенсируются длительным зеванием и наоборот. (Значение этого открытия для респираторной функции рассматривается ниже.Каким бы ни был их стиль, индивидуальные модели зевки были стабильными. Частота и продолжительность зевоты, выполняемых одними и теми же испытуемыми в течение 10-минутных сеансов с интервалом от 1 до 3 недель, значимо коррелировали.

    Как только начинается зевота, она завершается с неизбежностью чихания. Зевок трудно подавить. Последствия этого опыта были изучены, когда испытуемые зевали, стиснув зубы. Эта процедура проверяет эффекты устранения или изменения производимой движением обратной связи, связанной с зияющим компонентом зевки, при этом обеспечивая нормальное дыхание через стиснутые зубы (Provine, 1986).Частота и продолжительность нормального зевания и зевоты при сжатии зубов, по оценке респираторного компонента, были аналогичными. Таким образом, основной генератор двигательных паттернов для зевоты мог нормально работать с аномальной сенсорной обратной связью. Однако субъекты сообщали, что такие зевки были неприятными, не удовлетворяли желание зевнуть и производили впечатление, будто они «застряли» в середине зевки. Чтобы добиться удовлетворительного зевания, необходимо открыть челюсти; дыхательный компонент недостаточен. Попробуйте сами, стиснув зубы, зевнуть.

    Другой вариант зевоты — информативный. Попробуйте «зевнуть носом», при котором ваши губы остаются закрытыми, а вы вдохновляете через нос. Большинство испытуемых сообщают о неспособности зевать носом (Provine, Tate, & Geldmacher, 1987). В отличие от обычного дыхания, которое можно с одинаковой легкостью делать через нос или рот, зевота требует вдоха через рот. Трудности выполнения зевания носом и стиснутыми зубами предполагают, что основная функция зевания не дыхательная; глубокий вдох можно сделать либо через стиснутые зубы при зевании стиснутых зубов, либо через зевоту носом в нос.

    Функция зевоты неуловима. Однако одно из самых распространенных объяснений зевоты можно отвергнуть. Зевота не является реакцией на повышенное содержание CO 2 или снижение O 2 в крови или головном мозге. Зевание лабораторных испытуемых не увеличивалось ни при вдыхании газовой смеси с высоким содержанием CO 2 (3% или 5%), ни при дыхании 100% O 2 (Provine et al., 1987). (Нормальный состав воздуха — 20,95% O 2 , 79,02% N2 и инертные газы, и.03% CO 2 .) Однако как CO 2 , так и O 2 , условия увеличивали частоту дыхания, обеспечивая четкое доказательство того, что они имели физиологический эффект. Второе исследование показало, что упражнения, достаточные для удвоения частоты дыхания, не влияют на зевоту. Взятые вместе, исследования вдыхания газов и физических упражнений показывают, что зевота и дыхание вызываются различными внутренними состояниями и контролируются отдельными механизмами.

    Таким образом, данные, касающиеся исключительности дыхательного пути во время зевоты (приоритет рта над носом), отсутствия взаимосвязи между частотой и продолжительностью зевки и отсутствием CO 2 , O 2 и эффектов упражнений, все выступают против зевоты. с основной, респираторной функцией.Однако трудно исключить все возможные респираторные гипотезы, потому что физиологические окислительно-восстановительные эффекты могут действовать по-разному, во многих системах и на очень многих уровнях.

    Фольклор, который скучно зевает, подтверждается. Гипотеза о том, что люди зевают больше, наблюдая за неинтересным, чем при наблюдении за интересными стимулами, была проверена путем сравнения зевки, производимой испытуемыми, наблюдающими 30-минутное рок-видео, с теми, кто наблюдал 30-минутное видео (цветные полосы), тестовый образец без звуковой дорожки (Provine & Хамерник, 1986).Что бы вы ни думали о рок-видео, они гораздо интереснее тестовых шаблонов. Испытуемые, наблюдающие за неинтересным (скучным) тестовым шаблоном, зевали чаще и дольше, чем те, кто смотрел более интересное рок-видео.

    Подтвердился и фольклор о том, что сонные люди много зевают. Взаимосвязь между сонливостью, зеванием и растяжкой (действие, часто связанное с зеванием) изучалась, когда испытуемые записывали свое зевание и время сна в дневник в течение 1 недели (Provine, Hamernik, & Curchack, 1987).Субъекты больше всего зевали в течение часа перед сном и часа после пробуждения, когда они предположительно были сонными. Временная близость зевоты к времени сна и бодрствования и скучным ситуациям (о которых говорилось выше), вероятно, является основанием для зевоты как паралингвистического сигнала сонливости или скуки. Любопытно, что растяжение — поведение, часто связанное с зеванием, — не взяло на себя эту сигнальную функцию и не заразно. Более высокая степень сознательного контроля над растяжкой по сравнению с зеванием придаст растяжке большую гибкость как социальный сигнал.

    Проснувшись, мы обычно зеваем и потягиваемся (Provine et al., 1987). Поздно вечером, незадолго до сна, мы обычно зеваем, не растягиваясь. Есть два пика в день для зевоты (после пробуждения и перед сном), но только один для растяжения (после пробуждения). На взаимосвязь между зеванием и потягиванием указывают непроизвольные растягивающие движения парализованных в противном случае конечностей гемиплегии во время зевоты (Walshe, 1923). Фармакологические доказательства взаимосвязи зевоты и растяжения получены из наблюдений, что препараты, вызывающие зевоту, также вызывают растяжение у различных животных (Dourish & Cooper, 1990; Gessa, Pisano, Vargiu, Crabai, & Ferrari, 1967; Yamada & Furukawa, 1980). .Эти данные свидетельствуют о том, что зевок следует рассматривать как форму растяжения и что исследования функции зевания должны включать корреляты растяжения. 3

    Хотя систематически это не изучается, существует несколько существенных различий между зеванием и растяжкой. Осознанный контроль над зеванием меньше, чем над растяжкой, зевание более заразно, чем растяжение, зевание является дыхательным элементом, которому не хватает растяжения, зевание в большей степени затрагивает структуры шеи и головы, чем растяжение, а зевание имеет тип Вальсальвы (задержка дыхания и «Давление вниз») маневр без растяжения.

    В настоящее время существует много предположений, но мало свидетельств о функции зевоты. Однако зевание, как и растяжение, — это маневр большой амплитуды, который, вероятно, имеет множество последствий для тела. Каждый из этих физиологических коррелятов может быть «функцией» (т. Е. Иметь некоторую правдоподобную пользу). Нет никаких доказательств того, что зевота увеличивает или снижает настороженность. Однако зевота связана с некоторыми изменениями в поведенческих состояниях. Мы зеваем во время перехода от сна к бодрствованию, от бодрствования ко сну и когда нам становится скучно.На связь между зеванием и изменением поведенческого состояния указал бихевиорист Артур Мирберг (1972), который заметил, что, когда стрекоза, которую он учил на рифе, зевнула, они вскоре переключились с одного класса активности на другой. Зевота может облегчить такие переходы между состояниями.

    При поиске функции зевоты следует также учитывать филогенетическую древность этого акта. Большинство позвоночных зевают — факт, указывающий на процесс генерации двигательного паттерна и, возможно, по крайней мере, на один физиологический коррелят (т.е., «функция»), общая для всех зевающих организмов. Дополнительные двигательные компоненты и физиологические корреляты, возможно, произошли от этого первичного прототипа.

    Появление зевоты в первом триместре внутриутробного развития человека открывает возможность роли зевоты в эмбриогенезе. Было бы неудивительно, если бы функция зевания заключалась в обеспечении правильного сочленения челюстного сустава, перемещая его во время развития? Моделирование и поддержание развивающихся суставов — важная функция пренатальных движений (Provine, 1993b).Функции зевания, отмеченные у современных людей, такие как открытие евстахиевой трубы для уравновешивания давления в среднем ухе и окружающей среде (Las – kiewicz, 1953), могут быть вторичными последствиями акта, развившегося на службе какой-то другой экологической проблемы или проблемы развития. .

    Какими бы ни были физиологические и поведенческие последствия нормального зевания, зевание является симптомом широкого спектра патологий, включая поражения и опухоли головного мозга, кровоизлияние, укачивание, хорею и энцефалит (Graybiel & Knepton, 1976; Jurko & Andy, 1975; Барбизет, 1958; Хейснер, 1946).Сообщается, что психотики редко зевают, за исключением случаев, когда страдают органическим мозговым синдромом (Lehmann, 1979). Это интригующее наблюдение, рассматриваемое вместе с выводом о том, что антидопинергические агенты часто вызывают зевоту, предполагает, что зевота может служить показателем патогенеза шизофрении (связанного с повышенным уровнем дофамина) и полезным методом титрования доз антидопаминергических нейролептиков. Леманн (1979) далее отмечает старое клиническое наблюдение, что люди, страдающие острыми соматическими заболеваниями, никогда не зевают, когда их состояние серьезно; возвращение зевоты сигнализирует о выздоровлении.Что касается нейротрансмиттеров, зевота связана с холинергическим и пептидергическим возбуждением и дофаминергическим торможением. Поскольку зевота стимулируется гормонами (например, тестостероном, окситоцином, АКТГ, МСГ) и лекарствами (например, апоморфином, пирибедилом, пилокарпином) с известными механизмами действия, зевота может служить полезным, неинвазивным поведенческим анализом химических событий в организме. головной мозг. Клинически зевота помогает предотвратить ателектаз, коллапс альвеол, частое послеоперационное респираторное осложнение (Cahill, 1978).

    Чтобы завершить обсуждение зевания как двигательного акта, уместно вернуться к исходной этологической теме и рассмотреть те свойства, которые квалифицируют зевание как стереотипный образец действия (Provine, 1986).

    1.

    Зевание является типичным для человеческого вида зеванием, которое испытывают все представители нашего вида. [Мы не показываем более высокие показатели зевоты самцов, о которых сообщалось у более диморфных приматов (Schino & Aureli, 1989).] Однако зевота не является исключительной особенностью вида; большинство позвоночных зевают (Baenninger, 1987; Deputte, 1994; Huesner, 1946).

    2.

    Продолжительность зевки постоянна (средняя продолжительность ~ 6 с).

    3.

    Зевание происходит периодически (средний интервал между зевками ˜ 68 с).

    4.

    Зевание находится под строгим генетическим контролем, потому что оно уже выполняется эмбрионами в течение первого триместра пренатального развития (DeVries, Visser, & Prechtl, 1982) и очевидно как у нормальных, так и у анэнцефальных новорожденных людей (Heusner). , 1946; Provine, 1989а).

    5.

    Зевки унитарны и выполняются с так называемой «типичной интенсивностью». Дробное (нетипично короткое) зевание наблюдается редко.

    6.

    Амплитуда и продолжительность зевки не зависят от амплитуды высвобождающего стимула (если он присутствует). Кроме того, однажды инициированное зевание завершается с минимальным влиянием сенсорной обратной связи; всем знакома сложность попытки подавить зевок (Provine, 1986).

    7.

    Зевоту можно «высвободить», наблюдая за зеванием или связанными с зеванием стимулами (Provine, 1986; 1989b), которые являются основой заразной реакции зевоты.

    8.

    Зевота имеет сложную пространственно-временную организацию и имеет лицевые, респираторные и другие компоненты, например, зевота — это не простые краткосрочные рефлексы.

    9.

    Компоненты двигателя при зевании происходят только в одном порядке, и синхронизация компонентов согласована от зевоты до зевоты.Эта стабильность последовательности способствует безошибочному появлению зевоты, что является важным свойством для выпуска стимула.

    10.

    Вывод о том, что зевота является заметной у людей, которые ждут или выполняют монотонную работу (Provine & Hamernik, 1986), а также у собак на пороге агрессии или участвующих в аверсивной деятельности, является последовательным. с зеванием как «смещением» (Provine, 1986).

    Учитывая эти многие свойства, зевота была признана одним из лучших примеров стереотипного паттерна действий и высвобождения стимула у людей (Alcock, 1989).Зевота — это не рефлексы. В традиционном понимании рефлексы представляют собой более простые короткие акты, вызываемые стимулами, имеют короткие латентные периоды ответа и имеют амплитуды ответа, которые коррелируют с амплитудами стимулов.

    Перейти к основному содержанию Поиск