Что такое темп речи: ТЕМП РЕЧИ • Большая российская энциклопедия

Автор: | 09.06.1971

Содержание

ТЕМП РЕЧИ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 24

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Н. Д. Светозарова

ТЕМП РЕ́ЧИ, ско­рость про­из­не­се­ния эле­мен­тов ре­чи: зву­ков, сло­гов, слов. Из­ме­ря­ет­ся ли­бо чис­лом зву­ков, сло­гов или слов, про­из­но­си­мых в еди­ни­цу вре­ме­ни (в се­кун­ду или в ми­ну­ту), ли­бо сред­ней их дли­тель­но­стью. Раз­ли­ча­ют ар­ти­ку­ля­тор­ный темп, из­ме­ряе­мый толь­ко на от­рез­ках го­во­ре­ния, и пол­ный темп – с учётом па­уз.

Наи­бо­лее ве­ро­ят­ная ме­ра Т. р. при вос­при­ятии – пе­ри­од сле­до­ва­ния глас­ных, или, ина­че го­во­ря, сред­няя дли­тель­ность сло­га. Т. р. – один из про­со­дич. ком­по­нен­тов фра­зо­вой ин­то­на­ции (см. так­же Про­со­дия, Про­со­ди­чес­кие сред­ст­ва язы­ка). За­мед­ле­ние тем­па к кон­цу вы­ска­зы­ва­ния слу­жит сред­ст­вом соз­да­ния его ин­то­нац. цель­но­сти, а пред­па­уз­ное уд­ли­не­ние зву­ков яв­ля­ет­ся сиг­на­лом чле­не­ния на син­таг­мы и фра­зы. Т. р. иг­ра­ет боль­шую роль в реа­ли­за­ции сте­пе­ни важ­но­сти эле­мен­тов фра­зы: наи­бо­лее важ­ные в смы­сло­вом от­но­ше­нии от­рез­ки ре­чи (це­лые син­таг­мы или отд. сло­ва в них) про­из­но­сят­ся в за­мед­лен­ном тем­пе; от­рез­ки, со­дер­жа­щие вто­ро­сте­пен­ную ин­фор­ма­цию (напр., ввод­ные сло­ва), ха­рак­те­ри­зу­ют­ся убы­ст­рён­ным тем­пом. Т. р. за­ви­сит от ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей го­во­ря­ще­го, его эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния, си­туа­ции об­ще­ния и сти­ля про­из­но­ше­ния.
Сред­ний Т. р. в рус. яз. – 80–120 слов в ми­ну­ту. Су­ще­ст­ву­ет за­ви­си­мость Т. р. от дли­ны ре­че­вой еди­ни­цы, сви­де­тель­ст­вую­щая о тен­ден­ции к изо­хрон­но­сти: чем боль­ше дли­на сло­ва или син­таг­мы, тем мень­ше сред­няя дли­тель­ность зву­ка (сло­га) в них.

Темп речи: норма, изменения, диагностические и лечебные мероприятия

Статья:

Темп речи – это признак речевой функции, который облегчает восприятие услышанной информации окружающими людьми. К изменениям темпа речи относят замедление, учащение темпа и заикание. Неправильный речевой темп способен затруднять развитие и обучение детей, снижать качество жизни, ухудшать социальную адаптацию человека. Пациентам с ускоренной, замедленной речью или с заиканием требуется обязательная коррекция речевых дефектов. Детям терапию назначают как можно раньше, чтобы предупредить задержку развития.

 

Характеристики речевого темпа, разновидности нарушений скорости речевой функции

Темп речи является характерным свойством речи, который отражает скорость воспроизведения звуков во время разговора.

Речевой темп может нарушаться в виде ускорения или замедления, а также заикания. Он зависит от скорости произношения звуковых единиц, которые следуют друг за другом, а также от количества и продолжительности пауз между словами или предложениями. Оптимальный темп речи у здорового ребенка или взрослого составляет 9-14 звуковых единиц за 1 секунду. Если здоровый пациент повышает скорость речи, частота произнесения звуковых единиц возрастает до 15-20. При этом речь остается разборчивой.

Виды изменений:

  • Тахилалия.
  • Брадилалия.
  • Заикание.

У дошкольников имеется тенденция к ускорению речи, что можно объяснить несформированностью тормозных механизмов головного мозга, сниженным контролем над речью. Причиной повышения темпа речи может стать торопливость речи у членов семьи. В этом случае ребенок привыкает говорить быстро. В пубертатном периоде скорость воспроизведения звуков может еще увеличиться. У больных с неврозами и другими психиатрическими болезнями быстрая речь часто провоцирует заикание.

Увеличение скорости воспроизведения звуков у ребенка тормозит развитие речевой функции. Это приводит к неправильному звукопроизношению, снижению внятности в словах. Если вовремя не оказать помощь, пациент всю жизнь будет говорить неправильно и быстро.

 

Понятие тахилалии, клинические проявления патологии, этиология

Тахилалия – это ускорение речи с частотой 20-30 звуковых единиц. Болезнь развивается по причине изменений в работе экстрапирамидной системы. По мнению ученого D. Weiss ускоренная речь провоцирует заикание. Тахилалия может передаваться по наследству.

М. Е. Хватцев связывает возникновение быстрой речи с патологией артикуляционного аппарата, неправильной речью родственников, несвоевременной коррекцией речевой функции ребенка, дефицитом внимания. А. Либманн считал причиной тахилалии недостаточность моторики и слухового восприятия.

Пациент с тахилалией разговаривает очень быстро, что затрудняет концентрацию внимания. Во время разговора у ребенка появляются запинки, повторения уже сказанного, проглатывания звуков, замена слогов местами, неясное построение фраз и предложений. Но, если обратить внимание ребенка на неправильность речи, все ошибки исчезают. Симптоматика может усиливаться при волнении, во время разговора с незнакомыми людьми, при споре, во время публичных выступлений.

У больного отмечаются изменения в письме, чтении. Дети с ускоренной речью переставляют слоги, буквы во время письма, заменяют слова, похожими по звучанию и написанию. Движения больных с тахилалией быстрые и резкие. Во время сна пациент может метаться по постели. У многих больных наблюдаются тики, синдром гиперактивности, дефицит памяти, внимания.

Ребенок с тахилалией возбудим, вспыльчив. При возбуждении у больного отмечается покраснение кожного покрова на лице, потливость, похолодание конечностей. Пациент часто неуправляемый, недисциплинированный. У такого ребенка снижена способность к обучению в школе.

Увеличение темпа речи сопровождается изменениями в моторной сфере, вегетатике, психических процессах. Также у больного может наблюдаться недостаточность воли, нарушение эмоциональной сферы.

 

Понятие брадилалии, клинические проявления

Брадилалия – это патология речевой функции, при которой пациент разговаривает в замедленном темпе (за 1 секунду менее 9-14 звуковых единиц). Между словами и предложениями большие паузы, слова сильно растянуты во время их воспроизведения. Заболевание может возникать само по себе или быть симптомом основной болезни: патологии нервной системы, травмы головы, новообразования мозга. Когда замедленная речь является симптомом другой болезни, у пациента отмечается торможение двигательной функции, астения, заторможенность, слабость. Самостоятельно брадилалия встречается у медлительных и флегматичных детей, пациентов, проживающих в северных широтах.

К речевым признакам брадилалии относят медленную речь, неторопливое чтение и письмо. Ребенок читает монотонно с большими интервалами между словами и предложениями, слова растянуты. Пациент с брадилалией иногда произносит звуки с носовым оттенком. Окружающим очень трудно воспринимать разговор пациента, так как снижается внимание, возникает утомление и напряжение из-за слишком медленного произношения.

Неречевые признаки сниженного темпа речи характеризуются снижением моторной функции (мелкой моторики, общих движений, мимики лица). Движения пациента медленные, плохо координированные, неполные, неловкие. Мимики на лице у больного практически нет. У пациентов нарушено восприятие речи, снижено внимание, память, страдает мышление.

Больные плохо ориентируются в пространстве, затрудняются выполнить какую-либо инструкцию или задание с первого раза. Дети с замедленной речью плохо переключаются с одного предмета на другой.

 

Понятие заикания, клинические симптомы

Заикание в логопедии – это речевая патология, при которой изменен ритм, темп, плавность речи по причине судорожной сократительной активности мышечного аппарата, осуществляющего артикуляцию. Патология проявляется в детском возрасте и пубертатном периоде.

Чаще болезнь начинает проявляться в 2-5 лет.

Заикание провоцируют судороги мышечного аппарата. Они могут быть тонические или клонические. Тонические судороги мешают перейти от одного звука к другому. Клонические судороги провоцируют повторение слов, слогов и звуковых единиц.

Причинами заикания являются:

  • Несформированность нервной системы.
  • Травмы внутриутробно, во время рождения малыша.
  • Психические травмы.
  • Двуязычие в семье.
  • Усиленное развитие речевой функции, которое не соответствует возрасту пациента.
  • Наличие заикающегося человека в окружении ребенка.

Заикание имеет несколько периодов формирования. Начальный этап развития болезни характеризуется очень редким нарушением плавности разговора. Заикание при этом возникает только при сильном возбуждении, переживании, волнении. Ребенок на раннем этапе не осознает наличия дефекта речевой функции.

На втором этапе формирования болезни отмечается хронизация процесса. Пациент осознает наличие заикания, но не боится разговаривать. На третьем этапе развития патологии плавность разговора заметно нарушается. Больному трудно воспроизводить звуки, но желание разговаривать есть, страха при разговоре у пациента не появляется.

Четвертый этап формирования заикания считается самым тяжелым. Больной старается меньше разговаривать, так как чувствует себя очень некомфортно во время речи. Страх речи присутствует, что отражается на психологии ребенка. У пациентов страдает коммуникация. Такие больные с трудом учатся и работают.

 

 

Диагностические мероприятия

Диагностика нарушения темпа речевой функции (тахилалии, брадилалии, заикания) включает выявление причины заболевания. Ребенка направляют к неврологу. Невролог проводит осмотр, собирает анамнестические данные (речевая функция родственников, патологии беременности и родов), назначает обследование (электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов и другие методики). При наличии психических травм, способствовавших возникновению заикания, пациента направляют к психологу. По окончании обследования узкими специалистами с ребенком работает логопед.

Логопед также собирает анамнестические данные по характеристике речи родственников, смотрит результаты обследования, проводит логопедическое исследование. Специалист выясняет состояние моторной деятельности ребенка (общей, речевой), оценивает речевую функцию (качество произношения звуков), темп речи: быстрая, медленная, заикание. Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений). По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.

 

Лечебные мероприятия

Лечебные мероприятия включают устранение причин нарушения речевой функции, а также коррекционную работу. Если у ребенка имеется патология, вызвавшая изменение речи, ему назначают сначала курс лечения. По окончании терапии основного заболевания пациента направляют к логопеду. Логопед составляет план логопедических занятий. Коррекция проводится как на дому, так и в развивающих детских учреждениях. Количество занятий определяется выраженностью речевых нарушений.

При брадилалии логопедические занятия направлены на выработку более быстрого темпа разговора, тренировку артикуляционного и двигательного аппарата. Логопед учит ребенка более быстрому письму, чтению, четкому произношению фраз и предложений. На занятиях тренируется память, внимание. Активно применяются подвижные игры, сценки, диалоги, которые способствуют ускорению темпа речевой функции. Хороший эффект от коррекции можно ожидать уже через 4 недели. На фоне месячного курса терапии скорость речи становится выше, произношение четче.

Детям с медленной речью нужно проводить самостоятельные занятия на дому, вести контроль над своим разговором.

При лечении тахилалии логопед проводит занятия, которые включают тренировку дыхания (медленное, ровное), чтения, упорядоченной спокойной речи. Специалист приучает ребенка работать с коллективом, организовывая выступления перед группой людей или детей. На занятиях обязательно развивают общее, слуховое внимание, тренируют дикцию. Курс лечения для дошкольников и школьников начальных классов составляет 6-12 месяцев.

Коррекцию тахилалии лучше проводить как можно раньше (до 5-летнего возраста), так как в пубертатном периоде терапия менее эффективна.

Коррекция заикания проводится дома и в кабинете логопеда. Членам семьи нужно отказаться от конфликтов, говорить медленно и четко. Во время лечения лучше воздержаться от посещения детского сада на 2 месяца, мероприятий, праздников, чтобы не возбуждать пациента. В курс коррекции включают физические нагрузки (бег, плавание, езда на велосипеде). Во время занятий нужно тренировать счет (считать прищепки, прикрепляя их к бумаге, вырезанной в форме круга), использовать игры-молчанки. Для коррекции применяют скороговорки, гимнастику для аппарата артикуляции, дыхательные упражнения.

 

Заключение

Нарушение темпа речевой функции сильно замедляет развитие ребенка, ухудшает социальную адаптацию и качество жизни. По этой причине заболевание требует своевременного лечения. Оно должно проводиться в дошкольном и школьном возрасте. Ранняя диагностика и логопедическая коррекция позволят устранить или уменьшить симптомы нарушения темпа речи, что облегчит жизнь ребенку.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Темп речи как социальный маркер Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

УДК 811. 111’ 34 Е.А. Бабуш-

кина

ТЕМП РЕЧИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕР

В статье рассматривается роль темпорального компонента интонации звучащей речи в процессе коммуникации, обобщаются результаты экспериментальных исследований темпа речи носителей различных социальнотерриториальных типов произношения английского языка.

Ключевые слова: интонация, темп речи, социальная вариативность, тип произношения.

E.A. Babushkina

SPEECH TEMPO AS A SOCIAL MARKER

The article deals with the temporal component of speech intonation and its role in communication. It also summarizes the results of some experimental studies into speech rate properties of social and regional varieties of English.

Key words: intonation, speech tempo, social variation, pronunciation style.

Для любого человека в процессе коммуникации не составит труда понять, быстро или медленно говорят другие люди, но вряд ли он сможет объяснить, как он это определяет. Это касается не только различных языков, но и диалектов одного и того же языка, к примеру, американского английского языка. Общеизвестный стереотип, касающийся замедленной и тягучей речи техасских ковбоев, с успехом тиражируется в вестернах. В то же самое время считается, что жители Нью-Йорка или Лондона говорят очень быстро и невнятно, что иногда ассоциируется с невежливостью по отношению к собеседнику.

Представления подобного рода зачастую оказываются неверными, считает известный фонетист Дж. Лейвер, утверждающий, что слушатель может сохранять объективность суждения о скорости речи собеседника только до той поры, пока не столкнется с неизвестным языком или чуждым акцентом [Laver, 1996]. И. Лехисте, сопоставив разные языки, пишет: «Нельзя с уверенностью говорить о наличии различий в скорости речи у людей разного лингвистического происхождения» [Lehiste, 1970, 52].

Некоторые американские фонетисты пытаются опровергнуть стереотипное мнение о том, что на юге люди говорят медленнее, чем в других регионах. Г. Труби, например, объясняет результат восприятия медлительности речи южан дифтонгизацией гласных, доказывая при помощи инструментального анализа, что длительность гласных у южан не имеет отклонения от нормы [Truby, 1993]. Дж. Хартман высказывает мнение, что эффект замедленной речи следует отнести к удлинению пауз, а не собственной длительности звуков. При этом оба фонетиста подчеркивают роль индивидуальности, неповторимости каждой личности: удлинение па-

уз, например, может быть у одного южанина и отсутствовать у другого [Hartman, 1985].

Научный подход к определению различий в скорости речи должен, по мнению П. Роуча, опираться на то, что некоторые языки действительно «быстрее» других в зависимости от способа артикуляции звуков этого языка и его ритмической организации [Roach, 1998]. Как известно, с точки зрения ритма языки условно делятся на изосиллабические (например, французский, японский языки) и изохронические (английский, немецкий и др. языки). Многочисленные исследования показали, что скорость речи в последних обычно выше, чем в языках изосил-лабических благодаря упрощенной структуре слога (М. Драуэр, 1983; Х. Кунцель, 1992; А. Смит, 1976).

Исследователи темпа речи придерживались различной методики при изучении этой просодической характеристики. Большинство фонетистов пришли к выводу о необходимости использования двух способов измерения скорости речи: включая паузы (по определению Лейвера — скорость речи) и исключая паузы (скорость артикуляции), выбрав единицей измерения количество слогов в секунду. Оба эти способа демонстрируют большую вариативность применительно к различным языкам из-за различий в структуре слога. В результате ряда экспериментов была установлена средняя скорость спонтанной речи в английском языке (скорость речи — 4,4-5,9 слогов в секунду; скорость артикуляции — SR 2,3-4,3 сл/с) и немецком языке (скорость речи — 3,4 сл/с; скорость артикуляции — 5,7 сл/с (Голдман-Айслер Ф., 1968; Кунцель Г., 1987).

Г. Тауроза измерял количество слов в минуту, количество слогов в минуту и количество слогов в слове в разных стилях английского языка и нашел в них значительные различия

[Taurosa, Allison, 1990]. Исследуя скорость чтения поэтического текста и спортивного комментария, Л. Фонаджи выбрал количество звуков в секунду в качестве коэффициента измерения, при помощи которого он определил среднюю скорость чтения поэтического текста в 9,4 звуков/сек и 13,83 — для спортивного комментария [Fonagy, Magdics, 1960]. Данные исследования доказывают, что наиболее значимым фактором варьирования темпа является стиль речи.

Темп речи находится под воздействием эмоционального состояния говорящего: в определенном состоянии люди способны произносить звуки быстрее обычного, например, в радости, злости, волнении, раздражении и паническом страхе. В то же самое время некоторые эмоции, такие как грусть, отвращение, беспокойство, понижают нормальную скорость речи [Abelin, Allwood, 2002; Zotter, 2003]. Хотя данные исследования проводились на материале различных языков, полученные результаты свидетельствуют о наличии определенных межъязыковых универсалий, касающихся временной организации эмоционально окрашенной речи.

Известный российский социофонетист Т.И. Шевченко считает, что в отличие от мелодического и динамического компонентов темпоральные характеристики речи в большей степени подвержены факторам индивидуального варьирования и с трудом поддаются обобщению. За исключением некоторых нюансов, связанных с социальным статусом говорящих, включая их этническую и профессиональную принадлежность, пол, возраст, а также факторы стилистической вариативности, темп речи носителей британских социально-территориальных типов произношения находится в пределах нормы и не может служить основой для их противопоставления [Шевченко, 1990].

Таким образом, вариативность темпа зависит от эмоционального состояния говорящего в момент разговора, а также от личностного фактора, который может служить объяснением тому, почему носители одного и того же языка или диалекта в аналогичной ситуации используют разный темп речи.

К настоящему времени проведено большое количество исследований различий в скорости речи между разными языками, но недостаточно изученными остаются временные особенности организации диалектной речи c учетом факторов социальной вариативности. В течение ряда лет группа исследователей из университета штата Огайо (США) под руководством Е. Ясевич проводит эксперимент по изучению речи носителей американских диалектов севера (штат Вискон-

син) и юга (штат Северная Каролина) с целью противопоставления их темпоральных характеристик. В корпусе исследования находятся образцы спонтанной речи и чтения 192 информантов, мужчин и женщин разных возрастных групп. Предварительные результаты показывают, что жители Висконсина говорят значительно быстрее, чем жители Северной Каролины, употребляя при этом более короткие фразы. Выяснилось, что темп речи подвержен возрастным изменениям: наиболее быстрый темп отмечен в группе 40-летних людей. Мужчины говорят быстрее женщин, и этот эффект не связан с длиной произносимой фразы. В чтении скорость артикуляции оказалась ниже, чем зафиксировано в спонтанной речи, при этом жители севера продемонстрировали более высокую скорость чтения, чем жители юга [Jacewicz, Fox, Wei, 2010].

Эти данные во многом перекликаются с результатами проведенного автором экспериментального анализа региональной речи в США, в ходе которого впервые рассмотрены просодические характеристики близлежащих регионов США с целью изучения возможности плавного перехода просодических признаков из одного регионального слоя в другой по признаку географической близости. Тем самым проверке была подвергнута гипотеза о специфическом построении американских региональных типов произношения вдоль оси север-юг, в котором контрастные характеристики севера и юга «преломляются» в переходной зоне Северного и Южного Мидленда, создавая градуальность просодических параметров речевого континуума.

Темпоральные характеристики речи представителей четырех диалектных регионов США -Севера, Юга, Северного и Южного Мидленда -рассматривались по следующим показателям: средняя длительность фразы, включая паузы, средняя длительность фразы, исключая паузы, средняя длительность слога, соотношение времени фонации ко времени паузации.

Исходя из того, что средняя длительность слога (сокращенно СДС) является одним из акустических коррелятов темпа, определяемого А.М. Антиповой как «средняя скорость речи на протяжении определенного отрезка времени» [Антипова, 1979: 4S], была изучена вариативность этой просодической характеристики в различных социотерриториальных группах в мили-секундах (мс).

В чтении в мужских и женских региональных группах наблюдается последовательное увеличение показателя СДС, свидетельствующее о замедлении речи по мере продвижения с севера на юг (график 1).

Темпоральные характеристики речи в различных регионах (в мс)

График 1

Север

Сев. Мидленд

Южн. Мидленд

Юг

-■А—Чтение

-Спонтанная речь

Темп речи, индикатором которого является средняя длительность слога, в большинстве из рассматриваемых нами региональных групп замедляется по мере продвижения на юг. При этом показатель СДС в южных группах противоречит тенденции плавного замедления речи по оси север-юг, что позволяет высказать предположение о том, что впечатление замедленности южной речи, общепринятое в США, не всегда создается только лишь за счет собственной длительности звуковых сегментов.

Анализ речи мужчин и женщин показал, что в рассматриваемых видах речевой деятельности темп речи женщин несколько выше, чем у мужчин. Обращает на себя внимание тот факт, что среднеслоговая длительность в чтении заметно превышает соответствующий показатель для спонтанной речи в обеих группах, то есть временная организация этих двух видов речевой деятельности имеет некоторые специфические особенности. В данном случае они находят свое выражение в более быстром темпе спонтанной речи в большинстве реализаций по сравнению с чтением.

Сопоставление полученных данных по возрастным группам выявляет последовательное замедление темпа с увеличением возрастной категории говорящего. В спонтанной речи меж-групповая вариативность среди информантов, принадлежащих к различным возрастным категориям, носит менее выраженный характер, однако и у мужчин, и у женщин значения СДС в возрастной группе 30-39 лет являются минимальными по сравнению с другими группами:

197 мс и 190 мс соответственно. У мужчин самый медленный темп речи отмечен в группе дикторов 50-60 лет, у женщин — в группе 19-29летних информантов. Последовательное замедление темпа речи с увеличением возраста в спонтанной речи отмечено в большинстве групп, за исключением молодежной.

Анализ темпоральных характеристик речи в социальных группах выявил увеличение показателя среднеслоговой длительности и, следовательно, замедление темпа речи с повышением социального статуса информантов (график 2).

Исходя из того, что временная организация речи может быть представлена как совокупность участков фонации, чередующихся с паузами, следующим просодическим параметром, рассмотренным в ходе исследования темпоральной вариативности просодии региональных типов произношения, стало соотношение времени фонации ко времени паузации. Анализу были подвергнуты временные параметры фонации и пау-зации в региональных группах на материале чтения и спонтанной монологической речи.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в двух видах речевой деятельности, чтении и говорении по мере продвижения к югу наблюдается довольно устойчивая тенденция уменьшения преобладания длительности звучащих сегментов над паузами. В чтении в мужских и женских группах также наблюдается противопоставление северного и южного региональных типов по просодическому параметру соотношения озвученных и неозвученных участков синтагмы. Обращает на себя внимание незначительная разница, касаю-

щаяся собственной длительности звучащих сег- последних. Таким образом, создается картина

ментов, в северных и южных региональных груп- замедления темпа речи не столько за счет фона-

пах на фоне превалирования объема паузации в ции, сколько за счет паузации.

График 2

Среднеслоговая длительность в социальных группах (в милисекундах)

280 у

270 -260 -250 -240 -230 -220 -210 —

низший средний высший

ср.—женщины —ш—мужчины |

Выявленная нами регулярность не противоречит общепринятому стереотипу восприятия речи южан как медленной и тягучей только лишь за счет растянутости звуков. Как отмечал Дж. Хартман, впечатление замедленности зачастую создается благодаря более длительным паузам, которыми изобилует речь южан [Hartman, 1985].

Итак, постепенное уменьшение объема длительности звучащих сегментов относительно объема паузации, особенно характерное для спонтанной монологической речи, позволяет нам поддержать гипотезу о наличии градуального построения регионов по оси север-юг в рамках рассматриваемого показателя временной организации речи (график 3):

Территориальное варьирование соотношения фонации и паузации в речевом континууме

График 3

3,8

3,2

2,8

Север

Сев.—Чтение —■—Спонтанная речь

4

3,6

3,4

3

2,6

Если средняя длительность слога не является достаточно устойчивым показателем, то коэффициент соотношения фонации и паузации в спонтанной речи демонстрирует постепенное уменьшение преобладания звучащих сегментов над паузами по направлению с севера на юг.

В ходе экспериментального исследования выявлено увеличение общей длительности всей фразы в южных региональных группах при сохранении невысокого показателя среднеслоговой длительности в последних. Установлено, что впечатление замедленности речи во многом создается благодаря большему объему паузации в речи южан, а не из-за собственной длительности звучащих сегментов, как это отмечалось ранее. Произносительные особенности носителей северного и северомидлендского типов характеризуются значительным преобладанием времени длительности синтагмы над длительностью паузы, в то время как в Южном Мидленде и на Юге отмечено более низкое соотношение фонации и паузации за счет большого количества длительных пауз внутри и между синтагмами. Выявленные тенденции соответствуют описанным ранее в специальной литературе произносительным особенностям, соответственно, северного и южного типов произношения.

Таким образом, полученные в ходе нашего эксперимента результаты позволяют сделать вывод о том, что временная организация речи является информативным показателем социальной дифференциации произношения: темп замедляется по мере продвижения с севера на юг, в социальном плане — с увеличением возраста и статуса говорящего. Данная закономерность, на наш взгляд, позволяет считать темпоральные характеристики речи одним из признаковых па-

раметров идентификации социальнотерриториальных типов произношения, а в более широком плане отнести темп речи говорящего к разряду социальных маркеров.

Литература

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: УРСС, 2004.

2. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПбГУ, 2004.

3. Вещикова И.А. О двух явлениях диалектной фонетики в устной публичной речи. Русская словесность. № 4. 2007. C. 49-53

4. Крысин Л.П. Языковая норма и речевая практика // Отечественные записки. 2005. № 2. С. 36-46.

5. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990.

6. Лычаная С.А. Проблема произносительного стандарта в американских средствах массовой коммуникации (экспериментально-фонетическое исследование согласных на материале дикторской речи): автореф. … канд. филол. наук: 10.02.04/ МГЛУ. М., 1998.

7. Шевченко Т.И. Социальная дифференциация английского произношения. M.: Высшая школа, 1990.

8. Crystal, D. The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

9. Hendrickson R. American Talk: The Words and Ways of American Dialects. NY: Viking, 1986.

10. Krapp G.P. The English Language in America. NY: The Century Co., 1925.

11. Kurath H. Handbook of the Linguistic Geography of New England. Providence: Brown Univ. Press, 1961.

12. Preston D. They Speak Really Bad English Down South and in New York City// In L.Bauer and P.Trudgill (eds.) Language Myths. New York: Penguin Books, 1998.

13. Preston D., Shuy R. Varieties of American English. Washington D.C., 1988.

14. Smith R.B., Lance D.M. Standard and Disparate Varieties of English in the United States: Educational and Sociopolitical Implication // International Journal of Sociology of Language. 1979. № 21. P. 127-140.

15. Trudgill P. On Dialect: Social and Geographical Perspectives. NY: New York Univ. Press, 1984.

Бабушкина Елена Алексеевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка факультета иностранных языков Бурятского государственного университета.

Рабочий адрес: Россия, 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а.

Babushkina Elena Alekseyevna — candidate of philological schience, associate professor of department of the English language, faculty of foreign languages of Buryat State University.

Address: Smolin, str. 24a, Ulan-Ude, 670000, Russia, e-mail: [email protected]

Как говорить, чтобы собеседник «видел» вас на расстоянии

Искусство правильно говорить дано не каждому. Можно, конечно, довольно быстро научиться выстраивать логически связные фразы, но вместе с тем не добиться взаимопонимания у собеседника и не суметь установить соответствующий психологический контакт. Еще труднее этого добиться когда собеседник не может вас видеть, например при телефонных разговорах. При зрительном контакте намного легче наладить беседу, расположить или оттолкнуть оппонента. Что же касается общения по телефону, то для успешного завершения диалога нужно приложить максимум усилий и терпения, выработать идеальную стратегию поведения, воздействовать не только словом, но и имеющимися в наличии вариациями речи.

Темп речи

Темп речи — не неоспоримая константа, определенная человеку с рождения, он должен быть направлен на поставленную цель. В силах каждого человека менять темп речи в соответствии с ситуацией. Постоянная перестройка с одного темпа на другой поможет не только находить подход к разнообразным собеседникам, но и отрабатывать четкую программу при беседе по телефону.

Телефонные разговоры являются неотъемлемой частью жизни деловых людей. Следует помнить, что около трети нужной информации человеку дают звучание голоса собеседника, высота тона и тембр. Общаясь по телефону, собеседники уже в первые секунды разговора фиксируют свое внимание на таком немаловажном факте, как темп голоса. Это происходит непроизвольно и зачастую является решающим моментом в положительном или отрицательном отношении к предстоящему разговору.

Каждому человеку присущ свой определенный темп речи, который сформировался у него еще в детстве по законам первой сигнальной системы и который зависит от многих индивидуальных факторов, каковыми являются характер, темперамент, образ жизни. У разных лиц речь колеблется от быстрой к медленной.

Темп речи подразделяется на несколько этапов. Так, существуют низкий, средний и высокий темпы речи:

  • Низкий темп характеризуется замедленным произношением слов, большим растягиванием гласных звуков, долгим обдумыванием каждой фразы, большими паузами между словами и наличием в речи множества слов-паразитов. Речь очень тихая. Данный темп присущ людям с флегматическим и меланхолическим темпераментом, которые привыкли вести размеренный и спокойный образ жизни, предпочитают больше слушать, чем говорить.
  • Средний темп речи наиболее приемлем для ведения телефонных переговоров. Он характеризуется размеренностью, тщательным обдумыванием каждой фразы, паузы между предложениями не затягиваются, а служат для осмысления сказанного. При данном темпе отсутствуют непонятные и сложные фразы. Такой темп хорошо воспринимается на слух, внушает доверие и располагает собеседника к продолжению контактов. Человека с таким темпом речи характеризуют решительность и уверенность в своих действиях, твердое знание того, что ему нужно в данный момент.
  • При высоком темпе речи наблюдается быстрое построение фраз, окончание многих слов проглатывается и не слышится собеседнику, фразы, как правило, очень путанные и в них отсутствует порядок. Предложения произносятся практически без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». При быстром темпе речи очень трудно уследить за мыслью собеседника, иногда требуется повторение отдельных фраз для разъяснения общей картины. Ускоренный темп речи используют люди с холерическим темпераментом, порывистые и часто неуравновешенные. Иногда ускоренная речь может возникать вследствие подражания такой же речи окружающих. Данным людям практически никогда не интересно мнение их оппонентов, у них плохое слуховое внимание.

Темп речи всегда должен соотноситься с темпом речи адресата. Подстраивание под темп собеседника является в своем роде «присоединением» к нему, убеждает его в заинтересованности. Стоит прислушиваться к темпу речи оппонента еще и потому, что, кроме темперамента, скорость речи может указывать на эмоциональное состояние говорящего. Так, медленный темп речи может указать на подавленность или безразличие адресата к интересующему вопросу. Раздражительность и встревоженность проявляется в очень быстром темпе речи. Напряженность голоса собеседника также помогает определить состояние адресата, которое может выдавать в нем негативное отношение к разговору или недоверие.

Средняя скорость общения должна составлять около 125 слов в минуту. Она хорошо воспринимается при телефонных разговорах, более же быстрый темп вызывает многочисленные затруднения в прослушивании и восприимчивости материала. При быстром темпе до оппонента не доходит нужная информация. К тому же, телефон усугубляет недостатки речи, особенно неразборчиво по телефону слышатся числа, и числительные. Зная и разграничивая все вышеперечисленные темпы человеческой речи, можно менять и корректировать свой темп, подстраивая его под оппонента.

Для соблюдения темпа речи, более всего подходящего для ведения телефонных переговоров, нужно пользоваться паузами. С паузой речь становится отчетливой и внятной. Для выделения и подчеркивания какой-либо главной мысли следует высказывать эту самую мысль, выдерживая необходимую паузу, а после ее высказывания речь надо замедлить. Во время образовавшейся паузы предоставляется возможность оппоненту вступить в разговор, что позволяет перейти к диалогу. Но затянувшаяся пауза неуместна. Она напрягает и создает некоторое замешательство и суетливость, при такой паузе собеседник может почувствовать недоверие и некомпетентность в делах. Отсутствие пауз тоже настораживает и наталкивает на мысль, что оппонент или не уверен в своих силах, или хочет увильнуть от ответственности.

Для успешных телефонных переговоров и завершения планируемого дела нужно стараться подстраиваться под адресата. Совершенствовать и отрабатывать различные темпы речи можно с помощью записи своего голоса, а также развивая свои связки, занимаясь дыхательными упражнениями и, что самое главное, культивируя в себе хорошее настроение. Очень полезно читать стихи под такт, отбивая каждый слог ударом руки по столу, говорить под музыку, благотворны пение, физкультура, связанная с речью, — все, что упорядочивает движения.

Всегда следует придерживаться одного неоспоримого правила: «Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори». Только четко продуманная речь и мгновенно спланированный темп речи помогут адресату не только услышать информацию, но и создать более верное представление об оппоненте.

Тембр и интонация голоса

Тембр голоса показывает не только характер говорящего, но и выстраивает определенную модель поведения, несет в себе скрытый смысл намерений и планов.

Громкость произносимой речи по телефону отождествляется с уверенностью, хорошей подготовкой и знанием тех вопросов, которые предстоит решить. Следует помнить, что человек, говорящий слишком громко, заставляет слушать себя силой, порождая реакцию неприятия. В телефонном разговоре сила звука передается с помощью технических средств, и поэтому возможны искажения. Стоит повышать голос лишь в тот момент, когда на определенную информацию обращается особое внимание.

При разговоре по телефону, особенно если он служит установлению необходимых контактов, следует четко разграничивать тембр голоса говорящего и следить за собственным тембром:

  • Так, голос с металлическими нотками наталкивает человека на мысль о том, что на другом конце провода находится очень властная и непримиримая натура, способная любыми средствами добиться своего. Обычно металлический голос характерен для людей, занимающих важные и ответственные посты.
  • «Ледяным» тоном пользуются люди, категорически не желающие выходить на контакт и заранее настроенные на неблагоприятный исход беседы.
  • Излишняя мягкость и слащавость говорят о скрытых намерениях клиента, желании запутать и ввести в заблуждение.
  • Владельца «легкого» тембра голоса также следует остерегаться. Легкость в голосе и постоянно приподнятое настроение, желание решить все сразу говорят о легкомысленности адресата. Контакты и деловые переговоры с обладателем такого голоса лучше осуществлять не по телефону, а при личной встрече.
  • «Светлый» голос привораживает слушателя. Для него характерны нормальный тон, плавность произносимых звуков и выразительность. С обладателем такого голоса очень приятно общаться и вести переговоры.
  • Иногда, общаясь по телефону, можно услышать голос с хрипотцой. Обладатели такого голоса, как правило, или простужены или демонстрируют, что они умудрены опытом и их трудно провести.
  • Дрожащим и срывающимся голосом лучше вообще не вести телефонные переговоры, а подождать, пока такое состояние пройдет. Дрожь в голосе при разговоре может сыграть злую шутку. Телефонная трубка способна передать подобное волнение адресату, который в свою очередь не захочет иметь дело с не уверенным в себе человеком. Срывающийся голос выдает также слабость и некомпетентность адресата, его неуверенность в собственных силах.

Излишняя эмоциональность вредит деловым телефонным переговорам. Но, в то же время, умеренное выражение своих чувств послужит хорошим подспорьем для установления контакта и положительного исхода переговоров. Эта эмоциональность в речи выражается интонациями, т. е. разнообразными изменениями голоса.

Следует помнить, что смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны. Даже одно и то же слово, произнесенное в разной тональности, с разной интонацией, способно ввести в заблуждение. В телефонной трубке слышится не просто слово как символ чего-то, а его смысл, скрытый в его произношении. Даже, казалось бы, простое слово «да» можно произнести с разной интонацией. В одном случае оно будет означать положительный ответ, а в другом это утвердительное слово произносится как прямое отрицание. При деловых переговорах на расстоянии необходимо научиться ставить смысловые ударения, уметь интонацией в своей речи выделять самые главные и нужные моменты и опускать второстепенные.

Следует помнить, что официально-деловой стиль при телефонном общении предполагает выбор максимально усредненного тембра голоса и интонации. Отклонение в ту или иную сторону может нежелательно сказаться на установлении деловых контактов. В деловой среде принято общаться по другим правилам, отличающимся от простой жизни. При телефонном общении деловые люди предпочитают слышать на другом конце провода уверенных в себе людей. Их уверенность выражается прежде всего в тембре голоса и такой интонации, которая вселяет доверие и настроенность на деловой лад.

Чтобы речь при переговорах особенно четко выражала мысли и чувства, она должна быть выразительной, т.е. произноситься то с повышением, то с понижением голоса, то громче, то тише, то быстрее, то медленнее и с разными оттенками тембра голоса.

Слова-паразиты

Считается, что при контакте по телефону собеседники пользуются несколько большим набором слов-паразитов и употребляют их чаще, чем при непосредственном общении. И это не удивительно — таким образом происходит замена жестов и мимики. Люди все же бессознательно, но достаточно активно пользуются жестикуляцией при телефонном общении, однако понимают, что собеседник лишен возможности интерпретировать жесты. Беседа по телефону может превратиться в сочетание слов, жестов, мимики, мычаний, эканий, кряхтений, вздохов и т. п.

Деловой человек должен в совершенстве владеть устной речью и искусством ведения деловой беседы. Через речь человека коллеги по работе, партнеры или клиенты формируют представление о его внутреннем содержании, об уровне его профессиональной компетентности, интеллекта и культуры.

Слово — средство общения и воздействия на людей. Культура деловой беседы — показатель культурного уровня личности, ее способности к общению. Речевые недостатки могут создать ложное представление о способностях и профессиональных качествах человека.

Разговорная речь имеет ряд особенностей, которых следует избегать при формальном телефонном общении. В устной форме все, казалось бы, вполне приемлемо. Каждый человек в общении «загрязняет» свою речь словечками вроде: «ну», «вот», «это», «значит», а также всевозможными мычаниями, эканиями и т. д. Это так называемые слова-паразиты. Если их изъять из высказывания, то смысл от этого нисколько не изменится. Речь станет чистой, легкой и более верной с точки зрения телефонного общения.

От слов-паразитов в речи нужно избавляться, но сделать это весьма непросто. Для начала следует научиться следить за своей речью во время коммуникации, особенно во время телефонного общения. Эта «слежка» должна превратиться в своего рода игру, в своеобразное хобби.

Нормой считается такая речь, при которой человек вообще не заполняет паузы в речи посредством слов-паразитов. Чтобы научиться говорить правильно и чисто, сначала необходимо постараться научиться слушать свою речь, обращать внимание на каждую паузу, малейшую заминку при разговоре.

Для начала тренировок подойдут простые монологи. Не стоит думать, что разговоры «сам с собой» являются чем-то неприемлемым для «нормального» человека. В качестве первого упражнения можно попробовать рассказать о себе, о погоде — да о чем угодно. Главное — избегать употребления слов-паразитов в своей речи.

На втором этапе следует постепенно приучать себя произносить эту «чистую» речь с нормальной скоростью, так, как если бы это было выступление перед аудиторией. Самое главное — постепенно начинать применять выработанные навыки в условиях реального общения по телефону. Постепенно такой тренинг войдет в привычку, и это будет первым признаком приближающейся победы.

Ни один деловой человек не хочет, чтобы в его имидж входило представление о нем как о человеке малограмотном, невежественном. Даже немногочисленные речевые ошибки могут свести на нет все усилия делового человека соответствовать современным профессиональным стандартам.

| Брадилалия (медленный темп речи)

Именно поэтому специальную коррекционную работу по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Лечебный комплекс должен включать курсы  массажа, занятий по сенсорной интеграции и обязательно Нейропсихологическую коррекцию, которая призвана скорректировать корень проблемы – мозговые процессы, лежащие в основе брадилалии.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия).

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:

— более 18.000 развивающих и обучающих игр;

— более 20 образовательных симуляторов;

—  более 30 видов инновационного оборудования;

Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, целей и задач коррекции,  и прописывается специалистом строго индивидуально для каждого ребенка на основе нейропсихологической диагностики и аппаратного обследования приборами.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом  или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть брадилалию и трудности общения!!!

Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм —  улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Но родители должны осознавать, что коррекция — это не волшебная скорая таблетка и не волшебная палочка. Такой вариант обычно обещают шарлатаны, мошенники и нечистые на руки «специалисты» от психологии.

Наши нейропсихологи гарантируют результат и 100% решение проблем лишь тем, кто осознает, что нейропсихологическая коррекция — это большая многоуровневая системная работа под руководством грамотного специалиста в центре и регулярных занятиях дома. Помимо нейропсихолога, который проводит занятия с каждым ребёнком ИНДИВИДУАЛЬНО, на всём протяжении процесса коррекции происходит сопровождение методиста, который постоянно корректирует программу, проводит промежуточные диагностики и отслеживает даже малейшие изменения.

Брадилалия | 1ДМЦ

Медосмотр в 1 месяц

Дополнительные анализы Для того чтобы пройти дополнительные виды диагностики, нужно получить направление…

Психиатрия Вакцинация Ортопедия

Первый детский медицинский центр осуществляет диагностику и лечение заболеваний опорно-двигательного…

Эндоскопия

Обращаем Ваше внимание на то, что это общие советы по подготовке к эндоскопическому исследованию зависят…

Неврология

При обнаружение любых отклонений не стоит впадать в панику. Однако, откладывать поход к детскому неврологу…

Массаж Лечение желтухи новорожденных

Лечение желтухи у новорожденных Желтуха новорожденных — желтоватое подкрашивание белков глаз и кожи…

Рентген Гематология Заикание: причины и формы

Заикание у детей — речевое нарушение, характерной чертой которого является частое повторение или растяжение…

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие…

Нарушение голоса

Нарушение голоса — группа речевых расстройств, проявляющаяся в полном или частичном отсутствии фонации,…

Логопедия

Детский логопед – это специалист, который корректирует нарушения речи, вызванные как физическими, так…

Алалия

Алалия у детей — расстройство речи, для которого характерно отсутствие развития речевых навыков (или…

Дизартрия

Дизартрия – патология речи, при которой наблюдается неправильное (искаженное или затрудненное) произношение…

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного…

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения…

Ринолалия

Ринолалия — нарушение речи, проявляющееся выраженным искажением речи и неправильным произношением отдельных…

Лазерное лечение кожных патологий

Здоровье вашего ребёнка нужно доверить профессионалам. При возникновении первых же симптомов обратитесь…

Комплексное обследование многофакторных заболеваний

Многофакторные заболевания — это заболевания, причиной которых являются разные факторы, требующие консультации…

Детская косметология Галотерапия

Значимый лечебный эффект достигается при курсовом применении галокамеры в сочетании с традиционными терапевтическими…

Выдача справок и заключений

В различных ситуациях для детей необходимо оформление медицинских справок. Первый детский медицинский…

Пульмонология

Обструктивный синдром у детей Нужно понимать, что без квалифицированного и правильного лечения бронхит…

Лечебная физкультура

Физическая активность — одно из важных условий жизни и развития человека. Это биологический раздражитель,…

Хирургия

Выбор детского хирурга Немаловажным в детской хирургии является выбор квалифицированного врача. Медицинская…

Лаборатория

Мы предлагаем полный спектр традиционных методик общеклинических и биохимических анализов. Лаборатория…

Дневной стационар

    На условиях дневного стационара в нашем Центре мы проводим все виды инфузионной терапии, сложные…

Программа годового наблюдения

Здоровье детей – спокойствие родителей! Действительно, когда дети растут здоровыми и крепкими, в семье…

Функциональная диагностика

Вся аппаратура в кабинете функциональной диагностики нашего Центра является цифровой (то есть, работающей…

Физиотерапия

Физиотерапия назначается курсами. Продолжительность курса лечения составляет для одних заболеваний 5-7,…

УЗИ Офтальмология

Детский врач офтальмолог в Саратове Развитие многих глазных заболеваний можно предупредить и приостановить…

Оториноларингология

Лечение ЛОР-заболеваний ЛОР Первого детского медицинского центра занимается диагностикой и лечением…

Нефрология Дерматология

Лечение кожных заболеваний Кожа — это самый видимый орган человеческого тела. Опытный и внимательный…

Гинекология

Важно помочь пациенткам и их родителям своевременно выявить и адекватно справиться с проблемами женской…

Анестезиология

Детский анестезиолог в Саратове Детский анестезиолог проводит беседу с родителями, а также с самим ребенком…

Эндокринология

Все это позволяет провести своевременное и адекватное лечение. Если ребенок будет соблюдать необходимые…

Кардиология

После сбора анамнеза и проведения диагностических мероприятий, детский кардиолог Центра составит индивидуальную…

Урология

При появлении тянущих болей внизу живота у ребенка не нужно заниматься самолечением, а уж тем более надеяться,…

Гастроэнтерология

Дети в меньшей степени защищены от заболеваний желудочно-кишечного тракта, чем взрослые. Несбалансированное…

Педиатрия

Если ваш ребенок часто болеет острыми респираторными заболеваниями, педиатр составит индивидуальный план…

Аллергология-иммунология

Основной задачей специалистов аллергологов-иммунологов нашего Центра является предоставление пациентам…

Подсчитана универсальная скорость человеческой речи

Итальянская речь считается одной из самых быстрых на планете – ее носители проговаривают до девяти слогов в секунду. Немцы за то же время произносят от пяти до шести слогов.

Но это не значит, что итальянцы успевают делиться друг с другом большим количеством фактов и сведений.

Исследование Лионского университета во Франции гласит, что, вне зависимости от темпа речи, люди передают вербальную информацию с одинаковой скоростью: 39 бит в секунду, примерно в два раза быстрее «морзянки», сообщает Science Advances.

В ходе первого этапа научной работы авторы проанализировали письменные тексты на 17 языках, включая английский, итальянский, японский и вьетнамский, и рассчитали информационную «плотность» каждого языка в битах.

Оказалось, что японский язык, который имеет только 643 слога, обладает плотностью около 5 бит на слог, английский с 6949 слогами – чуть более 7 бит, вьетнамский со своей сложной системой из шести тонов, каждый из которых имеет свое значение – 8 бит.

Затем ученые собрали группу добровольцев и попросили их прочесть один и тот же отрывок текста, переведенный на их родной язык (всего 14 наречий).

Зафиксировав, сколько времени потребовалось каждому участнику на произнесение текста, авторы смогли рассчитать среднюю скорость речи в соотношении слоги/секунды.

Некоторые языки оказались «быстрее» других. Но когда ученые умножили эту скорость на скорость передачи битов, чтобы узнать, сколько информации человек способен выдавать в секунду, то оказалось, что результаты одинаковы для всех языков.

Каждый язык, вне зависимости от темпа произношения, тяготел к средней скорости 39,15 бит в секунду.

Для сравнения: первый в мире компьютерный модем, созданный в 1959 году, передавал 110 бит в секунду, а обычное интернет-соединение в наши дни передает уже 100 миллионов бит.

Ученые не смогли объяснить такую закономерность. Вероятно, она связана с особенностями человеческого мозга – именно столько информации (39 бит/сек) он способен воспринять и произвести.

Исследования в области нейробиологии поддерживают эту идею. Так, недавно ученые пришли к выводу, что девять слогов в секунду – это верхняя граница слухового восприятия.

Ранее специалисты раскрыли особенности человеческой речи, проведя серию экспериментов с поющими мышами.

Какая идеальная скорость речи?

Линда Стаки Создайте свой бренд, развивайте свою речь, публичные выступления

Вы быстро говорите? Если да, то, возможно, вы теряете самого важного человека в комнате: слушателя! Хорошая скорость речи составляет 140–160 слов в минуту (слов в минуту). При скорости более 160 слов в минуту слушателю может быть сложно усвоить материал.Некоторые районы страны могут говорить быстрее, но более медленный темп предпочтительнее. Слишком низкая скорость может вызвать у слушателя ощущение медленного мышления, некомпетентности и необразованности. Однако если у вас иностранный акцент, важно говорить медленно, поскольку произношение может быть проблемой для слушателя. Используйте скорость, близкую к 140 словам в минуту.

Вы когда-нибудь слышали разницу между разными ставками? Я призываю вас «послушать» сами! Я записал для вас тот же отрывок, чтобы вы могли сравнить.Что может быть наиболее полезным (особенно если у вас нет времени слушать их все), так это просто прослушивание 140, 170 и 200 слов в минуту. Обратите внимание на различия, которые вы слышите (интонация, произношение и т. Д.), И на то, как вы себя чувствуете при каждой оценке.

Радужный проход 140 слов в минуту

Радужный проход 150 слов в минуту

Радужный проход 160 слов в минуту

Радужный проход 170 слов в минуту

Радужный проход 180 слов в минуту

Радужный проход 190 слов в минуту

Радужный проход 200 слов в минуту

Скорость речи, с которой мы говорим, очень индивидуальна. Скорость речи влияет на восприятие слушателем говорящего и относительную важность сообщения. Представьте себе «У меня есть мечта» Мартина Лютера Кинга, произнесенную на высокой скорости. Продолжительность выступления дает нам время представить и обработать информацию. Мы не смогли бы обработать эту значимую и сложную информацию, если бы она была озвучена быстрее. Фактически, мы, скорее всего, потеряем интерес. Низкая скорость сигнализирует о важности и дает понять, что к контенту следует относиться серьезно.

Теперь, если содержание неважно и произносится слишком медленно, слушатель может стать нетерпеливым и скучным и, как следствие, потерять интерес. Медленный оратор, рассказывающий историю о поездке в продуктовый магазин, о повестке дня встречи или о чем-то менее важном, может найти слушателя, смотрящего с закрытыми глазами.

Изучающие второй язык часто говорят на новом языке с той же скоростью, что и на своем родном языке. Учитывая, что обычно присутствуют некоторые языковые ошибки, более медленная речь увеличивает шансы того, что человек, для которого английский язык не является родным, будет лучше понят.

Юмор и легкие, легкомысленные сообщения лучше всего выражать быстрее, потому что мы обрабатываем эту информацию намного быстрее.

При определении скорости речи, которую вы хотите использовать, проанализируйте содержание вашего сообщения. Независимо от того, какую скорость вы выберете, обязательно проявите энтузиазм благодаря разнообразию вокала и выражению лица.

Вы хотите притормозить, но не знаете, как это сделать? Примите вызов четкости речи: снизьте скорость речи

Теги: четко говоря, идеальный темп, линда стаки, презентация, скорость речи, говорящий руководитель, слов в минуту

Средняя скорость разговора и слов в минуту


20 января 2018 г. — Dom Barnard

Скорость, с которой вы говорите, имеет огромное влияние на то, как аудитория воспринимает вас и вашу речь.Поэтому важно понимать свой темп речи и то, как изменить его в зависимости от типа речи, которую вы произносите.

Из этой статьи вы узнаете, как рассчитать свой темп речи и сравнить его со средним показателем для популярных выступлений, чтобы дать вам некоторый контекст. Предусмотрены аудиоматериалы с предельными скоростями речи, чтобы вы могли понять разницу в словах в минуту. В конце статьи приведены упражнения, которые помогут вам развить адаптивную скорость речи.

Как рассчитать свой уровень речи

Скорость речи часто выражается в словах в минуту (слов в минуту). Чтобы вычислить это значение, вам нужно будет записать, как вы говорите в течение нескольких минут, а затем сложить количество слов в своей речи. Разделите общее количество слов на количество минут, которое заняло ваше выступление.

Скорость речи (слов в минуту) = общее количество слов / количество минут

Вы можете снимать себя на смартфон или даже на видеокамеру.Когда у вас есть звук вашей речи, есть два способа узнать количество слов:

  1. Подсчет слов вручную во время прослушивания аудио
  2. Загрузите запись речи на платформу преобразования речи в текст. IBM Watson предоставляет бесплатную демонстрацию, которую вы можете использовать для этой цели: IBM Speech-to-text

После преобразования речи в текстовый формат скопируйте текст в программный пакет, например Microsoft Word, который обеспечивает удобное количество слов для документа.

Когда у вас есть количество слов, преобразуйте время в минуты — например, если ваша речь была 4 минуты 30 секунд, вам нужно разделить количество слов на 4,5 (поскольку 30 секунд — это половина минуты).

Инаугурационная речь Джона Ф. Кеннеди, в которой он снизил свою обычно очень высокую скорость речи до уровня ниже 100 слов в минуту (его средний показатель был значительно выше 150 слов в минуту).

Какова средняя скорость разговора?

Средняя скорость речи резко меняется в зависимости от цели вашей речи.По данным Национального центра голоса и речи, средняя скорость разговора англоговорящих в США составляет около 150 слов в минуту. Однако для радиоведущих или подкастеров wpm выше.

Вот список средней скорости речи для разных занятий.

Средняя скорость речи

  • Презентации : от 100 до 150 слов в минуту для комфортного темпа
  • Разговорный : 120–150 слов в минуту
  • Аудиокниги : от 150 до 160 слов в минуту, это верхний диапазон, в котором люди комфортно слышат и озвучивают слова
  • Радиоведущие и подкастеры : 150–160 слов в минуту
  • Аукционисты : говорят со скоростью около 250 слов в минуту
  • Комментаторы : 250–400 слов в минуту

Чтобы придать этим темпам речи некоторый контекст, если скорость речи составляет 130 слов в минуту, вы закончите чтение страницы A4 (Calibri, размер шрифта 11) за 4 минуты 51 секунду.

Получите отзывы о своей речи в нашем онлайн-курсе.

Экстремальная скорость речи — мировой рекорд

Стивен Вудмор — британский продавец электроники и комик, известный своей быстрой артикуляцией речи, способной произносить 637 слов в минуту, что в четыре раза быстрее, чем у обычного человека.

Вудмор был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый говорящий в мире, титул, который он удерживал в течение пяти лет, взяв за руль предыдущего рекордсмена, Джона Москитта-младшего

.

Сравнение количества слов в минуту для популярных TED Talks

Давайте сравним разные стили презентации, чтобы показать вам, как скорость речи может варьироваться в широких пределах. Мы будем использовать популярные TED Talks, чтобы сравнивать количество слов в минуту для разных презентаций.

Мы проанализировали пять выступлений на TED Talks, от коротких выступлений до 22 минут. Когда мы рассчитывали продолжительность презентации, мы включали время, когда аудитория хлопала в ладоши, и когда ведущий менял слайды.

Мы попытались выбрать из широкого диапазона тем для выступления, чтобы получить объективное среднее значение.

Средняя скорость разговора составила 173 слова в минуту.

Скорость речи колебалась от 154 до 201 слова в минуту.

Популярные выступления на TED Talk

  • Как великие лидеры вдохновляют на действия (Саймон Синек) — 170 слов в минуту
  • Сила интровертов (Сьюзан Кейн) — 176 слов в минуту
  • Школы убивают творчество? (Сэр Кен Робинсон) — 165 слов в минуту
  • Почему мы делаем то, что делаем (Тони Роббинс) — 201 слов в минуту
  • Сила уязвимости (Брене Браун) — 154 слов в минуту

Что влияет на вашу общую скорость речи?

Вот несколько факторов, которые влияют на общую скорость речи, большинство из которых вы можете контролировать.

  • Нормальный уровень разговорной речи — это результат вашей среды, в которой вы выросли, ваших родителей, культуры, друзей вокруг вас и многого другого.
  • Нервозность — вы, наверное, сами это заметили, когда нервничаете, вы говорите намного быстрее и делаете короткие неглубокие вдохи, когда бегаете по содержанию.
  • Говорят что-то срочное — понятно, мы говорим намного быстрее, когда возникает чрезвычайная ситуация, например, вызывая скорую помощь или объясняя происшествие в полиции.
  • Психическая усталость — усталость влияет на наш мыслительный процесс, усложняя нам формулировку мыслей и заставляя говорить медленнее.
  • Сложность слов — для произнесения более длинных и сложных слов потребуется немного больше времени, и если вы считаете слов в минуту, это немного повлияет на темп речи (хотя и незначительно).
  • Сложность содержания — если вы представляете сложный контент, вам нужно говорить медленнее, чем обычно, чтобы дать аудитории время для понимания концепций и содержания.
  • Устные паузы — паузы — отличный способ разбить содержание и сделать акцент на том, что вы говорите. Естественно, это замедлит вашу речь. Прочтите 10 эффективных способов использования пауз в речи.
  • Паузы, вызванные событиями — это паузы, вызванные сменой слайдов, демонстрацией вашего продукта, проверкой заметок и т. Д.
  • Паузы, определяемые аудиторией — эти события вызваны вашей аудиторией, например, когда они смеются и задают вопросы.

Пример аудиоклипов с разной скоростью передачи речи

Пример 1. Почему мы делаем то, что делаем (Тони Роббинс)

Пример речи «Почему мы делаем то, что мы делаем», произнесенной со скоростью 201 слов в минуту.

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Audio.

Пример 2 — Мы будем драться на пляжах (Уинстон Черчилль)

Образец речи «Мы будем сражаться на пляжах», произнесенный со скоростью 128 слов в минуту.

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Audio.

Тони Роббинс во время выступления на TED Talk «Почему мы делаем то, что делаем», со средней скоростью 201 слов в минуту.

Важна ли скорость разговора?

Короче говоря, да, ваша скорость речи действительно влияет на то, как аудитория воспринимает вас и ваше сообщение.

Как правило, слушателям легче понять более медленную скорость.Если вы также включаете паузы, вы даете аудитории время, чтобы усвоить идеи вашей презентации.

Однако, послушав речь Тони Роббинса выше, которая была произнесена со скоростью более 200 слов в минуту, вы, вероятно, обнаружите, что все еще в состоянии понять, что он говорит. Это потому, что он четко формулирует свои слова и использует понятный язык. Четкость так же важна, как и темп речи.

Попробуйте изменить свой темп речи

Независимо от того, какова ваша средняя скорость речи на протяжении всей речи, вы должны изменять ее на протяжении всей речи.Изменение речи делает ее более интересной для аудитории и добавляет эмоций содержанию. Без изменения темпа вы можете казаться монотонным.

Например, вы можете говорить быстрее, чтобы передать волнение, или медленнее, чтобы отразить печаль или важность.

Когда менять скорость
  • Говорить быстро — признак страсти, срочности, возбуждения и эмоций
  • Говоря медленно — указание важности, печали, замешательства, серьезности точки

Когда вы говорите быстро, сначала это волнует аудиторию, но через минуту или две это перестает быть стимулирующим и становится подавляющим.

Когда вы говорите медленно, это может привлечь внимание аудитории и помочь им обработать каждое слово, но целая беседа в медленном темпе утомит вашу аудиторию: пока вы ждете, пока вы перейдете к сути, они потеряют интерес.

Помните: скорость, с которой мы говорим, очень индивидуальна.

Это важный момент, о котором следует помнить. Если вы возьмете несколько известных речей и измените темп их выступления, смысл будет потерян.Например, «У меня есть мечта» Мартина Лютера Кинга говорилось медленно.

Длинные паузы и аккуратно произнесенные слова дают нам время усвоить информацию и достаточно времени, чтобы аудитория аплодировала. Даже если вы не поняли слов, медленный темп означает, что сообщение важно и к нему следует относиться серьезно.

Культурные различия

Культура играет большую роль в темпе, в котором мы говорим естественно.Даже расположение в пределах одной страны может иметь значение — люди в Лондоне обычно говорят быстрее, чем, например, жители Йоркшира. Кроме того, если английский не является родным языком для говорящих, они также обычно говорят немного медленнее.

Как практиковаться: достижение правильного темпа речи

Вот два способа измерить и потренироваться в своей речи.

Используйте метроном

Метроном тикает с определенной частотой в зависимости от того, на что вы его настроили.Если вы хотите говорить со скоростью 130 слов в минуту, установите метроном на это значение и потренируйтесь произносить слово при каждом такте метронома. Это хорошее начало, однако, когда вы на самом деле представляете аудиторию, вам нужно будет варьировать этот темп, чтобы подчеркнуть определенные моменты — речь со скоростью 130 слов в минуту будет звучать очень монотонно и отрепетировать.

Получите отзывы о своей речи в нашем онлайн-курсе.

Использовать виртуальную реальность

Виртуальная реальность позволяет практиковать речь в различных реалистичных средах. Надев гарнитуру VR, вы можете попрактиковаться в выступлении на конференции, коммерческом предложении, ответах на вопросы собеседований и многом другом. С помощью приложения VirtualSpeech вы можете получить обратную связь о своей скорости речи после выступления и соответствующим образом скорректировать ее для следующего выступления.

Пользователь произнес речь в виртуальной среде со средней скоростью 99 слов в минуту.

5 упражнений на развитие адаптивной скорости речи

Подсказки взяты из Быстрых и простых советов по скорости речи

1. Чтение детских сказок

Прочитайте про себя несколько раз детский рассказ, чтобы ознакомиться с ходом игры.Пройдите его еще раз, отметив, какие отрывки подходят быстрее, а какие — медленнее. Затем прочтите его вслух и внимательно послушайте, как скорость влияет на интерпретацию. Повторите упражнение, меняя скорость на определенных пассажах, отмечая различия.

Запишите себя, если возможно, выполняя это и все следующие упражнения. Сохраните все версии, которые вы делаете. Затем у вас будет к ним обратная связь. Запись избавляет от работы наугад, поскольку вы можете услышать именно то, что вы сделали, а не то, что вы себе представляли.Это не вранье!

2. Прочитать фактологические отчеты

Выберите информационный отчет из газеты или журнала.

Пройдите его молча, чтобы ознакомиться с потоком материала, а затем прочтите его вслух. Отметьте, какие отрывки нужно читать внимательно или медленно, а какие можно читать быстрее. Перечитайте вслух, пока не почувствуете, что у вас есть правильное сочетание скоростей.

В качестве дополнительного упражнения прочтите отчет так, как если бы вы читали его для аудитории, которая ничего не знала о предмете.Отметьте, какие изменения вы внесли и почему.

3. Поэкспериментируйте с одной из своих речей

Запишите и рассчитайте время произнесения собственной речи с вашей текущей «нормальной» скоростью речи.

Отметьте время вниз. Теперь пройдите еще раз, отметив проходы для более медленного или более быстрого лечения. Отметьте новое время и свои новые идеи.

4. Слушайте хороших ораторов

Слушайте ораторов, которые вам нравятся.Это могут быть радиоведущие, выступающие на церемонии вручения дипломов, все, кто привык говорить публично. Обратите внимание на разные темпы речи, которые они используют в ходе презентации, и на их эффективность, и поэкспериментируйте с ними сами.

5. Поиграйте с материалом, который вам знаком

Быстро (или медленно) прочтите или произнесите отрывок из хорошо знакомого вам текста. Если вы можете записать себя, сделайте это. Если нет, послушайте и обратите внимание на эффект, который он оказывает на вас.Если вы записали себя, воспроизведите его. Спросите себя, где была эффективна скорость? Где это было вредно? Отметьте эти места в своем сценарии. Прочтите еще раз, учитывая ваши изменения.

Хотите узнать вашу среднюю скорость речи? Ознакомьтесь с нашим курсом публичных выступлений, в котором используется технология преобразования речи в текст, чтобы определить, говорите ли вы слишком медленно или быстро.

Ваш темп речи: руководство по ускорению и замедлению | Автор SpeakerHub

Джон Ф.Кеннеди говорил быстро, очень быстро . По скорости речи он занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Во время выступления в 1961 году он произнес 327 слов всего за одну минуту. Это примерно в 3 раза быстрее, чем обычная скорость разговора.

Однако во время инаугурационной речи Джона Кеннеди он заметно снизил скорость своей речи до 96,5 слов в минуту, что является самым низким показателем за последние 60 лет для инаугурационных речей.

Джон Кеннеди был мастером в искусстве шага: он знал, когда нужно разжечь аудиторию взрывной яростью слов, а когда все замедлить, чтобы тщательно отмерять каждое слово, чтобы подчеркнуть смысл его сообщения.

Как оратор, искусство управления ритмом может быть одним из ваших величайших инструментов.

Слишком быстро или слишком медленно?

Конечная цель — говорить в разговорном темпе. Не пытайтесь говорить в абсолютно стабильном темпе, равномерно измеряя каждое слово: это может показаться монотонным и утомительным. Сочетание медленной, быстрой и средней скорости делает вашу речь более увлекательной.

Когда менять скорость:

  • Быстро: указание на страсть, срочность, волнение и эмоции.
  • Медленно: Указание на важность, печаль, замешательство, серьезность вопроса или введение новых идей (используйте, чтобы помочь аудитории понять, что вы говорите)

Когда вы говорите быстро, сначала захватывающе для аудитории, но через минуту или две оно перестает быть возбуждающим и становится подавляющим.

Когда вы говорите медленно, это может привлечь внимание аудитории и помочь им обработать каждое слово, но целая беседа в медленном темпе утомит вашу аудиторию: пока вы ждете, пока вы перейдете к сути, они потеряют интерес.

Смешай! Держите большую часть своего выступления в рамках обычного разговорного диапазона, затем измените свой темп, чтобы выделить моменты в своем сообщении и повлиять на эмоции вашей аудитории.

Как узнать, говоришь ли ты слишком быстро или слишком медленно?

В то время как в голове вы можете подумать, что ваш темп идеален, на самом деле вы можете ошибаться.

Здесь может оказаться полезным определение скорости речи.

Скорость речи — это просто скорость, с которой вы говорите.Вычисляется в количестве слов, произнесенных за минуту (слов в минуту).

Рекомендации по скорости речи:

  • Медленно: менее 110 слов в минуту
  • Разговор: от 120 до 150 слов в минуту.
  • Быстро: более 160 слов в минуту
  • Радиоведущие и подкастеры говорят со скоростью 150–160 слов в минуту.
  • Аукционисты и комментаторы говорят от 250 до 400 слов в минуту.

Все еще трудно представить себе эти скорости? Мы составили список из 7 выступлений TED Talks с разной скоростью, чтобы помочь вам лучше понять, какое влияние они могут оказать на вашу презентацию.

Примеры скоростей:

Мартин Лютер Кинг-младший, Стив Джобс, Барак Обама и Эми Тан — все это примеры фантастических (и хорошо подготовленных) ораторов. Послушайте их, чтобы увидеть, что такое хорошо развитый оратор. звучит как.

Вам нужно настроить скорость речи? Первый шаг — выяснить, насколько быстро вы говорите. Есть несколько методов, с помощью которых вы можете определить, насколько быстро вы говорите.

Один из самых простых способов определить скорость вашей речи — это подсчитать количество слов за несколько минут разговора.

Скорость речи (слов в минуту) = Общее количество слов / количество минут

Вы можете записать несколько минут разговора на свой смартфон (или любое другое записывающее устройство) или посмотреть одно из своих видеороликов.

Совет: Если вы используете мобильное устройство, пусть оно преобразовывает вашу речь в текст. Поговорите в течение одной минуты, чтобы захватить текст, затем вырежьте и вставьте текст в счетчик слов.

Один из лучших способов привыкнуть к медленной или быстрой речи — это репетировать с помощью метронома.

Для Apple и Android доступно несколько бесплатных приложений-метрономов, которые помогут сэкономить время во время тренировки презентации. Щелчок метронома может быть установлен на желаемую цель речи в минуту. Например, начните со 100 ударов в минуту, чтобы почувствовать свой темп, и соответствующим образом отрегулируйте.

Хотите попрактиковаться в скорости? Вот 2 приложения для смартфонов, которые могут помочь:

Android | iOS

Metronome Beats имеет простые в использовании элементы управления для увеличения и уменьшения темпа небольшими приращениями.Визуальные индикаторы ударов помогают отслеживать, и очень легко отключить метроном, визуально отслеживая свой темп.

Android | iOS

Pro Metronome был создан для всех сценических исполнителей, чтобы улучшить свой ритм (подумайте: музыканты), но это фантастическое приложение для ораторов, которые работают над своим ритмом. У этого есть множество способов сохранить ваш темп, от изменения цвета на экране темпа до вибраций и звуков.

Вы также можете потренироваться перед кем-нибудь, будь то коллега или тренер по презентациям, и спросить, говорите ли вы слишком быстро или слишком медленно.

Они могут предложить вам обратную связь о том, где увеличить скорость или замедлить ее, чтобы сделать точку более эффективной.

С чем вы сталкиваетесь, когда доходит до задания темпа? Мы хотели бы помочь вам в одной из наших будущих статей. Свяжитесь с нами здесь .

Вы ищете больше возможностей для общения и обучения? SpeakerHub — это самая быстрорастущая сеть докладчиков и инструкторов, объединяющая докладчиков с организаторами мероприятий со всего мира. Узнайте больше здесь.

Изначально это было размещено в блоге SpeakerHub.

Оценка: публичные выступления / речевое общение

    Панель приборов

    SPCH PPTs Text LearAct

    Оценка

    Перейти к содержанию Панель приборов
    • Авторизоваться

    • Приборная панель

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать