Что такое ум: Ум — Википедия – Что такое — ум? Кто такой — умный человек?

Автор: | 13.02.2020

Содержание

Что такое — ум? Кто такой — умный человек?

Фильм «Рассказывает Михаил Жванецкий»

Учеба очень важна, но и среди образованных людей можно встретить людей не очень умных.
скачать видео

Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий. Противоположность ума — глупость, отсутствие​​​​​​​ ума — слабоумие.

Умный человек — это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания).

Думать — понимать и анализировать происходящее, принимать адекватные решения, учитывать последствия и делать выводы, способный активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.

В бытовом понимании умный человек — это тот, кто много знает. Но это не вполне верно, поскольку умный — не то же самое, что начитанный или образованный. В части общества сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать физику, математику и тому подобные дисциплины. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти и, возможно, о его стремлении что-то узнать. Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения. Умозаключения могут делаться как шаблонно, так и нетривиально, но в большинстве случаев приводят к правильному результату. Умный человек видит дальше своего носа (глядит в перспективу), в отличие от большинства людей. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.

Люди не всегда пользуются умом; в повседневной жизни его с разной степенью успешности заменяют когда наработанные привычки и автоматизмы, когда образованность, а когда-то люди просто выключают голову и полагаются на свои эмоции и чувства. Конкретный анализ показывает, что, похоже, большинство людей думает едва ли более 10% времени. Люди делают глупости нередко вовсе не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия привычки им пользоваться. Не все люди любят думать, не всегда это принято, и по крайней мере большинство женщин большую часть времени живут, руководствуясь не умом, а чувствами. Можно сказать, что умный человек — это жестко контролирующий свое сознание на высокой ноте концентрации в строго заданной точке.

Ум — не то же самое, что образованность. Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных. Ум — не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки. Ум — это не только способность думать (мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения.

Любопытно, что человек думает не только головой, в решении жизненных задач у человека задействовано все его тело: когда-то помогая ему, когда-то мешая. Умного человека от глупого можно отличить по выражению глаз, по интонации и даже по походке. На ум влияет и гормональная ситуация в организме: увеличение уровня тестостерона (мужского полового гормона) улучшает сообразительность и способность к пространственному (топографическому) мышлению.продолжение

Одна из участниц моих тренингов, Вера, была на удивление умной — с хватким, четким, очень логичным умом. Но голос ее был мужской, грубоватый, манеры — немного мужские, а на верхней губе черные усики. Это было нехорошо, и Вера пошла на гормональное лечение. Гормональное лечение уменьшило у нее уровень мужских гормонов, кожа лица стала гладкой, чистой и без усиков, манеры у Веры стали более женственными — но и вдруг все заметили, как Вера (в сравнении с Верой прежней) поглупела. Стала — как все…

Определенно, что ум — это не только знания, ум формируется характером ведущей деятельности человека и окружающей его культурой в целом. Так, Б.М. Теплов писал об особенностях ума полководца, И.П. Павлов — об особенностях русского ума.

Ум связан с психологическими особенностями человека. Можно много знать, но с кривыми верованиями, неадекватными программами и позициями быть при этом дураком. В связи с личностными составляющими ум может быть ленив, лукав или боязлив. Женщины в целом ничуть ни глупее мужчин, но в деловых ситуациях, связанных с понятийным мышлением и принятием ответственных решений, мужчины действуют обычно умнее, поскольку реже ведутся на эмоции.

Мужской ум (иногда его называют просто ум) — это привычка думать самому, искать решение прямое, без уверток и хитростей. Женский ум — другой, женщины при возможности выбора чаще предпочитают включить хитрость и решить вопрос обходным путем, причем по возможности не ломая собственную голову. Действительно, зачем думать самой, если можно сделать беспомощные глазки, доверчиво попросить помощи, и мне все подскажут мужчины? Нужно учесть и то, что многие мужчины не любят слишком умных женщин, и понимающие это женщины когда-то выбирают быть не слишком умными, чтобы удачнее выйти замуж…

Разновидностью ума является сообразительность. Сообразительность отличается как от мужского, так и от женского ума поиском редких, неочевидных или обходных путей.

Ум — только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача — вот есть Я и вот есть то, что мне нужно. Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум. Осваивая позиции восприятия, человек свой ум развивает до уровня разума, а к разуму прибавляя опыт, становится мудрым.

Сам по себе ум не гарантирует ни счастья, ни любви, ни денег или карьеры. Чтобы все это получить, нужно провести инвентаризацию своих верований и ценностей, наработать волю, выстроить тело… — нужно действительно еще много чего. Впрочем, если умный человек поставит себе такие задачи, он добьется успеха быстрее других, не таких умных. Начинайте работать над собой?

Можно ли поумнеть? Как развивать свой ум?

Чтобы умнеть, нужно учиться. Но — чему и как? Школа и вуз развитию ума способствует, но ничего не гарантирует: умный в процессе учебы умнеет, глупый только забивает свою голову ненужной ерундой. Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить. Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей и при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь. Ум во многом похож на мышцы нашего тела: он поддерживается постоянными тренировками и без тренировки постепенно атрофируется.​​​​​​​​​​​​​​


Вводное занятие Университета

определение. Ясный ум. Молитва для ума

Как платья, волосы, так и умы коротки

А. Грибоедов

Часть первая

  1. Обусловленность ума.
  2. Память и опыт как ограничивающие факторы.
  3. Ум, мышление, восприятие.
  4. Чистое и обусловленное восприятие.
  5. Индуизм, веданта: их отношение к уму.

Сила ума: в чем уловка? Тайна ума

Над тайнами ума люди бьются в течение многих лет, да что там говорить, с того самого момента, когда человек стал осознавать себя, он спрашивает, в чём состоит тайна ума. Ответ уже заключён в вопросе: тайна ума в осознании самого себя и осознании всего вокруг. Правильно сказано, что в самом вопросе, если он правильно поставлен, находится ответ. В этом смысл правильного вопроса.

Если мы задаём вопрос с целью найти ответ в памяти путём комбинации и сопоставления определённых заранее известных частей или прибегая к нашему прошлому опыту (что опять есть не что иное, как память), то мы просто находим средство, способное удовлетворить наше любопытство, преходящие цели, которые, будучи выполненными, вскоре канут в лету, и мы пойдём искать и достигать новые, или у нас появятся новые интеллектуальные интересы (скорее развлечения разума), где наш ум постоянно в работе, бьётся над загадками, а разгадывая, переходит к следующим.

Наша задача состоит в том, чтобы правильно поставить вопрос. Осознаём ли мы себя? Под этим подразумевается, познаёт ли себя сам ум, так как процесс познания связан с умом. Вот тут-то мы и наталкиваемся на следующий вопрос — каким образом ум познаёт, что есть познание и каково различие между познанием и осознанием?

Вопросы о памяти и опыте

Эти вопросы важны, потому что вся жизнь выстроена на них. Каждый день мы проходим через процесс познания, но равнозначен ли он осознанию? Каким образом мы познаём? Хоть народная мудрость и говорит, что без памяти разум туп, но это лишь аккумулирующая способность разума. Мы смотрим на глубинные аспекты ума. Через ежедневную деятельность мы получаем какой-либо опыт, будь он из области науки или бытовых сфер жизни, и наша память накапливает его, а затем, когда нам нужно получить ответ на какой-то вопрос, мы обращаемся к нашему прошлому опыту, к памяти, и таким образом находим ответ или компилируем его из различных известных нам фактов.

учение, знание, университет, студентка, гранит науки

Аккумулирующая способность ума

Мы можем использовать такие средства, как анализ, сравнение, синтез информации и другое. Так рождается «новое знание», или ответ, — то, что мы искали. Но что такое этот ответ? Посмотрим из чего он был составлен. Нов ли он? Нет. Мы всего лишь ищем более подходящий вариант, лучше всего нас устроит такой, который, как пазл в картинке, правильным образом заполнит открытое пространство. Вот и всё. Мы его нашли, заботы в сторону — проблема решена. Но решена ли она, или мы опять обманули сами себя, выбрав из старого багажа тот материал, который подходит к данному моменту, якобы является ответом на вопрос.

Мы не обсуждаем сейчас механистические науки, где нужно использовать формулы, решать уравнения, используя известные правила. С этим всё ясно, там и выводы/ответы должны соответствовать ожиданиям, правилам. Мы говорим о вопросах духовного, психологического плана, где такой подход, сделанный сквозь призму ожидания, ни к чему хорошему не приведёт, в лучшем случае мы будем иметь ещё одну новую схему, теорию, метод, основанный на опыте прошлого, пусть и с использованием новых данных.

В таком ответе, где мы используем память, не может быть ничего нового, и строго говоря, это не ответ. Для того чтобы получить ответ, нужно понять, что только чистое осознание может нам его дать, без ожиданий, без связи с опытом. Если есть опора на опыт, значит открыта дорога и для ожидания. Если нет — то не существует и ожиданий. Тогда и только тогда можно говорить о получении настоящего ответа, истинного познания путём осознавания.

Без ума: что это означает

Для того чтобы осознавать, человек, его ум, должен освободиться от опыта прошлого, забыть о нём и просто осознавать безоценочно. Если мы смотрим на что-то и говорим, как нам это нравится или не нравится, даём этому имя и т. д., то мы оцениваем, высказываем суждение. Не имеет значение, позитивного или негативного толка наше высказывание. Суть в том, что ум уже успел просчитать, сравнить и на основе этого составил суждение. Это не осознавание и не познание. Это суждение и ничего более.

мышление, творчество, мозг, склонности ума

Ум: определение. Связь с мышлением

«Denken ist schwer, darum Urteilen die meisten (Думать трудно, поэтому большинство выносят суждения)», — так говорил Карл Юнг. Ни в одной другой школе психологии подход к проблемам мышления, восприятия и ума не имел так много общего с понятиями, идущими из буддизма и ведантизма, как в аналитической психологии, основанной Юнгом.

Современная психология сформировалась и выделилась в отдельную отрасль знания на основе западной философии. Оттуда она и черпает свои знания, дополненные научными изысканиями в области физиологии и биологии. Мышление обычно понимается как познавательная, или когнитивная, способность. Она основана на восприятии. С помощью мышления мы способны делать выводы, находить смысл и создавать идеи. Но давайте спросим, каким образом мы воспринимаем?

Восприятие — это видение того, что есть в действительности. Но способны ли мы видеть, а следовательно, воспринимать? Или иначе: до какой степени, где проходят пределы нашего восприятия? Мы не говорим о физической способности видеть и слышать, мы обсуждаем психологический аспект восприятия в целом и для удобства продолжаем использовать названия из категории ощущений.

Обусловленность восприятия

Чистое видение, ничем не обусловленное, человеку недоступно по той причине, что на его восприятие накладывает большой отпечаток весь его опыт: то, как его воспитали, установки, принятые в обществе, в котором он живёт, его образование и сфера деятельности, поэтому восприятие определено множеством факторов, заслоняющих, скрывающих настоящую природу рассматриваемого явления или объекта.

ум, мышление, мозг, дума, думать

Нужно заметить, что дохристианская западная философская традиция рассматривала этот вопрос. Ещё Платон создал концепцию идей — эйдосов, находящихся в другом мире, и чью тень в виде предметов существующего, чувственного мира мы способны воспринять. Он, чувственный мир, порождён Демиургом — творцом, где Демиург является Умом из соединения материи и эйдосов — смеси, которую мы можем воспринять.

Чистые идеи нашему разуму недоступны в силу того, что они находятся по другую сторону нашего восприятия в трансцендентальном мире. Интересен сам термин «трансцендентальность». Он предполагает выход за пределы ограниченного восприятия, «перешагивание», лежащее по другую сторону миропонимания. Позднее эту тему разовьёт Кант, где он введёт понятие априорности, соответствующей трансцендентальному, в противовес эмпирическому, доступному через непосредственный опыт.

Бессилие ума. Платоновская концепция восприятия, разума и понимания

Выходит, что разум человека не в состоянии воспринять идеи в силу того, что они находятся вне сферы действия разума. Но здесь Платон объясняет возможность постижения скрытого мира идей с помощью понятия Мировой Души так, чтобы соединить и сделать возможным для познания оба начала: идеальное и материальное.

Только благодаря наличию Мировой Души разумное существо способно познавать идеи. Она — мост между космосом (миром идей) и материей. Так Платон решает проблему восприятия. Однако о чистом восприятии ничего не говорится. И как бы ни близка была идея о Демиурге к понятию Праджапати — управителю, причине Вселенной из философии веданты, тем не менее они различны: Демиург создаёт из уже наличествующих идей и материи, т. е. он ими не является, он лишь активная сила, дающая толчок.

В то время как веданта ставит Праджапати равным Брахману, который является не только причиной всего, но он и есть всё, всё во всём. Можно сказать, что Праджапати есть проявление Брахмана, он и есть Брахман создающий, т. к. философия веданты говорит, что нет ничего, кроме Брахмана, всё есть он и он во всём. Позднее мы поговорим об этом подробнее.

медитация, природа, саморазвитие, осознанность

Чистое восприятие

Чтобы увидеть и воспринять то, что есть, а не проекцию своих ожиданий, нужно освободить разум от этих наслоений (обусловленности), сделать его по-настоящему открытым, способным осознавать. Процесс осознания становится возможным только тогда, когда память, мысль, порождающая ожидания и искажающая воспринимаемое, остановлена. Молчаливый ум способен созерцать, и тогда мы открыты процессу осознания.

К этой мысли подошла аналитическая психология, но корни её уходят глубоко в древность, во времена дохристианские, когда индийская философская мысль была в расцвете и создала много школ, которые объясняют происхождение мира, его значение и роль Ума в нём. Пожалуй, ни одно другое направление философии и религии не может сравниться по смелости идей с теми, что были высказаны философами веданты и санкхьи.

Внутри индийской философии существовало несколько школ, но все они так или иначе развивают идеи, высказанные ведантой. Даже если мы возьмём такое сильное направление, как санкхья, на которую опирается философия йоги, то и она есть не что иное, как видоизменённое учение веданты, и по многим вопросам эти два направления сходны.

Сравнение и связь учений об уме веданты с западной традицией

Веданта признает Веды как высший источник знания — шрути, т. е. «откровение». У них нет рукотворного источника, их творец и есть Брахман. Выходит, что древние философы признавали Брахмана и как Слово. В западной традиции это соответствует Логосу. Опять мы видим, как платонизм и стоицизм (где Логос понимается не столько как Слово, но и как «первопричина», «первоогонь», из которого всё происходит) тесно соприкасается с идеями веданты о Брахмане.

шар, искажение, капля

В обеих концепциях одинаковая безличность Логоса или Брахмана, в отличие от христианской концепции, где Бог есть Творец как личность, создающая мир актом воли. Он представлен не как первопричина Демиург, а как создатель, собирающий мир с помощью воли.

Знание и незнание в философии индуизма

В философии веданты и платонизма/cтоицизма отсутствует проблема теодицеи — оправдания Бога или оправдания зла, существующего в мире, созданного Богом. С точки зрения веданты само понятие зла является лишь видимостью, порождённой незнанием (авидьей), все страдания трактуются как результат авидьи, поэтому избавление от авидьи откроет нам истинную сущность вещей. С помощью знания (видьи) страдания (дуккхи) сами собой перестают существовать, т. к. они сформированы умом, тем, как ум воспринимает действительность, которая, в свою очередь, реальностью не является. Из нашего незнания происходят желания, из них формируется восприятие, которое ведёт к впечатлениям. Впечатления формируют основу для работы ума.

Конфликтная основа ума. Сравнение веданты и платонизма

Мир с позиций веданты не дуален, нет противоположности, а следовательно борьбы. В этом случае мы видим радикальное отличие от догматов христианства и других авраамических религий, где изначально мир дуален и борьба противоположных начал лежит в основании мира; следовательно и деятельность человека и его ума в мире определены этой дуальностью, иначе говоря, конфликтом, который человек пытается преодолеть опять же с помощью ума, который разделён. Отсюда берёт своё начало понятие Эго как половинчатый разум, который хочет доказать, проявить себя и закрывает для человека возможность открытия истины.

В платонизме, неоплатонизме и стоицизме оправдания Бога нет и не можем быть, так как мир создан эманацией Логоса, происходящей от высшего к низшему, т. е. система мироздания изначально иерархична, поэтому на каждом более низшем уровне творения менее совершенны, следовательно, наличествует зло, но оно закономерно и скорее рассматривается как побочный продукт творения, неизбежный на стадиях эманации на более низкие уровни.

мышление, ум, мозг, работа ума, что такое ум

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями

Н. Гоголь

Как понимают духовный ум человека в философии веданты, санкхьи, йоги, вайшешики и буддизма

Веданта, санкхья, йога и вайшешика принадлежат к школам индуистской философии, где главнейшей является веданта, чьё знание основано на священных источниках-откровениях — шрути. В противоположность смрити (преданиям) веданта признаёт непогрешимость вед и всех её составляющих: мантр, брахманов и упанишад. Остальные течения, направления и школы так или иначе выходят из веданты, берут из неё наработки философского знания. Существуют отличия каждой школы, используются новые термины, но это не указывает на полную самостоятельность школ.

Для того чтобы более точно понять общность, зависимость этих направлений от учения веданты, можно спросить о том, что является главной целью в этих школах, выполнение которой означало бы достижение нирваны.

Минусы ума. Роль ума в достижении целей философских учений

Веданта и санкхья видят достижение цели в прекращении страданий.

Йога также идёт к прекращению страданий путём созерцания и сосредоточения, избежания волнений. С помощью специальных приёмов и средств можно достичь кавальи (свободы). Вайшешика как одна из наиболее простых школ, базирующихся исключительно на логике, признаёт то, что страдание можно прекратить посредством познания истины.

Буддизм, хоть и является отдельным, новым философским течением, однако его истоки можно усмотреть в традициях веданты, и уничтожение страдания происходит путём проникновения в его природу, что приводит к полному уничтожению дуккхи — страдания.

Роль ума, манаса (по одним трактовкам «манас» понимают как «мозг», по другим это «дух»), и буддхи (интеллекта) состоит в том, чтобы «снять» покровы незнания, прийти к чистому знанию и достичь самадхи — просветления.

медитация, осознанность

Ум и мудрость. Духовный Ум: его составляющие

Философские школы индуизма видят буддхи (ум, разум, интеллект), состоящим из нескольких составляющих:

  • дхарма — добродетель,
  • джняна — знание,
  • вайрагья — бесстрастие,
  • айшварья — сверхчеловеческая сила.

Ум — враг, ограничитель

В вышеупомянутых религиозно-философских традициях, так же как и в христианстве, и исламе, уму отводится большая роль, и в какой-то мере с помощью него человек может постичь мироздание. Хотя одновременно эти традиции понимают ограниченную природу ума, его обусловленность и предопределённость мышления, которая не даёт уму перешагнуть в трансцендентальность (за границы материальности), а именно там и находится чистое знание, истина.

В нашем материальном мире, несовершенном как раз потому, что господствует авидья, или незнание, ум по определению не может быть свободным. Таким образом, если он несвободен, то посредством несовершенного инструмента, каким является ум, нельзя обрести свободу в её окончательном виде — мокшу.

медитация, осознанность

Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений

А. Грибоедов

Ум не главное, ум — в жизни человека

Йогическая традиция пришла к выводу, каким образом сделать ум свободным. Остановив деятельность ума, прекратив его постоянный разговор с самим собой, построение теорий, анализирование, мы сможем преодолеть его perpetuum mobile. Тихий ум, свободный от связи с логикой, ум молчаливый — только такой ум может действительно постичь Высшее, выйти за пределы мунданы в трансцендентальность и узреть то, что скрыто от обычного взора.

То есть опять мы обращаемся к эйдосам идеального мира, только индуистская философская традиция, равно как и христианская, называет это сутью вещей, истиной. Увидеть суть вещей — так мы познаём истину, а через неё и Бога.

О том, что ум не главное, говорил ещё Гаутама Будда. Он основал своё учение, отойдя от философии веданты, по сути являясь еретиком учения вед, но и в новой философии, созданной Буддой, есть много сходного с ведантой. Это неудивительно, так как мы знаем, что Будда изучал эту систему под руководством учителя.

Часть вторая.

  1. Безумства ума.
  2. Ум в авраамических религиях, сравнение с ведантой.
  3. Методы для остановки ума.

Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож

А. Грибоедов

Ясность ума. Буддизм как учение о пустоте и тщете

Пожалуй, ни одно философское учение не было так крайне нигилистично, как буддизм. Нигилизм в нём, по сути, является крайней формой идеализма, который более не может ничего принять на веру. Он стоит на том, что в нашем мире нет ничего реального. Всё есть видимость — майя. Но нужно это постичь — и постичь умом. Нет ни одного постулата, в который нужно поверить. Изречение «Верую, ибо абсурдно» Тертуллиана здесь неприменимо. Ум проверяет всё, между тем отрицается и он, так как он тоже несовершенен, но можно выйти за пределы ума и обрести свободу.

мара

О Маре — понятии зла в буддизме

Из буддизма пришло такое понятие как мара. Оно быстро перешло в словарь йогов.

Что такое Мара и каким образом это относится к уму

Учение адвайты, школы, вышедшей из веданты, говорит о том, что Мара — это тоже Абсолют, но другая его сторона. Как мы понимаем дихотомию Бога и Дьявола, так и в буддизме есть просветлённость и Мара.

Мара затемняет ум, делает его неспособным выйти из сетей незнания. Существует 4 вида мары:

  • мара клеш;
  • мара — сын небожителя;
  • мара скандх;
  • мара смерти.

Клеша — это наши зависимости, часто на физическом уровне. Их можно сравнить с простыми желаниями-привязками к чему-нибудь, например к сладкому, выпечке. Привычка спать до обеда, нехватка внутренней дисциплины, неспособность сосредоточиться на чём-то долгое время.

Мара — сын небожителя — это барьер посложней. Здесь идёт работа с Эго. Желание выделиться, гордость за себя и свои достижения, обычно обоснованная, так как человек, борющийся с этой марой, уже многого достиг, накопил много знаний, и его чувство собственной значимости превышает границы.

Мара скандх — это привязки ментального плана, но базирующиеся на эмоциях, т. е. они ментально-эмоциональные. Ум думает об эмоциях, эмоциям придаётся большое значение. Страхи, надежды, связанные с телесным и ментальным планами, происходят под влиянием скандх.

Мара смерти — это «препятствия» на пути жизненной силы. Обычно Мара связан с процессом старения или с моментами, когда человек меньше всего осознан — перед засыпанием или на стадии погружения в глубокий сон. Вот здесь и ключ: чем менее мы осознаны, тем менее сильны в духовном плане, происходит отток энергии, её нужно восстанавливать. Но гораздо лучше следить за тем, чтобы в жизни происходило меньше неосознанных ситуаций, и энергия не будет утекать в никуда. Об этом говорят многие древние духовные учения, а на сохранение осознанности в моменты наибольшего оттока энергии положительно влияет практика йога-нидры.

мара

Безумный ум: возможно ли это?

Когда-то в «Беседах по песням Кабира» один мудрец высказал такую фразу: «Перестань колебаться, сумасшедший ум!» Почему мы, люди в здравом уме, склонны называть ум безумным? Не потому ли, что беспрестанная круговерть и логические измышления ума ещё не привели ни к чему путному. Да потому что ум — это пристанище философов, не может изменить ничего. Он лишь думает. Процесс мышления для него — игра, приятная, к тому же в ней нет ответственности. Ответственность рождается только тогда, когда мы осмеливаемся совершить какие-то действия. Тогда и только тогда мышление, выводы, к которым пришёл ум в процессе мышления, применённые на практике, могут воплотиться в нечто более реальное, нежели пространные умозаключения неугомонного ума.

Недостаточно быть умным. Необходимо быть достаточно умным, чтобы не позволить себе стать умным сверх меры

А. Моруа

Свойства ума, остановка ума

Свойства ума рассуждать, располагать по полочкам факты, анализировать их, играть с идеями, да мало ли что ещё должно быть применено практически, претворено в жизнь, иначе какой от них прок. Гёте писал, что самый великий ум — ум практический.

Вот и мы должны уяснить это для себя и использовать ум по назначению, в роли средства, слуги, для того чтобы помочь нам в воплощении наших планов в действительность. Мы не должны допускать такую ситуацию, когда ум занимает командное положение и вместо помощника Души превращается в её заместителя, захватывая пьедестал и становясь правителем.

Человек создан из трёх субстанций:

  • материи — телесное начало,
  • ума — логическое начало,
  • души — духовное начало.

Ум находится посередине. Его задача — соединить материю и дух, перекидывая мост между ними, т. е. будучи на службе у души, он должен выполнять её волю.

Для того чтобы ум выполнял присущие ему функции, но не выходил за пределы его полномочий, нужно остановить его. Некоторые называют этот процесс психологическим умиранием. Человек должен научиться умирать. Мы говорим не о физической оболочке, это отдельный вопрос, а о психологическом аспекте смерти как остановке желаний, деяний, обретении покоя и истины, ибо покой и есть истина, а истина — это покой. Обретя истину, мы обретаем покой.

закат, медитация, природа, солнце

Ум своими методами неспособен достичь покоя. Как раз наоборот — он вечно в движении, в беспокойстве. Для того чтобы познать истину, требуется обойти оборону ума, его прыткость, иначе нам так и будет недоступна та трансцендентальная сфера, в которой находится истина. Путь к ней известен душе. Ум, спокойный и молчаливый, вместо вынесения суждений начинает осознавать. Через осознание, когда взгляд чист, мы видим то, что есть, и можем понять суть вещей и истину.

А прежде как живали? День за днём, нынче как вчера

А. Грибоедов. Горе от ума

Ясный ум. Беспокойный ум?

Рамана Махарши и Джидду Кришнамурти также говорили об остановке ума и даже о психологическом умирании: вы должны умирать ежедневно, чтобы вновь рождаться. Каждый день будет для вас новым, вы не будете нести груз памяти и оценивать новый день, исходя из прошлого опыта. Что нового может принести так называемый новый опыт, если мы подходим к нему с позиций старого, меряем старыми мерками, используя мышление и память?

Мартин Хайдеггер в своей работе «Что значит мыслить?» («Разговор на просёлочной дороге») также указывает на это, доказывая тот факт, что мы ещё и не мыслили вовсе, потому что для того, чтобы мыслить, нужно обитать в пространстве мышления, нужно, чтобы в первую очередь само мыслимое повернулось к нам, открыло себя нам, а пока оно находится скрытым, в другом мире, недоступном нам, как же мы можем мыслить? Что мы мыслим? Мы мыслим наши образы о мыслимом, основанные на восприятии, каждый последующий образ, к которому мы обращаемся (а мы не можем не использовать образы, отпечатанные в памяти, т. к. это наша привычка мышления), базируется на предыдущем образе. Наше мышление есть лишь вывод выводов, образ образов, оно не прикасается к реальному.

Осознание вместо ментальных концепций

Мы забыли о том, что кроме наших идей об объекте есть сам реальный объект. Его и нужно увидеть. Если мы говорим о дереве, то у каждого из нас в голове сформирован свой образ дерева, он абстрактен, и знание о нём основано на когда-то запечатлённой ментальной конструкции. Так что сейчас мы даже не задумываемся над тем, что же такое в действительности у нас перед глазами, мы смотрим не видя и просто называем это.

космос, душа, прана, энергия

Для чего всё это сказано? Для того, чтобы проиллюстрировать важный факт того, что наш ум работает механически. Он не обращается к действительному, к тому, что есть. Вместо этого он оперирует категориями памяти, доставая оттуда нужную информацию, точнее сказать, ярлык, использует его и на основе этого ярлыка пытается строить какие-то концепции.

Вопрос: чего стоят такие концепции, созданные в результате мышления, где за основу взята память, прошлый опыт, не имеющий ничего общего с настоящим? Мы создаем всё больше и больше умозрительных конструкций, вместо того чтобы УВИДЕТЬ то, что есть.

Настоящее видение может происходить только здесь и сейчас как осознавание. И это осознавание подразумевает отключение работы ума и включение чистого осознавания. Нужно освободить ум от прошлого опыта, сделать его «пустым». Тогда мы будем способны узреть истину.

Различные школы и направления предлагают свои методы для того, чтобы остановить разговоры ума, сделать ум менее «прыгучим». Его сравнение с обезьяной в странах, исповедующих буддизм, широко применимо до сих пор. Потому что ум действительно не может оставаться без дела, ищет, о чём бы подумать, что взять в голову.

Почему горе от ума? Техники для опустошения и успокоения ума

Из учений йоги и буддизма до нас дошли различные способы и техники успокоения ума. Среди них наиболее популярными стали те, что используются учениями йоги и буддизма:

  • медитация,
  • випассана как один из вариантов глубокой медитации,
  • концентрация,
  • молитва для ума — мантры,
  • упражнения на сосредоточение, способствующие дисциплине ума, к примеру, пранаяма,
  • выполнение физических упражнений, известных как асаны.
космос, душа, прана, энергия

Молитва для ума — мантры

Мы уже говорили о Слове, Логосе, являющимся Брахманом. Было бы странным, если бы звуки, слова не использовались для успокоения ума. Мантры как звуковые вибрации, при этом несущие глубокую информационную составляющую, очищают ум человека, делая его восприимчивым к познанию Высшего, сути.

Чтение, пение мантр восстанавливает связь с Абсолютом, помогая дальнейшей практике йоги и настраивая на выполнение пранаям и асан.

Что делает ум при занятиях йогическими асанами?

Хотелось бы несколько подробней остановиться на выполнении йогических асан. Современная трактовка йоги как учения часто рассматривает только физиологический аспект, иногда уделяя внимание таким аспектам учения йоги, как яма, нияма, пратьяхара, дхарана, дхьяна. Нужно подчеркнуть, что даже асаны, изначально являясь упражнениями для тела, не ставят целью тренировку мускулатуры или развитие гибкости и выносливости. Эффект, который тело получает, выполняя асаны, выражается в развитии всего вышесказанного, но это лишь своеобразный побочный эффект.

Практика йоги как средство для познания Абсолюта

Практикующий йогу, сам того не зная, выполняя асаны, посвящая себя технике выполнения медитации, соединяется с Богом, ищет Бога, и вся практика так или иначе посвящена этому. В отличие от адвайты — направления философской мысли, напрямую вышедшего из веданты, — йога ввела новое понятие индивидуального Бога — Ишвары. Он не Брахман, но, как нам известно, в Брахмане есть всё и всё есть Брахман.

йога, море, врикшасана, поза дерева

Для того чтобы растворить ум (в этом настоящая цель практикующих), нужно разобщить, разъединить чувственный опыт, стать ничем — и тогда познать Абсолют, слиться с Брахманом. В качестве средства для познания Высшего выбирают познание и почитание индивидуального Бога Ишвара. В целом и здесь сохраняется главная концепция веданты о том, что Брахман равен Атману — Tat tvam asi, т. е. «То (Брахман) есть ты». Подчеркивается тождество человеческого и божественного, их принципиальное единство. Такой смелый подход вряд ли можно найти в каком-то другом философском течении.

Брахман и Атман: тождество

Чтобы сделать максимально понятной для читателя концепцию Брахмана и Атмана в философии веданты, мы приведём здесь 13-ю кханду из Чхандогья-упанишад.

1. «Брось эту соль в воду и приди ко мне утром». Сын сделал то, что ему приказали.
И отец сказал ему: «Принеси мне соль, которую ты бросил в воду вечером».
Сын искал её, но не нашёл, так как она, разумеется, растворилась.

2. И отец сказал ему:
«Попробуй воду на поверхности. Какова она?» И опять сын ответил:
– Она солона.
– Попробуй со дна. Какова она?
И опять сын ответил: «Она солона».
И отец сказал: «Оставь её и иди ко мне». И сын сделал так, но соль продолжала существовать. Тогда отец сказал: «И здесь, в этом теле, ты не замечаешь Истинного (сат), сын мой, но оно тут.

3. То, что есть тонкая сущность, в ней всё сущее имеет своё я (атман). Оно есть Истинное. Оно есть я (атман), и ты, Шветакету, есть оно».
«Прошу, родитель, учите меня ещё», – сказал сын.
«Пусть будет так, дитя моё», – отвечал отец.

море, йога, триконасана, поза треугольника

Про ум в философии христианства и ислама в сравнении с философией веданты

В философских направлениях уже много сказано про ум. Мы посмотрим на то, как трактуют ум, на что обращают внимание, говоря об уме, в наиболее распространённых учениях — христианстве и исламе. Оба направления принадлежат к авраамическим религиям, таким, которые ведут свой отсчёт со времён Авраама.

Если мы вспомним христианство с его постулатом богоподобия человека, то тождества между человеком и Богом всё равно нет. В этом его большое отличие от учений о Брахмане. За счёт того, что существует догмат о первородном грехе и дуальности мира, где есть добро и зло, в христианстве роль человека не может быть равноценной Богу. Опять мы видим, что произошло разделение, мир больше не един, как в учении веданты, он разделён. Человек может познать Бога разумом, приблизиться к нему, даже может считаться, что в любом человеке есть искра божья, но провозглашение равенства между человеком и Богом здесь было бы кощунством. Тождество Брахмана и Атмана отсутствует.

Понятие ума в исламе

То же самое мы видим на примере ислама.

Тождества человека Аллаху здесь нет и не может быть, так как нет и самого богоподобия. Если христианство допускает познание Бога умом, то в исламе всякое познание отсутствует.

море, йога, триконасана, поза треугольника

Аллах недоступен человеку и человеческому познанию, он также не являет себя непосредственно человеку, контакт возможен только через посредство ангелов.

На примере Троицы раскрывается внутренняя природа Бога, он познаваем.

В исламе отсутствует как таковое учение об Уме, Слове и Духе. То есть то, что в христианстве реализуется через понятие Троицы, где Бог Отец есть Ум, Бог Сын есть Слово, Бог Дух Святой есть Дух, остаётся недоступным в исламе.

Значение слова «ум» в традиции славян. Интеллект и ум: в чём разница

Каким бы странным это не показалось, но славянская концепция ума сильно перекликается с учением йоги, системой чакр и даже древом сефирот из учения Каббалы.

В славянской традиции эволюцию «Я» Живы трактуют с позиции, идентичной подъёму кундалини. Так, Жива проходит через тела-чакры, чтобы достичь Светового тела, саттвического. Тело ума и разума — клубье (ментальное тело) расположено в голове человека, а тело интеллекта — колобье тело (буддхиальное тело) находится над головой человека. Выше них только Дивье тело — «Душа», охватывающее всё тело, и наверху этой чакровой системы — Световое тело, «духовное тело» Живы.

Таким образом мы опять встречаемся с категориями манаса и буддхи из традиции веданты, но представленными в славянском учении о Живе.


Послесловие.

В статье мы показали, какими разными, подчас противоречащими друг другу могут быть концепции ума. Феномены восприятия и мышления до сих пор оставляют много вопросов, и мы надеемся, что в будущем они будут изучены более глубоко.

море, йога, триконасана, поза треугольника

Что такое ум? Понятие и признаки ума :: SYL.ru

Ум — одна из самых странных вещей в мире. Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить. Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же… что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

что такое ум

Определение

Вообще, ум — это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект — это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия. Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека. Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики. И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

ум человека

Признаки ума

Все проявления умственных способностей — вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других — в умении очень хорошо запоминать, у третьих — в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д. Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой. Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает. Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

ум и интеллект

Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

Виды

Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.

  • Так называемый первичный вид ума — это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
  • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума — все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.

Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет — кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

Известные умнейшие люди

В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед… Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

умнейшие люди в истории

Стивен Хокинг — невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта — 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

Еще один известный математик-вундеркинд — Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ — 230.

А вот Кристофер Хирата — астрофизик. В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике. Его IQ к тому времени составляло 230. В 16 лет окончил университет.

Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик. А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

ум ребенка

Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу. Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

Как развить ум, будучи взрослым?

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:

  • Решение логических задач — тут все просто: это помогает развить логику.
  • Тренировка памяти — для этого нужно выбрать то, что вы действительно хотите запомнить и стараться выучить. Например, стихи (прямо как в школе). Или же вас интересует вопрос запоминания сюжетов книг или вовсе хотите с помощью игровых упражнений «натренироваться» — все это в любом случае будет полезным.
  • Размышления над сложными вопросами, попытки найти необычный выход из ситуации.
  • Нелишним будет вводить в свою жизнь то, к чему мозг не привык. Например, пойти домой непривычным путем и чистить зубы другой рукой.
  • Известно, что очень помогают развить ум различные игры. Это могут быть шахматы, карты или же компьютерные, над которыми надо много думать (квесты, логические и т. д.).признаки ума
  • Постоянно учиться. Для этого можно попробовать поступить в вуз или же заняться саморазвитием дома.
  • «В здоровом теле — здоровый дух». Не стоит и говорить, что вредные привычки как курение и склонность к алкоголю очень неблагоприятно сказываются на мозге. Для большей пользы для нашего ума желательно также регулярно заниматься спортом, избегать стрессов и правильно питаться.

Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Полезные книги

Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.

  • Д. Рок. «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок».
  • Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей».
  • Джон Медина «Правила мозга».
  • С. Вуттон, Т. Хорн «Супертренинг для мозга».
  • Артур Думчев «Помнить все».
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают».
  • Кэрол Дуэк «Гибкое сознание».ум и знания

Вместо заключения

Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими. К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.

Значение слова УМ. Что такое УМ?

УМ, -а́, м.

1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. Природный ум.Гаврилыча поражал необыкновенный ум ребенка. Кажется, все-то на свете он знал и так удивительно хорошо умел рассказывать обо всем. Мамин-Сибиряк, Господин Скороходов. У Михайлова был тот же душевный склад — и тот же острый, тонкий ум, умевший схватывать оттенки мыслей и чувств. Шелгунов, Из прошлого и настоящего. || Такая способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта. Он умел сказать чужое так осторожно, мимоходом и в то же время небрежно, как будто сказанное им являлось лишь ничтожной частицей сокровищ его ума. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Блеск ума и таланта великих современников Андерсена наполнял его ощущением собственной силы. Паустовский, Сказочник. || Здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своем поведении. [Анна Ивановна:] А ты, девка, люби, да ума не теряй. А. Островский, Бедность не порок. Считался Яков Лукич в хуторе человеком 489 большого ума, лисьей повадки и осторожности. Шолохов, Поднятая целина.

2. Сознание, рассудок. Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках у разбойников. Пушкин, Капитанская дочка. И нечего было перебирать в уме неожиданную встречу. Но избавиться от нее было трудно. Каверин, Семь пар нечистых. Умом понимаю, что вот этот Валька Матвеев лежит —, а до сердца еще не дошло. Как будто совсем не его хоронят. Трунин, Белорусский вокзал.

3. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, а также общество, люди или отдельные личности как носители определенных представлений, умственных запросов. Всё сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку. Гоголь, Мертвые души. Простой крестьянский ум в последнее время изобрел оборону против саранчи, выкапывая на границах своей и чужой ржи — канавы. Гл. Успенский, Побирушки. Знаменитая система Птоломея господствовала в умах четырнадцать столетий, почитаясь истиной. Федин, Шаг за шагом.

4. Человек с точки зрения его умственных, интеллектуальных способностей. Нашлись подозрительные умы, которые будто бы очень хорошо знали, что у Кураевых всего 150 — душ, что денег ни гроша. Писемский, Тюфяк. [Клаус:] Но почему же сам доктор Кох не останется? Ведь это наша гордость, господин Кох. У нас говорят: «Кох — это государственный ум». Киршон, Суд.

Без ума (быть) от кого-чего — в восторге, в восхищении от кого-, чего-л.
В уме — мысленно, не записывая.
С умом — разумно, основываясь на здравом смысле.
Короткий ум или ум короток см. короткий.
Задним умом крепок см. задний.
Жить своим умом; жить чужим умом см. жить.
Ум за разум зашел (заходит) у кого — о состоянии, при котором кто-л. не может разумно рассуждать, действовать.
Ума не приложу — не знаю, не могу понять. — И ума не приложу, что с детьми делать. Л. Толстой, Три дня в деревне.
Ума палата у кого см. палата.
Ума (уму) помраченье см. помрачение.
Уму непостижимо см. непостижимый.
Уму-разуму учить — учить, как следует поступать, жить.
Раскинуть умом см. раскинуть.
Лишиться (или решиться) ума — то же, что сойти с ума (в 1 знач.).
Набраться ума см. набраться.
Любить без ума — любить очень сильно.
Помешаться (или повредиться) в уме — то же, что сойти с ума (в 1 знач.).
Взяться (или схватиться, хватиться) за ум — стать благоразумнее, рассудительнее, образумиться.
Выжить из ума см. выжить1.
Выйти из ума см. выйти.
Держать что в уме см. держать.
Мешаться в уме и мешаться умом см. мешаться2.
Навести на ум см. навести.
Наставить на ум (или на ум-разум), наставить уму-разуму см. наставить2.
Прийти (или взбрести и т. п. ) на ум (или в ум) кому — 1) ( что) представиться, вспомниться. Постепенно одна за другою приходят на ум давно забытые горести. Григорович, Петербургские шарманщики; 2) ( с неопр.) о появлении желания, намерения сделать что-л. Порой ему приходило на ум сделать еще что-нибудь дерзкое. М. Горький, Трое.
Свести с ума кого — 1) довести до сумасшествия, до потери рассудка; 2) увлечь, очаровать. Одной наружности, одного живого и веселого ума ее достаточно было, чтобы свести с ума человека. С. Аксаков, Семейная хроника.
Сойти (или спятить, свихнуть и т. п. ) с ума — 1) потерять рассудок, стать помешанным, сумасшедшим. — Скорее идите к нам, скорее — мама сошла с ума. М. Горький, Жизнь Клима Самгина; 2) о ком-л. поступающем необдуманно, делающем, говорящем нелепости. [Лебедкина:] И вы хотите, чтоб я рассталась со своими вещами? Да вы с ума сошли! А. Островский, Поздняя любовь.
В своем (или здравом) уме — будучи совершенно здоровым, психически вполне нормальным.
И в уме нет (не было) у кого — кто-л. и не думал, не предполагал.
Из ума вон см. вон1.
Из ума не идти; на ум не идет кому что см. идти.
На уме (или в уме) быть — иметься в мыслях.
Не в своем уме — о ненормальном, помешанном человеке.
Не моего (твоего, нашего и т. д. ) ума дело — я ничего в этом не понимаю, меня это не касается.
От большого ума или с большого ума (сделать что) ( ирон.) — по глупости, сдуру.
С ума сойти! — восклицание, выражающее сильное удивление, восхищение и т. п.
Себе на уме кто см. себя.

«Что такое ум?» – Яндекс.Знатоки

Ум = это способность общаться без слов сам с собой и окружающими сущностями. Умом обладают и органика и малоорганика. УМ = находится далеко в космосе, примерно в черных дырах и сторонних галактиках и от туда исходит в мое проявленное сознание в той роли на земле, в которой я воплощен.

Так было до 2019 года.

Затем мой ум превратился в аналитический центр космической вселенной. Этот аналитический центр был создан Российскими учеными и базируетсяя на данный момент в Санкт=Петербурге. Там находится умственная интеллектуальная машина России. При чем именно нами было разработана уникальная технология распознавания ума и его передача на абсолютно любые расстояния за счет распознавания материи в минимум 27 различных измерениях. Из наших крайних экспериментальных данных каждая энергия способна мыслить сама по себе. То есть мысли имеют тенденцию иннерциальности и развития, в то время как я уже про них забыл. Затем, когда я забыл про свои мысли они распротраняются ив завершении взрываются(перед взрвом чуток гаснут). Взрываясь они подсвечивают тот кадр, то измерение, в направлении которого они летели или хотели сами лететь. При чем при взрыве формируется инфракрасное излучение при видимом желтом свете от самого сгустка мысли, при взрыве большая часть подсветки направлена в в верх, чуток поменьше вниз, практически отсутсвует вперед и возвращается в зад из источника словно подожженый фитиль. Очень напоминает картину многоэтажек в многокрвартирном доме в России с длинными узкими коридорами, трешки и расходящимися во все стороны комнатами. Сверху соседей хорошо слышно, с низу = поменьше. И еще чем мощнее еда = тем дальше по измерению и кадрам по трансерфингу реальности сможет пролтеть мысль и подсветить требуемый наиболее дальний благополучный кадр(звезды ТВ, Спорта, Олимпийский игр). Какая еда мощнее? С точки физики наиболее твердая и плотная, с точки зрения организма = наиболее количество энергии выдилвшееся = следовательно это зерна, орехи, злаки, в меньшей степени мясо, овощи. Вспоминаем и молимся. Это было рассмотрено поведение мыслей воды. Человек состоит во многом из воды, следовательно формы распространения мыслей сохраняются, добавляя отблески других частиц, населяющих тело человека.

Желаю добавить про развитие мыслей воды = они цикличны, то есть взорвавшись они снова возникают в воде. И тут уже стоит задуматься какие книжки читать, что есть, что пить, что смотреть, каким образом проводить свой досуг. В отличие от воды = развитие мыслей от человека имеют фиолетовый цвет в инфракрасном диапазоне. И в человеке мысль либо умирает либо он её воспроизводит заново, сталкиваясь с ней во внешнем или внутреннем проявлении. При повторе одной и той же мысли человеком = она трансформирует в нем корни, словно у дерева, исходящие от ног человека. Это называетс так называемый эффект заземления(когда человек исключает фантазию и повторяет одно и тоже в приятной умственной обстановке).

Ум = это сгусток энергии, у обычного человека этот сгусток энергии находится в голове и мозг этим сгустком энергии что то вроде направлет. И беда в том что эта энергия ограничена корпусом самой головы. Многие восточники техники развития практикуют смещение данной энергии в другие области = то увеличивая объем сосуда(грудная клетка), то уменьшая (голова, локти, колени). Стоит учесть, что при смещении энергии ума в область с малым объемом повышаетсяя восприимчивость того или иного органа в спектре космическом (локоть правый способствует увеличению чувствительности энергии, мыслей, мышления). При смещении энергии в область с большим объемом тренируется земные качества (в груди = душа, совесть, в животе = любовь, чуть пониже влюбленность). Существуют области тренировок в учении ЭколМиЛ характеристик «Центр Высшей Защиты Информации по человеческому явлению», «Центр Гармонии» и многое другое

Умами — Википедия

Ума́ми (яп. 旨味[1] умами, «приятный вкус») — вкус высокобелковых веществ, выделяемый в самостоятельный, пятый вкус в Китае, Японии и других странах Дальнего Востока. Ощущение «умами» создают глутамат натрия, используемый в качестве приправы, и некоторые аминокислоты; все они являются пищевыми добавками группы Е600-Е699. Из-за того, что человеческий язык имеет L-глутаматные рецепторы, учёные считают умами отдельным от солёного вкусом[2].[неавторитетный источник?]

Умами является важным компонентом вкуса сыров пармезан и рокфор, соевого соуса и других продуктов, а также неферментированных продуктов — грецкого ореха, брокколи, помидоров, грибов (шиитаке), термически обработанного мяса.

Глутамат натрия (E621, MSG) — наиболее известная вкусовая добавка, широко используется при изготовлении колбас, суповых концентратов. Начало его применения положено в 1908 году Кикунаэ Икэдой. Используют также ИМФ (IMP, инозинат натрия — динатриевую соль инозинмонофосфат, E631) и ГМФ (GMP, гуанилат натрия — динатриевую соль гуанидинмонофосфата, E627). Все эти компоненты встречаются в натуральных продуктах. Для создания гармоничного вкуса используют композиции — смесь MSG, IMP и GMP.

В английском языке равнозначно используются слова umame и umami, но последнее — чаще. В русском языке умами иногда переводят как «мясной вкус». В китайской кухне этому слову соответствует кит. трад. 鮮味, упр. 鲜味, пиньинь: xiānwèi, палл.: сяньвэй.

По поводу того, является ли умами одним из основных вкусов, учёные вели споры с самого открытия его существования Кикунаэ Икэдой в 1908 году[3]. В 1985 году, на Первом международном симпозиуме по умами (Гавайи), термин «умами» был официально признан в качестве описания вкуса глутаматов и нуклеотидов[4]. В XXI веке умами повсеместно считается одним из основных вкусов. Умами — вкус глутаминовой кислоты и 5’-рибонуклеотидов, например, монофосфата гуанозина (ГМФ) и инозинмонофосфат (ИМФ)[5].

Вкус умами можно примерно описать как долгоиграющий обволакивающий «мясной» или «бульонный», у слова умами нет перевода — на английском, испанском и французском это понятие также описывается словом «умами». С химической точки зрения, этот вкус — ощущение рецепторами, присутствующими на языке у людей и других животных, карбоксилатного аниона глутаминовой кислоты[6][7]. Основной эффект умами — подчёркивание и балансирование вкуса блюд. Умами явно усиливает вкусовую привлекательность пищи[8]. Глутамат в виде кислоты придаёт вкус умами: соли глутаминовой кислоты (глутаматы) легко ионизируются и придают пище вкус умами. ГМФ и ИМФ усиливают интенсивность вкуса глутамата[7][9].

Кикунаэ Икэда

Глутамат давно используется в кулинарии[10]. Ферментированные рыбные соусы (например, древнеримский гарум), богатые глутаматом, использовались до нашей эры[11]. В конце XIX века повар Огюст Эскофье, «король поваров», создавал блюда с сочетанием умами и солёного, кислого, сладкого и горького вкусов[2], не имея понятия о химической природе такого уникального характера умами.

Первым идентифицировал умами химик Кикунаэ Икэда (яп. 池田 菊苗 икэда кикунаэ), профессор Токийского университета, в 1908 году[12]. Он выяснил, что глутаматы являются причиной приятного вкуса бульона из комбу. Икэда обратил внимание на то, что вкус бульона даси отличается от солёного, сладкого, кислого и горького, и назвал новый вкус умами.

Профессор Синтаро Кодама, ученик Икэды, обнаружил вещество со вкусом умами в кацуобуси в 1913 году[13] — это был рибонуклеотид ИМФ. В 1957 году Акира Кунинака узнал, что рибонуклеотид ГМФ, который присутствует в шиитаке, также имеет вкус умами[14]. Одно из наиболее важных открытий Кунинаки — синергическое взаимодействие рибонуклеотидов и глутамата. Когда пища, богатая глутаматом, смешивается с продуктами, содержащими рибонуклеотиды, получившийся вкус оказывается сильнее, чем вкусы составляющих.

Такое взаимодействие умами объясняет многие классические сочетания продуктов, начиная с того, почему японцы готовят даси с комбу, и заканчивая известными «парными» блюдами: сыр, лук, кабачки и куриный суп; сыр и томаты с грибами.

Умами имеет слабое, но длительное послевкусие, которое сложно описать, оно вызывает слюноотделение и мягкое ощущение на языке, стимулирует горло, нёбо и заднюю часть рта[15][16]. Сам по себе умами не обладает приятным вкусом, но он делает многие виды пищи вкуснее, особенно в присутствии соответствующего аромата[17]. Тем не менее, как и остальные основные вкусы, за исключением сладости, умами ощущается как вкусный только в небольшой концентрации[15].

Оптимальность вкуса умами зависит от концентрации соли, при этом малосолёная еда может быть вкусной, если в ней подходящее количество умами[18]. Кроме того, исследования показали, что оценки вкуса, ощущений от еды и солёности были более высокими, если в малосолёном супе присутствовал умами[19]. Пожилым людям умами может помочь бороться с возрастной потерей вкуса. Потеря вкуса может вызывать проблемы в питании, увеличивая риск заболеваний[20].

Многие продукты, которые можно употреблять ежедневно, содержат умами. Образующийся естественным путём глутамат обнаружен в мясе и овощах; инозинат — в мясе, а гуанилат — в овощах. Умами обычно ощущается в продуктах, которые богаты глутаминовой кислотой, ИМФ и ГМФ, особенно в рыбе, морепродуктах (креветки, раки, мидии, устрицы), ветчине, овощах (спелых томатах, пекинской капусте, шпинате, сельдерее), грибах, зелёном чае; а также в сквашенных и ферментированных продуктах: сырах, рыбном и соевом соусах[21].

Первая для человека пища с умами — грудное молоко[22], в нём примерно столько же умами, сколько содержится в бульонах.

Между бульонами разных стран имеются отличия: японский даси имеет очень чистый вкус умами, так как в нём нет мяса: глутамат выделяется из комбу (Laminaria japonica), а инозинат — из рыбных хлопьев кацуобуси или мелких сушёных сардин (нибоси). В отличие от него, вкус китайских и западных бульонов более сложный, так как в нём находятся аминооксиды из костей, мяса и овощей.

Все вкусовые сосочки языка и вкусовые рецепторы рта могут чувствовать умами, это не зависит от их расположения (существует заблуждение о том, что разные части языка чувствуют вкусы по-разному). В результате биохимических исследований были обнаружены рецепторы умами; это модифицированные метаботропные глутаматные рецепторы mGluR4, mGluR1 и вкусовые рецепторы первого типа (T1R1 и T1R3), они находятся во всех вкусовых сосочках[23][24][25]. Нью-Йоркская академия наук подтвердила, что признаёт существование этих рецепторов:

Последние исследования в молекулярной биологии выявили вероятных кандидатов на позицию рецепторов умами, в частности, гетеродимер T1R1/T1R3 и усечённые метаботропные глутаматные рецепторы типа 1 и 2, в которых отсутствует большинство N-терминальных внеклеточных доменов (вкусовые mGluR4 и усечённые mGluR1) и mGluR4, расположенный в мозге.

Оригинальный текст (англ.)

Recent molecular biological studies have now identified strong candidates for umami receptors, including the heterodimer T1R1/T1R3, and truncated type 1 and 4 metabotropic glutamate receptors missing most of the N-terminal extracellular domain (taste-mGluR4 and truncated-mGluR1) and brain-mGluR4.

Рецепторы mGluR1 и mGluR4 отвечают за глутамат, а T1R1 + T1R3 ответственны за синергетическое взаимодействие, описанное Акирой Куинакой в 1957 году. Тем не менее, конкретная роль каждого типа рецепторов остаётся неясной. Они являются рецепторами, сопряжёнными с G-белком (GPCR) с похожими сигнальными молекулами, включающими бету и гамму G-белков, PLCb2 и инозитолтрифосфат-опосредованный выброс кальция (Ca2+) из внутриклеточных пулов[26]. Ca2+ активирует селективный катионный транзиторный рецепторный потенциал меластина-5 (TrpM5), в результате чего мембрана деполяризуется и происходит постоянный выброс АТФ и секреция нейромедиаторов, в том числе, серотонина[27][28][29][30]. Клетки, отвечающие на стимуляцию умами, не имеют обычных синапсов, но АТФ передаёт вкусовые сигналы вкусовым нервам и в мозг, который интерпретирует и идентифицирует качество вкуса[31][32].

  1. ↑ может записываться частично хираганой: うま味
  2. 1 2 Robert Krulwich. Sweet, Sour, Salty, Bitter … and Umami (англ.). National Public Radio (5 November 2007). Дата обращения 19 февраля 2015.
  3. ↑ The Discovery of Umami (неопр.). Oxford Journals. Архивировано 1 июня 2012 года..
  4. ↑ Umami: A basic taste, (неопр.) / Y. Kawamura and M.R. Kare. — New York,NJ: Marcel Dekker (англ.)русск., 1987.
  5. Yamaguchi S., Kumiko N. Umami and Food Palatability (англ.) // Journal of Nutrition (англ.)русск. : journal. — 2000. — April (vol. 130, no. 4). — P. 921S—26S. — PMID 10736353.
  6. 1 2 International Symposium on Olfaction and Taste, Volume 1170 (англ.) / Thomas E. Finger. — Hoboken,NJ: The Annals of the New York Academy of Sciences, 2009.
  7. 1 2 Chandrashekar J., Hoon M. A., Ryba N. J., Zuker C. S. The receptors and cells for mammalian taste (англ.) // Nature : journal. — 2006. — November (vol. 444, no. 7117). — P. 288—294. — doi:10.1038/nature05401. — PMID 17108952.
  8. Beauchamp G. Sensory and receptor responses to umami: an overview of pioneering work (англ.) // Am J Clin Nutr (англ.)русск. : journal. — 2009. — September (vol. 90, no. 3). — P. 723S—7S. — doi:10.3945/ajcn.2009.27462E. — PMID 19571221.
  9. Yasuo T., Kusuhara Y., Yasumatsu K., Ninomiya Y. Multiple receptor systems for glutamate detection in the taste organ (англ.) // Biological & Pharmaceutical Bulletin (англ.)русск. : journal. — 2008. — October (vol. 31, no. 10). — P. 1833—1837. — doi:10.1248/bpb.31.1833. — PMID 18827337.
  10. Lehrer, Jonah (англ.)русск.. Proust was a Neuroscientist (неопр.). — Mariner Books (англ.)русск., 2007. — ISBN 978-0-547-08590-6.
  11. Smriga M., Mizukoshi T., Iwata D., Sachise E., Miyano H., Kimura T., Curtis R. Amino acids and minerals in ancient remnants of fish sauce (garum) sampled in the «Garum Shop» of Pompeii, Italy (англ.) // Journal of Food Composition and Analysis (англ.)русск. : journal. — 2010. — August (vol. 23, no. 5). — P. 442—446. — doi:10.1016/j.jfca.2010.03.005.
  12. Ikeda K. New seasonings (англ.) // Chemical Senses (англ.)русск. : journal. — 2002. — November (vol. 27, no. 9). — P. 847—849. — doi:10.1093/chemse/27.9.847. — PMID 12438213. (частичный перевод статьи Ikeda, Kikunae. New Seasonings[japan.] (англ.) // Journal of the Chemical Society (англ.)русск.. — Chemical Society, 1909. — Vol. 30. — P. 820—836.)
  13. Kodama S. {{{заглавие}}} (англ.) // Journal of the Chemical Society (англ.)русск.. — Chemical Society, 1913. — Vol. 34. — P. 751.
  14. Kuninaka A. {{{заглавие}}} (неопр.) // Journal of the Agricultural Chemical Society of Japan. — 1960. — Т. 34. — С. 487—492.
  15. 1 2 Yamaguchi S. Basic properties of umami and its effects on food flavor (англ.) // Food Reviews International : journal. — 1998. — Vol. 14, no. 2&3. — P. 139—176. — doi:10.1080/87559129809541156.
  16. Uneyama H., Kawai M., Sekine-Hayakawa Y., Torii K. Contribution of umami taste substances in human salivation during meal (англ.) // Journal of Medical Investigation : journal. — 2009. — August (vol. 56, no. supplement). — P. 197—204. — doi:10.2152/jmi.56.197. — PMID 20224181.
  17. Edmund Rolls. Functional neuroimaging of umami taste: what makes umami pleasant? (англ.) // The American Journal of Clinical Nutrition (англ.)русск. : journal. — 2009. — September (vol. 90, no. supplement). — P. 804S—813S. — doi:10.3945/ajcn.2009.27462R. — PMID 19571217.
  18. Yamaguchi S., Takahashi; Takahashi, Chikahito. Interactions of monosodium glutamate and sodium chloride on saltiness and palatability of a clear soup (англ.) // Journal of Food Science (англ.)русск. : journal. — 1984. — Vol. 49. — P. 82—85. — doi:10.1111/j.1365-2621.1984.tb13675.x.
  19. Roininen K., Lahteenmaki K., Tuorila H. Effect of umami taste on pleasentness of low salt soups during repeated testing (англ.) // Physiology & Behavior (англ.)русск. : journal. — Elsevier, 1996. — September (vol. 60, no. 3). — P. 953—958. — PMID 8873274.
  20. Yamamoto S., Tomoe M., Toyama K., Kawai M., Uneyama H. Can dietary supplementation of monosodium glutamate improve the health of the elderly? (англ.) // Am J Clin Nutr (англ.)русск. : journal. — 2009. — July (vol. 90, no. 3). — P. 844S—849S. — doi:10.3945/ajcn.2009.27462X. — PMID 19571225.
  21. Ninomiya K. Natural Occurance (неопр.) // Food Reviews International. — 1998. — Т. 14, № 2&3. — С. 177—211. — doi:10.1080/87559129809541157.
  22. Agostini C., Carratu B., Riva E., Sanzini E. Free amino acid content in standard infant formulas: comparison with human milk (англ.) // Journal of American College of Nutrition : journal. — 2000. — August (vol. 19, no. 4). — P. 434—438. — PMID 10963461.
  23. Chaudhari N., Landin A. M., Roper S. D. A metabotropic glutamate receptor variant functions as a taste receptor (англ.) // Nature Neuroscience : journal. — 2000. — Vol. 3, no. 2. — P. 113—119. — doi:10.1038/72053. — PMID 10649565.
  24. Nelson G; Chandrashekar J; Hoon MA; Feng, Luxin; Zhao, Grace; Ryba, Nicholas J. P.; Zuker, Charles S. An amino-acid taste receptor (англ.) // Nature. — 2002. — Vol. 416, no. 6877. — P. 199—202. — doi:10.1038/nature726. — PMID 11894099.
  25. San Gabriel A., Uneyama H., Yoshie S., Torii K. Cloning and characterization of a novel mGluR1 variant from vallate papillae that functions as a receptor for L-glutamate stimuli (англ.) // Chem Senses (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 30, no. Suppl. — P. i25—i26. — doi:10.1093/chemse/bjh095. — PMID 15738140.
  26. Kinnamon S. C. Taste receptor signaling -from tongues to lungs (англ.) // Acta Physiol (англ.)русск. : journal. — 2011. — P. no—no. — doi:10.1111/j.1748-1716.2011.02308.x. — PMID 21481196.
  27. Perez C. A., Huang L., Rong M., Kozak J. A., Preuss A. K., Zhang H., Max M., Margolskee R. F. A transient receptor potential channel expression in taste receptor cells (англ.) // Nat Neurosci : journal. — 2002. — Vol. 5, no. 11. — P. 1169—1176. — doi:10.1038/nn952. — PMID 12368808.
  28. Zhang Y., Hoon M. A., Chandrashekar J., Mueller K. L., Cook B., Wu D., Zuker C. S., Ryba N. J. Coding sweet, bitter, and umami tastes: different receptor cells sharing signaling pathways (англ.) // Cell : journal. — Cell Press (англ.)русск., 2003. — Vol. 112, no. 3. — P. 293—301. — doi:10.1016/S0092-8674(03)00071-0. — PMID 12581520.
  29. Dando R., Roper S. D. Cell-to-cell communication in intact taste buds through ATP asd signalling from pannexin 1 gap junction hemichannels (англ.) // J Physiol (англ.)русск. : journal. — 2009. — Vol. 587, no. 2. — P. 5899—5906. — doi:10.1113/jphysiol.2009.180083.
  30. Roper S. D. Signal transduction and information processing in mammalian taste buds (англ.) // Pflügers Archiv (англ.)русск. : journal. — 2007. — August (vol. 454, no. 5). — P. 759—776. — doi:10.1007/s00424-007-0247-x. — PMID 17468883.
  31. Clapp T. R., Yang R., Stoick C. L., Kinnamon S. C., Kinnamon J. C. Morphologic characterization of rat taste receptor cells that express components of the phospholipase C signaling pathway (англ.) // J Comp Neurol (англ.)русск. : journal. — 2004. — Vol. 468, no. 3. — P. 311—321. — doi:10.1002/cne.10963. — PMID 14681927.
  32. Iwatsuki K., Ichikawa R., Hiasa M., Moriyama Y., Torii K., Uneyama H. Identification of the vesicular nucleotide transporter (VNUT) in taste cells (англ.) // Biochem Bhiphys Res Commun : journal. — 2009. — Vol. 388, no. 1. — P. 1—5. — doi:10.1016/j.bbrc.2009.07.069. — PMID 19619506.

Что такое ум человека и как работает ум. Ум это то, из чего создан ты сам

Мы можем обозначать некоторые из этих мыслей «хорошими», другие — «неприятными», хотя стоит всегда помнить, что все они — всего лишь формы бесконечной энергии, которые временно принимает Ум. И это именно то, как работает ум человека. Наше чувственное восприятие также состоит из Ума и основывается на данных, которые мы получаем с помощью органов чувств.

Так что такое ум?

Ум — это то, из чего создан/а ты сам/а, и из чего созданы все твои мысли, надежды, страхи, мечты и убеждения. Твоя идея о самом/ой себе также создана из Ума, из животворной бесконечной силы. Какой бы ни была твоя автоконцепция или восприятие самого/ой себя, это лишь временная форма, которую ты удерживаешь на месте, используя Мысль. Возможно тебе будет приятно осознать, что из этого бесконечного потенциала состоит всё твоё восприятие самого/ой себя, и его всегда можно изменить так, как хочется.

Довольно интересная возможность, не так ли?

И всё-таки почему понимание того, что то, что мы испытываем в жизни, состоит из Ума, оказывает столь освобождающее воздействие? Да потому что, чем больше мы признаем это, тем легче нам сонастроиться с естественным порядком вещей, естественными ритмами и циклами жизни.

Полезно также осознать, что все наши мысли являются временными и изменчивыми, потому что такова природа животворной энергии. Ум также является источником твоей естественной мудрости (она есть у каждого) и твоей психологической иммунной системы, поэтому чем утончённее твоя сонастройка с ним, тем лучше калибрована твоя «система наведения» для создания замечательной жизни.

Отвлекись на минуту от повседневных забот и почувствуй, что твои ноги на полу и что воздух входит и выходит из твоих легких. Обрати внимание на тело и любое восприятие самого/ой себя. Признай, что все эти восприятия, и физическое, и умственное, созданы из Ума — всеобъемлющей, животворной энергии. Ты сделан/а из того же самого материала, что и вся вселенная. Тебе могла бы даже понравиться ещё одна идея о том, что такое ум. Ум — это источник твоей мудрости — хочет, чтобы у тебя была замечательная жизнь (в этом нет ничего личного — ты можешь предположить, что Ум хочет этого для всех).

Глава из книги «Осознание себя»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *