Ответы на тест «Психология» — 17 Июля 2013 — Блоги
1. Выбрать правильный ответ
Ведущим видом деятельности подростка является:
учебная деятельность
учебно-профессиональная деятельность
эмоциональное общение
общение со сверстниками
2. Выбрать правильный ответ
Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является:
притязание на признание среди подростков
похвала родителей
желание получить хорошую оценку
все ответы верны
3. Выбрать правильный ответ
Преобладающим мотивом учения в юношеском возрасте является:
практический мотив (связь с профессией)
«чтобы быть не хуже других»
мотив получения хорошей оценки
все ответы верны
4. Выбрать 3 правильных ответа
Структурными компонентами учения являются:
аудиальный компонент
мотивационный компонент
операционный компонент
контрольно-оценочный компонент
5. Выбрать 3 правильных ответа
Особенности самосознания личности в подростковом возрасте:
неадекватная самооценка
самосознание через сравнение себя с другими
направленность на будущее
потребность быть взрослым
6. Выбрать 3 правильных ответа
Специфическими особенностями педагогического общения являются:
направленность на нескольких субъектов
ориентированность на субъект
стиль общения
позиция сторон
дистанция
7. Выбрать правильный ответ
Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных мотивов или суждений — это:
конфликт
борьба
дискуссия
решение проблемы
8. Выбрать правильный ответ
Конфликтогены — это:
проявления конфликта
слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту
причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности
состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта
9. Выбрать 2 правильных ответа.
Одна учительница высказывает другой претензии по поводу- многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт. Причинами конфликта в данном случае явились:
неудовлетворительные коммуникации
нарушение этики общения
нарушение трудовой дисциплины
психологические особенности конфликтующих
10. Выбрать правильный ответ
Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является:
компромисс, критика, борьба
уступка, уход, сотрудничество
борьба, уход, убеждение
сотрудничество, консенсус, уступка
11. Выбрать 3 правильных ответа
Безоценочное отношение к личности ученика помогает:
устанавливать доверительные отношения
контролировать
выстраивать отношения
понимать мотивы поведения
12.Выбрать правильный ответ. Определите мотив поведения.
Вы дали ученику задание. Он демонстративно закрыл тетрадь, сложил руки, отодвинул пенал. Говорит, что все равно ничего не получится. Вы подошли к мальчику, он спокойно открыл тетрадь и приступил к работе. Это…
месть
власть
привлечение внимания
избегание неудачи
13. Выбрать правильный ответ
Определите мотив поведения. Ученица сидит на уроке и громко плачет. Вы подошли к ней. и плач стал громче — это…
месть
власть
привлечение внимания
избегание неудачи
14. Выбрать правильный ответ
Определите мотив поведения. Ученица сидит на вашем открытом уроке и в присутствии комиссии начинает громко плакать. Вы подходите к ней. а она говорит, что ничего не понимает, потому что Вы плохо учите. Это…
месть
власть
привлечение внимания
избегание неудачи
15. Выбрать 3 правильных ответа
В составе личностных УУД могут быть выделены следующие виды действий:
действие смыслообразования
действие нравственно-этического оценивания
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
действие целеполагания
16.Выбрать правильный ответ
Эти универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.
личностные
познавательные
коммуникативные
17. Выбрать правильный ответ
Для этого стиля характерно: превосходство одного партнера: деловые, короткие распоряжения, запреты с
угрозой, неприветливый тон. возможность быстрого принятия решений о стабилизации общения.
авторитарный
демократический
либеральный
партнерский
18. Выбрать правильный ответ.
Этот стиль общения отличает: стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на
партнера, практически полная безучастность к результатам деятельности.
авторитарный
демократический
либеральный
партнерский
19. Выбрать правильный ответ
Основанием возникновения конфликта является:
мотивы конфликта
позиции конфликтующих сторон
предмет конфликта
стороны конфликта
20. Выбрать правильный ответ
Обсуждение поведения человека в разгар конфликта является:
необходимой мерой воздействия
ошибкой
привычкой
ситуативной мерой воздействия
V. ПСИХОЛОГИЯ
1. Выбрать правильный ответ
Ведущим видом деятельности подростка является:
учебная деятельность
учебно-профессиональная деятельность
эмоциональное общение
общение со сверстниками
2. Выбрать правильный ответ
Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является:
притязание на признание среди подростков
похвала родителей
желание получить хорошую оценку
все ответы верны
3. Выбрать правильный ответ
Психологическая безопасность образовательной среды определяется:
защищенностью от психологического насилия
удовлетворением потребности в межличностном общении
избирательной значимостью среды
удовлетворением физиологических потребностей
4. Выбрать 3 правильных ответа
Структурными компонентами учения являются:
аудиальный компонент
мотивационный компонент
операционный компонент
контрольно-оценочный компонент
5. Выбрать 3 правильных ответа
Особенности самосознания личности в подростковом возрасте:
неадекватная самооценка
самосознание через сравнение себя с другими
направленность на будущее
потребность быть взрослым
6. Выбрать 3 правильных ответа
Специфическими особенностями педагогического общения являются:
направленность на нескольких субъектов
ориентированность на субъект
стиль общения
позиция сторон
дистанция
7. Выбрать правильный ответ
Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных
мотивов или суждений — это:
конфликт
борьба
дискуссия
решение проблемы
8. Выбрать правильный ответ
Эти мотивы характеризуются направленностью учащихся на самостоятельное
совершенствование способов получения знаний:
широкие познавательные
учебно-познавательные
мотивы самообразования
широкие социальные мотивы
9. Выбрать 2 правильных ответа
Одна учительница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто
повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые
претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.
Причинами конфликта в данном случае явились:
неудовлетворительные коммуникации
нарушение этики общения
нарушение трудовой дисциплины
психологические особенности конфликтующих
10. Выбрать правильный ответ
Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является:
компромисс, критика, борьба
уступка, уход, сотрудничество
борьба, уход, убеждение
сотрудничество, консенсус, уступка
11. Выбрать 3 правильных ответа
Безоценочное отношение к личности ученика помогает:
устанавливать доверительные отношения
контролировать
выстраивать отношения
понимать мотивы поведения
12.Выбрать правильный ответ
Определите мотив поведения.
Вы дали ученику задание. Он демонстративно закрыл тетрадь, сложил руки, отодвинул
пенал. Говорит, что все равно ничего не получится. Вы подошли к мальчику, он спокойно
открыл тетрадь и приступил к работе – это…
месть
власть
привлечение внимания
избегание неудачи
13. Выбрать правильный ответ
Определите мотив поведения. Ученица сидит на уроке и громко плачет. Вы подошли к
ней, и плач стал громче – это…
месть
власть
привлечение внимания
избегание неудачи
14. Выбрать правильный ответ
Определите мотив поведения. Ученица сидит на вашем открытом уроке и в присутствии комиссии начинает громко плакать. Вы подходите к ней, а она говорит, что ничего не понимает, потому что Вы плохо учите – это…
месть
власть
привлечение внимания
избегание неудачи
15. Выбрать 3 правильных ответа
В составе личностных УУД могут быть выделены следующие виды действий:
действие смыслообразования
действие нравственно-этического оценивания
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
действие целеполагания
16.Выбрать правильный ответ
Эти универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности…
регулятивные
личностные
познавательные
коммуникативные
17. Выбрать правильный ответ
Субъект – субъектные отношения предполагают:
отношение к ученику как к равноправному участнику образовательного процесса
субъективизм оценки учителя
отношение к ученику как к испытателю
субъективное соотношение лидерства и подчинения
18. Выбрать правильный ответ
Метод, позволяющий установить статусное положение ребенка в системе
межличностных отношений в классе:
эксперимент
социометрия
беседа
анкетирование
19. Выбрать правильный ответ
Основанием возникновения конфликта является:
мотивы конфликта
позиции конфликтующих сторон
предмет конфликта
стороны конфликта
20. Выбрать правильный ответ
Обсуждение поведения человека в разгар конфликта является:
необходимой мерой воздействия
ошибкой
привычкой
ситуативной мерой воздействия
причины возникновения, виды — Студопедия
Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с обусловливающими их факторами:
1) Информационные факторы: неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению; подозрения в умышленном сокрытии информации или ее обнародовании; сомнения в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства, доктрин, правил порядка действий и т.д.
2) Структурные факторы: вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы безопасности, поощрения и наказания, географическое положение (добровольная или вынужденная изоляция, либо открытость, интенсивность контактов), распределение ресурсов, товаров, услуг, доходов.
3) Ценностные факторы (принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем): общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.
4) Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые, взаимозависимые), баланс силы, значимость для себя и других, взаимоожидания, длительность отношений, совместимость сторон в отношении ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личной сочетаемости, вклад сторон в отношения (надежды, деньги, время, эмоции, энергия, репутация), различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте.
5) Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, страдает самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.
Такая группировка причин конфликтов способствует их пониманию и упрощает анализ, но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте.
В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на несколько видов:
Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, на противоречивые требования.
Межличностные конфликты в сфере производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров.
Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе стилями поведения и нормами труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповые конфликты — это конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.
Межличностные конфликты можно классифицировать, в зависимости от характера отношений между субъектами, на следующие виды: взаимно положительные; взаимно отрицательные; односторонне положительно-отрицательные; взаимно противоречивые; обезличенные или взаимно безразличные.
Взаимно положительные отношения при разрешении возникших между субъектами противоречий направлены на поиск и достижение взаимно приемлемого результата, согласованное его принятие.
Взаимно отрицательные отношения предполагают определенность и однозначность позиций, негативных по своему содержанию. Все признаки межличностного конфликта явно выражены, эмоциональный фон деструктивен, партнеры враждебны друг другу.
Односторонне положительно-отрицательные отношения возникают, когда один из субъектов занял негативную позицию по отношению к другому, в то же время другая сторона настроена положительно, дружелюбно, пытается наладить контакт. Такая ситуация достаточно стабильна, хотя негативно настроенный партнер в процессе взаимоотношений может нанести такие оскорбления и выдвинуть такого рода обвинения, которые приведут к тому, что другая сторона откажется от положительной позиции и займет также отрицательную. В таком случае возникает открытый межличностный конфликт.
Односторонне противоречиво-положительные отношения возникают при условии, если один субъект относится однозначно положительно, а другой колеблется между положительными и отрицательными оценками первого, т.е. испытывает внутриличностный конфликт, который является предпосылкой к межличностному. Здесь решающим будет поведение наиболее активного субъекта в поисках либо сближения, либо разрыва.
Односторонне противоречиво-отрицательные отношения характеризуются тем, что один субъект однозначно отрицательно относится к другому, другой же колеблется от симпатии к антипатии, что в конечном счете может быть воспринято как свидетельство слабости, и межличностный конфликт в будущем наиболее вероятен.
Взаимно противоречивые отношения характерны неустойчивостью, неэффективностью совместной деятельности. Оба субъекта испытывают внутриличностный конфликт, и в этом случае контакты сведены до минимума и осуществляются в сугубо официальных нормах и формах.Обезличенные или взаимобезразличные отношения устанавливаются при восприятии субъектами друг друга не как личностей, а как субъектов, выполняющих определенные функции (продавец — покупатель, водитель — пассажир).
Межличностный конфликт может иметь открытую и закрытую формы проявления.
Открытый конфликт содержит прямые, непосредственные действия субъектов друг против друга.
Закрытый конфликт осуществляется не путем прямых столкновений и противоборства, а завуалированными методами.
Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность — потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, ее прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте.
В производственной области межличностные конфликты возникают при неудовлетворении потребностей в самореализации, при отсутствии условий для проявления инициативы, профессионального роста, при неадекватной оценке трудовой деятельности, неудовлетворенности существующим стилем руководителя и т.д.
По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.
По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.
Объективно обусловленным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности легко создают напряженную обстановку, когда независимо от настроения, характеров людей, сложившихся в коллективе отношений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно, только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.
Субъективно обусловленным считается возникновение конфликта, связанного с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.
Классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие.
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70—80% от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы связан по рукам и ногам. Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.
Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.
Управление конфликтами (В. П. Шейнов, 2014)
Принципиальное отличие неслучайных конфликтов от случайных состоит в том, что для возникновения первых необходимой предпосылкой является наличие неких значимых противоречий между сторонами конфликта, в то время как для случайных конфликтов этого не требуется. Это фундаментальное различие предопределяет и разные механизмы возникновения случайных и неслучайных конфликтов и, следовательно, – разные формулы, описывающие структуру каждого из этих конфликтов.
Главное отличие в структуре неслучайных конфликтов – наличие конфликтной ситуации.
Конфликтная ситуация – это накопившееся противоречие как первопричина конфликта. Отметим, что конфликтная ситуация принципиально отличается от конфликтогена. Последний представляет собой некое сиюминутное проявление (слово, действие), в то время как конфликтная ситуация формируется длительное время.
Инцидент (от лат. Insidentis – случающийся) – столкновение сторон, неприятное происшествие, вызванное неким действием или высказыванием одной из сторон, воспринятым другой стороной как угрожающее ее интересам. В терминологии предыдущего раздела инцидент – это конфликтоген, провоцирующий начало открытой борьбы между сторонами.
Таким образом, конфликт – это открытое противоборство. Конфликтная ситуация, как правило, не возникает мгновенно, поскольку противоречие нарастает постепенно. Оно остается в скрытом виде до тех пор, пока в результате инцидента не вырывается наружу, что и означает начало конфликта.
Механизмы возникновения неслучайного конфликта
Первый механизм удобно описать следующей формулой:
Конфликтная ситуация + Инцидент → Конфликт (3.1)
При определенном упрощении эту формулу можно интерпретировать как «причина + повод = конфликт» – эта упрощенная формулировка хорошо принимается и запоминается.
Формулу 3.1 назовем первой формулой неслучайных конфликтов. Порядок слагаемых в ней принципиально важен с точки зрения хронологии развития неслучайных конфликтов: сначала накапливается противоречие (конфликтная ситуация), затем инцидент переводит его в открытую фазу. Формула 3.1 позволяет вывести два важных следствия.
Следствие 1. Разрешить конфликт – значит:
1) устранить конфликтную ситуацию;
2) исчерпать инцидент.
Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.
Случай из практики. Между двумя сотрудниками за время совместной работы не сложились отношения. Однажды в разговоре один из них неудачно выразился, на что второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Руководитель вызвал «обидчика» и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», – удовлетворенно заявил руководитель, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?
Обратимся к формуле конфликта. Конфликт здесь – жалоба (открытое противоборство), конфликтная ситуация – несложившиеся отношения между сотрудниками, инцидент – неудачное высказывание. Заставив извиниться, руководитель действительно исчерпал инцидент.
А конфликтная ситуация? Она не только не была разрешена, но и усугубилась. Ведь «обидчик» не считал себя виноватым, но вынужден был извиниться, отчего антипатия его к жалобщику только увеличилась. Тот, в свою очередь, понимая нарочитость и неискренность принесенного ему извинения, почувствовал себя оскорбленным еще раз.
Таким образом, своим формальным подходом руководитель не разрешил конфликт, а только усилил конфликтную ситуацию (несложившиеся отношения) и тем самым увеличил вероятность нового обострения отношений между этими работниками.
Конфликт между людьми можно уподобить сорняку на грядке в огороде: конфликтная ситуация – это корень сорняка, а инцидент – та часть, что на поверхности. Оборвав ботву сорняка, но не тронув корень, мы лишь стимулируем его рост. И удалить разросшийся корень после этого труднее. Так и с конфликтом: пытаясь исчерпать инцидент, но не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.
Следствие 2. Если конфликтная ситуация неустранима, то предотвратить конфликт можно, если не допускать инцидентов.
Довольно часто встречающаяся конфликтная ситуация – в отношениях свекрови и невестки, тещи и зятя. Нередко противоречия между ними неустранимы, поскольку питаются предшествующим опытом, воспитанием, установками, взглядами на жизнь каждой из сторон, изменить которые уже невозможно. Поэтому, желая избежать конфликта и зная позиции другой стороны, стараются не создавать инцидентов (не давать поводов). Этого легче достичь, если молодые живут отдельно от родителей. К чему они чаще всего и стремятся.
Второй пример неустранимой конфликтной ситуации – давка в общественном транспорте в часы пик. В ней, как правило, каждый молча терпит неудобства, понимая, что стоит только выразить свое недовольство вслух (создать инцидент), так сразу возникнет конфликт. Тем более что попытка свести дело к шутке может лишь усугубить ситуацию, как это произошло в следующем сюжете:
Автобус резко затормозил, и пассажир, чтобы не упасть, ухватился за руку стоящей рядом полногрудой женщины. Та (раздраженно):
– Вы не могли бы хвататься за что-либо другое?
– Не искушайте меня, мадам…
– Нахал!
Вторая формула конфликта. Наша жизнь наполнена многими противоречиями и, соответственно, в каждый момент может иметь место не одна конфликтная ситуация, а несколько. В соответствии с этим действует второй механизм возникновения неслучайных конфликтов, описываемый следующей формулой:
Наличие нескольких конфликтных ситуаций приводит к конфликту. (3.2)
Конфликтные ситуации предполагаются независимыми, не вытекающими одна из другой. Эта формула дополняет первую формулу конфликта, при этом каждая из конфликтных ситуаций в своих проявлениях может играть роль инцидента.
Обе формулы конфликта можно выразить кратко:
КС + И → К (3.1)
КС1+ КС2 + … → К, (3.2)
где К – конфликт, И – инцидент, КС, КС1, КС2 – конфликтные ситуации.
Эти формулы можно изобразить графически посредством векторов:
Рис. 3.2. Первая (а) и вторая (б) формулы конфликта
Покажем, как формулы конфликта помогают понимать сущность и разрешать конкретные конфликты, от бытовых до глобальных.
Ситуация 1. Кражи из почтового ящика.
Это случилось в 1987 году. Кто-то повадился похищать из нашего почтового ящика газеты и журналы. Члены семьи практически целый день отсутствовали, и у злоумышленника для его черного дела было сколько угодно времени. Перевести корреспонденцию «до востребования» – хлопотно, ведь тогда нужно ежедневно ездить за ней на почту. Надо было как-то воздействовать на неизвестного похитителя.
Чтобы найти решение, автор поставил себя на место злоумышленника. Что ему облегчает задачу? – То, что днем жильцы в подъезде появляются редко и плохо знают живущих на других этажах соседей, а тем более смутно представляют, кто имеет отношение к тому или иному ящику. Таким образом, даже случайная встреча с кем-нибудь из жильцов в момент хищения не очень опасна воришке: можно либо сделать вид, что достаешь из своего ящика, либо сказать, что ошибся или что хозяин попросил доставать для него корреспонденцию.
Таким образом, конфликтная ситуация создана легкостью хищения, тем, что никто не обращает внимания на тех, кто открывает почтовый ящик, а также наличием отговорок у похитителя. И, следовательно, невозможностью уличить его в воровстве.
Значит, надо лишить злоумышленника этих «удобств».
Например, предать огласке факт хищений, чтобы жильцы знали о воровстве и о том, что следующей жертвой может стать любой из них, то есть внимательно отнеслись к тому, кто и из какого ящика достает почту. И главное, чтобы воришка об этом знал. Самый простой способ огласки – вывесить объявление.
Итак, вторая конфликтная ситуация: существенное противоречие в оценках действий похитителя, с одной стороны, им самим, с другой – пострадавшими от воровства.
Так родился текст объявления:
Уважаемые соседи!
В нашем подъезде завелся ВОР.
Систематически обчищает он наши ящики, ценя свою совесть стоимостью украденных им газет.
Поймаем и проучим ВОРА!!!
Слово ВОР оба раза было выделено красным цветом.
Объявление это я накрепко приклеил на дверь подъезда – так, чтобы сорвать его было невозможно.
Объявление «жгло» воришку, о чем свидетельствовало то, что во вторую ночь листок соскребли. А несколько похищенных ранее изданий были возвращены в наш ящик.
Но главное – пропажи прекратились! И с тех пор более не повторялись.
Случаен ли этот результат? Утверждаю, что нет. И вот почему.
В те годы я практически каждую неделю вел занятия по психологии управления с руководящим звеном предприятий Беларуси, России, Украины. И в числе деловых игр на развитие эмпатии давал и эту ситуацию под названием «Почтовый ящик». Многие из слушателей использовали затем этот прием, пострадав от воришек, и рассказывали (при последующих наших встречах) о его эффективности.
Формулы конфликтов (3.1) и (3.2) позволяют понять сущность любых неслучайных конфликтов: от локальных, причиняющих вред одному человеку, до глобальных, таких, скажем, как мировой кризис, начавшийся в 2008 году. С другой стороны, незнание этих формул может привести к курьезным ошибкам, как это случается с некоторыми аналитиками. Об этом следующая история.
Ситуация 2. Мировой финансовый кризис.
В качестве примера приведем статью «Найден виновник мирового финансового кризиса» («Комсомольская правда» (Украина). 10 февраля 2009 г.). Приведем выдержку из этой статьи.
«Аналитик Дуглас Макинтайр высчитал, кто сделал “первый шаг” в длинной череде событий, предшествовавшей нынешнему краху мировой экономики, передает newsru.com со ссылкой на журнал “Time”.
Как оказалось, настоящий виновник мирового финансового кризиса приобрел в 2003 году дом в городе Стоктон, штат Калифорния. Для этого он получил ипотечный кредит в размере 250 тысяч долларов без предварительных выплат. Через 39 месяцев он потерял работу и в 2006 году объявил себя банкротом. Как отмечается, в архивах компании Countrywide, выдавшей ему кредит, наверняка хранится и имя, и адрес, и номер телефона этого человека.
По расчетам Макинтайра, в день этого первого неожиданного неплатежа стоимость домов по соседству снизилась незначительно. Но затем следующий человек из этого же ипотечного пула отказался выплачивать кредит, за ним другие – и так далее, пока вскоре не образовалась лавина неплатежей, обвалившая рынок американской недвижимости, а затем и всю мировую экономику».
В то же время эксперты указывают, что причина массовых отказов платить по ипотеке обусловлена самой ипотечной схемой, разработанной в начале 2000-х годов финансистами с Уолл-стрит и ориентированной на заемщиков с неблагополучной кредитной историей. Эти ипотечные кредиты «для бедных» получили название «субстандартных», их массовая выдача началась в 2003 году. Иногда для получения подобного займа не требовалось ни предварительных платежей, ни предоставления сведений о доходах.
Первые три года выплаты по кредиту были льготными, а когда в 2006–2007 годах общее поднятие выплат, согласно схеме, совпало с увеличением безработицы в США, началась «лавина» банкротств и выселений из домов. Проблема усугублялась тем, что под залог этих кредитов были созданы вторичные ценные бумаги. Поэтому массовое банкротство неблагополучных заемщиков в 2007 году привело к падению этих ценных бумаг в цене и началу кредитного кризиса.
Таким образом, первой конфликтной ситуацией явилась ипотечная схема, по которой выдавались необеспеченные кредиты.
Второй конфликтной ситуацией стало создание вторичных ценных бумаг.
Первая конфликтная ситуация привела к ипотечному кризису в США. Инцидентом (первым конфликтогеном) послужила потеря работы одним из заемщиков (он и назван «аналитиком» Д. Макинтайром «виновником финансового кризиса»).
Вторая конфликтная ситуация привела к перерастанию ипотечного кризиса в кризис финансовой системы США.
Перерастание его в мировой финансовый кризис явилось следствием третьей конфликтной ситуации – зависимости мировой финансовой системы от финансов США и от курса доллара.
Предотвращение выгорания и конфликтов
доступные ответы[править]
Некие ответы (в виде видеозаписи) доступны на https://www.youtube.com/watch?v=R-0Dv4r6fTY
Некие ответы в текстовом виде доступны на https://oncolog.biz/predotvrashhenie-vygoraniya-i-konfliktov/
№ Ключевой механизм существования человека в культурном мире
Символические представления о должном
2 Ощущение усталости при выгорании
Является психологическим феноменом
3 Главный аспект реальности, в которой существует человек
культурный
4 Неэтичность конфликта медперсонала с больным обусловлена
Особой ролью больного как нуждающегося в помощи
5 Рациональные стратегии взаимодействия с конфликтным больным
Доброжелательность
принятие
6 Главная причина агрессии пациентов
Страх, переживание
7 Каковы конструктивные способы смягчения медперсоналом агрессии со стороны пациента?
?????
8 Наше отношение к социальной реальности обусловлено
Нашими культурно обусловленными интерпретациями
9 Главное качество профессионала в социальной сфере
рефлексия
10 Каковы последствия профессионального выгорания?
Психологическая диссоциация
Психосоматические болезни
Потеря интереса к профессии
11 Каковы конфликтогенные особенности медицинской среды?
Неустранимое нгеравноправие персонала и пациентов в пространстве больницы
Наличия множества запретов
Власть персонала над пациентами
12 Конфликт – процесс
Нет ответа
13 Эмпатия – в основе своей процесс
эмоциональтный
14 Рефлексия – это компетенция
???
15 Понятие рефлексии включает в себя
Размышление о своих поступках
Самоконроль
самонаблюдение
16 Конфликт с больным в сестринской практике
Абсолютно недопустим
17 Что входит в понятие профессионального выгорания?
Привыкание к деятельности
Изматывание тяжелым трудом
Психологическая усталость
18 Какие из факторов играют роль в возникновении конфликта пациента с медперсоналом
состояние больных
запреты в медицинской среде
воздействие массмедиа
19 Что из перечисленного может стать первопричиной конфликта?
Недостаток рефлексии
20 Рефлексия в психологии – это
Отражение самого себя в собственном сознании
и еще один вариант…..
№ В рамках работы медицинской сестры в ЛПУ, возможны конфликты:
– с родственниками пациента
– с врачами
– с коллегами
№ В чём состоят особенности конфликта медицинской сестры и пациента?
– конфликт обуславливается профессиональным выгоранием
– медицинская сестра всегда должна избегать конфликта, независимо от степени своей вины
– конфликт может быть вызван личностными особенностями пациента
№ В чём специфическая особенность человеческих конфликтов, не присущая животным?
– особая роль массмедиа
– обусловленность символических миром
– социальная сконструированность
№ Главная причина агрессии пациентов:
– страх, переживание
№ Главное качество профессионала в социальной сфере:
– рефлексия
№ Главный аспект реальности, в которой существует человек:
– культурный
№ Какие из факторов играют роль в возникновении конфликта пациента с медперсоналом:
– запреты в медицинской среде
– воздействие массмедиа
– состояние больных
№ Какова роль массмедиа в отношениях персонала и пациента?
– косвенная индукция недоверия агрессии
– конструирование представлений о больнице и формирование информационного пространства
– создание негативного образа врача
№ Каковы основания эффективной коммуникации в конфликтной ситуации?
– осознание собственного состояния
– осознание состояния другого
№ Каковы конструктивные способы смягчения медперсоналом агрессии со стороны пациента?
– понимание первопричин агрессии пациента
– отсутствие симметричного ответа
– положительное отношение
№ Каковы конфликтогенные особенности медицинской среды?
– власть персонала над пациентами
– наличие множества запретов
– неустранимое неравноправие персонала и пациентов в пространстве больницы
№ Каковы последствия профессионального выгорания?
– потеря интереса к профессии
– психосоматические болезни
– психологическая диссоциация
№ Каковы причины профессионального выгорания?
– изматывающий труд
– нарушение идентичности себя в профессии
№ Какой способ взаимодействия персонала с конфликтным больным является конструктивным?
– принятие
№ Ключевой механизм существования человека в культурном мире:
– символические представления о должном
№ Ключевые элементы правильного поведения медицинской сестры по отношению к пациенту-это:
– Принятие
– эмпатия
– забота
№ Конфликт – процесс:
– Двусторонний
– самоиндуцирующийся
– основанный на эмпатии
№ Конфликт с больным в сестринской практике:
– абсолютно недопустим
№ Наше отношение к социальной реальности обусловлено:
– нашими культурно-обусловленными интерпретациями
№ Неэтичность конфликта медперсонала с больным обусловлена:
– особой ролью больного как нуждающегося в помощи
№ Особенность конфликтов в человеческой среде:
– обусловленность и психологией, и культурой
№ Ощущение усталости при выгорании:
– является психологическим феноменом
№ Понятие рефлексии включает в себя:
– самоконтроль
– самонаблюдение
– размышление о своих поступках
№ Причины агрессии больных:
– безысходность
– давление больничной атмосферы
– страх
№ Рациональные стратегии взаимодействия с конфликтным больным:
– принятие
– доброжелательность
№ Рефлексия в психологии – это:
– отражение самого себя в собственном сознании
№ Рефлексия – свойство:
– в основе своей врождённое
№ Рефлексия – это компетенция:
– общечеловеческая
№ Что входит в понятие профессионального выгорания?
– изматывание тяжёлым трудом
– привыкание к деятельности
– психологическая усталость
№ Что из перечисленного может стать первопричиной конфликта?
– недостаток рефлексии
№ Что является первопричинами выгорания?
– тяжёлые психологические условия труда
– тяжёлый труд «на износ»
– безрефлексивность
№ Эмпатия – в основе своей процесс:
– эмоциональный
Одним из оснований для классификации конфликтов является характер и особенности участвующих в нем сторон. Например, можно выделить группу конфликтов с участием человека и отдельно зооконфликты. Какие группы можно выделить внутри «конфликтов с участием человека»? (см. схему №1)
Схема №1
В целом конфликтология сегодня занимается всеми этими видами конфликтов, но акцент делается в первую очередь на социальные конфликты, а среди них наибольший интерес вызывают межличностные, между личностью и группой и между малыми социальными группами. Межгосударственные конфликты и конфликты между большими социальными группами в большей мере изучаются в рамках соответствующих наук. В нашем курсе лекций речь также пойдет о конфликтах межличностных, между личностью и группой и между малыми социальными группами, а также о внутриличностных (интропсихических) конфликтах.
Другим основанием для типологии конфликтов является характер потребности, которая породила данное противостояние. Как известно, Маслоу выделил пять уровней потребностей: физиологические, потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в уважении, потребность в самовыражении. Человек может идти на конфликт в случае отсутствия удовлетворения любой из этих потребностей. Группировку потребностей можно произвести и по-другому, выделив потребности материальные, социальные и духовные. В таком случае каждой из этих потребностей будет соответствовать определенный объект удовлетворения потребности, а также тип конфликта: материальные – ресурсный конфликт, – ресурсы, социальные – статусно-ролевой конфликт, статус или роль в отношениях, духовные – конфликт из-за идей, норм и принципов, объект — идея или принцип (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов).
Еще одна типология, полезная для анализа конфликтов, выделяет в их совокупности конфликты предметные и случайные (В. Дмитриевский). Случайный конфликт является в определенном смысле следствием непредвиденных и даже форс-мажорных обстоятельств. В силу этого маловероятно, что данный конфликт когда-либо повторится с теми же участниками. Причиной случайного конфликта чаще всего является непреднамеренное причинение вреда другому человеку. В частности, случайными являются многие конфликты в общественном транспорте. В свою очередь, предметные конфликты, не нашедшие конструктивного разрешения, могут вновь и вновь повторяться при тех же участниках, поскольку возникают вокруг некоего предмета – материального или нематериального. Данная типология, пожалуй, не может быть названа достаточно строгой, как и само название «предметные конфликты», поскольку, как вы увидите далее, у каждого конфликта можно выделить свой объект и предмет. Вероятно, здесь полезно само выделение случайных конфликтов в отдельную группу, поскольку они требуют особого подхода при рассмотрении.
Движущие силы развития конфликтов может выявить анализ причин их возникновения. Эти причины условно можно разделить на объективные и субъективные. К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуально-психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. При этом важно помнить, что нет ни одного конфликта, который в той или иной степени был бы обусловлен только субъективными или только объективными причинами.
Данная классификация может быть раскрыта более подробно. Можно выделить три группы причин конфликта: организационно-управленческие, социально-психологические, личностные. При этом организационно-управленческие причины в большей степени могут рассматриваться как объективные, а социально-психологические и личностные – как субъективные. Подробная классификация представлена ниже.
1.Организационно-управленческие причины возникновения конфликтов
a) Структурно-организационные
b) Функционально-организационные
c) Личностно-функциональные
d) Системно-управленческие
2. Социально-психологические причины конфликтов
a) Возможные потери и искажения информации в процессе коммуникации
b) Несбалансированное ролевое взаимодействие
c) Подход к проблеме с разных сторон
d) Различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга
1) сравнение с возможным идеальным положением дел;
2) сравнение с требованиями к данной деятельности нормативных документов;
3) сравнение со степенью достижения цели деятельности;
4) сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу;
5) сравнение с положением дел в начале деятельности
e) Психологическая несовместимость
f) Напряженные межличностные отношения
3. Личностные причины конфликтов
a) Оценка поведения другого как недопустимого
b) Низкий уровень социально-психологической компетентности
c) Низкая устойчивость к стрессовым факторам
d) Завышенный или заниженный уровень притязаний
e) Холерический тип темперамента
f) Акцентуации характера
Рассмотрим подробнее каждую из 3-х групп:
1 Организационно-управленческие причины возникновения конфликтов
Из названия видно, что они актуальны для организаций. Могут быть:
a) Структурно-организационными — несоответствие структуры и деятельности организации. Упрощенно это можно объяснить следующим образом: каждой задаче, которую деятельность ставит перед организацией, должно соответствовать определенное подразделение. На практике нередки случаи, когда какому-либо работнику или подразделению навязываются задачи, не связанные с их основной деятельностью. В таком случае неизбежны конфликты.
b) Функционально-организационные — неоптимальность или неопределенность функциональных связей с внешней средой, между элементами организации или между работниками
c) Личностно-функциональные — несоответствие работника занимаемой должности
d) Системно-управленческие – ошибочные решения руководства либо решения, рассматриваемые исполнителями в качестве таковых, и невыполнение распоряжений руководства.
2 Социально-психологические причины конфликтов
a) Возможные потери и искажения информации в процессе коммуникации, что связано как с утаиванием информации, так и с такими факторами, как недостаток времени, ограниченность словарного запаса, неверная интерпретация невербального компонента сообщения, оценка услышанного исходя из собственных позиций и т.д.
b) Несбалансированное ролевое взаимодействие. Теоретической основой анализа данной причины служит теория Берна. В упрощенном виде можно говорить о существовании трех типов позиций: «выше», «ниже» и «на равных». В случае, если один из участников желает занять позицию «выше», а другой согласен с позицией «ниже», конфликта не происходит. Но в случае, если позиции участников взаимодействия не являются взаимодополняемыми, возможен конфликт.
Проявления превосходства могут быть грубыми и оскорбительными. Не так уж редко приходится слышать, как люди говорят друг другу: «хватит молоть чушь», «глупости все это». Но чаще превосходство проявляется в смягченной форме, преподносится в соответствии с правилами этикета и становится «допустимым» в общении.
Например: «ты не понимаешь, что…», «ну ладно, ладно, ладно…», «ты же умный человек, а говоришь такие вещи», «не нервничай», «не обижайся». К категории тонких, смягченных проявлений превосходства относятся и такие невербальные «коммуникаты», как вальяжная снисходительность, доверительное обнимание, «дружеское» похлопывание, санкционирующий кивок — все правильно, дескать, — сопровождается это часто показным уважением, участием, простотой…
c) Подход к проблеме с разных сторон
d) Различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга
Существует пять способов оценки результатов деятельности:
1) сравнение с возможным идеальным положением дел;
2) сравнение с требованиями к данной деятельности нормативных документов;
3) сравнение со степенью достижения цели деятельности;
4) сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу;
5) сравнение с положением дел в начале деятельности (А. Я. Анцупов, 1992).
Анализ конфликтов показал, что, оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же работник обычно оценивает свои результаты по сделанному, т. е. сравнивая их с началом деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже. В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно.
Кроме того, сама по себе ситуация оценивания очень часто воспринимается людьми как трудная, поскольку всем интуитивно известно, что плохое бросается в глаза, а хорошее нужно выискивать.
e) Психологическая несовместимость
Выделяют четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный.
О психофизиологической несовместимости людей говорят в том случае, когда им не нравятся запахи, рост, вес, телосложение, жесты, другие невербальные проявления партнера по общению. На этом же уровне фиксируется психосексуальная несовместимость мужчины и женщины. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости обычно фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности (в долгосрочной перспективе). Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок, религиозных предпочтений. Часто социальная несовместимость проявляется в больших различиях в образовании, социальной принадлежности и т. п.
f) Напряженные межличностные отношения
g) Внутригрупповой фаворитизм – предпочтение членов группы, установление особых отношений внутри группы и недопущение в нее «посторонних», обмен «секретами»
3 Личностные причины конфликтов
a) Оценка поведения другого как недопустимого, разница в ожиданиях Например, муж ожидает, что жена, в соответствии с традицией, будет вести дом целиком, а жена, наоборот, ждет помощи от мужа как от современного мужчины.
b) Низкий уровень социально-психологической компетентности, то есть неумение конструктивно выходить из конфликтной ситуации
c) Низкая устойчивость к стрессовым факторам
d) Завышенный или заниженный уровень притязаний
e) Холерический тип темперамента
f) Акцентуации характера
Литература:
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., 1999.
2. Бабосов Е. М. Конфликтология. – Минск: Терра Систем – с, 2000.
3. Буртовская Е. В. Конфликтология. Учебное пособие. М., 2002.
4. Крысько В. Г. Социальная психология. – М., 2006.
Почему мы боремся: истоки конфликта
Причины личного конфликта между людьми так же разнообразны и сложны, как и сами люди. Однако существует довольно много очевидных источников расхождений, которые легко понять. Для того, чтобы конфликт возник между двумя или более людьми, сначала должен быть какой-то тип существующих отношений. Хотя конфликты могут возникать и возникают между незнакомцами, это часто прямые споры, которые не связаны с вашими эмоциональными вложениями.Например, если вы когда-либо были в изгибе крыльев, в котором обе стороны чувствуют, что другая виновата, у вас был конфликт с незнакомцем. В ситуациях такого типа эмоции могут нарастать, эмоции, такие как гнев, разочарование и раздражение, могут всплыть на поверхность, однако эти встречи, как правило, короткие, а ваши эмоциональные вложения в них незначительны. Конфликты, которые вызывают у нас наибольшую сложность, — это конфликты между друзьями и любимыми. Конфликт с супругом, партнером, парнем или девушкой, родителем, ребенком, родным братом, хорошим другом или новым другом в долгосрочной перспективе обойдется нам гораздо более эмоционально, если он останется неразрешенным, чем те, которые мы имеем со случайными незнакомцами.
Время от времени конфликтуют даже самые лучшие отношения, и признание того, что существует конфликт, который должен быть разрешен, никоим образом не означает, что отношения плохие или должны быть прекращены. Эта статья объяснит семь наиболее распространенных причин конфликтов между людьми. В статье 7 мы рассмотрим некоторые методы разрешения каждого из этих конфликтов.
Хотя мы не можем охватить все причины, по которым люди конфликтуют, мы можем рассмотреть некоторые из тех, которые вызывают большинство разногласий между теми, кто находится в близких отношениях.В приведенных ниже примерах, попытайтесь поставить себя на место первой вечеринки, когда будете читать. Когда вы закончите, поставьте себя в положение другой стороны. Это поможет вам испытать конфликт с обеих сторон. На данном этапе не важно, кто вы считаете правильным или нет в каждом сценарии. Важно только, чтобы вы относились к примеру или могли связать его с чем-то похожим, что произошло в вашей жизни, или с делом кого-то, кого вы знаете.
Семь наиболее распространенных причин личных конфликтов между людьми следующие:
1. Две или более сторон имеют разные или противоположные повестки дня, цели или желания.
Представьте себе этот «Противоположная повестка дня» Конфликт:
У тебя и твоего жениха свидание для фильмов. Вы хотите увидеть новую романтическую комедию, но он хочет увидеть новейшие боевики в жанре экшн-приключения. Когда вы стоите в очереди, обсуждая, какой фильм посмотреть, вы понимаете, что в последний раз, когда вы вместе ходили в кино, вы пошли на компромисс и посмотрели фильм по своему выбору.Теперь вы начинаете чувствовать себя немного раздраженным. Он должен знать, что это ваша очередь; он должен просто пойти на компромисс на этот раз, как вы сделали в прошлый раз — верно? Но он продолжает пытаться убедить вас посмотреть его фильм. Вы протестуете и напоминаете ему о своем предыдущем компромиссе, но это ничего не меняет. Он начинает раздражаться и не может понять, почему ты так упрям. Чтобы избежать смущающего полномасштабного спора в строке фильма, вы снова соглашаетесь и смотрите фильм, который он хочет увидеть.
Это только один из многих примеров разногласий двух сторон. Женихом может быть кто-то, с кем вы встречаетесь, друг, брат или сестра. Ситуация может быть обратной, (парень скомпрометировал последний раз, и это девушка, которая настаивает на своей романтической комедии). В конце концов, конфликт не разрешен, скорее, спор идет, и одна из сторон просто сдается, а не сражается. Сдача — это , а не разрешение конфликта. Видите ли вы, как первая сторона будет чувствовать себя обиженной по отношению ко второй, особенно если этот сценарий повторится снова, когда они в следующий раз пойдут в кино?
Противоположные конфликты в повестке дня могут быть такими же незначительными, как несогласие с тем, какой фильм смотреть, или такими же значительными, как решение о том, иметь детей или нет.Некоторые другие примеры противоречивой повестки дня могут включать: планирование отпуска, принятие решения о крупных покупках для дома или квартиры, выбор ресторана на ужин или выбор места для проживания. Можете ли вы вспомнить какие-либо возможные источники конфликта в этой категории? Можете ли вы вспомнить случаи, когда вы конфликтовали с другими, потому что их повестка дня отличалась от вашей?
2. У одной стороны есть что-то, что другая сторона хочет или нуждается, но он или она не будет выполнять.
Представьте себе, что « у вас есть то, что мне нужно» Конфликт:
У вас большое интервью, но вы не можете позволить себе купить хороший костюм. Вы случайно знаете, что у вашего друга, который носит тот же размер, есть несколько отличных костюмов, которые он носит для работы. Вам действительно нужна эта работа, поэтому вы вежливо спрашиваете, можете ли вы одолжить один из его костюмов для интервью. Он отказывается. Вы объясняете, что вам действительно нужна эта работа, и хороший внешний вид очень поможет. Он повторяет, что никому не одалживает свою одежду, что у него всего несколько костюмов, и он действительно не может пощадить его.Вы расстроены его отсутствием щедрости и не понимаете, в чем дело — ведь он не может носить три костюма одновременно, не так ли? Его раздражает, что вы не примете ответ «нет» и отказываетесь понять его точку зрения — в конце концов, он думает: «Почему бы не купить свой собственный проклятый костюм? Вам нужно что-то надеть» работать, если получишь работу!
Как и в случае с «Конфликтом первым», это только один из многих примеров и ситуаций, в которых один человек отказывается дать другому то, что ему нужно или нужно.Ни одна из сторон не обязательно ошибается или не прав, у них просто разные взгляды.
Некоторые другие примеры в этой категории включают: просьбу договориться с привлекательным членом семьи или другом, просьбу о работе на рабочем месте друга или члена семьи, просьбу одолжить машину или попросить одолжить деньги. Можете ли вы вспомнить несколько примеров из этой категории, которые могут привести к конфликту? Можете ли вы вспомнить случаи, когда вам нужно было что-то от кого-то, а они отказывались подчиняться? Можете ли вы также вспомнить случаи, когда у вас было что-то, в чем кто-то нуждался или хотел, и вы не могли или не хотели бы отдать это им?
3. Личность между двумя людьми создает напряженность.
Вообразите это «Личность» Конфликт:
Вы со своей сестрой на помолвке двоюродного брата. Всякий раз, когда она в больших группах, она становится очень оживленной и любит быть в центре внимания. Это раздражает вас, потому что она часто делает вас основной шуткой, чтобы посмеяться над незнакомцами и другими членами семьи. Вы видите ее в дамской комнате и комментируете, что вы не цените ее, делающую вас ее «натуралкой».«Вы просите ее найти другой способ развлечь толпу. Она говорит вам, что вы слишком чувствительны и что вы просто завидуете, потому что она привлекает все внимание. Она возвращается на вечеринку и продолжает заставлять вас биться». ее шуток. Тебе больно и стыдно от ее шуток, касающихся твоей жизни, личных недостатков, прошлых парней и т. д. Она раздражена, потому что не видит вреда в том, чтобы делать несколько шуток — все это в хорошем развлечении.
Эта ситуация может показаться очевидной. сестра шутит неправильно — верно? Никто не хочет, чтобы их жизнь, недостатки и ошибки высмеивались для смеха.Но не все так просто. Скажите профессиональному комику, что он должен прекратить шутить за счет своей аудитории, и он скажет вам, что люди платят , чтобы высмеивать их, а другие смеются. Они также скажут вам, что большая часть их материала получена из юмористических наблюдений о недостатках и странностях их собственной семьи и друзей. Что касается комедийной сестры, она просто делает безобидные наблюдения за своим братом, которые заставляют других смеяться. Она не является преднамеренно злой и не делает ничего плохого.
Как видно из приведенного выше примера, конфликты личности могут возникать, даже если вы давно знаете этого человека; они не просто встречаются с людьми, с которыми вы просто встречаетесь. Наши личности часто немного меняются, когда мы с другими людьми. Кроме того, по мере того, как мы растем, учимся и меняемся, наши личности также могут меняться. Можете ли вы вспомнить какие-либо другие примеры конфликта личности? Можете ли вы вспомнить случаи, когда личность другого человека вызывала у вас разочарование, обиды или даже гнев? Можете ли вы вспомнить случаи, когда ваша личность сталкивалась с чужой, и вы вызывали у них раздражение, боль, разочарование или гнев?
4. Что-то важное в жизни или постоянные отношения изменились.
Вообразите это «Значительное изменение» Конфликт:
Твоего мужа продвигают по службе, и, хотя поначалу это казалось хорошей новостью, ты скоро понимаешь, что он должен быть вне дома гораздо чаще, чем обычно. Он приходит домой очень поздно, несколько раз в неделю, и по выходным ему приходится ездить в командировки не реже одного раза в месяц, а иногда и два раза в месяц. Когда он дома, он устал и нервничает и просто хочет «расслабиться».«Вы также работаете и с трудом ухаживаете за детьми, работаете весь день и ухаживаете за своим домом практически без его помощи. Вы говорите ему, что не думаете, что новая работа работает хорошо, насколько качество семьи в жизни. Он чувствует, что без дополнительных денег, которые он зарабатывает с новой должности, он не сможет дать своим детям то, что им нужно и нужно. Вы возражаете, что им действительно нужно качественное время, проведенное с ним и, кроме того, вам нужен партнер, который работает с вами, воспитывая семью.Он расстраивается и чувствует, что вы не цените всю его тяжелую работу.
Это еще один случай, когда можно автоматически предположить, что жена права, а муж неправ. Однако, с его точки зрения, он работает над тем, чтобы обеспечить свою семью тем, чего у него не было, такими как занятия спортом, уроки музыки, семейный отдых, покупка красивой одежды и оплата обучения в колледже. Имейте в виду, что перспектива играет огромную роль с точки зрения человека.Жена, возможно, выросла в довольно богатой семье с двумя родителями, в то время как муж, возможно, вырос в доме на одну семью, в котором деньги всегда были ограничены, и, таким образом, у них совершенно разные взгляды на этот конфликт. , Значительный конфликт изменений может показаться похожим на конфликт «противоположной повестки дня», однако они отличаются тем, что изменение создает источник конфликта, а не противоположные цели или желания.
Некоторые другие ситуации, которые могут вызвать конфликт в этой категории, включают: добавление ребенка, смерть близкого человека, одного партнера, возвращающегося в школу или работу, одного человека, занимающего новое, отнимающее много времени хобби, продажи или покупка дома, географический переезд, потеря работы, огромный карьерный успех, обнаружение серьезного заболевания в семье, значительная потеря веса или прибавка одного человека, помолвка, добавление нового парня или подруга, взрослый ребенок, уходящий в колледж, или внебрачная связь.
Можете ли вы вспомнить некоторые примеры этой категории конфликтов? Можете ли вы вспомнить случаи, когда в жизни друга или любимого человека или в отношениях, которые вызвали конфликт, произошли значительные изменения? Знаете ли вы других, у которых был конфликт из-за изменений в жизни или в их отношениях с другим?
5. Один человек предает доверие другого.
Вообразите это «Предательство» Конфликт:
Вы доверяете близкому другу, что у вас есть проблемы в браке, и что вы и ваш муж собираетесь развестись.Вы еще не хотите делать это «публичным», потому что вы не уверены, что развод неизбежен, и вы не хотите, чтобы дети знали, пока решение не будет конкретным. Она сочувствует и обещает никому не говорить. Спустя две недели ваш сын приходит домой из школы очень расстроенным и спрашивает вас, разводитесь ли вы и ваш муж. Вы спрашиваете, как он услышал об этом, и он говорит вам, что его лучший друг (сын вашего близкого друга) сказал ему, что он слышал, как родители говорили об этом накануне вечером. Вы садитесь и объясняете своему сыну, что у вас и его отца были некоторые проблемы, но вы пытаетесь что-то решить.Вы заверяете его, что если вы решите развестись, то сначала сядете и обсудите это с ним и его сестрой. Затем вы звоните по телефону, чтобы позвонить своей «подруге», и поделитесь с ней своим мнением. Она предала ваше доверие, она обещала никому не рассказывать о вашей тайне. Она возражает, что это было чисто случайно; она подумала, что ее сын лег спать, когда она говорила об этом с мужем, и слишком поздно поняла, что он шпионит в коридоре. Она сказала своему сыну держать это при себе, но он, очевидно, этого не сделал.Вы говорите ей, что она никому не должна была рассказывать — даже мужу. Она возражает, что она все говорит своему мужу, и что он действительно не «считает». Он очень близок с вашим мужем, и она хотела поделиться этим с ним, чтобы посмотреть, смогут ли они как-нибудь помочь. Она извиняется, но чувствует, что ваш сын узнал, что это действительно несчастный случай. Этот друг никогда не делал ничего подобного раньше, и ваша семья проводит много времени со своей семьей. Ее муж и ваши близкие друзья, и ваши дети тоже очень близки.
В этом конфликте есть явное предательство доверия. Когда вы просите другого сохранить конфиденциальность, оно должно быть конфиденциальным для всех. Однако восприятие снова входит в картину здесь. Подруга искренне считает, что делиться этой уверенностью со своим мужем — это не то же самое, что делиться ею с посторонними, и некоторые из них считают, что она отчасти права Большинство других согласились бы, что когда она согласилась сохранить это при себе, это означало, что она поклялась, что не поделится новостями ни с кем, несомненно, это то, во что верила женщина, разделяющая уверенность, иначе она не раскрыла бы это. информация для нее.Многим людям очень трудно сохранить секрет, тяжесть его тяжело переносить, особенно если он имеет огорчительный характер. Простое решение — быть осторожным с тем, кому вы доверяете; однако это не разрешает конфликт, возникший между двумя людьми, когда один предает доверие другого.
Предательство доверительных конфликтов может включать такие случаи, как нечестность, кража, мошенничество или словесное оскорбление другого человека в отношениях, независимо от того, знают ли они о предательстве.Можете ли вы привести примеры из этой категории? Можете ли вы вспомнить случаи, когда другой человек каким-то образом предал ваше доверие? Вы помните времена, когда вы преднамеренно или непреднамеренно предали чужое доверие?
6. Один человек создает конфликт, говоря или делая что-то бездумное или безответственное.
Вообразите это «Бездумное / безответственное поведение» Конфликт:
Вы должны работать допоздна два дня в неделю на новой работе, а ваш муж не возвращается домой только после шести вечера.Вам нужна няня, чтобы отвести двоих детей домой из школы и ухаживать за ними в течение нескольких часов или пока вы не вернетесь домой с работы. Соседка в отставке, которую вы хорошо знаете, предлагает устроиться на работу по разумной ставке, и вы говорите ей, что утром поговорите с мужем и вернетесь к ней с решением. Той ночью ваш старший брат просит вас дать работу его пятнадцатилетней дочери. Ей нужно научиться некоторой ответственности, заработать дополнительные деньги, и она хотела бы это сделать, плюс они живут рядом, и ей будет просто отвести своих детей домой из школы.Вы согласны с его просьбой, поблагодарите соседку и скажите ей, что ваша племянница будет работать. Вы нанимаете свою племянницу для няни два раза в неделю, после школы на три часа. Первые две недели все идет гладко. Ваша племянница отлично справляется со своей работой, дети ее любят, и она рада, что зарабатывает дополнительные деньги. На третьей неделе твоя племянница спрашивает, может ли она взять с собой своего парня на присмотр, и ты согласен, что это нормально, если она хорошо заботится о детях.Когда вы вернетесь домой, вы увидите, что дом полон беспорядка, дети все еще в школьной одежде, и они говорят вам, что с обеда они ничего не ели, кроме картофельных чипсов и содовой. Твоя племянница сидит на диване в гостиной и смотрит фильм со своим парнем, совершенно не обращая внимания на сложившуюся ситуацию. Вы говорите со своей племянницей в частном порядке и говорите ей, что не думаете, что ей следует снова приводить своего парня, и объясняете почему. Вы говорите ей, что заплатите ей только половину того, что обычно платите ей, потому что она сделала только половину работы, которую должна была.Она тихо соглашается, но когда она возвращается домой, она говорит отцу, что вы обращались с ней несправедливо и не платили вам. Твой брат звонит и говорит тебе, что он думает, что ты поступил несправедливо с его дочерью и что она больше не будет присматривать за тобой. Вы очень рассержены и расстроены поведением вашей племянницы и односторонним мнением вашего брата по этому вопросу. Ваша племянница чувствует, что вы согласились позволить ее парню прийти и что она ответила, спросив. Она расстроена, что ей не заплатили.Ваш брат, не имея полной истории и будучи несколько предвзятым в пользу своей дочери, чувствует, что вы пренебрегли его дочерью. Вы звоните своему соседу, чтобы узнать, доступна ли она по-прежнему, но нет. Теперь у вас нет няньки, и вы конфликтуете со своим братом и племянницей из-за безответственного поведения вашей племянницы.
Хотя эта ситуация явно была вызвана поведением племянницы, она и ее отец отказываются брать на себя ответственность, создавая конфликт. Для тети девушки было совершенно уместно отказаться платить ей в полном объеме за то, что она сидела на диване и смотрела фильмы.Однако тот факт, что она права, ничего не решает.
Другие причины этого типа конфликта могут включать в себя: постоянно опаздывать на свидания или встречи, многократно забывать день рождения или годовщину, одалживать что-то и не возвращать его (или ломать и не заменять), делать нечувствительные комментарии о чужом человеке внешний вид и постоянно нарушать планы по легкомысленным причинам. Можете ли вы вспомнить времена, когда безответственность или бездумное поведение другого человека вызывало конфликт, трудности или вред? Были ли случаи, когда вы действовали бездумно или небрежно и создавали проблемы для кого-то еще?
7. Потребности одного человека в отношениях не удовлетворяются, а другая сторона отказывается признать этот недостаток или что-то с этим сделать.
Представьте себе, что это «Не встречен» Конфликт:
Давний парень твоей хорошей подруги недавно расстался с ней, и она очень расстроена из-за этого. Она действительно думала, что он «тот». Она постоянно говорила с тобой об этом, пытаясь справиться со своей болью и грустью. Она звонит вам почти каждый день и часто приходит в вашу квартиру, чтобы пообщаться и поужинать.Вы делаете все возможное, чтобы быть там для нее и слушать ее разочарования. Иногда вы часами разговариваете с ней по телефону, обсуждая эту ситуацию. Через месяц вы узнаете, что ваша мама больна. Ей нужно сделать операцию, а ты очень переживаешь за нее. Вы звоните своей подруге, чтобы довериться ей, но она на свидании и говорит, что перезвонит вам позже. Она звонит тебе, когда возвращается домой, и ты рассказываешь ей о своей матери. Она слушает несколько минут, рассказывает, как ей грустно, но затем меняет тему и начинает говорить о ее свидании.Вы пытаетесь снова рассказать о своих чувствах к своей матери, и она внезапно говорит вам, что ей нужно идти, у нее рано утром на работе, и она действительно устала. Она обещает позвонить тебе завтра. Вы вешаете трубку и оставляете ощущение, что дружба с этим человеком несправедлива. Когда ей нужно было плечо, чтобы плакать, вы слушали и находили время в своем напряженном графике, чтобы быть рядом с ней, но когда вам нужно было, чтобы она выслушала вас; она вдруг «занята». Вы понимаете, что ее потребности удовлетворяются в этих отношениях, а ваши нет.В этих отношениях произошел конфликт.
Хотя мы все знаем и верим, что наши отношения должны быть «дай и возьми», многие этого не делают. Хотя в идеале потребности каждого человека должны быть удовлетворены, чтобы отношения были приятными, здоровыми и крепкими, отношения с друзьями, партнерами и семьей часто бывают несправедливыми. Обычно это происходит из-за того, что один человек позволяет другому воспользоваться ими эмоционально, финансово или иным образом и не выражает недовольства страхом, разочарованием или привычкой.Из всех конфликтов это тот, который чаще всего становится привычным в отношениях. Поскольку эта модель становится привычной между двумя людьми, «берущий» в конце концов забывает об их одностороннем поведении. Они просто предполагают, что это нормально для них принимать, не давая.
Другие примеры этой категории включают в себя: один из супругов или партнеров делает всю уборку, один друг всегда платит за напитки или ужин, потому что другой всегда сломан, один человек всегда находится в «джеме», что вы или другие всегда должны их спасать из или с другом или членом семьи, которому нужно место для проживания, переезжает с вами и никогда не уходит.Есть ли в вашей жизни кто-то, кто отнимает у вас гораздо больше, чем отдает? Есть ли в вашей жизни люди, от которых вы берете больше, чем отдаете, сознательно или неосознанно?
Заключение
Источники и причины личного конфликта между людьми многочисленны и разнообразны. Однако есть семь основных причин, по которым люди склонны к конфликту. Примеры в этом уроке служат просто иллюстрациями ситуаций, которые могут возникнуть в каждом типе основной причины конфликта.Подобные ситуации могли на самом деле происходить в вашей собственной жизни или в жизни окружающих вас людей. В качестве альтернативы вы можете полагать, что вы не можете соотноситься с приведенными примерами, потому что вы не состоите в браке или у вас нет парня или подруги. Если это так, вам следует подумать о случаях из вашей собственной жизни, когда конфликт был вызван одной из семи перечисленных причин. Если вы не живете на необитаемом острове, есть вероятность, что вы столкнулись с конфликтом по крайней мере по нескольким из этих основных причин в какой-то момент вашей жизни.Независимо от того, какой у вас уровень идентификации с приведенными примерами, взгляните на свою повседневную жизнь и обратите внимание на личные конфликты, которые возникают у других. Вы начнете замечать, что большинство аргументов или разногласий попадают в одну из этих семи категорий.
,Конфликт неизбежен в любой ситуации, когда люди проводят длительные периоды времени вместе, например, на рабочем месте. В малом бизнесе, где роли часто сильно взаимозависимы, ваша способность управлять конфликтами и поддерживать совместную работу всех людей имеет важное значение для вашего успеха. Осознание возможных причин конфликта может помочь вам ограничить конфликт на рабочем месте.
Плохие навыки отношений
Некоторым людям трудно ладить с другими в рабочей среде.Рабочие могут полагать, что они знают лучший способ выполнить задачу и не признают вклад коллег. Другие могут предпочесть работать самостоятельно, избегая взаимодействия в качестве члена команды. Сотрудники могут просто обладать абразивными личностями, которые мешают им хорошо работать с другими.
Плохое обучение
Как владелец бизнеса, вы можете не располагать временем для обучения нового сотрудника должным образом, или вы можете передать задачу другому сотруднику, который может не хотеть дополнительной ответственности.Неадекватное обучение может привести к тому, что работник испытывает трудности с адаптацией к вашей рабочей среде, а также ошибки при выполнении задания из-за недопонимания. Это может привести к конфликту с другими сотрудниками.
Недостаточная информация
Недостаточная информация может привести к конфликту между сотрудниками, а также между сотрудником и вами. Согласно Conflict911.com, преобладание информационных источников, включая электронные письма, информационные бюллетени и заметки, не гарантирует, что сотрудники получают правильную информацию для выполнения своей работы.Это может привести к ситуациям, когда сотрудники не будут делать то, что вы от них ожидаете, что приведет к конфликту.
Стиль управления
Ваш стиль управления может вызвать конфликт с вашими сотрудниками, сообщает Mediate.com. Если вы склонны делать выговор сотрудникам перед другими, ваши сотрудники могут обижаться на вас. Возможно, у вас есть привычка критиковать сотрудников, но никогда не хвалить их. Вы также можете проявить предпочтение одного сотрудника над другим, что может стать еще одним потенциальным источником конфликта между сотрудниками или между вами и сотрудником.
Проблемы, связанные с изменениями
Изменения являются важной частью современной бизнес-среды, даже малого бизнеса. У ваших сотрудников могут возникнуть проблемы с адаптацией к изменениям в вашей рабочей среде, например, из-за необходимости изучения новой компьютерной системы или нового способа обработки заказов. Работники, которые плохо приспосабливаются к изменениям, могут бояться, что их оставят позади, и могут заставить их обижаться на более гибких членов команды.
1. Эгоизм
Слишком часто мы настолько полны решимости получить ту «вещь», которая нам нужна, что мы забываем, что наши решения влияют на других. Это верно для любого типа отношений. У пар часто возникает конфликт из-за того, что кто-то в отношениях не думает о другом при принятии решений. Иногда это делается сознательно и часто, продлевая жизнь конфликта. Эгоизм является номером один в списке, потому что, когда человек не может уважать потребности других, становится невозможным иметь здоровые отношения.
Филиппийцам 2: 3 (NLT)
Не будь эгоистом; не пытайтесь произвести впечатление на других. Будь скромным, думая о других как о себе лучше.
2. Связь
«Это не то, что вы говорите, но как вы это говорите»
Коммуникация — это способ получить это там. Слишком частое общение в отношениях означает спор, это вызывает напряженность и, как следствие, общение полностью исключается.Неправильное общение может привести к дальнейшему конфликту в отношениях.
3. Обида
Может быть случай (или много), когда один из партнеров оскорбляет другого. Когда этот человек не в состоянии сообщить о вреде, причиненном обидой, он / она сохранит эти негативные эмоции в своем сердце, вызывая обиду. Именно здесь необходимо оценить коренную причину конфликта. Иногда человек будет казаться недовольным или расстроенным и не скажет почему. Человек может также стать отдаленным, заставляя другого человека думать, что они не заинтересованы в отношениях.
4. Указывание пальцем или критика
Самое неприятное — это быть в окружении человека, который критикует все, что ты делаешь. Вторая самая раздражающая вещь — это быть в окружении кого-то, кто утверждает, что все по вашей вине. Иногда в отношениях это так. Один партнер обвиняет другого во всем, что идет не так, или считает, что у него / нее есть лучший способ сделать что-то. Самое смешное в том, что когда все идет хорошо, этот человек сразу же берет на себя ответственность.
5. Нереалистичные или искаженные ожидания
Это было большое для меня. Вы все слышали о «Прекрасном принце», «Счастливо всегда» и так далее. Ну, извините, что лопнул ваш пузырь, но это не реально. Я выросла, смотря романтические фильмы и сказки, которые говорили мне, что где-то существует идеальный мужчина для меня, и что я буду счастлив. Я думал, что мне ничего не нужно делать, кроме как ждать такого великого человека. Поцеловав несколько лягушек, я понял, что таких людей, похоже, вымирают.Жизненный опыт научил меня, что вы должны строить жизнь и счастье, которые вы хотите. Да, любящий и принимающий человек на вашей стороне очень помогает, но вы не можете заставить этого человека сделать вас счастливым. Счастье это ваша ответственность. Многие отношения имеют конфликты, потому что один или оба человека чувствуют, что их ожидания не оправдываются. Часто эти ожидания нереалистичны или искажены, и человеку потребуется пробуждение, чтобы вернуться к реальности.
РазрешениеДжервис, р. 1983 Режимы безопасности. В Международные режимы , С.Д.Краснер, изд. Итака, Нью-Йорк: издательство Корнелльского университета.
Джозеф Р.А., изд. 1998 год Государство, конфликт и демократия в Африке . Боулдер, Colo .: Линн Rienner.
Кек, М. и К. Сиккинк 1998 Активисты за пределами . Итака, Нью-Йорк: издательство Корнеллского университета.
Лауэ, Дж. 1991 Вклад новой области разрешения конфликтов. Pp. 300–332 в Подходы к миру: интеллектуальная карта , W.S. Thompson и K.M.Jensen, eds. Вашингтон, округ Колумбия: Институт мира США.
Lauren, P.G. 1998 Эволюция международных прав человека: видение . Филадельфия: Университет Пенсильвании Пресс.
Мастны В.1991 год Хельсинкский процесс и реинтеграция Европы, 1986–1991 годы: анализ и документация. Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета.
Национальный исследовательский совет 1989 г. Поведение, общество и ядерная война , том. 1, P.E.Tetlock, J.L.Husbands, R.Jervis, P.C.Stern и C.Tilly, eds. Комитет по вкладу поведенческих и социальных наук в предотвращение ядерной войны. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.
1991 Поведение, общество и ядерная война , вып.2, P.E.Tetlock, J.L.Husbands, R.Jervis, P.C.Stern и C.Tilly, eds. Комитет по вкладу поведенческих и социальных наук в предотвращение ядерной войны. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.
1993 Поведение, общество и международный конфликт , том. 3, P.E.Tetlock, J.L.Husbands, R.Jervis, P.C.Stern и C.Tilly, eds. Комитет по международным конфликтам и сотрудничеству. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.
Pruitt, D.G. 1986 Достижение интегративных соглашений в переговорах.Pp. 463–478 в Психология и предотвращение ядерной войны , R.K.White, ed. Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета.
Ратнер С.Р. 1998 Международное право: испытания мировых норм. иностранных дел 110 (весна): 65–80.
Ruggie, J.G. 1993 Вопросы многосторонности: теория и практика институциональной формы . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
Russett, B. 1993 Постижение демократического мира: принципы для мира после холодной войны . Принстон, Нью-Джерси: издательство Принстонского университета.
Saunders, H.H. 1999 Общественный мирный процесс: устойчивый диалог по трансформации расовых и этнических конфликтов . Нью-Йорк: издательство Святого Мартина.
Шеллинг, Т.С. 1960 Стратегия конфликта . Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета.
Stern, P.C., D.Druckman, 1995 г. Разрушило ли землетрясение 1989 г. теорию международных отношений? Обзор психологии мира 1: 109–122.
Wallensteen, P., M.Sollenberg 1996 Конец международной войны? Вооруженный конфликт 1989–1995 гг. Журнал исследований мира 33: 353–370.
,