Достоинства опроса: достоинства и недостатки различных способов опросов – Достоинство и недостатки устного опроса. — МегаЛекции

Автор: | 13.03.2021

Достоинство и недостатки устного опроса. — МегаЛекции

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Наиболее распространённым являются традиционные формы контроля, к которым относится устный опрос индивидуальный или фронтальный.

Достоинства:

• Развивать речь, логическое и образное мышление, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.

• В ходе обсуждения выясняется, понятны ли учащимся изучаемые закономерности.

• Выясняется, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера.

• Возможность ликвидации пробелов в учебной подготовке учащихся.

Недостатки:

• Невозможность организовать систематический и полный индивидуальный контроль знаний каждого учащегося, т.к. большая численность учебных групп.

• Невозможно провести сравнение ответов учащихся на один и тот же вопрос.

• Не позволяет сделать объективный вывод об уровне подготовки учащихся, т.к. оценка учащихся зависит от субъективного мнения преподавателя, характера и темпа ответа учащегося, от уровня учебной группы.

 

Научно – исследовательская работа в ВУЗе.

Организация научно-исследовательской работы студентов при очном обучении традиционно сводится к проведению научных студенческих семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий, написанию курсовых и дипломных сочинений и проектов.

Совершенствование навыков работы преподавателей в системе дистанционного обучения

позволяет организовать не только самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем, но и групповую научно-исследовательскую работу по типу обучения в сотрудничестве, использовать проблемные, поисковые методы, что позволяет перенести акценты с репродуктивных на творчески-познавательные методы учебной деятельности, которые и должны составлять основу дистанционного обучения.



Система дистанционного обучения предполагает использование различных педагогических технологий, позволяющих реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует основу научно-исследовательской работы студентов.

Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Преподаватель определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Необходимым условием выполнения творческих проектов при дистанционном обучении является четкая постановка планируемого результат, значимого для учащихся. Специфика дистанционного обучения предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую не содержащими готовых ответов. Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной деятельности студентов, способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработки информации, работы с документами, умений обобщать и интегрировать полученную информацию.

Реализация творческих проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности студентов и стимулировать их научно-исследовательскую работу.

Исследовательские проекты отличаются наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом во главу угла ставится принцип доступности для студентов содержания и методов исследования. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов.

Самым простым способом решения данной задачи может стать подготовка студентов, удаленных от базовых вузовских центров, к участию в научных конференциях на основе сетевых технологий, путем организации систематического консультирования с помощью электронной почты или телеконференции. Более интересной является разработка самих исследовательских проектов с использованием информационных технологий.

 

Планирование НИР.

Научное исследование включает комплекс различных работ. Эти работы должны представляться в определенной последовательности, что возможно только при наличии продуманного плана.

План подготовительных работ является одной из главных составных частей общего плана работ по теме. Хотя подготовительные работы должны выполняться первыми, составлять план их проведения можно только после того, как станут известны состав и план основных работ, к которым надо готовиться. Поэтому план подготовительных работ составляют последним, а выполняют первым.

Планирование НИР представляет систему экономических рычагов и методов, которые обеспечивают определение, выбор и реализацию научных направлений и проблем, являющихся ключевыми элементами единой научно-технической политики.

Направления и проблемы имеют специфические особенности в зависимости от сферы общественного производства (наука, техника, производство), стадий научно-исследовательского цикла (фундаментальные и прикладные исследования, разработки), отраслей знания, региональных условий развития.

При планировании направлений и проблем исследований науки особое значение должно придаваться перспективному, долгосрочному прогнозированию. Опыт свидетельствует: погоня за сиюминутными результатами не решает основных проблем ускорения научно-технического прогресса, способного многократно повысить производительность труда в самых различных отраслях народного хозяйства.

Одним из путей совершенствования механизма планирования и организации использования научных исследований является использование конкурса идей и конкурсную систему отбора тематики для включения в планы НИР.

Конкурсная система отбора тематики НИР преследует цель концентрации научных сил и материально-технических ресурсов на наиболее крупных научно-технических разработках с учетом приоритетных направлений развития научно-технического прогресса. Конкурсная система отбора тематики как фундаментальных, так и прикладных научных исследований и разработок призвана устранить мелкотемье, повысить значимость и научно-технический уровень выполняемых работ

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

опрос. Виды опросов, достоинства и недостатки данного метода.

Полевое исследование – сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Основывается на первичной информации т.е. на только что полученных данных для конкретной пролемы.

Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.

 

Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно:

разработка, проверка и тиражирование анкеты;

формирование выборки;

инструктаж интервьюеров;

проведение опроса и контроль качества данных;

обработка и анализ полученной информации;

составление итогового отчета.

Виды опроса

Опросы могут различаться:

по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;

по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;

по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;

по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

Как правило, чаще опросы различают по способу контакта с респондентом. Каждый вид опроса имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства и недостатки трех главных методов опроса

Метод Достоинства Недостатки

Почтовый опрос

низкая стоимость

легкость организации опроса

доступен для малой группы исследователей

при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера

могут быть использованы иллюстрации

смещение выборки за счет «самовыборки»: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса

респондент не может уточнить у интервьюера вопросы

низкое качество ответов на открытые вопросы

Телефонное интервью

низкая стоимость

опрос может быть проведен достаточно быстро

пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения

возможен централизованный контроль за ходом опроса

охватывает только людей, имеющих телефон

не могут быть показаны вопросник и иллюстрации

по телефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут

трудно задавать сложные вопросы

Личное интервью

есть возможность продемонстрировать продукт

сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени

появляется возможность слушать живую речь респондента

легко задавать сложные вопросы

высокая стоимость

присутствует влияние интервьюера на респондентов

требуется большая команда квалифицированных интервьюеров

низкий уровень контроля за работой интервьюера

Личное интервью (face-to-face)

Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации.

Телефонный опрос

Один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам.

Почтовый опрос

Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.

21. Полевые методы исследования: наблюдение и эксперимент (тестирование рынка). Достоинства и недостатки каждого метода.

1. Метод наблюдения. Один из наиболее простых и дешевых методов

исследования, осуществляемого в реальных условиях. Этот метод используется

в случае, когда наблюдатель хочет минимизировать свое влияние на

респондента. Под наблюдением понимается такое описательное исследование,

при котором действия респондента отслеживаются без прямого контакта с ним.

В таком исследовании могут быть задействованы механические или электронные

средства типа сканера и датчиков. Снятие информации идет в естественных

условиях, и не возникает ее субъективного искажения (это касается

потребителя). Процесс подготовки и проведения наблюдения предполагает

несколько этапов.Например, с его помощью можно оценивать половозрастной состав посетителей магазинов,

культурных заведений, частоту и ассортимент покупаемых товаров.

2. Метод эксперимента. Это метод исследования, применяемый для

количественной оценки причинно-следственных связей. При проведении

эксперимента исследователь изменяет один или несколько переменных

параметров и одновременно наблюдает за тем, как это изменение влияет на

другой зависимый параметр. Позволяет выявить реальную реакцию потенциальных

потребителей или иных групп людей на определенные факторы или их изменения.

Существует два вида экспериментов:

. Искусственное моделирование ситуации лабораторный эксперимент;

. Эксперимент в реальных рыночных условиях в рамках полевого

исследования.

Тематика лабораторных экспериментов может бать самой разнообразной.

Это и сравнительное тестирование качества товара, и исследования влияния

марки и марочных названий на потребительский выбор, ценовые тесты,

тестирование рекламы и т.д. Лабораторный эксперимент проводится обычно в

специальных лабораториях, которые оснащены необходимым оборудованием.

Например, для определения потребительской реакции используется

видеоаппаратура. Известны примеры создания специальных устройств,

соединенных с компьютерными системами и обеспечивающих отслеживание

направления взгляда покупателя при рассматривании объекта (упаковки,

магазинной витрины и т.д.).

Полевые эксперименты проводятся непосредственно в условиях рынка. К

такого рода исследованиям можно отнести:

o Пробные продажи товара различным целевым группам потребителей с целью

выявления степени восприятия качества, цены, упаковки;

o Оценка эффективности рекламы в различных регионах;

o Оценка эффективности представления товара рынку (размещение по

торговым площадям, презентации и т.д.).

Несомненным достоинством этого метода является возможность

минимизации ошибок при широкомасштабных действиях на рынке. К недостаткам

можно отнести высокую стоимость исследования и обозначение направления

своих действий перед конкурентами.



Метод опроса



Лекцию писал Крап, а Хемуль – жалкая бездарность…

Метод опроса.

1. Виды опросных исследований

Метод опроса – сбор первичной информации путем прямого задавания вопросом, касающихся разных аспектов социального поведения

Опросы делятся по…

… наличию посредника на интервьюирование (интервью) – прямая беседа респондента и интервьюера и анкетирование – респондент заполняет анкету без интервьюера

… форме контроля интервью делятся на личное и телефонное, а анкетирование – на почтовый опрос, прессовый опрос, Интернет-опрос и самостоятельное заполнение анкеты. Самостоятельное заполнение анкеты в свою очередь делится на заполнение по месту жительства и заполнение в производственных, учебных и других естественных группах.

… периодичности исследования на однократные и лонгэтюдные – возможность анализа данных во временной протяженности. Лонгэтюдные в свою очередь делятся на трендовые (они же мониторинговые – в каждом изз последующих исследований рассматриваются разные выборки, главная задача – отследить динамику) и панельные (одни и те же респонденты, одна и та же выборочная совокупность (панель). Позволяет отследить динамику для каждого конкретного респондента. Используется, например, когда нужно оценить эффективность рекламы, пропаганды).

2. Достоинства и недостатки метода опроса.

Достоинства.

— возможность получения информации непосредственно от участников события

— опрос позволяет получать информацию по широкому спектру тем (практически неограниченному)

— опрос позволяет собирать информацию от любого количества респондентов (неограниченное число информантов)

Недостатки.

— сбор информации вне «естественной» ситуации (Парадокс Лапьера – люди не всегда делают то, что говорят),

— любая информация, получаемая в ходе опроса, не лишена субъективизма, связыванного с давлением социальной одобряемости (например, где-то 70% скажут, что пойдут на выборы в МосГорДуму в то время как реальная явка составит около 30%, потому что хождение на выборы считается социально одобряемым действием).

— провоцирует на высказывание ответа, даже ели респондент не компетентен в том или ином аспекте

3. Преимущества и ограничения основных методик

1. Личное интервью.

Достоинства.

— Высокая достижимость запланированной выборки респондентов

— Возможность использования сложных вопросов (схемы, таблицы, разные блоки для разных респондентов)

— Возможность варьирования последовательностью вопросов

— Интервьюер может давать пояснения, комментарии, добиваться ответов на большинство вопросов

— Можно использовать наглядные материалы (карточки, образцы продукции)

— Интервьюер позволяет дольше удерживать внимание респондента

— Относительно высокая скорость сбора данных

— Возможность наблюдения за респондентом

Недостатки.

— Относительно более дорогой

— Возможны искажения из-за эффекта интервьюера (например, влияние социально-демографических характеристик интервьюера на получаемый результат. Например, средний доход у нестарых мужчин находится в прямой зависимости от размеров сисек интервьюера)

— Отсутствие возможности личного контроля интервьюера

2. Телефонный опрос

Достоинства.

— Высокая оперативность получения результатов (короткий полевой этап)

— Высокий контроль за работой интервьюера

— Меньшее влияние интервьюера

— Высокий уровень телефонизации => широкий географический охват

— Относительно низкая стоимость

— Возможность одновременной обработки данных (моментальная компьютеризация и формирование массива данных)

Недостатки

— Ограничение на длительность

— Необходимость максимально простых вопросов

— Невозможность демонстрации респонденту наглядных материалов

— Опасность смещений выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров)

3. Почтовый опрос

Достоинства.

— Респондент может выбирать удобное для него время

— Отсутствие влияния интервьюера

— Широкий географический охват

— Легкость формирования выборки

— Относительно низкая стоимость сбора данных

— Более высокая анонимность

Недостатки.

— Низкая достижимость (около 5-10%)

— Длительный полевой этап

— Невозможность пояснений в ходе опроса

— Необходимость простоты формулировки вопросов и заполнения

— Отсутствие контроля за порядком заполнения и за процессом заполнения (например, анкета-кентавр: заполняют разные люди или коллегиально)

— Ограничение на объем анкеты (не более 30 вопросов)

— Невозможность получения дополнительных данных о респонденте в ходе наблюдения

— Смещение выборки (в сторону хорошо образованных людей, умеющих «ручку в руках держать»

4. Прессовый опрос

Достоинства.

— Четкая переадресация анкеты определенной аудитории

— Отсутствие влияния интервьюера

— Низкая стоимость полевого этапа исследования

— Чрезвычайно широкий первоначальный охват аудитории

Недостатки.

— Те же, что и в почтовом опросе

— Максимальная краткость анкеты (не более 5-7 вопросов)

— Необходимость стимулирования ответов

— Невозможность потенциального обращения к конкретному респонденту

— Невозможность реализации какой-либо выборки, кроме стихийной

5. Интернет-опрос

Делится на on-line (на сайте вывешивается вопросная форма) и off-line (в виде файла высылается на адрес потенциального респондента).

Достоинства.

— Возможность использования самых разнообразных наглядных материалов

— Возможность охвата специфических аудиторий

— Моментальная обработка собираемых данных

— Низкие затраты на полевой этап и обработку данных

Недостатки.

— Вынужденная краткость анкеты

— Невозможность проверить искренность получаемых ответов

— Смещение выборки, которое сложно оценить

6. Самостоятельное заполнение

Во многом сходно с почтовым опросом.

Достоинства (помимо тех, что в почтовом)

— Большой контроль возврата анкет

— Относительно дешевле, чем личный опрос

— Довольно быстрый сбор информации

— Как правило высокий возврат

4. Типичные ошибки в проведении опросов.

 

Этап опроса

Ошибка

Формулировка проблемы, задачи исследования

Неправильный выбор цели

Выбор объекта исследования

Неправильно выбран объект (например, правильно включать в выборку не только реальных, но и потенциальных покупателей)

Выбор метода сбора данных

Неправильно выбран метод

Определение принципов формирования выборки

Неудачный выбор схемы выборки

Подготовка инструментария, вспомогательных материалов

Ошибки в инструментарии

Сбор данных, полевой этап

Интервьюер может например исправлять фиксированные ответы, выбирать не тех респондентов и т.д.

Обработка информации

Ошибки при кодировке и вводе данных

Подготовка отчета, интерпретация результатов

Неправильная интерпретация

 

3. Телефонный опрос

Поскольку телефонная связь — повсеместное ныне явление, телефонные исследования зачастую заменяют личные собеседования, главным образом по причине скорости и дешевизны. Телефон незаменим, когда надо получить небольшие объемы высокоструктурированной информации (несколько вопросов) на большой территории, но он не подходит для людей, не склонных отвечать по телефону, для детей или для тех, кто по телефону практически недоступен.

Обобщение достоинств и недостатков телефонного опроса представлено в табл. 3.

Таблица 3 – Достоинства и недостатки телефонного опроса

Достоинства

Недостатки

— Информация может быть получена в сжатые сроки

-Низкая стоимость

— Контакт менее обременителен, чем при личной встрече

— Возможно контролировать порядок вопросов, комплектность информации

— Можно контролировать работу персонала

— Можно использовать компьютерные технологии

— Отсутствует визуальный контакт, поэтому невозможен показ образцов, нельзя увидеть реакцию респондента

— Респонденту легче отказаться от сотрудничества

— Сложно сформировать направленную выборку

— Опрос не может быть продолжительным

— Отсутствуют гарантии анонимности

— Вопросы воспринимаются на слух, поэтому их конструкции не должны

Достоинства телефонного опроса

Оперативность телефонного опроса — большое преимущество, когда необходимо в короткие сроки получить информацию, особенно это важно при текущей оценке рекламной кампании или изучении общественного мнения.

Стоимость одного контакта сравнительно невелика, если нет поминутной оплаты разговора. Стоимость исследования еще более снижается, если опрос проводится с помощью компьютера.

Возможен широкий охват территории при условии высокого уровня телефонизации. Правда, уровень телефонизации многих российских городов и сельских населенных пунктов пока не позволяет строить репрезентативные выборки. Это означает, что указанное преимущество при проведении исследований национального масштаба несколько снижается.

При телефонном опросе организуется двусторонняя коммуникация с респондентом, поэтому проще соблюдать порядок вопросов, контролировать комплектность информации; интервьюер может объяснить непонятный вопрос.

Еще одним важным преимуществом телефонного опроса является возможность контролировать работу персонала. Централизация полевых работ позволяет выявить и своевременно скорректировать работу персонала (допускаемые ошибки в ходе беседы или неточности при заполнении бланка), кроме того, исключается возможность «автозаполнения» анкет со стороны интервьюеров.

Недостатки телефонного опроса

При телефонном опросе отсутствуют гарантии анонимности. Респонденты могут с недоверием отнестись к опросу и отказаться от участия в исследовании. Респонденту психологически проще сделать это по телефону, нежели отказать в беседе при личном контакте. В вечернее время, когда люди обычно возвращаются домой после рабочего дня, они вряд ли расположены отвечать на вопросы исследователя.

Еще один недостаток телефонного опроса связан с особенностями коммуникации — вопросы не должны быть сложными для восприятия на слух. Варианты ответов в закрытых вопросах не должны быть многочисленными.

Особенности коммуникации накладывают ограничения на продолжительность опроса. Считается, что число вопросов анкеты при проведении телефонного интервью должно быть ограничено, поскольку затруднительно поддерживать интерес респондента более 15-20 минут. Однако есть мнение, что «предел терпения» респондента может быть расширен, если «тема опроса затрагивает профессиональные, общественные и тому подобные интересы респондентов. Таким образом, вопрос об оптимальной длине вопросника должен решаться в контексте исследования.

При телефонном опросе нет возможности использовать визуальный материал и отслеживать невербальную реакцию респондента. Единственным индикатором реакции респондента на вопрос может быть задержка ответа или изменение тембра его голоса. Задержка ответа — промежуток времени, который требуется респонденту для обдумывания ответа, помогает оценить уверенность респондента в ответе или его нежелание отвечать на вопрос. Частотный анализ голоса позволяет выявить эмоциональное возбуждение респондента. Однако в обоих случаях для измерения реакции требуется специальная аппаратура.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *