Эффекты межличностного восприятия: Эффекты межличностного восприятия. Диагностика способности к общению

Автор: | 15.03.1979

Содержание

Эффекты межличностного восприятия. Диагностика способности к общению

Эффекты межличностного восприятия

Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция – это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, Г.

М. Андреева сделала вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия [7, с. 426]. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М. Андреева, при формировании

первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева [12]. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Эффект ореола (галоэффект) – это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.[2]

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стерео-типизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип – это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителяъ тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга, как отмечает Г. М. Андреева, может привести к двум различным следствиям [7, с. 129]. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры – педанты», «все учителя – на-зидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов – от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция – это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

* * *

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориен-таций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. В первой главе было показано, что люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т – начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности.

Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга. Своеобразие сенситивного метода заключается в том, что проводится сенситивный тренинг не в семье и на работе, а в специальных тренировочных центрах или загородом.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

КИНО ЧТИВО: ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Общение людей – это потрясающий и увлекательный процесс, который дает возможность понять не только собеседника, но и себя. Межличностное общение является одним из видов общения, которое происходит как минимум между двумя людьми и носит личный характер. То есть, когда деловой разговор переходит на тему любви или не любви к определенной музыке, тогда общение начинает носить межличностный характер. В ходе такого контакта мы не только узнаем позицию, привычки, отношение нашего собеседника, но также можем влиять на него и изменять его убеждения.

Ключевая аксиома, признанная в психологии межличностной коммуникации, заключается в том, что мы никогда не воспринимает реального другого (собеседника), а имеем дело только с нашим представлении об этом другом.

Поскольку аксиома предполагает, что между нами всегда есть образ, то возникает проблема эффектов межличностного восприятия, проблема искажения нашего представления о другом. 

Основные эффекты межличностного восприятия:
1.         Эффект ореола. Этот эффект заключается в нашем «дописывании» черт человека на основе одного проявленного признака. Данное «дописывание» базируется на нашем предыдущем опыте и связанных с ним ассоциациями. Ключевым фактором является недостаток информации о другом, но при этом мы можем наблюдать какие-либо признаки, будь то внешность, голос или что-то иное, по которому мы можем приписать ненаблюдаемые черты и приумножить их. Например, если мы встречаем пожилую женщину, то ей могут приписываться качества характерные для нашей бабушки. Мы наблюдаем, что у нее теплые руки и приписываем ей доброту, внимательность, мудрость и так далее. 2.         Эффект проецирования. Это эффект проявляется в готовности приписывать другому собственные черты характера или мотивацию. И выражается, например, в ожидании: «что нравится мне, нравится и миру» или «я бы сделала так, потому что…».  Например, если фрилансер отказался с нами работать и при этом одна из наших ключевых мотиваций заключается в деньгах, то мы вероятней скажем: «Он не захотел работать с нами, потому что кто-то другой предложил больше денег», хотя причины у человека могут быть абсолютно не материальными. Или если мы обладаем низкой самооценкой, то вероятней всего будем приписывать негативные качества другому человеку: выскочка, болтливый, дурак и т.д. И также наоборот, люди, обладающие высокой самооценкой, видят больше положительных качеств в другом. 3.         Стереотипизация. Качества группы, к которой относится другой, переносятся на собеседника. Мы определяем другого по признакам группы, например, если блондинка, то глупая, если немец, то пунктуален, если русский, то много пьет. Стереотипизация по структуре построения образов еще более схематичная и упрощенная, мы даем максимум один-два признака другому. 4.         Самоосуществляющееся пророчество. Особенность данного эффекта — наличие предварительной установки на другого человека. Данный эффект проявляется в двух формах. Во-первых, исходя из своей установки, мы начинаем своими действиями провоцировать поведение другого человека, чтобы оно соответствовало нашей установке. Например, если мы считаем человека раздражительным, то будем испытывать его терпение, то тех пор пока он не наорет на нас, а потом мы скажем: «Я так и знал». Во-вторых, мы толкуем поведение другого человека только с позиции нашей первой установки. Если мы считаем человека, агрессивно настроенным к нам, то в ответ на его заботу, будем думать: «Добреньким прикидывается, но я то знаю, какой он!» 5.         Каузальная атрибуция Эффект выражается в приписывании причин действий другому человеку. Эффект работает как с объяснением собственных поступков, так и поступков других. Этот эффект работает, когда нарушаются базовые ожидания или этические нормы. В рамках казуальной атрибуции существует понятие фундаментальная ошибка атрибуции — при объяснении причин поведения другого мы склонны искать их в личностных особенностях другого, при объяснении причин собственного поведения мы склонны искать их в обстоятельствах. Если я преподаватель и ко мне на занятие не пришел студент, то я буду говорить, что он лоботряс, бездельник и лентяй. Если я студент и не пришел на занятие, то я скажу, у меня много дел, я работаю, меня дома родители закрыли.

Другое понятие в данном эффекте — мотивационная ошибка: если я объясняю успех, то связываю его с личностью, если объясняю неудачу, то связываю ее с обстоятельствами.

Влияние эффектов может быть снижено, и для этого, важно просто больше общаться с человеком. Приятного вам общения!

Арина Буркина.

Механизм межличностного восприятия. Восприятие человека человеком. Социальная перцепция

Познание одним человеком другого всегда сопровождается эмоциональной оценкой партнера, попыткой понять его поступки, прогнозом изменений в его поведении и моделированием собственного поведения. Так как в этом процессе участвуют минимум два человека и каждый из них является активным субъектом, в построении стратегии взаимодействия каждый должен учитывать не только мотивы и потребности другого, но и его понимание мотивов и потребностей партнера. Процесс межличностного восприятия также называют социальной перцепцией.

Механизм межличностного восприятия – это способ, посредством которого человек интерпретирует и оценивает другого. Таких способов может быть довольно много. Сегодня мы с вами рассмотрим основные механизмы межличностного восприятия: идентификацию, эмпатию, эгоцентризм, аттракцию, рефлексию, стереотип и каузальную атрибуцию.

Идентификация

Первым и основным механизмом межличностного восприятия является идентификация человека человеком. С точки зрения социальной психологии она подтверждает тот факт, что простейшим способом понимания партнера является уподобление себя ему.

Вообще, идентификация имеет несколько толканий:

  1. Отождествление себя с другим индивидом, основанное на эмоциональной связи.
  2. Усвоение ценностей, ролей и моральных качеств другого человека.
  3. Копирование мыслей, чувств или поступков другого человека.

Наиболее емкое определение идентификации звучит следующим образом. Идентификация – это понимание партнера через его осознанное или бессознательное отождествление с собой, попытка почувствовать его состояние, настроение и отношение к миру, поставив себя на его место.

Эмпатия

Второй механизм межличностного восприятия тесно связан с первым. Эмпатией называют эмоциональное стремление откликнуться на терзающие другого человека проблемы, сочувствовать ему и сопереживать.

Также эмпатию трактуют как:

  1. Постижение состояний другого индивида.
  2. Психический процесс, направленный на идентификацию чужих переживаний.
  3. Действие, помогающее индивиду построить общение особым образом.
  4. Способность проникать в психическое состояние другого человека.

Способность к эмпатии возрастает в случае схожести собеседников, а также при обретении индивидуумом жизненного опыта. Чем выше эмпатия, тем красочнее человек представляет себе влияние одного и того же события на жизнь разных людей, и тем больше он осознает факт существования разных взглядов на жизнь.

Индивида, склонного к эмпатии, можно узнать по таким признакам:

  1. Терпимость к эмоциям других людей.
  2. Способность вникнуть во внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом своего мировоззрения.
  3. Адаптация своего мировосприятия к мировосприятию другого человека с целью достижения взаимопонимания.

Сходство эмпатии с идентификацией

У механизма эмпатии есть некоторые сходства с механизмом идентификации. В обоих случаях имеет место способность человека посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Однако эмпатия, в отличие от идентификации, не предполагает отождествления себя с собеседником. Отождествляя себя с партнером, человек принимает его модель поведения и строит аналогичную. Проявляя же эмпатию, индивид просто берет во внимание линию поведения собеседника, продолжая при этом строить свое поведение независимо от него.

Эмпатичность считается одним из важнейших профессиональных навыков психолога, врача, учителя и руководителя. Эмпатичное внимание (слушание), по мнению К. Роджерса, является особым отношением к партнеру, основанным на синтезе идентификации и эмпатии. Включение в другого человека, позволяющее достичь открытости контакта – идентификационная функция. Такое «погружение в собеседника» в чистом виде имеет негативные последствия – психолог «связывается» трудностями клиента и начинает сам болеть его проблемами. Здесь на помощь приходит эмпатическая составляющая – способность к отстранению от состояния партнера. Таким образом, совокупность таких механизмов, как идентификация человека человеком и эмпатия, позволяет психологу оказывать реальную помощь клиентам.

Виды эмпатии

Эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными. К примеру, у одного чужое горе вызывает грусть, а у другого – радость.

Кроме того, эмпатия может быть:

  1. Эмоциональной. Основывается на механизме проекции и подражания эффективным и моторным реакциям собеседника.
  2. Когнитивной. Базируется на интеллектуальных процессах.
  3. Предикативной. Выражает способность человека к предсказыванию реакций собеседника в той или иной ситуации.

Важной формой эмпатии выступает сопереживание – переживание одним индивидом чувств, эмоций и состояний, которые испытывает другой. Происходит это через отождествление с собеседником и сочувствие ему.

Эгоцентризм

Третий механизм межличностного восприятия, в отличие от двух предыдущих, усложняет познание индивидами друг друга, а не облегчает его. Эгоцентризм – это сосредоточение человека на своих личных переживаниях и интересах, которое приводит к тому, что он теряет способность к пониманию людей с иным мировосприятием.

Эгоцентризм бывает:

  1. Познавательным. Проявляется в процессе мышления и восприятия.
  2. Моральным. Иллюстрирует неспособность человека к пониманию причин поведения окружающих.
  3. Коммуникативным. Выражается неуважением к смысловым понятиям собеседника.

Межличностная аттракция

Аттракция — это тяготение или притяжение одного человека к другому, обусловленное взаимным интересом. В психологии межличностная аттракция означает дружелюбные отношения между людьми и выражение симпатии друг к другу. Развитие привязанности одного субъекта к другому возникает как следствие эмоционального отношения, оценка которого вызывает целый ряд чувств и выражается как социальная установка на другого человека.

Рефлексия

Рассматривая психологические механизмы межличностного восприятия, нельзя не упомянуть о рефлексии. Рефлексией называют осознание человеком того, как его оценивают и воспринимают другие индивиды. То есть это представление человека о том, какого мнения о нем собеседник. Этот элемент социального познания, с одной стороны, означает познание человеком собеседника через то, что он думает о нем, а с другой – познание самого себя через это. Таким образом, чем шире круг общения индивида, тем больше представлений о том, как его воспринимают другие, и тем больше человек знает о себе и окружающих.

Стереотип

Это очень важный и довольно емкий механизм межличностного восприятия. Стереотип в контексте межличностной аттракции – процесс формирования мнения о человеке, на основе личных предубеждений (стереотипов).

В 1922 году для обозначения представлений, связанных с неточностью и ложью, В. Лимпан ввел такой термин, как «социальный стереотип». Как правило, формирование устойчивых образцов какого-либо социального объекта, происходит незаметно даже для самого индивида.

Есть мнение, что именно из-за слабой осмысленности стереотипы прочно закрепились в форме устойчивых эталонов и получили власть над людьми. Стереотип возникает в условиях недостатка информации или является плодом обобщения собственного опыта индивида. К опыту часто добавляется информация, полученная из кинематографа, литературы и прочих источников.

Благодаря стереотипу человек может быстро и, как правило, надежно, упрощать социальное окружение, оформлять его в определенные эталоны и категории, делать его более понятным и прогнозируемым. Когнитивную основу стереотипизации формируют такие процессы, как ограничение, селекция, и категоризация крупного потока социальной информации. Что касается мотивационной основы данного механизма, то ее формируют процессы оценочной популяризации в пользу той или иной группы, которые дают человеку ощущение принадлежности и защищенности.

Функции стереотипа:

  1. Селекция информации.
  2. Формирование и поддержка позитивного образа «Я».
  3. Создание и поддержка групповой идеологии оправдывающей и объясняющей поведение группы.
  4. Формирование и поддержка позитивного образа «Мы».

Таким образом, стереотипы являются регуляторами общественных отношений. Их главными признаками являются: экономия мышления, оправдание собственного поведения, удовлетворение агрессивных тенденций, устойчивость и выход группового напряжения.

Классификация стереотипов

Существует сразу несколько имеющих место быть классификация стереотипов. По классификации В. Панферова, стереотипы бывают: социальными, антропологическими, и этнонациональными.

Подробнее остановимся на классификации А. Реан, согласно которой, стереотипы бывают:

  1. Антропологическими. Проявляются в случае, когда оценка психологических качеств человека и его личности зависит от особенностей внешнего вида, то есть антропологических признаков.
  2. Этнонациональные. Актуальны в том случае, когда на психологическую оценку человека влияют его принадлежность к той или иной этнической группе, расе или нации.
  3. Социально-статусные. Имеют место быть в том случае, если оценка личностных качеств индивида происходит в зависимости от его социального статуса.
  4. Социально-ролевые. В данном случае, оценка личности подчинена социальной роли и ролевым функциям индивида.
  5. Экспрессивно-эстетические. Психологическая оценка личности опосредована внешней привлекательностью человека.
  6. Вербально-поведенческие. Критерием для оценки личности служат его внешние особенности: мимика, пантомимика, язык и прочее.

Есть и другие классификации. В них, кроме предыдущих, рассмотрены такие стереотипы: профессиональные (обобщенный образ представителя той или иной профессии), физиогномические (черты внешности связаны личностью), этнические и прочие.

Наиболее изученными считаются национальные стереотипы. Они иллюстрируют отношения людей к тем или иным этническим группам. Такие стереотипы часто служат частью менталитета нации и ее самосознания, а также имеют четкую связь с национальным характером.

Возникающая в условиях недостатка информации стереотипизация, как механизм межличностного восприятия, может выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя у людей неправильное представление о других и деформируя процессы межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Поэтому определять истинность или ошибочность социальных стереотипов нужно сугубо на основании анализа конкретных ситуаций.

Каузальная атрибуция

Рассматривая механизмы социальной перцепции, не стоит обходить вниманием такой увлекательный феномен, как каузальная атрибуция. Не зная или недостаточно понимая истинные мотивы поведения другого индивида, люди, оказавшись в условиях дефицита информации, могут приписывать ему недостоверные причины поведения. В социальной психологии этот феномен называется «каузальной атрибуцией».

Рассматривая, как люди интерпретируют поведение других, ученые обнаружили так называемую фундаментальную ошибку атрибуции. Она происходит из-за того, что люди переоценивают значение личностных черт других, и недооценивают влияние ситуации. Другие исследователи обнаружили феномен «эгоцентричного приписывания». Он основан на свойстве людей, приписывать себе успех, а другим людям – неудачи.

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1. Личностную. Причина приписывается тому, кто совершил поступок.
  2. Объективную. Причина приписывается объекту, на которой направляется действие.
  3. Атрибуцию, связанную с обстоятельствами. Причина происходящего приписывается обстоятельствам.

Наблюдатель обычно прибегает к личностной атрибуции, а участник, как правило, списывает все на обстоятельства. Эту особенность отчетливо видно в приписывании успехов и неудач.

Важным вопросом в рассмотрении каузальной атрибуции является вопрос установки, сопровождающей процесс восприятия человека человеком, особенно в формировании впечатления о неизвестном человеке. Это было выявлено А. Бодылевым с помощью экспериментов, в которых разным группам людей демонстрировали фото одного и того же человека, сопровождая его характеристиками типа «писатель», «герой», «преступник» и так далее. При срабатывании установки словесные портреты одного и того же человека отличались. Было выявлено, что есть люди, неподдающиеся стереотипному восприятию. Их называют избирательно стереотипными. Рассмотрев механизмы социальной перцепции, теперь коротко поговорим о ее эффектах.

Эффекты межличностной перцепции

Эффект межличностного восприятия всегда формируется на почве стереотипов.

Всего бывает три эффекта:

  1. Эффект ореола. Выражается, когда один человек преувеличивает однородность личности другого, перенося впечатление (благоприятное или нет) об одном его качестве на все остальные качества. Во время формирования первого впечатления, эффект ореола проявляется, когда общее положительное впечатление о человеке приводит к положительной оценке всех его качеств, и наоборот.
  2. Эффект первичности. Проявляется при оценке незнакомого человека. Роль установки в таком случае играет информация, которая была представлена ранее.
  3. Эффект новизны. Данный эффект межличностного восприятия действует при оценке знакомого человека, когда последняя информация о нем становится наиболее значимой.

Формирование представления о собеседнике всегда начинается с оценки и восприятия его физического облика, внешности и манеры поведения. В дальнейшем эта информация ложится в основу восприятия и понимания этого человека. Она может зависеть от ряда факторов: индивидуальных особенностей человека, его уровня культуры, его социального опыта, эстетических предпочтений и так далее. Важным вопросом являются также возрастные особенности человека, который воспринимает.

К примеру, ребенок, который только начал ходить в детский сад, в общении с людьми опирается на первичные представления о них, который у него сформировались при общении с родителями. В зависимости от того, как у ребенка складывались отношения ранее, он проявляет раздражительность, недоверие, послушание, уступчивость или упрямство.

Заключение

Резюмируя выше сказанное, стоит отметить, что к механизмам межличностного восприятия относятся способы интерпретации и оценки одного человека другим. Главными из них являются: идентификация, эмпатия, эгоцентризм, аттракция, рефлексия, стереотип, и каузальная атрибуция. Разные механизмы и типы межличностного восприятия, как правило, работают в тандеме, дополняя друг друга.

(PDF) Навыки межличностного восприятия и влияние гендера и гендерных ролей

Rezumat: Unul dintre cele mai importante aspecte ale vieþii organaþionale este percepþia interperson-

alã — processul prin care opersoanã este capabil este cortamen. Ntr-un con-

text de interacþiune socialã cum este cel organaþional, persoana dobândeºte или serie de informaii contextuale

кумулятивная ссылка на анумитный аспект принца observarea comportamentului celorlali pe masurãnécée de 9000 (год назад 9000). , 1993).Prezentul studiu exploreazã interacþiunea din-

tre gen, roulul de gen ºi abilitãþile de percepþie interpersonalã. Ipotezele studiului pornesc de la presupunerea

cã femeile vor fi mai specific decât bãrbaþii la Задача межличностного восприятия (IPT) ºi cã persoanele care obþin

scoruri ridicate la scalele de masculinitate sau femininor mai

cise la IPT decât persoanele androgine. La studiu au Participat 115 studenþi la comunicare ºi relaþii publice.

Участие в приглашении на визуальный материал (IPT), способствующее декодированию

corect comportamentele nonverbale. Rolul de gen a fost mãsurat using Bem Sex Role Inventory (BSRI).

в ceea ce priveºte testarea ipotezelor, în studiul prezent au fost utilizate corelaþiile Spearman, teste de sem-

nificaþie T, ANOVA ºi regresia în pañi multipli. Результат полученного результата может быть использован в соответствии с критериями

женщин, которые существуют в различных смысловых формах, в том, что они действительно точны и декодированы невербально.Totuºi, femeile se pare cã au o acurateþe mai ridicatã în detectarea minciunii iar bãrbaþii в де-

tecta corect cine a câºtigat un joc (Compettiþie) sau care este persoana cu statut mai-o

În ANALIZA rezultatelor tindem sà FIM де ACORD у.е. Грэм ºi Ickes (1997) все равно AFIRMA ça «avantajul empatic

ухода Эст în моды obiºnuit denumit„intuiþie femininã“с datoreazã чела puþin în aceeaºi MASURA diferenþelor

în motivaþie преякулят diferenþelor în способный »(стр.140) sau cu Hancock ºi Ickes (1996) — «dacã bãrbaþii par

uneori cã sunt mai puþin sensibili social, s-ar putea ca aceasta sã aibã mai mult de-a face cu thinka pe care

aceºtia doresc sa o promoveze decât cu abilitatea pe care o posedã »(стр. 197). Studii viitoare pot включают ºi

differenþe bazate pe tipul de orientare sexyã, исторический образовательный ºi trãsãturile de personalitate.

Cuvinte-cheie: percepþie interpersonalã; gen; roluri de gen; decodificarea comportamentului невербальный.

Ссылки

1. AERA, APA, NCME (1999). Стандарты педагогического и психологического тестирования. Вашингтон, округ Колумбия:

AERA.

2. Агуинис, Х. (2004). Регрессионный анализ категориальных модераторов. Нью-Йорк: Гилфорд.

3. Арчер Д. и Акерт Р. М. (1980). Кодирование смысла: тест трех теорий социального взаимодействия

. Социологический опрос, 50, 393-419.

4. Арчер Д. и Костанцо М. (1989). Руководство по задаче межличностного восприятия (IPT) для преподавателей и

исследователей.Санта-Крус, Калифорния: Калифорнийский университет.

5. Арчер Д., Костанцо М. и Акерт Р. (2001). Задача межличностного восприятия (IPT): альтернативный подход

обращается к проблемам теории и дизайна. В Дж. Х. Холл и Ф. Дж. Берньери (ред.), Межличностная чувствительность —

: теория и менеджмент (стр. 161-182). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

6. Бем С. Л. (1974). Измерение психологической андрогинности. Журнал консалтинга и клинической психологии

chology, 42, 155-162.

7. Бем С. Л. и Ленни Э. (1976). Типирование по признаку пола и недопущение кросс-полового поведения. Журнал Per-

сональности и социальной психологии, 33, 48-54.

8. Кристи Р. и Гейс Ф. (1970) Исследования в области макиавеллизма. Нью-Йорк: Academic Press.

9. Colvin, C.R., Vogt, D.S., & Ickes, W. (1997). Почему друзья понимают друг друга лучше, чем незнакомцы

? В W. Ickes (Ed.), Empathic precision (стр. 169-193)

10. Cook, M.(1979). Восприятие других: психология межличностного восприятия. Лондон: Метуэн.

11. Костанцо, М., и Арчер, Д. (1989). Интерпретация выразительного поведения других: задача на межличностное восприятие. Журнал невербального поведения, 13, 225-243.

12. Костанцо М. и Арчер Д. (1993). Задача межличностного восприятия (IPT). Беркли, Калифорния: Университет

Калифорнийского центра СМИ и независимого обучения.

98 Revista românã de comunicare ºi relaþii publice

Revista_comunicare_25.qxd 5/3/2012 12:55 PM Page 98

Негативный аффект, межличностное восприятие и переедание: исследование опыта

Задача: Этиологические и поддерживающие модели расстройства пищевого поведения подчеркивают важность негативного аффекта и межличностной дисфункции. В этом исследовании использовалась 14-дневная процедура выборки опыта для оценки влияния негативного аффекта и межличностного восприятия на переедание.

Метод: Молодые взрослые женщины (N = 40) с периодическим перееданием и значительными клиническими нарушениями регистрировали свое настроение, межличностное поведение и пищевое поведение с шестью стратифицированными полуслучайными интервалами ежедневно с помощью персональных цифровых помощников.

Полученные результаты: Хотя кратковременный отрицательный аффект был связан с перееданием, средний уровень отрицательного аффекта за период выборки опыта не наблюдался, а межличностные проблемы смягчали взаимосвязь между отрицательным аффектом и перееданием.Межличностные проблемы также усилили связь между кратковременным межличностным восприятием и перееданием. Запаздывающий анализ показал, что предыдущие уровни негативного аффекта и стиль межличностного общения также влияют на переедание.

Обсуждение: Результаты исследования показывают, что могут быть важные различия в том, как предрасположенность и кратковременные переживания негативного аффекта связаны с перееданием.Результаты также подчеркивают важность межличностных проблем для понимания отношений между негативным аффектом, межличностным восприятием и перееданием. Эти результаты предлагают несколько возможностей для изучения аффективного и межличностного функционирования в клинической практике.

Ключевые слова: переедание; опыт методологии выборки; межличностный комплекс; межличностное функционирование; отрицательный эффект.

Межличностное восприятие в социальном контексте

Abstract

Изучалось межличностное восприятие среди хорошо знакомых людей в социальном контексте. Ожидалось, что хорошее знакомство предоставит воспринимающим большой выбор целевого поведения в разных ситуациях. В свою очередь, память о знакомых должна быть организована по характеристикам социальной группы и личности, как это предсказывается теорией индекса социального контекста и личности. Выделение в памяти признаков цели должно оказывать на восприятие целевой эффект, более сильный, чем эффект воспринимающего.Кроме того, ожидались доказательства точности, мета-точности, независимости восприятия себя и других, а также взаимности аффектов. Для изучения этих явлений был использован анализ социальных отношений данных, полученных в результате взаимного взаимодействия с множеством взаимодействий. На индивидуальном уровне анализ показал, что восприятие целей определялось прежде всего целевыми характеристиками и, во вторую очередь, построением суждения воспринимающим. Кроме того, воспринимающие оценивали цели так же, как сами цели, и цели в целом знали, как воспринимающие их рассматривают.Самовосприятие и восприятие других были в значительной степени независимыми. Удивительно, но мы не наблюдали диадической мета-точности.

Цитирование

1 сентября 1996 г. · Стоматологический журнал · П.К. Валлитту В. П. Лассила

26 сентября 2009 г. · Журнал молодежи и подростков · Виллек А. Мандерс Рон Х. Дж. Шолте

5 июля 2001 г. · Психологические науки A Bettencourt

28 января 2004 г. · Ежегодный обзор психологии · Тимоти Д. Уилсон, Элизабет В. Данн

16 сентября 2018 г. · Психологические отчеты · Рэймонд Д. Коллингс, Лесли Дж. Итон

18 января 2003 г. · Психологические отчеты · Эммануэль Акиллас

14 августа 2020 г. · Журнал судебной медицины · Джефф Кукука · Саул М. Кассин

8 сентября 2020 г. · Британский журнал социальной психологии · Айрис К. Шнайдер Оливер Геншоу

8 мая 2018 г. · Европейский журнал социальной психологии · Томас Э. Мэллой

4 августа 2009 г. · Психологические науки · Эрика Н. Карлсон, Р. Майкл Ферр

4 июля 2009 г. · Психологические науки · Хиллари Энгер Эльфенбейн Ваверли В Динг

10 декабря 2014 г. · Журнал личности · Чин Вэй OngSally Akehurst

13 января 2017 · Психологические науки · Ной Айзенкрафт Ширли Копельман

1 декабря 1993 · Журнал личности · L Jussim

20 марта 2004 · Бюллетень по психологии личности · Томас Э. Маллой Юэ Тинг Ли

10 февраля, 2010 · Обзор личности и социальной психологии: официальный журнал Общества личности и социальной психологии, Inc · Дэвид А. Кенни, Тесса В. Вест

12 декабря 2017 г. · Самость и идентичность: Журнал Международного общества самости и идентичности · Томас Э. Мэллой, Лорин Кинни

3 июня 2009 г. · Британский журнал математической и статистической психологии · Салафранка Антонио СоланасЛлуис


Влияние сосредоточенности на себе на выполнение задач и межличностное восприятие | Уильямс

Описаны два исследования, в которых показано, что уровень самооценки (SP) связан с восприятием обратной связи.На основе прошлых исследований была выдвинута гипотеза, что субъекты с высоким SP будут воспринимать отрицательную обратную связь как более отрицательную, а положительную обратную связь как более положительную, чем люди с низким SP. В одном исследовании участники столкнулись с невыполнимой задачей различения, в которой они получили ложную обратную связь. Люди с высоким SP отрицательно искажали всю обратную связь больше, чем люди со средним или низким SP. Во втором исследовании участвовали субъекты, представлявшие, что они получили положительный или отрицательный отзыв от человека того же пола после того, как они общались с этим человеком в течение одного часа. Каждый испытуемый получил как положительную, так и отрицательную оценку, сбалансированную по эффектам порядка. Результаты показали, что все испытуемые, которые сначала получили отрицательные отзывы, показали более высокую оценку как положительных, так и отрицательных отзывов. У людей с высоким SP, которые первыми получили отрицательные отзывы, была тенденция давать самые положительные оценки, когда им давали положительные отзывы. Результаты обсуждаются с точки зрения восприятия обратной связи и концентрации внимания.

Пожалуйста, войдите в систему и / или купите PDF-файл, чтобы просмотреть статью полностью.

Пожалуйста, войдите в систему и / или купите PDF-файл, чтобы просмотреть статью полностью.

Пожалуйста, войдите в систему и / или купите PDF-файл, чтобы просмотреть статью полностью.

Пожалуйста, войдите в систему и / или купите PDF-файл, чтобы просмотреть статью полностью.

Пожалуйста, войдите в систему и / или купите PDF-файл, чтобы просмотреть статью полностью.

Межличностное восприятие

Я исследовал некоторые основные принципы коммуникации в своей колонке в выпуске Biz Times Milwaukee от 12 ноября. В этой колонке я расширю эти принципы, обсудив процесс межличностного восприятия.

У разных людей разные коммуникативные навыки. Это может повлиять на их отношения.

Другой способ, которым люди отличаются, — это то, как они воспринимают мир. Заманчиво предположить, что человеческое поведение является реакцией на объективную реальность, но, как заметила комедиантка Лили Томлин, «реальность — это не что иное, как коллективное предчувствие». Тот же самый стимул может присутствовать в нашем окружении, но то, что мы делаем с этим стимулом, зависит от индивидуальных различий.

Как же у нас могут возникнуть такие разноплановые и даже противоречивые впечатления? Спишите это на индивидуальные различия в восприятии, которые можно определить как «процесс, с помощью которого мы выбираем, организуем и оцениваем стимулы в нашей среде, чтобы сделать их значимыми для нас самих.”

Восприятие служит фильтром или привратником, чтобы мы не были подавлены всеми раздражителями, которые нас бомбардируют. Ключевым аспектом процесса восприятия является избирательное внимание. Мы просто не видим и не слышим всего, что происходит вокруг нас.

Как внутренние, так и внешние факторы определяют, на какие сенсорные впечатления мы обращаем внимание. Внутренние факторы — это факторы, которые являются внутренними для нас (то есть нашей внутренней системой координат) и включают такие элементы, как мотивы, ценности, интересы, отношения, прошлый опыт и ожидания. Внешние факторы — это факторы, которые являются внешними по отношению к нам (то есть характеристики объекта, который мы воспринимаем) и включают такие элементы, как движение, интенсивность, размер, новизна и значимость.

Итак, первый шаг в процессе восприятия — это замечать какой-то стимул или уделять ему внимание. И под влиянием факторов, описанных выше, каждый из нас будет выборочно рассматривать те части стимула, которые считаются наиболее актуальными, стимулирующими и т. Д.

Второй этап процесса восприятия — это организация воспринимаемого стимула.Наши мыслительные процессы автоматически структурируют стимулы в шаблоны, которые имеют смысл для воспринимающего. Одним из примеров таких закономерностей являются причинно-следственные связи. Легче увидеть причинно-следственные связи в физическом мире, чем в социальных взаимодействиях и человеческом поведении. Тем не менее мы организуем социальные стимулы по тем же образцам. В частности, мы склонны организовывать стимулы в схемы. Схемы — это ментальные карты различных концепций, событий или типов стимулов, которые содержат как атрибуты концепции, так и отношения между атрибутами.

После того, как они созданы, схемы влияют на то, как мы обрабатываем будущую информацию, потому что они определяют, на что мы обращаем внимание и что запоминаем.

Третий шаг в процессе восприятия — оценка или вмешательство. Мы интерпретируем стимул субъективно, а не объективно. Наши выводы основаны на наших индивидуальных установках, потребностях, опыте, ожиданиях, целях, ценностях и физическом состоянии в данный момент. Мало того, что интерпретации различаются от человека к человеку, один и тот же человек может по-разному воспринимать один и тот же стимул в разные моменты времени.

Эти различия в восприятии и вариации могут привести к неверному истолкованию и повредить отношениям. Поэтому очень важно быть чувствительным к этим ошибкам. Взаимодействуя с другими людьми, помните об этих трех основных источниках ошибок восприятия:

  1. Шоры подсознания:
    Мы используем наши собственные предположения, чтобы интерпретировать события и поведение других.
  2. Недостаточная осведомленность:
    Мы не осознаем наши собственные ценности и нормы, а также то, как нас воспринимают другие.
  3. Предполагаемое сходство:
    Мы предполагаем, что другие люди более похожи на нас, чем они есть на самом деле, или что ситуации похожи, когда они не таковы.

В основе этих процессов лежит один из следующих паттернов: (1) предположение или убеждение, (2) ведущее к поведению, которое соответствует предположению, с последующим (3) наблюдение за последствиями, которые в той мере, в какой происходит восприятие. , приводит к (4) подтверждению исходного предположения или убеждения.

Проверить обоснованность или желательность этого концептуального процесса сложно. Люди стремятся сохранить то «лицо», которое им представляют другие. Когда люди действуют «не по своему характеру», социальное давление мобилизуется, чтобы заставить их вернуться к своим ролям. Поэтому в социальных ситуациях мы склонны действовать таким образом, чтобы поддерживать наше собственное представление о себе и представление о себе, которое мы видим другими.

Эта консервативная норма взаимодействия гласит, что мы не можем откровенно рассказывать другим о своих впечатлениях от них, если эти впечатления отличаются от лица, которое они представляют.Это также препятствует нашему тестированию с другими, независимо от того, проецируем мы или нет такое представление о себе, каким мы себя представляем. «Вы видите меня так же, как я вижу себя?» Короче говоря, это ограничивает типы отношений, которые мы можем построить, потому что мы не можем порвать и наладить искренние, взаимные отношения с другими, основанные на честности, искренности и откровенности.

Итак, в чем смысл всего этого? Дело в том, что если мы действительно хотим улучшить общение на рабочем месте, мы должны двигаться к межличностной искренности и аутентичности.«Понимание себя и других», таким образом, становится фундаментальной компетенцией, которой все члены организации должны стремиться овладеть, особенно лидеры, которые являются основными архитекторами «другой нижней линии» организации (т. Е. Ее корпоративной культуры — «Как мы делаем? вещи здесь »).

Когда человек замкнут в межличностном общении и не знает, общение и построение отношений ухудшаются. И наоборот, чем больше мы знаем о себе и позволяем другим узнать нас, тем выше потенциал для эффективного общения и отношений.Когда доверие установлено, люди чувствуют себя в безопасности, будучи самими собой в группе и воспринимая других такими, какие они есть на самом деле.

Чтобы двигаться в направлении открытости, нужно, чтобы другие высказывали нам обратную связь о том, как они нас видят. Опять же, доверие имеет решающее значение — люди рискуют рассказать нам, и мы не будем защищаться от того, что они говорят.

В конечном счете, истинное общение происходит только по мере того, как мы движемся к напористому общению и открытому взаимодействию с другими. Только тогда можно будет построить по-настоящему значимые отношения.

Как восприятие влияет на процесс общения — видео и стенограмма урока

Факторы, влияющие на восприятие

Прошлый опыт, культура и настоящие чувства — все это примеры факторов, которые могут влиять на восприятие. Например, Николас добился большого успеха при приеме на работу выпускников местного университетского братства Пхи Сиг Ми. Его прошлый опыт общения с этими выпускниками привел его к выводу, что члены братства лучше подходят для этой должности, чем любой другой кандидат.

Теория атрибуции

Чтобы понять влияние восприятия на общение, необходимо понять, как люди пытаются осмыслить свои суждения. Теория атрибуции помогает обосновать или обосновать действие, давая объяснения событиям. Другими словами, это позволяет человеку указать причину результата действия.

Например, Николас считает, что последний продавец был уволен из-за несоблюдения их отчетов о продажах.По его мнению, этот человек был ленивым человеком. Он считал, что продавца уволили из-за лени. На самом деле торговый представитель переживал развод и впал в депрессию. Следить за отчетами было непросто. Теория атрибуции — это простой способ для людей придумать причины, которые, по их мнению, являются правильным следствием, вызвавшим событие.

Искажения

Проблемы восприятия при общении на рабочем месте могут привести к ряду искажений , которые являются предубеждениями или суждениями других.Вот где могут развиться проблемы в общении. Стереотипы, проекции и эффекты ореола — это все виды искажений. Стереотипы — это когда люди используют неточные обобщения, чтобы судить о людях.

Во время собеседования Николас почувствовал, что многие кандидаты-женщины не смогут выполнять свою работу. Он чувствовал, что они слишком привлекательны, чтобы быть достаточно умными. Он стереотипно считал, что умные женщины не привлекательны. Это неправильное восприятие стоило ему хороших кандидатов, а также привело к нескольким дискриминационным судебным процессам.

Прогнозы — психологический термин, означающий, что люди, страдающие неадекватностью, стремятся обвинить других в том же. Например, Николай может быть очень пренебрежительным и эмоционально недоступным своим работникам. Как ни странно, Николай постоянно жалуется, что его начальство очень пренебрежительно и никогда не дает ему возможности поговорить.

Другое искажение называется эффектом ореола , когда общее общее восприятие кого-то затем также направляется на определенные черты этого человека.Классический пример — взгляд Николая на своего босса. Он считает, что его босс в своих дорогих костюмах и модных автомобилях должен быть милым и умным. Точно так же смотрят и на знаменитостей. Люди считают, что если знаменитость красива, она также должна быть милой и веселой.

Краткое содержание урока

Восприятие — это обработка, интерпретация, выбор и систематизация информации. Влияние восприятия на процесс коммуникации заключается в том, что одно и то же сообщение может быть по-разному интерпретировано разными людьми.Для эффективного общения деловые люди должны тратить время на тщательное изучение кандидатов на вакансию. Им не следует судить о человеке только по его первому впечатлению. Компании должны убедиться, что работник подходит им, а не просто судить о нем по их первому впечатлению.

Кроме того, компании должны проверить рекомендации и предложить испытательный срок, прежде чем нанимать кого-то на полную ставку. Проблемы восприятия при общении на рабочем месте могут привести к ряду искажений , которые являются предубеждениями или суждениями других.Вот где могут развиться проблемы в общении.

Стереотипы , проекции и эффекты гало — все это типы искажений. Когда искажения влияют на взаимоотношения сотрудников и их производительность, могут возникнуть все типы проблем. Знание и признание этих искажений может стать важным первым шагом к тому, чтобы избавиться от первых впечатлений и более эффективно общаться. Николас усвоил свой труд, так как в итоге ему подали несколько судебных исков, основанных на его стереотипном искажении.

Результаты обучения

Теперь, когда вы завершили этот урок, вы можете:

  • Определить восприятие и понять, как оно может положительно или отрицательно повлиять на бизнес-среду
  • Опишите теорию атрибуции
  • Перечислите виды искажений, которые могут возникнуть на рабочем месте

Предсказывают ли эффекты восприятия в межличностном восприятии сотрудничество в социальных дилеммах? — DOAJ

Предсказывают ли эффекты восприятия в межличностном восприятии сотрудничество в социальных дилеммах? — DOAJ

Collabra: Психология (Июл 2020)

  • Ричард Рау,
  • Изабель Тильманн,
  • Саймон М.Брейль,
  • Катарина Гукес,
  • Саша Краузе,
  • Люси Николейциг,
  • Митя Д. Бэк,
  • Штеффен Нестлер

Принадлежности

DOI
https: // doi.org / 10.1525 / collabra.332
Журнал том и выпуск
Vol. 6, нет. 1

Абстракция

Читать онлайн

Общая склонность людей рассматривать других как бессердечных и манипулятивных (а не ласковых и заслуживающих доверия) может объяснить отступничество в ситуациях социальной дилеммы.Чтобы зафиксировать идиосинкразические тенденции в восприятии других, мы собрали взаимные суждения в группах незнакомых людей в двух исследованиях (N1 = 83, N2 = 413) и извлекли оценки эффекта восприятия с помощью модели социальных отношений. В обоих исследованиях участники позже играли в игру с общественными благами. В исследовании 1 эффекты восприятия предсказывали сотрудничество, выходящее за рамки самооценок и контрольных переменных, связанных с группой. Однако результаты не были воспроизведены в предварительно зарегистрированном втором исследовании с более высокой мощностью и более разнообразной выборкой.Мы обсуждаем неявные групповые нормы как вероятное объяснение противоречивых выводов и предлагаем будущие направления для решения обобщенных ожиданий в социальных дилеммах.

Ключевые слова

Опубликовано в

Collabra: Psychology
ISSN
2474-7394 (онлайн)
Издатель
Калифорнийский университет Press
Страна издателя
США
Субъектов LCC
Философия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *