Эмоциональная экспрессия это: Что такое экспрессия, формы ее проявления. Что такое экспрессия? Подробно анализируем слово – Вы точно человек?

Автор: | 28.12.2020

Психологические механизмы эмоциональной экспрессии.

эмоцио­нальная экспрессия осталась одним из главных факторов, обеспе­чивающих так называемую невербальную коммуникацию.

Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. В общем, экспрессия определяется как выразительное поведение человека (В.А. Лабунская, 1986). Экспрессия толкуется так же, как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д.

Таким образом, в существующих определениях экспрессии и экспрессивности имеются указания на связь данного явления с духовным и душевным миром человека.

Суть данной связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, как инструменте познания внутреннего мира человека, как о его внешнем Я (В.А. Лабунская, 1999).

Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимаются широко развитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм. Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». Иногда все выразительные движения обозначаются термином «жест». Так, Г. Гибш и М. Форверг пишут: «Под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица — мимика, всего тела — пантомимика, рук и кистей рук — жестикуляция)». Нетрудно заметить, что эти два определения имеют отношения к одному явлению — выразительным движениям человека, так как в них подчеркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями (В.А. Лабунская, 1986).

Выражение — это нечто устойчивое, присущее только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно радуется, гневается, проявляет агрессию и т.д.).

Существует несколько типов выражения:

1. Толкование выражения в широком смысле, ставящее его в один ряд с такими понятиями, как отражение. В этом случае субъект выражения — это все его «максимальное бытие», представленное во всех внешних проявлениях.

2. Толкование выражения в узком смысле как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения — это несколько устойчивых черт, стиль, манера.

3. Выражение как однотипное проявление какого-то чувства или отношения, состояния.

4. Выражение как динамическое явление, соответствующее конкретным состояниям, отношениям личности (В.А. Лабунская, 1999).

Понимание эмоциональной экспрессии можно трактовать как проявление эмоционального интеллекта , включающего, по мнению П. Сэловья и Д. Мейера, способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями (Д.В. Ушаков, 2009, с.20). Несмотря на существование разных подходов к трактовке эмоционального интеллекта, все авторы имеют в виду способность к познанию эмоционального мира людей. Может показаться, что эмоциональный интеллект — частный случай социального интеллекта. Однако нам представляется, что эти два понятия — скорее пересекающиеся множества. Эмоциональный интеллект может направляться человеком как на других людей, так и на самого себя, т. е. на познание собственных эмоций. Именно этот второй его аспект выходит за рамки традиционного понимания социального интеллекта (Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, 2004, с.6).

Испытывать чувства и понимать их – не одно и то же. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, формулируемых в рамках рациональной системы поведения. Таким образом, следует ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы (Д.В. Ушаков, 2009, с.28).

Эмоциогенные ситуации.

П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает,

она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эту точку

зрения разделяют и другие психологи, в частности, Ю. Я. Киселев (1983). Однако что

значит ситуация для человека? Это не просто объективно сложившаяся совокупность

обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с

имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него

обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению

его потребностей, достижению целей.

Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации,

а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой

возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те

ситуации, которые оцениваются человеком как значимые. Каждая ситуация для человека

субъективна (плохая, хорошая или нейтральная, опасная или не опасная, выгодная

или невыгодная, задевающая его интересы или нет, и т. д.). Н. В. Боровикова

и др. (1998) отчетливо продемонстрировали это на эмоциональности беременных

женщин, которая приобретает эгоцентрический характер. У них наблюдается сужение

диапазона источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость

для большинства из них приобретают лично значимые события — все, что относится

к самой женщине или ожидаемому ребенку. Социально значимые события, общественные

процессы отходят на второй план. Ни одна из обследованных женщин не

отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические

явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину

радует, прежде всего, ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри

себя. В то же время она болезненно реагирует на критические замечания в свой

адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.

Признавая роль значимости ситуации для возникновения эмоционального реагирования,

можно, однако, задать вопрос: всякие ли значимые явления, события, объекты

способны вызвать эмоциональное реагирование? На этот счет мнения разных авторов

не совпадают. По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является

значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус (Lazarus, 1968) же считает,

что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных

процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать.

Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации,

которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.

Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б. Вей-

нер (Weiner, 1985). Действительно, наблюдая за поведением человека, прежде чем

эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо приписываем, либо

не приписываем его поступку цель, которая противоречит нашим интересам, достоинству

и т. п. Если, например, нас кто-то толкнул, то оценив, обстоятельства, мы можем

либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо

оставить это без внимания (если подумаем, что виной всему были независящие от человека

обстоятельства).

Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации,

например зрители, плачущие в кино или на спектаклях при трогательных сценах.

Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о значимой ситуации, а о собственно

эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает

эмоциональную реакцию зрителей.

Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и

на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму безус-

ловного рефлекса — это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую

ситуацию, проявление инстинкта.

П. Фресс (1975) дает следующую классификацию эмоциогенных ситуаций:

1. Недостаточность приспособительных возможностей. Человек не может или не

умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при:

а) новизне ситуации,

б) необычности ситуации,

в) внезапности ситуации.

2. Избыточная мотивация:

а) не находящая применения,

б) при фрустрации,

в) при присутствии других лиц,

г) при конфликтах.

Ограниченность этой классификации очевидна, так как она касается только случаев

появления негативных эмоций.



6.1.1. Эмоциональная экспрессия. Драматерапия

6.1.1. Эмоциональная экспрессия

Повторение в рядах

Участники встают в две шеренги; пары напротив друг друга.

A: «Я хочу это».

B: «Ты не можешь это получить».

A: «Я это на самом деле хочу, будьте добры».

B: «Ты не можешь это получить». A (просительно): «Я хочу это…» B (мягко): «Мне очень жаль, но ты не можешь это получить». A (отчаянный вопль): «Я хочу это… ХОЧУ ЭТО!!!» B (решительно и громко): «Ты не можешь это получить!»

Разбившись на пары, клиенты воспроизводят один и тот же заранее подготовленный диалог в различных вариантах, эмоциональных состояниях, с разной громкостью, интонацией. Одна и та же структура текста позволяет проявить свободу экспрессии. Речь идет об идеальном разогревающем упражнении для импровизации и создания сцены, насыщенной эмоциями и конфликтами. Технику следует обогатить повторяющимися движениями.

Вариант: две группы передвигаются по помещению, первая повторяет одну и ту же фразу, на которую вторая группа отвечает одним и тем же образом. Речь может идти об актуальном выражении эмоций, например, если группе не хочется в этот день работать, то одна ее часть сообщает: «Я не хочу это делать!», – другая часть отвечает: «Но ты сделаешь это!».

Групповое настроение

Добровольно вызвавшийся клиент покидает помещение, после чего группа договаривается о конкретном настроении, которое ее члены будут демонстрировать после возвращения добровольца. Доброволец наблюдает за поведением группы, а затем пытается вербально и невербально с ней идентифицироваться. Данное упражнение позволяет клиентам выразить реальные чувства и переживания в течение структурированного занятия.

Эмоциональное приветствие

Группа разбивается на пары, участники встают спиной друг к другу. Терапевт называет какое-либо конкретное чувство, настроение – люди в парах поворачиваются лицом друг к другу и приветствуют партнера, выражая названное чувство или настроение.

Зеркала

Данная техника относится также к категории эмоциональных упражнений и техник, направленных на развитие сосредоточения и внимания.

Классическая форма: пары стоят лицом друг к другу, один из партнеров делает медленное движение (лучше всего начинать с движения рукой), другой повторяет движение первого. Устанавливается визуальный контакт. Упражнение не подходит для чересчур замкнутых клиентов, однако рекомендуется танцевально-двигательными терапевтами и драматерапевтами в качестве упражнения для детей-аутистов, которые не способны к переходу – вследствие своего заболевания – в мир терапевта, а потому терапевт должен перейти в мир детей-аутистов, т. е. «отражать» их естественные и повторяющиеся движения. Вначале ребенок может проявить безразличие при выполнении этого упражнения, но постепенно (на уровне подсознания) он обогащается новым опытом, и втягивается в выполнение задания. По прошествии достаточного времени эмпатия между терапевтом и ребенком-аутистом углубляется и терапевт понемногу начинает сам инициировать движения и звуки, копирующие движения и звуки ребенка. Перелом наступает в тот момент, когда ребенок пополняет этими коммуникативными действиями свой собственный репертуар выразительных жестов. Это – первый признак взаимопонимания.

Звуковые зеркала: вместо телодвижений «отражается» голос и звук. Пары могут сидеть боком или спиной друг к другу на полу. Хорошее разогревающее упражнение.

Двигательно-звуковое зеркало: упражнение начинается с движения, к которому постепенно добавляется звук.

Озвучивание движений: работа снова проходит в парах таким образом, что первый из пары выполняет движение, а второй одновременно добавляет к этому движению звук или слова.

Зеркало с эмоциональными темами: в ходе работы пар над упражнениями с зеркалами терапевт громко объявляет какую-то эмоциональную тему «для отражения». Пары тотчас же и без подготовки должны воспроизвести эту тему, не прерывая упражнения.

Активация зеркала: для клиентов, с трудом формирующих абстрактные представления и образы, ведущий пары показывает движения, характерные для конкретных ежедневных процедур.

Повторяй мое движение: клиент, копирующий движение ведущего пары, повторяет его не синхронно, а с определенным запозданием. Полезно для индивидов, не переносящих синхронные движения с сильным эмоциональным содержанием в положении лицом к лицу.

Групповое зеркало

Вся группа «отражает в зеркале» движения ведущего. Целью упражнения является достижение максимальной степени синхронизации движений. Полезно первым ведущим в этом упражнении назначить терапевта. Речь идет не только о движениях лицом к лицу, можно передвигаться по всему помещению. Так, терапевт вызывает группе настроение, которое соответствует дальнейшей работе. Описываемая техника пригодна как для начала, так и для завершения занятия (сеанса).

Варианты группового зеркала

Групповое озвучивание движений. Выбранный клиент невербально демонстрирует различные типы эмоций, а группа дополняет его движения звуком и словами.

Кто начинает движение? Клиент, находящийся в центре круга, пытается определить, кто начинает движение, синхронно повторяемое остальными клиентами, стоящими в круге. Группа находится в визуальном контакте со всем кругом, т. е. не только с инициатором движения. Упражнение на внимание и сосредоточенность.

Трансформация кругового зеркала. Группа располагается по кругу. Один из участников переходит в центр круга и показывает повторяющееся движение, дополненное звуком. Постепенно он изменяет движение и звук. После того как новый звук и движение стабилизируются, он выбирает из круга своего преемника, меняется с ним местами (при сохранении текущего звука и движения) и передает ему свои функции. Остальные члены группы в круге лишь наблюдают, активными участниками упражнения остаются только клиент в центре круга и его преемник.

Повтори мою эмоцию

Клиент выходит на сцену и начинает невербально демонстрировать определенную эмоцию, настроение. Как только кто-либо из членов группы догадывается, о какой эмоции или настроении идет речь, он присоединяется к демонстрации. Упражнение продолжается до момента, пока вся группа не окажется на сцене. Данную технику следует выполнять вслед за «Групповыми зеркалами».

Эмоциональная пантомима

Клиент выбирает определенную эмоцию (или она заранее определена), которую он будет демонстрировать. Остальные участники группы должны угадать, о какой эмоции идет речь.

Вариант: Группа располагается в круге на полу, каждый участник по очереди изображает эмоцию, которую остальные пытаются угадать.

Угадай, как я себя чувствую

Аналог предыдущего упражнения. Отличие заключается в том, что клиенты демонстрируют свои актуальные эмоциональные состояния. Упражнение позволяет клиентам полнее осознать свои эмоции, выразить их, взбодриться, а также понаблюдать за другими. Рекомендуется для выполнения вначале или при завершении занятий или тогда, когда терапевт чувствует, что группа предпочитает дать выход реальным, а не воображаемым эмоциям.

Маски и пантомима

Аналог предыдущего упражнения с тем лишь отличием, что все участники получают маски. Использование масок заставляет «актеров» и «зрителей» сосредоточить внимание на экспрессии тела. Поскольку актер с маской при проявлении чувств не может положиться на мимику, он полностью сосредоточивается на телесной выразительности. С применением масок сцена становится более насыщенной, яркой, а также более занимательной в плане театральной техники.

Пример

Маски нейтральны, т. е. не выражают никакого настроения (если речь не идет о военных масках-личинах или характерных масках) и не олицетворяют характера. Психологически маски бывают весьма действенны, но с клиентами, страдающими расстройствами социальной ориентации и имеющими слабо выраженное Эго, их следует применять осторожно. Такие клиенты, надев маску, могут ощутить чувство потери самого себя или перестать идентифицировать людей в масках. По этим же причинам нельзя рекомендовать использование масок аутистам и клиентам с тяжелой степенью умственной отсталости.

Эмоциональные скульптуры

Члены группы свободно передвигаются по комнате до момента, пока терапевт не скомандует: «Замри!», – тогда участники застывают в позах неких скульптур. После того, как группа привыкнет к смене команд «Движение – Замри!», терапевт вызывает у членов группы определенную эмоцию/настроение непосредственно перед командой «Замри!». Клиенты непроизвольно удерживают выражение данной эмоции и остаются в неподвижном положении (позиции) вплоть до момента, пока терапевт не отменит «замирание» и они снова смогут свободно передвигаться по комнате.

Вариант: «Замершими» остаются только скульптуры, заранее выбранные терапевтом, остальные члены группы «оживают» и рассматривают «замершие» скульптуры как посетители галереи. Все вместе они могут постараться дать названия выставленным скульптурам и описать те отношения, которые они выражают.

Другие варианты упражнений со скульптурами

Скульпторы-партнеры. Упражнение снова выполняется в парах. Один из партнеров – «глина для лепки», из которой второй партнер «лепит» фигуру, отображающую определенное эмоциональное настроение. После того как все скульптуры готовы, происходит симпозиум скульпторов, которые стараются угадать конкретное эмоциональное состояние той или иной скульптуры.

Сценические скульптуры. Скульптор с помощью трех персонажей создает скульптурную группу, выражающую некоторую эмоцию, зрители снова пытаются угадать, о какой эмоции идет речь. Скульптурная группа может ожить и двигаться, выражая черты отдельных составляющих ее характеров.

Эмоциональное пространство

Каждому углу игрового помещения приписывается определенное эмоциональное состояние. Выбранные состояния должны представлять актуальные (в том числе и латентные) чувства и отношения, существующие между членами сообщества (например, один угол представляет злость, другой – возбуждение, следующий – гармонию или грусть и т. п.). Клиенты переходят из угла в угол или стоят в каком-то углу по своему выбору и там при встречах с другими вербально и невербально выражают то эмоциональное состояние, которое соответствует этому месту.

Выбор конкретного места для выражения конкретной эмоции или чувственного состояния обеспечивает надежный контроль со стороны клиента: клиент может выражать свои чувства тем способом, который выбирает сам и для которого заданы пространственные границы – углы комнаты. Важна также возможность по собственному желанию передвигаться по различным углам помещения и тем самым менять свои эмоции.

Пример

Драматерапевт Дэвид Джонсон так описывает применение этой техники в терапии молодого человека с диагнозом кататонической формы шизофрении: «Дэниэл вначале был молчалив и не способен к общению, но через пятнадцать недель занятий драматерапией он уже двигался по помещению, выражал чувства радости, огорчения и – значительно энергичнее – гнева» (Johnson, 1982, с. 89). Джонсон подчеркивает, что структурирование эмоций в пространстве с использованием телесной экспрессии помогло Дэниэлу сосредоточиться преимущественно на эмоциях, а затем и на вербализации своего внутреннего состояния.

Эмоциональный оркестр

Группа выстраивается в две шеренги лицом к терапевту – дирижеру оркестра. Каждый член сообщества выбирает эмоцию, которую он будет выражать с помощью какого-то звука. Затем дирижер начинает исполнение оркестром «произведения»: он указывает на одного или нескольких членов группы (инструменты), которые звуками выражают свои эмоции, причем дирижер задает темп и громкость оркестрового произведения, а также, разумеется, может вызывать оркестрантов для исполнения сольных партий и дуэтов.

Оркестр может «исполнять» звуковые импровизации и «напевать» слова или словесные выражения с отчетливым эмоциональным зарядом, например: «Я хочу», «Ты не можешь», «Пожалуйста», «Нет», «Ты мне нужен», «Прощай…» и т. п.

Кроме того, дирижер может попросить исполнителей поменяться «инструментами» или с помощью дуэтов попытаться выяснить эмоциональные и персональные отношения между отдельными членами сообщества. Позднее в роли дирижера могут выступить и клиенты, что повышает их креативность.

Голосовые игры

Многие клиенты подавляют проявление своих эмоций, поэтому важная цель терапии – дать клиенту «голос» для внешнего проявления своих чувств. Процесс «избавления от бремени молчания» начинается не только с тренинга вокализации и вербализации чувств, но также с обучения крику и визгу, а также с игры в нюансы голосовой экспрессии.

Одна из форм данной техники состоит в разделении группы на два ряда, смотрящих друг другу в лицо. Специфические слова и звуки задаются терапевтом. Клиенты, стоящие в первом ряду, издают звук или произносят слово, а клиенты во втором ряду его повторяют, затем очередность действий меняется. При этом звуки постепенно начинают усиливаться, поскольку каждый ряд пытается обеспечить более громкое звучание, чем его «конкуренты». Для интровертных клиентов данное упражнение служит хорошей разминкой и разогревом перед сценической работой по изображению эмоций.

Беззвучная вокализация

Клиенты получают инструкцию «подвывать» так, чтобы их не было слышно. Они ориентированы на достижение такого физического и мышечного состояния, «как будто они подвывают и визжат». И только потом, когда они действительно научатся управлять экспрессией своего тела, их просят подключить голосовые связки.

Данная техника помогает клиентам выразить чувства гнева, злости и боли вначале молча, а только затем – через определенное время – вслух, что, конечно, труднее, но и значительно эффективнее с точки зрения достижения катарсиса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Сигнальная экспрессия. Психоэнергетика

Сигнальная экспрессия

Информационная и энергетическая напряженность телодвижений способна достигать разной силы и определенным образом влиять на коммуникативную обстановку, оказывать благоприятное или неблагоприятное воздействие на партнеров. То, как человек двигается в пространстве, как пользуется голосом, мимикой и жестом, имеет энергетический эквивалент: это физическая и психическая работа, которую он осуществляет в межличностном пространстве.

? Чем чаще контакты, чем меньше дистанция в общении партнеров, тем значительнее энергетическое влияние их сигнальной экспрессии друг на друга.

Будем различать следующие формы экспрессии: мягкую, вязкую и жесткую.

Мягкая экспрессия соответствует общепринятой норме, уместна в данных обстоятельствах и приемлема для окружающих, то есть обладает коммуникабельностью. Человек, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица. В ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, губами, в то же время лицо достаточно подвижно и выразительно. Его голос льется спокойно и плавно, «работает» в регистрах, «ласкающих ухо» – в нем нет резких перемен тембра и интонаций, тем не менее, он богат красками и оттенками. Движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящего, они спокойны, выдержанны, руки двигаются по малому и среднему кругу жестикуляции. Походка грациозная, мягкая, изящная.

Вязкая экспрессия отличается недостаточной информационно-энергетической нагрузкой и коммуникабельностью. Окружающие обычно испытывают затруднения с распознанием эмоций, выраженных в «вязкой» форме: соответствуют они или нет общепринятой норме и обстоятельствам, обладают или не обладают коммуникабельными свойствами. Вязкая экспрессия проявляется в невыразительной мимике, в однообразии голосовых интонаций, бедных и скованных телодвижениях.

Жесткая экспрессия сопряжена с информационно-энергетическими перегрузками и потому явно выходит за рамки общепринятых норм и приятных для окружающих значений. Мимика лица либо однообразная – маска, либо подчеркнуто реагирует на происходящее, нередко она преувеличивается до гримасы. Голос звучит однообразно, на одной ноте – высокой или низкой. Корпус тела, руки, голова либо напряжены и потому малоподвижны, либо двигаются нервно, резкими рывками.

Экспрессию можно сравнить с регулировкой цветного телевизора. Если крутить соответствующие ручки, то в одном положении получаются очень перенасыщенные, неестественные и неприятные цвета, искажающие лица людей, привычную гамму в природе и т. д. (жесткая экспрессия), в другом – естественные, привычные и приятные цвета (мягкая, экспрессия), а в третьем – блеклые, тусклые и контрастные тона, переходящие к черно-белому варианту (вязкая экспрессия).

? По всей вероятности, каждая форма экспрессии ассоциируется с конкретным знаком энергетического воздействия на окружающих.

Мягкая воспринимается как положительная энергия, вязкая – как нейтральная, жесткая – как отрицательная. Мягкая экспрессия свидетельствует о свободном «выходе» вовне энергетики эмоций посредством телодвижений. Вязкая экспрессия указывает на то, что преобразование энергии в телодвижения протекает с некоторыми затруднениями, и часть энергии блокируется и концентрируется в определенных участках тела. Жесткая экспрессия – явление двойственное. С ее помощью эмоциональная энергетика активно выходит вовне, но данный процесс сопровождается такими мощными нагрузками на различные группы мышц и внутренние органы, что это приводит либо к их энергетическому опустошению, либо к еще большему напряжению. Вспомните, например, во что обходятся нам эмоциональные производственные конфликты или домашние скандалы. Нередко они сопровождаются жесткой экспрессией, в них затрачивается масса энергии, и это релаксирует одни телесные зоны и в то же время утомляет другие. Мы высказали все, что думаем – мозг получил разрядку, но работали голосовые связки и мышцы лица, сжималось в нервном напряжении сердце, активно двигались руки. Порой требуется несколько дней, чтобы восстановить энергетический баланс, как говорится, прийти в себя.

На занятиях по психологии с учителями, врачами, родителями легко проверить и дать почувствовать участникам особенности их сигнальной экспрессии: свободу или затрудненность движений, зажатость или открытость жестов, однообразие или гибкость интонаций и т. д.

Упражнение 1. «Геометрическая фигура». Участникам (всей группе или по очереди) предлагается очертить рукой в пространстве перед собой прямоугольник.

Задание обнаруживает очевидные вариации в энергетике экспрессии. Один рисует в воздухе небольшую фигурку, едва вращая прямым указательным пальцем, не двигая при этом ни глазами, ни головой. Другой подключает энергию всей руки, его взгляд синхронно отслеживает контуры мнимой фигуры, движется голова и корпус тела. Третий «рубит» ладонью, словно перед ним некая твердь. А кто-то мягко оперирует кистью руки, прибегая к среднему или широкому жесту.

Упражнение 2. «Слон». В круг приглашаются 4–5 участников. Задание: представьте, что маленькие детки просят маму (или папу) показать, как ходит слон.

Как и следует ожидать, «слоны» бывают разные: ступающие мягко, осторожные и добрые, медлительные, качающиеся из стороны в сторону или тяжелые, неуклюжие, агрессивные. Каждый невольно воспроизводит свойственный ему режим сигнальной экспрессии. Стереотип навязчив, и коль у человека жесткий вариант телодвижений, то ему трудно вести себя иначе, даже если его просят об этом.

Упражнение можно продолжить, попросив тех же исполнителей показать, как ходит другое животное, например, лиса, кошка. Обладатели мягкой экспрессии легко демонстрируют новый образ, наделяя его характерными чертами. У людей с жесткой экспрессией кошка весьма похожа на слона и наоборот.

Упражнение 3. «Угощение чаем». Участники по очереди (4–5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (или интимную встречу, деловую беседу) и поднести собравшимся чай. Прежде надо взять воображаемые блюдца и чашки, расставить их на воображаемом подносе, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце.

Фиксируются особенности телодвижений и внутреннее состояние исполнителя. Важно добиться, чтобы каждый ощутил особенности своей экспрессии и понял необходимость ее коммуникабельной формы. Многие выглядят угловатыми, скованными, либо окружающие подмечают неестественность поведения, отсутствие внутреннего состояния, сопровождающего действия.

Упражнение 4. «Имитация интонации». Ведущий вслух произносит строку всем знакомого стихотворения, но делает это с непривычными и неожиданными интонациями. Например, хорошо подходят строки: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была». Можно прочесть: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом».

Ведущий меняет неожиданно интонации внутри стихотворного отрывка и в конце, создавая непривычный мелодический рисунок. Присутствующие должны хором воспроизвести отрывок и все интонации ведущего. Обычно это удается не каждому, поскольку на слуху заученная и простенькая ритмика и мелодика стиха. Все слышат, кто резко «выпадает» из общего хора и выводит привычную звуковую палитру, а кто проявляет гибкость и может повторить задание близко к прозвучавшему оригиналу.

Упражнение 5. «Общение с клиентом». Предлагается последовательно представить ситуации:

1) надо в чем-либо отказать человеку;

2) надо призвать его сохранять спокойствие и не грубить;

3) надо проявить сознательность и пропустить вперед себя пожилого человека.

Выполняющий задание может произносить любой текст на заданную тему. В случае затруднения ведущий предлагает обыграть «дежурные» фразы, например, «извините, но я вынужден отказать в вашей просьбе, потому что не могу превысить свои полномочия» и т. п.

Выполняя упражнения, следует добиваться, чтобы участники научились различать оттенки и энергетические особенности экспрессии у себя и у партнеров, а также выбирать адекватные и коммуникабельные средства выражения отношений к ситуации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психологическая структура эмоций (физиологический, импрессивный и экспрессивный компоненты)

Е.П.Ильин называет в качестве компонентов эмоционального реагирования следующие: переживание как импрессивный компонент, физиологический компонент и экспрессивный компонент.

 

Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования

Любое переживание — это волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo («потрясаю», «волную»), от которого и произошло само слово «эмоция». Волнение — это неспокойное состояние. Но возникает вопрос — а что такое спокойное состояние? Как оно осознается? По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, т. е. приятные и неприятные. Такое полярное деление переживаний по знакуназывается общепризнанным, хотя Н. Д. Левитов и отмечает, что оно слишком примитивно.

П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (получение удовольствия от переживания страха в «комнате ужасов» или катании на «американских горках», или переживание неразделенной любви: «любовь никогда не бывает без грусти» и т. п.

При дифференцировании эмоциональных переживаний по параметру интенсивности и глубины чаще всего используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом — эмоции высокой интенсивности (аффекты). Подобный линейный подход к классификации эмоциональных переживаний (как континууму состояний, ранжированных по степени активации аппарата эмоций) осуществил Д. Линдсли.

А. Шопенгауэр высказал интересную мысль, касающуюся роли воображения в интенсивности испытываемых человеком эмоций. Он отмечает, что предощущение наслаждения не дается нам даром. «Именно то, чем человек насладился перед посредством надежды и ожидания какого-либо удовлетворения или удовольствия, то впоследствии как забранное вперед вычитается из действительного наслаждения, ибо тогда самое дело как раз настолько менее удовлетворит человека. Животное же, напротив того, остается свободно как от преднаслаждения, так и от этих вычетов из наслаждения, а потому и наслаждается настоящим и реальным целостно и ненарушимо. Равным образом и беды гнетут их только своею действительною и собственною тяжестью, тогда как у нас опасение и предвидение часто удесятеряют эту тяжесть»



Физиологический компонент эмоционального реагирования

Эмоции — это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и т. д.) и психомоторики: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям, голосу.

О связи эмоций с физиологическими реакциями организма писали Аристотель (эмоциональные процессы реализуются совместно «душой» и «телом»), Р. Декарт (страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника») и др. Эта связь давно была подмечена разными народами и использована в практических целях. Например, в Древнем Китае подозреваемого в совершении какого-либо противоправного поступка заставляли брать в рот щепотку риса. Затем, после выслушивания им обвинения, он выплевывал его. Если рис был сухим, значит у подозреваемого пересохло во рту от волнения, страха, и он признавался виновным. В настоящее время на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемого с помощью полиграфа, обычно называемого «детектором лжи».

Человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть пустой звук. Сделайся организм нечувствительным, жизнь аффектов, как приятных, так и неприятных, станет совершенно чуждой и придется влачить существование чисто познавательного, или интеллектуального, характера.

Наличие при выраженных эмоциональных переживаниях физиологических изменений дает основание рассматривать эмоциональные реакции как состояния.

Однако в отличие от переживаний, дающих качественную и модальностную характеристику возникшей эмоциональной реакции, физиологические изменения такую возможность предоставляют не всегда.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности.

Мимические средства экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л. Н. Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.).

Рейковский (1979) отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

— врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям

— приобретенные, заученные, социализированные способы проявления эмоций, произвольно контролируемые

— индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Наиболее часто проявляемыми мимическими паттернами являются улыбка (при удовольствии) и «кислая мина» (при отвращении)

Психомоторные средства экспрессии (выразительные движения). Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты — эмоциональные действия. К ним относятся подпрыгивания при радости и сильном переживании за кого-то (например, при соревновании бегунов на короткие дистанции), кувырки и другие ритуальные действия футболистов после забитого в ворота соперника мяча, обнимание, ласкание, поглаживание и целование того, к кому человек испытывает нежные чувства или чувство благодарности, закрывание лица руками при неожиданной радости, плаче или испытываемом стыде. Очевидно, что эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоционального напряжения, на что указывал еще Ч. Дарвин. Многие выразительные движениятакже используются для того, чтобы показать свое отношение, чувство к тому или иному человеку или животному, выразить свою эмоциональную оценку происходящего.

Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач.

Смех является выразителем нескольких эмоций, поэтому он имеет разные оттенки и смысл. Одно дело, когда человек радуется, и другое — когда человек смеется при удачной шутке, комичном положении или когда его щекочут.

Предложения со словосочетанием ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ

При этом её преодолению у младших школьников способствует развитие творческих музыкальных способностей в контексте общения с искусством за счёт улучшения эмоционального фона и формирования положительной мотивации к занятиям, выполнению музыкальных творческих заданий, направленных на осознание своих возможностей, двигательное раскрепощение, проявление эмоциональной экспрессии и др. Внутренне эта оценка проявляется в виде эмоционального переживания, внешне — в виде эмоциональной экспрессии. При восприятии же других эмоциональных экспрессии лица подобной связи обнаружено не было. Непривыкшие к этой форме эмоциональной экспрессии щёки, налились сильным румянцем, который не смог ускользнуть от зоркого взгляда подруги. Исследования лицевой эмоциональной экспрессии у пациентов с шизофренией западными авторами продолжаются.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: омертвение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Следует отметить, что как и эмоциональная экспрессия, идентификация эмоций — целостный процесс, не относящийся полностью к сфере сознания. Это и домашние торжества, к примеру день рождения, когда, по словам американцев, даже «требуется» такого рода эмоциональная экспрессия. Куреком выявлены особенности эмоциональной активности наркозависимых: снижение точности восприятия эмоций другого человека по мимике, жестам и позам; нормальный или повышенный уровень собственной эмоциональной экспрессии; нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушками7. Отличаются особой яркостью, контрастностью, чёткостью, выпуклостью образов, эмоциональной экспрессией, оригинальностью сюжета, а также фатальностью последующего дневного исполнения. Курек (1991) отмечает такие особенности эмоциональной активности зависимых от опиоидов, как снижение точности восприятия эмоций другого человека по мимике, жестам и позам в сочетании с нормальным или повышенным уровнем собственной эмоциональной экспрессии. На этом этапе основными вариантами регуляции являются эмоциональная экспрессия и подавление эмоциональной экспрессии. Стремление подавить эмоциональную экспрессию снижает интенсивность позитивных эмоций, но оставляет на том же уровне интенсивность негативных. К негативным явлениям отнесены: эмоциональные нарушения (снижение эмоциональной экспрессии, утрата зрительного контакта с окружающими, утрата чувства удовольствия, утрата интонационной окраски речи, бедность экспрессивной жестикуляции, застывшее выражение лица), снижение социальной активности (невнимание к одежде и гигиене, невыносливость работы, школьных занятий, физическая анергия), асоциальность (потеря интересов, избегание развлечений, утрата связей с окружающими. Поэтому мы считаем совершенно необходимым гармоничное сочетание наиболее важных компонентов эмоций в поведении учителя: переживания и эмоциональной экспрессии. Но у нас цылодобово — выражение крайней эмоциональной экспрессии, как положительной, так и отрицательной. Эти процессы выражаются в движениях и поступках, в речи и мимике и в эмоциональной экспрессии личности. Кроме того, они продемонстрировали, какую мощную роль в процессе научения играет эмоциональная экспрессия. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии. Клайнбер (1938), изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе, выявил, что фраза «глаза её округлились и широко открылись» означает не удивление, а гнев; а удивление отражает фраза «она высунула язык». Суть этих представлений в следующем: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности; разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Первая группа приводит факты, что при правополушарном повреждении изменения касаются в основном восприятия и порождения эмоциональной экспрессии. Данная модель работы позволяет арт-терапевту оценить диадические отношения, особенности эмоциональной экспрессии родителя и уровень развития ребёнка. Арт-терапевт реализует приём «эмпатического слушания», «присоединяясь» к состоянию и действиям девочки, удерживая в фокусе внимания различные проявления её эмоциональной экспрессии и показывая ей, что она принимает её такой, какая она есть. Консолидация — это объединение людей с целью продемонстрировать доминантность, оказать давление на общество, своей организованностью и эмоциональной экспрессией митингующие отправляют окружающим невербальное сообщение: «нас много, будет так как мы хотим, кто не с нами, тот против нас, тот на обочине, тот останется не удел, проиграет, пожалеет», это уже не реклама, а скорее угроза или требование.

Неточные совпадения

Кроме всего прочего, в них есть экспрессия и особая эмоциональная сила, характерная для многих жаргонизмов. Я посоветовал ему не пытаться подойти к партнёру близко, уменьшить экспрессию (не так эмоционально уговаривать), попросить партнёра ещё раз спокойно выслушать предложение.

Предложения со словосочетанием ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ

При этом её преодолению у младших школьников способствует развитие творческих музыкальных способностей в контексте общения с искусством за счёт улучшения эмоционального фона и формирования положительной мотивации к занятиям, выполнению музыкальных творческих заданий, направленных на осознание своих возможностей, двигательное раскрепощение, проявление эмоциональной экспрессии и др. Внутренне эта оценка проявляется в виде эмоционального переживания, внешне — в виде эмоциональной экспрессии. При восприятии же других эмоциональных экспрессии лица подобной связи обнаружено не было. Непривыкшие к этой форме эмоциональной экспрессии щёки, налились сильным румянцем, который не смог ускользнуть от зоркого взгляда подруги. Исследования лицевой эмоциональной экспрессии у пациентов с шизофренией западными авторами продолжаются.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова доскакать (глагол), доскакал:

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Следует отметить, что как и эмоциональная экспрессия, идентификация эмоций — целостный процесс, не относящийся полностью к сфере сознания. Это и домашние торжества, к примеру день рождения, когда, по словам американцев, даже «требуется» такого рода эмоциональная экспрессия. Куреком выявлены особенности эмоциональной активности наркозависимых: снижение точности восприятия эмоций другого человека по мимике, жестам и позам; нормальный или повышенный уровень собственной эмоциональной экспрессии; нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушками7. Отличаются особой яркостью, контрастностью, чёткостью, выпуклостью образов, эмоциональной экспрессией, оригинальностью сюжета, а также фатальностью последующего дневного исполнения. Курек (1991) отмечает такие особенности эмоциональной активности зависимых от опиоидов, как снижение точности восприятия эмоций другого человека по мимике, жестам и позам в сочетании с нормальным или повышенным уровнем собственной эмоциональной экспрессии. На этом этапе основными вариантами регуляции являются эмоциональная экспрессия и подавление эмоциональной экспрессии. Стремление подавить эмоциональную экспрессию снижает интенсивность позитивных эмоций, но оставляет на том же уровне интенсивность негативных. К негативным явлениям отнесены: эмоциональные нарушения (снижение эмоциональной экспрессии, утрата зрительного контакта с окружающими, утрата чувства удовольствия, утрата интонационной окраски речи, бедность экспрессивной жестикуляции, застывшее выражение лица), снижение социальной активности (невнимание к одежде и гигиене, невыносливость работы, школьных занятий, физическая анергия), асоциальность (потеря интересов, избегание развлечений, утрата связей с окружающими. Поэтому мы считаем совершенно необходимым гармоничное сочетание наиболее важных компонентов эмоций в поведении учителя: переживания и эмоциональной экспрессии. Но у нас цылодобово — выражение крайней эмоциональной экспрессии, как положительной, так и отрицательной. Эти процессы выражаются в движениях и поступках, в речи и мимике и в эмоциональной экспрессии личности. Кроме того, они продемонстрировали, какую мощную роль в процессе научения играет эмоциональная экспрессия. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии. Клайнбер (1938), изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе, выявил, что фраза «глаза её округлились и широко открылись» означает не удивление, а гнев; а удивление отражает фраза «она высунула язык». Суть этих представлений в следующем: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности; разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Первая группа приводит факты, что при правополушарном повреждении изменения касаются в основном восприятия и порождения эмоциональной экспрессии. Данная модель работы позволяет арт-терапевту оценить диадические отношения, особенности эмоциональной экспрессии родителя и уровень развития ребёнка. Арт-терапевт реализует приём «эмпатического слушания», «присоединяясь» к состоянию и действиям девочки, удерживая в фокусе внимания различные проявления её эмоциональной экспрессии и показывая ей, что она принимает её такой, какая она есть. Консолидация — это объединение людей с целью продемонстрировать доминантность, оказать давление на общество, своей организованностью и эмоциональной экспрессией митингующие отправляют окружающим невербальное сообщение: «нас много, будет так как мы хотим, кто не с нами, тот против нас, тот на обочине, тот останется не удел, проиграет, пожалеет», это уже не реклама, а скорее угроза или требование.

Неточные совпадения

Кроме всего прочего, в них есть экспрессия и особая эмоциональная сила, характерная для многих жаргонизмов. Я посоветовал ему не пытаться подойти к партнёру близко, уменьшить экспрессию (не так эмоционально уговаривать), попросить партнёра ещё раз спокойно выслушать предложение.

6. Выражение эмоций. Эмоциональная экспрессия. Коммуникация эмоций и выражение лица

Работа Чарльза Дарвина. «Выражение эмоций у человека и животных» . 1872 год.

Функция эмоциональной коммуникации. Кроме этого, лицевое выражение является частью субъективного переживания, вместе с возбуждением и оценкой.

Эксперименты Экмана и Фримана.

Однако, существуют и культурно-специфические проявления эмоций. Клинеберг (1938) изучал китайские повести и новеллы и систематизировал свои наблюдения.

«Они высунули наружу языки» — они проявили признаки удивления

«Он хлопнул в ладоши» — он был рассержен или разочарован

Он почесал уши и щеки – он был счастлив.

У каждой культуры свои правила проявления эмоций, определяющие, какие эмоции люди переживают в тех или иных ситуациях , и какое поведение им соответствует.

6.1. Мозговая локализация

Система интерпретации базовых эмоциональных выражений — в правом полушарии мозга.

Система распознавания очень специализирована.

7.2 Сила и дифференциация эмоций

Гипотеза обратной связи.

Выражение лица – Поток крови- Температура мозга _ Эмоциональное ощущение

Обратная связь от выражения лица объединяется с другими составляющими эмоции, создавая более сильное переживание. Выражение лица косвенно влияет на эмоции, повышая автономное возбуждение.

Если вы улыбнетесь и будете держать улыбку несколько секунд, вы почувствуете себя счастливее. Если нахмуритесь, то почувствуете напряжение и злость.

В одном из исследований было показано, что улыбка способствует восприятию запахов , как более приятных, а хмурое выражение – способствует восприятию запахов, как менее приятных.

Еще один эксперимент. Испытуемым предлагалось смотреть мультфильмы, зажав одновременно ручку либо в зубах, либо губами. Если ручку зажимать зубами, на лице получается улыбка, а если держать губами, лицо получается хмурое.

Мультфильмы считались более забавными, когда ручка была зажата в зубах.

При улыбке, конфигурация лицевых мышц может привести к понижению температуры в участке мозга, в котором выделяется медиатор серотонин – так блокируется выделение медиатора и создается положительное чувство.

Лекция 9

План

1.Понятие группы

2. Влияние группового взаимодействие на психологические функции и процессы.

2.1.Влияние взаимодействия в группе на модель поведения.

3. Групповые эффекты

4.Экспериментальные исследования социального влияния

4.1. Конформность. Эксперименты Аша и Московичи.

4.2.Сдвиг к риску в группе. Эксперименты Джеймса Стонера.

4.3.Диффузия ответственности.

4.4.Подчинение. Эксперимент Стэнли Милграма.

4.5.Жестокость. Эксперимент Зимбардо.

1.Понятие группы.

Группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мнгновений и воспринимают себя как «мы».

2. Влияние группового взаимодействие на психологические функции и процессы

  • Эмоциональное состояние тесно связано с внутригрупповой атмосферой.

  • Эффективность восприятия, памяти, мышления, творческого воображения возрастает.

  • Продуктивность работы меняется : у одних повышается, возможно повышение на 40 процентов, а у других падает (возможно падение на 20 процентов). Есть люди, на продуктивность работы которых группа не влияет.

  • Восприимчивость к шумам падает почти на 30 процентов.

  • Способность к механическому запоминанию возрастает.

  • Мотивация к обучению изменяется в зависимости от значимости присутствующих людей, сложности решаемых задач, положения человека в группе, реакции других членов группы.

  • Эмоциональное состояние тесно связано с внутригрупповой атмосферой.

  • Смягчается отношение к поступкам – своим и других людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *