Эпатаж — Википедия
Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям»[1].
Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. épatage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку»[2]. Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. épater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года[2]; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.
Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен[1], хотя, по мнению некоторых учёных[4], само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.
Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира[5], «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный
случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко
Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям |
Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например,
Е. А. Рогалева рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределённого и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур[4]. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создаёт порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель
Альбер Камю[8] считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».
И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики»
Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, Александр Флакер[9] использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажа, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».
Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.
В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения значительных санкций против рекламодателей (например компания Евросеть), допустивших размещение такого рода рекламы
В искусстве[править | править код]
Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить её от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это ещё куда ни шло, будущее-то всё равно заказано? А нам всё это ни к чему! Мы молоды, сильны, живём в полную силу, мы футуристы!»
Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с лёгкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы всё оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».
Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.
Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретённую им классификацию «разновидностей пуков».
Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:
«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „чёрным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».
Из статьи Вовчаренко:
- Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация. // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
- Клющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность. О подвижности границ в искусстве // Киноведческие записки. — 1990. — № 7. — С. 151-154.
- Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.
Философские эссе по вопросу:
Значение слова ЭПАТАЖ. Что такое ЭПАТАЖ?
ЭПАТА́Ж, -а, м. Скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. — Если он вам что-нибудь страшное изрек — вы ему не верьте! Это — для эпатажа.
[Франц. épatage]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям».
Источник: Википедия
эпатаж
1. провоцирующее поведение, демонстративные действия, имеющее целью шокировать, поразить публику
Источник: Викисловарь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова аферист (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Что такое эпатажный человек: признаки эпатажности
Слово эпатаж можно услышать во многих популярных передачах. Термин характеризует определённый психологический тип людей и стиль поведения. Когда о человеке говорят эпатажный, это означает, что индивидуум делает всё, чтобы выделиться из общей массы, стремится быть непохожим на других, противопоставляет себя обществу.
Лели Гагу справедливо называют королевой эпатажа.Что такое эпатажный
Стремление привлечь к себе внимание может преследовать различные цели. Для кого-то это стиль жизни и свойство характера. Для большинства же эпатажное нестандартное поведение – продуманная политика, направленная на заманивание клиентов, если речь идёт о торговых брендах, или поклонников, если речь идёт о звёздах.
Слово эпата`ж (epatage) пришло из французского языка и переводится как «подножка». Оно применимо для выходок, которые идут вразрез с общепринятым стилем поведения. В некоторых случаях его можно заменить синонимами:
- скандальность;
- асоциальность;
- безнравственность;
- шокирование;
- аморальность;
- выходка и т. д.
В различных ситуациях можно применить одну из вышеперечисленных характеристик. Но не всегда. К примеру, эпатажно — это не всегда аморально и не всегда асоциально. Каждый, кто хочет обратить на себя внимание, устанавливает собственные рамки. Шокировать можно различными способами, проявляя не только отрицательные стороны личности.
Стилиста Зверева можно смело назвать эпатажным человеком.
Что такое эпатажность
Мы определились с тем, что представляет собой понятие «эпатажный». Если углубиться в суть вопроса, можно понять, что эпатажность – это признак современности. В XXI веке данный стиль поведения всё чаще характеризует не стремление противопоставлять себя традициям, а образ мышления и даже искусство.
Главными виновниками проявления описываемого понятия являются авангард и модерн, сподвигнувшие общество начать переоценку устоявшихся ценностей. Революционные направления искусства оказались на одной из чаш весов и выступили в роли оппонентов наскучивших всем новостей, главная цель которых состоит в том, чтобы запугать людей и с помощью страха манипулировать ими.
Эпатажность проявляется не только в поведении. Это и одежда, выбивающаяся за рамки привычных представлений, и художественные творения, покоряющие мир своей дерзостью.
Роман и фильм «50 оттенков серого» — наглядный пример эпатажного искусства.
Эпатажный человек в современном обществе
Эпатажность – явленье, которое проявлялось в обществе во все времена. В прошлом оно было редкостью, и могло стоить человеку не только свободы, но и жизни. Непохожесть каралась пытками и казнями. Стоит вспомнить охоту на ведьм и инквизицию.
В современном обществе эпатаж воспринимается по-разному. Всё зависит от того, как эпатажный, стремящийся к неординарности человек себя преподносит. В XXI веке даже откровенно аморальное поведение не всегда осуждают. Примером тому служит недавно прославившаяся в передаче Малахова Шурыгина, которой дурная слава принесла большое количество поклонников. Публика неоднозначно оценила поведение девушки. Как её сторонники, так и противники вознесли жертву изнасилования на пьедестал славы.
Признаки человеческой эпатажности
Фредди Меркури сражал поклонников своей эпатажностьюЗная значение понятия «эпатажность», несложно составить портрет человека, подходящего под данное определение:
- склонность к скандальным действиям;
- умышленное провоцирование общественного мнения;
- поведение, вызывающее шок у окружающих;
- противопоставление себя нравственным устоям.
За эпатажностью отдельной личности могут скрываться как гениальность, так и банальное стремление привлечь к себе внимание.
Картина Густова Курбе «Происхождение мира» – пример эпотажа в искусствеЧасто обычные люди стремятся быть эпатажными, следуя примеру звёзд. В мире талантливых людей есть немало примеров противопоставления себя традициям.
Примеры эпатажных личностей
В искусстве есть немало примеров, когда талантливый мастер слова или кисти, певец или актёр творили нечто, что выходило за рамки традиций, а нередко и противопоставлялось им:
- Сальвадор Дали. Каждая картина гениального мастера – это удар по традиционному искусству.
- Российский футурист Д.Д. Бурлюк сложил строки, которые у многих вызвали неоднозначные чувства. Достаточно одной строки «Мне нравится беременный мужчина», чтобы понять, что творение выходит за принятые рамки.
- Советский архитектор Мельников. Дом-улей, сооружённый в Москве, выбивается за рамки привычной для глаз архитектуры.
- Всемирно известный певец Элтон Джон и в стиле исполнения, и в одежде, и в поведении противостоит тому, к чему привыкла общественность.
Эпатажными личностями являются Либераче, Майкл Джексон, Принс, Мерлин Мэнсон, Бой Джорж и многие другие.
Кто такая эпатажная женщина
Майли Сайрус с помощью эпатажа избавляется от образа примерной школьницыНе менее мужчин преуспели в эпатаже представительницы прекрасной половины человечества. Не боясь спровоцировать общество на отрицательное к себе отношение, они создают яркие противоречивые образы.
Эпатажная женщина – это та, которая не побоялась быть непохожей, не стыдящаяся своей неординарности. Это может быть толстушка или искусительница, модница или гонщица.
Самые популярные представительницы «вида»:
- Леди Гага;
- Лолита Милявская;
- Линдси Лохан;
- Кортни Лав;
- Мадонна;
- Наоми Кэмпбелл и многие другие.
Эпатажность постепенно превращается в модное движение. Всё меньше люди удивляются проявлениям неординарности, граничащим с распущенностью. Провокация, выходящая за рамки дозволенного, позволяет продвигаться по ступенькам популярности.
Эпатажность – это «капкан», цель которого — внимание окружающих. В нынешнем западном мире всё чаще можно слышать о таком явлении как эпатажный перфоманс. Самореклама вызывающего характера превратилась в модное веяние, которое повлияет на развитие общества.
эпатажный — это… Что такое эпатажный?
эпатажный — вызывающий, шокирующий, скандальный Словарь русских синонимов. эпатажный прил., кол во синонимов: 5 • вызывающий (67) • … Словарь синонимов
эпатажный — ая, ое. épatage m. Вызывающе скандальный. Оба предпочитают прозрачно скрывать свои качества за вычурными, эпатажными, нарочито грубыми или дурашливыми словами и поступками. ЛГ 2.12.1987. Немало удивляет откровенной эпатажная статья Джеймса Райса… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
эпатажный — эпат ажный … Русский орфографический словарь
ФУТУРИЗМ — (от лат. будущее) одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете “Фигаро” 20 февр. 1909… … Энциклопедия культурологии
вызывающий — См. забиячливый… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вызывающий дерзкий, забиячливый; воспламеняющий, наводящий, смелый, отзывающий, развязный, обусловливающий,… … Словарь синонимов
скандальный — бесславный, истерический, позорный, постыдный, лестничный, эпатажный, скандалезный Словарь русских синонимов. скандальный см. позорный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александро … Словарь синонимов
Борис Апрель — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Круглов. Борис Апрель (Борис Круглов) На презентации дебютного альбома Инкогнито Основная информация … Википедия
Тюрин, Александр Владимирович — (р. 1962) Рус. прозаик. Родился в Одессе (ныне Украина), окончил Ленинградск. Высш. Инженерно морск. Училище в 1983 г. Работал в системе Морск. Флота. С 1985 г. участвовал в работе семинара молодых фантастов под руководством Бориса Стругацкого.… … Большая биографическая энциклопедия
КЛАССИКА — НЕКЛАССИКА ПОСТНЕКЛАССИКА исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как ‘философия тождества’, видящая мир в … История Философии: Энциклопедия
Акция — (или искусство акции) Обобщенное понятие для обозначения динамических, процессуальных практик современного искусства (арт практик), ПОСТ культуры (см.: ПОСТ ), в которых акцент переносится с результата арт деятельности на ее процесс. Первые А.… … Энциклопедия культурологии
эпатажный — Викисловарь
Слово дня 10 сентября 2017. |
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | эпата́жный | эпата́жное | эпата́жная | эпата́жные | |
Рд. | эпата́жного | эпата́жного | эпата́жной | эпата́жных | |
Дт. | эпата́жному | эпата́жному | эпата́жной | эпата́жным | |
Вн. | одуш. | эпата́жного | эпата́жное | эпата́жную | эпата́жных |
неод. | эпата́жный | эпата́жные | |||
Тв. | эпата́жным | эпата́жным | эпата́жной эпата́жною | эпата́жными | |
Пр. | эпата́жном | эпата́жном | эпата́жной | эпата́жных | |
Кратк. форма | эпата́жен | эпата́жно | эпата́жна | эпата́жны |
э·па-та́ж-ный
Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.
Корень: -эпат-; суффиксы: -аж-н; окончание: -ый.
Произношение[править]
- МФА: [ɛpɐˈtaʐnɨɪ̯]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- связанный, соотносящийся по значению с существительным эпатаж; имеющий целью эпатаж ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем «эпат-» | [править] | |
|
Этимология[править]
От сущ. эпатаж, далее из франц. épatage «ошеломление, шокирование», от гл. épater «отломить ножку; шокировать», далее из é- + patte «лапа; ножка».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
ЭПАТАЖ — это… Что такое ЭПАТАЖ?
ЭПАТАЖ — [фр. epatage] скандальная выходка, претензия на сенсационность; поведение, нарушающее общепринятые нормы общественной нравственности и стиля жизни. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. эпатаж (фр. epatage) скандальная выходка; поведение,… … Словарь иностранных слов русского языка
эпатаж — шокирование, выходка Словарь русских синонимов. эпатаж сущ., кол во синонимов: 4 • выпендреж (14) • … Словарь синонимов
эпатаж — а, м. épatage m. Скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. БАС 1. Но за этими внешними эффектами и эпатажем вырисовывается нечто более серьезное и глубокое. Брюсов Избр. // 1982 6. Ни вызова, ни эпатажа в этом нет.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эпатаж — Эпатировать (от франц. epater) поражать, ошеломлять необычным поведением, скандальными выходками, нарушением общепринятых правил и обычаев. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
эпатаж — эпатаж, род. эпатажа … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Эпатаж — (фр. épatage) умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания. Свойственен… … Википедия
эпатаж — (от фр. изумлять, ошеломлять), скандальная выходка, нарушение общепринятых норм морали и правил поведения. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Эпатаж — м. Поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила; скандальная выходка. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
эпатаж — эпатаж, эпатажи, эпатажа, эпатажей, эпатажу, эпатажам, эпатаж, эпатажи, эпатажем, эпатажами, эпатаже, эпатажах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
эпатаж — эпат аж, а, твор. п. ем … Русский орфографический словарь
эпатаж — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | эпата́ж | эпата́жи |
Р. | эпата́жа | эпата́жей |
Д. | эпата́жу | эпата́жам |
В. | эпата́ж | эпата́жи |
Тв. | эпата́жем | эпата́жами |
Пр. | эпата́же | эпата́жах |
э·па-та́ж
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 4a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -эпат-; суффикс: -аж [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- провоцирующее поведение, демонстративные действия, имеющее целью шокировать, поразить публику ◆ ― Если он вам что-нибудь страшное изрёк — вы ему не верьте! Это — для эпатажа. Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина», 1925 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
- выходка
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
- поведение
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
От франц. épatage «ошеломление, шокирование», от гл. épater «отломить ножку; шокировать», далее из é- + patte «лапа; ножка».
Перевод[править]
Список переводов | |
Для улучшения этой статьи желательно:
|