Эрика эриксона теория: Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону. Теория психосоциального развития.

Автор: | 05.02.1982

Содержание

Теория личности Эрика Эриксона — презентация онлайн

1. Теория личности Э.Эриксона

Подготовила
Студентка Фил\АЯ 21(1)
Калачева Надежда

2. Э. Эриксон

ЭРИКСОН Эрик (1902-1994) —
американский психолог, представитель
эго-психологии. Теория развития
Эриксона охватывает все жизненное
пространство индивидуума. Стадии
развития предопределены и порядок их
неизменен. Эриксон разделил жизнь
человека на 8 стадий
психосоциального развития «Я».
Каждая стадия сопровождается
кризисом – поворотный момент в
жизни индивидуума, возникающий при
достижении определенного уровня
зрелости. Каждый кризис содержит
позитивный и негативный компоненты.

3. Восемь стадий психосоциального развития

Стадия
Возраст
Психосоциальный кризис
1. Орально-сенсорная
Базальное доверие –
Рождение

1
год
(Источник: Erikson, 1963a, р. 273.)
базальное недоверие
Самостоятельность – стыд и
2.
Мышечно-анальная
1 – 3 года
сомнение
3. Локомоторно3 – 6 лет
Инициативность – вина
генитальная
Трудолюбие –
4. Латентная
6 – 12 лет
неполноценность
Сильная сторона
Надежда
Сила воли
Цель
Компетентность
5. Подростковая
12 – 19 лет
Самотождественность Я –
ролевое смешение
Верность
6. Ранняя зрелость
20 – 25 лет
Близость – изоляция
Любовь
7. Средняя зрелость
26 – 64 года
Продуктивность – застой
Забота
8. Поздняя зрелость
65 лет – смерть
Цельность Я – отчаяние
Мудрость

4. 1. Младенчество: (1-ый год жизни) базальное доверие – базальное недоверие

-Могу ли я доверять миру?
.+ Ребёнок получает всё, что хочет и в чем
нуждается. Все потребности ребёнка
быстро удовлетворяются. Самое большое
доверие
и
привязанность
ребенок
испытывает именно от матери – это
формирует его доверие к миру вообще,
абсолютно необходимое качество для
полноценной
счастливой
жизни.
Постепенно в жизни ребенка появляются
– другие значимые люди: отец, бабушка,
дедушка,
няня
и
т.д.
В итоге, мир – это уютное место, где
людям
можно
доверять.
У ребёнка вырабатывается способность
формировать
тёплые,
глубокие,
эмоциональные отношения со своим
окружением.
— В центре внимания мамы не ребенок, а
механистический уход за ним и воспитательные меры,
собственная карьера, разногласия с родственниками,
тревоги
разнообразного
характера
и
т.д.
Формируется отсутствие поддержки, недоверие,
подозрительность, боязливость к миру и людям,
непоследовательность, пессимизм.
Понять, чему не
следует доверять, так
же важно, как и понять,
чему доверять
необходимо.
Положительное
психосоциальное качество,
приобретаемое в результате
успешного разрешения
конфликта «довериенедоверие», Эриксон
обозначает термином
надежда.

7. 2.Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение (1-3 года)

2.Раннее
самостоятельность
сомнение (1-3 года)

-Могу ли я управлять собственным
телом и поведением?
+ У ребёнка появляется
самостоятельность, автономия,
вырабатывается ощущение, что он
владеет своим телом, своими
стремлениями . Родители дают
возможность ребёнку делать то, что
он в состоянии делать, не
ограничивают его активность,
поощряют ребёнка. Ребёнок не
получает полную свободу, его
свобода ограничена в пределах
разумного.
детство:
стыд
и
— Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы,
они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен. У ребёнка
закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях;
сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед
другими; закладываются основы скованности поведения, «Мне стыдно
предъявлять свои желания», «Я недостаточно хорош (ая)», «Я должен
очень тщательно контролировать всё, что я делаю», «У меня не
получится», »Я какая-то не такая», «Я какой-то не такой».
Эриксон рассматривает переживание стыда у
ребенка
как
нечто
родственное
гневу,
направленному на самого себя, когда ребенку не
разрешается развивать свою самостоятельность
и самоконтроль.
Причины появления стыда:
родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво
делают за детей что-то, что те могут сделать сами;
родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще
сами сделать не в состоянии.
Благоприятное разрешение конфликта – воля.
3. Возраст игры: инициативность – вина
(3-6 лет)
-Могу ли я стать независимым от родителей и
исследовать границы своих возможностей?
+ Дети, которым предоставлена инициатива в
выборе моторной деятельности, которые по своему
желанию бегают, борются, возятся, катаются на
велосипеде, на санках, на коньках — вырабатывают и
закрепляют
предприимчивость
— «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не
смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не
получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя
расстроилась», и т. д.
Результат:
• покинутость и собственная никчемность;
• дети пассивны, скованные;
• не целеустремленны, нерешительны;
• патологии.
Благоприятное
разрешение
конфликта –
Цель.
4. Школьный возраст: трудолюбие неполноценность. (6 – 12 лет)
— Способен ли я?
+ Когда детей поощряют мастерить что
угодно, строить шалаши и авиамодели,
варить, готовить и рукодельничать,
когда им разрешают довести начатое
дело до конца, хвалят и награждают за
результаты, тогда у ребенка
вырабатывается умелость и
способности к техническому
творчеству, как со стороны родителей,
так и учителей.
Опасность этого периода состоит в появлении чувства
неполноценности, или некомпетентности.
Причины появления чувства неполноценности:
• Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка
одно “баловство” и “пачкотню”;
• Когда дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или
социально-экономическое положение определяют их
личностную значимость и достоинство.
Результат: дети могут утратить уверенность в своей
способности эффективно функционировать в
существующем мире.
Благоприятное решение конфликта – уверенность,
компетентность.

14. 5. Юность: эго — идентичность / ролевое смешение. (от 12 до 19 лет)

Кто я есть?
+ Если молодой человек успешно справится с этой
задачей — психосоциальной идентификацией, то у него
появится ощущение того, кто он есть, где находится и
куда идет.
— Обратное справедливо для подростка
недоверчивого, стыдливого, неуверенного,
исполненного чувства вины и сознания своей
неполноценности. Если из-за неудачного детства
или тяжелого быта подросток не может решить
задачу идентификации и определить свое «Я», то
он начинает проявлять симптомы путаницы ролей
и неуверенность в понимании того, кто он такой и
к какой среде принадлежит.
Благоприятное решение – верность.

16. 6. Молодость: достижение близости / изоляция.

(от 20 до 25 лет) -Могу ли я иметь интимные
отношения?
Эриксон использует термин интимность
(достижение близости) как
многоплановый, но главное при этом —
поддержание взаимности в отношениях,
слияние с идентичностью другого
человека без опасения потерять самого
себя. Именно этот аспект интимности
Эриксон рассматривает как необходимое
условие прочного брака.
Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в
излишней поглощенности собой или в избегании межличностных
отношений. Неспособность устанавливать спокойные и
доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества,
социального вакуума и изоляции.
Положительное качество, которое
связано с нормальным выходом из
кризиса «интимность /
изоляция», — это любовь.
Эриксон подчеркивает важность
романтической, эротической,
сексуальной составляющих, но
рассматривает истинную любовь и
близость шире —
как способность вверять себя
другому человеку и оставаться
верным этим отношениям, даже
если они потребуют уступок или
самоотречения, готовность
разделить с ним все трудности.
Этот тип любви проявляется в
отношениях взаимной заботы,
уважения и ответственности за
другого человека.

19. 7. Зрелость: продуктивность – инертность (26-64 лет)

— Что значит моя жизнь к
сегодняшнему дню? Что я
собираюсь делать с
оставшейся жизнью?
+ Важным моментом этой
стадии является творческая
самореализация, а также,
забота
о
будущем
благополучии человечества.
Благоприятное решение
конфликта – забота .

20. 8. Старость: целостность эго – отчаяние (после 64 и до завершения жизненного цикла)

-Доволен ли я прожитой жизнью?
Имела ли моя жизнь смысл?
+ Принятие себя и своей роли в жизни на самом
глубинном уровне и понимание собственного
личностного достоинства, мудрости. Основная
работа в жизни закончилась, настало время
размышлений и забав с внуками. Здоровое
решение выражается в принятии собственной
жизни и судьбы, где человек может сказать
себе: «Я доволен».
— Жизнь представляется цепью упущенных
возможностей и досадных промахов, осознает,
что начинать все сначала уже поздно и
упущенного не вернуть. Такого человека
охватывает отчаяние, ощущение
безнадежности, человек чувствует, что его
бросили, он никому не нужен, жизнь не удалась,
возникает ненависть к миру и людям, полная
закрытость, злость, страх смерти.
Решение конфликтамудрость.

21. Спасибо за внимание!

Теория Развития Эриксона — это… Что такое Теория Развития Эриксона?

Теория Развития Эриксона
Теория развития Э. Эриксона — — описание процесса развития личности, совершающегося от рождения до смерти и проходящего восемь типичных стадий. На каждой стадии решается определенная задача развития, специфика которой завис

Психологический словарь. 2000.

  • Теория Равновесия Ф. &Nbsp;Хайдера
  • Теория Раннего Концептуального Развития

Смотреть что такое «Теория Развития Эриксона» в других словарях:

  • Эпигенетическая теория развития личности Эриксона — Эпигенетическая теория развития Э.Эриксона Эрик Эриксон (1902 1994) – выдающийся эго психолог, был последователем З.Фрейда, хотя и отошел от классического психоанализа по некоторым вопросам. Центральным положением его теории развития явилось то,… …   Википедия

  • Эпигенетическая теория развития личности — [греч. epi над, сверх, после genesis происхождение] созданная Э. Эриксоном психоаналитическая концепция об отношениях «Я» и общества. Понятие эпигенеза заимствовано Э. Эриксоном из биологии. Эпигенетический принцип используется при изучении… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ — теория Э. Эриксона (1950, 1963), в которой описывается нормативная последовательность возможных обретений и потерь в сфере положительных и отрицательных чувств (установок) личности, распределенных по 8 стадиям (возрастам) полного цикла жизни… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эриксонианские стадии развития (Eriksonian developmental stages) — Теория развития Эрика Эриксона не только строится на принадлежащем Фрейду описании психосексуального развития, но и расширяет его в нескольких важных отношениях. Эриксон дает нам теорию психосоциального развития на протяжении всей жизни чел. и… …   Психологическая энциклопедия

  • Психология развития — Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540 1543. Музей Прадо. Мадрид Психология развития (Возрастная психология)  отрасль психологии, изучающая психологические …   Википедия

  • СТАДИЙ, ТЕОРИЯ — Название, применимое для обозначения любой теории развития, которая характеризует рост, будь то физический, сенсомоторный, когнитивный, моральный и т.д., как последовательное движение через ряд стадий. Теории стадий имеют тенденцию быть либо… …   Толковый словарь по психологии

  • Стадии развития поведения ребенка (children’s behavioral stages) — Исследования челов. развития указывают на наличие фундаментальных законов, лежащих в основе всех процессов развития и проявляющихся в последовательности стадий, к рую, как можно предположить, проходит в своей жизни каждый чел. Эти законы имеют… …   Психологическая энциклопедия

  • Эриксон, Эрик Хомбургер — Эрик Эриксон Erik Homburger Erikson Эрик Эриксон Дата рождения …   Википедия

  • Эрик Хомбургер Эриксон — Эрик Эриксон Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт на Майне  12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий… …   Википедия

  • Эриксон, Эрик (психолог) — Эрик Эриксон Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт на Майне  12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий… …   Википедия

Теория Эрика Эриксона в аспекте депривации (Реферат)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Р Е Ф Е Р А Т

Тема: Теория Эрика Эриксона в аспекте депривации

Студентки 3 курса

вечернего отделения

Психологического факультета

Храпоновой

Марии Владимировны

м о с к в а

1998 г.

Многие последователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значения эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из них был — Эрик Эриксон, последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Но он рассматривал развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

По его мнению особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX века, развивается не так, как маленький индеец из резервации, где еще сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности и из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. Например, в разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени — Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыболовов и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сольного, отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношении соплеменников и жестокость в отношении к врагам.

В племени Юрок, наоборот, дети рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. Они вырастают, молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

ИДЕНТИЧНОСТЬ — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложиться, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Идентичность формируется в юношеском возрасте и является характеристикой достаточно зрелой личности, До этого времени ребенок должен пройти через ряд индефикаций — отождествление себя с родителями, половая индефикация и т. д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, так как с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщает его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Описанные Эриксоном восемь возрастных периодов человека представляют его наиболее важный вклад в теорию личности. Центральным звеном этой теории является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Эти стадии являются результатом развертывания плана личности, которые наследуются генетически и каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время. Личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Кроме того, Согласно Эриксону, каждая психосоциальная сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости.

ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

стадия развития

возраст

психосоциальный кризис

сильная сторона

1

Орально-сенсорная

до 1 года

Базальное доверие — базальное недоверие

Надежда

2

Мышечно-анальная

1-3

Автономия — стыд и сомнение

Сила воли

3

Локомоторно — генитальная

3-6

Инициативность — вина

Цель

4

Латентная

6-12

Трудолюбие — неполноценность

Компетентность

5

Подростковая

12 -19

Эго — индентичность — ролевое смешение

Верность

6

Ранняя зрелость

20-25

Интимность — изоляция

Любовь

7

Средняя зрелость

26-64

Продуктивность — застой

Забота

8

Поздняя зрелость

65 — смерть

Эго-интеграция — отчаяние

мудрость

Мы рассмотрим первую часть его периодизации развития личности — до 17-20 лет. В это время происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования — идентичности личности.

Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними.

В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.

Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, например, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной проблемой.

Последовательность проявлений этих полярных личностных новообразований отражена в таблице, которая называется:

Теория Эрика Эриксона в аспекте депривации, Реферат заказан в СТУДЕНТ ЦЕНТР

 Теория Эр ика Эриксона в аспекте депривации Многие последов атели п осле Фрейда пытались пересмотреть психоанализ , чтобы показать значения эго-проц ессов и проследить их развитие . Наиболее в ыдающимся из них был — Эрик Эриксон , послед ователь З . Фрейда , расширивший психоаналитическую теорию . Но он рассматривал развитие реб е нка в более широкой системе социальных отношений. По его мнению особенности становления личности зависят от культурного и экономич еского уровня развития общества , в котором растет ребенок , от того какой исторический этап этого развития он застал . Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX века , разви вается не так , как маленький индеец из резервации , где еще сохранились старые куль турные традиции и время как бы остановило сь. Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания . Дети , принадлеж а щие к сообществам практически одинаковог о уровня социально-экономического развития , приобр етают разные черты личности и из-за разных культурных традиций , связанных с основным видом занятий , и принятых стилей воспитания . Например , в разных индейских резерв а циях Э . Эриксон наблюдал два племени — Сиу , бывших охотников на бизонов , и Ю рок — рыболовов и собирателей желудей . В пл емени Сиу детей не пеленают туго , долго кормят грудным молоком , не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их д е йствий . Дети ори ентируются на исторически сложившийся идеал с воего племени — сольного , отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты , как инициативность , решительность , смелость , щедрость в отношении соплеменников и жес токость в отно ш ении к врагам. В племени Юрок , наоборот , дети рано отнимают от груди , туго пеленают , рано п риучают к опрятности , сдержаны в общении с ними . Они вырастают , молчаливыми , подозрительн ыми , скупыми , склонными к накопительству. Развитие личности по своему сод е ржанию определяется тем , что общество ожидает от человека , какие ценности и идеалы ему предлагает , какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах . Но послед овательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала . Ребенок , созрева я , с необходимостью проходит ряд следующ их друг за другом стадий . На каждой ст адии он приобретает определенное качество (ли чностное новообразование ), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последу ющие периоды жизни. ИДЕНТИЧНОСТЬ — психосо циальная тождествен ность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающи м миром и определяет ее систему ценностей , идеалы , жизненные планы , потребности , социальн ые роли с соответствующими формами поведения . Идентичность — условие психического здоро вья : если она не сложиться , человек не находит себя , своего места в обществе , ока зывается “потерянным”. Идентичность формируется в юношеском во зрасте и является характеристикой достаточно зрелой личности , До этого времени ребено к должен пройти через ряд индефикаций — отождествление себя с родителями , половая индефикация и т. д . Этот процесс определяется воспитанием ребенка , так как с самого его рождения родители , а затем и более широкое социальное окружение приобщает его к своей с оциальной общности , гр уппе , передают ребенку свойственное ей мирово сприятие. Описанные Эриксоном восемь возрастных п ериодов человека представляют его наиболее ва жный вклад в теорию личности . Центральным звеном этой теории является положение о т ом , что че ловек в течение жизни пр оходит через несколько универсальных для всег о человечества стадий . Эти стадии являются результатом развертывания плана личности , котор ые наследуются генетически и каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее вре м я . Личность формируетс я только путем прохождения в своем развит ии последовательно всех стадий . Кроме того , Согласно Эриксону , каждая психосоциальная сопровождается кризисом — поворотны м моментом в жизни человека , который возни кает как следствие достижени я определенно го уровня психологической зрелости. ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ стадия развития возрас т психосоциальный кризис сильная сторона Орально-сенсорная до 1 года Базальное доверие — базальное недоверие Надежда Мышечн о-анальная 1-3 Авт ономия — стыд и сомнение Сила воли Локомоторно — гениталь ная 3-6 Инициа тивность — вина Цель Латентная 6-12 Трудолюбие — неполноценность Компетентность Под ростковая 12 -19 Эго — индентичность — ролевое смешение Верность Ранняя зрелость 20-25 Интимность — изоляция Любовь Сре дняя зрелость 26-64 Продуктивность — застой Забота Поз дняя зрелость 65 — смерть Эго-интеграция — отчаяние мудрость Мы рассмотрим первую часть его периодизации развития л ичности — до 17-20 лет . В это время происходит медленное , по степенное становление главн ого ядерного образования — идентичности личности . Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию , соци альный класс , профессиональную группу и т.д .) и переживанию своей неразрывной связи с ними. В каждом личностном качестве , которое появляется в определенном возрасте , заключен о глубинное отношение ребенка к миру и самому себе . Это отношение может быть п озитивным , связанным с прогрессивным развитием личности , и негативным , вызывающим отрицательн ые сдвиги в развитии , его регресс. Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недовери е к миру , инициативу или пассивность , комп етентность или неполноценность и т.д . Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество л ичности , например , положительное , противоположный полюс отношения продолжает скр ыто существовать и может проявиться значитель но позже , когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной проблемой. Последовательность проявлений этих полярных личностны х новообразований отраже на в таблице , которая называется : СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э . ЭРИКСОНУ стади я развития Область социаль-ных отношений Полярные качества Результат прогрес-сивно го развития Мл аденческий возраст (0-1) Мать (или заме-щающее ее лицо ) Доверие к миру — недо верие Энергия и жизненная радость Ранни й возраст (1-3) Родители Самостоятельность — стыд , сомнения Независимость Дошкольный возраст (3-6) Родители , братья и сестры Инициа тива — пассивность , вина Целеустремленность Предпубертанный возраст (6-12) Школа , Компетен тность — неполноценность Овладение знаниями и умениями Юн ость (13-18) Группы сверстников Идентичность — непризнание Самоопределение , преданность и верность. Младенческий в озраст — первая стадия развития , где возник ает доверие или недоверие к миру . Степень развития у ребенка чувс тва доверия к другим людям зависит от качества получаемой им материнской заботы. При прогрессивном развитии личности ре бенок выбирает доверительное отношение . Оно п роявляется в легком кормл ении , глубоком сне , не напряженности внутренних органов , но рмальной работе кишечника . Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход , с ней связано и “питание” миром форм , красок , звуков , ласк , улыбок . Таким образом , чувство доверия н е зависит от количества пищи или от пр оявления родительской нежности ; скорее оно св язано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и постоянства переживаний . Эриксон подчеркивал : младенец до лжны доверять не только внешнему миру , н о так же и миру внутреннему , они должны научиться доверять себе . Подо бное поведение мы можем наблюдать тогда , к огда младенец может переносить отсутствие мат ери без проявления особой тревоги и гнева . Материнская любовь и нежность определяет “количество вер ы и надежды , вынес енной из первого жизненного опыта” ребенка. Проанализировав то , что является причиной кризиса 1-го года жизни , Эриксон подчеркив ал его связь с качеством материнского ухо да . Причиной кризиса является одна из форм депривации — ненадежность , несостоятельность матери и отвергание ею ребенка . Это при водит к появлению у него психосоциальной установки страха , подозрительности и опасения за свое благополучия . Эта установка будет проявляться на более поздних стадиях личност ного развития . В качестве второй ф ормы депривации Эриксон называет недостаток м атеринского внимания , когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания . (Когда мать выходит на работу или рожает второго ребенка ) . И наконец , родители , придерживающиеся прот ивоположных п ринципов и методов воспитани я могут создать для ребенка атмосферу нео пределенности , в результате чего у него по является чувство недоверия . Положительное психосоциальное качество , приоб ретаемое в результате успешного разрешения ко нфликта “доверие — недовер ие” — надежда , т.е . доверие переходит в способность младенца надеяться . Это первая ступень формирования идентично сти развивающейся личности. Ранний возраст . Чувство доверия подготавливает почву д ля достижения определенной самостоятельности , авт ономии, избегание чувства стыда , сомнения. Здесь ребенок обнаруживает , что родитель ский контроль бывает разным : он может проя вляться как форма заботы или как форма обуздания и мера пресечения .. Эта стадия является решающей для установления соотношения между добр овольностью и упрямством. С точки зрения Эриксона , положительное разрешение кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей пос тепенно предоставлять детям свободу самим осу ществлять контроль над своими действиями . Но , в тоже время , род ители должны нен авязчиво , но четко ограничивать ребенка . Самос тоятельность или автономия не означает , что ребенок получает неограниченную свободу . скорее она означает , что родители должны удержив ать возрастающую способность ребенка делать в ыбор в пределах определенных степеней свободы. В условиях депривации , когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль ребенок переживает чувство стыда или гнева , направленное на самого себя . Это происходит в тех случаях , когда род ители постоянно опе кают ребенка или о стаются глухими к его потребностям . И ребе нок , вместо того , чтобы быть уверенным в себе и ладить с окружением начинают ду мать , что другие пристально рассматривают его , относятся с подозрением и неодобрением Ребенок чувствует “глаза мира” , след ящие за ним с осуждением и стремиться заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но так как это невозможно у ребен ка появляются “внутренние глаза мира” — стыд за свои ошибки , неловкость , испачканные руки и т.д . У него воз никает страх потерять лицо , постоянная настороженность , скованн ость необщительность . Если стремление ребенка к независимости не подавляется , устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем ; между свободой самовыражения и ее разумным ограничением . Дошкольный возраст, совпадающий с третьей стадией , Эри ксон называл возрастом игры . Ребенок активно познает окружающий мир , моделирует в игре отношения взрослых , сложившиеся на производс тве и в других сферах жизни , быстро и жадно учится всему , приобретая новые дела и обязанности . Здесь определяющим фактором формирования чувства инициативы в значительной степени зависит от того , как родители относятся к проявлению у ребенка собственного волеизъявл ения . Дети, чьи самостоятельные действия поощряются , чувствуют поддержку своей инициативы . В условиях депривации , когда родители не позволяют действовать детям самостоятельно или наказывают детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей проти воположного пола (сексуальна я природа кризиса по Фрейду ), на первый план выходит чувство вины у детей . Тогд а поведение ребенка становится агрессивным , о н боится постоять за себя . В группе св ерстников такие дети обычно ведомые и чре змерно зависят от родите л ей . Им не хватает целеустремленности или решительност и , чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. На этом возрастном этапе происходит половая индефикация и ребенок осваивает опред еленную форму поведения , мужскую или женскую. Младший школьн ый возраст — предпубертанный , т.е . предшествую щий половому созреванию ребенка . В это вре мя развертывается четвертая стадия , связанная с воспитанием у детей трудолюбия , необходимос тью овладения новыми знаниями и умениями . Школа становится для них “культурой в себе” , со своими особыми целями , достижениям и и разочарованиями . Этот период жизни характеризуется возра стающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине , а также способност ь взаимодействовать со сверстниками в соответ ствии с прав илами. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компет ентности , у ребенка развивается чувство трудо любия , в процессе освоения технологии своей культуры. Если же достижения не в елики , он остро переживает свою неумелость , неспос обность , невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредств енностью . Вместо чувства компетентности образуетс я чувство неполноценности , которое может отби ть у ребенка охоту уч и ться да льше . Так же чувство неполноценности может развиться в том случае , если дети обнар уживают , что их пол , раса , религия или социально — экономическое положение , а вовсе не их уровень знаний и мотивация , определяют их личностную значимость и достоинств о . Период начального школьного обучения — эт о так же начало профессиональной индефикации , ощущения своей связи с представителями о пределенных профессий . И здесь Эриксон отмеча ет , важна не только школьная успеваемость , но поиск индивидуальных и общественны х целей , что является основой эффективного уч астия в социальной , экономической и политичес кой жизни. Старший подростковый возраст и ранняя юность составляют пятую стадию развития личности , период самого глубокого кризиса . Детство подходит к концу , и этот большой этап жизненного пути , завершаяс ь , приводит к формированию двух полюсов ра звития : На положительном — в виде идентичности , на отрицательном — в виде ролевого смешен ия . Задача подростка состоит в том , что бы собрать воедино все имеющиеся к это му вре м ени знания о самих себ е (какие они сыновья , дочери , спортсмены , ст уденты , музыканты и т.д .) и интегрировать эт и образы себя в личную идентичность , котор ое представляет осознание как прошлого , так и будущего , которое логически следует из него. В определени и идентичности , данном Эриксоном , можно выделить три элемента : 1. Молодые люди и де вушки должны воспринимать себя внутренне тожд ественными самим себе . В этом случае форми руется образ себя , связанный с прошлыми пр едставлениями и определяющейся в будущем. 2. Значимые другие люди тоже должны видеть тождественность и цел остность в человеке , т.е . подкрепление сложивше гося мнения о себе со стороны значимых людей. 3. Молодые люди должны достичь возросшей уверенности в том , что внутренние и внешние планы его цел остности согласуются между собой . Их восприят ие себя должно подтверждаться опытом межлично стного общения посредством обратной связи . По мнению Эриксона , основа для благополучной юности и достижения идентичности закладывается в детств е . В ней об ъединяются и преобразу ются все предыдущие индефикации ребенка ; к ним добавляются новые , поскольку повзрослевший , изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает друг ие представления о себе . Целостная идентичнос ть личности , д оверие к миру , само стоятельность , инициативность и компетентность по зволяют юноше решить главную задачу , которую ставит перед ним общество — задачу самооп ределения , выбора жизненного пути. Однако существует ряд факторов , которые могут серьезно мешать разв итию идент ичности : 1. Развитие идентичности происходит под сильным влиянием тех социал ьных групп , с которыми они себя индефициру ют (кинозвезды , певцы и т.д . или революционн ые лидеры ). В этом случае подавляется сама личности и ограничивается сама идентич ность. 2. Поиск идентичности мо жет быть достаточно труден для определенных групп населения : для женщин , когда их рассматривают как людей второго сорта , групп социальных меньшинств и т.д. 3. Резкие социальные , по литические и технологические изменения спос обствуют возникновению чувства неопределенности , тревоги и разрыва связей с миром . Они представляют угрозу для многих традиционных и привычных ценностей , которые подростки усво или еще в детстве. Эти условия депривации , неспособность достичь личной и дентичности , приводит к кризису идентично сти или ролевому смешению . Это проявляется в неспособности выбрать карьеру или продол жить образование . Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности , бесцельности , желание как можно дольше не вступать во в зрослую жизнь , смутное , устойчивое состояние тревоги , чувство изоляции и опуст ошенности . Диффузность идентичности может проявля ться во враждебном неприятии социальных ролей , желательных для семьи и ближайшего окруж ения юноши или девушки (мужской или женс к ой , национальной , профессиональной , кл ассовой и т.д .), в презрении ко всему от ечественному и переоценке иностранного , в стр емлении “стать ничем” , если это единственный оставшийся способ самоутверждения . Положительное качество , связанное с успешным вых одом из кризиса пери ода юности — верность , т.е . способность подростк а быть верным своим привязанностям и обещ аниям , несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.

3.2.1. Эрик Г. Эриксон. Драматерапия

3.2.1. Эрик Г. Эриксон

Классификация стадий онтогенетического развития Э. Эриксона, отдающая предпочтение социально-культурным аспектам, является примером классификации по тематическому принципу, которая в данном случае определяется формой конфликта. На основе «центрального» для соответствующей стадии конфликта некоторые драматерапевты определяют общую тему терапевтических сеансов. Стадии развития личности, по Эриксону, базируются на специфических «задачах», которые отдельный индивид решает на определенных этапах своей жизни.

• Первой задачей, ожидающей человека сразу после рождения, является усвоение фундаментального доверия к миру и людям. Это доверие важно для формирования чувства безопасности как источника, из которого можно черпать силу для преодоления жизненных препятствий как внутреннего, так и внешнего характера.

• Второй задачей, которая становится центральной после завершения первого года жизни, является достижение автономии, которая демонстрируется главным образом в сфере проявления собственной воли и в сопротивлении авторитетам (период ответа «нет», период первичного упрямства или негативизма). Главная задача этого периода – найти равновесие между автономией и жизненным порядком в окружении ребенка.

• Перед дошкольником стоит задача справиться с последствиями проявления инициативы как вызова, который заставляет его включаться в самые разные мероприятия. Это период поиска равновесия между инициативой и усваиваемыми нормами, нарушение которых может вызвать чувство вины и ущемлять дальнейшую инициативу. В случае же повышенной совестливости потенциально смелые желания личности могут сформировать сложный внутренний конфликт, что приведет к невротизации в дальнейшей жизни.

• Задача младшего школьника – это, прежде всего, старательное прилежание, с помощью которого ребенок пытается выполнить требования, предъявляемые к нему родителями и учителями. Если неудачи следуют одна за другой, у большинства детей возникает чувство неполноценности, которое изменяет структуру их мотивации. Продолжающиеся неудачи могут привести к тому, что чувство неполноценности перейдет у ребенка в комплекс с утратой долгосрочной перспективы.

• Следующий период, в котором главной задачей является достижение идентичности (ср.: ролевое смешение), достигает кульминации на двадцатом году жизни и специфицируется периодами социальной и личностной идентичности. Под социальной идентичностью понимается отождествление себя с группой людей, находящихся на том же этапе развития. В развитии человека под высшей стадией личностной идентичности понимается способность ответить на вопросы типа «Кто я?», «Откуда я появился?», «Куда я иду?». Человек прощается с детским мировоззрением и приобретает взрослый взгляд на мир.

• В период ранней молодости качество отношения к самому себе, возникшее в предыдущий период развития, переходит в способность строить близкие отношения с другими личностями на уровне интимности.

• Опорной темой стадии зрелого возраста является продуктивность – креативность, относящаяся как к узкой области семьи, так и к более широкой сфере общества.

• Восьмая стадия, старость, характеризуется полной зрелостью, называемой иногда «экзаменом на аттестат зрелости Эго», поскольку на этой стадии возникает конфликт целостности Эго и чувства безнадежности. По-настоящему зрелая личность вознаграждается мудростью и не страдает от безысходного чувства зря прожитой жизни.

Модель Эриксона предлагает драматерапии (помимо онтогенетической нормы) варианты общих конфликтов, которые после «драматизации» можно использовать как мотивации главным образом там, где работа ведется с гомогенной по развитию группой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Сущность и содержание эго-теории личности Эрика Эриксона

До наступления  этой стадии дети почти полностью  зависят от заботящихся о них  людей. Однако, поскольку у них  быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предмет и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: « Я сам» и «Я-то, что я могу».

С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время он подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих.

Эриксон рассматривает  переживание стыда у ребенка  как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда  ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то чего они еще сами сделать не в состоянии. Разумеется, каждый родитель хотя бы однажды подталкивал своего ребенка к действиям, которые на самом деле лежат за пределами разумных ожиданий. Но только в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того, чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. У них слабая «сила воли» — они пасуют перед теми, кто над ними главенствуют или их эксплуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

По убеждению  Эриксона, приобретение ребенком постоянного  чувства автономии в значительной степени укрепляет у него чувство  доверия. Это взаимозависимость  доверия и автономии может  иногда замедлять будущее психическое развитие. Например, дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии автономии стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих. В зрелости у таких людей наиболее вероятно проявится обсессивно-компульсивная симптоматика (что обеспечивает им необходимый контроль) или паранойяльный страх преследования.

Социальное дополнение автономии – система правопорядка. Эриксон использует термины «право»  и «порядок», невзирая на возможные эмоциональные коннотации. Согласно его теории, родители должны быть всегда справедливыми и уважать права и привилегии других, если они хотят, чтобы их дети были готовы в зрелом возрасте принять ограниченную автономию.

 

2.3. Возраст  игры: инициативность – вина

 

Конфликт между  инициативой и виной – последний  психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл  «возрастом игры». Он соответствует  фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет до поступления  ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Они начинают интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что и на других людях в их окружении лежит определенная ответственность. Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет им участвовать в разнообразных общественных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. «Я – то, что я буду» — становится у ребенка главным чувством идентичности во время периода игры.

Будет ли у ребенка  после прохождения этой стадии чувство  инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени  зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии, начиная идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы.

Согласно психосоциальной  теории, чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать  самостоятельно. Появлению чувства  вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Эриксон разделяет мнение Фрейда о сексуальной природе кризиса развития (то есть о сексуально – ролевой идентификации и комплексах Эдипа и Электры), но его теория, бесспорно, охватывает более широкую социальную сферу. В любом случае, когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности или решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Кроме того, как полагает Эриксон, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной патологии, в том числе общей пассивности, импотенции или фригидности, а также психопатического поведения.

Наконец, степень  инициативности, приобретаемой ребенком на этой стадии развития, Эриксон увязывает  с экономической системой общества. Он утверждает, что потенциальные  способности ребенка трудиться  продуктивно в будущем, его самодостаточность в контексте данной социально – экономической системы существенно зависят от его способности разрешить кризис вышеописанной фазы.

 

2.4. Школьный  возраст: трудолюбие – неполноценность

 

Четвертый психосоциальный  период продолжается от шести до 12 лет (школьный возраст) и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола обычно в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков и успеху.

Эриксон отмечает, что в примитивных культурах  образование детей не слишком  усложнено и социально прагматично. Умение обращаться с посудой и хозяйственными принадлежностями, инструментами, оружием и другими вещами в этих культурах напрямую связано с будущей ролью взрослого. Наоборот, в тех культурах, где имеется своя письменность, детей прежде всего учат грамоте, которая в свое время поможет им приобретать сложные умения и навыки, необходимые в различных профессиях и видах деятельности. В результате, хотя в каждой культуре детей обучают по-разному, они становятся повышенно восприимчивыми к технологическому этосу (нрав) своей культуры и своему тождеству с ним.

Согласно Эриксону, у детей развивается чувство  трудолюбия, когда они начинают постигать  технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода  развития, поскольку дети в это  время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего полу чается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о «технологических элементах» социального мира, обучая их и трудясь с ними. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я- то, чему я научился».

Опасность на этой стадии кроется в возможности  появления чувства неполноценности. Например, если дети сомневаются в  своих способностях или статусе  в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально- экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Как упоминалось  выше, чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависит от школьной успеваемости. Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия. А именно, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности- уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

 

2.5. Юность: эго- идентичность – ролевое  смешение

 

Юность, на которую  приходится пятая стадия в схеме  жизненного цикла Эриксона, считается  очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12- 13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Теоретический интерес Эриксона к подростковому возрасту и характерным для него проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем другие стадии развития эго.

Новый психосоциальный  параметр, проявляющийся в юности, на положительном полюсе предстает  в виде эго- идентичности, на отрицательном  полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, хористы и т.д.) интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон (1982) подчеркивает психосоциальную сущность эго- идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго- то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения. Основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Следовательно, эго- идентичность можно определить следующим образом.

«Растущая и  развивающаяся молодежь, переживающая внутреннюю физиологическую революцию, прежде всего, пытается укрепить свои социальные роли. Молодые люди иногда болезненно, часто из любопытства  проявляют озабоченность тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с тем, что они сами думают о себе; а также тем, как сочетать те роли и навыки, которые они культивировали в себе раньше, с идеальными прототипами сегодняшнего дня… Появляющаяся интеграция в форме эго- идентичности – это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями и одаренностью. Таким образом, чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида с том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими (1963 г.)»

В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три  элемента. Первое: молодые люди и  девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим  себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Вторе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я – концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самотождественности могут противостоять сомнения, робость и апатия. Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи. В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного ограниченного опыта. Согласно Эриксону, «ум подростка в поисках вдохновляющего единства идеалов становится умом идеологическим». Таким образом, «диффузия идеалов» является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий от расплывчатости своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о себе и о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведет к более широкому и, возможно, более «подходящему» взгляду на жизнь. Таким образом, кризис идентичности становится психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения.

Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается  в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Например, Эриксон обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) вырывают «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым, подавляя личность. Кроме того, поиск идентичности может быть более трудным процессом для определенных групп людей. Например, молодым женщинам труднее достичь ясного ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает женщин как людей «второго сорта». С точки зрения Эриксона, феминистское движение потому получило большую поддержку, что общество до недавнего времени препятствовало усилиям женщин достичь позитивной идентичности), есть общество неохотно предоставляло женщинам новые социальные роли и новые позиции в сфере занятости). Группа социальных меньшинств тоже постоянно сталкиваются с трудностями в достижении четкого и согласованного чувства идентичности.

15.1: Эрик Эриксон — Теория психосоциального развития

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  1. Идентичность и смешение ролей
  2. Авторы и авторство

Эриксон предположил, что каждый период жизни связан с уникальной проблемой или кризисом, с которым человек должен столкнуться.Это называется психосоциального развития . По словам Эриксона, успешное развитие предполагает положительное отношение к целям и потребностям каждого из этих кризисов и их разрешению. Эти кризисы обычно называют стадиями, хотя Эриксон использовал другой термин. Если человеку не удается успешно разрешить кризис, это может помешать его способности справляться с последующими кризисами. Например, человек, у которого нет четкого чувства цели и идентичности (пятый кризис Эриксона — Identity vs.Смешение ролей) может стать эгоцентричным и зайти в тупик, вместо того чтобы работать на благо других (седьмой кризис Эриксона — Вознаграждение против застоя). Однако большинству людей удается успешно преодолеть восемь кризисов его теории. 3

Путаница между идентичностями и ролями

Идентичность и смешение ролей — это важный этап развития, на котором ребенок должен усвоить роли, которые он будет выполнять во взрослом возрасте. В подростковом возрасте дети (12–18 лет) сталкиваются с проблемой идентичности vs.путаница в ролях. Успех на этом этапе приведет к добродетели верности . Верность включает в себя способность связывать себя с другими на основе принятия других, даже если могут быть идеологические различия. По словам Эриксона, основная задача подростка — развить самоощущение. Подростки борются с такими вопросами, как «Кто я?» и «Что я хочу делать со своей жизнью?» Попутно большинство подростков пробуют разные «я», чтобы увидеть, какие из них подходят; они исследуют различные роли и идеи, ставят цели и пытаются раскрыть себя «взрослого».Подростки, добившиеся успеха на этом этапе, обладают сильным чувством идентичности и могут оставаться верными своим убеждениям и ценностям перед лицом проблем и взглядами других людей. Когда подростки апатичны, не ищут себя в сознательном поиске или находятся под давлением, чтобы они соответствовали представлениям своих родителей о будущем, у них может развиться слабое чувство собственного достоинства и возникнуть путаница в ролях. Они будут не уверены в своей личности и не смогут увидеть будущее. Подростки, которые изо всех сил пытаются занять положительную роль, скорее всего, будут бороться за то, чтобы «найти» себя взрослыми.4

Эриксон видел в этом период неразберихи и экспериментов в отношении идентичности и того, как следует двигаться по жизненному пути. В подростковом возрасте мы испытываем психологический мораторий , когда подростки откладывают свою текущую идентичность, пока они исследуют свои варианты идентичности. Кульминация этого исследования — более последовательное представление о себе. Те, кому не удается преодолеть эту стадию, могут либо уйти в социальную изоляцию, либо затеряться в толпе.Однако более поздние исследования показывают, что немногие из них покидают этот возрастной период с достижением идентичности и что большая часть формирования идентичности происходит в молодом возрасте (Côtè, 2006). 5

Erik Erikson Theory Research Paper

Эта страница предназначена для того, чтобы показать вам, , как написать исследовательский проект по теме, которую вы видите здесь. Изучите наш образец или закажите специальную письменную исследовательскую работу у Paper Masters.

Закажите специальную исследовательскую работу по ЛЮБОЙ теме .

Антропология — просмотрите наши статьи по антропологии, посвященные мировой культуре и американской культуре в свете того, как развивались общества.

Искусство — Живопись, скульптура, биографии художников, очерки из фильмов и медиа-темы. Также перечислены темы истории искусства и кинообзоров.

Business and MBA — Бизнес-тематические исследования, темы управления бизнесом, профили компаний и тематические исследования отраслевых исследований. Поднимите свой MBA на новый уровень и используйте наши творческие идеи по бизнес-темам.

Уголовное правосудие — тематические идеи для специалиста в области уголовного правосудия. Новые способы изучения криминологической статистики, профилирования ДНК, закона о 3 забастовках и многого другого!

Экономика — Экономические темы от Адама Смита до ОПЕК и цены на нефть — доступно множество замечательных предложений по темам, которые придадут вам уникальный поворот в любой исследовательской работе по экономике.

Образование — Мы специализируемся на исследованиях в области образования и располагаем самым современным списком тем, доступных для специализации «Образование».От стандартов учебной программы до улучшения результатов обучения — нет такой образовательной темы, которую мы не могли бы предложить вам с уникальной точки зрения в наших образцах тем курсовой работы.

География — География иногда бывает трудно представить уникальную тему в вашей исследовательской работе. Paper Masters предлагает вам широкий выбор тем курсовой работы по географии. Используйте наши образцы, чтобы начать работу!

Литература — основные литературные темы становятся шедеврами, если вы используете предложения по тематике курсовой работы от Paper Masters.Сотни предложений по темам в диапазоне от Гильгамеш до Стеклянный зверинец от до Бог мелочей — все это может дать вам преимущество в вашей курсовой работе по литературе.

Медицинское здоровье — Темы медицинских исследований в области здравоохранения помогают студентам-медсестрам, врачам или специалистам в области медицинского администрирования выступать с уникальными презентациями по общим медицинским темам, таким как ожирение, СДВГ, эвтаназия, остеопороз и т. Д.

Военные — Военная история, стратегия, сражения и общая информация представлены в образце тематики исследовательских работ.

Сестринское дело — Темы, написанные специально для студентов-медсестер — Рынок работы медсестер, медсестры-анестезиологи, Бетти Нойман и История сестринского образования — вот лишь некоторые из тем, которые вы можете выбрать.

Философия — Философию бывает трудно понять, и еще сложнее написать курсовую работу. Получите хорошо продуманные предложения по философским темам из нашего огромного количества идей. Такие темы, как иллюзия свободы воли, справедливость в Городе Бога, Платоновская аллегория пещеры и многие другие.

Политология — Предложения курсовой работы по политологии предлагают важные темы демократии, свободы, президента и Конгресса, новую жизнь с интересными и новаторскими поворотами в общих заданиях по политологии.

Психологические исследования — темы психологических исследований касаются когнитивного и психологического развития, психических заболеваний, эмоционального интеллекта и многого другого. Любая тема психологии, которая вам нужна, у нас есть предложение для отличной статьи.

Религия — Предложения по темам индуизма, буддизма, христианства, иудаизма и других мировых религий.

Наука — Темы курсовой работы по науке, которые дают вам уникальные идеи для ваших исследований по всем вопросам, от глобального потепления, генома человека, минералов, неандертальцев и еще 100 идей по темам.

Социология — аборты, токсикомания, однополые браки, исследования этнических групп, бедность и преступность, жестокое обращение и другие социальные темы, актуальные сегодня.

Технологии и компьютер — Сетевой нейтралитет, компьютерные вирусы и достижения в области технологий. Предложения по темам.Объясните сложные вопросы технологий и информатики с помощью наших предложений по темам.

История США — История идеи курсовых работ варьируются от ацтеков Нью-Мексико до Сидящего Быка и ранней американской истории. Рабство, промышленная революция, Кеннеди и Вьетнам и многое другое. Получите оригинальные идеи от Paper Masters в своей курсовой работе по истории.

World History — Темы исследовательских работ по всемирной истории, которые дают студентам уникальные идеи по основным темам истории, таким как Гитлер, Вторая мировая война, Афганистан, Кэмп-Дэвид и другие.

Basic Trust vs. недоверие | Теория и примеры Эрика Эриксона — Видео и стенограмма урока

Теория психосоциального развития Эриксона

Эрик Эриксон был американским психологом немецкого происхождения, который внес значительный вклад в область психологии развития с теориями, которые продолжают влиять на современные интерпретации человеческого поведения. Он, пожалуй, наиболее известен своей сценической теорией психосоциального развития. Эриксон отклонился от существующих теорий своего времени, которые предполагали, что определенные психологические изменения заканчиваются в подростковом возрасте, а дальнейший рост минимален или отсутствует.Вместо этого он утверждал, что продолжительность жизни людей от рождения до смерти проходит на восьми этапах.

Эриксон был неофрейдистом, перенимающим многие точки зрения Фрейда, относящиеся к психологическому конфликту, но отвергая другие, такие как теория психосексуальной стадии Фрейда. Он разработал свой собственный психосоциальный подход, в котором особое внимание уделялось влиянию окружающей среды как на психологическую динамику, так и на поведение. На каждом из восьми предложенных им этапов он фокусировался на конкретном аспекте развития, который влиял на долгосрочное мировоззрение человека на протяжении всей его жизни.

Эрик Эриксон

Стадии психосоциального развития

Следующая диаграмма классифицирует и кратко описывает восемь стадий психосоциального развития Эриксона, указывая как положительные, так и отрицательные исходы как потенциальные последствия каждой стадии:

Стадия 1 (0-18 месяцев)

Доверие vs недоверие Ключевые соображения на этом этапе касаются того, адекватно ли заботятся о ребенке воспитатели.В этом случае у него развивается чувство доверия; в противном случае он становится недоверчивым.

Этап 2 (18 месяцев — 3 года)

Автономия против стыда и сомнения Основным элементом этой стадии развития является поощрение чувства независимости. Если это достигается, малыш чувствует себя самодостаточным; в противном случае он позорно сомневается в своих силах.

Этап 3 (3-6 лет)

Инициатива против вины На этом этапе основное внимание уделяется разрешению ребенку заявить о себе и предложить, а также вести игровые действия; если его критикуют или ограничивают, у него развивается чувство вины.

Этап 4 (6–12 лет)

Промышленность и неполноценность На этом этапе домашние и школьные обязанности вызывают чувство компетентности в выполнении заданий; однако, если не удается развить необходимые навыки, возникает чувство неполноценности

Стадия 5 (12-18 лет)

Идентичность и смешение ролей Эта стадия требует от подростка формирования комфортного ощущения себя в терминах ценностей, отношений и целей; невыполнение этого может привести к «кризису идентичности».

Стадия 6 (18-40)

Близость против изоляции В юном возрасте упор делается на романтику и формирование интимных отношений и семьи; отсутствие длительных партнерских отношений может смениться одиночеством и депрессией.

Стадия 7 (40-65)

Генеративность против застоя Средняя зрелость связана с тем, чтобы оставить после себя наследие посредством благотворительной общественной работы и наставничества; в противном случае отсутствие продуктивности создает ощущение бесполезности.

Этап 8 (65 и выше)

Целостность против отчаяния Сумеречные годы — время размышлений, в течение которых люди размышляют о своем жизненном пути; они могут быть удовлетворены своим успехом или, наоборот, сожалеть о результатах на протяжении всей жизни.

Теоретик обучения — Эрик Эриксон

Рик Эриксон учился у Фрейда. Он адаптировал «Психосексуальную теорию» Фрейда в психосоциальную философию, включив как психологические, так и социальные компоненты в свои восемь стадий развития, охватывающих всю человеческую жизнь (Fulbrook, 2019).Каждая стадия Эриксона сопровождается уникальным психологическим кризисом, исход которого зависит от того, как лица, осуществляющие уход, и другие важные люди реагируют на потребности человека на каждой из стадий. Дилемма, с которой человек сталкивается на каждом уровне, должна быть решена, чтобы ощутить чувство компетентности, чтобы стать хорошо приспособленным взрослым. Работа Эриксона дает нам основу для обучения детей и формирования из них хорошо приспособленных личностей в обществе.

Теория Эриксона актуальна и сегодня.Теория помогает воспитателям удовлетворять эмоциональные потребности ребенка на всех уровнях (теории развития ребенка). Он также дает рекомендации о том, на чем следует сосредоточиться в процессе разработки, и как это влияет на общий рост. Он один из немногих теоретиков, обсуждающих все развитие жизни от младенца до взрослого возраста.

1. Доверие против недоверия

Эта стадия — первая стадия, на которой младенцы должны научиться доверять взрослым в своей жизни. Эта стадия начинается при рождении и заканчивается примерно через восемнадцать месяцев.Если у ребенка будет стабильная, последовательная и надежная среда, ребенок будет доверять миру. Когда ребенок плачет, это единственный способ удовлетворить его потребности. Если их потребности будут удовлетворены, они будут доверять опекуну и разовьют чувство безопасности. Если у ребенка не разовьется доверие к своему окружению и опекунам, он может вырасти с недоверием к людям (Fulbrook, 2019).

2. Автономия против стыда и сомнения

Этот этап составляет от восемнадцати месяцев до трех лет.Это этап «я сделаю это», когда ребенок начинает принимать решение (Fulbrook, 2019). Ребенок также будет выражать свои предпочтения в окружающей среде, например, какую одежду он хочет носить и какую игрушку предпочитает. Ребенок обретает чувство независимости. Если ребенок не исследует опыт принятия решений, у него может развиться заниженная самооценка и стыд. Родители и опекуны стараются не делать все для ребенка, чтобы у ребенка была автономия в мире. (Маклеод, 2018).

3. Инициатива против вины

Это третья стадия, когда маленькому ребенку исполняется от трех до шести лет. Ребенок учится планировать и достигать целей, вовлекая других. У ребенка должно быть много возможностей планировать занятия и придумывать игры. Если у ребенка запланировано игровое свидание, попросите ребенка спланировать некоторые занятия на игровое свидание. Если им будет предоставлена ​​возможность, они проявят инициативу, будут руководить другими и принимать решения.

4. Отрасль и неполноценность

Эта четвертая стадия приходится на детей младшего школьного возраста от шести до двенадцати лет. Ребенок замечает и сравнивает себя с другими. В этом возрасте ребенок учится читать и писать, а также понимать числа. На этом этапе сверстники будут играть важную роль в его жизни и станут серьезным стимулом для уверенности в себе. Ребенок также думает о других и о том, что им нужно. Ребенку необходимо завоевать одобрение, которое будет принято в окружающей среде, и у него появится чувство гордости за свои достижения (McLeod, 2018).Если ребенку не дают времени или возможностей для достижения успеха, он будет чувствовать себя неполноценным и сомневаться в своих силах.

5. Идентичность и смешение ролей

Пятый этап длится от двенадцати до восемнадцати лет. На этом этапе ребенок спрашивает: «Кто я?» и «Чем я хочу заниматься в жизни?» (Маклеод, 2018). Ребенок находится в поисках самоощущения и самосознания. Молодой человек хочет принадлежать к обществу и соответствовать ему. За это время человек попробует несколько ролей, чтобы выяснить, что «подходит лучше всего».Подросток испытывает единое чувство себя, основанное на комбинации предыдущих знаний. Если у человека нет сильного чувства самоидентификации и способности защищать свои основные убеждения вопреки мнению других, у него может быть путаница в ролях.

6. Близость и изоляция

Шестой этап представляет молодых людей от восемнадцати до сорока лет. Взрослый формирует близкие личные отношения. Человек начинает формировать более интимные отношения, которые носят длительный характер.Взрослый развивает в отношениях чувство ответственности, безопасности и заботы. Если взрослый не переходит от установления отношений к поддержанию отношений, этому человеку может угрожать изоляция. На этом этапе проявляется сила любви.

7. Генеративность и застой

Взрослому на седьмой стадии от сорока до шестидесяти пяти лет. Взрослый способствует благополучию других. Взрослые озабочены тем, чтобы внести свой вклад в жизнь общества, будь то работа или отцовство.Если взрослый не будет продолжать заниматься самосовершенствованием на благо других, он станет стагнирующим и непродуктивным.

8. Целостность против отчаяния

Последняя стадия психологического развития Эриксона — от шестидесяти пяти лет и старше. На этой стадии взрослый испытывает чувство удовлетворения, размышляя о хорошо прожитой жизни. Взрослый, который позитивно оценивает свою жизнь, испытывает чувство удовлетворения и доволен.Если взрослый чувствует неудачу в своей жизни, он часто будет зацикливаться на идеях о том, что он «должен был» или «мог бы» сделать. В таких обстоятельствах взрослый обычно будет чувствовать горечь и отчаяние.

С тех пор, как Эриксон раскрыл всю жизнь развития, он продемонстрировал более реалистичный взгляд на развитие личности. Используйте этапы Эриксона как инструмент для развития, который помогает принимать решения и взаимодействовать с ребенком. Эриксон связал психологическое развитие на протяжении всей жизни.

Ссылки

Теоретики и теории развития ребенка Источник: https://www.familyconsumersciences.com/wp-content/uploads/Lesson-17-Child-Development-Theorists-and-Theories.pdf

McLeod, S.A. (3 мая 2018 г.). Этапы психосоциального развития Эрика Эриксона . Просто психология. Получено с: https://www.simplypsychology.org/Erik-Erikson.html

.

Стивен-Фулбрук, П., (2019) 15 теорий обучения в образовании (полное резюме), учитель наук.com Получено с https://teacherofsci.com/learning-theories-in-education/

Эрик Эриксон — Этапы вины, отрочества и теории личности

1902–1979
Американский психоаналитик немецкого происхождения, наиболее известный своей работой с детьми и подростками.

Эрик Эриксон родился во Франкфурте, Германия, в семье датчан. В юности он был учеником и учителем искусства. Во время обучения в частной школе в Вене он познакомился с Анной Фрейд , дочерью Зигмунда Фрейда .Эриксон прошел психоанализа , и этот опыт заставил его самому решить стать аналитиком. Он прошел обучение психоанализу в Венском психоаналитическом институте, а также изучил метод обучения Монтессори, который ориентирован на развитие ребенка . После окончания Эриксона Венского психоаналитического института в 1933 году нацисты только что пришли к власти в Германии, и он эмигрировал со своей женой сначала в Данию, а затем в Соединенные Штаты, где стал первым ребенком-психоаналитиком в Бостоне.Эриксон занимал должности в Массачусетской больнице общего профиля, Центре помощи судьи Бейкера, а также в Медицинской школе и Психологической клинике Гарварда, заслужив прочную репутацию выдающегося клинициста. В 1936 году Эриксон поступил на работу в Йельский университет, где работал в Институте человеческих отношений и преподавал в Медицинской школе. Проведя год, наблюдая за детьми в резервации сиу в Южной Дакоте, он поступил на факультет Калифорнийского университета в Беркли, где он был связан с Институтом защиты детей, а также открыл частную практику.Находясь в Калифорнии, Эриксон также изучал детей индейского племени юрок. После публикации в 1950 году книги, по которой он наиболее известен, Детство и общество, , он покинул Беркли, чтобы присоединиться к персоналу Центра Остен Риггс, известного психиатрического лечебного учреждения в Стокбридже, штат Массачусетс, где он работал с эмоционально обеспокоенными молодыми людьми. люди. В 1960-х Эриксон вернулся в Гарвард в качестве профессора человеческого развития и оставался в университете до выхода на пенсию в 1970 году.

Большая часть работ Эриксона посвящена формированию индивидуальной идентичности, творческой операции сознания в хорошо приспособленной личности и влиянию общества на развитие ребенка. Он отличается от более традиционных фрейдистов, придавая значительно большее значение развитию после первых нескольких лет жизни и утверждая, что эго играет очень положительную роль в этом развитии. Эриксон также известен своей концепцией подросткового «кризиса идентичности» — термина, который он ввел в употребление.Теория личности Эриксона охватывает всю продолжительность жизни человека, которую он делит на восемь отдельных этапов, каждый со своими задачами и кризисом. В младенчестве основной конфликт возникает между доверием и недоверием. Чувство доверия устанавливается в зависимости от качества взаимоотношений младенца с опекунами. Достижение доверия считается особенно важным для развития на следующих этапах. Кризис в раннем детстве , следующая стадия, находится между потребностью ребенка в автономии и чувством сомнения и стыда, вызванным обучением правилам и социальным требованиям самоконтроля, включая физический контроль, такой как туалет. обучение.Успешно согласованный, этот этап приводит к появлению независимости и силы воли. Позже, в дошкольном возрасте, наступает третий этап, когда ребенок начинает активно исследовать свое окружение . На этом этапе существует кризис, связанный с инициативой и возможное чувство вины за установление контроля над своей собственной деятельностью. Чувство цели, ведущее к способности преследовать цели, несмотря на риски и возможные неудачи, возникает с разрешением этого конфликта.На четвертом этапе, в первые годы обучения в школе, социальный контекст расширяется и включает школьную среду, где навыки и умение решать задачи становятся в центре внимания внимания . Возникает конфликт между отраслью , или способностью работать, и чувством неполноценности, и первое должно восторжествовать для развития компетентности.

Эрик Эриксон ( Archive Photos, Inc. Воспроизведено с разрешения.)

Цели первых четырех стадий — доверие, автономия, инициатива и трудолюбие — создают основу для успешных переговоров на пятой стадии, на которой подросток должен сформировать устойчивую идентичность и достичь самоощущения.Хотя на данном этапе важны социальные вопросы, такие как «приспособление к группе», Эриксон подчеркивает важность достижения индивидуальной идентичности, основанной на самопознании и непрерывности опыта. Неспособность разрешить конфликты на этой стадии приводит к путанице идентичности или ролей и влияет на переживания трех последующих стадий взрослого. В юном возрасте основной проблемой является близость или способность любить. В среднем зрелом возрасте это генеративность , или способность быть продуктивным, будь то работа, воспитание детей или другие виды деятельности, а не стагнация.Ключевое качество на этом этапе — умение заботиться о других. Наконец, в зрелом возрасте задача состоит в том, чтобы достичь чувства целостности и мудрости, с помощью которой можно преодолеть отчаяние, вызванное физическим распадом и смертью.

Составленное Эриксоном отображение жизненного цикла оказало глубокое влияние на психологию развития , особенно в области подросткового поведения и на переход к взглядам на продолжительность жизни среди изучающих человеческое развитие. Он получил Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию за свои произведения, в том числе психобиографии Молодой человек Лютер (1958) и Истину Ганди (1969).Эриксон также является автором книг Insight and Responsibility (1964) и Identity, Youth and Crisis (1968).

Справочное эссе для студентов | Служба написания бумаги

Оформить заказ

Крайний срок

14 д

  • 14 дней
  • 10 дней
  • 7 дн.
  • 5 дней
  • 3 дн.
  • 48 часов
  • 24 ч
  • 8 часов
  • 3 ч

Получите скидку 10% Продолжать

Wi16 Развитие ребенка онлайн: EDUC & 115

    Щиток приборов

    ОБРАЗОВАНИЕ И 115 ОНЛАЙН

    Перейти к содержанию Щиток приборов
    • Авторизоваться

    • Панель приборов

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать