Это противостоящие друг другу стороны в конфликтной ситуации: \376\377\004%\004 \004\025\004!\004″\004\036\004\034\004\020\004″\004\030\004/\0000\0001\0000\0008\0000\0008

Автор: | 14.03.1974

Содержание

умения и ценности» – Учительская газета

Модуль включает в себя методические рекомендации классным руководителям для работы над проблемой поведения детей в конфликтной ситуации.

. Учитель делит класс на группы по 4-5 человек.. Учитель просит каждого ученика рассказать своей группе о конфликте, с которым он столкнулся в последнее время (дома с родными, с друзьями, в школе, на улице и т.д.). Каждый участник рассказывает о конфликте, обязательно отмечая следующее:

1. «Конфликт как социальное явление» – вводная часть.

2. «Шесть шагов к победе без проигравших» (классный час) – 2-3 часа.

3. «Примирение через сотрудничество» (классный час) – 1-2 часа.

4. «Примирение через аффирмацию» (классный час).

5. «Как вы живете во время конфликта?» (классный час) – 2-3 часа.

6. «Как быть толерантным в общении» (классный час) – 1-2 часа.

Здесь раскрываются такие общественно важные понятия, как толерантность, конфликт, примирение, сотрудничество, аффирмация.

Цели и задачи:

воспитание детей социально и эмоционально грамотными людьми, понимающими, что они несут определенную долю ответственности за происходящее в мире;

формирование у детей умений решать конфликты, развитие миротворческих способностей у учеников младшего и среднего школьного возраста;

учить ребят выражать свою точку зрения и уметь выслушивать противоположные мнения участвующих в конфликте сторон;

формировать умения решать проблему с помощью сверстников, выступающих в роли посредников-миротворцев.

У детей должны быть сформированы

знания: что такое конфликт, причины возникновения конфликта, способы его решения;

умения: анализировать конфликтные ситуации, выступать в роли посредников-миротворцев, подбирать решения, которые удовлетворяли бы обе стороны:

навыки: конструктивного разрешения конфликтов.

Использованная литература

1. «Брошюра с советами о том, как справиться с конфликтами». Вице-президент Центра БББ Анни Исбел.

2. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.

3. «Жить в мире с собой и другими». Г. Солдатова, О. Шарова, Л. Шайгерова.

4. Конвенция ООН о правах ребенка.

5. «Национальные стандарты гражданского образования». Центр гражданского образования г. Калабасас, Калифорния, США.

Многообразие человеческой природы проявляется даже внутри гармонично интегрированного дружественного сообщества. Его все чаще считают источником различий во взглядах, мнениях и ценностях, что ведет к серьезным противоречиям и конфликтам. Толерантность означает способность позитивно взаимодействовать со всеми формами различий до тех пор, пока они не унижают человеческое достоинство и не наносят вред благосостоянию других людей. Это значит, что даже при наличии серьезных и глубоких различий между группами людей надо вести дело так, чтобы уважать достоинство оппонентов и не навредить им. Именно такое умение вести себя в конфликтной ситуации, особенно если людьми преследуются различные цели и существуют различные перспективы, чрезвычайно важно для развития и сохранения дружественных сообществ.

Ни дружественное сообщество, ни культура мира вообще не могут существовать без определенных противоречий и конфликтов. Ведь на самом деле поиск определенных эффективных путей для достижения позитивных целей, необходимых для выживания и здоровья сообществ и культур, обязательно сопровождается противоречиями и регулярными конфликтами. Можно сказать, что конфликт – это условие жизни. Большинство сталкивается с ними как непосредственно, так и косвенно, наблюдая их во взаимоотношениях других людей. Масштабы у конфликтов бывают любые: от выяснения отношений между отдельными гражданами до крупных вооруженных столкновений и разрушительных войн. Последствия тоже разнообразны: они могут привести к конструктивному разрешению сложной ситуации, а могут принести огромный, иногда непоправимый вред людям, а также материальным и природным ресурсам всей земли. Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом определяется двумя основными факторами: стремлением не причинить вреда другим людям, равно как и общим ресурсам, и окружающей среде, и, что еще более важно, умением вести себя в такой ситуации.

Из чего следует, что обучение должно быть направлено на развитие ненасильственных форм поведения, основанных на отношении к жизни как к высшей человеческой ценности, и на воспитание способности и умения конструктивно относиться к конфликту.

Деструктивный конфликт является самой серьезной проблемой современного мира, поскольку он чреват разрушениями и оказывается препятствием на пути решения других мировых проблем. Конфликт – это нормальная часть жизни, которая не должна быть разрушительной или насильственной. Насилие не является нормальным условием жизни, оно уничтожает жизнь.

Мы должны уметь вести гражданские диспуты, оспаривать противоречивые позиции так, чтобы выяснять различия и открывать возможности решения. И, конечно, все время необходимо обращаться к оппонентам вежливо, с уважением, чтобы не разрушить отношения с теми, кто и дальше будет жить в этом сообществе. Сегодня это относится одинаково как к местным сообществам, так и к миру в целом. Важно уметь вступать в активный ненасильственный конфликт, часто с более мощными силами, чтобы разрешить возникшие противоречия, преодолеть несправедливость, не проходя при этом через повторяющиеся взрывы насилия, сопровождающиеся местью.

Необходимо знать, как конструктивно вести себя во время конфликта, как завершать его справедливо и без насилия, как примирять противостоящие стороны так, чтобы он укреплял сообщество, а не ослаблял его.

Существует много подходов к разумному, ненасильственному решению противоречий. Если обучение поведению в конфликтных моментах станет обязательным для всех уровней учебы в школе, то мы можем быть уверены, что все наши выпускники будут обладать хотя бы элементарными навыками поведения при столкновении взглядов, мнений, интересов. Не говоря уже о том, что некоторые смогут решать свои конфликты и помогать в этом другим на основе альтернативных вариантов, используя целый спектр позитивных приемов. В дальнейшем это поможет им разбираться в серьезных социальных, политических и экономических неоднозначных ситуациях.

Для разрешения возникающих конфликтов необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.

В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения – это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Наиболее конструктивный подход к конфликту – добиваться победы на двоих, когда все заинтересованные стороны в процессе достижения своих целей удовлетворены полученной и достаточной для них долей, когда никто не рассматривает себя как жертву или проигравшую сторону. Таким образом можно действительно завершить конфликт; становится возможным примирение и восстановление испорченных отношений и даже разрушенных сообществ. Мастерство и умение, требующееся для действий, ведущих к победе на двоих, повышает уровень терпимости и создает возможность, когда толерантность может привести к развитию взаимовыгодных отношений на более высоком уровне.

Одним из наиболее распространенных подходов, которому обучают школьников всех возрастов, является «процесс шести шагов», разработанный и представленный в различных формах. Предлагаемый вариант предназначается для детей младшего школьного возраста в разрешении ими личных конфликтов, но может быть адаптирован и на более старший возраст. Он представлен как серия вопросов, которые учитель может перефразировать, чтобы они подходили для детей с определенным уровнем развития.

Шаг 1. Чего я так хочу, что это привело к конфликту? Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

Шаг 2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую игру играть во время перемены или какую смотреть телевизионную программу?

Шаг 3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько таких решений нам могут подсказать одноклассники?

Шаг 4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

Шаг 5. Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

Шаг 6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись?

Эти вопросы полезно задать детям вскоре после того, как учитель или другие ученики вмешаются в конфликт и попытаются его остановить – будь то драка, ссора, ругань или что-то еще. С помощью предлагаемых ниже действий учитель может привлечь конфликтующих учеников к обсуждению конфликта и затем вовлечь в обсуждение весь класс.

Этап 1

Дайте ссорящимся ученикам время, чтобы остыть.

Затем попросите их коротко побеседовать с вами, чтобы посмотреть, не можете ли вы помочь им в решении проблемы. Не просите их давать объяснения или рассказывать, что произошло. Отметьте просто, что между ними произошел конфликт и класс хочет, чтобы он был разрешен.

После этого объясните, что существует много способов его решения. И один из них заключается в том, чтобы определить суть проблемы, затем придумать как можно больше способов ее решения, представить, что случится, если применить некоторые из них, а затем выбрать то, которое удовлетворит всех участников конфликта.

Раздайте участникам конфликта листы с вопросами. Прочтите и обсудите их, чтобы убедиться, что они поняты детьми.

Каждый из них должен пообещать воздержаться от ссоры в «период раздумий». Если им для этого нужно находиться подальше друг от друга, их следует развести по разным помещениям. Можно также попросить одноклассников занять их чем-нибудь во время перемены или после занятий.

Предложите им подумать над вопросами и возможными ответами. Кроме того, попросите их придумать как можно больше вариантов решения проблемы, которые можно будет обсудить во время следующей беседы (после обеда, в конце дня или на следующий день).

Встретьтесь с ними еще раз. Попросите каждого ответить на первые два вопроса, чтобы выяснить, что вызвало конфликт.

Попросите каждого дать несколько вариантов решений. Попросите каждого сказать, есть ли среди предложенных противником такие выходы, которые можно попробовать, и дайте им определить, с чего можно начать. Объясните, что этот процесс называется переговорами.

Если они сами не могут назвать несколько решений или хотя бы одно, спросите, согласны ли они, чтобы класс или вы выступили в роли «арбитра», то есть сделайте так, чтобы они продолжили свой поиск. «Арбитраж» – это процесс принятия решений, при котором конфликтующие стороны соглашаются с теми, кого они уважают. А может быть, они хотят, чтобы вы или кто-то из учеников, или группа учеников помогли им принять решение? Объясните, что подобного рода помощь называется посредничеством, а люди, которые помогают противостоящим сторонам прийти к соглашению, – это посредники.

Скажите детям, что какое бы ни было принято решение, они должны стараться его соблюдать. Если этого не произойдет, нужно будет попробовать другие, и так до тех пор, пока не будет найдено то, которое подойдет. Если они попробуют соблюдать обоюдную договоренность и это не получится, то нужно прибегнуть к посредничеству или арбитражу, возможно, что и к тому, и к другому. В любом случае они не смогут быть вместе до тех пор, пока не придут к разрешению конфликта. Их несогласие вредно для мира в классе.

Этап 2

Если дети, между которыми был конфликт, хотят поделиться своим опытом с классом, попросите их сделать это. Пусть они познакомят детей с «процессом шести шагов».

Предложите ребятам создать свою команду посредников и/или арбитражную комиссию, которые помогали бы им в решении конфликтов. Спросите, есть ли добровольцы. Если их окажется слишком много, предложите ротационную схему, чтобы ученики могли быть членами команды и комиссии по очереди. Будет хорошо, если они поочередно побывают и там, и там.

Объясните им суть трех процессов: переговоров (стороны сами приходят к решению), посредничества (стороны приходят к решению с помощью третьего лица), арбитража (стороны по предварительной договоренности соглашаются выполнить решение, принимаемое третьим лицом).

Периодически проводите «собрания по развитию сообщества», во время которых будете узнавать, действуют ли договоренности, и обсуждать новые проблемы, которые можно решить сообща.

Нетерпимость является преградой к конструктивному поведению во время конфликта и эффективному примирению после того, как согласие достигнуто. Это относится как к межличностным, так и к межгрупповым конфликтам, в том числе к войнам и серьезным нарушениям прав человека. В постконфликтной ситуации только при наличии толерантности можно признать ответственность за причиненный ущерб, согласиться на компенсации и репарации, простить или амнистировать.

Подчеркните, что это очень трудная задача, для выполнения которой необходимо признать свою ответственность за содеянное, возместить ущерб и примириться друг с другом. Обратите внимание детей на то, что в странах, где люди не стремятся к примирению, конфликты могут возобновляться, а это влечет за собой новое насилие и войны, как, например, в бывшей Югославии.

Занятия с детьми

1. Разделите учеников на группы по 5-6 человек и попросите их вспомнить конфликты или драки, которые недавно происходили между ними в классе или во дворе дома.

Кто участвовал в конфликте?

Чем закончился конфликт? Был ли у него хороший конец?

2. Попросите группы рассказать о конфликтах, которые они вспомнили, и выбрать тот, который закончился плохо, с тем чтобы совместно обсудить услышанное.

Почему конфликт закончился плохо?

Что случилось после того, как конфликт закончился?

Что могло бы стать для него хорошим концом?

3. Затем обсудите варианты «хороших концов» и остановитесь на одном из них, чтобы поговорить о терпимости и примирении. Объясните детям, что быть терпимым – значит признавать права других людей и не мешать им быть самими собой. Попросите их прийти к общему мнению по следующим вопросам:

Почему нужно проявлять толерантность после окончания конфликта?

Как люди выражают толерантное отношение после драки или ссоры?

Что нужно делать после разрешения конфликта? Кто должен взять на себя ответственность за конфликт? Как они должны это сделать?

Попросите детей подумать о том, кто должен прощать. Что нужно простить? Как могут примириться участники конфликта?

Какие совместные действия им следует предпринять, чтобы снова стать друзьями? Попросите детей дать свои варианты и расскажите им, как вчерашние противники могут работать вместе. Как их сотрудничество отразится на всем классе? Важно ли им быть в совместной работе терпимыми друг к другу? Если да, то в чем это выразится?

4. Возьмите реальный конфликт, недавно случившийся в классе. С согласия участвующих в нем детей попросите класс обсудить каждый из следующих вопросов:

Они оба извинились и простили друг друга?

Как они себя чувствовали после этого? Признал ли каждый из них, что обидел другого или нанес ему вред? Было ли ими что-нибудь сделано, чтобы ликвидировать этот вред? Что каждый из них мог сделать, чтобы компенсировать испорченное настроение?

Что они могут сделать вместе сейчас, чтобы узнать друг друга получше и попытаться быть друзьями? Почему для класса лучше, чтобы они были друзьями? Могут ли они придумать какие-то общие дела, выполнение которых сулило бы выгоду обоим? А такие, от которых выиграл бы весь класс?

Примечание

При планировании совместных действий важно выбрать такие, от которых выигрывает весь класс, например, собрать в конце урока тетради или положить на место наглядные пособия. Другим видом задания может быть что-то взаимовыгодное для бывших противников, например, помощь друг другу при выполнении уроков или еще что-то в этом роде, способствующее укреплению между детьми хороших отношений.

Расскажите ученикам другие истории о том, как сотрудничество помогло преодолеть конфликты и другие преграды на пути построения счастливого сообщества.

Чувство собственного достоинства – это черта, необходимая для воспитания уважения к другим и развития черт, свойственных терпимому человеку. Чувство собственного достоинства также необходимо человеку для примирения, поскольку оно предполагает принятие на себя ответственности за нанесение вреда и прощение тех, кто нанес вред. Учителя должны помнить, что основная цель и назначение обучения конструктивному подходу к конфликту, примирению и миротворчеству – это развитие способности отвечать за собственные действия, совершенные от имени сообщества, будь то класс или весь мир.

Исходя из этого, учителям лучше не заставлять учеников чувствовать себя виноватыми. Чувство вины разъедает самоуважение и мешает примирению. Не следует также потакать ученикам, если они обвиняют друг друга. Лучше, чтобы те, кто причинил кому-то вред, умели бы признать это и раскаяться, а те, кому вред был причинен, были бы способны искренне простить обидчика, если тот взял ответственность на себя и компенсировал потерю. Важно, чтобы свою вину признали все участвующие в конфликте стороны. В большинстве детских столкновений непросто бывает определить, кто обидчик, а кто обиженный, поскольку обычно виноваты бывают все. Дети, как и взрослые, должны понимать, что искреннее миротворчество ведет к справедливому решению. Справедливость требует ответственности, раскаяния, компенсации, но не кары. Лучше вылечить и восстановить взаимоотношения. Месть и наказание вновь и вновь приводят к насилию и конфликтам. С ними можно покончить только путем примирения.

Люди с развитым чувством собственного достоинства, как правило, более способны признавать свою вину, прощать и примиряться, равно как и быть терпимыми и уважать других. Поскольку самоуважение можно воспитать через аффирмацию, то процесс примирения тоже можно провести через аффирмацию. (Аффирмация (англ. Affirmation – заявление, заверение; утверждение, подтверждение, торжественное заявление) – в современной политической или социальной практике действие или словесное выражение, направленное на подтверждение полноправного статуса человека).

1. Педагог или ученики из числа посредников встречаются с ребятами, недавно разрешившими конфликт, и предлагают им помощь в примирении и установлении хороших отношений.

2. Участники конфликта должны вспомнить о бывших оппонентах что-то хорошее и на следующий день в присутствии посредников сказать это хорошее друг другу.

3. На третий день они должны обменяться двумя положительными, аффирмативными высказываниями. Им нужно посмотреть друг на друга, вспомнить прежние добрые времена, можно спросить друзей, какие у них есть предложения.

4. На четвертый день дети должны встретиться наедине, чтобы обменяться аффирмациями и поговорить о чем захотят.

5. На пятый день они могут рассказать посредникам, как, по их мнению, идет примирение, и вместе с ними обсудить, нужно ли им продолжать процесс, нуждаются ли они в помощи посредников или могут обойтись сами.

6. Если оба участника согласны, в процессе примирения может участвовать весь класс. Во время аффирмационных встреч каждый ученик говорит что-то хорошее о примиряющихся одноклассниках.

Очень хорошо, если учителя будут проводить аффирмационные собрания регулярно для того, чтобы каждый ученик услышал хорошее от своих одноклассников и почувствовал, что его ценят как члена общества. Когда у учеников появляется это ощущение, конфликты все равно могут возникать, но их разрешение, скорее всего, будет происходить более конструктивно, а примирение будет даваться легче.

Этот способ работы с конфликтом подходит не ко всем ситуациям. Учителю необходимо знать много приемов, чтобы справиться с конфликтами и учить детей решать их конструктивно. Эти методики должны быть изменены и адаптированы применительно к конкретным обстоятельствам.

Очень важным является ознакомление учащихся с различными подходами к разрешению конфликта. Необходимо помочь им найти эффективные, убедительные и демократические методы управления развитием конфликта, которые уважают права человека вообще, учитывают историю отдельных людей и современное положение сторон, вовлеченных в конфликт. Учителю нужно помочь каждому ученику понять свой собственный подход к разрешению конфликта, в который он оказался вовлеченным. (Известна ли ему данная проблема? Или это бегство от проблемы? Боится ли он этой проблемы? Можно ли ее избежать? Проявилось ли при этом насилие? Или это не насильственный конфликт?)

Занятие с детьми

Этап 1. Учитель делит класс на группы по 4-5 человек.

Этап 2. Учитель просит каждого ученика рассказать своей группе о конфликте, с которым он столкнулся в последнее время (дома с родными, с друзьями, в школе, на улице и т.д.). Каждый участник рассказывает о конфликте, обязательно отмечая следующее:

Где произошел конфликт?

С кем? Из-за чего?

Что он (она) чувствовал (-а) во время конфликта?

Какие чувства были у оппонента?

Что стояло за конфликтом? Какие у него (нее) были цели и задачи?

Какие цели и задачи были у оппонента?

Как он (она) вел(-а) себя во время конфликта?

Каковы были его (ее) аргументы? Какие аргументы были у оппонента?

Что он (она) предложил(-а) для разрешения конфликта? Был ли он(она) доволен(-льна) результатом?

Какие интересы, ценности были у конфликтующих сторон?

Этап 3. Каждая группа должна представить отчет, рассказывающий об опыте каждого ученика и составленный в следующем порядке: тип конфликта и его проблема; средства, принятые для разрешения конфликта; стороны конфликта; результаты.

Этап 4. Обсуждение. Учитель комментирует рассказы учеников, подчеркивая, что демократические цели могут быть достигнуты только демократическими методами управления конфликтом. Можно задать ученикам вопросы: какое у вас самих впечатление от своего подхода к разрешению конфликта? Всегда ли вы так действуете? Какую пользу вы извлекли из опыта одноклассников? Стали ли вы лучше понимать проблему?

Этап 5. Заключение. Учитель может выбрать два или три случая (в зависимости от имеющегося времени), когда возникло насилие и когда конфликт не удалось завершить. Рассказать о них всему классу, чтобы определить сильные и слабые стороны в изложенном подходе к разрешению конфликта. Предложить ученикам подумать о других подходах, создавая таким образом в их сознании модели для управления аналогичными ситуациями.

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то дает «сдачи», кто-то пытается найти конструктивный выход. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

Учитель предлагает кому-нибудь из ребят вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот ученик выступает в роли того, кого обидели, а другой – в роли обидчика. Дети должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Схема достойного выхода их ситуации:

1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах…»

2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «…я почувствовал себя неудобно…»

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я попрошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…»

4. Скажи, как ты поведешь себя в случае, если человек изменит свое поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

Предложите выполнить это задание нескольким парам учащихся.

Ученики класса высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.

Инструкция. «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: а и б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете».

Текст опросника

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего. б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя. б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека. б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

Наталья ГУДОШНИКОВА, учитель права и граждановедения

Саранск

Тесты Конфликты в межличностных взаимоотношениях обществознание 6 класс с ответами

Тесты по обществознанию 6 класс. Тема: «Конфликты в межличностных взаимоотношениях»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Конфликт это:

– Единственная форма взаимоотношений между людьми, при которой можно уладить все противоречия.

+ Столкновение людей во взглядах, интересах, ценностях, которое сопровождается негативными эмоциями.

– Конструктивная форма выяснения отношений.

2. Урегулирование взаимных противоречий путем односторонних уступок – это:

– Компромисс

– Избегание

+ Приспособление

3. Выход из конфликта без разрешения противоречий, вызвавших данное разногласие –

– Примирение

– Разрешение конфликта

+ Избегание

4. Из трех утверждений выберите одно верное:

– Конфликт имеет только отрицательные последствия.

– Для разрешения конфликта обязательно нужна третья независимая сторона – посредник.

+ Конфликтная ситуация может принести некоторую пользу, выявить скрытые достоинства и недостатки противостоящих сторон.

5. Завершающий этап конфликта:

+ Затухание.

– Эскалация.

– Конфронтация.

6. Пример неконструктивного разрешения конфликта:

– Достижение компромисса.

– Объединение бывших соперников ради достижения общей цели.

+ Уход из конфликтной ситуации, попытка игнорирования противоречий.

7. Компромисс это:

– Преодоление разногласий путем односторонних уступок.

– Избегание конфликтной ситуации, игнорирование возникших противоречий.

+ Взаимные уступки, необходимые для урегулирования спора.

8. Их трех утверждений выберите одно верное:

+ Разрешение конфликта может быть полным или частичным.

– Компромисс нельзя считать способом разрешения конфликта, так как противоборствующие стороны не достигают желаемого в полной мере.

– При конструктивном конфликте выявляется сторона-победитель, при этом не важно, какие она задействовала средства для победы над своим оппонентом.

9. Способ разрешения конфликтной ситуации, при котором одна из сторон уступает другой, принимает ее правила поведения и условия –

– Компромисс

– Сотрудничество

+ Подчинение

тест 10. Сестры Маша и Таня подрались из-за любимой куклы. Каждая из них хочет, чтобы игрушка принадлежала ей одной. Из приведенных ниже примеров выберите вариант разрешения конфликта, который можно назвать компромиссом.

– Маша старше Тани на два года, поэтому она все-таки решила уступить куклу сестре, отдала ей игрушку навсегда.

+ После многочисленных споров, Маша и Таня договорились играть куклой по очереди, через день.

– В процессе ссоры Маша и Таня нечаянно оторвали кукле голову, на этом их конфликт был исчерпан.

11. Выберите пример, который иллюстрирует разрешение конфликта не по желанию сторон, а в результате исчерпания причины разногласий.

– Одноклассники Дима и Никита перестали спорить из-за места у окна на предпоследней парте, так как решили уступить его девочке Наташе.

+ Одноклассники Дима и Никита перестали спорить из-за места у окна на предпоследней парте, так как Марья Ивановна рассадила обоих школьников за первую парту.

– Одноклассники Дима и Никита перестали спорить из-за места у окна на предпоследней парте, так как один из мальчиков уступил второму.

12. Как называется практика, при которой, конфликт между двумя государствами помогает разрешить третья независимая сторона?

– Практика подчинения.

+ Практика посредничества.

– Практика компромисса.

13. Почему избегание не лучший выход из конфликтной ситуации?

– Участники конфликта не высказывают весь свой гнев, недовольство.

– При избегании обе конфликтующие стороны не получают желаемого в полной мере.

+ В этом случае высока вероятность, что конфликт повторится снова.

14. В переводе с латинского языка конфликт означает:

– Спор.

– Противоречие.

+ Столкновение.

15. Наиболее конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации:

– Подчинение.

+ Компромисс.

– Избегание.

16. В каком из приведенных примеров идет речь об успешном разрешении конфликта?

+ Муж с женой договорились мыть посуду по очереди.

– Вовочка назвал своего одноклассника обидным словом «баран», в ответ на это мальчик запустил в него книжкой.

– Команда 5-а класса победила в футбольном матче шестиклассников.

17. В каком случае речь идет о конструктивном конфликте?

– Денис и Илья перестали спорить между собой и ввязались в драку.

– Настя обиделась на своего брата Павла и втайне от него окрасила розовым лаком всех его солдатиков.

+ Маша обиделась на Настю, о чем открыто сказала подруге и попросила дать объяснение ее поведению.

18. В каком случае речь идет о неконструктивном конфликте?

– Илья Николаевич и Борис Валентинович высказали друг другу свои претензии, после чего нашли компромисс в интересующей ситуации.

– Прочитав записку «Прошу не ставить машину у въезда в мой гараж» Иван Иванович решил поменять выбранное место и припарковался у подъезда.

+ Выслушав претензии соседки относительно слишком громкой музыки, Настя сделала тише, но ночью, пока никто не видит, высыпала содержимое мусорного ведра у входной двери соседки.

19. Какой из примеров иллюстрирует подчинение в качестве способа разрешения конфликтной ситуации?

– Мама отругала Никиту за полученную им тройку, из-за чего он обиделся и сказал, что вообще не будет делать домашнее задание.

+ Марья Ивановна сделала незаслуженное замечание Вовочке, и хотя не он был нарушителем спокойствия на уроке, мальчик решил не спорить и вышел из класса по указанию учителя.

– Маша сказала бабушке, что больше не будет есть вареники с вишней, так как ей попалось целых пять косточек, бабушка обиделась и решила больше никогда не готовить внучке вареники с какой-либо начинкой.

тест-20. Какой из примеров иллюстрирует сотрудничество в качестве способа разрешения конфликтной ситуации?

+ Илья и Тимур договорились на время забыть о разногласиях, чтобы сделать успешно проект по истории, порученный им учителем.

– После длительной ссоры, мама и папа решили разделить семейный бюджет, чтобы каждый расходовал только свою заработную плату.

– После выяснения отношений спортсмены договорились использовать беговую дорожку по очереди.

21. В каком из примеров идет речь о незавершенном конфликте?

– Маша не дала списать домашнее задание Ире, в результате одноклассница обиделась и перестала с ней общаться.

– Артур и Даниил постоянно ссорились на переменах и даже иногда на уроках, но неделю назад Даниил переехал в другой город и споры прекратились.

+ Арина обиделась на Дашу из-за того, что подруга отказалась пойти с ней на каток, на следующий день Арина рассказала всему классу, что Даша спит в обнимку с плюшевым мишкой.

Бежав из Афганистана, США остаётся лишь договариваться с руководством Талибана, директор ЦРУ уже прилетал в Кабул

Пока идут военные сражения, свистят пули и гибнут люди, говорят и пишут, как правило о тех, кто воюет. Деятельность разведывательных служб остается в тени. Свою работу они привычно ведут до того, как войны начинаются, а продолжают после того, как они завершаются.

Тяжелейшее поражение Соединенных Штатов Америки в Афганистане поразило весь мир. Некоторые обозреватели сравнивают эту ситуацию с позорным бегством американской армии из Сайгона в 1975 году. Мне это не представляется корректным. Вьетнамская война, как это становится понятным сегодня, стала крупнейшим военным конфликтом второй половины XX века. Но проигравшая сторона воевала во Вьетнаме не только с боеспособной и неплохо вооруженной армией Северного Вьетнама, имевшей боевой опыт сражений. США противостояли Советский Союз, Китай и Северная Корея. Помощь финансами, военной техникой, инструкторами, которые участвовали в сражениях со стороны этих стран, была беспрецедентной и не особо скрывалась. Наконец, Соединенные Штаты никогда в своей истории не сталкивались с таким мощным антивоенным движением в своей стране. Это была крайне непопулярная война и все эти обстоятельства повлияли на ее исход. Тогда американцам удалось вывезти из Вьетнама тысячи своих сторонников.

Многие уехали в США не только со своими семьями и близкими, но и немалыми капиталами. Это, прежде всего относится к военным, чиновникам южновьетнамского правительства, бизнесменам. Я встречал этих людей в Нью-Йорке, Чикаго, Сан Франциско. Они были неплохо устроены, торговали морепродуктами, открывали рестораны азиатской кухни. Их дети давно адаптировались в американском обществе и чувствуют себя гражданами США. Достаточно лояльно победители обошлись с попавшими в их руки вьетнамцами, которые сотрудничали с американцами. Эти люди провели несколько лет в так называемых лагерях перевоспитания и постепенно адаптировались в социалистический Вьетнам. Никаких массовых казней, отрубания голов и наказаний до смерти не практиковали. Возможно, похожим в этих двух конфликтах стало то, что Вьетнам американцы покидали, как и Афганистан, оставляя военную технику и амуницию внушительных размеров. Подсчитано, что стоимость вооружения, доставшегося победителям во Вьетнаме, составила сумму около 5 миллиардов долларов.

Афганцы, бегущие от талибов, у самолета ВВС США в Кабуле, 16 августа 2021 (Фото: ASSOCIATED PRESS / picture alliance)

Талибы возле аэропорта в Кабуле после взятия города (Фото: Rahmat Gul / AP Foto / picture alliance)

В наши дни боевикам Талибана** досталось гораздо больше. Член палаты представителей США Джим Бэнкс заявил, что в руках Талибана* осталось оружия американского производства на сумму не менее 85 млрд долларов. Одних только вертолетов Black Hawk у афганцев больше, чем у 85% стран мира.

Ничего похожего с Вьетнамом в Афганистане не было. Вторжение США в эту страну было поддержано мировым сообществом. До последнего дня действия армии Соединенных Штатов одобрялись общественным мнением и властями. Противостояли им в Афганистане по существу плохо организованные племена, вооруженные устаревшим советским оружием. Никакой международной поддержки все эти годы Талибан* не получал.

Первым крупным представителем западного мира, посетившим Кабул, после захвата власти талибами, стал директор ЦРУ Уильям Бернс. Опытнейший дипломат прибыл тайно и о его встрече с руководителем Афганистана Абдул Гани Барадаром сообщили только тогда, когда гость отбыл в Вашингтон. Утечка в американских СМИ об этом визите, я полагаю, не случайна. Было смешно читать, что руководитель крупнейшей разведки мира регулировал в Кабуле отправку граждан США на Родину. Нет сомнений, что с руководителем Афганистана, который по иронии судьбы был арестован в свое время в Пакистане именно ЦРУ и сидел там в тюрьме, обсуждались куда более важные стратегические вопросы, в том числе относящиеся к ведомству разведки. Могу предположить, что в таких ситуациях обычно представители США озвучивают прямым текстом угрозы в случае, если интересы США новое руководство не учтет. Вряд ли в этом случае на Талибан* эти угрозы подействуют. К тому же, как выясняется после взрывов в Кабуле и гибели американских военнослужащих, в этой стране есть силы неподотчетные Талибану* и не согласные со сложившимся положением.

Думаю, им было, о чем поговорить. В мире есть несколько столиц, где во все времена и при всех режимах активно действовали разведслужбы зарубежных государств. Список не такой уж и большой: Каир, Стамбул, Париж, Женева, Вена, Нью-Йорк. Кабул в силу стратегического положения Афганистана всегда был в их числе. Особый интерес к этому региону исторически проявляла Великобритания, начиная с XVIII века. Англичане считали Афганистан зоной своих интересов, как и Индию, Египет, впоследствии Пакистан. В XIX веке им пришлось столкнуться в Афганистане с военной разведкой Российской империи, которая действовала здесь достаточно успешно. Надо отметить, что англичане проявляли интерес не только к Афганистану, но и к российскому Кавказу, к Средней Азии. На определенном этапе англичане воцарились в Афганистане, но в конце 1841 года потерпели катастрофическое поражение от афганцев, потеряв в этой компании 18 тысяч военнослужащих и все снаряжение. В общем-то они бежали так же позорно, как и американцы в 2021 году.

Кстати, для резидентов Британии, активно работавших против России, все закончилось плохо. Сэр Александр Бернс был растерзан толпой в Кабуле. Другой английский разведчик, Артур Конноли был известен как активный противник влияния России в Афганистане и Средней Азии. Именно он ввел термин «Большая игра», характеризующий противостояние с Россией в этом регионе. В 1842 году по обвинению в шпионаже в пользу Британской империи он был публично обезглавлен на площади перед крепостью Арк в Бухаре по приказу эмира Бухары Насрулла Хана. Но англичане отомстили русскому резиденту в Афганистане поручику Яну Витковскому, действия которого были гораздо более успешными. Он прибыл в Петербург для доклада по афганским делам министру иностранных дел России Карлу Нессельроде и был убит выстрелом в голову в своем номере гостиницы «Париж». Все его служебные бумаги пропали. В Петербурге были убеждены, что это месть англичан.

Эмблема КГБ (Фото: Wikimedia Commons / Svklimkin)

Флаг ЦРУ (Фото: Wikimedia Commons / Fry1989)

Эмблема ГРУ Генштаб (Фото: Исторический журнал «Родина» / ГРУ Генштаб)

В истории наших взаимоотношений был и недолгий, в годы Второй мировой войны период добрых отношений с разведкой Великобритании. Мы сотрудничали на территории Афганистана в совместной борьбе с нацистами.

В XX веке интерес к Афганистану стали проявлять США. Для них важнейшим стимулом к этому стала огромная граница Афганистана с советскими республиками Средней Азии. Действия их резидентуры, огромного посольства США в Кабуле носили откровенно наглый, антисоветский характер.

В феврале 1979 года в Кабуле произошло событие, которое многим памятно и сегодня. В центре афганской столицы был похищен посол США Адольф Даббс. Обычно осторожный дипломат приказал водителю остановить автомобиль на сигнал полицейского. Он бы мог этого не делать, автомобиль посла не подлежала остановке, пользовался дипломатическим иммунитетом. Похищенный, как было официально заявлено маоистами, посол был доставлен в гостиницу, где и погиб в результате неудачного штурма афганским спецназом. Представляет интерес и фигура самого Даббса. Он выходец из семьи поволжских немцев, эмигрировавших в США, свободно владел русским, работал в посольстве США в Москве, считался специалистом по СССР. Его причастность к ЦРУ и активная работа против СССР на афганском направлении официально не подтверждалась, но проистекала из всего характера его деятельности.

Активно действовали в те годы в Афганистане и советские спецслужбы. Последний председатель КГБ СССР Владимир Крючков рассказывал мне о своих поездках в Афганистан в конце 1970-х годов. Согласно его информации, руководитель Афганистана Хафизулла Амин подозревался в том, что был завербован ЦРУ и вытеснение СССР из этой страны при его участии шло полным ходом. Именно КГБ настаивало на вводе войск, а вот ГРУ Генштаба высказывало осторожные опасения этого шага. Дело дошло до того, что на заседании Политбюро, где принималось окончательное решение, начальник Генштаба маршал Николай Огарков выступил против. Его резко остановил Юрий Андропов, сказав: «Вас сюда пригласили не дискутировать, а исполнять принятое решение».

Когда мы говорим сегодня о сокрушительном поражении США в Афганистане, надо полагать, не в последнюю очередь – это провал разведывательного сообщества США, прежде всего ЦРУ и военной разведки. Обладая широкими, можно сказать беспредельными возможностями, они не смогли спрогнозировать ход и исход конфликта. Я думаю, что серьезный удар нанесен репутации США как союзника. Я не знаю других военных компаний, когда так цинично бросают армию союзников в решающий, трудный момент. Причем командовали этой армией, по-существу, американцы.

Сегодня выясняются поразительные факты то ли предательства своих союзников, то ли циничного наплевательства американцев к людям, которые рискуя жизнью, работали на них. Для беспрепятственного продвижения в зону аэропорта для эвакуации посольство США в Кабуле передали Талибану* список афганцев, которых они хотели вывезти с указанием имен, фамилий, должностей, координат их близких, а также совсем уж конфиденциальные данные: отпечатки пальцев, биометрические данные радужной оболочки глаз. И это все попало в руки к людям, для которых зарезать иноверца или завалить камнями женщину так же просто, как выпить чашку чая. Всего на американцев в этой стране по линии только Министерства безопасности Афганистана официально работало около 40 000 человек. Если говорить в целом, то афганцев, сотрудничавших с международной коалицией, насчитывается около 300 000. С учетом членов их семей речь может идти минимум о двух миллионах афганцев, жизнь которых находится под реальной угрозой. Надо понимать, что большинство этих людей – образованные инженеры, врачи, педагоги, офицеры, переводчики, студенты. Несомненно, это элита общества.

Ашраф Гани (фото: www.gov.uk)

О руководстве Афганистана, о тех, кто бежал из страны, следует поговорить особо. Все 20 лет пребывания в Афганистане США готовили и воспитывали руководящие кадры, призванные четко и беспрекословно исполнять их поручения. В первом ряду, конечно, Ашраф Гани, президент страны, покинувший ее не с зубной щеткой и лепешкой, а с огромной суммой в сотню миллионов долларов наличными. Большую часть своей карьеры этот человек, большой любитель крикета и бейсбола, выстроил в академической среде американских университетов, работал во Всемирном банке. В Афганистан вернулся в 2002 году. Пишут о том, что он не был настоящим президентом, а всего лишь смотрящим за американским деньгами. Смотреть было за чем: по разным подсчётам американцы вложили в Афганистан за 20 лет около 2 триллионов долларов. Сумма фантастическая! Дети Гани: сын и дочь родились в США, как и папа –они граждане Америки. Мириам Гани выросла в Мэриленде, училась в Нью-Йорке, сейчас преподает в Вермонте. Впервые дочь президента попала в Афганистан, когда ей было 24 года. Что тут скажешь! Мириам называют «хипстерская дочь вестернизированного президента». Подавляющее число афганцев и слов таких не знает. Знающие распорядок дня президента утверждают, что в общении с американцами в Кабуле чаще всего он встречался с резидентом ЦРУ в стране.

Первым вице-президентом страны был Амрулла Салех, в прошлом глава Национальной разведки. К слову, выпускник Университета Клири, штат Мичиган. Под стать ему и члены правительства. Мой друг, журналист Александр Шкирандо, знаток афганского и дари, специалист по Афганистану, рассказывал мне, что, встречаясь с членами правительства Гани-министрами, он удивился, что некоторые из них не знали алфавита, не могли писать на пушту, дари, до сих пор не выучили арабскую графику. Их привезли из США и поставили у руля управлять страной.

Попытались американцы и во главе Временного правительства, которому они намеревались передать власть от Гани, поставить своих людей. Из четырех кандидатур, которые предлагались талибам «для временной работы», трое учились и жили в США.

Абдул Гани Барадар (фото: U.S. Department of State)

Талибам такие предложения не понравились, не за то они боролись и страдали. А вот мученикам, пострадавшим от американцев, место в правительстве нашлось. Главным в иерархии Талибан является, судя по всему, Абдул Гани Барадар. Хотя Талибан* и заявляет о коллективном руководстве страной, в Афганистане с его традициями правления любой коллективный орган может быть только временным. Барадар-полевой командир, лидер политического крыла Талибан*, глава офиса в Дохе. Родом он из пуштунского племени дуррани. Начиная с середины XVIII века руководителями страны были представители именно этого племени, которые всегда считались наиболее образованными в местной элите. Барадар – один из основателей движения Талибан* и в этом качестве он был схвачен американцами в 2010 году и провел три года в пакистанской тюрьме. Любитель скоростной езды на мотоциклах, Барадар, как считали американцы, даже находясь в тюрьме, продолжал руководить некоторыми операциями Талибана*. Позже он был освобожден по просьбе тех же американцев, которые пытались его использовать в своих целях. Что из этого получилось, вы видите. Именно Барадар встречался в Дохе с госсекретарем США в администрации Трампа – Майклом Помпео. Так что, Бернс не первый директор ЦРУ (Помпео в 2017-2018 годах также возглавлял эту организацию), который встречался с Барадаром.

Директор ЦРУ Уильям Бернс (фото: www.cia.gov)

Представляет интерес и человек, который получил пост министра обороны – Абдул Каюм Закир. С 2001 по 2007 год он находился в самой страшной американской тюрьме в Гуантанамо. Перед освобождением Закир обещал не участвовать в руководстве Талибана*. Как видим, слова не сдержал. Впрочем, для правоверного держать слово перед неверными совсем не обязательно. Для большинства афганцев главным законом их жизни по – прежнему является неписанный закон чести-пуштунвалай. А не какой-либо договор с США или даже Конституция страны. Именно Закир в качестве главкома руководил захватом Кабула, первым вошел в президентский дворец и позировал там журналистам.

Еще одна значительная фигура – возможный лидер сопротивления талибам – Ахмад Шах Масуд. Сын знаменитого панджерского льва пока что заявляет, что свою провинцию не отдаст и будет биться до последнего. Многие обозреватели высказывают сомнение в решительности молодого человека и полагают, что просто идет элементарный торг. К тому же Масуд прислушивается к голосу своих западных кураторов. После гибели отца он был отправлен в Европу и большую часть своей жизни провел в Лондоне, где семь лет учился в университетах Великобритании. Духовным наставником юноши, как он сам утверждал, является французский неотроцкист Бернар Анри-Леви. Знающие люди говорят о том, что население Панджера поддержит талибов при условии, что никто не будет мешать трафику памирских драгоценных камней и героина из этой зоны.

Убежден, американцы изгнаны из этой страны надолго. Вряд ли найдется в обозримом будущем правитель Афганистана, который захочет иметь с ними дело. Что же касается сотрудничества разведок государств, противостоящих друг-другу на этой территории, то я бы выразил осторожный оптимизм. Все же разведчики, в отличии от политиков, всегда лучше знают реальное положение дел, они более прагматичны. В истории было не раз, когда в борьбе с опасным противником разведки помогали друг-другу, отложив в сторону противоречия. Борьба с международным терроризмом как раз и является такой платформой.

Может быть, сейчас как раз такое время и наступило.

Конфликт можно разрешить, если четко понимать противоположные позиции и интересы.

Использование мышления «и / и» может подтолкнуть стороны к решениям.

Аргументы, особенно публичные, часто ведутся на уровне позиций — что нужно делать или что делать. «Позиция» определяется в Глоссарии по управлению конфликтами как требование. «Я хочу это, а ты этого хочешь». Избранные и назначенные должностные лица занимают «позицию» по конкретному вопросу — либо за, либо против.Позиции могут создавать проблемы, потому что каждый человек сосредотачивается только на своих потребностях, и, кажется, мало места для компромисса.

В демократической политике проблемы решаются голосованием. Но когда голосование невозможно или нецелесообразно, споры по поводу позиций могут быть неэффективными, а иногда и деструктивными. Люди укореняются в своих позициях и часто отдаляются друг от друга. Позиции обычно определяют проблему слишком узко, предлагая только одно решение, когда возможны другие .

Интерес к проблеме — это основная причина определенной позиции.Интересы можно в широком смысле определить как принципы, ценности или системы убеждений, и они должны учитываться, если конфликт должен быть разрешен справедливо. Важный шаг в разрешении любого конфликта — помочь людям понять интересы друг друга, стоящие за их позицией.

Кевин Вольф пишет в книге «Успехи хорошей встречи», что позиции — это предложения относительно того, как интересы могут быть удовлетворены и разрешены путем рассмотрения реальных проблем спора. Многие конфликты, которые кажутся неизбежными беспроигрышными ситуациями, становятся более управляемыми, если их переопределить (или переосмыслить) с точки зрения основных интересов:

Представьте, что двое детей спорят о том, кому достанется последний апельсин.Оба ребенка занимают позицию, желающую получить весь апельсин, и, как взрослые, вы вмешиваетесь, поскольку ваш интерес — тишина и покой. Тогда неплохим решением было бы разрезать апельсин пополам и раздать по половинке каждому ребенку.

Однако что, если один ребенок хочет съесть апельсин, а другой хочет кожуру для научного проекта? Если бы дети объяснили причины, по которым они хотят апельсина (их интересы), беспроигрышное решение могло бы дать обоим детям то, что они хотели. Лучшее решение: дайте одному ребенку кожуру, а другому — мякоть апельсина. Конфликт разрешен, потому что интересы обеих сторон были определены и соблюдены.

Люди в конфликте часто путают позиции и интересы. Они определяют, чего хотят, в терминах «все или ничего» и ищут решения, которые соответствуют их позиции. Тем не менее, жизненно важно рассматривать взгляды других как важные или законные. Если люди полностью объясняют, почему они чего-то хотят или не хотят, часто оказывается, что у них есть общие интересы, ценности или убеждения.Это может привести к определению общих стратегий разрешения конфликта.

Однако мы не привыкли мыслить категориями интересов. Фактически, мы часто не осознаем своих собственных. Через активное слушание обе стороны должны обнаружить заявленные или лежащие в основе интересы друг друга. Активное слушание включает в себя использование вербальных техник, таких как задавание вопросов, выяснение чувств, стоящих за утверждением, и обобщение слов и чувств другого человека. Активное слушание — это действительно стремление понять, прежде чем пытаться быть понятым.Когда интересы поняты и узаконены, появляются возможности для удовлетворения интересов обеих сторон.

«Общение через конфликт» — это программа, предлагаемая расширением Университета штата Мичиган. Этот интерактивный семинар предоставляет участникам инструменты и методы для более эффективного управления конфликтными ситуациями. Выявление интересов, стоящих за должностями, — один из многих навыков, которым обучают в этой программе.

Вы нашли эту статью полезной?