Философия жизнь: мудрость и смысл жизни — Психология PRO – Философия жизни — основные идеи и понятие жизни в философии

Автор: | 10.02.2020

Содержание

«Философия жизни» — Яндекс.Знатоки

Это стихотворение Есенин написал в 1924 году, оно было посвещено бывшей жене потм Зинаиде Райх. К тому моменту она уже была женой другого, а Есенин испытывал чувство вины перед ней и перед их детьми. Это стихотворение-письмо стало исповедь поэта.

Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел —

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь —

Корабль в плачевном состояньи.

Земля — корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был —

Русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий…

Теперь года прошли.

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был,

И что со мною сталось!

Любимая!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Простите мне…

Я знаю: вы не та —

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин.

Философия для жизни

Человек и его внутренняя природа.

Семь планов природы и человека. Традиции разных цивилизаций о назначении человека.

Мудрость Древней Индии (Часть I)

Символический язык «Бхагавад-гиты». «Герои» внутреннего мира. Умение делать выбор.

Мудрость Древней Индии (Часть II)

Законы Кармы и Дхармы. Учение о жизни и смерти: теория перевоплощения. Представление о предназначении.

Мистерии Тибета

Древний тибетский текст «Голос Безмолвия». Учителя мудрости. Путь ученичества и его этапы.

Будда и его учение

Жизнь Будды. Учение о сострадании. Срединный путь – путь преодоления болезней, старости и смерти.

Философия Конфуция

Жизнь и учение. Искусство управления государством. Путь благородного человека.

Мудрость Древнего Египта

Пирамида, как модель построения общества. Принцип справедливости в природе, обществе и человеке. Путешествие души после смерти.

Сократ

Человек, которому до всего было дело. Метод Сократа. Помощь в узнавании себя лучшего. Смерть философа.

Платон (Часть I)

Платон и его Академия. Учение Платона об Идеях, о Прекрасном и о Благе.

Платон (Часть II)

Учение Платона об Идеальном государстве. Миф о Пещере – иллюзия действительности.

Аристотель

Аристотель и его школа. Рабство и свобода. Счастье, как высшая цель.

Плотин

Универсальные этапы сотворения мира. Мистический Путь к Божественному.

Философия стоиков

Умение оставаться самим собой в любых обстоятельствах. Умение владеть собой. Рождение Гражданина мира.

Пифагор и его школа

Жизнь Пифагора. Пифагорейский образ жизни. След Школы в истории.

Циклы истории

Философское осмысление истории. Мировые эпохи. Миф о вечном возвращении.

Философия — Википедия

«Каждый человек хотя бы изредка занимается философией».
Картина Алмейды Жуниора «Девушка с книгой», XIX век

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира[2][3][4]. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие

[5][6].

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения[6], такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции[7][8]. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией, то есть размышляет[7][прим. 1].

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга

[9].

Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна (англ.)русск. и философии кино (англ.)русск..

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология[7][10].

Слово «философия» заимствовано у древнегреческих философов. Известный филолог и историк античности Герман Дильс указывает, что самое раннее употребление существительного φιλοσοφία и глагола φιλοσοφέω в дошедших до нас текстах встречается у историков Геродота и Фукидида в связи с существительными σοφός и σοφιστής

[11]. Только у Сократа это слово превращается в специальный термин в значении, близком к современному.

… все другие науки более необходимы, чем она, но лучше нет ни одной

Социализированный человек в норме обладает сложившимся жизненно-практическим миропониманием[12]. Как правило, оно складывается стихийно, опираясь на опыт предыдущих поколений. Однако человек в своей жизни может столкнуться с проблемами, с которыми его мировоззрение не справляется. Для их решения, как на уровне человека, так и на уровне общества[13], может потребоваться более высокий, критико-рефлексивный уровень отношения к миру. На этом уровне находится философия.

Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом[8]. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён — философия рассматривает всё, что может быть проблематизировано, в том числе и саму методологию познания (в рамках эпистемологии). В рамках учений разных философских школ, образовавшихся за время существования философии, можно дать разные определения того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле определение философии зависит от эпохи

[14].

С другой стороны, у философии существует важный объединяющий принцип — любое философское рассуждение, какими бы неожиданными ни были его посылки, тем не менее строится рационально: осмысленно, в соответствии с некими принципами мышления, как пример, логикой. Рациональность рассуждения отличает философское мышление от мифологического мышления и религиозного мышления, в котором подразумевается супранатурализм и сверхъестественное, то есть иррациональное[15][16][17]. Это, однако, не означает, что философия не допускает сосуществования, например, с религией. Напротив, распространены ситуации, когда какая-нибудь религия принималась в качестве предпосылки философской системы, и рациональный философский аппарат использовался далее для развития тех областей знания, которые не были покрыты каноном этой религии

[18]. Например, древнеиндийская философия истолковывала Веды, а средневековые философы Европы (Блаженный Августин, Фома Аквинский и другие) истолковывали Библию. Распространены также случаи, когда философское мышление использовалось для попыток доказать справедливость какой-нибудь религии или же, в более общем смысле, доказать существование Бога. Например, апологеты старались рационально обосновать христианство.

Помимо логики ещё один приём философского мышления обеспечивает целостность философии. Каждое новое течение в философии, новая идея или новая философская школа соотносит себя с предшествующими философскими концепциями, предоставляя критический анализ (англ.)русск. этих концепций в рамках своей новой парадигмы

[19]. Например, знаменитая работа Иммануила Канта, «Критика чистого разума» содержит критический анализ концепций рационализма и эмпиризма. Таким образом, логика и критический анализ являются столпами философского мышления и обеспечивают целостность философии.

Вместе с этим расплывчатость определения философии является её характерной особенностью и отделяет философию от наук. Если философам в какой-либо области удаётся совершить прорыв, обнаружив эффективную методологию познания, которая может быть усвоена без привлечения философии, то эта область обычно отделяется от философии в самостоятельную дисциплину. Так, успешное применение научного метода познания к различным классам природных объектов окончательно отделило от философии часть натурфилософии, которая впоследствии распалась на вереницу естественных наук

[7][20]. Например, Исаак Ньютон написал свою фундаментальную работу «Математические начала натуральной философии», будучи, по его собственным представлениям, философом, а в настоящее время известен как физик и математик. Вся англоязычная наука до сих пор сохраняет следы своего родства с философией, например, в том, что во всех её дисциплинах высшая учёная степень носит название «Доктор философии» (англ. Ph.D.)[21].

По мнению Ленина, высказанному в его труде «Материализм и эмпириокритицизм», «…за гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счёте выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества. Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела… являются материализм и идеализм»[22].

Разделы философии[править | править код]

Классическое разделение философии на предметы, дополненное современными разделами

Дальнейшая конкретизация определения философии переходит к описанию её различных отделов[8]. Философия подразделяется по двум основным измерениям: по предметам изучения и по «типам», то есть по различным школам и концепциям.

Первое измерение выделяет области применения философии[⇨]. Разумеется, провести такое деление можно по-разному[23]. Одной из наиболее крупных таких сегментаций является разделение философии на метафизику (вопросы бытия, существования), эпистемологию (вопросы познания) и аксиологию (вопросы ценностей и морали)[14]. Иначе, в более классическом варианте, помимо трёх областей, перечисленных выше, в отдельные предметы выделяются также логика (совершенствование рационального философского аппарата) и история философии (критический анализ (англ.)русск. философских концепций прошлого)[8]. К Аристотелю восходит разделение философии на теоретическую, практическую и поэтическую (творческую)[24].

Второе измерение выделяет различные философские школы и методологии[⇨]. Наиболее крупным таким разделением является, например, выделение в отдельный сегмент всей западной философии, то есть совокупности античной философии и всех философских школ и направлений, впоследствии возникших в Западной Европе и в США, включая, например, немецкую классическую философию, французскую философию и др. Исторически, вследствие языковых и пространственных барьеров, различные философские школы оказывались локализованными внутри конкретных стран и народов, как, например, древнегреческая философия, китайская философия или немецкая философия. Начиная с XVII века с постепенным развитием глобализации национальные и географические различия стали играть меньшую роль, и различные философские течения, становясь интернациональными, стали получать названия, не привязанные к географии и к культуре, как, например, марксизм, экзистенциализм, и другие. Вместе с этим на сегодняшний день сохраняются некоторые культурно-языковые различия, формирующие различные философские направления. Одним из важнейших таких разделений является разделение современной философии на континентальную философию, включающую в себя главным образом работы французских и немецких современных философов, и аналитическую философию, которая преимущественно развивается в англоязычных странах.

Начиная с античности, философия получает универсальное значение особого жизненного пути, принадлежность к разным философским школам требует от адептов приверженности разным жизненным стилям[25].

Логика[править | править код]

Поскольку философия состоит из рациональных рассуждений, логика является первичным атрибутом философии. Для анализа различных философских концепций, для их сопоставления друг с другом необходимо проведение критического анализа (англ.)русск. различных философских утверждений и теорий. В связи с тем, что человеческое мышление формулируется текстуально, логика тесно связана с анализом текстов и языков. Логика формализует текстуальное рассуждение и определяет его формы, которые приемлемы для анализа. Первым шагом к логической формализации рассуждения послужило выявление силлогизмов, или рассуждений вида:

(1) все животные смертны; (2) слон — это животное; следовательно (3) слон смертен.

Корректное использование силлогизмов открывает дорогу для доказательных рассуждений в философии, в математике, в естественных науках или для формализации дедуктивного мышления.

При всей своей кажущейся простоте выделение силлогизмов из обычной человеческой речи произошло не сразу и не везде[прим. 2]. Выделению силлогизмов как способа доказательства способствовало сочетание философии и математики, распространённое в Древней Греции. Первое формальное изложение понятия силлогизма и простейшей логической системы было сделано Аристотелем[⇨]. Логика Аристотеля оставалась неизменной две тысячи лет, до начала XX века, когда исследования в математике и аналитической философии открыли дорогу для развития логики[⇨]. Была формализована «логика первого порядка» или «логика предикатов», которая к настоящему моменту хорошо изучена. Однако, как оказалось, для полноценного анализа философской аргументации, а тем более естественной человеческой речи требуется применение модальной логики и логик более высоких порядков, в частности логики второго порядка. Кроме этого взаимосвязь формального символического языка и естественной речи исследуют логическая семантика и семиотика. Эти дисциплины в совокупности с модальной логикой более высоких порядков продолжают оставаться областью активных междисциплинарных исследований. Современная логика состоит из нетривиальных, глубоко математических концепций, которые изучаются философами, математиками, лингвистами, а в последнее время ещё и программистами и специалистами в области теории решений и искусственного интеллекта. Логика, таким образом, является как одной из самых древних, так и одной из самых современных дисциплин[26].

Теоретическая философия[править | править код]

Метафизика[править | править код]

Метафизика представляет собой самый абстрактный раздел философии, изучающий наиболее фундаментальные, т. н. «вечные» вопросы, связанные с реальностью. Среди этих фундаментальных вопросов в отдельный класс выделяются вопросы, связанные с бытием, и эта часть метафизики называется «онтология». К вопросам бытия в первую очередь относятся такие: «Что в действительности существует?», «Что означает существование?», «Что делает существование возможным?». Более прикладные вопросы бытия включают в себя: «Почему существует мир?», «Существует только один мир?», «Что такое пространство?», «Что такое время?» и др. Хотя понятия онтология и метафизика иногда используются как синонимы, существуют классы метафизических вопросов, которые не связаны с бытием напрямую. К таким проблемам относятся вопросы взаимоотношения между целым и частями, вопросы взаимосвязи между причинами и следствиями, вопросы, связанные сo свободой воли и др. Такие вопросы скорее относятся к метафизике, но обычно не к онтологии[27].

Нередко философская система строится вокруг определённого догмата, который она пытается рационализировать. Например, в рамках христианской философии, исламской философии предпринимались попытки доказать существование Бога. Раздел онтологии, который стремится таким образом рационализировать религию называется рациональной или естественной теологией. Аналогично, рациональной психологией (нем.)русск. называется часть онтологии, которая выстраивается вокруг убеждения в существовании души отдельно от материального мира. В более общем случае, рационализация любой космологии, называется «рациональной космологией»[28].

Некоторые философские течения в XX веке поставили под сомнение необходимость занятия чистой метафизикой. Например, с точки зрения позитивистов, в особенности логических позитивистов, а также с точки зрения многих представителей естественных наук изучать имеет смысл лишь те вопросы, для которых выполняется критерий верификации. Большинство «вечных вопросов» такому критерию не удовлетворяет, и, следовательно, в чистом виде их рассмотрение бессмысленно. С другой стороны, постструктуралисты, имеющие прямо противоположные представления о науке и верификации, также критикуют осмысленность метафизики, продолжая традицию Хайдеггера и Ницше, считая и метафизику, и философию целиком, и естественные науки лишь «временной аберрацией западного сознания»[29][30].

Такой сильный разброс позиций критиков оставляет метафизике широкое пространство для манёвра, и в целом в течение последних ста лет интерес к метафизике нарастает[29]. Метафизические исследования идут внутри разных областей философии, например, внутри философии науки, философии языка, философии культуры. Современная метафизика представляет собой высокоспециализированную дисциплину, в которой с использованием логики высоких порядков (англ.)русск. происходят попытки отделения от «вечных» вопросов каких-либо разрешимых частей[27].

Философия природы и теория познания[править | править код]

Теоретическая философия включает в себя познание природы и познание самого познания. К первой категории традиционно относится натурфилософия, однако, значительная её часть в XVII—XVIII вв. с концептуализацией научного метода выделилась из философии в естественные науки — физику, химию, астрономию, биологию. Тем не менее часть природы, связанной с природой самого человека, по-прежнему остаётся в рамках философских исследований, так как ясной парадигмы подхода к этим вопросам в настоящее время не существует. Поэтому философия сознания, философия языка и семиотика в качестве дисциплин философии продолжают поиск понимания процессов, происходящих в человеческом мозге и связанных с человеческим мышлением, которое, главным образом, выражает себя посредством естественных языков[20].

Вторая категория разделов теоретической философии изучает сам процесс познания. Главной областью философии, которая задаётся вопросом «Как мы что-либо знаем?» и «Действительно ли мы это знаем?», является эпистемология (иногда ещё называющаяся «гносеологией»). В настоящее время её основным разделом, сосредоточившим основную исследовательскую деятельность, является философия науки, которая анализирует практику научного метода и пытается ответить на вопросы «Как именно работает научный метод?», «Можно ли формализовать научный метод?», «Действительно ли работает научный метод?»[31]. Основные положения философии науки в рамках континентальной философии[⇨] в настоящий момент сильно разнятся с аналогичными положениями в рамках аналитической философии[⇨]. Философия науки, в свою очередь, разделяется на философию математики, философию физики, философию биологии, философию экономики и пр.[32]

Ещё одним важным аспектом изучения самого процесса познания является изучение самой философии. Одним из отличий философии от типичной науки является возможность выхода в мета-позицию по отношению к себе же. Дисциплина метафилософии изучает саму философию со стороны, важнейшей и более разработанной дисциплиной такого рода является метаэтика, которая занимает стороннюю позицию относительно этики[33].

Практическая философия. Аксиология[править | править код]

Практическая философия фактически представляет собой различные аспекты этики. Этика в самом широком смысле в первую очередь исследует место человека в мире, пытается ответить на вопросы, что такое человеческое счастье, и каким образом оно достижимо. Этика исследует вопросы добра и зла, понятие справедливости, ищет смысл жизни человека. Из этой общей задачи выделяются более конкретные дисциплины[34].

Политическая философия исследует различные существующие политические системы и изобретает новые, философия права исследует в самом широком смысле последствия тех или иных законодательных принципов. Философия истории изучает историю на предмет выявления в ней каких-либо общих принципов, которые можно было бы использовать для совершенствования мира, наконец эстетика стремится понять, что такое прекрасное. Более частные дисциплины включают в себя аксиологию — выработку базовых человеческих ценностей, философию религии — изучение религий по отношению к человеку, философию техники — анализ влияния технического прогресса на человечество, философию образования — вопросы совершенствования образования и т. д.[35]

В некоторых уголках земного шара практическая философия развивалась значительно раньше, чем теоретическая философия, метафизика или логика. Например, древнекитайская философия почти целиком изучала только вопросы этики и политической философии[⇨], при возникновении собственной философии в России интерес русских мыслителей также касался в первую очередь практической философии[⇨].

Зарождение философии[править | править код]

Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII—VI вв. до н. э. на разных концах земного шара: в Китае, в Индии и в средиземноморских греческих колониях[источник не указан 1635 дней]. Возможно, что другие цивилизации этого или более раннего периода уже практиковали философское мышление, однако их философские работы остаются неизвестными. Отдельные исследователи-нефилософы[уточнить] иногда причисляют к древнейшей философии сборники пословиц и афоризмов, оставшиеся от цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии[36], однако такое включение не поддерживается в философской литературе. Вместе с этим культурное влияние этих цивилизаций на греческую цивилизацию в целом, и в частности на мировоззрение ранних греческих философов несомненно[37][38], однако не оно послужило зарождению самостоятельной философской древнегреческой мысли[39]. Занимавшийся проблемой возникновения философии А. Н. Чанышев выделяет три её источника: мифологию, науку и «обобщения обыденного сознания»[40].

Общим элементом возникновения и развития философии явилось формирование философских школ, состоящих из последователей определённого учения, причём во всех регионах вклад последователей зачастую приписывался основателю школы или школе в целом. Становление индийской философии и греческой философии проходило по схожей схеме, однако индийская философия развивалась значительно медленнее[41]. Китайская философия, развитие которой сдерживал консерватизм общественно-политического устройства общества, развивалась в целом ещё медленнее, хорошо проработанными её областями стали только этика и политическая философия[37][42].

Древнегреческая философия[править | править код]

Ранняя греческая философия[править | править код]

Греческая философия берёт своё начало в VI веке до н. э. Корни западной философии, истоки рационального мышления и само возникновение слова «философия» связаны с несколькими мыслителями и их школами, которые появились в Греции в этот период. Собирательно все эти философы именуются досократиками, то есть предшествующими Сократу и в теоретическом, и во временном смысле. Среди самых известных досократиков Фалес, Демокрит, Пифагор и Зенон. Досократики ставили перед собой метафизические вопросы вида «Что такое бытие?», «Существуют ли в реальности границы между объектами?» или «Меняются ли объекты в реальности?», а также создали несколько противоречащих друг другу моделей мира, частично отвечающих на эти вопросы. Главная ценность этих моделей заключалась в новом способе получения знания: рациональное теоретизирование в связке с эмпирическими наблюдениями[43][44].

Фалес был первым из философов, который использовал редукционизм — попытался выделить внутри сложного окружающего мира какие-либо простые законы или составляющие. Этот метод был в течение следующих 200 лет повторён многими из досократиков, в частности Демокритом и Левкиппом — авторами концепции атомизма, которая оказалось очень ценной философской, а впоследствии и научной концепцией, применяемой и по сей день[45]. Заслуга досократиков также заключается в совершенствовании логики, которая ими отрабатывалась не только на философском, но и на математическом материале. Неслучайно, многие достижения элементарной математики и геометрии тоже связаны с именами досократиков[46]. Досократики заложили основу классической античной философии[47]. Пифагор был первым, кто начал использовать слово «философия», хотя ещё в более общем смысле, а не в качестве термина[44].

Более поздняя группа древнегреческих философов, софисты, проявляла скептицизм в отношении досократиков, искавших истинные ответы на свои вопросы[48]. Софисты верили в релятивизм, в относительность истины и брались красноречиво и убедительно отстаивать любую точку зрения, а также обучали этому своих учеников. Хотя софисты многократно критиковались более поздними греческими философами, они внесли ценный вклад в развитие логики и риторики. Философия в последующие этапы своего развития неоднократно возвращалась к релятивизму в других контекстах[49][50].

Классическая греческая философия[править | править код]

Классическая греческая философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Эта философия в основном связана с именами трёх людей: Сократа, его ученика Платона, и в свою очередь ученика Платона — Аристотеля. Вклад Сократа в основном связан с его методом, который заключался в представлении философского вопроса в виде диалога двух сначала не соглашающихся друг с другом философов, один из которых в конце концов, исчерпав аргументы против, соглашается со своим оппонентом. Метод Сократа являлся прелюдией к формальному критическому анализу (англ.)русск. иной философской концепции и использовался Платоном, который публиковал свои сочинения в виде диалогов[51][52].

В свою очередь Платон и Аристотель оказались в числе самых влиятельных людей на Земле[53][54][55]. Основная заслуга Платона заключается в его теории идей (англ.)русск., которая сформулирована в его самом известном диалоге «Государство». В теории идей Платон противопоставляет материальные объекты идеальным «формам» или «идеям» этих объектов, которые существуют где-то в возвышенном мире. В философии Платона материальные объекты — лишь ущербные подобия идеальных форм, ниспосланных свыше, подобно теням реальных объектов из Мифа о пещере[56]. Таким образом Платон сформировал важнейшее направление в философии, которое позже назовут идеализмом[57]. Богатство идей, изложенных в трудах Платона, в совокупности с формированием направления идеализма сделали философию Платона настолько значительной, что один из философов XX века, Альфред Уайтхед даже назвал всю остальную западную философию «чередой примечаний к Платону»[прим. 3]. Философия Платона получила название «платонизм» и несколько веков развивалась как самостоятельное направление, перейдя впоследствии в неоплатонизм.

Заслуги Аристотеля перед мировой культурой носят несколько иной характер. Аристотель систематизировал накопленные в Греции философские знания в новой форме, которая заложила стандарты научной литературы. Его труды включали последовательное изложение логики, метафизики, этики, риторики, а также греческой натурфилософии: космологии, физики, зоологии и др. Работы Аристотеля явились квинтэссенцией греческой философии, появившейся на закате древнегреческой цивилизации, и стали стандартом в некоторых областях знаний на века, а в некоторых — на тысячелетия[58]. Аристотель ввёл в обращение сопутствующую терминологию, которая впоследствии вошла почти во все языки, включающая такие понятия: «категория», «определение (дефиниция)», «силлогизм», «посылка» и «вывод», «субстанция», «вид» и «род», «аналитический», «диалектика» и другие[59][60]. Аристотель многие века пользовался незыблемым авторитетом и в Европе, и на Ближнем Востоке, где его называли просто «Учитель»[61].

Параллельно с систематизацией материала Аристотель изложил свою собственную философскую парадигму, выраженную, в частности, в учении о четырёх причинах (англ.)русск. и теории универсалий (англ.)русск., которая отличалась от философии Платона большей привязкой к материальному миру. В частности, «универсалии» Аристотеля порождались самими материальными объектами, в отличие от «идей» Платона, «ниспосланных свыше». Аристотель полагал, что знания можно получить с помощью наблюдений и опыта, а Платон вслед за Сократом считал, что все знания уже существуют, и человек их «вспоминает», а не приобретает. Философия Аристотеля получила название аристотелизма и многие века практиковалась в Европе и на Ближнем Востоке[62].

Эллинистическая философия[править | править код]

После Платона и Аристотеля в Греции, а затем в Римской империи продолжали своё развитие несколько философских школ и течений, основанных на греческой философии, включая неопифагореизм, платонизм, а также перипатетиков[прим. 4], продолжающих философию Аристотеля[63]. Скептики выражали и развивали идеи софистов о невозможности приобретения истинных знаний о мире[64]. Среди новых течений этого периода выделялся стоицизм —

Моя философия жизни. Живу в моменте «здесь и сейчас».

Женские истории с Анной Дурновцевой

Каждый человек на нашей планете — это отдельный мир со своими понятиями, правилами, убеждениями и правом выбирать самостоятельно как ему жить. Все такие разные, каждый интересен по-своему и может быть таким, каким сам захочет.

 

Говорят, характер человека формируется до пяти лет. Пока формировался мой характер, моим родителям здорово досталось от меня, ведь я была очень своенравным и самостоятельным ребёнком с самых малых лет. Сейчас мне 28, и мне весьма нравится то, какой я выросла благодаря воспитанию родителей и жизненным обстоятельствам.

Сегодня я хочу поделиться с читателями своими личными и важными определяющими моментами, которые делают мою жизнь счастливой.

Самое первое и главное правило — это отсутствие всех правил.

Никаких ограничений быть не может, потому что я свободна. Моя свобода в приоритете. Исходя из того, как я себя чувствую в обществе или в отношениях, я выбираю друзей и мужчин, ведь только я сама формирую своё окружение. Мне не нужно указывать как мне поступать или ограничивать мой выбор. Если мне нужен совет, я спрошу его сама. К непрошеными советам прислушаюсь с уважением, но поступлю все равно, по-своему.

Любовь к себе и к окружающему миру.

В этом же, и добро, и свет, и позитив. Мой личный принцип выражен словами «хорошо там, где я есть». Я много путешествую и меня часто спрашивают, где мне нравится больше всего. Мне всегда трудно ответить на этот вопрос, так как куда бы я ни поехала, я везде беру с собой себя. Я сама себе лучший друг и интереснейшая личность. Познавать себя можно сколько угодно и это не зависит от места моего нахождения. Каждый день я делаю выбор в том или ином вопросе, но в основе каждого решения — это любовь к себе, к миру и к окружающим людям.

Никто никому ничего не должен и всем на всех все равно.

Этот пункт тоже о свободе, только не о моей личной, а о свободе выбора других людей. Я не люблю и не имею права критиковать кого-либо за их поступки. Хотя, должна признаться, что однажды в жизни я обижалась на поведение мужчины, с которым жила и даже выражала своё категоричное недовольство по поводу его поступков. Но это была особенная история, из которой я вынесла хороший урок и теперь очень благодарна жизни даже за это. Конечно, я живой человек, который испытывает разные эмоции, и иногда я могу злиться, быть резкой или даже прикрикнуть от души, но обижаться или осуждать кого-то за его поведение — ну уж нет…. это противоречит моему существу.

Быть свободным можно и в паре с любимым человеком.

Быть вместе, верными друг другу, честными, открытыми, обсуждать все что угодно и исполнять любые желания друг друга. При этом, уважать, поддерживать и полностью исключить любые проявления критики и унижения в отношениях. Только гармония, принятие, рост и движение вперёд без причинения боли и без отторжения друг к другу в итоге.  Думаете, это сказка? Нет, это реальность и я была в таких отношениях пару лет назад. Прекратились они в то время из-за того, что у меня было шило в попе, а молодой человек был привязан серьезными обстоятельствами к городу, откуда я всей душой пыталась вырваться уже много лет. И даже предложение руки и сердца молодого красавчика не смогло меня удержать рядом с ним.

 

У кого как, а у меня нет судьбы, придуманной кем-то там на небесах.

Есть только причинно-следственные связи, совершаемых поступков и немножко кармы с этой или прошлой жизни. События в моей жизни зависят от моего выбора и я сама несу ответственность за все, что со мной происходит. Это вовсе не значит, что я не верю в Бога. Конечно же, я верю в него, читаю молитвы, медитирую и часто обращаюсь к высшим силам в своём сердце. Иногда посещаю церкви и храмы, верю в силу святых и существование ангелов-хранителей, так как видела их ни раз в своих снах и чувствовала их силу и помощь мне в реальной жизни. Моя вселенная всегда заботится обо мне, а я её люблю и полностью ей доверяю.

У кого как, а у меня нет судьбы, придуманной кем-то там на небесах.

Всему своё время.

Я часто слышу от знакомых о том, что мне пора замуж или рожать детей «хотя бы для себя»…. Ох, от части, я даже немножко согласна с этим мнением по тем или иным причинам. В 28 лет у моей мамы было уже двое детей, а я все никак не могу «осесть» на одном месте и завести семью. Ну что же, у каждого свои сроки, и меньше всего на свете мне хочется быть похожим на кого-либо. Сейчас у меня другие жизненные цели и расстановка приоритетов такова, что муж и дети там не на первом месте. Но, как я уже писала выше в первом пункте, моя свобода выбора, и если мне захочется что-то изменить, то я смогу сделать это в любой момент времени.

Постоянное развитие и движение вперёд.

Если в городе или в стране, где я нахожусь, начинается ощущение «застоя», то я так жить не могу и начинаю сразу анализировать ситуацию. Пытаюсь разобраться и сделать вывод, что именно меня здесь тормозит, человек, который рядом или то, чем я в данный момент занимаюсь, возможно, я уже переросла эту деятельность и пора что-то менять. Без развития и самосовершенствования жизнь теряет краски и всякий смысл, а это уже совсем не по мне.

Отсутствие запретных тем.

С любым человеком я могу поговорить о чем угодно и честно ответить на любой вопрос о себе, в личной беседе, если посчитаю нужным. Вообще, я очень люблю и стараюсь всегда быть открытой и откровенной с людьми, особенно, когда мной искренне интересуются. При всём при этом, я первая крайне редко спрашиваю своих знакомых о личной жизни, доходах или их мнение обо мне. Если человек захочет, он сам все расскажет. Не люблю, как говорится, «лезть кому-то под шкуру» или ставить собеседника в неловкое положение.

Держу слово.

Для меня это очень важно, ведь я привыкла жить с чистой совестью перед другими людьми. Я считаю себя ответственным человеком, могу быть очень строгой, особенно к себе. Но при этом, довольно легко отношусь к жизни и всем происходящим в ней событиям.

Живу в моменте «здесь и сейчас».

Как говорят буддисты: «Прошлого уже нет, так как оно ушло, а будущее может не наступить, по этому нужно наслаждаться настоящим моментом». А если в данное время настроение радоваться отсутсвует по каким-либо неприятным обстоятельствам в жизни, то все равно, я стараюсь мыслить оптимистично и вскоре, как показывает практика, любые тучи рассеиваются, и жизнь становится снова прекрасной! Люблю жить!)

annadtravel

источник сайт Анни Дурновцевой

Похожие статьи на сайте

https://psypage.com/2017/11/15/moya-filosofiya-zhizni/https://psypage.com/wp-content/uploads/2018/01/photo_2017-10-19_18-00-03-1024×680.pnghttps://psypage.com/wp-content/uploads/2018/01/photo_2017-10-19_18-00-03-150×150.pngAnnaDЖенские историиБыть свободным,Любовь к себе,Моя философия жизни,Никто никому ничегоКаждый человек на нашей планете — это отдельный мир со своими понятиями, правилами, убеждениями и правом выбирать самостоятельно как ему жить. Все такие разные, каждый интересен по-своему и может быть таким, каким сам захочет.   Говорят, характер человека формируется до пяти лет. Пока формировался мой характер, моим родителям здорово досталось от…AnnaDAnnaD [email protected]Сайт о жизни. Психология ,философия, эзотерика.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о