Формы мышления и их характеристика: Формы мышления в психологии краткие примеры – классификация характеристика природа и его формы

Автор: | 04.09.2020

Содержание

34. Основные формы мышления и их характеристика.

Понятие есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Суждение это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение — имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

35. Понятие о воображении и его физиологические основы.

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы.

Воображение связано и с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие вместе с корой больших полушарий, в формировании образов и их включении в процессы деятельности является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария мозга) .

Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах — синтетическую деятельность.

Логические формы мышления и их характеристика. Основные операции мышления, их характеристика

Формы мышления. В психологической науке различают такие логические формы мышления, как:

понятия;

суждения;

умозаключения.

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

общими и единичными;

конкретными и абстрактными;

эмпирическими и теоретическими. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» — выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;



опосредствованно — путем умозаключений или рассуждений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: «Этот стол коричневый». Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

истинными;

ложными;

общими;

частными;

единичными.

Истинные суждения — это объективно верные суждения. Ложные суждения — это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты — отличники». В единичных суждениях — только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок». (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Умозаключение — это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: «Все металлы — электропроводны. Олово — металл. Следовательно, олово — электропроводно». Различают умозаключение:

индуктивное;

дедуктивное;

по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Операции мышления. Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

анализ;

сравнение;

абстрагирование;

синтез;

обобщение;

классификация;

категоризация.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так, в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа, синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах — в результате их анализа — выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

общие как сходные признаки;

общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация — систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация — операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Мышление, формы и типы в психологии, фунции мышления в обществознании, особенности образного и аналитического мышления, способы и приемы, характеристика

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

Мышление – это сложный процесс отражения получаемой информации о предметах в логических связях.

Ассоциации строятся благодаря представлениям, понятиям, суждениям, что позволяет человеку строить рассуждения, осуществлять познавательную деятельность.

Что такое мышление и каковы его функции

Мышление – психическая функция, отражающая суть объектов в их закономерных связях: глубоких логических (атрибутика мышления), поверхностных случайных (рифма, созвучие).

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

Благодаря данному процессу происходит восприятие качественных и количественных характеристик объектов. Эти параметры необходимы для построения связи.

Анализ и синтез информации приводят к формированию вывода о предмете. Именно мышление позволяет сопоставить описание с определением.

Так, говоря о предмете, которым пишут, каждый представляет ручку или карандаш. Внешние параметры могут отличаться, но суть здоровый человек определяет верно.

Способность дифференцировать объекты, определять сходства и различия между ними – одна из ключевых функций.

Типы мышления

Образное

Формируется на самых первых этапах становления человека. При этой форме оперируют образами.

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

Задача сформулирована конкретно, наглядно. Для решения необходимо выполнение действий.

Понятийное

Основной инструмент при этом типе – понятия, представляющие собой совокупность суждений, объединенных логически.

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

Этот тип принадлежит к теоретическому, поэтому его атрибутами выступают знания, абстрактные понятия.

Знаковое

Данный тип оперирует знаками, на основе которых строятся модели поведения, явлений. В качестве знаков выступают как математические составляющие, так и объекты, имеющие значение для индивида.

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

Моделирование – неотъемлемая часть абстрактно-знакового мышления.

Виды мышления в психологии

В зависимости от поставленных задач выделяют теоретическое и практическое. О первом говорят при решении задач посредством теоретических понятий, о втором, если индивид опирается на практические умозаключения.

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

Мышление, базирующееся на восприятии, чувственном познании окружающей действительности – интуитивное. Если индивид руководствуется логическими рассуждениями – это дискурсивное или аналитическое мышление.

Процесс, основанный на собственном опыте (закрепленном в памяти) носит название эмпирического.

Исходя из результата, полученного в ходе мыслительных операций, выделяют продуктивное мышление, где проявляются творческие способности индивида, с формированием нового пути решения задачи.

Если решение основано на способах, применявшихся ранее (используется стандартная схема), говорят о репродуктивном мышлении.

В зависимости от особенностей мышления выделяют:

  • техническое – конструктивное,
  • синтетическое,
  • светское,
  • религиозное,
  • научное,
  • творческое,
  • этническое.

Формы мышления в психологии

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

Понятие

Представление о чем-либо, опирающееся на сущность явления или предмета. Понятия приобретаются в процессе жизни (формируются под влиянием опыта и знаний).

Выделяют конкретные – понятия-указатели, абстрактные – понятия для обозначения объектов, недоступных наблюдению в данный момент.

Суждение

Высказывания о явлениях, объектах на основе понятий. При этом предыдущее определяет последующее высказывание.

Умозаключение

Представляет объединение нескольких суждений, из которых вытекает логический вывод.

Процесс мышления и его стадии

Мышление – психический процесс, отражающий способность индивида формировать суждения и умозаключения.

Так, согласно одной из теорий, этапы мышления можно представить в виде таблицы.

1Мотивация (необходима для реализации мыслительной деятельности)
2Анализ
3Способы решения
применение одного алгоритма
применение нескольких алгоритмов
стремление найти новое решение
применение логики и рассуждений
применение аналогий
4Логическое обоснование решения
5Претворение на практике
6Закрепление результата перепроверкой

Приемы мышления

В обществознании мышление – сложный процесс, имеющий объективную (условие и требования к выполнению задачи) и субъективную структуру (цель и средства решения задачи).

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

Анализ

Осмысление каждой составляющей, каждого отдельного признака явления или объекта. Это позволяет выделить главные и второстепенные признаки. При патологии мышления человек фокусируется на второстепенных деталях, пренебрегая главными.

Синтез

Объединение информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) об объекте в единое целое. Комплексная оценка позволяет получить информацию об объекте со всех сторон.

Сравнение

Сопоставление предметов с формированием умозаключения о сходстве или различии данных. При сравнении ручки и карандаша, оба будут принадлежать к канцелярским принадлежностям, но они различаются по внешним характеристикам.

Классификация

Логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Происходит разделение предметов по одному или нескольким признакам.

Обобщение

Выявление общих признаков среди различных явлений. Его цель – составление определенного вывода. Способность к обобщению формируется с детства, по мере взросления человека.

Конкретизация

Привязка общего утверждения к конкретному явлению. Благодаря этому возможно воспроизведение предмета по памяти.

Абстрагирование

Выделение существенных связей и определение несущественных признаков. При формальном абстрагировании учитывают свойства, неотделимые от объекта. Содержательное абстрагирование включает операции с несколькими свойствами.

Нарушения мышления в психологии и его формы

Нарушения по темпу включают ускорение мыслительных процессов. При этом суждения становятся поверхностными, человек теряет способность концентрироваться, ему сложно удерживать внимание. В разговоре нетерпелив.

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

Замедление мышления встречается при депрессии. Данное состояние проявляется снижением ассоциаций, медленной речью, затруднением ответов на задаваемые вопросы (косность мышления).

Более глубокие нарушения мышления (ментизм, барраж) рассматриваются в рамках психиатрии.

Диагностика патологий мышления

Определение уровня мышления базируется на простых методах: беседа с человеком, оценка его письма.

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

В практической деятельности при беседе используют различные методики: исключение слов, сравнение понятий, логика связей, перепутанные инструкции.

Так, в последней оценивают слуховое внимание в ходе выполнения инструкции (которая прослушивается человеком). Широко используют для проверки мышления детей.

Способы развития мышления

Формирование словесно-логического мышления позволяет сохранять память и интеллект в тонусе.

Мышление понятие, основные формы и способы и их характеристика

Вот несколько простых упражнений, для выполнения которых потребуется таймер, бумага, ручка и желание:

  1. Написание слов на заданную букву. Для этого выберите одну или две буквы и напишите максимальное количество слов, начинающихся с этой буквы за две минуты.
  2. Отражай слова. Выбрав несколько словосочетаний, прочитайте их наоборот. Пример: трава зеленела (аленелез аварт).
  3. Найди лишнее. В представленном ряде слов, исключайте лишние. Данные ряды можно найти в соответствующих руководствах. Пример: Иванов, Петров, Андреев, Сидорова, Игнат, Дмитриев, Павлович.

Эти упражнения подходят для всей семьи, время их выполнения можно увеличивать, переходя от простого к сложному.

34. Основные формы мышления и их характеристика.

Понятие есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Суждение это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение — имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

35. Понятие о воображении и его физиологические основы.

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы.

Воображение связано и с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие вместе с корой больших полушарий, в формировании образов и их включении в процессы деятельности является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария мозга) .

Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах — синтетическую деятельность.

Основные формы мышления. Формы мышления в психологии :: SYL.ru

Высшей ступенью познания мира является мышление. Без него невозможно получить представление о недоступных нам в чувственном плане объектах, особенностях, взаимосвязях действительности. Формы мышления разнообразны. Оно является объектом исследования во многих науках, особенно таких как логика, психология, нейрофизиология.

Мыслительный процесс

Мышление представляет собой особый процесс, имеющий ряд признаков. Отдельно рассматривают механизм протекания, формы мышления в психологии и операции мыслительного процесса.

понятие как форма мышления
  • Обобщение. Мышление отражает окружающую действительность в обобщенной форме. Человек применяет обобщения для единичных предметов, явлений.
  • Еще один признак мышления — опосредованное познание окружающего мира, то есть человек способен характеризовать и судить об объектах без прямого контакта, с помощью анализа информации.

Особенности осуществления процесса мышления

Формы мышления

Операции мыслительного процесса

  • Отражение через обобщение
  • Познание опосредованно
  • Решение конкретных ситуаций
  • Взамосвязь с речью
  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Абстрагирование
  • Конкретизация

Рациональное и интуитивное мышление

Рациональными являются виды и формы мышления, четко следующие логическим связям и ведущие к определенной цели без учета чувственной сферы. Отбрасывается сфера желаний, импульсов, предчувствий, переживаний и впечатлений. Если сложная ситуация погружает человека в бурю эмоций, он может взять себя в руки благодаря рациональному способу мышления. Рациональное мышление дает только четкие и беспристрастные характеристики объекта из любой сферы. Личные эмоции при рациональном мышлении отсутствуют, но оно не всегда является продуктивным. Выделяют такие формы рационального мышления, как понятие, суждение, умозаключение.

формы мышления

Иррациональное мышление, наоборот, осуществляется при отсутствии логики, целей и взаимосвязей. Интуитивный взгляд на ситуацию – это основа образного мышления. Оно не предполагает использования анализа. Интуитивные виды и формы мышления не требуют выражения в словесной форме. Язык, пусть и мысленно, необходим в рациональной сфере, основанной на словесно-понятийной базе. Результат интуитивного мышления зависит от вложения в образ личного и смыслового содержания, что необходимо творческим людям, создающим произведения искусства.

Понимание между людьми происходит просто, когда они оперируют рациональными понятиями, ведь их суть точно определена. Донести свои ощущения и чувства до собеседника довольно сложно. Чувства, выраженные через речь, уже не так будут восприняты слушателем. По поводу непонимания в общении Тютчев метко подметил: «Мысль изреченная есть ложь».

Формы реализации мыслительных процессов

Для лучшего понимания мы все формы сгруппировали в приведенную ниже таблицу

Критерии

Характеристика

  • Понятийная форма

Понятие как форма мышления способствует познанию сути существующего объекта (предмета, явления), выявлению предметных взаимосвязей, определению отношений, обобщению признаков.

Свойства каждого объекта или явления разнообразны, могут быть существенными и несущественными.

Понятие как форма мышления существует в словесном виде. Слова обозначают понятия единичного («планета», «край»), общего («термин», «элемент»), конкретного или абстрактного («зло» и «добро») характера.

Большой объем признаков – это свойство родовых понятий («животное», «мебель»), меньшим числом признаков обладают видовые понятия («примат», «диван»).

  • Форма суждений

Суждение как форма мышления содержит подтверждение/не подтверждение какого-либо факта, положения предмета, связь с явлениями, свойствами, событиями. Оно может быть оспоримым, общим и единичным.

Для проявления суждений необходимо применять полноценные фразы. Суждение как форма мышления тождественно предложению. К суждениям не относят все фразы из междометий и некоторые из нескольких слов («Ах!», «Ну что еще?»)

  • Форма умозаключений

Умозаключение как форма мышления возникает при объединении нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.

Метод индукции предполагает обобщение, объединение отдельных элементов. С его помощью выделены закономерности и правила при исследовании разнообразных явлений.

Метод дедукции предполагает ход мыслей от общей картины к отдельным деталям, фактам. Это получение знаний на базе существующих закономерностей.

Вышеперечисленные формы мышления человек реализует во всех их видах с учетом решаемых задач.

Суждение

суждение как форма мышления

Суждение — форма мысли, устанавливающая логические взаимосвязи понятий, совпадение которых (тождественность) выражается связкой «есть», противоречие — «не есть». Взаимосвязь или не тождественность выражается в виде предложений, например, как сказал Уэтли: «Логика есть наука о языке». Предложения являются лишь словесной оболочкой суждений, но они не могут быть одним и тем же. Например, логические формы мышления не могут быть отражены в вопросительных и побудительных предложениях. Любые суждения возможно выразить в форме предложений, но не все фразы относятся к суждениям. Истинные суждения реально отражают суть и особенности объекта, а ложные – неадекватно.

Умозаключение как форма мышления

Умозаключение позволяет на базе имеющейся информации получить «свежие» знания. Оно образуется как результат перехода от каких-либо высказываний о реальном мире к новому выводу, являющемуся новым знанием о ситуации. Например, совпадение геометрического центра и центра тяжести тела возможно, когда его плотность совпадает во всех его частях. Астрономические наблюдения показали, что данные центры у Земли не совпадают. Следует умозаключение: Земля имеет разную плотность в своих разных частях. Таким образом можно получить новое знание, не исследуя объект.

умозаключение как форма мышления

Содержательные умозаключения (акт психики) образуются в результате перехода от высказываний к выводу на интуитивной основе, интуиция подсказывает наличие связи между объектами, явлениями. Формально-логические умозаключения (логические формы мышления) образуются при участии логики.

Процессы мышления

Работа над разнообразными задачами и ситуациями (в теории, на практике) невозможна без использования следующих процессов в различных комбинациях.

Мысленный процесс: объект (явление, ситуация) мысленно делится на составные части. Сопровождается отделением несущественных связей.

Восстановление целого из разрозненных элементов — процесс, обратный анализу. Преобладание анализа или синтеза в складе мышления зависит от склонности индивида к разным мыслительным формам.

Сравнить объекты (понятия, вещи) — значит сопоставить их, увидеть в них общее и различное, классифицировать (объединить по одному признаку).

Процесс, при котором рассматривают объект под определенным ракурсом: выделяют один признак (свойство, сторону) объекта и «абстрагируются» (не замечают), отвлекаются от других признаков.

  • Конкретизация

Оперирование конкретными явлениями, обратное абстрагированию

Выявление максимального числа близких признаков, особенностей и связей между объектами (вещами, понятиями), отбрасывание особенностей, являющихся единичными, случайными.

Научное мышление

Начало процессу мышления может положить возникновение проблемной ситуации и необходимость ее решения. Мыслительный процесс неосуществим без умения поставить вопрос, увидеть непонятное, непознанное.

формы мышления в психологии

Формы научного мышления – это формулировка проблемы (вопрос), определение доказательств или опровержений какого-либо факта, гипотеза и теория. Последние две формы относятся к опережающему познанию и необходимы для стимулирования научных исследований, обоснования результатов.

Принципы, законы и другие категории не относят к формам научного мышления, так как они являются либо понятиями, либо суждениями.

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное

Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).

Наглядно-образное

Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).

Словесно-логическое

Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Особенности мышления

основные формы мышления

Основные формы мышления существуют на базе психологических законов c учетом развитости ума и интеллекта разных людей. От каких особенностей зависят качества ума?

  • Гибкость – умение приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации, менять ход действий.
  • Глубина – умение проникнуть в суть сложной проблемы, найти ее причины, увидеть новые задачи там, где их не замечают другие.
  • Скорость – способность быстро применять основные формы мышления, решить ситуацию, принять решение. Она зависит от объема знаний, развитости навыков мышления, опытности.
  • Самостоятельность – умение поставить новую цель и достичь ее без участия другого индивида. Она формируется на базе информации, переданной от окружающих людей. Человек, самостоятельно мыслящий, может подойти к изучению мира с творческой точки зрения, найти варианты разрешения ситуации.
  • Широта — способность охватывать большое число тем, вопросов. Она отражает уровень эрудиции, интеллекта и разностороннюю развитость.
  • Последовательность – умение следовать логике, поддерживать логическую преемственность при выражении мыслей, обосновывать суждения.
  • Критичность – способность при познании не оказываться под влиянием чужих мыслей. Индивид критически мыслящий может трезво оценить сильные и слабые стороны, особенности объекта, явления. Он склонен к тщательной проверке своих решений и требовательной оценке мыслей.
виды и формы мышления

Формирование всех мыслительных качеств происходит в комплексе и всегда идет рука об руку с интеллектуальным развитием. Уровень способности результативно решать встающие на пути ситуации и проблемы называется интеллектом. Совершенствование важных мыслительных качеств, развитость личности во многих направлениях зависят от хорошей организации учебной и профессиональной деятельности.

Практические задания по применению мысленных процессов

№ 1. Сравнение

Задание: найти общие признаки в каждой паре понятий и ответить на вопрос, какие формы мышления в психологии использовали. Несколько пар относятся к близким «однополевым» понятиям (например, «футбол» и «кий» сообщают о спорте или игре), другие – к «разнополевым» с точки зрения семантики, ответы на которые не учитываются. Случайные или чисто внешние признаки не засчитываются. Ответы по «однополевым» сравниваются с верными результатами (нормой считается от 10 до 15 совпадений).

№ 2. Рассуждение

Задание: Суахили – это один из африканских языков. Используя несколько фраз подстрочника, необходимо перевести фразу «Я тебя люблю» на язык суахили.

«он любит тебя»

акупенда

«он воюет с ними»

авапига

«я воюю с тобой»

никупига

«он любит нас»

авупенда

В ходе группового обсуждения проговорить этапы решения задания и поэтапно проанализировать, как получили верный ответ — «никупенда».

№. 3. Игра «Царь и трое пленников»

Групповая игра для 10-13 человек, могут участвовать несколько групп. Каждой группе предстоит принять решение и обсудить его перед всеми при подведении итогов. «У царя трое пленников. Он придумал игру, чтобы решить, кого казнить, а кого помиловать. Пленники с завязанными глазами должны тянуть жребий (от 1 до 5), бумажка с номером помещается каждому на спину. Два номера черного цвета, остальные — белого. Когда все бумажки были прикреплены на спины, пленников поставили в ряд и сняли повязки. Царь обещал, что освободит того, кто угадает цвет номера со своей спины. Пленник, стоявший в конце шеренги, видел номера впереди стоящих, но ошибся. Стоявший вторым видел номер первого и тоже не назвал верный ответ. Первый в шеренге пленник не видел ни одного номера и ответил: «Белый». Царь освободил его за правильный ответ.

Задание: как рассуждал первый пленник, восстановите ход его мыслей (для решения задачи необходимо подумать, почему ошиблись два других пленника).

Основные формы мышления и их характеристика.

Понятие  есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Суждение это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

  Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение — имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

21. Понятие о воображении и его физиологические основы.

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей,  их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы.

Воображение связано и с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие вместе с корой больших полушарий, в формировании образов и их включении в процессы деятельности  является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария мозга) .

Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах — синтетическую деятельность.

Формы мышления – понятие, умозаключение, суждение

Человек является мыслящим существом. Даже когда он не проходил школьного обучения, его мозг использовал все свои возможности в виде запоминания, мышления, решения логических задач и т. д. Выделяют три формы мышления, которыми являются понятие, умозаключение и суждение. Именно о них пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Мышлением называется процесс обработки информации и доведения ее до определенного заключения. Человек размышляет, чтобы лучше понять окружающий мир, решить проблему, увидеть закономерности и связи. В процессе мышления человек делает научные открытия, создает творческие предметы искусства, выводит предположения. Без мышления человек был бы похож на обычное животное, которое руководствуется лишь своими инстинктами. Благодаря ему возникла речь, которой теперь пользуются люди, чтобы контактировать между собой.

Что такое формы мышления?

Мышление – это процесс. Что такое формы мышления? Это результат мыслительной деятельности, который носит конкретные проявления. Среди форм мышления выделяют три, основоположником которых был еще Аристотель:

  1. Понятие.
  2. Умозаключение.
  3. Суждения.

Однако многие ученые хотели к формам мышления приписать гипотезы, законы, доказательства, концепции и аргументы. Впоследствии они были отнесены к производным от трех основных форм.

Понятием называют целостную концепцию, которая предполагает наличие определенных качеств и свойств рассматриваемого явления. Сюда же приписывают обобщение  и размышление, которое предполагает рассмотрение категории предметов по общим свойствам и связям, совокупности их специфических признаков.

Суждение является неоконченным мыслительным процессом, который предполагает отрицание или подтверждение некоторой идеи. Здесь могут рассматриваться различные характеристики предмета или явления.

Умозаключением называют сделанный вывод или подведенные итоги. Это уже законченный процесс, который выводит некое правило, аксиому, теорию.

перейти наверх

Основные формы мышления

Как уже говорилось, основными формами мышления являются умозаключение, суждение и понятие. Данное разделение является условным. Сначала человек становится перед неким вопросом, на который у него отсутствует ответ, после чего он начинает размышлять. Формы мышления являются условными структурами мыслей, к которым приходит человек в результате своей мыслительной деятельности.

Достаточно сложно понять определение данных форм. Понятие сложно распознать, поскольку оно базируется на качествах, свойствах, приметах, которые могут быть значимыми и не значимыми. Именно на значимых приметах делаются понятия, в то время как не значимые качества могут меняться.

Понятие становится сложным, поскольку к нему может подходить любой предмет, который лишь частично или полностью имеет рассматриваемые качества. К примеру, треугольник отличается от других геометрических фигур лишь наличием у него трех углов. Однако форма, длина и прочие параметры могут совпадать с такими же параметрами иных геометрических фигур.

В общем значении понятие обозначает некое явление или предмет, который обладает определенными свойствами и параметрами. Оно обозначается словом и определяет данное слово. Так, люди пользуются различными терминами, зная их определение, значение. Это и называется понятием, которое отличается от восприятия и представления, которые имеют конкретность, наглядность, образность.

Понятие – это обобщенное и отвлеченное явление, в отличие от восприятия и представления. Понятие представляется в виде абстрактного определения, а восприятие и представление имеет конкретные образные явления.

Суждение представляет собой процесс мыслительной деятельности, который обозначает связи между параметрами, качествами и отношением между предметами окружающей среды. Сутью суждения является отрицание или подтверждение некой взаимосвязи. Здесь могут использоваться как исключительно мыслительные процессы, так и быть задействованы органы чувств, память и пр.

Суждение бывает:

  1. Общим – отрицание или согласие с определенным качеством предметов или явлений, объединенных одним понятием.
  2. Единичным – выделение конкретного признака, присущего одному явлению или предмету.
  3. Частным – отрицание или согласие с наличием определенного качества или характеристики лишь у некоторых предметов или явлений, объединенных одним понятием.

Суждение направлено на выявление определенных признаков конкретного понятия. Их можно проверить практикой и фактическими доказательствами окружающей среды. При этом человек должен обладать нужно информацией обо всех тех процессах, которыми он оперирует, и понятиях, которые использует.

Умозаключение является формой выведения нового суждения на основе старых, которые сопоставляются и сравниваются. Выделяют 4 вида умозаключения:

  1. Индукция – форма мышления, когда человек переходит от частного к общему. На основе частных предположений, качеств, событий делаются общие правила, выводы, умозаключения.
  2. Дедукция – форма мышления, когда человек переходит от общего к частному. Общие правила и нормы позволяют выявить частные качества, события.
  3. Аналогия – форма мышления, когда выделяются значимые признаки некоторых предметов и делаются выводы.
  4. Предположение – незаконченная форма мышления, которая не имеет под собой доказательств. Она лишь выдвигает теории, которые могут быть подвергнуты критике и нахождению иных доказательств, опровергающих ее.

Индуктивное умозаключение базируется на изучении многих предметов, сборе информации. Выявляя схожесть и отличия, можно сделать определенные общие выводы. Обобщая, человек выводит общие формулы и понятия.

Дедуктивное мышление позволяет выявить частные параметры и качества предмета на основе общих знаний о нем.

Наиболее часто используемой формой мышления является индукция. Наивысшей формой мыслительного процесса является словесно-логическая, которая отображает сложные взаимосвязи, выводит понятия, решает теоретические задачи, делает выводы.

перейти наверх

Формы мышления и их характеристика

Известные 3 формы мышления направлены на упрощение жизни человека. Это определяется теми структурами нервной системы, с которой рождается человек. Мыслительный процесс считается наивысшим процессом, который позволяет отделить человека от животного мира. Здесь интересными станут характеристики форм мышления.

Понятие бывает:

  1. Простым – объединяющим предметы и явления по одному признаку.
  2. Сложным — объединяющим предметы и явления по нескольким признакам. В свою очередь бывает:
  • Дизъюнктивным – понятия, объединяемые одним или другим свойством, или двумя одновременно.
  • Конъюнктивным – понятия, объединяющиеся как минимум двумя признаками.
  • Соотносительным – объединение понятий по всем связям и взаимоотношениям между структурами отдельной группы.
  1. Единичным.
  2. Специфическим.
  3. Всеобщим.
  4. Конкретным – показывает определенные характеристики рассматриваемого явления.
  5. Абстрактным – показывает характеристики, которые трудно представить, подтвердить.

Объединение предметов и явлений по общим признакам часто проявляется лишь у некоторой части группы, а не у всей. Таким образом, человек оперирует лишь отдельными предметами для обобщения, а не всей категорией предметов.

Понятия формируются у человека двумя путями:

  1. Он обучается, вследствие чего познает новые понятия, их определения и особенности.
  2. Он наблюдает, на основе чего формируется опыт, который и позволяет сделать определенные выводы.

Суждение представляется в психологии как понимание индивидом многообразия взаимосвязей предмета или явления с другими вещами окружающего мира. Чем больше человек знает о предмете, о котором он рассуждает, тем более точным и правильным становится суждение. Ошибки возникают тогда, когда человек думает обобщенно. Все предметы, схожие по какому-то признаку, он наделяет качествами, которые им не присущи. Это является поверхностным суждением.

Более глубоким суждение становится, когда человек переходит от общего к частному. Он выделяет конкретные признаки предмета, которые отличают его от других похожих на него предметов. Здесь можно выделять части и видеть между ними взаимосвязи. Также осознавать процессы, происходящие в отдельном объекте, причины их возникновения.

Суждение бывает:

  • Истинным (правдивым), когда сделанные выводы подтверждаются объективной реальностью.
  • Ложным, когда предположения не подтверждаются реальными доказательствами.
  • Общей направленности, когда просматривается общая взаимосвязь в предметах одной категории.
  • Частным, когда взаимосвязь наблюдается у нескольких предметов одной группы.
  • Единичным, когда вывод относится лишь к одному предмету, он не свойственен другим предметам данного класса.
  • Формальным, когда утверждаются факты без указания их правдивости.
  • Эмпирическим, когда суждения выводятся на основе наблюдения за предметами, которые входят в одну группу.

Умозаключение является сложным мыслительным механизмом, который предполагает использование имеющегося знания для приобретения нового знания. Здесь используются понятия и суждения, которые уже имеют доказательства своей правдивости. Объединяется несколько понятий или суждений, между которыми просматривается взаимосвязь. Исходные суждения являются посылками для формирования умозаключения. Человек их мыслительно объединяет и формирует взаимосвязь на основе утверждения или отрицания. Таким образом делается некий вывод.

Умозаключение делается с применением логики.

перейти наверх

Итог

Мышление является важной функцией в человеке. Животные обладают простыми формами мышления, в то время как человек умеет выводить понятия, рассуждать и делать умозаключения. Это в итоге позволяет ему организовывать свою жизнь, строить государства и устанавливать правила.

Человеческая жизнь немыслима без мышления. Только благодаря ему он делает новые открытия, предполагает, что потом пытается доказать или опровергнуть, создает новые технологии и механизмы.

Только посредством сложного мышления у человека есть речь, которая имеет четкую структуру и правила. Также благодаря мыслительным процессам он может обучаться. Здесь часто используются именно мыслительные формы, а не простое заучивание. Чем больше ассоциаций и собственно сделанных выводов человек использует, тем лучше он познает материал.

Еще многое в окружающем мире остается непознанным. Но благодаря своей мыслительной деятельности человек сможет сформулировать конкретные понятия и теории на счет неизведанного. На основе старых знаний будут выведены новые, что позволит намного лучше понимать окружающий мир и даже управлять им.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *