Вытеснение — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Подавление.Вытесне́ние (подавле́ние, репре́ссия) — один из механизмов психологической защиты в психодинамическом направлении психологии. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования.
Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом, который, впрочем, не переносит их из бессознательного в сознание) и не перестают влиять на поведение человека и его сны[1]. Первым вытеснение описал Зигмунд Фрейд[2], считавший его основным механизмом формирования бессознательного. По его словам, «…судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения»
На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например, мы говорим: «я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того чтобы отвлечься, мне нужно сменить обстановку» и пр. Также в последнее время в обиход вошло выражение «оговорка по Фрейду», обозначающее оговорку, сделанную в результате влияния неосознаваемых, удалённых из сознания мотивов.
Во врачебной практике Зигмунда Фрейда однажды наступил период, когда он решил отказаться от использования гипноза в связи с его низкой эффективностью и крайне трудоёмким процессом пробуждения воспоминаний у пациентов
Многие ранние концепции Фрейда были разработаны под руководством его наставника Йозефа Брейера. Кроме того, сам Фрейд отмечал вклад в понимание такого явления, как вытеснение, немецкого писателя и философа Артура Шопенгауэра ещё в 1884 году. Помимо прочих, Фридрих Гербарт, психолог и основатель педагогики, чьи идеи нашли своё отражение в трудах Фрейда и имевший сильное влияние на Теодора Мейнерта — учителя Фрейда по психиатрии, использовал этот термин в своей статье 1842 года о бессознательных идеях, конкурирующих за то, чтобы попасть в область сознания[6].
Этапы[править | править код]
Фрейд писал, что «…есть основания полагать, что существует „первичная репрессия“ (первовытеснение) — первая фаза репрессии, которая заключается в недопущении в сознание психическое представительство влечения»
В первичной фазе репрессии, по мнению Фрейда, «…весьма вероятно, что причиной немедленного вытеснения как одного из типа репрессий являются количественные факторы, такие как ранние вспышки тревоги, имеющие весьма интенсивный вид»
Терапия[править | править код]
Аномалии вытеснения, по определению самого Фрейда, возникают, когда репрессия развивается под влиянием сверх-Я и интернализированного чувства тревоги, и, таким образом, приводит к нелогичным поступкам индивида, саморазрушению и антисоциальному поведению в целом (см. Невроз). При проведении терапии психотерапевт может попытаться смягчить эту проблему путём выявления и повторного приведения вытесненных аспектов психических процессов пациента к их осознанности, то есть
- Отто Фенихель (англ.)русск. писал в трудах, что «…если исчезновение осознанной исходной цели называется репрессией, то любая сублимация также является репрессией»[13].
- Жак Лакан подчёркивает роль символа вытеснения:
«…первичная репрессия является символом вытеснения»[14]. - В рамках семейной психотерапии было исследовано, как запреты внутри семьи приводят к появлению различных вытеснений у членов семьи[15].
Вытеснение в психоанализе — Психологос
Вытеснение (в психоанализе) – процесс отстранения от сознания и удержания вне его психических содержаний, один из механизмов защиты человека от конфликтов, разыгрывающихся в глубинах его психики.
Основу психоанализа составляло несколько идей и концепций о природе и функционировании психики человека, в числе которых важное место занимало представление о вытеснении. По этому поводу З. Фрейд писал, что «теория вытеснения является как краеугольным камнем, на котором зиждется здание психоанализа, так и важнейшей частью последнего».
В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) З. Фрейд подчеркивал, что к теории вытеснения пришел самостоятельно и долгие годы считал ее оригинальной, пока венский психоаналитик О. Ранк не обратил его внимание на труд немецкого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819), в котором содержалась идея о сопротивлении восприятию болезненного состояния, что совпадало с психоаналитическим пониманием вытеснения. Не исключено, что знакомство З. Фрейда с трудом А. Шопенгауэра, на который он ссылался в своей работе «Толкование сновидений» (1900), послужило толчком к выдвижению им концепции вытеснения. Не исключено и то, что представление о вытеснении он мог почерпнуть также из учебника по эмпирической психологии Г. Линдера, представлявшего собой обобщенное изложение основных идей И. Гербарта, который сформулировал положение, согласно которому многое из того, что находится в сознании, «вытесняется из него» (известно, что во время последнего года обучения в гимназии он пользовался учебником Г. Линдера).
Представления З. Фрейда о вытеснении действительно легли в основу психоанализа. Так, в опубликованной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он высказал мысль о том, что нерасположенная со стороны Я какая-то психическая сила первоначально «вытесняет патогенное представление из ассоциации», а впоследствии «препятствует его возвращению в воспоминание». В «Толковании сновидений» он развил эту мысль: основным условием вытеснения («оттеснения») является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергается воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но в конце концов оно превращается «в пагубный отказ от психического господства».
У З. Фрейда не было однозначного определения вытеснения. Во всяком случае в различных своих работах под вытеснением он понимал: процесс, благодаря которому психический акт, способный быть осознанным, делается бессознательным; возвращение на более раннюю и глубинную ступень развития психического акта; патогенный процесс, проявляющийся в виде сопротивления; разновидность забывания, при котором память «просыпается» с большим трудом; одно из защитных приспособлений личности. Таким образом, в классическом психоанализе вытеснение обнаруживало сходство с такими явлениями, как регрессия, сопротивление, защитный механизм. Другое дело, что наряду с признанием сходства З. Фрейд в то же время отмечал и различия между ними.
В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он подчеркивал, что хотя вытеснение подпадает под понятие «регрессия» (возвращение от более высокой ступени развития к более низкой), тем не менее вытеснение является топически-динамическим понятием, а регрессия – чисто описательным. В отличие от регрессии вытеснение имеет дело с пространственными отношениями, включающими в себя динамику психических процессов. Вытеснение – это тот процесс, который «прежде всего свойственен неврозу и лучше всего его характеризует». Без вытеснения регрессия либидо (сексуальной энергии) не приводит к неврозу, а выливается в перверсию (извращение).
При рассмотрении вытеснения З. Фрейд поставил вопрос о его силах, мотивах и условиях осуществления. Ответ на этот вопрос сводился к следующему: под воздействием внешних обстоятельств и внутренних побуждений у человека возникает желание, несовместимое с его этическими и эстетическими взглядами; столкновение желания с противостоящими ему нормами поведения приводит к внутрипсихическому конфликту; разрешение конфликта, прекращение борьбы осуществляются благодаря тому, что представление, которое возникло в сознании человека как носитель несовместимого желания, подвергается вытеснению в бессознательное; представление и относящееся к нему воспоминание устраняются из сознания и забываются.
Согласно З. Фрейду, вытесняющие силы служат этическим и эстетическим требованиям человека, возникающим у него в процессе воспитания. То неудовольствие, которое он испытывает при невозможности реализации несовместимого желания, устраняется путем вытеснения. Мотивом вытеснения является несовместимость соответствующего представления человека с его Я. Вытеснение выступает в качестве психического механизма защиты. В то же время оно порождает невротический симптом, который является заместителем того, чему помешало вытеснение. В конечном счете вытеснение оказывается предпосылкой образования невроза.
Для иллюстрации процесса вытеснения можно воспользоваться сравнением, использованным З. Фрейдом при чтении им лекций по психоанализу в университете Кларка (США) в 1909 году. В аудитории, где читается лекция, находится человек, который нарушает тишину и отвлекает внимание лектора своим смехом, болтовней, топотом ног. Лектор объявляет, что в таких условиях он не может продолжать чтение лекции. Несколько сильных мужчин из числа слушателей берут на себя функцию наведения порядка и после кратковременной борьбы выставляют нарушителя тишины за дверь. После того как нарушитель порядка оказался «вытеснен», лектор может продолжить свою работу. Для того, чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный из аудитории попытается вновь проникнуть на лекцию, совершившие вытеснение мужчины садятся около двери и берут на себя роль охранников (сопротивление). Если использовать язык психологии и назвать место в аудитории сознанием, а за дверью – бессознательным, то это и будет изображением процесса вытеснения.
Исследование и лечение невротических расстройств привело З. Фрейда к убеждению, что невротикам не удается полное вытеснение представления, связанного с несовместимым желанием. Это представление устраняется из сознания и из памяти, но оно продолжает жить в бессознательном, при первой возможности активизируется и посылает от себя в сознание искаженного заместителя. К замещающему представлению присоединяются неприятные чувства, от которых, казалось бы, человек избавился благодаря вытеснению. Таким замещающим представлением оказывается невротический симптом, в результате чего вместо предшествующего кратковременного конфликта наступает длительное страдание. Как замечал З. Фрейд в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938), пробуждаемое под действием нового повода ранее вытесненное представление способствует интенсификации подавленного влечения человека, а поскольку «путь к нормальному удовлетворению для него закрыт тем, что можно назвать вытеснительным шрамом, то оно прокладывает себе где-то в слабом месте другой путь к так называемому эрзац-удовлетворению, дающему о себе знать теперь в качестве симптома, без согласия, но также и без понимания со стороны Я».
Для выздоровления невротика необходимо, чтобы симптом был переведен в вытесненное представление по тем же самым путям, каким совершалось вытеснение из сознания в бессознательное. Если благодаря преодолению сопротивлений удается перевести вытесненное опять в сознание, тогда внутрипсихический конфликт, который больной хотел избежать, под руководством аналитика может получить лучший выход, чем он получил ранее с помощью вытеснения. В этом отношении вытеснение рассматривалось З. Фрейдом в качестве попытки человека «к бегству в болезнь», а психоаналитическая терапия – как «хороший заместитель безуспешного вытеснения».
Иллюстрацией аналитической работы может служить то же самое сравнение, которое было использовано З. Фрейдом при чтении лекций в университете Кларка. Так, несмотря на вытеснение, изгнание нарушителя тишины из аудитории и установление стража перед дверью не дает полной гарантии того, что все будет в порядке. Насильственно выставленный из аудитории и обиженный человек своими криками и стуками кулаками в дверь может производить в коридоре такой шум, что это будет в еще большей степени мешать чтению лекции, чем его предшествующее неприличное поведение. Оказалось, что вытеснение не привело к ожидаемому результату. Тогда организатор лекции берет на себя роль посредника и восстанавливает порядок. Он ведет переговоры с нарушителем тишины и обращается к аудитории с предложением вновь допустить его на лекцию, причем дает слово, что последний будет вести себя подобающим образом. Полагаясь на авторитет организатора лекции, слушатели соглашаются прекратить вытеснение, нарушитель порядка возвращается в аудиторию, снова наступает мир и тишина, в результате чего создаются необходимые условия для нормальной лекторской работы. Подобное сравнение служит подходящим для той задачи, которая, по мнению З. Фрейда, «выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов».
По мере становления и развития психоанализа З. Фрейд вносил различные уточнения в понимание вытеснения. На подступах к психоанализу он предпочитал говорить скорее о защите, нежели о вытеснении, что нашло свое отражение, в частности, в его статье «Защитные невропсихозы» (1894). В дальнейшем он сместил акцент исследования в плоскость выдвижения теории вытеснения, в соответствии с которой: вытесненное остается дееспособным; можно ожидать возвращение вытесненного, особенно в том случае, если к вытесненному впечатлению присоединяются эротические чувства человека; за первым актом вытеснения следует длительный процесс, когда борьба против влечения находит свое продолжение в борьбе с симптомом; при терапевтическом вмешательстве появляется сопротивление, действующее в защиту вытеснения. Так, в статье «Вытеснение» (1915) З. Фрейд выдвинул идею о «первичном вытеснении», «вытеснении в последействии» («проталкивание вслед», «послевытеснение») и «возвращении вытесненного» в форме невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий.
Позднее основатель психоанализа вновь возвратился к понятию «защита» с целью установления соотношений между защитными механизмами и вытеснением. В частности, в работе «Торможение, симптом и страх» (1926) он подчеркнул, что имеются все основания для того, чтобы снова воспользоваться старым понятием «защита» (в русскоязычных изданиях этой работы, переведенной под названием «Страх», вместо понятия «защита» использован термин «отражение») и включить в него вытеснение как «один специальный случай». Наряду с этим уточнением он выделил пять видов сопротивления (три, исходящих из Я, одно – из Оно, и одно – из Сверх-Я), среди которых «сопротивление вытеснения» относилось к одному из видов сопротивлений Я.
В последних своих работах, например в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), З. Фрейд еще раз обратил внимание на проблему вытеснения и отметил, что «все вытеснения происходят в раннем детстве», являя собой «примитивные защитные меры незрелого, слабого Я». В последующие периоды развития человека новые вытеснения не возникают, а сохраняются старые, к услугам которых и прибегает Я, стремящееся совладать со своими влечениями. Новые конфликты разрешаются посредством «послевытеснения». Подлинным же достижением аналитической терапии служит «последующая корректировка первоначального процесса вытеснения». Другое дело, что, как замечал З. Фрейд, терапевтическое намерение заменить предшествующие, приведшие к возникновению невроза вытеснения пациента, надежными силами Я «осуществляются не всегда в полном объеме».
Высказанное З. Фрейдом в работе «Торможение, симптом и страх» соображение о том, что вытеснение представляет собой один из видов защиты, послужило толчком к раскрытию механизмов защиты Я со стороны других психоаналитиков. Дочь основателя психоанализа А. Фрейд (1895–1982) опубликовала книгу «Психология Я и защитные механизмы» (1936), в которой наряду с вытеснением выделила еще девять механизмов защиты, включая регрессию, проекцию, интроекцию и другие. Последующие психоаналитики стали уделять особое внимание механизмам защиты. Что касается З. Фрейда, то в работе «Конечный и бесконечный анализ» он подчеркнул: у него никогда не было сомнений в том, что «вытеснение – не единственный метод, которым располагает Я в своих целях», но оно является чем-то «совершенно особенным, более резко отличающимся от остальных механизмов, чем те различаются между собой». Суть же аналитической терапии остается неизменной, так как терапевтический эффект, по словам З. Фрейда, связан с осознанием вытесненного в Оно (бессознательном), причем вытесненное понимается в самом широком смысле.
При рассмотрении психоаналитического понимания вытеснения необходимо иметь в виду, что трактовка его З. Фрейдом уточнялась по мере того, как происходило развитие психоанализа. Это касалось не только соотношения между защитой и вытеснением, но и движущих сил, приводящих в движение процесс вытеснения. После того, как основатель психоанализа осуществил структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я, перед ним встал вопрос о том, с какой психической инстанцией следует соотносить вытеснение. Отвечая на этот вопрос, он пришел к выводу, что вытеснение является делом Сверх-Я, которое «проводит вытеснение или само, или по его заданию это делает послушное ему Я». Данный вывод был сделан им в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), в котором содержались различные дополнения к предшествующим его взглядам, включая понимание сновидений, страха, составных частей психики.
Зигмунд Фрейд — Вытеснение читать онлайн
Фрейд Зигмунд
Вытеснение
Зигмунд ФРЕЙД
ВЫТЕСНЕНИЕ
Какому-нибудь стремлению, может быть, суждено наткнуться на сопротивление, которое направлено на то, чтобы лишить его активности. При некоторых условиях, подробное исследование которых теперь нам предстоит, это влечение приходит в состояние «вытеснения». В случае внешнего вытеснения самым действительным средством избавления было бы бегство от него. Но в случае раздражения, исходящего от внутреннего влечения, помочь бегством нельзя, потому что «Я» не может убежать от самого себя. В дальнейшем найдется верное средство против импульсов влечения в виде рассудочного отказа от удовлетворения (осуждения). Но предварительной ступенью такого осуждения, чем-то средним между бегством и осуждением, является вытеснение — понятие, которое не существовало до психоаналитических исследований.
Теоретически нелегко доказать возможность вытеснения. Почему какое-либо влечение постигает такая участь? Очевидно, необходимым условием вытеснения является то, что достижение цели влечения вызывает вместо наслаждения неприятное чувство. Но такой случай трудно себе представить. Таких влечений не бывает, так как удовлетворение влечения всегда сопровождается чувством наслаждения. Приходится допустить, что существует какое-то особое обстоятельство, какой-то такой процесс, благодаря которому наслаждение от удовлетворения превращается в неприятное чувство.
Для того чтобы лучше выявить сущность вытеснения, для сравнения возьмем какие-либо другие со
— 108
стояния влечений. Может случиться, что какое-нибудь внешнее раздражение становится внутренним и вместе с тем источником постоянного раздражения и возрастающего напряжения благодаря тому, что растравляет и разрушает какую-нибудь часть тела. Таким образом, вследствие такого постоянства и возрастающего напряжения такое раздражение приобретает большое сходство с влечением. Мы знаем, что ощущаем в подобном случае боль. Однако цель описанного выше псевдовлечения — прекратить изменения органа и связанное с этим изменением неприятное ощущение. Прямого же наслаждения прекращение боли дать не может. Боль неумолима, ее можно преодолеть только токсическим мероприятием или повлиять на нее психическим отвлечением.
Мой пример боли слишком неясен и потому не годится для наших целей. Предположим, что какое-нибудь раздражение, исходящее из влечения, например, голода, остается неудовлетворенным. Оно становится неумолимо требовательным, его ничем другим нельзя успокоить, как только соответственно удовлетворив его, а до этого потребность, вызванная влечением, находится в постоянном напряжении. В этом случае не может быть и речи о чем-либо, подобном вытеснению.
Итак, понятно, что вытеснения не может быть, если напряжение вследствие неудовлетворения влечения становится невыносимо большим. В другом месте я рассмотрю, какими средствами защиты располагает организм в подобном положении.
Будем пока придерживаться клинического опыта, какой нам дает психоаналитическая практика. Опыт показывает нам, что удовлетворение влечения, подлежащего вытеснению, вполне возможно и вызвало бы всегда наслаждение, но оно несовместимо с другими требованиями и планом личности: оно было бы свя
— 109
зано, с одной стороны, с наслаждением, с другой, с неприятным чувством. В таком случае необходимой предпосылкой вытеснения является то обстоятельство, что мотив неудовольствия приобретает большую силу, чем наслаждение от удовлетворения. Далее психоаналитический опыт наш над «неврозами перенесения» приводит нас к заключению, что вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания. Такое понимание вытеснения могло бы быть еще дополнено предположением, что на предшествующих ступенях организации душевной деятельности задачу отражения недопустимых побуждений, исходящих от влечений, берут на себя видоизмененные формы влечений, как то: превращение в противоположное, обращение против собственной личности.
Мы и теперь придерживаемся того мнения, что вытеснение и бессознательное находятся в таком взаимоотношении, что мы до тех пор не в состоянии углубиться в сущность вытеснения, пока не узнаем больше о строении (и направлении) психических инстанций и дифференцировании бессознательного от сознательного. Мы можем пока ограничиться только описанием некоторых клинически установленных признаков вытеснения, рискуя при этом без изменения повторить многое, уже высказанное в другом месте.
Итак, у нас есть основание предполагать первичное вытеснение, первую фазу вытеснения, состоящую в том, что в сознание не допускается психическое представительство (представление) влечения. С этим связана фиксация; соответствующее представление с этого момента остается без изменений, а влечение
— 110
связано с ним. Это происходит вследствие некоторых свойств бессознательных процессов, о которых речь будет ниже.
Вторая ступень вытеснения, вытеснение в собственном смысле, касается психических дериватов указанного вытесненного представления, связанного с влечением, или мыслей, происходящих из других источников, но вступивших в ассоциативную связь с этими представлениями. Благодаря такой связи эти представления подвергаются той же участи, что и первично вытесненное. Вытеснение в собственном смысле слова является, таким образом, проталкиванием вслед за вытесненным уже раньше. Впрочем, было бы ошибкой подчеркивать только процесс отталкивания, действующий из области сознательного в той его части, которая подлежит вытеснению. В этом процессе вытеснения нужно принимать во внимание также и такие притяжения, которые производит первично вытесненное на все, с чем только может вступить в ассоциативную связь. Весьма вероятно, что вытесняющая тенденция не достигла бы своей цели, если бы в психике не существовало уже ранее вытесненное, готовое всегда подхватить все то, что отвергается сознанием.
Под влиянием изучения психоневрозов, раскрывающего нам суть действия вытеснения, мы придаем слишком большое значение психологическому содержанию его и легко забываем, что вытеснение вовсе не препятствует сохраняться в бессознательном представлениям, связанным с влечением, продолжать им дальше организовываться, давать новые психические дериваты и завязывать новые ассоциативные связи. В действительности вытеснение нарушает только связь вытесненного с определенной психической системой, с сознанием.
Читать онлайн «Вытеснение» автора Фрейд Зигмунд — RuLit
Фрейд Зигмунд
Вытеснение
Зигмунд ФРЕЙД
ВЫТЕСНЕНИЕ
Какому-нибудь стремлению, может быть, суждено наткнуться на сопротивление, которое направлено на то, чтобы лишить его активности. При некоторых условиях, подробное исследование которых теперь нам предстоит, это влечение приходит в состояние «вытеснения». В случае внешнего вытеснения самым действительным средством избавления было бы бегство от него. Но в случае раздражения, исходящего от внутреннего влечения, помочь бегством нельзя, потому что «Я» не может убежать от самого себя. В дальнейшем найдется верное средство против импульсов влечения в виде рассудочного отказа от удовлетворения (осуждения). Но предварительной ступенью такого осуждения, чем-то средним между бегством и осуждением, является вытеснение — понятие, которое не существовало до психоаналитических исследований.
Теоретически нелегко доказать возможность вытеснения. Почему какое-либо влечение постигает такая участь? Очевидно, необходимым условием вытеснения является то, что достижение цели влечения вызывает вместо наслаждения неприятное чувство. Но такой случай трудно себе представить. Таких влечений не бывает, так как удовлетворение влечения всегда сопровождается чувством наслаждения. Приходится допустить, что существует какое-то особое обстоятельство, какой-то такой процесс, благодаря которому наслаждение от удовлетворения превращается в неприятное чувство.
Для того чтобы лучше выявить сущность вытеснения, для сравнения возьмем какие-либо другие со
— 108
стояния влечений. Может случиться, что какое-нибудь внешнее раздражение становится внутренним и вместе с тем источником постоянного раздражения и возрастающего напряжения благодаря тому, что растравляет и разрушает какую-нибудь часть тела. Таким образом, вследствие такого постоянства и возрастающего напряжения такое раздражение приобретает большое сходство с влечением. Мы знаем, что ощущаем в подобном случае боль. Однако цель описанного выше псевдовлечения — прекратить изменения органа и связанное с этим изменением неприятное ощущение. Прямого же наслаждения прекращение боли дать не может. Боль неумолима, ее можно преодолеть только токсическим мероприятием или повлиять на нее психическим отвлечением.
Мой пример боли слишком неясен и потому не годится для наших целей. Предположим, что какое-нибудь раздражение, исходящее из влечения, например, голода, остается неудовлетворенным. Оно становится неумолимо требовательным, его ничем другим нельзя успокоить, как только соответственно удовлетворив его, а до этого потребность, вызванная влечением, находится в постоянном напряжении. В этом случае не может быть и речи о чем-либо, подобном вытеснению.
Итак, понятно, что вытеснения не может быть, если напряжение вследствие неудовлетворения влечения становится невыносимо большим. В другом месте я рассмотрю, какими средствами защиты располагает организм в подобном положении.
Будем пока придерживаться клинического опыта, какой нам дает психоаналитическая практика. Опыт показывает нам, что удовлетворение влечения, подлежащего вытеснению, вполне возможно и вызвало бы всегда наслаждение, но оно несовместимо с другими требованиями и планом личности: оно было бы свя
— 109
зано, с одной стороны, с наслаждением, с другой, с неприятным чувством. В таком случае необходимой предпосылкой вытеснения является то обстоятельство, что мотив неудовольствия приобретает большую силу, чем наслаждение от удовлетворения. Далее психоаналитический опыт наш над «неврозами перенесения» приводит нас к заключению, что вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания. Такое понимание вытеснения могло бы быть еще дополнено предположением, что на предшествующих ступенях организации душевной деятельности задачу отражения недопустимых побуждений, исходящих от влечений, берут на себя видоизмененные формы влечений, как то: превращение в противоположное, обращение против собственной личности.
Мы и теперь придерживаемся того мнения, что вытеснение и бессознательное находятся в таком взаимоотношении, что мы до тех пор не в состоянии углубиться в сущность вытеснения, пока не узнаем больше о строении (и направлении) психических инстанций и дифференцировании бессознательного от сознательного. Мы можем пока ограничиться только описанием некоторых клинически установленных признаков вытеснения, рискуя при этом без изменения повторить многое, уже высказанное в другом месте.
Итак, у нас есть основание предполагать первичное вытеснение, первую фазу вытеснения, состоящую в том, что в сознание не допускается психическое представительство (представление) влечения. С этим связана фиксация; соответствующее представление с этого момента остается без изменений, а влечение
— 110
связано с ним. Это происходит вследствие некоторых свойств бессознательных процессов, о которых речь будет ниже.
Вторая ступень вытеснения, вытеснение в собственном смысле, касается психических дериватов указанного вытесненного представления, связанного с влечением, или мыслей, происходящих из других источников, но вступивших в ассоциативную связь с этими представлениями. Благодаря такой связи эти представления подвергаются той же участи, что и первично вытесненное. Вытеснение в собственном смысле слова является, таким образом, проталкиванием вслед за вытесненным уже раньше. Впрочем, было бы ошибкой подчеркивать только процесс отталкивания, действующий из области сознательного в той его части, которая подлежит вытеснению. В этом процессе вытеснения нужно принимать во внимание также и такие притяжения, которые производит первично вытесненное на все, с чем только может вступить в ассоциативную связь. Весьма вероятно, что вытесняющая тенденция не достигла бы своей цели, если бы в психике не существовало уже ранее вытесненное, готовое всегда подхватить все то, что отвергается сознанием.
Под влиянием изучения психоневрозов, раскрывающего нам суть действия вытеснения, мы придаем слишком большое значение психологическому содержанию его и легко забываем, что вытеснение вовсе не препятствует сохраняться в бессознательном представлениям, связанным с влечением, продолжать им дальше организовываться, давать новые психические дериваты и завязывать новые ассоциативные связи. В действительности вытеснение нарушает только связь вытесненного с определенной психической системой, с сознанием.
Но психоанализ может открыть нам и кое-что другое, имеющее определенное значение для правиль
Вытеснение – метапсихология Зигмунда Фрейда.
Фрейд писал о вытеснении, как о краеугольном камне, на котором держится здание психоанализа. Разработке этого понятия посвящены работы Зигмунда Фрейда «Вытеснение» и «Бессознательное», входящие в так называемый цикл работ по метапсихологии основателя психоанализа. Эта небольшая заметка не претендует на всеобъемлющий охват всех работ основателя психоанализа, посвященных вытеснению и основывается только на одном труде Фрейда «Вытеснение». Цель данного текста, постараться разобраться в том, что пишет Фрейд о вытеснении и о механизме вытеснения, так как информации о вытеснении в интернете очень много, но она носит расплывчатый, цитатный характер, а иногда и просто отражает фантазию интерпретаторов текстов Фрейда, очень далекую от того, что Фрейд писал о вытеснении. По ходу прочтения метапсихологического текста Фрейда “Вытеснение” будут выделяться мысли, которые автору показались интересными, но их развитие, автор заметки, оставит на усмотрение вашей фантазии.
В начале работы “Вытеснение” Фрейд пишет, что импульс влечения, наталкиваясь на сопротивление, при определенных условиях может прийти в состояние вытеснения. Фрейд задается вопросом: почему импульс влечения должна постигнуть такая участь? В поиске ответа на этот вопрос, он приходит к мысли, что необходимо наличие особых условий, какого-то процесса, в ходе которого удовольствие от удовлетворения влечения, превращается в неудовольствие. После рассмотрения двух примеров: боли и голода, Фрейд решает отталкиваться от психоаналитического опыта и практики в рассмотрении влечения, так как рассмотренные примеры неудовлетворительны.
Опыт, позволяет сделать Фрейду вывод, «вытеснение – это не некий существующий изначально защитный механизм, что оно может возникнуть не раньше, чем произойдет четкое разделение на сознательную и бессознательную душевную деятельность». Сущность вытеснения – «в уклонении и отстранении от сознания».
Выделю мысли, показавшиеся здесь интересными. Первая мысль – механизм вытеснения изначально не существует, то есть не имеет генетических оснований. Вторая – необходимым условием для «зарождения» механизма вытеснения, является четкое разделение душевной деятельности на сознательную и бессознательную.
Первичное вытеснение и собственно вытеснение.
Далее Фрейд описывает двухфазную модель вытеснения (известна также трехфазная модель, содержащаяся в работе «Бессознательное»). Первая фаза – “первичное вытеснение” – психическая репрезентация влечения (представление) лишается доступа к сознанию. Следствием этого создается фиксация – соответствующая репрезентации, которая теперь становится неизменной. Выделю то, что впервые в тексте этой работы Фред говорит о психической репрезентации влечения, как о представлении! Вторая фаза – «собственно вытеснение» – постигает психические дериваты вытесненной репрезентации, то есть мыслей из других источников, оказавшихся в ассоциативной связи с вытесненной репрезентацией. Фрейд использует понятие – «послеподавление», относя его ко второй фазе «собственно вытеснению».
Здесь термин “первичное вытеснение” не носит какого-либо загадочного характера с мистическим оттенком, а первичное вытеснение выглядит , как необходимый этап, предшествующий “собственно вытеснению”.
Именно в вышеприведенных строках просматривается динамический характер вытеснения, состоящий из двух процессов:
— отталкивание, действующее со стороны сознания на вытесняемое
– притяжение, которое оказывает первично вытесненное на все, что вступает с ним в ассоциативную связь.
Следующая особенность, которую выделяет в метапсихологической работе “Вытеснение” Фрейд – репрезентация влечения продолжает существовать в бессознательном, вытеснение нарушает только связь с определенной психической системой, с сознанием. Если дериваты первично вытесненного достаточно отдалены от вытесняемой репрезентации (за счет искажений и/или промежуточных звеньев), доступ для них оказывается совершенно свободным, что и делает возможным психоанализ.
В попытке ответить на вопрос: как далеко может зайти искажение, Фрейд приходит к мысли – вытеснение работает в высшей степени индивидуально, а также к тому что, идеалы людей и объекты внушающие отвращение, первоначально отличаются друг от друга лишь не значительно, хотя мне пока не удалось понять как он пришел к этой мысли.
Вытеснение — Психологос
О вытеснении часто говорят в психоанализе и редко в быту. В повседневной жизни чаще говорят: «Чтобы что-то забыть. нужно сконцентрироваться на чем-то другом». «Чтобы от чего-то отвлечься, нужно привлечь свое внимание к другому». Какие бы здесь ни использовались формулировки, здесь говорится о самой простой форме вытеснения. С феноменом вытеснения знаком каждый из нас. Все наблюдательные люди замечали, что в поле внимания два события (или процесса) одновременно происходить не могут: они начинают конфликтовать, и одно начинает вытеснять другое.
Если в голове навязчиво крутится мелодия, то один из простых способов от нее избавиться — это начать напевать мелодию другую. Новая мелодия скоро вытеснит прежнюю.
Если голова загружена проблемами, один из простых (хотя и не очевидно лучших) способов разгрузить голову — включить телевизор или встретиться с друзьями: новые впечатления и картинки вытеснят (по крайней мере на время) вытеснят прежние тревоги.
Молодой человек груб, но сам это не видит и не замечает. В его памяти этого — не останется.
скачать видео
Более интересный и проблемный вариант вытеснения — бессознательное вытеснение человеком из поля своего восприятия того, что человеку видеть невыгодно или неприятно. Все знают: разбираясь в конфликте, обязательно нужно выслушать обе стороны. Почему? Потому что в памяти каждого из участников конфликта остались те моменты и эпизоды, которые говорят о его правоте, в его пользу, и каждый из участников как правило не помнит тех слов и действий, которые говорят о нем менее красиво. А самое интересное, что это не осознанное вранье (хотя такое случается также), это происходит с людьми, которые действительно хотят вспомнить все честно. Вытеснение — происходит.
Любопытнейший вариант вытеснения происходит в гипнозе, точнее в постгипнотической амнезии. Если под гипнозом человеку дали внушение что-то сделать в определенное время или при определенных обстоятельствах, человек это сделает после того, как выйдет из гипноза. Он не помнит об этом внушении, содержание внушения вытеснено из сознания, но оно влияет на его поведение. Смешно, но человек будет пытаться придумать такому своему поведению рациональное основание, несмотря на то что стремление выполнить его было импульсивным.
Например, молодой человек искал рациональное объяснение тому, почему он открыл окно, когда гипнотизер сняла очки (это был условный сигнал), сказав, что в комнате немного душно.
Вытеснение в психоанализе
З.Фрейд рассматривал и продвигал только один вариант вытеснения: он утверждал, что вытеснение — это механизм защиты человека от внутреннего конфликта между Супер-Эго и несовместимыми с ним желаниями ребенка.
В «Толковании сновидений» Фрейд писал, что основным условием вытеснения («оттеснения») является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергается воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но в конце концов оно превращается «в пагубный отказ от психического господства».
Фрейд различал первичное вытеснение, с помощью которого предотвращается первоначальное появление инстинктного импульса, и вторичное вытеснение, с помощью которого производные и скрытые проявления импульса удерживаются в подсознании. Он использовал следующую метафору: если во время лекции кто-то плохо ведет, его удаляют из зала (вытесняют в бессознательное). Если из-за двери он шумит, предпринимаются меры, чтобы этот шум не мешал. Работа психоаналитика — организовать переговоры между нарушителем и лектором, чтобы нарушитель на каких-то условиях мог вернуться в зал. Подробнее взгляды Фрейда смотри Вытеснение в психоанализе
Однако сегодня уже понятно, что бессознательное — не одно, видов бессознательного множество; достаточно понятно, что вытеснение — лишь одна из причин невротических реакций, и не самая серьезная, и при этом направление и содержание вытеснения может быть самым разнообразным: в результате столкновения могут проиграть и быть вытеснены не только детские влечения, но и взрослые установки, идущие от социума.
Вытеснение не по Фрейду — Психологос
Молодой человек груб, но сам это не видит и не замечает. В его памяти этого — не останется.
скачать видео
Дети бывают такими, что вытеснят любого взрослого.
Вытеснение может иметь самую разную природу. Все знают: разбираясь в конфликте, обязательно нужно выслушать обе стороны. Почему? Потому что в памяти каждого из участников конфликта остались те моменты и эпизоды, которые говорят о его правоте, в его пользу, и каждый из участников как правило не помнит тех слов и действий, которые говорят о нем менее красиво. А самое интересное, что это не осознанное вранье (хотя такое случается также), это происходит с людьми, которые действительно хотят вспомнить все честно. Вытеснение — происходит.
Но можно ли сказать, что здесь вытесняются детские влечения? Можно ли здесь утверждать, что нечто вытесняется именно в бессознательное и так, что это можно вынуть из глубин психики только с помощью психоаналитика. Совсем нет. Если человеку напомнить, он без большого труда свои не лучшие слова вспоминает и действия свои, пусть неохотно, но подтверждает. А за словами и действиями, которые человеку не хочется вспоминать, чаще стоят не какие-то иррациональные детские влечения, а вполне понятные и всем знакомые причины: невоспитанность, раздражительность, эгоизм, иногда месть или желание победить другого…
Понятно, что это лечится уже не психоанализом, а воспитанием и самовоспитанием.
Как продукт вытеснения, бессознательное может иметь и другую природу, отличающуюся от описания ее З.Фрейдом. Да, нежелательное содержание из сознания может быть стерто или вытеснено в бессознательное. Но кто кого вытесняет — вопрос отдельный, ведь в сознании два игрока: «Оно» и «Сверх-Я». Фрейд был убежден, что именно социум посредством Сверх-Я вытесняет из сознания антисоциальные влечения. А может ли вытеснение происходить в другую сторону? А именно, может ли «Оно» вытеснять то социальное, которое вспоминать не хочется и неприятно?
О.И.Мотков: «Я тоже чувствую, что видов бессознательного много. У меня, например, было вытеснение переучивания в школе с левой на правую руку. Я — левша, и совершенно не помню, как научился писать. Но это было скорее неприятно. Эти неприятные эмоции и были вытеснены, чтобы не перенапрягать психику. Автоматический защитный механизм. Видимо, после этого к любому давлению в процессе обучения я относился настороженно и внутренне ему сопротивлялся». См.→
Вдумайтесь: кто тут кого вытесняет? Действительно, у многих (у всех? — проверить. Были ли исследования?) неприятные события забываются скорее, чем приятные, и можно предположить, что это действие того же процесса вытеснения из сознания того, что видеть там не хочется. Вот не хочется видеть — и прогоняю из сознания. «Оно» хозяйничает…
Вытеснение — это схватка, а в схватке побеждают не взрослые, а кто сильнее. Дети бывают такими, что вытеснят любого взрослого. Возможно, сто лет назад, на излете викторианской эпохи Фрейд был прав, и слабые детские желания уверенно вытеснялись родительскими запретами. Однако прошло сто лет, и времена изменились. Бессознательное изменилось тоже. Бессознательное сегодня — это уже вытесненные социальные идеи и высокие ценности.
Сегодня, анализируя бессознательное, кажется уже не актуальным анализировать оговорки на сексуальную тематику — эта тематика шарашит без запретов, открытым текстом. Сегодня актуальны оговорки о порядочных людях и любви в семье, сны о Максимуме жизни и служении человечеству. Когда порядочные люди сегодня проговариваются о своем желании делать добро, они стыдливо торопятся оправдаться в этом своим скрытым эгоизмом…