Фрустрированность это: Фрустрированность (Обманутые надежды) | Что такое Фрустрированность (Обманутые надежды) – «Чем отличаются фрустрация и прокрастинация?» – Яндекс.Кью

Автор: | 25.04.2019

Фрустрированность (Обманутые надежды) | Что такое Фрустрированность (Обманутые надежды)

    Фрустрированность как качество личности – склонность постоянно проявлять крайнюю неудовлетворённость,  разочарование, гнев, раздражение, чувство безысходности и гнетущего напряжения из-за невозможности удовлетворить какие-то значимые для человека потребности и потому, что желания не совпадают с его возможностями.

          «Мой прадед говорил: «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания». Так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями». Все узнали тост из фильма «Кавказская пленница»? Из него следует, что прадед хотел купить дом, но не имел возможности. Интересно, к чему привело несовпадение желания с возможностью? Переносимся в прошлое и видим. Прадед переживает, находится в неприятном напряженном гнетущем психологическом состоянии, срывается на жене и детях, в глазах тревога, разочарование, безысходность и даже отчаяние. Весь его унылый вид говорит об отрешенности от внешнего мира. Он не здесь и сейчас, а в каком-то иллюзорном мире, где сбылись его мечты о долгожданном доме. «Что с Вами, дедушка?» – спрашиваем мы, и он словами Водяного говорит: «Эх, жизнь моя – жестянка! Да ну ее в болото! Живу я как поганка».  – «А что так? Неужели без дома и жизнь не жизнь?» – «Без дома моя жизнь – одно разочарование. В моей смерти прошу винить мою жизнь. С домом всё не так плохо, как вы думаете. На самом деле всё гораздо хуже! Вся моя жизнь была репетицией к концерту под названием «Дом».  Концерт я уже не услышу». – «Дедушка, не переживайте так», – говорим мы с участием и слышим в ответ: «А ну-ка крутите педали, пока не дали». Дед приподымается со скамьи и грозит нам палкой. От него исходит агрессия, как от раненого волка. Мы смотрим на прадеда и констатируем, что он своими психологическими установками сам себя поставил в безвыходное положение. Он не может с легкостью отмежеваться от идеи обладания домом. Для него дом слишком важен, и он не может не обращать внимания на фиаско своего замысла. Кроме того, у него отсутствует желание выйти из создавшегося положения, и он не умеет найти выход.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

          После такой зарисовки фрустрации, думается, стала понятной его суть. Фрустрация – (от латинского frustratio – «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») – это негативное психологическое состояние человека, вызванное невозможностью удовлетворить какие-то значимые для него потребности. Когда рушатся наши планы, когда на пути к цели возникают непреодолимые преграды, а мы были сильно мотивированы на достижение цели, возникает состояние фрустрации. Иными словами, фрустрация – это когда наши желания не совпадают с нашими возможностями. Возникает состояние гнетущего напряжения, разочарования, раздражения, тревожности, гнева, чувства безысходности и отчаяния.

       Для фрустрации характерна не просто неудовлетворенность, а крайняя неудовлетворенность. Например, у человека не получилось выполнить днем, то, что задумано утром или не успел пообедать.  Фрустрация возникает, когда степень неудовлетворенности не выносима для человека. У моих знакомых еще в далекие восьмидесятые годы сын не столько хотел поступить в институт, сколько не хотел служить в армии.  Чего опасался, то и случилось –  провалился на экзаменах. Помнится, мы смотрели сериал «Семнадцать мгновений весны», а он пошел в ванну и повесился. Трудно поверить, но причиной этого жуткого поступка послужила значимость, которую он придавал поступлению в институт. Естественно, что  так поступить мог только человек не закаленный в «битвах жизни», излишне эмоциональный, повышенно возбудимый, с неразвитыми волевыми качествами. Родители не подготовили сына к невзгодам жизни и к умению преодолевать трудности.  Вдобавок ко всему, в парне, вероятно, сидел комплекс «меня не любят».  Человек, уверенный, что его любят, в петлю не полезет.

       Если мы наобещали ребенку купить игрушку, которую он сильно хотел иметь, и обманули, он, скорее всего, отреагирует обидой, злостью и другими негативными эмоциями. Многие люди, находясь в состоянии фрустрации, реагируют на ситуацию как дети. Когда ситуация не решается, наступает вторая волна – уход от жестокой действительности и неправильного мира в мир грез и фантазий.  Разочарованный человек уходит в глухую защиту от внешнего мира или вредит сам себе. Мужчины уходят в запой или загул. Женщины дорываются до сладкого или начинают мстить мужу.
Едут в купе мужчина и женщина. Женщина разоткровенничалась: «Мне кажется, мой муж мне изменяет. Попутчик вздыхает: «Мне кажется моя жена тоже – А давайте им отомстим?» Отомстили. Мужик пытается заснуть. Попутчица: «Я б на вашем месте мстила бы и мстила!!!» После мщения обычно уходят в апатию и депрессию («Вот умру, будете знать!»). У многих женщин возникает болезненное желание делать покупки. Как шоколад, для поднятия настроения покупается одежда или средства косметики, которые женщине без надобности.

       Классическим примером фрустрации является стремление провинциалов покорить Москву. У себя он был первый парень на деревне, а, приехав в Москву, видит, что таких ухарей в столице пруд пруди. Он привык воспринимать свой высокий ранг как что-то естественное и само собой разумеющееся. Суровая действительность опрокидывает все его планы. Самооценка падает ниже плинтуса. Жизнь говорит кандидату на успех: «Запомни, твое место у параши!» Человек разочаровывается и попадает в железные объятия фрустрации.

        Целью фрустрации является демонстрация своей несостоятельности. «Оставьте меня в покое, ведь я же несостоятельность и никчемность», – говорит фрустрация. При этом виноваты всегда другие. Больше всего в объятия фрустрации попадают эмоциональные люди, фанатично следующие к своей цели. Поскольку воплощение цели для него имеет огромную важность, возникает избыточный энергетический потенциал. Цель человека превращается в красноречивый пример идеализации. Равновесные силы немедленно приступают к работе, вгоняя его в состояние фрустрации. Человеку «хочется ломать, крушить и рвать на части». Он находится во власти негативных эмоций от раздражения и гнева до бессилия и отчаяния.

         Фрустрация – серьезный урок равновесных сил. Видимо, человек не усвоил предыдущие уроки, направленные на девальвацию  важности и значимости своих желаний и потребностей. Уроки жизни следуют, как правило, по нарастающей.  Каждый последующий урок сложнее предыдущего. Состояние фрустрации, исходя из его сложности, можно причислить к одному из самых существенных уроков равновесных сил мироздания. Иногда фрустрация носит затяжной характер, когда с обманутыми надеждами и тщетными ожиданиями невозможно справиться месяцами и годами.

          Парадокс, но источником фрустраций может стать празднование Нового Года, с которым связывают ожидание чуда. В угоду «покровителю года» накрываются шикарные столы, готовятся подарки. От Нового Года ожидают новой жизни и нового счастья, а получают тяжелое похмелье после длительного запоя. В итоге – полнейшая фрустрация в форме депрессии и разочарования.

         Преодоление фрустрации осуществляется устранением избыточной важности того, что послужило причиной этого состояния. Для этого используется самовнушение, самоубеждение и саморегуляция.  В спорте, например, чаще всего используются четыре разновидности психической саморегуляции: аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психомышечная и идеомоторная тренировки.

         Как известно, лучше устранить причину, чем бороться со следствием. Фрустрация разрушает судьбы, калечит личность, порой навсегда выбрасывая человека из круговорота жизни. Родители, зная к каким тяжелым последствиям приводит фрустрация, обязаны вывести в жизнь хорошо подготовленного ребенка. Он должен отчетливо понимать, что жизнь – это всего лишь цирк, в котором разные клоуны будут пытаться манипулировать его пониманием важности и будут стараться затащить на арену. Ребенок должен хорошо усвоить, что его место в зрительном зале, а не на арене цирка жизни. Он должен ясно представлять, что в жизни по-настоящему важно, а что суета, мишура, понты и игра в «крутизну». Маленький человек должен осознать, что все в этой жизни не может им контролироваться. У каждого человека – своя зона компетенции, в которой он не статист, а непосредственный участник. Это – родители, супруг, дети, близкие друзья, коллеги по работе. Ни к чему вешаться из-за землетрясения в Турции или цунами в Индонезии. Если не смогли достичь цели, не смертельно. Научите ребенка, чтобы он осознал – счастье – это дорога к цели, а не сама цель. Расскажите ребенку эту прекрасную притчу.

         Пес, упорно гонявшийся за собственным хвостом, обессилев, прекратил преследование и прилег отдохнуть, свернувшись калачиком. В этой позиции он неожиданно обнаружил хвост у себя под самым носом и жадно вцепился в него зубами, но сразу же отпустил, морщась от боли.  «Приходится сделать вывод, – сказал он себе, –   что погоня слаще обладания».

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

фрустрация — это… Что такое фрустрация?

   ФРУСТРАЦИЯ (с. 633) (от лат. frustratio — обман, неоправдавшееся ожидание, разочарование) — психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей.

   Каждый из нас может вспомнить те ощущения, которые он испытал в такой, скажем, обстановке. Яркое рекламное объявление приглашает вас в экзотический круиз или предлагает роскошные апартаменты. Однако с первого взгляда понятно: человеку, который деньги не «делает», а зарабатывает, необходимой суммы не скопить за целый век. Некоторые уже научились держать себя в руках и находить иные радости в жизни. Но у других такая ситуация вызывает бурное негодование, которое легко может излиться на первого встречного.

   Если человек испытывает некоторую потребность (а ее ведь можно и искусственно спровоцировать!), но существует нечто, препятствующее ее удовлетворению, то он теряет душевное равновесие и впадает в раздражение.

   Психологи изучали данное явление с помощью простого эксперимента. Испытуемым объявляли, что им предстоит проверка ловкости и сообразительности. Затем им давалось несложное вроде бы задание: с помощью нескольких приспособлений дотянуться до пирамидки, состоящей из колец, и поэтапно разобрать ее. Единственная трудность состояла в том, что участникам эксперимента запрещалось выходить из очерченного круга. Но именно это затруднение и было непреодолимо: экспериментатор специально очерчивал круг так, что выполнить задание, не нарушив запрета, становилось физически невозможно. Эксперимент показал: большинство испытуемых после долгих безуспешных попыток выходили из себя, принимались кричать и ругаться, а порой экспериментатору приходилось спешно ретироваться, чтобы избежать рукоприкладства.

   Каждый человек не раз становился жертвой похожих обстоятельств. Наиболее уравновешенные люди, как правило, находят в себе достаточно сил, чтобы не выплескивать свое раздражение на окружающих. Однако, загнанное внутрь, оно не исчезает, а продолжает мучить человека, порой довольно долго.

   Сила фрустрации зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний неизбежно приводят к столкновению реальных возможностей человека и трудности тех задач, которые он перед собой опрометчиво ставит. Ситуации и состояния фрустрации довольно часто возникают при взаимодействии людей, в том числе в воспитательном процессе. Типичный пример фрустрирующего воздействия — запрет педагога или родительское наказание в форме лишения ребенка чего-либо очень желательного или привлекательного. Частая и длительная фрустрация может привести к негативным изменениям в характере, к возникновению неврозов, закреплению агрессивных форм поведения. Устойчивость к фрустрации связана, в частности, с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. В то же время она выше у тех людей, которым свойственна высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутренняя психическая гармония, творческое отношение к жизни.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Состояние эмоциональной фрустрации в психологии: что значит, определение, кратко

Фрустрация – это состояние, когда человек испытывает негативные эмоции от невозможности удовлетворить свои потребности. Подобная травмирующая эмоционально ситуация возникает в жизни каждого индивида. Ее проявление зависит от индивидуальных особенностей человека.

Типичные реакции при фрустрации – обида, гнев, досада, раздражение и другие

Типичные реакции при фрустрации – обида, гнев, досада, раздражение и другие

Что это такое

В психологической литературе фрустрация рассматривается как психическое состояние, которое возникает в ситуации предполагаемой или реальной невозможности удовлетворить свое желание. Дословно термин можно перевести как «обман» или «тщетное ожидание». Фрустрация это в психологии нормальное состояние, которое присуще всем людям.

Важно! Оно не является патологическим, но может приводить к деструктивному поведению: суициду, вредным привычкам и другим.

Также выделяют еще несколько терминов. Фрустратор – это препятствие, которое мешает достичь цели. Фрустрационная ситуация – это то, что провоцирует развитие негативных эмоций от неудовлетворённости.

Некоторые теории

У ученых нет единого мнения о том, что именно является фрустрацией. Д. Доллард считал, что она выражается в агрессии. Чем дальше желаемая цель, тем сильнее злится человек. Если такая ситуация повторяется неоднократно, то у индивида снижается толерантность к ней, у него ярче проявляется агрессия.

Теория К. Левина, Р. Баркера и И. Дембо основывается на убеждении, что фрустрация – это регресс. При возникновении травмирующей ситуации человек откатывается к предыдущему возрастному периоду.

У Н. Майер была другая идея. Он предполагал, что при фрустрации человек патологически на чем-то фиксируется и не обращает внимание на другие цели.

До сих пор ученые не смогли точно сказать, что такое фрустрация. Подобное состояние нельзя путать с депривацией, при ней у человека в целом отсутствует желаемый предмет или цель.

Виды ситуаций

Не все происходящее можно посчитать фрустрацией. В психологии выделяют несколько видов ситуаций, которые были выделены С. Розенцвейгом. Он поделил их на три большие группы.

Первая – это привационные фрустрации, при них человек не может обладать/ овладеть желаемым предметом. Вторая группа – это депривационные, при них индивид теряет нужный ему объект. Третья группа – конфликтные. Они возникают при внутренних и внешних противоречиях, когда человек сталкивается с невозможностью получить желаемое.

Разочарованный человек

Разочарованный человек

Некоторые психологи имеют свою точку зрения на значение термина «фрустрация», что это такое и как проявляется. Они выделяют два вида состояния. Внешнее – появляется под влиянием факторов, которые не зависят от человека.

Важно! Простые примеры – смерть близкого человека, сокращение на работе или тяжелая болезнь.

Внутренняя фрустрация появляется при проблемах с психикой: это тревожность, неуверенность, панические атаки, депрессия. Все усугубляется при наличии противоречий в душе. Если человек понимает, что его желания не совпадают с реальным положением дел, то он попадает в замкнутый круг.

При фрустрации он испытывает гнев, разочарование, отчаяние и не может предпринять меры по улучшению ситуации. На фоне этого у индивида развиваются невроз и суицидальные мысли.

Причины

Фрустрация – это эмоциональное состояние, характеризующееся как расстройство от невозможности получить желаемое. Ученые точно не знают, почему оно развивается.

Выделяют несколько групп возможных причин:

  1. Биологические – старость, хронические болезни, ограничения по здоровью.
  2. Физические – заключение в тюрьме, проблемы с деньгами или невозможность передвижения.
  3. Психические – фобии, внутренние конфликты, патологическая неуверенность.
  4. Социокультурные – законы, которые мешают достигать желаемого, серьезные традиции, ограничения в обществе.

Механизм фрустрации описан в психологической литературе, там же разобраны возможные причины ее появления. Некоторые специалисты склонны выделять факторы риска, которые повышают вероятность развития такого состояния.

Постоянно повторяющиеся неудачи, даже самые простые, могут привести к фрустрации

Постоянно повторяющиеся неудачи, даже самые простые, могут привести к фрустрации

К предпосылкам относят и повышенную эмоциональную возбудимость. Фактором риска может послужить перфекционизм – при первом же препятствии человек испытает негативные эмоции.

Основные этапы

Состояние фрустрации развивается постепенно. Сначала поведение индивида собранное и мотивированное, постепенно внимание ослабевает, и он немного теряет контроль над ситуацией.

В дальнейшем у него пропадает связь между мотивом и поведением. Человек делает уже все не для первоначальной цели. В конце происходит полная потеря контроля над ситуацией. В это время человек не осознает бессмысленность своего поведения.

Поведенческие модели

Нельзя однозначно сказать, что значит фрустрация, так как у каждого индивида состояние проявляется по-разному. У одного это выражается в апатии и полном нежелании что-то делать, у другого – в агрессия, которая направлена на себя или других людей.

Фрустрированность может проявляться в бегстве. В таком случае человек избегает ситуаций, которые вызывают негативные эмоции. В некоторых случаях срабатывает механизм замещения, и индивид одну потребность переводит на другую.

Иногда человек в подобном состоянии начинает искать положительные стороны. Он пытается убедить себя в том, что неудача пойдет ему только на пользу.

Методы диагностики

Существует несколько способов выявить эмоциональную фрустрацию у человека. Короткий опросник разработан В. Бойко, он содержит 12 пунктов, где за каждый начисляется балл.

Важно! Если итоговый результат больше 10 баллов, то у индивида высокая фрустрация, от 5 до 9 – высокий риск развития, меньше 5 – опасаться нечего.

Краткую диагностику предлагает Л. Вассерман. Она содержит 20 вопросов, на каждый отвечают от «полностью удовлетворён» до «не удовлетворён». Ответ оценивается от 0 до 4 баллов. Подсчитывается сумма и делится на 20. В итоге, если получился результат 3,5-4 балла, то высокая фрустрация, от 3,0-3,4 – среднее состояние, 2,5-2,9 – умеренное, 2,0-2,4 – слабое, все что ниже 1,9 не должно вызывать беспокойства.

При диагностике важно понимать, что фрустрация и депривация – это разные состояния. Они требуют различного подхода в коррекции. Есть более подробная диагностика у В. Бойко, которая позволяет определить накопленные эмоции.

Прострация и фрустрация – это тоже разные состояния. При прострации человек испытывает серьезное нервное истощение, в то время как фрустрация возникает при невозможности удовлетворить свои желания.

Реакции

При изменении состояния психика человека начинает реализовывать механизмы защиты. Они могут выражаться в разных вариантах, основные сценарии выделил С. Розенцвейг.

Экстрапунитивный механизм встречается чаще всего. При нем индивид во всем винит внешний мир. У него появляется патологическое стремление достичь желаемого.

Поведение становится ригидным и детским, человек начинает капризничать и вредничать

Поведение становится ригидным и детским, человек начинает капризничать и вредничать

Интрапунитивный вариант встречается реже. Он означает чувство вины, которое индивид испытывает. Ему свойственно во всем обвинять себя. В таком состоянии человек склонен наказывать и лишать себя.

Импунитивный – встречается тоже редко. При нем индивид никого не винит и принимает ситуацию как есть. Он понимает, что любые неудачи носят временный характер, и выход обязательно найдется.

Личная жизнь

При расставании человек может испытывать негативные эмоции. У него появляется зацикленность на восстановлении, и ему кажется, что без возвращения партнера жизни не будет.

Важно! Фрустрация проявляется в навязчивости, агрессии, тревожности.

Такое состояние можно кратко характеризовать, как патологическая зависимость. Притом нередко бывает, когда человек стремится всеми силами получить определенный объект страсти, но, достигнув этого, разочаровывается в кумире.

Способы коррекции

Для того чтобы понимать, что такое фрустрация, необязательно знать определение. Достаточно представлять особенности этого состояния. Оно опасно при затяжном характере. Специалисты выделяют несколько способов избавления.

Замена средств

Иногда человеку мешает достичь цели неправильная дорога. В таком случае ему нужно проанализировать свое поведение и подумать над тем, правильный ли путь он избрал.

Полезно разработать последовательный план действий

Полезно разработать последовательный план действий

Не всегда можно достичь успеха с первого раза, это нормально. Нужно вовремя уметь остановиться и подумать над своими действиями.

Замена цели

Иногда человек неправильно оценивает последовательность работы. В таком случае он сразу ставит перед собой недостижимый уровень цели. Поэтому нужно подумать над этапами и последовательностью действий, после чего поставить цель попроще.

Простой пример – человек занялся спортом и через год хочет попасть на Олимпиаду. Это невозможно сделать, но можно поставить цель в виде получения разряда.

Переоценка ситуации

Понятие «фрустрация» рассматривается в психологии с точки зрения неудовлетворённости. Но не всегда человек понимает, где его желания, а где навязанные обществом. Поэтому важно уметь размышлять и разделять истинные потребности и ложные. Если цель навязана обществом, но сам индивид не нуждается в ней, то нет смысла говорить о неудовлетворённости.

Применение в психологии

В психотерапии специалист может намеренно вызывать фрустрацию у человека. Это нужно для того, чтобы показать ему проблему с истинными потребностями. Подобное состояние часто приводит за собой освобождение негативных эмоций.

Например, на приеме клиент говорит, что его раздражает мать. Психотерапевт предлагает сыграть роль матери. Вместе они разыгрывают ситуацию конфликта, и специалист намеренно провоцирует клиента. В итоге тот показывает агрессию и другие плохие эмоции. С помощью фрустрации удается высвободить скрытые чувства и заняться достижением реальных целей.

Подобные техники достаточно травматичны и должны применяться только опытными людьми

Подобные техники достаточно травматичны и должны применяться только опытными людьми

Фрустрация – это естественная реакция со стороны психики. Важно, чтобы она не затягивалась.

Видео

Фрустрация это простыми словами: личный опыт

Фрустрация – это простыми словами в психологии означает состояние разочарования от того, что произошло совсем не то, что ты ожидал.

chto znachit frustratsijaКогда что-то пошло не так

Содержание:

Например, девушка увидела в магазине классные джинсы, но с собой не было достаточно средств, поэтому решила прийти за ними завтра. Пошла домой в мечтах о покупке. Перед сном рисовала картинки, как джинсы будут отлично выглядеть и какое впечатление получится в них произвести.

С утра проследовала за покупкой, минуты отделяют от мечты, образы летают перед глазами. Заходит в магазин и там… несколько вариантов возникновения фрустрации на выбор:

  1. джинсы проданы, и не на складах, ни в другом магазине, ни во всей вселенной больше нет этой модели;
  2. джинсы есть, но при примерке они выглядят совсем не так, как это представлялось перед сном, то ли слишком укороченная длинна то ли разрез в ненужном месте;
  3. джинсы куплены, но по приходу домой и примерке оказалось, что они не сочетаются ни с одной остальной одеждой.
sostojanie frustratsiiКогда нашел не выход из нелепой ситуации, а вход

И в зависимости от темперамента человека, происходит какое-либо контрпродуктивное действие: много пироженок, погрызенные ногти или еще что похуже. В любом случае мечты рухнули, жизнь несправедлива, и вообще почему у других все получается, а у меня нет.

Состояние фрустрации на примере

Состояние фрустрации может возникать от разочарования в каком-либо отдельном случае и протекать мгновенно, выражаться агрессией или задумчивостью и быстро заканчиваться. А может превратиться в образ жизни. Когда от множества разочарований приходит вывод и вовсе ничего не делать, что бы в следующий раз не было так щемяще неприятно.

Вот какой случай, вызвавший сильнейшее чувство фрустрации однажды произошел со мной. Моя маленькая дочь первый год занималась в вокальной студии. Весь год у них были концерты, выступления. Ей очень нравилось и мне тоже. Настало время отчетного концерта, все приготовления были сделаны, дочь рассказывала мне как она будет стараться, я ее подбадривала и умилялась усердию ребенка.

Концерт начался, я уселась поудобнее, в желании отлично провести время. Прозвучали все песни, дети действительно старались и все шло очень замечательно. В голове текли мысли о том, как все здорово, что все было не зря, какая моя дочь умница. Как можно будет это отпраздновать.

Но вселенная не перестает нас улучшать. В конце концерта, детям стали выдавать грамоты об успешном окончании года – простые бумаги А4 напечатанные н компьютере. На сцене стояли три группы разных возрастов. Потому как мы были в самой младшей, наших поздравляли первыми. Начали называть имена малышей, они радостно подбегали к педагогу, забирали грамоту, не понимая особо, что это за бумага, но ощущали важность момента.

Я улыбалась, но по мере того, как называли и называли имена других детей, начала волноваться и думала – когда же назовут мою дочку. И здесь произошло то, что я не могла предвидеть ни каким образом. Преподаватель перешел к поздравлению следующей группы. То есть? А нас же не назвали.

Что это все значит? Дочь стояла растерянная на сцене, видно было как некоторые дети ее спрашивали, почему ей не дали грамоту, а она пожимала плечами, но стояла и стойко держалась. Не заплакала и не убежала, стояла, как настоящий артист и слушала, как перечисляют имена других детей.

Что же происходило со мной в этот момент могут, наверное, представить вес родители без исключения: мне хотелось выбежать на сцену, забрать ребенка, укрыть от этого дичайшего разочарования. Я начала вскакивать и говорить другим родителям, вы видели, что моей дочке не назвали. Они смотрели и ничего не понимали. Я побежала за кулисы.

Пока я бежала, накатили слезы, от бессилья, от переживания, от вопрошания – как же так произошло, и как себя чувствует ребенок там в совершенном одиночестве. Этот путь в 1 минуту, показался бесконечным.

Когда я прибежала за сцену, занавес уже был закрыт, артисты стояли и общались, я искала глазами дочь. И здесь я заметила, что педагог даже не поняла, что она не назвала ребенка, и когда я с порога истошно закричала: «А почему нам не выдали диплом». Она очень удивилась.

Я нашла в толпе дочку и не могла ей высказать, как мне жаль. На удивление она продолжала хорошо держаться. Другие участницы подходили и говорили ей, что переживать не стоит и без этого диплома, ее возьмут на следующий год. Но это была просто грамота-благодарность, которая совершенно ничего не значила. Но только не для нас и не в тот день.

Когда организаторы поняли, что произошло, то сказали, что сейчас все исправят. Бумагу принесли через минуту.

Но в тот вечер я так и не могла успокоить свои слезы. Один мальчик подошел ко мне и спросил: «Почему Вы плачете?» Я сказала ему: «Расстроилась не много». Рассказывать о термине фрустрация в тот момент, думаю было не уместно.

Тем не менее это была именно она. И вечер вопреки ожиданиям из замечательного превратился в грустный.

bolСлезы вода, но не на маминых ресницах

После этого случая, мне долгое время было страшно заходить в зал при выступлениях дочери. Я боялась, что опять что-то пойдет не так, рисовались картины, как дети проиграли конкурс, кто-то упал на сцене или забыл слова. Это начало становится не нормальным, и я подумала, что необходимо как-то это решать.

Как преодолеть фрустрацию?

Чтобы перестать испытывать чувство разочарования, мне на самом деле помогла одна из самых верных стратегий – перестать чего-либо ожидать. Как плохого, так и хорошего. Перестать представлять, как все будет. Оставить для происходящего несколько вариантов. Я думала перед предстоящим конкурсом: мы можем выиграть, проиграть, может произойти что-то экстраординарное или это будет самый скучный концерт. Одним словом – как будет, так и будет.

Получалось надо сказать не сразу. И результаты от выступлений были действительно разные. Однажды дети на самом деле забыли слова при выступлении на конкурсе, но при этом его выиграли. В тот момент, когда песня на мгновенье прервалась, конечно это было определено мною, как провал. Но когда они взяли лауреата I степени, поистине показалась, что Вселенная безгранична в своих проявлениях. И мы вообще никогда не угадаем как будет. Поэтому и переживать бессмысленно. Ведь не зря фрустрация — это простыми словами в психологии переводится как — напрасное действие.

kak lechit

Тоже самое касается не только отсутствия ожидания от предстоящих событий, но и ожидания от людей. Например, когда по загадочной улыбке мужчины точно определяешь, что он готовит тебе сегодня подарок, а он просто наконец-то понял откуда происходил шум в его машине. И пришел вечером не только без подарка, но и уставший. Или пошла в парикмахерскую в надежде, что выйдешь красоткой, а парикмахер видимо встал не с той ноги и учудил тебе на голове катастрофу.

Когда разочарований в жизни происходит слишком много, наступает психологическая усталость, которая, конечно, не может привести к дальнейшим продуктивным мыслям. Возникает сопротивление, желание или поубивать всех, или наоборот уйти в самокритику, что это ты какой-то не такой, раз с тобой вечно это все происходит. Но любая борьба еще больше притягивает негативные обстоятельства.

Поэтому при желании устойчивость к фрустрации можно тренировать. Прежде всего необходимо в совершенстве овладеть такой способностью, как осознанность. Когда проживаешь текущий момент и чувствуешь его. Не витаешь в облаках, мечтая о том, что когда-то в будущем у тебя что-то будет так как ты хочешь. Или сокрушаешься о том, что как-то вот раньше получше было, а сейчас ну совсем не то. А на 100% воспринимать сегодняшний день. Тогда ничего и ни о того не ждешь, понимаешь, что никто тебе ничего не должен, а особенно родители, дети, близкие люди. Они не обязаны улучшать или не портить твою жизнь. Освобождаешься от иллюзий и начинаешь жить, а не спать.

При этом занимаешь себя тем, что максимально интересно. Тогда ты вообще перестаешь придумывать что и как произойдет, не додумываешь действия за других. Тебе некогда, ты занят. Качества самообладания, рассудительности и даже мудрость приходят не сразу, а только при постоянном их развитии. Это не значит, что ты становишься полностью неуязвимым к внешним факторам. Но это точно позволяет либо пропускать мимо фрустрирующие событие, либо очень быстро его переживать.

Как еще лечится фрустрация

Часто бывает еще одна ситуация, когда возникает тягостное разочарование. Ты не только мечтал, а начал что-то делать, шел к какой-то цели, а в итоге ее не достиг. Возможно это произошло по причинам, не зависящим от тебя или твои действия не оценили, как ты предполагал, например, не перевели на вышестоящую должность, не выписали премию. И это вывело тебя надолго из колеи.

Ты думаешь: «Как же так вышло, я же делал все правильно?»

Тогда посмотри, может быть твои желания были не совсем твоими. Задайся вопросом, точно ли это нужно было именно тебе. Кому ты так сильно хотел что-то доказать. И не было ли то, что ты делал на самом деле желанием твоих родителей, идеей, навязанной другом, давлением близкого человека или копиркой жизни, подсмотренной в соцсетях.

Часто сами не замечая, мы исполняем не свою, а чью-то другую мечту. Но при всей нашей похожести – нет ни одного одинакового человека, тем более его пути. У всех он настолько исключительно свой, что переживать о том, что у кого-то получилось, а у тебя еще нет, вообще не стоит. У тебя получится, но по-своему.

Замечено, что, когда делаешь что-то от своей природы, это бывает так тебе органично, что обычно хорошо получается. А если и не получается сразу, то не воспринимается, как крах всего. Просто немного меняешь действие, что-то придумываешь по-другому. Горишь идеей не для того, чтобы кому-то показать, что ты можешь, а просто она настолько тебе интересна, что ты уже не можешь по-другому.

Поэтому фрустрация – это простыми словами в психологии означает эмоциональное состояние, связанное с неоправдавшимися ожиданиями. Подобное разочарование может сильно отражаться на качестве жизни, сковывая человека по рукам и ногам, отнимающее чувство уверенности в себе и способность что-то делать.

 

Если статья оказалась полезной, поставьте за нее все 5 звезд и делитесь в комментариях о случаях фрустрации в вашей жизни

Лекция на тему «Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации»

Фрустрация, типы реакций в состоянии фрустрации

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение «фрустрация» в современной психологии

2. Степени остроты фрустрации

3. Причины вызывающие фрустрацию

4. Типы фрустрационных реакций

Вывод

Список литературы

  1. Определение «фрустрация» в современной психологии

Фрустрация- эмоциональное состояние, возникающее при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого препятствия на пути к цели. В этом состоянии в поведении наблюдается две тенденции. Первая сопровождается гневом, агрессивностью ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая-в чувстве безысходности, крушения надежд, отчаяния, вины. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к суицидам.

Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других — психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. поведение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противоположному результату. Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определенное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, т. е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результате некоего конфликта, который принято называть интрапсихическим конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихического конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск. Сколь часто фрустрация «навещает» человека, зависит от него самого. У каждого индивида свой порог фрустрации. Который определяется его общей эмоциональностью, значимостью для него текущей ситуации, а также убеждениями, установками, принципами и отношением к жизни.

2. Степени остроты фрустрации

Степень остроты фрустрационного переживания и последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет эти личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация — агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним . Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение» . Было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия.

3. Причины вызывающие фрустрацию

Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) лишения– отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;

2) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности;

3) конфликт– одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х — 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «…наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта…».

Прямым следствием фрустрации является не агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций. Использование индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.

И. П. Павлов много раз говорил о трудностях жизни, которые вызывают неблагоприятные состояния коры больших полушарий головного мозга. Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Трудности:

1) вполне преодолимые, хотя для их преодоления требуются огромные усилия. Фрустрация к такого типа трудностям не относится;

2) непреодолимые. Явления фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деят-ти.

Другие трудности в жизни относятся к числу непреодолимых, или, осторожно говоря, почти непреодолимых . Исследователи фрустрации изучают те трудности, которые являются действительно непреодолимыми препятствиями или преградами, барьерам, оказывающимися на пути к достижению цели, решению задачи, удовлетворению потребности.

4. Типы фрустрационных реакций

Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации.

1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия – это нападение по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия.

Способствуют возникновению фрустрации: обвинение, несправедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон, и часто человек, а не предмет. Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.

2) Отступление и уход – в некоторых случаях человек реагирует на фрустрацию уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим или психологическим: а) сдерживание – осознанное отступление; б) подавление – неосознанное отступление. Часто человек «уходит» от проблем, используя определенные стратегии психологических защит, наиболее продуктивными из которых являются:

сублимация – координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами;

рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения ;

фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы;

3) Регрессия – трудная задача заменяется более легкой. Регрессия – это возврат к поведению, сформированному значительно раньше и что когда-то позволяло удовлетворить потребности и испытать удовольствие. Регрессия – возвращение к более примитивным. А нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель — реализовать мотив.

Розенцвейг: фрустрация – имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.

Розенцвейг выделил три типа ситуаций-фрустраторов:

1) лишения- отсутствие необходимых средств достижения цели или удовлетворения потребности;

2) потери;

3) конфликт.

Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в индивидуальной форме:

1) толерантность. Разные формы толерантности:

а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;

б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;

в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.

2) Фиксации – два смысла:

а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

б) прикованность к фрустратору, поглощающему все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временное оцепенение.

3) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения. Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности человека. Фрустрации могут быть типичными для характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера; эпизодическими, преходящими. Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

-двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;

-апатия;

-агрессия и деструкция;

-стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

-регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».

Степень фрустрации зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером.

Два основных направления реакций:

— агрессия,

— отступление.

Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации

Отступление: физическое или психологическое. Осознанное отступление – сдерживание себя.

Неосознаваемое отступление – подавление.

Вывод

Анализируя результаты экспериментов, пришли к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше. Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов ,но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер, то и социальную проблему.

В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение приобретает в современной психологии проблема «выносливости» человека в отношении фрустрации.

Список используемой литературы

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 491

2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., Питер, 2006-352с.

Фрустрация — это… Что такое Фрустрация?

  • фрустрация — (от лат. frustratio обман, расстройство, разрушение планов) 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • фрустрация — и, ж. frustration f., нем. Frustration <лат. frustratio обман; провал, неудача; срыв. псих. Психологическое состояние, возникающее в результате разочарования, неосуществления какой н. значимой для человека цели, потребности и проявляющееся в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФРУСТРАЦИЯ —         [лат. frustratio обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror обманываю, делаю тщетным, расстраиваю], психологич. состояние гнетущего напряжении, тревожности, чувства безысходности и отчаяния;… …   Философская энциклопедия

  • ФРУСТРАЦИЯ — [лат. frustratio обман, неудача] 1) расстройство, срыв, крушение планов, намерений, надежд и т. п.; 2) психол. душевный дискомфорт из за несоответствия внутренней и внешней картины мира; состояние, возникающее при разочаровании, неосуществлении… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • фрустрация — состояние, тревожность, подавленность, безысходность Словарь русских синонимов. фрустрация сущ., кол во синонимов: 10 • безысходность (13) • …   Словарь синонимов

  • Фрустрация —  Фрустрация  ♦ Frustration    Отсутствие чего либо при неспособности его получить или отказаться от желания его иметь. Тем самым отличается от надежды (которая может быть удовлетворена), траура (отказа от бытия) и удовольствия (каковое и есть… …   Философский словарь Спонвиля

  • ФРУСТРАЦИЯ — (от латинского frustratio обман, неудача), психологическое состояние. Возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности.… …   Современная энциклопедия

  • ФРУСТРАЦИЯ — (от лат. frustratio обман неудача), психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фрустрация — (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей . Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги , раздражительности, наконец,… …   Психологический словарь

  • ФРУСТРАЦИЯ — (от лат. frusratio самообман, неудача, гпщгтмая надежда) англ. frustration; нем. Frustration. 1. Состояние психической дезорганизации, возникающее у человека в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей и… …   Энциклопедия социологии

  • ФРУСТРАЦИЯ — (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство). Психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению целей,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Значение слова ФРУСТРАЦИЯ. Что такое ФРУСТРАЦИЯ?

    • Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.

    Источник: Википедия

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

    Насколько понятно значение слова тыканье (существительное):

    Кристально
    понятно

    Понятно
    в общих чертах

    Могу только
    догадываться

    Понятия не имею,
    что это

    Другое
    Пропустить