Гностическая функция это: Гностические функции – 1. Понятие «гностические функции». Методы коррекции гностических функций

Автор: | 18.11.2018

Содержание

Гностические функции

Функции психики человека

Определение 1

Гностические функции – это функции, выполняющие осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром и, доставляющие информацию конкретно-чувственного свойства об объектах взаимодействия в виде психических образов.

Функции психики человека обеспечивают адаптацию к условиям окружающей среды и представляют собой определенные её свойства и качества, а, в общем – это целостная система.

Отражающийся окружающий мир лежит в основе собственной картины реальности, которую создает человек, благодаря психике, поэтому он может координировать свою деятельность и поведение.Формы отражения мира присущи только человеку и могут быть самыми разными.

Механизмы действия психики человека возникли под влиянием социокультурного развития общества, поэтому отличаются от психики животных. В основе памяти, мышления, речи, воображения, восприятия лежат функции психики.

Для каждого человека характерен свой мир психики, т.е. свой внутренний душевный мир. Чувства, эмоции, интересы, мечты, отношения с людьми и с самим собой, существующие в субъективной реальности, делают людей непохожими друг на друга, делают их уникальными.

Замечание 1

Психика не статична, она подвижна и переменчива, её развитие идет за счет получаемого жизненного опыта.

К сожалению, единого понимания всех функций психики пока не существует, а её исследование не закончилось. Ещё в конце XIX века считали, что основная функция психики – это адаптация человека, дающая ему возможность выживать в неблагоприятных условиях природной среды.

Современная литература по психологии описывает три самые важные функции психики:

  1. отражение окружающей действительности;
  2. регуляция поведения;
  3. осознание своего места в мире.

Отражение окружающей среды является основной способностью психики и представляет собой активный свободный процесс непрерывного познания действительности, носящего субъективный характер. Это говорит о том, что личностные особенности человека и его психоэмоциональное состояние оказывают влияние на это отражение, поэтому относительно схожих явлений или предметов мнения людей могут сильно не совпадать.

Замечание 2

Каждый человек имеет свою уникальную картину мира, которая создается у него благодаря отражению.

Надо сказать, что субъективность восприятия совсем не отрицает объективности реальности окружающего мира. Функция регуляции поведения позволяет реагировать и отвечать на раздражители, а поведение человека – это внешнее проявление его внутреннего мира, от которого зависят мотивы, потребности, способы движения к цели, решения и планы. Каналом обратной связи будут эмоции, показывающие, насколько человек удовлетворен тем, что делает и что его окружает. Данная функция имеет основную характеристику – произвольность. Контроль над своим поведением человек осуществляет волевым усилием, что является очень важным во взаимоотношениях с людьми.

Осознавая себя личностью и, понимая свое отличие от других, каждый человек считает себя частью общества и выстраивает межличностные отношения. Наличие этой функции обеспечивает приспособление человека к окружающей действительности и дает возможность ориентироваться в ней.

Безусловно, что в отношении к миру и к себе должна быть адекватность, поскольку некритичное отношение способно исказить картину мира, как и строить взаимоотношения. Благодаря сознанию, человек может, как пассивно реагировать на изменение условий среды, так и строить собственное осознанное поведение.

Понятие «гностические функции»

В ходе естественного контакта человека с внешним миром гностические функции психики выполняют осведомительную роль, доставляя информацию об объектах взаимодействия в виде психических образов.

Под влиянием сознательной регуляции происходит трансформация гностических функций в познавательную деятельность. В результате главным мотивом психической активности человека становится задача получения знаний, которые являются продуктом гностических функций психической деятельности. Они составляют интеллектуальный потенциал человека, трансформируясь в качества ума, как важнейшего компонента структуры личности.

Через гностические функции потоки психофизических воздействий внешнего мира ассимилируются во внутренние психические процессы – ощущения, восприятия, память. Данные воздействия перерабатываются в представления о физических свойствах объектов, совершаются процессы мышления и воображения.

Замечание 3

Гностические функции относятся к имплицитным, т.е. заданным изнутри. Они координируют взаимодействия организма с внешней средой.

Имплицитные функции выполняют такие органы психической деятельности, как мозг и нервная система человека.

Кроме гностических функций к имплицитным относятся аффективные и реактивные формы психической деятельности.

В процессе нервно-психической деятельности мозг человека с помощью органов чувств принимает воздействия внешнего мира, ассимилируя их в сведениях о предметах взаимодействия и соотносит сведения об их свойствах с полезностью или бесполезностью.

Кроме того, гностические функции через отрицательные эмоции предупреждают, насколько для организма опасен тот или иной объект, вырабатывая при этом аффективное в целом отношение к предмету.

Понятно, что положительные эмоции будут притягивать к объекту, а отрицательные – отталкивать. Например, при разгоряченной и напряженной работе прикосновение к холодному предмету будет достаточно приятным моментом, а во время высокой температуры человек постарается избежать соприкосновения с этим холодным предметом.

Гностические функции контролируют непроизвольные эмоциональные реакции в процессах переживания и подвергают субъективной оценке, переносимой на объект взаимодействия – оценка производится по шкале «плохой-хороший».

Отношение к объекту под влиянием перспективных мотивов может изменяться, и значимость объекта переосмысливаться.

Таким образом, напряжение между привлекательностью и непривлекательностью и практической значимостью объекта, снимается оценкой. Гностические функции вместе с аффективными функциями лежат в основе произвольных, т.е. сознательных отношений. Эти отношения в структуре личности трансформируются в конкретные черты характера.

Гностические расстройства

При корковых очагах поражения мозга возникают гностические расстройства, получившие название агнозия, которая может быть зрительной, тактильной, слуховой. Гностические расстройства приводят к затрудненному ориентированию в окружающей среде. Обычно эти расстройства сочетаются с другими нарушениями корковых функций – памяти, внимания, счета, речи, праксий, письма, чтения.

Ученые подразделяют гностические расстройства на три блока:

  • первый функциональный блок отвечает за бодрствование и тонус;
  • второй блок получает, перерабатывает и хранит информацию – в этом блоке на границе затылочной, височной и теменной зон происходит перекрытие;
  • третий блок, расположенный в лобной доле, контролирует сложные формы деятельности программ и регуляции.

Кроме этих зон ученые выделяют ещё первичную зону – это проекционная зона, вторичную зону – проекционно-ассоциативную, где перерабатывается информация, и составляются программы, третичную ассоциативную зону, обеспечивающую сложные формы психической деятельности.

Проведенные научные исследования и поведение больных людей говорят о том, что функции органов чувств у них достаточно сохраняются, мыслительный процесс и поведение адекватны, но, при этом нарушение последовательно выступает во всех психических процессах.

Переживая свою проблему, больные находятся в напряжении, которое может дойти до чувства раздвоения и исчезновения своего «Я». В подобных негативных ситуациях необходимой и срочной является коррекционно-реабилитационная работа.

1. Понятие «гностические функции». Методы коррекции гностических функций

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов реагирования в конфликтах у руководящих работников

1.6 Понятие, функции и виды конфликтов

Определений конфликта достаточно много, и поэтому можно самостоятельно рассмотреть различные толкования конфликта и попытаться критически к ним отнестись. Альберт Хедоури: «Конфликт — отсутствие согласия между двумя или более сторонами…

Виды зрительных агнозий

2. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии

Кожно-кинестетический анализатор. Сенсорные кожно-кинестетические расстройства Кожно-кинестетическая, или общая, чувствительность занимает особое место среди разных видов чувствительности. Она, по-видимому, биологически более значима…

Виды зрительных агнозий

Гностические кожно-кинестетические расстройства

Более сложные гностические расстройства, характеризующиеся сложной нейропсихологической симптоматикой, связаны с поражением вторичных (1, 2, и частично 5…

Изучение влияния негативных взаимоотношений в семье на личностное развитие детей

1.1 Понятие семьи, её функции

Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей…

Изучение особенностей эмоциональной сферы у мужчин и женщин

1.1 Понятие эмоций, их функции

Объективные свойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человеком посредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект…

Исследование степени психологической готовности к материнству у женщин разного возраста

1.1 Понятие «материнство» и его основные функции

Изучением материнства занимается история, культурология, медицина, физиология, биология поведения, социология и психология. Каждая из наук дает разные определения материнству, опираясь на свои цели и задачи…

Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации

1. Понятие и функции конфликта

Существующие определения конфликта подчеркивают наличие противоречия, принимающие форму разногласий при взаимодействии людей. Конфликты могут проявляться скрытно или явно, но основой конфликта является отсутствие согласия. Следовательно…

Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека

1 Понятие сознания и его функции

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени…

Психологическая готовность к материнству

1.1. Понятие «материнство» и его функции.

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач…

Психологические барьеры в общении

1.1 Понятие общения и его функции

Общение, в котором мы каждое мгновение воссоздаем свою социальность и которым мы каждую минуту подтверждаем, что человек — это существо общественное, для нас и самое легкое, и самое трудное дело на свете…

Структура и функции конфликта

2.1 Понятие функции конфликта

Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться прежде всего к самому понятию «функция». В общественных науках функция (от лат. functio — совершение, исполнение) означает значение и роль…

Факторы нестабильности молодых семей

1.1 Понятие семьи и ее функции

Семья — ячейка (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми…

Эмоции (виды, особенности, подходы к изучению)

1.1 Понятие эмоций, их функции

Объективные свойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человеком посредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект…

Эмоциональная сфера личности

1.1 Понятие эмоций и их функции

Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит возбуждать…

Эмпирические исследования эмоциональной сферы подростков

1.1 Понятие эмоций и их функции

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности…

Доклад на методическое объединение «Гностические функции»

Гностические функции выполняют роль в процессах естественного контакта с внешним миром, а так же доставляет информацию свойств об объектах взаимодействия. Под влиянием познавательных регуляций, трансформируются в познавательную деятельность, где задача получения знаний становится доминирующем мотивом. По средствам гностических функций человек:

1. Ассимилирует потоки психофизических воздействий внешнего мира во внутренние (ощущение, восприятие, память).

2. Перерабатывает эти воздействия в сведения об объектах (апперцепция).

3. Человек оперирует их в своем сознании, совершая этим самым процессы мышления и воображения.

Гностическая функция – умение педагога анализировать и адекватно оценивать свою деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в самопознании, самооценке и саморегулировании поведения, стремление к личному росту, самовыражению, саморегуляции.


На основе данного диагностического и программно-методического инструментария удаётся целенаправленно скомплектовать группы учащихся для коррекционно-развивающих занятий с учётом структуры нарушения, в первую очередь, нарушенных функций, отобрать содержание работы с учётом закономерностей формирования функционального базиса основных школьных навыков и специфических затруднений учащихся, спланировать работу на год, обеспечить системность в подборе методов, комплексность каждого занятия и принцип концентрического построения деятельности по формированию тех или иных психических функций. Удалось привести в соответствие структуру и содержание коррекционно-развивающего занятия, сочетать на одном занятии интегративную часть программы (развитие произвольности психической деятельности, мышления и речевого опосредования) и специфическую, относящуюся к отдельным психическим процессам, входящих как структурные компоненты в большинство высших психических функций.

На примере подбора методических и дидактических материалов для развития перцептивно-гностических функций у умственно отсталых детей удалось показать адаптивность программно-методических материалов, необходимость и возможность их гибкого использования, а также взаимосвязь всех психических функций, необходимость включения представлений, действий в смысловые образования личности. Описанные ниже методические приёмы можно использовать для работы с детьми дошкольного возраста для подгтовки к школе, а также с детьми, имеющими специфические нарушения психологического развития и парциальные нарушения высших психических функций.

Благодаря проведению коррекционно-развивающих занятий, удаётся преодолеть некоторые недостатки перцептивно-гностической деятельности, зрительно-пространственного гнозиса, общей организации деятельности учащихся, несколько повысить уровень их речемыслительной деятельности, изобразительно-графических навыков.


Для полноты восприятия предметов необходимо развитие вкусового и обонятельного восприятия. Решение этой задачи возможно лишь в предметно – практической деятельности. Первый этап работы осуществляется с реальными предметами (фрукты, овощи, травы, специи). Далее работа ведётся с картинками – изображениями реальных предметов, когда детям предлагается, глядя на картинку, назвать вкусовые или обонятельные характеристики предметов.

Вкусовое и обонятельное восприятие напрямую связаны с подкорковыми образованиями мозга, значит, имеют непосредственное отношение к эмоционально-образной сфере.

Работу по развитию вкусового и обонятельного восприятия можно осуществлять в играх, упражнениях на узнавание и называние, на сравнение и группировку, анализ и синтез.

Содержание работы может быть таким:

1) Определение вкусовых качеств: кислый, сладкий, солёный, горький.

2) Определение запаха (приятный, неприятный).

3) Закрепление понятий о вкусовых качествах (группировки).

4) Упражнения на воспроизведение, вкусовых, обонятельных образов.

5) Употребление в речи прилагательных: сладкий, кислый, горький, солёный, кисло-сладкий, кисло-горький, кисло-солёный, горько-сладкий.

Упражнения для развития вкусового восприятия:

«Что это?» (Детям предлагают определить на вкус: лимон, яблоко, апельсин, грейфрут).

«Определи по запаху» (детям предлагается определить по запаху: чеснок, апельсин, кофе, яблоко, мята, ваниль).

Для развития тактильного восприятия нужны различные игрушки, предметы, цифры, буквы, выполненные из различных материалов. Все выше перечисленное используется в различных тактильных играх, упражнениях для включения тактильного анализатора в усвоение форм, величинных отношений, букв, цифр.

Для развития тактильного восприятия необходимо научить детей:

1) Обследовать предмет и определять его свойства (форму, размер) ощупыванием.

2) Выделять фактурные характеристики (мягкий, жесткий, гладкий, шершавый, пушистый, скользкий).

3) Определять материал, из которого изготовлены предметы.

4.)Употреблять в речи соответствующие прилагательные: мягкий, жесткий, гладкий, шершавый, пушистый, скользкий, рыхлый, плотный, колючий.

Для запоминания образов букв, цифр полезно подключать тактильную чувствительность. Цифры и буквы можно изготавливать из пластилина, гладкого картона, наждачной бумаги, деревянных палочек, из ткани, проволоки, пластмассы, кожи, а затем предложить детям обводить буквы, цифры, вырезать, лепить, конструировать из проволоки, узнавать их на ощупь.

Для запоминания образов букв, цифр, геометрических фигур возможно использование игровых упражнений: «Письмо по спине», «Письмо по ладошке», «Волшебный мешочек» — на узнавание цифры, буквы, фигуры, предмета, игрушки на ощупь, называние материала, из которого изготовлен объект, название свойств этого материала.

Для закрепления представлений об окружающих предметах в многообразии их свойств можно использовать упражнения: «Узнай по описанию», «Ты опиши, я отгадаю», «Кто это?» , «Я говорю, а ты рисуй».

Выводы: Развитие перцептивно-гностических функиций является предпосылкой развития нагляно-образного и словесно-логического мышления, с одной стороны, а, сдругой стороны, развитие предметно-практического и нагдляно-образного мышления и оречевление процессов восприятия благотворно влияют на становление перцетивно-гностической деятельности.

Организация предметной деятельности с целенаправленным формированием практической исследовательской деятельности способствует формированию образов-представлений, взаимосвязей между действием и словом. В процессе решения практических задач поэтапно включается речь ребёнка: он даёт отчёт о своих действиях, называет свойства и качества предметов, с которыми он действует и обследует их, далее – говорит о предстоящих действиях (у него формируется планирующая функция речи). Происходит обогащение образами-представлениями сознания ребёнка, их речевое опосредование способствует развитию воссоздающего воображения. Ребёнок учится на основе слова мысленно воспроизвести наглядную ситуацию.

Функции психики

46

Психика (с греч. — душа) — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Мозг и нервная система – органы психической деятельности, выполняющие имплицитные функциикоординации взаимодействия организма со средой. К имплицитным (заданным изнутри) функциям относятсягностические, аффективные и реактивныеформы психической деятельности.

Психика и органы чувств – инструменты психологической деятельности, выполняющие эксплицитные(заданные извне) функции координации взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой. К эксплицитным функциям относитсякоммуникативное, информационное, когнитивное, эмотивное, конативное, креативноесодержание предметно-преобразовательной деятельности человека.

Имплицитные функции психики

Координирующая деятельность психики совершается посредством следующих импли­цитных функций: гностических, аффективных, регуляторных.

Они вытекают из нервно-пси­хической деятельности мозга, в процессе которой мозг с помощью органов чувств принима­ет воздействия внешнего мира и ассимилирует их в сведениях о предметах взаимодействия, тем самым, осуществляя гностические функции. В то же время мозг соотносит сведения о свойствах предмета с их полезностью или вредностью для организма и вырабатываетаф­фективноеотношение к предмету в целом; тем самым он определяет соответствие данного предмета потребностям организма. Одновременно мозг по проводящим путям нервной си­стемы посылает ответные импульсы (команды) в мышечно-двигательную систему, вызывая соответствующие мышечные сокращения, которые, в свою очередь, проявляются в телес­ных движениях и в предметных действиях, направленных либо на овладение предметом, либо на отталкивание его (избегание), тем самым осуществляетрегуляторные функции.

Таблица

Имплицитные функции психики

Гностические

Аффективные

Реактивные

Познание

Переживание

Действие

Знание

Оценка

Поступок

Ум

Чувства

Воля

Гностические функции психики

Гностические функции психики выполняют осведомительную роль в процессах естествен­ного контакта человека с внешним миром. Они доставляют информацию конкретно-чувствен­ного свойства об объектах взаимодействия, которая оформляется в психических образах.

Гностические функции под влиянием сознательной регуляции трансформируются в по­знавательную деятельность, где задача получения знаний становится главным (доминирую­щим) мотивом психической активности человека. Знания являются продуктом гностических функций психической деятельности человека и составляют интеллектуальный потенциал человека, трансформируясь в качества ума — важнейший компонент структуры личности.

Посредством гностических функций человек ассимилирует потоки психофизических воз­действий внешнего мира во внутренние психические процессы (ощущения, восприятие, память), перерабатывает эти воздействия в сведения (представления) о физических свойствах объектов, оперирует с ними в своем сознании, совершая тем самым процессы мышления и воображения. В результате человек получает ситуативные и перспективные сведения об объектах и среде своего обитания, предвидит возможные последствия своего взаимодействия, планирует свои действия, поступки и деятельность, вырабатывает представление о мире.

Аффективные функции психики

Аффективные функции психики проистекают из нашего отношения к объектам вза­имодействия. Любой психический акт представляет собой единство гностических и аф­фективных процессов, знания и отношения. Источником нашего отношения к объектам взаимодействия являются психофизиологические состояния нашего организма. В знаниях отражаются сведения о свойствах объекта, а в отношении — актуальная потребность на­шего организма в этом объекте. Если объект отвечает нашим актуальным потребностям, то у нас возникает стремление овладеть им, если нет, то мы безразличны к нему.

Гностические функции позволяют нам определить полезность—бесполезность объекта вообще, а аффективные — нужность—ненужность в конкретной ситуации. Кроме того, аф­фективные функции предупреждают нас об опасности объекта для нашего организма; пред­упреждение приходит в виде отрицательных эмоций, которые этот объект вызывает. Поло­жительные эмоции притягивают нас к объекту, а отрицательные — отталкивают. Например, холодный объект в одном случае может оказаться приятным, если мы разгорячены напряжен­ной работой. В другом случае этот же объект вызовет отрицательную эмоцию, если у нас по­вышенная температура тела в результате сильной простуды. В первом случае мы постараемся удержать объект в своих руках, во втором постараемся избежать соприкосновения с ним.

Непроизвольные эмоциональные реакции контролируются гностическими функциями в процессах переживания и подвергаются субъективной оценке, которая переносится на объект взаимодействия. Эта оценка производится по шкале «плохой—хороший», которая связана со шкалой отношения «нравится — не нравится». При этом сначала возникает от­ношение и лишь потом оценка.

Оценка в результате переживания своей эмоции может перестроить наше отношение к объекту под влиянием перспективных мотивов необходимого взаимодействия с ним. В этом случае происходит переосмысление значимости объекта для перспективных (отсроченных) потребно­стей субъекта. Оценка снимает напряжение между эмоциональной привлекательностью—не­привлекательностью объекта и его практической значимостью. Она результирует процесс пере­живания наших отношений к объекту. В качестве примера можно напомнить сюжет басни «Лиса и виноград». Вы помните, что виноград сначала нравится (отношение) лисе, но поскольку его ей не достать, привлекательность винограда подвергается переоценке (зелен). Лиса таким спо­собом вытесняет свою актуальную потребность через оценочное искажение образа винограда (объекта), перестраивая первичное эмоционально-психическое отношение к нему на оценоч­но-чувственное с противоположным знаком, чтобы сохранить свое личностное достоинство.

Переживания эмоций через оценку (аксиологическую деятельность) трансформируются в чувствах, которые являются важнейшим компонентом структурной организации личности. В чувствах ассимилируются аффективные процессы и состояния в результате интеллекту­альной рефлексии. В них отражается устойчивое отношение человека к объектной реаль­ности внешнего мира. Они предопределяют субъектные установки и позиции человека, буду­чи источником индивидуализации личности и субъективности в поведении и деятельности.

Аффективные функции выступают психофизиологическим источником субъективности в психической деятельности человека. Аффективная субъективность лежит в основе непро­извольных (подсознательных) отношений человека к объективной реальности, а вместе с гностическими функциями — в основе произвольных (сознательных) отношений. Эти от­ношения трансформируются в структуре личности в конкретные черты характера.

Регуляторные функции психики

Регуляторные функции психики направлены на координацию внутренних психических процессов, на управление взаимодействием с предметами внешнего мира, на налаживание отношений с окружающими человека людьми.

Координация внутренних психических процессов осуществляется на основе безуслов­ных рефлексов, механизм которых врожден и, следовательно, обусловлен биогенетически. Он проявляется в паттернах инстинктивных реакций. Например, моргание, сужение или расширение зрачков, непроизвольное отдергивание руки и т. п.

Управление взаимодействием с предметами внешнего мира происходит по закономер­ностям динамики условных рефлексов и ориентировочно-исследовательской деятельности в пространстве своего бытия. Например, по запаху пищи вы определяете ее полезность или вредность для употребления, по сигналу светофора останавливаетесь или переходите улицу.

Налаживание отношений с окружающими людьми происходит по законам психологи­ческой, социально-психологической и социальной деятельности, Например, мы выбираем партнера для совместной деятельности, который подходит нам по конкретным качествам своей личности.

Во всех случаях регуляторные функции проявляются в направленных на какой-либо объект телесных движениях, которые трансформируются в предметные действия, поступки и поведение человека.

Регуляторные функции психики в человеческих отношениях проявляются через поступ­ки человека, которые всегда содержат нравственный компонент социального поведения.

Механизмы такого поведения заключены в особых правилах и символике общественной жизни (ритуалах, обычаях, традициях, законах).

Регуляция предметных действий и поступков требует от человека значительного волевого напряжения. Поэтому воля становится базисным процессом регуляторных функций психики. В волевых качествах происходит ассимиляция регуляторных функций психики. Воля — это стержневой компонент структурной организации личности. Например, с ее ослаблением (абули­ей) связан распад личности, что отмечается в клинической практике психических расстройств.

Имлицитные функции психики производны от нервной деятельности мозга. Поэтому они внутренне присущи организму человека и проистекают из морфологических особенно­стей мозга и закономерностей высшей нервной деятельности, которую мозг осуществляет. Эта зависимость психической деятельности от деятельности мозга выражена формулой «Психика есть функция мозга».

4. Функции педагогической деятельности

Все педагогические функции (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков) разделяют на две группы – целеполагающие и организационно-структурные. К первым относятся ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся) и информационная функции. Эта группа функций соотно­сится с дидактическими, академическими, авторитар­ными, коммуникативными способностями человека. И здесь возникает важная психологическая проблема профессионально-педагогической подготовки учителя в плане определения (диагностирования) актуального уровня развития этих способностей и целенаправлен­ного формирования тех из них, проявление которых недостаточно выявлено в реализации целеполагающих функций.

Обобщение материалов многих исследований груп­пы организационно-структурных функций позволяет отметить общее содержание входящих в эту группу конструктивной, организаторской, коммуникативной и гностической функций. Так, конструктивная функция обеспечивает; а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвое­на; в) проектирование собственной будущей деятель­ности и поведения, какими они должны быть в про­цессе взаимодействия с учащимися. Организаторская функция реализуется через организацию а) информа­ции, в процессе сообщения ее учащимся; б) различных видов деятельности учащихся; в) собственной де­ятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. Коммуникативная функция предполагает: а) установление правильных взаимоотношений с учащимися; б) с другими учителя­ми, с администрацией школы. Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изуче­ние: а) содержания и способов воздействия на других людей; б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Все эти четыре педагогические функции предполагают высокий уровень развития академических, перцептивных, речевых (экспрессивных) и коммуникативных способностей человека, что также должно быть объектом осознания самого учителя. На­ряду с коммуникативной функцией большой интерес для учителя представляет исследовательская (гности­ческая) функция. Она основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оцени­вать другого человека и на реальности собственной опенки (самооценки). Объекты исследовательской фун­кции — это сам учитель, что может проявляться, на­пример, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, от­ношения с коллективом, учениками. Рефлексивность человека, уровень развития его рефлективного мыш­ления в значительной мере определяет успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педа­гогического процесса, среди которых ученик занима­ет основное место.

Изучение, исследование личности ученика, его учеб­ной деятельности, статуса в школьном коллективе всеми методами педагогической пси­хологии является одним из профессиональных аспектов педагогической деятельности учителя: это и самостоятельная познавательная задача, и условие ус­пешности организации такой деятельности. При этом, как подчеркивается, исследовательская функция ус­пешно осуществляется, если учитель обладает потреб­ностью к самообразованию и совершенствованию сво­его педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков. Естественно, гностичес­кая (исследовательская) функция предполагает разви­тие умения анализировать, систематизировать, обоб­щать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отно­шения. Все гностические действия человека, например перцептивные, мнемические, мыслительные, оценива­ние и др., включаются в реализацию исследовательской функции учителя. Осуществление этой функции требует хорошо осознанного владения всеми методами педагогической психологии – наблюдением беседой, экспериментом, анкетированием, социометрией и др.

Функции психики

Функции психики — это определенные свойства и качества психики, обеспечивающие адаптацию к меняющимся условиям окружающей среды. Это целостная система, в которой полноценное взаимодействие мира и человека возможно за счет взаимосвязи и взаимообусловленности всех функций.

Функции психики

Функции психики

Такое определение функций проистекает из понимания того, для чего служит психика и что обеспечивает для человеческой жизнедеятельности. Благодаря психике, человек создает собственную картину реальности на основе отражения окружающего мира и может координировать свою деятельность и поведение.

Формы такого отражения могут быть разными, и присущи они, конечно же, не только человеку. То, что отличает человека от собаки или кошки, это механизмы действия психики, которые возникли под влиянием социокультурного развития общества. Функции психики лежат в основе таких сложных и многозначных психических процессов и явлений как память, речь, воображение, мышление, восприятие, которые, уже сами, образуют сознание. При этом существует также низший уровень психики, уровень бессознательного, который появляется в результате неосознаваемых воздействий.

Мир психики — это внутренний душевный мир человека. Субъективная реальность, в которой существуют мысли и чувства, эмоции, интересы, мечты и планы о будущем, отношения с людьми и с самим собой. Всё, что делает человека ни на кого непохожим, уникальным. Психика подвижна и переменчива, никогда не стоит на месте, всегда развивается за счет полученного жизненного опыта.

Исследование психики даже на сегодняшний день не закончено, и поэтому не существует единого понимания всех функций. В конце XIX века было принято считать, что у психики есть только одна функция — адаптация, позволившая человеку выжить в неблагоприятных условиях среды. Конечно же, этого объяснения было недостаточно, чтобы оправдать такие сложные явления как творчество или любовь. Сегодня в психологической литературе выделяют и описывают три функции психики, которые признаны самыми важными. Это в первую очередь, отражение окружающей действительности. Затем регуляция поведения. И в общем смысле — осознание своего места в мире.

1. Отражение окружающей действительности

Основная способность психики, проявляющаяся в непосредственном отражении окружающей среды. Это активный свободный процесс постоянного и непрерывного познания действительности, который носит субъективный характер. Это значит, что отражение зависит от индивидуальных личностных особенностей человека и даже от конкретного психоэмоционального состояния.

Именно поэтому, так нередко люди кардинально не совпадают во мнении относительно схожих предметов или явлений. Отражение позволяет строить свою уникальную картину мира, и у каждого человека она своя. При этом, однако, субъективность восприятия не отрицает объективности реальности окружающего мира, являясь, скорее, слепком реальности.

Еще одной особенностью отражения стала способность предугадывать ход событий, а также результат своих действий на основе познания закономерностей мира и жизненного опыта.

2. Регуляция поведения

Эта функция дает возможность реагировать и отвечать на раздражители. Поведение человека, притом, является внешним проявлением внутреннего мира. От этого зависит, какие мотивы и потребности руководят человеком, какими способами он добивается цели, какие принимает решения и планы на будущее. Эмоции в этом случае являются каналом обратной связи, показывающим, насколько удовлетворяет человека то, что его окружает и то, что он делает.

Основная характеристика этой функции — её произвольность. Человек волевым усилием контролирует свое поведение. Это очень важно, ведь люди живут в обществе и являются социальными существами. Невозможно было бы строить взаимоотношения с людьми, без умения волевым усилием регулировать своё поведение.

3. Осознание себя и своего места в мире

Человек осознает себя личностью, со всем своеобразием черт характера и индивидуальными особенностями поведения. Понимая своё отличие от других, каждый человек считает себя частью общества, благодаря чему возможно строить межличностные отношения.

Эта функция психики во многом позволяет обеспечить приспособление человека к окружающей действительности и возможность ориентироваться в ней. Важным показателем, при этом, является адекватность в отношении к себе и к миру. Некритичное отношение искажает картину мира и мешает строить взаимоотношения.

Поведение человека, как существа социального, отличается особой сложностью. А процессы отражения и регуляции зависят от активной направленности. Поэтому выделяют активное и реактивное регулирование и отражение. Человек, за счет наличия сознания, способен не только пассивно реагировать на изменения условий среды, но строить свое собственное осознанное поведение.

Существует другие классификации, более полно или более кратко описывающие функции психики и их предназначение. Вот пример подробной классификации психических функций.

Имплицидные функции и эксплицитные функции психики

Имплицидные функции (аффективные, гностические, регуляторные). Эти функции координируют взаимодействие человека с окружающим миром. Основа имплицидных функций — нервная система и мозг, которые являются органами психической деятельности. Оттого эти функции считаются заданными изнутри.

Эксплицитные функции (коммуникативные, когнитивные, эмотивные, конативные, информационные). Они организовывают и управляют взаимодействием человека с другими людьми, с самим собой и с миром вещей. Их основой являются психика и органы чувств, и потому они считаются заданными извне.

Гностические функции

Обеспечивают получение и ассимиляцию информации о свойствах объектов в процессе взаимодействия человека и внешнего мира.

Информация, полученная извне, перерабатывается во внутренних процессах — памяти, восприятии, воображении, ощущениях, представлении и мышлении. Человек получает возможность сформировать свое представление о мире, планировать свои действия и предвидеть исход поступков.

Гностические функции лежат в основе познавательной деятельности. Результатом их работы становятся знания и интеллектуальный потенциал.

Аффективные функции

Это отношение на уровне «нужен»-«не нужен» к объектам взаимодействия, причем в конкретной ситуации, зависящей от внутреннего состояния.

Это субъективная оценка, которая влияет на отношение к объекту. Отрицательные эмоции, например, могут предупреждать об опасности определенных вещей или людей. Из этого вырастают более сложные формы — чувства, являющиеся важнейшими компонентами личности, индивидуальности, характера.

Регуляторные функции

Управляют взаимодействием с миром и налаживанием отношений с людьми.

Они преображаются в поведение человека, его действия, поступки. Отношения с людьми налаживаются благодаря соблюдению общественных ритуалов и правил, обычаев и законов. И поэтому всегда имеют нравственный компонент в своем проявлении.

Воля — основа регуляции психики в сфере предметных действий, и потому является внутренним стержнем организации личности.

Коммуникативные функции

Отвечают за связь человека и объектов взаимодействия, благодаря органам чувств, речи, мимике и прочему.

Общение с другими индивидуумами, например, возможно именно из-за наличия обратной связи, реакции одного человека на поведение другого. Общение бывает невербальное и вербальное.

В результате общения и взаимодействия с другими людьми, человек развивает в себе коммуникативность, общительность, обаяние и харизму.

Информационные функции

Обеспечивают процесс передачи сведений в знаковой и символьной форме.

Благодаря ощущению и восприятию происходит прием сведений окружающего мира. Это так же накладывает отпечаток субъективности на всю информацию. Только унификация в символах и знаках, понятных любому, делает возможность полноценного общения между людьми.

Когнитивные функции

Обеспечивают осмысленность познавательной деятельности человека.

Личностная направленность человека задает определенную установку на воображение и мышление. И потому является отправной точкой в развитии интеллекта.

Под влиянием взаимодействия с миром, формируются такие процессы, как мышление, представление, воображения. Таким образом создается внутренняя модель мира и человек может предвидеть результаты действий. Благодаря этому, например, возможно находить взаимопонимание в общении с людьми.

Эмотивные функции

Это переживание влияния окружающего мира на человека.

Контакт с любым объектом внешнего мира вызывает эмоцию — отрицательную или положительную — в зависимости от душевного состояния человека. Формами проявления эмотивных функций выступают чувства, настроения, эмоциональные состояния, аффекты и первичные эмоции.

Внутренняя оценка и переработка этих чувств позволяет строить социальные отношения.

Конативные функции

Определяют направленность деятельности человека и его поведение.

Потребности и установки, желания, интересы, склонности и увлечения — становятся мотивами предметной деятельности. Конативные функции обуславливают способность к психологической устойчивости, саморегуляции и координации действий.

Креативные функции

Это творческий потенциал деятельности человека.

При помощи механизмов экстериоризации и интериоризации происходит трансформация творческого потенциала. Во внутренние — интериоризованные — психические состояния и свойства (память, эмоции, мышление) и во внешние — экстериоризованные — проявления возможностей человека в действиях и поведении. Это обеспечивает такие явления в общении, как заражение, подражание, внушение, которые появляются под влиянием другого человека.

Результатом развития этих функций становится самоактуализация личности, стремление к самосовершенствованию. Человек становится творцом. И создает свою новую реальность, отвечающую его потребностям, вместо приспосабливания к окружающей действительности.

В заключение

Психическая реальность существует в 2 плоскостях: внешней, направленной на мир и координацию жизнедеятельности. И внутренней, обращенной в себя — самосознанием, рефлексией, явлением интроспекции. Психика человека развивается всё время и процесс этот строго индивидуален, зависит от условий и образа жизни, от полученного образования, от социального окружения. Следовательно, осознанная целенаправленная деятельность оказывает влияние на развитие определенных способностей. Всё это возможно за счет того, что функции психики тесно увязаны. Это обеспечивает целостность психики, её непрестанное развитие и саморегуляцию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи

Библиографическое описание:

Сухомлинова А. О. Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи // Молодой ученый. — 2019. — №51.1. — С. 38-41. — URL https://moluch.ru/archive/289/65656/ (дата обращения: 15.03.2020).



В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеченность в патологический процесс у детей с речевыми нарушениями психических процессов, функционально связанных с дисфункцией теменно-височно-затылочных структур по сравнению с детьми группы нормы.

Ключевые слова: гностическая функция, нарушения речи.

На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей. Год от года количество детей с такими нарушениями увеличивается, а значит встает проблема своевременной диагностики, а также нахождение путей коррекции нарушений речи.

Гнозис является одной из важнейших психических функций, которая обеспечивает всю познавательную деятельность ребенка. На ранних этапах развития ребенка гнозис является той базой, на которой формируется речь. При этом формируясь, речь также качественно перестраивает гнозис, делая его произвольным и целенаправленным.

Цель исследования — изучение гностической функции у детей в норме и с речевой патологией.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить особенности гностической функции у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
  2. Сравнить сформированность гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием.

Объект исследования — гностическая функция детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — особенности гностической функции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием.

Практическая значимостьисследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами, педагогами, логопедами и дефектологами для поведения коррекционных мероприятий с детьми, которые имеют нарушения речи.

Методики исследования.

Для обследования была применена схема нейропсихологического обследования для детей старшего дошкольного возраста(5–6 лет), разработанная: Ж. М. Глозман, А. Ю. Потаниной, А. Е. Соболевой. Методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (U-критерий Манна-Уитни), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).

В исследовании приняли участие 26 детей дошкольного возраста 5–6 лет. Из них 13 детей, составивших группу патологии, у которых имеется речевая патология, выражающаяся в нарушении таких компонентов речи, как звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематического слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматического строя (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Группу нормы составили 13 детей без речевых нарушений.

Результаты исследования:

Анализ результатов исследования показал, что дети с речевыми нарушениями хуже справляются со следующими пробами на зрительный гнозис: узнавание реалистических (р=0,006), перечеркнутых (p=0,001), наложенных (р=0,001) изображений. Нарушения представлены в виде фрагментарности восприятия, трудностей симультанного синтеза, несформированности предметного гнозиса. Импульсивность восприятия характерна как для детей с нарушениями речи, так и для группы нормы. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в зрительном гнозисе

Детьми с нарушениями речи было допущено больше ошибок при оценке акустического гнозиса (р=0,003) в результате несформированности акустического гнозиса и слабость акустического внимания. Данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в акустическом гнозисе

Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов при исследовании узнавания пространственно-ориентированных простых фигур Бентона в большей степени характерны для детей с речевыми нарушениями (р=0,001). Данные представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в пространственном гнозисе

Исследование тактильного гнозиса показало наличие ошибок в виде расхождения более чем на 1 см при локализации прикосновения у детей с речевыми нарушениями (р=0,02). Не было выявлено игнорирования прикосновения ни на одной из рук. Данные представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в тактильном гнозисе

Маловыраженными являлись ошибки в пробе на идентификацию эмоций. Так не было выявлено ошибок в идентификации эмоций по знаку. У одного ребенка с нарушением речи была выявлена единичная ошибка в идентификации эмоции по качеству.

Корреляционный анализ показал, что у детей с нарушением плавности речи отмечаются: несформированность предметного гнозиса (rs=0,433, при р

Выводы:

1) Наиболее выраженными у детей с речевыми нарушениями являются трудности узнавания реалистических, перечеркнутых, наложенных изображений, возникающих в результате фрагментарности восприятия, трудности симультанного синтеза, нарушении акустического и тактильного гнозиса.

2) Для обеих групп характерны ошибки восприятия пространственных стимулов в пробе на узнавание фигур Бентона, но дети с нарушениями речи допускают значимо больше ошибок.

3) Нарушение зрительного, тактильного, акустического и пространственного гнозиса наиболее характерно при расстройстве лексико-грамматического строя речи.

4) Для детей с речевыми нарушениями характерна несформированность функций теменно-височно-затылочных структур.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, ребенок, гностическая функция, сравнительный анализ симптомов, старший дошкольный возраст, нормальное речевое развитие, нарушение, речевая патология, дошкольный возраст, ранговая корреляция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *