Голоса темп: Сила и высота голоса, темп речи – Основные характеристики и свойства голоса

Автор: | 03.07.2019

Основные характеристики и свойства голоса

Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембр голоса — неповторимая индивидуальная окраска, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Благозвучность голоса — чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять c благозвучием речи.

Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.

Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: «в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри»; нанизывание слов c несколькими согласными подряд: «всех чувств взор есть благороднее»; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: «и у Иоанна». Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Полетноcть голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.

Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Тон голоса — эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего, его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создаётся c помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузами, ускорением или замедлением темпа речи.

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.

При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

Какие виды тембров голоса существуют

Поделиться статьёй:

Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время пения. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. Чем больше обертонов – тем ярче и красочнее будет голос.  Природное количество обертонов в сочетании с тренировкой дикции — секрет завораживающего звучания голоса.

Тембр голоса, виды

Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:

1. Мужские. Тембр голоса мужчины бывает трех видов:

  • тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
  • баритон;
  • бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.

2. Женские. Тембры женского голоса тоже имеют 3 вида:

  • сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
  • меццо-сопрано;
  • контральто. Это низкий голос.

От чего зависит тембр

Основополагающий фактор в формировании тембра – голосовые связки. Практически невозможно найти несколько людей, которые способны петь одинаково. Изменить голос кардинально едва ли удастся. А вот если обратиться к педагогу – то вполне возможно улучшить его окраску.

Воспользовавшись рекомендациями преподавателя по вокалу, вы без особых трудностей сможете петь на сцене.

Как определить тембр голоса

Самостоятельно, не обладая определенными знаниями и навыками, определить тембр практически невозможно. В домашних условиях вы лишь можете предположительно отнести свой голос к тому или иному виду тембра. Наиболее точные данные можно получить при использовании специализированной аппаратуры — спектрометра. Он изучает исходящий звук, а после – классифицирует его в правильном направлении. Подробнее о спектрометрах можно прочитать в конце статьи.

 

Как изменить тембр голоса

Многие люди хотели бы, чтобы их голос звучал по-другому. В особенности это касается певцов, актеров, телеведущих и всех тех, кому приходится подолгу общаться.

Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.

Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».

Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.

В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, как расширить диапазон голоса? В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:

 

Что влияет на тембр голоса

  1. В первую очередь нужно отметить курение. Чем больше стаж этой пагубной привычки – тем ниже будет тембр голоса.
  2. Неправильное питание, хроническое недосыпание. Нужно понимать, что любое настроение, будь оно хорошим или плохим, влияет на тембр голоса.
  3. Переохлаждение, простуда. Здесь все очевидно. Нужно беречь себя от холода, стараться не пить ледяных напитков и отказаться от мороженого.
  4. Период взросления. В переходном возрасте тембр голоса становится более грубым. Безусловно, изменить этот процесс невозможно.

Спектрометр и не только

Прибор, который используется для определения тембра голоса, называется спектрометром. В его устройство входит микрофон специального назначения и усилитель звука. Во время его работы происходит расчленение звука на составляющие с помощью электроакустических фильтров. Весь этот процесс отображается на дисплее прибора. Затем аппарат в определенных форматах исследует состав речевого звучания, так как именно речевой формат оказывает непосредственное влияние на узнаваемость голосового звучания в пении. Чаще всего распознавание тембра голоса прибором осуществляется по тому, как произнесены три первых гласных звука.

Определить тембр голоса желательно до того, как приступить к серьезным занятиям вокалом, чтобы подобрать наиболее подходящие упражнения и партии для совершенствования вокальных данных.

Как узнать свой тембр голоса? Лучше всего записаться на несколько занятий к квалифицированному специалисту, занимающемуся постановкой певческого голоса. Для определения тембра они используют такие параметры, как тесситурную выносливость и некоторые другие признаки.

Для того чтобы определить тембр голоса, педагог по вокалу подбирает произведения, имеющие разную тесситуру. Это позволяет определить, какая высота нот лучше всего подходит определенному вокалисту. Пропевая несколько музыкальных произведений, имеющих разные нотные октавы, можно определить в какой из них поется легко и комфортно, а в какой приходится петь с напряжением голосовых связок. Каждому человеку свойственно брать ноты определенной высоты. Только опытный педагог сможет правильно оценить диапазон и тембр голоса каждого вокалиста по тому, как тот поет отдельные ноты в определенной октаве, и назовет основные отличия фальцета от грудного голоса или тенора от баритона.

Поделиться статьёй:

темп, сила голоса, логическое ударение, мелодика.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ПРОСОДИЧЕСКИМИ КОМПОНЕНТАМИ РЕЧИ:

темп, сила голоса, логическое ударение, мелодика.

Выполнила Свинолупова Марина Райнгольдовна,

учитель-логопед МКОУ «Специальная школа № 80»

г. Новокузнецк, 2017

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТЕМПА РЕЧИ:

  1. «Дует ветер»

Цель: регулирование темпа голоса

Рекомендуемый возраст: 4-5 лет

Описание: Приготовить 2 картинки: на одной ветер качает травку, на другой — раскачивает деревья. Ребенку, сидящему на стуле, показывать картинки со словами: «Дует легкий ветерок, колышет траву. Он дует тихо: «У-у-у» (произносите тихо и длительно). А вот подул сильный ветер: «у-У-У» (произносите громко и длительно). Ребенок повторяет за вами, как гудит легкий и как сильный ветер, соблюдая ту же силу голоса

  1. «Говори быстро»

Цель: развитие темпа речи

Рекомендуемый возраст: 5-6 лет

Описание: Произнести слова сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали».

  1. «Осенние листочки»

Цель: формирование представлений о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»).

Рекомендуемый возраст: 6-7 лет

Описание: Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение. Красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень — не весна.

  1. «Произнеси правильно»

Цель: развитие темпа речи

Рекомендованный возраст: 6 лет.

Описание: Детям предлагается произнести следующие предложения в нужном темпе:

Как медленно вертится колесо!

Помогите, человек тонет!

Как долго тянется зима!

Скорей бежим домой!

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА:

  1. «Дождик»

Цель: развитие силы голоса

Рекомендуемый возраст: 7-8 лет

Описание: Прочитать тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

  1. «Гудок паровоза»

Цель: развитие силы голоса

Рекомендуемый возраст: 6-7 лет

Описание: Изобразить голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произнести очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

  1. «Посчитай»

Цель: развитие силы голоса

Рекомендуемый возраст: 5-6 лет

Описание: Посчитать прямым счетом от 1 до 5 с постепенным усилением голоса: 12345

И обратным от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 54321

  1. «Дни недели»

Цель: развитие силы голоса

Рекомендованный возраст: 6 лет

Описание: Детям предлагается назвать дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;

среда, четверг — шепот;

пятница, суббота — голосом средней силы;

воскресенье — громко;

суббота, пятница — голосом средней силы;

четверг, среда — шепот;

вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ:

  1. «Найди важное слово»

Цель. Формирование навыков восприятия логического ударения.

Рекомендуемый возраст: 6-7 лет

Описание. Детям раздаются наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок. Затем называют слово-носитель логического ударения.»Девочка играет в мяч». «На улице хорошая погода». «Осенью птицы улетают на юг»

  1. «Ответь на вопрос»

Цель: развитие логического ударения

Рекомендованный возраст: 5-6 лет

Описание: Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагается детям ответить и проследить как изменится ответ

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

  1. «Ходит Леночка»

Цель: формирование навыков воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Рекомендованный возраст: 6-7 лет

Описание: Детям предлагается прочитать стихотворение, выделенные слова интонировать логическим ударением.

Ходит Леночка, вздыхая. (повествовательно)
Что с тобою? (вопросительно)
– Я плохая! (с сожалением)
Я ногой толкнула кошку, (с сожалением)
На пол бросила картошку, (с сожалением)
Кашу манную не ела (с сожалением)
Быть хорошей надоело! (восклицательно)

  1. «Доктор»

Цель: формирование навыков воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Рекомендованный возраст: 6-7 лет

Описание: Детям предлагается прочитать стихотворение, выделенные слова интонировать логическим ударением.

Доктор, доктор,
Как
нам быть?
Уши
мыть или не мыть?
Отвечает доктор гневно:
«Надо мыть их
ежедневно!
Если уши мыли
вы,
Если уши мыли
мы,
Если уши вымыл
ты,
Значит, уши
вы-мы-ты!»

с обращением
вопросительно
вопросительно
сердито
восклицательно
назидательно
назидательно
назидательно
восклицательно

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛОДИКИ:

  1. «Скажи по-другому»

Цель: развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Рекомендованный возраст: 6-7 лет

Материал:Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).

Описание: Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!

Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.

Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло?

Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло!

  1. «Назови ласково»

Цель: закрепление умения передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

Рекомендованный возраст: 6-7 лет

Описание: Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые».

У лисы пушистый хвост. – У лисички пушистый хвостик.

Мама пошла в магазин. –Мамочка пошла в магазин.

У цветка красивые листья. – У цветка красивые листочки.

У девочки красивая сумка. -У девочки красивая сумочка.

  1. «Громко-тихо»

Цель: учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Рекомендованный возраст: 6 лет

Описание: прочитать стихотворение, обратить внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.
Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь.
Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.

  1. «Качели»

Цель: Формирование навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Рекомендованный возраст: 5 лет

Описание: Детям предлагается представить, что они качаются на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Необходимо изобразить движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

Темп голоса — Психология Дома Солнца

Нам даже не приходит в голову, что некоторые оттенки произносимых звуков создают о нас не совсем лестное представление. Красивая, то есть приятная для слуха, окраска звучания речи связана с согласованностью разума и эмоций. В этом случае и возникает покоряющий сердца неповторимый индивидуальный тембр. Если же преобладает что-то одно, в интонации появляются металлические или пронзительно-визгливые нотки, режущие слух. Некоторые особенности характера, связанные с самовыражением, легко определить именно по тембру речи. Здесь, как нигде, проявляется наше чувство меры. Так какая же мелодия слышится в вашем голосе?

1. Резкие колебания вверх и вниз

Такая мелодия характерна для человека, только-только приступившего к пробе своих сил в искусстве самовыражения. Возможно, вы находитесь в подростковой фазе своего развития. И резкие перепады голоса отражают ломку привычных с детства способов адаптации при вашем столкновении с новыми жизненными ситуациями. Другая версия — вы человек крайне неустойчивый, легко поддающийся смене настроения. Ваш голос резко колеблется то вверх, то вниз подобно всей вашей жизни — с воодушевляющими взлетами и катастрофическими падениями. Вы остро реагируете как на первое, так и на второе, хотя, по-видимому, акцент все-таки делаете на неудачах. Судя по всему, у вас определенные проблемы с саморуководством.

2. Напряженный голос

Слушая вашу речь, невольно вспоминаешь о том, что всем нам не мешало бы быть более организованными и собранными. Но найдется немного желающих так же серьезно и сосредоточенно, как вы, поупражняться в тренировке волевых качеств. Психологическое понятие «самоконтроль» вы понимаете буквально, контролируя каждый свой вдох и выдох. С вами хорошо иметь дело по работе, но не очень — в личной жизни. И совсем не из-за отсутствия отзывчивости — вы вполне надежный и ответственный человек, на которого можно положиться. Просто в вашем общении не хватает душевного тепла, а порой, сидя рядом с вами, чуть ли не умираешь со скуки. Вы явно экономите на самовыражении. Будь вы в душе самым развеселым и компанейским человеком, в вашем обществе невольно испытываешь напряжение. Создается впечатление, что дисциплиной и работой вы можете замучить до смерти не только себя…

3. С нервно-возбудимыми нотками

Обратите внимание на состояние мышц шеи и плеч. При эмоциональном напряжении плечи поднимаются и напрягаются мышцы шеи, в результате чего дыхание затрудняется, а голос теряет опору и естественное звучание. Кстати, почему вы все время находитесь на пике возбуждения? Кажется, вы вот-вот сорветесь в бездну неконтролируемых импульсов. Откуда это известно? Ваш голос звучит столь высоко, будто через секунду-другую оборвется. Поэтому находиться рядом с вами как-то тревожно, а может, и опасно. Если вдруг от страха и волнения вы «свалитесь вниз», то увлечете за собой и всех, кто в этот момент оказался рядом. Нет никаких гарантий, что шквал эмоций не затронет и тебя. Остается только молиться, что все образуется и каким-то чудом ваш разум возобладает над чувствами. Хотя бы на некоторое время.

4. Тихий, невнятный голос

Кто говорит слишком тихо и невнятно, производит впечатление человека, напуганного собственным голосом. Это на самом деле так? Из-за неразборчивой речи даже вам становится неинтересно слушать себя. Что же говорить о других? Нужно иметь редчайший острый слух, чтобы разобрать ваш невнятный шепот. Или научиться распознавать слова по движению губ. Вы слишком часто подчиняетесь любви к самосозерцанию и непомерно потакаете ей. Не дай бог нарушится комфорт! Понятно, что вы — человек сентиментальных чувств, а не активных действий. Но где же отыщешь охотников действовать за вас?

5. Твердые металлические нотки

В вашем голосе чувствуется энергия и воля, способные сломить самое отчаянное сопротивление. Будь вы трижды добрым и отзывчивым человеком, от вашего режущего слух голоса мурашки пробегают по коже — так и хочется пулей броситься прочь. Кому же понравится подвергать свои нервы жутким испытаниям? Неужели вы на самом деле так холодны и нечувствительны, каким кажетесь по голосу?

6. Ноющий, капризный

Ноющий голос не только отталкивающе действует на собеседника, но и оказывает пагубное влияние на настроение обладателя. А ваше эмоциональное состояние и без этого крайне неустойчиво. При звуках столь капризного голоса, благорасположение окружающих мгновенно улетучивается. Теперь понимаете, почему близ вас никто надолго не задерживается? Ваш писклявый голосок напоминает, что имеешь дело скорее с ребенком, чем со взрослым. Нет надобности вслушиваться в содержание вашей речи. По интонации ясно, что вам нечего высказать, кроме вечных претензий, обид и недовольства. Чего еще можно ожидать от человека, смысл бытия которого — в безоглядном бегстве от трудностей? Жизнь, по-вашему, кроме опасностей и разочарований ничего не обещает.

7. Громогласный

Громовым гласом вы характеризуете себя как человека, скрывающего криком свою слабость. Говорящий слишком громко кажется агрессивным человеком, это во-первых. Во-вторых, вряд ли, демонстрируя мощь голосовых связок, можно снискать славу сильной личности. Кто-то тратит силы, стараясь перекричать грохот Небесной Колесницы, а кто-то проявляет активность в более полезных делах. На то и другое одновременно ресурсов явно не хватит. Стало быть, неестественно громкий голос свидетельствует о неадекватном расходовании жизненных сил. Спросите, откуда такая убежденность? Разница между обычной, мирной жизнью и жизнью на вулкане слишком очевидна.

8. Спокойный, уверенный, с четким произношением

Умеренная речь дает немало возможностей для самовыражения — и вы это прекрасно понимаете. Умеренность в самоподаче позволяет варьировать ее глубиной и выразительностью. Вы выработали определенный стиль взаимоотношений с миром и хотите без путаницы, четко и ясно заявить о себе. Вы делаете ставку на саморуководство и, по всей вероятности, добились благодаря ему немалых успехов. Что и говорить, вы человек дисциплинированный. Однако и у этого благородного качества есть оборотная сторона — нудноватость. Иногда при общении с вами не покидает ощущение, будто вы произносите заранее отрепетированную речь. Ни намека на волнение, ни оттенка смущения, ни нотки досады. Имейте в виду, можно быть виртуозом в выражении мыслей и при этом абсолютным дилетантом в выражении чувств.

9. Монотонная, невыразительная, тихая речь

Вы не претендуете на внимание окружающих и настолько боитесь показаться навязчивым, что на самом деле становитесь обузой. Кому же охота общаться с неинтересным человеком, ненавидящим самого себя. Вы так и норовите спрятать свою пассивность за чужой инициативой. Не потому, что Природа не дала вам силы, а потому, что вы ни за какие коврижки не отважитесь раскрыть свой потенциал. Когда-то давным-давно вы встретились с непониманием и, отчаявшись найти с кем-либо общую точку соприкосновения, дали зарок впредь не напрашиваться на неприятности. С тех пор прошло много лет, но по-прежнему удача улыбается вам крайне редко… и только потому, что вы никак не решитесь распрощаться с прежней неудачей.

10. Грудной голос

Грудной голос еще называют бархатным, оттого что он так же ласкает слух, как и этот чудный материал ласкает руки при прикосновении. Оказавшись однажды зачарованным столь чудной мелодией бархатистой речи, возвращаешься к вам снова и снова, не в силах расстаться с проникновенной чуткостью и наивной, почти детской, непосредственностью. Ваша чувственность естественна, как сама жизнь, и кажется, что ваш голос идет из самых глубин души. Даже когда вы сморозите глупость, на вас невозможно обидеться. Дитя тоже не ведает, что творит. Ваши мысли так же естественны, как и голос. Так стоит ли удивляться, что вы то и дело попадаете в щекотливые ситуации. Чего вам не занимать, так это желания покрасоваться собой и, разумеется, бархатистой речью. Вы жаждете восхищения опять-таки как ребенок. Разве можно вас за это винить? Ведь гармония с собой и есть суть вашей жизни.

Техника речи.Темп и тембр голоса.

Тема: «Техника речи. Темп и тембр речи» 
Цель: отработка понятий «тембр речи», «темп речи»; 
Задачи: 
1.Научить вырабатывать ровность, плавность и длительность выдоха со звуком.
2. Совершенствовать умения варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи. 3.Развивать ассоциативное, образное мышления. 
4.Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству
План занятия.

I.Вводная часть.
2.Упражнение 1.Сильно напрячь пальцы рук, кисти, плечи. Удерживать состояние напряжение 5-8 секунд. Потом все расслабить и сохранить ощущение  свободы мышц как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.
Упражнение 2.Пальцы рук переплести. Сложенные руки подложить под подбородок, локти отвести в стороны.  Голову стараться опустить вниз, в то время как руки стремятся поднять ее вверх. Возникает сильное  сопротивление (голова — вниз, руки — вверх). Через 5-10 секунд голову и руки расслабить. Ощущение свободы мышц (шеи, плеч, рук) сохранять как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.

II.Основная часть.
В каждом параграфе, В каждом рассказе,

В сказке и песне, Даже во фразе — 
Ты только вдумайся, Только всмотрись —

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу. 
Строчка за строчкой, Фраза за фразой — 
Ты только вдумайся, Только всмотрись — 
Откроется самая главная мысль. (Б. Заходер)

1. Беседа. — Что такое текст? Какова структура текста? Назовите средства связи предложений и абзацев в тексте. Назовите виды речевой деятельности.

Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

— Как оно связано с темой урока?

— Поискам смысла устной речи помогает наблюдение над ее интонацией. Что же мы понимаем под интонацией? (На доске запись: «Интонация (от латин. І — «громко произносить») — ритмико-мело-дическая сторона речи, служащая средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы».)

Основными элементами интонации являются:

Мелодика речи (повышение и понижение голоса). Сравните, например, мелодику повествовательного предложения (Мы поедем сегодня в театр.) и вопросительного (Мы поедем сегодня в театр?). Определите их различие.

Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи).

— Приведите примеры стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль,

Амфибрахий, анапест). (Выбрав одно из стихотворений, названных учащимися, учитель показывает значение ритма для понимания смысла, образного строя поэтического произведения.)

Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок). Определите различие в значении выражений: мрачный голос, веселый голос, грустный голос.

Темп речи. Темп – это прежде всего скорость речи. Эта скорость может быть различной в зависимости от содержания выступления и характера самого выступающего. Чем важнее содержание, тем сдержаннее должна быть речь. Вспомните известные вам скороговорки, произнесите их, сравните их темп произношения с обычной речью и замедленной речью при диктовке.
Интенсивность речи (сила или слабость звучания). Произнесите пословицу «Жить — Родине служить» так, как будто Вы а) беседуете друг с другом в небольшой комнате; б) произносите эти Слова со сцены театра и хотите быть услышанными всеми зрителями.
Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку). Прочитайте вопросительное предложение Мы поедем сегодня в театр? ‘так, чтобы слушающий вас должен быть ответить на вопросы: а) кто поедет сегодня в театр; б) как мы отправимся сегодня в театр; в) когда мы поедем в театр; г) куда мы сегодня поедем. Итак, какие важные интонационные признаки помогают нам точно передать смысл речи? 
3.Работа со скороговорками. Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определенной эмоциональной окраской (заданного тембра).
Проворонила ворона вороненка (а) пожалев вороненка; б) поругав ворону).

От топота копыт пыль по полю летит (а) напугав, б) успокоив слушателей).

На дороге с утра тарахтят трактора (а) поругав; б) похвалив кого-то). Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры (а) восхитившись бобрами; б) как бы рассказывая сказку). На дворе — трава, на траве — дрова. Не клади дрова посреди двора (а) сомневаясь в услышанном, дразнясь).

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет (а) прочитав как «информационное сообщение»; б) выразив возмущение этой новостью).

— Какой вывод позволяет нам сделать проведенная работа? (Чтобы

Верно выразить свою мысль, надо иметь хорошее произношение, владеть

Дыханием, варьировать темп речи и тембр голоса.)

4. выразительное чтение стихотворной строки с различной эмоциональной окраской.

— Прочитайте пушкинскую строку «Мороз и солнце; день чудесный!» так,

Будто вы: 1) рисуете большую картину, заполняющую весь класс; 2) рисуете

Миниатюру; 3) создаете плакат; 4) боитесь, что вас перебьют; 5) диктуете

Текст; 6) плохо выучили текст; 7) порицаете автора;  хвалите автора.

(Класс «подыгрывает» участникам: изображает посещающих картинную галерею, записывающих под диктовку текст, подсказывающих забывчивому ученику.)

— Кому из чтецов удалось наиболее точно передать эмоциональную

Окраску строки? Какой вывод помогла вам сделать эта игра? (Чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый, произносимый текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром голоса.)

5. работа над выразительным чтением знаков препинания

1) Работа над текстом стихотворения Б. Заходера

«Где поставить запятую?»

На каждой парте — отпечатанный заранее текст стихотворения.

— Прочитайте текст вслух. Объясните, почему возник комический эффект.

Где поставить запятую?

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно,

Да как крикнет,

Улетая:

— Вот что значит

Запятая!

Задание. Как устранить смысловые нелепицы? Прочитайте вслух измененный текст. В результате чего произошло переосмысление текста? Какой вывод о роли знаков препинания в передаче авторской мысли вы можете сделать? (Знаки препинания помогают передать смысл текста, авторскую мысль, поэтому необходимо учиться правильно расставлять знаки препинания, читая их с соответствующей им интонацией.)

2) Работа над текстом стихотворения Д. Хармса «Бегал Петька»
Бегал Петька по дороге, по дороге, 
по панели, бегал Петька по панели 
и кричал он: «Га-ра-рар! 
Я теперь уже не Петька, разойдитесь! разойдитесь! 
Я теперь уже не Петька, я теперь автомобиль». 
А за Петькой бегал Васька по дороге, по панели, 
бегал Васька по панели и кричал он: «Ду-ду-ду! 
Я теперь уже не Васька, сторонитесь! сторонитесь! 
Я теперь уже не Васька, я почтовый пароход». 
А за Васькой бегал Мишка по дороге, по панели, 
бегал Мишка по панели и кричал он: «Жу-жу-жу! 
Я теперь уже не Мишка, берегитесь! берегитесь! 
Я теперь уже не Мишка, я советский самолет». 
Шла корова по дороге, по дороге, по панели, 
шла корова по панели и мычала: «Му-му-му!» 
Настоящая корова с настоящими рогами 
шла навстречу по дороге, всю дорогу заняла. 
«Эй, корова, ты, корова, не ходи сюда, корова, 
не ходи ты по дороге, не ходи ты по пути». 
«Берегитесь!» — крикнул Мишка. 
«Сторонитесь!» — крикнул Васька. 
«Разойдитесь!» — крикнул Петька — 
и корова отошла. 
Добежали, добежали до скамейки у ворот 
пароход с автомобилем и советский самолет, 
самолет с автомобилем И почтовый пароход. 
Петька прыгнул на скамейку, 
Васька прыгнул на скамейку, 
Мишка прыгнул на скамейку, 
на скамейку у ворот. 
«Я приехал!» — крикнул Петька. 
«Стал на якорь!» — крикнул Васька. 
«Сел на землю» — крикнул Мишка,— 
и уселись отдохнуть. 
Посидели, посидели на скамейке 
у ворот самолет с автомобилем 
и почтовый пароход, пароход с автомобилем 
и советский самолет. 
«Кроем дальше!» — крикнул Петька. 
«Поплывем!» — ответил Васька. 
«Полетим!» — воскликнул Мишка,— и поехали опять. 
И поехали, помчались по дороге, по панели, 
только прыгали, скакали и кричали: «Жу-жу-жу!» 
Только прыгали, скакали по дороге, по панели, 
только пятками сверкали и кричали: «Ду-ду-ду!» 
Только пятками сверкали по дороге, по панели, 
только шапками кидали и кричали: «Га-ра-рар!» 

6. Ознакомление с памяткой «Как подготовится к выразительному чтению текста»

1) Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чем в нем говорится (в тех случаях, когда это возможно).

2) Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.

3) Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей.

4) Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т. е. те, на которые падает логическое ударение.

5) Обозначьте паузы.

6) Подумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса, жест, мимику.

III.Заключительная часть
1.Итог занятия.

Конспект занятия курса внеурочной деятельности «Риторика»

2 класс

Тема: Как мы говорим. Темп речи.

Цель:

— сформировать понятие «темп речи»

— формировать умение изменять темп речи в зависимости от ситуации.

 

Формируемые универсальные действия:

·        читать текст, понимать прочитанное,

·        работая в группе, сотрудничать в совместном решении задач

 

Оборудование:

Учебник: Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса.

Карточки для составления динамических таблиц: Темп речи, Речевая ситуация, Кто?  Кому?  Как? Цель, быстро, медленно, тихо, громко, ласково, грубо, четко, невнятно, уверенно, неуверенно.

медленнее

                             чем обычно

быстрее

Хорош творожок, внутри пирожок.

загадка, скороговорка, чистоговорка, пословица.

Текстысо словарной статьёй для всех учащихся, тексты стихотворений для работы групп.

Иллюстрации: мышка, мышонок, свинья, жаба, щука, утка.

 

Ход урока.

1.     Актуализация знаний. Составление динамической таблицы по ходу беседы.

— Вспомните «Сказку о глупом мышонке» С.Я. Маршака.

Пела ночью мышка в норке:

— Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи

— Назовите участников речевой ситуации. Кто? говоритКому?(Мышка, мышонку).

— С какой целью говорит мышка?

— Добилась ли мышка своей цели?

— Назовите следующих участников речевой ситуации?

(Учитель выразительно зачитывает отрывки из стихотворения)

 

Стала петь мышонку утка:

— Га-га-га, усни малютка!

После дождика в саду,

Червяка тебе найду.

 

Стала жаба важно квакать:

-Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

 

Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:

— Баю-баюшки, хрю-хрю

Успокойся, говорю.

 

Стала петь мышонку щука-

Не услышал он не звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поёт…

 

Какони пели свою песню? (Утка – громко, свинья – грубо, щука – неслышно, жаба — скучно). Удалось ли кому-нибудь из них достичь цели? Почему?

— Сделаем вывод: На что необходимо обращать внимание при общении? (На  токак мы говорим).

— Используя карточки, составьте пары, которые подскажут нам, как может звучать речь человека. (Быстро – медленно, тихо – громко, ласково – грубо, четко – невнятно, уверенно — неуверенно).

— Какая пара характеризует скорость речи? (Быстро – медленно).

— Прочитайте текст словарной статьи и скажите, как по-другому называется скорость речи?

                Скорость произнесения звуков, слогов, слов – это темп речи. Темп речи зависит от характера говорящего, его эмоционального состояния и ситуации общения.

 

2.     Формулирование темы и задач занятия.

— Назовите тему нашего занятия. (Темп речи.)

— От чего зависит темп речи? Найдите ответ в словарной статье.

— Чему мы будем учиться на занятии? (Говорить медленно – быстро, менять темп речи в зависимости от ситуации).

 

3.     Практическая работа в группах.

Учитель предлагает задание. Дети выбирают удобную форму работы (индивидуально, в группе, в паре).

 

Задание 1. Вспомните ситуацию из жизни, сказки, мультфильма, когда вам или герою приходилось говорить

медленнее

                             чем обычно

 быстрее

 

Задание 2. Каждая группа получает один текст. Организуется работа по плану (написан на доске):

·        Прочитать текст.

·        Выбрать темп чтения. Объяснить.

·        Прочитать текст в нужном темпе.

 

Текст для 1 группы.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка – с фонарём,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

 

Текст для второй группы.

               На санках

Я

   лечу,

          лечу,

                  лечу-

накататься я хочу.

И всё

         вниз,

                вниз,

                        вниз,

только слышен ветра свист.

А внизу – через сугроб:

                Стоп!

 Я веду,

             веду,

                      веду

саночки на поводу.

Сверху санки быстро мчат,

                      а на гору не хотят.

                                                                          Г. Бойко

 

Текст для третьей группы.

                  Вверх и вниз

В гору,

В гору поднимались, выше, выше забирались,

Забирались, поднимались –

Оказались наверху.

Вниз помчались – Ух помчались!

Шибче, шибче  разогнались,

Разогнались – повстречались.

— С кем бы это?!

Со столбом…

                                                                      С. Погореловский

 

Текст для четвёртой группы.

                    Ночь пришла

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку,

Засыпай, баю, бай!

 

Во время работы групп учитель оказывает детям помощь, дает советы по распределению ролей во время выступления.

Выступление групп: прочитать стихотворение. Почему читали в таком темпе. Приходилось ли менять темп чтения? Почему?

 

Прочитайте предложение (на доске каждое слово на отдельном листе):

              Хорош творожок, внутри пирожок.

— Все ли слова на своём месте? Установите правильный порядок слов в предложении.

— К какому жанру устного народного творчества можно получившееся предложение: загадка, скороговорка, чистоговорка, пословица.

Произнесите скороговорку в разном темпе: медленно – обычно – быстро.

 

Задание 3. Предлагаю вам составить скороговорки по рисункам и опорным словам.

Учебник: Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, стр. 23, № 33.

Дети работают в группе. В конце работы дети читают скороговорки в быстром темпе.

 

4.     Итог урока.

— С каким средством выразительности устной речи вы познакомились?

— От чего зависит темп речи?

— Какое умение вы приобрели на уроке?

— Где это умение вам пригодиться?

— Как работа в группе помогла решить поставленные задачи?

Прикрепленный файл

Цель: распознавание в речи говорящего его чувств и настроения через его тон.
Задачи:

  1. Познакомить с понятием тон.

  2. Формировать навык правильной передачи чувств, настроения говорящего через тон.

  3. Развивать интерес к выразительной устной речи.

  4. Учить пользоваться свойствами устной речи для реализации речевой задачи своего высказывания.

  5. Развивать речь, память, воображение, мышление.

  6. Воспитывать санитарно-гигиенические нормы.

Оборудование: учебник, иллюстрация из произведения С.Михалкова «как медведь трубку нашел», листочки с отрывками из Винни-Пуха, карточки со словами удивленные, спокойно.

Содержание

Примечание

I. Организация класса.

-Встали, подравнялись. Проверили порядок на партах. Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна, урок риторики у вас сегодня проведу я.

II. Речевая разминка.

Цель: подготовить речевой аппарат.

Ребята, представьте, что вам необходимо:

-задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте. Как мы будем это делать? Вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдохнуть воздух: фу! Фу! Фу! Фу!

-сдуть с рукава пушинку, т.е. мы будем делать – это плавно, легкой струйкой воздуха.

-раздуть огонь в потухающем костре, а эта струйка воздуха сначала слабая, нарастает и затем, совсем сильной покажем её.

А теперь тихонечко сели. А я посмотрю, какой ряд сел тише всех.

Работа со скороговорками.

Посмотрите

Прочитай скороговорку про себя:

Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубки сразу же сломали.

Ребята, а вы ничего не заметили в этой скороговорке? (может на наличие каких-то букв).

-часто повторяется м, ш, с, к.

Кто попробует прочитать, выделяя эти звуки?

Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубки сразу же сломали.

  Давайте прочитаем в медленном темпе, а теперь убыстряя и  замедляя;

   Попробуйте сказать эту скороговорку с:

  Радостью

  Поругать

  Итог: молодцы, хорошо поработали, не ленились, выполняли все правильно, давайте, продолжать в том же духе.

  III. Повторение пройденного.

  Цель: проверить уровень усвоенного материала (актуализация знаний).

  Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке?

  Вам было задано домашнее задание (страница 34 упражнение 4), давайте его проверим. Ваша задача заключалась в написании забавной истории о животном. И поделиться с нами своей историей…

   

   

  Итог: молодцы, ребята, вы добросовестно отнеслись к заданию, и справились с его требованием, добились высшей оценки своих одноклассников – их смеха, а значит все у вас получилось и я вашу работу оцениваю отличной оценкой.

   IV. Изучение нового материала.

  Цель: познакомить еще с одним из средств выразительной речи – тон.

  Рассмотрите иллюстрацию.

  Кого вы видите? (лису и медведя)

  Что вы можете сказать о медведе? (грустный, нездоровый)

  А лиса какая? (веселая, хитрая, довольная)

Попробуйте определить, как относится к больному рыжая? Каким тоном она говорит? А каким тоном отвечает ей несчастный мишка?

Послушайте.

Лиса (удивленным голосом)

 

Миша! Друг мой! Ты ли это?

Не видались мы все лето.

Как ты, бедный, похудел,

Будто целый год не ел!

Что с тобою? Ты больной?

 

Медведь (нездоровым голосом)

 

Сам не знаю, что со мной!

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем —

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам:

Колет в сердце, в лапах дрожь.

 

Лиса (добрым голосом)

 

Что ж ты к Дятлу не пойдешь?

К Дятлу надо обратиться!

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему.

Не ленись, сходи к нему!

 

Медведь

 

Вот недельку обожду,

Станет хуже, так пойду!

Тон-это удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью  можно передать свое настроение, выражать чувства, свое состояние. Он бывает убеждающий , уверенный, приказывающий или просительный, радостный или грустный, суровый или ласковый.

 

 

Давайте попробуем прочитать отрывки из повести – сказки А.Милна о Винни-Пухе и определить тон, передающий настроение, чувства и состояние героев. У вас на столах карточки , прочитаем про себя.

Кто может прочитать первый отрывок и с правильной интонацией?

«-Сова, — сказал Пух, — я что-то придумал.

-Сообразительный и Изобретательный Медведь! – сказала Сова.»

Правильно ли был подобран тон прочтения?

(тон, передающий восхищение умом Пуха)

Кто готов прочитать второй отрывок?

«Пух поплелся к буфету, влез на стул, пошарил по верхней полке и нашел там пустоту.

«Это странно,- подумал он,- я же знаю, что у меня там был горшок меду. Полный горшок, полный медом до самых краев, и на нем было написано «Миот», чтобы я не ошибся. Очень, очень странно».

Получилось ли подобрать нужную интонацию?

(тон, показывающий удивление, недоумение Пуха.)

Ну и последний отрывок.

«-Как самочувствие? — по обыкновению уныло спросил Иа.

— А как твое? – спросил Винни-Пух.

— Не очень как! – сказал он. – Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя так»

Удалось передать настроение Иа?

(тон, подчеркивающий усталость, разочарование в жизни Иа.)

Хорошо справились с заданием.

А теперь потренируемся определять тон, опираясь на слова помощники.

Откроем учебники  на странице 37 упражнение 47.

В тексте вам встретятся слова удивленные и спокойно. Найдите их в тексте, они не просто так выделены красным  цветом. Эти слова вам подсказывают, какой тон нужно выбрать, чтобы прочитать предложение.

Давайте попробуем. Прочитает…

Сейчас посмотрим, как вы поняли. В следующем упражнении(48) тоже есть слова – помощники, но их нужно найти. Возьмите карандаш в руки и, читая про себя, попробуйте найти эти слова, будьте готовы прочитать с нужной интонацией.

В первом тексте вам встретилось такое слово «на булыжниках». А что оно может означать?

-большие, огромные камни.

Каким бы тоном вы прочитали этот отрывок?

-Тон капризно-жалобный.

А какие слова на это указывают?

-Очень, очень.

Давайте попробуем прочитать.

А какую интонацию мы подберем для второго текста?

-восторг.

А как вы догадались? Докажите.

-автор выделил это слово.

Верно, он решил вам помочь.

А вот в третьем тексте опять вам нужно потрудиться. Но прежде чем приступим, давайте поработаем с текстом.

Как вы понимаете слово «кручинишься»?

Обратите внимание на слово «почто», в этом случае мы читаем ш.

и какой же интонацией мы прочитаем данный текст?

 Испуг (кручинишься).

Молодцы, теперь вы знаете, что в тексте есть слова – помощники, которые вам всегда помогут  выбрать нужный тон, чтобы передать чувства и настроение говорящего.

Ребята, а кто был в цирке.

 Какие чувства ты испытал?

Расскажи, каких артистов ты увидел, кто вызвал у тебя чувство восторга, восхищения? Чем?

молодцы, вы и с этим заданием справились, но у меня есть еще задание.

Сейчас мы поработаем парами, каждая пара выбирает один сюжет из упражнения 50. И готовит небольшой диалог или предложение, но только с нужной интонацией, чтобы мы поняли, какие чувства и настроение у ваших героев.

Например: рисунок 3.

-Маша, не ешь грязное яблоко, это не безопасно! (предостережение)

Рисунок 1:

Позволить себе рвать цветы могут, только невоспитанные граждане! – упрек.

Рисунок 2:

— кажется, я себе что-то повредил?- переживание, страх

— не переживай, давай я тебе помогу. – дружелюбно.

Рисунок 4:

-Оля, а что нам задано?- заинтересованно

-прочитать о Москве. — дружелюбно

— а давай, читать вместе. — переживая

— с огромным удовольствием. – с радостью

Рисунок 5:

— Миша, ты у меня вырастишь настоящим человеком!

Рисунок 6:

— Оля, а что нам заданно?

— прочитать о Москве.

— а я слышал, что стихотворение А. Барто.

-нет.

-ну точно говорю.

-я не могла ошибиться…….

V.Итог.

Молодцы, хорошо справились со всеми моими заданиями, почто не допускали ошибок.

Теперь сможете правильно передать чувства и настроение?

Открыли дневники. Д.з. с.36 N46 и нарисовать иллюстрацию. Закрыли дневники.

Спасибо за работу. Урок окончен! 

 

 

 

 

 

Не садясь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске запись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Павлов женя, харламова аня, павлова даша.

 

 

 

 

 

Вывешиваю иллюстрацию.

Тема: Настроение, чувства и тон говорящего.

Цель: выявление особенности говорения.

Задачи: вспомнить словесные и несловесные средства общения;

развивать коммуникативные способности, мышление, навыки выразительного чтения; воспитывать культуру речи

Оборудование: карточки, папка по чтению, фото.

Ход Занятия

I.Оргмомент.

Рефлексия «Моё настроение. »

-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

-Нарисуйте, на что похоже ваше настроение сейчас.

-Напишите рядом своё имя так, чтобы вам захотелось улыбнуться.

II.Организация работы.

1. Воспроизведение и коррекция знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Приём «Кластер»

УЛЫБКА

— Какие мысли рождаются у вас при слове «Улыбка»?

— Используя нашу запись, расскажите об улыбке.

-Зачитайте ваши размышления на тему « Что скрывает улыбка».

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

« Если кто-то загрустит,

Ты его не оставляй

Добрым словом, добрым делом ,

И улыбкою своею утешай и помогай.»

-Зачитайте ваши размышления на тему « Что скрывает улыбка».

3. Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.

На доске высказывание (приложение 1)

— Одинаково ли прочитали ребята это высказывание?

— В чем вы увидели различие?

голос мимика

тон жест

темп громкость

(Дети называют и на доске появляются слова)

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

— Какие вопросы у вас возникают по этому поводу? Сформулируйте их, а мы попробуем ответить.

— Что объединяет эти слова? ( Средства общения )

— О чём сегодня поведём речь? (Настроение, чувства и тоне говорящего.)

4. Применение знаний и умений в новой системе.

Просмотреть фотографии на слайдах и найти соответствующие чувства , настроению и тону говорящего

III. Обобщение и систематизация знаний.

1.Работа по карточке .

Дописать антонимы

( Серьёзно — весело( тон)

Громко – тихо

Медленно – быстрее

Добрый – злой

Грустно — радостно

Шептать – кричать

Сочувствие- злорадство)

— Нужны ли данные средства общения нам в речи?

-Какую роль они играют?

2.Практическая работа.

Каждому ученику взяв в руке нужно выбрать настроение ,чувства и тон чтобы сказать кукле слово «Привет» а ребята должны будут сказать какие это были чувства и эмоции

3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Подготовить выразительно чтение произведения (приложение 2) .

-Проверим.

— Кому удалось выразительное чтение?

— Что для этого сделал ученик?

IV. Итог урока. Рефлексия.

-Какую речь приятно слушать?

-Только ли при чтении художественных произведений нужно говорить выразительно, играя голосом, меняя тон , темп своей речи?

— Используя полученные сегодня знания о несловесных средствах общения, дайте оценку своей работе на занятие , но так, чтобы я поняла.

Приложение 1

Добрый день , ребята .

Ребята ,давайте жить дружно!

Приложение 2

Карточка.

Отважный пингвинёнок.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Как развить и улучшить тембр, темп и звук голоса

Многие спрашивают, как развить и улучшить тембр, темп и звук голоса, какие для этого есть советы, способы и методы. Так как умение общаться с людьми – это очень важно, особенно если у вас красивый тембр, темп и звук голоса. Также данные качества пригодятся, если вы хотите заняться вокалом, музыкой.

 

В статье вы узнаете как можно быстро и просто улучшить и развить тембр, темп и звук голоса, какие для этого есть способы, методы и советы. Так как обладать красивой речью и голосом – очень хорошо и привлечет в вашу жизнь больше друзей, товарищей, успеха и удачи.

 

Как развить и улучшить тембр голоса

Чтобы развить и улучшить тембр голоса, вы можете записаться в музыкальную школу на вокал. Там вас научат не только правильно петь, но вы сможете также развить свой тембр голоса.

 

Также вы можете петь дома в караоке, что также очень хорошо развивает тембр голоса. Чтобы развить и улучшить тембр голоса, старайтесь чаще общаться с людьми и не замыкаться в себе. Узнайте: что такое чудо.

 

Как улучшить и развить темп голоса

Чтобы улучшить и развить темп голоса, старайтесь читать каждый день книги по 1-2 часа в день. Желательно купить книги по скорочтению, где не нужно внимательно читать. Так вы сможете быстрее развить свой темп речи.

 

Также чтобы выступать публично, нужно развить и улучшить темп голоса. Поэтому перед выступлением старайтесь перечитать несколько раз свою речь, составленную на листе бумаги. Чем чаще вы будете общаться с людьми, выражать свои мысли и читать книги, тем быстрее будет ваш темп голоса. Узнайте: что такое точка зрения.

 

Как развить и улучшить звук голоса

Чтобы развить и улучшить звук голоса, можете начать кушать полезные для этого продукты, о которых вы узнаете, пообщавшись с преподавателями в музыкальной школе по вокалу. Так как во время практики вы сможете развивать свой звук.

 

Конечно, развить и улучшить звук голоса можно сидя дома, занимаясь пением в караоке, что также очень хорошо, но лучше обратиться за этим к профессионалам. Все зависит от ваших целей и стремления развиваться.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Темп голоса

Темп голоса
Психология личности. Темп голоса

Когда слышишь чей-нибудь голос, перед глазами часто возникает образ этого человека. К своему же голосу мы настолько привыкли, что практически не обращаем внимания на его звучание. Стало быть, и не подозреваем о многих особенностях своей речи. Нам даже не приходит в голову, что некоторые оттенки произносимых звуков создают о нас не совсем лестное представление. Красивая, то есть приятная для слуха, окраска звучания речи связана с согласованностью разума и эмоций. В этом случае и возникает покоряющий сердца неповторимый индивидуальный тембр. Если же преобладает что-то одно, в интонации появляются металлические или пронзительно-визгливые нотки, режущие слух. Некоторые особенности характера, связанные с самовыражением, легко определить именно по тембру речи. Здесь, как нигде, проявляется наше чувство меры. Так какая же мелодия слышится в вашем голосе?

1. Резкие колебания вверх и вниз

Такая мелодия характерна для человека, только-только приступившего к пробе своих сил в искусстве самовыражения. Возможно, вы находитесь в подростковой фазе своего развития. И резкие перепады голоса отражают ломку привычных с детства способов адаптации при вашем столкновении с новыми жизненными ситуациями. Другая версия — вы человек крайне неустойчивый, легко поддающийся смене настроения. Ваш голос резко колеблется то вверх, то вниз подобно всей вашей жизни — с воодушевляющими взлетами и катастрофическими падениями. Вы остро реагируете как на первое, так и на второе, хотя, по-видимому, акцент все-таки делаете на неудачах. Судя по всему, у вас определенные проблемы с саморуководством.

2. Напряженный голос

Слушая вашу речь, невольно вспоминаешь о том, что всем нам не мешало бы быть более организованными и собранными. Но найдется немного желающих так же серьезно и сосредоточенно, как вы, поупражняться в тренировке волевых качеств. Психологическое понятие «самоконтроль» вы понимаете буквально, контролируя каждый свой вдох и выдох. С вами хорошо иметь дело по работе, но не очень — в личной жизни. И совсем не из-за отсутствия отзывчивости — вы вполне надежный и ответственный человек, на которого можно положиться. Просто в вашем общении не хватает душевного тепла, а порой, сидя рядом с вами, чуть ли не умираешь со скуки. Вы явно экономите на самовыражении. Будь вы в душе самым развеселым и компанейским человеком, в вашем обществе невольно испытываешь напряжение. Создается впечатление, что дисциплиной и работой вы можете замучить до смерти не только себя…

3. С нервно-возбудимыми нотками

Обратите внимание на состояние мышц шеи и плеч. При эмоциональном напряжении плечи поднимаются и напрягаются мышцы шеи, в результате чего дыхание затрудняется, а голос теряет опору и естественное звучание. Кстати, почему вы все время находитесь на пике возбуждения? Кажется, вы вот-вот сорветесь в бездну неконтролируемых импульсов. Откуда это известно? Ваш голос звучит столь высоко, будто через секунду-другую оборвется. Поэтому находиться рядом с вами как-то тревожно, а может, и опасно. Если вдруг от страха и волнения вы «свалитесь вниз», то увлечете за собой и всех, кто в этот момент оказался рядом. Нет никаких гарантий, что шквал эмоций не затронет и тебя. Остается только молиться, что все образуется и каким-то чудом ваш разум возобладает над чувствами. Хотя бы на некоторое время.

4. Тихий, невнятный голос

Кто говорит слишком тихо и невнятно, производит впечатление человека, напуганного собственным голосом. Это на самом деле так? Из-за неразборчивой речи даже вам становится неинтересно слушать себя. Что же говорить о других? Нужно иметь редчайший острый слух, чтобы разобрать ваш невнятный шепот. Или научиться распознавать слова по движению губ. Вы слишком часто подчиняетесь любви к самосозерцанию и непомерно потакаете ей. Не дай бог нарушится комфорт! Понятно, что вы — человек сентиментальных чувств, а не активных действий. Но где же отыщешь охотников действовать за вас?

5. Твердые металлические нотки

В вашем голосе чувствуется энергия и воля, способные сломить самое отчаянное сопротивление. Будь вы трижды добрым и отзывчивым человеком, от вашего режущего слух голоса мурашки пробегают по коже — так и хочется пулей броситься прочь. Кому же понравится подвергать свои нервы жутким испытаниям? Неужели вы на самом деле так холодны и нечувствительны, каким кажетесь по голосу?

6. Ноющий, капризный

Темп голоса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *