Идеал это что: Недопустимое название — Викисловарь

Автор: | 12.06.1982

Содержание

что это такое в литературе, понятие и воплощение, кого можно назвать и почему

Что такое нравственный идеал

Определение

Нравственный идеал — это совершенная личность, которая обладает высокоморальными качествами, признанными в обществе в настоящий момент действительности. Система ценностей человека может меняться, а с ней и содержание понятия нравственный идеал.

Воплощение нравственного идеала является образцом для подражания, ориентиром в самосовершенствовании для всех людей. Неудовлетворенность собой и окружающим миром стимулирует человека к достижению идеала.

В разные исторические эпохи список моральных качеств идеальной личности менялся. Для античности, например, были важны гармония тела и духа. В христианстве тело считалось временной оболочкой и не заслуживало внимания, в то время как духовные качества выносились на первое место. Своеобразным кодексом идеального христианина являются десять заповедей, прописанных в Библии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Примечание

Нравственный идеал тесно связан с общественным идеалом. Ценности общества непосредственно оказывают влияние на образ идеальной личности. Он, в свою очередь, отражается в культуре общества, искусстве, быту.

Философские трактовки термина

Существует две трактовки понятия «идеал»: натуралистическая и трансцендентальная.

Натуралистический подход определяет идеал либо абсолютной потребностью человека, либо обобщенной нормой поведения, что лишает его абсолютных характеристик, независимых от ценностных установок людей. Мораль, согласно этому подходу, должна обеспечивать выживание человека в социуме. Такой подход зародился еще в античности в гуманной антропоцентрической философии.

Трансцендентальный подход говорит об идеале, не зависящем от реальности. На него может влиять только нравственный опыт человека. Подход основывается на таких понятиях как «Бог», «материя», которые являются первопричиной всего и не могут быть постигнуты человеческим разумом. Основоположником трансцендентального идеализма считается немецкий философ Кант.

Нравственный идеал человека в литературе

Проблема идеальной личности часто поднимается в литературе, так как зачастую она изображает процессы, происходящие в обществе. Каждая эпоха находит свое отражение в литературных произведениях. К примеру, в античной литературе нравственный идеал — это гармоничная личность, стремящаяся к умеренности, самопознанию и готовая на самопожертвование ради справедливости. К такому идеалу близок

Одиссей — герой «Одиссеи» Гомера.

В средневековье главной ценностью становится свобода личности. Большинство героев литературы тех времен стремятся к свободе в разных ее проявлениях: Князь Игорь в «Слове о полку Игореве» — к свободе от захватчиков, Ромео и Джульетта — к свободе выбора. В то же время большое влияние на содержание моральных ценностей оказывала религия, выводы которой приводились и в литературе. Примерами могут служить произведение П. Абеляра «История моих бедствий», роман Жана Жака Руссо «Юлия, или новая Элоиза», роман А. Поупа «Письмо Элоизы к Абеляру».

Особенно ярко христианская мораль проявилась в произведениях русской литературы XIX века. Идеал и антиидеал у Достоевского часто сталкиваются в одном произведении. Например, Соня и Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Алеша и Иван Карамазовы в «Братьях Карамазовых». Идеальный человек, по мнению таких писателей как Пушкин, Достоевский, Толстой, Тургенев и других классиков русской литературы XIX века должен обладать прежде всего христианским состраданием, готовностью служить людям и Богу.

Современная литература стремится найти идеал в мире технического прогресса и развития различных политических и социальных течений. Особое место занимает отношение к природе — «Пожар», «Прощание с матерой» В. Распутина, «Последний поклон» В. Астафьева. Авторы поднимают вопросы соотношения традиционных ценностей и прогресса, связи современного человека с природой, бережного отношения к ресурсам как важной составляющей нравственного идеала.

Еще одна тема современной литературы — это бездуховность человека, потеря нравственных ориентиров или их подмена. Об этом в своих книгах пишет А. И. Солженицын («Матренин двор»), В. Астафьев («Печальный детектив»), В. Пелевин «Generation «П»» и другие.

Нравственные идеалы в европейской культуре

Европейская этика во многом базируется на принципах христианства. Поэтому в основе идеалов нравственности в Европе лежат библейские заповеди. Высокая христианская мораль — это сострадание к слабым, больным и нищим. Высокоморальный христианин способен к признанию своих грехов и раскаянию. Стоит отметить, что христианский идеал практически недостижим, так как безгрешных людей не бывает. Совершенство недостижимо.

В эпоху капитализма европейский идеал личности корректируется, становится более эгоцентричным. Человек должен уметь достичь успеха, это требует от него больше инициативности, стойкости, самостоятельности.

«Это не идеал, но это показатель наших возможностей» / Федерация гандбола России