Игры командные, на выявление лидерских качеств
Игры на знакомства
Все – некоторые – только я
— Итак, друзья, начинаем знакомиться! Я стоя в центре круга и называю любой признак, который относится к некоторым участникам (а может быть, и ко всем), например: «Поменяйтесь местами все, кто сегодня проснулся рано!». Тот, кого это касается, вскакивает с места и бежит на другое, я тоже стараюсь занять чье-то место. Кто не успел занять место – водит.
Атомы и молекулы— Сейчас вы все станете «атомами» и будете хаотично перемещаться по комнате. Когда я назову какое-нибудь число, например, «три», вы объединитесь в «молекулы» по три «атома» в каждой, взявшись за руки. Если я скажу «пять», то в «молекуле» будет пять «атомов». Если в группе больше «атомов», лишние (их выбирает группа или они сами решают) садятся. Продолжают играть оставшиеся. Если в «молекуле» меньше участников, то садятся все «атомы».
Что есть только у меня?После поиска отличий в группах участники собираются в круг, каждый по очереди зачитывает своё отличие. Постепенно выходят из игры те, у кого список закончился. Выигрывает тот, у кого больше всего отличий, Аплодисменты!
Интервью— Каждый из вас должен взять у партнера интервью. (Предложить детям поиграть в «Ручеек» и в какой-то момент остановить игру, и каждый остается со своей парой). Можно спрашивать обо всем, что вас интересует в этом человеке: о его любимых занятиях, местах, и т.д. Через 5 минут вы поменяетесь ролями, а через 10 минут мы соберемся в круг, и каждый из вас представит своего партнера, расскажет о нем. После этого тот, о ком говорили, скажет, согласен ли он с услышанным, и при желании что – то добавит.
Все разбиваются на пары, один ведущий. По команде водящего пары должны быстро принять определенную позу. Например, «Спина к спине!» — партнеры в парах должны соприкоснуться спинами. «Правая ступня к правой ступне!», «Правая ладонь к левой ладони!», «Соприкоснутся пятками и затылком» и т.п. Но если водящий произнесет слово «Абракадабра!», нужно срочно поменять партнера и образовать новые пары. Водящий тоже находит себе пару, а его место занимает тот, кто остался без партнера.
Участники стоят в кругу. По команде ведущего все закрывают глаза и начинают двигаться к центру с вытянутыми вперед руками. По команде «Хватай!» каждый пытается схватить как можно больше рук. Потом глаза открываются, все смотрят, кто сколько рук захватил, чьи это руки, кто остался в стороне.
Любимая игрушкаВсе сидят в кругу. По очереди каждый рассказывает о своей любимой детской игрушке. Ведущий (а потом и остальные участники) расспрашивает рассказчика о том, какая это была или есть игрушка, где она сейчас. Это упражнение привносит в группу лирическое, спокойное настроение.
Игры на проявление лидерских качеств
Путаница — распутаница
Один человек из команды отходит в сторону, остальные встают в круг, берутся за руки и, не разрывая рук, в течение одной минуты запутываются как можно больше. По истечении времени водящий должен «распутать» игроков за минуту. Затем такая возможность «запутаться» и «распутаться» дается другой команде.
Работа команд оценивается по трехуровневой системе: победитель получает 20 баллов, проигравший – 0, при ничьей каждая команда обогащается 10 баллами.
КрокодилДве команды встают на некотором расстоянии друг друга; один игрок получает задание от команды соперников донести за одну минуту до своей группы слово, не произнося при этом ни единого звука. Команда этого игрока за минуту должна угадать сообщение.
Каждая команда имеет право загадать 5 слов. В зависимость от возраста детей задание усложняется. Младшие дети загадывают только животных, дети среднего возраста – конкретные предметы (стол, скамейка, магнитофон т.д.), а старшие загадывают лишь абстрактные понятия – например, любовь, верность, честность и т.д.
Работа команд оценивается по трехуровневой системе: победитель получает 20 баллов, проигравший – 0, при ничьей каждая команда обогащается 10 баллами.
Каждой команде дается лист бумаги, перегнутый столько раз, сколько в команде людей. Первый рисует голову человека или любого животного, подгибает лист, намечая на чистом месте двумя точками, где кончается шея, и передает рисунок другому участнику команды.
Второй продолжает рисунок, подгибает его, отмечает точками место продолжения. И так до конца. Когда рисунок закончен, лист разворачивают, и команда за 5 минут должна придумать имя изобретенному существу и краткое описание его образа жизни (что он любит, с кем он дружит, как обычно себя ведет, какой у него характер).
Щуки и лягушатаДве команды распределяют роли: одни становятся щуками, другие – лягушатами. Днем лягушата резвятся на просторе, а с появлением щук должны спрятаться в домиках – разложенных на земле листах картона. Тех, кто не успел или не смог попасть в домик, щуки уводят с собой. После каждой охоты щук убираются два домика, и задача лягушат усложняется. Хищникам даются три попытки поймать лягушат, которые с каждой попыткой становясь умнее и сплоченнее, дают возможность каждому спрятаться, действуя под девизом «В тесноте, да не в обиде».
Команда выбирает лидера, который будет вести всех. Игроки встают цепочкой, кладут руки на пояс стоящего впереди, им завязывают глаза. Таким образом, лидер группы становится «глазами». Задача команды – пройти недлинный маршрут, не наткнувшись на препятствие и не разрывая рук. Задача лидера – с помощью условных сигналов, не подовая голоса, провести команду. Сигналы могут быть различными, например один хлопок – стоять, два хлопка – идти, хлопок и через паузу два быстрых – присесть и т.д. Члены команды по мере преодоления препятствий имеют право словами предостеречь остальных идущих. Каждая команда имеет три попытки для прохождения маршрута, время не ограничено.
Команда выстраивается цепочкой на расстоянии вытянутой руки. Ведущий сообщает первому стоящему слово. Которое тот должен передать пантомимой следующему (все остальные в это время стоят спиной к первому и ведущему). По окончании игры каждый называет вслух слово, которое понял и передал.
Задание
Каждая группа изображает монстра. Он ходит на восьми ногах, имеет три головы, две руки и один хвост. Он должен сделать три шага и сказать одну фразу.
Аллигаторы (продолжительность — 5 минут)Члены группы становятся плотно в затылок друг другу на «бревне» (на пространстве пола, обведенном мелом). Вне «бревна» — опасная зона, где плавают злые аллигаторы.
Задание
Все члены команды должны поменяться местами так, чтобы ни один из них не упал с «бревна».
Очерчивается маленькое пространство пола или на пол кладется, какой либо плоский предмет. Вся команда должна уместиться на этом пространстве и простоять 10 секунд.
Оборудование: мел или маленькие коврики.
Лабиринт.С двух сторон начинают движение одновременно двое человек с завязанными глазами. Группа поддержи «регулирует» движение своего участника словами, находясь на некотором расстоянии от лабиринта. Побеждает та команда, чей участник пройдет лабиринт, не задевая и не заходя за его границы.
Собери команду по принципу.На расстоянии 3 метров устанавливаются таблички с цифрами.
Задание.
Участникам нужно попасть в «9-ку». Количество заработанных баллов зависит от количества попаданий в цель.
Оборудование: футбольный мяч, листы с цифрами.
Что в мешочке?В небольшой мешочек сложены мелкие предметы: шахматные фигурки, колечко, шарик и т.д. Мешочек затягивается на шнур.
Задание:
На ощупь определить предметы в мешочке, назвать их, определить есть ли одинаковые и сколько.
Игры командные, спортивныеЯпонские салки
Игроков может быть сколько угодно, но минимум — четверо. Водящий преследует остальных игроков: если он коснется кого-либо, тот начинает водить. Однако новому водящему труднее, так как он должен бежать, одной рукой постоянно держась за ту часть тела, которой коснулись, будь то рука, плечо, голова, поясница, колено, локоть. Так он должен догнать и осалить кого – либо.
Дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит в середине. По сигналу:»Раз, два, три – лови!» — все разбегаются по площадке, увертываются от ловишки. Ребята стараются выручать друг друга, так как ловишке нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать елочку.
Играющие образуют широкий круг. Лучше всего если в кругу будет нечетное число игроков, тогда какую бы комбинацию играющие ни избрали, мяч побывает у каждого из них обязательно одинаковое число раз. Тогда можно перебрасывать от соседа к соседу, можно перекидывать минуя одного или двух игроков.
Перебрасывание мяча производится двумя способами: по воздуху и отскоком от земли.
Если играющие имеют достаточный навык в метание и ловле мяча, можно в игру ввести несколько мячей, которые пускают один вслед другому.
Французский водящий – речь идет о рыцарской нации – обычно дает преследуемым несколько шагов форы и потом бежит за ними и салит прикосновение руки. Если между ним и убегающим пробегает другой игрок, он должен бежать за этим игроком. На площадке для салок помещают несколько «домов», называются они «табу», но в них убегающий может пробыть только минуту. Особые табу, если убегающий висит на ветке дерева или вскарабкивается на него. Другими словами, спасает себя, повиснув на чем-либо.
Бег на газетах.Количество игроков — 2 и больше. Игроки стоят у одной стены большой комнаты. У каждого в руке газетный лист. На другом газетном листе игрок стоит. По данному сигналу игрок кладет лист из руки на пол и становится на него. Затем, не сходя с листа, он берет другой лист, на котором стоял прежде и кладет его перед собой, а затем и становится на него. Таким образом, переходя с листа на лист и передвигая свободные листы вперед, игрок движется к противной стене. Кто первый без ошибок достигнет ее, тот победил.
Ловкие прачки
Количество игроков — 8 и больше. Волчата поделены на две одинаковые группы (на две шестерки, на две группы из двух шестерок каждая…) У каждой группы имеется — веревка, два палатка и четыре бельевых зажима. Группы становятся в затылок. Перед ними, примерно на расстоянии 50 метров натянуты веревки на высоте волчатского роста. Под каждой веревкой лежат сложенные вчетверо платки. Между каждой группой и веревкой на середине пути лежит шапка и в ней четыре зажима. По данному сигналу, первый волчонок в каждой группе бежит к веревке, по дороге поднимает зажимы и ими прикрепляет к веревке платки. Когда он возвращается на свое место, выбегает второй, который должен снять платки, сложить и положить под веревкой, затем положить зажимы в шапку и вернуться на свое место. Третий делает как первый, четвертый — как второй. Побеждает та группа, в которой все участники исполнят первыми свое задание.
Количество участников — любое. Материал — книга в твердом переплете, карандаш. Перед игроком на полу стоит раскрытая книга, В корешке вставлен карандаш.
Задача — встать на правую ногу, правой рукой взять левую ногу за щиколотку, левой рукой взяться за правое ухо. Из этой позиции нагнуться и не меняя ничего в своем положении губами вытащить карандаш из книги. Получается интересное и полезное упражнение (не только для волчат!). Сперва не выходит, а потом ребята так навострятся, что приходится уже брать книги поменьше и карандаши покороче.
Предмет и Я (продолжительность — 15 минут)
Задание
Каждый участник находит в помещении предмет, который, по его мнению, чем то напоминает его самого. В микрогруппах участники демонстрируют эти предметы и объясняют свое сходство с ними.
Три песни (продолжительность — 7 минут)
Участникам раздаются карточки с названиями песен, например, «Во поле береза стояла», «Катюша», «Песенка крокодила Гены». Каждому участнику попадает карточка с названием одной песни.
Задание
Участники игры бродят по помещению, тихо напевая мелодию песни, и прислушиваются к окружающим. Их задача — найти людей, которые напевают такую же песню, объединиться с ними в группу и исполнить «свою» песню.
Оборудование: карточки с названиями трех песен по количеству участников.
Мой Дом
Задание
Ребята остаются в тех группах, на которые их разделили в предыдущей игре. Каждому выдается лист бумаги, на котором он должен нарисовать свой дом. На фундаменте дома школьник пишет, что его поддерживает в жизни; на двери — что о нем думают окружающие; на окнах — что бы он хотел, чтобы о нем думали; на крыше — свое самое большое достижение на настоящий момент; на трубе — свою мечту. Когда рисунок и все надписи готовы, участники игры объединяются в пары для того, чтобы объяснить друг другу смысл своих рисунков. Затем один из партнеров встает позади соседа, положив ему руки на плечи, и рассказывает о его рисунке от первого лица. Эта игра продолжается до тех пор, пока все не будут выслушаны.
Оборудование: листы бумаги и карандаши (фломастеры, маркеры) по одному на каждого участника.
Угощение (продолжительность — 20 минут)
Задание
Каждая из трех групп делится на две микрогруппы. Они строятся в шеренги друг против друга. Каждый участник запоминает игрока, который оказался напротив него. Задача — выбрать на столе угощение для партнера и объяснить, почему выбрано именно оно. Угостить партнера.
Оборудование: шведский мини»стол (фрукты, печенье, конфеты, бутерброды).
Аплодисменты (продолжительность — 5 минут)
Задание
Водящий выходит из аудитории, остальные встают в круг и выбирают какое»либо действие, которое он должен выполнить, например, подойти и открыть окно. Водящий возвращается и движется по аудитории. Остальные участники упражнений аплодисментами указывают на место, в котором он должен совершить действие. Чем ближе к месту действия водящий, тем громче звучат аплодисменты.
Электричество (продолжительность — 7 минут)
Задание
Каждая группа разбивается на две равные части и образует две команды»цепочки. Два ведущих сидят в противоположных концах команд»цепочек. Один из них подбрасывает монетку, которая показывает, пойдет сигнал — «электричество» по командам»цепочкам или нет. Другой сидит в противоположном конце цепочки рядом с мягкой игрушкой и контролирует игру. Две микрогруппы садятся в цепочки напротив друг друга. Все, кроме первых участников в каждой цепочке, закрывают глаза. Все члены микрогруппы держат друг друга за руки. Первый ведущий подбрасывает монетку. Если она падает вверх «орлом», то «электричества» нет. Если же монетка падает вверх «решкой», то первый участник, который увидит монетку, пожимает руку соседу по цепочке, а тот передает «электрический сигнал» дальше. Когда сигнал доходит по цепочке до последнего участника, тот быстро хватает мягкую игрушку, и его команда» цепочка получает балл. Если сигнал был ложным, то команда»цепочка теряет балл. После каждого сигнала первый член цепочки становится последним.
Оборудование: монетки и мягкие игрушки.
Здравствуй! (продолжительность — 5 минут)
Задание
Поздороваться за руку с как можно большим количеством людей за одну минуту. Затем поздороваться за ногу, за локоть, за правое ухо. Потереться носами, спинами.
Я — машина (продолжительность — 10 минут)
Задание
Каждый участник решает, с какой машиной он себя ассоциирует и какого цвета эта машина. Затем участники делятся своими ассоциациями с другими членами своей малой группы, например: «Я — красный грузовик, т.к. я делаю всегда много, несу на себе большую часть работы и выполняю самые трудоемкие задания. Красный потому, что я— яркая личность».
Комикс (продолжительность — 5 минут)
Комиксы разрезаются на отдельные картинки. Разрезанные картинки по одной раздаются каждому участнику.
Задание
Не общаясь, друг с другом, ребята должны «построить» комикс.
Оборудование: комикс, разрезанный на части.
Паутина (продолжительность — 10 минут)
Задание
В помещении протягивается сеть из веревки с восьмью или более ячейками разного размера, которые удалены от пола на различное расстояние. Микрогруппа должна перебраться на другую сторону «паутины», соблюдая следующие условия:
• через каждую ячейку может пролезть только один человек;
• пролезая через ячейку, участник не должен дотрагиваться до веревки.
Если кто-то нарушает хотя бы одно условие, то вся микрогруппа возвращается назад и упражнение начинается сначала.
Оборудование: веревки для «паутины».
Необитаемый остров (продолжительность —10 минут)
Задание
События происходят на необитаемом острове. Каждой микрогруппе выдается список предметов. Члены микрогруппы должны прийти к единому мнению по поводу того, какой из предметов более важен для спасения, и расставить эти предметы в порядке важности.
Оборудование: карточки со списком предметов, карандаши.
Добрые чувства (продолжительность — 3 минуты)
Задание
Каждая группа становится в две шеренги. Шеренги делают три шага навстречу друг другу и невербально выражают добрые чувства друг другу.
Я вам доверяю! (продолжительность — 5 минут)
Задание
Участники становятся в две шеренги друг напротив друга. Берутся за руки и распрямляют руки.
Ведущий объявляет: «Я вам доверяю!» и пробегает через строй между шеренгами. Задача участников — успеть разомкнуть руки, не коснувшись ведущего.
Островок (продолжительность — 5 минут)
Задание
Очерчивается маленькое пространство пола или на пол кладется какой- либо плоский предмет. Вся микрогруппа должна уместиться на этом пространстве и простоять 10 секунд.
Оборудование: мел или маленькие коврики.
Подарки (продолжительность — 7 минут)
Задание
Группа садится в круг. Каждый участник передает своему соседу слева невербальный подарок. Сосед должен узнать подарок и назвать его.
Статуя лагеря (продолжительность — 10 минут)
Задание
Используя одного из участников группы как «глину», сотворить статую «Лагерь «Лидерство». Предъявить статую всем участникам лагеря и прокомментировать свое «творение».
Задания на выявление лидера — Летний лагерь
Вот еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую Начали!. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали! Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. Начали! Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Начали! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!
Задание пятое. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка он тоже может участвовать в расстановки членов семьи. Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других членов семьи. Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат сыр и делают одновременный хлопок в ладоши.
Я + Ты=Мы.
Играющие делятся на две команды. Обе шеренги становятся напротив друг друга. Вожатый задает критерии по которым команды должны построиться на скорость и на качество. Например: построиться по росту, по цвету волос (от самых светлых к самым темным), по первым буквам имени, по размеру обуви, по длине волос, по цвету глаз и так далее. Дополнительным условием может быть — молчание участников во время выполнения заданий.
«Верёвочка»
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
«Карабас»
Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
«Большая семейная фотография»
Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
Перекладина
Перекладина устанавливается на высоте талии самого высокого участника игры. И вся команда, взявшись за руки должна пройти под перекладиной лицом и пузом вверх.
15 шагов
Все встают в круг. Ведущий считает до пятнадцати. Участники на каждый счет делают шаг, в сторону, человека которого они до этого молча выбрали. На последнюю цифру они должны дойти до этого человека, не беда, если все разобьются не по парам, а по группам, кто-то мог выбрать одного и того же человека. Но последнее задание обязательно только для пары, они на счет 15 должны вдвоем выполнить какую-нибудь фигуру.
Хлопушка
Все встают в круг. Задание проводиться молча. По хлопку ведущего, все должны показать на человека которого они выбрали. Задание – что бы за меньшее число хлопков, вя группа показывала на одного и того же человека, в том числе и он сам на себя.
Мяч по кругу.
Все встают в круг. Дается задание команде, что бы мяч за три секунды передался как можно большее раз по кругу. Дается время на обсуждение. Вариантов очень много.
Талия
Группе дается задание: нужно встать так, чтобы взяв ремень или шарфик можно было им обхватит всю группу. Дается время на обсуждение и выполняется.
Титаны
Дается задание: нужно группе встать так чтобы земли казалось лишь несколько ног (их количество примерно группа пополам минус два). Время на обсуждение и выполняется.
Игры на выявление лидеров — Летний лагерь
Скала
Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть — номер один становится последним. Аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер два и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто-то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора, ‘Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят-лидеров.
Другая разновидность этой игры — координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по размеру ботинков, длине волос и т.д.
Карета.
Вожатый предлагает ребятам построить карету, состоящую из стен кареты, тройки лошадей, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3-5 минут. Интерпретация:
- Кучер — на данный момент главный лидер — организатор в отряде.
- Стены и крыша — те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.
- Колеса, телега, лошади — те, на ком все стремятся «ехать» и кто способен везти, т.е. лидеры меньшего ранга.
- Жеребенок — «выпавший», но с претензиями на лидерство.
- Пассажиры — основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.
Лидер.
Как только двое людей или вступают во взаимодействие, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ребята начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением. Лидеры могут быть разными: деловой, душевных симпатий, интеллектуальный….
Верёвочка
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находиться внутри круга. Задание: «сейчас всем 6надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник.» Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и строить треугольник по порядковым номерам, и руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Иру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, эллипс.
Карабас.
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садиться ведущий, который предлагает условия игры: «Ребята, вы знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса – Барабаса, у которого был театр. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев.
Калейдоскоп.
Вот ещё один вариант выделения лидеров, состоящей из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую: «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся стремящихся к лидерству. Второе задание. Здесь необходимо, чтобы, ни о чём не договариваться, быстро встало полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?! Обычно, функций организатора опять же берёт на себя лидер, но лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием переложить ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Фотография на память.
Всем предлагается разместиться как для снятия на памятную фотографию. Роль фотографа выполняют вожатые. Лидеры тут же проявятся, начав выстраивать всех перед фотографом. Подыграйте ребятам и увидите кто есть кто.
ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА
ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА.
«Ехали цыгане»
Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде, стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший”, но с претензиями на лидерство. Пассажиры – основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.
«Карабас»
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы — куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного — проводить игру, второго — внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
«Положи руку»
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.
«Постройся по»
Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:1) цвету волос (от светлого к темному или наоборот),2) по размерам обуви (от меньшего к большему),3) алфавиту;4) длине волос, 5) цвету глаз (от светлого к темному или наоборот).
«Скульптура»
Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.
«Сделай шаг вперед»
Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.
«Начали »
Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!» Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то догово-риться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. «Начали!»
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?! Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один од-номестный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!» Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.
ВЕРЁВОЧКА.
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
«Енотовы круги»
Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
«Волшебный мячик»
У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных. Вам необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие, придумайте.
«Карета»
Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.
«Фотограф»
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
«Пчелка»
Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидера, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.
Игры на выявление лидера
Игры на выявление лидера
«Большая семейная фотография»
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр».
“Веревочка”
Игра на выявление лидерских качеств. Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.
Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.
Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т.д.
«Напиши зверя»
Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное.
Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга)
Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.
«Пальцы»
На счет «три» все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинут одно и то же число пальцев.
«Ехали цыгане»
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
количество игроков: две группы по 10 человек.
Ведущий предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 — 5 минут. Интерпретация:
Кучер — на данный момент главный лидер — организатор
Стены и крыша — те, на кого можно положиться, хорошие исполнители
Колеса, телега, лошади — те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.
Жеребенок — «выпавший «, но с претензиями на лидерство.
Пассажиры — основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют (не объясняя расшифровку ролей).
«Положи руку»
Оборудование: стулья.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в семейке, который им более всего симпатичен (душа семейки), а левую на плечо том, кого они бы хотели видеть командиром. Ведущий определяет, кто есть кто подсчетом рук.
“Индикатор”
У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же. Потом отнимаем голос. Потом — жесты. Потом — мимику и многозначительные взгляды.
(Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.)
“Искра”
Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.
“Карабас”
Для проведения игры детей рассаживают в круг. Руководитель (игротехник) предлагает условия игры: “Я покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев”.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа ребят, которая не встает вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
Игры на выявление лидера — Мегаобучалка
Постройся по…
Возраст:младший, средний, старший.
Вожатый задает детям признак, по которому они должны построиться в шеренгу. Признаки: от самого высокого к самому низкому, от самого темноволосого к самому светлому, по дате Дня рождения или возрасту, и т.д. – вожатый придумывает сам.
Задания идут от простого к сложному.
Пальцы
Возраст: младший, средний, старший.
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый. Вожатый считает до трех и показывает какое-то количество пальцев на вытянутых руках. Дети должны не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько покажет пальцев вожатый. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встает позже, под конец игры, менее решительные.
Ехали цыгане
Возраст: младший, средний.
Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время не подготовку задания 3-5 минут.
Интерпретация:
- кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде;
- стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители;
- колеса, телега, лошади — те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга;
- жеребенок – «выпавший», но с претензиями на лидерство;
- пассажиры – основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.
Большая семейная фотография
Возраст:младший, средний, старший.
Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоят. Вожатый выступает в роли наблюдателя. Роль «фотографов» и «дедушек» обычно берут на себя ребята, стремящиеся к лидерству. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши.
Верёвочка
Возраст: младший, средний, старший.
Участники встают в крут и берутся руками за верёвочку. Заданием является то, что они как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук верёвки, должны построить геометрические фигуры. Тот, кто начнёт первым расставлять участников в нужную фигуру – лидер.
Стульчики
Возраст: младший, средний, старший.
Играющие сидят на стульчиках. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.
Киностудия
Возраст:старший.
Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: «Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съёмки фильма». После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссёра, выявляются лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по 4-5 человек, всем остальным предлагается выбрать себе «киностудию» и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму(сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята. После проведения этого коллективно-творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки «кинофильма» реальным лидером.
Игры-приколы
Три фразы
Возраст: Младший, средний, старший.
Ведущий обращается к ребятам (в зал, в круг и т. д.) с вопросом: «Ребята! Я сейчас скажу три фразы, сумеете ли вы их повторить?». Обычно все отвечают утвердительно. Ведущий предлагает проверить себя и начинает говорить следующие фразы:
«Здравствуйте! Сегодня хорошая погода!» (все повторяют).
«У нас прекрасное настроение!» (все повторяют).
«Ну вот, вы уже и проиграли!» (все начинают недоуменно задавать вопрос «Почему?»).
В этом их ошибка, так как это и была третья фраза.
Мой правый сосед (одноразовая)
Возраст: младший, средний, старший.
Выбирается водящий, которому говорится, что сейчас будет загадан человек, а который — надо отгадать. Водящий имеет право задавать всем участникам любые вопросы о загаданном человеке.
После того как водящий покинул круг, ведущий расшифровывает название игры: «МПС — мой правый сосед». Таким образом на вопросы водящего игроки должны будут отвечать про своего правого соседа, а водящий для выполнения задания должен будет проявить такие качества, как наблюдательность, логическое мышление.
Отгадай сказку
Возраст: младший, средний, старший.
Задача водящего — задавая вопросы, отгадать задуманную сказку. Водящий выходит из комнаты, для того чтобы дать возможность загадать сказку. На самом деле сказка не загадывается.
Ведущий объясняет условия игры участникам: «Мы будем отвечать «да», если вопрос водящего будет заканчиваться на гласную букву, «нет» — на согласную, «может быть» — если вопрос заканчивается на «ь». Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не сдастся.
Луноходы
Возраст: младший, средний, старший.
Дети стоят по кругу. Водящий входит внутрь круга, становится на четвереньки и говорит: «Биб-биб, я луноход -1». Задача играющих: смотреть и не улыбаться. Тот, кто улыбнулся, становится луноходом-2 и т. д., до тех пор, пока все не станут луноходами.
Пассажиры и билетики
Возраст:младший, средний, старший.
Играющие встают парами лицом друг к другу, образуя два круга (девушки – внутренний круг, а юноши — внешний).
Внутренний круг – это билетики, внешний – пассажиры. В центре стоит безбилетник – «заяц».
По команде ведущего: «поехали», круги начинают вращаться в разные стороны.
Ведущий громко произносит: «контролер». «Билетики» остаются на местах, а «пассажиры» должны найти свой «билетик».
«Заяц» хватает тот «билетик», который ему понравился.
«Пассажир», оставшийся без «билетика» становится водящим – «зайцем».
При встрече «билетик» и «пассажир» знакомятся. После этого «билетики» у «пассажиров» меняются (переходят к следующему по кругу).
Через некоторое время «пассажир» может ловить не только свой «билетик», но и любой понравившийся ему «билетик». Игру можно сопровождать музыкой.
Телепатия
Возраст: младший, средний, старший.
Ведущий выбирает 2 водящих и просит их отойти на некоторое расстояние от играющих. После этого он объясняет всем остальным участникам правила игры. Он узнает у водящего его любимое блюдо. Затем участникам нужно узнать любимое блюдо водящего. Поэтому он будет говорить различные блюда, участники должны отвечать ему «Нет!». Ведущий предупреждает, что правильный ответ он назовет после слов «жареная картошка». После этих слов все говорят «Да!». Правила объяснены. Зовут одного водящего. Ведущий говорит: «Ты веришь в телепатию?» Затем ведущий отводит водящего в сторону и узнаёт любимое блюдо. После этого он предлагает участникам угадать его.
Алфавит
Возраст: младший, средний, старший.
По очереди вызываются пары. Ведущий даёт им ситуацию и они должны разыграть диалог. При этом каждая фраза должна начинаться на ту букву алфавита, которую им показывает ведущий. Например: оба застряли в лифте, контролер и безбилетный пассажир.
Игры на внимание
Птица, рыба зверь
Возраст: младший, средний.
Участники сидят (стоят) в кругу. Ведущий в центре круга подходит к любому игроку и кричит одно слово из названия игры, например: «рыба!». Участник в ответ мгновенно должен сказать название какой-нибудь рыбы. Если он ошибся или долго думал, то становится ведущим, игра продолжается. Игру можно усложнить, если ведущий, подходя к игроку, будет кричать два слова, например: «рыба, зверь!». Теперь задача участника назвать и рыбу, и зверя и т.д.
Кривое зеркало
Возраст: средний, старший.
Все участники – это зеркала. Кривые они или настоящие зависит только от них. «Зеркала» расставлены по кругу спиной к центру. Ведущий в центре круга подходит к любому «зеркалу», оборачивает его лицом к себе (стуча по плечу) и показывает пару интересных движений. Задача «зеркала» запомнить в точности увиденное и передать отражение любому другому «зеркалу», так же постучав по плечу, тем самым, обернув к себе лицом и показав запомненное. Любое «зеркало», которое передало «отражение» становится уже лицом в круг и молча наблюдает за картиной передачи. Игра заканчивается, когда отражение доходит до «последнего зеркала» и оно сравнивается с начальными движениями ведущего. Как правило, к финалу движения сильно меняются, отсюда вывод ведущего про кривые зеркала и, что очень важно уметь в точности передавать информацию и быть внимательными. К этому тренингу рекомендуется подбирать танцевальную музыку.
Сыщик
Возраст: средний, старший.
Все участники – сыщики разных агентств, расследующие одно дело. Ведущий-вожатый заранее прячет в комнате мелкий предмет (например, «алмазный» маркер) таким образом, чтобы краешек его был обязательно виден. Прежде чем запустить участников в эту комнату, он делает обращение к ним – лучшим сыщикам мира – о пропаже алмазного маркера, который необходимо найти, во что бы то ни стало. И показывает им такой же маркер (чтобы знали, какой предмет искать). Далее участникам объясняется, что все они конкуренты: работают молча, ищут только глазами, и при обнаружении пропажи не должны взглядом выдать место нахождения предмета, а спокойно пройти и занять любое место на стуле (сесть в круг, отойти сторону и т.п.). Каждый сыщик держит руки за спиной до конца игры. Ведущий может комментировать процесс, объявлять первых победителей. Когда остается 5-6 человек, не раскрывших дело, ведущий рассекречивает местонахождение пропавшего предмета.
Сценарии и описание игр на выявление подростков с активной лидерской позицией
Игры на выявление подростков с лидерской позицией, формирование команды, коллектива
Основные виды игры для лидерской смены:
Игры для выявления лидера. Социоадаптивные игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.
Игры для создания команды. Служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе, формируют зону общих интересов, поддержку, продуктивную форму социального поведения, умение слушать лидера («Слон» и др.).
Комплексные игры, например, выборы президентов, парламента, органов самоуправления. Главное требование: воспроизведение процедур в соответствии с реальной нормативной базой. Результатами таких игр может быть:
• обучение основам самопрезентации и самореализации;
• выявление лидерства и формирование социального института лидеров отрядов;
• развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности;
• формирование социально продуктивных форм деятельности;
• умение организовать самостоятельную деятельность.
Игры, нацеленные на проявление внутренней свободы ребенка, креативности и спонтанности, помогают устранять психоэмоциональные зажимы, психофизические комплексы, способствуют улучшению коммуникативного навыка, трансформации аутоагрессивного и агрессивного комплексов, самооценки и самосознания (например, миксеры и др.).
Психологическая игра “Адаптация”
Психологическая игра “Адаптация” проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. Для этого в начале игры отряд делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи, зеленые – тому, кто их реализует, желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть).
Первое задание – разминка. Каждый представляет соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов.
Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каждой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами переходят в другую микрогруппу (по часовой стрелке).
Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (предварительно ведущий собирает шаржи и раздает их в микрогруппы, учитывая, чтобы они не попали в ту же группу). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый.
Четвертое задание – “три “Д” ( Друг Для Друга): придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый . Ребята с красными жетонами переходят в другую группу.
Пятое задание – ведущий для всех микрогрупп дает одинаковое задание.
Игра заканчивается коллективным обсуждением происходящего и вручением лидерам групп знаков «исследователей».
» Большая семейная фотография»
Эту игру можно проводить как в оргпериод для выявления лидера, так и также в середине смены для отслеживания групповой динамики.
Предлагается, чтобы ребята представили, что они все — большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
Другой вариант игры на выявления лидеров, состоящий из нескольких заданий:
Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»
Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».
Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.
Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.