Инстинкты не являются: Инстинкты человека: основные виды и примеры – Обделенные природой. У людей не нашли ни одного инстинкта

Автор: | 26.09.2020

Содержание

Обделенные природой. У людей не нашли ни одного инстинкта

МОСКВА, 17 мая — РИА Новости, Альфия Еникеева. Большинство сомнительных поступков люди привыкли объяснять инстинктами — например, продолжения рода или самосохранения. Однако, как выяснили ученые, у человека таких жестких врожденных схем поведения, как у животных, нет. Наши действия — по большей части результат обучения и опыта, а не генетической программы.

Слепой инстинкт

Когда в гнезде пеночки или камышевки вылупляется кукушонок, он, как правило, совсем не похож на остальных птенцов ни по цвету, ни по размеру. Более того, уже на 14-й день жизни кукушонок почти в три раза больше приемных родителей, но они будто бы не видят этого и исправно скармливают подкидышу всю найденную пищу.

Птицы и в самом деле ничего не замечают, кроме широко открытого желтого рта и птенцового позыва — крика, которым детеныш выпрашивает корм. Эти стимулы пробуждают в животных родительский инстинкт или, если говорить по-научному, запускают фиксированный комплекс действий. Птица всегда и везде будет действовать по единой и одобренной эволюцией схеме — кормить того, кто открыл рот.

«Инстинкт всегда генетически детерминирован, то есть он — врожденный. Для его развития не требуется дополнительного обучения, он одинаков у всех особей данного вида — то есть видотипичен. Инстинкт включает в себя потребность, ключевой стимул и фиксированный комплекс действия. Последний состоит из аппетентного поведения — поиска и приближения к объекту удовлетворения потребности — и консуматорного поведения — удовлетворения потребности (убийство добычи, совокупление и прочее). В соответствии с этим определением у человека и высших животных в таком классическом виде инстинктов не найти. В процессе эволюции у нас остался только один элемент инстинкта: врожденная потребность», — объясняет доцент кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат биологических наук Екатерина Виноградова.

Страх30 мая 2018, 08:00РИА НаукаСпасительный страх: как правильно бояться, чтобы выжить

Без подсказки не обойтись

Врожденные потребности есть у всех без исключения животных. Но удовлетворяют они их по-разному. Членистоногие и насекомые предпочитают полностью доверять своим инстинктам. Поэтому, например, если из норки дорожной осы (Pompilus plumbeus) вытащить парализованного укусом тарантула, предназначенного в пищу ее потомству, и положить рядом, то насекомое отправится на поиски нового живого паука, хотя и будет видеть лежащую невдалеке еду. Оса ничего не сможет сделать, потому что в ее инстинктивной программе действий этого не прописано.

Но такая жесткая схема поведения начинает размываться уже у рыб. Исследования показали, что у них появляется некое представление о собственной индивидуальности, а инстинкты теряют свою идеальную точность. У птиц врожденным можно считать только диапазон научаемости. А у высших приматов и человека вместо четкой программы действий остается только указатель, в какую сторону надо двигаться.

Ученые работают в лаборатории. Архивное фото23 октября 2017, 16:20РИА НаукаУченые доказали, что эволюция никогда не останавливается

«Боюсь, что границу, где именно инстинкты исчезают, провести нельзя. Эволюция — процесс непрерывный. «Жесткие» инстинкты или готовые универсальные программы в ходе эволюции начинают играть все меньшую роль. По мере развития центральной нервной системы большее значение приобретает обучение для адаптации к изменяющимся условиям. Организм становится более пластичным», — уточняет Екатерина Виноградова.

В результате мы имеем лишь потребности, а как их удовлетворить, можем узнать только у сородичей. Даже в том, что касается продолжения рода (казалось бы, наиболее мощная врожденная потребность), высшим приматам не обойтись без посторонней помощи. Так, у орангутанов, детеныши которых первые шесть лет живут с матерью, принято просвещать молодежь демонстрацией полового акта. Если мать не найдет поблизости подходящего самца, она может начать спариваться со своим детенышем сама.

Что касается человека, то считается, что без малейшего сексуального воспитания, единственный путь, каким он сможет удовлетворить врожденную потребность продолжения рода, — это мастурбация.

Скульптура неандертальца10 апреля 2018, 12:27РИА НаукаУченые выяснили, какую роль играли брови в эволюции человека

Рефлекс или инстинкт

Впрочем, у человека есть некоторые врожденные программы, без которых ему никак не выжить. Все младенцы могут по запаху найти материнскую грудь, открывают рот, если дотронуться до их губ, крепко хватают взрослого за палец. Однако, предупреждают ученые, такое поведение нельзя назвать инстинктивным, это врожденные безусловные рефлексы. И большинство из них уже к годовалому возрасту исчезают. Дальше человеческое поведение формируется только через обучение и опыт.

«Основное различие связано с тем, что безусловный рефлекс, независимо от потребности, реализуется всегда, когда раздражается рецептивное поле. Хочет ребенок есть или не хочет, но раздражение рецепторов губ вызывает сосательное движение, раздражение ладони — хватательное движение. Сколько бы раз подряд вы ни касались губ или ладони — десять, двадцать, сто — рефлекс будет реализовываться. А инстинкт «включается» на действие стимула только на фоне наличия потребности. Один раз роющая оса вырыла ямку, отложила яйца, принесла еду, запечатала норку и все, второй раз фиксированный комплекс действий не будет реализовываться. Если нет у барана ранней весной половой потребности, то и не возникает у него половое поведение на первую течку у овец, а только на вторую, когда под действием первой течки у него не включилась половая потребность. Кроме того, безусловный рефлекс значительно более простой по реализации по сравнению с инстинктами, не имеет аппетентной и консуматорной фазы. Это, кстати, приводит иногда к спорам, является ли поднятие бровей при приветствии хорошего знакомого инстинктом», — подчеркивает Виноградова.

Горилла в зоопарке в Германии23 февраля 2019, 08:00РИА НаукаС языка сняли. Почему из всех животных разговаривают только люди

Действительно, дискуссии по поводу единственного официально зарегистрированного человеческого инстинкта не утихают уже несколько десятков лет. Австрийский биолог Иренеус Эйбл-Эйбесфельдт показал, что все люди в любой точке земного шара при встрече симпатичного им человека, непроизвольно приподнимают брови. Это длится всего одну шестую секунды, но так делают все. Даже слепые от рождения — они реагируют на приятный голос.

А вот относительно гипотезы Стивена Пинкера, что видовой инстинкт Homo sapiens — это язык, позиция специалистов однозначна.

«Последователи Ноама Хомского (а Пинкер к ним относится. — Прим. ред.) — не биологи, не этологи, а филологи. Поэтому они придают термину «инстинкт» свой смысл. Все упирается в дефиниции. Определение, данное биологами, четкое: инстинкт не требует дополнительного обучения. Поэтому язык никак не может быть инстинктом. Видовая особенность — это лишь способность к овладению языком, но овладение языком — результат обучения», — полагает исследователь.

Базовые инстинкты человека | HUMANSCAN.RU

Предыдущая статья Как сформировалась структура личности человека.

Из статьи «Структура личности» мы узнали, что содержанием бессознательного являются иррациональные животные инстинкты, физиологичные по своей природе. Именно эти инстинкты являются источником психической энергии. Их проявление преломляется через сознание и стереотипы культуры, усвоенные человеком в процессе социализации, благодаря чему мы способны на общественное существование. Хоть сознание и подавляет животные инстинкты, но их энергия продолжает оказывать значительное влияние на наше поведение и мотивацию. Именно инстинкты остаются движущей силой каждого нашего действия.

Мы знаем, что в процессе обретения жизненного опыта инстинкты имеют свойство дифференцироваться и усложняться. Человек на сегодняшний день существо с одной из самых сложных систем инстинктов.

Инстинктивная сфера человека очень сильно отличается от сферы инстинктов животных, но по-прежнему можно встретить трактовки, в которых между ними ставится знак равенства. Эта ошибочная мысль приводит к явным негативным последствиям. К каким именно, проясним дальше. Остановимся на рассмотрении трех базовых инстинктов, в основе которых лежит большая часть человеческого поведения: инстинкт самосохранения, сексуальный инстинкт и инстинкт власти. Разберем подробнее, что собой представляет каждый из них.

Инстинкт самосохранения.

Инстинкт самосохранения самый простой для понимания. Вы живой человек и ваша природа стремиться к тому, чтобы сохранить свою жизнь. Инстинкт самосохранения предостерегает вас от опасности. Он проявляется в стремлении избежать ситуаций угрожающих вашей жизни. Если на вас с большой скоростью движется автомобиль, то вы испытаете естественный страх и желание отойти в сторону. Если вы идете в темном переулке и видите человека, то инстинктивно чувствуете опасность и испытываете желание избежать встречи с ним. Думаю, с этим инстинктом вам все было понятно и до прочтения этих строк.

Сексуальный инстинкт.

На первый взгляд вам может показаться, что вы имеете полное понимание природы сексуального инстинкта. В вашем представлении, его действие, скорее всего, воспринимается только как желании заниматься сексом с целью продолжения рода. Но если бы было так, то потребность в сексуальной близости имела бы сезонный характер. Вы же можете заметить, что у людей позыв произвести потомство возникает не два раз в год, как у большинства других животных. Человек постоянно испытывает влечение и тягу к сексуальным контактам. Это объясняется тем, что с развитием инстинктивной сферы животное желание размножаться у людей преобразовалось в явление другого рода. Но для того, чтобы четко понять природу сексуальности, нужно знать некоторые особенности физиологии человека.

Известно, что сердце берет на себя лишь 40-45% всей работы по перегонке крови. Остальная работа осуществляется за счет микросокращений периферийных сосудов и капилляров.  Другими словами, в кровообращении помимо сердца принимает участие практически все наши органы, включая кожу. За счет этого в организме формируется устойчивое кровяное давление, которое обеспечивает необходимое кровоснабжение всего тела.

Для того, чтобы периферийные сосуды могли полноценно участвовать в кровотоке им нужна постоянная стимуляция извне. Природа создала механизм внешней стимуляции энергетических процессов в организме путем взаимодействия особей между собой. Потребность в таком взаимодействии обеспечивает инстинкт жизни, называемый также сексуальностью.

Недостаточность сексуальных контактов приводит к снижению пластичности сосудов и их способности к микросокращениям. В результате кровоснабжение внутренних органов нарушается. Вместо 40% сердце начинает брать на себя 70% работы и более. Большая нагрузка порождает различные заболевания сердца, а недостаточное кровоснабжение внутренних органов ведет к их хроническим заболеваниям. Все эти эффекты, сложенные вместе, приводят к преждевременному старению организма.

Таким образом, телесные контакты с другими людьми – это естественная потребность организма. Если их достаточно, то перистальтика сосудов работает в норме, в результате организм хорошо функционирует, адаптивен к внешним изменениям, способен работать в большом диапазоне режимов, быстро и плавно перестраивается.

Нужно уяснить, что проявление сексуального инстинкта не есть стремление к половому сношению. Он нужен в первую очередь для поддержания жизни организма. Эротический инстинкт лежит часто и в основе дружеского влечения, и в основе эстетических представлений и т. п. Это инстинкт поддержания жизни и её качества как в индивидуальном, так и в общевидовом смысле. Поэтому он несравненно шире столь узкой, но привлекающей в нашей культуре повышенное внимание сферы, как продолжение рода.

На первый взгляд эта информация может показаться не настолько важной, чтобы уделять ей столько внимания. Что с того, что человеку для здоровья нужны телесные контакты с другими людьми? Ведь многие люди не знают этого и как-то себе живут.

Из следующих статей вы узнаете, к каким психологическим последствиям приводит дефицит человеческих прикосновений. Сейчас стоит отметить лишь то, что обход этой темы в системе общественного воспитания исходит из репрессивности культуры в отношении сексуального инстинкта. В современной культуре сложилось так, что этому вопросу практически не уделяется внимания. В своем большинстве люди понимают сексуальность только в смысле продолжения рода. В результате практически каждый человек испытывает глубокую сексуальную неудовлетворенность. В этом есть определенная доля пользы с точки зрения выживания общества.  Энергия нереализованной сексуальности концентрируется, «сублимируется» в бессознательном. Эта сублимированная энергия может инвертироваться, то есть направляться на другие, в том числе сознательные действия. Сублимация и инверсия сексуальной энергии – вот процессы, поставляющие «горючее» для специфически человеческого поведения, для деятельности. На этом польза ограничения сексуальных контактов заканчивается. В остальном это приводит к невротизации, но об этом уже в следующих статьях.

Инстинкт власти.

В статье «Происхождение структуры личности» мы упоминали, что для того, чтобы выжить человеку потребовалось приобрести способность к групповому существованию. А для этого он должен был научиться подавлять инстинктивную агрессивность к другим членам общины. Эта необходимость привела к возникновению сознания, развитию речи и появлению нового инстинкта.

Так природная агрессивность и стремление сохранить преимущества группового существования породили инстинкт власти, выражающийся в стремлении к контролю и преобразованию внешнего мира.  В своем стремлении влиять на мир, человек овладел природой, научился управлять энергией, совершил множество открытий. Люди с наиболее сильно развитыми инстинктами стали способны подчинять себе других людей – от этого групповые действия стали еще эффективнее, что еще больше ускорило процесс развития человечества. Так  возникновение инстинкта власти привело к появлению современной цивилизации.

Инстинкт власти у отдельного человека проявляется в желании захватить больше пространства, расширить сферу своего влияния на других людей и на все общество. Воля к власти –  главный источник созидательных мотивов. Инстинкт власти работает, когда вы хотите что-то сделать, достичь какой-то своей социально-полезной цели, не относящейся к двум первым описанным инстинктам. Вы хотите создать бизнес –  вами движет инстинкт власти. Хотите стать учителем –  это инстинкт власти. Хотите сделать социальный проект, заняться благотворительностью –  вами движет инстинкт власти. Именно инстинкт власти вызывает у вас желание быть успешным. Но проявляется он, только когда вы реально действуете в направлении своей цели. Желание – это только сигнал воли к власти. Обычно сигнал мы чувствуем, а вот с действиями у нас и возникает больше всего проблем. Давайте разберемся, почему.

Подавление инстинктов.

Как вы заметили из своей жизни, с реализацией инстинкта самосохранения особых проблем не возникает. Большие проблемы возникают с реализацией сексуального инстинкта и уже огромные проблемы возникают с реализацией инстинкта власти.

Почему? Все дело в нашем воспитании. Воспитание определяется культурой каждого конкретного общества. Больше всего культура подавляет инстинкт власти, затем сексуальный инстинкт,  а самосохранению уже никто не мешает. Общество в целом заинтересовано в вашей жизни, но вот чтобы вы проявляли себя в полной мере – не заинтересовано.

Дело в том, что это угрожает стабильности общества. Общество как система обладает стремлением к самосохранению, поэтому воспроизводит людей, которые смогут легко в него встроиться и не нарушат его равновесность. Для этой цели в жертву приноситься индивидуальность человека. Люди, которые полностью реализуют базовые инстинкты всегда делают попытки встать над системой, что приводит к ее неустойчивости. Такие индивиды всегда становятся элитой и способны влиять на развитие общества. Элиты не заинтересованы в том, чтобы плодить себе конкурентов, поэтому воспитывают более свободными только малую часть людей, себе на смену, а иногда и вообще не занимаются воспитанием своих приемников.

Обычно человек из среднестатистической семьи, воспитывающийся в условиях современной культуры, оказывается несвободным. Его базовые инстинкты подавляются, в результате чего, он становится не способен свободно проявлять свою сексуальность и инстинкт власти. Такой человек, легко управляем, ему нужен хозяин, который скажет ему что делать и куда идти.

Блокировка базовых инстинктов посредством воспитания делает каждого человека в той или иной мере невротиком. Природу невротичности человека мы разберем уже в следующих статьях.

Следующая статья Невротичность человека.

Что такое инстинкты и есть ли они у нас — Нож

Пожалуй, каждый хотя бы раз, виртуозно изогнувшись, избегал падения на льду или выбирал нужный ответ, следуя «шестому чувству». Ошибочно мы говорим, что действовали «инстинктивно», но на самом деле каждое наше неосознанное решение — это результат работы интеллекта, а точнее — опыта, накопленного за долгие-долгие годы. Мозг человека способен принимать решения настолько быстро, что нам кажется, будто они продукт эволюции, длившейся тысячи лет, и наше тело само «знает», что ему делать.

Люди часто путают инстинкты с желаниями, автоматическими действиями или рефлексами.

А между тем именно инстинкты для миллионов животных — единственная программа, обеспечивающая выживание.

Инстинкт возникает, когда необходимо удовлетворить потребность в чем-то, и желательно с минимальными затратами на принятие решений. Для этого животному нужен генетически (или эпигенетически) закрепленный, четкий и фиксированный комплекс действий и некий сигнал, который его запустит.

Инстинкт не всегда выглядит логично, но представителю фауны знать об этом ни к чему.

Например, пауки плетут кокон из паутины для продолжения рода строго определенным образом: дно, затем стенки, после чего насекомое откладывает яйца и накрывает их крышкой. Если командировать такого умельца в другое место, когда он уже смастерил основание, паук, следуя инстинкту, возобновит работы с того этапа, на котором остановился. Гибель потомства (а из кокона без дна яйца выпадут почти сразу) его не смущает — главное, он закончил то, что было предначертано инстинктом.

Беспозвоночные вообще не любят думать — они доверяют готовой программе, и выходит у них здорово. Пчелы без обучения строят соты так, чтобы в них умещалось как можно больше меда при меньших затратах воска. Кроме того, они инстинктивно находят мед и инстинктивно же передают эту информацию соседям по улью.

Их более позвоночные собратья такими умениями уже не обладают: собаки и кошки могут инстинктивно погнаться за движущимся предметом, но только погнаться, а вот схватить и съесть — это уже не инстинкт, а результат обучения.

Сложнее ли мы, чем пауки?

Приматы и особенно человек пошли в развитии еще дальше и окончательно растеряли остатки инстинктов. Наше поведение очень сложно, а ум — более гибок, поэтому нам не нужна четкая программа, и мы можем выбрать из нескольких решений самое легкое и подходящее. Спасибо стоит сказать высокоразвитой лобной доле головного мозга, где находятся центры управления поведением и приобретения навыков. Благодаря ей мы можем удовлетворять наши потребности так, как того требует ситуация, а не идти по прямым рельсам, проложенным далекими предками.

Оппоненты возражают: без инстинктов все люди давно бы вымерли — взять хотя бы способность младенцев громко и долго плакать или чихать из-за пушинки в носу! Однако это всего лишь рефлекс — очень простой (или чуточку усложненный) сигнал организма на раздражение. В общем виде схема выглядит так: рецептор — нейроны — исполнитель (например, мышца). Рецептор на руке, или в глазу, или на поверхности кожи фиксирует какое-то раздражение, но мы ничего не можем с этим поделать. Зато наши чувствительные нейроны срочно передают сигналы в спинной мозг, где уже и «зреют» простые, но эффективные решения: отпрыгнуть от пламени или заплакать, вымывая соринку из глаза.. Всё просто и быстро, вопрос — ответ. Рефлексов у людей немало: с какими-то мы уже появляемся на свет (у новорожденных таких полно, но по мере взросления многие из них угасают), другие получаем в процессе обучения и накопления опыта.

Так что если услышите про чей-то небывало развитый «инстинкт самосохранения», знайте, что, скорее всего, у этого человека просто отлично работает рефлекторная дуга, а такого «инстинкта» у людей нет.

Точнее, нет его ни у одного животного в мире. «Инстинкт самосохранения» — это собирательный образ множества действий, которые совершают представители фауны для выживания. К нему можно отнести и способность к длительным сезонным перелетам у птиц, и рефлекторное отдергивание руки от горячего предмета.

Как птицы находят дорогу на юг?

Кстати о пернатых. Перелетные птицы два раза в год совершают нечто поистине грандиозное, если не сказать невозможное, и речь не только о преодолении огромных расстояний, но и о выборе направления миграции. Они используют множество источников информации: это и положение солнца и звезд, и кое-какие наземные ориентиры, и магнитное поле планеты.

Кажется, вот он — истинный инстинкт: еще ни разу не побывав в месте зимовки, птица чувствует потребность лететь именно туда. Но на самом деле молодые особи не сразу понимают, куда им нужно держать путь, и только со временем постигают премудрую науку навигации. Правда, как это происходит, до сих пор остается загадкой. У некоторых видов юнцы просто следуют за своей стаей, изучая маршрут, а у других, видимо, способность выбирать нужное направление заложена генетически (если скрестить птиц с разными типами миграции, потомство может и заблудиться).

Так что инстинкт инстинктом, но всё же и ему нужно учиться. А вот потребность к перелету совершенно точно проявляется инстинктивно: при изменении длительности светового дня в организме птиц запускаются физиологические изменения, которые побуждают их готовиться к миграции, а затем и лететь.

Половой инстинкт или желание?

Как мы выяснили, инстинкт часто путают с желаниями и потребностями — особенно когда речь заходит о половом влечении. Казалось бы, так легко отдаться зову природы, прикрываясь великой целью размножения, и оставить повсюду свои гены. И всё же «основной инстинкт» не более чем простое желание человека получить удовольствие (в конце концов, почти каждый из нас сначала открывает для себя мастурбацию, а уже потом — секс с партнером).

Если бы потребность в соитии действительно была инстинктивной, то все люди на Земле занимались бы этим абсолютно одинаково и, более того, существовал бы единый сигнал готовности обеих сторон (возможно, жить стало бы и легче).

Млекопитающие опять расплачиваются за большой мозг — и даже сексу им приходится учиться. Животные, выросшие в неволе, часто никак не воспринимают «знаки внимания» от потенциальных партнеров, а их попытки физического сближения расценивают как агрессию и насилие. Разнополые макаки, выращенные вне стаи, скорее всего, начнут ухаживать друг за другом (классическая программа — взаимный груминг и обнимашки), но вряд ли поймут, как и зачем заниматься сексом. А если и поймут, то самку ждет следующее испытание — рождение детеныша и высокая вероятность его ранней смерти, ведь у млекопитающих нет инстинктов.

Материнский инстинкт — выдумка?

Нет у людей (и вообще у представителей нашего отряда) и материнского инстинкта. Конечно, еще во время вынашивания и после рождения детеныша тело каждой женской особи подвергается сильным изменениям. Постепенное повышение уровня гормонов, от хорионического гонадотропина на первых порах до пролактина под конец, может прямо или опосредованно влиять на гипофиз и гипоталамус, меняя поведение: животное становится более стрессоустойчивым, растет доверие к окружающим, обостряется желание создавать «гнездо» и заботиться о ком-либо. Тем не менее это не обязательная программа, так что перечисленные ощущения у беременных могут проявляться с разной силой или отсутствовать вовсе.

И даже роды не делают самку (или женщину, если говорить о людях) матерью: у млекопитающих забота о детеныше — это приобретенное поведение.

От биологических факторов (гормоны) оно зависит в той же мере, что и от социальных, — например, огромное значение имеет пример собственной матери. Нередки случаи, когда молодые самки орангутанов, рано осиротев, так и не начинали заботиться о детеныше (в зоопарках в подобных ситуациях малышам ищут приемную маму).

Материнский инстинкт, который якобы спит в каждой женщине, вероятно, пропал еще задолго до появления млекопитающих.

А вот у земноводных он встречается. У гладких лягушек-гвардейцев, правда, о головастиках заботится самец, так что инстинкт, скорее, отцовский, зато суринамская пипа воспитывает детей, буквально жертвуя собственной спиной. Птицы готовы кормить чужих птенцов, игнорируя своих отпрысков, лишь бы те шире открывали клюв. Заканчивается это порой плачевно: потомство гибнет, а подкидыш (не только кукушки, но также и скворцы, и ткачики) вырастает и улетает прочь, но противостоять материнскому инстинкту при всём своем желании птица не может. Пожалуй, и хорошо, что у нас его нет.

Люди совсем лишены инстинктов?

Долгое время ученые говорили, что у нас есть только один настоящий инстинкт: при неожиданной встрече с вызывающим симпатию человеком представители разных культур одинаково на ⅙ секунды приподнимали брови. Более того, так же поступали и слепые от рождения дети при звуке знакомого им и приятного голоса.

Но в 2017 году вышла статья, авторы которой заявляют, что, судя по всему, страх перед пауками и змеями без зазрения совести тоже можно назвать инстинктивным. Проверяли это на невинных младенцах, которые еще ни разу не сталкивались с теми и другими животными: детям показывали ряд изображений (цветы и пауки, змеи и рыбы), похожих по цвету и форме. И оказалось, что при рассматривании «опасных» картинок зрачки расширялись сильнее. Это говорит о запуске норадреналиновой системы, которая активизируется в ответ на пугающий стимул.

Исследователи решили, что страх перед опасными животными может быть заложен в нас на генетическом уровне.

Древнему человеку было выгоднее испугаться и сразу убежать от потенциально ядовитого животного. Это знание каким-то образом укоренилось и, по-видимому, сохранилось до наших дней. Так что недаром арахно- и офиофобия (боязнь пауков и змей соответственно) постоянно входят в список самых распространенных страхов человечества.

Конечно, хочется иногда оправдать поведение, сославшись на зов природы или списав всё на биологическое наследие, но не стоит забывать: многие тысячи лет человека формировал социум, мы стали такими, какие есть, благодаря постоянному обучению и мышлению. Всё это помогло нам выжить и начать доминировать в мире. Инстинкты у человека пропали уже давным-давно, и, даже если кажется, что вот этот-то поступок точно продиктован природой, — нет, просто у кого-то проблемы с самоконтролем.

Есть ли инстинкты у человека? ≪ Scisne?

Недавно была опубликована статья «Есть ли инстинкты у человека?» за авторством Екатерины Виноградовой, доцента кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии биологического факультета СПбГУ, координатора сообщества «Учёные против лженауки».

Статья интересная, познавательная и актуальная. Как пишет автор во вступлении:

Термин «инстинкт», как и многие другие научные термины — например, «стресс» или «экология» — давно вошёл в широкое употребление, но его первоначальное значение претерпело существенные изменения. При этом в повседневности они настолько отличаются от принятых в научной среде, что порой для обозначения того или иного понятия учёным рекомендуют ввести новые термины. Аргументируют подобные предложения, например, тем, что искажённое значение термина «экология» укоренилось в массовом сознании, и проще предложить новый термин, чем изменить существующее положение дел. Однако следует отметить, что научные термины и определения оттачивались годами и даже веками, и правильное их понимание вкупе с уместным употреблением — залог формирования у людей адекватной картины мира и образа мышления.


Нельзя не согласиться, что важно задумываться, разбираться и отдавать себе отчет в том, что означают привычные термины. Однако, как мне кажется, вывод получился излишне категоричным. Итак, исходя из определения и структуры инстинкта, которые мы только что рассмотрели, можем теперь предположить, что у человека — существа, по развитию стоящего гораздо выше кошачьих, инстинктов в классическом представлении нет.

[Хотя, по правде сказать, у человека всё же есть один-единственный инстинкт, который был обнаружен Ирениусом Эйбл-Эйбесфельдтом [10], учеником К. Лоренца. Встречая симпатичного нам человека, мы не только улыбаемся, раздвигая губы, ещё у нас непроизвольно приподнимаются брови. Это движение, которое длится 1/6 секунды, Эйбл-Эйбесфельдт зафиксировал на киноплёнку у людей разных рас. Самую большую часть своих исследований он провёл в диких уголках планеты, среди племён, которые не знают не только телевизора, но и радио, и с соседями имеют контакты редкие и поверхностные. Таким образом, поднимание бровей не могло сформироваться в результате имитационного обучения. Главным же аргументом явилось поведение детей, слепых от рождения. У них тоже голос симпатичного им человека вызывает подъём бровей, и на те же 150 миллисекунд.]

Если выражения типа «инстинкт самосохранения» некорректны, чем тогда является «автоматическое» отдёргивание руки от горячей плиты или огня? У человека есть врождённая потребность самосохранения, но не инстинкт, поскольку нет соответствующего ФКД — врождённой программы двигательной активности, которая удовлетворяла бы эту потребность. Уколовшись или обжёгшись, мы отдёргиваем руку — но это не инстинкт, а всего лишь рефлекс (безусловный) на болевое раздражение. Вообще, у нас масса защитных безусловных рефлексов, например, мигательный рефлекс, кашель, чихание, рвота. Но это простейшие стандартные рефлексы. Все прочие угрозы целостности организма вызывают только те реакции, которые мы приобретаем в процессе обучения.

«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения — все они некорректны применительно к человеку. И не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности (Птрб), но нет ни врождённой программы их удовлетворения, ни ключевого стимула (КС), ни фиксированного комплекса действий (ФКД).

Ещё не забыли формулу Инстинкта, уважаемый читатель?

И = Птрб + КС + ФКД.

Таким образом, у человека инстинктов в строгом понимании нет, и именно это делает наше поведение пластичным. Однако отсутствие жёстких врождённых программ не отменяет тот факт, что мы существа биосоциальные; и существуют чисто биологические факторы, которые определяют многие аспекты нашего поведения.


Дело в том, что вопрос о наличии инстинктов у высших животных — это вопрос терминологии, соглашения. Из этого же ряда вопросы о том, с какого уровня развития считать существо живым, считать ли живыми вирусы, с какого уровня развития у животных есть сознание и т.д. Во всех этих вопросах различия не качественные, а количественные.

В статье говорится, что у человека нет инстинктов, потому что нет врожденного и фиксированного комплекса действий.

А что значит фиксированного? Даже самый примитивный комплекс действий обладает некоторой гибкостью, условностью, вариативностью. Например, так называемая аппенентная стадия может быть очень разнообразной и включать в себя другие инстинктивные подпрограммы. Птенец может по-разному преодолевать препятствия при движении к матери. Если птенца, скажем, повернуть боком или вверх ногами и зафиксировать — он адаптируется к питанию в таком положении. Если по время кормления случится угроза нападения — кормление временно будет прервано, а зачем продолжено и т.д.

По поводу врожденности. Тут сам автор отмечает, что даже самые примитивные врожденные инстинкты проявляются не сразу, а требуют тренировки, закрепления, обучения.

В большинстве случаев это относится к моторной составляющей самого инстинктивного акта, когда новорожденный детёныш свои первые консуматорные акты выполняет очень нестабильно, нечётко. По всей видимости, это связано с незаконченным процессом формирования нейронных ансамблей мозга, которые в норме отвечают за данный врождённый акт. Поэтому самые первые движения животного при осуществлении инстинктивного акта являются «незрелыми», «неуверенными» и только после нескольких проб и ошибок они обретают все свои сугубо видотипичные черты.


Конечно, у разных животных соотношение врожденного и приобретенного различные, но обе составляющие есть всегда.

Так что различие лишь в сложности программ поведения, поэтому четкой границы провести нельзя. А если смотреть на интеллект с точки зрения кибернетики как на инструмент достижения целей, то граница становится совсем размытой.

Стадный инстинкт — Википедия

Стадный инстинкт — это механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени, как к людям, так и к животным.

Стадный инстинкт показывает, как люди или животные в группе могут действовать коллективно, без централизованного руководства. Как отметил В. Троттер, в своей работе «The Instincts of the Herd in Peace and War», искать причины и производные стадного инстинкта бессмысленно, так как он первичен и не разрешим.

В природе зверям свойственен стадный образ жизни. В природе такое образование — это иерархическая структура, где своей персональной ролью обладает каждая особь [1] За функционирование данной структуры и отвечает стадный инстинкт, поддерживая указанную иерархию. Данный инстинкт является, по своей сути, генетическим фактором. Роли и ранги в стаде определяются, первоочередно, показателем физической силы, также значительную роль играет «наглость» особи. Именно «наглость», а не уверенность в себе или собственных силах, так как при столкновении с представителем иного, более высокого ранга, «наглость» исчезает, уступая заискиванию, раболепию и беспрекословному следованию указаниям. Подобное положение вещей нужно при осуществлении естественного отбора на основании одних лишь физических параметров (в подавляющем большинстве случаев – силы).

Отличия стадного поведения животного и человека[править | править код]

Суть стадного инстинкта для людей и животных общая, но между самим инстинктами стадности людей и зверей имеются существенные отличия[2]

  1. Стадные структуры людей имеют многоуровневую систему. «Сверхстадо» делится на стада порядком ниже, те на стада еще меньше, затем на локальные, подстада и так далее. Такая структурная иерархия имеет официальный и неофициальный характер.
  2. К официальной иерархии мы отнесем государственные союзы и альянсы, сами государства, области, города и т.д.
  3. Под ярлык неофициальной иерархии подпадает приверженность определенной религией, увлеченность конкретным «проповедником», поклонение конкретным поп-идолам, причисление себя к конкретным субкультурам.
  4. Расовые признаки (у животных априори заменены на причисление к иному стаду) «универсальны»: в зависимости от ситуации, по ним может происходить разделение как в рамках официальной, так и неофициальной иерархии.
  5. Стадные структуры людей могут не только противостоять друг другу (в животном мире не редки подобные случаи), но и мирно сосуществовать, а также, заключать союзы и соглашения, идти на временное или постоянное перемирие, разрывать эти союзы и начинать всё по новой.
  6. Количество особей, обладающих низким рангом среди людей, многократно превышает данный показатель по соотношению к показателю животного мира. В результате чего человеческие особи низкого ранга привыкли достаточно «лояльно» относиться к чужим, которые внушают им опасение или же открытый страх. Данное явление сейчас называют политкорректностью.

Сексуальные предрассудки и стадная фразеология. Сферы осмысления[править | править код]

Стадный инстинкт напрямую влияет и на механизмы полового отбора. В связи с этим, нет ничего странного, что множество сексуальных предрассудков и стереотипов у людей имеет корни, проросшие под влиянием стадного инстинкта.

Апофеоз стадного инстинкта заключается в том, чтобы особи с наиболее высоким рангом произвели на свет как можно большее потомство, разнеся по популяции полезные гены. Как результат, стадный человек просто не в состоянии принять факт, что можно не иметь стремления произвести собственное потомство.

Именно по этой причине сексуальность, изначально не имеющая целью воспроизведение потомства (гомосексуальность, педофилия, мастурбация и пр.), как и простое нежелание обзаводиться детьми, будет воспринято стадным человеком как неспособность к деторождению или зачатию по ряду медицинских причин: сюда можно отнести импотенцию, бесплодие, отсутствие спроса на особь.[3] Как результат – отсутствие стремления к продолжению рода, воспринимается стадным человеком как показатель низкого ранга.

На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: в стадном обществе сексуальная свобода нереальна.

Лебон Гюстав (Lebon Gustave) считал, что при сборе живых существ в определенном месте в множественном числе, без разницы, будет это животное стадо или толпа людей, непроизвольно они начнут ставить себя под авторитет главы. Толпа/группа/масса/скопление – послушная «субстанция», что без «господина» погибнет.[4] Он объяснял это жаждой подчинения тому, кто скажет, что он «хозяин».

В. Троттер (Wilfred Trotter) отметил у масс психические феномены от стадного инстинкта, которые присущи человеку так же, как и другим видам животных. Данная стадность является аналогией биологической многоклеточности, отображая желание всех существ стать частью одного мощного сверх организма. Особь несовершенна, когда она одна. Стадный инстинкт согласно Троттеру — нечто первичное, даже неразложимое[5]

Данное высказывание Троттера, о том, что человек является «стадным животным»[6] было позже изменено Фрейдом, который назвал человека «животным орды»[7] Но с большим правом, с еще большим, чем у других, можно высказаться против идей Троттера ,так как он ничтожно мало внимания отводил роли вождя в массах и группах. Суть и сущность толпы (стада) не может быть исследована, проанализирована и понята, если пренебречь данным аспектом (вождем). Стадный инстинкт по Троттеру вообще не оставляет места феномену руководителя, вождь только случайно привходит в стадо, и в связи с этим стоит тот факт, что из этого инстинкта нет пути к потребности в божестве; стаду недостает пастуха. Но, кроме того, изложение Троттера можно психологически опровергнуть, так как можно по меньшей мере сделать вероятным, что стадное влечение поддается разложению, что оно не является первичным в том смысле, как инстинкт самосохранения и половой инстинкт.

Высказывание Троттера, что человек — животное стадное, Фрейд исправляет в том смысле, что человек, скорее, «животное орды». По Фрейду, многие равные между собою, могущие идентифицироваться друг с другом, и один единственный, превосходящий их всех — такова ситуация, существующая в жизнеспособной массе. Отсюда и вытекает что человек — является скорее животным орды, участником орды, предводительствуемой своим повелителем/вождем.

  1. ↑ Мак-Дугалл  «Введение в социальную психологию» (An Introduction to Social Psychology, 1908).
  2. ↑ Максименко В.А. Отличия животных и разумных. Анализ стадного поведения. М., 2015.
  3. Зигмунд Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — 1920.
  4. Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — Академический проект. — 2011.
  5. В.Троттер. Инстинкты стада во время войны и мира» (The Instincts of the Herd in Peace and War). — 1914; основан на статьях 1908–1909 гг..
  6. В.Троттер (Wilfred Trotter). «Инстинкты стада во время войны и мира» (The Instincts of the Herd in Peace and War). — 1914; основан на статьях 1908–1909 гг..
  7. Зигмунд фрейд. Психология масс и анализ человеческого «Я». — 1921.
  1. Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011. — 238 с.
  2. Мак-Дугалл  «Введение в социальную психологию» (An Introduction to Social Psychology, 1908)
  3. Максименко В.А. Отличия животных и разумных. Анализ стадного поведения. М., 2015.
  4. Уилфред Троттер (Wilfred Trotter, 1872–1939) «Инстинкты стада во время войны и мира» (The Instincts of the Herd in Peace and War, 1914; основан на статьях 1908–1909 гг.).
  5. Фрейд. З.  По ту сторону принципа удовольствия. 1920.
  6. Фрейд. З. Психология масс и анализ человеческого «Я». 1921.

Что такое инстинкты человека

В человеке борются две силы: биологическая и социальная. Игра разума, общественных норм и инстинктов не закончится никогда. Инстинкт самосохранения, защиты, размножения, материнский инстинкт и много каких еще против воспитания и культуры. Что же такое инстинкты, можно ли управлять ими? Узнайте из статьи.

Что такое инстинкт

Инстинкт – врожденные стереотипы поведения, способ реагирования на конкретные условия среды. У животных врожденных паттернов поведения много: ходьба, охота, вскармливание потомства, характерное для вида речевое взаимодействие. А есть ли инстинкты у человека? Ребенка всему нужно учить: ходить, говорить, ложку держать. И это лишь базовые навыки.

Вот птицы, например, на подсознательном уровне умеют строить гнезда. Кто-то из новорожденных детей знает, что такое квартплата, или как строить дом? Нет, хотя полезный был бы инстинкт.

Инстинкт – генетическая программа биологического вида, заложенная при рождении в психике индивида. Подумайте, дано ли людям при рождении что-то, характерное только для вида Человек разумный. Нет. Без заботы, внимания и помощи взрослых новорожденный погибнет в течение суток.

Инстинкты – паттерны поведения, которым не нужно учить. Человека нужно обучать всему, что свойственно его виду.

Однако у человека сохранены некоторые животные инстинкты. Малыши могут ползать, руками есть пищу. Правда, вряд ли без мамы доживут до этого момента. Если родители не занимаются ребенком, то он так и остается животным. В психолого-педагогической науке их называют детьми-маугли.

Рефлексы

Рефлекс – механизм реализации инстинкта. По сути, инстинкт – комплекс безусловных рефлексов. Человеку при рождении дается 15 рефлексов. Они подразделяются на три группы: оральные, двигательные, хватательные. Большая их часть отмирает в течение первого года жизни ребенка.

Жизненно важными становятся другие рефлексы – условные, приобретенные в результате научения. Мы осматриваемся по сторонам, переходя дорогу, не из-за инстинкта самосохранения, а потому что нас научили. Одергиваем руку от горячего чайника, потому что когда-то обожглись.

А еще подключается разум. Люди понимают, что рожать каждый год нецелесообразно. Да и вообще, многие отдают предпочтение карьере и личностному росту. Социальная часть подавляет инстинкты.

Из безусловных самым влиятельным инстинктом остается разве что «стадный». Человеческая толпа поддается ряду механизмов, в числе которых заражение, подражание. Чувство общности или стадности способно превратить группу в хаотичную толпу, лишить человека индивидуальности.

Биологическое и социальное в человеке

Стереотипы поведения

В отношении человека принято говорить не об инстинктах, а о видовой памяти. Она бывает генетической, передаваемой от поколения к поколению и культурной – наследие общества.

Если какие-то инстинкты и присутствуют, например, агрессии, сексуальности, то социум купирует их. Так, моногамия – результат социализации, окультуривания личности.

Животные инстинкты в человеке включаются тогда, когда неудовлетворены первичные биологические потребности: еда, безопасность, сон, жилье, секс. Конечно, с инстинктами начинает бороться сознание, усвоенные нормы, ценности, культура.

Согласно теории Уильяма Мак-Дугалла, у человека сохраняется несколько инстинктов:

  • бегство при страхе;
  • отвращение, непринятие;
  • гнев, часто при страхе;
  • смущение;
  • воодушевление;
  • родительский;
  • пищевой;
  • стадный.

Почему же тогда, например, материнский инстинкт возникает не у всех женщин? Психотерапевты утверждают, что кормление ребенка, общение с ним в первые сутки после родов запускает материнский инстинкт. Если контакт случился позднее, то инстинкт не проявится. Вероятно, и другие инстинкты проявляются при определенных условиях.

В других теориях классификация человеческих инстинктов дополняется такими типами:

  • продолжение рода;
  • альтруизм;
  • доминирование;
  • исследование;
  • свобода.

На мой взгляд, главных инстинктов у человека остается три.

Три главных инстинкта человека

В процессе развития у человека сохраняются 3 главных инстинкта:

  • сексуальный,
  • власть,
  • самосохранение.

Эти точки используют СМИ для манипуляции сознанием. Вспомните, на что чаще делается акцент в рекламе: успех, безопасность, богатство, привлекательность.

В процессе социализации инстинкт сексуальности и власти подавляется. Культивируется инстинкт самосохранения. Но разве эти три вида не связаны между собой? Самосохранение – это и продолжение рода, и половая самореализация, и профессиональное становление. Так что опорных направлений все-таки три.

Инстинкт самосохранения базируется на страхе. Этим тоже успешно пользуются СМИ. Вы замечали, как много негативных репортажей в новостях? Неужели все так плохо в мире? Нет. Это управление человеческими инстинктами, запугивание. Страх тормозит, сковывает руки и ноги.

А вот инстинкт власти и секса мотивирует, заставляет двигаться вперед, развиваться. Именно поэтому при знакомстве люди готовы горы свернуть ради потенциального партнера. Или в работе, видя перспективы руководства, рвутся вперед.

Нередко инстинкты власти и секса одерживают верх, притупляя третий главный инстинкт. Однако не все так просто. Каждый инстинкт таит страх. Человек, движимый только инстинктами, иррационально мыслящий, в итоге погибает.

Инстинкт управляет человеком. Создает почву для манипуляций со стороны. Еще Фрейд говорил, что миром правят жажда власти, секс и чувство голода. По-моему, и сейчас активность людей всегда сводится к трем этим пунктам.

Обсуждение:Инстинкт — Википедия

Вот выдежка из статьи инстинкт: Уильям Мак-Дугалл (нет информации о Мак-Дугалл Уильям Раффаэль 00:54, 6 июня 2011 (UTC))выделял следующие виды инстинктов:

Прошу сообщество рассмотреть мое предложение о внесении еще одного инстинкта: инстинкт «Хочу». Этот инстинкт есть у каждого человека.

  • Что такое бегство- ХОЧЕТ убежать;
  • Что такое неприятие — НЕХОЧЕТ видеть, общатся и т.д.;
  • Что такое любознательность — ХОЧЕТ знать;
  • Что такое пищевой инстинкт — ХОЧЕТ есть.

Этот инстинкт никто не видит, и о нем нет публикаций, но я предлагаю поставить его наряду с другими инстинктами. Раффаэль 09:06, 1 июля 2009 г.

Ответ ДВН: В конце концов все инстинкты основаны на хотеть-не хотеть. И что теперь все инстинкты подразумевать под одним единственным. И потом, тут про инстинкты вообще, а не человека

Мне представляется, что список инстинктов весьма произволен и обусловлен историческими причинами. Однако введение «новых» понятий в данном проекте невозможно — все ссылки в данной энциклопеди должны быть оформлены с использованием т.н. Авторитетных Источников (АИ, прежде всего — специальные публикации по рассматриваемой теме). Поэтому обсудить мы можем лишь тут — на стр. обсуждения — но ввести в статью такие новые соображения нам запретят Правила Проекта.
Конкретно по вопросу — мне кажется, что рассматривая Вами концепция более подробно может быть исследована с использованием понятий воля, свободная воля. С уважением, Alexandrov 12:48, 3 июля 2009 (UTC)
(−)Против Думаю, Ваши соображения уместно оформить статьёй и опубликовать где-нибудь в своём блоге и/или послать в журнал, но для Википедии они пока ОРИСС, и даже если в неё впишите — оно долго на странице не продержится. Честно говоря, я сам захочу ссылок на авторитетные источники, и без них буду за удаление. —Nashev 18:52, 13 августа 2009 (UTC)
  • Не могу с Вами согласится, и утверждаю, что ХОЧУ- это инстинкт, который двигает человеком (первичное желание) Раффаэль 10:41, 10 июля 2009 (UTC)
Спорить не стану, но мне кажется, что в Вашем понимании ХОЧУ — это ведь и есть синоним для слова ИНСТИНКТ, т.к. оно ненаправленное, это хочу — и к нему следует добавить пояснение ,например:
хочу есть — это пищевой инстинкт,
и т.п. Alexandrov 12:15, 10 июля 2009 (UTC)
  • Пояснение добавляется только при конкретизации этого инстинкта, основа ХОЧУ, остальное зависит от состояния человека на данный отрезок времени: есть, спать, деньги, секс… Инстинкт ХОЧУ —> Основная доминанта поступков. Раффаэль 10:34, 13 июля 2009 (UTC)
  • ссылка индонезийский язык, список широкоупотребительные фразы: 11,12,13,14 — 4 фразы. Раффаэль
    • что касается статьи то эта страница — Первоисточник, вот Мы и пишем статью.
      • Взаимотношение Разум—Инстинкт Хочу:
        1. в случае если Разум идет на поводу инстинкта Хочу, то человек принимает решения приближающие удовлетворения этого инстинкта.
        2. В случае, если Разум может обуздать этот инстинкт, то принимаются решения, ограничивающие очевидные желания. Раффаэль 08:41, 24 августа 2009 (UTC)
        3. Инстинкт ХОЧУ предшествует мысли о потребности… Раффаэль 19:27, 7 сентября 2009 (UTC)
          • Во-первых, как уже упоминалось, статьи Википедии не могут быть первоисточником, согласно правилам Википедии. Участники сообщества не делают выводов, не строят гипотез, не создают теорий и классификаций — они только пересказывают «Авторитетные Источники».
          • Во-вторых, любой инстинкт ощущается существом как «хочу» — позыв к определённой деятельности. Это не отдельный вид инстинкта. —Nikolay Swamp_Dog Kovalev 12:02, 13 января 2010 (UTC)

СПАСИБО, что не оставили без внимания эту страницу…При высказывании индивидума, что он что-то ХОЧЕТ, я думаю, что частично речь идет об ЭТОМ неновом инстинкте. Раффаэль 10:16, 28 января 2010 (UTC)

  • Вам, все правильно сказали, ваше «хочу» — это воля, см. например Шопенгауэра. На уровне физиологии, это скорее о мотивация. С точки зрения психологии Желание, там кстати стоит красная ссылка на хотение. S.J. 02:38, 20 мая 2010 (UTC)
  • (−)Против тут нечего обсуждать, это вам не мусрка — это энциклопедия, поэтому не надо обсуждать всякий бред. ХОЧУ, НЕХОЧУ, МОГУ, НЕ МОГУ при чем тут инстинкты??? Участнику Раффаэль советую читать правила Википедии и не пудрить другим мозги! Ink 12:08, 20 мая 2010 (UTC)
  • Шопенгауэр: Человек как высшая ступень объективации воли единственный, благодаря отвлечённому мышлению, получает возможность действительно осмыслить себя и свои стремления…
             Воля к жизни реализуется в человеке путем эгоизма (утверждение собственного существования)...

Свои стремления и эгоизм—это желания твои—Хочешь ты чего нибудь для себя осознанно. Раффаэль 07:07, 6 июня 2010 (UTC)

  • Живая энциклопедия-это место, где люди обмениваются знаниями, я хочу представить свою точку зрения. Раффаэль 07:40, 6 июня 2010 (UTC)
↱
  • Что за извращенное понимание wiki — она не живая и в ней есть ПРАВИЛА.
Не путайте философию с психологией и/или медициной. Ссылайтесь на авторитетные независимые
источники, не руководствуйтесь только своим личным мнением!
  • Инсти́нкт (от лат. instinctus — побуждение [к действию]) — целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и характеризующаяся постоянством ответных реакций на действие определенных раздражителей.
    • А если так: Инсти́нкт — деятельность характеризующаяся ответной реакцией на действие определённых раздражителей. Возмём в качестве эксперемента — индивида который НЕ ХОЧЕТ выполнять определённые действия. На что готов пойти индивид, что-бы НЕ ВЫПОЛНЯТЬ эти действия….. Раффаэль 18:01, 23 июля 2010 (UTC)


Свойства инстинктов:

  • наследственность и независимость от обучения;
  • однородность;
  • одинаковость у всех особей данного вида;
  • приспособленность к условиям существования на момент формирования инстинкта. Раффаэль

Добавил книгу Виктора Дольника[править код]

Разве художественные произведения могут быть источником? Давайте еще фантастику сделаем источниками для Вики Dimetris 13:00, 5 февраля 2014 (UTC)

У В. Дольника есть книга об инстинктах: «Непослушное дитя биосферы». Скачивается из библиотеки сайта «Этология», воспользуйтесь Гуглом. Добавил в статью в качестве источника.SergeyPosokhov 22:02, 10 августа 2010 (UTC)

Книга защищена авторским правом, так что рекомендавать скачивать её не совсем корректно. Я лично купил, чего и другим советую. 🙂 Томми Нёрд 16:38, 24 августа 2010 (UTC)

Поиск источника следующего определения в интернете не дал результатов (всё форумы и словари). Перенёс пока сюда. Томми Нёрд 16:33, 24 августа 2010 (UTC)

Инстинкт — комплексы генетически закрепленных у индивида неосознаваемых установок последовательности действий и алгоритмов поведения, которые обеспечивали предшествующим поколениям успех в выживании и появлении данного жизнеспособного индивида. Инстинкт проявляется как реакция на изменения состояний внешней среды, а также как реакция на прогнозируемые изменения во внешней среде, неосознаваемо оцениваемые как влияющие на выживание.

То общее определение, что есть сейчас («Инстинкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения») некорректно. Через тенденции и стремления инстинкт определяется только у Фрейда в отношении к Эросу («инстинкту жизни») и Танатосу («инстинкту смерти»). Но дело в том, что называть Эрос и Танатос инстинктами тоже неправильно. Ошибка возникла при переводе Фрейда на английский язык. Стандартная англоязычная версия работ Фрейда смешивает два термина, которые различны в немецком языке: Instinkt («инстинкт») и Trieb («стремление»). На самом деле Фрейд называл «инстинктом смерти» именно стремление… ([[1]]).

А. Маслоу утверждал, что у человека больше нет инстинктов, потому что мы можем их преодолеть в определённых ситуациях. Он считал, что то, что слово «инстинкт», часто неточно используют для определения сильных стремлений. По Маслоу, инстинкт — это то, что невозможно преодолеть, и, следовательно, термин больше не применим к людям (хотя можно применять к людям далёкого прошлого). ([[2]]).

Следует дать определение, в котором чётче будут выражены различия между инстинктом и приобретаемым поведением, а так же наличие/отсуствие у инстинкта таких критериев как:

  • автоматичность
  • непреодолимость
  • врождённость
  • «уязвимость» перед каким-либо триггером
  • необходимость присутствия у каждого представителя вида
  • возможность изменения
  • различие в проявлении у особи, действующей по инстинкту в первый раз, и более опытной особи.

Понятно, что в психологии, медицине и этологии (и даже у различных течений одной из наук) определения будут разными, но текущая путаница с определениями постоянно вызывает споры на пустом месте и всякие псевдонаучные теории.

По моему говорить что у человека нет инстинктов глупо, надо статью исправить. Просто у неграмотных людей высокая самооценка. К примеру: инстинкт заставляет молодежь скапливаться шайками на улицах. Разве нет? 92.241.226.36 11:22, 2 февраля 2011 (UTC)

Тогда надо признать, что и нас с вами инстинкты заставляют тут собираться и писать что-то.

Те явления среди людей которые выглядят как действия инстинктов на самом деле может быть действия автоматизмов (шаблонов) поведения, наработанных согласно среде. Dimetris 12:58, 5 февраля 2014 (UTC)

Специалисты избегают подобного словоупотребления из-за трудностей, проистекающих из противоречивого характера данного термина, а мы ориентируемся на специалистов. Заметьте, что такая терминологическая «дискриминация» ничуть не умаляет значение наследственной составляющей поведения человека. Томми Нёрд 19:05, 3 февраля 2011 (UTC)
Может быть и нет. Может быть, их заставляет «скапливаться шайками» не инстинкт, а информационный голод (узнать новых людей, поделать новые дела, сменить обстановку)?
А информационный голод — нельзя назвать инстинктом? —Nashev 08:07, 7 апреля 2011 (UTC)
По определению в Викисловаре — нет. По определению за авторством Даниловой и Крыловой здесь в статье — нет. По Павлову тоже нет. По определениям большинства этологов — тоже нет. По Маслоу, совершенно точно нет. По Фрейду можно, но это из-за неточности перевода с немецкого на английский, см. выше в обсуждении про путаницу с определениями между инстинктом и стремлением. Ещё инстинкты иногда путают с рефлексами, с биологическими потребностями, с усвоенными навыками и выученными шаблонами мышления (стереотипами) и поведения. 89.178.143.160 12:17, 7 апреля 2011 (UTC)

Статья написана невнимательно. Некоторые части не имеют смысла, некоторые — не завершены. Вот несколько примеров: В этиологии: … Этологи занимались преимущественно стереотипными и непластичными Традиционно инстинкт рассматривается как наследственный и неизменный компонент поведения. … Структура инстинктивного поведения: …Крэг называл их фазами и выделял поисковую и завершающую фазы. В поисковой фазе (подготовительная фаза или аппетентное поведение) заключается в поиске биологически значимых раздражителей. Поисковое поведение возникает под действием внутренних факторов, к числу которых принадлежат раздражения от внутренних рецепторов, гормоны, изменение концентрации определённых веществ… —95.221.4.79 14:03, 24 февраля 2012 (UTC)Lynx607

разница инстинкт — интеллект[править код]

У одного писателя есть фраза, что интеллект это «накипь» на инстинктах. В своей статье обсуждении я хотел склонить к определению — авторитет человека в обществе, но не лишне поразмышлять об интеллекте…. Раффаэль 14:36, 4 июня 2012 (UTC)

Add section MediaWiki screenshot.ru.png
Не надо этого делать, тем более, на основе невнятных фантазий писателя =) И пользуйтесь закладкой «добавить тему», так удобнее. // Akim Dubrow 14:42, 4 июня 2012 (UTC)
Разница в том, что действия, основанные на инстинктах, управляются центральной нервной системой, а разумные действия - головным мозгов. Кредо Мести (обс.) 09:47, 24 ноября 2019 (UTC)

Создаю тему в ответ на это сообщение.

  • Во-первых, отсутствие чёткого определения или отсутствие единства определения во всех источниках не означает, что термин — бред. Нет чёткого определения у многих терминов, в том числе самых фундаментальных, например у термина жизнь.
  • Ссылаться на википедию ни к чему (википедия — не авторитетный источник), но и искомая отсылка не подтверждает вашу точку зрения — споры о наличии разума у отдельных животных никак не отрицают существование инстинктов у животных или человека.
  • Определение в преамбуле не неправильное, а просто одно из ряда определений. Возможно, всем заинтересованным в этом участникам целесообразно расширить преамбулу другими определениями или аспектами термина на основе авторитетных источников.
  • Относительно курсива — это вопрос оформления, и лично для меня он непринципиален. Однако в необходимости выделения не видно смысла. Заинтересованным в дополнении/переписывании/оформлении преамбулы настоятельно рекомендую подтверждать свои тезисы авторитетными источниками.—Draa kul talk 17:01, 8 августа 2013 (UTC)
Это бессрочник CYl7EPTEMA777, если будет сильно упорствовать, можно будет заблочить диапазон… но Ваши рекомендации полезные, конечно =) Akim Dubrow 17:47, 8 августа 2013 (UTC)

Инстинкты — унаследованные мотивации. Просто и понятно. Источник вставить не могут не ставится гугловская ссылка взято с публикации Вилюнас В. Психология развития мотивации. СПб, Речь, 2006.

С. 187-189, 193-195, 208-219, 227-232, 245-249

3.4. ИНСТИНКТИВНАЯ ОСНОВА МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Dimetris 22:28, 20 января 2014 (UTC)

Инстинкты - унаследованные мотивации.

Ясность в понимании инстинкта вносится обсуждавшейся в п. 2.1 идеей эволюционного развития инстинкта, согласно которой оно происходило в на-правлении избавления инстинкта по мере возможности от жесткой стимульно-реактивной определенности и замены сравнительно строгого способа действий менее конкретными побуждениями действовать некоторым неуточненным, но прижизненно уточняемым образом. Dimetris 09:57, 21 января 2014 (UTC)

Мнение одного этолога не является мнением всех этологов[править код]

В первом абзаце указано мнение одного отдельно взятого автора-публициста, этологи не отрицают наличие инстинктов у человека. Об этом написано в статье про этологию. По ссылке же вот такой «научный» текст: «И в заключение – зачем же у человека сейчас ищут инстинкты с тем же усердием, с каким раньше искали бессмертную душу? Цель одна – не мытьём, так катаньем примирить с несправедливостью устройства мира, который во зле лежит и, несмотря на 1789 и 1917 год, не собирается оттуда вылезать, напротив, погружается во зло всё глубже.» Это личное мнение автора, к тому же основанное на его политических взглядах, не более. 128.73.175.90 01:04, 17 октября 2018 (UTC)

Ссылки на источник у «Инстинкты у человека»[править код]

Ссылка на источники: это нормально что вместо ссылок на научные работы, либо указания библиографической ссылки идёт ссылка на РИА Новости?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *