Интроекты это: Интроекция (психология) — Википедия – Интроекция в психологии, примеры, жертвы интроекции – кто они?

Автор: | 04.03.2019

Содержание

Интроекция (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2019; проверки требуют 2 правки.

Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

В результате этого процесса нечто приходящее извне воспринимается человеком как происходящее из него самого. Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Интроекция также тесно связана с психологическими механизмами проекции и проективной идентификации[1].

Адаптивная роль[править | править код]

Интроекция играет важную роль в процессе формирования «Сверх-Я», совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими» на них

[1].

Защитная функция[править | править код]

Интроекция позволяет маленькому ребёнку осознавать себя как всемогущего (несмотря на его фактическую беспомощность) за счёт «присвоения» себе возможностей и качеств значимых взрослых. Когда человек вырастает, эта защита может сохраняться, защищая его от потери самоуважения в ситуациях зависимости от других людей (у меня есть защитник/помощник, и поэтому Я не беззащитный и не беспомощный), хотя обычно у взрослых людей интроекция начинает осознаваться и превращается в идентификацию[1].

Деструктивная роль[править | править код]

Как и любая психологическая защита, интроекция искажает восприятие реальности человеком, а конкретно — заставляя его ощущать нечто внешнее как нечто внутреннее. Как следствие, исчезновение этого внешнего может быть воспринято как исчезновение чего-то внутреннего, что имеет непосредственное отношение к природе депрессии и процессу горевания — пытаясь сохранить внутреннюю целостность, человек может предаться бессознательной фантазии о том, что это он виноват в потере и что он может как-то загладить свою вину, вернув таким образом то, чего ему не хватает[2][3].

Идентификация с агрессором[править | править код]

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на защитные функции процесса, выделив как самостоятельный процесс «идентификацию с агрессором» — бессознательное отождествление человека с тем (теми), кто угрожает его безопасности. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты.

Фрейд не проводил различия между интроекцией и идентификацией (это разграничение появилось в психоанализе несколько позже) и понимал их как основу эдипова комплекса — не способный противостоять власти отца, «отбирающего» у него права на безраздельное владение матерью, сын идентифицируется с отцом, желая стать как отец и найти себе жену как мать[4].

Интроекция в психологии, примеры, жертвы интроекции – кто они?

Интроекция – это бессознательный механизм психологической защиты. От латинского «intro» – внутрь и «jacio» – кладу – процесс перенесения индивидом в бессознательное пространство субъективных образов внешних объектов, концептов, паттернов. В терминологию психоанализа введен в 1909 г. последователем Зигмунда Фрейда, психоаналитиком венгерского происхождения Шандором Ференци.

Фрейд, недиффиренцировал идентификацию и интроекцию, придавал значение защитному аспекту механизма, выделив отдельно идентификацию с агрессором, концепция которой стала базой психоаналитического пояснения стокгольмского синдрома. Отдельно интроекцию отделили позже, обозначив как примитивную, архаичную модель идентификации с основным отличием в полной бессознательности создания интроекта. Фрейд же считал интроекцию фундаментом Эдипова комплекса – желая безраздельно владеть матерью, и без возможности конкурирования с отцовской фигурой ребенок идентифицирует себя с ней, интроецирует материнский образ в бессознательное. А потому в роли полового идеализированного объекта видит наиболее подобных матери женщин. Соответственно, интроекция женщин имеет обратных героев и названа позднее комплексом Электры.

Что такое интроекция

Интроекция в психологии это механизм поведенческого сценария.

Интроекция гештальт связана с взаимоотношениями между людьми. Одним из необходимых элементов роста личности есть умение разделять границы – Я и Другие. Принимая что–либо из внешней среды, эффективным для развития будет лишь то, что будет ассимилировано, т.е. переработано личностью. В противном случае принятое без различения это будет частью внешней среды, подобно паразиту в организме.

Работу интроекции можно отследить в речи, по использованию слов должно, надо, нельзя. Фредерик Перлз, основатель направления гештальт, называл долженствование – мастурбацией (от англ. Must – должен). Проводя аналогию ассимиляции с пищеварением, он говорил, что для эффективного усвоения мы не глотаем пищу куском, когда, проталкивая ее внутрь, мы испытываем дискомфорт, может возникнуть желание избавиться от нее. Подобное питание может нанести нам вред, поэтому пережевываем (разрушаем) и перевариваем (преобразование пищи в элементы, принимаемые нашим организмом) ее.

Этические, поведенческие нормы, эстетически ценности, политические взгляды первично приходят к человеку извне. По мере взросления, соприкасаясь с социумом, личность получает информацию и наблюдает ситуации, которые ложатся в основу внутреннего мира. Критически анализируя внешние события можно определить ситуации, когда тот или иной образ может быть ограничен в конкретной ситуации, но целиком принимая что-то безотносительно контекста, под влиянием конкретного или абстрактного авторитета человек подчас помещает в себя – интроецирует – целостные не ассимилированные объекты – интроекты.

На ранних этапах взросления человек практически не может избежать подобного механизма. Полное отрицание внешних объектов так же не является выходом, поскольку как физиологически, так и психологически человек получает различные внутренние элементы для собственного построения извне. Но для эффективного принятия требуется их разделять, анализировать, отделять лишнее, собирать в нужную для развития форму и лишь тогда помещать во внутренний мир.

Будучи принят бессознательно, целиком объект удерживает личность от развития, поскольку часть ресурса отбирается на удержание и оправдание объекта и чем больше таких объектов, тем больше человек занят отстаиванием установок, позиций и взглядов, которые являются чужими. С другой стороны, интроекция способствует дезинтеграции личности, поскольку интроецируя несовместимые объекты человек разрывается изнутри противоположными направлениями в попытке соединить их, осуществляя невротический конфликт. По мере развития невротический конфликт доходит до крайней точки, когда объекты равноценно значимы и дальнейший рост личности останавливается, ресурсы идут на удерживание условного равновесия. В итоге, интроекция – механизм по которому человек принимает в себя умственные и поведенческие паттерны, которые не являются его собственными. Посредством него человек отодвигает границу, отделяющую собственную личность и внешний мир настолько глубоко внутрь, что от личности практически ничего не остается.

Интроекция в психологии

Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.

Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении. Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я. При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.

По мнению Ференци, интроекция это и механизм невротического конфликта, и адекватный психический процесс, являющийся частью невроза, имеющего место в бытовой жизни личности. Для невротика специфично некоторое бессознательное разбавление своего Я объектами окружающего мира. Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту. При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.

З. Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.

Л.С. Выготский развивал идеи, параллельно используя понятие синонимичные интроекции – интериоризация – говоря о формировании внутренних субъективных формирований психики способом ассимиляции знаков и их комбинации внешней социальной деятельности, своеобразное перекодирование межличностных отношений во внутриличностные. Воздействие других на личность изначально, личность взаимно воздействует на окружающий социум, формируя социальную ситуацию развития.

Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).

Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.

У индивидуума интроецируемая информация воспринимается в первоначальном виде в форме чужеродного объекта в бессознательном. Ассимиляция не произошла.

Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.

Жертвы интроекции – кто они?

Интроекция присуща человеку на любом этапе возрастного развития, оказывая слияние на жизнь посредством различных бессознательных образов, появляющихся в психике личности. Структурой бессознательного, в которую помещены интроекты принято считать Супер–эго, а его речевыми конструктами и понятиями являются должно\не должно, принято\не принято.

В процессе психологического формирования ребенка проходит несколько ключевых этапов, когда происходит формирование Супер–эго. Основа и первичные интроекты закладываются в первые два года жизни, в годы формирования привычек, соответствующие 3–4 летнему возрасту, появляются понятия плохого и хорошего, разделение себя от фигуры родителя с которым происходит идентификация. Примерно в пятилетнем возрасте, окончательное достижение самоидентификации за счет социализации в период, предположительно, 6–12 лет. Так же есть результаты исследований, по которым период формирования моральных эмоций относится к возрасту 2–3 лет.

Соответственно, чем раньше был сформирован интроект, тем сложнее человеку будет его отделить и ассимилировать. Соответственно, в зависимости от того, на каком этапе психологической осознанности находится личность, она будет более или менее склонна к использованию механизма интроекции. Чем Супер–эго сильнее Эго и подавляет его, тем больше интроектов будет наполнять психическую сущность личности.

Интроекция пример того, как человек может усложнить свое взаимодействие с другими.

Жертвы интроекции – кто они? Жертвами интроекции одновременно являются: проецирующий индивид интроекцию на другого и тот человек, на кого проецируют, поскольку от него требуют характеристик, которыми он не владеет. Интроекция гештальт способна создать прочную иллюзию о личности другого человека.

Интроекция – форма эмоционального взаимодействия индивидуума с внешним объектом вызывающий интерес. Идентифицируясь с ним, человек хочет быть подобным. Вследствие интроекции личность, в своей бессознательной фантазии, становится внешним объектом, его неотделимой частью. Он может лишиться внешнего объекта, но интроекция будет оказывать неосознанное влияние. В результате интроекции нечто, изначально находящее вовне, воспринимается как берущее начало изнутри. Этим объясняется ситуация, когда достижения партнера, ребенка или другого близкого воспринимаются как свои и человек останавливает личное развитие, не дифференцируя его с развитием другого. В случае физической потери другого человека или прекращения контакта, индивид ощущает внутренние разрушение, «оторвали часть». Так же может происходить ситуация, когда ощущая внутреннюю неудовлетворенность, как итог отсутствия личной реализации, человек может садировать внешний объект, источник интроецируемых достижений, что приводит к конфликтам и непониманию.

Будучи ригидными образованиями, интроекты мало поддаются изменению, даже в случае, если вследствие их воздействия человек реализует поведение, которое приводит к дискомфортным или даже наносящим ему вред итогам. Он может подчинить жизнь реализации внутреннего «должно» или, находясь с ним в постоянном конфликте, ощущая свою неправильность постоянно подпитывать внутренний конфликт, и в случае крайнего несовпадения реальных требований жизни с интроектом может привести суицидальным мыслям.

Но и в «легкой форме» процесс интроекции как преимущественный защитный механизм приводит к неприятным проявлениям. Такой человек не может отделить свои границы от чужих. В социальном плане он хочет сразу войти в слияние с другими без предварительного контакта, он стремится «открыть душу», стать близким. Причем, по сути, его контакты поверхностны, так вместо интереса к личности другого, который предполагает разделение, он создает внутренний желаемый образ и другому предъявляет требования соответственно интроекту, что, несомненно, приводит к агрессии другого, ощущению непонимания и разочарования. Подобное может относиться и к половой неразборчивости, когда постепенное взаимодействие и узнавание пропускается в угоду быстрого «поглощения» и удовлетворения в итоге слияния с воображаемым образом, поскольку реальный человек остается, по сути своей, неузнанным и чтобы избежать разочарования идет смена партнера.

Вторичной выгодой интроекции можно назвать возможность перекладывания ответственности на внешние источники, ссылаясь на воспитание, традиции, нормы морали, общечеловеческие ценности, культурные стандарты. Поскольку механизм защиты неосознаваем личность не может противостоять ему и в противоречие этому говорит о невозможности изменения.

Чтобы ослабить влияние данного механизма на жизнь и справиться с существующими, конфликтными интроектами, человеку требуется вместе с терапевтом выделить, дифференцировать и трансформировать внутренний материал, чтобы выполнить этап ассимиляции.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Интроект — Психологос

Интроект — популярное понятие в среде психоаналитиков и гештальт-терапевтов, обозначающее неаутентичное желание: желание, не имеющее внутренних корней и вставленное человеку кем-то посторонним. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок.

Пример. Родители вбили мальчику в голову, что ему нужно быть врачом, потому что это семейная традиция. Мальчик отхватил интроект “я должен стать врачом” и начал его реализовывать. Результат — он мучается, но учится на врача. Выход – осознать интроект (например, на личной терапии) и решить, что с ним делать. Выходов два — либо принять, либо отказаться. В первом случае желание “стать врачом” наконец-то станет личным желанием мальчика. Во-втором – он перестанет учиться на врача и займётся тем, что ему нравится. Например, начнёт чинить машины.

В сложившемся словоупотреблении «интроект» — нечто негативное, мешающее человеку, как заноза или камень за пазухой.

В научной психологии понятие «интроект» не употребляется. Дело в том, что в человеке природное, «не вставленное» человеку кем-то посторонним — только безусловные рефлексы и инстинкты, живущие в нашем организме на вполне животном уровне. Природное в человеке — то, что имеют Маугли, не прошедшие социализацию, не приобщившиеся к человеческой культуре. Но собственное в человеческое в человеке, его вторая природа — это культура, которую мы получаем от социума, то есть из семьи, ближайшего окружения, друзей, школы, интернета… Самые высокие человеческие желания, любовь к родине и желание позаботиться о близких — в этом смысле такие же интроекты, все это не имеет в человеке внутренних корней и вставлено человеку кем-то со стороны.

Все человеческое в человеке — это интроекты. Все лучшее в человеке — это интроекты.

Другое дело, что некоторые вещи были вставлены в человека некрасиво, неловко, не увязаны с остальной его мотивационной сферой, а то и находятся в прямом конфликте с другими его желаниями. В этом смысле, видимо, интроектами возможно называть желания человека, находящиеся в конфликте с другими, базовыми для него желаниями.

Вводное занятие Университета

что это в психологии, примеры, механизм, определение, простыми словами

Человек в сложной жизненной ситуации бессознательно выстраивает психологическую защиту для предотвращения сильных потрясений. Наука с момента своего существования пытается выяснить механизмы, посредством которых организм блокирует нежелательные явления и описать их. Одним из таких состояний «самозащиты» является интроекция. Исследования метода психологической блокировки стали вестись с начала 20 века и теперь интроекция в психологии – это целая отрасль исследований по бессознательному поведению человека.

Интроекция

Что такое интроекция

Само понятие «интроекция» происходит от двух латинских корней – intro (внутрь) и jacio (кладу или бросаю). С научной точки зрения – это процесс бессознательного переноса индивидом во внутренний мир получаемой от внешних источников информации. Интроекция – это метод психологической защиты. В качестве информации в данном случае понимаются вербальные и невербальные объекты, воспринимаемые человек из окружающего мира и других людей. Сюда относят взгляды, слова, мотивы, установки, концепты, паттерны. Все они называются одним общим словом – интроекты.

Исследования в области бессознательного проводились Зигмундом Фрейдом, но он не разделял идентификация и интроекцию, акцентируя внимание на защитном механизме индивида, противопоставляемому внешним психологическим угрозам.

Первое выделение интроекции в психологии принадлежит последователю и ученику Фрейда – психоаналитику Шандору Ференци. Он предположил, что это явление примитивного характера, архаичная модель идентификации или уподоблении человека иному индивиду, группе или даже вымышленному персонажу.

Параллельно Фрейд выдвинул теорию, в соответствии с которой интроекция – это основа Эдипова комплекса. Примером интроекции в психологии по мнению ученого может служить желание ребенка безраздельно владеть матерью, не конкурируя при этом с отцом, поэтому внутри, бессознательно он уподобляется ей, интроецирует женский образ в сознание. И в будущем это ведет к желанию выбирать в качестве партнера идеализированный образ матери. У женщин существует противоположное состояние, именуемое комплексом Электры.

Развитие научного подхода

Если Фрейд и Ференци считали интроекцию положительным состоянием, которое помогает человеку защититься от негативных воздействий, то последующие труды ученых опровергли это суждение.

Известный психоаналитик, Фредерик Перлз продолжил исследование явления интроекции в разрезе гештальт-психологии. Согласно этой теории, процесс подмены находится в непосредственной связи между людьми. Для полного личностного роста требуется умение разделять «Я» и «Других». При впитывании чего-либо из внешнего окружения, индивид должен ассимилировать полученное. Только тогда можно говорить об эффективности развития личности.

Иначе принимаемое из окружения без «переработки» и различения оно остается частью внешнего мира, находящегося внутри индивида словно паразит.

Симптомами интроекции становится речь человека. В ней начинают преобладать слова:

  • надо;
  • должен;
  • нельзя.

Перлз определил подобное состояние как «тиранию долженствования». Он придумал для нее название – mustarbation, которое в английском звучании повторяет слово «мастурбация».

Ярким примером необходимости ассимиляции поступающей информации и знаков, а не ее интроекцию является аналогия с процессом пищеварения. Человек, принимая пищу, не проглатывает ее целиком, поскольку это приводит к ощущению дискомфорта и неэффективности всасывания. Наоборот, еда тщательно пережевывается. Аналогичное действие должно быть при впитывании объектов извне.

На протяжении жизни человек сталкивается с этическим нормами, правилами поведения, эстетическими ценностями и политическими устоями, приходящими из внешней среды. Эти явления приводят к расширению внутреннего мира. Но только по мере взросления индивид научается анализировать внешние события, ограничивая тот или иной образ относительно ситуации.

Безоговорочное принятие «правил игры», которое может происходить из-за влияния конкретного или абстрактного авторитетного лица, приводит к интроекции. В детстве человек, не имеющий жизненного опыта и ума, живет в состоянии постоянной интроекции.

Полное отрицание объектов нельзя считать выходом, поскольку для полноценного физиологического и психологического развития человек не может без поступления элементов извне. Но для эффективности их восприятия требуется разделение, анализ, отделение лишнего и сборка нужной для развития формы для помещения во внутренний мир.

При полном бессознательном принятии объекта не происходит развития личности, поскольку резервы человека тратятся на удержание и оправдание выбранного паттерна. Чем их становится больше, тем дольше индивид занят отстаиванием перед собой чужих взглядов, убеждений и позиций.

Интроекция приводит к дезинтеграции личности, ее дезориентации на уровне сознания. Перенос во внутреннее «Я» несовместимых между собой объектов, сопровождаемое попытками их соединения ведет к возникновению невротического конфликта. Его развитие до критической точки приводит к уравновешиванию по ценности полученных объектов. Это состояние прекращения развития и роста личности, поскольку все внутренние ресурсы уходят на поддержание баланса.

Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности

Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности.

Интроекция в психологии – это механизм, приводящий к отождествлению человека с умственными и поведенческими конструкциями, являющимися чуждыми. Это влечет изменение границы, разделяющей «Я» и внешний мир. Она настолько глубоко отодвигается, что от личности ничего не остается.

Виды интроекции

По мнению ведущих психоаналитиков прошлого, интроекция есть пример обхода бессознательным контроля сознания, при котором последнее пытается постфактум найти логику внутри условного решения.

Ференци предполагал, что интроекция совмещает в себе не только некротический конфликт, но также адекватный психический процесс, служащий проявлением невроза, возникающего в бытовой жизни индивида. Невротику свойственно разбавление собственной личности объектами окружающего мира.

Фрейд имел иное мнение, полагая, что интроекция приводит к деформации правильного восприятия настоящего, принуждая человека переживать на внешнее воздействие субъективно.

Русский ученый Л.С. Выготский предложил теорию параллельного существования интроекции и интериоризации. Лишь совокупность механизмом формирования психики посредством ассимиляции внешних символов приводит к перекодировке межличностных явлений во внутриличностные.

Наиболее полное деление интроекции на виды приводится в работах Перлза, который обозревал явление через призму гештальта. Он выделил три фазы механизма развития особенностей восприятия:

  • полная интроекция или предентальная фаза. В этом случае человек полностью становится жертвой интроекции, теряя собственное «Я» под грузом поступающих извне объектов;
  • частичная интроекция или резцовая фаза. В этом случае процесс становления личности некорректно, поскольку сознание не может полностью проанализировать поступающие извне сигналы;
  • ассимиляция или фаза коренных зубов. Идеальная форма интроекции по мнению ученого, при которой субъект оказывается способным полностью «переварить» полученную информацию и осознавать природу внешнего объекта.

Жертвы интроекции

Интроекция предполагает участие двух субъектов. Проецирующий индивид и на кого направлен механизм подмены. Они оба могут быть названы жертвами явления. Проблема заключается в том, что от человека требуют выполнения действий, которые ему не присущи или пытаются наделить его характеристиками, ему не свойственными.

Интроекты, люди, подвергшиеся разрушению собственной личности из-за тирании долженствования, относятся к ригидным субъектам. Они очень плохо поддаются изменениям, даже в случае, когда человек начинает осознавать, что пытается реализовать поведение, приводящее к дискомфорту или несущее вред.

При потере контакта или физической близости к проецирующим индивидом, интроект начинает ощущать разрушение целостности. Ощущение внутренней неудовлетворенности становится причиной садирования внешнего объекта, источника интроекции, что вызывает конфликты и недопонимание.

В этом случае наблюдается бессознательное изменение жизненного устоя. Человек начинает подчинять себя реализации сложившегося внутреннего «должно», подпитывая растущий конфликт. Самым страшным итогом подобной неудовлетворенности и невозможности нахождения объекта интроекции становятся суицидальные мысли.

Для ослабления интроекции, протекающей даже в легкой форме, требуется выделение, дифференцирование и трансформирование внутреннего материала. Необходимо перевести человека в стадию ассимиляций во избежание личностного конфликта.

Интроекция — Психологос

Интроекция — (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

В речи интроекты проявляют себя постоянным употреблением слов «надо», «должен» и «нельзя». Гешталь-терапия требует эти конструкции заменить на «Я хочу». При интроекции мое собственное желание, моя потребность заменяется на желание или потребность другого человека, сформулированные в виде непреложного правила. Фредерик Перлз, известный как обладатель чрезвычайно резкого языка, называл одним из бичей современного человека «тиранию долженствования», которую именовал mustarbation (от английского must – «должен», на английском слово в целом созвучно «мастурбации»).

Интроекция (из книги Фредерика Перлза «Свидетель Терапии»)

«…Наш рост обеспечивается способностью различения, которая сама является функцией границы между «я» и другим. Мы что-то берем из среды и что-то ей возвращаем. Мы принимаем или отвергаем то, что среда может нам предложить. Но мы можем расти, только если в процессе принятия в себя мы полностью перевариваем и тщательно ассимилируем то, что получили. То, что мы реально ассимилировали, становится нашим собственным, так что мы можем делать с этим все, что нам угодно. Мы можем сохранить это для себя или отдать в новой форме, приобретенной благодаря ассимиляции. Если же мы проглотили нечто, не разжевав, приняли без различения, — оно становится чужеродным телом, загнездившимся в нас паразитом. Хотя оно может казаться нашей частью, на самом деле это не так, оно остается частью среды.

Физический процесс роста посредством ассимиляции, то есть разрушения и переваривания, — легко наблюдать. Пища, которую мы получаем, требует не проглатывания целиком, а пережевывания (что начинает процесс ее разрушения) и переваривания (что продолжает процесс дальнейшего превращения пищи в химические частицы, которые организм может использовать). Физическая пища, хорошо переваренная и ассимилированная, становится частью нас самих, превращается в кости, мышцы и кровь. Но пища, которую мы глотаем целиком, которую мы заталкиваем в себя не потому, что мы ее хотим, а потому что нас заставили ее есть, тяжестью ложится на желудок. Она создает нам неудобства, мы хотели бы выбросить ее из себя, освободиться от нее. Если мы не делаем этого, если мы подавляем свой дискомфорт, свою тошноту и желание избавиться от этой пищи, мы можем в конце концов все же ухитриться ее переварить, — или она нас отравляет.

Психологический процесс ассимиляции в значительной степени похож на физиологический. Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, эстетические, политические ценности — все это первоначально приходит к нам из внешнего мира. В нашем уме нет ничего, что не пришло бы из среды, но в среде также нет ничего, для чего не существовало бы органической потребности, физической или психологической. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать подлинно нашим, частью нашей личности.

Если же мы некритически, целиком принимаем что-то на веру, потому что кто-то так сказал, или потому что это модно, или безопасно, или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно или революционно, — все это откладывается в нас тяжелым грузом. Это несъедобно, это чужеродные тела, хотя мы и дали им место в своем уме. Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки психологически называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чуждые образования попадают в личность, мы называем интроекцией.

Я не хочу сказать, что этот процесс проглатывания целиком не служит иногда полезным целям. Студент, который зубрит целую ночь перед экзаменом, чтобы получить хорошую отметку по предмету, который ему непонятен, имеет вполне оправданные причины для своих действий. Но если он тешит себя мыслью, что действительно чему-то научился посредством такой зубрежки, то через полгода он сможет убедиться, что забыл большую часть того, что «выучил».

Я также не хочу сказать, что человек должен отвергать какую-либо психологическую пищу, которая приходит из внешнего мира. Питаться собой психологически так же невозможно, как физически. Я говорю лишь, что факты и установки, на которых строится наша личность, то есть психологическая пища, которую предлагает нам внешний мир, должна быть точно так же ассимилирована, как наша физическая пища. Она должна быть деструктурирована, проанализирована, разъята, а затем собрана вновь в такой форме, в какой она окажется для нас наиболее ценной. Если она просто проглочена целиком, она ничего не дает для развития нашей личности. Напротив того, она превращает нас во что-то вроде комнаты, настолько заваленной чужими вещами, что в ней не хватает места для наших собственных. Она превращает нас в мусорную корзину, наполненную чуждой и ненужной нам информацией. Самое худшее состоит в том, что этот материал имел бы для нас огромную ценность, если бы мы обдумали его, изменили и трансформировали его в себе.

Таким образом, опасность интроекции двояка. Во-первых, интроектор упускает возможности развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием чуждых элементов в своей системе. Чем больше интроектов он нахватал, тем меньше у него остается возможностей выразить себя или хотя бы обнаружить, что такое он сам. Во-вторых, интроекция способствует дезинтеграции личности. Интроецировав несовместимые понятия, вы можете обнаружить себя разрываемым на куски при попытке согласовать их. В наше время это встречается довольно часто.

Наше общество, например, с детства учит нас двум совершенно различным и, по-видимому, противоположным установкам. Одна соответствует так называемому «золотому правилу» — делать другим то, что хотелось бы от них получить. Другая — закон выживания наиболее приспособленных, выражаемый пословицей «собака собаку ест». Если мы интроецируем обе эти установки как догмы, мы в конце концов будем пытаться быть одновременно и мягкими, добрыми, нетребовательными, и безудержно агрессивными. Мы будем любить наших соседей, но доверять им только в тех пределах, в каких мы можем с ними справиться. Мы будем являть собой мягкость, но одновременно будем жестокими и садистичными. Каждый, кто интроецирует подобные несовместимые представления, превращает собственную личность в поле их битвы. Невротический конфликт обычно доходит до мертвой точки, когда ни одна из сторон не может победить, и человек не способен ни к какому дальнейшему росту и развитию.

Таким образом, интроекция — это невротический механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия и мышления, которые в действительности не являются нашими собственными. При интроекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром так далеко внутрь себя, что от нас почти ничего не остается.

Возвращаясь к ситуации, в которой хорист полагает, что нехорошо беспокоить других, мы можем рассматривать ее как пример интроекции. Кто, в конце концов, говорит это, он или они? Действительно ли он полагает, что его собственные нужды настолько несущественны, что потребности группы всегда должны иметь преимущество? Когда интроектор говорит «я думаю», он обычно имеет в виду «они думают»… »

Вводное занятие Университета

«Я должен…» Интроект — не переваренная пища детства.

Продолжаем гештальт-практику. Новое упражнение. Сегодня об интроектах — не пережеванных установках из детства. Конкретно об интроекте «я должен…». Просто удивительно как они сильно воздействуют на нашу жизнь. Предлагаю достать их, переживать и проглотить или отторгнуть навсегда. Осторожно! Выполнение упражнений из гештальт-практики может вызвать реальную рвоту или диарею.

Гештальт-практика. Интроекты.

Итроекция — это один из механизмов прерывания контакта с собой и окружающим миром. Букально итроекция означает — «вбирание во внутрь». А интроект — информация, которая была проглочена, не пройдя ассимиляцию (пережевывания и переваривания с усвоением). В гештальт-практике работа с интроектами и интроекцией сродни трансформации ограничивающих стереотипов и установок мешающих жить.

Понятие интроекции в гештальт-терапии используется для описания процесса, когда чьи-то мнения и оценки принимаются без разбора, подобно тому, как маленький ребенок впитывает знания от окружающих. Этому процессу неразборчивости, поглощения, принятия на веру часто подвержены сектанты тоталитарных сообществ и ярые участники политических движений, которые принимают слова своих лидеров буквально за истину в одной инстанции.

Подрастая, ребенок должен больше трудиться для получения еды, ему надо жевать и пережевывать ее до того, как проглотить. Это действие, называемое ассимиляцией (усвоением) отличается от интроекции тем, что включает разрушение и реорганизацию. Однако некоторые люди никогда полностью не научаются агрессивному поведению, которое необходимо для ассимиляции, и продолжают просто впитывать и поглощать мнения своих родителей, а позже общества и других людей так же, как сначала просто впитывали (поглощали) материнское молоко — пассивно и без сомнений.

Такие люди принимают идеи, мнения и аргументы других людей, не пользуясь при этом своими собственными аналитическими способностями. «Преимуществом» такого поведения является отсутствие необходимости брать на себя ответственность за то, во что верит человек: подобное поведение не требует усилий, посколько позволяет сослаться на других — «он сказал…», «мама всегда мне говорила…»

Упражнение. Интроект: «Я должен».

Внизу дано несколько утверждений, закончите их письменно. Конечно Вы можете добавить и свои. Начиная читать предложение, постарайтесь не думать — позвольте проявиться чему бы то ни было и затем закончите предложение. Немного задержитесь над каждым предложением, пока не всплывет нечто новое для Вас — постарайтесь захватить это появившееся чувство и ощущение, прежде чем перейти к следующему предложению.

Хороший муж (хорошая жена) должен (должна)…

Женщина (мужчина) моего положения должна (должен)…

Хороший отец (хорошая мать) должен (должна)…

Когда я злюсь, я должна (должен)…

Ощущая влечение, я должна (должен)…

Всякий раз когда я чего-нибудь хочу я должна (должен)…

Все люди должны…

Вам, возможно, удастся осознать процесс интроекции по тому, как Вы реагируете на явно высказанное «должен»; всякий раз, когда Вы переносите на себя подобное ожидание, Вы очевидно чувствуете боль в желудке, напряжение в нижней части живота или еще где-то в теле.

Выводы.

После того, как Вы осознаете, что имеете дело с интроекцией, Вам удастся наиболее простым способом принять приемлемое и отвергнуть неподходящее, взяв на себя ответственность за интроецируемую ценность путем замены слова «должен» выражением «я выбираю» или «я хочу».

Ценности и идеи , которые возможно Вы интроецировали:

  • Сыроедение или вегетарианство.
  • Сдерживание своих чувств.
  • Запрет на выражение своих желаний.
  • Приказы не обсуждаются.
  • Обедать нужно всегда в 12 дня.
  • Муж должен зарабатывать, а жена должна воспитывать детей.
  • Женщина не должна знаниматься бизнесом.
  • Мужчины не плачут.

Напишите в комментариях, какие интроекты Вы обнаружили в ходе выполнения упражнения.

Поделитесь упражнением с друзьями:

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

Что такое интроект? —

Интроект — это навязанное извне убеждение. Как правило, навязывают его значимые взрослые — родители. В детском возрасте интроект как бы «падает» внутрь организма, и не «переваривается» психикой, а принимается на веру, некритично. Пример интроекта: «надо быть послушным», «нельзя говорить неправду», «ты должен всем нравиться», «девушка должна всегда следить за собой» и так далее.
Если сказать проще, то интроект это «заглоченный без ума кусок информации». Проблема в том, что интроекты-убеждения сильно отравляют жизнь, и еще не осознаются. Чтобы вытащить интроект наружу, нужно длительно работать с психотерапевтом.
Интроект это результат интроекции. В словаре психологических защит мы находим определение интроекции: «Интроекция — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей».
Цитата психолога о столкновении интроектов: «Крайне занятные ситуации получаются, когда внутри человека сталкиваются два взаимоисключающих интроекта. Например, «удержать мужчину можно, только если каждый день готовить ему вкусную еду» и «мужчины уходят от домохозяек к современным, независимым карьеристкам». И вот сиди и думай, готовить ему или плюнуть на это. Или «в женщине ничто так не привлекает, как естественность» и «нужно прикладывать много усилий, чтобы не дать ему заметить свой реальный возраст». Каково? Может, гримировать поллица? Или через день? Такие примеры есть где угодно, и самое грустное, что интроецированию тоже приучают с детства: «слушай старших!» — «а почему я должен их слушать?» — «не твоего ума дела, мал еще, рассуждать тут!». Так и получается, что некоторые привыкают – всегда есть кто-то умный, кто знает лучше нас самих. Мораль, как это ни банально – слушать свое сердце и думать своим умом».

Полезное и удобное правило жизни (или правила) отличаются от убеждений-интроектов тем, что свои правила человек для жизни выработал сам, и живет по нему. Убеждение-интроект это очень ригидная, статичная, категоричная субстанция. В один прекрасный день человек услышал что-то от авторитетных лиц (родители например), не подумал о том, подходит ему это или нет, и живет по этому убеждению. Такой стиль жизнь — разрушителен для психики. Рано или поздно приведет к кризису или депрессии, а так же — потери смысла жизни.

Чтобы не разрушать, а созидать свою жизнь, достаточно провести ревизию внутреннего содержимого убеждений, какие-то отбросить, какие-то — если нужны — оставить.

Чтобы ваши комментарии не публиковались на вашей стене
— Не ставьте галочку «поделиться»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *