Источники социального развития человека: Источники социального развития человека | Студент-Сервис

Автор: | 21.08.1978

Содержание

Источники социального развития человека | Студент-Сервис

Источники — это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека. Они подразделяются на внутренние — присущие новорожденному и внешние, на основе которых происходит реализация его внутренней социальной обусловленности.

А. Внутренние источники социального развития человека.

К основным, наиболее существенным внутренним источникам социального развития относятся:

Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был потенциально предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе) в частности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального факторов человека. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается на социальном и наоборот. Известно, что маугли долго не живут. Другими словами, жизненный цикл человека, не имевшего возможностей для активного социального развития в самом раннем возрасте, ограничен по сравнению с циклом его сверстников. Отставание в социальном плане особенно сказывается на психическом развитии ребенка. Об этом свидетельствуют результаты формирования детей, личностей, оставшихся без попечения родителей, воспитываемых в доме ребенка, интернатах, детских домах. Таким образом, психическое и социальное развитие тесно взаимосвязаны.

Органы чувств, уровень их развития. С их помощью ребенок познает среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формируется. Характерно, что своеобразие познания ребенком окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают для него значительные трудности при взаимодействии со средой жизнедеятельности, изучении ее. При этом его восприятие среды имеет индивидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями его органов чувств. Например, слепому ребенку непонятны цвета, краски, свет. Для него значительно богаче гамма звуков, тепла и пр. Данный фактор определяет отличное от сверстников социальное развитие ребенка с особыми нуждами и его проявление в среде жизнедеятельности.

Органы чувств динамичны в своем развитии. Чем с более раннего возраста они целенаправленно развиваются, тем большего уровня достигают, и наоборот, нереализация потенциала того или иного органа ведет к затуханию его деятельности.

Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания.

Б. Внешние источники (факторы) социального развития ребенка.

К ним, стимулирующим социальное развитие и воспитание человека, относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. На микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные трудовые коллективы, неформальные группы и объединения, отдельные личности. На этом уровне важное значение имеют все предметы, с которыми взаимодействует ребенок и с помощью которых происходит познание им среды: игрушки, игры, мебель, предметы и т.д.

На мезоуровне — это средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литература и пр. Они во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него.

Практикум по социальной педагогике

 

31 марта 2020 года. 2-я пара (9:50-11:20). Лекция

 

Человек с момента своего появления на свет развивается, формируется, становится личностью. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмами его реализации. Этот потенциал с рождения включает определенные для каждого человека биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации. Потенциальные возможности человека либо реализуются, либо нет. В первом случае они укрепляются, приобретают новое качественное содержание. Реализацию потенциала человека можно сравнить с бутоном красивого цветка. Он может созреть и раскрыться во всей своей красоте либо увянуть, так и не раскрывшись. Потенциальные возможности развития особенно велики в самом раннем возрасте, когда человеке предрасположен к значительной динамике роста. Полная его реализация позволяет человеку достичь высокого уровня самосовершенства.

Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазвития человека социальному педагогу необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят. Индивидуальные возможности ребенка определяются основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.

Основные вопросы темы:

1. Источники социального развития человека.

2. Движущие силы социального развития человека.

3. Роль личности человека в социальном самосовершенствовании.

Задание для обучающихся в дистанционном режиме: Законспектировать материал лекции по учебнику Л. В. Мардахаева «Социальная педагогика» (Глава 5, страницы 54-73). Рукописный конспект сфотографировать или сосканировать. Фотографии или скан-копии рукописного конспекта прислать преподавателю на адрес электронной почты [email protected].

 

31 марта 2020 года. 4-я пара (13:10-14:40). Практическое занятие

 

Задание для обучающихся в дистанционном режиме: Для каждого из приведенных ниже вопросов (заданий) выполните следующее. Запишите вопрос (задание) в тетрадь. Дайте на него краткий, но точный и исчерпывающий ответ. Вашу рукопись с ответами на все вопросы сфотографируйте или сосканируйте. Фотографии или скан-копии рукописи пришлите преподавателю на адрес электронной почты [email protected].

Вопросы (задания):

1. Что представляют собой источники социального развития человека?

2. Что такое внутренние источники социального развития человека?

3. Назовите и дайте характеристику основных внутренних источников социального развития человека.

4. Что такое внешние источники социального развития человека?

5. Назовите и дайте характеристику основных внешних источников социального развития человека.

6. Что такое движущие силы социального развития человека?

7. Что характеризуют внутренние силы социального развития человека?

8. Назовите и дайте характеристику основных внутренних движущих сил социального развития человека.

9. Дайте определение неосознаваемым механизмам развития человека и их характеристику.

10. Дайте определение осознаваемым механизмам развития человека и их характеристику.

11. Каковы наиболее характерные рекомендации по учету осознаваемых механизмов в социально-педагогической работе с человеком?

12. Что такое внешние движущие силы социального развития человека?

13. Дайте характеристику основных внешних движущих сил, обеспечивающих реализацию социального потенциала развития человека.

14. Каковы социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил?

15. Какова роль самой личности человека в социальном самосовершенствовании?

16. Назовите и охарактеризуйте наиболее типичные формы самопроявления (позиции) личности в самосовершенствовании.

 

14 апреля 2020 года. 2-я пара (9:50-11:20). Лекция

 

В развитии человека как личности главное место принадлежит деятельности. Она способствует формированию качеств и свойств его личности, изменению многих индивидуальных особенностей. Чтобы выявить социально-педагогические возможности деятельности вообще, необходимо рассмотреть, что она собой представляет, ту сущность, которая непосредственно и опосредованно влияет на личность человека, осуществляющего ее.

Основные вопросы темы:

1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика.

2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность.

Задание для обучающихся в дистанционном режиме: Законспектировать материал лекции по учебнику Л. В. Мардахаева «Социальная педагогика» (Глава 6, страницы 74-80). Рукописный конспект сфотографировать или сосканировать. Фотографии или скан-копии рукописного конспекта прислать преподавателю на адрес электронной почты [email protected].

 

14 апреля 2020 года. 4-я пара (13:10-14:40). Практическое занятие

 

Задание для обучающихся в дистанционном режиме: Для каждого из приведенных ниже вопросов (заданий) выполните следующее. Запишите вопрос (задание) в тетрадь. Дайте на него краткий, но точный и исчерпывающий ответ. Вашу рукопись с ответами на все вопросы сфотографируйте или сосканируйте. Фотографии или скан-копии рукописи пришлите преподавателю на адрес электронной почты [email protected].

Вопросы (задания):

1. Что понимается под деятельностью?

2. Назовите основные компоненты деятельности и дайте им социально-педагогическую характеристику.

3. Назовите компоненты деятельности, пре­и­му­щест­вен­но влияющие на развитие самой личности, ее качеств.

4. Перечислите и кратко охарактеризуйте компоненты деятельности, влияние которых носит «поведенческий» характер.

5. В чем проявляется прогрессивный (развивающий) и регрессивный (негативно изменяющий, разрушающий) характер деятельности?

6. Назовите и кратко охарактеризуйте основные виды деятельности и их социально-педагогический характер.

 

28 апреля 2020 года. 2-я пара (9:50-11:20). Лекция

 

Социальное развитие человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность самопроявления во многом определяется его ощущением того, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в окружающей его социальной среде, чувствует себя благоприятно или неблагоприятно. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к положительному самопроявлению, социальному развитию.

Основные вопросы темы:

1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации.

2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление.

3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с воспитуемыми.

Задание для обучающихся в дистанционном режиме: Законспектировать материал лекции по учебнику Л. В. Мардахаева «Социальная педагогика» (Глава 7, страницы 81-94). Рукописный конспект сфотографировать или сосканировать. Фотографии или скан-копии рукописного конспекта прислать преподавателю на адрес электронной почты [email protected].

 

28 апреля 2020 года. 4-я пара (13:10-14:40). Практическое занятие

 

Задание для обучающихся в дистанционном режиме: Для каждого из приведенных ниже вопросов (заданий) выполните следующее. Запишите вопрос (задание) в тетрадь. Дайте на него краткий, но точный и исчерпывающий ответ. Вашу рукопись с ответами на все вопросы сфотографируйте или сосканируйте. Фотографии или скан-копии рукописи пришлите преподавателю на адрес электронной почты [email protected].

Вопросы (задания):

1. Что собой представляет социальная адаптация?

2. В чем состоит сущность понимания адаптации как процесса?

3. В чем состоит сущность понимания адаптации как проявления?

4. В чем состоит сущность понимания адаптации как результата?

5. Когда личности требуется адаптация?

6. В чем состоит сущность функциональной адаптации?

7. Какова сущность такой характеристики личности как неадаптивность?

8. Что собой представляет социальная дезадаптация?

9. В чем состоит сущность понимания дезадаптации как процесса?

10. В чем состоит сущность понимания дезадаптации как проявления?

11. В чем состоит сущность понимания дезадаптации как результата?

12. Назовите и кратко охарактеризуйте личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека.

13. Назовите и кратко охарактеризуйте средовые (внешние) факторы дезадаптации человека.

14. Назовите основные пути предупреждения и преодоления последствий дезадаптации представителей подрастающего поколения.

15. Что представляет собой социальная реадаптация? В чем сущность социальной реабилитации и реабилитационной деятельности?

Все самое интересное об Организации Объединенных Наций

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)

Экономический и Социальный Совет — главный орган, отвечающий за координацию экономической и социальной деятельности Организации Объединенных Наций и организаций, входящих в систему ООН. ЭКОСОС занимает центральное место в деятельности системы ООН по продвижению всех трех аспектов устойчивого развития — экономического, социального и экологического.

Функции

  • Служит главным форумом для обсуждения глобальных экономических, социальных и экологических вопросов;
  • обеспечивает связь между разнообразными структурами системы ООН, занимающимися вопросами устойчивого развития;
  • выносит рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех;
  • оказывает помощь в решении международных социально-экономических проблем и вопросов охраны здоровья людей и способствует международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
  • осуществляет последующую деятельность по итогам крупных конференций и встреч на высшем уровне ООН.

Членский состав

В Совет входят 54 члена, которые выполняют свои функции в течение трех лет. Решения в Совете принимаются простым большинством голосов. Каждый член обладает одним голосом. Ежегодно Совет проводит несколько коротких сессий, посвященных организации его работы, в которых часто участвуют представители гражданского общества. Кроме того, Экономический и Социальный Совет проводит ежегодную четырехнедельную основную сессию, которая проходит в июле поочередно в Женеве и Нью-Йорке.

Вспомогательные органы

В составе ЭКОСОС много различных комиссий, которые курируют широкий круг вопросов, относящихся к его компетенции. Среди них — Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия социального развития, Комиссия по народонаселению и развитию, Комиссия по положению женщин, Статистическая комиссия, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Комиссия по устойчивому развитию, Комиссия по науке и технике в целях развития и Форум Организации Объединенных Наций по лесам.
Кроме того, Совету подчиняются пять региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки(ЭКА), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).

Некоторые специализированные учреждения, фонды и программы ООН

Экономический и Социальный Совет рассматривает доклады ряда специализированных учреждений, фондов и программ, которые представляют собой отдельные организации со своим членским составом, бюджетами и штаб-квартирами. Вот их краткий перечень.

  • ПРООН — Программа развития Организации Объединенных Наций — занимается вопросами развития в масштабах всего мира, стимулируя перемены и обеспечивая странам доступ к источникам знаний, опыта и ресурсов во имя улучшения жизни людей. ПРООН работает в 170 странах, помогая им находить собственные пути решения проблем мирового и национального развития. Программа полностью финансируется за счет добровольных пожертвований государств-членов, ее годовой бюджет составляет около 5 млрд долларов.
  • ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных Наций — является главной организацией в структуре ООН, отстаивающей, поощряющей и защищающей права детей. Кроме того, в самых разных странах мира Фонд помогает детям, оказавшимся в трудной ситуации.
  • ЮНЕП — Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде — направляет деятельность по охране окружающей среды и поощряет партнерское взаимодействие в этой области. Она поддерживает усилия в таких областях, как мониторинг природной среды, экологическая экспертиза и раннее предупреждение.
  • ЮНФПА — Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения — отстаивает право женщин, мужчин и детей на здоровье. ЮНФПА помогает странам использовать демографические данные для выработки стратегий и программ, для того чтобы уменьшить масштабы нищеты, чтобы каждая беременность была желаемой, каждые роды безопасными и чтобы к каждой девушке и женщине относились с уважением.
  • УВКБ — Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев — обеспечивает правовую защиту беженцев и помогает находить пути долговременного решения их проблем, содействуя либо добровольному возвращению домой, либо расселению в других странах.
  • МОТ — Международная организация труда — отвечает за выработку стратегий и программ защиты основных прав трудящихся, улучшения условий труда и жизни и расширения занятости.
  • МВФ — Международный валютный фонд — обеспечивает стабильность мировой валютно-финансовой системы. Он дает рекомендации по ключевым экономическим стратегиям, оказывает временную финансовую помощь и организует подготовку кадров, содействует экономическому росту и уменьшению масштабов нищеты.
  • ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций — ведет борьбу за ликвидацию голода и недоедания и повышает качество питания. Кроме того, она помогает государствам-членам рационально развивать сельское хозяйство.
  • ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — содействует международному сотрудничеству и обмену информацией в области образования, науки, культуры и коммуникации.
  • ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения — направляет и координирует международную деятельность в области охраны здоровья. Кроме того, она поддерживает и координирует исследования в области профилактики болезней.
  • Всемирный банк — Всемирный банк — предоставляет развивающимся странам займы с низкой процентной ставкой и беспроцентные кредиты и субсидии на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры и другие цели.
  • ИКАО — Международная организация гражданской авиации — обеспечивает безопасность, надежность и упорядоченность международного воздушного сообщения и его поступательное развитие, стремясь максимально ослабить негативное воздействие мировой гражданской авиации на окружающую среду.
  • ИМО — Международная морская организация — отвечает за безопасность, надежность и эффективность морского судоходства и предотвращение загрязнения морей с судов.
  • МСЭ — Международный союз электросвязи — во взаимодействии с правительствами и частным сектором координирует деятельность телекоммуникационных сетей и служб во всем мире. МСЭ помогает людям осуществлять коммуникацию с помощью самых разных средств: от широкополосных каналов Интернет-связи до систем беспроводной связи последнего поколения, от средств воздушной и морской навигации до радиоастрономии и спутниковой метеорологии, от телефонной и факсимильной связи до телевизионного вещания.
  • ВПС — Всемирный почтовый союз — способствует поступательному развитию качественных, эффективных и доступных почтовых услуг для содействия коммуникации между людьми во всем мире.
  • ВМО — Всемирная метеорологическая организация — координирует деятельность ученых мира по изучению состояния и поведения атмосферы Земли, ее взаимодействия с Мировым океаном, ее влияния на климат и связанное с этим распределение водных ресурсов.
  • ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности — защищает права всех создателей и обладателей интеллектуальной собственности и тем самым обеспечивает изобретателям и авторам признание и вознаграждение за их творения.
  • МФСР — Международный фонд сельскохозяйственного развития — осуществляет прямое финансирование и привлекает дополнительные ресурсы для программ, направленных на улучшение экономического положения бедных жителей сельской местности. В сельских районах проживает 800 миллионов человек, для которых сельское хозяйство и связанные с ним виды деятельности являются главными источниками средств к существованию.
  • ЮНИДО — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — помогает странам совершенствовать национальные стратегии развития и нормативную базу. Ее индивидуально подобранные программы помогают обеспечивать доступ к рынкам и находить средства для развития малых и средних предприятий в агропромышленном секторе.
  • ЮНВТО — Всемирная туристская организация — способствует развитию ответственного, устойчивого и доступного для всех туризма с целью содействия экономическому развитию, взаимопониманию между народами, миру, процветанию и всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Особое внимание Организация уделяет интересам развивающихся стран в сфере туризма.
  • УНП ООН — Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности — помогает странам в их борьбе с незаконным оборотом наркотиков, преступностью и терроризмом. Оно способствует улучшению понимания проблем оборота наркотиков и преступности и помогает странам разрабатывать внутренние законы и осуществлять международные договора.
  • ВПП — Всемирная продовольственная программа — оказывает продовольственную помощь пострадавшим от катастроф и стихийных бедствий, улучшает питание и качество жизни самых обездоленных людей в сложные периоды их жизни и помогает людям добиваться самодостаточности.
  • ООН-Хабитат — Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам — пропагандирует развитие городов, благополучных в социальном и экологическом отношении, во имя обеспечения всех людей надлежащим жильем.

Главная страница — Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Мастер-класс клуба «Атласные ленты»

28 октября 2021 года ул. Люблинская, д. 159

Встреча участников клуба «Живой звук»

28 октября 2021 года ул. Люблинская, д. 159

Онлайн-занятие художественного клуба

28 октября 2021 года ул. Люблинская, д.125А, стр.1

Онлайн Декупаж: проводит Молчанова В.Г. участница клуба «Золотые руки»

28 октября 2021 года пр. Черепановых, д.22

ОНЛАЙН встреча разговорного клуба «Путешествуем по Англии»

28 октября 2021 года ул. Ивана Сусанина д.2 к.1

ОНЛАЙН. Встреча клуба «Кулинариум»

28 октября 2021 года г. Зеленоград, корп. 320

ОНЛАЙН. Клуб «Будь Здоров!» с Цыгановой Ириной Ивановной

28 октября 2021 года г. Зеленоград, корп. 2014

ОФЛАЙН. Занятия в клубе «Красота и здоровье

28 октября 2021 года г. Зеленоград, мкр. 3, лесопарк

Встреча участников клуба «Любопытный Сокольник» (ОНЛАЙН)

28 октября 2021 года ул. Бабаевская, д. 6

Встреча участников самоорганизованного объединения Хор «Соколовушки»

28 октября 2021 года ул. Бабаевская, д. 6

Клуб «Романтика Романса»

28 октября 2021 года ул. Бабаевская, д. 6

Танцевальный клуб «Ещё не вечер»

28 октября 2021 года ул. Бабаевская, д. 6

Вебинар «Освой гаджет»

28 октября 2021 года ул. Бабаевская, д. 6

Тренировка памяти (ОНЛАЙН)

28 октября 2021 года ул. Бабаевская, д. 6

Мастер-класс «Поэтическая гостиная» (ОНЛАЙН)

28 октября 2021 года ул. Бабаевская, д. 6

Вебинар «Зарядка для лица»

28 октября 2021 года поселение Щапово, д. 58

Клуб «Я в тонусе»

28 октября 2021 года поселение Щапово, д. 58

Клуб «Фабрика подарков»

28 октября 2021 года поселение Щапово, д. 58

Лекция «В смартфоне»

28 октября 2021 года поселение Щапово, д. 58

Клуб «История бардовской песни»

28 октября 2021 года поселение Щапово, д. 58

Клуб «Суставная гимнастика»

28 октября 2021 года поселение Щапово, д. 58

«Утренняя зарядка»

28 октября 2021 года поселение Щапово, д. 58

Человеческий Капитал Как Источник Социально-Экономического Развития в Современных Условиях (Human Capital as a Source of Social and Economic Development in Modern Conditions) by Abel Aganbegyan, Lyudmila Kleeva, Nadezhda Krotova :: SSRN

66 Pages Posted: 19 Jul 2018

See all articles by Abel Aganbegyan