Лекция 2. Ценности человеческой жизни
Лекция 2. Ценности человеческой жизни
Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.
Поясним на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.
Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования. К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, секс, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.
Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.
Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.
Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.
Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.
Жизнь, как ее понимает гуманизм, – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина.
Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость.
Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.
Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос.
Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.
Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.
Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.
Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.
«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.
Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.
От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!
Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение нашей мысли.
Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.
Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.
Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.
Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.
Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.
Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.
Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.
Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.
У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.
Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.
Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.
Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я. (Так что можно понять и тех, кого эти перспективы пугают…)
Общее ценностное состоянием телесной тотальности, в которую облечена личность, мы называет здоровьем.
Здоровье – общее условие благоприятной и плодотворной жизни.
Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью.
Необходимо:
– правильно питаться;
– ежедневно делать физические упражнения;
– избегать ненужных стрессов;
– уметь расслабляться и отдыхать;
– быть разумным и умеренным в получении удовольствий.
Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.
Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, – в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.
Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.
История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.
В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.
Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.
Вопросы к лекции
Чем ценности человеческой жизни отличаются от всех других?
Назовите основные жизненные ценности человека?
Как соотносится личность, если ее понимать как ядро человека или вместилище его сущности, с существованием человека?
В чем отличие ценность жизни от ценности человека?
Каковы два принципиальных вектора жизни?
В чем состоит ценность человеческого тела?
В чем ценность здоровья и каковы основные правила отношения к нему?
Вопросы для размышления
1. В чем состоит двойственность ценности жизни?
2. Почему ценности человеческой жизни можно назвать стартовыми, но не окончательными (целевыми)?
3. С чем связаны цели и средства в области жизненных ценностей?
4. Почему люди с ограниченными физическими возможностями не являются неполноценными людьми?
5. В чем достоинства и границы жизни как бесценного дара?
Жизненные ценности человека
Жизненные ценности есть у каждого человека. Они формируются еще в детстве, а во взрослой жизни оказывают влияние на поступки людей, принятие их решений, на личностный выбор. Ценности – отражение сущности, движущая сила, которая влияет на мировоззрение и формирование личности. В чем конкретно заключаются ценности жизни и как их подобрать для себя?
Откуда зарождаются жизненные ценности?
Хотя ценности человека стабильная структура, они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Фундаментальное значение имеют те ценности, которые закладываются еще в детстве. При этом они не возникают мгновенно, они формируются с течением жизни. Чем взрослее становится человек, тем более стабильные ценности его отличают. Для кого-то существенное значение имеют в жизни деньги, слава, власть и предметы роскоши. Другие же считают важным духовное самосовершенствование, творческое развитие, здоровье, семью и детей.
На формирование жизненных ценностей оказывают влияние:
- воспитание и семья;
- друзья;
- одноклассники;
- коллектив на работе;
- пережитые травмы и потери;
- экономическая обстановка в стране.
Базовые ценности жизни человека
Хотя каждый человек индивидуален, есть ценности, которые объединяют всех людей:
- Любовь к себе. Это не связано с эгоизмом. Такая любовь помогает достичь счастья в жизни и самосовершенствоваться.
- Ближний. Проявление этой ценности заключается в уважении каждого человека, его мнения и позиции в жизни.
- Семья. Счастливая семейная жизнь – высшая ценность для большинства людей.
- Супруг или супруга. Эмоциональная, духовная и физическая близость с любимым человеком для некоторых стоит на первом месте.
- Любовь к детям.
- Родина. Место, где родился человек, влияет на менталитет и отношение к жизни.
- Работа. Есть люди, которые стремятся раствориться в деятельности, они готовы браться за любое поручение на работе для достижения всеобщего блага.
- Друзья. Отношения в коллективе и самовыражение в нем занимают немаловажное значение для любого человека.
- Отдых. Эта сфера жизни позволяет личности сконцентрироваться на своих ощущениях, расслабиться и развеяться от бесконечной суеты.
- Общественная миссия – деятельность. Альтруисты в первую очередь стремятся делать что-либо на благо общества. Удовлетворение своих потребностей и желаний стоит уже на втором месте.
Нельзя сказать, что каждый человек выделяет для себя одну общечеловеческую ценность и живет по ней. Перечисленные области гармонично переплетаются, просто мы отмечаем для себя несколько и ставим их на первое место в жизни.
Жизненные ценности представляют собой сложную структуру, которая отражается на постановке цели в жизни и способе достижения. В результате человек предвидит неприятные ситуации и возможные неудачи.
Список возможных ценностей жизни человека
Помимо базовых жизненных ценностей каждый человек может иметь и индивидуальные, порой неординарные ценности. Ниже представлен лишь неполный список возможных ценностей человека, потому что продолжать его можно до бесконечности.
Оптимизм
«Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности». Такую черту характера бесспорно можно считать ценностью и радоваться наличию оптимизма в вашей жизни: с ним жизнь становится ярче и полнее.
Терпение
«Терпение и труд всё перетрут». Наличие терпения, особенно у современного поколения, однозначно стоит считать своей ценностью. Только при наличии терпения вы сможете добиться поставленных целей. Это что касается ваших личных выгод. Но и ваши друзья и партнеры, наверняка, оценят это качество.
Честность
«Честность всего дороже». Важно быть честным не только с другими, но и с самим собой. Если для вас эта ценность стоит в одном ряду с базовыми, вероятно, вы счастливый человек: как это ни парадоксально, но честным людям живется легче, чем тем, кто любит приврать.
Дисциплинированность
«Делу время, а потехе час». Большинство людей к этой ценности относят крайне скептически, ведь дисциплина равна, по их мнению, ограничениям, несвободе. И только с годами многие приходят к выводу, что если вы дисциплинированный человек, это не значит, что вы как-то себя ограничиваете, вы скорее находите путь в свободе и счастью с помощью этой черты характера.
Примеры жизненной ценности
Задаваясь вопросом: «Что для меня ценно?», многие оказываются в тупике. Однако очень важно дать себе однозначный ответ, чтобы при возникновении новой для себя ситуации быть верным своим ценностям.
Жизненные ценности не связаны с мнением других и признанием вас, как личности, благодаря достигнутым высотам
В определении своих ценностей помогает следующая последовательность действий:
- Останьтесь наедине с собой. Чтобы понять, что для вас важно в жизни, а что занимает второстепенное значение, рекомендуется очистить пространство от постороннего влияния. Занимайтесь исследованием своей личности в полном одиночестве, без влияния внешних факторов.
- Вспомните важные события в своей жизни. Необязательно это должны быть только положительные ситуации, поразмышляйте и над отрицательными. Запишите главные переживания на листке бумаги, подумайте, что вас впечатлило, а что расстроило, и без чего вы не представляете своей жизни.
- Изучите общечеловеческие ценности, ведь из них вытекают личностные потребности и взгляды. Следите за взаимосвязью между полученным списком и повседневной жизнью. Некоторые пункты из перечисленного — только желание, а не установившаяся ценность в жизни.
- Наблюдайте за собой. Выделите хотя бы один день, в который вы исследовали бы себя, поведение, выбор и мотивы поступков. Решения, который мы принимаем ежедневно, – показатель личностного выбора человека и его ценностей.
- Если список ценностей получился слишком длинным, его придется сократить. Остаться должны 3 максимум 4 ценности. Остальное – это лишь дополнения и вытекающие решения в жизни.
Заключение
Некоторые ценности, которые одновременно важны для человека, могут конфликтовать. Посмотрев на составленный список, решите, что между собой не совмещается. Это и вызывает творческий конфликт личности, которая пребывает с дисгармонии с самим собой. Важно помнить об уравновешенности и влиянии наших ценностей на жизнь других людей.
Каждый человек индивидуален, поэтому ценности отличаются в зависимости от характера и устоявшихся ориентиров в жизни человека. Хотя склонность к рефлексии и исследовании самого себя наблюдается далеко не у каждого человека, все же стоит на мгновение остановиться и задуматься, что для меня ценно. Иначе вы будете ведомым человеком, без собственного стержня. При новых обстоятельствах вы тут же потеряете себя и свою личность!
Конспект 24. «Ценности жизни человека»
Конспект 24. «Ценности жизни человека»
В деятельности человека очень важна культура интеллектуального труда (интеллект –слово латинского происхождения, означает «познание, понимание, рассудок»), которая позволяет ему осознать свои собственные возможности, дает умение получить необходимую информацию, переработать, ею воспользоваться и предвидеть последствия своей деятельности.
Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы скрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, не только способная обладать спокойными чувствами, но в которой могут бушевать страсти – чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами.
В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные «маяки». Они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обосновано называют ценностями жизни и культуры.
Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. В самом деле, разве не является для каждого человека ценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера и безверие? Разве не является ценностью для каждого человека принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам? Безусловной ценностью для личности является обладание достижениями общечеловеческого, цивилизационного развития, профессиональными знаниями, позволяющему человеку занять свое место в сложившейся системе разделения труда. Поэтому можно согласиться с философами, которые считают, что ценность – это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идеалов личности.
Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремиться к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания: одному знания нужны, чтобы создать средство лечения ныне еще неизлечимой болезни, другому – чтобы изобрести хитроумные устройства для ограбления банка.
Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как совокупность ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.
Вопросы и задания
Какие виды деятельности вам известны? Как они взаимосвязаны?
Что такое творчество? Что необходимо для развития творческой деятельности?
Как вы понимаете выражение «зарыть талант в землю»?
Н.В. Гоголь писал: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». А французский писатель Р. Роллан утверждал: «Все радости жизни в творчестве». Как вы думаете, почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость? Как в таком случае понимать выражение «муки творчества»?
Открыть можно лишь то, что есть в окружающем мире; изобрести можно только то, чего еще нет. Приведите примеры великих открытий и изобретений.
Каково содержание интеллектуального труда?
Какое значение для духовного мира человека имеют эмоции?
Что такое ценность? Какую роль играют ценности в жизни человека и общества?
Назовите важнейшие ценности человека.
План-конспект на тему: Классный час- Ценности в жизни человека
«ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»
Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним.
Задачи:
• познакомить студентов с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;
• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;
• развивать духовно-нравственные качества студентов через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;
• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.
Ход воспитательного часа
I. Вступительная часть
-Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека.
Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта. В данной работе речь идёт о ценности как важности, значимости, пользе, полезности чего-либо. В этом случае система признанных ценностей будет повседневным ориентиром в социальной деятельности подростка.
1. Понятие «ценности», его традиционное определение и классификация
— Эпиграфом к нашей беседе будет высказывание одного из выдающихся философов:
«…так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)
— Чем являются для вас «ценности»? (Ответы)
— Социологи предлагают такую классификацию ценностей:
• витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уро-вень потребления, экологическая безопасность;
• экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;
• социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, доста-ток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
• политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитим-ность, гражданские свободы, гражданский мир.
Ценности делятся на материальные (золото, деньги, недвижимость и т. д.) и нематериальные (любовь, честь, достоинство, свобода и т. д.)
Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей.
Категорию ценностей ввёл в социологию М. Вебер. В дальнейшем теоретики структурного функционализма (направление в социологии) рассматривали общность ценностей как важнейший принцип, на основе которого достигается социальное согласие. В частности, на основе ценностей вырабатываются нормы, оценки.
Абсолютные ценности – ценности, существование которых неоспоримо и не подвергается сомнению на протяжении человеческой жизни.
Значимость абсолютных ценностей рассматривается независимо от их признания. К таким ценностям относятся: жизнь, смысл жизни, сознание, целеустремлённость, свобода, справедливость, добро, счастье, красота, здоровье, мир и т. д.
Неизменными ценностями, как в России, так и за рубежом, выступают «закон и порядок».
Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.
Исконно российскими национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души.
Жизненные ценности – ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общест-венное признание и т. д.
Культурные ценности – ценности духа, его незримого и зримого воплощения. Они подразделяются на комплексы ценностей, которые наполняют целые сферы деятельности.
Материальные ценности – всё то, что обычно можно «пощупать руками» и имеет цену. Это могут быть здания, сооружения, машины, оборудование, цен-ные бумаги, деньги, сырьё, товары, памятники материальной культуры и т. д.
Социально-политические ценности – принципы, которыми руководствуется в своей деятельности данное общество. Например, демократия, свобода слова и т. д.
Эстетические ценности – ценности красоты, прекрасного.
Этические ценности – нравственные ценности убеждения и поведения.
Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию свою деятельность.
Экономические ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископае-мые, рабочая сила, ресурсы. При этом экономика рассматривается как учение о том, как рационально распоряжаться и обретать ценности.
Ценностные оценки – ценности, выраженные в форме пожеланий (оценок), а не повелений (норм).
2. Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей. Китайская притча о выборе
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:
– Что за люди живут в этом городе?
– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.
– Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.
– Здесь то же самое, – ответил мудрец.
Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.
– А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.
– Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.
– Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.
– Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.
– Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать. (размышления — ответы)
3. Различия между духовными и материальными ценностями и осознание их значимости
— Напишите за 1 минуту на бумажной заготовке в форме листика дерева все ценности, которые на данный момент вы считаете наиболее важными для себя.
(пишут о том, что для них ценно, на листочках).
— А сейчас на время отложите в сторону свои листочки. Они понадобятся в конце классного часа для самоанализа.
Вопросы:
1. Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?
2. Можно ли считать вещи, развлечения, одежду ценностями?
3. Если да, то какими: материальными или духовными?
4. Каково различие между материальными и духовными ценностями?
(Выслушивают ответы)
!!! Классный руководитель обобщает и делает вывод о том, что сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д. – хороши, но если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив. Общество потребления – общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.
— Что же важнее для общества: духовность или материальность? (ответы)
Вывод — нравственное общество можно построить на духовной основе, но и материальная сторона тоже важна, но только она должна быть второстепенна.
4. Групповая игра «Создание новых цивилизаций»
Игра «Создание новых цивилизаций». Для этого им необходимо разбиться на группы и перенестись мысленно в будущее, галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика, и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.
Задача – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию. Предлагается набор ценностей, с которым они работают в течение трёх минут.
Доброта
Душевная гармония
Верность
Совесть
Честность
Честь
Взаимопомощь
Вера
Любовь
Надежда
Дружба
Общение
Образование
Яхта
Дом
Путешествия
Семья
Автомобиль
Дети
Собственный бизнес
Здоровье
Мобильный телефон
Обеспеченная старость родителей
Загородный дом
Недвижимость за границей
Квартира
Развлечения
Акции банков и компаний
Цель работы группы: определить, какие пять ценностей участники считают наиболее важными, расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её.
!!! Классный руководитель делает обобщение, говоря о том, что люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни.
5. «Дерево жизненных ценностей» и необходимость выбора
-Я прошу вас вернуться к своим листочкам с записями, сделанными в начале классного часа, прочитать, что было написано, и решить, нужно ли дополнять своими ценностями планеты, или смысл некоторых позиций потерял значимость. (Объяснить, добавить или вычеркнуть.)
— Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.
III. Заключительная часть
— Я думаю, что вы сделали правильный выбор, а ваши листочки напомнят вам об этом. Поэтому всегда будет актуально стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»
……Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский
«Жизнь человека-величайшая ценность» | Социальная сеть работников образования
li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-1}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_3-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-1}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-4 0}#doc12778976 .lst-kix_list_5-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-1}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc12778976 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-0,decimal) «. «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-1 0}#doc12778976 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-1,lower-latin) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-2,lower-roman) «. «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 -1}#doc12778976 .lst-kix_list_4-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-0}#doc12778976 .lst-kix_list_5-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-0}#doc12778976 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-5,lower-roman) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-4,lower-latin) «. «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 -1}#doc12778976 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-3,decimal) «. «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-8,lower-roman) «. «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-3 0}#doc12778976 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-6,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_4-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-3}#doc12778976 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_3-7,lower-latin) «. «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-5 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-0 0}#doc12778976 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-7 0}#doc12778976 .lst-kix_list_5-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-2}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-2 0}#doc12778976 .lst-kix_list_3-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-2}#doc12778976 .lst-kix_list_5-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-0,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_5-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-4}#doc12778976 .lst-kix_list_1-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc12778976 .lst-kix_list_4-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-4}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 -1}#doc12778976 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-8,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_5-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-3,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_4-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-7,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-2,lower-roman) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_5-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-1,lower-latin) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_5-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-7,lower-latin) «. «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-6 0}#doc12778976 .lst-kix_list_5-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-6,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_5-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-8,lower-roman) «. «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-1 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-8 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-3 0}#doc12778976 .lst-kix_list_5-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-4,lower-latin) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-5,lower-roman) «. «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc12778976 .lst-kix_list_3-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-0}#doc12778976 .lst-kix_list_3-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-3}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-0 0}#doc12778976 .lst-kix_list_3-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-6}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-2 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-5 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-7 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-0{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc12778976 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc12778976 .lst-kix_list_3-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-7}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-1{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-2{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc12778976 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc12778976 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-4 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-6 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-1 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 3}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-7{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-8{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_5-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-7}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-3 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-3{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_4-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-7}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-4{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-8 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-5{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-6{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_5-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-8}#doc12778976 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-0,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_3-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-8}#doc12778976 .lst-kix_list_4-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-1,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_4-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-6}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 -1}#doc12778976 .lst-kix_list_4-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-4,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc12778976 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-3,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_4-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-5,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_4-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-2,decimal) «. «}#doc12778976 .lst-kix_list_4-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_4-6,decimal) «. «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-7 0}#doc12778976 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 -1}#doc12778976 .lst-kix_list_5-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-5}#doc12778976 .lst-kix_list_3-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-5}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 -1}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-0{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_3-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-4}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-1{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_4-4 0}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-2{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-3{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-6 0}#doc12778976 .lst-kix_list_5-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-3}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 -1}#doc12778976 ul.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 -1}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-8{list-style-type:none}#doc12778976 ul.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) «. «}#doc12778976 ul.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc12778976 ul.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc12778976 ul.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-4{list-style-type:none}#doc12778976 ul.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-5{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:» «}#doc12778976 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:» «}#doc12778976 ul.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-6{list-style-type:none}#doc12778976 ul.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc12778976 ol.lst-kix_list_4-7{list-style-type:none}#doc12778976 ul.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc12778976 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:» «}#doc12778976 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:» «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_3-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-5 0}#doc12778976 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc12778976 .lst-kix_list_4-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-8}#doc12778976 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc12778976 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:» «}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-8 0}#doc12778976 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc12778976 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:» «}#doc12778976 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:» «}#doc12778976 .lst-kix_list_5-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_5-6}#doc12778976 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc12778976 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc12778976 .lst-kix_list_4-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-5}#doc12778976 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:» «}#doc12778976 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc12778976 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc12778976 .lst-kix_list_4-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_4-2}#doc12778976 ol.lst-kix_list_5-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-2 0}#doc12778976 ol{margin:0;padding:0}#doc12778976 table td,table th{padding:0}#doc12778976 .c5{background-color:#ffffff;color:#000000;font-weight:400;text-decoration:none;vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc12778976 .c14{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:6pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc12778976 .c36{color:#000000;font-weight:400;text-decoration:none;vertical-align:baseline;font-size:18pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc12778976 .c9{color:#000000;font-weight:700;text-decoration:none;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc12778976 .c7{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .c13{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .c28{color:#000000;font-weight:400;text-decoration:underline;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc12778976 .c32{padding-top:6pt;padding-bottom:6pt;line-height:1.5;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc12778976 .c0{color:#000000;font-weight:400;text-decoration:none;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc12778976 .c18{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:12pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc12778976 .c24{color:#444444;font-weight:400;text-decoration:none;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc12778976 .c11{color:#000000;font-weight:400;text-decoration:none;vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc12778976 .c3{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:center;height:10pt}#doc12778976 .c1{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:12pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .c2{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:left;height:10pt}#doc12778976 .c35{color:#000000;font-weight:400;text-decoration:none;vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:italic}#doc12778976 .c27{padding-top:6pt;padding-bottom:6pt;line-height:1.5;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc12778976 .c6{padding-top:0pt;padding-bottom:6pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify;height:10pt}#doc12778976 .c23{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc12778976 .c34{padding-top:0pt;padding-bottom:12pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc12778976 .c17{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .c39{padding-top:0pt;padding-bottom:6pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .c4{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc12778976 .c16{padding-top:0pt;padding-bottom:10.2pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .c41{padding-top:0pt;padding-bottom:6pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc12778976 .c30{padding-top:0pt;padding-bottom:12pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc12778976 .c8{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .c20{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc12778976 .c37{padding-top:0pt;padding-bottom:12pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .c31{padding-top:0pt;padding-bottom:21pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc12778976 .c33{padding-top:0pt;padding-bottom:35.5pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .c40{padding-top:0pt;padding-bottom:6pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .c26{margin-left:0pt;list-style-position:inside;text-indent:45pt}#doc12778976 .c15{margin-left:36pt;padding-left:0pt}#doc12778976 .c22{color:inherit;text-decoration:inherit}#doc12778976 .c21{padding:0;margin:0}#doc12778976 .c25{max-width:466.9pt;padding:56.7pt 43.3pt 56.7pt 85pt}#doc12778976 .c10{height:10pt}#doc12778976 .c29{text-indent:35.5pt}#doc12778976 .c19{margin-left:18pt}#doc12778976 .c12{background-color:#ffffff}#doc12778976 .c38{margin-left:36pt}#doc12778976 .title{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:36pt;padding-bottom:6pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 .subtitle{padding-top:18pt;color:#666666;font-size:24pt;padding-bottom:4pt;font-family:»Georgia»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;font-style:italic;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 li{color:#000000;font-size:10pt;font-family:»Times New Roman»}#doc12778976 p{margin:0;color:#000000;font-size:10pt;font-family:»Times New Roman»}#doc12778976 h2{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:24pt;padding-bottom:6pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 h3{padding-top:18pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:18pt;padding-bottom:4pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 h4{padding-top:14pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:14pt;padding-bottom:4pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 h5{padding-top:12pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:12pt;padding-bottom:2pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 h5{padding-top:11pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:11pt;padding-bottom:2pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 h6{padding-top:10pt;color:#000000;font-weight:700;font-size:10pt;padding-bottom:2pt;font-family:»Times New Roman»;line-height:1.0;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc12778976 ]]>Лицейская научно – практическая конференция
« Шаг в будущее»
Тема: «Жизнь человека — величайшая ценность»
Автор работы:
Козлова Юлия, учащаяся
МОУ Лицея УКМО, 8 класс «Б»
Руководитель:
Некрасова Елена Анатольевна,
учитель истории и обществознания
2017 год
Содержание
- Введение. 3
- Основная часть. 4-11
2.1.Понятие «жизнь человека». 4
- 2.2.Ценностные ориентации подростков. 5
- 2.3Анализ опроса среди сверстников и взрослых на тему: «Жизнь человека — величайшая ценность»; 6-7
- 2.4.Умей отличить зерна от плевел. 8
- 2.5..Истории из жизни людей с ограниченными возможностями. 9-11
- Вывод и заключение. 12
- Используемая литература. 13
- Приложения. 14
- Введение
Наивысшая ценность для человека — это жизнь. Но человек, пока здоров, часто не то, что не заботиться, но даже и не задумывается над ценностью своей жизни.
Даже само понятие «жизнь», часто упускается нами. Мы, молодые, здоровые, энергичные, спешим жить:
1)всё попробовать в жизни и нам некогда остановиться.
2)задаться извечными вопросами: «Кто Я? Куда Я иду и зачем?» .
Сегодня я предлагаю нам задуматься о том, что такое жизнь.
1.1. Актуальность:
Выяснить отношение к жизни как ценности, для подростков и взрослых людей.
1.2. Цель:
Довести до моих сверстников мысль, что жизнь человека — главная ценность.
1.3. Задачи:
1) Познакомить сверстников с понятием «жизнь человека»
2) Определить ценностные ориентации подростков.
3) Проанализировать опрос на тему: «Жизнь человека – величайшая ценность».
4) Через СМИ познакомиться с деятельностью людей, которые живут активной, полной, радостной жизнью несмотря ни на что.
2. Основная часть.
2.1. Жизнь – это всё, чем владеет человек в этом мире. Жизнь – это реальная власть человека над собой и возможность влиять на мир.
Жизнь не отделима от понятия «сейчас».
Только сейчас мы можем действовать и что-либо менять. Прошлое уже позади, будущее ещё не наступило, человеку за ним не угнаться ибо оно изменяется сразу же, как только человек делает первый шаг к его достижению. А то, что человек достигает – не будущее, это лишь результат его предыдущего выбора полученного в моменте «сейчас!»
Жизнь уникальна! Следует вспомнить, народную мудрость: «Один в поле не воин», но я бы перефразировала её и сказала: «И один в поле воин!». Действительно, один человек может изменить мир, повести за собой. «Роль личности в истории»: А.Македонский, Петр 1, М.И.Кутузов, А.В.Суворов. Попробуйте убрать их из мировой истории, и мир измениться. Нельзя ни кем жертвовать! Каждый вносит свою лепту в жизнь. У каждого из нас своя неповторимая миссия, которую только ему по силам реализовать.
А если человек искренне чувствует своё единение с окружающим миром, его сила становится необъятной. Он становится гармоничным, в нём сбалансированы все энергии и личные качества. Он становится активным и динамичным, мудрым и гибким. Для такого Человека наивысшей ценностью в этом мире является жизнь, как своя, так и жизнь других людей.
2.2. Но каковы ценностные ориентации подростков, к чему стремится современное поколение?
Самое время вспомнить о возрастных и психологических особенностях моих сверстников.
1.Общение. В подростковом возрасте общение — это все. Друзья становятся ближе родителей. Ведь мы все на «одной волне». Мы понимаем, доверяем друг другу, порой советуем. Такие ценности с возрастом меняются.
2.Друзья. В подростковом периоде человек стремиться к популярности, постоянно заводит новые связи знакомства, старается пребывать на пике популярности. Со временем такой ажиотаж пройдёт, и главным принципом по жизни станет пословица: «Старый друг лучше новых двух». …
3.Родители. Несмотря на то, что подростки постоянно конфликтуют с родителями, по мере взросления они принимают семейные ценности.
4.Жизнь. Подростковый период в жизни человека один из самых сложных, происходит становление личности, человек формирует свой характер, жизненную позицию, и хорошо если рядом окажется мудрый, авторитетный, близкий человек.
2.3. Анализ опроса среди взрослых.
Анализ опроса среди сверстников
Анализ полученного результата опроса.
А) Для исследования « Жизненные ценности человека» применялся метод опроса.
В опросе приняли участие:
13 взрослых
19 подростков
Среди которых были люди с ограниченными возможностями.
Б) Из обработанных данных очевидно, что жизненные ценности подростка и взрослого человека в корне отличаются. Причина такой разности взглядов очевидная — юношеский максимализм.
2.4. Умей отличить зерна от плевел.
Каждый подросток стремится к счастью и совершенству, порой забывая об элементарных моральных ценностях. Это в корне неправильный подход к жизни, однако переубедить подрастающее поколение в правоте взрослых просто нереально, что хочется школьникам в возрасте 13 — 16 лет? Деньги — это колоссальная ценность для подрастающего поколения. Многие дети уверены, что именно деньги вращают мир.
Самое время поговорить подробнее о ценности жизни.
Как известно, в этот непростой период основной движущей силой для подростка становится юношеский максимализм, когда человек верит в собственную неуязвимость и безнаказанность. Однако это не так и все может измениться в любой момент, вот тогда требуется помощь не только родителей, но и психолога. В последнее время общественность взбудоражена появлением развлечений со смертельным исходом, которые распространяются через социальные сети. Одной из самых известных является игра «Синий кит». Каждый участник имеет куратора, который выдает и следит за выполнением поставленных задач. Когда подросток понимает, что его духовные ценности не вписались в современное общество, первым делом впадает в тоску и депрессию…
Важно, чтобы родители, друзья, учителя своевременно обратили внимание на перемены в поведении и сознании подростка.
Сильные, пересиливают себя и по-другому смотрят на окружающий мир. Мы можем отличить зерна от плевел. Определяющим фактором в выборе своего будущего является воспитание и целостность личности. Парадокс состоит в следующем, для людей с ограниченными возможностями здоровье – «жизнь человека – великое благо»
2.5 Истории из жизни…
На сегодняшний день в нашем мире есть огромное количество людей с ограниченными возможностями. Но несмотря на это, они добились невероятных успехов в своей жизни. Вот несколько интересных историй из жизни таких людей.
История жизни Ника Вуйчича.
После того, как на свет появился Ник, оказалось, у него было только подобие стопы вместо левой ноги. Благодаря этому мальчик научился ходить, плавать, кататься на скейте, играть на компьютере и писать. Родители добились, чтобы сына взяли в обычную школу. Ник стал первым ребенком-инвалидом в обычной австралийской школе.
Ник выучился на финансовое планирование в университете, ему часто предлагали выступать перед студентами.
На своих выступлениях он часто говорит: «Иногда вы можете упасть вот так» – и падает лицом в стол, на котором стоял. Ник продолжает:
«В жизни случается, что вы падаете, и, кажется, подняться нет сил. Вы задумываетесь тогда, есть ли у вас надежда… У меня нет ни рук, ни ног! Кажется, попробуй я хоть сто раз подняться – у меня не получится. Но после очередного поражения я не оставляю надежды. Я буду пробовать раз за разом. Я хочу, чтобы вы знали, неудача – это не конец. Главное – то, как вы финишируете. Вы собираетесь финишировать сильными? Тогда вы найдете в себе силы подняться – вот таким образом».
Он опирается лбом, потом помогает себе плечами и встает. Женщины в зале начинают плакать.
Ник стал профессиональным оратором.
12 февраля 2012 года Ник Вуйчич женился на очень красивой девушке Канаэ Миахаре. Свадьба состоялась в Калифорнии. 14 февраля 2013 года у Ника и Канаэ родился первый сын, которого назвали Кийоши Джеймс Вуйчич. 8 августа 2015 года у Ника и Канаэ родился второй сын, малыша назвали Деян Леви Вуйчич. Оба ребенка Ника Вуйчича абсолютно здоровые.Фото смотреть в приложении 1
Данил Плужников
Данил Плужников родился 26 января 2003 года в Адлере в музыкальной семье: мама поёт и играет на фортепиано, папа увлекается игрой на ударниках и гитаре. О болезни Данилы родители узнали, когда будущему таланту было всего 10 месяцев. Малыш перестал расти, его вес тоже остановился. Врачи поставили диагноз «ахондроплазия» (генетическое заболевание, при котором происходит остановка роста конечностей).Данил посещает музыкальную школу, где научился профессионально петь и играть на синтезаторе. Талантливый исполнитель и победитель шоу «Голос. Дети», 3 сезон, пишет стихи и сочиняет музыку самостоятельно, а также любит рисовать, кататься на скейтборде и специальном скутере. Данил уже много раз становился лауреатом российских и международных конкурсов по вокальному мастерству, всего у него свыше 20-ти медалей 1-ой степени и 7 наград 2-й степени.
Фото смотреть в приложении 2.
Гера Аристова.
Девочка не так давно увлеклась пением, и с тех пор маленькими, но уверенными шагами она стремится к поставленной цели — стать артисткой. Хотя путь этот девочке даётся совсем непросто. У Геры — генетическое заболевание, так называемая болезнь «хрустального человека».
Вокальные конкурсы и телевизионные шоу для Геры это маленькие шажочки на пути к мечте. Ключевым моментом стало участие в кастинге телевизионного проекта «Голос. Дети» в Москве. Однако, занимаясь вокалом всего лишь год и не имея за плечами опыта выступления на сцене, девочка заволновалась, и не смогла пройти отбор.
Но с того момента у Геры жизнь заполнилась различными конкурсами и выступлениями. Все дипломы и награды она собрала буквально за год. Гера страдает несовершенным остеогенезом, когда в организме не усваивается каллоген. Этот врожденный недуг еще называют болезнью «хрустального человека». У девочки к 12 годам уже 72 перелома ног.
«К совершеннолетию это все начнет прогрессировать, у нее начнет пропадать зрение, слух, начнется деформация всех костей. Вот сейчас у нее уже сколиоз 3 степени и кифоз. Это будет влиять на внутренние органы, последствия будут очень печальные.
ЛИЛИАНА АРИСТОВА, МАМА ГЕРЫ
От кифоза начнется деформация грудной клетки. А это самое страшное для Геры, ведь тогда она не сможет петь.
Фото смотреть в приложении 3
3. Вывод и заключение
Я думаю, что я убедила сверстников в том, что жизнь человека – главная ценность.
Жизнь – это великое чудо, она бесценна.
Жизнь – это величайшее благо, дарованное человеку.
Важно любить свою жизнь и в тоже время уважать и ценить жизни других людей.
Жизнь нужно всячески беречь и наполнять её лишь светлым и созмдательным.
«Самый главный момент в жизни — это тот,
в котором вы живете здесь и сейчас!
Самый дорогой человек на свете — тот,
который перед вами в данный момент жизни!
Самое великое добро на Земле то,
которое вы можете сделать в самый главный момент в жизни
самому дорогому человеку на свете!»
А. Некрасов.
- Список использованной литературы.
1. Источник: http://the-most-beautiful.ru/?q=nik-vuychich-biografiya-zhena-i-rebenok-nika-vuychicha.html
2. http://veselajashkola.ru/interesno/podrostok-i-ego-sistema-cennostej/
3.Википедия и другие различные сайты.
4. Источник: http://womanadvice.ru/igra-siniy-kit-chto-eto-za-igra-i-kak-uberech-ot-nee-rebenka
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Жизнь – ценность. Но в чем ценность жизни?
В чем ценность жизни? Это очень сложный и всеобъемлющий вопрос, чтобы ответить на него, нужно сначала понять. Что есть жизнь и для чего она нужна.
Что такое жизнь? Набор сложнейших физико-химических процессов, происходящих на затерянной во Вселенной среди миллионов себе подобных планете, возникнет как побочный продукт производства черных дыр и поддерживающий сам себя. Для чего это все нужно, в чем смысл этого? Особенного смысла в этом нет и никогда не было, ведь в мире все происходит не для чего то, а потому что. Вряд ли кто-то во вселенной заметил бы, если бы мы исчезли. Для чего, с другой стороны, существует Солнце? Это всего лишь еще одна звезда, но их сотни тысяч, и когда-нибудь она исчерпает запас топлива и исчезнет. Выходит, Солнце существует, чтобы исчезнуть? Нет, оно просто существует потому, что оно сформировалось, и смысла в этом существовании нет, хотя мы не представляем свою жизнь без него. А многие живые существа не мыслят без нас свое существование, а мы без них. Живые организмы, умирая, дают пищу для бактерий, червей и прочих организмов, дают материал для формирования почвы. Любой предмет, переставая существовать, дает возможность появиться другим предметам. Эти взаимосвязи занимают весомое место в природе, а каждый из нас – всего лишь пылинка в огромном океане беспорядочно движущихся из ниоткуда в никуда частиц материи, пешка в руках жестоких и неумолимых физических законов.
Все же нам воистину есть, чем гордится, есть, за что благодарить госпожу случайность, подарившую нам возможность к существованию. Ведь геном человека может иметь бесконечно огромное число состояний, во много раз больше, чем число всех людей, когда-либо существовавших на Земле. А это значит, что большинство из нас еще никогда не рождались и, возможно большее их количество так никогда и не родится. Поэтому надо ценить жизнь, эту великолепную возможность прикоснуться ко всем этим чудесам природы, таким невообразимо тонко и точно выстроенным, но рожденным буквально из ничего и чуточки случайности. Ради одного мгновения осознания совершенства этого мира стоит жить.
Вся суть природы, жизни, Вселенной есть бесконечное движение вперед, постоянное и беспрерывное стремление к высшему идеалу, пусть даже его не существует, так как любой высший идеал имеет в продолжении еще более значительный и высший идеал, и так до бесконечности. Не важно, что ждет в конце пути, важен сам процесс, когда-то волею случая запустившийся и ныне поддерживающий сам себя, и вершины, достигнутые в этом процессе. На этих принципах работает эволюция живых организмов, являющаяся главным фактором , определяющим все свойства земной жизни, и благодаря которой мы существуем.
В этом главная задача жизни – постоянное развитие и совершенствование, постоянное стремление к будущему, ставить перед собой все новые цели и достигать их. Одна из главных целей человека в жизни – продвинуть общество на шаг, пусть маленький, но ощутимый, помочь другим в развитии и развиваться самому. Наша сущность проявляется в наших делах, и у нас нет времени в этой жизни для безделья и отдыха, нужно стремиться и работать вместе на достижение общей цели.
В наше время самый ценный товар – не золото и не алмазы, а информация и технологии, и основная ценность современного человека – его знания, его разум, позволяющий творить воистину невероятные вещи и помогающий отыскать истинно правильные мысли, решения, суждения во тьме лжи и фальсифицированных ценностей и идей. Задача человека есть в торжестве разума, критического мышления и научного познания и покорения Вселенной над животными страхами, тысячелетними небылицами и предрассудками, над слепой бездоказательной верой, разрушающей любую логику и рациональность.
К сожалению, многие этого не понимают и продолжают жить по давно устаревшим морально-нравственным принципам древних пустынных кочевых народов, на протяжении веков эксплуатируемым и местами искаженным руками злых алчных людей ради личной выгоды и зомбированния истинной правды населения с целью превращения его в армию тупых юнитов, рабов, подчиняющихся беспрекословно и самоотверженно своему хозяину. По-настоящему разумный и свободный человек независим и принимает самостоятельно даже под давлением каких-либо внешних сил и борется против этого давления. Свобода же выбирать своего хозяина и место каторги не есть постоянная свобода рабства, а всего лишь мерзкая подмена понятий. Нравственность, основанная на страхе, фальшива и бесполезна, она является сильным извращением истинной, подлинной нравственности, основанной на собственных принципах и идеях и логической их обоснованности и представляющей собой свободный волевой акт. Лишенный наигранной фальши и подхалимства. Сейчас таких истинно нравственных людей все меньше и меньше, современное общество потребления лишает человека творческого подхода, своеобразного протеста, но заставляет приобрести в сотый раз очередную популярность, но бесполезную безделушку по еще более низкой цене. Это очень опасно и ведет к деградации человека.
Наше будущее в наших руках и от нас зависит, исчезнем мы раз и навсегда, не оставив после себя ничего более-менее заметного или победим и возвысимся и будем возвышаться все выше и выше на бесконечной лестнице прогресса.