Капризы это: Каприз — Википедия – Капризы — это… Что такое Капризы?

Автор: | 07.11.2020

Содержание

Капризы — это… Что такое Капризы?

   — лишённые разумных оснований действия ребёнка, направленные гл.о. на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением.

   В младенческом возрасте поведение ребёнка, которое взрослыми характеризуется как капризное (малыш без очевидных причин плачет, отказывается от кормления, плохо засыпает, чрезмерно возбудим), бывает вызвано недостаточным или несвоевременным удовлетворением к.-л. его потребностей. Эмоциональные реакции младенца служат своеобразным сигналом неблагополучия (ведь иным способом сообщить о своих потребностях он ещё не умеет). В основе их может лежать не выявленное хроническое заболевание либо временное нездоровье. Родители иногда неадекватно оценивают состояние малыша и рассматривают его беспокойство как К. Для профилактики таких состояний родителям и, прежде всего, матери необходимы тесный эмоциональный контакт с ребёнком, способность своевременно и правильно реагировать на его нужды. Если взрослые уделяют ребёнку достаточно внимания, такая способность формируется у родителей с первых дней его жизни и позволяет разумно планировать и корректировать режим младенца ради оптимального удовлетворения его потребностей. Если же ребёнку удаётся привлечь к себе внимание лишь настойчивым криком и плачем, такая реакция рискует закрепиться и впоследствии составить основу подлинных К.

   Развитию К. у дошкольников и младших школьников способствует неокрепшая ещё нервная система, что проявляется в преобладании возбуждения над торможением, высокой эмоциональной чувствительности и возбудимости. На этом фоне К. нередко возникают как следствие утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний. К. могут носить эпизодический характер, но могут и превратиться в привычную форму поведения. Последнее имеет место тогда, когда ребёнок неосознанно предпочитает именно такой способ достижения своих целей. Т.е. К. являются следствием неправильной организации взаимоотношений ребёнка со взрослыми. Как правило, они представляют собой реакцию ребёнка, которому известно, что таким способом можно добиться удовлетворения любых желаний, даже если первоначально приходится встретить отказ. Поэтому осн. путь предупреждения подобных К. — рациональная организация жизни в семье, когда потребностям ребёнка уделяется достаточное, но не чрезмерное внимание. Очень важна последовательность поведения взрослых: если за первоначальным отказом под воздействием К. следует уступка, то ребёнок невольно научается именно так настаивать на своём. Когда очевидно, что желания ребёнка выходят за разумные рамки, наилучшая форма реакции родителей — это спокойное игнорирование К. Почувствовав бесполезность неразумных требований, ребёнок впоследствии воздержится от их повторения.

   Нередки случаи, когда К. носят намеренно демонстративный характер и имеют целью привлечь к ребёнку внимание старших. Такое случается в связи с недостаточным удовлетворением потребности ребёнка в любви, признании и поддержке.

   Обострение К. происходит в рамках т.н. возрастных кризисов, в частности кризиса трёх лет (см. Кризисы возрастные). Это бывает связано с растущим самосознанием ребёнка, повышенным стремлением к самостоятельности. Если родители недооценивают возросшие возможности ребёнка и предпочитают проводить по отношению к нему ранее устоявшиеся формы отношений, то негативные эмоциональные реакции рискуют принять затяжной и острый характер. Бывает, что притязания ребёнка объективно преувеличены. В таких случаях (если это не связано с непосредственной угрозой для его жизни и здоровья) полезен метод естественных последствий, когда ребёнку предоставляется возможность испытать результаты своих К.

   (Бим-Бад Б.М. «Педагогический энциклопедический словарь». М., 2002 г., 113-114)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Капризы: причины и виды эмоциональной реакции

Капризы

Что скрывается за капризным поведением? Отчего возникают детские капризы, женские, мужские, в чем причины капризов ребенка или взрослого, как избегать их возникновения и бороться с проявлениями капризного характера, рассказывает MedAboutMe.

Капризы как явление

Капризы как явление

Капризы – это выражения желания субъекта в неподходящей для окружающих форме. Таким образом, каприз как явление имеет в базисе процесса как минимум двух действующих лиц: одно выражает свое желание, второе его воспринимает. С точки зрения первого субъекта каприз может быть обоснованным требованием, продиктованным необходимостью, с точки зрения второго – немотивированной причудой, упрямством, проявлением истерической компоненты характера.

Понимание причин возникновения капризов, их механизмов и форм выражения помогает участникам процесса как более четко доносить и удовлетворять свои потребности, так и снижать остроту возможных негативных реакций.

Определение капризов

Капризом называют объективно не обоснованное или субъективно не воспринимаемое в качестве мотивированного желание человека. Слово происходит из латинской группы языков, подтверждено как производное от итальянского capriccio, прихоть. Собственно, прямой перевод – прихоть – вполне хорошо объясняет суть явления: желание, хотение, не обусловленное прямой необходимостью, возникшее под воздействием ситуации.

Однако в восприятии прихоти всегда есть субъективный момент: с точки зрения человека, воспринимающего или находящегося в позиции исполнителя прихоти или каприза, потребность, возникшая у кого-то, может быть действительной и объективной, а вот мотивация или форма ее донесения воспринимается, как каприз.

Чаще всего именно таким образом родители и окружающие воспринимают детские капризы и истерики, которые в основе своей имеют определенные потребности, но доносит ребенок до взрослых их в своей возрастной норме в форме, которая считается детским капризом.

Детские капризы

Детские капризы

Одни и те же проявления детских капризов в зависимости от установки взрослого могут восприниматься как характерологические особенности ребенка (истеричный, упрямый), так и в качестве маркера ситуативной реакции, вызванной самочувствием ребенка или его восприятием внутрисемейных отношений, методов воспитания.

Если понятие «детский каприз» воспринимать широко и относить ко всем случаям проявления немотивированных желаний, упрямств ребенка, то можно выделить несколько определенных причин капризов ребенка. Наблюдение за поведением, возникновением капризов в значительной степени помогает родителям избегать негативных проявлений.

Женские капризы: эмоциональность и самочувствие

Женский каприз в современном обществе – явление двойственное. С одной стороны, достаточно патриархальная иерархическая структура взаимоотношений, принятая в России, способствует восприятию желаний и потребностей женщины в качестве импульсивных, немотивированных и не заслуживающих внимания. С другой стороны, эта же структура способствует формированию специфического механизма выражения женщиной собственных желаний в виде каприза, при удовлетворении которого мужчина получает возможность чувствовать себя нужным, успешным, заботливым.

Социальная игра в «женский каприз» является обоюдной, в ней всегда есть два участника. Однако подобный механизм, если одна сторона выражает действительную потребность, а вторая реагирует на нее, как на прихоть, приводит к фрустрации, неудовлетворенности, невозможности формирования искренних отношений.

В базисе данной социальной игры четко прослеживается распределение ролей «взрослый-ребенок», когда женщина следует подчиненной, детской роли, предоставляя мужчине возможность «баловать», проявлять заботу.

Чаще всего выражение «капризных» желаний отмечается на начальном этапе взаимоотношений, а также соответствует ситуациям, воспринимаемым обществом как социально одобряемые для проявления внимания и заботы: при болезнях, вынашивании ребенка и т. п.

Часто можно слышать о женских капризах во время беременности. С одной стороны, физиологические изменения и психическое состояние женщин, ожидающих малыша, могут способствовать возникновению желаний и потребностей, которые в другое время могут быть восприняты, как необоснованные и немотивированные. С другой стороны, период беременности подразумевает повышенное внимание к женщине: она несет все тяготы вынашивания и «заслуживает» компенсации со стороны партнера. Два этих аспекта влияют на формирование устойчивого мнения о капризности, истеричности беременных женщин и позволяют их партнерам относиться более снисходительно, удовлетворяя желания или нейтрально реагируя на их выражение.

Многие социальные игры, в том числе и «женский каприз», явление весьма распространенное. До тех пор, пока правила игры адекватно воспринимаются и выполняются всеми «игроками», не приводя к фрустрации, негативизму, неприятию, этот способ донесения желаний и получения некоторых «бонусов» исполняющей стороной вполне приемлем и способен функционировать длительное время, скрепляя отношения. Однако в дисфункциональных семьях и парах подобные сценарии могут провоцировать формирование патологических черт характера.

«Дамский каприз». Понятие «каприз» в позитивном восприятии

«Дамский каприз». Понятие «каприз» в позитивном восприятии

Капризом называют не только выражение желания в психоэмоциональной сфере. Архитектурный каприз, например, это здание или сооружение, по внешнему виду которого невозможно сказать о его истинном назначении. К наиболее известным архитекторам, работавшим в этом стиле, относят Гауди, однако и в российских парках и архитектурных комплексах можно встретить проявления «капризов» их создателей. Так, в дворцово-парковом ансамбле Царского Села есть Большой Каприз, сооружение в псевдокитайском стиле 1774 г., комплекс Ласточкино Гнездо также имеет в составе «каприз», выраженный в виде домика-башни на скале.

К другим формам капризов относят музыкальные произведения (например, Паганини, Каприз № 24 Ля минор), экстравагантные картины, прихотливые арт-объекты.

Широко используется понятие «каприз» для названия увеселительных заведений, мероприятий, рецептов блюд. При этом в русском языке существует четкая тенденция разделения по роду прилагательного в названиях блюд: наименования «дамский каприз», «женский каприз» соответствуют сладким кондитерским изделиям, рецептам пирогов, пирожных (торт «Дамский каприз»), а под словосочетанием «мужской каприз», как правило, скрываются сытные салаты и вторые блюда с обилием мясной продукции.

Мужские капризы: кризисные периоды

Если речь идет о личности без выраженной истероидной компоненты или яркой акцентуации характера, проявления немотивированных желаний у мужчин могут быть также формой социальной игры, распределяющей роли в паре в формате «мать-дитя». Такая структура взаимоотношений позволяет мужчине требовать знаки заботы и внимания в социально приемлемой, игровой форме.

Однако мужской каприз в широком понимании – это безосновательная прихоть, не связанная с потребностью в ее удовлетворении со стороны партнера. К подобным причудам часто относят внешние проявления и поступки, вызванные возрастными кризисными периодами: попытки сменить партнера, сферу деятельности, социальное окружение, приобретение статусных вещей (автомобиля, аксессуаров). Такие проявления могут свидетельствовать о неудовлетворенности итогами определенного периода жизни.

Специалисты говорят о некоторых возрастных периодах, в которые взрослые люди нередко переживают переоценку системы ценностей, нередко сопровождающейся искажением эмоциональной сферы, депрессивными проявлениями.

Наиболее часто указываются следующие возрастные кризисы:

  • около 25 лет наступает оценка успешности в социализации, становлении карьерной деятельности;
  • к 35 годам, как правило, происходит установление роли мужа и отца;
  • около 40 лет – кризис «среднего возраста», подведение итогов прожитого периода, карьерной, социальной, семейной жизни;
  • после 50 лет осмысление переходит с оценки на поиск понимания цели в жизни, как правило, этот кризисный период связывается с отдалением выросших детей.

К физиологическим причинам «мужских капризов», изменений в поведении, агрессивности, депрессивных явлений, раздражительности относят также возрастной андрогенный дефицит, эндокринологическое расстройство, проявляющееся в снижении уровня тестостерона. Помимо ухудшения качества жизни и проявлений симптоматики на физическом уровне клиническая картина нередко дополняется нарушениями сна, унынием, раздражением, нервозностью, тревожностью, что, в сочетании с некоторыми качествами личности, может вызывать появление тех самых немотивированных желаний, воспринимаемых окружающими как мужской каприз.

Капризы ребенка

Капризы ребенка

Капризы ребенка, как правило, – это попытка добиться внимания, сообщить о своих потребностях. Маленькие дети редко способны понять причины своих желаний и выразить их в приемлемой и адекватной форме. «Расшифровка» причин несоответствующего поведения и устранение его причин – задача родителей или замещающих их лиц.

В то же время сами взрослые нередко виноваты в закреплении истерических черт характера, в формировании капризов и создании провокационных ситуаций.

Причины капризов ребенка

Причины капризов ребенка зависят от многих факторов. Наиболее распространенные факторы, провоцирующие такое поведение, можно условно разделить на несколько групп:

  • Физическое недомогание.

Пик капризности у маленьких детей возникает при утомлении, чувстве голода, перевозбуждении, а также при начале и в течение соматического заболевания. Малыши не в состоянии сформулировать, что необходимо их организму для улучшения самочувствия, и нередко за желанием съесть немедленно что-то сладкое, получить игрушку, пойти именно в ту сторону скрываются физиологические сигналы организма, свидетельствующие о нарушении режима или развитии вирусного заболевания. Внезапные капризы, противоречивое, протестное поведение, разноплановость демонстрируемых эмоций или, наоборот, заторможенность, «зацикленность» на одном желании, возникающие вдруг, как правило, свидетельствуют о резком физическом дискомфорте. В ситуации, когда заболевание хроническое, болезнь продолжается длительное время, такие проявления необходимо отслеживать и корректировать обилием новых, позитивных эмоций и впечатлений, вниманием, совместным времяпрепровождением;

  • Стили воспитания.

Наиболее провокационными для возникновения капризов считаются гипер- и гипоопека, а также несогласованный стиль воспитания, который может присутствовать как у одного члена семьи («из крайности в крайность», от повышенной строгости сегодня до избытка любви и заботы завтра), так и сочетаться у разных взрослых. Ярко выраженные пограничные стили воспитания способствуют формированию и закреплению патологических черт характера ребенка. При этом причины капризов ребенка в начале будут отличаться от причин при уже формирующейся дисфункции. Если капризы маленького ребенка при подобной ситуации будут следствием попытки донесения сообщения «не надо со мной так обращаться», то впоследствии капризы становятся способом управления ситуацией;

  • Отношения внутри семьи

Напряженные внутрисемейные отношения также являются причиной капризов у ребенка, даже если, по мнению взрослых, дети их не замечают. Это именно та ситуация, когда скрытые или явные конфликты и недовольство среди взрослых сопровождаются ухудшением поведения маленького члена семьи. В основе подобного явления лежит снижение общего позитивного уровня взаимоотношений в семье и уменьшение количества внимания к детям;

  • «Ложные капризы»

Возрастные кризисные периоды, сопровождающиеся попытками отделения малыша от мамы, формированием структуры самосознания, исследовательским интересом нередко воспринимаются взрослыми, как упрямство, истеричность, капризность. Подобные явления, хотя и приносят немало сложностей в воспитании малышей, надо отделять от импульсных капризов и радоваться: их наличие свидетельствует о правильном и гармоничном развитии личности ребенка, и ими вполне можно управлять.

Капризы и упрямство детей: возрастные кризисы

Капризы и упрямство детей: возрастные кризисы

В современной научной и популярной литературе выделяют несколько кризисных периодов детского возраста, характеризуемых формированием новых психических, личностных структур. Все кризисы связаны с несовпадением желаний ребенка и его возможностями и оцениваются специалистами, как нормальное проявление растущего человека. При их отсутствии можно говорить о дисгармоничном развитии личности, отставании, вероятных нарушениях в психоэмоциональной сфере.

Проявления возрастного кризиса воспринимаются родителями чаще всего как внезапно возросшее количество капризов и упрямства детей, когда «еще вчера был милый малыш, а сегодня вдруг стал ужасный ребенок». Однако такие проявления не возникают «вдруг», накопление симптомов происходит в течение недель или месяцев, усиливается на пике кризиса и постепенно снижается после него.

Выделяют следующие кризисные периоды:

  • кризис грудничкового возраста (2-3 месяца), когда начинает формироваться комплекс оживления при виде знакомого лица, сопровождаясь криком, плачем, вокализацией при его исчезновении из поля зрения;
  • кризис первого года жизни, физическое и речевое развитие еще не предоставляют полноценных возможностей для самостоятельной деятельности, а желание сделать что-то самостоятельно уже есть. В пиковый период родители могут отмечать капризы и упрямство детей, эмоциональные перепады, нарушение биоритмических процессов: снижение часов сна, отказы от «тихого часа», искажения пищевого поведения;
  • кризис двух лет хотя и не является особенно выраженным по мнению специалистов, однако приносит немало сложностей во взаимодействии с детьми для родителей. Этот период характеризуется попытками отделения от родителей, а также поисками путей выражения разочарования, преодоления фрустрирующих ситуаций;
  • яркий негативизм, капризы и упрямство детей в возрасте трех лет свидетельствуют о нормальном формировании аффективного и волевого компонентов личности. Это время утверждений «я сам» и противоречия желаниям взрослых вне зависимости от их содержания;
  • кризис семи лет, нередко совпадающий с началом школьного обучения, характеризуется распадом имеющегося единства аффективной компоненты и интеллекта, сопровождаемым утратой детской непосредственности. В данном периоде происходит активное формирование регулятивных функций психики.

Причины детской истерики

Причины детской истерики

Детская истерика – явление, смущающее всех родителей. Для того, чтобы понять способы взаимодействия с ребенком в таких ситуациях, необходимо учиться определять основные причины детской истерики. Смешение причин, неправильная реакция во время истерических проявлений могут способствовать закреплению неверных паттернов в поведении, приводить к формированию и закреплению патологических черт характера.

Вне зависимости от того, что транслирует ребенок во время истерики, есть две основные причины этого состояния: манипуляция и неспособность управления своими эмоциями. При манипулятивной функции детской истерики ребенок сознательно (насколько это может быть сознательным в его возрасте) решает добиться желаемого именно таким образом. Как только необходимая вещь, лакомство, действие выполнено, капризы и истерика у детей прекращаются.

Таким образом, предоставление требуемого в подобной ситуации закрепляет навык добиваться своего посредством истерики и способствует возникновению все новых ситуаций, сопровождаемых криками, плачем, требованиями.

Истерики и капризы детей как способ отделения от родителей

Истерики и капризы детей, выражающиеся в настаивании на своем мнении, попытках самостоятельно что-то сделать или решить, могут начаться уже в возрасте одного года. Это следствие начала осознания себя как отдельной личности, имеющей свои желания и потребности. Истерики и капризы детей в таком случае базируются на невозможности правильно донести свое мнение из-за несформированности речевой функции и незнании правильных методов выражения желаний, снятия раздражения, злости, фрустрации.

Капризы детей дошкольного возраста

Капризы детей дошкольного возраста

Капризы детей дошкольного возраста могут быть как следствие неумения, отсутствия навыков самовыражения, так и реакцией на гиперопеку, гипоопеку, дисбалансированный стиль воспитания в семье или напряженную эмоциональную обстановку. Для понимания причин и коррекции затяжных периодов капризов детей дошкольного возраста, не связанных с заболеваниями или возрастными кризисами, стоит обратиться к специалисту – психологу детского сада, консультативной службы.

При высокой истощаемости нервной системе ребенка также необходимо обратиться к неврологу, обеспечить щадящий режим нагрузок, четкое расписание отдыха и активности.

Возраст первых капризов ребенка

Как правило, первые капризы ребенка являются проявлением импульсного, но мотивированного желания, зачастую продиктованного физиологическими потребностями. В этом смысле их не стоит характеризовать, как капризы или прихоти, однако некоторыми родителями они воспринимаются именно так. Привлечение внимания взрослых вокализацией, плачем, если младенец или грудничок не испытывает физического дискомфорта (боль, голод, жара, холод, желание спать), но чувствует себя одиноким и желает общаться, может быть истолковано, как каприз.

Однако подобные проявления – маркер формирования первой сигнальной системы, первичной системы коммуникации. Стоит также помнить, что нервная система у грудничков характеризуется быстрой истощаемостью и незначительные сигналы и вокализация при отсутствии контакта могут быстро перейти в громкий плач.

Отказ грудничков и детей ясельного возраста от следования правилам и установкам также может быть вызвано не негативизмом, формирующимся позднее, а неспособностью понять или выполнить требуемое.

Капризы ребенка в год: проявления характера

Капризы ребенка в год: проявления характера

Капризы ребенка в год чаще всего вызваны физиологическим дискомфортом. Эмоциональные вспышки, как правило, наблюдаются на фоне голода, физического дискомфорта, общей усталости, как телесной, так и психоэмоциональной перегрузки, а также при начале соматических заболеваний.

Внезапное изменение настроения малыша всегда должно быть оценено с точки зрения наличия раздражающих факторов. Хотя и первые проявления характера крохи также могут приводить к возникновению капризов.

Что провоцирует капризы ребенка в 1 год

Капризы ребенка в 1 год, не связанные с физическим состоянием, считаются проявлением кризиса первого года жизни, свидетельствующим о первичном осознании малышом возможной сепарации себя и родителей. Начало отделения себя от значимого взрослого, чаще всего матери, приводит, в зависимости от формирующегося типа привязанности, как к усилению связи, при котором мать не может покинуть поле зрения ребенка, так и к проявлению излишней для данного возраста самостоятельности: уходам малыша, стремлению выйти из-под контроля.

Нормальными проявлениями капризов ребенка в 1 год считаются попытки выбора еды, игрушек, маршрута прогулки и т. п. Это показатели формирования самосознания малыша как отдельного от взрослого человека, и их стоит приветствовать и, по возможности, удовлетворять.

Как бороться с капризами ребенка в год

Как бороться с капризами ребенка в год

Бороться с капризами ребенка в год довольно несложно. Большинство негативных эмоциональных реакций малыша в этом возрасте вызваны чувством голода и усталости, которые, при соблюдении режима, несложно предотвратить. Внимательное отношение к ситуациям, в которых возникают подобные проявления, помогает достаточно эффективно как бороться с капризами ребенка в год, так и снизить их количество.

Изредка родители, радуясь начавшейся мобильности малыша, самостоятельной способности к ходьбе, уменьшению количества дневных снов, переоценивают резервы физических и психоэмоциональных ресурсов, допуская перегрузки ребенка. При частых излишне ярких впечатлениях и усилиях не до конца сформированная нервная система и физиология ребенка приводят к истощению организма, что также вызывает повышенную сенситивность к раздражителям и увеличивает количество капризов ребенка в 1 год.

Капризы ребенка в 2 года: «ужасные двухлетки»

«Ужасные двухлетки», “terrible twos” – это термин, заимствованный из зарубежной возрастной психологии. На фоне первого возрастного кризиса в 1 год и яркого негативизма детей в 3 года период капризов ребенка в 2 года может проходить достаточно сглажено, что приводило к отсутствию выделения данного кризиса в отдельный этап.

Однако капризы ребенка в 2 года – совсем не редкое явление. Усиление сепарации от родителей, конфликт между желаемым и возможным, недостаточно сформированная речь и отсутствие опыта адекватного, социально одобряемого выражения потребностей приводят к таким ярким проявлениям, как неуправляемые истерики, крики, попытки драться. Фрустрация от невозможности донести до взрослого суть своего желания приводит к протестным реакциям.

Основная методика борьбы с капризами в этом периоде заключается в помощи ребенку сформировать правильные варианты выражения своих потребностей, обучении действенным методам просьб и выражения желаний.

Капризы ребенка в 3 года: кризис «Я сам»

Капризы ребенка в 3 года: кризис «Я сам»

Капризы ребенка в 3 года чаще всего являются следствием возрастного кризиса, однако могут усугубляться на фоне неверных воспитательных методик. Это наиболее сенситивный период для обучения правилам поведения, распорядку, режиму, однако в это же время происходит активное формирование психики, личностных процессов, горизонтальная и вертикальная социализация.

В кризисе трех лет выделяют такие симптомы, как негативизм, направленный на взрослых, когда все, что исходит от старших, воспринимается отрицательно вне зависимости от смысла; упрямство, являющееся следствием отделения себя от личности взрослого; выраженное стремление к самостоятельным решениям, действиям; обесценивание мнения взрослого.

При истериках и капризах ребенка в 3 года родителям рекомендуется следовать правилу одной трети: треть желаний по возможности удовлетворять, треть игнорировать, и в трети критических ситуаций переключать внимание малыша. Предоставление разумного выбора («ты наденешь желтую рубашку или красную», «хочешь овсяную кашку или манную» и т. п.) также позволяет сглаживать вероятные острые моменты.

Капризы ребенка 5 лет

Капризы ребенка 5 лет нередко спровоцированы переходом от «детства» к подготовительному этапу школьного обучения. Излишняя требовательность взрослых, стремление научить читать, писать, подготовить к длительной концентрации внимания способствует перегрузкам психики и регрессу в поведении. Ребенок стремится продлить этап игровой деятельности, он не готов к новым методам.

Однако не стоит забывать, что капризы ребенка 5 лет могут быть следствием отношения к его реакциям в предыдущие годы как к неотложным потребностям. Сформированная привычка добиваться своего посредством криков, нытья – это признак неверного стиля воспитания со стороны одного или нескольких значимых взрослых. В этом же возрасте капризы, изменения настроения ребенка начинают чаще всего отражать нестабильную или напряженную ситуацию в семье.

Капризы более взрослых детей

Капризы более взрослых детей

Выделяют еще три кризисных периода, сопровождающихся истериками, капризами, проявлениями не вполне адекватного поведения, негативизмом и прочими симптомами:

  • кризис 7 лет, сопровождающийся разделением аффективной и интеллектуальной сфер. Ребенок с одной стороны начинает, по мнению взрослых, вести себя, «как малыш», дурачиться, проявлять не соответствующие возрасту реакции, а с другой стороны вести себя со сверстниками как более взрослый. Сочетание некоторого регресса в поведении и попыток выглядеть старше, поучать – нормальные явления для семилетних детей;
  • подростковый период сопровождается личностной нестабильностью, активным формированием личности, что приводит к таким явлениям, как капризы «взрослых» детей, негативизм, деспотизм в отношении к близким, упрямство, закрытость, беспокойство, стремление к самоизоляции. Это один из самых острых возрастных кризисов;
  • юношеский возраст сопровождается становлением ценностно-смысловой саморегуляции поведения, затруднением формирования активной деятельной позиции. Нередко попытки понять себя, отсутствие мотивации к учебе, действиям воспринимаются родителями как капризы взрослых детей.

Психологическая консультация родителей о капризах детей

Психологическая консультация родителей о капризах детей любого возраста может иметь как профилактическую, так и терапевтическую направленность. При профилактике появления негативных явлений основной компонентой консультации является получение знаний, умений и навыков выделения причин негативного поведения и умения его корректировать.

При сформированной истерической компоненте терапевтическая деятельность и консультация родителей о капризах детей особенно действенна в том случае, когда в работу с психологом или терапевтом включены все значимые для ребенка взрослые, влияющие на его поведение, а также сами дети.

КАПРИЗ — это… Что такое КАПРИЗ?

  • каприз — а, м. caprice m., нем. Kaprice, Caprice <ит. capriccio. 1. Необоснованное желание, неожиданная прихоть, причуда. БАС 1. Каприс самоправие. Курганов. Упрямство, упорство, причуда, привередливость, прихоть. Даль. Где вы видели столько… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КАПРИЗ — (фр. caprice, от лат. caper козел). 1) причудливость, своенравие. 2) прихотливо написанная музыкальная пиеса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАПРИЗ франц. caprice, ит. capriccio, от лат. caper,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • каприз — См …   Словарь синонимов

  • Каприз — (Домбай,Россия) Категория отеля: Адрес: Домбай, Домбай, Россия, Описание …   Каталог отелей

  • КАПРИЗ — муж., франц. упрямство, упорство; причуда, привередливость, прихоть. | ·худож. произведение, созданное не по правилам, а прихотливо. На него нашел каприз, напал капризик, зишка. Капризный, капризливый, капризчивый, упорный, упрямый, уросливый;… …   Толковый словарь Даля

  • каприз —     КАПРИЗ, прихоть, причуда, устар. привереды, разг. блажь, разг. выкрутасы, разг. вычуры, разг. дурь, разг. фантазия, разг. фокусы, разг. шутки     КАПРИЗНИК, привередник, устар. причудник, разг. фокусник, разг. сниж. привереда     КАПРИЗНЫЙ,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Каприз —  Каприз  ♦ Caprice    Неразумное, непродолжительное или бессильное проявление воли. Капризы – привилегия детства. У взрослого человека каприз является признаком инфантильности …   Философский словарь Спонвиля

  • КАПРИЗ — КАПРИЗ, а, муж. Прихоть, причуда. Детские капризы. К. моды (перен.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • каприз — мелкая прихоть, причуда без действительной потребности, надобности, необходимости. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • КАПРИЗ — Брать/ взять в каприз. Арх. Сердиться, нервничать. АОС 2, 110. Обвалиться в каприз. См. Пойти в каприз. Поиметь каприз. Дон. Раскапризничаться. СДГ 3, 32. Пойти (обвалиться) в каприз. Ряз. Начать капризничать. ДС, 351; СРНГ 28, 357. Понять… …   Большой словарь русских поговорок

  • каприз — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падежед. ч.мн. ч.
    Им.капри́зкапри́зы
    Р.капри́закапри́зов
    Д.капри́зукапри́зам
    В.капри́зкапри́зы
    Тв.капри́зомкапри́зами
    Пр.капри́зекапри́зах

    кап-ри́з

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -каприз- [Тихонов, 1996].

    Произношение

    Семантические свойства

    Значение
    1. малообоснованное и часто немотивированное желание, причуда, прихоть ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    2. архит. необычное сооружение, часто предназначенное для несоответствующих его виду нужд ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    3. книжн. нечто непредвиденное, случайное, прихотливое в той или иной области ◆ каприз моды ◆ каприз судьбы
    Синонимы
    1. упрямство, причуда, прихоть
    Антонимы
    Гиперонимы
    1. своенравие
    Гипонимы

    Родственные слова

    Этимология

    Происходит от франц. caprice «каприз», далее из итал. capriccio «каприз, прихоть», далее из неустановленной формы. По одной версии, из capro «козёл», по другой — из capo + riccio.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Анаграммы

    Библиография

    Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Детские капризы — Психологос

    Автор статьи Е.В. Мурашова

    Что такое детские капризы?

    Наверняка каждый человек, даже никогда не имевший детей, видел, как капризничают маленькие дети. Истошно вопящий малыш в троллейбусе, маленький упрямец, не желающий уходить от вожделенного киоска, ревущее в три ручья существо неопределенного пола, которое буквально волочет по улице разгневанная или, наоборот, сама чуть не плачущая мамаша, — все это только верхушка айсберга. Основным полем детских капризов является, конечно же, дом, семья. Очень часто родители, беспомощно разводя руками, признаются: в яслях его хвалят, говорят — тихий, спокойный, все делает, а дома…

    Что же такое детские капризы? Откуда они берутся и что означают?

    Для начала немножко видоизменим вопрос и поставим его так: отчего дети капризничают? Послушаем голоса, выражающие так называемую народную мудрость:

    • спал днем плохо, вот и капризничает;
    • перегулял, давно уж надо бы спать положить;
    • как что не по его, так он всегда начинает;
    • слишком много людей, новых впечатлений, вот он и перевозбудился;
    • устал он, конечно, целый день в дороге;
    • заболел, может… Лоб-то не горячий?

    Легко убедиться, что все ищут и находят причину капризов ребенка во внешних по отношению к нему обстоятельствах. Сам он тут как будто бы и ни при чем. Ни при чем оказываются, как это ни странно, даже окружающие ребенка люди и их отношения между собой. Сказанное выше может относиться абсолютно к любому ребенку. А то, что одни дети капризничают практически непрерывно, а другие — почти не капризничают вообще, вроде бы к делу и не относится. Так, некое абсолютно безликое стечение обстоятельств. Ну что ж, народная мудрость так же абстрактна, как и любая мудрость вообще. В этом ее достоинство, в этом и ее недостаток.

    Но нас-то интересуют конкретные причины. Кроме того, всем известны такие ситуации, когда ребенок особенно капризен в присутствии какого-нибудь одного, конкретного человека, и случаи, когда даже очень уставший или больной ребенок проявляет совершенно ангельскую кротость.

    В чем же здесь загвоздка? И чем, собственно, нехорошо народное толкование детских капризов?

    Ответ очень прост. Детские капризы — это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру. Не учитывать этого при общении с ребенком, значит игнорировать значительную часть его действительных потребностей. Как же читать эти послания?

    Иногда их текст прозрачен и легко прочитывается внимательной матерью или бабушкой (см. пример, приведенный выше: капризничает, значит, спать хочет! Достаточно такого капризничающего ребенка уложить, и все будет хорошо. Послание прочитано, потребность удовлетворена.) Но далеко не всегда все так просто. Вспомните Ларису.

    Почему дети капризничают?

    1. Первый пункт подскажет нам все та же народная мудрость.

    Причиной детской капризности может быть хроническое или только начинающееся соматическое заболевание. Если ребенок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, если его тошнит или бьет озноб, он, может быть, и не сумеет сказать об этом словами (особенно если речь идет о ребенке до трех лет), но будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт в виде изменений поведения. Это будет поведение протестное или непоследовательное, эмоционально противоречивое или заторможенное.

    Всегда, когда ребенок начал капризничать неожиданно или на ровном месте, в ближайшие часы следует внимательно проследить за состоянием его здоровья.

    Если ребенок болен хронически и часто испытывает физический дискомфорт, то во избежание развития патологий характера следует компенсировать это большим (по сравнению с обычным ребенком) количеством впечатлений позитивного, развлекательного характера. С таким ребенком надо больше разговаривать, играть, показывать и объяснять ему доступные его возрасту картинки, книги и фильмы.

    2. Очень часто основной причиной детской капризности бывают и различные виды нарушения воспитания в семье.

    В этом случае послание ребенка может быть прочитано так: «Со мной нужно обращаться по-другому!».

    Наиболее распространенными типами нарушения воспитания дошкольников являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Особо гибельным для детской уравновешенности является сочетание обоих нарушений (например, родители воспитывают в строгости, а бабушка — позволяет абсолютно все).

    Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не знает слова «нельзя». Любое запрещение вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.

    Гипопротекция в своей крайней форме ведет к истощению адаптационных резервов. Ребенок, которому все запрещают, сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать, что «так жить нельзя». И тогда с другой стороны, но мы приходим все к тому же протестному, капризному поведению, которое еще больше раздражает родителей. Родители запрещают ребенку капризничать, он протестует против запрещения протеста — и этот замкнутый круг может вертеться годами.

    Нарушением воспитания может быть и различная воспитательная ориентация членов семьи, ухаживающих за ребенком. Например, гиперпротективная мама и гипопротективный папа.

    3. Иногда капризы ребенка являются симптомом внутрисемейной дисгармонии.

    В этом случае при анализе ситуации ни гипо- ни гиперпротекции выявить не удается, ребенка вроде бы воспитывают правильно, иногда даже «по науке», но отношения внутри семьи до крайности напряжены. Например, свекровь не ладит с молодой невесткой и всячески стремится доказать и показать ее «никудышность». Или молодой отец после рождения ребенка не против погулять, а жена не спит ночами, потихоньку плачет и проверяет карманы его куртки в поисках доказательств супружеской неверности. Здесь капризы — послания ребенка, переводятся однозначно: «Я не хочу, чтобы значимые для меня люди ссорились между собой!»

    В этом нет никакого врожденного миролюбия или, тем более, альтруизма со стороны ребенка. Просто та душевная энергия, которая по праву должна была принадлежать ему, тратится взрослыми на выяснение отношений между собой или, наоборот, на сохранение «хорошей мины при плохой игре». И ребенок этим, естественно, недоволен. И также естественно демонстрирует это недовольство окружающим. Именно такие дети часто и на первый взгляд необъяснимо перестают капризничать, когда свекровь уезжает на дачу («Да она же к нему почти и не подходила!») или когда отец отправляется в длительную командировку («Он же любит папу, я знаю, он всегда по нему скучает!»). В действительности дети в этом случае реагируют не на само отсутствие члена семьи (иногда искренне любимого), а на приостановку явных или скрытых военных действий.

    4. Иногда за капризы принимают что-то другое.

    Например, вполне закономерное исследование реакций родителей, которое ребенок предпринимает обычно на третьем году жизни: «Нельзя сюда ходить? А я пойду… И что она сделает? Кричит… А я опять пойду. И что тогда будет? Ага, тащит. А я вырвусь и опять пойду… Ой-ей-ей! Кажется, хватит…»

    И так по много раз на дню, по самым разным поводам. Ужасно утомительно. Но это не капризы. Это — исследование. И если вы будете достаточно тверды и последовательны, то довольно быстро (у разных детей уходит на это от нескольких месяцев до двух лет) ребенок освоится со всем многообразием ваших реакций, и будет достаточно четко представлять, что можно, а что нельзя себе позволить в общении с мамой, с папой, с бабушкой…

    Классической, многократно описанной в литературе подменой является игнорирование родителями требований ребенка по предоставлению личностной самостоятельности. Классическое «Я сам!» Не умеет чисто есть, но тянется к ложке. Пытается сам завязать шнурки, потом всей семьей полчаса распутываем. Упорно надевает штаны задом наперед и так порывается идти в садик. При попытке исправить ситуацию — злится, кричит. Это тоже не капризы. В этих случаях имеет смысл сначала похвалить ребенка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации и для придания ей большей гармоничности необходимо сделать еще то-то и то-то. Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.

    Что делать родителям, когда ребенок капризничает

    Постарайтесь не относится к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас. Представьте себе инопланетянина, который плохо владеет земным языком и пытается донести что-то до вашего сознания. Помните, что положение ребенка осложняется еще и тем, что у него, в отличие от инопланетянина, нет «родного языка», которым он владел бы совершенно свободно. См. →

    Капризный ребенок. Пример работы психолога

    Понятно, что в семье Ларисы и Гали капризы проистекали от неумения матери внятно донести до дочери свою воспитательную позицию.

    Подвижная, смышленая девчушка уже вовсю изучает окружающий мир (и личность матери в том числе), а Галя все еще воспринимает ее как свое физическое продолжение. При этом как бы подразумевается, что для Ларисы «само собой понятно» все то, что очевидно для Гали. См. →

    Вводное занятие Университета

    Капризы детские — это… Что такое Капризы детские?

    
    Капризы детские
    [лат. сарга — коза] — особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. Внешними проявлениями К. д. чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму «истерики». К. д. могут носить случайный, эпизодический характер и возникать в результате эмоционального переутомления; как признак или следствие физического недомогания или же выступать своеобразной детской реакцией раздражения на препятствие, запрет. Вместе с тем, К. д. часто принимают вид стойкого и привычного поведения в общении с окружающими (особенно близкими взрослыми) как средство достижения своих желаний и могут в дальнейшем стать укоренившейся чертой характера. В норме естественным (хотя и необязательным) является учащение К. д. в периоды кризисов возрастных, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов. При уважительном отношении взрослых к личным намерениям и возросшим запросам детей К. д. относительно легко преодолеваются и исчезают из поведения детей без следа. Наиболее типичными ошибками взрослых, вызывающими К. д., являются: 1) Авторитарность или гиперопека, подавляющие возросшую инициативность и самостоятельность детей. В этом случае у них возникают «капризы обиженного». 2) Заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требовании к нему («капризы баловня»). 3) Отсутствие необходимой ребенку опеки, безразличное (мало эмоциональное) или неотчетливо выражаемое отношение к позитивным и негативным образцам поведения и действиям ребенка, отсутствие четкой системы поощрения и наказания («капризы безнадзорного»). Преодоление капризности в поведении ребенка требует четкого определения причины, вызвавшей ее к жизни, и изменения стиля общения с малышом. Т. В. Ермолова

    Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

    • Капризность (каприз)
    • Каптативный

    Смотреть что такое «Капризы детские» в других словарях:

    • КАПРИЗЫ детские — особенность поведения ребёнка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленьких детей К, сопровождаются обычно внеш. проявлениями недовольства …   Российская педагогическая энциклопедия

    • КАПРИЗЫ — детские, особенность поведения ребёнка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленьких детей К, сопровождаются обычно внеш. проявлениями… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Формирование характера и пути его воспитания — X. начинает складываться уже в раннем детстве. Под влиянием общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье начинает формироваться индивидуально своеобразное поведение ребенка, первые и… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • негативизм детский — форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих. Может проявляться в упрямстве, грубости, замкнутости. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.… …   Большая психологическая энциклопедия

    • КАПРИЗ — (фр. caprice, от лат. caper козел). 1) причудливость, своенравие. 2) прихотливо написанная музыкальная пиеса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАПРИЗ франц. caprice, ит. capriccio, от лат. caper,… …   Словарь иностранных слов русского языка

    • — Тип блюда: Категория: Рецепт приготовления …   Энциклопедия кулинарных рецептов

    • Ногу Свело — Ногу Свело! Годы с 1988 года Страна  Россия …   Википедия

    • Ногу Свело! — Годы с 1988 года Страна  Россия …   Википедия

    • Ногу свело — Ногу Свело! Годы с 1988 года Страна  Россия …   Википедия

    • Некрасовы, Заряна и Нина — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/9 октября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия


    Каприз — это… Что такое Каприз?

  • каприз — а, м. caprice m., нем. Kaprice, Caprice <ит. capriccio. 1. Необоснованное желание, неожиданная прихоть, причуда. БАС 1. Каприс самоправие. Курганов. Упрямство, упорство, причуда, привередливость, прихоть. Даль. Где вы видели столько… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КАПРИЗ — (фр. caprice, от лат. caper козел). 1) причудливость, своенравие. 2) прихотливо написанная музыкальная пиеса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАПРИЗ франц. caprice, ит. capriccio, от лат. caper,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • каприз — См …   Словарь синонимов

  • Каприз — (Домбай,Россия) Категория отеля: Адрес: Домбай, Домбай, Россия, Описание …   Каталог отелей

  • КАПРИЗ — КАПРИЗ, каприза, муж. (франц. caprice). 1. Внезапная прихоть, неожиданно появившееся немотивированное желание. Я не могу исполнять все ваши капризы. Каждый ее каприз был для него законом. Детские капризы. 2. чего. Нечто непредвиденное, случайное …   Толковый словарь Ушакова

  • КАПРИЗ — муж., франц. упрямство, упорство; причуда, привередливость, прихоть. | ·худож. произведение, созданное не по правилам, а прихотливо. На него нашел каприз, напал капризик, зишка. Капризный, капризливый, капризчивый, упорный, упрямый, уросливый;… …   Толковый словарь Даля

  • каприз —     КАПРИЗ, прихоть, причуда, устар. привереды, разг. блажь, разг. выкрутасы, разг. вычуры, разг. дурь, разг. фантазия, разг. фокусы, разг. шутки     КАПРИЗНИК, привередник, устар. причудник, разг. фокусник, разг. сниж. привереда     КАПРИЗНЫЙ,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Каприз —  Каприз  ♦ Caprice    Неразумное, непродолжительное или бессильное проявление воли. Капризы – привилегия детства. У взрослого человека каприз является признаком инфантильности …   Философский словарь Спонвиля

  • КАПРИЗ — КАПРИЗ, а, муж. Прихоть, причуда. Детские капризы. К. моды (перен.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • каприз — мелкая прихоть, причуда без действительной потребности, надобности, необходимости. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • КАПРИЗ — Брать/ взять в каприз. Арх. Сердиться, нервничать. АОС 2, 110. Обвалиться в каприз. См. Пойти в каприз. Поиметь каприз. Дон. Раскапризничаться. СДГ 3, 32. Пойти (обвалиться) в каприз. Ряз. Начать капризничать. ДС, 351; СРНГ 28, 357. Понять… …   Большой словарь русских поговорок

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *