Конкретное и абстрактное понятие: Виды понятий — Содержание и форма

Автор: | 03.05.2021
Глава II. О различных классах понятий – Учебник логики, Г. Челпанов

Понятия и термины. Мы предполагаем начать с рассмотрения различных классов понятий. В сочинениях по логике у английских философов изложение логики обыкновенно начинается с рассмотрения терминов, имён или названий. Они исходят из того, что в логике мы должны трактовать не просто о понятиях, которые представляют известные умственные построения, но мы должны о них трактовать постольку, поскольку они получают выражение в языке, в речи; а так как понятия мы выражаем при помощи слов, названий и т.п., то, по их мнению, гораздо целесообразнее в логике говорить не о понятиях, а о названиях, именах или терминах.

Таким образом, мы можем рассматривать или понятия в том виде, как они нами мыслятся, или их выражение при помощи слов.

Но на самом деле между этими двумя рассмотрениями нет существенной разницы. Каждое понятие у нас в мышлении фиксируется, приобретает устойчивость, определённость благодаря тому или другому слову, названию, термину. Когда мы в логике оперируем с понятием, то мы всегда имеем в виду понятие, которое связывается с известным словом. Слово является заместителем понятий. Мы можем оперировать только с теми понятиями, которые получили своё выражение в речи. Таким образом, ясно, что всё равно, будем ли мы говорить о названиях и терминах, как это делается в английской логике, или же будем говорить о понятиях просто.

Понятия индивидуальные и общие. Понятия разделяются прежде всего на индивидуальные, или единичные, и общие. Индивидуальными понятиями мы будем называть те понятия, которые относятся к предметам единичным, индивидуальным (в данном случае индивидуальные понятия совпадают с представлениями о единичных вещах), например: «британский посланник во Франции», «высочайшая гора в Америке», «автор „Мёртвых душ“», «эта книга». К числу единичных понятий относятся также и собственные имена, например: «Казбек», «Ньютон», «Рим». Понятия, которые относятся к группе или классу предметов или явлений, имеющих известное сходство между собой, называются общими понятиями или классовыми понятиями. Например, понятия «растение», «животное», «газ», «двигатель», «поступок», «движение», «красота», «гнев», «чувство» и т.п. суть понятия классовые или общие.

Общие, собирательные и разделительные термины. Единичные и общие понятия иногда могут употребляться в особенном смысле, и именно в так называемом собирательном . Если я произнесу предложение: «лес служит для сохранения влаги», то в этом предложении «лес» есть один из множества однородных предметов; в этом предложении понятие «лес» употреблено в общем смысле. Но «лес» может представляться как одно целое, состоящее из однородных единиц. В таком случае понятие «лес», или термин «лес», делается коллективным, или собирательным.

Собирательный термин обозначает одно целое, группу, состоящую из однородных единиц. Например, термины «полк», «толпа», «библиотека», «лес», «парламент», «созвездие», «соцветие», «класс» представляют собой собирательные термины, если мы имеем в виду, что они служат для обозначения целого, составленного из однородных единиц.

Но эти же самые термины делаются общими, когда мы их мыслим отдельными представителями известного класса. Например, «полк», «толпа» есть общий термин, когда речь идёт о «полках», о «толпах»; в этом случае вещи, обозначенные этими терминами, рассматриваются как известные единицы, входящие в состав известного класса сходных вещей. Если я употребляю термины «Пушкинская библиотека», «английский парламент», то я употребляю термины собирательные, потому что они выражают известное целое, составленное из однородных единиц. Если же я скажу «европейские библиотеки, парламенты, университеты» и т.д., то это суть общие термины, потому что я говорю о библиотеках, парламентах, университетах как известном классе сходных предметов.

Как это видно из приведённых примеров, собирательные понятия представляют собой особую форму индивидуальных понятий.

Так как весьма часто общие понятия можно смешать с собирательными, то следует обратить внимание на следующее различие между ними. То, что мы утверждаем относительно понятия собирательного, относится к известному целому, составленному из единичных предметов, но это утверждение может быть неприложимо к предметам, входящим в это целое и взятым в отдельности. Наоборот, то, что мы утверждаем относительно общего понятия, может быть приложено к каждому предмету, к которому относится это понятие. Собирательное понятие мыслится как одно целое, состоящее из однородных единиц; общее понятие мыслится как класс, который состоит из сходных предметов. Если мы говорим «парламент издал закон о всеобщей воинской повинности», то мы этим хотим сказать, что известное целое, составленное из известных единиц, издало известный закон, но этого нельзя сказать относительно каждого члена парламента, потому что отдельные члены парламента могут высказаться за сохранение прежнего порядка отбывания воинской повинности. В этом случае понятие «парламент» употреблено в собирательном смысле. Но я могу употребить выражение «парламенту принадлежит законодательная функция»; в этом случае термин «парламент» употреблён в общем смысле, потому что указанное выражение справедливо относительно всех парламентов.

Иногда мы можем употреблять те или иные понятия таким образом, что наши утверждения будут справедливы относительно каждой отдельной единицы, входящей в ту или другую группу предметов. Такое употребление терминов, или понятий, мы будем называть употреблением в разделительном смысле. Когда мы употребляем какое-нибудь понятие в собирательном смысле, то мы наше утверждение относим к группе, рассматриваемой в целом; если же мы употребляем его в смысле разделительном, то мы утверждаем что-либо о каждом члене группы раздельно. Если мы, например, говорим: «весь флот погиб во время бури», то мы употребляем понятие «весь» в собирательном смысле, потому что мы говорим о флоте, взятом в целом. Отдельные корабли могут не погибнуть, но флот как известное целое перестаёт существовать. Если мы употребляем выражение «все рабочие утомились», то в нём слово «все» употребляется в разделительном смысле, потому что мы имеем в виду утомление каждого рабочего в отдельности.

Абстрактные и конкретные термины. Абстрактные термины – это такие термины, которые служат для обозначения качеств или свойств, состояний, действия вещей. Они обозначают качества, которые рассматриваются сами по себе, без вещей. Когда мы употребляем абстрактные термины, то мы совсем не имеем в виду обозначить, что соответствующие этим терминам качества или свойства, состояния вещей существуют где-нибудь в определённом пространстве или в определённый момент времени, а, наоборот, они мыслятся нами без вещей, а потому и без определённого пространства и времени. Примером абстрактных терминов могут служить такие термины, как «тяжесть», «объём», «форма», «цвет», «интенсивность», «твёрдость», «приятность», «вес», «гуманность». В самом деле, «тяжесть» не есть что-нибудь такое, что имеет существование в данный момент времени: она существует не только в каком-нибудь определённом месте, но и везде, где только есть тяжёлые вещи. Абстрактными эти термины называются потому, что свойства или качества, обозначаемые ими, могут мыслиться без тех вещей, к которым они принадлежат: мы можем абстрагироваться, отвлекаться (abstrahere) от тех или иных вещей.

Абстрактными, в отличном от этого смысле, иногда называются также и понятия таких вещей, которые не могут восприниматься нами как известная определённая вещь, например «вселенная», «звёздная система», «тысячеугольник», «человечество» и т.п.

Конкретными являются понятия вещей, предметов, лиц, фактов, событий, состояний, сознания, если мы рассматриваем их имеющими определённое существование, например «квадрат», «пламя», «дом», «сражение», «страх»1 и т.п. Отношение между абстрактными понятиями и конкретными следующее. Абстрактное понятие получается из конкретного; мы путём анализа выделяем какое-нибудь качество, или свойство, вещи, например белизну из мела. С другой стороны, на конкретное понятие можно смотреть как на синтез абстрактно мыслимых качеств. Например, понятие «камень» представляет собой синтез качеств «тяжесть», «шероховатость», «твёрдость» и т.п.

Надо заметить, что прилагательные всегда являются терминами конкретными, а не абстрактными; употребляя прилагательное «белый», мы всегда мыслим вещь; свойство же или качество мы мыслим в том случае, когда мы употребляем существительное «белизна».

В языке иногда абстрактные и конкретные термины употребляются попарно. Например, конкретному термину «белый» соответствует абстрактное понятие «белизна», конкретному термину «строгий» соответствует абстрактное понятие «строгость», термину «квадрат» – «квадратность», «человек» – «человечность».

Термины положительные и отрицательные. Положительные термины характеризуются тем, что они служат для обозначения наличности того или другого качества. Например, употребляя термины «красивый», «делимый», «конечный», мы хотим указать, что в предметах имеются налицо качества, обозначаемые этими словами; соответствующие же им отрицательные термины «некрасивый», «неделимый», «бесконечный» будут означать, что указанные качества отсутствуют в предметах. Другие примеры отрицательных терминов: «вневременный», «сверхчувственный», «ненормальный», «беспечный», «бессмысленный».

Относительные и абсолютные термины. Есть, наконец, термины относительные и абсолютные. Что значит вообще абсолютный? Под абсолютным мы понимаем то, что не находится в связи с чем-либо другим, что не зависит от чего-либо другого; под относительным мы понимаем то, что приводится в связь с чем-нибудь другим. Абсолютный термин – это такой термин, который в своём значении не содержит никакого отношения к чему-либо другому, он не принуждает нас мыслить о каких-либо других вещах, кроме тех, которые он обозначает. Например, термин «дом» есть термин абсолютный. Мысля о доме, мы можем не думать ни о чём другом. Относительный же термин – это такой термин, который кроме того предмета, который он означает, предполагает существование также и другого предмета. Например, термин «родители» необходимо предполагает существование детей: нельзя мыслить о родителях без того, чтобы в то же время не мыслить о детях. Если мы говорим о каком-либо человеке, что он строгий, то мы наше внимание можем ограничить только этим человеком; но если мы говорим о нём, как о друге, то мы должны подумать ещё об одном лице, которое стоит к нему в отношении дружбы. Другие примеры: «компаньон», «партнёр», «сходный», «равный», «близкий», «король»–«подданные», «причина»–«действие», «северный»–«южный». Каждый из такой пары терминов называется соотносительным другому термину.

Содержание

Вопросы для повторения

Какое существует соотношение между рассмотрением терминов и понятий? Какие термины общие и какие индивидуальные? О каких терминах мы говорим, что они употреблены в собирательном смысле, и о каких – в разделительном смысле? Какое различие между собирательными терминами и общими? Какие термины называются абстрактными и какие конкретными? Какие термины называются положительными и какие отрицательными? Какие термины относительные и абсолютные?

абстрактные понятия и слова с предметным значением

Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию . По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.

Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «великий американский писатель Теодор Драйзер»; «река Кама»). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «велосипед», «компьютер» и др.).

Задание: Приведите примеры общих и единичных понятий.

Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т.е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называются универсальными). Например, натуральные числа — в арифметике, растения — в ботанике и др.

Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представляет пустой класс (например, «вечный двигатель», « человек, проживший 300 лет», «Снегурочка», «Дед Мороз», персонажи сказок, басен и др.).

Задание : Приведите примеры пустых понятий.

Чему равен объем понятий (общие, единичные или пустые): «столица России»; «столица», «город»,
«знаменитый полководец», «бесконечность», «Змей-Горыныч»
.

По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.

Конкретные и абстрактные понятия

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальных, так и идеальных). К их числу относятся понятия « школа», «опера», «Александр Македонский», «землетрясение» и др.

Конкретные — это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: «академия», «студент», «романс», «дом», «поэма А. Блока «Двенадцать» и др.

Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», « честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», « сходство» и др.).

Задание : Приведите примеры абстрактных понятий.

Относительные и безотносительные понятия

Относительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» — «родители», «ученик» — «учитель», « начальник» — «подчиненный», «северный полюс магнита» — « южный полюс магнита»).

Безотносительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («карандаш», «город», «овца», «сильное наводнение»).

Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения. Например, «грамотный человек», «алчность», «отстающий ученик», «красивый поступок» и т. д.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное свойство отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» или «без» («бес»): «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок» и др. Если частица «не» или «без» («бес») слились со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «беспечность», « безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, называются положительными. В русском языке нет понятия «нависть» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «ненависть» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»). В словах иностранного происхождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «агностицизм», «аморальный» и др.

Положи

абстрактное и конкретное — Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (от лат. abstracts — отвлеченный и concretus — густой, уплотненный) — философские категории, устанавливающие связь и единство между расчлененностью и целостностью предмета познания. В эмпирической традиции А. как отвлеченное понятие обычно противопоставлялось К. в форме реальности, данной в чувственном созерцании. Такое представление имеет свои корни в традиционном познании, поскольку А. отвлекается от всей сложности и многосторонности конкретной эмпирической действительности и поэтому никогда не может отобразить ее во всей полноте и целостности. Но при таком подходе происходит умаление и недооценка роли теоретического мышления как неспособного постичь К. Против такого понимания отношения между А. и К., при котором А. рассматривается как некоторое общее представление, а К. сводится к чувственному восприятию действительности, выступила диалектическая философия. Гегель подчеркивал, что мышление не сводится к образованию абстрактно-всеобщих понятий, отвлеченных от К., т. е. рассудочных определений, а создает К., являющееся понятиями разума. Однако для Гегеля как объективного идеалиста понятия разума возникают в результате самостоятельного развития абсолютного духа, а поэтому не имеют какой-либо связи с реальным объективным миром.

К. Маркс, отвергая идеалистическую интерпретацию категорий А. и К., рассматривает их, как и Гегель, в диалектической взаимосвязи, а достижение конкретного знания — как процесс восхождения от А. к К., которое приводит к более полному, глубокому и целостному познанию действительности. Если категория А. выражает неполноту, односторонность и отвлеченность воспроизведения предмета в мышлении, то К. стремится воспроизвести его в достижимой полноте и целостности. В противоположность Гегелю, Маркс указывает, что «метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно-конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного». На аналитической стадии исследования создаются отдельные абстракции, возникают определенные понятия и суждения в форме гипотез, законов, которые на синтетической стадии объединяются в теоретические системы, концепции и научные дисциплины. С современной системной точки зрения метод восхождения от А. к К. представляет собой способ построения системного теоретического знания, в котором отдельные его элементы — понятия, суждения, законы и даже теории объединяются в единую, целостную систему с помощью разных форм логических взаимосвязей. Все понятия в такой системе определяются посредством логических правил определения, а все утверждения и факты выводятся как логические следствия из небольшого числа аксиом, основных законов и принципов. Типичным примером такой системы является научная теория.

Восхождение от абстрактного к конкретному знанию достигается путем построения все более полных теоретических систем, в котором решающая роль принадлежит новым понятиям, законам и принципам, отображающим существенные связи и отношения изучаемой действительности. Все эти элементы будущего системного знания создаются на аналитической стадии исследования, но до времени остаются отдельными абстрактными знаниями, не связанными друг с другом определенными логическими отношениями. Переход к конкретному знанию означает установление логических взаимосвязей между ними и возникновение нового целостного, системного знания об исследуемой действительности. «Конкретное, — пишет Маркс, — потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного». Эта идея о К. как единстве многообразного находит свое точное воплощение в современном системном методе построения теоретического знания.

Г.И. Рузавин

Лит.: Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М, 1960; Швырёв В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ — АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ – см. Восхождение от абстрактного к конкретному [ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ]. Новая философская энциклопедия

Конкретные и абстрактные понятия — Студопедия

Содержание и объем понятий

Предметы и явления окружающего мира имеют сходство и различие.

То, в чем предметы сходны или различны между собой, выступает как их признаки.

Признаки, выражающие коренную природу (сущность) предметов, отличающую их от предметов других видов, отражаются в процессе познания как существенные признаки.

Содержание понятия раскрывается как совокупность существенных признаков предметов, отраженных в понятии.

Так, содержание понятия «студент» раскрывается через такие существенные признаки, как «быть учащимся вуза», «овладевать системой знаний по какой-то специальности».

В содержание понятия «конституция государства» входят такие существенные признаки, как «быть основным законом государства», юридически закрепляющим «систему государственных органов», «порядок их образования и деятельности», «основные права и обязанности граждан» и т.п.

В зависимости от содержания могут быть конкретными и абстрактными, положительными и отрицательными, безотносительными и соотносительными.

Кроме содержания, понятия имеют объем. В объеме понятия отражаются предметы или их совокупности, обладающие признаками, составляющими содержание этого понятия.

Например, объем понятия «студент» составляют все учащиеся вузов, объем понятия «конституция государства» — все существующие в мире конституции государств.

Содержание и объем понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятий, который формулируется следующим образом: «Если увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содержание и наоборот».


Возьмем, например, два понятия «студент» и «студент политехнического университета». Объем первого понятия больше объема второго понятия, так как студентов вообще больше, чем студентов политехнических институтов. А содержание второго понятия шире содержания первого, так как кроме основного признака «быть учащимся вуза» здесь добавляется еще специфический признак «обучаться в политехническом институте».

В зависимости от объема понятия могут быть единичными, общими, пустыми.

Рассмотрим подробнее общие, единичные и пустые понятия.

Общими называются понятия, объемы которых включают два или более однородных предметов (явлений, событий).


Единичными называются понятия, объемы которых включают только один предмет (явление, событие).

Пустыми называются понятия, объемы которых не включают ни одного предмета (явления, события).

Пример:

Понятие «город» — общее, так как количество городов, существующих на Земле, больше двух.

Понятие «самый большой город в мире» — единичное, так как таким свойством «быть самым большим городом в мире» может обладать лишь один-единственный предмет.

Понятие «круглый квадрат», «кентавр» — пустое (или с нулевым объемом), так как в реальности мы не найдем ни одного предмета, который обладал бы признаком «быть круглым квадратом», «быть кентавром».

Общие понятия могут быть регистрируемыми и нерегистрируемыми.

Регистрируемым называется понятие, в котором число мыслимых в нем предметов поддается реальному учету, регистрации, например, «города России», «произведения Л.Н.Толстого».

Общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов, называются нерегистрируемыми, например, «человек» — мыслятся все люди, которые жили, живут и будут жить.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в собирательном и разделительном смыслах. Если высказывание относится ко всему классу предметов, взятых в их единстве, и не неприложимо к каждому предмету класса в отдельности, то такое употребление понятий называется собирательным.

Если высказывание относится к каждому предмету класса, то такое употребление понятия называется разделительным.

Пример:

Высказывая мысль «Все люди — смертны», мы употребляем понятие «люди» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому человеку.

В высказывании «средняя продолжительность жизни в России равна 70 годам» мы употребляем понятие «средняя продолжительность жизни в России» в собирательном смысле, так как оно неприменимо к каждому жителю России в отдельности, поскольку индивидуальная продолжительность жизни может быть больше или меньше 70 лет, а в ряде случаев может совпадать с данным высказыванием.

Понятия, в которых обобщаются конкретные предметы и явления действительности по тем или иным признакам, называются конкретными. Например, понятия «книга», «растение» являются конкретными.

Понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между ними, называются абстрактными. Например, понятия «белизна», «смелость» являются абстрактными понятиями.

Положительные и отрицательные понятия.

Понятия, в которых отражаются присущие предмету признаки, называются положительными. Примерами положительных понятий могут быть: «грамотный», «говорящий по-английски», «порядок».

Понятия, в которых признаки, составляющие содержание положительных понятий, отрицаются, называются отрицательными. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с частицами «не», «без»; в словах иностранного происхождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «асимметрия», «аморфный», «аморальный». Понятия «неграмотный», «не говорящий по-английски», «беспорядок» — отрицательные.

Безотносительные и относительные понятия.

Безотносительные понятия описывают предметы, существующие раздельно и потому воспринимаемые вне связи с другими предметами. В содержании таких понятий нет указания на отношение к другим предметам, например: «дерево», «книга», «государство».

В соотносительных понятиях отражаются предметы, существующие только взаимосвязано и одновременно друг с другом и поэтому не мыслящиеся одно без другого. Например, понятие «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный», «причина и следствие».

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, означает придание ему логической характеристики. Логическая характеристика понятий уточняет их смысл, употребление слов, которыми эти понятия описаны.

Абстрактное и конкретное (Фролов) | Понятия и категории

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio — отвлечение) — сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus — сгущенный, сросшийся) — многостороннее, сложное, развитое, целостное. В истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное многообразие единичных веще: и явлений, А.— как характеристика исключительно продуктов мышления (Абстракция). Гегель первый ввел в философию категории А. и к. в том специфическом смысле, который получил свое дальнейшее развитие в марксистской философии: К.— синоним диалектической взаимосвязи, расчлененной целостности; А.— не метафизическая противоположность К., а этап движения самого К., нераскрывшееся, неразвернувшееся, неразвившееся К. (отношение А. и к. Гегель сравнивает, например, с отношением почки и плода, желудя и дуба). Однако К., по Гегелю, есть характеристика лишь «духа», мышлении «абсолютной идеи». Природа же и общественные отношения людей выступают «инобытием», более или менее абстрактным обнаружением отдельных сторон, моментов жизни всеобщего духа. Для марксистской философии носителем, субъектом К. является материальная действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений. К. предмета есть объективная взаимосвязь его сторон, определяемая лежащим в ее основе существенны»- закономерным отношением; К. же по знания есть отражение этой реально» взаимосвязи в системе понятий, воспроизводящих объективное содержание предмета. А. в самой действительности есть выражение неполноты, неразвернутости, неразвитости, ограниченности любого ее фрагмента, поскольку он берется сам по себе, в отрыве от опосредующих его связей или своей последующей истории. А. знание, соответственно, противостоит К. знанию, как одностороннее, фиксирующее ту или иную сторону предмета вне связи с др. сторонами, вне ее обусловленности специфическим характером целого. Таким образом, если целью теоретического знания не может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то в не меньшей мере такой целью не может служить вычленение неких «абсолютных» логических связей. Ибо, как только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность и истинность. Научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, которое отправляется от чувственного многообразия К. и достигает воспроизведения объекта в его всесторонних отношениях. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от А. к К., которое есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях. Являясь способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчлененность исследуемого объекта и единство всех его сторон, восхождение от А. к К. предполагает первоначальное движение от К. (данного в созерцании) к А. На этом последнем пути образуются понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта, которые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Поэтому необходимо различать К. как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования (чувственное К.) и К. как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте (мысленное К.).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 6-7.

Виды понятий — Студопедия

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб­страктные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотноситель­ные и соотносительные.

1. Понятия делятся наединичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называетсяединичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называетсяобщим (напри­мер, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут бытьрегистрирующими и нерегистрирую­щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, «участник Великой Отечест­венной войны 1941—1945 гг.», «родственники потерпевшего Шило­ва», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называетсянерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не под­дается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошед­шего, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся насобирательные и несобирательные. Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называютсясобирательными. На­пример, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки кол­лектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интере­сами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Соби­рательные понятия могут быть общими («коллектив», «полк», «созвездие») и единичными («коллектив нашего института», «86-й стрелковый полк», «созвездие Большой Медведицы»).


Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называетсянесобирательным. Таковы, например, по­нятия «звезда», «командир полка», «государство».


В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будетразделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называетсясобирательным. Например, выска­зывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употреб­ляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту 1-го курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели теоретическую кон­ференцию» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом. Здесь понятие «студенты 1-го курса» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению не­приложимо.

3. Понятия делятся наконкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его при­знак (отношение между предметами). Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называетсяконкрет­ным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называетсяабстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; поня­тия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными. Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладаю­щих этими признаками. Понятия «дружба», «посредничество», «психологическая несовместимость» отражают определенные отно­шения. Это абстрактные понятия.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а аб­страктные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие «посредник» — общее, конкрет­ное; понятие «посредничество» — общее, абстрактное). Как кон­кретным, так и абстрактным может быть единичное понятие (напри­мер, понятие «Организация Объединенных Наций» — единичное, конкретное; понятие «мужество капитана Гастелло» — единичное, абстрактное).

4. Понятия делятся наположительные и отрицательные в зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называютсяположительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называютсяотрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «не­грамотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»: «неулови­мый», «невиновный», «бездействие»; в словах иностранного проис­хождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «аморальный», «анонимный», «асимметрия» и т.д. Однако на отсут­ствие некоторых свойств предмета могут указывать слова без отрицательной приставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непьяный), «молчаливый» (неразговорчивый). С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невин­ный» (чистосердечный, простодушный), «негодование» (возмуще­ние, крайнее недовольство) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприняты как слова с отрицательными при­ставками.

5. Понятия делятся набезотносительные и соотносительные взависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами. Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отношению к понятию «родители»), «начальник» («подчиненный»), «получение взятки» («дача взятки»). Соотноси­тельными являются также понятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, — значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «Российская Федерация», нужно указать, что это понятие единичное, собирательное, конкретное, положи­тельное, безотносительное. При характеристике понятия «невменя­емость» должно быть указано, что оно является общим (нерегистри­рующим), несобирательным, абстрактным, отрицательным, безотно­сительным.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

§ 4. Отношения между понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, следует всего различать понятиясравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Например, «пресса» и «телевидение» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например: «квадрат» и «общественное порицание», «преступление» и «косми­ческое пространство», «государство» и «симфоническая музыка» Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.

Сравнимые понятия делятся насовместимые и несовместимые.

Рис.1-2.

Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называютсясовместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости:

1)равнообьемность, 2)пересечение (перекрещивание) и 3)подчинение (субординация).

1. В отношенииравнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнообъем­ности находятся, например, понятия «геометрическая фигура с тремя равными углами» и «геометрическая фигура с тремя равными сторонами». Эти понятия отражают один предмет мысли: равно­угольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью со­впадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них содержит разные признаки треугольника.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями долж­но быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В (рис. 1).

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в несовместившейся части круга А — юристы, не являющиеся пре­подавателями, в несовместившейся части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.

2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «преподаватель» (В): некоторые юристы являются преподавателя­ми (как некоторые преподаватели — юристами). С помощью круго­вых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов (рис. 2).

3. В отношенииподчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия «суд» (А) и «городской суд» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов — крае­вые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полнос­тью входит в объем понятия «суд» (рис. 3).

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называетсяподчиняющим (А), понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия, — подчи­ненным(В).Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называетсяродом, подчиненное —видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд». Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголов­ное наказание» (А). Отношение между тремя подчиненными друг другу понятиями изображено на рис. 4.

Рис.3

Рис.4

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие яв­ляется видом, а единичное (подчиненное)индивидом. В таком от­ношении будут находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако». Отношения «род» — «вид» — «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями — в обобщении, ограничении, определении и делении.

Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называютсянесовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости:1) соподчине­ние (координация), 2)противоположность (контрарность), 3)про­тиворечие (контрадикторность).

1. В отношениисоподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «областной суд» (В), «городской суд» (С), «суд» (А). Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называютсясоподчиненными.

В круговых схемах это отношение изображено на рис. 5.

2. В отношениипротивоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены; Таковы, например, отношения между поня­тиями «черный» и «белый», «отличник» и «неуспевающий», «друже­ственное государство» и «враждебное государство» (рис. 6). Пункти­ром изображено родовое понятие «государство», так как оно не дано, но может быть образовано.

Понятие В содержит признаки, не совместимые с признаками понятия А. Объемы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия «государство»: существуют и другие межгосударственные отношения.

3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрица­тельные понятия: «четный» и «нечетный», «успевающий» и «неуспе­вающий»,

«дружественное государство» и «недружественное госу­дарство».

Рис.5-6

Из схемы видно, что положительное понятие А и отрицательное понятиене-А исчерпывают весь объем понятия «государство»: любое государство является дружественным или недружественным. Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего понятия.

Конкретные и абстрактные понятия

Понятия, в которых обобщаются конкретные предметы и явления действительности по тем или иным признакам, называются конкретными.

Понятия, в которых мыслятся признаки предметов или отношения между ними, называются абстрактными.

Например, понятия «корабль», «DVD плеер» являются конкретными, а понятия «белизна», «смелость» – абстрактными понятиями.

Упражнение 6

Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1. Политическая система. 2. Толерантность. 3. Невоспитанность. 4. Равенство. 5. Институт. 6. Флора. 7. Валентность. 8. Менеджер. 9. Героизм. 10. Отличник учебы. 11. Алиби. 12. Идеал. 13. Биссектриса. 14. Периферия. 15. Реальность.

Пример: Кафедра философии понятие конкретное.

Положительные и отрицательные понятия

Понятия, в которых отражаются присущие предмету признаки, называются положительными.

Понятия, в которых признаки, составляющие содержание положительных понятий, отрицаются, называются отрицательными.

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с частицами «не», «без»; в словах иностранного происхождения – чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «асимметрия», «аморфный», «аморальный».

Примеры положительных понятий: «грамотный», «говорящий по-английски», «порядок»; понятия «неграмотный», «неговорящий по-английски», «беспорядок» – отрицательные.

Упражнение 7

Укажите положительные и отрицательные понятия.

1. Вероятность. 2. Аморальный. 3. Беззаконие. 4. Трудолюбие. 5. Производство. 6. Принципиальность. 7. Недра. 8. Анонимность 9. Ананас. 10. Антипатия. 11. Незнайка. 12. Профан. 13. Регресс. 14. Беззаботность. 15. Запрет.

Пример: Рентабельность – понятие положительное.

Безотносительные и соотносительные понятия

Безотносительные понятия описывают предметы, существующие раздельно и потому воспринимаемые вне связи с другими предметами.

В содержании таких понятий нет указания на отношение к другим предметам, например: «дерево», «книга», «государство».

В соотносительных понятиях отражаются предметы, существующие только взаимосвязано и одновременно друг с другом и поэтому не мыслящиеся одно без другого. Например, понятия «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный», «причина» и «следствие».

Упражнение 8

Укажите безотносительные и соотносительные понятия.

1. Администрация Президента РФ. 2. Верх. 3. Форма. 4. Племянник. 5. Работа. 6. Теория. 7. Строитель. 8. Автор. 9. Авария. 10. Защитник. 11. Соратник. 12. Независимое государство. 13. Прокурор. 14. Обвинитель. 15. Отдаленное место.

Пример: Учебное пособие по логике – понятие безотносительное.

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, означает придать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий уточняет смысл употребления слов, которыми эти понятия описаны.

Упражнение 9

Дайте логическую характеристику понятиям.

1. Созвездие Большой Медведицы. 2. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. 3. Абзац. 4. Коллекция почтовых марок. 5. Родственные отношения. 6. Безбилетный пассажир. 7. Студент факультета рекламы. 8. Восточная граница России. 9. Театр «Геликон опера». 10. Московская консерватория имени П. И. Чайковского. 11. Лидер. 12. Непустое понятие. 13. Реальность происходящего. 14. Редакционная коллегия. 15. Компьютер.

Пример: Растение – понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.

Разные и абстрактные концепции процессов мозга

Язык обычно делится на две категории: конкретные и абстрактные. Конкретные слова — это вещи, которые существуют в реальности, такие как животные, картины и еда.

Абстрактные слова относятся к нематериальным вещам, не переживаемым чувствами. Эти слова определяются через связанные слова, а не физические особенности.

СМОТРИ ТАКЖЕ: НОВЫЙ ИМПЛАНТАТ НА ОСНОВЕ ГРАФЕНА МОЖЕТ СЛЫШАТЬ ВАШ МОЗГ МОЗГОМ

В новом исследовании изучены различные области мозга, которые обрабатывают эти два типа слов.«Хотя очевидно, что различные области мозга участвуют в семантической обработке абстрактных и конкретных слов, все еще остается предметом споров, какие области мозга кодируют различные типы информации, лежащие в основе значения абстрактных и конкретных слов», — написала Мария Монтефинезе, Доктор философии, автор обзора.

Исследование обнаруживает корреляцию между глобальными исследованиями

Монтефинез изучил три исследования, которые сначала идентифицировали, а затем наблюдали определенные области мозга, которые организуют абстрактные и конкретные идеи.Участникам исследований давали языковые задания при прохождении тестов на мозг.

В одном из исследований участвовала группа носителей английского языка, которых попросили выполнить две задачи, которые включали 40 конкретных слов. Первоначальное задание задавало волонтерам вопросы о визуальных аспектах слов, таких как «круглый», во втором задании волонтеры отвечали на вопросы об общих, более абстрактных характеристиках слов, таких как «это живой?»

В обоих тестах реагировала перирхальная кора, область мозга, связанная с памятью и обработанной информацией распознавания.Однако только в задачах, связанных с невизуальными вопросами, отвечала парахиппокампальная кора, область мозга, связанная с формированием памяти.

В другом отдельном исследовании носителям китайского языка было предложено подумать об их знакомстве с рядом слов, представляющих более 300 абстрактных концепций. Результаты пришли к выводу, что сеть из нескольких областей мозга, включая нижнюю лобную извилину (IFG) и среднюю височную извилину (MTG), работала вместе для организации абстрактной информации.

IFG — это область мозга, связанная с языковой обработкой. MTG является регионом, связанным с поиском значения слова.

В последнем исследовании, изученном Montefinese, участвовала группа носителей итальянского языка. Добровольцам было предложено решить, являются ли цепочки букв реальными словами. Половина предоставленных слов была либо конкретными, либо абстрактными, а другая половина была составлена ​​из слов.

Результаты показали, что левый IFG действует как «нервный перекресток», чтобы различать абстрактные и конкретные слова.«Вместе эти исследования проливают новый свет на то, как абстрактные и конкретные концепции представлены в мозге [на разных языках», — пишет Монтефинезе. Это исследование помогает идентифицировать «левостороннюю семантическую сеть», которая способствует лучшему пониманию слово-смысловых структур в мозге.

Обзор

проводит параллели для абстрактного использования мозга

«Вместе эти исследования проливают новый свет на то, как абстрактные и конкретные концепции представлены в мозге [на] разных языках», — объяснил Монтефинезе.Исследование поможет понять, как наш мозг обрабатывает различные типы языков.

Эта информация может также использоваться для развития связи между мозгом, такой как «BrainNet», первый в мире интерфейс «мозг-мозг». Интерфейс сочетает в себе электроэнцефалографию (ЭЭГ) для записи сигналов мозга и транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС) для доставки информации в мозг. BrainNet позволяет людям сотрудничать и решать задачи, используя только связь между мозгом.

Разница между абстрактным и конкретным языком

Ключевые различия: Термин «абстрактный» относится к способности думать о концепциях, которые находятся за пределами рамок, о концепциях, которые невозможно ощутить или испытать, используя только пять чувств. Конкретные существительные или понятия — это то, что обычно можно испытать, используя пять чувств: осязание, вкус, обоняние, зрение и звук.

Язык — это мощный инструмент, который позволяет людям общаться более точно. Это позволяет человеку выразить свои чувства таким образом, чтобы лучше понять их.Это главная причина для развития языка, чтобы он мог выразить себя так, чтобы его можно было легко понять. Абстрактное и конкретное являются двумя понятиями, которые связаны с языком и чаще всего используются в лингвистике и семантике.

Аннотация часто рассматривается как существительное или понятие. Тем не менее, оба относятся к аналогичным вещам и легко понять. В младшем возрасте абстрактные существительные преподаются детям, а абстрактные понятия в основном рассматриваются в классах колледжа и используются для более глубокого погружения в понимание языка.Термин «абстрактный» относится к способности думать о концепциях, которые находятся за пределами рамок, о концепциях, которые невозможно ощутить или испытать, используя только пять чувств.

Эти понятия или существительные неосязаемы и не могут быть затронуты, а только поняты. Они не имеют какого-либо определенного определения или значения и часто могут быть истолкованы людьми по-разному. К ним относятся такие понятия, как любовь, ненависть, успех, свобода, мораль и т. Д. Эти понятия часто содержат разные понятия для тех, кто сталкивается с этим словом.Определения также могут меняться в зависимости от возраста человека.

Конкретные существительные или понятия — это то, что обычно можно испытать, используя пять чувств: осязание, вкус, обоняние, зрение и звук. Идея, лежащая в основе этого понятия или существительного, заключается в том, что это нечто, что существует в реальном мире. Определения не могут быть истолкованы и зафиксированы почти для всех.

Эти объекты или события можно увидеть, услышать, почувствовать, оценить

.

Аннотация и бетон — Википедия переиздано // WIKI 2

Классификации, которые обозначают, описывает ли термин объект с физическим референтом или объект без физических ссылок.

Конкретные и конкретные являются классификациями, которые обозначают, имеет ли объект, который описывает термин, физические ссылки. Абстрактные объекты не имеют физических ссылок, в то время как конкретные объекты имеют. Они чаще всего используются в философии и семантике.Абстрактные объекты иногда называют abstracta (sing. abstractum ), а конкретные объекты иногда называют concreta (sing. concretum ). Абстрактный объект — это объект, который не существует в любое конкретное время или место, а существует как тип вещи, то есть идея или абстракция. [1] Термин абстрактный объект , как говорят, был придуман Уиллардом Ван Орманом Куайном. [2] Изучение абстрактных объектов называется теорией абстрактных объектов.

В философии

Различие типа-токена идентифицирует физические объекты, которые являются токенами определенного типа вещей. [3] «Тип», частью которого он является, сам по себе является абстрактным объектом. Абстрактно-конкретное различие часто вводится и первоначально понимается в терминах парадигматических примеров объектов каждого вида:

Примеры абстрактных и конкретных объектов
Аннотация Бетон
Теннис Теннисный матч
покраснение Красный свет отражается от яблока и попадает в глаза
пять Пять машин
юстиции Справедливое действие
Человечество (свойство быть человеком) Человеческое население (совокупность всех людей)

Абстрактные объекты часто вызывали интерес у философов, потому что они поднимают проблемы для популярных теорий.В онтологии абстрактные объекты считаются проблематичными для физикализма и некоторых форм натурализма. Исторически самым важным онтологическим спором об абстрактных объектах была проблема универсалий. В эпистемологии абстрактные объекты считаются проблематичными для эмпиризма. Если у abstracta нет причинно-следственных связей или пространственного расположения, как мы узнаем о них? Трудно сказать, как они могут повлиять на наш сенсорный опыт, и все же мы, похоже, согласны с широким спектром утверждений о них.

Некоторые, такие как Эрнст Малли, [4] Эдвард Залта [5] и, возможно, Платон в своей Теории форм, [5] утверждали, что абстрактные объекты составляют определяющий предмет метафизики или философии. запрос в более широком смысле.В той степени, в которой философия не зависит от эмпирических исследований, и в той степени, в которой эмпирические вопросы не отражают вопросы об абстрактности, философия может показаться особенно подходящей для ответа на эти последние вопросы.

В современной философии различие между абстрактным и конкретным было исследовано Иммануилом Кантом [6] и Г. В. Ф. Гегелем. [7]

Готтлоб Фреге сказал, что абстрактные объекты, такие как числа, были членами третьего мира , [8] [9] , отличного от внешнего мира или от внутреннего сознания. [10]

Абстрактные объекты и причинность

Другое популярное предложение о проведении абстрактно-конкретного различия утверждает, что объект является абстрактным, если ему не хватает причинно-следственных связей. Причинная сила обладает способностью воздействовать на что-то причинно. Таким образом, пустой набор является абстрактным, потому что он не может воздействовать на другие объекты. Одна проблема для этого взгляда состоит в том, что не совсем ясно, что значит иметь причинную силу. Более подробное исследование абстрактно-конкретного различия см. В соответствующей статье Stanford Encyclopedia of Philosophy . [5]

Квазиабстрактные сущности

В последнее время возник некоторый философский интерес к разработке третьей категории объектов, известных как квази-абстрактные. Квази-абстрактные объекты привлекли особое внимание в области социальной онтологии и документальности. Некоторые утверждают, что чрезмерная приверженность платонической двойственности конкретного и абстрактного привела к тому, что большая категория социальных объектов была упущена из виду или отвергнута как несуществующая, поскольку они демонстрируют характеристики, которые традиционная двойственность между конкретным и абстрактным считает несовместимой. [11] В частности, способность иметь временное местоположение, но не пространственное местоположение, и иметь причинно-следственную связь (если только действуя через представителей). [12] Эти характеристики проявляются рядом социальных объектов, в том числе государствами международной правовой системы. [13]

Конкретное и абстрактное мышление в психологии

Жан Пиаже использует термины «конкретный» и «формальный» для описания двух разных типов обучения. Конкретное мышление включает в себя факты и описания повседневных материальных объектов, в то время как абстрактное (формальное операционное) мышление включает умственный процесс.

Конкретная идея Абстрактная идея
Грязные вещи тонут. Он утонет, если его плотность больше плотности жидкости.
Вы вдыхаете кислород и выдыхаете углекислый газ. Газообмен происходит между воздухом в альвеолах и кровью.
Растения получают воду через свои корни. Вода диффундирует через клеточную мембрану клеток корневых волосков. Е. Х. Робинсон (2014), «Документальная теория состояний и их существования в качестве квазиабстрактных сущностей», Геополитика 19 (3), стр. 1–29.

Внешние ссылки

Последний раз эта страница редактировалась 5 июля 2020 года, в 04:26. ,
Диалектика абстрактного и конкретного Эвальда Ильенкова
Советская психология: диалектика абстрактного и конкретного Эвальда Ильенкова

Ильенков
Диалектика абстрактного и конкретного в столице Маркса
Глава первая — Диалектическая и метафизическая концепция конкретного



Концепция абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике



Термины «абстрактный» и «конкретный» используются как в повседневной речи, так и в специальной литературе довольно неоднозначно.Таким образом, можно услышать «конкретные факты» и «конкретную музыку», «абстрактное мышление» и «абстрактную живопись», «конкретную правду» и «абстрактный труд». Такое использование в каждом случае, по-видимому, оправдано наличием оттенков значений в этих словах, и было бы смехотворно педантично требовать полной унификации использования.

Однако все обстоит иначе, когда мы имеем дело не только со словами или терминами, но и с содержанием научных категорий, которые исторически связаны с этими терминами.Определения абстрактного и конкретного как категории логики должны быть устойчивыми и однозначными в рамках этой науки, поскольку они способствуют установлению основных принципов научной мысли. Через эти термины диалектическая логика выражает ряд своих фундаментальных принципов («нет абстрактной истины. Истина всегда конкретна», тезис «восхождения от абстрактного к конкретному» и т. Д.). Поэтому категории абстрактного и конкретного имеют совершенно определенное значение в диалектической логике, которая неразрывно связана с диалектико-материалистической концепцией истины, отношением мышления к реальности, способом теоретического воспроизведения действительности в мышлении и скоро.Пока мы имеем дело с категориями диалектики, связанной со словами, а не с самими словами, любая лицензия, отсутствие ясности или нестабильности в их определении (не говоря уже о неправильности) неизбежно приведет к искаженному представлению о сути вопроса. По этой причине необходимо освободить категории абстрактного и конкретного от коннотаций, которые были связаны с ними на протяжении веков во многих работах по традиции, от силы привычки или просто из-за ошибки, которая часто мешала правильному Интерпретация положений диалектической логики.


Проблема соотношения абстрактного и конкретного в его общем виде не ставится и не решается в формальной логике, поскольку это чисто философский, эпистемологический вопрос, совершенно не входящий в сферу его компетенции. Тем не менее, когда речь идет о классификации понятий, а именно о делении понятий на «абстрактные» и «конкретные», формальная логика обязательно предполагает вполне определенную интерпретацию соответствующих категорий. Эта интерпретация представляется как принцип разделения и поэтому может быть установлена ​​аналитически.

В этом отношении большинство авторов книг по формальной логике, по-видимому, оказывают довольно единодушную поддержку определенной традиции, хотя и с некоторыми оговорками и поправками. Согласно этой традиционной точке зрения, концепции (или идеи) делятся на абстрактные и конкретные следующим образом:

’Конкретные понятия — это те, которые отражают реально существующие определенные объекты или классы объектов. Абстрактные понятия — это те, которые отражают свойство объектов, мысленно абстрагированных от самих объектов.’[N I Kondakov]

«Конкретное понятие — это понятие, относящееся к группам, классам вещей, объектам и явлениям или к отдельным вещам, объектам или явлениям … Абстрактное понятие — это понятие свойств объектов или явлений, когда эти свойства принимаются как самостоятельный объект мышления. ‘[М. С. Строгавич]

‘Конкретные понятия — это те, чьи объекты действительно существуют как вещи в материальном мире … Абстрактные понятия — это те, которые отражают свойство объекта, взятого отдельно от объекта, а не самого объекта.’[V F Asmus]

Примеры, приведенные для иллюстрации определений, в основном относятся к одному типу. Конкретные концепции обычно включают в себя такие понятия, как «книга», «Фидо», «дерево», «плоскость», «товар», тогда как абстрактных концепций иллюстрируются «белизной», «смелостью», «добродетелью». ‘,’ скорость ‘,’ значение ‘и т. д.

Судя по примерам, разделение фактически такое же, как в известном учебнике по логике Г. И. Челпанова. Усовершенствования определения Челпанова касаются в основном не самого деления, а его философско-эпистемологической основы, поскольку Челпанов был философски типичным субъективным идеалистом.

Вот его версия деления понятий на абстрактные и конкретные:

’Абстрактные термины — это те, которые служат для обозначения качеств или свойств, состояний или действий вещей. Они обозначают качества, которые рассматриваются сами по себе, без вещей … Конкретные понятия — это понятия вещей, предметов, личностей, фактов, событий, состояний сознания, , если мы считаем, что они имеют определенное существование. … ’[ Учебник по логике ]

Различие между «термином» и «понятием» для Челпанова безразлично.«Состояния сознания», по его мнению, относятся к той же категории, что и факты, вещи и события. «Определенное существование» для него равнозначно «определенному существованию в непосредственном сознании человека», то есть в его созерцании, концепции или, по крайней мере, воображении.

Поэтому Челпанов считает конкретным все, что можно представить (представить) как отдельно существующую отдельную вещь или образ, и он рассматривает как абстрактное все, что нельзя представить так, о чем можно только думать как таковое.

Способность или неспособность человека мыслить что-либо графически является, по сути, критерием Челпанова для разделения на абстрактное и конкретное. Это разделение, каким бы шатким оно ни было с философской точки зрения, вполне определенно.

Поскольку некоторые авторы пытались исправить философско-эпистемологическую интерпретацию классификации без изменения фактического типа соответствующих примеров, классификация оказалась открытой для критики.

Если среди конкретных понятий включить только те, которые относятся к объектам материального мира, то кентавра или Афины Паллада, по-видимому, будут рассматриваться как абстрактные понятия наряду с мужеством или добродетелью, тогда как Фидо будет включен в число конкретных понятий наряду со стоимостью.

Какая польза от такой классификации для логического анализа? Традиционная классификация разрушена или запутана такой поправкой, вводящей в нее совершенно чуждый элемент.С другой стороны, никакой новой строгой классификации не получено.

Попытки некоторых авторов противопоставить новый принцип или основание разделения предложенному Челпановым тоже вряд ли можно считать удачным.

Например, Кондаков считает, что разделение понятий на абстрактные и конкретные должно выражать «разницу в содержании понятий». Это означает, что конкретные понятия должны отражать вещей, и абстрактные, свойств и отношений этих вещей.По словам Кондакова, если деление должно быть полным, ни свойства, ни отношения вещей не могут быть представлены в конкретных концепциях. Остается неясным, как можно постичь вещь или класс иначе, чем через представление об их свойствах и отношениях. Фактически, любая мысль о вещи неизбежно окажется мыслью о каком-то свойстве этой вещи, потому что понятие вещи означает формирование концепции всей совокупности ее свойств и отношений.

Если человек освобождает мысль о вещи от всех мыслей о свойствах этой вещи, от этой мысли не останется ничего, кроме имени.Другими словами, разделение понятий по их содержанию означает, на самом деле, следующее: конкретное понятие — это понятие без содержания, а абстрактное имеет некоторое содержание, хотя и очень скудное. В противном случае деление не будет полным и, следовательно, будет неправильным.

Принцип разделения, предложенный Асмусом, «фактическое существование объектов этих концепций» столь же неудачен.

Как понять эту формулу? Существуют ли объекты конкретных понятий в действительности, а объекты абстрактных понятий не существуют? Но категория абстрактных понятий охватывает не только добродетель, но и ценность, вес, скорость, то есть объекты, существование которых не менее реально, чем существование самолета или дома.Если вы хотите сказать, что расширение, ценность или скорость на самом деле не существуют вне дома, дерева, самолета или некоторых других отдельных вещей, очевидно, что отдельные вещи также существуют без расширения, веса и других атрибутов только материального мира. в голове, только в субъективной абстракции.

Реальное существование, следовательно, ни здесь, ни там, тем более, что его нельзя превратить в критерий разделения понятий на абстрактные и конкретные. Это может только создать ложное впечатление, что отдельные вещи более реальны, чем универсальные законы и формы существования этих вещей.

Все это показывает, что поправки к разделу Челпанова, внесенные некоторыми авторами, крайне неадекватны и формальны, и что авторы книг по логике не смогли провести критический материалистический анализ этого разделения, ограничиваясь исправлениями частностей, которые просто перепутал традиционную классификацию, не улучшая ее.

Поэтому нам придется предпринять небольшой экскурс в историю концепций абстрактного и конкретного, чтобы внести некоторую ясность.


Содержание | следующий раздел

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *