Контроль и самоконтроль: Контроль и самоконтроль в профессиональной деятельности – Самоконтроль и контроль, развитие и дневник самоконтроля

Автор: | 17.02.2021

Самоконтроль и контроль, развитие и дневник самоконтроля

самоконтроль фотоСамоконтроль — это оценка и осознание субъектом собственных действий, состояний и психических процессов. Развитие самоконтроля и его появление определяется требованиями общества к поведению индивида.

Самоконтроль человека включает процессы, посредством которых индивид способен управлять поведением в противоречивых условиях социального окружения, а также собственных биологических механизмов, например, при навязчивых влечениях, зависимости от внешних влияний, подверженности импульсивным порывам. Различные источники дают разное толкование самоконтроля. Ниже перечислим некоторые из них.

Самоконтроль — это умение подчинять разуму собственные эмоции, которое является осознанием собственного несовершенства, а также стремлением действовать, как будто человек совершенен.

Самоконтроль — это проявление силы характера, которое помогает подавлять излишние эмоции, изживать комплексы и контролировать чувства.

Самоконтроль — это в каждый момент готовность действовать правильно и наиболее рационально, независимо от внутреннего состояния; это пренебрежение страхом, но не проявление бесстрашия, это быстрота работы разума, но не легкомыслие.

Самоконтроль человека является волевым качеством, которое необходимо каждому успешному индивиду, независимо, занимается ли он сельским хозяйством, или преподает в университете.

Самоконтроль личности дает следующие преимущества: управление своими эмоциями и действиями; свобода от внешних ограничений, ощущение спокойствия, основанное на уверенности в личных силах, разуме, способностях. Внутренний самоконтроль даёт уважение в виде самоуважения, а так же уважения окружающих. Самоконтроль позволяет управлять как собой, так и людьми. Самоконтроль личности даёт терпение, помогающее преодолевать внутренние недостатки, а также внешние препятствия.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль очень важен в повседневной жизни, особенно в экстремальных ситуациях. Большая вероятность выйти достойно при форс-мажоре у людей, которые обладают способностью к самостоятельному контролированию. Отсутствие этого умения в поведении и эмоциях вредят личности, провоцируют на нерациональные действия, туманя ее рассудок. Умение держать на контроле слова и эмоции в самых сложных ситуациях, а также искать компромиссы — это необходимое проявление самоконтроля в поведении государственных деятелей и дипломатов.

Самоконтроль поведения в бытовых ситуациях проявляется в умении погасить ссору, не допустить эмоционального взрыва.

Зачастую занятия спортом связаны с ограничениями по питанию, и спортсмену приходится придерживаться диеты, особого режима дня. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми этими требованиями, проявляет способность к самоконтролю.

Самоконтроль поведения проявляется также в умении ограничивать свои потребности в соответствии с финансовыми на данный момент возможностями.

Развитие самоконтроля

Формирование навыков самоконтролирования перво-наперво начинается с соблюдения режима. Личность, приучившая себя соблюдать строгий режим, развивает личную способность к самоконтролю.

Развитие самоконтроля начинается с семейного воспитания. Взрослые, подавая детям пример неконфликтности, сдержанности в общении, воспитывают в них самоконтроль и параллельно сами контролируют себя.

Как достичь самоконтроля? Развитие самоконтроля включает самосовершенствование, выработку в себе пунктуальности, строгого исполнения взятых на себя обязательств, а также данного обещания.

В формировании навыков самоконтролирования помогают психологические упражнения, различные тренинги и упражнения, позволяющие человеку сдерживать свои негативные эмоции и не властвовать их над разумом.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Самоконтролирование спортсмена включает регулярное наблюдение за личным состоянием своего здоровья, а также физического развития.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями не заменяет врачебного контроля, он только выступает дополнением к нему. Благодаря самоконтролю спортсмен оценивает эффективность занятий спортом, соблюдает режим тренировок, правила личной гигиены, закаливания и т.п.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями помогает в анализе влияния физических нагрузок на весь организм, что позволяет правильно проводить и планировать тренировочное занятие.

Самоконтроль физического состояния включает общедоступные простые наблюдения, учитывает субъективные показатели (настроение, сон, аппетит, потливость, желание тренироваться), а также данные объективных исследований (массу тела, ЧСС — частоту сердечных сокращений, ЧД — частоту дыхания, становую и кистевую динамометрию).

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями позволяет тренеру определить признаки перегрузок и откорректировать тренировочный процесс. Проведение самоконтроля предусматривает ведение дневника. Дневник дополняется характеристикой тренировочных нагрузок (килограммы, километры, продолжительность).

Дневник самоконтроля

Результаты самоконтроля советуют фиксировать в дневнике, чтобы потом анализировать совместно или самостоятельно с врачом или тренером. Для дневника достаточно небольшой тетради, в графах которой следует отмечать даты и показания самоконтроля.

Дневник включает две части. Одна из них – содержание, а также характер учебно-тренировочной работы (интенсивность, объем, пульсовой режим, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой фиксируется величина нагрузки из предыдущей тренировки, а также сопровождающее ее самочувствие.

Ведение дневника необходимо всем стажерам, студентам, аспирантам, сотрудникам, преподавателям, занимающихся физическими упражнениями, однако особенно это важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Дневник самоконтроля по физкультуре выполняет следующие функции:

  • помогает лучше познать себя;
  • приучает систематически следить за здоровьем;
  • позволяет выявить степень усталости, как от физической тренировки, так и от умственной работы, что позволит своевременно предупредить переутомление, а также заболевание;
  • дневник помогает определить необходимое количество времени для отдыха, а также восстановления физических и умственных сил;
  • дневник определяет, какими методами и средствами достигается при восстановлении наибольшая эффективность.

Отражаемые в дневнике самонаблюдения данные обычно включают 15-20 показателей, но могут быть зафиксированы и как краткие, включая до 5-8 показателей.

Дневник самоконтроля спортсмена включает следующие показатели: ЧСС утром лежа за 15 с, разницу пульса, ЧСС утром стоя за 15 с, массу тела до тренировки, жалобы, массу тела после тренировки, самочувствие, сон, боли в мышцах, аппетит, желание тренироваться, проба Штанге (утром), потоотделение, ортостатическая проба (утром), кистевая динамометрия, настроение, функция желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения, работоспособность, нарушение спортивного режима, спортивные результаты.

Характеристики показателей дневника:

— самочувствие отражает деятельность и состояние всего организма; настроение и самочувствие оцениваются как плохое, удовлетворительное, хорошее;

— работоспособность оценивается как пониженная, обычная, повышенная;

— сон говорит о восстановлении силы и работоспособности; к норме относят быстрое засыпание и крепкий сон; долгое засыпание, плохой сон, бессонница, частые просыпания, свидетельствуют о переутомлении и сильном утомлении;

— аппетит говорит о состоянии организма, перегрузках, недосыпаниях, недомоганиях, которые отражаются на аппетите; он бывает пониженным, нормальным, повышенным, иногда отсутствует и только хочется пить;

— у здоровых людей желание тренироваться отмечается при нарушениях в самочувствии здоровья или перетренированности желание в тренировках исчезает или снижается;

— частота сердечных сокращений (ЧСС) является важным объективным показателем в работе сердечно-сосудистой системы; пульс у тренированного человека в состоянии покоя значительно ниже, чем у нетренированного, его подсчитывают за 15 с, однако если отмечается нарушение ритма, то считают за одну минуту. У тренированного человека быстрее пульс восстанавливается и приходит к норме, утром у спортсмена он существенно слабее;

— потоотделение напрямую зависит от индивидуальностей, а также функционального состояния человека, вида физической нагрузки, климатических условий; на первых тренировках потливость выше, потоотделение уменьшается по мере тренированности; потоотделение отмечают как пониженное, умеренное, большое, обильное; потоотделение зависит от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня;

— боли способны появляться в некоторых мышечных группах, которые наиболее нагружены на тренировках, особенно после длительного перерыва, а также занимаясь на жестком грунте;

— необходимо обратить внимание на болевые ощущения в области сердца, а также на их характер; без внимания не оставляем головокружения, головные боли, боли в правом подреберье при беге, последние свидетельствуют о заболевании печени. Все случаи спортсмен описывает в дневнике самоконтроля и потом сообщает о них врачу.

О перетренированности спортсмена будет свидетельствовать повышенная потливость, нежелание тренироваться, боли в мышцах, бессонница. Если наблюдается потеря веса, то это может происходить по двум причинам: велика нагрузка или когда теряется белок. Белок теряется при горных тренировках, а также при недостаточном потреблении белков животного происхождения (творога, мяса, рыбы).

Дневник самоконтроля включает характеристику тренировок, а также время их проведения (вечер, утро), спортивные результаты. Женщины фиксируют в дневнике характер и периодичность месячных.

Тренер или спортивный врач объясняют, как правильно вести дневник, а также как оценивать показатели своего самочувствия и составляют индивидуальный план тренировочного процесса.

Результаты необходимо записывать в дневнике систематически, так создается возможность их анализировать самостоятельно или совместно спустя определенное время с тренером и врачом.

Контроль и самоконтроль

Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося. Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна. Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся. Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.

Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.

Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы.

Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:

  • ориентировочно-мотивационную;
  • операционально-исполнительную;
  • рефлексивно-оценочную.

Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога — обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.

Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:

  • внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;
  •  самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;
  •  контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.
  • сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.

Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.

Самоконтроль и самооценка

Самоконтроль выступает чертой личности, предполагающей умение контролировать себя, а также правильно свои действия оценивать. Самооценка, являясь отношением ребенка к личным возможностям, личностным качествам, результатам деятельности не заложена в нем, она только формируется и зависима от правильного воспитания, а также всей учебной деятельности. Задача учителя заключается в помощи и способствованию формирования правильной самооценки.

Самоконтроль и самооценка взаимосвязаны между собой. Формирование у детей различных приемов самоконтроля способствует воспитанию способности к самооценке. Это необходимо учитывать, организовывая деятельность с самых первых дней обучения в школе.

Ученики начальных классов зачастую не могут самостоятельно найти ошибки в своих работах и исправить их на основе сопоставления с образцом. Этому нужно учиться, начиная с первого класса. На уроках рекомендуют использовать взаимопроверку. Данный прием формирует не только умение контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как правдивость, честность, дисциплинированность, коллективизм.

Беседы и наблюдения с детьми свидетельствуют о том, что взаимопроверка знаний активизирует деятельность, повышает интерес к знаниям. Начальная школа использует взаимную проверку на уроках математики и русского языка, но не очень часто.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Самоконтроль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самоконтро́ль (англ. Self-control) — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.

Нейрофизиологические процессы, отвечающие за самоконтроль, сосредоточены во многих областях мозга, но наиболее важной для самоконтроля считается лобная доля головного мозга.[1]

Повреждения лобной доли или её врождённые патологии ведут к нарушению самоконтроля; агрессивное и преступное поведение также часто связываются с патологией лобной доли.

По Канеману самоконтроль обеспечивается функционированием Системы 2 психики человека, которая обеспечивает выделение внимания, необходимого для сознательных умственных усилий, в том числе для выполнения сложных и эмоционально напряжённых рассуждений и действий.[2][значимость факта?]

В 1960-х Уолтер Мишель провёл среди детей тест, который назвал «зефирным тестом». В ходе теста четырёхлетним детям давали по куску зефира и просили их думать о том, какой он сладкий. Ребёнку предлагалось либо съесть кусок сразу, либо подождать 15 минут и тогда получить дополнительный кусок.

В течение следующих 40 лет Мишель наблюдал за жизненными успехами участников теста, проводил психологические тесты, сравнивал их учебные и карьерные достижения, личную жизнь, измерял индекс массы тела. В 2006 году, закончив исследования, Мишель заключил, что у поддавшихся искушению уровень стресса, зависимостей, эмоциональных и межличностных проблем был в среднем намного выше, чем у тех, кто не съел зефир сразу. На основании результатов эксперимента Мишель сделал вывод, что самоконтроль играет важнейшую роль в долгосрочном предсказании успехов и качества жизни человека.[3]

  1. Brass M., Haggard P; Haggard. To do or not to do: the neural signature of self-control (англ.) // J. Neurosci. (англ.)русск. : journal. — 2007. — August (vol. 27, no. 34). — P. 9141—9145. — doi:10.1523/JNEUROSCI.0924-07.2007. — PMID 17715350.
  2. Канеман Д., Думай медленно… решай быстро. — М.: АСТ, 2013. — 625 с.
  3. Casey, B.J; Somerville, L. H.; Gotlib, I. H.; Ayduk, O.; Franklin, N. T.; Askren, M. K.; Jonides, J.; Berman, M. G.; Wilson, N. L.; Teslovich, T.; Glover, G.; Zayas, V.; Mischel, W.; Shoda, Y. Behavioral and neural correlates of delay of gratification 40 years later (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 2011. — 28 May (vol. 108, no. 36). — P. 14998—15003. — doi:10.1073/pnas.1108561108. — Bibcode: 2011PNAS..10814998C. — PMID 21876169.

Самоконтроль учащихся как вид контроля младших школьников

Самоконтроль учащихся как вид контроля младших школьников.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Одним из важных видов контроля проверки достижений младших школьников, является самоконтроль учащихся:

Уже с первого класса дети начинают овладевать самоконтролем «учебного поведения»: как надо входить в класс; правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку, если есть вопрос; собирать портфель, не забывая все необходимое для занятий в школе. Затем требования учителя переносятся на развитие самоконтроля собственно в учебной деятельности, например, соблюдение необходимых правил правописания (выдерживание наклона и необходимого расстояния при написании букв).

Что же такое самоконтроль и каковы его виды?

Самоконтроль — умение школьника оценивать собственную работу. Самоконтроль является самостоятельной процедурой.

Виды самоконтроля

    • Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

    • Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).

    • Итоговый контроль или контроль по результату ( по завершению задания)

Предварительный контроль проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

В процессе поиска способов решения ученик должен проиграть различные способы как действовать:

представил результат – выбрал путь решения – выполнил – сопоставил с ожидаемыми результатами.

Назначение контроля:

  • обеспечить понимание

  • предварительный контроль проверяет исходное состояние к выполнению задания, к решению задач

  • обеспечить целенаправленность предстоящих действий.

  • фиксирование ошибочного действия

С точки зрения учителя действия предварительного контроля заключаются в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем (путем диагностики, когда дети получают задания или с помощью вопросов).

Приемы предварительного контроля:

  1. Ориентировка (До начала работы):

— Сможете ли вы выполнить это задание?

-Трудно ли оно для вас?

-В чем заключается трудность?

-С чего начнете?

-Из каких этапов будет состоять работа?

-В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?

-Как вы сможете себя проверить?

-Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?

— Составьте алгоритм своей работы.

-Какая помощь понадобится?

В упражнении бывает несколько заданий:

-какое из заданий необходимо выполнить 1-м, 2-м? Почему?

-какое из заданий (из вопросов) будет главным (соответственно теме, задаче урока)? Почему?

Какое из заданий будет считаться трудным? Почему? Как его можно будет проверять?

Представьте, с чего начнете выполнять? (планирование действий)

-на каком шаге надо быть особенно внимательным? Вам легче обсудить проблему парой, в группе или индивидуально?

Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий учащегося.

2.Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке)

 С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми, в дальнейшем опираемся на выработанный алгоритм действий)

3. Самоинструктаж или взаимоинструктаж

-Подумайте, как лучше выполнить (упражнение, задание, решить задачу)

-Попробуйте приготовить инструкцию к выполнению задания (в письменной или

устной форме; можно приготовить только к наиболее сложной части работы)

4. Фиксирование ошибочного действия

-Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания

5. Предупреждение ошибок (в любом задании, в решении УЗ) на уроках и подготовке к проверочной работе.

С точки зрения учащихся предварительный контроль заключается в получении детьми ответов на следующие вопросы:

— По силам ли мне это задание?

-Смогу ли я выполнить?

-На что обратить внимание?

-Какого рода ошибки я могу допустить?

— Нужна ли мне помощь и какая?

-Что мне понадобится для его выполнения?

-В каком месте необходимо быть внимательней?

2.Процессуальный контроль (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

Процессуальный контроль может быть:

-в устной форме

-в письменной форме

Для контроля необходимо знать алгоритм действия, прием работы при выполнении задания. Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Этот вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.

Назначение:

-обеспечить произвольность внимания

-оперативное видение ошибки

Обеспечить качество усвоения

Приемы:

  1. Проговаривание в устной форме (комментирование свернутое или развернутое или сопровождение) целесообразнее проводить на подготовительном этапе усвоения (с новым вычислительным приемом, с любым видом языкового разбора), важно, чтобы дети поняли, что значит сопровождать (т.е. выполнять действие и одновременно комментировать его).

В процессе работы с учебником предметом осознания для учащихся становятся не только знания, но и способы деятельности (это означает, какие действия нужно выполнить, чтобы чему-то научиться, что-то узнать). Эти сведения получили название операционных, поскольку они содержат указания на то. какие операции или действия нужно выполнить и в какой последовательности (например, чтобы определить падеж имени существительного, спряжение глагола, правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного, правильно составить текст- рассуждение, уметь определить … и т.д., надо … Чаще всего используется такой прием: когда один или несколько учеников действия по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например +, не совсем правильно ?, неправильно —. Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов.

2.Один объясняет, другой комментирует (в т. ч. комментирование цепочкой)

3.Ставить вопросы (вести запись) по тексту (по ходу чтения)

4.Пометки на полях (+ знаю-умею, ? не понимаю, сомневаюсь, — не знаю, не умею)

5.Выделение орфограмм, письмо с дырками (пропуск букв на месте слабых позиций звуков. Если я сомневаюсь, то я не пишу букву, а поставлю пропуск в виде черточки или точки, данный прием развивает орфографическую зоркость). Задать вопросы товарищу «Почему ты пропустил букву в слове «м_роз»?

Этот прием лучше начинать постепенно: сначала со слова, затем словосочетания, предложения, а потом работать с текстом.

6. Составление плана действий (алгоритм) (в групповой, индивидуальной работе учащиеся устанавливают порядок действий по применению …)

7.Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)

Возможно во время работы у доски. Ученик, работая у доски, подходит к таблице с алгоритмом, показывает указкой, какое действие он будет сейчас выполнять, проговаривает каждый шаг. Остальные дети выполняют задание в тетрадях, контролируя действия ученика у доски.

По ходу работы (в процессе):

Со стороны учителя

-На каком этапе находишься?

-Как можешь себя проверить?

-Что надо учитывать?

-Есть ли другие способы решения этой задачи?

Позднее эти вопросы в процессе работы ребенок должен задавать самому себе или учителю.

3.Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания).

Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.

-Над чем работали?

-Что надо было сделать?

-Как мы решали эту задачу?

Приемы:

1.Проверка (сличение с образцом (орфографическое прочтение, выразительное чтение, чтение по ролям, правило и т.д.)

Этот прием может использоваться, начиная с первых уроков в первом классе при обучении написания букв (напиши букву целую строчку, подчеркни те, которые больше похожи на образец), при проведении зрительных диктантов, при проверке таблицы сложения (реши, а потом проверь себя по таблице)

2.Вернуться к вопросам

3. Восстановление части, текста (редактирование)

4.Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов

5. Сравнить и сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения, которые выработали вместе или в группах), дополнение схемы (таблицы, правила, образца рассуждения), сравнение схемы учителя с изученной темой.

6. Через распределение функций (кто-то отвечает за первую часть, кто-то за 2 часть и т.д.)

7. В начале урока «Хочу узнать (научиться)» или «Что должен знать (уметь)»

В конце урока фиксация значком тех умений и знаний, которые планировал получить.

8.В оценочном листе или на шкале зафиксировать выполненные умения.

9.После работы:

Какие цели были реально достигнуты?

-Трудным ли было это задание? В чем его трудность?

— Успешно ли вы с ним справились?

-Трудно ли было проверить себя?

-Как ты сможешь проверить себя сейчас?

-На что будешь опираться?

-Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?

-Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить

-Какую задачу можно для себя поставить?

-Как бы вы оценили свою работу?

-Как справился с этой работой твой одноклассник? Какие трудности он испытывал?

Взаимопроверка как эффективный приём самоконтроля.

Очень эффективным приемом формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как большинство учеников намного внимательней проверяют работы своих товарищей. Дети, объединившись в пары, могут обменяться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым из них работу.

Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Вот ещё один пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся. Сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось, как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко». 

В заключении своего выступления, хочу подчеркнуть главное из моего сообщения:

— Самоконтроль – одно из главных условий успешного обучения учащихся.

— Самоконтроль играет большую роль не только в обучении, но и в формировании разносторонне развитой личности.

Поэтому формирование самоконтроля у младших школьников занимает важное место в воспитании и обучения детей.

«КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева»

Методическая разработка

«КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

Разработал:

Преподаватель физической культуры

Кириллов С.П.

Тамбов 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом………………………………………………………………………..4

1.1 Объективные показатели…………………………………………………4

1.2 Субъективные данные……………………………………………………5

2. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля……7

3. Врачебный контроль………………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………..9

Список используемых источников…………………………………….……10

2

Введение

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.

Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения.

Эстетическое воспитание . В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

3

1. Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.

Самоконтроль — существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.

Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.

1.1. Объективные показатели

Рост — важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.

Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.

Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка — показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.

Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.

Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин — 60—70% веса, для женщин — 45—50% веса. Становая мышечная сила — это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать. 4

Спирометрия. ЖЕЛ — это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.

Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы.

Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на 5-10 ударов чаще.

Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.

Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена. Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы.

При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.

1. 2. Субъективные данные

Настроение играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.

Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.

Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.

Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.

Самочувствие — это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.

Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.

5

Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.

Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках – 8 -9 ч.

Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5—2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.

Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно. В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.

Часто при нарушениях тренировочного режима, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий.

В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.

Сердцебиение — это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмичным.

Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в дневнике самоконтроля.

Головные боли чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п. Иногда головные боли и головокружения появляются при занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет выяснить, после каких упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.

Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.

Одышка — это учащенное дыхание. Она сопровождается чувством стеснения в груди, затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа, занятия физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку. После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При этом число дыханий может удвоиться и даже утроиться. По мере нарастания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.

Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в

мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма.

У занимающихся физической культурой круглогодично эти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных средств помогают быстрее снять боли в мышцах.

Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье — в области печени или в левом — в области селезенки после больших физических напряжений. По своему характеру это тупые боли.

Появление болей в левом подреберье объясняется переполнением селезенки кровью, в правом подреберье — переполнением кровью печени.

Наблюдение за спортивными результатами — важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применения средств и методов занятий, тренировочных нагрузок.

2. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля

Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учено-тренировочных занятий.

Задачи педагогического контроля:

Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

Выполнить план тренировки;

Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;

Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;

Отобрать талантливых спортсменов.

Содержание педагогического контроля:

Контроль за посещаемостью занятий;

Контроль за тренировочными нагрузками;

Контроль за состоянием занимающихся;

Контроль за техникой упражнений; Учет спортивных результатов;

Контроль за поведением во время соревнований.

5. Виды педагогического контроля

1)Поэтапный — оценивать состояние спортивно- технический и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

2)Текущий — определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.

3)Оперативный — экспресс- оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент. 7

Главное в педагогическом контроле — оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. * Специалисты различают три типа состояний:

1.Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).

2.Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).

3.Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки).

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров — преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях;

3. Врачебный контроль

Врачебный контроль- это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля- врачебное обследование.

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а так же от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены- 2 раза в год.

Врачебный контроль в колледже проводится в следующих формах:

регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;

санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

-санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное, дополнительное.

Первичное — проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. 8

Повторное — проводится, чтобы убедиться, на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а так же для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Заключение.

Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье.
Физическая культура — неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для студентов специальной медицинской группы.

9

Список используемых источников

1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная группа»,1997 г.

2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте», 1998 г.

3. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическая литература», 2001 г.

4. «Физическая культура студента. /Под редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2003г.

5. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и Ф.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-ч т.). М., «Физкультура и спорт», 1976.

6. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева. М., «Физкультура и спорт», 1977.

7. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 1990.

8. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л.Карпмана. — М.: Физкультура и спорт, 1987.

9. Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. — М.: Медицина.

10

Организация контроля и самоконтроля учебной деятельности в начальных классах

Организация контроля и самоконтроля учебной деятельности в начальных классах.

Кубалова Анжела Казбековна

Организация контроля и самоконтроля учебной деятельности в начальных классах.

Важным условием повышения эффективности самостоятельной работы является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию педагог получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности школьников.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных детей и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Эффективность контроля зависит также от того знает и учитывает учитель в своей деятельности принципы по которым осуществляется контроль. Выделяют следующие принципы контроля:

а) систематичность контроля- каждая тема, каждый урок должен проходить в прямой и обратной связях. Учитель должен систематически выявлять знания учащихся;

б) всесторонность контроля — этому способствует накопительность оценок, периодичность контрольных работ, тщательная проверка усвоения сложных тем, проведения специальных уроков проверки знаний в конце полугодия, учебного года;

в) дифференцированность и индивидуальность (по стилю и формам контроля). Нужно учитывать не только дифференциацию знаний, но и индивидуально подходить к оценке знаний ученика по каждому предмету;

г) разнообразие форм и видов контроля в деятельности учителя. Творческий учитель использует игровой, тестовый, ситуационный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль и другие виды деятельности, чтобы превратить учет успеваемости из скучной в интересную процедуру;

д) единство требований к контролю со стороны всего педагогического коллектива. Все учителя должны придерживаться общепризнанных критериев, содержащихся в каждой предметной программе.

Основные задачи контроля — выявление уровня правильности, объема, глубины и действенности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их обучения

Психолого-педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью их устранения. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учеником знаний, так и о том, каким образом они добыты.

Контроль выполняет также большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учеников, но и учителей, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных задач, формированию у них положительных нравственных качеств и коллективистских отношений, созданию здорового общественного мнения.

Контроль для младшего школьника — первая личностно значимая форма отчетности перед учителем, родными и одноклассниками. Если учитель не запугивает детей контрольной работой, а воспитывает в них добросовестное отношение к своим обязанностям, использует целесообразные приемы руководства ее выполнением, у детей закрепляется чувство ответственности, постепенно формируется привычка концентрировать внимание, не теряться, быстро воспроизводить нужный материал.

Понятно, что контроль является эффективным если он осуществляется систематически и своевременно. Потому что злоупотребления контрольными заданиями раздражает учащихся и приводит к напрасной трате времени. Нужно перед изучением темы четко определить, что и на каком уровне должно быть усвоено, заранее продумать вопросы и задания для самостоятельной работы, которые помогут лучше проверить знания детей.

В определении содержания самостоятельных работ, способа их проведения важно находить рациональные формы, которые позволят за короткое время выполнить больше задач, которые дают объективную информацию о подготовке учащихся. В частности, следует шире использовать раздаточные дидактические материалы, задания на заполнение пропусков в тексте, продолжение начатой ​​работы, дописки ответов т.д., т.е. различные виды графического контроля и условных обозначений.

В начальных классах контроль осуществляются в устной и письменной формах. Педагог должен уметь использовать больше возможностей, которые дает индивидуальный опрос учащихся. Если он осуществляется в устной форме, то следует знать диапазон тех средств, которые помогают быстрее получить ответы учащихся, усиливают учебную и воспитательную функции контроля. К средствам индивидуальной сообщений ответов относятся сигнальные карточки, комментированное управление, парные и групповые ответы, программируемый контроль и т.д.

Для повышения эффективности организации контроля учебной деятельности целесообразно будет определить в планах урока ориентировочные кандидатуры учащихся для опроса. Если учитель всегда полагается только на ситуацию урока, то определенная часть класса выпадает из поля его внимания во время опроса, поскольку отвечают в основном активные дети.

Слушая устные ответы учащихся, надо тактично и доступно прививать им культуру мышления. В частности, на образцах показывать детям, какой ответ считается правильным, развернутым, где пример, а где — объяснение.

Устную проверку целесообразно дополнять письменными формами контроля, которые имеют свои преимущества и недостатки. Они помогают экономить время и, если составлены по вариантам, дают достаточно полную и объективную информацию об усвоении учащимися материала. Однако подготовка и проверка письменных заданий отнимают много времени. Во время работы сложно заметить, кто из учеников нуждается в помощи, кому надо поставить наводящий вопрос.

Для экономии времени урока следует установить определенный порядок сбора выполненных контрольных работ, заранее позаботиться о дополнительных заданиях для учащихся, которые быстро закончат работу.

Важным фактором в процессе организации обучения школьников является формирование у них контрольных умений, которые должны предотвращать, выявлять и исправлять ошибки, а также обеспечивать соответствие полученного результата данному образцу. Важной частью контрольных умений является самоконтроль, особая форма деятельности, что побуждает учащихся качественно выполнять учебные задания и устранять недостатки.

Самоконтроль в процессе проверки знаний и умений школьника означает осознанную регуляцию им своей деятельности с целью обеспечения таких результатов этой деятельности, которые бы отвечали поставленным целям, предъявляемым требованиям, нормам, правилам, образцам. Цель самоконтроля заключается как в предотвращении ошибок, так и в их исправлении. Благодаря корректирующим функциям самоконтроля, ребенок может реализовать предложенный ему извне (учителем или учебником) или самостоятельно принятый план деятельности.

Формирование контрольных действий в процессе обучения задаче необходимо, контрольные действия должны пройти стадию самостоятельного развернутого действия, прежде чем они выступят в качестве контрольных. Если ученик, например, не умеет решать математические задачи, то и контролировать ход их решения он тоже не сможет.

В процессе обучения очень важно знакомить учащихся с целью будущей работы, требованиями к ней, способами ее выполнения, приемами самоконтроля и путями их совершенствования. Следует при этом учитывать, что если каждый раз указывать на типичные ошибки, ученики перестанут различать правильные и неправильные образы, особенно на первых порах обучения.

Выделяют два пути формирования контрольных умений — прямой и опосредованный. Прямой способ-это, собственно, ознакомление школьников с методами контроля (прямое объяснение, указание, образец и др.). С первых дней обучения учитель приучает детей ориентироваться при выполнении задания на данный им образец. Демонстрирует и подробно объясняет способ выполнения. Как известно, необходимы четкие ориентиры в формировании умений контроля. Учитывая это, прямой способ играет важную роль.

Опосредованное влияние на школьников включает четкое объявление темы и задачи урока, оптимальный темп работы на нем, доступность изложения нового материала учителем, поощрение учащихся к самопроверке.

Целесообразно учить детей концентрировать внимание на объяснении задачи. Указания учителя: «А сейчас я покажу, как выполнять работу», «Обратите внимание», «Слушайте внимательно, повторять объяснения не буду», «Показываю, как делать»-активизируют внимание учащихся, помогают сосредоточиться на главном.

После того, как ученик осознал задачу, важно приучать его предварительно обдумывать необходимые действия, их последовательность. Учитель может спросить: «С чего начнешь? Что сделаешь потом? Чем закончишь? Как проверишь?», «Подумай, и только тогда начинай выполнять задачу», — советует он.

В психолого-педагогической науке установлено, что самоконтроль предшествует этапу овладения взаимоконтролем. То есть, ребенок учится сначала оценивать поступки и качества другого человека, а потом, путем сравнения, оценивает свои собственные. Полезно практиковать взаимопроверку выполненных работ (два ученика, которые сидят за одной партой, обмениваются тетрадями, проверяют задание, исправляют ошибки).

В школьной практике начинает утверждаться метод содержательного коллективного оценивания (качество выполненной работы одного ученика анализирует весь класс). Конечно, такой метод не является безупречным в воспитательном плане. Важно приучить школьников видеть в работе товарища не только недостатки, но и положительное. Прежде учитель должен спросить, понравился ли ответ, и чем именно. Целесообразно выслушать нескольких детей, уточняя их ответы. А потом указать и на недостатки. В завершение желательно предоставить слово самому исполнителю работы: «А ты, Танечка, скажи?». Учитель должен заботиться о том, чтобы сформировать у каждого ученика доброжелательное отношение к товарищам, к результатам их работы.

Для формирования навыков самоконтроля полезны упражнения на нахождение ошибок. Во время проверки тетрадей учителю не следует исправлять ошибки, а только подчеркнуть их. Дети сами должны все исправить, повторно решив пример или задачу. В случае необходимости учитель помогает им или привлекает к этому сильных учеников.

Учителю не следует торопиться и исправлять ошибки, которые допустил ребенок, а еще и еще раз обратить его внимание: «Давай сравним с образцом», «Внимательно послушай, как я произношу слово», «Смотри внимательно и делай, как я»; «Я начну, а ты продолжи».

На практике распространены и другие формы организации самоконтроля, например, комментированное решение примеров, работа по аналогичными образцами т.д., но увлекаться ими, наверное, не стоит. Имея готовые образцы способов действий, ученики несколько утрачивают чувство ответственности и желание самостоятельно мыслить.

Для самоконтроля во время разработки новых приемов вычислений целесообразно предлагать готовые ответы, с которыми школьники сверяют собственные результаты, полученные самостоятельно. В случае ошибки решают упражнение повторно или обращаются за помощью к учителю. Проще ответы записать на доске в том порядке, в котором идут примеры.

Целесообразно анализ работы проводить самому исполнителю, когда ученик выходит к доске, читает задачу и объясняет решение. При этом следует приучать детей оценивать себя. Возможно самооценка различных работ, даже контрольных. В этом случае школьники особенно пристально проверяют выполненные вычисления. Учитель тактично объясняет, объективно ли оценил себя ученик.

Итак, организация контроля и самоконтроля учебной деятельности способствует не только воспитанию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать знания, формированию у школьников важных личностных качеств, но и повышению эффективности и результативности самостоятельной работы.

Самоконтроль — Психологос

Самоконтроль включает в себя эмоциональный контроль и самоконтроль поведения. Самоконтроль поведения — это контроль собственных действий и воздействий. Если человек смог изменить свое поведение здесь и сейчас, но это касается только конкретной ситуации, это ситуативное изменение собственного поведения. Если человек изменил свое поведение в целом, принципиально, это изменение надолго и касается большого числа значимых ситуаций, говорится о самоконтроле поведения. Эмоциональный самоконтроль — это контроль собственных эмоций и состояний. Чаще всего люди жалуются на отсутствие эмоционального самоконтроля.

Самоконтроль — одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля — нет свободы, нет ответственности, нет личности.

Собранность как предпосылка самоконтроля

Собранность — состояние, выражаемое фразой «все под контролем», готовность действовать четко и оперативно. Если вы умеете включать состояние собранности, вы в ту же секунду запускаете самоконтроль. Как включать собранность? Есть люди более собранные и менее собранные, но любой из нас может вдруг себя собрать, если это нужно и особенно если человек знает фишки собранности — простые приемы, эффективно решающие задачу. Фишки собранности, это собранные (прищуренные) глаза, немного поджатые губы, поставленная шея, завершенные жесты, центр Сметь, энергия активности, знание цели.

Может ли быть самоконтроля слишком много?

Нередко встречается мнение, что излишний самоконтроль подавляет спонтанность, лишает человека внутренней свободы и радости жизни. По всей видимости, это результат недоразумения. Контроля не может быть слишком много, важно только, чтобы контроль был правильным. Если человек во время самоконтроля себя только напрягает и ругает, у него неправильный самоконтроль. А если человек внимательно контролирует, чтобы во время работы не напрягаться, работать на позитиве, вовремя отдыхать и за трудное дело браться с умом, обеспечивая успешное начало и празднуя все значимые успехи, такой контроль полезен всегда и излишним не будет.

Без физической активности самоконтроль падает

Меган Оутен, психолог, и Кен Ченг, биолог (из книги Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить»)​, из Университета Маккуори в Сиднее недавно закончили тестировать новое лечение, повышающее самоконтроль. И полученные данные их поразили. Они надеялись на положительный результат, но никто не ожидал, насколько масштабными окажутся последствия. Подопытными кроликами стали шесть мужчин и 18 женщин в возрасте от 18 до 50 лет. Спустя два месяца лечения они лучше сосредотачивались и меньше отвлекались. Периоды концентрации внимания достигали 30 секунд, что весьма похвально. Но это было не все. Испытуемые меньше курили, снизили потребление спиртного и кофеина — хотя никто их об этом не просил. Они ели меньше вредной пищи и больше здоровой. Меньше времени тратили на телевизор и больше — на учебу. Экономили деньги и меньше транжирили на спонтанные покупки. Ощутили контроль над своими эмоциями. Даже реже откладывали дела на потом и меньше опаздывали на встречи. Боже правый, что это за чудесное лекарство и кто выпишет мне рецепт?

Лечение было отнюдь не фармакологическим. Чудеса самообладания творили физические упражнения. Участникам, которые прежде не занимались спортом регулярно, подарили членство в тренажерном зале и посоветовали им воспользоваться. В первый месяц они занимались примерно раз в семь дней, но к концу второго месяца посещали зал уже трижды в неделю. Исследователи не просили их о других переменах, и все же благодаря спортивным тренировкам люди будто бы открыли в себе новый источник силы и стали лучше владеть собой во всех сферах жизни.

Ученые обнаружили, что тренировки больше всего похожи на панацею. Начнем с того, что польза от упражнений моментальная. Пятнадцать минут на беговой дорожке ослабляют пагубные влечения: исследователи безуспешно пытались соблазнить худеющих шоколадом, а курильщиков — сигаретами. Долгосрочные эффекты тренировок еще более впечатляют. Они не только облегчают повседневный стресс, но и являются столь же мощным антидепрессантом, как и «Прозак». А самое главное, тренировки укрепляют биологические основы самоконтроля, увеличивая базовую вариабельность сердечного ритма. Когда нейробиологи исследовали мозг новоиспеченных спортсменов, то обнаружили, что у них увеличился объем как серого вещества (самих нервных клеток), так и белого (клеток нейроглии, которые позволяют нейронам быстро и эффективно обмениваться информацией). Физические упражнения, как и медитация, увеличивают и ускоряют мозг и в первую очередь префронтальную кору.

Когда мои студенты слышат об этом исследовании, они тут же спрашивают: «Сколько нужно заниматься?» Я всегда отвечаю: «А сколько вы готовы?» В 2010 году обзор 10 исследований по данной теме показал, что наиболее ощутимо улучшают настроение и снижают стресс пятиминутные, а не часовые упражнения. Так что совсем не стыдно — и очень даже полезно — просто пять минут прогуляться вокруг дома.

Низкий самоконтроль–высокий самоконтроль по Кеттеллу

Самоконтроль — целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. Противоположность самоконтроля — низкая дисциплинированность, потворство следует своим желаниям, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение. См.→

Вводное занятие Университета

Методическая разработка по теме: Организация контроля и самоконтроля в процессе обучения

Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения.

Важным условием повышения эффективности самостоятельной работы является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию педагог получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности школьников.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных детей и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Эффективность контроля зависит также от того знает и учитывает учитель в своей деятельности принципы по которым осуществляется контроль. Выделяют следующие принципы контроля:

а) систематичность контроля-каждая тема, каждый урок должен проходить в прямой и обратной связях. Учитель должен систематически выявлять знания учащихся;

б) всесторонность контроля — этому способствует накопительность оценок, периодичность контрольных работ, тщательная проверка усвоения сложных тем, проведения специальных уроков проверки знаний в конце полугодия, учебного года;

в) дифференцированность и индивидуальность (по стилю и формам контроля). Нужно учитывать не только дифференциацию знаний, но и индивидуально подходить к оценке знаний ученика по каждому предмету;

г) разнообразие форм и видов контроля в деятельности учителя. Творческий учитель использует игровой, тестовый, ситуационный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль и другие виды деятельности, чтобы превратить учет успеваемости из скучной в интересную процедуру;

д) единство требований к контролю со стороны всего педагогического коллектива. Все учителя должны придерживаться общепризнанных критериев, содержащихся в каждой предметной программе.

Основные задачи контроля — выявление уровня правильности, объема, глубины и действенности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их обучения

Психолого-педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью их устранения. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учеником знаний, так и о том, каким образом они добыты.

Контроль выполняет также большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учеников, но и учителей, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных задач, формированию у них положительных нравственных качеств и коллективистских отношений, созданию здорового общественного мнения.

Контроль для младшего школьника — первая личностно значимая форма отчетности перед учителем, родными и одноклассниками. Если учитель не запугивает детей контрольной работой, а воспитывает в них добросовестное отношение к своим обязанностям, использует целесообразные приемы руководства ее выполнением, у детей закрепляется чувство ответственности, постепенно формируется привычка концентрировать внимание, не теряться, быстро воспроизводить нужный материал.

Понятно, что контроль является эффективным если он осуществляется систематически и своевременно. Потому что злоупотребления контрольными заданиями раздражает учащихся и приводит к напрасной трате времени. Нужно перед изучением темы четко определить, что и на каком уровне должно быть усвоено, заранее продумать вопросы и задания для самостоятельной работы, которые помогут лучше проверить знания детей.

В определении содержания самостоятельных работ, способа их проведения важно находить рациональные формы, которые позволят за короткое время выполнить больше задач, которые дают объективную информацию о подготовке учащихся. В частности, следует шире использовать раздаточные дидактические материалы, задания на заполнение пропусков в тексте, продолжение начатой ​​работы, дописки ответов т.д., т.е. различные виды графического контроля и условных обозначений.

В начальных классах контроль осуществляются в устной и письменной формах. Педагог должен уметь использовать больше возможностей, которые дает индивидуальный опрос учащихся. Если он осуществляется в устной форме, то следует знать диапазон тех средств, которые помогают быстрее получить ответы учащихся, усиливают учебную и воспитательную функции контроля. К средствам индивидуальной сообщений ответов относятся сигнальные карточки, комментированное управление, парные и групповые ответы, программируемый контроль и т.д.

Для повышения эффективности организации контроля учебной деятельности целесообразно будет определить в планах урока ориентировочные кандидатуры учащихся для опроса. Если учитель всегда полагается только на ситуацию урока, то определенная часть класса выпадает из поля его внимания во время опроса, поскольку отвечают в основном активные дети.

Слушая устные ответы учащихся, надо тактично и доступно прививать им культуру мышления. В частности, на образцах показывать детям, какой ответ считается правильным, развернутым, где пример, а где — объяснение.

Устную проверку целесообразно дополнять письменными формами контроля, которые имеют свои преимущества и недостатки. Они помогают экономить время и, если составлены по вариантам, дают достаточно полную и объективную информацию об усвоении учащимися материала. Однако подготовка и проверка письменных заданий отнимают много времени. Во время работы сложно заметить, кто из учеников нуждается в помощи, кому надо поставить наводящий вопрос.

Для экономии времени урока следует установить определенный порядок сбора выполненных контрольных работ, заранее позаботиться о дополнительных заданиях для учащихся, которые быстро закончат работу.

Важным фактором в процессе организации обучения школьников является формирование у них контрольных умений, которые должны предотвращать, выявлять и исправлять ошибки, а также обеспечивать соответствие полученного результата данному образцу. Важной частью контрольных умений является самоконтроль, особая форма деятельности, что побуждает учащихся качественно выполнять учебные задания и устранять недостатки.

Самоконтроль в процессе проверки знаний и умений школьника означает осознанную регуляцию им своей деятельности с целью обеспечения таких результатов этой деятельности, которые бы отвечали поставленным целям, предъявляемым требованиям, нормам, правилам, образцам. Цель самоконтроля заключается как в предотвращении ошибок, так и в их исправлении. Благодаря корректирующим функциям самоконтроля, ребенок может реализовать предложенный ему извне (учителем или учебником) или самостоятельно принятый план деятельности.

Формирование контрольных действий в процессе обучения задаче необходимо, контрольные действия должны пройти стадию самостоятельного развернутого действия, прежде чем они выступят в качестве контрольных. Если ученик, например, не умеет решать математические задачи, то и контролировать ход их решения он тоже не сможет.

В процессе обучения очень важно знакомить учащихся с целью будущей работы, требованиями к ней, способами ее выполнения, приемами самоконтроля и путями их совершенствования. Следует при этом учитывать, что если каждый раз указывать на типичные ошибки, ученики перестанут различать правильные и неправильные образы, особенно на первых порах обучения.

Выделяют два пути формирования контрольных умений — прямой и опосредованный. Прямой способ-это, собственно, ознакомление школьников с методами контроля (прямое объяснение, указание, образец и др.). С первых дней обучения учитель приучает детей ориентироваться при выполнении задания на данный им образец. Демонстрирует и подробно объясняет способ выполнения. Как известно, необходимы четкие ориентиры в формировании умений контроля. Учитывая это, прямой способ играет важную роль.

Опосредованное влияние на школьников включает четкое объявление темы и задачи урока, оптимальный темп работы на нем, доступность изложения нового материала учителем, поощрение учащихся к самопроверке.

Целесообразно учить детей концентрировать внимание на объяснении задачи. Указания учителя: «А сейчас я покажу, как выполнять работу», «Обратите внимание», «Слушайте внимательно, повторять объяснения не буду», «Показываю, как делать»-активизируют внимание учащихся, помогают сосредоточиться на главном.

После того, как ученик осознал задачу, важно приучать его предварительно обдумывать необходимые действия, их последовательность. Учитель может спросить: «С чего начнешь? Что сделаешь потом? Чем закончишь? Как проверишь?», «Подумай, и только тогда начинай выполнять задачу», — советует он.

В психолого-педагогической науке установлено, что самоконтроль предшествует этапу овладения взаимоконтролем. То есть, ребенок учится сначала оценивать поступки и качества другого человека, а потом, путем сравнения, оценивает свои собственные. Полезно практиковать взаимопроверку выполненных работ (два ученика, которые сидят за одной партой, обмениваются тетрадями, проверяют задание, исправляют ошибки).

В школьной практике начинает утверждаться метод содержательного коллективного оценивания (качество выполненной работы одного ученика анализирует весь класс). Конечно, такой метод не является безупречным в воспитательном плане. Важно приучить школьников видеть в работе товарища не только недостатки, но и положительное. Прежде учитель должен спросить, понравился ли ответ, и чем именно. Целесообразно выслушать нескольких детей, уточняя их ответы. А потом указать и на недостатки. В завершение желательно предоставить слово самому исполнителю работы: «А ты, Танечка, скажи?». Учитель должен заботиться о том, чтобы сформировать у каждого ученика доброжелательное отношение к товарищам, к результатам их работы.

Для формирования навыков самоконтроля полезны упражнения на нахождение ошибок. Во время проверки тетрадей учителю не следует исправлять ошибки, а только подчеркнуть их. Дети сами должны все исправить, повторно решив пример или задачу. В случае необходимости учитель помогает им или привлекает к этому сильных учеников.

Учителю не следует торопиться и исправлять ошибки, которые допустил ребенок, а еще и еще раз обратить его внимание: «Давай сравним с образцом», «Внимательно послушай, как я произношу слово», «Смотри внимательно и делай, как я»; «Я начну, а ты продолжи».

На практике распространены и другие формы организации самоконтроля, например, комментированное решение примеров, работа по аналогичными образцами т.д., но увлекаться ими, наверное, не стоит. Имея готовые образцы способов действий, ученики несколько утрачивают чувство ответственности и желание самостоятельно мыслить.

Для самоконтроля во время разработки новых приемов вычислений целесообразно предлагать готовые ответы, с которыми школьники сверяют собственные результаты, полученные самостоятельно. В случае ошибки решают упражнение повторно или обращаются за помощью к учителю. Проще ответы записать на доске в том порядке, в котором идут примеры.

Целесообразно анализ работы проводить самому исполнителю, когда ученик выходит к доске, читает задачу и объясняет решение. При этом следует приучать детей оценивать себя. Возможно самооценка различных работ, даже контрольных. В этом случае школьники особенно пристально проверяют выполненные вычисления. Учитель тактично объясняет, объективно ли оценил себя ученик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *