Экзистенциальный кризис — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Экзистенциальный кризис (лат. existentia — существование; др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.
Экзистенциальный кризис может быть следствием, ошибочно диагностирован, а также сопутствовать следующим явлениям:
- Большое депрессивное расстройство;
- Острая нехватка сна;
- Длительная изоляция от социума;
- Неудовлетворение собственной жизнью;
- Сильная психологическая травма;
- Чувство одиночества и изоляции в мире;
- Новоприобретённое осознание собственной смертности;
- Уверенность в том, что жизнь не имеет цели или внешнего смысла;
- Поиск смысла жизни;
- Утрата понимания того, как существует реальность;
- Крайняя степень переживания, наслаждения или боли, побуждающая к поиску смысла;
- Понимание того, что Вселенная устроена гораздо сложнее, чем может быть доступно человеческому рассудку (агностицизм).
Состояние довольно похоже на социологическое понятие, называемое аномией. Его также часто связывают с кризисом среднего возраста.
В неэкзистенциальных системах взглядов смысл человеческой жизни очень часто определяется ещё до рождения, обычно неким сверхъестественным существом или группой существ. Недоверие к подобным взглядам обычно становится предпосылкой экзистенциального кризиса. В основном, экзистенциальный кризис — это внезапное осознание того, что субъекту неизвестно, зачем нужна жизнь и/или осознание неизбежно приближающейся собственной гибели.
Человек сталкивается с парадоксом, когда он верит, что его жизнь важна, и в то же время понимает, что человеческое существование само по себе не имеет ни предназначения, ни смысла. В этот момент возникает когнитивный диссонанс. Разрешение этого парадокса ликвидирует кризис.
Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей. Типичными примерами подобных событий являются смерть любимого человека, возникшая реальная угроза собственной жизни, использование психоделиков, взросление и уход собственных детей из дома, достижение определённого возраста или длительное заключение в одиночной камере.
Преодоление кризиса[править | править код]
Петер Вессель Цапффе, норвежский философ, в эссе Последний Мессия[1] утверждал, что все существа, обладающие самосознанием, используют определённые пути для того, чтобы справиться со страхом перед абсурдностью своего существования, а именно он описал четыре защитных механизма психики: изоляция, фиксация, отвлечение и сублимация.
Как справить с кризисом смысла жизни
«Жизнь сегодня не та, что раньше». Много раз мы это слышали от своих родителей и людей старшего поколения. До интернета, YouTube, Facebook и Instagram жизнь была гораздо менее напряженной. Все было проще, люди больше общались лично, меньше поддавались давлению, создавали меньше картинок успешности и не так фанатично стремились достигать все и побольше.
Сегодня, с одной стороны, жизнь стала удобнее, но, с другой, — на нас выливается такой поток информации, что ее сложно не то что понять, а даже воспринять. Суть в том, что «лучшая» жизнь — это издержки. В наше время гораздо сложнее сохранять внутреннее равновесие и не поддаваться соблазнам.
В дополнение к этим глобальным переменам, мы все переживаем собственные внутренние метаморфозы, боремся со своими монстрами, взлетаем и падаем. Каждый из нас раньше или позже столкнется с печальным событием в жизни, на которое не сможет повлиять, например, потеря любимого человека, болезнь, развод или любые другие трудности. При таких событиях мы просто разваливаемся на кусочки и не знаем, как себя собрать. Психологи называют такие состояния «экзистенциальной тревогой и депрессией» или просто «экзистенциальным кризисом». Это очень сложный период, но, в тоже время, это период открытий и трансформаций.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Экзистенциальный кризис — это период переосмысления цели или ценностей жизни. Обычно эти вопросы появляются у человека после травмирующего события, которое разрушило его нынешние представления о мире. Столкнувшись с мимолетной природой жизни, мы понимаем, что не можем контролировать многие вещи, которые происходят с нами. Тревога нарастает, и мы в конечном итоге все ниже и ниже падаем в кроличью нору.
Важно отметить, что не каждый поворотный момент приводит к экзистенциальному кризису. Стресс часто является обычной частью повседневной жизни и во многих случаях быстро проходит. Но когда он длится долго и заставляет нас чувствовать, что все лишено смысла, когда мы начинаем подвергать сомнению свое место в жизни и причину существования, мы, безусловно, можем сказать, что попали под темные чары умственного и физического страдания, известные как экзистенциальный кризис.
Причины экзистенциального кризиса
— Чувство вины
— Смерть любимого человека или осознание реальности собственной смерти
— Чувство социальной нереализованности
— Недовольство собой
— История накопившихся эмоций
Доктор Ирвин Ялом, известный американский экзистенциальный психиатр и профессор Стэнфордского университета, выделил четыре основные причины экзистенциальной депрессии — смерть, свобода, изоляция и отсутствие смысла.
Симптомы экзистенциального кризиса
— Сильный или навязчивый интерес к большему значению жизни и смерти. Интерес к изучению этого может значительно снизить чувство удовлетворения и участие в других повседневных делах.
— Чрезвычайные страдания, беспокойство и грусть по поводу общества, в котором они живут, или общего состояния мира.
— Вера в то, что изменения невозможны и бесполезны.
— Чувство оторванности, изоляции от других людей.
— Разрыв связи с другими людьми, поскольку человек считает эти связи бессмысленными или поверхностными.
— Низкий уровень мотивации и энергии для выполнения обычных дел.
— Сомнение в целях, смысле или значении чего-либо и всего в жизни.
— Суицидальные мысли и чувства.
Как справиться с экзистенциальным кризисом
Основные инструменты борьбы с экзистенциальным кризисом направлены на признание и управление нерадостными мыслями и чувствами, а не на попытку заставить их положительно влиять на человека.
Добавьте хоть немного смысла в свою жизнь. Поиск смысла универсален — мы все хотим, чтобы наша жизнь имела значение и что-то осталось после нашего ухода.
Ведите журнал благодарности. Напоминая себе о том, в чем вам повезло, вы можете сотворить чудо со своим психическим здоровьем и снизить уровень тревожности.
Не ждите от себя ответов на все вопросы. Вам не нужно знать все и не нужно искать решение для всего. Просто откройте для себя вещи, которые много значат для вас и делают вас счастливыми.
Увеличьте количество прикосновений и постарайтесь создать чувство принадлежности. Например, ежедневные объятия могут помочь снять беспокойство, поэтому, когда вы чувствуете себя подавленным, обнимайтесь.
Есть много других способов справиться с серьезными страданиями и депрессией, которые часто сопровождают экзистенциальный кризис. Развиваться, помогать другим, учиться отпускать, жить в настоящем моменте — все это отличная тактика, которая поможет вам выбраться из тьмы, в которой вы можете оказаться. Основная идея всех этих техник состоит в том, чтобы снова найти свои собственные причины существования и подтвердить свою ценность.
Яркая сторона экзистенциального кризиса
Польский психиатр Казиньерез Дабровски разработал теорию, которую он назвал «позитивный распад» (в середине 1960-х годов). Она основана на представлении о том, что беспокойство и стресс необходимы для роста и развития. Другой аспект теории относится к одаренным людям. Они разные и особенные, полагал Дабровский, поскольку они чувствительны, высоко эмоциональны, интеллектуальны, с развитым воображением, любопытны и склонны к беспокойству. Следовательно, они также являются теми, кто более подвержен экзистенциальному кризису и депрессии.
Эти люди также имеют больший «потенциал развития», утверждал он. Это означает, что они смотрят на мир другими глазами — они лучше осознают себя и других, стараются понять и осмыслить все, что их окружает. Но они также часто являются одинокими изгоями и беспокойными душами. Исходя из этого, в темноте, сопровождающей экзистенциальный кризис, есть солнечная сторона — если вы проходите через этот кризис, вы, вероятно, очень одаренный, интеллектуальный и чувствительный человек.
Найти смысл во всем, что мы делаем, изо дня в день, нелегкое дело. Нормально чувствовать себя огорченным, когда вы сбились с пути или пережили серьезную травму и потерю. И нередко, сталкиваясь с такими глубокими и безрадостными эмоциями, мы делаем шаг назад и переоцениваем свою жизнь. Потому что часто из-за боли мы становимся сильнее и, в тоже время, мягче. Независимо от проблем, которые бросает нам судьба, всегда есть причина продолжать идти вперед. Ее просто нужно найти.
Как сказал Альберт Эйнштейн: «У любопытства есть своя причина существования». Вы никогда не знаете, какие захватывающие вещи могут ждать вас за углом, и в этом вся прелесть.
Читайте также: Быть или не быть: Бескомпромиссное право на самоопределение
Чтобы быть в курсе самого интересного на ZZА! — подписывайтесь на наш Telegram!
Наполни свою жизнь новым смыслом | Как пережить кризис — Психология эффективной жизни
Кризисы неизбежны, но хорошая новость заключается в том, что они не так страшны, как кажется. И даже более того — могут подарить вам необходимый для важных жизненных перемен ресурс.
Опустошение или целительная пустота?
Если пользоваться геометрической метафорой, то жизненный путь человека мало похож на прямую. Скорее его можно сравнить с серией резких скачков, разделенных плавными плато. Обычно периоды подобных скачков мы воспринимаем как кризисные, потому что плато, то есть стабильность, — это основное, что дает нашему эго чувство безопасности, предсказуемости и возможности контроля над ходом событий. А в такие периоды это невозможно.
Тем не менее кризисы неизбежны и даже необходимы, так как человек — развивающееся существо. А любое развитие происходит не плавно, а скачками: освоил нынешний уровень — переходи на следующий. На каждом таком уровне все новое: новые требования и новые задачи. А навыки хоть и есть, но старые, с прежнего уровня. Поэтому вначале ощущение такое, что все в хаосе.
В такие периоды ум человека, будучи неспособным уложить происходящее в какую-либо знакомую схему, чаще всего сначала уступает место бурным эмоциям, а потом просто отключается: прошлое ощущается выгоревшим полем, ничего не хочется, жизнь кажется потерявшей смысл и направление, а свое состояние человек чаще всего определяет как опустошение. Состояние не плохое и не хорошее, скорее никакое. Эмоции и мысли остались в воспоминании. Пустота.
Как выживать в условиях такого глубокого кризиса?
В китайском языке иероглиф, обозначающий «кризис», состоит из двух иероглифов, имеющих самостоятельное значение. Один из них означает «опасность», а второй — «возможность». В этом есть глубокая мудрость, так как исход кризиса зависит от подхода к его проживанию и от мировоззрения человека в целом.
Я не буду перечислять все стратегии, которые чаще всего используют люди, попавшие в подобные ситуации, поскольку задача этой статьи не в этом, перечислю только некоторые из них:
- «затаиться и переждать»;
- попытаться скомпенсировать внутреннюю пустоту внешней активностью, новыми отношениями, впечатлениями от путешествий;
- иногда — обратиться к психиатру за медикаментозным лечением, поскольку состояние похоже на депрессию.
Подобные состояния могут возникать не только в редкие переломные моменты кризисов, но и в гораздо более прозаических ситуациях, например в результате осуществления сильного желания, долгое время придававшего жизни смысл и служившего «топливом» для мотивации.
В психологическом «жаргоне» даже сформировался термин — депрессия достижения, а по-научному — «синдром Ротенберга-Альтова» по имени ученых, открывших эту особенность человеческой психики.
Суть в том, что человек, потратив огромные усилия для достижения цели, которая казалась главной, испытывает лишь кратковременное удовлетворение. Однако вскоре оно сменяется состоянием опустошения и потери смысла жизни. Диссертацию защитил — что дальше? Повышения на работе достиг — что дальше? Такой период часто становится очень стрессовым и даже опасным для здоровья, так как снижается психологическая устойчивость и ослабляется иммунитет.
Опустошение может наступить и в результате неразрешенного внутреннего конфликта.
Я приведу пример.
Екатерина регулярно откладывала домашние дела до последнего, а потом делала их в последний момент в состоянии сильнейшего стресса. В результате она каждый раз попадала в состояние изнеможения, которое, как выяснилось впоследствии, было состоянием опустошения. Но она сама этого не осознавала.
В процессе наших занятий мы пришли к выводу, что такое ее саморазрушительное поведение было вызвано неосознаваемой потребностью в контакте с собой, со своей сутью. Поэтому ее подсознание разделилось на две части: одна хотела соответствовать представлениям о хорошей жене и хозяйке, а вторая саботировала первую, так как домашние дела считала помехой для контакта с собой.
Не осознавая своего внутреннего конфликта, она пыталась переложить часть своих обязанностей на мужа. В результате возник серьезный семейный конфликт, приведший к кризису отношений. Это и послужило поводом для обращения ко мне.
Все приведенные выше примеры — результат утраты истинной цели и подлинного смысла жизни и его подмены теми или иными «заменителями».
Самое мудрое же решение в подобных ситуациях — заняться собой, как со стороны тела, так и своим внутренним миром, потому что состояние опустошения хотя и неприятное и даже пугающее, но вовсе не плохое.
Любой кризис, конечно, при неверном подходе может реализоваться и как опасность. Но если отнестись к нему правильно, он таит в себе богатейшие возможности исцеления, развития и даже перехода на новый, более высокий уровень развития. Этот уровень может раскрыться, если владеть определенными методами работы с собой.
О некоторых из этих методов я и расскажу в этой статье. А в конце я поделюсь упражнением, которое можно практиковать самостоятельно. Но сначала…
Сдвиг базовой парадигмы
Сейчас в науке широко применяется термин Томаса Куна «сдвиг базовой парадигмы». Многие уверены, что он определяет время, в которое мы живем. «Парадигма» — слово греческого происхождения и в переводе означает «пример, образец или модель».
Сам Томас Кун ввел этот термин для описания структуры научных революций, но очень скоро им стали описывать любые революционные изменения сознания, в частности смену базовых представлений о жизни.
Сегодня мы являемся свидетелями именно такого процесса — сначала в области естественных наук, а потом и в самых фундаментальных представлениях о природе реальности. Мне нравится называть это переходом от парадигмы эго мира к целостному, духовному мировосприятию — парадигме души.
Структуру внутреннего мира человека графически можно представить как иерархию уровней разума, но каждый человек воспринимает свой внутренний мир по-разному в зависимости от своего мировоззрения.
Хотя мировоззрение каждого во многом уникально, можно выделить два типа мировоззрений — духовное и материалистическое. Различия между этими типами настолько кардинальны, что их следует считать двумя разными парадигмами жизни. Я называю их парадигмой души и парадигмой эго.
В эго-модели, лишенной связи с основой — Высшим Я, безопасность должна быть достигнута исключительно за счет личных усилий, а поэтому тождественна предсказуемости и возможности как можно более полного контроля.
Если же предсказуемости нет, а контроль невозможен, эго воспринимает такое состояние как опасность для жизни. Поэтому, попадая в состояние опустошения в процессе кризиса, эго, настроенное на борьбу, ищет возможности, как это состояние победить. Это, конечно, усиливает стресс, а стресс усиливает напряжение, опустошение и страх.
Таким образом, человек, живя в парадигме эго, а поэтому и отождествляя себя с ним, регулярно попадает в воронку стресса со всеми вытекающими последствиями.
Как справляться с этим состоянием?
Если помочь человеку почувствовать поддержку Высшего Я и возможность опоры на него, благодаря этому расширить представление о самом себе, то порочный круг разрывается. Стресс постепенно снижается, и возникает возможность воспринять неведомое не со страхом, а как источник возможностей. Тогда кризис позитивно разрешается переходом в состояние сотворчества.
Это можно осуществить с помощью определенных методов, которые в целом можно охарактеризовать как медитации на пространство.
В доминировавшей тысячелетия парадигме эго человек отождествлял себя с телом, которое при этом ощущалось не живым существом, а механизмом (отсюда механистический подход медицины к его лечению), в то время как сознательный ум сосредоточивался в основном в голове. Пространство же воспринималось как объективная данность, среда обитания.
Однако в действительности сознательному уму доступны лишь 5% ресурсов человека, и он им не ограничен. Большая часть разума относится к сфере подсознания и осознается не напрямую, а через эмоции и ощущения тела (то есть мы его не осознаем, а чувствуем, ощущаем).
Но есть еще более масштабный разум, сверхсознательный, и он проявляется как раз через пространство. Поэтому его часто называют Космическим или Высшим.
Сознательный ум эго замкнут внутри себя, поэтому проживает жизненные ситуации, воспринимая их как «то, что случилось», и не имеет возможности осознать их обучающий смысл (который иногда умом даже отрицается). Компенсирует это ум тем, что создает смыслы искусственно, опираясь на сознательные цели (получить должность, звание, добиться богатства и статуса и т.п.). Когда же иллюзии рассеиваются и обнаруживается, что смыслы эти были иллюзорными, как в упоминавшейся выше «депрессии достижения», вот тогда и наступает опустошение. Эго-ум остается без цели и смысла существования.
Выход в осознание тела — мы поучимся это делать в процессе выполнения упражнения, приведенного в конце статьи, — открывает доступ к подсознанию, что дает возможность проработки эмоций и ощущений. Но в еще большей степени доступ к истинным смыслам открывается через расширение осознанности в пространство.
С позиций нейрофизиологии, осознание пространства позволяет мозгу переключиться с бета-волн, характерных для сознательной деятельности, и даже высокочастотных бета-волн, характерных для состояния стресса, на альфа-волны, соответствующие состоянию расслабления, и даже тета-волны, соответствующие глубокому погружению во внутренний мир. Поэтому тысячелетиями медитация и молитва служили главными средствами постижения высших смыслов и воссоединения с Высшим Я, с душой.
Понятно, что в одной статье невозможно охватить столь обширную тему. Я лишь проиллюстрирую, как это работает, на примере сеанса с одной талантливой женщиной.
Пример исцеления опустошения
Оксана ранее проходила у меня курс поддержки в процессе расставания с ее тогдашним партнером. Потом мы занимались восстановлением ее отношений с дочерью-подростком. Теперь же поводом для обращения послужило ее осознание, что вообще все отношения с мужчинами либо быстро распадались, либо сопровождались изнурительным напряжением и разочарованиями. Тому, как выяснилось в процессе занятий, было несколько причин.
Первая из них — травматические отношения с отцом, сложившиеся на фоне влияния патологически властной бабушки (со стороны матери), которая всех мужчин, с которыми у ее дочери начинались отношения, считала никчемными дармоедами — до тех пор, пока отношения не разваливались. Как только это происходило, они вдруг становились в ее глазах замечательными и талантливыми.
Так произошло и с отцом моей клиентки. И это вторая причина.
Третья — тяжелый, травматический развод родителей, в процессе которого мать пыталась использовать маленькую дочку как посредника в этом конфликте.
И четвертая причина, в каком-то смысле обусловленная предыдущими, — слишком рано начавшиеся интимные отношения с женатым мужчиной и последующий разрыв с ним.
Обратилась же она на фоне состояния опустошения после очередного разрыва отношений.
Ее цель теперь была такой: «Собрать разбросанные части и на уровне психики, и на уровне тела. Так, чтобы из жизни брать то, что есть здесь и сейчас, не цепляясь за чье-то или свое несовершенство. Так, чтобы жить без драмы и в отношениях с людьми выделять только ресурсные для себя состояния и качества. И чувствовать единение, а не разобщенность».
На практике же, как она осознала, замечая в мужчинах негативные качества («моменты тьмы»), она цепляется за них, и с этого начинается «дорога в ад». На момент обращения, пытаясь найти «точку мира», она попала в состояние опустошения, потери радости жизни, вдохновения, ресурса.
На проработку этих тем ушло два больших сеанса. В первом мы выяснили, что она находится на пороге перехода на следующий уровень развития и смены своего базового мировоззрения. Мы также провели глубокое исследование этого процесса, и в ее случае это оказался переход от парадигмы эго к парадигме души.
На следующем занятии мы провели довольно сложный медитативный процесс: исцеление через воссоединение со сверхсознательным разумом (разумом пространства).
Сам процесс также был весьма непростым, так что рассказать о нем подробно сложно. Лучше приведу ее описания результата, присланные на следующий день после второго занятия и через три недели. А потом — то самое обещанное упражнение, которое вы можете проделать самостоятельно, вне зависимости от того, проходите ли вы через кризис или просто хотите испытать состояние целительной «пустоты» пространства.
На следующий день:
«После двух сгруппированных занятий восстановилась связь с Высшим Я. Ниточка тоненькая, чуть заметная, но знаю, что окрепнет. Исцеление — процесс поступательный, к нему надо относиться с доверием и терпением».
И через две недели:
«Есть потребность, даже необходимость в глобальной трансформации, полной переплавке всей моей сущности. То, что произошло со мной за последние 7–9 месяцев, как сейчас стало понятно, было необходимым условием моей трансформации.
Если бы я упорствовала в сохранении прежних токсичных кармических отношений, это неминуемо привело бы меня к болезни, с которой я бы уже не справилась. Потому как сил на выживание оставалось совсем мало.
Учусь жить из сердца, из центра, а не из ментала. Начинает получаться. Еще выяснилось, что в моей родовой женской линии есть проблема, травма. Делаю медитации благодарения и отпускания».
И теперь обещанное упражнение.
В качестве подготовки поучимся переносить внимание в пространство тела.
- Для этого сядьте так, чтобы спина была по возможности прямой и не прикасалась к спинке.
- Прикройте глаза.
- Сделайте несколько спокойных глубоких вдохов и выдохов, наблюдая, как грудная клетка расширяется при вдохе и опускается при выдохе. Насколько далеко в пространстве грудной клетки вы можете проследить движение воздуха? Какие различия вы замечаете между ощущениями при вдохе и при выдохе?
- Теперь почувствуйте спину и мысленно посмотрите на нее сквозь переднюю поверхность грудной клетки. Каким вы ощущаете ее объем, ее внутреннее пространство?
- Почувствуйте свое лицо: лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки, подбородок. Осознайте все эти ощущения одновременно. Обратите внимание, какой образ возникает при этом перед вашим внутренним взором. Вы как будто смотрите на свое лицо изнутри головы, правда?
- Теперь почувствуйте затылок и посмотрите на него сквозь лицо. Почувствуйте внутренний объем головы.
- Перенесите внимание во все внутреннее пространство тела — головы, туловища, некоторое время наблюдая его изнутри. Какие физические ощущения, какие эмоции, какие мысли вы осознаете при этом?
Переходим к основной части упражнения.
- Если вы вышли из концентрации, вновь перенесите внимание во внутреннее пространство тела.
- Теперь расширьте внимание через поверхность тела за его пределы, осознавая как его внутреннее пространство, так и внешнее. Как далеко простирается ваше внимание? Постарайтесь ощутить эту границу и подержите внимание некоторое время на ней.
- А теперь направьте внимание за пределы этой границы, все больше и больше ощущая всю степень огромности окружающего пространства, и некоторое время побудьте с этим.
- Сохраняя состояние расширенного пространства, прислушайтесь к звукам вокруг. С какого расстояния они доносятся? Перенесите внимание на более далекие звуки, потом на еще более далекие и затем на «тишину расширенного пространства».
В этом состоянии расширенного сознания вы можете заметить разлитое в пространстве очень тонкое приятное ощущение. Оно может восприниматься как тихая радость или нежность, а может быть, как ощущение глубокого покоя и безусловной любви.
Это проявление вашей подлинной сущности, Высшего Я. Просто наполняйтесь, напитывайтесь этими энергиями. Если появляются мысли, смотрите уже не на них, а сквозь них, в то пространство тихого блаженства, в котором они проявились. Они будут постепенно рассеиваться, как пар. Одновременно направьте в эту внутреннюю безграничность импульс благодарности. Очень возможно, вы почувствуете отклик — ведь это пространство живого благожелательного разума!
- Когда вы почувствуете, что наполнились и насытились общением с Высшим Я, попросите его продолжать пребывать с вами в повседневной жизни и постепенно выходите из концентрации.
- Как только сможете, запишите, что в пережитом опыте этого общения было самым ценным для вас.
Поздравляю, вы открыли для себя новый мир и новую жизнь!
От редакции
Кризис — это толчок к развитию, другими словами — к переменам. А перемены — это всегда страшно. Для кого-то больше, для кого-то меньше. Как справиться с этим страхом, рассказывает психолог, коуч Анастасия Ерова: https://psy.systems/post/strax-peremen.
Роже Ланнуа, коуч из Франции, делится принципами, которые помогут создать вокруг себя окружение, мотивирующее развиваться, а не застревать на месте: https://psy.systems/post/kak-sozdat-motiviruuschuyu-sredu.
Враг развития — тревоги и страхи, которые буквально парализуют, не позволяют принимать конструктивные решения, заставляют делать шаги назад или вовсе прятать голову в песок. Как преодолеть это, рассказывает книга Дэвида Карбонелла и Салли Уинстон «Не попади в ловушку тревог»: https://psy.systems/post/devid-karbonell-salli-winston-ne-popadi-v-lovushku-trevog.
КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: Человек в поиске Смысла.
«Кризис – это возможность трансформации, а рост и выздоровление возможны лишь, когда старое, использованное отделяют, «покидают» и оно умирает». Урсула Виртц
«Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направлении смысла» Мераб Мамардашвили
«В середине жизни наступило утро, когда я понял, что больше НЕ МОГУ ТАК ЖИТЬ.
Что быть непоколебимым — заколебало, что умение не изменять принципам, супруге, призванию и ожиданиям окружающих — не мое достоинство, а принуждение. И принуждаю себя к этому только я сам. Что то, что было нажито непосильным трудом, обесценилось до копейки. А что теперь дорого, я и сам еще не знаю. Незнание страшит, я же привык быть грамотным и компетентным – такое было мое лицо — лицо современного успешного состоявшегося человека. Теперь оно корчится в гримасе ужаса от незнания, что происходит.
И я начал СТАРАТЬСЯ. Очень стараться НЕ ЗАМЕЧАТЬ, НЕ ДУМАТЬ, СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ПЕРЕМЕНАМ, в надежде, что все будет так, как было. Чинно и благородно, и никто не заметит, и сам позабуду.
Я хожу на работу, целую супругу, выгуливаю собаку, пью пиво с друзьями… А может в спортзал, а может прочесть умных книг? А может….?
Но ОПЯТЬ НАСТУПАЕТ ЗЛОРАДНОЕ УТРО… И опять… И опять…»
КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА – это ад, который приходится пережить большинству людей, независимо от пола, материального состояния и вероисповедания.
Основные характеристики:
— психологическая и физическая усталость;
— депрессия;
— ощущение внутренней пустоты;
— потеря смысла жизни;
— отсутствие каких-либо желаний;
— ощущение полного одиночества;
— обострение психосоматических заболеваний.
«…У меня совсем нет желания просыпаться, нет желания идти на работу, нет желания продолжать жить.
Назревает внутренняя революция – жить по-прежнему уже не могу, а как по-новому – еще не узнал. Это период борьбы «жизни по накатанной» – стабильно-понятно-доступной и «жизни по зову сердца» – хаотично-непонятно-непознанной.
Это период пустоты. Период падения всех прежних значимых идолов с пьедесталов, кем-то навязанных принципов, кем-то подсказанных правил ПРАВИЛЬНОЙ жизни. Обнуление.
Мне страшно от того, что я потерял все, что у меня было. Я потерял свой мир – понятный и доступный. Я не понимаю, что происходит, и как я сам в это смог вляпаться.
Я остался один на один сам с собой. Период внутреннего одиночества — период бессилия, страха, беспомощности. И если внешне мне с трудом удается сохранять лицо современного успешного состоявшегося человека, то тело разрывается от боли и болезней…»
«Лекарство от страха потерять весь мир заключается в том, чтобы перестать за него цепляться. Средство избавиться от одиночества – попасть в его объятия. Здесь, как в гомеопатии, травму исцеляют, принимая определенную дозу яда». Джеймс Холлис
КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА – это период пересмотра всех собственных ценностей и тех оснований, на которых они стоят. Период поиска и принятия собственного индивидуального смысла жизни.
«Ценности являются выражением экзистенциальной свободы и возможности выбирать, направляют и ориентируют нас при принятии конкретного решения… Развитие человека сопровождается постоянным процессом выбора, принятия решений и поэтому – постоянной ориентировкой на ценности. При этом мы отвергаем старые ценности и одновременно вырабатываем новые. Оба процесса находятся в диалектическом взаимообмене и неотделимы друг от друга». Урсула Виртц
Филипп Лерш выделяет три категории базовых человеческих ценностей:
- Жизненные ценности – влечения, желания, удовольствия, тяга к деятельности, стремление к переживаниям.
- Ценности собственной значимости – стремление к самосохранению, воля к власти, стремление быть признанным и честолюбие.
- Ценности смысла – увлеченность чем-либо, придающая смысл переживаниям и действиям, готовность контактировать с другими, эротическая любовь, тяга к творчеству, интересы, идеалы и поиск абсолютного, а также осмысленное стремление отдавать себя на службу окружающему миру.
При таком разделении ценностей легче понять те акценты, которые человек расставляет на различных этапах своей жизни. Молодые люди представляют себе смысл и качество жизни иначе, чем люди среднего и старшего возраста.
В молодости человек перенимает ценности у своих родителей, присваивает их бесспорно и некритично из социума, в котором живет, пытаясь быть похожим на кого-то и нужным для кого-то. Материальный достаток, внешний вид, престиж и возможность производить впечатление – вот основания, на которых строятся ценности современного молодого человека – например, карьера, семья, деньги.
В середине жизни человеку становится необходимо понять смысл своего существования и обосновать его через собственные, а не навязанные ценности.
Именно в середине жизни, в точке «0», человек сталкивается с неизбежностью конечности бытия, с желанием оставить после себя след и память, желанием делать и творить не за что-то, а во имя чего-то.
Именно желание знать, что жизнь проживается не зря, заставляет войти в Ад под названием кризис среднего возраста и выйти из него обновленным.
Хотя сами по себе ценности могут на удивление остаться прежними – например, те же семья, карьера, деньги – основания для них в любом случае будут другими.
Чтобы пережить этот тяжелый кризисный период собственной жизни можно обратиться за помощью к психотерапевтам, а можно самостоятельно искать обоснование для дальнейшего существования.
В таком случае, я рекомендую взять лист бумаги и потратить один из вечеров на знакомство с собой.
Пробуя заглянуть внутрь и вглубь себя, прикасаясь к своим чувствам и желаниям, зову своего сердца, человек в кризисе среднего возраста имеет возможность увидеть окружающий мир и себя самого иначе, чем раньше. Ведь, как сказал Антуан де Сент-Экзюпери
Только сердцем человек хорошо видит. Глазу главное невидимо.
Упражнение №1:
«Нарисуйте отрезок, где левая точка будет вашим рождением – началом вашей жизни, правая конечная точка – окончанием вашей жизни. Отметьте на этом отрезке точку, которая покажет, где вы ощущаете свое присутствие в данный период жизни. Подумайте, сколько вы прожили до этого и сколько вам кажется, интуитивно, вам еще предстоит прожить. Каким цветом вы закрасите левый получившийся отрезок? Каким — правый? Придумайте название каждой точке на отрезке – левой, средней и правой. Опишите прилагательными получившиеся два отрезка, характеризующие прошлый и будущий периоды вашей жизни. Какое ваше отношение к прошлому и какие у вас надежды на будущее?»
Затем сосредоточьтесь на средней точке. Это ваша точка «0». Место, где вы стоите сейчас.
Ответьте себе на вопросы:
В чем я сейчас благополучен? Какие аспекты жизни, какой род деятельности, какие отношения с окружающим миром лучше всего подходят мне как личности? Как звучит мелодия моей жизни? Мотив какой песни я бы мог спокойно напевать, чтобы вечером спокойно пойти спать, а утром обрадоваться новому дню?
Какой стиль жизни подошел бы мне лучше всего, чтобы я ощущал душевный подъем?
Какой образ жизни я вел бы, если б мог создать такой мир, какой хочу?
Упражнение №2: «Представьте себе, что вы встретили фею, которая сказала, что через полгода ваша внутренняя жизнь и окружающий вас мир будут такими, как вы захотите. Вы можете изменить все, что угодно: ваши чувства, жизненные обстоятельства и т.д. Сделайте это прямо сейчас, в следующие десять минут».
Упражнение №3. «Представьте, что ваша жизнь – это роман, а вы – его автор. Сейчас выходит его второе издание, и вы можете еще переработать эту книгу. Какие изменения вы внесли бы в нее, что оставили бы как есть?»
Продолжите отвечать на вопросы:
Что могло бы наполнить вашу жизнь радостью, вдохновением и смыслом?
Какими должны быть ваши ощущения, действия и отношения с другими, чтобы вы почувствовали, что жизнь наполнена смыслом?
Какая ваша мечта не сбылась? Где и когда вы поняли, что она не осуществима?
Что вам мешало до сегодняшнего дня вести жизнь, наполненную смыслом?
Что вам нужно, чтобы ее завершить, не сожалея об ее окончании?
Если бы ваша жизнь была экспериментом, который позволяет чему-то научиться, то каким был бы урок, который вам следовало бы выучить?
Какую роль до этого периода вы играли в своей жизни? Какие маски вам приходилось носить?
В какие моменты жизни вы были самим собой? Что вам в этом помогало?
Упражнение №4: «Представьте себя через 10 лет. Опишите себя, какой вы стали человек, как вы ощущаете свое тело в том возрасте, душевное состояние. Сожалеете ли вы о прошедших 10 годах или наоборот горды, что так насыщенно их прожили? Что могли вы сказать себе настоящему из будущего, можете дать себе совет или рекомендации, ответить на все интересующие вас вопросы».
Мы многое знаем о себе и своих истинных желаниях сами, но боимся признаться себе в этом, ПОТОМУ ЧТО ЭТИМ ПРИЗНАНИЕМ КЛАДЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НА СВОИ ПЛЕЧИ.
Кризис среднего возраста ставит человека перед выбором – принять вызов и стать Автором своей жизни, неся бремя ответственности за все происходящее с ним на своих плечах, или отклонить его, и в дальнейшем надеяться на чьи-то подсказки и советы, жить по кем-то установленным правилам ПРАВИЛЬНОЙ жизни, чувствуя неудовлетворенность и обижаясь на непонимание других, постоянно надеясь, что кто-то когда-то создаст для него комфорт и абсолютное счастье.
Продолжительность кризиса среднего возраста напрямую зависит от сделанного выбора, который в любом случае будет сделан самостоятельно.
«…Я все еще пытался контролировать ситуацию – логически понимать и делать правильные выводы. Я все еще надеялся выйти сухим из воды. Но именно в этот период я ощутил, что у меня есть душа. Я услышал, что это она что-то просит. Сначала тихо, а потом все громче и громче…
Сил на сопротивление совсем не осталось, а в один день что-то прорвало, все обрушилось, меня как будто развернуло на 180 градусов и понесло.
Понесло в потоке эмоций, чувств, открытий.
Понесло на поиск того, зачем я здесь такой живу, и зачем и какому мне стоит жить здесь дальше. Бессилие и беспомощность не вызывают больше отвращение, а пропитываются смирением, а страх открывает у меня способность рисковать и пробовать самостоятельно создавать дальнейшую жизнь заново.
Сейчас я понимаю, что есть очень много вопросов, на которые я сам хочу найти для себя ответы, чтобы написать свою собственную энциклопедию жизни, стать Автором своей жизни.
Удивительно, но потихоньку привыкая к этому потоку, я понимаю, что к какому берегу меня не прибьет, на какую стезю не вытолкнет меня жизнь – это будет МОЙ берег, МОЯ дорога, потому что СМЫСЛ ЖИЗНИ я нахожу именно в этом потоке ПОИСКА СВОЕЙ ИСТИНЫ…»
Кризис личности — это кризис смысла жизни
Что общего между экономическим кризисом и самоубийством? Точек соприкосновения двух этих явлений найдется достаточно, но в данном случае я бы хотел выделить только один из аспектов этого сходства. Наше отношение к двум названным процессам.
Пережидать или переосмысливать?
Финансовый кризис большинством воспринимается как временные неприятности, которые надо просто перетерпеть. Человек, далекий от макроэкономических процессов, условно говоря, включает «режим ожидания», полный уверенности, что политики и финансисты каким–то малопонятным способом «поколдуют» над мировым рынком, оперируя при этом туманными терминами–заклинаниями вроде «ставки рефинансирования», «денежной эмиссии» и т.д., и этот мировой рынок вновь стабилизируется. И снова можно будет потреблять в таком же количестве, как раньше.
Таким же образом общество реагирует и на сообщение об очередном мужчине из Барановичей, бросившемся на рельсы, или о выпрыгнувшей с девятого этажа девушке в Минске. Больно, скорбно, но это надо «проглотить», пережить, переждать и жить дальше.
Наверное, так и можно было бы поступить, если бы Беларусь не входила в топ–лист стран, лидирующих в печальном рейтинге самоубийств на душу населения. Пока же белорусы не хотят понять, что самоубийство из индивидуальной трагедии и личного кризиса уже давно превратилось в кризис общественный.
К слову, не раз уже говорилось о том, что греческое слово «кризис» означает «суд». То есть ситуация, которую мы так называем, выявляет летальные изъяны выбранной парадигмы. Смерть экономики наглядно демонстрирует, что нынешняя система нежизнеспособна. Не может быть всем хорошо там, где каждый хочет быть лучше других. Такая экономика, как матрица Вачовски, просто запрограммирована на постоянный сбой. Однако же человечество упорно не хочет радикально менять саму систему экономических отношений, построенных на взаимной ненависти к конкурентам, ожидая, что придет МВФ и в очередной раз оживит труп.
Кризис личности, приводящий в итоге к самоубийству, также подталкивает к размышлениям о необходимости каких–то перемен во взглядах на саму жизнь. Массовый кризис личности — это кризис того смысла жизни, носителями которого является большинство из нас.
Надеяться, что пройдет время и все наладится, это все равно что заклеивать скотчем трещины дома. Видимость создадим, но рано или поздно он снова затрещит по швам. Таким образом, сложившуюся ситуацию в обоих случаях нужно не пережидать, а переосмысливать.
Самоубийственная идеология
Чаще всего в качестве причины роста самоубийств называют ухудшение экономической обстановки. К тому же данные статистики наглядно демонстрируют, что между двумя кризисами — экономическим и личностным — существует причинно–следственная связь. И, следовательно, решение проблемы суицида также представляется очевидным.
Действительно, со статистикой трудно поспорить. Факты есть факты. Однако оттого, что эти факты интерпретируются в духе экономического материализма, порой возникает впечатление, что мы застряли в XIX веке, когда человечество дышало надеждой с помощью науки и технического прогресса создать рай на земле. Вот только мы построим фабрики и заводы, удовлетворим все потребности угнетенных классов — и он наступит. Разница лишь в том, что тогда для решения всех проблем человечества строили социализм, а теперь — гипермаркеты. Но, как мне кажется, если таким способом можно решить все проблемы общества, то у такого общества намного больше проблем, чем казалось.
Впрочем, я нисколько не хочу отвергнуть экономический фактор самоубийства. Бесспорно, зачастую люди сводят с жизнью счеты, чувствуя финансовую безысходность. Но здесь важно понять, что этот фактор срабатывает именно как мотив для совершения суицида только в рамках определенного мировоззрения, определенного сознания. И таким самоубийственным сознанием является идеология потребления, активно навязываемая сегодня через СМИ и массовую культуру.
Основным жизненным смыслом этой идеологии является успех или престиж, т.е. соответствие заданному в обществе уровню жизни. Под уровнем жизни обычно подразумевается степень материального достатка, а искомое соответствие достигается путем накопления определенных «брэндовых» вещей, которые свидетельствовали бы о твоей причастности к «высшему обществу». Реклама же, обычно в стиле «ты этого достоин», играя на человеческом самолюбии, постоянно подстегивает людей к самоутверждению собственных амбиций, превращая жизнь в постоянную гонку с оглядкой на других. Самое страшное для человека сегодня — это осознать себя лузером. Но если раньше неудачником назывался человек «без штанов», то теперь это человек без штанов с определенным лейблом. Человек, который не соответствует заданной планке престижа и успеха, попросту рассматривается как некий «отброс общества».
Все это свидетельствует о том, что в современном обществе жизнь как таковая перестает быть самоценной. Нельзя быть счастливым только потому, что ты родился на этот свет Божий. Твоя жизнь ценна только в том случае, если она «удалась», т.е. может считаться успешной по сегодняшним меркам. Появляется понятие двух жизней: одна — «настоящая» жизнь, а другая — хоть и жизнь, но… «разве это жизнь?». И не всякую жизнь следует жить, а только лишь ту, которая успешна. В ином случае нет смысла ее продолжать.
Формула самоубийства
Нетрудно заметить, что основу этой идеологии составляет самолюбие. На нем, как на фундаменте строится вся система ценностей такого стиля жизни, в центре которого поставлено собственное «Я». Но фундамент этот весьма непрочен. Ведь самое болезненное для каждого эгоиста — это осознание «вопиющей несправедливости»: большого разрыва между «Я» реальным и «Я» идеальным — образом, навязанным современной культурой и рекламой. И если абстрагироваться от частностей каждой отдельной ситуации суицида, то мы сможем вывести нечто вроде формулы самоубийства:
x + амбиции + самолюбие, возведенное в квадрат, = самоубийство (х+амбиции+самолюбие2), где х — любые жизненные неудачи, как–то: нехватка денег, несчастная любовь, проблемы в семье и т.д.
Это незатейливое уравнение, на мой взгляд, почти с математической точностью доказывает, что эгоизм и построенная на нем современная идеология не могут быть смыслом жизни. Разве что смыслом смерти, и то не самым лучшим. Идеология потребления, идеология так называемого «разумного эгоизма» — это всего–навсего мировоззренческий суррогат. И весьма удивительным кажется тот факт, что человечество, столь избирательно подходящее к выбору продуктов, стараясь избегать всевозможных ГМО и прочих заменителей, так безрассудно подходит к пище духовной.
Серафим, епископ Бобруйский и Быховский.
Фото Александра Чугуева.
§ 2. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни
Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. В чем же причина возникающей неудовлетворенности своей жизнью?
По мнению И.С. Кона, «никто не может реализовать себя полностью», и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. А.В.Толстых, развивая мысль И.С. Кона, отмечает, что у человека «на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение… Оглядываясь на пройденный путь, на свои достижения и провалы, он видит, как при уже сложившейся и внешне благополучной жизнь несовершенна его личность. Как мало сделано, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потрачено «напрасно», насколько мало он реализовал свои способности и возможности… Происходи переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности».
Согласно А.В. Толстых, «при этом человек видит, что «отпущенные ему возможности», их реальное поле посте пенно суживается — он уже не может «сделать все», неволен повернуть развитие своей личности в произвольном направлении. Его «сковывают» семья, профессия, привычный образ жизни… Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как муж, отец, профессионал, общественный деятель, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей — найти себя в новых обстоятельства жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями которые он увидел только теперь».
Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходи «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут «сковывать» семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обязательно) сузиться реальное поле «отпущенных человеку возможностей». Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненном пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.
В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую он; появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной неразвитости – даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.
Проблеме смысла жизни в ее широком проявлении посвящены исследования В. Франкла. Он пишет:
«Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.
Я бы хотел просто процитировать здесь пару фраз из письма, которое написал мне один американский студент: «Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось…» Что касается поколения сегодняшних взрослых, я ограничусь лишь ссылкой на результат исследования, проведенного… на выпускниках Гарвардского университета. Через 20 лет после окончания многие из них, несмотря на то что за это время они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла».
Что же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно В.Франклу, «смысл – это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа». Эта формулировка хорошо согласуется с феноменологией смысла, вытекающей из психологической теории деятельности. Смысл как психологический феномен возникает тогда, когда в составе деятельности появляются операции и соответствующие им цели, не совпадающие с мотивом. Напомним, что операция – это действие, выполняемое определенным способом в зависимости от условий (ситуации). В отличие от деятельности, составляющие ее действия обычно направлены не на сам предмет потребности (мотив), а на цели, которыми опосредствуется его достижение. Достижение цели опосредствует или, по Франклу,имеет в виду достижение мотива. Подчеркнем, что имеет в виду не сам мотив, а именно его достижение, ведь «имеет в виду» в данном случае означает фактопосредствования мотива целью. Смысл, таким образом, это то, чтосвязывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).
Отсюда следует, что проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.
В действительности, следовательно, мы имеем проблему не смысла как такового, а проблему депривации мотива. Она возникает из-за неверно поставленных целей, достижение которых по замыслу должно было реализовать мотив. Но что же это за мотив, депривация которого вызывает проблему смысла жизни?
Субъективное переживание наслаждении при данных патологиях он отождествляет с переживанием счастья, т.е. с переживанием реализации того самого «фундаментального мотива» — сущностных сторон жизни, дающих радость бытия и наполняющих жизнь смыслом. Приводя в пример алкоголика, он пишет: «…Счастье было результатом того, что обходным биохимическим путем, с помощью алкоголя он получал удовольствие».
Здесь в плане субъективного переживания, «ощущения принципа удовольствия распространен не только на первичный, низший уровень мотивации, но и на высший собственно человеческий, подконтрольный принципу ценности и принципу сущностности.
В молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. Очень многое было предопределено в юности, когда окончательно решались вопросы самоопределения. Однако роль молодости для всей последующей жизни трудно переоценить. В молодости большинство людей встречают спутника жизни и создают семью, дают начало будущему поколению. В молодости практикой самой жизни проверяется правильность сделанного ранее выбора жизненного пути; приобретается профессиональное мастерство. Молодость – это расцвет отношений любви и дружбы.
Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность. В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.
57. ЭТАПЫ ВЗРОСЛОСТИ. КРИЗИСЫ. ВОЗРАСТ И ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ. Психология: Шпаргалка
57. ЭТАПЫ ВЗРОСЛОСТИ. КРИЗИСЫ. ВОЗРАСТ И ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Кризис 17 лет возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. Многие 17-летние школьники ориентируются на продолжение своего образования. Выпускники школ, которые надеются получить высшее образование, делятся на тех, кто надеется на помощь родителей, на платный вуз, вторые полагаются на свои силы. Для тех, кто переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Это ответственность перед собой и родителями за выбор, страх перед новой взрослой жизнью, страх перед возможными ошибками, неудачами поступления в вуз, у юношей – страх перед армией.
Для юности характерны три варианта жизненного пути. 1. Обучение в высшем учебном заведении. Современные студенты отмечают определенные преимущества образования и поступления на работу. Вуз помогает получить определенную профессию, обеспечивает будущее и дает время убедиться в правильности выбора своей профессии. Работа в отличие от образования дает материальную независимость, что помогает подростку почувствовать себя взрослым. Сейчас многие студенты совмещают учебу с работой.
2. Поиски работы. При поступлении на работу нужно уметь правильно представить себя, чтобы тебя выбрали, но это сложно из-за недостатка опыта. Когда работа найдена, предстоят период адаптации на рабочем месте, приобретение знаний, умений, опыта.
3. Служба в армии – это тоже еще одна резкая смена образа жизни. Страшат режим, беспрекословное подчинение старшим по званию, «горячие точки» и дедовщина. Иерархические отношения: солдаты делятся на группы: старых – новичков, вожаков – «низов». «Низы» должны подчиняться «верхам» и исполнять за них работу.
Бегство от общества. Здесь речь идет о бегстве в наркотики, религиозные секты и т. д. Западные психологи говорят о юношеских религиях. Н. Ремшмидт считал, что религии подчиняют волю человека определенному вождю, который якобы может спасти мир и всех людей. Эти религии приводят к разрыву с семьей, друзьями.
Обычно в 30 лет человек переживает кризисное состояние. Изменяется представление о жизни. Люди часто утрачивают интерес к тому, чем раньше занимались. По мнению И. С.Кона, человек начинает анализировать себя, свою жизнь, достижения и понимает нереализованность многих планов. Если происходит пересмотр ценностей собственной личности, то человек считает, что жизненный замысел оказался неверным. Этот период называют кризисом смысла жизни.
Проблеме смысла жизни посвятил свои работы В. Франкл. Из его рассуждений следует, что проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, т. е. цель поставлена неверно. Существует не проблема смысла, а проблема депривации мотива. Она возникает из-за неверно поставленных целей, достижение которых должно было реализовать мотив. Человек полностью теряет смысл жизни тогда, когда в жизни нет ни одного важного мотива. Эгоистические мотивы входят в структуру жизни, поэтому они не адекватны согласию с миром. Потеря предмета потребностей влечет за собой алкоголизацию и наркоманию. Переживание наслаждения при данных патологиях можно сравнить с переживаниями счастья, т. е. с переживанием того мотива, который дает радость бытия.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >