Круг общения подростков и его влияние на формирование поведения: Общешкольное родительское собрание №1″ Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения» – Консультация (9 класс): ВЛИЯНИЕ КРУГА ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Автор: | 19.01.2021

Общешкольное родительское собрание » Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения

5

МБОУ «Старокрымская ОШ №2»

Учитель биологии и химии Муртазаева З.Ю.

Круг общения подростков и его

Влияние на формирование

нравственного поведения.

Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения.

Психология общения юных. Проблема дружбы и товарищества. Истоки конфликтов в семье и школе. Формирование у подростков убеждения в необходимости собственного стиля поведения и четких внутренних его основ. Положительная и отрицательная ориентация группы.

Воспитание у подростков в семье нетерпимого отношения к антиобщественным поступкам сверстников, равнодушию, пьянству и другим порокам, как средство предупреждения правонарушений. Создание здорового микроклимата в семье, доброжелательных взаимоотношений между родителями и подростками.

С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. В настоящее время, когда контакты стали значительно шире и постоянно растут, когда нельзя себе представить полноценную жизнь без определенного, часто обширного круга людей, умение общаться с ними необычайно важно.

Сегодня мы рассмотрим лишь одну проблему – проблему общения подростков.

Задумывались ли вы, родители, когда-нибудь над тем, как встречают сверстники вашего ребенка и как к нему относятся? Знаете ли вы, с кем дружат ваши дети? Чем интересуются товарищи ваших детей, о чем разговаривают, когда бывают вместе? Что дает вашему ребенку эта дружба, чем он обогащает друга? Кто из них задает тон в этой дружбе, а кто этот тон принимает? «С кем дружит мой сын? Конечно, знаю, с Изетом.» – так, не задумываясь, отвечают многие родители, вполне уверенные в том, что этих знаний вполне достаточно. А так ли это? Подумали ли вы, почему ваш ребенок дружит с Изетом, а не с Мустафой; за что он ценит Изета? А за что друзья ценят его самого?

К сожалению, многие родители об этом не задумываются. Обычно волнует другое: как учится ребенок, как ведет себя в школе и дома. Да, это важно. Но есть не менее важная сторона его жизни. Умеет ли он общаться со своими сверстниками, как складываются детские отношения, что лежит в их основе: справедливость, отзывчивость, взаимопомощь или эгоизм. Знание этой стороны взаимоотношений позволит родителям направить нравственное развитие ребенка по правильному пути. В подростковом возрасте становится возможным познание и оценка такого сложного феномена, каким является нравственно-психологический облик человека.

Расширяются и усложняются связи подростка с окружающими его людьми – родителями, учителями, товарищами. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников, класс в котором он учится и складывающиеся в нем взаимоотношения. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если сможет ответить этим требованиям.

Ребята в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о себе, их отношению к себе. Перед ними остро встают морально-этические проблемы отношений, у них возникают свои требования к поступкам и отношениям как сверстников, так и взрослых. При этом особенно важным для подростка является уважение со стороны тех ребят, которых он, справедливо или нет, считает более взрослыми, более умными, сильными, знающими, в чем-то более умелыми.

Две системы отношений – со сверстниками и взрослыми – подросток начинает не только осознавать, но и по-разному проявлять себя в них. Многим родителям, вероятно, приходилось с этим сталкиваться в своем опыте.

Дома над Али командуют все: и мама, и бабушка, и старший брат. Али слушается, подчиняется, но и учится командовать сам. А на улице, со сверстниками, он уже применяет на практике то, что усвоил дома.

А вот другой пример. Девочка избалована, дома привыкла к тому, что все ее желания исполняются, помыкает матерью, грубит. «Мелек деспот в семье,» – с горечью говорит бабушка. Но с подругами Мелек ведет себя иначе. В их компании командуют другие девочки, более самостоятельные, более взрослые, и Мелек им послушно подчиняется.

Две системы отношений – и объективно и субъективно разные для подростка. Если в первой системе подросток занимает все-таки подчиненное положение, положение младшего, ведомого, то во второй системе подростки-ровесники формально равноправны, и их реальные взаимоотношения могут складываться по-разному, при этом каждый ребенок практически имеет возможность выступить как в роли командира, так и в роли исполнителя.

Именно поэтому общение со сверстниками становится в эту пору чрезвычайно важным для развития ребенка, можно сказать, главным фактором его развития. Общение с ровесниками дает подростку возможность померяться силами – физическими и духовными – с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Оно делает жизнь подростка эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения; практику жизни в коллективе.

В общении происходят важнейшие для формирования человеческой личности процессы: выделение критериев оценки поступков и отношений, усвоение морально-этических норм, законов общественно правильного поведения. Общение способствует формированию познавательных интересов, дает толчок к самообразованию.

Под влиянием товарищей подросток может иногда измениться самым неожиданным образом: один станет вдруг непослушным, грубым, дерзким, на другого общение с другом подействует положительно. Родители ломают голову над причинами таких неожиданных перемен. А «причины» рядом; они стучат в вашу дверь и долго мнутся на пороге, не решаясь войти; они ожидают вашего сына за углом и взволнованно обсуждают с ним события дня. Эти «причины» – друзья ваших детей. Именно они подчас незаметно и быстро изменяют ваших детей так, как вам не удается даже при больших стараниях. Они помогают (или мешают) вашему сыну или дочери становиться личностью. Однако будет ли это помощью или помехой – во многом зависит от вас.

Зная, что общение со сверстниками – необходимое и важное условие становления личности подростка, родители должны быть готовыми к тому, что ваш ребенок потянется к товарищам, что друзья ему будут важны и необходимы, что именно отношения с ними составят центральное ядро его переживаний, волнений, тревог и ему может понадобиться благожелательная помощь более опытного старшего друга.

Всякая отрицательная общественная оценка неприятна подростку. Она не дает ему возможности с должным уважением относиться к самому себе и поэтому очень болезненна для него, особенно если в этой оценке звучит насмешка. Даже то, что взрослым иногда кажется совершенно невинной шуткой, может быть воспринято подростком как обида и оскорбление.

Мир сверстников так притягателен для подростка потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям, сравнить – и по-новому взглянуть на себя, оценить себя. А это так важно!

Оценка самого себя – совершенно необходимое условие развития личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он учится оценивать себя сам. Мир сверстников тем и привлекателен для подростка, что здесь он имеет возможность проверить, примерить к себе, глубже понять мир взрослых, приобщиться к нему.

Специфические проблемы вызывают определенное отношение ребенка к родителям. Проблема отношения ребенка и родителей появляется чаще всего в то время, когда сын или дочь вступают в подростковый возраст. Теплые, сердечные взаимоотношения постепенно исчезают, эмоциональные связи слабеют, начинает колебаться авторитет родителей. Отец и мать уже не выглядят самыми лучшими, мудрыми и красивыми, хотя по-прежнему очень нужны ребенку.

Раньше ребенок любил своих родителей безоговорочно, не задумываясь над их особенностями. Он еще не умел наблюдать их в различных ситуациях и тем более анализировать, оценивать свои наблюдения, не умел он также и сравнивать своих родителей с другими людьми, поэтому у него не появлялось критического отношения к действиям, образу жизни родителей.

Критическая настроенность молодых людей, их стремление к самостоятельности, независимости, к освобождению от авторитета родителей при решении многих вопросов повседневной жизни является одним из источников конфликта между некоторыми родителями и детьми подросткового возраста. Именно в этом возрасте родители должны обращать особое внимание на отношение к ним ребенка. Если они почувствуют ослабление эмоциональной связи и своего авторитета, возможность возникновения конфликтов, следует серьезно задуматься над причинами таких явлений.

Конфликты, возникающие между родителями и их подрастающими детьми, требуют от матери и отца критического отношения не только к своему ребенку, но и к себе. Следует оценить себя как родителя и как человека в целом, понять, с какой меркой подходит к вам ребенок.

Однако в любом случае, независимо от того, как складываются отношения с подрастающими детьми, родителям необходимо знать, что о них думают их дети, как их оценивают. Родители, которые постоянно общаются с ребенком, могут получить такие сведения.

Классный руководитель играет тоже главную роль и в формировании коллектива, и в формировании нравственного поведенияи,в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно, а не просто по схеме — плану, а комплексно, в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. Большую роль в социальном становлении учащихся играют и отношения со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытия потенциала каждого ученика.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

— Воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

— Формировать чувство любви к Крыму, на основе изучения национальных культурных традиций.

— Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

— Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

-Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью нашего общества. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимают родители, школа.

Работа классного руководителя, учителей по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей. Учитель и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Основная цель работы с родителями: взаимодействие семьи и школы в воспитании нравственной и творческой активной личности;

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра», эти слова Л.Н.Толстого четко характеризуют основную цель нравственного воспитания.

Общешкольное родительское собрание » Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения

5

МБОУ «Старокрымская ОШ №2»

Учитель биологии и химии Муртазаева З.Ю.

Круг общения подростков и его

Влияние на формирование

нравственного поведения.

Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения.

Психология общения юных. Проблема дружбы и товарищества. Истоки конфликтов в семье и школе. Формирование у подростков убеждения в необходимости собственного стиля поведения и четких внутренних его основ. Положительная и отрицательная ориентация группы.

Воспитание у подростков в семье нетерпимого отношения к антиобщественным поступкам сверстников, равнодушию, пьянству и другим порокам, как средство предупреждения правонарушений. Создание здорового микроклимата в семье, доброжелательных взаимоотношений между родителями и подростками.

С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. В настоящее время, когда контакты стали значительно шире и постоянно растут, когда нельзя себе представить полноценную жизнь без определенного, часто обширного круга людей, умение общаться с ними необычайно важно.

Сегодня мы рассмотрим лишь одну проблему – проблему общения подростков.

Задумывались ли вы, родители, когда-нибудь над тем, как встречают сверстники вашего ребенка и как к нему относятся? Знаете ли вы, с кем дружат ваши дети? Чем интересуются товарищи ваших детей, о чем разговаривают, когда бывают вместе? Что дает вашему ребенку эта дружба, чем он обогащает друга? Кто из них задает тон в этой дружбе, а кто этот тон принимает? «С кем дружит мой сын? Конечно, знаю, с Изетом.» – так, не задумываясь, отвечают многие родители, вполне уверенные в том, что этих знаний вполне достаточно. А так ли это? Подумали ли вы, почему ваш ребенок дружит с Изетом, а не с Мустафой; за что он ценит Изета? А за что друзья ценят его самого?

К сожалению, многие родители об этом не задумываются. Обычно волнует другое: как учится ребенок, как ведет себя в школе и дома. Да, это важно. Но есть не менее важная сторона его жизни. Умеет ли он общаться со своими сверстниками, как складываются детские отношения, что лежит в их основе: справедливость, отзывчивость, взаимопомощь или эгоизм. Знание этой стороны взаимоотношений позволит родителям направить нравственное развитие ребенка по правильному пути. В подростковом возрасте становится возможным познание и оценка такого сложного феномена, каким является нравственно-психологический облик человека.

Расширяются и усложняются связи подростка с окружающими его людьми – родителями, учителями, товарищами. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников, класс в котором он учится и складывающиеся в нем взаимоотношения. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если сможет ответить этим требованиям.

Ребята в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о себе, их отношению к себе. Перед ними остро встают морально-этические проблемы отношений, у них возникают свои требования к поступкам и отношениям как сверстников, так и взрослых. При этом особенно важным для подростка является уважение со стороны тех ребят, которых он, справедливо или нет, считает более взрослыми, более умными, сильными, знающими, в чем-то более умелыми.

Две системы отношений – со сверстниками и взрослыми – подросток начинает не только осознавать, но и по-разному проявлять себя в них. Многим родителям, вероятно, приходилось с этим сталкиваться в своем опыте.

Дома над Али командуют все: и мама, и бабушка, и старший брат. Али слушается, подчиняется, но и учится командовать сам. А на улице, со сверстниками, он уже применяет на практике то, что усвоил дома.

А вот другой пример. Девочка избалована, дома привыкла к тому, что все ее желания исполняются, помыкает матерью, грубит. «Мелек деспот в семье,» – с горечью говорит бабушка. Но с подругами Мелек ведет себя иначе. В их компании командуют другие девочки, более самостоятельные, более взрослые, и Мелек им послушно подчиняется.

Две системы отношений – и объективно и субъективно разные для подростка. Если в первой системе подросток занимает все-таки подчиненное положение, положение младшего, ведомого, то во второй системе подростки-ровесники формально равноправны, и их реальные взаимоотношения могут складываться по-разному, при этом каждый ребенок практически имеет возможность выступить как в роли командира, так и в роли исполнителя.

Именно поэтому общение со сверстниками становится в эту пору чрезвычайно важным для развития ребенка, можно сказать, главным фактором его развития. Общение с ровесниками дает подростку возможность померяться силами – физическими и духовными – с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Оно делает жизнь подростка эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения; практику жизни в коллективе.

В общении происходят важнейшие для формирования человеческой личности процессы: выделение критериев оценки поступков и отношений, усвоение морально-этических норм, законов общественно правильного поведения. Общение способствует формированию познавательных интересов, дает толчок к самообразованию.

Под влиянием товарищей подросток может иногда измениться самым неожиданным образом: один станет вдруг непослушным, грубым, дерзким, на другого общение с другом подействует положительно. Родители ломают голову над причинами таких неожиданных перемен. А «причины» рядом; они стучат в вашу дверь и долго мнутся на пороге, не решаясь войти; они ожидают вашего сына за углом и взволнованно обсуждают с ним события дня. Эти «причины» – друзья ваших детей. Именно они подчас незаметно и быстро изменяют ваших детей так, как вам не удается даже при больших стараниях. Они помогают (или мешают) вашему сыну или дочери становиться личностью. Однако будет ли это помощью или помехой – во многом зависит от вас.

Зная, что общение со сверстниками – необходимое и важное условие становления личности подростка, родители должны быть готовыми к тому, что ваш ребенок потянется к товарищам, что друзья ему будут важны и необходимы, что именно отношения с ними составят центральное ядро его переживаний, волнений, тревог и ему может понадобиться благожелательная помощь более опытного старшего друга.

Всякая отрицательная общественная оценка неприятна подростку. Она не дает ему возможности с должным уважением относиться к самому себе и поэтому очень болезненна для него, особенно если в этой оценке звучит насмешка. Даже то, что взрослым иногда кажется совершенно невинной шуткой, может быть воспринято подростком как обида и оскорбление.

Мир сверстников так притягателен для подростка потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям, сравнить – и по-новому взглянуть на себя, оценить себя. А это так важно!

Оценка самого себя – совершенно необходимое условие развития личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он учится оценивать себя сам. Мир сверстников тем и привлекателен для подростка, что здесь он имеет возможность проверить, примерить к себе, глубже понять мир взрослых, приобщиться к нему.

Специфические проблемы вызывают определенное отношение ребенка к родителям. Проблема отношения ребенка и родителей появляется чаще всего в то время, когда сын или дочь вступают в подростковый возраст. Теплые, сердечные взаимоотношения постепенно исчезают, эмоциональные связи слабеют, начинает колебаться авторитет родителей. Отец и мать уже не выглядят самыми лучшими, мудрыми и красивыми, хотя по-прежнему очень нужны ребенку.

Раньше ребенок любил своих родителей безоговорочно, не задумываясь над их особенностями. Он еще не умел наблюдать их в различных ситуациях и тем более анализировать, оценивать свои наблюдения, не умел он также и сравнивать своих родителей с другими людьми, поэтому у него не появлялось критического отношения к действиям, образу жизни родителей.

Критическая настроенность молодых людей, их стремление к самостоятельности, независимости, к освобождению от авторитета родителей при решении многих вопросов повседневной жизни является одним из источников конфликта между некоторыми родителями и детьми подросткового возраста. Именно в этом возрасте родители должны обращать особое внимание на отношение к ним ребенка. Если они почувствуют ослабление эмоциональной связи и своего авторитета, возможность возникновения конфликтов, следует серьезно задуматься над причинами таких явлений.

Конфликты, возникающие между родителями и их подрастающими детьми, требуют от матери и отца критического отношения не только к своему ребенку, но и к себе. Следует оценить себя как родителя и как человека в целом, понять, с какой меркой подходит к вам ребенок.

Однако в любом случае, независимо от того, как складываются отношения с подрастающими детьми, родителям необходимо знать, что о них думают их дети, как их оценивают. Родители, которые постоянно общаются с ребенком, могут получить такие сведения.

Классный руководитель играет тоже главную роль и в формировании коллектива, и в формировании нравственного поведенияи,в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно, а не просто по схеме — плану, а комплексно, в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. Большую роль в социальном становлении учащихся играют и отношения со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытия потенциала каждого ученика.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

— Воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

— Формировать чувство любви к Крыму, на основе изучения национальных культурных традиций.

— Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

— Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

-Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью нашего общества. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимают родители, школа.

Работа классного руководителя, учителей по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей. Учитель и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Основная цель работы с родителями: взаимодействие семьи и школы в воспитании нравственной и творческой активной личности;

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра», эти слова Л.Н.Толстого четко характеризуют основную цель нравственного воспитания.

Статья «Круг общения подростка»

КРУГ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКА

Во все времена и родителям, и учителям было важно разобраться в мотивах поведения и проблемах, возникающих у подростков. Один из таких проблемных вопросов развития личности – общение. Наши дети учатся, выполняют общественные поручения, бывают в кино и театрах, занимаются спортом, посещают выставки, ходят в гости, на прогулку с друзьями. В течение дня у них происходят десятки, а то и сотни контактов с людьми, и почти в каждом из них присутствует воспитательный момент, накладывающий отпечаток на восприятие мира и поведение.

Так каков же он – круг общения подростка?

СЕМЬЯ

ШКОЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ШКОЛЬНЫЕ ДРУЗЬЯ

ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДРУЗЬЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

ДВОРОВАЯ КОМПАНИЯ

СЛУЧАЙНЫЕ КОНТАКТЫ

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Рассмотрим принципы общения в наиболее важных из этих сообществ и их влияние на воспитание подростка.

СЕМЬЯ является первой, наиболее важной ступенью вхождения детей во взрослый мир. Родители закладывают основы мировоззрения, морали, вкусов ребёнка. Потому что, как сказал А.С. Макаренко, «самые правильные, продуманные, разумные педагогические приёмы не понесут пользы, если общий тон вашей жизни плох». А общий тон жизни как раз и создаётся в семье. Общаясь с детьми, вы не только учите подростка, но и многому можете научиться у него. Например, смелости, свежести видения мира, умению отказываться от стереотипов.

Огромное влияние на личность подростка оказывает стиль его общения с родителями, который лишь отчасти обусловлен их материальным и социальным положением. Причём особенно важны эмоциональный тон семейных отношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Изучение личности подростков, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учёбе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчётная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она даёт низкое самоуважение, чувства вины, тревоги.

Если источник тревоги и беспокойства – своя собственная семья, нет связи с домом, нет ощущения защищённости, нет уголка, в котором можно спрятаться, отдохнуть, набраться сил для будущих сражений, подросток ищет людей, которые с ним заговорят, посочувствуют ему, предложат помощь вне дома. И находятся те, кто объяснит всю «правду жизни», только с точки зрения, которой придерживаются сами, которая, внешне помогая, уродует человека изнутри. Что же делать?

В чем, по мнению ребят, причины конфликтов? Почему резко возрастает количество взрывоопасных ситуаций, напряжённость отношений?

  1. Упорное стремление сохранить приказывающий стиль общения рождает протест, непослушание.

  2. Применение физического наказания. Да, подростки бывают грубы и непослушны, а мы издёрганы и замотаны, но силой ничего не решить.

  3. Нежелание обосновывать свои требования.

  4. Нежелание родителей признавать права подростков (например, встречаться с друзьями, иметь карманные деньги и т.д.).

  5. Подростки объясняют своё нежелание делиться с родителями самым сокровенным тем, что те слишком переживают, резко осуждают позицию своих детей, а к их проблемам равнодушны.

  6. Неодобрение взрослыми дружбы со сверстниками другого пола.

  7. Отсутствие общих интересов.

Встречаются и такие причины: подростки не доверяют родителям, не верят им, не надеются на их помощь.

РАССМОТРИМ ПОЛОЖЕНИЕ В ШКОЛЕ И ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЯМИ

Учение – ведущая деятельность подростка. Внутренняя позиция ученика по отношению к школе складывается из его отношения как к учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, к соученикам. Приобретение знаний воспринимается, прежде всего, как средство подготовки к будущей деятельности. С этим связано более равнодушное отношение к учебной отметке, чем в начальной школе. Переживания же по поводу оценки связаны с её объективностью и влиянием на общение с родителями и товарищами.

В учителе подросток прежде всего хочет видеть старшего друга, затем компетентного специалиста, хорошего организатора и справедливого судью. Как помехи в общении ученики отмечают:

  1. Довольно частые расхождения между подростками и учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций.

  2. Отношение учителя к ученику как к подчинённому.

  3. Нежелание обсуждать точку зрения ученика, которая кажется учителю абсурдной. Вместо обсуждения учитель возмущается, стыдит.

  4. Подмена личностных отношений личными, когда высказывание разногласий, оспаривание мнения учителя ведёт к снижению оценки.

  5. Восприятие предлагаемых видов деятельности как работы «понарошку», не имеющей отношения к настоящей жизни. Незаинтересованность в результатах труда.

  6. Стремление принимать активное участие в управлении школьной жизнью, нежелание воплощать замыслы, задумки, идей взрослых.

ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ

Подавляющее большинство подростков хотело бы в свободное время освободиться от родителей и вообще от взрослых. Их тянет к сверстникам. Это естественно и совсем не плохо. Отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самопознания.

Во-первых, общение со сверстниками – это очень важный специфический канал информации. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

В-третьих, общение со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и даёт ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Хуже другое. Одни группы и компании, желая показаться взрослыми, начинают курить, употреблять спиртные напитки, принимать наркотики. Другие, бывает, почувствовав силу, начинают вести себя агрессивно, нападают на тех, кто от них отличается. В компании удовлетворяется потребность властвовать, командовать. Со временем отношения в группе приходят к довольно жёсткой иерархии, ребята попадают под влияние лидера. Выйти из компании становится всё труднее.

Любой уход подростка в дворовую компанию и принятие её законов – это протест против законов общежития в родительском доме. Но в компании он зависим ещё в большей степени, чем от родителей. Это случается с теми ребятами, которые не видели свободы в детстве, и, получив её в подростковом возрасте, не могут ею пользоваться и устают от ответственности, которую приобретают вместе с желанной свободой. Поэтому вновь и вновь звучит призыв к тому, чтобы решить проблемы подростков, окунувшись в мир детства вашего ребёнка, сопоставив причинно-следственные отношения, найдя точку отсчёта. Только тогда вы обретёте методы воздействия и аргументации.

Ромео-джульеттовские отношения в таких компаниях встречаются нечасто. Употребление спиртных напитков заполняет время и облегчает сексуальные отношения.

Общение с противоположным полом возможно без любви – 50%,Э только в браке -25%, затрудняюсь сказать – 17%, для удовольствия – 8%.

Вбить пограничный столб в месте, где заканчиваются дружеские отношения и начинается любовь, невозможно.

Древние писали: «Влечение душ порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Соединение трёх желаний порождает любовь». У подростков все три желания переплетаются в сложной, легко меняющейся пропорции, и подчас трудно разобраться, какое из них доминирует.

Согласно исследованиям, более 20% конфликтов между подростками и родителями происходит из-за давления взрослых, связанного с общением со сверстниками другого пола. Наши опасения понятны: зачастую такое общение мешает учиться, служит нежелательным примером для других детей, может привести к ранним половым контактам.

Бесполезно запрещать, запугивать. Лучший воспитатель – ответственность. Ответственность перед семьёй, школой, самим собой. Это единственная возможность уберечь от шага, о котором наши дети будут жалеть всю жизнь.

Отношения в семье должны выстраиваться так, чтобы подросткам стало ясно, что любовь не просто симпатия или физиологическое влечение, а большое чувство, которое заставляет жить не только для себя, но и идти на самопожертвование, если нужно.

КОМПЬЮТЕР – ПОМОЩНИК, ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

Это с какой стороны посмотреть. Если помогает усвоить необходимые знания, облегчает работу или учебный процесс, то помощник и друг. Если захватывает всю сущность человека, заставляет проводить часы у экрана монитора, играя в игры или бродя по сети, то, безусловно, уж не друг точно.

Что заставляет подростка целиком и полностью подчиняться непреодолимой тяге?

Компьютер воспринимается подростковым поколением как шанс попасть в неизвестный и загадочный мир, скрытый и недопустимый, как возможность бесконечного игрового процесса – от самых азов до известных степеней сложности, как способ получить ответы на интересующие вопросы, обсудить запретные темы без боязни быть замеченным в чём-то непристойном. Многие родители поощряют стремление подростков осваивать компьютер, потому что подросток дома, под присмотром, не проводит большую часть времени на улице, значит не попадет под влияние дурной компании.

Проблемы начинаются с того, что уже нет интереса к окружающему миру, нет интереса к живому общению, теряется интерес к восприятию живой речи. Родители замечают, что отпрыск не выходит из комнаты, забывают про еду, не делает уроки. У него нет друзей. Отсутствие друзей и общения уже расценивается как тревожный сигнал. Никакие усилия выгнать на улицу не приносят успеха. Сын или дочь все больше и больше замыкаются и оказывают сопротивление. Стена непонимания все выше и выше. Приглядитесь к ним, попробуйте обсудить, проблемы, которые их волнуют. Выясните, что явилось первопричиной подобного поведения подростка. Постарайтесь найти способ преодоления сложившейся ситуации. Если вам не удается сделать это самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту.

Презентация урока для интерактивной доски на тему: круг общения младшего подростка

         Тема: Круг общения младших подростков

Ход собрания.

 

Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления личности. На этом собрании мы затронем, пожалуй, самую важную сторону общения – круг общения младших подростков.

Посмотрите на слайды. Наверно вы видели такие кадры в жизни. Молодая мама гуляет со своим малышом, но все ее внимание в телефоне, планшете, который сопровождает ее. Малыш что-то мурлычет на своем языке, разглядывая жизнь с высоты своего роста, а мама… А ведь с первых дней жизни ребенок нуждается в общаении с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт.

Сейчас я обращаю ваше внимание на несколько диаграмм. На них круг общения ребенка от рождения до 10-12 лет, когда ребенок превращается в младшего подростка. Что мы видим: 1 диаграмма 90 – 10 ребенок до года;

2 диаграмма 80% семья, 13% другие взрослые, 5% другие дети, 2% — гаджеты.

Ребенок растет. К этапу поступления в школу диаграмма меняется еще: 60% семья, 15% другие дети, 20% другие взрослые, 5% гаджеты.

Ребенок растет. Он вступает в кризисную пору: подростковый период. Меняется все: внешность ребенка (он становится похожим на маленького журавленка с длинными конечностями и вечно поднятым вверх или опущенным вниз носом.

           Специфические проблемы вызывают определенное отношение ребенка к родителям. Проблема отношения ребенка и родителей появляется чаще всего в то время, когда сын или дочь вступают в подростковый возраст. Теплые, сердечные взаимоотношения постепенно исчезают, эмоциональные связи слабеют, начинает колебаться авторитет родителей. Отец и мать уже не выглядят самыми лучшими, мудрыми и красивыми, хотя по-прежнему очень нужны ребенку. Раньше ребенок любил своих родителей безоговорочно, не задумываясь над их особенностями. Он еще не умел наблюдать их в различных ситуациях и тем более анализировать, оценивать свои наблюдения, не умел он также и сравнивать своих родителей с другими людьми, поэтому у него не появлялось критического отношения к действиям, образу жизни родителей.

        А задумывались ли вы, родители, когда-нибудь над тем, как встречают сверстники вашего ребенка и как к нему относятся?

Знаете ли вы, с кем дружат ваши дети? Чем интересуются товарищи ваших детей, о чем разговаривают, когда бывают вместе. Что дает вашему ребенку эта дружба, чем он обогащает друга. Кто из них задаст тон в этой дружбе, а кто этот тон принимает? «С кем дружит мой сын? Конечно, знаю. С Володей» — так, не задумываясь, отвечают многие родители, вполне уверенные в том, что этих знаний вполне достаточно. А так ли это? Подумали ли вы, почему ваш ребёнок дружит с Володей, а не с Витей; за что он ценит Володю? А за что друзья ценят его самого?

К сожалению, многие родители об этом не задумываются.

Обычно волнует другое: как учится ребенок, как ведет себя в школе и дома. Да, это важно. Но есть не менее важная сторона его жизни. Умеет ли он общаться со своими сверстниками, как складываются детские отношения, что лежит в их основе: справедливость, отзывчивость, взаимопомощь или эгоизм.

    Особую роль в его жизни в это время начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если сможет ответить этим требованиям. Согласитесь сложные и пугающие слова: требования, завоеванный авторитет. А если неудача? Рядом с ребенком должен оказаться старший, авторитетный или по крайней мере слушающий и сочувствующий… Уважаемые родители, это точно ВЫ? Или еще кто-нибудь, кто пожалеет, поддержит… А дальше? Ведь круг других взрослых ограничивается не только и не всегда педагогами…

   Пожалуйста внимание на последнюю диаграмму: 35 –семья, 30 – другие дети, 20% другие взрослые, 15% гаджеты.

       Часто приходится слышать: «… так заняты, так заняты – некогда заняться детьми». В семье все меньше уделяется времени общению детей с родителями, братьев с сестрами. А значит, члены семьи все меньше знают друг друга, переживают друг за друга.

А места семье и так осталось мало: 35%, а может и меньше.

— Вас устраивает данная ситуация?

— Что делать?

— Можем ли мы сегодня и сейчас что-то изменить? (Стать рядом с ребенком)

— Куда обратиться за поддержкой?

— Кто сможет помочь?

— Что нужно для этого?

(Сначала осознать проблему)

Строим лестницу взаимоотношений:

1 окружающие люди

2 гаджеты

3 семья

Пока не поздно перестраиваем лестницу:

1 семья

2 настоящие друзья

3 гаджеты, как инструмент для поиска информации.

Именно от ВАС уважаемые родители зависит на какой из лестниц будет стоять ВАШ ребенок!!!

 

Может информация с этих слайдов поможет посмотреть на себя сейчас?(12, 13, 14)

 

На последок предлагаю проанализировать анкеты. Вы подсчитали баллы? Послушайте результаты и сделайте первый вывод о взаимоотношениях со своим ребенком!!!

«Общение в семье»

 

 При заполнении анкеты поставьте знак «+» в соответствующей графе.

 

Вопросы

Ответы

да

нет

иногда,

отчасти

1

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?

 

 

 

2

Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам ?

 

 

 

3

Интересуется ли он вашей работой?

 

 

 

4

Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

 

 

 

5

Бывают ли они у вас дома

 

 

 

6

Участвует ли ребенок в домашних делах вместе с вами?

 

 

 

7

Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения?

 

 

 

8

Проверяете ли вы, как он учит уроки?

 

 

 

9

Участвует ли он в подготовке к семейным праздникам?

 

 

 

10

Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»? 

 

 

 

11

Обсуждаете ли вы с ним прочитанные книги?

 

 

 

12

А телевизионные передачи и фильмы?

 

 

 

13

Бываете ли вы вместе с ним на прогулках, в тур.походах ?

 

 

 

14

Бываете ли вместе на концертах, выставках?

 

 

 

15

Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет?

 

 

 

 

За каждое

«да» ставится —  2 балла

за каждое «иногда, отчасти» — 1 балл

за «нет» — 0 .

 

Оценка результатов анкеты.

 

Более 20 баллов: Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.

 

От 10 до 20 баллов:  Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

 

Менее 10 балловВаши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

 

 

Хорошо
М. Тахистова

Хорошо, чтоб дома ждали,
На звонок спешили к двери,
Открывали, целовали,
Согревали руки, верно?

Хорошо, чтобы за чаем
С пирогами и вареньем
Отодвинулись печали
Разговором добрым, верно?

Хорошо, чтобы на свете
Пахло снегом, солнцем, вербой,
Чтобы всюду знали дети,
Что войны не будет, верно?

Хорошо, чтоб нас любили,
Как подснежник любят первый,
И тогда, тогда любые
Не страшны нам беды, верно?!

                             

                                      Памятка для родителей.                                     

 

 Родители должны:

 

•      Во-первых, не обижать ребёнка.

•      Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

•      В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но, в то же время, и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

•      В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

•      В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.

•      В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

 

 

 

Классный час (4 класс) по теме: Выступление на общешкольном родительском собрании «Круг общения подростков и и его влияние на формирование нравственного поведения»

 Пункт 1

Как можно больше общайтесь со своим ребенком, чтобы избежать возникновения Интернет-зависимости. Приобщайте ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми. Запомните! Не существует детей, которых бы не интересовало ничего, кроме компьютера. Помните! «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»

Пункт 2

Существуют определенные механизмы контроля пользования Интернетом, например:

  • размещать компьютер в общих комнатах, или быть рядом, когда дети пользуются Интернетом;
  • совместное с ребенком пользование Интернетом;
  • устанавливать специальные системы фильтрации данных,

самостоятельно закрывающие доступ к определенной информации. Критерии фильтрации задает взрослый, что позволяет устанавливать определенное расписание пользования интернетом.

В ссылках указаны сайты, на которых специалисты ответят на Ваши вопросы о том, как это сделать.

Пункт 3

Возможные Соцсети, в которых могут «сидеть» Ваши дети – это Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Фотострана, MySpace. Также обратите внимание на ресурс «Мой Мир» на почтовом сайте Мail.

При общении в Сети у ребенка завязываются виртуальные отношения с новыми «знакомыми» и «друзьями», которые кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы «ненастоящим». Предупредите своего ребенка, что под именем «нового друга» может скрываться мошенник или извращенец. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий.

Пункт 4

Научите детей не оставлять в публичном доступе личную информацию: контакты, фото, видео. Запомните принцип Интернет: «Все, что вы выложили, может быть использовано против вас». Желательно оставлять только электронные способы связи. Например, специально выделенный для подобного общения е-mail или номер icq.

Пункт 5

Станьте «другом» Вашего ребенка в Соцсетях. Это Вам поможет контролировать виртуальные отношения ребенка с новыми «знакомыми» и «друзьями». Объясните ему, что Другом должен быть только тот, кто хорошо известен.

Пункт 6

Контролируйте время, которое Ваш ребенок проводит в Интернете. Длительное времяпрепровождение в Сети может быть связано с «заигрываниями» со стороны педофилов, особенно в блогах, социальных сетях.

Пункт 7

Несмотря на моральный аспект, периодически читайте электронную почту ребенка, если вы видите, что после прочтения почты Ваш ребенок расстроен, растерян, запуган.

Пункт 8

Главное средство защиты от мошенника, педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть – никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он обрел в Интернете. По крайней мере, без родительского присмотра.

Пункт 9

Средство защиты от хамства и оскорблений в Сети – игнорирование пользователя — ни в коем случае не поддаваться на провокации. Объясните ребенку, как пользоваться настройками приватности; как блокировать нежелательного «гостя»: добавить пользователя в «черный список», пожаловаться модератору сайта.

Пункт 10

Избежать неприятного опыта с покупками в Интернет-магазинах можно, придерживаясь нескольких правил: проверьте «черный список», читайте отзывы в Интернете. Вас должна насторожить слишком низкая цена товара, отсутствие фактического адреса и телефона продавца на сайте, стопроцентная предоплата.

Пункт 11

Для защиты компьютера от вирусов установите специальные для этого программы и периодически обновляйте их. Объясните ребенку, что нельзя сохранять на компьютере неизвестные файлы, переходить по ссылкам от незнакомцев, запускать неизвестные файлы с расширением *exe, так как большая вероятность, что эти файлы могут оказаться вирусом или трояном.

Пункт 12

Для избегания необдуманных путей решения ребенком своих проблем (в том числе, в сети интернет), обсудите с ним возможность обращения за помощью в службу детского телефона доверия с общероссийским номером 8800 2000 122в том случае, если он не хочет делиться проблемой с Вами. Объясните ему, что звонок анонимный и бесплатный, что ему помогут квалифицированные специалисты. Позвоните в службу совместно с ребенком, чтобы сформировать у него навык обращения за помощью; снизить страх данного мероприятия.

МБОУ Пречистенская СШ

Рекомендации

по обеспечению

информационно-психологической

безопасности

ребенка

2017

Родительское собрание «Общение как важный компонент подросткового возраста»

Цели:

  • подготовить родителей к особенностями подросткового возраста
  • познакомить их с трудностями, которые могут возникнуть  во взаимоотношениях с подростком и обсудить варианты их решения;
  • способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

1. Вступительное слово

– Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие трудности могут встретиться у вас и ваших детей в подростковом возрасте, и о том, что нужно для того, чтобы успешно с ними справиться.

2. Мини-лекция

Подростковый возраст или пубертат – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет).  Самый ответственный период в жизни каждого человека, когда его развитие активно протекает через  внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы. Таким образом,  он приобретает чувство взрослости.

Это период, когда подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние – и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.

К старшему подростковому возрасту, взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. В учителях ребята начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, разумную требовательность.

Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего — родителей) понять и принять это. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение,  и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия  своих собственных переживаний и установок.  Друг может помочь не только лучше  понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми  делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться  к более   полному пониманию,  при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят.

Как показывают ряд исследований, в подростковом возрасте  близкие друзья, как правило – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. По сравнению с приятелями они больше похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении. Встречаются и исключения. Например, для серьезной девочки, хорошо успевающей в школе, лучшей подругой  может стать девочка шумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает.

В выборе дружеских отношений подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается только близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять  в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени.

Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье,  также оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам.

  • Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток, где, как ему кажется, он ненаказуем, жестко общается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен.
  • Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своем поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.
  • Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности

Общение подростка со взрослыми.  Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся им ущемления своих прав, пытаются ограничивать претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, ребенок нуждается в поддержке. Особенно благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Однако, необходимо помнить, что ваше общение с повзрослевшим ребенком зависит от того, как вы общались с ним до этого. Если у вас было построено общение на авторитарных нотах с вашей стороны, то спуститься на дружеские отношения не получится. Но нужно стремиться к сотрудничеству. Ребенок это заметит сразу, но дайте ему время перестроить свое общение. Но никогда не спускайтесь только на дружеское общение. Родитель должен быть, прежде всего, родителем, а только потом другом, иначе он просто «сядет вам на шею».

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам, как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. Если вы не сможете поменять общение с подростком и  перейти к новым формам взаимодействия, то конфликтность возрастет.

Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ними взрослых; в результате создаются более глубокие эмоциональные связи, поддерживающие подростка в жизни.

Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Другая часть родителей, более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Они знают, что делают все не так и пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, выливают раздражительность на детей.

Мы общаемся с ребенком всегда – когда учим и поучаем, когда кормим и гуляем, наказываем и играем. От того, как происходит общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребенка, да и нас самих.

Такая атмосфера создается благодаря овладению и использованию навыков активного общения. В психологии был найден замечательный способ помощи собеседнику в случаях, когда ему трудно справиться с ситуацией, пережить неудачу, выразить чувства или мысли.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Есть способ «понимающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

Что же значит активно слушать ребенка?

При активном слушании ваша задача – понять говорящего, и дать ему  знать об этом. Когда мы говорим понять, то имеем в виду не только содержание его слов, но и его эмоциональное переживание.

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

Например:

  • Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает «Больше я туда не пойду!» («Ты больше не хочешь ходить в школу»)
  • Дочка собирается гулять. Мама понимает, что надо одеться потеплее, но дочь капризничает, она отказывается надевать «эту уродскую шапку».  («Тебе она очень не нравится»)

Скорее всего, такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать: «Как это ты не пойдешь в школу?» или «вполне приличная шапка».
Именно такие привычные ответы имеют один общий недостаток. Они оставляют ребенка наедине с его переживаниями. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, и оно не принимается в расчет.
Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов слушать о ней больше, принять ее.
Такое буквальное сочувствие родителя производит  на ребенка совершенно особое впечатление.

Еще несколько замечаний по поводу как надо слушать и услышать ребенка.

Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Можно слегка придвинуть ребенка к себе поближе.
Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине с посудой; смотря телевизор или читая газету.  Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и слышать.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Например:

Сын: (с мрачным видом) Не буду больше дружить с Петей!
Родитель: Ты на него обиделся.

Возможны и неправильные реплики: (А что случилось? Ты что, на него обиделся?)
Почему первая фраза более удачна?  Потому что она сразу показывает, родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его огорчения. Во втором же случае ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только фактами. На самом деле это не так и отец сочувственно спросил его о ссоре, но это сочувствие не отражается  в речи.
Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительная, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает разная.

Например:

«Что случилось?». Огорченный ребенок ответит: «Ничего». А если вы скажите: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившимся.

В-третьих, очень важно в беседе держать паузу. После каждой нашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку: не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

В-четвертых, в вашем ответе также полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

Есть рекомендации, которые начинаются с «не»:

  • Не начинать слушать, если нет времени. Это понятно: представьте себе, что, начав беседу и установив доверительный контакт, вы вдруг начинаете заниматься своими делами. Ваш собеседник может почувствовать раздражение и разочарование.
  • Не расспрашивать. Об этом шла речь выше. Ведь задавая вопросы, вы удовлетворяете свое любопытство.
  • Не давать советы. Советы  – это первое, что обычно приходит в голову, когда возникает желание помочь. Больше того, человек, оказавшийся в беде, часто сам просит помощи.

Жизнь показывает, что на самом деле советы не работают. На это есть несколько причин.

  • давая советы, мы как бы встаем в позицию «над», т.е. выше другого. Это его сознательно или бессознательно обижает, и он стремиться развеять ваши мудрые советы.
  • вы исходите из своего понимания ситуации, а для него проблема, может быть выглядеть совсем по-другому. («я бы на твоем месте..» – « я так не могу»)
  • обычно то, что вы советуете, уже приходило ему в голову – ведь он с этой проблемой прожил дольше вас. («почему бы тебе не…» – «да, но…»)

Человек – независимо от того, ребенок это или взрослый – может сам находить пути к решению своей проблемы, если он получает психологическую поддержку.

В чем же состоит эта поддержка?

  • То, что вы находитесь рядом и даете ему возможность выговориться;
  • Вы показываете, что знаете о его чувствах, т.к. точн

Круг общения современного подростка — MicroArticles

Общение как способ социальной жизни подростка

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиваться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, то есть сферу, формы, способы общения.

Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявляться сущность человека. «Отдельный человек, — писал Л. Фейербах, — как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» .

В отечественной психологии установлено, что развитие ребёнка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

И всё дальнейшее развитие ребёнка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг его общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребёнок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует своё сознание и самосознание, вырабатывает идеалы, убеждения и тому подобное. Только в процессе общения у ребёнка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Реализация функций обучения подрастающего поколения происходит только через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители – Взрослые и дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.

Общение имеет огромное значение не только в развитии отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому писателю и мыслителю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Что касается общения, то оно всё больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется самостоятельно и очень важную для подростка сферу жизни. У подростка, как пишет исследователь психологических проблем подросткового возраста Т.В. Драгунова, возникают новые потребности, интересы, стремления, переживания, требования к взрослым и товарищам, а также формируются ценности, которые больше понятны и ясны сверстнику, чем взрослому. И отношения подростка с товарищами, одноклассниками, сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. В подростковый период происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками чётко различаются: могут быть просто товарищами, близкими товарищами, личными друзьями.

Таким образом, общение, как сфера социальной жизни подростка, насыщено разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил.

Особенности общения подростков

У подростков на определённом этапе их развития появляется потребность в близком и верном друге, с которым можно поделиться своими тайнами, поговорить по душам. И.С. Кон отмечает, что «общение с другом – это качественный вид общения подростков» Близкому другу подросток (как никому другому) позволяет критиковать себя, правильно воспринимает критику, стремится исправить свои недостатки. Достоинство понравившегося ему сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и которые ценятся товарищами.

В.В. Давыдов говорит о том, что большое место в общении близких товарищей занимают разговоры. Ребята обмениваются интересующей их информацией, обсуждают события из жизни класса, поступки одноклассников, разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению. «Потребность в друге, с которым можно поделиться и посоветоваться, найти у него поддержку и помощь рождает особые требования к дружеским отношениям – взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания и умения хранить тайну» . Общение, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, свой внутренний мир, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Найти настоящего друга и быть для него тоже единственным другом – мечта каждого подростка, мальчика и девочки. Они чрезвычайно ревниво относятся друга или близкого товарища, старательно охраняют дружбу от проникновения в неё кого-то другого. Однако, как пишет И.С. Кон «у каждого члена дружеской пары обычно есть ещё более или менее близкие товарищи, которые составляют круг преимущественного общения подростка» .

Итак, идеал дружбы подростков – «всегда всё вместе!» . Под этим разумеется не только соблюдение кодекса товарищества и дополнительных требований к дружеским отношениям, но и вхождение одного во все стороны жизни другого, содействование, сотрудничество во всём. С возрастом, отмечает В.В. Давыдов, всё важнее становится «родство души», общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение личных ценностей, точек зрения по важным вопросам. Становлению такой дружбы способствуют обсуждение всевозможных жизненных, этических проблем. Ребята, таким образом, учатся не только доказывать и защищать правильность собственного мнения, но и видеть его ошибочность. В процессе споров и в последующих размышлениях у подростка складывается точка зрения, которая осознаётся, как собственная, личная, то есть формируются убеждения.

Таким образом, основу внутренней близости подростков составляет главным образом общность взглядов по разным вопросам.

Отношения с близкими товарищами, другом являются предметом особых размышлений подростка. Он старается разобраться и отдать себе отчёт в том, что в этих отношениях и в товарище ему нравится, а что – нет, сравнивает его отношение к себе и своё к нему, выделяет поступки, которые обижают, старается понять их причины. Размышляя, подросток сравнивает товарища с собой. В процессе таких размышлений и оценок складывается представление о причинах недовольства отношениями и о том, кто именно виноват и что делать дальше, например, простить измену или перестать дружить. Таким образом, подростки активно действуют по отношению друг к другу на всех этапах развития отношений, строят их в том или ином направлении.

Остановимся на проблемах в общении, характерных для подросткового возраста.

Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Следовательно, нельзя не сказать об особенностях общения каждой возрастной категории.

В 12-13-летнем возрасте особенно усиливается стремление к общению со сверстниками. В период 13-14 лет значимо групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится именно на этот возраст. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

Одной из причин возникновения межличностных столкновений являются психологические барьеры общения. Л.Д. Столяренко указывает на то, что у партнёров по общению часто разные, а нередко вовсе противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения. Чтобы разобраться, в чём же причина межличностных столкновений, необходимо коснуться такого сложного психологического понятия, как потребность. Дело в том, что за любым поступкам человека всегда кроются определённые цели, желания, а за конфликтом – столкновение несовместимых желаний партнёров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Под потребностями Л.Д. Столяренко подразумевает стремление к тем условиям, без которых невозможно поддержать своё нормальное физическое и психологическое состояние. Осознанные потребности психологи именуют желаниями. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Какие же желания могут переполнять души ребят: — любить и быть любимым, иметь друзей и радоваться их успехам, подростку хочется, чтобы его понимали. Это лишь немногие характерные желания. И все они толкают на те или иные действия или поступки, являются причиной межличностных столкновений, особенно если сталкиваются важные потребности и желания.

Итак, истоком и первопричиной конфликта по Л.Д. Столяренко являются препятствия к удовлетворению разнообразных потребностей и желаний.

В.А. Сухомлинский говорит о подобной непримиримости к злу как об эмоциональном неприятии его с одной стороны и неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой. Если подросток погасит в себе эмоциональный порыв, то он превращается в холодного, расчётливого человека. А неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений, он может совершить и нечто предосудительное. В данной ситуации Миронова даёт лишь оценку проступку, но не предпринимает никаких попыток разобраться в его мотивах и побуждениях. Для неё существует лишь альтернатива «виноват — не виноват». В.А. Сухомлинский утверждает, что «в жизни немало ситуаций и обстоятельств, которые нельзя оценивать однозначно» .

После всего вышесказанного можно выявить пять факторов, которые чаще всего мешают общаться:

  • Демонстрация разницы позиций. К этому типу барьеров относится высокомерная манера вести себя – сознательное или подсознательное стремление поставить себя выше своего собеседника. Это может выражаться в прямом принижении собеседника: угрозы, обвинения, приказы, оскорбительные прозвища, пренебрежение («Такое мог сказать только идиот», «Ну, что с тебя возьмёшь?»). Иногда этот барьер возникает помимо воли человека, если он использует менторский тон, категоричность в суждениях, нравоучение, советует другому, когда его об этом не просят. Совет в данном случае – скрытая демонстрация своего превосходства («Я то знаю, а ты – нет, вот и поучись у меня»).
  • Непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям.
  • Конфликтогенные черты. С некоторыми людьми просто не хочется общаться – возникает барьер, причиной которого является их бесцеремонность, бестактность, фамильярность и т.д.
  • Оценочные суждения. Каждый неосознанно склонен судить, оценивать, одобрять или не одобрять то, о чём говориться. Однако когда человек склонен давать безапелляционную субъективную оценку действия или чертам характера партнёра по общению, он заставляет собеседника занять оборонительную позицию.
  • Переход с роли на личность – очень часто встречается как в формальном, так и в неформальном общении: критикуется, например не плохая работа или ошибки сотрудника, ученика и даже собственного ребёнка, а его личность

Изучив теоретические аспекты проблемы, остановимся на результатах экспериментального исследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *