Гениальность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Гений.Гениа́льность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности[1], который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. О гениальности говорят, когда достижения расцениваются как новый этап в определённой сфере деятельности, считаются опережающими своё время, формируя зону ближайшего развития культуры[2]. Традиционно (начиная с И. Канта) термин «гениальность» связывают с представлениями о таланте, однако многие авторы (например, Ч. Ломброзо, В. Гирш, А. В. Либин) систематически различают эти понятия[3].
В римской мифологии существовали гении
Также гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами, часто с опозданием. Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.
Как правило, гениальность подразумевает собой высокую скорость работы и продуктивность в какой-либо деятельности[5]. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.
В отличие от талантливых людей, многие гении, особенно сегодня, проявляют себя лишь в одной области (например, математике, поэзии или живописи)[6], но универсальны в ней. Имея врождённые способности к эффективной деятельности в какой-либо из областей, гений, в отличие от просто высоко одарённого человека, создаёт качественно новые творения и открывает не изведанные ранее пути для творчества
Гении часто обладают низким эмоциональным интеллектом[8], что приводит к шизофрении или биполярному аффективному расстройству[9][10]. При этом выделяют «психотическую» гениальность, свойственную людям искусства, которую связывают с биполярным аффективным расстройством (маниакально-депрессивным психозом), когда болезнь способствует созданию гениальных работ[11]. Впрочем, попытки обнаружить универсальные психопатологические аспекты личности гениальных людей несостоятельны: гениям присущи колоссальные индивидуальные различия в области своей деятельности, умений, интересов, культуры
Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазного индивидуализма, достигшей кульминации в период романтизма.
В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований[12].
- ↑ Ребер А. С. Оксфордский толковый словарь по психологии. — 2002.
- ↑ Мещеряков Б. Г. Психология. Тематический словарь. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — С. 275. — ISBN 5-93878-310-0
- ↑ Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. — СПб.: Питер, 2007. — С. 133—136. — ISBN 978-5-49807-239-5
- ↑ Oxford Latin Dictionary (Oxford: Clarendon Press, 1982, 1985 reprinting), entries on genius, p. 759, and gigno, p. 764.
- ↑ БСЭ. 1969—1978
- ↑ Глоссарий. Гениальность на сайте psychologies.ru
- ↑ 1 2 Гениальность // Газлифт — Гоголево. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 6).
- ↑ Emotional Intelligence
- ↑ В. П. Эфроимсон, 2002.
- ↑ Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах
- ↑ Маниакально-депрессивная гениальность
- ↑ Гениальность // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. —
- Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. — М.: Искусство, 1991. — 432 с.
- Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. — М.: Тайдекс Ко, 2002. — 376 с. — (Библиотека журнала «Экология жизни». Серия «Устройство мира»). — ISBN 5-94702-004-1.
что это значит, определение, основные признаки, как распознать
Древняя мудрость гласит: «Гениальность – это один процент терпения и девяносто девять процентов потения». Человек гений, обладающий талантом и удивительными умственными способностями, встречается нечасто. Озарение, как высшая степень гениальности, позволяющее делать уникальные открытия, не является результатом обучения.
Признанный гений – Альберт Эйнштейн
Гениальность и гениальный человек
Гений это человек, который обладает рядом отличительных качеств. К таким индивидуальным чертам относятся:
- интуиция – способность постижения истины без каких-либо умозаключительных процессов;
- фантазия – сила воображения;
- творчество – деятельность, направленная на создание чего-то абсолютно нового.
Важно! Гений, обладая всеми знаниями культурного наследия предков, не боится перешагнуть через старые нормы и открыть неведанные горизонты в своей области творения.
Гениальность есть наибольшая степень дарования личности, которое человек реализует в своей трудовой деятельности.
Понятие в психологии
Если общество определяет гениальность, как искру Божию, то психоаналитики считают её плодом защитного механизма психики – сублимацией. При срабатывании подобной защиты, отвечающей за снятие внутренних напряжений, энергия перенапряжения направляется на достижение целей социального характера. По мнению психологов, гениальная личность способна к инсайту.
Кстати. Инсайт – это прорыв на интуитивном уровне при решении поставленной интеллектуальной задачи.
С точки зрения психологии, состояние гениальности не что иное, как отклонение от нормы. Оно носит генетическую предрасположенность и порой граничит с безумием. Такие люди могут обладать пониженным эмоциональным интеллектом, что способствует развитию биполярного аффектного расстройства и шизофрении. В этом случае именно болезнь помогает создавать гениальные шедевры.
Замечено. Гении – «люди не от мира сего», зачастую не приспособлены к обычной жизнедеятельности. Они настолько увлечены своим занятием, что живут в гештальт-моменте («здесь и сейчас»). Такие личности беспомощны в бытовых ситуациях и порой не могут находить общий язык с другими людьми.
Гениальность и помешательство
Откуда произошло слово «гений»
По латыни это слово будет писаться как genius, переводиться как «дух». Ещё в мифологии древнего Рима существовали духи – гении (личные для человека). Считалось, что у особо выдающихся людей – сильный личный дух. Поэтому со времён Гая Юлия Цезаря (Октавиана Августа) это слово стало синонимом к словам «вдохновение» и «талант».
Толкование слова
Виды гениальности
Кто такой гений понятно, каковы бывают виды этого уникального состояния?
- эмоциональная;
- творческая;
- научная;
- спортивная;
- практическая;
- бытовая;
- предпринимательская.
Внимание! Отдельно можно выделить два деления по способу реализации. Первый – когда личность, оставаясь готовой к новому, может легко переключаться из одного вектора поиска открытий на другой. Второй – когда гений работает и совершает изобретения в узком ключе до конца жизни.
Общее определение гениальности
Существует много понятий, кто такие гении, определения в словарях объясняют, почему так можно назвать людей, обладающих гениальностью. Несмотря на различие рассуждений о понятии в социологии и психологии, можно дать общее объяснение термину. Гениальность есть максимальная степень человеческого развития, ориентированные на одну или более областей его знания и умения.
Основные признаки гения
Если человека зовут гением, что это значит, уже понятно, но как его определить среди других людей?
К сведению. Как утверждает статистика, один признанный гений встречается на 50 млн. человек. К примеру, генетики заявляют, что на сто тысяч новорожденных может родиться всего один потенциальный гений.
Несмотря на маленький процент гениев в обществе, можно определить такого человека по следующим параметрам:
- особому душевному состоянию в сочетании с врождёнными способностями;
- использованию интуиции;
- настойчивости и уверенности в себе;
- инновационности мышления;
- пониманию призвания и продуктивной его реализации в определённой области.
Замечено, что некоторые из таких удивительных людей в детском возрасте фокусируются на чём-то одном. Они могут отставать в школе по другим предметам или даже не справляться со школьной программой.
Интересно. Альберта Эйнштейна считали отсталым ребенком, и он не преуспевал в начальных классах. Максим Горький вообще не писал школьных сочинений и закончил только два класса.
Врождённых признаков гениальности недостаточно, необходимо их выявлять и развивать.
Можно ли развить гениальность
Если гениальность – это высшая степень одарённости и вдохновения, то необходимо знать, как называются все ступени этой лесенки. Она состоит из следующих позиций:
- задатки – особенности нервной системы человека, на базе которых формируются различные способности личности;
- способности – психологические качества, позволяющие индивиду легко приобретать навыки, знания и умения в различных областях;
- одарённость – сочетание разных развитых способностей;
- талант – выдающиеся способности, которые проявляются и отшлифовываются с приобретением опыта и формируют впоследствии определённые навыки;
- гениальность – высшая форма функционирования личности в интеллектуальном или творческом плане.
Только бесконечный упорный труд, приложенный для прохождения всех этих уровней, приводит к конечному результату.
Уровни способностей
Как из ребенка воспитать гения
Зная, что означает гений, можно, набравшись терпения, внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы изначально выявить задатки гениальности.
Важно! Гений определение которого уже понятно, из ребёнка может вырасти. Он будет не тот, каким его желают видеть родители, а тот, который заложен природой.
Говоря простым языком, взрослые обязаны следовать определённой методике, а именно:
- изначально определить, к какому типу относится мышление малыша, и выявить его способности;
- не мешать стремлению маленького человека к самостоятельному развитию и воздерживаться от навязывания своего мнения и идей;
- поддерживать и всячески помогать развитию харизмы и лидерских задатков, они свидетельствуют о высокой самооценке и осознании своих сильных сторон;
- помогать малышу, развивать уверенность в себе – это фундаментальное ощущение для проявления таланта;
- формировать креативность мышления и настойчивость в осуществлении намеченных целей;
- давать ребёнку свободу выбора, быть объективными и прививать умение не останавливаться на достигнутых успехах.
Осторожно. Нельзя направлять деятельность ребёнка туда, куда хочется родителям. Важно позволить ему самостоятельно избрать свой путь и профессию.
Будущий гений
Несбывшиеся профессиональные мечты родителей, боязнь отклониться от общепринятых норм поведения и задачи социальной адаптации – вот только несколько препятствий на пути гениального становления личности. Чтобы стать гением, человек должен мыслить и жить нестандартно. Ненормальность в том понимании, как её трактует общественность, – один из базовых признаков гения.
Видео
Кто это такой — гений, какое определение дает психология гениальности
Гениальность — пожалуй, одно из самых загадочных явлений. Рождение гения невозможно запланировать или предсказать, это всегда происходит внезапно и, как правило, оставляет глубокий след в истории человечества. Такие люди способны перевернуть любые представления о науке, искусстве и прочих важных сферах жизни. Их имена знает любой из нас: Вольфганг Амадей Моцарт, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Иоганн Гете, Блез Паскаль — это лишь малая часть гениев, повлиявших на развитие человечества.
Природа этого явления давно подвергается пристальному изучению, но до сих пор нет точного ответа даже на изначальный вопрос: что такое гениальность? Мнения ученых довольно сильно расходятся.
- Платон считал, что гениальность дана человеку Богом.
- Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо был убежден, что она является симптомом сумасшествия, и даже написал на эту тему книгу «Гениальность и помешательство». Действительно, многие гении впадали в безумие, но далеко не все.
- Некоторые другие ученые считают, что гениальность — это сублимация сексуальных комплексов.
Эти три версии далеко не единственные, каждое направление психологии и психиатрии имеет свою теорию. Причем ни у одной из них нет настолько всеобъемлющих доказательств, чтобы раз и навсегда дать точное определение гениальности.
Откуда произошло слово «гений»?
В мифологии древнего Рима существовали некие духи, которые заведовали достижениями людей. Их называли гениями. Считалось, что у каждого человека есть свой набор таких помощников. Чем лучше духи справлялись со своими обязанностями, тем больше их подопечный совершал великих дел. Во времена римского императора Октавиана Августа слово «гении» постепенно стало обозначать не только этих мифических персонажей, но и в целом талант и вдохновение.
Общее определение гениальности
Несмотря на глобальные расхождения во взглядах ученых на это явление, всё же есть некий общий знаменатель, который в целом дает приемлемое определение. Гениальность — это наивысший уровень развития человека в одной или нескольких областях знаний и умений. Причем такие люди не остаются незамеченными, они обязательно совершают какие-то выдающиеся открытия, изобретают что-то новое — в общем, так или иначе, проявляют себя.
Иногда гениальность путают с талантом и одаренностью. На самом деле, есть несколько важных признаков, которые помогают отличить одно от другого.
Одаренность
Одаренность — это общий высокий уровень способностей. Одаренные люди могут успешно справляться с делом, а также качественно и быстро развиваться. Многие маленькие дети изначально обладают этим качеством, именно поэтому раннее начало занятий считается настолько важным. Ведь одаренность при правильном подходе может перерасти в талант.
Талант
Это следующая ступень после одаренности. Талантом считается ещё более высокий уровень способностей. Но, как правило, это происходит в каком-то одном направлении. Популярная поговорка «Талантливый человек талантлив во всем» не совсем соответствует истине. Обычно, пройдя через ступень общей одаренности, человек начинает уделять больше внимания тому, что ему наиболее интересно. Соответственно, основное развитие дальше происходит именно в этой области. Это не значит, что способности талантливого человека ограничены, обычно дело просто в нехватке времени. Как знать, сколько всего смогли сделать эти люди, если бы сутки были хоть немного длиннее.
Гениальность
Наконец, мы подошли к третьей ступени развития способностей. Это гениальность. Как говорилось выше, на этой ступени находится наивысшая точка развития. Как и талант, гениальность обычно ограничивается какой-то одной областью. Отличие в том, что в других сферах жизни гениальный человек может быть откровенно глуп, тогда как талантливые и одаренные люди обычно более-менее разбираются в любых направлениях.
Признаки гениальности
- Мощная интуиция. Как правило, гению необязательно обладать полным спектром знаний в нужной области. Недостающую информацию он с лихвой компенсирует действиями по наитию.
- Развитое воображение. Именно оно служит гению указателем, давая возможность творить, не опираясь на существующие стандарты.
- Уникальность. Как правило, гении не развивают уже имеющееся, а создают нечто принципиально новое, отличающееся от всего, что было прежде.
- Усидчивость, внимательность, трудолюбие. Без этих качеств сложно достичь чего-либо. А гений, как мы уже говорили, обязательно должен оставить свой след в истории.
- Максимальная увлеченность. Неважно, о какой области идет речь, о науке или об искусстве — когда гений творит, для него прекращает существовать всё остальное.
- Высокая самооценка. Гении обычно являются абсолютно самодостаточными личностями. Они верят в себя и в своё дело. Такое отношение просто необходимо для того, чтобы человек мог отдавать всего себя тому, чем занимается.
У гениальности есть ещё одна особенность. Обычные способности человека можно развить в одаренность, а затем и в талант. Но не в гениальность — это качество, которое либо есть изначально, либо нет вовсе. Обычно гения видно, ещё в раннем детстве, тогда как талант может проявить себя в любом, даже преклонном, возрасте.
Ученые наверняка будут ещё очень долго биться над ответом, кто же такой гений, благодаря каким факторам он появляется на свет и почему так редко.
Очевидно одно: в какой бы сфере ни проявилась гениальность, она всегда сумеет заявить о себе и обязательно оставит глубочайший след в истории человечества.
Кто такие гении?
Про гениальность
Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.
Аристотель
Когда в адрес человека слышишь необдуманно-восторженное: «Он – гений!», стоит только присмотреться и можно увидеть, что ничего гениального в нем нет. Несомненно, есть неординарные способности, упорство, опыт, возможно даже талант, а вот гениальности нет и не было никогда.
Почти всегда гениальность путают с талантом, отождествляют эти понятия, хотя разница между фундаментальная. Чтобы и дальше не заблуждаться на этот счет, давайте вместе попробуем ответить на вопросы: что такое гениальность, в чем ее отличие от таланта, и почему существует мнение, что гениальность – удел сумасшедших?
Различия между талантом и гениальностью
И гениальность, и талант закладываются на генетическом уровне: талант в виде способностей или задатков, а гениальность как узконаправленная и единственно возможная стратегия развития.
Талантливый человек – это разносторонне развитый человек, гениальный – развивается только в одном направлении. В отношении гения справедливо мнение: если в чем-то одном – много, то во всем остальном – мало. Именно поэтому гении в большинстве своем – люди, неприспособленные к жизни, беспомощные в бытовом плане, сложные в общении, равнодушные к делам насущным. Другими словами, гении творят шедевры, но ходят в носках разного цвета.
Гениальность – это высшая степень развития творческого и интеллектуального потенциала человека. Гений создает что-то принципиально новое, уникальное, способное изменить ход истории, оставить в памяти поколений неизгладимый след.
Талант на это не способен – он не создает ничего революционного. Талант есть практически у каждого человека, и у каждого он свой, надо только его найти и развить. Гениальность же либо есть, либо ее нет, причем нельзя предугадать, на каком именно этапе жизненного пути она проявится.
Таланту нужны условия, преимущественно благоприятные – он развивается благодаря чему-то или кому-то. Гениальность возникает не благодаря, а вопреки, часто в напряженных жизненных обстоятельствах.
Приведем в качестве примера величайшего русского поэта А. С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин» можно назвать гениальным творением, потому что он был принципиально новым явлением в литературе XIX века. Произведение спустя столетия не утрачивает свою популярность, а некоторые строки уже давно разобрали на цитаты.
Гениальность – это безумие?
Нередко гениальность приравнивают к одной из разновидностей психических отклонений. С позиции психоанализа гениальность – это сублимация (от лат. sublimare – возносить, одухотворять), защитный механизм психики, трансформирующий внутреннее напряжение в созидательную энергию для достижения значимых результатов в какой-либо области.
В процессе многолетнего изучения гениальности выяснилось, что, действительно, между гениями и безумцами есть много общего. Немецкий психолог Эрнст Кречмер во время своих исследований установил, что «среднестатистический» гений – это человек обидчивый, ранимый, с признаками невротических отклонений (неврозов), с бурными аффективными реакциями (резкими переменами эмоционального состояния).
Чезаре Ломброзо, итальянский судебный психиатр XIX века, утверждал, что гениальность – это аномалия, которая часто оканчивается безумием. Ломброзо составил список гениальных людей разных эпох, в число которых вошли Сократ, Шуман, Гоголь, Моцарт, Свифт, Ньютон, Шопенгауэр и многие другие выдающиеся люди. Он часто приводил в пример известного художника Ван Гога, который, как известно, покончил с собой. Одно из самых дорогих полотен в мире «Портрет художника без бороды» было написано Ван Гогом уже в психиатрической лечебнице.
К слову, книга Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство» была признана уникальной в своем роде, а сам автор страдал эпилепсией.
Современные психологи и психиатры не могут с уверенностью утверждать, что все гении – повально сумасшедшие, но абсолютно солидарны во мнении, что у них у всех как минимум большие странности.
Вспомните слова гениального русского классика Ф. М. Достоевского, который страдал от эпилепсии, но страшно боялся, что эпилептические припадки прекратятся совсем, потому что незадолго до них он впадал в творческий экстаз:
«Вы все, здоровые люди, и не подозреваете, что такое счастье, то счастье, которое испытываем мы, эпилептики, за секунду перед припадком… Не знаю, длится ли это блаженство секунды или часы, или вечность, но верьте слову, все радости, которые может дать жизнь, не взял бы я за него».
Гений (мифология) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Гений.Ге́ний (от лат. genius «дух») — в римской мифологии: духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности. Символ гения — змея. В искусстве гений изображался в виде юноши (иногда бородатого мужа). Отдельные области имели своих гениев (духов) места (лат. genius loci)[1].
Вера в существование божеств, духов и демонов, покровительствующих человеку, очень древняя и встречается во многих культурах. Считается, что некоторые духи могут вдохновлять человека, внушая ему знание истины и наделяя талантами, которыми человек превосходит многих смертных[источник не указан 1692 дня]; отсюда происходит понятие о человеческой гениальности, что буквально означает покровительство доброго духа-гения. Гений также защищает человека от воздействия злых духов, несущих болезни и неудачи.
В ассирийской мифологии гении выполняют охранную роль. Они занимают тело человека или место (например, дворец или храм), чтобы воспрепятствовать проникновению туда злых демонов. «Ассириец совершенно не мог себе представить, чтобы место оставалось пустым: если дух, покровительствующий человеку, покидает его, им не замедлит завладеть злой гений», — пишет в «Ассирийской магии» Ш. Фоссе.
В качестве гениев по представлениям ассирийцев могли выступать или боги, или особый род добрых демонов: шеду и ламассу. Если человек прогневал своего духа-покровителя, гений удалялся, лишая человека своего покровительства:
Аххазу встречают человека, на которого сердит его бог, они покрывают его как одежда, они набрасываются на него, наполняют его ядом, связывают его руки, связывают его ноги, терзают его бока, орошают его желчью.
— Шурпу, VII, 20-26
Поэтому лечение болезней сопровождалось ритуалами экзорцизма и приглашением гения вернуться обратно в тело человека.
В греческой мифологии аналогом гениев являются некоторые даймоны (демоны[2])[3]. Добрый гений именовался агатодаймоном или агафодаймоном (от греч. αγαθο, хорошо, благой), злой — какодемоном (от греч. κακό, зло).
Сократ описывал своего личного даймона-гения как внутренний голос, который всегда предупреждал философа, как только тот хотел совершить неправильный поступок. В «Федоне», 107—108, Сократ объясняет, что даймоний человека, заботившийся о душе при жизни, помогает душе покинуть мир живых и спуститься в Аид, что роднит даймония с описанием ангела Азраила.
В диалоге «Эпиномис» Платон, ученик Сократа, говорит, что даймоны «относясь, однако, к роду, умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью, они прочитывают все наши мысли и относятся к добрым и благородным с поразительной милостью, однако очень злые мысли они воспринимают с крайним отвращением». В диалоге «Государство» Платон говорит, что злоключения человечества объясняются «недостатком внимания со стороны даймона, воспитавшего нас, руководившего нами… и сделавшегося слабым и беспомощным». В диалоге «Тимей», 41, Платон приводит миф о сотворении мира, в котором демиург обращается к первым богам и приказывает создать племя существ, которое являлось бы «руководящим принципом для тех, кто хочет следовать справедливости и за богами».
Представления о гении, духе-хранителе, сохранились в христианской традиции в образе ангела-хранителя, данного человеку Богом при Крещении для помощи и руководства. Католическая и Православная Церкви учат почитать и призывать в молитвах Ангелов-Хранителей, как ближайших духовных наставников и покровителей.
В 1898 году С. Л. Макгрегор Мазерс перевёл с французского языка на английский один необычный трактат под названием «Книга священной магии Абрамелина-мага, кою Авраам Еврей передал сыну своему Ламеху. Гримуар пятнадцатого века». Рукопись этой книги, выполненная на иврите и представляющая собой руководство по практической магии, хранилась в парижской библиотеке Арсенала (Bibliothèque de l’Arsenal) и в конце XVII века была переведена на французский.
В этом гримуаре маг Абрамелин провозглашает, что каждый человек связан с особой духовной сущностью, которая именуется Священным Ангелом-Хранителем, без вступления в духовный союз с которым для человека невозможно по-настоящему продвинуться по пути духовного развития или повелевать обитателями сфер низшей природы.
Единственный Наивысший Ритуал — это достижение Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем. При этом весь человек поднимается и вытягивается в вертикальную прямую линию. Любое отклонение от этой прямой линии грозит превратиться в чёрную магию. Любая другая операция — это чёрная магия.
— А. Кроули, «Магия в теории и на практике»
Помимо утверждения существования высшего покровителя человека «Книга священной магии Абрамелина-мага» содержит описание детальной процедуры вызова личного гения, а также системы магии, переданной личным гением самому Абрамелину. Так, согласно «Книге священной магии Абрамелина-мага», установив собеседование с ангелом, маг получает инструкции для вызывания «Четырёх Великих Князей Зла» и подчиняет их, связав клятвой преданности. В последующие дни маг призывает и подчиняет прочих духов зла, пока все население адских царств не поклянётся в преданности и не станет повиноваться магу, что означает торжественную победу человека над низшей природой, персонифицированной в образах демонов.
Эта процедура очень напоминает события, описанные в другом магическом гримуаре, известном под названием «Завещание Соломона», в котором легендарный царь посредством помощи божьих ангелов подчинил себе всех злых демонов и заставил их участвовать в строительстве Божьего Храма, что может быть понято как буквально так и иносказательно.
Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!
История также содержит упоминания о контактах магов с гениями, обучающими и наставляющими людей. Так, в «Критической истории Испанской инквизиции» Хуан-Антонио Льоренте рассказывает историю об учёном докторе XVI века, Эухенио Торальбао, которому явился ангел Зекиил.[4] Ангел являлся «в облике белого и белокурого юноши, одетого в платье телесного цвета и чёрную верхнюю одежду» и учил доктора добру и тайным наукам. Эухенио Торальбао наивно полагал, что раз Зекиил «никогда ничего не говорил против христианской религии», то инквизиция не будет иметь к нему претензий, а потому не скрывал своего союза с гением. Однако лишь униженное отречение от ангела и покровительство влиятельных особ обеспечили учёному сравнительно мягкий приговор за колдовство — 4 года тюрьмы.
Более успешным примером такого контакта современные оккультисты считают историю английского мага Джона Ди, который в конце XVI века с помощью своего ассистента Эдварда Келли предпринял успешную попытку установления контакта с ангелами. Её итогом стало создание при содействии архангела Уриила системы енохианской магии, которая большинством современных магов признаётся наиболее сильнодействующей.
Достижение собеседования со Святым Ангелом-Хранителем считается одной из наиболее важнейших задач мага-телемита.
Алистер Кроули в письме к Frater Р. раскрывает имена, под которыми Святой Ангел-Хранитель известен различным магическим и религиозным традициям:
Теософы называют его Высшей Самостью, Молчаливый Наблюдатель или Великий Мастер. В Ордене «Золотой Зари» его называют Гением. Гностики называют Логосом. Египтяне говорят Асар Ун-нефер. Зороастр говорит об объединении всех этих символов в форме Льва — см. халдейские Оракулы. Анна Кингсфорд называет его Адонай (Одетый в солнце). Буддисты называют его Ади-Буддой — (говорит Е. П. Б.) Бхагавад-Гита называет его Вишну (глава XI). И Цзин называет его «Великий Человек». В Каббале его называют Иехида.
гений — это… Что такое гений?
-я, м.
1.
Высшая степень творческой одаренности, талантливости.
Художнический гений Пушкина так велик и прекрасен, что — мы доселе не можем не увлекаться дивною художественною красотою его созданий. Чернышевский, Сочинения Пушкина.
Суворов не проиграл ни одного сражения. Он любил своего солдата, понимал его простое и скромное величие —. Суворов сам был первым солдатом. Его гений был гением русского народа. А. Н. Толстой, К подвигам, к славе!
2.
Человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности в какой-л. сфере деятельности.
Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее. Белинский, Сочинения А. Пушкина.
||
в чем, на что. разг. Человек, в совершенстве умеющий делать что-л.
Но в чем он истинный был гений, Что знал он лучше всех наук —, — Была наука страсти нежной. Пушкин, Евгений Онегин.
— И достанет [ложу];
я ручаюсь за него: он гений на это. И. Гончаров, Обыкновенная история.
3. устар. Дух —
покровитель человека (по древнеримской мифологии).
Мой гений невидимкой Летает надо мной. Пушкин, Городок.
4. чего.
Олицетворение, высшее проявление чего-л.
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Пушкин, Я помню…
◊
добрый гений {чей}о человеке, оказывающем на кого-л. благодетельное влияние, приносящем кому-л. пользу.
злой гений {чей}о человеке, оказывающем на кого-л. дурное влияние, причиняющем кому-л. зло, вред.
[лат. genius]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
Гений — это… Что такое Гений?
Гений
♦ Génie
В начале XVIII века аббат Дюбо дал такое определение: «Гением называют способность, которую человек получил от природы и которая позволяет ему хорошо и с легкостью делать то, что другие делают очень плохо, даже если приложат к тому огромные старания». В этом самом общем смысле гений есть синоним таланта. Впрочем, на деле прослеживается заметная разница между тем и другим. Прежде всего она касается степени проявления: гений это совершенно выдающийся талант, а талант – ограниченный гений. Кроме того, в этом различии есть и более мистическая составляющая, судя по всему затрагивающая сущностную его основу. «Талант делает то, что хочет; гений – то, что может». Не знаю, кто это сказал, но формулировка, по меньшей мере, указывает нам одно из возможных направлений раскрытия проблемы. Гений есть творческая способность, превосходящая не только средние способности (это уже и есть талант), но и способности самого творца до такой степени, что вырывается из-под его контроля, по крайней мере частично, и не подчиняется его воле. Собственную гениальность не выбирают, как не выбирают того, в какой сфере проявится гений, и далеко не всегда выбирают, что с ним делать. Гений, по словам Канта, есть «природный дар», иначе говоря, «прирожденные задатки души, через которые природа дает искусству правило» («Критика способности к суждению», часть I, § 46). Это не означает, что гений не нуждается в воздействии культуры, однако никакая культура не способна заменить гений. Не будь отец Моцарта таким педагогом, каким, насколько нам известно, он был, возможно, сам Моцарт никогда не стал бы музыкантом. Но ни один педагог в мире не сделает из ребенка, лишенного гениальности, Моцарта. Гений это нечто вроде личного божества (таким в латинском языке и было значение слова «гений»). Не мы выбираем его, но оно выбирает нас. Очевидно, что роль случая в этом выборе достаточно велика, что может представляться несправедливым. Легко ли смириться с тем, что ты не Моцарт?
Не преувеличивая значение разницы между гением и талантом, мне кажется, совсем от нее отказываться не стоит. Если оставить в стороне романтическую восторженность, то разница эта, на мой взгляд, проявляется не столько в природе явления, сколько в степени выраженности; не столько в направленности, сколько в точке зрения. Есть произведения, в которых мы чувствуем нечто такое, что дает нам основание считать их чем-то большим, нежели плод таланта и труда. Бах и Микеланджело, Рембрандт и Шекспир, Ньютон и Эйнштейн, Спиноза и Лейбниц… Может быть, в нас говорит иллюзия, вызванная долгими веками жизни их творений? В какой-то мере это, видимо, так и есть. Если относиться к гению как к абсолютной исключительности, ясно, что в нем всегда будет присутствовать нечто мифическое, из-за чего мы предпочитаем говорить о гениальности только ушедших из жизни творцов. Всякий человек, пока он жив, с той или иной стороны не выходит за рамки обычного. Только время и исчезновение позволяют придать некоторым из них статус исключительности. И, конечно, нам остается само творение. Оно-то и служит установлению и поддержанию правильных пропорций. «Книга никогда не рождается шедевром, – тонко подметили братья Гонкуры. – Она им становится, а гений это талант умершего человека». Но, хотя оба брата Гонкуры тоже умерли, мы по-прежнему считаем их не более чем талантами.
Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.