Кто в нижеследующих примерах демонстрирует конформное поведение: Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год – это в психологии и социологии, примеры, нонконформизм, виды, суть, степени, факторы

Автор: | 24.07.2020

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1 Среди приведенных ниже высказываний отметьте только те, которые имеют самое непосредственное значение для философского понимания человека

  1. У человека есть большой и малый крут кровообращения.

  2. Человек способен как к знаковому так и к символическому общению.

  3. Человек не может воспринимать зрением ультрафиолетовые и инфракрасные лучи

  4. У человека нет инстинкта в том виде , в каком они есть у животных, у него есть только зачатки инстинктов.

  5. Человек адаптируется к окружающей среде с помощью органов своего тела.

  6. Человек обладает сознанием и способностью к мышлению и письменной речи.

1.2. Религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений и религиозный догматизм:

  1. теизм

  2. деизм

  3. пантеизм

  4. политеизм

    1. Кто в нижеследующих примерах демонстрирует конформное поведение?

  1. подданные «голого короля» из одноименной сказки Г.Х. Андерсена

  2. героиня Пушкина — Татьяна Ларина, первая признавшаяся в любви Евгению Онегину

  3. маленький ребенок, делающий все наперекор родителям

  4. художник советского периода, рисующий членов политбюро, осознающий, что в случае отказа может оказаться «в опале»

  5. ученик, подавший апелляцию, чтобы оспорить результаты ЕГЭ

1.4. Кто из нижеуказанных лиц является маргиналом?

  1. бывший сельчанин, который отошел от сельского уклада жизни, но не принимает норм и ценностей городского образа жизни

  2. ученый, который вынужден был уйти из нерентабельного научно-исследовательского института и стать «челноком»

  3. эмигрант из Узбекистана в США

1.5.Для тоталитарного политического режима характерным чертами являются:

  1. политический плюрализм

  2. наличие одной единственной идеологии

  3. высокая мобилизация

  4. территориальная экспансия

  5. сочетание рыночной экономики с государственнь сектором

  6. полицейский терроризм

1.6.В основе выделения типов политического режима по X. Линцу лежат такие критерии, как:

  1. источник власти

  2. методы власти

  3. политический плюрализм

  4. конституционность власти

  5. понятие «легитимность власти»

  6. степень идеологизации

  7. уровень мобилизации населения

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

2.1.О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения.

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

«Основными формами брака являются моногамия и полигамия. Во всем мире, во всех известных культурах наиболее

распространенной формой является _______ (А) устойчивый

союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет _________(Б) форма брака, при которой

один мужчина является законным мужем нескольких жен. Она допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает _____(В).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. _______(Г) — наличие нескольких мужей у одной жены —

возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака

был ______(Д) между несколькими мужчинами и несколькими

женщинами, когда все женщины являются женами каждого из мужчин (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных

в традиционных обществах обычаев. Так, например, _______(Е) —

обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; _______(Ж) — обязанность жениться на сестре

жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности необходимостью сохранения имущества в рамках рода».

Список слов

  1. левират

  2. нуклеарная семья

  3. полиандрия

  4. неполная семья

  5. сорорат

  6. полигиния

  7. групповой брак

  8. моногамный брак

  9. ислам

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Банки, коммерческие банки, активная выдача кредитов, государственный банк, эмиссия денег, прием вкладов, кредитно-финансовые институты, пенсионные фонды, поддержка курса национальной валюты, страховые компании, инвестиционные компании.

5.Решите правовую задачу.

5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Решите логическую задачу.

В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к

министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался

самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Решите кроссворд.

  1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.

  2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов.

  3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства.

  4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении.

  5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти.

  6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания.

  7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе.

  8. Утверждение международного договора высшим органом власти государства — участника этого договора.

  9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

  10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.

1

2

3

5

6

7

8

9

10

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

11 класс

ОТВЕТЫ

Максимальное количество баллов 64

  1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

(1 балл за каждый правильный ответ; если в заданиях с двумя и более ответами наряду с правильными ответами указаны неправильные ответы,

то 0 баллов; максимально до 14 баллов)

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

(2 балл за каждый правильный ответ; максимально 6 баллов)

2.1.О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль. (Философы – позитивисты)

2.2. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника. (Административные правонарушения)

2.3. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения. (Критерии человека)

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

(1 балл за каждое правильно вставленное слово; максимально 7 баллов)

«Основными формами брака являются моногамия и полигамия. Во всем мире, во всех известных культурах наиболее

распространенной формой является _______ (А) устойчивый

союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет _________(Б) форма брака, при которой

один мужчина является законным мужем нескольких жен. Она допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает _____(В).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. _______(Г) — наличие нескольких мужей у одной жены —

возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака

был ______(Д) между несколькими мужчинами и несколькими

женщинами, когда все женщины являются женами каждого из мужчин (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных

в традиционных обществах обычаев. Так, например, _______(Е) —

обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; _______(Ж) — обязанность жениться на сестре

жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности необходимостью сохранения имущества в рамках рода».

Список слов

  1. левират

  2. нуклеарная семья

  3. полиандрия

  4. неполная семья

  5. сорорат

  6. полигиния

  7. групповой брак

  8. моногамный брак

  9. ислам

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

(максимально до 10 баллов)

Банки, коммерческие банки, активная выдача кредитов, государственный банк, эмиссия денег, прием вкладов, кредитно-финансовые институты, пенсионные фонды, поддержка курса национальной валюты, страховые компании, инвестиционные компании.

5.Решите правовую задачу.

(за все задание максимально 5 баллов)

5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае? (Презумпция невиновности) – 2 балла за правильный ответ

5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

(Да. Законы для всех(иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории РФ)- 1 балл за правильный ответ и 2 балла за верное обоснование.

6. Решите логическую задачу.

( 2 балла за правильное определение химиков, алхимиков и пиротехников; 3 балла за грамотное и понятное обоснование; максимально 5 баллов)

В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

(2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников.

Примечание: должно быть объяснение, почему не подходит вариант с 1 химиком — тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхимики не могут оставлять большинство)

7. Индийская притча гласит:

(2 балла за правильное определение действий Бирбала; 3 балла за грамотное и понятное обоснование; максимально 5 баллов)

Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

(Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий —

оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия

и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования)

8.Решите кроссворд.

(1 балл за каждый правильный ответ;2 балла за ключевое слово; максимально до 12 баллов)

  1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. (Охлократия)

  2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов. (Лобби)

  3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства. (Остракизм)

  4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении. (Патернализм)

  5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти. (Легитимность)

  6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания. (Депортация)

  7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе. (Сегрегация)

  8. Утверждение международного договора высшим органом власти государства — участника этого договора. (Ратификация)

  9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.(Этатизм)

  10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов. (Популизм)

Ключевое слово: АБСЕНТЕИЗМ

1

2

3

5

6

7

8

9

10

Мини — лекция «Конформное поведение»

Мини-лекция «Конформное поведение»

Уважаемые педагоги, часто ли вам бездумно приходилось подчиняться давлению сверстников, следовать чужому мнению?

Как вы думаете: «Что такое «конформизм»?».

Оказывается, вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получило название конформизма. Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда идя при этом против истины. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Конформизм в общем плане определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов.

Конформизм повседневно существует в малых группах в школе, на работе, в клубах, в группах по интересам, в семье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения.

Степень конформности человека обусловлена и зависит:

во-первых, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности.

во-вторых, от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе. Чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы.

в-третьих, от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия.

Давайте рассмотрим с вами такое понятие, как «конформное поведение». Конформные поведение – это ситуационное поведение человека в условиях конкретного группового давления. Другими словами, конформное поведение — соглашательское, бездумное поведение, стандарт поведения в группах, в которых ответственность распылена. «Я согласен. Я — как все!».

В основе конформного поведения обычно лежит страх и отсутствие привычки думать самостоятельно.

Выделяют два типа конформного поведения:

1. Внешнее подчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствия индивида:

  • подчинение сопровождается острым внутренним конфликтом;

  • приспособление происходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта.

2. Внутреннее подчинение, когда часть людей воспринимает мнение группы как свое собственное, придерживает его и за ее пределами. Существуют следующие виды внутреннего подчинения:

Таким образом, конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства, при этом являясь защитой психики человека. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения, творческого начала.

В заключении хочется сделать вывод:

скорее всего, для человека желательно проявление «разумной» доли конформизма, что определяется, в первую очередь, реальной самооценкой и достаточным уровнем уверенности в себе.

Методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме: Групповая сплоченность и конформное поведение

Урок обществознания на тему: «Групповая сплочённость и конформное поведение» в 10 «А» классе социально-гуманитарного профиля. Учитель: Клочкова Оксана Алексеевна

Цели и задачи:

  1. объяснить понятия и термины: «межличностная совместимость», «групповая сплочённость», «конформность», «самоопределение личности»;
  2. познакомить с особенностями межличностной совместимости, групповой сплочённости;
  3. объяснить сущность конформного поведения в группе;
  4. развивать у учащихся умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  5. способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Тип урока: урок-анализ с элементами дискуссии.

План:

  1. Межличностная совместимость.
  2. Групповая сплочённость.
  3. Конформность.

Ход урока:

1. Орг. момент. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали малые группы. Докажите, что класс 10 «А» является малой группой.

А теперь послушайте одну старинную притчу и подумайте, в чём её смысл и как эта притча соотносится с темой урока: «Групповая сплочённость….».

          У одного старика было 3 сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

          Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но сколько он не старался – ничего не получалось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего сыновей. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

           Тогда отец сказал:

-Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломает, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок.

? Итак, каков смысл притчи?

   В чём созвучность притчи и темы урока?

2. Изучение нового материала.

            Учитель: межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми, которые проявляются в деятельности и общении (взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие).

             Какие процессы происходят в межличностных отношениях? Один из этих процессов проиллюстрирован фотографиями из жизни нашего класса. Давайте вспомним эти события (слайды презентации).

             Какой процесс в межличностных отношениях мы увидели? (групповая сплочённость). В чём проявляется групповая сплочённость? (участники группы следуют к общей цели, руководствуются групповыми нормами и ценностями….).

             В межличностных отношениях группы может происходить и другой процесс. Какой? Узнаем из отрывка х/ф «Чучело» Ролана Быкова.

           Как можно охарактеризовать межличностные отношения в данном классе? (процесс группового давления). В чём это проявляется? (под нажимом ребят один из главных героев – Димка – уступил группе и класс пошёл в кино вместо урока).

           Переходим к рассмотрению 1 пункта плана: «Межличностная совместимость».

           ? Как вы понимаете выражение «межличностная совместимость»? (записать в тетрадь: межличностная совместимость – возможность бесконфликтного общения и согласованности действий в условиях совместной деятельности).

           ? Считаете ли вы, что она играет важную роль в жизни: а) группы? (результативность взаимодействия определяется тем, насколько люди в группе совместимы). б) общества людей? Свой ответ аргументируйте.

           ? Что же лежит в основе совместимости?

Основы совместимости:

  1. эмоциональная составляющая;
  2. деловая составляющая;
  3. срабатываемость.

В литературе можно встретить описания совместимости на основе симпатий –

 антипатий:

            … Они сошлись. Волна и камень
                Стихи и проза, лёд и пламень,

                 Не столь различны меж собой.

                 Сперва взаимной разнотой

                 Они друг другу были скучны;

                 Потом понравились, потом

                 Съезжались каждый день верхом.

                 И скоро стали неразлучны.

            ? Кто же эти два приятеля, герои романа «Евгений Онегин».

Итак, одной из основ межличностной совместимости является эмоциональная составляющая. Приведите пример из жизни.

            Другой основой является деловая составляющая. Вспомните трёх мушкетёров А.Дюма девизом которых в любых делах было: «Один за всех и вес за одного!»

            Межличностную совместимость связывают ещё с успешностью деятельности, нередко заменяя её словом «срабатываемость». У Владимира Высоцкого есть замечательная песня: «Если друг оказался вдруг….». Именно там, в горах человек проверяется на прочность… и «срабатываемость». Звучит песня В.Высоцкого:

             Если друг оказался вдруг

             И не друг, и не враг, а так…

             Если сразу не разберёшь,-

             Плох он или хорош, —

             Парня в горы тяни – рискни! –

             Не бросай одного его

             Пусть он в связке одной с тобой –

             Там поймёшь, кто такой.

             Если парень в горах – не ах,

             Если сразу раскис – и вниз,

             Шаг ступил на ледник – и сник,

             Оступился – и в крик. –

             Значит, рядом с тобой – чужой,

             Ты его не брани – гони:

             Вверх таких не берут и тут

            Про таких не поют.

            Если ж он не скулил, не ныл,

            Пусть он хмур был и зол, но шёл,

            А когда ты упал со скал,

            Он стонал, но держал;

            Если шёл он с тобой на бой,

            На вершине стоял – хмельной, —

            Значит, как на себя самого,

            Положись на него.

Учитель: где ещё важна срабатываемость? В каких профессиях?

          Выявлением межличностной совместимости занимаются специалисты в области авиационной, организационной, космической, семейной психологии. Разрабатываются специальные методики для исследования совместимости. Например, группу испытуемых разделили на пары и каждой паре поручили подготовить сообщение для учеников начальной школы: «Мобильный телефон: благо или зло?». Если, к примеру, один из пары испытуемых являлся доминирующим по типу личности, а другой – подчиняющимся. Как вы думаете, успешным будет их взаимодействие? А если оба окажутся доминирующими? А если оба подчиняющимися – будет какое-нибудь продвижение к цели?

           Тип личности только один из многих аспектов, влияющих на совместимость людей в группе. А что ещё может повлиять на уровень совместимости в группе?

  1. ценностные установки
  2. социальные установки
  3. интересы
  4. мотивы
  5. потребности
  6. характер
  7. темперамент….

Мы назвали индивидуально – психологические характеристики, значимые для

 межличностного взаимодействия. Психологи пришли к выводу, что существуют следующие уровни совместимости:

низкий                                                высокий                                               высший

характеризует                               характеризует                                         взаимная

совместимость                    согласованность ролевых                           референтность            темпераментов и                  ожиданий – что именно                         участников группы

характеров членов             должен делать каждый при                    (человек действует в

группы                                  организации совместной                     соответствии с эталоном

                                                        деятельности                                     групповых норм,

                                                (например, подготовка                                 ценностей)

                                                   выпускного вечера,

                                                 распределение ролей)

            Референтная группа – значимые для человека группы, с которыми он соотносит себя как с эталоном нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды, поступки.

            Критерием межличностной совместимости является высокая удовлетворённость партнёров результатами и, главное, процессом взаимодействия. Межличностная совместимость, как правило, сопровождается возникновением взаимной симпатии, уважения и во многом сказывается на сплочённости группы.

          Переходим к рассмотрению 2 пункта плана: «Групповая сплочённость». Это степень притягательности группы для её членов. Чем лучше отношение к группе её членов, тем сплочённее группа, и наоборот.

           Есть ещё одно определение групповой сплочённости: результат согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов. Человек стремится быть вместе с теми, с чьими установками и позициями он солидарен.

           ? Как вы думаете, какую роль играет групповая сплочённость для самой группы и для каждого конкретного человека в группе? (групповая сплочённость способствует эффективности деятельности: в сплочённой группе люди лучше работают; группа становится более стабильной). Для участников группы:

  1. улучшает психологическое здоровье людей;
  2. повышает самооценку;
  3. снижает тревожность;
  4. появляется состояние личной защищённости.

Исследуем групповую сплочённость в нашем классе (работа с ноутбуками на сайте:

http .//www.psy – files.ru/2007/1010/ opredelenie-indeksa-gruppovijj.htm/    5 заданий.

            Назначение и инструкция. Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

Участвую в большинстве видов деятельности (4)

Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

Живу и существую отдельно от нее (1)

Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

Да, очень хотел бы перейти (1)

Скорее перешел бы, чем остался (2)

Не вижу никакой разницы (3)

Скорее всего остался бы в своей группе (4)

Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

Хуже, чем в большинстве классов (1)

Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

Не знаю. (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

15, 1 баллов и выше — высокая;

11, 6 — 15 балла — выше средней;

7 — 11,5 — средняя;

4 — 6,9 — ниже средней;

4 и ниже — низкая.

         Учитель: пока счётная комиссия подсчитает средний балл по классу, работаем с источником по учебнику, стр.369

           

         Предлагаем вам фрагмент текста о ходе одного из известных эксперимен тов Соломона Аша, около полувека назад исследовавшего подчинение че ловека групповому давлению.

        Аш попросил студентов в группе из восьми человек сравнить линии разной длины. Эта задача была до статочно легкой. В контрольной ситуации, когда группа не подталкивала человека к неверному выбору, 95% участни ков правильно нашли 12  сталкивались с результатами социального соглашения, противоречащего их собственным глазам. Прежде чем ис пытуемые выносили свое собственное суждение, они слы шали, как пять других студентов (в действительности по мощники экспериментатора) единодушно соглашались с очевидно неправильным ответом. Держались ли обманутые испытуемые за свое собственное мнение и давали правиль ный ответ или шли вместе с толпой? Лишь 25% этих участников не замечали очевидной ошибки группы и дава ли только правильные ответы. Другие 75% отвечали во преки собственным чувствам и до некоторой степени усту пали мнению группы. Хотя никто из участников не соглашался со всеми ответами группы, один испытуемый уступил мнению группы в 11 из 12 случаев. Участ ник, уступавший мнению группы в 11 из 12 раз (больше, чем какой-либо другой), позже заявил, что он заколебался из-за кажущейся уверенности других членов группы. Он сказал, что действительно поверил, что остальные пра вы, и думал, что он один стал жертвой какой-то «иллю зии». Исследование Аша показало, что люди, сталкиваясь с ярко выраженным мнением группы, порой соглашаются, хотя и думают, что другие могут ошибаться. Кроме того, они иногда считают, что другие правы, и сомневаются в собственных чувствах, если члены их группы кажутся до статочно уверенными.

Вопросы и задания: 1) Какое социально-психологичес кое явление, описанное в параграфе, изучал Соломон Аш? 2) Опираясь на знание предыдущего параграфа, определи те, к какому виду социальной группы можно отнести груп пу студентов, собранную Ашем.3) Сколько этапов экспе римента описано в тексте? Чем они отличались друг от друга по условиям и результатам? 4) Как распределились участники эксперимента в зависимости от подверженности влиянию группы? Какие выводы позволяет сделать экспе римент? 5) Аш проводил эксперименты с незнакомыми «студентами, встретившимися во время короткого экспери мента. Опираясь на собственный опыт, приведите примеры влияния на личность сплоченной группы, где высоко це нится хорошее отношение ее членов и существует группо вое мнение.

           Учитель: Каков уровень групповой сплочённости в нашем классе? (14 баллов, средний уровень). Что необходимо для дальнейшего сплочения коллектива?

Программа сплочения коллектива

  1. совместная деятельность;
  2. история успеха в совместной деятельности;
  3. личностные характеристики членов группы;
  4. система стимулов, существующая в группе;
  5. социальные нормы, ценностные ориентации, традиции.

?Что необходимо сделать лично мне для дальнейшего сплочения класса?

     

   

Как дифференцировать конформное поведение индивида в группе и самоопределение личности?

Конформизм или феномен группового давления. Первым исследовал Аш в 50-е годы.

Все люди делятся на:

  • конформистов
  • нонконформистов – противостояние группе.

Конформное поведение поделил:

  • одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
  • уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
  • негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.

Петровский в 70-е годы о формах социального поведения:

  • внушаемость – принятие требований группы на веру без критики, осмысления;
  • конформизм – внешнее следование требованиям группы;
  • коллективистическое самоопределение Личности – осмысленное критическое отношение к требованиям группы.

Милграм: «Мы зависимы от авторитетов, его мыслей, поведений. В тех культурах, где велика роль авторитетов много людей с конформным поведением.» Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочена, все это влияет на проявление конформного поведения.

Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.

Зимбардо: «Проявляется прежде всего в толпе (где у нас есть анонимность). Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.» Огруппление мышления. Характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения.

Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.

В 1949 году Соломон Аш впервые опубликовал результаты исследования по проблемам конформизма.

По Петровскому (1969) – коллективистическое самоопределение осознанный выбор.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его установок и поведения по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Самоопределение Личности в группе является альтернативой как конформизма, так и негативизма. Самоопределение – избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражается в принятии одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от оценок, убеждений, групповых ценностей, идеалов.

Конформизм – это подчинение Личности давлению группы.

Как черта Личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции.

Самоопределение – согласие с самим собой (профессиональное, личностное). Изучалось в контексте изучения коллективов. Есть такое определение как коллективистическое само-определение (Петровский, 1969, исследование на учениках с 6 по 10 кл.). Главные отличия от исследования конформности (Аш) – реальная группа; реальные отношения; оценивался не какой-то стимул, а комплекс морально-этических суждений.

С возрастом конформизм уменьшается, а самоопределение возрастает.

Конформное поведение – чисто психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им каких-либо стандартов, мнений свойственных группе, меру подчинения давлению группе.

Петровский выделил 3 формы поведения:

  1. Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).
  2. Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте
  3. Коллективизм (коллективистическое самоопределение Л)ичности.

Феномен группового давления. Конформизм, конформность, конформное поведение. Нормативное влияние в группе

Феноменом группового давления в социальной психологии называют проблему конформизма, который трактуется как приспособленчество, соглашательство, примиренчество и т.п.

К

Конформизм — подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства.

онформизм — подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства (М.Р.Битянова).

Для уточнения расплывчатости значения термина «конформизм», в социально-психологической литературе употребляются понятия «конформность» и «конформное поведение».

Конформность может быть определена как изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей (А.Аронсон). Синонимами понятия являются термины «зависимость», «подверженность влиянию группы», «отсутствие собственного мнения» и др. Демонстрируя конформное поведение человек неосознанно следует мнению группового большинства.

К

Конформность изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

онформность может бытьвнешней, когда человек просто внешне демонстрирует подчинение групповому давлению, а сам не разделяет позицию или точку зрения группы, и внутренней.

Внутренняя конформность — это подчинение групповому давлению.

Е

Негативизм — поведение или мнение члена группы, противоречащее мнению большинства.

сли член группы демонстрирует поведение или высказывает мнение, противоречащее мнению большинства, то в социальной психологии такие проявления человека определяют как — негативизм, не зависимо право в этом случае большинство или нет.

Таким образом, если группа оказывает давление на человека, а он сопротивляется этому давлению, не

соглашаясь с нормами принятыми в группе — это и есть позиция конформизма.

Классическими исследованиями группового давления в психологии считаются эксперименты С.Аша, проведенные в 1951 г. Суть эксперимента состояла в том, что группе студентов предлагалось определить длину линии: выбрать из трех отрезков разной длины тот, который соответствовал эталону. Каждый из участников высказывал свои суждения.

Используя метод «подставной группы» экспериментатор заключал договор со всеми участникам, кроме одного. Смысл договора состоял в том, что в ходе эксперимента все должны одновременно начать высказывать неверные суждения, отличающиеся от мнения оставшегося в неведении испытуемого. Главной задачей эксперимента было узнать, как поведет себя испытуемый — проявит независимость или конформность, повлияет ли на него мнение большинства.

В итоге экспериментов были получены выводы о том, что в 35 случаях из 100 люди демонстрировали поведение зависимое от группы. У 25% наблюдалось устойчиво независимое поведение.

Переменными, влияющими на конформное поведение, являются:

  • Индивидуальные особенности испытуемых. Р.Л.Кричевский и Е.М.Дубовская выявили отрицательную зависимость между склонностью человека к конформному поведению и такими его психологическими особенностями, как высокий интеллект, способность к лидерству, устойчивость к стрессу, социальная активность и ответственность.

  • Единодушие большинства. Особенно сильно конформное поведение человека проявляется, если единодушие, кроме него, проявляют все члены группы. Если появляется хотя бы один «союзник», то тенденция подчиняться групповому давлению резко снижается. При этом не важно, какое количество членов группы составляет большинство. Группа из трех человек также может оказать максимальное воздействие на человека, как и большее количество единодушного большинства.

  • Значимость ситуации для испытуемого. Чем более значимой для человека является ситуация, тем ниже вероятность конформного поведения.

Когда говорят о конформизме, обычно имеют ввиду влияние большинства на меньшинство. Человек, включаясь в те или иные социальные группы, соотносит свои взгляды и принципы, с учетом тех, которые уже существуют в данном сообществе. Но бывают ситуации, когда под влиянием меньшинства изменялась та или иная позиция или ситуация.

С.Московичи разработал «конверсионную теорию» влияния меньшинства. Московичи утверждал, что важным фактором, определяющим эффективность влияния меньшинства, является стиль поведения называемый нонконформизм.

Н

Нонконформизм — демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт, независимо от мнения или поведения группового большинства.

онконформизм —демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт, независимо от мнения или поведения группового большинства (М.Р.Битянова). Это показатель уверенности человека в собственной позиции.

Выбрав для себя норму, человек занимает определенную внутреннюю позицию по отношению к своей группе.

Нормативное влияние меньшинства имеет как положительное, так и отрицательное следствие для группы. Меньшинство, высказывающее взгляды, отличные от групповых, способствуют появлению внутригрупповых конфликтов. В то же время влияние меньшинства побуждает группу к поиску новых аргументов в защиту своей позиции и появлению новых эффективных решений.

12. Феномен группового давления. Конформизм, конформность, конформное поведение. Эксперименты на конформность и их результаты

Конформисты отличаются тем, что изменяют свое поведение в направлении группового давления, т.е. соглашаются с требованиями группы так как нуждаются в одобрении и поддержке или испытывают тревогу. Конформисты оцениваются как податливые, заторможенные, нерешительные, слабо осознающие свою мотивацию и поведение.

Конформизм – это всеобъемлющий и полезный социальный процесс, который иногда не осознается нами, а иногда представляет собой инструментальное поведение для получения одобрения со стороны других.

Классическое исследование конформности было проведено в 1946 году Ашем. Испыту­емым сообщили, что они участвуют в исследовании восприятия, и просили сравнить стимульные линий с рядом стандартных линий, говоря эксперимента­тору, какая из линий была ближе по размеру к стан­дартной. (Милграм)

Западные исследователи выделяют три фактора конформности:

(1) нормативное влияние,

(2) ин­формационное влияние

(3) межличностное влия­ние.

Аш выделяет условия возникновения конформизма:

  1. Численность группы. Чем больше членов группы, тем выше конформизм.

  2. Состав группы. Если референтная группа, то конформизм выше.

  3. Сплоченность.

  4. Статус и авторитет членов группы.

  5. Наличие союзника

  6. Публичный ответ

  7. Человек с низкой самооценкой, иначе говоря, тепличность

13 Решение групповых задач. Социальная фасилитация, феномен «сдвига риска». Феномен «оггрупления мышления». Эффект социальной лени.

Феномен социальной фасилитации.

Этот феномен принято относить к пограничной области исследований индивидуальной и групповой психологии, но игнорировать закономерности его проявления было бы неразумно.

Проявлением этого феномена являются определенные последствия, вызываемые просто присутствием других людей, безотносительно к степени их активности. Обычно эти последствия связывают с эффективностью выполнения задачи и изменениями физиологического характера.

Ученые Ч.Бонд и Л.Титус, использовав процедуру мета-анализа 241 эмпирического исследования, пришли к следующим выводам. Присутствие других:

  • Повышает уровень физиологического возбуждения индивида, правда, лишь в том случае, если он выполняет сложную задачу.

  • Повышает скорость выполнения им простой задачи и понижает скорость выполнения сложной задачи.

  • Уменьшает точность сложного действия и слегка увеличивает сложность простого действия.

Феномен сдвига риска.

Групповое действие, как правило, качественно и количественно превосходит действие так называемого среднего индивида. Но для успеха группы в ней должен обязательно находиться человек, превосходящий своих партнеров в изобретательности и компетентности и, что весьма существенно, обладающий способностью к лидерству.

Лидер может оказывать сильное влияние на процесс выработки группового решения, делая его более рискованным, нежели решения отдельных членов группы. Сдвиг в направлении выбора индивидом более рискованного решения выступает как результат внутригруппового взаимодействия и сопутствующей ему дискуссии. Три гипотетических конструкта призваны объяснить возникновение феномена сдвига риска:

  • Гипотеза диффузии ответственности. Групповая дискуссия порождает эмоциональные контакты между членами группы и может привести к тому, что индивид будет испытывать меньшую ответственность за рискованные решения, поскольку они вырабатываются всей группой.

  • Гипотеза лидерства. Предполагается, что люди до дискуссии более склонные к выбору рискованных решений, стремятся также к большему господству и влиянию в групповой дискуссии. Такие люди, как правило, являются лидерами, поэтому окончательная степень группового риска может быть результатом влияний лидера группы.

  • Гипотеза риска как ценности. Основывается на идее социальной значимости, престижности риска в условиях жизни современного экономически развитого общества. Большинство людей стремится к принятию более рискованных решений, чтобы повысить свой статус в группе.

Но групповая дискуссия не обязательно ведет к усилению риска. В зависимости от типа и содержания экспериментальной задачи (например, при обсуждении ситуации, связанной с угрозой здоровью или жизни испытуемых) возможен сдвиг в сторону осторожности принимаемого группой решения.

Групповая поляризация.

Это явление возрастания экстремальности мнений в процессе принятия группового решения, размежевание позиций членов группы. Подчеркивается разница между понятиями «поляризация» и «экстремизация». Поляризация – это сдвиг в направлении к уже избранному индивидом полюсу. Экстремизация предполагает движение в сторону от нейтральности в любом направлении. Таким образом, поляризация есть всегда и экстремизация, но не наоборот. Сдвиг риска выступает частным случаем групповой поляризации.

В настоящее время имеют место две группы объяснительных моделей поляризационного эффекта:

  • Согласно первой, поляризация вызывается аффективными (нормативными процессами). Предполагается, что экстремальные мнения во многих жизненных обстоятельствах являются социально желательным фактором. Чтобы избежать неблагоприятной социальной оценки, так называемые средние члены группы будут сдвигать свои суждения в направлении экстремальной позиции.

  • Согласно второй, поляризация трактуется как результат действия когнитивных информационных процессов. Она возникает в условиях поиска членами группы убедительных аргументов в поддержку одной из имеющихся у них альтернатив.

Феномен огруппления мышления.

Этот феномен был открыт И.Джанисом в 70е годы. Огруппление мышления связано со снижением ментальной эффективности, способности к анализу реальных событий, моральных требований, что является результатом внутригрупповых давлений. Стремление к единомыслию оказывается важнее реалистической оценки возможных вариантов действий. Согласно И.Джанису, симптоматика феномена огруппления мышления характеризуется следующими признаками:

  • Иллюзия неуязвимости, следствием чего являются излишний оптимизм и тяга к чрезмерному риску.

  • Стремление дать рациональное объяснение, чтобы отбросить любые возможные возражения.

  • Вера в исповедуемые группой принципы поведения и игнорирование моральных последствий принимаемых решений.

  • Стереотипный взгляд на другие группы либо как на обладающие слишком негативными чертами, либо как на очень слабых или глупых.

  • Открытое давление на членов группы, выдвигающих аргументы против групповых стереотипов.

  • Самоцензура членов группы. Их готовность минимизировать собственные сомнения и контраргументы, касающиеся групповых решений.

  • Иллюзия единодушия относительно оценок, мнения, согласующихся с точкой зрения большинства.

  • Появление самозваных охранителей группового духа – индивидов, которые защищают группу от неблагоприятной информации, способной нарушить испытываемое ими чувство удовлетворенности принимаемыми решениями.

Эти характеристики можно рассматривать как производные от влияния многих других переменных, связанных:

  • С процессом выработки группового решения (например, лимитом времени или спецификой задачи).

  • С групповой структурой (например, стадией группового развития или поведением лидера).

  • С контекстом принятия решения (например, номами организации или степенью стресса, вызываемого внешней угрозой).

1) Почему сложные условия совместной деятельности…

1)Почему сложные условия совместной деятельностипредъявляют повышенные требования к межличностной совместимости? 
 Особое значение межличностнаясовместимость приобретает в сложных условиях совместной жизнедеятельности(космическом полете, экспедиции, альпинистском походе и т. д.), т. е.тогда, когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени,пространства, количества участников. Представьте, к примеру, замкнутоепространство космического корабля, где в течение длительного полета пребываетгруппа людей. Они вместе круглые сутки и в ходе работы, и во время отдыха.Выводы о том, насколько важна здесь совместимость членов экипажа, вы можетесделать без труда. 
2) Что влияет на совместимость людей в группе?  
 Общаяцель, сходство в каких-либо интересахихнамерения, цель, надежда на будущее, интересы, возраст
 3)В чем проявляется групповая сплоченность? Чторассматривают в качестве ее показателей? Чем лучше отношение к группе еечленов, тем сплоченнее группа, и наоборот. Известно и другое определениегрупповой сплоченности — как результата согласия, сходства ценностных ориентаций ивзглядов. Человек стремится бытьвместе с теми, с чьими установками и позициями он солидарен.Другими учеными сплоченностьрассматривается как результат согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов.    В качестве конкретныхпоказателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются:1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большееколичество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;2) степень привлекательности группы для ее членов — чем больше числотех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тем выше сила еепритяжения, а следовательно, и сплоченность; 3) степень удовлетворенияразличных потребностей индивида в группе — чем больше нужд удовлетворяетсяв группе, тем выше мотивация участвовать в ней, т. е. мотивационнаясплоченность (к основным потребностям, которыеиндивид может удовлетворить в группе, относятся потребности в принадлежности,общении, помощи, защите, власти, престиже, уважении и самореализации).  
 4)Что оказывает воздействие на уровень сплоченностигруппы?   Высокая степеньсогласованности взглядов, позиций, установок, мнений, оценок и действий членовгруппы в связи с непосредственными целями ее основной деятельности называетсяценностно-ориентационным единством группы. Ценностно-ориентационное единствосторонники данного подхода считают интегральным показателем сплоченностигруппы.
    5)При каких ситуациях можно вести речь о конформномповедении в группе?  
О конформности говорят тогда,когда имеет место конфликт между мнением индивида и мнением группы, и этотконфликт преодолевается в пользу группы. Суть этого явления имеет в обычномязыке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Наукаопределяет конформность как изменение в поведении иустановках людей, направленное на содействие действиям и поведению других.       
 6)Каковы достоинства и недостаткиконформизма? 
 Конформное поведение играет какположительную, так и отрицательную роль. С одной стороны, оно способствуетисправлению ошибочного мнения человека или его поведения, если более правильнымоказывается мнение или действия большинства. С другой стороны, конформноеповедение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения.Конформисты помогают принимать общие решения, но обычно не предлагают ничегонового.
  7) Что объединяет понятия «конформизм» и«нонконформизм»? Есть и другая категориялюдей — те, кто идет против течения, зная, что могут встретитьнедовольство, отвержение и даже ненависть. К этим людям применимо выражение«дух противоречия»: они во что бы то ни стало поступают вопреки мнениюокружающих, наперекор другим, любой ценой во всех случаях утверждаютпротивоположную точку зрения. Таких людей называют нонконформистами.  ·       Нонконформнаяреакция, как и конформная, обусловлена и определена групповымдавлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике«нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивидоказывается на стад

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *