Лад минор и мажор: Страница не найдена

Автор: | 24.12.1981

Содержание

Что такое мажорный лад. Мажорный лад

Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.

Само слово «минор» (ит. — minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально — «мягкий»).

Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику, то есть минорность совместного звучания, как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.

В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.

Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.

Минорный лад строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Тональность

Высотный уровень расположения лада, определяемый звуком тоники, называется тональностью. Размещение лада на тех же звуках, но в другой октаве, на определение тональности никакого влияния не оказывает, так как ни структура самого лада, ни названия его ступеней и их свойства от этого не меняются.

Наименование любой тональности определяется названием звука самой тоники (I ступени лада), но поскольку тональность всегда неразрывно связана с каким-либо определенным ладом (мажором или минором), то к ее наименованию обычно добавляется еще и указание на ладовое наклонение. Таким образом, полное наименование тональности, как правило, содержит в себе два компонента: 1) название тоники и 2) название лада, независимо от того, какой системой обозначений — слоговой или буквенной — пользуются при этом: до мажор(C-dur), ля минор(a-moll).

Названия мажорных тональностей по буквенной системе пишутся с прописных (заглавных) букв, а минорных — со строчных (малых). Иногда для краткости в буквенной системе опускаются слова dur или moll и тогда на ладовое наклонение указывает написание первой буквы (прописной или строчной).

Параллельные и одноименные тональности мажора и минора

Хотя исторически оба основных семиступенных лада — и мажор, и минор — развивались совершенно самостоятельно, не утрачивая при этом своих главных специфических признаков, все же между ними имеется и определенное родство: одинаковое количество ступеней, их аналогичное функциональное значение, те же направления ладовых тяготений и т.д. Гаммы некоторых сходных разновидностей обоих ладов (например, гармонического мажора и гармонического минора, или мелодического мажора и натурального минора и, наоборот, натурального мажора и мелодического минора), построенные от одного и того же звука, будут звучать почти одинаково, различаясь только звуком III ступени — главным и единственно точным признаком того или иного лада.

Лад представляет собой систему взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками

. Лад является организующим началом для звуков, благодаря которому они объединяются в иерархическую и функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд — это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки должны взаимодействовать между собой.

Наибольшее распространение в музыке получили два лада — мажорный и минорный. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенным таким образом, что между соседними ступенями образуется интервал большой или малой секунды. Диатонику можно трактовать как переход из одной ступени в другую .

Пример 1. Переход до ->ре

в диатонике возможен, так как при этом происходит переход из одной соседней ступени в другую. Переход си-диез->до-диез также возможен, так как при этом осуществляется переход между различными соседними альтерированными (повышенными или пониженными) ступенями. Переход до ->до-диез в диатонике невозможен, так как при этом осуществляется переход из одной ступени в эту же повышенную ступень. Вместо до ->до-диез в диатонике переход следует указывать как до ->ре-бемоль . Переход си-диез->ре-бемоль в диатонике также недопустим, так как при этом пропускается ступень до, находящаяся между си и ре . Поэтому вместо си-диез->ре-бемоль правильны переходом будет
си-диез->до-диез
.

Понимание следования ступеней в диатонике позволяет правильно строить тональности, о которых сейчас будет рассказано. То есть, в одной тональности первая побочная ступень будет называться до-диезом , а в другой тональности — ре-бемолем .

Порядок следования секунд как раз и определяет наклонение лада — мажорное или минорное.

В мажорном ладе секунды расположены в следующей последовательности:

б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2

Запомнить данную последовательность очень просто. Можно использовать фразу «б-б-м-б-б-б-м» или посмотреть на клавиатуру фортепиано. Белые клавиши от одной ступени до до соседней ступени до как раз и образуют данную последовательность:

до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Четыре первые ступени лада — I-II-III-IV- нижний тетрахорд, а четыре верхние ступени — V-VI-VII-VIII — верхний тетрахорд. Интервальное строение этих тетрахордов в натуральном мажоре идентично и равно б-б-м. Трактование 7-ступенного лада как последовательность двух тетрахордов в современной теории не используется (считается устаревшим), но благодаря им можно увидеть любопытные моменты. Например, строение нижнего тетрахорда задаёт наклонение лада (мажор или минор), а строение верхнего — его вид (натуральный, гармонический или мелодический).

Высотное положение лада задается тональностью . Тональность задается следующим образом: сначала называется тоника лада (первая ступень лада), а затем его вид, например: до-мажор

.

Рис. 1. Натуральный до-мажор

Натурадбный минорный лад отличается от мажорного другой последовательностью секунд:

б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2

Белые клавиши от ступени ля образуют минорный лад: ля-си- до-ре-ми-фа-соль-ля.

Рис. 2. Натуральный ля-минор

Разновидностями натурального лада являются гармонический и мелодический лады (рис. 3 и 4).

Гармонический мажор — понижена VI ступень. Звучание верхнего тетрахорда приобретает восточный оттенок.

Мелодический мажор — понижены VI и VII ступени. Понижение этих ступеней приводит к тому, что верхний тетрахорд мажора становится минорным (имеет структуру верхнего тетрахорда натурального минора) и приобретает мелодичное звучание.

Рис. 3. Виды мажорных ладов

Гармонический минор — повышена VII ступень. Повышение VII ступени приводит к возникновению восточного оттенка в верхнем тетрахорде и усилению тяготения данной ступени к тонике. Верхний тетрахорд в гармоническом миноре звучит более напряженно, по сравнению с его звучанием в натуральном миноре.

Мелодический минор — повышены VI и VII ступени. Повышение VI ступени позволяет сгладить переход от V к VII повышенной ступени (увеличенная секунда) и придает верхнему тетрахорду певучесть.

Рис. 4. Виды минорных ладов

Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые и буквенное обозначение. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:

I ступень — тоника, Т (основная нота)
II ступень — нисходящий вводный звук (разрешается в тонику путем понижения)
III ступень — медианта или верхняя медианта (от латинского media — средняя, поскольку находится посередине между I и V ступенями выше тоники)
IV ступень — субдоминанта, S (латинская приставка sub обозначает под)
V ступень — доминанта, D (от латинского «господствующий»). Данный звук является самым высоким.
VI ступень — субмедианта или нижняя медианта (находится посередине между IV и I ступенями и расположена ниже тоники)

VII ступень — восходящий вводный звук (разрешается в тонику путем повышения)

По функциональности ступени лада делятся на главные и побочные. I, IV и V — это главные ступени лада, а II, III, VI и VII — побочные. От главных ступеней строятся главные аккорды лада, о которых будет рассказано далее. Сейчас же просто запомним их.

Рис. 5. Главные и побочные ступени лада

Каждая ступень лада характеризуется степенью устойчивости. Можно сказать, что неустойчивый звук — запятая в предложении, а устойчивый — точка. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить игрой устойчивого звука. Неустойчивым звукам свойственно тяготение к устойчивым звукам, подобно тому, как предметы на поверхности земли притягиваются к земному шару. Переход неустойчивого звука в устойчивый называется

разрешением .

Рис. 6. Устойчивые и неустойчивые ступени лада

Устойчивость и неустойчивость ступеней различна. Самая устойчивая ступень — I ступень лада (тоника). Значительно меньшей устойчивостью обладают ступени III и V. Неустойчивые ступени — II, IV, VI и VII. Степень тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым различна. Она зависит от:

  • степени устойчивости устойчивого звука
  • интервала, образованного между неустойчивым и устойчивым звуком. Полутоновое тяготение проявляется сильнее тонового.

В случае натурального мажора ситуация выглядит следующим образом:

  • VII -> I — самое сильное тяготение, поскольку I ступень (тоника) является самым устойчивым звуком в ладе, а тяготение полутоновое
  • II -> I сильнее II -> III, так как I ступень устойчивее III
  • полутоновое тяготение IV->III сильнее тонового IV-> V
  • VI разрешается только в V, так как VII — неустойчивая ступень

II и IV ступени имеют два разрешения, VI и VII ступени по одному (рис. 6). Знание отношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями позволяет играть простейшие мотивы (минимально возможный осмысленный фрагмент мелодии): сначала играется неустойчивый звук, а затем он разрешается в устойчивый звук.

В системе лада звук приобретает новые характеристики — степень устойчивости и функциональность. Сам лад входит в систему строя, а строй — в систему звукоряда (рис. 7).

Рис. 7. Взаимосвязь между звуком и окружающими его системами

Интервалы и лад

Интервал состоит из двух ступеней, поэтому устойчивость интервала будет зависеть от устойчивости входящих в него ступеней. Наибольшей неустойчивостью и напряжением в звучании обладают тритоны. В натуральном мажорном и минорном ладах их два: уменьшенная квинта VII-IV ступени и увеличенная кварта IV-VII ступени. Интервал VII-IV разрешается в большую терцию I-III, а интервал IV-VII в малую сексту III-I.

Интервалы можно строить либо от заданной ноты , либо в заданной тональности . На предыдущей странице были рассмотрены все простые интервалы, построенные от ступени до . В натуральном до-мажоре нет ступеней, которые соответствуют черным клавишам, поэтому в этой тональности невозможно (без использования хроматизмов — повышенных или пониженных ступеней) построить интервалы от ступени до, в которые входит черная клавиша. Но это не значит, что, например, малой секунды в натуральном до-мажоре нет. Такой интервал существует и строится от III и VII ступени: ми-фа, си-до . Построение интервалов без относительно к тональности — это упражнение. Практическую пользу даёт умение строить интервалы в тональности. Если хроматизмы использовать нельзя, то построение интервала в тональности может быть выполнено только с использованием диатонических ступеней .

В музыке, как уже говорилось, всё относительно. Новое окружение может вносить дополнения и коррективы. К настоящему моменту вы знаете, что интервалы могут существовать в системе звукоряда (они могут быть построены от любой ступени звукоряда) или в системе лада в той или иной тональности (интервалы строятся на диатонических ступенях). В системе звукоряда основная характеристика гармонического интервала — характер его звучания (консонирующие и диссонирующие интервалы). В системе лада интервалы приобретают новое важное свойство — функциональность.

На рис 8. показаны два интервала — чистая кварта и чистая квинта. Зеленым цветом выделены устойчивые ступени лада.

Рис. 8. Интервалы от I ступени натурального мажорного лада (до-мажор)

Оба этих интервала входят в одну группу — интервалы совершенного консонанса и по этой причине в системе звукоряда невозможно определить, какой из этих интервалов звучит мелодичнее. Чем интервалы, построенные от ступени до, отличаются от этих же интервалов, построенных от ступни ре ? Ничем, если не принимать во внимание интервал входящих в них частот.

Если рассмотреть эти интервалы в системе лада, то корректно говорить, что они построены не от ступени до, а от I-й ступени лада. Чистая квинта образована устойчивыми ступенями лада — I и V, а чистая кварта — устойчивой и неустойчивой — I и IV. В системе лада интервалы, образованные устойчивыми ступенями звучат, соответственно, менее напряженно. Чистая квинта от I ступени звучит более устойчиво (менее напряженно) чистой кварты. То есть, система лада позволила увидеть различие между рассматриваемыми интервалами.

На рис. 9. показаны те же интервалы, но построенные от II ступени лада.

Рис. 9. Интервалы от II ступени натурального мажорного лада (до-мажор)

Теперь квинта образована неустойчивыми ступенями II и IV, а в кварту входит устойчивая ступень (V). Теперь кварта звучит устойчивее квинты.

Функциональность интервалов нагляднее всего демонстрируется на примере малой и большой терции. В системе звукоряда эти интервалы относятся к несовершенному консонансу, то есть, по степени благозвучности они уступают чистой кварте и квинте. Однако в системе лада эти интервалы определяют вид трезвучия: если первый интервал в трезвучии является большой терцией, то получается мажорное звучание, если же первый интервал является малой терцией, то получается минорное звучание. Чистая кварта не используется в трезвучии, а чистая квинта не влияет на вид аккорда. Возникает вопрос, какая характеристика имеет больший приоритет в системе лада — степень благозвучности или функциональность? В системе лада большую значимость имеет функциональность интервала.

Взаимосвязь тональностей

От 12 хроматических ступеней октавы можно построить большое количество мажорных и минорных тональностей На практике ограничиваются 15 мажорными и 15 минорными тональностями, руководствуясь принципом разумности. Зачем что-то усложнять, если то же самое можно сделать просто? Никто не запрещает, например, использовать тональность си-диез-мажор (рис. 10).

Рис. 10. Тональность си-диез-мажор

Попробуйте сыграть эту гамму (крестики перед ступенями — дубль-диез — повышение на 1 тон). Непросто? А на самом деле это тональность до-мажор. В до-мажоре нет знаков при ключе, а в тональности си-диез-мажор их будет двенадцать.

Как научиться строить любую тональность без их заучивания? Во-первых, нужно запомнить порядок следования знаков при ключе. Диезы следуют в таком порядке: фа-до-соль-ре-ля-ми-си. Бемоли следуют в таком порядке: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Во-вторых, нужно хорошо помнить тоновое строение мажорного и минорного ладов. В-третьих, нужно запомнить, что мажорный и минорный лад — лады, состоящие из семи диатонических ступеней.

Пример 2. Требуется построить тональность ми-мажор и определить знаки для неё. Вспомним, что мажорный лад имеет тоновое строение «б-б-м-б-б-б-м». После этого начинаем построение ми-мажорной тональности от ноты ми:

В тональности ми-мажор четыре диеза: фа, до, соль, ре.

Пример 3. Требуется построить тональность ми-минор и определить знаки для неё. Вспомним, что минорный лад имеет тоновое строение «б-м-б-б-м-б-б». После этого начинаем построение ми-мажорной тональности от ноты ми:

В тональности ми-минор один знак — фа-диез. Почему фа-диез, а не соль-бемоль? Потому что в последнем случае получится следующее:

То есть, вместо семи ступеней используется шесть ступеней, а минорный лад должен состоть из 7 ступеней. К тому же, в диатонике переход с пропуском ступени недопустим, а в этом примере пропущена ступень фа.

Пример 4. Требуется построить тональность фа-мажор и определить знаки для неё.

В тональности фа-мажор один знак — си-бемоль

15 мажорных тональностей — тоже немало. Зачем нужно столько мажорных тональностей? С точки зрения построения все мажорные лады одинаковые и имеют одинаковый интервальный состав (б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2). А вот с точки зрения характера звучания один мажорный лад отличается от другого мажорного лада. Проверить это просто, используя формулу для определения частот ступеней в равномерно темперированном строе F=440*2 i/12 . Давайте определим, какой диапазон частот заключен в одном тоне между ступенями первой октавы ля и си, до и ре . В первом случае 440*2 0/12 — 440*2 1/12 = 53,8833 Гц, а во втором 440*2 -9/12 — 440*2 -7/12 = 32,0392 Гц. Разница видна невооруженным взглядом. На практике это означает то, что песня в одной мажорной тональности будет звучать веселее и ярче, чем в другой мажорной тональности. Тоже самое можно сказать о любых тональностях. Переход в другую тональность при транспонировании не изменяет гармонию, но приводит к изменению окраски и характера звучания композиции. Проверить это можно путем сравнения звучания midi-файла в разных тональностях.

Тональность — это высотное положение лада. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику и составляется из обозначения тоники и лада, т.е. слова мажор или минор.

Мажорный лад — это лад, это лад, устойчивые звуки которого образуют большое, или мажорное трезвучие.

Мажорный лад бывает трёх видов:

  • · Натуральный мажор — имеет строение Т-Т-П-Т-Т-Т-П.
  • · Гармонический мажор — мажор, с пониженной VI ступенью, имеет строение Т-Т-П-Т-П-1/2Т-П,
  • · Мелодический мажор — понижаются VI и VII ступени; имеет строение Т-Т-П-Т-П-Т-Т.

Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В основе любой отдельной мелодии и музыкального произведения всегда лежит определённый лад.

Расположение звуков лада в порядке высоты (начиная от тоники — I ступени и до тоники следующей октавы) называется гаммой. Звуки гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами. Из них I, III и V ступени являются устойчивыми, а II, IV, VI и VII ступени — неустойчивыми. Неустойчивые ступени по тяготению разрешаются в соседний устойчивый звук.

Минорный лад — это лад, это лад, устойчивые звуки которого образуют малое, или минорное трезвучие.

Минорный лад бывает трёх видов:

  • · Натуральный минор — имеет строение Т-П-Т-Т-П-Т-Т.
  • · Гармонический минор — минор, с повышенной седьмой ступенью; имеет строение Т-П-Т-Т-П-1/2Т-П.
  • · Мелодический минор — повышаются VI и VII ступени; имеет строение Т-П-Т-Т-Т-Т-П.

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор . Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон ) , в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона ). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: и .

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V) , неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII) . Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это , она имеет название тоника . Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие , это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию , узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада , основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Три вида мажорного лада
Чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют три вида: натуральный, гармонический и мелодический. Основа у всех видов одна. В гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступени (VI и VII) . В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

Натуральный мажор.

Натуральный мажор — это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора натуральный в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: 1т-1т-0,5т-1т-1т-1т-0,5т.



Вот примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный С (до мажор) , гамма G (соль мажор) в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального F (фа мажор) :



Гармонический мажор.

Гармонический мажор

– это мажор с пониженной шестой ступенью (VIь) . Эта шестая ступень понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. И лад приобретает восточный оттенок.
Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей: С (до мажор) , G (соль мажор) и F (фа мажор) .

В C (до мажоре) появился aь (ля-бемоль) – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В G (соль мажоре) появился знак eь (ми-бемоль), а в F (фа-мажоре) – dь (ре-бемоль).

Мелодический мажор.

Как и в мелодическом миноре, в

мажоре изменяются сразу две ступени – VI и VII , только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются . Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем .
Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступени – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
Нотные примеры мелодического мажора — тональности С (до мажор), G (соль мажор) и F (фа мажор):



В мелодическом C (до мажоре) в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – bь (си-бемоль) и аь (ля-бемоль). В G (соль мажоре) сначала отменяется F# (фа-диез) — понижается седьмая ступень, а затем появляется бемоль перед нотой e (ми) — понижается шестая ступень. В мелодическом F (фа мажоре) появляются два бемоля: еь (ми-бемоль) и dь (ре-бемоль).

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Лады и гаммы

Лад — одно из самых загадочных понятий в музыкальной теории (почти столь же загадочное, как само понятие «музыка»). Вот определение из «Музыкального энциклопедического словаря»:

ЛАД — приятная для слуха согласованность звуков по высоте <…>; системность высотных связей, объединенных центральным звуком (или созвучием), а также воплощающая её конкретная звуковая система (чаще всего в виде звукоряда).

Обычно подобные абстрактно-философские дефиниции бесполезны для того, кто заранее не знает, о чем идет речь. Поэтому, пожертвовав лаконичностью, попробуем познакомиться с понятием лада поэтапно.

Как мы уже знаем, наша музыкальная система включает двенадцать звуков (с точностью до октавного переноса). Однако, во-первых, любое конкретное музыкальное произведение, как правило, использует не все 12 звуков, а только часть из них, причем набор используемых звуков не случаен. Во-вторых, используемые звуки неравноправны — в их системе образуется некое подобие иерархии — одни звуки, условно говоря, «важнее» других.

Лад строится так: из 12 звуков определенному правилу выбирается несколько, и один из них назначается тоникой, т.е. «главным» звуком.

Сколько именно выбирают звуков для лада? В европейской традиции — семь, т.е. европейские лады семиступенны.

По какому правилу выбираются эти звуки? По формуле, которая уникальна для каждого лада. Формула — это ряд величин интервалов между соседними звуками лада. Пример формулы лада:

1 тон     1 тон     1 полутон     1 тон     1 тон     1 тон

Первый интервал (1 тон) — расстояние от тоники (первого звука лада) до второго звука лада. Второй интервал (также 1 тон) — расстояние от второго звука лада до третьего. Между третьим и четвертым звуками лада будет интервал 1 полутон. И так далее.

Назначим ноту c (до) — тоникой и попробуем построить целый лад по вышеприведенной формуле, т.е. выписать все ноты этого лада:

c   d   e   f   g   a   h

Мы получили с детства каждому известную последовательность до ре ми фа соль ля си.

Лад, который мы построили называется натуральным мажором.

Каждую ноту лада называют ступенью и нумеруют ступени римскими цифрами, начиная с I (ступень I — это тоника). Таким образом, например, V ступень натурального мажора, построенного от тоники с, — это нота g (соль).

Выписывая ноты лада, принято повторять тонику еще раз в конце:

c   d   e   f   g   a   h   с

Такая последовательность нот лада, проигранная от тоники до тоники, называется гаммой.

Так же, в формулу лада добавляют в конце еще один интервал: между последней ступенью и тоникой следующей октавы. Таким образом, формула натурального мажора следующая:

1 т.   1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.   1 т.   ½ т.

(сокращение «1 т.» обозначает тон, «½ т.» — полутон).

Конечно же, тоникой натурального мажора не обязана быть нота с — его, как и любой лад, можно построить от любой ноты. Построим его от ноты d — просто применим ту же формулу, но начнем отсчитывать от другой тоники:

d   e   f♯   g   a   h   c♯   d

Отметим, что III и VII ступени следует называть именно f♯ и c♯, а не g♭ и d♭. Общее правило тут такое: все ступени лада следует называть от разных основных нот. Т.е. если в ладу присутствует g, то g♭ уже появиться не может. Это правило позволяет однозначно поименовать все ступени любого семиступенного лада, построенного от любой тоники.

Таким образом, можно простроить 12 различно звучащих натуральных мажоров — от каждого из двенадцати имеющихся звуков.

Вообще, ладов существует великое множество, но для нас, помимо натурального мажора, будут представлять интерес следующие.

Гармонический мажор

Формула: 1 т.   1 т.   ½ т.   1 т.   ½ т.   1½ т.   ½ т.

(1½ т. означает полтора тона, т.е. 3 полутона).

Нотный состав от ноты до: c   d   e   f   g   a♭   h   с.

Как видно, в гармоническом мажоре, по сравнению с натуральным, понижена на полтона VI ступень.

Мелодический мажор

Формула: 1 т.   1 т.   ½ т.   1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.

Нотный состав от ноты до: c   d   e   f   g   a♭   b   с.

В мелодическом мажоре, по сравнению с натуральным, на полтона понижены VI и VII ступени.

Натуральный минор

Формула: 1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.

Нотный состав от ноты до: c   d   e♭   f   g   a♭   b   с.

Натуральный минор отличается от натурального мажора пониженными на полтона III, VI и VII ступенями.

Гармонический минор

Формула: 1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.   ½ т.   1½ т.   ½ т.

Нотный состав от ноты до: c   d   e♭   f   g   a♭   h   с.

Гармонический минор отличается от натурального минора повышенной VII ступенью.

Мелодический минор

Формула: 1 т.   ½ т.   1 т.   1 т.   1 т.   1 т.   ½ т.

Нотный состав от ноты до: c   d   e♭   f   g   a   h   с.

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными VI и VII ступенями.

Таким образом, мы узнали шесть музыкальных ладов: три мажорных и три минорных. Закономерно возникает вопрос: откуда берутся названия ладов? Почему одни называются мажорными, а другие минорными? Что вообще означают эти слова — мажор и минор?

На самом деле все очень просто: мажорным называется любой семиступенный лад, у которого III ступень отстоит от тоники на 2 тона (4 полутона). Минорным называется любой семиступенный лад, у которого III ступень отстоит от тоники на полтора тона (3 полутона).

Вы, конечно, знаете, что мажор считается в музыке светлым и торжественным, а минор — темным и печальным. Действительно, если вы сравните, как звучат гаммы любого мажорного и любого минорного ладов, указанная разница будет «бросаться в уши». Но почему так происходит? Почему понижение III ступени делает лад «темным»? Достоверного ответа на этот вопрос современная музыкальная теория не дает. Однако существуют гипотезы, одну из которых я изложу в отдельной статье. Для практического владения музыкальной грамотой этих подробностей, впрочем, знать не обязательно.

Принадлежность лада к мажору или минору называется наклонением лада.

Мелодия и лад в музыке – Самоучитель по гитаре

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосым следованием музыкальных звуков на основе определенной системы. Эта система связана с делением звуков на устойчивые (опорные) и неустойчивые, тяготеющие в устойчивые звуки. (Тяготение, в результате которого совершается переход неустойчивого звука в устойчивый, называется разрешением).

Система тяготения звуков, из которых одни устойчивы, а другие неустойчивы, называется ладом. Термин «лад» в этом понимании не следует смешивать с ладами на грифе гитары.

В музыке существует много различных ладовых систем. Наиболее употребляемые из них это мажорный и минорный лад. Каждый звук лада называется ступенью. Ступени лада обозначаются римскими цифрами: I, II, III IV, V, VI, VII. Построение лада и отсчет его ступеней ведутся в восходящем порядке звуков. Рассмотрим звукоряд натурального мажорного лада. Нетрудно проверить, что формула построения (расстояние между соседними звуками) натурального мажорного лада такова: тон, тон (то есть 2 тона), полутон, тон, тон, тон (то есть три тона), полутон. Распространенной разновидностью мажорного лада является гармонический мажор. Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что его VI ступень понижена на полтона по сравнению с VI ступенью натурального мажора.

Существует еще одна разновидность мажорного лада — мелодический мажор. Мелодический мажор отличается от натурального мажора тем, что его VI и VII ступени понижены каждая на полтона по сравнению с теми же ступенями натурального мажора. Теперь приступим к рассмотрению звукоряда натурального минорного лада. Не забудьте обращать внимание на ключевые знаки альтерации. Формула построения натурального минорного лада такова: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Основной разновидностью минорного лада является гармонический минор. Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что его VII ступень повышена на полтона по сравнению с VII ступенью натурального минора.

Частой разновидностью минорного лада является мелодический минор. Мелодический минор отличается от натурального минора тем, что при следовании звука от нижнего к верхнему его VI и VII степени повышены каждая на полтона. При следовании звуков от верхнего к нижнему повышение VI и VII ступеней отменяется, и мелодический минор становится аналогичным натуральному минору.

В мажоро-минорной системе ладов I ступень лада (звук, от которого строится звукоряд лада) является наиболее устойчивой. Этот звук называется тоникой лада. Остальные ступени лада неустойчивы.

Похожие материалы

Theta Music Trainer: Ear Training and Music Theory

Лад это набор нот сгруппированных вместе в определённый набор. Наиболее используемые в популярной музыке лады — это мажор и минор. Ноты мажорного лада нумеруются от 1 до 8, с тоникой — номером 1 и другими нотами, которые последовательно двигаются вверх, к октаве — номеру 8.

 

Мажорные лады

В мажорном ладу ноты организованы в определённую последовательность тонов и полутонов. Полутон это ближайшее расстояние от одной до другое ноты. На фортепиано, расстояние от чёрной клавиши до ближайшей белой — это полутон. Тон — равен двум полутонам. Чтобы построить мажорный лад начиная от любой ноты, используйте следующую последовательность тонов (W) и полутонов (H): Вот несколько примеров:

 

C мажор:12345678
CDEFGABC
D мажор:12345678
DEF#GABC#D
G мажор:12345678
GABCDEF#G
Обратите внимание на то, что последовательность тонов и полутонов (тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон) всегда одна и та же, независимо от того, какая нота является тоникой. Первый шаг в развитии слуха — заучивание наизусть последовательности тонов и полутонов для мажорного лада и номеров для каждой ноты в ладу. Номера лада, часто называют ступенями.

Минорные лады

В сравнении с мажорными ладами, минорные лады обладают более грустным и тяжёлым звучанием. Они так же имеют свою собственную последовательность и порядок. Вот последовательность тонов (W) и полутонов (H) для построения минорного лада: А вот несколько примеров минорного лада:

C минор:12b345b6b78
CDEbFGAbBbC
D минор:12b345b6b78
DEFGABbCD
G минор:12b345b6b78
GABbCDEbFG

 

Как вы можете видеть, в минорных ладах использована последовательность тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Чтобы создать минорных лад от любой клавиши, начните с тоники этого лада, и добавляйте ступени лада, следуя этой последовательности.
Вы можете использовать клавиатуру фортепиано снизу чтобы посмотреть и послушать примеры любого мажорного или минорного лада. Просто выберите тонику (начальный тон или основу лада), нажмите кнопку «играть» для мажорного или минорного лада, и наблюдайте какие ноты используются для построения лада.

Игра отбить ноты и Падающие ноты будут тренировать Вас быстро находить ступень лада указывая её номер, как только Вы услышали её звучание. Это усилит Ваше чувство относительной звуковысотности.

Отбить ноты

Чаще всего Вы слышите музыку построенную на звучании мажорного или минорного лада. Как музыкант, Вы должны быть очень хорошо знакомы с нотами этих ладов во всех тональностях. В этой игре, мы взяли концепцию ознакомления со звучанием нот мажора и минора и проработали её в разных тональностях. Игра Отбить Ноты будет развивать Ваш слух для распознавания ступеней звукоряда которые когда либо могут встретится в популярной музыке.

Играть

Падающие ноты

Музыкальный слух, с помощью которого можно определять ноты в предложенной тональности называется ‘относительный слух’. Этот навык является основным для освоения игры на слух. Игра Падающие Ноты наша завершающая игра в серии падающих нот. Она заострит Ваше чувство относительной звуковысотности. Эта игра развивает те же навыки что и игра Отбить Ноты, но использует более широкий диапазон октав, а так же более широкий инструментальный состав.

Играть

Вокальные ступени (мажор) (необходимы микрофон и наушники)

Один из путей для распознавания нот мелодии на слух это близкое знакомство с мажорными и минорными ладами, чтобы Вы могли спеть любую ступень этого лада без необходимости остановиться и подумать. Игра Вокальные Ступени поможет Вам усвоить звучание ступеней звукоряда, предлагая сначала прослушать набор аккордов, а затем спеть определенную ступень лада в данной тональности.

Играть

Вокальные ступени (минор) (необходимы микрофон и наушники)

Наилучший путь для запоминания звучания ступеней звукоряда — пение этих ступеней во всех двенадцати тональностях. Минорные тональности имеют особый набор ладовых тяготений, и для их усвоения лучше работать с минорными ладами отдельно от их мажорных соседей.

Играть

Минор или мажор? — Музыка

Зря спорите — послушайте аксакала , закончившего муз 7-летку .

Ладно, ладно… Куда нам со своей консерваторией… снимаю перед Вами шляпу и падаю престыженно ниц…

Минор или мажор определяется не набором звуков , а последовательностьб их чередования.

А если аккордами играть? Там ведь ноты звучат одновременно.. и что, тональность уже не определяется? И в маж, и в мин. можно сыграть напр. простейшую последовательность — T, S, D, Т. Не говоря уже о любой мелодии, которую можно превратить из мажорной в минорную, и наоборот, не меняя последовательность ступеней лада.

Между звуками в музыке мин расстояние считается — полутон , 2 полутона ето — тон . Короче , берем все белые клавиши на ф-но ( без черных ) , такой набор звуков соответствует До мажору или Ля минору , т е если играть мажорный звукоряд  ( тон-тон — полутон , три тона — полутон ) начиная с ноты До , однако , если играть от ноты Ля получится минорный натуральный звукоряд (тон-полутон -2 тона-полутон-тон ).

Все правильно. (Т.к. здесь народ на практике в основном знаком не с фо-но, а с гитарой, то я объясняла то же самое на примере гитарных ладов.)

Никакая тональность называется хроматической , т е ето если играть по очереди все черные и белые клавиши — полутон , полутон и тд …

Эх, Вам бы теоретиком… термин-то какой: «никакая тональность» = «хроматическая» Хроматических тональностей не бывает, а чередование полутонов — это хроматическая гамма. Назовите мне хоть одно произведение, написанное в «хроматической тональности», а?

Переход из мажора в минор , особенно родственные, т е состоящие из одних звуков — явление сплошь и рядом и иногда даже незаметное , отклонение от тональности , наз модуляцией — реже , хотя может встречаться ( вообще это все по прихоти композитора )

ОК, если так хочется быть точным, то: «Отклонение — временный уход в другую тональность без каденционного закрепления». «Модуляция — переход в др. тональность с каденционным закреплением». Не надо путать. При этом, переход в родственные тональности делается быстрее и проще, в далекие — сложнее (т.е. для этого используется больше модулирующих аккордов). Но если модуляция или отклонение задуманы как плавный переход и реализованны грамотно, то это в любом случае «уши не режет» и происходит незаметно.

так что то что произв всегда пишется в одной тональности — неправда.

Речь тут шла не о произведениях «вообще», и тем более не о классике, а об эстрадных песнях. Чаще всего, они настолько короткие, что делать модуляцию для композитора просто нет смысла. А уж, чтобы одна песня начиналась в миноре, а заканчивалась в мажоре (и наоборот) — это вообще нонсенс… Если модуляция и происходит, то не внутри куплетов, а между ними — для эффекта возрастающего напряжения или смыслового отделения одного куплета от другого (напр., когда вступают разные солисты). Типичный пример песни с двумя модуляциями — всем известная «Bell» из нашумевшего мюзикла. Но все куплеты в ней остаются минорными, хотя проводятся в 3-х тональностях.

Уф , устал …

Сочувствую

минорных аккордов в мажоре

Вопрос: Привет, добрый день. Я немного запутался, когда дело доходит до аккордов / аккордов. Дело в том, что если я использую гамму, скажем, соль мажор, я бы играл аккорды (трезвучия) G, C и D мажор, поскольку ноты, составляющие аккорды, находятся в гамме. Но могу ли я также сыграть минорные аккорды в мажорной гамме и мажорные аккорды в минорной гамме?

Если я могу играть минорные аккорды в гамме G мажор в прогрессии, будут ли минорные аккорды Am, Bm и Em подходящими аккордами в гамме G мажор? Мне пришлось спросить, потому что я видел видео на YouTube, где в прогрессии была смесь мажорных и минорных аккордов, и я не уверен, следует ли смешивать мажорные и минорные аккорды.

Уточните, пожалуйста; Спасибо за ваше время.

— J. B.

Ответ Альберта: Абсолютно желательно играть аккорды противоположного режима в данной тональности. Минорные трезвучия встречаются в каждой мажорной гамме, а мажорные трезвучия — в каждой минорной гамме.

На следующей диаграмме на примере соль мажор показаны результаты построения триады на каждой из ступеней крупной шкалы:

Старшие трезвучия обозначаются заглавными буквами, а второстепенные — строчными.Маленький кружок или знак градуса (°) рядом с градусом шкалы 7 указывает на то, что трезвучие уменьшено, а не мажор или мажор.

Таким образом, в мажорной ладе триада, построенная на ступени шкалы 1 (называемая тоникой ), является мажорной, на шкале ступени 2 ( супертоник ) минорной, ступени шкалы 3 ( медиант ) минорной, ступени шкалы 4 ( субдоминанта ) мажор, ступень шкалы 5 ( доминанта ) мажор, ступень 6 ( субмедиант ) минор и ступень 7 ( ведущий тон ) уменьшились.

Наиболее распространенные аккорды в мажорной тональности, тонические, субдоминантные и доминантные трезвучия (или доминантная седьмая часть, если добавлена ​​дополнительная треть), также находятся в мажорной ладе. Этот факт не должен мешать вам использовать другие аккорды, в том числе аккорды, не входящие в гамму, в свои импровизации и композиции.

Большинство этих аккордов перевернуты в минорном режиме:

В минорной шкале триада, построенная на шкале ступень 1 является второстепенной, на шкале ступень 2 — уменьшенная, ступень шкалы 3 большая, ступень 4 второстепенная, ступень 5 второстепенная, ступень шкалы 6 мажорная и ступень 7 мажорная.

Некоторые аккорды изменяются соответствующим образом, если ступень гаммы 7 повышается до ведущего тона, на полшага ниже тоники. Это происходит в гармонической минорной шкале, хотя важно отметить, что ступень шкалы 7 обычно повышается только для аккордов на ступенях шкалы 5 (особенно для формирования доминирующей или доминирующей септакты) и 7 (создавая уменьшенную триаду ведущих тонов, часто используется как доминирующий заменитель):

В конце концов, композиторы могут делать все, что хотят. Очень важно изучать законы гармонии, но в конечном итоге ваши уши должны быть вашим проводником.

Начните свое НОВОЕ фортепианное путешествие

Давайте оставаться на связи, и я смогу помочь вам осуществить вашу мечту — играть на пианино так легко и красиво, насколько это возможно.

Я буду присылать вам уроки и новости, которые помогут вам на вашем пути.

Ваш учитель,

Альберт

Мы никогда не будем продавать вашу информацию ни по какой причине.

мажорная и минорная гаммы — «Если знаешь мажор, то знаешь и минор» (Часть 1)

Изучить связь между мажорной и минорной гаммами действительно просто, если вы поймете ярлык, который мы собираемся описать в этом сообщении в блоге.

Если вы знаете этот трюк, нет абсолютно никаких причин подходить к минорной гамме отдельно от мажорной. Я повторяю — выбросьте то, что вы узнали о формировании мелких чешуек, в окно, если только вы не хотите идти тяжелым путем.

Почему?

Потому что, если вы знаете свои мажорные гаммы, вы автоматически узнаете и минорные гаммы. Это практически не требует дополнительной работы!

Демистификация основных и малых масштабов

Рассмотрим масштаб до мажор:

Это: C D E F G A B C.(Мы не рассказываем, как формировать мажорные гаммы, но для быстрого доступа к этому нажмите здесь).

Что, если бы я сказал вам, что существует минорная гамма, в которой используются те же ТОЧНЫЕ ноты, что и до мажор… в том же точном порядке? Что, если бы я сказал вам, что единственное, что вам нужно сделать, это переместить начальную и конечную ноты на несколько клавиш, и все готово?

Что ж, это так просто!

Вот что вы делаете…

Сначала пронумеруйте эту шкалу до мажор, чтобы она выглядела примерно так:

C — 1, D — 2, E — 3, F — 4, G — 5, A — 6, B — 7.

Во-вторых, найдите 6-й тон. Если вы правильно пронумеровали шкалу до мажор, это должна быть «А».

(В других уроках мы рассмотрели «режимы» и то, почему мы называем 6-ю степень «эолийским режимом». Но мы сделаем этот урок простым).

Наконец, не меняя порядка нот, просто начинайте и заканчивайте гамму с «A».

Это означает, что вы буквально берете шкалу до мажор:

… И проигрывая от «А» до «А». Конечный результат:

Вы меняли порядок заметок? НЕТ.
Включены ли какие-нибудь новые ноты, которые не были до мажор? НЕТ.
Извлечены ли какие-нибудь ноты до мажор? НЕТ.

Подобно тому, как если бы шкала находилась под микроскопом, вы буквально сместили взгляд на шкалу на пару нот и вуаля, вы создали минорную гамму! И это действительно так просто.

Отношения между до мажор и ля минор имеют название. Мы называем до мажор «относительным мажором» ля минор, а ля минор — «относительным минором» до мажор.

Ага, они родственники.У них много общего, и у них одна и та же ДНК.

Вот отношения между всеми остальными мажорными и минорными гаммами:

до мажор — ля минор
фа мажор — ре минор
си мажор — соль минор
ми мажор — до минор
аб мажор — фа минор
Db мажор — си минор
Gb мажор — ми минор
си мажор — соль минор
ми мажор — C # минор
ля мажор — F # минор
ре мажор — си минор
соль мажор — ми минор

«Если ты знаешь свою специальность, ты знаешь и несовершеннолетнюю!»

Увидимся в следующий раз!

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

Привет, я Джермейн Григгс, основатель этого сайта. Мы учим людей выражать себя с помощью языка музыки. Подобно тому, как вы свободно говорите и слушаете, музыку можно наслаждаться и играть точно так же … если вы знаете правила «языка»! Я начал этот сайт в 17 лет в августе 2000 года, и более чем через десять лет мы помогли буквально миллионам музыкантов на этом пути. Наслаждаться!

гаммы минор для фортепиано — обзор с иллюстрациями

Есть не одна, а три минорных гаммы, все они представлены здесь со схемами клавиатуры, нотами и аппликатурой.Три группы минорных гамм:

Натуральная малая шкала часто упоминается просто как «малая шкала». Эта шкала может сбивать с толку, потому что она в некотором роде идентична основной шкале. Шкала ля минор включает в себя точно такие же ноты, что и шкала до мажор, что составляет относительных тональностей (подробнее об этом ниже). См. Также арпеджио.

Чешуя мелкая натуральная

Вот изображения и ноты весов.

А минор


Ноты: A, B, C, D, E, F, G, A
Аппликатура (LH): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (RH): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5

A # / Bb Минор


Ноты: A #, C, C #, D #, F, F #, G #, A #
Аппликатура (LH): 2, 1, 3, 2, 1, 4, 3, 2
Аппликатура (RH): 2, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4

си минор


Ноты: B, C #, D, E, F #, G, A, B
Аппликатура (LH): 4, 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1
Аппликатура (RH): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5

до минор


Ноты: C, D, Eb, F, G, Ab, Bb, C
Аппликатура (LH): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (RH): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5

C # / Db второстепенный


Ноты: C #, D #, E, F #, G #, A, B, C #
Аппликатура (LH): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (RH): 3, 4, 1, 2, 3, 1, 2, 3

ре минор


Ноты: D, E, F, G, A, Bb, C, D
Аппликатура (LH): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (RH): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5

D # / Eb минор


Ноты: D #, F, F #, G #, A #, B, C #, D #
Аппликатура (LH): 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3, 2
Аппликатура (RH): 3, 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3

ми минор


Ноты: E, F #, G, A, B, C, D, E
Аппликатура (LH): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (RH): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5

фа минор


Ноты: F, G, Ab, Bb, C, Db, Eb, F
Аппликатура (LH): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (RH): 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4

F # / Gb Незначительный


Ноты: F #, G #, A, B, C #, D, E, F #
Аппликатура (LH): 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1, 4
Аппликатура (RH): 2, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 3

G минор


Ноты: G, A, Bb, C, D, Eb, F, G
Аппликатура (LH): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (RH): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5

G # / Ab Минор


Ноты: G #, A #, B, C #, D #, E, F #, G #
Аппликатура (LH): 3, 2, 1, 3, 2, 1, 3, 2
Аппликатура (RH): 3, 4, 1, 2, 3, 1, 2, 3

Обзор малых гамм
A: A, B, C, D, E, F, G, A
A # / Bb: A #, B #, C #, D #, E # (F), F #, G #, A # / Bb, C, Db, Eb, F, Gb, Ab, Bb
B: B, C #, D, E, F #, G, A, B
C: C, D, Eb, F, G, Ab, Bb, C
C # / Db: C #, D #, E, F #, G #, A, B, C # / Db, Eb, Fb (E), Gb, Ab, Bbb (A), Cb (B), Db
D: D, E , F, G, A, Bb, C, D
D # / Eb: D #, E # (F), F #, G #, A #, B, C #, D # / Eb, F, Gb, Ab, Bb, Cb (B) , Db, Eb
E: E, F #, G, A, B, C, D, E
F: F, G, Ab, Bb, C, Db, Eb, F
F # / Gb: F #, G #, A , B, C #, D, E, F # / Gb, Ab, Bbb (A), Cb (B), Db, Ebb (D), Fb (E), Gb
G: G, A, Bb, C, D , Eb, F, G
G # / Ab: G #, A #, B, C #, D #, E, F #, G # / Ab, Bb, Cb (B), Db, Eb, Fb (E), Gb, Ab
* Относительно использования B #, Bbb, Cb, Ebb, Fb и E #.Теоретически это правильно, поскольку желательно избегать одной и той же буквы дважды. Тем не менее, эти имена не используются рядом с диаграммами, чтобы избежать недоразумений.

Аппликатура: 1 = Большой палец | 2 = указательный палец | 3 = средний палец | 4 = безымянный палец | 5 = мизинец.
LH = Левая рука | RH = правая

Интервалы и шаги
Интервалы: 1, 2, b3, 4, 5, b6, b7
Полутона: 2 — 1 — 2 — 2 — 1 — 2 — 2
Формула: целиком, Половина, Целое, Целое, Половинное, Целое, Целое

Минорные гаммы в нотной записи доступны в личном кабинете.
Шкалу во всех клавишах с аппликатурой (без названия нот) можно скачать в виде PDF-файлов.

Второстепенные шкалы в графической компиляции доступны в зоне для членов.
Сборник всех схем в масштабе Natural Minor можно скачать в формате PDF.

Относительные ключи — старший и младший

Относительные тональности имеют, как сказано выше, одинаковые ноты и могут быть найдены для всех мажорных и естественных минорных гамм. Соль мажор родственна ми минору, фа мажор — ре минору; здесь перечислены все относительные ключи:

  • CB — Abm
  • Гб — Ebm
  • дБ — BBM
  • Ab — Fm
  • Eb — см
  • BB — GM
  • F — Дм
  • C — Am
  • G — Em
  • D — BM
  • A — F # м
  • E — C # м
  • B — G # m
  • F # — D # м
  • C # — A # m

Вам не нужно запоминать все относительные ключи, если вы хотите узнать относительный второстепенный, просто перейдите к шестой степени в большой шкале или, наоборот, к третьей степени в младшей шкале, чтобы идентифицировать относительную крупный.

Хотя ноты одинаковые, между двумя относительными тональностями есть разница: тоника (первый тон в гамме) различается, и это приводит к разным звукам. Если вы играете ля минор, вы получите более мрачный и меланхоличный звук по сравнению с до мажор.

См. Также гармонизацию минорных гамм в аккорды.

Минусовки

Минусовки для минорной гаммы предоставлены Pianoscales.org. Вы можете играть на фортепиано под эти треки, используя гаммы минор.


Список треков (выбор)

Незначительная Американа

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Показать масштаб

Народные корни си минор

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Показать масштаб

Танцевальный рок ми минор

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы. Показать масштаб

Все треки плюс детали аккордов доступны для участников. Стать членом.

The Minor Scale »Уроки игры на соло-гитаре

Минорная гамма — вторая важная гамма для обучения игре на соло-гитаре.Как и в мажорной гамме, это семи нотная шкала.

Прежде чем приступить к работе с минорной гаммой, вам нужно убедиться, что вы действительно хорошо понимаете мажорную гамму. Если вы еще этого не сделали, прочтите предыдущую статью о The Major Scale .

Формула малой шкалы

Как и мажорная гамма, малая гамма состоит из серии целых шагов ( W, ) и полушагов ( H ). Это порядок целых и полушаговых шагов, составляющих минорную гамму.

Ноты ля минорной шкалы

Чтобы найти ноты минорной гаммы, мы применяем формулу минорной гаммы к музыкальному алфавиту. Если бы мы делали гамму D-минор, мы бы начали с ноты D. Если бы мы делали минорную гамму F #, мы бы начали с F #. В данном случае мы будем делать гамму ля минор. Итак, первая нота будет A. Остальные ноты определяются с применением формулы минорной гаммы.

Градусы малой шкалы

Теперь пронумеруем ноты гаммы ля минор.Знание степеней вашей младшей шкалы поможет вам связать эту шкалу с другими шкалами, а также поможет вам лучше понять интервалы внутри шкалы.

Относительная мажорная и малая гаммы

Относительную мажорную гамму можно найти, поднявшись на 3 лада / полутона от основной ноты минорной гаммы. В качестве альтернативы вы можете найти 3-ю ступень минорной гаммы. В нашей минорной гамме этой нотой будет до-мажор. Это делает нашу относительную мажорную гамму до-мажорной.

Шкалы до мажор и ля минор

Вот наиболее часто используемые формы для гаммы до мажор и ля минор. Черными точками отмечены основные ноты (ноты C в гамме C-мажор и ноты A в гамме A-минор) каждой гаммы.

Расширенная шкала ля минор

Вы уже должны знать, что гаммы ля минор и до мажор содержат одни и те же ноты. Они просто начинаются с разных точек. Шкала ля минор содержит ноты 1A 2B 3C 4D 5E 6F 7G, а шкала до мажор содержит ноты 1C 2D 3E 4F 5G 6A 7B.

Благодаря этому мы можем объединить стандартную форму основной шкалы и стандартную форму вспомогательной шкалы в нашу большую «расширенную» шкалу.

Расширенные звукоряды до мажор и ля минор

Единственное различие между расширенной гаммой до мажор и ля минор заключается в расположении основной ноты. В форме C мажор ноты C являются нашими корневыми нотами. В форме ля минор ноты ля — это наши корневые ноты.

Горизонтальный вид в увеличенном масштабе

Вот еще один способ взглянуть на эту расширенную фигуру в масштабе A minor.

Использование формы расширенной второстепенной шкалы в других ключах

Очень легко использовать эту форму шкалы в других тональностях. Все, что вам нужно сделать, это переместить всю фигуру так, чтобы положения основной ноты стали основной нотой нашей минорной тональности. Если вы хотите сыграть эту минорную фигуру гаммы си минор, вы переместите всю фигуру на два лада вверх, чтобы ваши корневые ноты A стали корневыми нотами B.

Вы ищете больше уроков для соло-гитары и актуальных джем-треков? Guitareo — это пошаговая система видеообучения Нейта Сэвиджа.В нем есть несколько отличных песен для соло-гитары, а также многие другие важные стили музыки, включая рок, кантри, фингеринг, металл, классику, блюграсс, джаз и другие. Лучше всего, что он включает в себя огромную библиотеку оригинальных джем-треков, так что вы можете применить все к музыке.

Building Piano Scale — Major, Minor и т. Д. Во всех тональностях

Давайте узнаем, как построить фортепианные гаммы.

В этом разделе мы рассмотрим различные виды весов.Прежде всего мы научимся строить мажорную и минорную гаммы. Минорные гаммы включают естественные или чистые минорные гаммы, гармонические минорные гаммы и мелодические минорные гаммы. Затем мы учимся формировать хроматические, пентатонические, блюзовые гаммы и многое другое.

Прежде всего, нам нужно понять, что такое полушаги и целые шаги.

Что такое полушаг ? Это расстояние от одного шага до следующего ближайшего шага вверх или вниз. Этот интервал часто называют полутоном.Например, расстояние между C и C-диезом на клавиатуре вашего фортепиано составляет полутон. Как и расстояние между D и D-диезом, E и F, а также B и C.

Что такое , полный шаг ? Это два соседних полушага. Этот интервал часто называют целым тоном. Примеры целых шагов: расстояние между C и D, D и E, E и F-диез, B-бемоль и C.

Моя новая книга, Piano Scales Made Simple , поможет вам с вашими гаммами. Перейдите сюда, чтобы получить его по сниженной цене.

Видео (просмотрите этот урок):

Диатоническая гамма представляет собой серию из восьми последовательных нот, которые расположены в систематической взаимосвязи целых шагов и полушагов. Восьмая нота — дубликат первой. Есть два типа диатонических гамм — мажорная и минорная.

Как сформировать крупную шкалу

Давайте узнаем, как построить крупную шкалу.

Мажорная гамма состоит из восьми нот. Он построен в виде целых шагов и полушагов.Как построить крупную шкалу? Просто начните с названия шкалы (также известного как корень), за которым следует целый шаг, целый шаг, полушаг, весь шаг, весь шаг, весь шаг, полушаг. Допустим, вы играете в тональности до, ноты до мажор — это C D E F G A B C. От C до D — это целый шаг. От D к E — целый шаг. От E до F — полшага. От F до G — целый шаг. От G до A — целый шаг. От А до Б — целый шаг. От B до C — полшага.

Формула образования мажорной гаммы независимо от тональности: целый шаг — целый шаг — 1/2 шага — целый шаг — целый шаг — целый шаг — полушаг. В-Ш-В-Ш-Ш-В-В

Что, если бы мы были в тональности G? Ноты гаммы G мажор — G A B C D E F Sharp. Обратите внимание, как мы используем F-диез вместо F. В любой крупной гамме должен быть целый шаг между 6-м и 7-м тонами гаммы, поэтому за ми-диезом должен следовать целый шаг, что приводит нас к фа-диез.

Чтобы узнать больше о гаммах, ознакомьтесь с моим курсом «Изучите весы и теорию музыки и помогите себе».

Ноты гаммы до мажор:

Как формировать минорные фортепианные гаммы

У каждой основной тональности есть относительная второстепенная клавиша.Относительная минорная гамма построена на шестом тоне мажорной гаммы. Например, шестой тон в гамме до мажор — это ля, поэтому относительный минор до — это ля минор. C и A minor имеют одинаковую подпись. В этом случае мажорная и минорная гаммы имеют одинаковое количество тонов. Разница между мажорной и минорной гаммами заключается в схеме целых шагов и полушагов.

Есть три типа минорной гаммы. Это чистый или естественный минор, гармонический минор и мелодический минор.Давайте узнаем, как построить эти фортепианные гаммы.

Как сформировать естественную или чистую мелкую чешуйку

Эта шкала начинается с шестой степени относительной большой шкалы. Он поднимается или опускается на одну октаву, используя сигнатуру мажорной гаммы. Формула построения натуральной минорной гаммы: целый шаг — полушаг — целый шаг — целый шаг — полушаг — целый шаг — целый шаг. Ш-В-Ш-В-В-Ш

В качестве примера рассмотрим гамму ля минор.Ноты: A B C D E F G A. В натуральном (чистом) минорном масштабе полушаги находятся между 2-3 и 5-6. Хорошо видно, что в этой гамме используются те же ноты относительной мажорной гаммы, за исключением расположения целых шагов и полушагов.

Ноты натуральной гаммы ля минор:

Узнайте, как создавать / играть гаммы с помощью уроков «Фортепиано для всех».

Как построить гармоническую минорную шкалу

Как и естественная (чистая) минорная гамма, гармоническая минорная гамма начинается с шестой ступени своей относительной мажорной гаммы.Он поднимается или опускается на одну октаву с использованием тональности мажорной гаммы, за исключением 7-го тона, который повышается на 1/2 ступени. Например, в гармонической минорной гамме ля играет не соль, а соль-диез.

Формула формирования гармонической минорной гаммы: целый шаг — полушаг — целый шаг — весь шаг — полушаг — весь шаг и 1/2 шага — полушаг. Ш-В-Ш-Ш-В-Ш 1/2-В (Ш 1/2 = полторы шага). Полушаги происходят между 2–3, 5–6 и 7–8, а расстояние в полтора шага — между 6–7.

Пример: в гармоническом миноре гаммы A используются ноты A B C D E F G # A.

Ноты гармонической гаммы ля минор:

Как построить мелодическую минорную гамму

В следующем уроке гаммы фортепиано мы рассмотрим мелодическую гамму минор. Эта минорная гамма также начинается с 6-й ступени относительной мажорной гаммы. Он поднимается или опускается на одну октаву, используя тональность мажорной гаммы. Однако при подъеме 6-й и 7-й тоны повышаются на полшага.При спуске вы просто используете тона естественного или чистого минорного строя.

Формула для мелодической минорной гаммы: целый шаг — полушаг — целый шаг — целый шаг — целый шаг — целый шаг — полушаг. W-H-W-W-W-W-H Нисходящая формула — это естественная формула минорной гаммы в обратном направлении. В восходящей гамме мелодического минора полушаги находятся между 2-3 и 7-8.

Пример: В мелодическом миноре A используются ноты A B C D E F # G # A (восходящий) и A G F E D C B A (нисходящий).

Ноты мелодической гаммы ля минор:

Не забудьте использовать естественный минорный масштаб при спуске.

Минорные гаммы: естественные, гармонические и мелодические

Как построить хроматические шкалы

Давайте научимся формировать хроматические фортепианные гаммы. Эта шкала довольно проста. Вы двигаетесь полшагами. Он использует случайные символы (острые и плоские) в зависимости от того, восходите вы или нисходите, в связи с ключевой подписью.Для возрастающей шкалы вы используете резкие знаки и естественные знаки, а для нисходящей шкалы — плоские и естественные знаки. Хроматические гаммы имеют ряд энгармонических тонов. Энгармонические тона — это тона, которые «пишутся» по-разному, но звучат одинаково, например до-диез и ре-бемоль.

Пример: В тональности C хроматическая гамма — C C # D D # E F F # G G # A A # B C (по возрастанию) и C B Bb A Ab G Gb F E Eb D Db C (по убыванию).

Ноты хроматической гаммы C:

Теперь мы знаем, как формировать мажор, натуральный минор, мелодический минор, гармонический минор и хроматические фортепианные гаммы.А теперь пора попрактиковаться в этих гаммах в разных тональностях. Но, прежде всего, получайте удовольствие!

Крупные весы

Другие весы

Целые тона и полутоны (полушаги и целые шаги)

Общие сведения о подписях ключей

Обязательно посетите уроки игры на фортепиано для всех. Это мой любимый онлайн-курс по обучению игре на фортепиано.

Возврат с фортепианных гамм на домашнюю страницу фортепианной клавиатуры.

Комментарии

Разница между мажорной и минорной пентатоникой, паттернами и корнями

Разница между мажорной и минорной пентатоникой


Гитаристы часто спрашивают меня, что делает паттерны пентатоники мажорными или минорными. Ответ состоит в том, что пентатоника бывает мажорной или минорной, в зависимости от того, какая нота действует как тоника , что означает основную высоту звука (при работе с аккордом она называется , корень ).Тоник определяется тем, над чем вы играете.

Например, в соло в песнях «Let It Be» группы The Beatles и «Breakdown» Тома Петти используется одна и та же гамма. Это пентатоника до мажор / ля минор, которая состоит из нот CDEGA или ACDEG, в зависимости от того, начинаете ли вы с C или A.

В «Let It Be» The Beatles основным аккордом в прогрессии является до мажор и основная нота (или тоника ) в риффе пентатоники — до, поэтому вы называете ее до мажорной пентатоникой .

В «Breakdown» Тома Петти основным аккордом прогрессии является Am, а тонической нотой в риффе пентатоники является ля, поэтому вы называете ее A минор пентатоникой .

Пентатоника до мажор и ля минор состоит из одних и тех же нот и паттернов. Разница в том, какая нота действует как тоника (основная высота).

Вы видите те же пентатонические ноты и паттерн на этих диаграммах. На первой диаграмме вы видите, где в паттерне расположены нота C и аккорд C.Вы видите, где ноты ля и минор расположены во втором паттерне. Это просто пентатонический паттерн 1, но все связанные с ним пентатонические паттерны, которые связаны с паттерном 1, также являются либо до мажор, либо ля минор.

Если C является тоником, что означает, что тонально все вращается вокруг и разрешается на C, тогда вы называете шкалу до мажор пентатоникой . Если А — тоник, что означает, что тонально все вращается вокруг и разрешается на А, тогда вы называете шкалу пентатоникой ля минор .

Когда до — тоника, тогда другие ноты гаммы являются основными интервалами по отношению к до до. В частности, это основной тон, 2-я, мажорная 3-я, 5-я, мажорная 6-я. Когда ля является тоникой, структура звукоряда меняется, потому что все ноты гаммы рассматриваются в связи с А. В этом случае формула звукоряда — основной, минорный 3-й, 4-й, 5-й, минорный 7-й.

Каждая пентатоника может иметь одну из двух возможных тональностей. Эти тональности называются «относительными мажорными» и «относительными минорными». C и Am относительны.То же самое с G и Em, A и F # m, D и Bm, F и Dm и т.д. и вторая нота всегда является относительной мажорной, независимо от того, в какой тональности или позиции вы находитесь.

Посмотрите, как я продемонстрирую разницу между мажорной и минорной пентатоникой на видео ниже.

Основные и второстепенные модальные гаммы в теории музыки — Berklee Online Take Note

Этот пост о музыкальных режимах был взят из урока 7 онлайн-курса Пола Шмелинга в Berklee Online, Music Theory 201 .

Создание основных музыкальных режимов

Термин модальные гаммы применяется к группе гамм, обычно используемых в поп- и джазовой музыке. Музыкальные лады отличаются от «обычных» мажорных и минорных гамм, с которыми знакомы большинство учащихся. У каждого режима есть имя, а имена режимов происходят из греческого языка, который возник еще до того, как были четко определены основные и второстепенные (как мы их знаем).

Масштаб, который мы теперь называем мажорным, первоначально назывался Ионический режим , а его относительный минор был известен как Эолийский.

Мы будем использовать эти две общеизвестные шкалы в качестве ориентира при рассмотрении модальных шкал.

Давайте сначала рассмотрим три основных музыкальных режима: Ionian, Lydian, и Mixolydian, каждый из которых имеет основные 3 степени.

Каждый лад имеет характерные ноты — особые ноты, которые четко отличают каждый от обычного мажорного, или ионического, строя. Например, обратите внимание, что 4-я ступень лидийской шкалы на полшага выше, чем ее аналог в ионической или мажорной шкале, а 7-я ступень миксолидийской шкалы на полшага ниже.

Когда мы говорим о тональности музыкального произведения, мы часто описываем как тональность (тоническую высоту), так и модальность (тип гаммы на этой высоте). Например, «ля минор» говорит нам, что тоника — «ля», а тип гаммы — «минор». Используя ту же терминологию, если мы говорим, что музыкальное произведение написано на «G Mixolydian», мы говорим, что тоническая высота — «G», а тип гаммы, основанный на G, — «Mixolydian».

Вот простая мелодия в тональности до мажор. Послушайте, как меняется его характер, когда он «настраивается», чтобы стать сначала миксолидийской, а затем лидийской мелодией.

Есть четыре второстепенных режима (с второстепенными третьими), и мы уже видели один из них, Aeolian . Поскольку мы знакомы с эолийскими шкалами — мы знаем шкалу под другим названием — естественный минор — мы будем использовать ее как точку отсчета. Следующее контрастирует эолийскую шкалу с тремя другими второстепенными ладами: дорийский, фригийский, и локрийский.


Обратите внимание, что шкала Дориана имеет 6-ю ступень, на полшага выше, чем найденная в Эолийской шкале; у фригийской шкалы 2-я ступень на полшага ниже; а шкала Локрия имеет не только пониженную вторую ступень, но и пониженную пятую ступень.Эти ноты характеризуют звучание этих музыкальных ладов, отделяя их от «обычного минора».

Давайте посмотрим на эти второстепенные лады на двух других тониках — C и E.


Давайте еще раз вернемся к нашей мелодии и посмотрим, как она звучит, в первую очередь с учетом эолийского, как написано, затем дорийского, фригийского и локрийского.

Обратите внимание, что дорийский язык звучит ярче, чем эолийский, но фригийский язык и особенно локрийский язык имеют гораздо более темное качество звука.

Написание модальных мелодий

Поскольку наши уши более привычны к прослушиванию мажорных мелодий и в меньшей степени «обычных» минорных, модальные мелодии должны работать очень усердно, чтобы продвигать их тональность и модальность.Помните об этих моментах по мере того, как мы приближаемся к нашему заданию, в котором вы напишете четырехмерную мелодию в каждом из музыкальных режимов:

1. Используйте все ноты гаммы. В следующей мелодии шестая ступень шкалы не используется, поэтому невозможно определить, дорийский или эолийский.

2. Чаще обращайте внимание на характерную ноту шкалы. Эта мелодия могла выдержать еще несколько F #, чтобы обеспечить лидийский звук.

3. Подчеркните тоническую ноту, используя ее часто и для нот большей продолжительности, особенно на сильных долях.Предполагая, что эта мелодия должна быть в миксолидийском до, ей нужно больше нот до, особенно более длительных и приходящихся на сильные доли.

4. Используйте «мелодическую каденцию» ступеней шкалы от 2 до 1 и / или от 7 до 1 в конце каждой из ваших четырехмерных мелодий. Мелодические каденции, как и гармонические каденции, более решительно относятся к тонической высоте, чем другие элементы гаммы, помогая придать тонике больший акцент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *