Любопытство порок это: Любопытство – не порок [выпуск 10] | Психология и Жизнь

Автор: | 19.01.1978

Содержание

Любопытство — не порок: как не убить в ребенке желание учиться

Почему из любознательных почемучек вырастают безынициативные школьники? Куда пропал интерес ученика и вернется ли он вообще? Будем искать и разбираться вместе.

Вспомните вашего ребенка или еще лучше — себя в возрасте 5-6 лет. Сколько всего необычного, яркого и интересного было на каждом шагу! Вопросы сыпались постоянно, везде хотелось пролезть, все пощупать, а верным спутником был вопрос «Мам, а почему?».

Мудрые взрослые обещали, что пойдем в школу и нам все-все расскажут. И вот каждый год первоклашки идут с восторженными глазами на сентябрьские линейки. Но их любопытства и желания «хочу все знать» хватает на полгода-год. А дальше — беспросветная тоска, школьная каторга и вообще — никакого праздника.

Почему пропадает любознательность?

  • Дисциплина. Руки на парте, спина ровно и смотреть только на учителя или доску. И чтобы тишина. Вот так выглядит мечта любого педагога.

    Но ребенку, особенно в младших классах, сложно сохранять неподвижность и спокойствие, когда за окном воробушек на подоконнике, машина с сиреной проехала и т. д. В большинстве случаев это намного интереснее, чем слушать монотонный диалог Марии Ивановны.

  • Делай, как я, думай, как я. В советской школе учитель задавал алгоритм, ученики его повторяли. Вольнодумство, отклонение от темы, свое мнение, информация не из школьного учебника позволялись только на предметных кружках.

    Сейчас педагогика стремительно наверстывает упущенное, пытается поддержать критическое мышление учеников, но не все педагоги этого желают. Проще по шаблону. Правда, не интересно.

  • План есть план. У учителя есть святая святых — тема урока. Согласно плану урока необходимо раскрыть тему и никогда (да и некогда) отвлекаться на дополнительные моменты.

    Пример: проходят на уроке физики тему «Магниты». Любопытный Петя попросит рассказать, как его сделать дома из подручных средств. Ваня предложит сделать это прямо на уроке. А Катя спросит, где применяются магниты в технике, и не где-то далеко, а в родном городе?

    Вроде бы все по теме, но отклонение от плана. Так что приходится присекать такую любознательность.

  •  Необъективное оценивание. Отличница Маша написала от руки реферат о пчелах по биологии на 10 страниц, прочла его перед классом получила отметку «отлично». А вот Игорь подобрал 10 фактов о термитах. Очень интересных, но всего на 2 страницы. И рассказал их, пускай сбиваясь, но своими словами, с азартом.

    А получил отметку ниже.

    Запал пропал, старания не оценили, интерес отбили — знакомо?

  •  Опасная критика. Илья любит рисовать, но стесняется показывать рисунки друзьям. И вот сам вызвался нарисовать классную стенгазету к 9 Мая. Принес, а учительница заметила, что можно было бы выбрать цвета поярче, в уголках гвоздики нарисовать, и зачем столько танков немецких и т. д.

    На голову Ильи попал под поток критики. Она способна искоренить мотивацию ребенка, любознательность. Грубо, недипломатично и не совсем корректно сделать замечание с одинаковым успехом может и родитель, и педагог. Поэтому советуем почитать «Встал и вышел! Слова, которые нужно забыть каждому учителю».

С любопытством по жизни: лайфхаки для его развития для учебы

  • А давай! Другими словами — поощряйте любознательность учеников. Любит биологию? Предложите заниматься в биологическом кружке, сделайте проект на волнующую тематику. Если ребенок фанат географии, пускай на каждый урок готовит что-нибудь интересное по теме. Что-то, что близко ученику.

    Главное — покажите ребенку, что изучение дисциплины может быть гораздо шире и занимательнее, чем план школьного урока.

  • Двойка — не конец жизни. Это больше совет для родителей, но подойдет и педагогам. Если ребенок плохо подготовился к уроку по любимому предмету, получил «кол», не стоит устраивать из-за этого скандал.

    Выясните, что ему помешало, предложите помощь, поддержите. Ведь неудачи бывают у всех.

  • Ты можешь все. Любопытство движет каждым ученым. Если бы не любознательность, вполне вероятно, что Эдисон сдался бы после очередной безуспешной попытки создания лампочки.

    Поощряйте интерес ребенка, расскажите о выдающихся почемучках-ученых. Уточните, что благодаря усидчивости, целеустремленности и эрудиции можно достичь всего. Советуем посмотреть:

    1. «Игры разума»

    2. «Вселенная Стивена Хокинга»

    3. «Исаак Ньютон: Последний из магов»

     

  • У кого есть вопросы? Не бойтесь детских «почему». Постарайтесь максимально понять его интерес и ответить на все, что волнует школьника по теме урока.

    В идеале — приведите примеры из жизни, сферы использования интересующего явления в технике или медицине. Например, раскрыть с интересной стороны арифметику поможет статья «Занимательная математика: 5 секретных приемов».

     

  • Критическое мышление — сила. Многие педагоги только начинают открывать для себя возможности этого приема. Для любознательного ученика критическое мышление поможет найти истину по интересующему вопросу, противостоять ошибочному общественному мнению. Более подробно о возможностях системы суждения расскажет наша статья

    «Мыслящий или послушный: зачем школьнику критическое мышление».

Вам слово: А с кем вам проще работать: с послушными, но безинициативными школьниками, или с любопытными, но не всегда образцовыми учениками?

Понравилась статья?

Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

Любопытство не порок – Учительская газета

Эту фразу слышал каждый. Мы с ней вольны соглашаться или нет, но все-таки именно любопытство, любознательность являются для человечества своеобразным двигателем в познании мира. Любопытство помогает разгадывать секреты повседневности. И филология в этом не исключение. Чаще всего люди интересуются произношением и правописанием слов, но иногда находятся любознательные граждане, которые идут дальше и пытаются проникнуть в тайны происхождения тех или иных понятий. Вот, к примеру, детский вопрос: почему солнце назвали солнцем?

Этимология даст на него ответ. Этот чрезвычайно интересный раздел науки о языке содержит в себе увлекательные сведения об истории возникновения слов, их «путешествиях» из одного языка в другой и о связанных с этим различных метаморфозах. Иногда слово за свою долгую жизнь меняется до неузнаваемости, теряет морфемы или обзаводится новыми, начинает звучать по-другому. Говорим мы слово «близорукий» и думаем, что это, наверное, такой человек, который дальше своей руки не видит. Ан нет. Исконно это слово звучало так: «близозоркий». Логика понятна. Но, очевидно, произносить двойное сочетание «зозо» было неудобно, и частичка слова была со временем утеряна. Более того, слово стало ошибочно сближаться со словом «рука» и изменилось в «близорукий».

Употребляя в повседневной речи то или иное слово, мы и не задумываемся о том, откуда оно пришло и что в исконном языке означало. Между тем обращение к различного рода словарям, к этимологическим в том числе, вне всякого сомнения, расширяет наш кругозор не только в области лингвистики, но и в сфере истории, географии, литературы, культуры других народов и иных времен.

Например, практически каждый хоть раз употреблял в своей речи слово «жалюзИ», однако немногие знают о том, что слово это с французского языка буквально переводится как «ревность». Казалось бы, какая тут связь? Но это только на первый взгляд. Стоит немного включить воображение, и станет понятно, почему этим словом мы называем многостворчатые ставни или шторы из узких пластинок, связанных между собой. Ведь мы ревностно оберегаем наше личное пространство от посторонних глаз, скрываясь за плотными жалюзИ. Как вы заметили, слово это не склоняется и по числам не изменяется.

Издавна на ученическом наречии (да что греха таить, и на учительском тоже) «камчаткой» принято называть последние парты в классе. Свое название они получили по аналогии с географическим «краем Земли» – Камчаткой – за удаленность от «мира знаний», от учительского стола. Сидят за ними, как правило, не очень старательные ученики, а иногда и откровенные бездельники, драчуны и второгодники. Именно таких завсегдатаев «камчатки» школяры в прошлом называли пренебрежительным словом «камчадАлы». Сейчас в школьном языке это слово не встречается, но интересно то, что «камчадалы» – это не явление ученического жаргона, как может показаться на первый взгляд. Как учит всезнающая Википедия, это «этнографическая группа русских, старожильческое население современной территории Камчатского края, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов». По результатам переписи 2002 года, на территории России проживает более двух тысяч камчадалов. Однако из школьного наречия слово это ушло. А «камчатка» осталась.

Вот и получается, что обращение к истории слова позволяет обнаружить много нового в самых разных областях повседневной жизни, а за привычными понятиями увидеть увлекательную историю, старинную загадку.

Тамара СКОК, менеджер социального информационно-просветительского проекта «Современный русский» Омского государственного педагогического университета

Любопытство — порок. Он рождает чувство вины, а потом болтливость ▷ Socratify.Net

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Сначала трижды подумай, а потом промолчи.

Анри Ренье (6)

Взгляд рождает любовь.

Лучшая в мире первая любовь (9)

Бесконечная сила таится в нежности…
Огромную энергию рождает любовь…
И неиссякаемый источник… заключен в благодарности.

Алена Брандис (10+)

Благополучие рождает друзей, несчастие их испытывает.

Эспри Флешье (4)

Самое потрясающее чувство — тo, когда ты ничего oт человека не ждешь, а он выдает тебе настоящий космос.

Неизвестный автор (1000+)

Труд рождает мудрость и чистоту; леность рождает невежество и чувственность.

Генри Дэвид Торо (50+)

Влечение сердец рождает дружбу, влечение ума — уважение, влечение тел — страсть, и только все три вместе рождают любовь.

Конфуций (100+)

Есть три незаменимых лекарства на земле: природа, любовь и чувство юмора. Природа помогает жить, любовь помогает выжить, а чувство юмора пережить.

Неизвестный автор (1000+)

Любопытство — то же тщеславие; очень часто хотят знать для того только, чтобы говорить об этом.

Блез Паскаль (100+)

Интересно вспоминать, как ты познакомился с человеком, как его первый раз увидел и что почувствовал, что подумал о нем, было как-то безразлично на него сперва, а потом… а потом он стал смыслом твоей жизни.

Неизвестный автор (1000+)

это не порок, а источник знаний

Любопытство – это неосознанное стремление к познаниям нового. Принято называть любопытным того, кто жаждет выведать новости и все, что окружает и происходит вокруг.

Любопытство человека можно сравнить с жадностью. Так как оба эти явления направлены на получение вещи или информации с целью удовлетворения. Человеку необходимо развиваться, он должен стремиться к познаниям нового.

Порой люди не задают вопросы из-за стеснительности, нерешительности, другие причины родом из детства. Правда, такие люди не развиваются, их сознание не постигает новую информацию.

Любопытство и мозг

Любопытство — это сильнейший базовый импульс у человека. Ученые исследовали взаимосвязь мозга и любопытства. Проводили эксперименты над подростками с помощью системы МРТ. Во время исследования было выявлено, что когда возникает явление любопытства, начинает активно работать часть мозга, ответственная за чувства удовлетворения и удовольствия. Когда желаемая информация получена, возникает чувство, схожее с радостью, счастьем от достижения успеха, такое же, как при получении денег или угощений. Мозг начинает активно вырабатывать допамин – гормон удовольствия.

Тяга к знаниям

Интересный факт: если ученик или учащийся испытывает любопытство, то, получив ответ на свой вопрос, он запомнит его лучше и быстрее, нежели зазубренный, не вызывающий интерес материал.

Рангантах проводил исследования и выявил, что учащиеся запоминают лучше, если испытывают заинтересованность. Мозг способен запоминать в состоянии любопытства еще и сопутствующую информацию, даже если она случайна.

Так можно использовать любопытство ребенка в целях усвоения учебного материала. Например, как научить школьника считать проценты? Нужно решать задачи с покупкой планшета, велосипеда или еще того, что интересно ребенку, например, со скидками в магазине. В таком формате обучение будет продуктивным и быстрым.

Поэтому любопытство – это неотъемлемая часть в образовании и качественном обучении.

О чем гадают ученые

И все же тема любопытства не исследована до конца. Ученые не ответили на вопрос: почему человек испытывает удовольствие от изучения интересного или того, что под запретом. Рангантах считает, что любопытство – это явление, когда мозг посылает побуждающий сигнал для преодоления неуверенности. Для того чтобы выжить, необходимо знать окружающий мир.

Неизученным остается продолжительность состояния любопытства и того, от чего оно зависит.

Вот почему у всех людей явление заинтересованности разное.

Любопытство – не порок. Иванькиада

Читайте также

«Бедность не порок»

«Бедность не порок» На школьной сцене осуществлялась смутная, но навязчивая мечта о лицедействе. Грим, костюм, образ – и девочки, которых можно было безнаказанно обнимать, пребывая в этом самом образе. Спектакль «Бедность не порок» великого драматурга Островского.

20. ПОРОК НАКАЗАН

20. ПОРОК НАКАЗАН Преступление, которое я совершила, было беспрецедентным в истории лагеря. Я залезла в карман к начальнице. Я взяла из этого кармана бумагу и сожгла ее в печке. Спрошенная в упор, я созналась в этом неслыханном деянии. Впрочем, все было не так просто.Уже за

ГЛАВНЫЙ ПОРОК

ГЛАВНЫЙ ПОРОК Запомнилась мне та Олимпиада и еще одним, куда боле важным, событием.На протяжении многих лет американский госдепартамент осуществлял блокаду Кубы — политическую, экономическую культурную. Не без оснований — как подсказывал мне личный опыт, как

Глава 1 Дворянство не порок

Глава 1 Дворянство не порок О том, как правила орфографии могут явиться поводом для выбора жениха, а также о том, что не все девочки желают стать принцессами или иметь дворянский титул. В тот самый, ничем не примечательный осенний, серый день 1848 года семнадцатилетняя Елена

ПОРОК НАКАЗАН

ПОРОК НАКАЗАН И все же он обвинял не порок, как понимают его моралисты. Беспутная Мэри, уже со второго листа серии не только ставшая содержанкой, но и успевшая изменить покровителю, не вызывает у Хогарта ни осуждения, ни жалости, она лишь точка скрещения жизненных сил,

СТРАННОСТЬ НЕ ПОРОК

СТРАННОСТЬ НЕ ПОРОК Когда-то я жил в центре Москвы. Предстоящий переезд на окраину казался мне катастрофой. Но «коммуналку» в районе площади Пушкина, в конце концов, пришлось покинуть. Долго не мог я привыкнуть к «спальному» району. Казалось, будто бы навсегда покинул свой

«Любопытство насчет меня страшное…»

«Любопытство насчет меня страшное…» «Бедные люди» еще не были напечатаны, «Двойник» еще не был окончен, а имя Достоевского уже повторял весь литературный Петербург.Давно ли он гадал: пожелают в «Отечественных записках» прочесть его роман или так и вернут, не прочитав?

9 августа. Родился Леонид Андреев (1871) Порок сердца

9 августа. Родился Леонид Андреев (1871) Порок сердца Если где-нибудь — хоть в родном Орле — поставят когда-нибудь памятник Леониду Андрееву, на постаменте должно быть выбито: «От неблагодарной России».И прижизненная, и посмертная судьба этого писателя — идеальная

В британском образовании любопытство не порок, а стимул учиться!

31.07.2019

Преподаватели ведущих школ Великобритании стараются сделать всё возможное для мотивирования детей учиться и делать это с удовольствием.
Давно замечено, что любопытство является одним из важнейших мотиваторов, который заставляет человека совершать тот или иной поступок. Для юных студентов это ещё более свойственно, но учителя не всегда используются данным аспектом.

Любому человеку легко удается запоминать то, что его действительно заинтриговало. А то, что мы воспринимаем как монотонное, скучное (даже если информация ценна) моментально уплывает из памяти или же крайне трудно запоминается. Почти каждый может вспомнить школьный предмет, который приходилось заучивать, с огромным трудом и нервами. Для всех этот предмет разный, но схож он в том, что вызывал скуку.

Учителя порой идут на маленькие профессиональные хитрости. Чтобы вызвать «приступ» любопытства у студентов они начинают урок с вопроса, на который ответ будет только в конце занятия или, неожиданно свистят, роняют предметы на пол для иллюстрации закона всемирного тяготения, взрывают что-то (особенно эффектно это происходит на уроках химии). Опытный педагог всегда помнит, что интерес детей может пропасть, когда объяснения доходят до мелочей, до рутинных упражнений и поэтому сохраняет интригу до конца каждого урока.

Совсем не лишним являются примеры из повседневной жизни и элементы игры. Как говорят последние исследования, неопределенность и интрига является основой любопытства. Если порой оставить после урока вопрос открытым, то, вероятнее всего, ребенок ответит на него самостоятельно. А это точно приведет к усвоению темы надолго, если не навсегда.