Люшера интерпретация: Цветовой тест Люшера/Интерпретация цветных пар — Psylab.info – Статья (1, 2, 3, 4 класс): Интерпретация цветового теста Люшера

Автор: | 01.08.2019

Содержание

Цветовой тест Люшера — Википедия

Цветовой тест Люшера — проективная методика исследования личности[1] и впервые опубликованная швейцарским психотерапевтом[2]Максом Люшером в 1949 году. Тест Люшера по своей структуре напоминает тест цветовых пирамид Пфистера (1951), имеется также сходство с тестом Фрилинга[3], особенно при сопоставлении восьмицветового теста Люшера с соответствующими карточками Фрилинга.

По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Со времени разработки теста вследствие своей популярности и дефицита достоверной информации тест Люшера оброс множеством мифов и ложных представлений. Часть этих мифов обязана своим происхождением самому Максу Люшеру, а именно:

  1. Существует только один подлинный тест Люшера;
  2. «Восьмицветовой тест лишь губная гармошка в оркестре».

Существует только один подлинный тест Люшера[править | править код]

Тезис о том, что есть единственный подлинный[4] тест Люшера, который представлен тестовой брошюрой, а остальные якобы не подлинные — не соответствует действительности, поскольку известны, по меньшей мере, десять различных тестов Люшера, все они разумеется подлинные, однако различаются составом карточек, их размерами и оттенками.

Прежде всего, это три различных варианта тестовой брошюры[5] изданные в 1984, 1999 и в 2008 годах. Они имеют одно и тоже название «Тест Люшера» (Lüscher-Test), но содержат значительно различающиеся карточки. Значительные отличия в этих изданиях имеются между карточками красной и синей гаммы, а также ромб в издании 1999 года в 2008 году был заменен на треугольник.

Кроме этих, именуемых в русскоязычной литературе «полных» тестов Люшера[6], содержащих 30 различных карточек (23 цветные карточки и 7 фигур), существуют еще сокращенные тесты Люшера или восьмицветовые тесты Люшера. Они состоят из восьми цветов и могут быть представлены на одном листе с напечатанными на нем карточками (Издание Color-Test-Verlag, Luzern 1993), или как отдельные карточки размерами 75×110 мм. Они были изданы в 1971-1977 годах вместе с руководством под названием Тест Люшера (Der Lüscher-Test[7]). Следует отметить, что цветовые оттенки карточек разных изданий не совпадают. Ниже приведенная цитата Макса Люшера в свете вышеизложенного, звучит мягко сказать неправдоподобно:

Оригинальный тест Люшера с его уникальной цветовой гаммой ни при каких условиях не может быть использован в компьютерном варианте. Все люшеровские цвета специально печатаются на специальной бумаге. В течение пяти лет моей работы в психиатрической клинике (т.е. в конце 1940-х годов) в ходе экспериментов с порядка 4500 оттенками мне удалось выявить эти цвета. Результат исследования будет неправильным, если хотя бы один из оттенков данной методики не будет соответствовать его оригиналу.[8]

В 1979 году Люшер издает новый тест «Люшеровский тест цвета и формы» (Lüscher Farb Form Test) и руководство к нему. Он содержит 14 карточек (7 цветов и 7 фигур). В 1989 году вышло руководство к еще одному тесту Люшера «Цветовой выбор Люшера» (Lüscher-Farbwahl) с прилагаемыми к нему 16 цветными карточками

[9]. Там же приведен еще один новый тест Люшера, состоящий из пяти цветных карт размером 9х12 см, названных автором цветами конфликта (Koflikt-Farben). В 2000 году он издал в Великобритании этот тест из пяти карточек (14х20 см) под названием Lüscher-Colors, но уже с иным алгоритмом тестирования, чем в книге 1989 года.

В 1991 году вышло руководство к очередному подлинному тесту Люшера «Кубы Люшера» (Lüscher-Würfel), описывающее тестирование с помощью шести кубиков, содержащих 7 различных цветов.

В 1995 году вышла книга Люшера «Любовь без конфликтов»[10] , где напечатан еще один новый подлинный тест Люшера названный им «Lüscher-Typogramm» — четыре карточки размеров 6,5х8 см.

Следовательно, имеется как минимум десять различных подлинных тестов Люшера: три варианта, именуемых «Lüscher-Test» и оформленных в виде тестовой брошюры (1984, 1999, 2008), содержащей 88 карточек; «Lüscher-Test» из восьми отдельных карточек; «Lüscher-Diagnostik» в виде листа-раскладушки с 40 карточками; «Lüscher Farb Form Test» из 14 карточек; «Lüscher-Farbwahl» – из 16 карточек; «Lüscher-Colors» – из 5 карточек; «Lüscher-Typogramm» – из 4 карточек, и наконец, «Lüscher-Würfel» – 6 кубиков, состоящих из 7 различных цветов.

«Восьмицветовой тест лишь губная гармошка в оркестре»[править | править код]

Восьмицветовой тест Люшера – это самый популярный в мире тест среди всех остальных тестов Люшера. Во многих странах существуют издания этого теста, руководства к нему переведены на все основные языки мира. Размер используемых карточек может варьировать, но чаще используют размер 5×8 см. После издания в США Яном Скоттом книги «Цветовой тест Люшера» мэтр стал последовательно приуменьшать роль своего теста как диагностического инструмента, сравнивая его с «губной гармошкой по сравнению с симфоническим оркестром» полного теста Люшера. Однако популярность во всем мире восьмицветового теста по-прежнему высока. Восьмицветовой тест Люшера остается ценным диагностическим инструментом, который как настоящее произведение ведет свою дальнейшую жизнь уже независимо от воли своего автора.

В отечественной психологии большой вклад в разработку теста Люшера внесла Л.Н. Собчик. Ей принадлежит заслуга в разработке общих критериев оценки тестов Люшера, Сонди, MMPI, Лири в рамках теории ведущих тенденций, в попытке сопоставления результатов этих тестов с типами высшей нервной деятельности И.П. Павлова (Собчик Л.Н., 2005[11]). Идея Л.Н. Собчик использовать в работе психолога восьмицветовой тест Люшера совместно с тестом Сонди нашла свое продолжение в работах Цыганка[12], который развил ее идеи на материале уже полного теста Люшера совместно с тестами Сонди, Фрилинга, типологией Юнга и визуальной диагностикой по критериям категориальной психологики Люшера

[13].

Цветовой психологии и психотерапии с применением восьмицветового теста для гармонизации психики с помощью шедевров музыки и живописи посвящены работы В.М. Элькина[14].

Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: серого (условный номер — 0), тёмно-синего (1), сине-зелёного (2), красно-жёлтого (3), жёлто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и чёрного (7).

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из восьми цветовых таблиц:

  1. «серого цвета»
  2. «восьми цветов»
  3. таблица 7 форм, соответствующих цветам (исключая чёрный)
  4. «четырёх основных цветов»
  5. «синего цвета»
  6. «зелёного цвета»
  7. «красного цвета»
  8. «жёлтого цвета»

таблица 8 цветов (повторный выбор)

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов.

Доказательств валидности теста Люшера нет. Результаты тестирования, как правило, представляют некие обобщенные характеристики, которые могут подходить любому человеку. Отсутствует конвергентность теста Люшера с тестом MMPI, который используется в качестве стандартизованного теста оценки личностных особенностей и психопатологии.

  1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. — 3-е. — Москва-СПб: Питер, 2007. — С. 226-227. — 688 с. — ISBN 978-5-94723-387-2.
  2. ↑ Lüscher Color Diagnostik (неопр.). www.luscher-color.ch. Дата обращения 24 марта 2018.
  3. ↑ Цветоаналитический тест Фрилинга (рус.) // Википедия. — 2017-03-03.
  4. ↑ Подлинный тест Люшера уже в России – добро пожаловать в «Иматон»!
     (неопр.)
    . psy.su. Дата обращения 24 марта 2018.
  5. ↑ Color-Diagnostik (неопр.). www.luscher-color.ch. Дата обращения 24 марта 2018.
  6. Люшер Макс. Цвет вашего характера. — Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. — С. 14-15. — 240 с.
  7. Lüscher, Max. Der Lüscher-Test : Persönlichkeitsbeurteilung durch Farbwahl. — 21. — 30. Tsd. — Reinbek (bei Hamburg): Rowohlt, 1971. — 171 S. с. — ISBN 3498038125.
  8. ↑ Настоящий Люшер: Эксклюзивное интервью с господином Люшером (неопр.). hrliga.com. Дата обращения 24 марта 2018.
  9. Lüscher, Max. Die Lüscher-Farben zur Personlichkeitsbeurteilung und Konfliktlösung. — München: Mosaik Verlag, 1989. — 159 pages с. — ISBN 3576039260.
  10. Lüscher, Max, 1923-. Konfliktfreie Liebe ein Wegweiser zur Harmonie ; mit Farbtest zur Beurteilung des erotischen Erlebens. — Bergisch Gladbach: Bastei-Verl. Lübbe, 1997. — 142 S с. — ISBN 3404663551.
  11. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. — СПб: Речь, 2005. — 624 с.
  12. Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера. — СПб: Речь, 2007. — 264 с.
  13. ↑ Интеграция тестов Сонди, Люшера, Фрилинга и типологии Юнга (неопр.). Психологическая газета.
  14. Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветопсихология и цветотерапия шедеврами искусства.. — СПб: Петрополис, 2005. — 292 с.
  • Lüscher, M. The Lüscher Color Test / transl. and ed. by Ian A. Scott. — N. Y. : Pocket Books, 1971. — 187 p. — Ориг. изд. Random House, 1969. — ISBN 0671-78073-5.
  • Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера : практическое руководство. — СПб. : Речь, 2012. — 128 с.

Тест (старшая, подготовительная группа) на тему: Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности

Е. Д. Полякова, педагог-психолог

МБОУ Начальная школа-детский сад г. Ессентуки Ставропольский край. 2016.

Диагностика эмоционального состояния дошкольников

Цветовой тест М. Люшера

Области применения.  Данная методика может быть использована:

  1. при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;
  2. при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
  3. при диагностике ситуации в семье;
  4. для выявления отношений ребенка к детскому саду  в период адаптации;
  5. для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Общее описание 

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

Время проведения – 5-8 минут.

Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

Методические рекомендации.  Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.

Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование: опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):

  1. синий
  2. зеленый                                        явно предпочитаемые цвета
  3. красный                                        предпочитаемые цвета
  4. желтый
  5. фиолетовый                                 нейтральные цвета  
  6. коричневый
  7. черный                                         негативные цвета
  8. серый (нулевой)

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость и т.д.

Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных — со сферой бессознательного.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.

1. Оценка результатов эмоционального состояния.

4 балла — в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.

3 балла — допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла — смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый — на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное — требуется помощь психолога, педагога.

1 балл — черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Приложение 1. Стимульный материал. Цветовые карточки.

Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.

Порядок предъявления карточек

Порядковый номер цвета по Вальнеффору

(индикатор психологического благополучия)

Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния

Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка

(ИПБ)

В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда

4 балла

Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда

3 балла

Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый — на последних позициях

2 балла

Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания

        1 балл

Порядковый номер выбранного  цвета (выбранные позиции ряда)

3

4

2

5

1

6

0

7

1[1]

2[2]

Приложение 3. Таблица функций основных цветов предъявления.

Функция «+» в таблице 3 цветового теста Люшера означает усиление потребности, выражаемой данным цветом, «х» — переживание состояний, связанных с ее удовлетворением, «=» — неактуальность потребности на данный момент, «-» — невозможность или нежелательность удовлетворения потребности, негативное отношение, а следовательно ее фрустрацию.

Ф-я

Цвета

 

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

«+»

Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, устойчивой положительной привязанности, стремление к гармонии, чувствительность.

Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль, гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности.

Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность, сила воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели.

Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.

ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности.

«х»

Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетво-рению основных потребностей в общении

Самоопределение, самообладание.

Застой, досада, раздражаемость, конфликтность.

Готовность к контактам.

«=»

Поверхностные связи и отношения, стремление отгородиться, уйти в сторону

Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к устроенному  порядку, режиму.

Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний к общению и деятельности.

Критическое отношение к выбору контактов и увлечений.

«-»

Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетворенность отношениями со сверстниками и своей деятельностью.

Ограничение самовыражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое.

Сверхраздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке.

Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, перевозбуждение, уход в себя.

Приложение 4. Функции дополнительных цветов предъявления.

Цвета

Серый

Фиолетовый

Коричневый

Черный


Функция

Негативное отношение к коллективу, частичная интеграция

Сенсибилизация. Магическо-эротическое отождествление.

Физические потребности организма.

Отношение к абсолюту (авторитет, судьба, смерть).


«+»

Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция.

Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость.

Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем.

Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение.

«х»

Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение.

Чувственность.

Потребность в комфорте и физическом удовлетворении.

Протест и уход от партнера или ситуации

«=»

Эмоциональная готовность к общению. Заинтересованность в социальных отношениях.

Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувствительность и обидчивость.

Разрядка физических потребностей.

Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями.

«-»

Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху.

Подавление чувствительности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку.

Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей.

Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприим-чивость.

Приложение 5. Вопросы для выявления эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению

  1. Хочешь ли ты идти в школу?
  2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3.  Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
  4. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
  5. Почему ты хочешь идти в школу?
  6.  Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
  7.  Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
  8.  Кем тебе хотелось бы быть    во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?

Приложение 6. Вопросы при исследовании уровня комфортности ребенка  в детском саду:

  1. Ты любишь ходить в детский сад?
  2. Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым?
  3. Вы дружите в группе? А с кем дружишь ты?
  4. Вы часто ссоритесь?
  5. Тебе хорошо сегодня в группе?
  6. Завтра ты пойдешь в детский сад?

Приложение 7. Вопросы для  диагностики ситуации в семье:

  1. Какой цвет выбрала бы мама?
  2. Какой цвет выбрал бы папа?
  3. Тебе нравится, когда к вам приходят гости?
  4. С кем  бы ты пошел на карусели: с мамой? папой?
  5. Где тебе больше нравится играть: дома? в детском саду? в гостях?
  6. Какая у вас квартира (дом)? На что похожа?
  7. Ты хотел бы, чтобы кто-то из детского сада пришел к тебе в гости?

Приложение 8. Вопросы для выявления отношений ребенка к детскому саду  в период адаптации:

  1. Нравится ли тебе ходить в д/с, почему?
  2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе?
  3. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем?
  4. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
  5. Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
  6. Тебя каждое утро ждут в группе, тебе  рады?
  7. Ты сам выбираешь себе игрушки?
  8. Завтра тоже придешь в детский сад?


[1] Желаемое состояние

[2] Действительное состояние

luch — Психологическая диагностика


 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
                             Тест выбора цвета                              
                           Luscher Farbwahl Test                            
                                (М. Люшер).                                 
  
      Проективная методика исследования личности. Основана на  субъективном 
 предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948г.           
      Многие авторы полагают, что за долгую историю развития человечества в 
 культурной традиции сложились неосознаваемые (биоархетипические)  соответ- 
 ствия между отдельными цветами и определенными символическими  значениями. 
 При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное  ассоции- 
 рование физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной  тра- 
 диции символическим смыслом.                                               
     Однако сомнения в состоятельности данной концепции вызывает  факт  су- 
 ществования различий символических значений, связанных с одними и теми  же 
 цветами в различных культурных традициях. Конечно,  влияние  культуральных 
 конструктов на цветовосприятие имеет место, когда глубоко укоренившиеся  в 
 психике социальные конвенции и те или иные этнопсихологические особенности 
 налагаются на "физиологический" смысл цвета. К  примеру,  коммунистические 
 страны находились под превалирующим  давлением  красной  гаммы  цветов,  а 
 страны фундаментального ислама отмечены предпочтением зеленого. Но к  рас- 
 крытию сущности процесса психологического воздействия цвета  эта  гипотеза 
 отношения не имеет. Остается открытым вопрос о возникновении самих  симво- 
 лических значений. Они не могли появиться на основе  "социального  догово- 
 ра", ибо фундаментом процесса "осмысления" и "означивания" цвета  является 
 глубинная связь, существующая между особенностями тех  или  иных  световых 
 вибраций и неосознаваемой психической динамикой.  Нужны  иные  объяснения, 
 которые и предложил М.Люшер.                                               
     Люшер разработал основы функциональной  психологии  цветовосприятия  и 
 создал на ее базе широко известный в  практике  психодиагностики  цветовой 
 тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам  и  предназна- 
 ченный для изучения ситуативного эмоционального состояния  личности  и  ее 
 адаптации к различным социально-психологическим  ситуациям.  Эта  методика 
 почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатр

Статья «Определение эмоционального состояния ребенка с помощью цветовой методики Макса Люшера»

Определение эмоционального состояния ребенка с помощью цветовой методики Макса Люшера

Цветовая методика Макса Люшера была опубликована им в 1948г.

Данный тест основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера также основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Этот метод позволяет при использовании оригинального стимульного материала получить в коротком эксперименте те данные о человеке, которые обрисовывают глубинные основы индивидуально-личностного паттерна и сложный рисунок эмоционального состояния. Особенно убедительны возможности методики в определении стрессового состояния, в оценке степени дисгармоничности или дезинтеграции личности (Л.Н. Собчик, 2016).

В отечественных исследованиях изучалась валидность цветового теста Люшера, исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием. Также существуют данные других исследований, подтверждающие то, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также может быть полезен для изучения личностных особенностей.

Стимульный материал к тесту состоит из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными – фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение; во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. Значимость цветового выбора определяется как первыми тремя позициями, выявляющими типологическую принадлежность индивида (ведущая тенденция, актуальная потребность, стиль переживания, восприятия, мотивации и поведения), так и последними (соответствующая этим цветам потребность оказывается подавленной).

Инструкция

Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого дайте испытуемому следующую инструкцию:

— Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится.

После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладется окрашенной стороной вниз. Далее вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку надо положить цветной стороной вниз справа от первой, и так далее. Затем перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Интерпретация результатов

Чем больше ярких цветовых карточек окажется в выборе испытуемого на первых четырех позициях, тем ближе он к гармоничной норме, и наоборот, – чем больше там ахроматических и смешанных цветов, тем выше уровень дезадаптации. Однако наиболее полной и достоверной может быть лишь интегративная целостность описываемого образа, и полученные данные следует трактовать не в отрыве от личности, а как реакцию на ситуацию, типичную для нее.

Понятие аутогенной нормы и отклонение от нее

Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7. Эта последовательность была принята М. Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия.

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе индивида, с их «идеальным» расположением.

Сначала вычисляется разница  между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности суммируются. Значение СО изменяется 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен пример расчета суммарного отклонения.

красный

жёлтый

зелёный

фиолетовый

синий

коричневый

серый

чёрный

Место цвета в аутентичной норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе испытуемого

8

2

4

6

1

3

7

5

Разность

7

0

1

2

4

3

0

3

Значение СО отражает преобладающее настроение человека. Он имеет три уровня выраженности:

Больше 20 – Преобладание отрицательных эмоций. Доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые человек не может преодолеть самостоятельно.

10 – 18 – Эмоциональное состояние в норме.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Оптимистичное состояние.

Коэффициент вегетативного баланса (КВБ)

Согласно данным Г. Клара и Л. Буша, «предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром». На основании аналогичного взгляда, К. Шипош вывел коэффициент вегетативного баланса (КВБ). КВБ характеризует вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого и показывает, насколько комфортно человек чувствует себя в социуме, выявляет эмоциональные установки к окружающей действительности. Расчет производится по формуле, предложенной К.Шипошем:

КВБ =  18 – (место красного цвета – место желтого цвета) / 18 – (место синего цвета – место зеленого цвета)

Значение ВК изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка.

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Индивид отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Показатели тревоги и компенсации

Считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные – на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги. И независимо от степени его осознанности, наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является «замещающей» она редко приводит к подлинной удовлетворенности, истощая, однако, ресурсы организма. Отсюда следуют следующие выводы:

1. Если хотя бы один из основных цветов стоит на последних трех местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги. Способ компенсации тревоги определяется характеристикой цвета стоящего на первой позиции.

2. Если при наличии тревоги на первом месте находится один из основных цветов, то компенсация считается более успешной, чем в случае с дополнительным, который указывает на неадекватность, безуспешность компенсаторного поведения.

3. Присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Если один из этих цветов стоит на втором или третьем месте, то он сам и все цвета левее его рассматриваются как компенсации.

Значение позиций

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение:

I и II позиция цветов в паре соответствуют преобладающим тенденциям потребностной сферы. Эти потребности следующие:

1. Синий цвет – потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.

2. Зеленый – потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера.

3. Красный – потребность в достижении, обладании, лидировании, целенаправленность, высокая поисковая активность.

4. Желтый – потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане.

Эти потребности представляют собой самые главные человеческие потребности, актуализация которых необходима для нормального существования человека. Если какая-либо из главных потребностей фрустрирована, то соответствующий цветовой эталон оказывается на одной из последних позиций. Если на первые позиции выходят ахроматические (0 7) или дополнительные цвета (5 6), то выявляемые ими потребности обозначаются как вторичные. Они не являются главными потребностями, это лишь вынужденная охранительная реакция на невозможность реализации первичных потребностей.

5. Фиолетовый – потребность в уходе от реальной действительности, нереальные требования к жизни, субъективизм, эмоциональная незрелость.

6. Коричневый – потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.

7. Черный – потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне.

0. Серый – потребность в успокоении, отдыхе; пассивность.

Потребности, определяемые ахроматическими и дополнительными цветами, тесно связаны с защитными механизмами, направленными на противодействие тревоге, давлению внешнего воздействия, усталости и отражают проблему фрустрированности основной потребности, неприятие индивидом сложившихся условий и межличностных отношений, уход от них в бездействие (0), в самощажение (б), в протестные реакции (7), в мир фантазий и иррациональные способы защиты (5).

III и IV позиция обозначают собственное, текущее состояние. Собственное состояние – это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение.

V и VI позиция – это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано.

VII и VIII позиция обозначают неприятие, подавленные потребности.

Однако, это лишь обобщенный подход к пониманию «корневых» истоков тех качеств, которые лежат в основе цветовосприятия эталонов теста. Более детализированная интерпретация цветовых предпочтений подробнейшим образом изложена Л.Н. Собчик в ее книге «Модификация восьмицветового теста Люшера» 2016 года издания.

Восьмицветный тест Люшера (тест цветовых выборов Люшера)

Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Тест Люшера — это цветовая диагностика состояний человека
Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Это т.н. «глубинный» тест. Предпочтение того или иного цвета неосознанное. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

При опросе цвета располагаются на белом фоне, равномерно и достаточно ярко освещенном.
После первого и второго опроса психолог записывает выборы испытуемого, используя общепринятую символику:
1 — темно-синий цвет; 2 — сине-зеленый; 3 — оранжево-красный; 4 — желтый; 5 — фиолетовый; 6 — коричневый; 7 — черный; 0 — серый цвет.
Для условного обозначения положения цветов в разных позициях используются следующие обозначения:
Явное предпочтение — «+» (знак сложения). Предпочтение цвета — «х» (знак умножения). Безразличие к цвету — «=» (знак равенства). Антипатия (или неприятие) — «—» Знак вычитания.

Значения восьми позиций. После того как все 8 цветов расположены в порядке предпочтения и обозначены соответствующими знаками, можно выделить следующие отношения или функции:
1-я позиция — цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым.
2-я позиция — обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый.
3-я и 4-я позиции — обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком «х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать — испытуемый чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он действовал спокойно).
5-я и 6-я позиции — цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности.
7-я и 8-я позиции — цвет в этих позициях, помеченный знаком «—», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам. — Значения восьми цветов:

  1. Синий — потребность в покое.
  2. Зеленый — потребность в самоутверждении.
  3. Красный — потребность в целенаправленной активности.
  4. Желтый — потребность в спонтанной активности.
  5. Фиолетовый — победность красного и капитуляцию синего.
  6. Коричневый — чувственную основу ощущений.
  7. Черный — отрицание красок жизни и самого бытия.
  8. Серый — укрытие от внешних воздействий, освобождение от обязательств, отгораживание [213. С. 105—108].

Разметка выборов. При повторном выборе цветов, если два или более цвета меняют позицию, но все же остаются рядом с цветом, который был их соседом по первому выбору, то группа существует, и именно эту группу цветов следует обвести кружком и пометить соответствующим функции знаком. Очень часто эти группы несколько отличаются от простой группировки по парам.

Пример:
1-й выбор —   31542687
2-й выбор —   35142678
Группирование выполняется следующим образом:
3  1 5  4 2 6  8 7
3  (5  1) (4  2  6) (7 8)
+     х    х    =    =    =   —   —
Делая пометки в протоколе такого теста, следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Первая группа (или одна цифра) помечается «+».
  2. Вторая группа (или одна цифра) помечается «х».
  3. Последняя группа (или одна цифра) помечается «—».
  4. Все остальные цвета помечаются знаком «=».

Там, где имеются пары цветов, при интерпретации следует использовать их, а не отдельные цвета.
Иногда одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе будут снабжены различными знаками. В этом случае каждый выбор следует помечать отдельно:
+   +   х  = =   — — —
5    1  3  4    2     6       8   7
3   5  1  4 2     7   6   8
+    х  х   = =     =  —  —
Обычно второй выбор бывает более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, особенно в случае сомнений. В этой связи при пользовании таблицами следует учитывать в первую очередь группировку и пометки, сделанные при втором выборе.
Может оказаться, что какие-либо номера являются общими для двух функциональных групп и тогда следует интерпретировать обе группы соответствующими пометками в протоколе:

+   +                                 —    —
+    х    х    =   =     =     =    —
5    1    3    4     8     6      2      7      1-й выбор
3      1     5     4      8     7      2     6      2-й выбор
+      +      х    =      =    =      =_  —

В таком случае в таблицах нужно смотреть следующие группы: +3+1, х x5, =4=8, —2—6 (имеются еще также дополнительные группы: +3—6 и +3—2).

Тревоги и компенсации. Четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности, поэтому в случае нормального протокола теста эти цвета должны находиться в начале ряда либо в пределах первых 5 мест. В том случае когда они расположены иначе, это указывает на наличие какого-либо физиологического или психологического отклонения, которое тем серьезнее, чем ближе к концу ряда помещен основной цвет.
Когда один из основных цветов (синий, зеленый, красный или желтый) занимает одну из 3 последних позиций ряда (6-, 7-или 8-ю), это указывает на неприятие, и данный цвет помечается знаком «—». Любой цвет, стоящий в ряду после отмеченного, также должен быть отмечен знаком минус («—»). Другими словами, если основной цвет занимает, например, 6-ю позицию, то цвета, стоящие на 7-й и 8-й позициях, также помечаются знаком «—». Все цвета, символизирующие в этом случае источники тревоги, сопровождаются дополнительными знаками — буквой «А» (сокращение от англ. anxiety — тревога).
Пример:
….    3    6    7
А   А   А
Независимо от степени осознанности источник стресса вызывает компенсирующее поведение, характер которого символизирует цвет, помещенный на первую позицию. Данный цвет обозначает ведущий способ компенсации в тех случаях, когда отвергается какой-либо основной цвет. Чтобы обратить на это внимание, когда в конце ряда предпочтений есть пометка «А», цвет, занимающий первую позицию, помечается буквой «С» (сокращение от англ. compensation — компенсация).
Пример: 4     ….     8    7    2
+                        =   —   —
С                                     А
В ситуациях когда предпочтения отдаются ахроматическим цветам — коричневому (6), серому (8) или черному (7), это может означать негативное отношение к жизни. Если один из даннных цветов занимает какую-либо из трех первых позиций, то можно говорить о том, что указанная компенсация не является «нормальной» и выражает в некотором смысле степень «утрированности» поведения. Такие цвета, а также цвета, стоящие на предшествующих позициях, следует пометить знаком «+» и буквой «С».
Пример:
3     4     8
+     +     +
С     С    С
В некоторых случаях, когда серый, коричневый или черный цвета занимают одну (или несколько) из трех первых позиций и в то же время на позициях 6-, 7- и 8-й нет ни одного из основных цветов, цвет, стоящий в 8-й позиции, следует рассматривать как символизирующий тревогу. Он должен быть отмечен буквой «А».
Пример:
3     4     8     .   .    6    5    7
+     +     +                              —
С     С    С                               А
Иными словами, если есть тревога, то должна быть компенсация и, наоборот, если есть компенсация — должна быть тревога.
Интенсивность тревоги и компенсации. Психологический или физиологический дефект, вызывающий тревогу, считается относительно слабым, если основной цвет находится на 6-й позиции, и более серьезным, когда такой цвет занимает 8-ю позицию. Это позволяет говорить об интенсивности тревоги. Мы будем помечать восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники тревог, в соответствии со следующими правилами:

  1. Если основной цвет занимает 6-ю позицию — один !.
  2. Если основной цвет занимает 7-ю позицию — два !.
  3. Если основной цвет занимает 8-ю позицию — три !.

Пример:
.   .   .   .   .  2    4    3
—   —   —
А    А   А
!     !!    !! !      
Таким образом, интенсивность тревоги измеряется количеством знаков «!».
Аналогичный способ используется и для фиксации и измерения степени компульсивности, связанной с компенсациями. При этом помечают восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники компенсаций, руководствуясь следующими правилами:

  1. Если компенсация символизируется каким-либо основным цветом или фиолетовым — данные позиции не помечаются.
  2. Если серый, коричневый или черный занимает 3-ю позицию – один !.
  3. Если серый, коричневый или черный занимает 2-ю позицию — два !.
  4. Если серый, коричневый или черный занимает 1-ю позицию — три !.

Пример:
7    8    6    .   .   .   .   .    
+    +     +
С   С   С
!!!    !!     !
После того как в протоколе опроса проделаны обычные операции (группирования и разметки функций), соответствующие позиции необходимо пометить буквами «С» и «А» и согласно приведенным выше правилам расставить восклицательные знаки «!», подсчитать их количество в первом и втором выборе.
Пример:

 

!!!

!!

 

 

 

!

!!

 

Всего 8!

 

С

С

 

 

 

А

А

А

 

 

+

+

х

х

=

 

1-выбор

8

6

5

1

3

4

2

7

 

2-выбор

7

8

6

1

5

2

4

3

 

 

+

+

+

х

х

 

 

С

С

С

 

 

А

А

А

 

 

!!!

!!

!

 

 

!

!!

!!!

Всего 12!

Если во втором выборе оказывается меньше восклицательных знаков, чем в первом, то общий прогноз можно считать благоприятным. Если же наблюдается обратное, то неблагоприятный прогноз более вероятен. Таким образом, мы получаем практический способ прогноза реакции на улучшение условий. Количественной мерой интенсивности тревоги в целом является сумма «!».
«Актуальная проблема». Характер какой-либо неудовлетворенной потребности вместе с компенсацией как попыткой ее разрешения позволяет определить тип конфликта. Тревога плюс ее компенсация дают возможность характеризовать актуальную проблему — именно такая проблема или конфликт могут являться отправной точкой для психологической или медицинской терапии.
Прогностическим критерием для оценки актуальных проблем в цветовом тесте выступают сравнения наиболее предпочитаемых («+»-функции) и наиболее отвергаемых цветов («—»-функции). Такие сравнения позволяют определить характер актуальных проблем.
Интерпретации, приведенные в таблице «+»-функций, показывают основные компоненты таких проблем: сам источник стресса и способ, применяемый в попытке этот стресс преодолеть. В простейшем случае это характеризуется парой цветов, занимающих 1-ю и 8-ю позиции. Общий случай требует привлечения нескольких пар цветов в порядке значимости проблем ими символизируемых.
В цветовом тесте разработана система правил приписывания степени актуальности проблемам, символизируемым цветами, занимающими различные позиции в ряду предпочтений. При этом учитывается тот факт, что тревога имеет несколько большее психологическое значение, чем компенсация.
Порядок значимости актуальных проблем:


Номера позиций

Пример (см. выше):

Компенсации/Тревоги

1)

1-я

8-я

Наиболее значима

+7-3

2)

1-я

7-я

 

+7-4

3)

2-я

8-я

 

+8-3

4)

2-я

7-я

 

+8-4

5)

1-я

6-я

 

+7-2

6)

2-я

6-я

 

+8-2

7)

3-я

8-я

 

+6-3

8)

3-я

7-я

 

+6 — 4

9)

3-я

6-я

Наименее значима

+6-2

После окончания разметки цветовых выборов дается описание личности обследуемого по таблицам интерпретации.

[1] [2]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *