Мажор в музыке определение: мажор и минор — Общие дети, г. Воронеж

Автор: | 01.06.1979

Содержание

Что это — тональность в музыке. Тональность песни. Мажор, минор

Перед разбором той или иной музыкальной композиции исполнитель прежде всего обращает внимание на тональность и ключевые знаки. Ведь от этого зависит не только правильное прочтение нот, но и целостный характер произведения. Интересен тот факт, что многие композиторы обладают цветным слухом и представляют каждую тональность в определенных красках. Случайно ли это происходит? Или это тонкое внутреннее чутье?

Понятие и определение тональности

Знаменитые теоретики Б. Л. Яворский и И. В. Способин указывают, что это высотное ладовое положение. Так, например, если тоника «до», а лад «мажор», то тональность будет «До мажор».

В более узком (специфическом) значении тональность в музыке — это тоже система функционально разграниченных связей, с определенной высотой. Только уже на основе трезвучия консонирующего. Она характерна для гармонии 17-19-го веков (классико-романтической). В конкретном случае можно говорить о существовании нескольких тональностей, их системы взаимоотношений. Таких, например, как кварто-квинтовый круг, их родственные тональности, параллельные, одноименные и проч.

Еще одно значение. Это иерархически централизованная система высотных связей, которые функционально разграничены (дифференцированы). От ее объединения с ладом образуется ладотональность.

Тональность в 16-м веке

Тональность в музыке 16-го века находится в затруднительном положении. Сам термин введен в 1821 году Ф. А. Ж. Кастиль-Блазлом (известным французским теоретиком). Продолжил развивать и распространять понятие тональности с 1844 года Ф. Ж. Фетис. В России данный термин не употреблялся и вовсе вплоть до конца 19-го века. В трудах Римского-Корсакова и Чайковского о тональной гармонии нигде не встречается. И только книга Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма», оконченная в 1906 году, проливает на нее свет.

Термин «тональность» имеет несколько смыслов. Во-первых, это ладотональная гармонико-функциональная система. Во-вторых, это конкретная тональность в музыке. То есть какая-нибудь ладовая разновидность на определенной высоте. Современное понятие тональности превосходно раскрыто в труде Карла Дальхауза. Он трактует ее в широком смысле слова. Исходя из его определения, становится очевидно, что древнемодальная григорианская мелодия — это первый образец тональности. Он отмечает, что, помимо аккордово-гармонической, есть мелодическая тональность.

Главные признаки тональности

  1. Присутствие определенного устоя или центра. Это может быть звук, какой-либо аккорд или совершенно другой центральный элемент.
  2. Наличие некой организации звуковых отношений, которая непосредственно объединяет их в иерархически соподчиненную систему.
  3. Единый устой, центр или целая система, которые должны быть закреплены на одной высоте. Исходя из этого следует, что тональность в музыке предполагает наличие своеобразной централизации, находящейся вокруг того или иного элемента.
  4. Лад (мажор, минор), который дан в виде аккордовой системы и мелодии, идущей по их «канве».
  5. Ряд характерных диссонансов: D с септимой и S с секстой.
  6. Внутренняя смена гармонии.
  7. Ладовая структура, в основании которой заложены три главные функции: тоника, субдоминанта и доминанта.
  8. Крупные формы на основе модуляции.

Лад и тональность у Палестрины

В классической тональности преобладает принцип тяготения к центру (тонике). В модальном же ладу, напротив, такого нет. Есть только подчиненность звукоряду. У Палестрины четко выявлены основные черты системы лада при наличии двух пластов. Это хоральная (монодическая) подоснова и ее структурная реорганизация. В палестринском ладу отсутствует явное тяготение к тонике. Нет также и категории как таковой. У Палестрины присутствует целостная организация звуков, расположенных по высоте. Нет каденций, соответственно, нет и тяготения к устою. То есть построения могут принадлежать абсолютно любому ладу. Итак, у Палестрины нет тональности как у венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена).

Монодические лады и гармонические тональности

Мажор и минор стоят в одном ряду с иными ладами: эолийским, ионийским, фригийским, обиходным, локрийским, дорийским, миксолидийским, а также пентатоникой. Между гармоническими тональностями и монодическими ладами — огромная разница. Тональностям мажора и минора присуща внутренняя напряженность, активность, динамизация и целеустремленность движения. Им также свойственны многообразные функциональные отношения и предельная централизованность. Все это отсутствует у монодических ладов. У них также нет отчетливого тяготения к тонике, ее доминирования. Ярко выраженный динамизм тональной системы тесным образом соприкасается с характером европейского мышления эпохи нового времени. Э. Ловинский удачно подметил, что модальность, по сути, являет собой стабильный взгляд на мир, а тональность напротив — динамический.

В какие цвета радуги композиторы «окрашивают» тональности?

Каждая тональность, находясь в системе, обладает определенной функцией не только в динамико-гармонических отношениях, но и в колористическом плане. В связи с этим чрезвычайно распространены представления о характере и цвете (окраске в буквальном смысле).

Так, например, тональность «До мажор» является центральной в общей системе и считается самой простой, поэтому ее окрашивают в белый. У многих музыкантов, в том числе у великих композиторов, часто обнаруживается цветной слух. Явным представителем такого слуха считается Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Так, например, тональность «Ми мажор» ассоциировалась у него с несколькими: ярко-зеленым, цветом весенних березок и пасторальными оттенками. «Ми бемоль мажор» для него — это преимущественно темная и сумрачная тональность, которую он окрашивал в своем воображении в серо-синеватый тон, характерный для городов и крепостей. Людвиг ван Бетховен считал «Си минор» черной. Такой цвет не вызывает удивления, ведь произведения, написанные в этой тональности, всегда звучат скорбно и трагически. Как видим, цвета не возникают случайно, они полностью соответствуют выразительному характеру музыки. Если изменить тональность, то она приобретет совершенно иные краски. Наглядный тому образец, переложение мотета Вольфганга Амадея Моцарта (Ave verum corpus, K.-V. 618) Ференцом Листом. Из «Ре мажора» он транспонировал ее в «Си мажор», в связи с чем изменился стиль музыки, появились черты романтизма.

Какую роль и место занимает тональность в музыке?

Начиная с 17-го века, различные тональности аккордов, преимущественно со сложными структурами, стали важным музыкально-выразительным средством. Иногда и тональная драматургия составляет конкуренцию тематической, сценической и текстовой. Петр Ильич Чайковский считал, что суть музыкальной мысли напрямую зависит от гармонии и модуляции, нежели от мелодического рисунка. В построении музыкальных форм неоспорима огромная роль тональности. Особенно это касается крупных форм: сонатной, циклической, оперной, рондо и проч. Среди средств, которые придают выпуклость и рельефность, особо выделяются следующие: постепенный или внезапный переход из одной тональности в другую, быстрая смена модуляций, сопоставление контрастных эпизодов. Все это происходит на фоне устойчивого пребывания в главной тональности.

Родство тональностей

Родственные тональности бывают первой, второй и третьей степени. К группе номер один относятся все аккорды диатонической системы избранной или заданной тональности. Отыскать их предельно просто. Для этого требуется от тоники найти аккорды субдоминанты и доминанты. Это четвертая и пятая ступени. У них также есть свои родственные аккорды, которые идентичны им по звуковому составу. Вторая степень родства — это тональности с одинаковой тоникой, но разными ладами (как и одноименные). Так, например, «До мажор» и «До минор». Знаки тональностей, соответственно, будут разными. В «До мажоре» их нет, а в одноименном миноре три бемоля.

Аккорды третьей группы имеют общую ступень (3). К третьей степени родства относятся также два аккорда, идентичных по строению и стоящих на расстоянии трех тонов. Так, например, это «До мажор» и «Фа диез мажор». Все эти знания очень пригодятся, если надо изменить тональность песни при помощи модуляции или отклонения.

Заключение

Таким образом, тональность имеет комплекс главных признаков, которые определяют ее суть. Теоретики трактуют ее по-разному. Также ученые расходятся во мнениях по поводу ее возрождения и угасания. Если исследователи и музыканты западноевропейских стран обнаружили ее рано (еще в 14-м веке), то в России ее стали применять гораздо позже. Именно поэтому тональность в музыке венских классиков и романтиков значительно отличается от той, которая была у Палестрины и будет у Шостаковича, Хиндемита, Щедрина и других композиторов 20-21-го столетия.

виды музыкальных ладов и их особенности, строение минорного и мажорного лада

Можно долго смотреть в словарь, но так ничего и не понять. Мы постарались объяснить сложные термины простыми словами. Сегодня разберемся в сложных понятиях, чем они отличаются друг от друга, и как определить, что к чему относится. А в конце вы узнаете, как строить тональности по специальным формулам, которые легко запомнить.

Основы

Лад – это согласованные звуки, среди них есть устойчивые и неустойчивые. Чтобы создать музыку, используют оба вида, они должны дополнять и чередоваться друг с другом.

Так из обычного звукоряда получается красивая и гармоничная мелодия, которая имеет начало и конец, развивается и приходит к своему завершению.

Устойчивые звуки не зря так называются, они выступают основой, расставляют акценты, привносят покой, вносят равновесие.

Вторые – развивают мелодию, постоянно отходят от устойчивых и обратно возвращаются к ним, создают динамику и движение. Они всегда стремятся к устойчивым, и как незавершённая мысль, находятся в движении, и только когда достигают того, к чему стремились, музыкальная мысль завершается. Все произведения заканчивают устойчивыми звуками, как бы ставят точку, это называется разрешение.

Какие звуки можно считать устойчивыми, а какие нет? В ладу семь звуков. Обычно, их представляют в виде рисунка – семь ступеней. I, II и III из них устойчивые.

Ступень I самая главная, её называют тоникой.

Виды лада

Пришло время разобраться, чем отличается мажор от минора.

Мажор – происходит от латинского «major», что означает больший. Это потому, что аккорд, на котором он строится, начинается с большой терции. Обозначается как «dur».

Минор – от латинского «minor», означающего меньший. Здесь аккорд строится на малой терции. Обозначается как «moll»

Их легко отличить на слух даже тем, кто не сильно разбирается в музыке.

Мажорный и минорный лад нужны для того, чтобы передать настроение и характер, с помощью них композитор выражает эмоции, переживания и вектора движения всего произведения. Если нужно передать радость, торжество, что-то светлое и игривое, произведение пишут в мажоре. Для того, чтобы показать скорбь, тревогу, печаль используют минор.

Но это не значит, что мажорная музыка не способна отразить тревогу и переживания, а минорная – радость, или что они не могут встретиться в одном произведении.

Например, «Цыганочка», несмотря на игривость, написана в миноре, а некоторые представители лиричного американского блюза – в мажоре.

Виды мажора и минора бывают разные, в статье мы рассматриваем натуральные виды. Они встречаются и используются чаще всего.

Также есть гармонический мажор (идет понижение шестой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени понижаются). Гармонический минор (идет повышение седьмой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени повышаются).

Как их определить? Чтобы отличить мажор это или минора, нужно внимательно слушать произведение, разница именно в окраске звучания, мелодии, настроении.

Тональность и гамма

Тональность — это определение лада, у которого есть тоника.

У всех них есть название. Оно состоит из двух частей – тоники и лада. Например, До мажор это название тональности, которая строится на тонике До.

Гамма – звуки, расположенные по порядку. Она всегда начинается с тоники и заканчивается ею. Гамма C-dur известна всем, её дают в школьной программе. Если вы вспомните её, то согласитесь, что тоникой всё начинается и заканчивается.

Но если посмотреть на другие гаммы, то можно увидеть, что появляются бемоли и диезы. Что это такое и зачем нужны?

Бемоль понижает звук на полутон.

Диез повышает.

Полутон – это самое короткое расстояние между звуками.

Представьте раскладку клавиш на фортепиано, если вы пройдетесь по ним, ни одну не пропуская, то от одной клавиши до другой, вы будете проходить расстояние в один полутон.

Как используются знаки рассмотрим на примерах.

Мажор

Есть общее правило, по которому выстраивается звукоряд, выглядит оно так: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон (2-1/2-3-1/2)

Давайте проверим это правило на гамме C-dur. Для удобства представьте перед собой фортепианную клавиатуру, можете даже нарисовать, это облегчит понимание.

До-Ре разделяет одна черная клавиша – это один тон, Ре-Ми тоже. Дальше идет Ми-Фа, между этими звуками один полутон, их ничего не разделяет. От Фа до Си три тона. Завершает звукоряд Си-До.

Всё согласно правилу. Но здесь нет знаков. Давайте попробует сделать то же самое от Фа.

Сначала  выстроить звукоряд. Теперь необходимо привести то, что получилось к общему правилу.

Две первые пары складываются из Фа-Соль, Соль-Ля. Дальше, следуя правилу, идет полутон, но между Ля и Си расстояние больше, понижаем Си, для этого добавляем бемоль. Три следующих тона выглядят так: Си бемоль-До, До-Ре, Ре-Ми. Последняя пара Ми-Фа. Мы пришли к тонике.

Это правило действует от любой ноты.

Минор

Минор отличается только последовательностью построения: 1-1/2-2-1/2-2. Давайте посмотрим, как будет выглядеть C-moll.

Итак, у нас есть звуковой ряд. В начале идет один тон – До-Ре, затем полутон. Но расстояние от Ре до Ми больше, поэтому нужно понизить Ми. Получаем До-Ре-Ми бемоль. Дальше идут два полных тона. От Ми бемоль до Фа, от Фа до Соль. У нас выстраивается ряд: До-Ре-Ми бемоль-Фа-Соль. Следующий на очереди полутон, чтобы выстроить его от Соль, нужно понизить Ля. Полный тон от Ля бемоль – это Си бемоль, а от него – До. Это тоника, значит мы закончили. Получается, что в C-moll три бемоля.

Чтобы лучше запомнить строение мажорных и минорных тональностей, потренируйтесь строить их самостоятельно от разных тоник. На практике информация запоминается лучше. Главное помнить, что залог любого результата – регулярность. Сначала всё может показаться сложным и непонятным, но чем больше времени вы будете уделять практике и тренировкам, тем легче вам будет становиться.

 

Музыкальный лад. Как отличить минор от мажора

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор . Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон ) , в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона ). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты

до.

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: и .

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V) , неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII) . Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это , она имеет название тоника . Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие , это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например,

пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию , узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада , основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

В музыке существует два музыкальных лада, являющихся основными, — это мажор и минор. Поговорим подробнее о том, что такое мажор, что собой представляет мажорный лад и чем отличается мажорный лад от минорного, а также о том, как это слово употребляется в современном сленге.

Что такое мажор: определение

Мажор представляет собой набор звуков музыкального инструмента, подразумевающий бодрую и весёлую тональность. Такая формулировка связана с тем, что вся музыка по своей сути создана, чтобы передавать чувства и эмоции человека. Композитор, который составляет определённую музыкальную композицию или симфонию, основывается на своих чувствах и вкладывает их в музыку.

Процесс разработки музыкальной композиции довольно сложен и зачастую переплетается с экспериментальным методом подбора необходимых звуков. За каждой записанной нотой следует тяжёлая подборка последующих нот и попытка их гармонизации друг с другом, чтобы музыка звучала приятно для человеческого слуха.

Мажорный лад

В связи с тем, что набор звуков безграничен, а человеческий слух способен воспринимать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц, возникла необходимость классификации определённых простых наборов тональностей. Основными из них, которые можно воспроизвести на любом музыкальном инструменте, являются мажорный и минорный лад. Выходит, что мажорный лад — это последовательность любой композиции, которая на психологическом уровне вызывает у человека ассоциации с весёлым и бодрым настроением. Также любую композицию можно записать и в минорном ладе, чтобы получить обратный эффект звучания и восприятия на психологическом уровне. Минорный лад — это лад, звуки которого образуют малое и минорное трезвучие.

Отличия мажорного лада от минорного

Любой набор нот можно записать в виде мажорного или минорного лада. То есть, любая музыкальная композиция, состоящая из определённого набора нот, способна быть проиграна и в минорном звучании, и в мажорном.

Отличием мажорного лада от минорного является то, что между вторым тоном и первым в миноре — малая терция, а в мажоре — большая. Говоря простым языком, мажор-минор — это гармоническое выражение состояний души радость-печаль.

Музыкальный термин в обыденной жизни

В молодёжном сленге слово мажор употребляется в контексте, указывающим на богатых людей, живущих в достатке и изобилии. Считается, что люди, обладающие большими материальными благами, получают практически всё, чего желают. А человек, который получает желаемое, пребывает в радости и эйфории. И наоборот: люди, которые не имеют большого количества материальных благ, далеко не всегда получают желаемое и поэтому не всегда пребывают в состоянии радости и удовольствия.

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности – гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 вида мажора: первый – натуральный

Натуральный мажор – это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов:

Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом .

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 вида мажора: второй – гармонический

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно – она его словно «оминоривает», и становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре – ре-бемоль.

3 вида мажора: третий – мелодический

Как и в , в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки –VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть или – рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор – это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки – шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида – тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

В мелодическом до мажоре в нисходящем движении появляются два “случайных” бемоля – си-бемоль и ля-бемоль.

В соль мажоре мелодического вида сначала отменяется фа-диез (понижается седьмая ступень), а затем появляется бемоль перед нотой ми (понижается шестая ступень). В мелодическом фа мажоре появляются два бемоля: ми-бемоль и ре-бемоль.

И ещё разок…

Итак, существуют . Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Если вам понравилась статья, то, пожалуйста, нажмите на кнопку «Мне нравится!». Если вам есть, что сказать по данной теме – оставляйте комментарий. Если вы хотите, чтобы ни одна новая статья на сайте не осталась не прочитанной вами, то, во-первых, заходите к нам чаще, а, во-вторых, подписывайтесь на твиттер.

ВСТУПАЙТЕ В НАШУ ГРУППУ В КОНТАКТЕ –

Чтобы знать, как определить тональность произведения, требуется, прежде всего, разбираться в понятии «тональность». Вы уже знакомы с этим термином, поэтому лишь напомню, не углубляясь в теорию.

Тональность – вообще, это высота звучания, в данном случае – высота звучания какого-либо лада – например, мажора или минора. Лад — это построение звукоряда по определенной схеме и, кроме того, лад – это конкретная звуковая окраска звукоряда (мажорный лад – ассоциируется со светлыми тонами, минорный – с грустными нотками, тенью).

Высота каждой конкретной зависит от её тоники (главная устойчивая нота). То есть тоника – эта та нота, к которой привязан лад. Лад во взаимодействии с тоникой и даёт тональность – то есть набор выстроенных в определённом порядке звуков, расположенных на конкретной высоте.

Как определить тональность произведения на слух?

Тут важно понимать, что не в любой момент звучания можно с точностью сказать, в каком тоне звучит данная часть произведения. Нужно выбрать отдельные моменты и проанализировать их. Что это за моменты? Это может быть самое начало или самый конец произведения, а также конец какого-либо раздела произведения или даже отдельной фразы. Почему? Потому что начала и концы звучат устойчиво, они утверждают , а в середине обычно происходит удаление от основной тональности.

Итак, выбрав для себя фрагмент, обратите внимание на две вещи :

  1. какое в произведении общее настроение, какое наклонение – мажорное или минорное?
  2. какой звук наиболее устойчив, какой звук подходит для того, чтобы им завершить произведение?

Когда вы это определите, у вас должно случиться прояснение. От типа наклонения зависит – мажорная это тональность или минорная, то есть какой у тональности лад. Ну а тонику, то есть устойчивый звук, который вы услышали, можно просто подобрать на инструменте. Итак, вам известна тоника и известно ладовое наклонение. Что ещё нужно? Ничего, только соединить их вместе. Например, если вы услышали минорное настроение и тонику фа, то тональность будет – фа минор.

Как определить тональность произведения в нотах?

А вот как определить тональность произведения, если у вас на руках ноты? Наверное, вы уже догадались, что следует обратить внимание на знаки при ключе. В большинстве случаев, по этим знакам и тонике можно безошибочно определить тональность, потому что ключевые знаки ставят вас перед фактом, предлагая только две конкретные тональности: одну мажорную и одну параллельную ей минорную. Какая именно тональность в данном произведении зависит от тоники. Подробнее про ключевые знаки можно прочитать .

Нахождение тоники может вызывать затруднения. Часто это последняя нота музыкального произведения или его логически завершенной фразы, чуть реже она еще и первая. Если, например, произведение начинается с затакта (неполного такта, предшествующего первому), то часто устойчивой нотой оказывается не первая, а та, которая приходится на сильную долю первого нормального полного такта.

Не поленитесь взглянуть в партию сопровождения, по ней можно догадаться о том, какая нота является тоникой. Очень часто аккомпанемент обыгрывает тоническое трезвучие, которое, как понятно из названия, содержит в себе тонику, да, кстати, и лад тоже. Заключительный же аккорд сопровождения практически всегда её содержит.

Обобщив вышесказанное, выделим несколько шагов, которые вы должны предпринять, если хотите определить тональность произведения:

  1. На слух — выяснить общее настроение произведения (мажор или минор).
  2. Имея на руках ноты — ищите знаки альтерации (при ключе или случайные в местах смены тональности).
  3. Определить тонику – условно это первый или последний звук мелодии, если не подходит – определять устойчивую, «опорную» ноту на слух.

Именно слух является вашим главным инструментом в решении вопроса, которому посвящена эта статья. Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете определять тональность музыкального произведения быстро и правильно, позже вы научитесь определять тональность с первого взгляда. Удачи!

Кстати, неплохой подсказкой для вас на начальном этапе может стать известная всем музыкантам шпаргалка – . Попробуйте её использовать – очень удобно.

Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

Сравнение

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

Выводы сайт

  1. В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.
  2. И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).
  3. Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.
  5. Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

Тональность музыкального произведения

Любой музыкальный лад, построенный от конкретной выбранной тоники образует тональность. Т.е. тональность характеризуется ладом и нотой, от которой лад построен, например — натуральный до мажор или гармонический фа-диез минор.

Каждое музыкальное произведение написано в определенной тональности (в академической музыке часто тональность даже является частью названия, например «И. С. Бах. Токката ре минор»). Что это значит? Означает ли это, в частности, что произведение состоит только из нот своей тональности? Иногда да, иногда нет. В старые времена (задолго до Баха) любое произведение обязано было ограничиваться нотами тональности, в которой оно написано, иное было немыслимо. Но позже начали появляться исключения, и чем дальше, тем больше. Основу музыкального произведения, однако, составляют именно звуки тональности, именно они звучат наиболее устойчиво, и вокруг них развивается музыкальная мысль. Точных правил, по которым в произведении взаимодействуют тональные и нетональные звуки привести невозможно — по большому счету, единых, всеохватных правил и не существует, т. к. композиторская мысль всегда опережает музыкальную теорию. Не существует и правила, позволяющего однозначно определить тональность любого произведения. Точнее, правило есть и формулируется оно так: «Тональность произведения определяется на слух. Те звуки, которые слышатся наиболее устойчивыми, являются тональными, а самый устойчивый из них — это тоника».

То есть умение ориентироваться в тональностях — вопрос опыта. Значительно проще это делать, анализируя гармоническое сопровождение произведения, т.е. аккомпанемент. Некоторые частные правила, помогающие определить тональность, я приведу позже, когда мы познакомимся с понятием аккорда и его связью с ладом.

Сейчас же остановимся только на одном явлении, несколько углубляющем представление о тональности. Речь идет о модуляции, под которой понимают смену тональности внутри произведения. Это явление весьма частое, однако, как водится, ограничено определенными правилами. Главное правило, пришедшее из классической музыки: среди всех тональностей, через которые проходит произведение, должна быть одна, главная; в ней произведение начинается и в ней же заканчивается. То есть, если Вольфганг Амадей Моцарт озаглавил произведение «Соната для фортепиано ля мажор» — это не значит, что на всем протяжении эта соната не выходит за пределы указанной тональности. Но первая часть этой сонаты должна начинаться именно в ля мажоре, а последняя часть — на ля мажоре завершаться.

В современной музыке, включая популярную, и авторскую песню, это правило перестало быть абсолютным, хотя чаще выполняется. Наиболее частый, и весьма простой случай, когда правило главной тональности нарушается — когда при смене куплета меняется и тональность, и назад уже не возвращается. В большинстве случаев смена тональности между куплетами — это повышение тоники на полтона либо на тон с сохранением вида лада (был, допустим, натуральный ре мажор — стал натуральный ми-бемоль мажор). Есть и другие популярные шаблоны смены тональности, но чаще — это важно запомнить — начало и конец произведения оказываются в одной тональности.

Указывая тональность произведения часто обычно пропускают конкретный вид лада, оставляя только наклонение: «си-бемоль минор» вместо «натуральный си-бемоль минор» или «до мажор» вместо «мелодический до мажор». Связано это, опять-таки, с тем, что редкое произведение целиком принадлежит одному виду мажора или минора (исключением является натуральный мажор — есть достаточно произведений, написанных строго в нем, без отклонений). Типичная песня, написанная в миноре, будет в разных местах включать в себя проявления и натурального, и мелодического, и гармонического миноров. Большинство произведений, в которых главенствует гармонический или мелодический мажор, имеют достаточно проявлений и натурального мажора. Более того — начинаются и заканчиваются такие произведения чаще именно в натуральном мажоре. Поэтому указания тональности с точным видом лада свойственны лишь музыковедческой литературе и широкого распространения не имеют.

СОС!!!!!!!!!!!!!! 1. «Мажор» А) грустный лад Б) название оперы В) веселый

Подскажите пожалуйста ноты для калимбы 17 нот » К Элизе» пожалуйста срочно

От чьего лица звучит сказка в одноимённой пьесе из «Детского альбома» П.И.Чайковского?

Послушайте передачу М.Казиник «Музыка, которая вернулась» и выберите все верные суждения об этом фрагменте. Михаил Казиник Казиник. Музыка, которая ве … рнулась. Путешествие ешествие в мир музыки… 1. История музыки подтверждает, что жизнь коротка, а искусство вечно. 2. Искусство непрерывно совершенствуется и развивается по пути прогресса. 3. Классика – это неизменные, эталонные ценности, образцы и формы. 4. Классическая музыка выполняет прогностическую функцию. 5 Классическая музыка выполняет познавательную функцию Классическая музыка выполняет познавательную функцию. 6. Классическая музыка выполняет коммуникативную функцию. 7. Классическая музыка выполняет терапевтическую функцию. 8. Классическая музыка выполняет компенсаторную функцию. 9. Забытое искусство неизбежно возвращается, если выражает вечные ценности. 10. Музыкальные формы сильно меняются с течением времени, поэтому искусство прошлого непонятно потомкам и уходит навсегда

Звонарь — это: Выберите один ответ: Мастер колокольного звона Мастер, создаюший колокола Человек, слушаюший колокольный звон Срочно!!! Сдаю тест по му … зыке чтоб перейти в 4 класс. мне всё равно откуда возьмут ответ. это срочно!!!

Придумать идею-проект как дать хип хопу распространение в малых городах России. Типа проекта, это может быть организация круглого стола, конференция к … акая либо или что то подобное Расписать все поподробнее, какие цели и задачи преследует эта идея, а также какие результаты ожидаются и с какими трудностями можно столкнуться

во сколько лет Бетховен потерял слух?СРОЧНОООО

Героические образы музыки Л. В. Бетховена часто сравниваютВыберите один или несколько ответовсо скульптурами Миронасо скульптурой «дискобол»со скульпт … урными образами Микеланджелос героической скульптурой Ники Самофракийской​

Помогите , пожалуйста . :_)

Помогите сроооооочноо(фото)

ПОМОГИТЕ СРОЧНО!!!!!!!!! (ФОТО) ДАМ 100 БАЛЛОВ!!!!!!!!!!!

Мажор и минор – средства

Цель урока:

Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие.

Задачи:

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с музыкальными терминами «мажор» и «минор».

  2. Закрепить тему «динамическое развитие».

  3. Прослушать и проанализировать музыкальные произведения.

Развивающие

  1. Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкаль­ную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.

  2. Добиваться эмоциональной отзывчивости.

  3. Содействовать проявлению музыкального вкуса.

Оборудование:

Магнитофон, аудиозаписи музыкальных произведений для слушания и исполнения, наглядные таблицы и иллюстрации, карточки, портрет Г. В. Свиридова, фортепиано.

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Повторение пройденного материала

Ребята, на уроках IV четверти мы говорим о развитии музыки и средствах музыкальной выразительности. Посмотрите на наш цветик-семицветик.

Какие средства музыкальной выразительности мы уже изучили на предыдущих уроках? (Мелодия, темп, динамика)

Сейчас я вам напомню попевку, которую разучивали на прошлом уроке, а вы внимательно её прослушайте и назовите средство музыкальной выразительности.

Звучит полевка «Тихо. Громко».

Учащиеся определяют динамическое развитие как основное.

Что такое динамика? (Изменение громкости; сила звучания)

Как изменялась динамика в попевке? (Музыка звучала сначала тихо, затем чуть громче и опять тихо)

Исполнение попевки учащимися.

Как называется тихое звучание в музыке? (Пиано)

Как называется громкое звучание в музыке? (Форте)

Посмотрите на доску, какая из схем составлена к попевке правильно?

На доске: р > f < р — неправильно. Учащиеся устраняют ошибку: р < f > р

III. Введение в тему

— Сегодня мы познакомимся с еще одним видом музыкального развития — его называют ладом. В каждом музыкальном произведении звуки по­добраны не случайно, а связаны между собой. Они живут дружно, то есть в ладу друг с другом. Отсюда и происходит название музыкального понятия — лад.

В некотором царстве, в музыкальном государстве жили-были два брата. Вот они.

Давайте сравним, одинаковые ли у них характеры? (Разные)

А теперь дадим характеристику первому.

Как вы думаете, какой у него характер? (Веселый, жизнерадостный, бодрый)

А какую музыку он любит слушать?

— Этого брата называют Мажор, а музыка, которую он слушает, напи­сана в мажорном ладу. Этот лад придает музыке светлый, радостный оттенок.

Дайте характеристику второму брату.

Как вы думаете, какой у него характер? (Грустный, печальный)

А какую музыку он любит слушать?

— Этого брата называют Минор, а музыка, которую он слушает, на­писана в минорном ладу. Этот лад придает музыке грустный, иногда печаль­ный оттенок.

Обратите внимание на то, что слова Мажор и Минор написаны с заглавной буквы – это имена, а музыкальные термины пишутся с маленькой.

IV. Закрепление пройденного материала

Можем ли мы найти мажор и минор в окружающей нас действительности? (Да. Настроение, погода и т. д.)

Показ иллюстраций весны и осени (по 2) , вывешенных на обратную сторону доски.

Рассмотрите иллюстрации.

— Что на них изображено? (Времена года – весна и осень. )

— По каким признакам вы определили времена года?

— Одинаковые ли по характеру (настроению) иллюстрации весны? А осени? (Нет. Изображена хорошая и плохая погода весной и осенью.)

— А можно ли к этим иллюстрациям сочинить музыку? (Можно.)

Георгий Васильевич Свиридов, курский композитор, очень любил свой родной край, любовался красотами природы. И большинство произведений посвящены именно ей (природе). С одним из них мы сегодня на уроке познакомимся.

Прослушайте пьесу, состоящую из двух частей.

I часть — Весна

II часть – Осень

Из двух предложенных иллюстраций весны и осени выберите по одной, которые соответствуют музыке.

Слушание. Г. В. Свиридов «Весна. Осень»

Беседа.

— Одинаково ли прозвучала музыка весны и осени? (Нет.)

— Каков характер этих частей? (Весна – светло, радостно; осень – тоскливо, грустно)

— Какие же иллюстрации подходят к нашему музыкальному произведению?

— Определите музыкальный лад этого произведения. (Весна – мажор, а осень – минор.)

— Какими красками передано состояние природы? (Мажор – яркими, солнечными, а минор – темными.)

Словесное рисование.

— А что вы представляли, когда слушали это произведение?

Работа с карточками.

Сейчас я вам раздам карточки, а вы прикрепите их к той иллюстрации, характер которой соответствует вашим определениям.

Повторное слушание. Физкультминутка. Двигательная импровизация.

Возьмите карточки с изображением солнышка и тучки, которые лежат у вас на столах, и при повторном слушании мы должны будем показать смену настроения в музыке, т. е. лад.

Вернемся к нашим сказочным героям из музыкальной страны. Они собирались в гости, и перепутали всю музыку. Давайте им поможем разобраться и определим, какое произведение в какому ладу звучит.

Работа с таблицами.

Взаимопроверка.

Вывесить «ключ» с правильными ответами.

V. Пение

— Какое последнее произведение было в задании? Знакомо ли вам оно? В каком ладу оно написано?

На уроке продолжается разучивание песни «Я люблю рисовать» Татьяны Морозовой. Учитель обращает внимание на динамичес­кое развитие: на изменение громкости во время исполнения, на выделение важных по смыслу слов и передачу характера песни, а также на одновременное вступление и окончание пения.

VI. Итог урока

Итак, с каким средством музыкальной выразительности мы познакомились сегодня на уроке?

Какой оттенок вносит мажор? Минор?

Если бы вы были композиторами, то в каком ладу написали бы пьесу, соответствующую нашей погоде сегодня?

VII. Домашнее задание

В тетради на странице ____ раскрасьте иллюстрации весны и осени в соответствии с позвучавшим сегодня произведением Г. В. Свиридова.

Что Такое Тональность В Музыке Определение

Студийные микрофоны

ОКТАВА

  • Валерий Меладзе интересуется микрофонами «Октава»

  • Музыканты группы «Мастер» представляют ламповый студийный микрофон Октава МКЛ-100

  • Дмитрий Маликов подтверждает качество микрофонов «Октава»

  • На фото Алексей Белов поёт в ламповый студийный микрофон «Октава» МКЛ-5000

  • Cолист группы «Ария» Артур Беркут поёт в ламповый студийный микрофон «Октава» МКЛ-5000

  • Тестовые записи сравнения микрофонов Октава с микрофонами других брендов

Хотите выбрать микрофон для студии звукозаписи?
Вам нужен чистый и прозрачный звук?
Желаете студийный микрофон, вокальный или инструментальный, качество которого превосходило бы качество именитых брендов, а цена была бы гораздо ниже?

Добро пожаловать!

Вы находитесь на сайте, посвященном студийным микрофонам «Oktava».
Качество этих микрофонов признано во всем мире! За рубежом микрофоны «Oktava» популярны не мене, чем микрофоны фирм: Rode, AKG, Neumann, Shure…

Что определяет, находится ли песня в мажорной или минорной тональности?

Прежде чем мы погрузимся в диатонические аккорды минорной гаммы, позвольте мне ответить на общий вопрос, который задают студенты на этом этапе: что определяет, находится ли песня в мажорной или минорной тональности? Если все аккорды одинаковы в относительной мажорной и минорной тональности, что отличает мажорную тональность от минорной?

Ответ в том, где находится гармонический «центр» музыки. Или, другими словами, там, где музыка разрешается или останавливается.

Гармонический «Центр»

Песня в мажорной тональности будет вращаться вокруг аккордов и нот мажорной гаммы и остановится на тонике (I) мажорной тональности. Точно так же песня в минорной тональности вращается вокруг аккордов и нот минорной тональности и останавливается на тонике (i) минорной тональности.

Где это заканчивается?

Поскольку мы определяем тональность по ее точке покоя, лучше всего определить тональность музыкального произведения по тому, где она заканчивается (или хочет закончиться).

Многие студенты ошибочно полагают, что песня всегда начинается с первой ноты или аккорда тональности. Многие песни действительно начинаются с этого, но не всегда. Например, знаменитый рифф из песни Oh, Pretty Woman Роя Орбисона представляет собой аккордовый рифф E9, который является аккордом V в тональности ля мажор. О, Красотка, однако, заканчивается на А и считается тональностью А.

Другой пример — песня The Beatles Can’t Buy Me Love. Он начинается на аккорде Em, но заканчивается на C. Em — аккорд iii в тональности C.

Введение в песни предназначено для того, чтобы направить вас в самое сердце песни, поэтому имеет смысл не начинать песню на отдыхе. Вы не можете надежно определить тональность песни по тому, где она начинается.

Что более надежно, так это пройти там, где песня заканчивается. Песни с большей вероятностью заканчиваются на первой ноте или аккорде тональности. И это имеет смысл, потому что в конце вы хотите, чтобы все остановилось.

Итак, если в песне используются все аккорды от до мажор / ля минор, и она заканчивается аккордом до, это тональность до мажор.Если вместо этого он заканчивается аккордом Am, это тональность ля минор.

Вы также можете посмотреть мелодию песни и заметить, где она заканчивается. Мелодии обычно разрешаются тонической нотой тональности.

Опять же, если все ноты мелодии в песне умещаются в пределах до мажор / ля минор, а финальная нота мелодии — до, то это до мажор. Если он заканчивается на A, это ля минор. Обычно финальный аккорд и нота разрешаются одной и той же мажорной или минорной тоникой.

Прослушайте следующие записанные примеры:

Может быть и то, и другое

Иногда в песне есть части, которые явно указывают на мажорную тональность, а другие части — на минорную. Например, в песнях довольно часто встречаются куплеты, вращающиеся вокруг минорной тональности, а припевы — вокруг мажорной тональности, или наоборот. Песня Боба Марли Could You Be Loved — прекрасный тому пример. Вы можете думать об этом сценарии как о ключевом изменении между относительным большим и второстепенным.

В другом случае, возможно, мелодия песни не опирается на мажорную или минорную тоническую ноту, и финальный аккорд также не предполагает тональности. В этих редких случаях, когда это неоднозначно, помните, что не имеет значения, назовете ли вы это мажором или минором, пока все играют правильные аккорды и ноты.Можно даже сказать что-то вроде: «Это в тональности до / ля минор». Музыканты тебя поймут.

Это не могло быть ни то, ни другое

Наконец, музыкальное произведение может быть не в мажорной или минорной тональности. Несмотря на то, что система мажорных / минорных клавиш составляет большую часть музыки, существуют и другие системы гармонии, которые мы еще не обсуждали, и которые не являются этими основными или второстепенными ключевыми структурами.

Поскольку все, что мы рассмотрели до сих пор, является основным / второстепенным, у вас может возникнуть соблазн поместить все в эту двоичную систему основных / второстепенных ключей.Но есть не только эти две возможности. Однако во-первых, важно хорошо понять систему мажорной и минорной тональности, потому что это поможет вам понять эти другие гармонические системы, которые мы рассмотрим позже.

Не волнуйтесь … все эти разные гармонические системы в конечном итоге обретут смысл. Туман продолжит рассеиваться, если вы продолжите учиться! Это не трудно; вам просто нужно продолжать это делать.

Сводка

Помните: слушайте, где находится гармонический центр.Это похоже на музыкальную гравитацию. Где музыка хочет остановиться? Вскоре эти звуки и идеи станут для вас интуитивно понятными.

Посмотрите на страницу с песнями этого урока примеры идей этого урока. В них необязательно играть; просто читай и слушай.

Вы готовы начать диатонические аккорды минора?

Как отличить старшее от второстепенного

Навигация по теме: Теория музыки

Один вопрос, который сбивает с толку многих, — это мажорная или минорная музыка в музыке.

Связь между старшим и второстепенным

Эту путаницу легко понять. В конце концов, у каждого мажорного ключа есть минорный ключ с такими же нотами.

Два ключа — одинаковые ноты

Фундаментальные различия

Существует не менее трех больших различий между каждой из основных клавиш и соответствующей ей второстепенной тональностью.

Тональный центр

Определяющее различие между до мажор и ля минор состоит в том, что тональный центр до мажор — до, а тональный центр ля минор — А.Это означает, что в до мажоре аккорды и мелодии, как правило, возвращаются к отдыху на ноте до, тогда как в ля минор они будут иметь тенденцию разрешаться и опираться на ноту ля.

Звук

Музыка, созданная из гармонии мажорной гаммы, звучит оптимистично, сильно и отчасти радостно. Музыка с акцентом на второстепенный режим звучит немного серьезнее (иногда даже претенциозно) и грустно.

Красочная гармония

Еще одно важное отличие состоит в том, что минорная тональность будет иметь лишнюю недиатоническую тональность. Строго говоря, любая структура, состоящая из седьмых нот.Но почти всегда используется для описания структуры гаммы из 7 нот, обычно мажорной или минорной, но иногда и других ладов. ноты как в мелодии, так и в аккордах. Это может быть менее верно для рока, поп, танцевальной и электронной музыки, но все же верно для большинства других стилей. Мертвая распродажа заключается в аккордах в гармониях минорной гаммы. Тональность ля минор может иметь E maj или E 7 , тогда как эти аккорды не так часто появляются в тональности до мажор. Это потому, что в тональность ля минор, тон G может иногда появляться как G♯.

Что, если и то, и другое?

Один из наиболее распространенных приемов в написании песен — создать контрастный фрагмент песни, используя либо относительный мажор, либо относительный минор. Но для того, чтобы это сработало, один из двух ключей должен использоваться более интенсивно.

Примеры мажорной и минорной музыки

Основная шкала: определение и интервалы — видео и стенограмма урока

Что делает крупную шкалу?

Мажорная гамма создается с использованием семи из двенадцати тонов стандартной системы настройки, выбранных с использованием точного паттерна. Мелодическое движение от одной ноты к другой называется интервалом . Если интервал находится между соседними нотами, он называется полушагом . Если движение пропускает одну ноту, это называется шагом целиком. Основная гамма создается с использованием схемы полушагов и целых шагов, которые можно проиллюстрировать с помощью белых нот фортепиано, начинающихся с буквы «C.» Переход от C к D — это целый шаг, потому что между ними есть черная нота. От D до E — еще один шаг, а от E до F — полшага.E и F — обе белые ноты, такие как C и D, но отсутствие черной ноты между ними делает расстояние между ними равным полушагу. Продолжая следовать за белыми нотами на клавиатуре, пока вы снова не дойдете до C, паттерн будет выглядеть как целое-целое-половинное-целое-целое-половинное (или Ш-Ш-В-Ш-Ш-Ш-В). Весы берут свое название от первой ноты, поэтому это называется шкалой до мажор.

Этот интервальный паттерн создает звучание мажорной гаммы. Независимо от того, с какой ноты вы начинаете, этот узор создаст мажорную гамму. Например, для создания мажорной гаммы ми-бемоль ноты должны быть ми-бемоль, фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре и обратно к ми-бемоль.

Посмотрите на эту диаграмму. Обратите внимание, как образец половинных и целых шагов для мажорной гаммы ми-бемоль такой же, как и для мажорной гаммы до, даже несмотря на то, что в гамме используются три черные ноты.

Как используется основная шкала?

Как только композитор выберет гамму, он или она будет использовать только ноты из этой гаммы для сочинения пьесы.Например, в пьесе до мажор не используются черные клавиши, а в пьесе ми-бемоль мажор не используются соль-бемоль или ми-бемоль.

На протяжении веков композиторы связывали яркое и жизнерадостное звучание мажорных гамм с положительными эмоциями или идеями. Например, в большинстве национальных гимнов, включая гимны США, Канады, Мексики и всех стран Европы, используется крупная шкала. Это также самая популярная гамма для коммерческих джинглов, детских песен, телевизионных тематических песен, а также для многих популярных песен.

Итоги урока

Давайте вспомним, что мы узнали. Основная шкала — это особый набор тонов в стандартной системе настройки, при этом система настройки является выбором частот. Параметры любой гаммы устанавливаются октавой , которая представляет собой интервал, определяемый двумя тонами с одинаковым буквенным названием и соотношением частот 2: 1. Ноты гаммы выбираются из двенадцати возможных тонов стандартной системы настройки.

Мы также узнали, что звук распространяется волнами, которые можно измерить количеством колебаний в секунду, и что эта мера называется частотой . Мы также узнали, что обычные частоты обладают музыкальным качеством и называются тонами .

Основная гамма создается с использованием шаблона из двух видов интервалов , которые представляют собой мелодические движения от одной ноты к другой: целых шага или перемещение от одной ноты к другой с пропуском ноты между ними, и полушага или переход от одной ноты к соседней. Основной масштабный образец — целое-целое-половинное-целое-целое-половину (или Ш-Ш-В-Ш-Ш-Ш-В). Независимо от того, с какой ноты начинается, использование этого паттерна в стандартной системе настройки создаст мажорную гамму. Мажорные гаммы, как правило, имеют яркое, веселое звучание при использовании в композициях и чаще всего связаны с положительными эмоциями.

Ключевые характеристики музыкального инструмента

Ключевые характеристики музыкального инструмента
Ключевые аффективные музыкальные характеристики

Ассоциация музыкальных ключей с конкретными эмоциональными или качественными характеристиками была довольно распространена до 20 века.Это было частью общего культурного опыта тех, кто сочинял, исполнял и слушал музыку. Когда Моцарт, Бетховен или Шуберт, например, писали пьесу ля мажор, они прекрасно понимали, что это «ключ от могилы», и знали, что многие в их аудитории тоже. Мы теряем часть смысла их музыки, если не осознаем их эмоциональный выбор. Хотя эти характеристики были, конечно, субъективными, можно было представить каждую клавишу как уникальную, потому что каждая клавиша действительно звучала по-разному в разных темпераментах.Когда после 1917 года доминирующей настройкой стал равный темперамент, качество звука каждой клавиши стало одинаковым, и поэтому эти аффективные характеристики по большей части утеряны для нас. (См. «Клетка из слоновой кости» для пианино). Одно из наиболее влиятельных описаний характеристик, характерных для немецкоязычных культур конца 18 и начала 19 века, было взято из книги Кристиана Шубарта Ideen zu einer Aesthetik der Tonkunst (1806):

C Major
Совершенно чистый. Его характер: невинность, простота, наивность, детская болтовня.

до минор
Признание в любви и одновременно плач несчастной любви. В этом ключе заключены все томление, тоска, вздохи измученной любовью души.

D ♭ Major
Злобный ключ, переходящий в печаль и восторг. Он не может смеяться, но может улыбаться; он не может выть, но он может, по крайней мере, гримасничать от своего плача. Следовательно, в этой тональности могут быть выявлены только необычные характеры и чувства.

C # Незначительный
Покаянное оплакивание, интимная беседа с Богом, другом и помощником жизни; вздохи разочарованной дружбы и любви лежат в его радиусе.

Ре мажор
Ключ триумфа, аллеи, боевых кличей, радости победе. Таким образом, в этой тональности заложены манящие симфонии, марши, праздничные песни и радостные припевы.

D минор
Меланхолическая женственность, выводок селезенки и юмора.

E ♭ Major
Ключ любви, преданности, интимного разговора с Богом.

D # минор
Чувство тревоги самого глубокого горя души, задумчивого отчаяния, самой черной депрессии, самого мрачного состояния души.Каждый страх, каждое колебание содрогающегося сердца выдыхается из ужасного Ре-минор. Если бы призраки могли говорить, их речь приближалась бы к этому ключу.

E Major
Шумные крики радости, смех удовольствия и еще не полный, полный восторг — в ми мажоре.

ми минор
Наивное, женственно невинное признание в любви, оплакивание без ворчания; вздохи, сопровождаемые небольшими слезами; этот ключ говорит о неминуемой надежде разрешиться в чистом счастье до мажор.
F Major
Податливость и спокойствие.

Ф минор
Глубокая депрессия, похоронный плач, стоны страдания и тоска по могиле.

F # Major
Победа над трудностями, свободный вздох облегчения, когда преодолеваются препятствия; Отголосок души, которая отчаянно боролась и, наконец, победила, заключается во всех применениях этого ключа.

F # Minor
Мрачный ключ: страсть тянет, как собака кусает платье.Обида и недовольство — его язык.

G Major
Все деревенское, идиллическое и лирическое, каждая спокойная и удовлетворенная страсть, каждая нежная благодарность за настоящую дружбу и верную любовь — словом, каждое нежное и умиротворенное сердечное чувство правильно выражено в этом ключе.

G минор
Недовольство, беспокойство, беспокойство по поводу неудачной схемы; вспыльчивое скрежетание зубами; Одним словом: обида и неприязнь.

A ♭ Major
Ключ от могилы.Смерть, могила, разложение, суд, вечность лежат в его радиусе.

A ♭ Незначительное
Ворчун, сердце сжалось, пока не задохнется; плачущий плач, тяжелая борьба; Одним словом, цвет этой клавиши — все, что борется с трудностями.

Майор
В этот ключ входят признания в невинной любви, удовлетворение своим положением вещей; надежда снова увидеть любимого человека при расставании; юношеская жизнерадостность и упование на Бога.

Несовершеннолетний
Набожная женственность и нежность характера.

B ♭ Major
Веселая любовь, чистая совесть, надежда, стремление к лучшему миру.

B ♭ минор
Причудливое существо, часто одетое в одежду ночи. Он несколько угрюм и очень редко принимает приятный вид. Насмехаясь над Богом и миром; недоволен собой и всем; В этой тональности звучит подготовка к самоубийству.

B Major
Ярко окрашенный, возвещающий о диких страстях, составленный из самых ярких цветов.Гнев, ярость, ревность, ярость, отчаяние и все сердечные тяготы лежат в его сфере.

Б Незначительный
Это как бы ключ к терпению, спокойствию, ожидающему своей судьбы, и подчинению божественному устроению.

Перевод Риты Стеблин в История основных характеристик в 18-м и начале 19-го веков . UMI Research Press (1983).

[email protected]

Music Scale 101: Весы для начинающих

В теории музыки гаммы — одна из самых важных вещей, которую вы должны выучить.Это основа музыки, и изучение шкал и диаграмм существенно улучшит ваше сочинение песен и способность изучать новую музыку. Вот почему я предоставлю вам определение музыкальной гаммы, а также инструменты для их самостоятельной работы.

Большинство из нас уже подсознательно знает музыкальные гаммы и может петь их, поскольку мы приобщаемся к музыке с юных лет. Если бы кто-то спел пару нот и попросил вас спеть следующую, вы бы смогли это сделать, но, возможно, не обладали знаниями.

В этой статье мы рассмотрим различные диатонические гаммы в музыке, тона и полутоны, хроматическую гамму, образцы интервалов, шкалу тонов, что такое ведущий тон и как мажорный тон, ступень гаммы работают в западной музыке и как использовать гаммы. сочинять музыку и улучшать написание песен!

Что такое музыкальные весы?

Музыкальные гаммы — это группы нот (12 нот в гамме), которые приятно звучат при игре в последовательности или вне ее, по возрастанию или по убыванию.Если вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то разогревал вокал, обычно они поют гаммы. Это определение можно рассматривать как грубый способ объяснения этой темы, однако оно направит вас на правильный путь исследования.

Более простое определение музыкальной гаммы состоит в том, что ноты каждой музыкальной гаммы можно рассматривать как алфавиты языка. Так же, как в разных языках разные алфавиты или буквы, каждая музыкальная гамма включает разные ноты или буквы.

В музыке есть много разных гамм.Например, в музыке наиболее распространены мажорная и минорная гаммы. Мы начнем с самой базовой музыкальной гаммы, известной как мажорная гамма.

Крупные весы

Первый шаг к составлению мажорной гаммы — записать первые 7 букв алфавита, начиная с A (A B C D E F G). Давайте посмотрим на нашу первую крупную гамму, начиная с ноты C. Для этого все, что вам нужно сделать, это переписать тот же порядок нот, но начать с C (C D E F G A B).

Если вы когда-нибудь играли на пианино, вы можете заметить, что это те же ноты, что и белые клавиши. Итак, если вы сыграете все белые клавиши от C до B, вы услышите мажорную гамму. Это отличный способ сыграть свою первую из многих музыкальных гамм на фортепиано!

Итак, это была наша первая мажорная гамма. Поскольку мы начинаем с ноты C, она будет называться гаммой C Major. Нота в начале музыкальной гаммы обычно определяет ее названия. В данном случае это была крупная шкала, начинающаяся с C.Таким образом, она называется гаммой до мажор.

Теперь вы, должно быть, думаете: «А что, если я начну ту же шкалу с другой буквы, например G? Будет ли это гамма соль мажор? »Отличная идея, но не все так просто. Но вы на правильном пути!

Как отработать любой крупный масштаб

Теперь, когда мы установили, что гамма до мажор состоит из 7 нот, начиная с до и заканчивая си, давайте продолжим и разберемся, как работать с любой мажорной гаммой.

Мажорные гаммы следуют этой схеме в отношении прыжков между нотами:

Целое, Целое, Половинное, Целое, Целое, Целое, Половинное

Тоном называется целый шаг. На пианино это означает перемещение вверх на 2 клавиши или «полшага» (включая черные ноты). Итак, пример целого шага — от C до D, потому что я перехожу на один уровень вверх на C #, а затем снова на D.

Полутон называется полутоном. На пианино это означает перемещение на 1 клавишу вверх (включая черные ноты). Пример полушага взят из C — C #, потому что я просто перемещаюсь на одну клавишу вверх от белого к черному.

Если вы посмотрите на шкалу до мажор и сосчитаете изображение фортепиано, используя шаблон ниже, вы увидите, что он следует по следующей схеме шагов:

C (W) D (W) E (H) F (W) G (W) A (W) B (H) C

Не забывайте также, что некоторые ключи включают Flats (b) и Sharps (#). Это черные ноты на фортепиано, если они слева от ноты, это бемоль. Если он справа от ноты, это диез.Итак, если вы разрабатывали гамму си-бемоль мажор, по-прежнему применяется тот же паттерн.

Bb (Ш) C (Ш) D (В) Eb (Ш) F (Ш) G (Ш) A (В) Bb

Альтернативный метод: разработка крупных весов

Если это не сидит у вас в голове — не нужно паниковать. В качестве альтернативы существует метод, известный как «числовая» система. Вот простые шаги:

  1. Дайте номер каждой ноте в гамме — давайте начнем с до мажор (e.грамм. C = 1, D = 2 и т. Д.).
  2. Перезапустите гамму, начиная с пятой ноты — в данном случае это G. Вот как это будет выглядеть: G A B C D E F. Вот как мы будем работать с гаммой соль мажор.
  3. Присвойте номера этой шкале (G = 1, A = 2 и так далее)
  4. Сделайте седьмую ноту (в данном случае F) диезом (#). Это означает, что гамма G Major будет G A B C D E F #.

Вы можете продолжать делать эти шаги, чтобы проработать любой крупный масштаб! Если вы уже узнали о Пятом круге, вы можете заметить, что он работает точно так же.Если вы еще не узнали об этом, обязательно ознакомьтесь с нашим руководством по Пятому кругу, так как оно может помочь вам изучить эту технику нумерации более наглядно.

Весы мира

Мажорные гаммы — не единственные доступные музыкальные гаммы. Для создания различных музыкальных настроений используются разные музыкальные гаммы. Однако эти новые шкалы очень легко построить, изменив основную шкалу. Продолжайте читать, чтобы увидеть список музыкальных гамм! Это некоторые из «общих» гамм, используемых в современной музыке.

(Натуральные) Мелкие чешуйки

Это первая немажорная шкала, о которой мы будем говорить. Есть несколько способов составить эту шкалу. Самый простой способ — взять любую крупную шкалу и переписать ее, начиная с 6-й степени (примечание).

В гамме до мажор у нас есть ноты C D E F G A B, что делает A шестой нотой. Теперь давайте перепишем гамму, начиная с A. У нас получится A B C D E F G, который будет называться A Natural Minor.

То, что мы только что сделали, это игра на мажорной гамме 6-й ступени, чтобы получить естественный минор 6-й ноты.Другой пример этого может быть в тональности ре мажор. Мажорная гамма D E F # G A B C # D. Шестая нота — B, и если мы ее переписываем, у нас будет B C # D E F # G A B. Это называется гаммой B Natural Minor и так далее.

Гармонический минор

Шкала Harmonic Minor очень похожа на гамму Natural Minor, поскольку состоит из тех же нот, за исключением одной разницы. Седьмая нота, которая обычно является плоской нотой в натуральном миноре, будет возвращена в нормальное состояние или останется такой же, как и в мажорной гамме.

В тональности C гармоническая минорная гамма будет выглядеть так: C D Eb F G Ab B

Мажорная пентатоника

Как следует из названия, «пентатонические» гаммы включают только 5 нот вместо 7. Мажорные пентатонические гаммы — это, в действительности, просто мажорная гамма с 5 нотами. Мажорная пентатоника — это ноты (или «градусы») 1, 2, 3, 5, 6 обычной мажорной гаммы, что делает ее просто мажорной гаммой без степеней 4 и 7.

Например, в тональности C мажорной пентатоникой будет C D E G A.

Минорная пентатоника

Эта пентатоника очень похожа на мажорную пентатонику, так как она также состоит из 5 нот вместо 7. Минорные гаммы пентатоники находятся в естественной минорной гамме.

Итак, возьмите гамму Natural minor, которую вы можете вычислить, следуя нашим советам выше. Минорная пентатоника — это просто ноты (или «градусы») 1, 3, 4, 5, 7 естественной минорной шкалы.

Например, в тональности C минорная пентатоника будет иметь вид A C D E G.

Блюзовая гамма

Шкала блюза состоит из 6 нот, и по сути это минорная пентатоника с дополнительной нотой. Эта гамма обычно используется в блюзовой музыке, как следует из названия, но ноты можно играть в любом стиле, в зависимости от игрока. Вот формула шкалы Блюза.

В тональности до мажорная гамма блюза будет выглядеть так: C D Eb E G A

Вы сделали это!

Музыкальные гаммы можно рассматривать как музыкальные языки, состоящие из разных нот.Эти гаммы позволяют музыкантам создавать мелодии, риффы, соло или даже импровизировать, звуча при этом мелодично или связно. Вы можете играть музыку на октаву выше или ниже.

Существует намного больше гамм, чем указано в этой статье, однако их должно быть достаточно, чтобы вы начали понимать музыку в более глубоком смысле.

В конце концов, насколько правила помогут, лучше всего найти свои собственные новые методы и поэкспериментировать с ними.

| cta-link type = ’artist-development’ |

Надеюсь, эта информация даст вам понимание того, как разрабатывать мажорные и минорные гаммы для любой тональности.Если вы нашли это полезным, поделитесь им со всеми, кто начинает заниматься теорией музыки или кому нужна дополнительная информация об основах музыки, чтобы поддержать их артистизм.

Music Gateway всегда готов помочь артистам, будь то такие статьи, как эта, Возможности синхронизации или Музыкальное продвижение. Не верьте нам на слово, попробуйте бесплатно сегодня, зарегистрировавшись или нажав кнопку ниже.

Ваша музыкальная карьера

Вперед.

«Чтобы добиться успеха в этом бизнесе, нужно убедиться, что у вас есть все необходимое для успеха.”

Чего вы можете ожидать от наших информационных бюллетеней:
  • Новости отрасли и советы
  • Возможность отправлять свою музыку и сотрудничать с другими
  • Бесплатное программное обеспечение и ресурсы
  • Бесплатное членство в Music Gateway

Вы уверены, что это правильный адрес электронной почты?

Спасибо! Информационные бюллетени будут отправлены по адресу:.
Это правильный адрес электронной почты? Если нет, то можете поправить. Нежелательная почта? Черт возьми, мы тоже это ненавидим!

Нажмите здесь, чтобы получать нашу рассылку!

Новости и возможности

Спасибо! Информационные бюллетени будут отправлены по адресу:.
Это правильный адрес электронной почты? Если не, вы можете это исправить.

Присоединяйтесь бесплатно

Все, что нужно для продвижения и заработка.

Присоединяйтесь к Music Gateway, это бесплатно. Навсегда.
  • Лицензия на музыку к фильмам, телевидению и рекламе
  • Управляйте музыкой и метаданными
  • Отправка музыки лейблам и издателям
  • Создание плейлистов для демонстрации представителям A&R
  • Сотрудничайте с другими и готовьтесь к работе
  • …и многое другое!
Присоединяйтесь бесплатно Кредитная карта не требуется.

Скачать бесплатно

Загрузите БЕСПЛАТНЫЙ набор художников .

Зарегистрируйтесь бесплатно в Music Gateway и получите бесплатный набор исполнителей.
  • 5 ГБ + образцов
  • Плагины VST
  • Рабочие файлы и шаблоны Midi
  • Отраслевые руководства и инструкции
  • Список кураторов Spotify
  • … и многое другое!
Присоединяйтесь бесплатно Кредитная карта не требуется.

Некоторые из наших услуг могут вас заинтересовать …



режимов: что это такое и как их использовать?

10 мая 2021, 16:45

От их значения до их истории в западной музыке, вот простое руководство по режимам.

Слово «мода» происходит от латинского «манера или метод», но все музыкальные лады возникли в Древней Греции, поэтому они носят греческие названия.

Режимы были названы в честь разных регионов, возможно, для обозначения людей, которые там жили, потому что греческие музыкальные теоретики тоже были философами и связывали искусство с аспектами морали.

По сути, мода — это тип шкалы, как в «doh re mi fa so la ti do». Измените только одну из этих нот, и вы сможете назвать свою гамму «режимом».

Задолго до того, как люди начали думать о музыкальных произведениях с «клавишами», считается, что каждый режим начинался с отдельной ноты шкалы, придавая свой характер набору текущих нот, например, от C до C (ионический режим). ) или от E до E (фригийский лад) и так далее.

Подробнее: Какой смысл практиковать весы?

Сколько режимов есть?

Семь основных категорий ладов были частью нотной записи со времен средневековья.

Итак, список идет: Ионический, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Некоторые из них являются основными режимами, некоторые — второстепенными, а некоторые — неоднозначными. Некоторые режимы печальнее или святее, чем другие.

Ионический

Ионический лад — это простая мажорная тональность «до ре ми».Это современный мажор. Он состоит из натуральных нот, начиная с

С.

Ионический режим

Типичным примером музыки в ионическом стиле может быть Концерт Моцарта для флейты и арфы до мажор или Концерт для мандолины Вивальди до мажор.


Дориан

Дорианская лада очень похожа на современный естественный минор. Единственная разница заключается в шестой ноте, которая является основной шестой над первой, а не второстепенной шестой.

Дорианская мода

Хорошими примерами использования стиля Дориана в музыке являются «Billie Jean» Майкла Джексона, «Smoke on the Water» Deep Purple и традиционная ярмарка в Скарборо.

Фригийский

Фригийский лад — это третий вид. Он также очень похож на современный естественный минор. Единственная разница во второй ноте, которая является второстепенной, а не мажорной. Фригийская доминанта также известна как испанская цыганская гамма, потому что она напоминает гаммы в музыке фламенко.

Фиригийская мода

Музыка, использующая фиригийский лад, включает Венгерскую рапсодию № 2 Листа, Шехерезаду Римского Корсакова, Фантазию Воана Уильямса на тему Томаса Таллиса и заключительную арию Сатьяграхи Филипа Гласса.


Lydian

Лидийский лад имеет только одну ноту, отличную от ионической, мажорной гаммы, но с резкостью четвертой снизу ноты, что дает слегка тревожный звук.

Лидийский режим

Музыка, использующая лидийский лад, включает Мазурку № 15 Шопена, мелодию на «Симпсоны» и третью часть струнного квартета № 15 ля минор Людвига ван Бетховена.


Миксолидийский

Единственный тон, который отличает эту шкалу от мажорной, — это седьмая нота, которая представляет собой сглаженную седьмую, а не мажорную седьмую.
Мелодии, использующие миксолидийский режим, включают The Beatles «Norwegian Wood», тему сериала Star Trek и «Затонувший собор» Дебюсси.

Эолийские острова

Эолийский звукоряд — естественный минорный строй, который звучит в таких популярных песнях, как «Вдоль сторожевой башни» Боба Дилана или «Losing my Religion» REM.


Локрийский

В ладу Locrian пять нот сглаживаются на полтона.

Локрийская мода

В произведениях Рахманинова есть отрывки в локрийском ладу, например Прелюдия си минор, соч.32, нет. 10, и в Симфонии Сибелиуса №. 4 ля минор.

Нотация — мажорная и минорная клавиши, а также символы аккордов — Нотация — Edexcel — GCSE Music Revision — Edexcel

Нахождение относительной минорной тональности

При написании аккордов используются минорные гармонические ноты. Есть еще одна версия минорной тональности, известная как мелодический минор.Используется при написании мелодии.

У каждой подписи ключа есть два возможных ключа. Основная тональность и второстепенная тональность, которые начинаются с другой ноты. Это называется относительным несовершеннолетним. Так, например, соль мажор имеет тональность одного диеза, но это также тональная подпись ми минор.

Чтобы найти это, просто отсчитайте три полутона (считайте влево). Например, относительный минор C — A минор.

Образец мелодической минорной тональности: тон — полутон — тон — тон — тон — тон — полутон по возрастанию и тон — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон по убыванию.

Гармонические миноры используют относительную сигнатуру мажорного тональности и поднимают седьмую ноту гаммы. Например, в гармоническом миноре нет никаких диезов или бемолей, кроме приподнятой седьмой солью G #.

Минорные гаммы

Есть два типа минорных гамм — мелодическая минорная гамма и гармоническая минорная гамма. В мелодическом миноре шестая и седьмая ступени поднимаются наверху и сглаживаются на пути вниз. Вы можете увидеть это на шкалах ниже:

Гармоническая минорная шкала имеет увеличенную секунду между шестой и седьмой ступенями шкалы, как на пути вверх, так и на пути вниз:

Характеристики этих минорных гамм означают, что триады, основанные на этих ступенях шкалы, образуют разные аккорды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *