Наука о здоровом образе жизни — валеология
Здоровье — одна из самых главных ценностей в жизни человека, а если вообще — не самая важная. Если у человека нет здоровья, будь то физическое здоровье или, что не менее важно, духовное здоровье, то говорить о высоком качестве жизни и гармонии не приходится. К сожалению, в нашем обществе принято задумываться о своём здоровье тогда, когда оно уже изрядно пошатнулось. Лишь тогда, когда тело или душевное состояние не позволяет человеку полноценно жить, проявляя те или иные проблемы, — тогда человек начинает задумываться о том, что надо, видимо, что-то предпринимать. Однако гораздо легче заниматься профилактикой, чем лечением.
Поэтому лучше поддерживать своё здоровье с самого раннего детства (это, кстати, обязанность родителей — привить ребёнку здоровые привычки и здоровый образ жизни), чем в определённый момент, когда тело или психика уже не выдерживают того образа жизни, который ведёт человек, принимать какие-то радикальные меры.
Как же сохранить здоровье или восстановить его, если оно уже пошатнулось? Валеология — наука, которая непосредственно занимается вопросами здорового образа жизни, сохранения здоровья и его восстановления.
Наука о здоровом образе жизни
Название науки «валеология» происходит от латинского valeo — ‘быть здоровым’. Родоначальником валеологии принято считать доктора медицинских наук, профессора, члена Академии технологических наук РФ Брехмана Израиля Ицковича. Валеология охватывает не только вопросы сугубо физического здоровья, под которыми часто и понимают, собственно, состояние здоровья. Валеология подходит к вопросу здорового образа жизни комплексно: на физическом, духовном и нравственном уровнях.
Сегодня совершенно очевидно, что медицина ни как наука, ни как система здравоохранения не способна сделать человека здоровым. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, сама система построена так, что медицинская и фармацевтическая индустрии напрямую заинтересованы в том, чтобы человек был больным. Доход и успех врача зависит от того, насколько долго и насколько тяжело будет болеть его пациент. Следовательно, он не заинтересован в том, чтобы вылечить человека максимально быстро и сделать так, чтобы он больше не болел. Более того, врач кровно заинтересован в том, чтобы человек болел долго и желательно регулярно. От этого зависит и его личное благополучие, и процветание самой системы. Во-вторых, сам подход медицины к заболеваниям в корне неверен. Каждое заболевание рассматривается как отдельная дисфункция в целом здорового организма. Однако это противоречит элементарной логике.
Человеческий организм — это целостная структура, и если какой-то орган или система вышла из строя, это значит, что в целом организм функционирует неверно. И если у человека, к примеру, головные боли, то одной таблеткой здесь ничего не решить. Единственное, что даст таблетка, — она просто уберёт симптомы проблемы. Вот на это сегодня и ориентирована медицина: просто устранить симптомы, причём чаще всего в ущерб здоровью человека. Существует распространённое мнение, что головную боль нельзя терпеть, нужно обязательно пить таблетку. Кем и зачем в массы внедрена подобная концепция?
Вполне очевидно, что теми, кто заинтересован в сбыте разного рода медикаментов. В то время как среди врачей-натуропатов распространено мнение, что таблетка, которая снимает головную боль, на самом деле открывает кровотечение в желудке, кровяное давление при этом падает, и, как следствие, боль в голове проходит. И по такому или аналогичному принципу сегодня действуют большинство медикаментов — любой ценой устранить симптомы. Истинная же причина головных болей может быть в зашлакованности организма вследствие неправильного питания или вообще может лежать в области психосоматики.
В этом принципиальное отличие медицины и валеологии. Деятельность медицины направлена на то, чтобы держать человека в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью, то есть чтобы он не был слишком больным (тогда ведь не сможет ходить на работу, а пациент без денег никому не интересен), но и не слишком здоровым, ведь тогда он в принципе не будет пациентом. Валеология же направлена на то, чтобы устранить сами причины болезней: нездоровый образ жизни, неправильное питание, негативное мышление, безнравственное поведение.
Поскольку валеология действительно способна сделать человека здоровым — физически и духовно, — эта наука подвергается активной агрессивной критике со стороны официальной медицины. Основными претензиями в адрес валеологии являются утверждения о том, что эта наука оперирует «ненаучными» эзотерическими терминами. Однако то, что некоторые эзотерические понятия наука не может объяснить, это вовсе не повод их отрицать.
В современном мире есть множество явлений, которые наука просто не может объяснить, а то, что наука объяснить не может, она либо просто отрицает, либо навешивает на эти явления ярлыки вроде «самовнушение», «галлюцинация» и так далее. К примеру, йоги во время дыхательных практик могут задерживать дыхание более чем на 40 минут. Интересно, как это объясняется с точки зрения официальный медицины, которая утверждает, что без кислорода мозг умирает через 4–7 минут?. Это «самовнушение» или «галлюцинация»? Поэтому мнение «учёных» относительно валеологии вряд ли можно считать авторитетным.
Также стоит понимать, что критика валеологии — это реакция на её позитивную для общества деятельность. Большинство паразитических структур в нашем обществе, которые существуют и выстраивают бизнес за счёт страданий других людей, всегда будут препятствовать какой-либо созидательной деятельности, которая направлена на устранение этих страданий.
Поэтому валеология подвергается критике так же, как натуропатия, антивакцинаторское движение, вегетарианство, нетрадиционная медицина и так далее. Однако если посмотреть статистику, то мы увидим, что нетрадиционная медицина порой лечит заболевания, которые официальная медицина считает неизлечимыми. А то, что при переходе на вегетарианство «неизлечимые» болезни просто исчезают — это уже ни для кого не секрет.
Что же, собственно, представляет из себя валеология и какие аспекты содержит? Валеология рассматривает следующие факторы, влияющие на здоровье человека:
- Психолого-педагогические;
- Производственно-экономические;
- Философско-социологические;
- Физическую культуру;
- Эколого-географические;
- Медико-биологические;
- Историко-политологические.
Рассматривая в комплексе вопросы и проблемы достижения и сохранения состояния здоровья, валеология позволяет человеку гармонично развиваться на всех уровнях: тело, сознание и душа. Именно в этом и проявляется некоторая уникальность такой науки, как валеология. В отличие от медицины, которая рассматривает сугубо физические факторы заболеваний, или религии, которая рассматривает исключительно духовный и эзотерический аспекты жизни, валеология подходит к вопросу комплексно. Именно это делает валеологию достойным конкурентом и медицине, и религии, что и вызывает агрессивные выпады их представителей в адрес валеологии.
Задачи валеологии
Валеология как наука ставит перед собой следующие задачи:
- Изучение причин болезней и причин здоровья человека. Исследование факторов, влияющих на здоровье человека.
- Исследование состояния здоровья и его резервов.
- Формирование в обществе установок на здоровый образ жизни.
- Популяризация здорового образа жизни.
- Сохранение и восстановление здоровья методами физического и духовного самосовершенствования.
Таким образом, валеология — это не просто наука о здоровье, это наука о гармоничном образе жизни. Ведь, по сути, между понятиями «здоровый» и «гармоничный» можно поставить знак равенства, и валеология ставит перед собой цель в первую очередь воспитать адекватного человека, полноценного члена социума, который будет здоров физически и духовно и при этом будет придерживаться нравственного образа жизни, а также будет способен на какую-то общественно полезную деятельность.
Собрав в себе квинтэссенцию всех остальных наук: философии, биологии, генетики, медицины, физиологии, психологии, психосоматики и многих других, валеология стала совершенной наукой, которая содержит в себе разносторонние знания о гармоничной жизни и сохранении здоровья.
Валеология — Википедия
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2011 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. |
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека[1]. Причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям»[2].
Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.[1]
Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины[1]. По этой причине валеология подвергалась критике как со стороны научного сообщества, так и со стороны Русской православной церкви. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжали изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.
С 1996 года Российский институт профилактической медицины начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
С 1996 года Южный федеральный университет (ЮФУ) издаёт научно-практический журнал «Валеология»[3]. В 2004—2017 годах журнал «Валеология» входил в список журналов ВАК[4] (ныне исключён)[5].
Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводили в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 1990-х годов возросла популярность валеологии. Появилось множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими далеко не научными понятиями, как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.
В результате в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений.
В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология»[6].
- Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — проф. Кураев Г. А., переименован в Учебно-научно-исследовательский институт биомедицинских информационных технологий в 2013 году.
- Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Международной академии наук высшей школы[7].
- Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко[8].
- Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ, директор — д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член ряда «общественных академий»: ПАНИ, МАНЭБ и МАНПО З. И. Тюмасева.
- Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, заведующий — Ефимова, Валентина Михайловна, доцент, к.б.н., руководитель лаборатории возрастной физиологии и валеологии биологического факультета, лауреат Премии АР Крым в области науки и техники.
- Кафедра валеологии МГТУ им. Н. Э. Баумана (факультет биомедицинских технологий)
- Кафедра валеологии и экологии. Южно-Уральский государственный университет. — заведующий — Исаев Александр Петрович, д.б.н., профессор
Со стороны науки[править | править код]
Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац[9] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др[2].
Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой «конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. <…> Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках»[10].
В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела»[11]. В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований также отрицает научный статус валеологии[12].
Валеология подвергается критике со стороны философов: определяя её как одно из ментальных течений современности, сотрудники Института философии РАН отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов[13].
Со стороны представителей Русской православной церкви[править | править код]
Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии кандидат физико-математических наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, пришёл к следующему заключению:
- Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
- Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой) и молодёжной аудитории.
- Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
- Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.
Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства[14].
Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев не рассматривает валеологию как науку, считая её пропагандистско-коммерческим проектом[15].
- ↑ 1 2 3 4 Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) / Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья.— М.: ИФ РАН, 2001.
- ↑ 1 2 Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6, № 6. — С. 12—35. Архивировано 20 января 2012 года.
- ↑ Журнал «Валеология», ЮФУ.
- ↑ Перечень ведущих периодических изданий ВАК, редакция 22.10.2010. Архивировано 17 декабря 2012 года.
- ↑ Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук.
- ↑ Маскалевич Ю. А. Взаимодействие социальных институтов по преодолению влияния деструктивных сект на студенческую молодёжь // Актуальные проблемы социализации молодёжи в современном мире : мат-лы межд. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — С. 256. — 360 с. — ISBN 978-985-6957-30-0.
- ↑ Биологический факультет Кемеровского государственного университета. Кафедра физиологии человека и животных и валеологии (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 4 марта 2010. Архивировано 20 августа 2010 года.
- ↑ О кафедре
- ↑ А. Н. Мац Архивная копия от 24 октября 2012 на Wayback Machine
- ↑ Фесенкова Л. В. «Теория эволюции и её отражение в культуре» — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2
- ↑ Открытое письмо министру образования Российской Федерации Филиппову В. М. Архивная копия от 28 ноября 2010 на Wayback Machine
- ↑ Кругляков Э. П. «Ученые» с большой дороги-3 — М.: Наука, 2009. — 357 с. — ISBN 978-5-02-037043-2
«Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно». - ↑ Научный отчет за 2008 г. отдела философии науки и техники ИФ РАН
- ↑ Протоиерей Сергий (Рыбаков) Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine Валеология — наука или сектантское учение?
- ↑ Дювали И. Искусство жить. Видео@Mail.Ru
- Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. ― К.: Здоров’я, 1998. ― 244 с.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М.: ФиС, 1990
- Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. (недоступная ссылка) — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2005
- Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах.— М.: АСТ, 2001.— 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
- Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003. — 238 с. — ISBN 985-06-0871-4.
- Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
- Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов, 2004. — ISBN 5-222-05408-X.
- Жолдак В. И. (доктор педагогических наук, профессор), Калинкин Л. А. (доктор медицинских наук, профессор) Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Московская государственная академия физической культуры, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
- Истоки и история развития валеологии (из книги «Медицинская валеология»)
- Фесенкова Л. В. (Институт философии РАН) Валеология и проблема здоровья россиян
- Петленко В. П. Основы валеологии. Книга первая. 1998. — 433 с.
- Апанасенко Г. Л. Истоки и история возникновения валеологии.
- Апанасенко Г. Л. Школа валеологии и здоровья профессора Апанасенко (недоступная ссылка).
- Филиппов В. Н. (заведующий кафедрой философии БГПУ, член МАИ, МАНПО) Заключение Научно-исследовательской лаборатории БГПУ «Философия человека и образования» (по некоторым антивалеологическим материалам)
- Правда и ложь о Валеологии (недоступная ссылка)
- Циркин В. И. (КГМА) Ответ на статью «Валеология — религия XXI века, или третья волна духовной агрессии», опубликованную в журнале «Народное образование» (№ 1, 2001. С. 233—245)
- Мнение представителей Русской православной церкви
Валеология: понятие и главные принципы
Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?
Для того чтобы помочь найти ответ на этот вопрос, появилось новое учение валеология. Впервые это название применил профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Советский ученый призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области.
Немного о валеологии
Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.
Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.
В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.
Четкой грани между валеологией и другими медицинскими науками нет. Более всего ее интересы взаимосвязаны с гигиеной, санологией и патологией. Так как она является довольно-таки молодой научной дисциплиной, ее структура находится еще в стадии формирования. Но все же можно выделить общую и специальную валеологию .
Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.
Отрасли валеологии
В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.
Медицинская валеология разрабатывает методы устранения болезни с помощью внутренних резервов, определяет, по каким критериям оценивать уровень здоровья. При этом обязательно учитывается возрастная категория и социальное положение пациента. Кроме того, выявляются факторы, которые могут спровоцировать возникновение болезни, разрабатываются соответствующие рекомендации. И, конечно же, основной фокус внимания направлен на профилактические меры.
Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.
Семейная валеология наблюдает за состоянием всей семьи в целом и поведением каждого ее члена, а затем дает нужные рекомендации. Это направление имеет большое будущее, потому что роль семьи в воспитании верного и осознанного отношения к здоровью нельзя переоценить.
Задачей социальной валеологии является разобраться, как влияют на уровень здоровья взаимоотношения с другими людьми, с обществом, поведение отдельного человека в социуме.
Экологическая валеология изучает, каким образом на человека оказывают влияние природные факторы, катаклизмы, изменения климата. С одной стороны, она исследует влияние измененной среды, а с другой – разрабатывает рекомендации по оптимальному поведению людей в плохих экологических условиях.
Профессиональная валеология изучает, как влияют на здоровье работников производственные и профессиональные факторы. Используя тесты по профессиональной ориентации, учитывая индивидуальные свойства личности, она определяет трудовую деятельность, подходящую для конкретного человека, и, при необходимости реабилитации, соответствующие средства.
Действующие принципы валеологии
Основными принципами, на которых базируется учение, являются:
- Структурность, так как человек – открытая биосоциальная система, поэтому для его оздоровления нужен системный подход.
- Энергетический и информационный принципы, потому что человека нельзя рассматривать отдельно от биосферы Земли, он является ее частью.
- Принцип познаваемости, т.е. сведения, полученные в результате исследований, не прошедшие достаточную проверку временем, используются таким образом, чтобы не навредить.
- Детерминизм нацелен на выявление факторов устойчивости организма, распознавание и устранение всевозможных рисков.
- Принцип развития отслеживает, как меняется стратегия здорового образа жизни от полученных результатов, а также от меняющейся внешней среды.
- Изучение основных законов здоровья с помощью анализа исторического опыта прошлого человечества является принципом историзма.
- Принцип интегративности включает объединение опыта ученых всех стран и методов различных наук.
- Сохранение здоровья вопреки вредным внешним изменениям с помощью принципа гомеостаза – способности обеспечивать стабильность внутренней среды.
- Человек приспосабливается к внешним изменяющимся условиям за счет своих ресурсов – так действует принцип адаптивности. Но если резервных возможностей организма не хватит, это может сломать адаптационный механизм.
Насколько ценным для вас является здоровье? Безусловно, иметь хорошее здоровье – это действительно важно. Но вы задумывались о том, насколько это зависит от вас самих? Валеология — это наука, которая учит быть ответственными за свой образ жизни, принимать активное участие в сохранении и укреплении своего здоровья. И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие.
это наука о здоровье. Валеология как наука: ее цели и содержание
С давних времен человек понимал, что самое важное в жизни каждого разумного существа — здоровье. Без него не нужны будут ни богатства, ни почести, ни слава. Именно поэтому профессия врача — одна из самых древних, уважаемых и востребованных в истории человеческой цивилизации.
Науки о здоровье человека
Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.
Относительно молодые науки о здоровье:
- гигиена;
- валеология;
- космическая медицина;
- сексология.
Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:
- медицина;
- философия;
- социология;
- биология;
- психология;
- культурология.
Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология — это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.
Что такое валеология?
Так что же это за наука такая — валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: «valeo» или «valere» — быть здоровым, и общеизвестного «logos» — учение, изучать.
Вот и получается, что валеология — это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.
Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое). Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.
Предмет и объект изучения
Что изучает наука валеология? Главным предметом и объектом ее изучения являются:
- физические и генетические механизмы здоровья, заложенные в каждом организме;
- человек комплексно, включая все составляющие его компоненты, оказывающие влияние на состояние любого вида и типа здоровья.
Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.
То есть сделать так, чтобы каждый человек сам осознал важность своего состояния и стремился сохранять его нормальное положение и укреплять и поддерживать естественные иммунозащитные свойства организма без применения лекарственных средств. Грубо говоря, осуществлять профилактику заболеваний, осознанную и целенаправленную.
Цели этой науки
Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:
- Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).
- Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
- Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.
Данные цели автоматически влекут за собой решение следующих задач валеологии.
Задачи валеологии
Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи:
- исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;
- оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям;
- стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей;
- укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.
Если науке удастся решить все перечисленные задачи, то человечество перейдет на совершенно новый уровень в плане сохранения здоровья. Сократится число заболеваний любого плана и характера, повысится общенародный уровень мозговой и физической активности, сократится число патологий при рождении потомства, меньше станет инвалидов и неизлечимых больных.
Методы валеологии
Валеология — это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?
- Методика исследования и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
- Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель — в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
- Эксперимент (чаще всего педагогический). Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
- Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
- Математические методы. Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
- Комплексный анализ идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).
Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых. Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался «модой на здоровье». То есть теперь вести ЗОЖ — это актуально, модно, молодежно и здорово. Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.
Где и когда изучается валеология?
Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина. Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах. В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием «Здравствуй, наука валеология!»
При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное. Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука.
Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы. Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.
Со студентами все немного проще и серьезней. Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.
Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.
Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни. Валеология — наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение.
Межпредметные связи
Мы уже упоминали, что валеология — наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.
- Физическая культура и спорт.
- Комплекс медико-биологических наук (генетика, саногенез, патология, биология, этология и др.).
- Комплекс эколого-географических наук (география, экология, геология и др.).
- Науки философии и социологии (эстетика, культурология, методология).
- Экономика.
- Комплекс психолого-педагогических наук (дидактика, воспитание, педагогика).
- История.
- Политология.
- Право.
Очевидно, что валеология — очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.
Роль данной науки в школе
Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым. Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют. Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология — наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.
Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести. Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.
Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям.
При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.
Обобщение
Итак, подведем итог. Валеология — это наука о ЗОЖ, о комплексных мерах, которые необходимо применять для сохранения собственного здоровья, его укрепления и профилактики заболеваний.
Это своего рода раздел медицинской науки, направленный на формирование сознания у людей относительно значимости собственного и общечеловеческого здоровья. Данная наука имеет свои задачи и цели, методы исследования, которые помогают ей добиваться положительных результатов.
Валеолог — это… Что такое Валеолог?
Валеоло́гия (от лат. valeo — «быть здоровым») — термин, введённый в обиход советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, академиком Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
По мнению валеологов, «Валеология — наука о здоровье. Её отличие от других наук, изучающих здоровье человека, в том, что в сфере интересов Валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у Медицины — болезнь и больной, а у Гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности человека»[1].
Предмет Валеологии и классификация
Предметом Валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Основные задачи Валеологии:
- Изучение механизмов формирования, развития, сохранения резервов систем организации в онтогенезе.
- Формирование образа жизни индивида путем:
- развития интеллектуальной творческой деятельности;
- воспитания, повышения культуры знаний психофизиологии своего организма;
- мотивации на здоровье.
- Разработка методов генетического психофизиологического мониторинга здоровья.
- Информационно-просветительская деятельность.
- Создание непрерывного валеологического образования.
- Подготовка учебной литературы по валеологии для школ и вузов.
- Подготовка и повышение квалификации кадров.
Валеологию разделяют на общую и частную. К частной валеологии относят медицинскую и педагогическую.
- Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.
- Педагогическая валеология изучает вопросы образовательной и воспитательной работой по сохранению и укреплению здоровья человека.
Составные части валеологии:
- Морфология (анатомия) здоровья
- Физиология здоровья
- Психология здоровья
- Генетика здоровья
- Экология здоровья
- Непрерывное валеологическое воспитание и образование
- Формирование здорового образа жизни
История
С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
С 1996 году издается научно-практический журнал «Валеология». Журнал основан Министерством образования и науки РФ, Федеральным агенством по образованию, Российской академией образования, Южным научным центром РАН, ЮФУ (Южным Федеральным Университетом), Южным отделением Российской Академии Образования, УНИИ Валеологии ЮФУ, Ассоциацией центров валеологии вузов России. До 2007 года журнал входил в список журналов ВАК.
Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 90-х годов возникает бум вокруг Валеологии. Появляется множество литературы и учебников по «Валеологии», содержание которых не имеет научного происхождения. В валеологи, в основном, переквалифицировались педагоги и спортивные специалисты, не обладавшие базовыми знаниями по медицине и психологии. В результате учебные материалы по «Валеологии» оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма, учения Рерихов. Это вызвало резкую критику как со стороны Православной церкви и со стороны академической науки. В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеологии» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.
Научные конференции
В России проходят научные конференции посвященные вопросам валеологии. Так, например, в 2006 году в Ростове-на-Дону прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Функциональное состояние и здоровье человека». Организаторами выступили: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Министерство образования Ростовской области, Ростовский государственный университет, Учебно-научно-исследовательский институт валеологии РГУ.[2]
В 2008 году состоялась 2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Функциональное состояние и здоровье человека». Организаторы: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Министерство образования Ростовской области, ФГОУ «Южный федеральный университет», Учебно-научно-исследовательский институт валеологии ЮФУ.[3]
Научные организации
Учебно-научно-исследовательский институт валеологии при ЮФУ
Учебно-научно-исследовательский институт валеологии при Южном Федеральном университете открыт 1998 году. Директором УНИИ валеологии с 1998 года по 2004 год был член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Кураев Григорий Аствацатурович, с 2004 года по 2008 — кандидат биологических наук, профессор Айдаркин Евгений Константинович, с 2008 года — кандидат биологических наук Иваницкая Людмила Николаевна.
Направления научной деятельности
- Физиологические и кибернетические механизмы нервной деятельности, межсистемных отношений и функционирования организма в целом. Руководитель — Чораян О. Г., профессор
- Психофизиологические основы когнитивной деятельности. Руководитель — Айдаркин Е. К., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник
- Физиологические механизмы формирования функционального состояния, методы и средства управления им. Руководитель — Айдаркин Е. К., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник
- Механизмы формирования, развития и сохранения здоровья индивида в онтогенезе. Руководитель — Иваницкая Л. Н., директор, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник
Критика
Наряду с серьезными исследованиями и учебными пособиями под грифом «Валеология» начали появляться учебники, содержащие взятые из разрозненных источников и не связанные между собой воззрения о человеке и его здоровье. Представители Русской Православной Церкви, ссылаясь на подобные ненаучные издания, классифицировали такую «Валеологию» не как науку, а как некое новое философско-религиозное учение. Однако, никакого единого «учения» эти издания не содержали. В них были представлены синкретически скомпонованные положения без дополнения какими-либо новыми идеями.
Ссылки
Мнение представителей русской православной церкви
См. также
Примечания
Литература
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье — М.: ФиС, 1990
- Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. — 3-е изд.. — М.: Флинта: Наука, 2005
- Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. АСТ, 2001, 421 с ISBN 5-17-005067-4.
- Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003, 238 с ISBN 985-06-0871-4.
- Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005, 527 с ISBN 5-241-00202-2.
- Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. 2004, ISBN 5-222-05408-X.
Wikimedia Foundation. 2010.
Валеология, как наука о здоровом образе жизни
Немалую часть жизни человек посвящает познанию самого себя. За тысячелетия на многие вопросы до сих пор не найдены ответы, связанные с человеческой сущностью. Главная основополагающая полноценной жизнедеятельности – здоровье. До недавнего времени не существовало науки о здоровье, однако, актуальность здорового образа жизни в последние годы получила широкое признание во многих странах. Валеология, как наука о здоровом образе жизни, впервые появилась только в 1980 году.
Что такое валеология – общая информация
Сегодня существует несколько определений понятия валеология.
- Направление, объединяющее несколько наук с целью изучения резервов организма, которые обеспечивают постоянное развитие и сохранение здоровья человека под влиянием изменяющихся внешних факторов.
- Совокупность знаний о здоровом образе жизни.
Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.
Это важно! Главное отличие валеологии от многих медицинских наук – изучение здорового человека. Именно этот факт отличает ее от других наук, ведь здоровый человек не является предметом изучения ни одной науки.
Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.
Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.
Это важно! Задача науки – разработка методов достижения и способов сохранения здорового образа жизни.
Особенности формирования здорового образа жизни
Аспекты здорового образа жизни, прежде всего, направлены на увеличение рождаемости и правильное воспитание подростков. Сегодня правильно жить – это модно, поэтому молодежь посещает специальные коучинги, где проходит обучение и познает способы поддержания здоровья и методы его восстановления.
Мода на здоровый образ жизни поддерживается на мировом уровне. ВОЗ дала определение понятию «здоровье» — состояние абсолютной физической, социальной и психологической гармонии. Особенно актуально применение основ валеологии в детских дошкольных учреждениях, на этапе становления и формирования личности. В этом возрасте намного проще привить ребенку понимание правильной, гармоничной жизни. Если ребенок усвоит девиз: «Мой выбор – здоровье», в будущем это позволит избежать многих болезней.
Научная концепция
В концепции валеологии здоровый образ жизни – это умение организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям и сохранять жизнедеятельность. К такому эталону должен стремиться каждый человек. Для достижения поставленной цели наука использует теоретические и практические инструменты. Мотивация к здоровому образу жизни подкрепляется физическими упражнениями, саморазвитием, правильным питанием, отказом от вредных привычек.
Это важно! С наукой о гармоничной личности неразрывно связано понятие «велнес», которое в переводе означает – благополучие.
Наука подразделяется на две большие категории:
- общая;
- отраслевая.
Миссия общей валеологии – формирование законов, методов и инструментов гармоничной жизни.
Отраслевая валеология рассматривает человеческое здоровье в комплексе с другими науками. Данное научное направление делится на несколько отраслей:
- психологическая;
- семейная;
- педагогическая;
- спортивная.
Каждое направление имеет свой объект, методология и определенные задачи. Общим объектом для всех направлений является здоровый человек и человек, который находится на этапе предболезни.
Это важно! Предболезнь – возникновение патологических процессов, которые могут привести к ухудшению состояния человека. Речь идет о процессах, развивающихся вследствие сокращения резервов организма.
Валеология использует целый набор методик и технологий, направленных на своевременное обнаружение проблемных ситуаций и их устранение. Используя специальные научные методы – статистические, логические – можно вывести человека из патологического состояния предболезни.
Это важно! Валеологические методики и технологии по своей сути являются профилактикой заболеваемости.
Конечно, валеологические принципы можно применить и к уже заболевшему человеку. Речь идет о вторичной профилактики заболеваемости.
Важность применения научных принципов подтверждается положительными результатами. Регулярное оздоровление в соответствии с валеологическими принципами позволяет:
- увеличить резервы здоровья;
- предупредить развитие патологии;
- активизировать процессы самооздоровления.
Методологические валеологические принципы
- Здоровье воспринимается как независимая категория, которую можно измерить количественно и описать качественно.
- Основная задача науки – формировать и приумножать собственное здоровье.
- Переходу из здорового состояния к предболезни обязательно предшествует состояние, при котором снижаются резервы организма.
Это важно! Человеческое здоровье в валеологии носит природный характер, а не медицинский. Это означает, что беседа на тему валеологии заключается в привлечении людей к гармоничному, правильному образу жизни.
Если ваш девиз – выбираем здоровый образ жизни, перед вами стоят конкретные задачи:
- работать над укреплением здоровья;
- работать над улучшением собственного уровня жизни;
- стремиться к адаптации в обществе;
- исследовать особенности собственного организма, работать над его развитием и укреплением.
О валеологии и гигиене
Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.
Сравнительная характеристика | Валеология | Гигиена |
Предмет науки | Человеческое здоровье, изучение функциональных возможностей и резервов организма, способы воздействия на них. | Изучение взаимосвязи между внешними факторами и человеческим здоровьем. |
Объект науки | Человек – здоровый и в состоянии предболезни. | Внешние факторы, воздействующие на организм, человек. |
Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.
Это важно! В последние годы исследования специалистов в области гигиены основываются на оценке факторов, которые непосредственно формируют здоровье.
Домыслы и мифы
Некоторые люди ошибочно полагают, что валеология – это борьба за здоровый образ жизни. Однако понятие «образ жизни» включает множество направлений – физическую культуру, эмоциональное состояние, финансовое благополучие, уровень культурного развития, достижения в карьере. Валеология – формирует принципы такого образа жизни, при котором здоровье укрепляется и приумножается.
Сегодня все чаще звучат лозунги – мы выбираем здоровый образ жизни. Не удивительно, что молодая наука валеология, которая по сути находится на стадии становления, уже популярна во всем мире.
Фундаментом для ее популяризации стали разнообразные аспекты:
- экология;
- анатомия;
- социология;
- физическое воспитание;
- гигиена;
- психология;
- педагогика.
Сегодня девиз: «Мы выбираем гармонию и здоровье» — это не просто громкие слова, а необходимостью досконально изучить свой организм, чтобы чутко реагировать на любые патологические изменения.
Мифы о здоровом образе жизни:
- болезни даются за грехи;
- все болезни наследственные;
- причина болезни – общение с энергетическими вампирами;
- болезни из-за плохих отношений с родителями;
- все болезни – это наказание за ошибки, допущенные в прошлой жизни.
Подобных домыслов огромное количество, но валеология помогает правильно формировать отношение к собственному здоровью и гармоничной жизни.
Если вы за здоровый образ жизни, обратите внимание на такую науку, как валеология. А вот такая книга о Валеологии пусть будет всегда под рукой. Она поможет вам познать себя, свои резервы и возможности. Мода на здоровый образ жизни охватывает весь мир, будьте в тренде и следуйте модным тенденциям.
Как оздоровить организм с помощью собственных ресурсов – смотрите на видео.
Полезные статьи
наука о здоровье. Цели и задачи валеологии
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Международная Образовательная Корпорация
Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Валеология
Тема: Валеология – наука о здоровье. Цели и задачи валеологии.
Выполнил: Сабитова Шынар
Проверил: Айманбетов Б. Ж.
Алматы, 2013
Определение, цели, проблемы, методы, направления валеологии, ее взаимосвязь с другими науками
Феномен человека, его деятельности и общественных отношений являются предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья всегда имела огромную актуальность. Сегодня актуальность эта особенно велика, т.к. качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению.
Валеология – относительно молодая наука. Термин этот в 1980 г. предложил российский ученый И.И. Брехман, который одним из первых заострил внимание на необходимости разработки основ новой науки о здоровье. Термин «валеология» — производное от латинского valeo – «здоровье» или «быть здоровым». Вскоре термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание в мире. Валеология — межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.
Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.
Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.
Основные задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя»), и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».
Объем информации в мире удваивается каждые 10–12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия.
Наиболее активно дифференцирование коснулась наук о человеке. Однако в этих науках человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). К сожалению, части эти обычно почти не стыкуются, так как представители каждой науки видят в человеке только свой предмет.
С этих позиций закономерным следует считать появление валеологии. Возможно, ни одна другая наука не впитала и не впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук, как валеология. Ее возникновение стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке – его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности – не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.
Валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.
Если рассматривать разделы других наук, которые чаще всего пересекаются с валеологией, можно назвать следующие:
Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.
Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество – человек – среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.
Медицина разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Те разделы медицины, которые наиболее тесно пересекаются с валеологией, можно считать: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).
Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.
Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.
Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.
Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.
Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.
Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.
Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.
Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.
История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.
География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.
Разумеется, определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше и валеология является лишь одной из ветвей той области человеческого знания, которая называется наукой, предметом которой, в свою очередь, является человек.
Связь валеологии с другими науками имеет двухсторонний характер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.
Наиболее близкими к валеологии науками все же можно считать медицины и гигиену.
Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека
Определяющие признаки науки | Медицина (клиническая, профилактическая, теоретическая, экспериментальная) | Гигиена (общая, коммунальная, социальная, радиационная, питания, труда, подростковая) | Валеология (медицинская, педагогическая, психологическая, экологическая, биологическая) |
Основные направления науки | Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение | Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания | Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека |
Основная концепция, доктрина | Человек и его заболевания | Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания | Человек и его здоровье, здоровый образ жизни (ЗОЖ) |
Объект изучения | Человек, подверженный заболеваниям | Среда обитания и условия жизнедеятельности человека | Практически здоровый человек |
Предмет исследования | Болезни человека, их причины и механизмы развития, диагностика, лечение и профилактика заболеваний | Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные характеристики среды его обитания | Здоровье человека и его резервы, их оценка, развитие и укрепление функциональных возможностей человека |
Методы исследования | Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека | Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности | Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения и коррекции их отклонений от нормы |
Пути достижения цели и результатов | Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения | Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения | Укрепление здоровья через формирование ЗОЖ населения |
Хотя валеология и имеет свою сферу деятельности, следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимно переплетаются с интересами, например, гигиены, санологии.
При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к выздоровлению, – а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!
Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.
Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.
Общую валеологию можно рассматривать как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.
Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.
Вероятно, уже в ближайшее время возможности медицинской валеологии будут значительно расширены в сфере реабилитации, где на смену доминирующим средствам – фармакологии, ножу и покою – все в большей степени будут использоваться функциональные методы и средства. Вполне возможно, что это может привести и к корректировке понятий «здоровье» и «болезнь». Несомненное значение должна приобрести медицинская валеология в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.
Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.
Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.
Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.
Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.
Валеологическое образование связано и активно взаимодействует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, политическим и другими. Такое взаимодействие способствует более эффективному выполнению функций каждого из указанных видов образования, специфической подготовке людей (и прежде всего детей и молодежи) к выполнению своих личностных и социальных обязанностей в обществе.
Принципами педагогической валеологии являются общепризнанные принципы педагогики. Кроме того, необходимо дополнить их в применении к валеологии гуманистическим, антропологическим и здравотворческим принципами.
валеология здоровье резерв индивидуальный
Задачи педагогической валеологии
Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.п.
Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.
Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.
Работа с педагогическим составом образовательного учреждения должна проходить в двух направлениях:
создание коллектива единомышленников-педагогов для осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся;
валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.
Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе состояние любой из систем организма соответствует реализации генетической программы именно для этого периода развития. То есть речь идет о том, что оценка уровня здоровья и отдельных его показателей должна быть динамичной, осуществляемой с позиций возрастного развития индивида, а не относиться к каким-либо усредненным эталонам взрослого возраста.
Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.
Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.
Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».
Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья – от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью – наиболее целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.
Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. Вмешательство человека в естественное развитие природы создает все более отчетливые противоречия между ней и человеческим организмом, представляющим собой продукт биологической эволюции.
В связи с этим валеология должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой – разрабатывать рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.
Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.
Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифференциация валеологии.
Список литературы
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр.- М.: Флинта: Наука, 2002.- 416 с.
2. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: ДЕАН, 1998.- 232 с.
3. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник/ елена Евгеньевна Тен.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 256 с.
4. Вайнер Э.Н. Валеология.- М., 2002.- 416 c.