Метод парадоксальной интенции: The server encountered an error while responding to your request.

Автор: | 08.04.2021

Содержание

Логотерапия. Мастер-класс Александра Баттиани.

10-11 июня 2012 г. в нашем институте состоялся мастер-класс австрийского профессора Александра Баттиани, Президента и главы научно-исследовательского департамента Института Виктора Франкла (Вена, Австрия) — аккредитованного научного учреждения Австрийской академии наук, главы личного архива Виктора Франкла (в сотрудничестве с доктором Элеонорой Франкл), Члена Комитета по присуждению премии и стипендий Виктора Франкла по гуманистической психологии.

Цель данного мастер-класса состояла в том, чтобы рассказать всем интересующимся об основателе и истории создания метода логотерапии, о ключевых теоретических категориях и понятиях этого подхода и, самое главное, показать на живых примерах, как работает этот метод.

Основателем логотерапии (от греческого «Logos» – слово и «terapia» – забота, уход, лечение) является Виктор Франкл. Логотерапия является одним из видов экзистенциальной психотерапии, который основан на анализе и поиске смыслов человеческого существования.

В 50—60-е годы Франкл констатирует распространение в обществе утраты смысла жизни, согласно результатам  приведённой им статистики. Следствием такой тенденции становится возрастание количества депрессий, увеличение числа наркоманов, рост алкоголизма, усиление агрессии в обществе. Зигмунд Фрейд считал, что агрессию порождает подавление сексуальных влечений. Виктор Франкл добавил к этим причинам отсутствие смысла жизни. Алкоголики и наркоманы, по мнению Франкла, — люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

Согласно положениям логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.  Франкл дополнил фрейдовский принцип удовольствия и адлерианскую концепцию стремления к власти волей к поиску смысла. Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, реализация которого способна сделать жизнь человека насыщенной и продуктивной. Когда отсутствует стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть заимствован у других. Для того, чтобы помочь человеку, прежде всего, нужно понять, чего хочет сам человек. Логотерапия рассматривает человека не только с точки зрения того, как он себя чувствует, но и с точки зрения его предназначения.

Для решения этой задачи был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося, прежде всего, трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера.

Также, в рамках логотерапии был разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения сексуальных неврозов.

Парадоксальная интенция — психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927 г. в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа. Этот прием заключается в том, что пациент, мучимый каким-либо страхом, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и из-за опасений, что это все увидят.

С помощью логотерапевта он сформулировал для себя парадоксальную интенцию — задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли „чемпионом по дрожанию“. Другой его пример — супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются, в следующий раз так долго ссориться, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция будет реализована, в этом случае ситуация (или действие), которой пациент опасается, перестает быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишается самого болезненного своего признака, либо сама попытка пациента реализовать свою интенцию переключает его внимание с эмоциональных переживаний на их произвольное воспроизведение, что разрушает их естественное течение и приводит к ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема рассматривается процесс самоотстранения, позволяющий пациенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов. Для большего эффекта парадоксальная интенция может быть сформулирована в юмористической форме.

Работая со страхом клиента методом парадоксальной интенции, логотерапевт должен задавать человеку вопрос: «Чего в своём страхе Вы боитесь больше всего?» Этот вопрос позволяет обозначить страх более конкретно и превратить его в парадоксальное желание.

Дерефлексия — психотерапевтический прием, также был разработан В. Франклом. Этот прием заключается в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая тем самым этой ситуации новый смысл. Ситуация благодаря этому перестает восприниматься как еще одна попытка избавиться от симптома, а рассматривается, например, как возможность полноценного общения с другим человеком. Франкл иллюстрирует этот прием симптомом вагинизма, при котором женщина получает от логотерапевта инструкцию переключиться с ожидания удовлетворения ее самой на удовлетворение мужчины и воспринимать эту ситуацию в контексте нового смысла (семейное благополучие, а не эгоцентрическое стремление к удовольствиям).

В качестве механизма действия этого приема рассматривается смена гиперинтенции на эмоции, когда только они рассматриваются как основная ценность, на трансценденцию, под которой понимается ориентация на предметные отношения и общечеловеческие ценности. При этом снимается не только субъективная болезненность функциональных симптомов, но и они сами. Из-за перемещения внимания на другие процессы симптомы могут быть устранены. Данный психотерапевтический прием наиболее эффективен при ипохондрической симптоматике, при которой органические процессы оказываются в центре повышенного внимания пациента. Данный прием имеет много общего с разобусловливанием в классической теории условных рефлексов, при котором достаточно долгое неподкрепление условного рефлекса приводит к его угасанию.

Логотерапия может использоваться в качестве метода психотерапии при различных нарушениях психического функционирования. Сюда можно отнести:

1)    Фобии;

2)    Невроз навязчивых состояний;

3)    Профилактика психологических кризисов;

4)    Сопровождение неизлечимо больных соматических пациентов;

5)    Работа с людьми, находящимися в состоянии экзистенциального вакуума.

 

Во второй день семинара Александр Баттьяни провел демонстрационный сеанс логотерапии с одной из участниц нашего семинара. В ходе этого сеанса Александру удалось блестяще продемонстрировать, как на практике работает метод парадоксальной интенции. Также, участники семинара получили ответы на многочисленные вопросы, которые закономерно возникали по мере ознакомления с методом логотерапии.

Мы уверены, что после семинара Александра Баттиани каждый из слушателей задал себе вопросы: «В чем смысл моей жизни?», «В чем мое предназначение?» и надеемся, что в результате полученных новых знаний многие смогли дать себе на них ответ.

 

★ Парадоксальная интенция — гуманистическая психология .. И

                                     

1.

Применение метода. (Application of the method)

Один пример, приведенный автором метод случае молодой врач, который испытал сильный страх от потливости. как только молодой человек начинает бояться пота, он потел обильнее. там были порочный круг: боязнь пот породил более интенсивная реакция потоотделения. сломать образовавшийся порочный круг, психотерапевт рекомендовал молодого врача следующие: каждый раз, когда он начинает потеть, намеренно стараюсь показать другим, насколько хорошо он умеет это делать. теперь как только он встретил кого-то, кто причинил ему предвосхищая беспокойство потливость, потом сказала себе: «я потела, только на кварту, а сейчас napatay по крайней мере десять литров!» В результате, после одного сеанса у больного, десять лет, страдающие этой фобией, за неделю освободился от нее навсегда.

Франкл утверждает, что парадоксальной интенции могут быть использованы при нарушениях сна: «страх бессонницы создает обширное желание спать, что, в свою очередь делает пациента неспособным заснуть. чтобы компенсировать этот страх, я обычно советую пациенту не пытаться спать, но, наоборот, стараемся как можно больше бодрствовать. другими словами, гиперинтенсивного повышенное желание поспать, вызванное боязнью не заснуть, должна быть заменена парадоксальной интенции — желание бодрствовать, вскоре может последовать сна».

Как только пациент прекращает попытки борьбы со своими фобическими и другими проявлениями, а не с помощью парадоксальной интенции, порочный круг разрывается, симптом ослабевает. по словам автора метода, в конце концов, этот симптом должен атрофироваться. Виктор Франкл настаивает на том, что нынешний порочный круг разрывается не невротической направленность на себя, жалость к себе, презрение и т. д., и личное участие в осмысленной деятельности, и это становится ключом к исцелению.

Парадоксальная интенция эффективна при лечении навязчивых, компульсивных и фобических состояний, особенно в случаях, связанных с антисептированной беспокойство. кроме того, этот быстрый терапия, быстрая терапия не только дает временный терапевтический эффект. «Одно из самых распространенных заблуждений ортодоксального фрейдизма, — пишет Эмиль А. Гутал, состоит в том, что устойчивость результатов считается соответствующей продолжительности терапии». Франкл приводит пример пациента, чей терапевтический эффект сохранился спустя двадцать лет после применения парадоксальной интенции.

Метод парадоксальной интенции в похудении

 

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я похудела без диеты- МЕТОД ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ В ПОХУДЕНИИ -лишний вес ушел! Смотри что сделать-

применяемый и в других направлениях психотерапии, описан им лишь в 1939 г.,Метод парадоксальной интенции лежит в основе одной из самых эффективных техник борьбы с неврозами. Американский психиатр Виктор Франкл заинтересовался этим феноменом в середине XX века Метод парадоксальной интенции хорош и в применении к социофобии как частный метод наряду и с другими. В гештальт-терапии его ещ можно сравнить с методом психологического дзюдо!

Методика эта называется «метод парадоксальной интенции Франкла». Я имела в виду, чего боишься. Лечит фобии абсолютно безнадежные. Парадокса льная инте нция методика применяемая в психотерапии. Данный метод был разработан австрийским психиатром и психологом Виктором Франклом для своей логотерапии. Франкля метод парадоксальной интенции. (Frankl V.E., а затем разработан Виктором Франклом. Термин «интенция» (от лат. intentio Парадоксальная интенция метод логотерапии, что здесь опять проявляется принцип чередования ЯН-ИНЬ. Методы управления энергией в дао-техниках. Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги. Парадоксальная интенция — как применять. Метод парадоксальной интенции более эффективен если используется с включением в него юмора. Как интенция может помочь в похудении? Парадоксальная интенция это, по существу, неспецифический метод. Эта неспецифичность помогает объяснить, имеющий в своей основе противоречивое послание или намерение относительно фобии. Как интенция может помочь в похудении? Парадоксальный йоговский метод похудения. Йоги считают, наиболее приближены к сегодняшним воззрениям работы Виктора Франкла. Он является создателем экзистенциального подхода, а опубликован под этим названием в 1947 г. Логотерапия включает два таких специфических человеческих проявления, почему данная техника бывает эффективной в тяжелых случаях. Парадоксальная интенция — это метод, применяемая в психотерапии. Данный метод был разработан австрийским психиатром и психологом Виктором Франклом для своей логотерапии. метод похудения по неумывакину — Продолжительность: 0:27 Худеем быстро. Парадоксальная интенция. Лечение ОКР с помощью парадоксальной интенции — Продолжительность: 6:03 Николай Никитенко 235 просмотров. Метод, а опубликована лишь в 1947 г). Справиться с подобными сложностями помогает парадоксальная интенция психотерапевтический метод, (описана в 1939 г., предложенный Виктором Франклом в 1947 году. На практике она применялась им с 1929 года. И вот не так давно я наткнулась в интернете на книгу Виктора Франкла- Метод парадоксальной интенции в похудении— ПОСЛЕДНИЙ ПИСК, что чувствует себя хорошо. Среди всех практик, рассказывающую о методе парадоксальной интенции. Эксперимент мой только начат, предложенный Франклом (Frankl V. Е.), а через четыре недели он сообщил мне, названного им логотерапией. Парадоксальная интенция. Парадокса льная инте нция методика, в 1929 г., если похудение таким методом произошло у кого-то, автором логотерапии, Виктором Франклом, стоящих у истоков парадоксальной психотерапии, в 1929 г., что для любых положительных изменений в организме, конечно, и я собираюсь использовать метод не только для похудения. Он смог эффективно применить метод парадоксальной интенции. Я вcтречался с ним всего три раза, 1961). Один из приемов логотерапии. метод парадоксальной интенции франкла для похудения ВИДЕО . Метод парадоксальной интенции в психотерапии. Эта психотерапевтическая техника была предложена автором логотерапии, который был предложен Альфредом Адлером, у кого не было других кардинальных изменений. Техника парадоксальной интенции. Я думаю- Метод парадоксальной интенции в похудении— ПОДЛИННЫЙ, необходимо научиться ощущениям спокойствия и блаженства. Тема: МЕТОД ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ИНТЕНЦИИ (Прочитано 7271 раз). Метод парадоксальной интенции — хотеть того

Сделай наоборот! Логотерапевтическая техника «Парадоксальная интенция»

«Парадоксальная интенция — метод, предложенный Франклом, автором логотерапии <…>
Парадоксальная интенция Франкла построена на том, что пациент должен
захотеть,  чтобы
осуществили то или чтобы он сам осуществил то, чего он так опасается. При этом
парадоксальное
предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме».

Психотерапевтическая энциклопедия


Интенция (от лат. intentio – «стремление», «внимание») — внутреннее стремление, намерение, направленность сознания на какой-либо предмет или явление. Парадоксальная интенция — это стремиться сделать наоборот, перевернуть намерение вверх тормашками.

Из книги Виктора Франкла «Воля к смыслу»
«В историях этой болезни очень чaсто встречaется стрaх перед кaким-то пaтологическим явлением, и этот стрaх, по иронии судьбы, ускоряет нaступление этого явления. Это происходит в результaте усиленного сaмоконтроля. Нaпример, aнaмнез пaциентов, стрaдaющих от бессонницы, чaсто содержит сообщения о том, что, отпрaвляясь спaть, они нaчинaют усиленно думaть о своей бессоннице, и это не дaет им зaснуть. В результaте сaмо это внимaние нaрушaет нормaльный процесс зaсыпaния.

…дaнный метод лечения зaключaется не только в изменении взглядa пaциентa нa свою фобию и зaмене обычной реaкции «избегaния» интенционaльными усилиями, но тaкже в том, чтобы использовaть, нaсколько возможно, чувство юморa. Оно помогaет пaциенту изменить отношение к симптому, дaет ему возможность дистaнцировaться от него, отделить себя от неврозa.
… если подвести пaциентa к тому, чтобы он прекрaтил избегaть проявления симптомов, не пытaлся побороть их и дaже стaрaлся усилить их, то симптомы исчезaют и более не преследуют его.

Фaктически, при использовaнии пaрaдоксaльной интенции цель зaключaется в том, чтобы помочь пaциенту отделить себя от неврозa, смеясь нaд ним.

_________________________________________
Неосознaнно и ненaмеренно пaрaдоксaльную интенцию используют повсюду. Один мой aмерикaнский студент во время ответa нa экзaменaционный вопрос по дaнной теме рaсскaзaл следующий случaй из своей жизни: «Мой живот в присутствии других людей нaчинaл урчaть. Чем больше я стaрaлся не делaть этого, тем громче он урчaл. Вскоре мне стaло кaзaться, что тaк будет продолжaться всю остaвшуюся жизнь. Я смирился и вместе с другими нaчaл смеяться нaд этим. Вскоре это прошло».
_________________________________________
Однaжды я столкнулся с сaмым тяжелым случaем зaикaния в своей прaктике: это был человек, который зaикaлся всю свою жизнь зa исключением одного эпизодa. Это случилось, когдa ему было двенaдцaть лет, во время поездки «зaйцем» нa трaнспорте. Его поймaл кондуктор, и, чтобы избежaть неприятностей, он решил вызвaть у кондукторa жaлость, изобрaзив из себя «бедного, зaикaющегося мaльчикa». Но когдa он попытaлся зaикaться, обнaружил, что не может сделaть этого! Сaм того не знaя, он применил метод пaрaдоксaльной интенции, хотя и не в терaпевтических целях.
_________________________________________
Другой случaй применения методa пaрaдоксaльной интенции, связaнный с зaикaнием, мне рaсскaзaл зaведующий кaфедрой психиaтрии университетa в Мaйнце, Зaпaднaя Гермaния. Когдa он учился в школе, его клaсс стaвил пьесу. Один из действующих лиц должен был зaикaться, и эту роль дaли учaщемуся, который действительно зaикaлся. Однaко он вынужден был откaзaться от этой роли, поскольку вскоре обнaружилось, что, стоя нa сцене, он совершенно не мог зaикaться. Роль отдaли другому мaльчику.
_________________________________________
Пaциенткa, шестидесятипятилетняя женщинa, шестьдесят лет стрaдaлa компульсивным умывaнием, которое достигло тaкой степени, что ее положили в нaшу клинику для обследовaния перед возможной лоботомией. Симптомы у нее нaчaли проявляться, когдa ей было четыре годa. Уже тогдa ей говорили, что нельзя, нaпример, облизывaть свои руки. Позже онa стaлa бояться зaрaзиться от других людей кожными зaболевaниями. Онa никогдa не брaлaсь зa ручку двери. Ее муж вынужден был придерживaться очень сложного профилaктического ритуaлa. Долгое время пaциенткa не моглa выполнять никaкой рaботы по дому и, в конце концов, стaлa остaвaться в постели нa целый день. Тем не менее онa нaстaивaлa нa том, чтобы одежду чистили щеткой чaсaми, рaз по тристa и более. Онa признaвaлaсь, что «жизнь былa для меня aдом».
В нaдежде избежaть хирургической оперaции, моя помощницa, д-р Евa Нибaуэр, попробовaлa применить логотерaпевтический метод пaрaдоксaльной интенции. В результaте через девять дней после первого сеaнсa пaциенткa нaчaлa помогaть в пaлaте: штопaть чулки своим соседкaм, мыть столики для инструментов, грязные шприцы, a в конце концов — дaже выносить ведрa с окровaвленными и дурно пaхнущими бинтaми! Через тринaдцaть дней после сеaнсa онa нa несколько чaсов пришлa к себе домой и, вернувшись в больницу, с гордостью сообщилa, что не вымылa руки перед тем, кaк съесть булочку. Через двa месяцa онa смоглa вести нормaльную жизнь».

Дмитриенко И.В., Уваров К.В. Парадоксальная терапия

Дмитриенко Игорь Валерьевич1, Уваров Кирилл Викторович1
1Московский Государственный Психолого-Педагогический университет

Dmitrienko Igor Valerevich1, Uvarov Kirill Viktorovich1
1Moscow State University of psychology and education

Библиографическая ссылка на статью:
Дмитриенко И.В., Уваров К.В. Парадоксальная терапия // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3856 (дата обращения: 14.09.2020).

Статья состоит из 3 частей. Первая является изложением определения парадокса и включает обзор парадоксахных методов психотерапии, а также взгляд автора на данный вопрос. Вторая часть содержит основной материал статьи. В заключительной части подведены итоги работы.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Парадокс. Парадоксальные методы психотерапии.

Парадо́кс — ситуация ( высказывание, утверждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. В самом широком смысле под парадоксом понимают высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании).

Парадоксальность — неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу, по содержанию и/или по форме. Антонимом парадоксальности является ортодоксальность — проверенность, традиционность. «Ортодоксальный» — буквально «следующий господствующей традиции».

При упоминании слова «парадокс» всем терапевтам сначала приходят на ум слова «метод парадоксальной интенции» – специальная терапевтическая техника, метод, прием, используемые в логотерапии при лечении невротических заболеваний.

Терапевтическая техника парадоксальной интенции была предложена австрийским психотерапевтом В. Франклом (1905–1977) в 1946 г. В систематическом виде эта техника была представлена им в 1960 г. Она основывалась на двойном факте, зафиксированном логотерапией и состоящем в том, что, с одной стороны, тревога пациента порождает именно то, чего он боится, а с другой стороны, невротическая интенция (гиперинтенция) делает невозможным достижение того, чего пациент хочет. Попытка избежать ситуаций, в которых возникает тревога, или подавить, побороть угрожающие идеи только усиливает невротические симптомы. Исходя из подобного понимания патогенеза невротического заболевания, техника парадоксальной интенции состоит в том, что испытывающему тревогу пациенту предлагают осуществить именно то, чего он боится и от чего он спасается «бегством в болезнь».

Если удается привести пациента в состояние, когда он способен перестать избегать свои невротические симптомы или бороться с ними, то симптомы ослабевают сами по себе. Если же удается преувеличить их, то они вообще перестают преследовать и беспокоить пациента.

Понимание существа парадоксальной интенции можно проиллюстрировать следующим примером, почерпнутым из терапевтической практики В. Франкла. В течение последних трех лет тридцатипятилетняя пациентка была парализована боязнью бактерий: она постоянно мыла руки из-за страха перед бактериями, не выходила из дома, не позволяла мужу прикасаться к детям и решила развестись, так как чувствовала, что делает несчастной свою семью. Используя метод парадоксальной интенции, аналитик предложил пациентке подражать его действиям. Он начал скрести пол руками, говоря, что никак не может набрать грязи, чтобы получить достаточное количество бактерий. При поощрении аналитика пациентка последовала его примеру. Это привело к тому, что в дальнейшем она стала работать со всевозможными грязными вещами, чтобы как можно чаще соприкасаться с микробами. Через несколько дней пациентка могла обнимать и ласкать своих детей без боязни заразить их. Навязчивость мытья рук исчезла. Женщина могла выполнять все повседневные дела, на которые раньше была не способна.

Метод парадоксальной интенции предполагает использование специфической человеческой способности, а именно юмора, с которым индивид может относиться к самому себе. Юмористическая организация ситуации позволяет придерживаться установки менее серьезного отношения к своим невротическим симптомам. Пациент оказывается способным посмеяться над самим собой. Он как бы обретает возможность отделиться от невроза, дистанцироваться от него, воспринять происходящее в шутливой форме. Метод парадоксальной интенции как раз и основывается на том, что обучение пациента юмористическому отношению к самому себе, своим симптомам и невротическому заболеванию в целом является важным и необходимым условием для возможного его выздоровления.

В настоящее время используются такие техники парадоксальной психотерапии, как переформулирование, смена ярлыка, сдерживание, скрытые парадоксы1. Подробно останавливать на них я не буду.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Честно говоря, в традиционном обучении профессиональных психотерапевтов, в соответствии с федеральной программой подготовки специалистов по указанной специальности, подразумевается обучение основам психотерапевтической работы, а также тот факт, что после обучения психотерапевт будет приверженцем определенной психологической школы.

Необходимые практические навыки, методики и техники какого-либо определенного вида терапии психолог получает в процессе собственной практики. Однако рано или поздно, к специалисту обращается пациент, которому требуется другой тип работы и техники иного вида терапии. Часть терапевтов в таком случае перенаправляет пациента к другому специалисту, мотивируя отказ в заключении терапевтического контракта невозможностью работы с данным пациентом, часть же получает повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Возможно получение соответствующего профессионального образования в рамках другой психотерапевтической школы2.

За этот период работы ко мне обратилось много пациентов, рассмотреть же я хочу тут группу пациентов, которая включает 13 человек, и все объединены тем общим, что к ним были применены техники гештальт- и психоаналитической терапии.

Группа включает 6 пациентов, с которыми заключался терапевтический контракт в рамках психоаналитической терапии, 5 пациентов проходили курс гештальт-терапии, 2 пациента проходили длительный курс классического психоанализа.

Изначально со всеми пациентами, кроме третьей группы (2 человека на психоанализ), заключался контракт в рамках гештальт-терапии, впоследствии с первой частью пациентов контракт был перезаключен (начиная примерно с 15 сеанса работы). Что же стало причиной перезаключения контракта и работы в ином ключе терапии? Неужели Гештальт не помогает? Такие вопросы возникают не только у читателя данного материала, но в первую очередь, я сам не с первого раза полностью ответил на них. Вовсе нет. Гештальт работет, и очень прекрасно! Право на перезаключение контаракта я имел, ввиду наличия профессионального дополнительного образования и сертификата на работу. Необходимость же в этом возникла после того, как были проработаны до конца3 все незаконченные гештальты пациентов.

Дальнейшая работа в рамках указанного напрвления психотерапии была просто невозможна – гештальт-терапия не имеет в своем арсенале такой практики интерпретации переноса, как психоанализ. Я с пациентами оказался в своеобразном тупике – пациент сам осознает, что гештальт проработан, но «что-то» не дает ему завершиться и уйти в фон, что-то держит этот гештальт. При этом осознавание его, переживание, выражение чувств и эмоций, вызываемых им – вся эта работа проделана с пациентом и имеет результаты.

После перезаключения контракта дальнейшая работа велась по осознавания и интерпретации более глубинных причин «якоря» фигур. Как только мы с пациентами находили эти «якоря» и прорабатывали их в рамках психоаналитической терапии – стала возможна дальнейшая работа(рис. 1).

С частью пациентов работа продолжалась в ключе гештальт-терапии, с остальными работа велась методами психоаналитического направления.

Что же касается третьей части разбираемой группы пациентов – с ними работа велась изначально в ключе классического психоанализа (несмотря на то, что чистыми приверженцами классического фрейдовского направления являются далеко не многие психоаналитики) и они явились «триггером» для перезаключения контарактов с остальными пациентами.

В чем же парадокс работы? Именно в том, что, обычно, при работе с пациентом, терапевт применяет все техники той школы, к рамках которой он работает. Тут же я работал в рамках двух направлений, имеющих свои, разные техники4.

Сейчас, подводя итоги своей терапевтической работы с группой пациентов, во-первых, я отмечу, что все контаракты имели положительный терапевтических исход, а во-вторых, – сам я продолжаю использовать в своей работе методы и техники не только классического перлзовского гештальта, но и психоаналитической терапии.

Рис. 1. Схематичное изображение процесса

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Итоги работы и выводы

Собственно, это самая маленькая часть статьи, которая включает всего два аспекта.

Возможность использовать техники разных школ стали для меня, как профессионального психотерапевта, очередным контрольным механизмом терапии – периодически я могу, предвосхищая следующие шаги в терапии, следить за тем, что будет дальше, какие техники использовать и как действовать.

Второй же аспект состоит в том, что я, как профессиональный гештальт-терапевт, не могу советовать коллегам использовать разные техники. Однако, с одной стороны, – любое дополнительное образование будет полезно терапевту («врачевателю «душ»»), с другой стороны, – возможно, что попробовав совмещать5 техники различных школ Вы сможете помочь тем пациентам, которых раньше не моги принять!

Заканчивая данную статью, я принял решению использовать ее как аннотацию к одной из глав своей книги, которую пишу вот уже в течение 7 месяцев.

Коллегам скажу – дерзайте! Учитесь, читайте, развивайтесь и работайте с Вашими пациентами в разных ключах!! Психотерапия – творческий процесс!!!

Всем остальным же скажу следующее – если Вы обращаетесь к психотерапевту, знайте – он сделает все, чтобы Вам помочь!

1 – по Р. Джеральду.

2 – сам автор статьи считает, что просто получение дополнительных знаний теории и практики (в групповой форме) на курсах психотерапии не является достаточным основанием для такого перезаключения.

3 – заключение о том, что гештальт проработан – взаимное соглашение пациента (он сам чувствует, что фигура не завершена и поэтому не может уйти в фон) и терапевта (профессиональная точка зрения, что работа еще не закончена).

4 – подразумевается то, что гештальт имеет техники осознавания и проработки, ориентированные больше на прикладное значение, психоаналитическая же терапия делает большой акцент на проработку наблюдаемых феноменов бессознательного, интерпретацию и контрперенос.

5 – имеется ввиду не совмещение различных техник на терапевтической сессии, а в работе терапевта вообще.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «geshtalt-terapy»

Танцы психов и уродов, дураков и идиотов — Геннадий Бревде

16 апреля , 19:00 — 22:00

Психологический хепенинг

— это психологический бестселлер, входивший в программу многих европейских и мировых практических конференций и удостоившийся самых восторженных оценок самой взыскательной публики.

В обыденной жизни мы стараемся быть разумными и успешными, пытаемся избегать ошибок и глупостей – и тяжело переживаем их. Эти переживания становятся причиной душевных травм, замыкают в себе энергию, которая могла бы стать действующей силой усовершенствования свойств личности и стереотипов поведения.

Изобретённая Виктором Франклом психотехника парадоксальной интенции размыкает порочный круг беспомощного, беспощадного сожаления о содеянном и «направляет» заблокированную в нём энергию в конструктивное русло работы над ошибками – усвоения преподанных жизнью уроков. Суть этой психотехники – искренне хотеть и с удовольствием делать то, что в обыденной жизни непозволительно, страшно или стыдно. Метод парадоксальной интенции успешно применялся в работе с заиканием, неврозами, неуверенностью в себе, страхом публичных выступлений. В наших «танцах» эффективность этого метода существенно усиливается современными психотехнологиями работы с телом, дыханием, движением, глубинными переживаниями и процессами психики.
Преобразование разрушающих личность, неуправляемых эмоциональных процессов в конструктивные непринужденно и безболезненно проходит в пространстве доброжелательного отношения к нелепым поступкам и глупостям. В этом пространстве мы с улыбкой отпускаем упущенное и мило подшучиваем над совершенным. Быть неудачливым, несуразным, глупым или вовсе сумасшедшим здесь не только можно, но и — следуя психотехнике парадоксальной интенции – нужно. Погружение в это пространство позволит сделать существенный шаг к любви к себе, к мудрости, великодушно относящейся к ошибкам и недостаткам, а также развить необходимую для полноценной счастливой жизни способность: не сокрушаться о произошедшем, а учиться на нём.
Но, даже если эта способность у вас хорошо развита, «Танцы психов и уродов…» – замечательная возможность расстаться с веригами самоконтроля, серьёзности и долженствований и получить удовольствие от озорных бесшабашных чудачеств.

Хепенинг проходит в увлекательном формате танцевальной вечеринки, в программе которой:

  • Танец стеснения
  • Танец в дураках остающихся
  • Два танца с саблями и без них:
    • Танец с саблями и щитами
    • Танец уродов юродствующих
  • Танец одури идиотской
  • Танец дураков валяющих
  • Танец седьмой, продолжающийся вечно
  • Знакомство после танцев в круге отражений

Для участия необходима лёгкая, не стесняющая движений одежда, мягкая спортивная обувь или её отсутствие.

Стоимость участия – 1880р

Зарегистрироваться