Межличностный конфликт причины: Причины межличностных конфликтов — СтудИзба

Автор: | 24.09.1980

Содержание

Причины межличностных конфликтов. Управление конфликтами

Причины межличностных конфликтов

Их можно разделить на два вида – объективные и субъективные. В большинстве случаев межличностные конфликты порождаются объективными причинами, порой даже не осознаваемыми конфликтующими сторонами и их окружением. Однако, преломляясь через личностные характеристики участников, эти причины нередко воспринимаются как исключительно субъективные.

В числе объективных причин межличностных конфликтов чаще всего выступают ресурсно-материальные факторы (например, недостаток материальных средств в семье или фонда заработной платы в производственном коллективе, территориальные претензии хозяев двух соседних дачных участков и т. п.).

Существенную роль в возникновении межличностных конфликтов играют социальные отношения, когда одному из участников представляется, например, что его соперник несправедливо поставлен руководить им или руководитель злоупотребляет служебным положением.

В семье это недовольство супругов отношением друг к другу и к распределению домашних обязанностей, в школе – претензии учеников по поводу того, что «учитель придирается», а учителей – что ученики «невоспитанны», «не хотят учиться» и т. д.

На возникновение конфликта в значительной степени влияет восприятие личностью сложившейся ситуации – сочтет он ее конфликтной или нет. Именно личностью выбирается соответствующая реакция и поведение. То есть объективные причины конфликта преломляются через особенности личности сторон. В одном случае это будет «бой не на жизнь, а на смерть», в другом – попытка примириться или поиск компромисса.

К числу субъективных факторов возникновения конфликтов принадлежат, в частности, поведенческие факторы, такие как нарушение обещаний, обман, эгоистичность, грубость.

К этой же группе субъективных источников относятся существующие между взаимодействующими индивидами различия в представлениях о ценностях: о добре и зле, о справедливости или несправедливости, о должном, уместном или неуместном в поступках окружающих людей и т.  п. Сюда же следует отнести различия взаимодействующих личностей в жизненном опыте, в склонностях и привычках, в манере поведения и т. п.

К сфере субъективных причин возникновения межличностных конфликтов относятся и

личностные особенности взаимодействующих индивидов, в частности их различия в ожиданиях, в чувстве уверенности и безопасности, в потребности любви и одобрения и т. п. Чаще всего межличностные конфликты вспыхивают тогда, когда слова, оценки, поступки одного партнера по взаимодействию не совпадают с ожиданиями другого, резко расходятся с ними или противоречат им. Если молодая жена ожидает, что ее муж, даривший ей цветы и проявлявший готовность носить ее на руках, будет поступать таким же образом и на протяжении всей жизни, то ее ожидания наверняка не сбудутся. Довольно часто любящий, послушный, ласковый восьмилетний ребенок превращается, вопреки ожиданиям его родителей, в независимого, упрямого, грубого подростка.

Человеческие отношения крайне непостоянны, и с этим необходимо считаться, чтобы не испытывать глубокого разочарования в своих ожиданиях и не вступать в бесчисленные конфликты. Люди нередко стремятся «обезопасить» себя собственностью, страхованием здоровья, брачным контрактом, полученными обещаниями и т. п. Родители стремятся привязать к себе детей, боязливые дети неохотно покидают родительское гнездо. Мужья и жены пытаются добиться гарантий любви и заботы друг от друга. Такое стремление к полному обладанию и предъявляемые к партнеру требования часто вызывают обиду и отчуждение, грозящие в любой момент обернуться межличностными конфликтами.

Наряду с общими причинами, характерными для всех межличностных конфликтов, существуют и такие, которые присущи каждому конкретному конфликту. Между этими двумя уровнями существует еще один уровень – типичные для определенной среды причины возникновения межличностных конфликтов. Это, прежде всего, семья, работа, школа, вуз и т. п. То есть уровни представлены триадой: общие причины – средовые – конкретные.

Межличностные конфликты в этих важнейших сферах нашей жизни мы обстоятельно изучим в соответствующих главах.

Эскалации конфликта способствует ситуация неопределенности, в которую попадают его участники. Неизвестно, как поступит противостоящая сторона, поэтому действия совершаются с целью упредить все возможные угрозы противника. А это провоцирует того на действия такого же порядка. С этим механизмом (закон эскалации конфликтогенов) мы встретились при изучении случайных конфликтов в разделе 3.2.

В ситуациях неопределенности лишь творческие люди способны найти оптимальное решение. Для подавляющего же большинства эти ситуации ведут к снижению внутреннего равновесия. Поэтому в условиях конфликта человек совершает поступки, которые в обычной ситуации не совершил бы. Ситуации напряженности и неопределенности для большинства людей являются травмирующими, нарушающими внутреннее равновесие. Они могут привести индивида к позитивным изменениям (что требует значительной работы над собой), но намного чаще приводят к усугублению конфликтных отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Хайруллина А.А., Огдаров Т.Б., Савва Л.И. Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде

Хайруллина Алина Айнуровна1, Огдаров Тимур Бобокулович

2, Савва Любовь Ивановна3
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент
3ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики

Khairullina Аlina Aynurovna1, Ogdarov Тimur Bobokulovich2, Savva Lyubov Ivanovna3
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, student

3Nosov Magnitogorsk State Technical University, Doctor of Pedagogics, Professor, Department of Pedagogy

Библиографическая ссылка на статью:
Хайруллина А. А., Огдаров Т.Б., Савва Л.И. Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/18932 (дата обращения: 03.10.2021).

На современном этапе развития, характеризующегося переходом к демократическому обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия, глобализации и интеграции всех жизненных процессов, особую важность приобретают такие качества личности, как коммуникабельность,  толерантность и гуманизм.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема управления конфликтами. Неслучайно в психолого-педагогической литературе  и педагогической практике заметно возрос интерес к проблеме межличностного конфликта, идет накопление эмпирических данных и научных данных в данной области исследования.

Целью данной статьи является определение основных причин, видов и и особенностей межличностных конфликтов, возникающих между обучающимися в вузе.

Межличностный конфликт это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Н.В. Гришина определяет межличностный конфликт как противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон [3, с.137].

Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д.

Увеличивающееся разнообразие и масштабность конфликтов, их практическая повсеместность втягивают в конфликтное действие представителей всех групп населения, включая, и молодежь, студенчество в частности [7, 12].

Заметим, что студенческий возраст характеризуется как период интенсивного психического, личностного и  интеллектуального развития. Основные достижения этого возраста связываются с вхождением в различные социальные общности и усвоением новых ролей, формированием социально ответственного поведения, умениями осуществлять основные учебные действия и способы, обретения личностного и профессионального самоопределения [1, 7,11.]

Один из наиболее часто встречающихся видов межличностных конфликтов в высшей школе это  конфликты  между участниками – студент – студент и студент – группа.

В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их повеления большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я – концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов [9].

На старших курсах межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений [7].

Во всяком межличностном конфликте в образовательном процессе большое значение имеют личностные качества студентов, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

В большинстве ситуациях межличностных конфликтов выделяются две стороны, взаимосвязанных между собой:

  • содержательная сторона конфликта, т.е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия;
  • психологическая сторона конфликта связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга [4, 6].

Межличностные конфликты имеют свои «отличительные особенности, которые сводятся к следующему:

  • в межличностных конфликтах противоборство студентов происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;
  • в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;
  • межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
  • межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
  • межличностные конфликты между студентами затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо  в процессе обучения, либо в  межличностных отношениях» [3,с. 26].

Студенты могут находятся в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы, но и интересы группы, которую они представляют.  Конфликты между студентом и группой имеют много общего с межличностными между студентами, однако, они более многоплановые. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между студентом и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи студента с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Управление межличностными конфликтами между студентами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны преподавателя или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту [4, 8].

В процессе управления межличностными конфликтами между студентами важно учитывать их причины и особенности, а также характер межличностных отношений участников конфликта, группы поддержки, а главное, этапы развития конфликтов и выбор стратегии обучающихся. Это требует определенной подготовки студентов на занятиях по педагогике и конфликтологии.


Библиографический список
  1. Веденеева, О.А., Савва Л.И., Сайгушев, Н.Я. Педагогика в системно-образном изложении: учеб. пособие. – Магнитогорск : Магнитогорский Дом печати, 2015. – 122с.
  2. Гомыранова О. Н. Механизмы регуляции межличностных конфликтов студентов технического вуза  / / Электронный журнал «Исследовано в России» / /. —  № 5.  Астрахань, 2006. – С. 16 – 25.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта  СПб. : Питер, 2005.  – 464 с.
  4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д., 1998
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. -М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. -176 с.
  6. Панасюк, А. Ю. Как убеждать в своей правоте : Современные психотехнологии убеждающего воздействия / А. Ю. Панасюк. – 3-е изд. – М. : Дело, 2004. – 312с., ил.
  7. Савва Л.И. Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса: коллективная монография / Л.И. Савва, Е.Ю. Семыкина, А.Л. Солдатченко и др.; под общей ред. Л.И. Савва. – Магнитогорск: МаГУ, 2005 – 345 с.
  8. Савва Л. И. Проблема формирования продуктивного общения школьников: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. -172 с.
  9. Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание: учеб. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2000 – 204с.
  10. Савва Л.И Условия гуманитаризации высшего профессионального образования: коллективная монография: коллективная монография / Л. И. Савва, С.В. Акманова, Недосекина М.А. Яковлева и др.; под  ред. Л.И. Савва.– Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 463с.
  11. Савва Л.И, Гасаненко Е.А. Профессиональный имидж студента // Вестник Челябинского  государственного педагогического университета. – 2015. -№2. –С.170-177
  12. Савва Л.И., Солдатченко А.Л. Социальное взаимодействие как структурный компонент социальной зрелости студента вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. – № 4. – С. 147-153.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хайруллина Алина Айнуровна»

Межличностный конфликт — причины, виды, разрешение конфликта

Межличностный конфликт – довольно распространенное явление, встречающееся каждый день. Мы живем в обществе, которое диктует жить по своим правилам. Не всегда ценности и интересы разных людей совпадают друг с другом. Если этого не происходит, а ущемляются важные составляющие жизни, возникает конфликт. Он требует незамедлительного решения. Ведь пока не будут устранены значимые причины конфликта, он не пройдет самостоятельно. В противном случае напряжение только нарастает, а отношения портятся.

Межличностный конфликт предполагает, как минимум, двух участников процесса. Межличностный конфликт формируется под воздействием таких причин как несдержанность, агрессивность, нежелание уступать своему оппоненту. Конфликт особенно осложняется тем, что каждый человек стремится отстаивать свои интересы в споре и совершенно не заботится о своем партнере. Мало кто в критической ситуации оказывается способным думать об окружающих. Нередко люди, которые конфликтуют, причиняют друг другу сильную душевную боль и даже не замечают этого. Поведение нередко становится неуправляемым и неадекватным по отношению к самой причине, которая привела к конфликту. Разрешение конфликта всегда требует от человека изменения своего поведения и принятия на себя ответственности за происходящее.

Причины межличностных конфликтов

Причин для развития межличностного конфликта более чем достаточно. В качестве причины могут выступать как весомые аргументы, так и совершенно пустяковые случаи. Конфликт между людьми иногда разгорается настолько быстро, что они не успевают ничего понять. Меняется способ мышления и само поведение людей. Какие значимые причины чаще всего провоцируют развитие межличностного конфликта? Попробуем разобраться!

Столкновение характеров

Это весьма весомая причина, по которой люди вступают друг с другом в конфликт. Каждый человек обладает своим особенным набором личностных качеств. Данная характеристика и делает его уникальным, неповторимым. Межличностный конфликт сталкивает людей в споре. Многие не желают слышать своего оппонента, а только стараются доказать ему свою правоту. Столкновение характеров предусматривает, что каждый стремится выразить свою личную точку зрения и не очень заботится о том, чтобы услышать доводы противника. Конфликт будет усугубляться до тех пор, пока стороны не изменят свое  поведение.

Несоответствие взглядов

Еще одной значительной причиной для развития конфликта является разность интересов участников. Людям потому и сложно бывает понять друг друга, что их внимание направлено в абсолютно разные стороны. Несоответствие взглядов на такие важные вещи как семья, работа, отношение к финансам, традиции и праздники порождает откровенное непонимание. Формирование конфликта происходит в тот момент, когда поведение оппонента начинает не устраивать в значительной степени. Межличностный конфликт способствует отстранению людей друг от друга, появлению холодности, некоторой недоговоренности. Чтобы разрешение конфликта могло произойти мирным путем, придется значительно постараться и, в первую очередь, изменить свое поведение.

Зависимое поведение

Причиной для развития межличностного конфликта может стать аддиктивное поведение. Любая зависимость предполагает, что личность начинает вести себя неадекватно, снимает с себя всякую ответственность за происходящее. Конфликт возникнет неизбежно, если своевременно не предпринять никаких мер по устранению неблагоприятного поведения. Подобная ситуация осложняется тем, что зависимая сторона часто не осознает наличие причины проблемы и затягивает сам конфликт. Зависимое поведение может выражаться не только в принятии токсических, отравляющих веществ (алкоголь, наркотики), но и в болезненной привязанности к другому человеку. Потребность постоянно видеть объект своего обожания может спровоцировать развитие межличностного конфликта, его разрешение потребует больших душевных сил.

Неудовлетворенность в отношениях

Довольно частой причиной для формирования конфликта между людьми становится неудовлетворенность в отношениях. Неумение уступать, находить золотую середину может привести к обострению межличностного конфликта. Он сам по себе не опасен, особенно, если стороны хоть как-то стремятся к его разрешению. Конфликт такого плана должен подвести людей к тому, чтобы начать пересматривать свои отношения, искать в них что-то значимое и ценное.

Виды межличностных конфликтов

Межличностный конфликт может по-разному проявляться во взаимодействии оппонентов. Среди основных видов принято выделять скрытые и открытые конфликты, которые справедливо отражают степень отношения человека к ним. Разрешение конфликта во многом зависит от того, в какой форме он выражен.

Открытый конфликт

Данный вид психологи часто называют осознаваемым. То есть, человек, вступая в конфликт с кем-либо из своего окружения, полностью отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Открытый конфликт характеризуется бурными выяснениями отношений. Проявляемые чувства не маскируются, а направляются прямо на оппонента, слова высказываются в лицо. Даже если человек обладает излишне мягким и уступчивым нравом, он, так или иначе, проявляет свою позицию.

Скрытый конфликт

Этот тип конфликта встречается довольно часто. Он предполагает, что участники процесса не осознают всей серьезности ситуации. Скрытый конфликт вообще может не проявляться долгое время, до тех пор, пока один из оппонентов не решит перейти к активным действиям. Нежелание признавать наличие конфликта продиктовано следующей причиной: нас с детства учили, что негативные чувства могут иметь нехорошие последствия, а поэтому их лучше замалчивать. Такая позиция не дает возможности человеку проявить себя, сполна выразить недовольство. В результате конфликт затягивается сам по себе и может продолжаться сравнительно долгое время.

Поведение в межличностном конфликте

От того, насколько участники действия будут проявлять мудрость, зависит разрешение конфликта. Надо сказать, что межличностный конфликт нельзя пускать на самотек. Следует, прежде всего, разобраться в его причинах и, конечно, менять собственное поведение.

Доминирование

Это тип поведения, при котором люди ни за что не желают уступать друг другу. Каждый упрямо продолжает отстаивать свою позицию даже тогда, когда наблюдается комизм ситуации. Подобное действие никак не может привести к адекватному решению сложной проблемы, которая и вызвала развитие конфликта. Доминирование как метод предполагает, что личность считает свою персону правой, а другое лицо должно подчиниться.

Поиск компромисса

Метод компромисса заставляет людей разворачиваться навстречу друг другу. При таком поведении даже самые заклятые враги могут встретиться за одним столом, чтобы обсудить значимые детали и прийти к мирному соглашению. Поиск компромисса предполагает, что люди начинают искать конструктивное решение проблемы.

Уступка

Уступка заставляет человека отказываться от собственного мнения и амбиций. Обычно к данному методу люди прибегают в том случае, когда крайне неуверенно чувствуют себя в конфликте. Если человек считает себя чего-то недостойным, то всегда будет выбирать именно такую позицию. Конечно, она не может считаться продуктивной для личностного роста. Умение уступать очень пригодится в семейных отношениях. Ведь если каждый из супругов будет постоянно настаивать на своем, гармонии не получится. Уступка поможет смягчить разрушительное действие конфликта, но не решить его в действительности.

Разрешение межличностных конфликтов

Межличностный конфликт в обязательном порядке требует к себе пристального внимания. Если пустить его на самотек, то ситуация со временем будет только усугубляться. Как следует осуществлять разрешение значимого противоречия? Какие шаги необходимо сделать оппонентам, чтобы прийти к согласию?

Принятие ситуации

Это первое, что необходимо сделать, если вы действительно желаете улучшить положение. Не доводите отчаянный спор до крайности, сам собой он не сможет разрешиться. Разрешение произойдет только в том случае, если вы начнете осмысливать происходящее. Перестаньте роптать на судьбу и считать себя жертвой. Проанализируйте ситуацию, постарайтесь понять, какие ваши действия привели к формированию конфликта.

Эмоциональная сдержанность

Когда речь идет о разрешении противоречивой ситуации, важно проявлять деликатность по отношению к своему партнеру. Эмоциональная сдержанность  поможет вам избежать усугубления конфликта. Нет ничего хуже, чем портить отношения с близкими людьми, которые ежедневно вас окружают. Найдите в себе силы на время отстраниться от собственных амбиций и просто наблюдайте за тем, что происходит.

Таким образом, межличностный конфликт – это явление, которым разумный человек может управлять. Стоит помнить о том, что от вашего поведения зависит не только настроение, но и перспектива отношений с окружающими людьми.

Сохранить статью

причин межличностных конфликтов | Ifioque.com

Что такое межличностный конфликт?

Межличностный конфликт — это проявление несовместимости, непоследовательности или разногласий между двумя или более взаимодействующими людьми. Обычно это происходит между коллегами или между начальниками и подчиненными или между людьми в межличностных отношениях.

Обычно конфликт открывается в новом окне

  • обмениваются некоторыми тонкими или явными сигналами о конфликте, сообщениями или поведением, и предполагаются значения;
  • одна или обе стороны конфликта считают, что они преследуют разные цели, и они воспринимают собственные цели как потенциально препятствующие;
  • переживается или чувствуется некоторая степень эмоционального разочарования или угроз;
  • : два или более человека в реляционной системе взаимозависимы и ориентированы друг на друга в направлении социальных или персонализированных отношений;
  • существует некоторая степень взаимного взаимовлияния;
  • сцена конфликта может иметь место в общественной или частной обстановке; и
  • эпизод конфликта оформлен во множестве встроенных контекстов (Kpapp & Daly, 2011).

  • повсеместное
  • явное несогласие,
  • враждебный эпизод и
  • несогласие в отдельных эпизодах