Мироощущение мировоззрение мировосприятие: 404 | Университет СИНЕРГИЯ

Автор: | 27.05.2021

Содержание

классификация и общая характеристика – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

УДК 122/129 Мякинников Сергей Петрович

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Кузбасского государственного технического университета

ФУНКЦИОНАЛЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Myakinnikov Sergey Petrovich

PhD,

Assistant Professor, Philosophy Department, Kuzbass State Technical University

FUNCTIONAL FORMS OF WORLDVIEW: CLASSIFICATION AND GENERAL DESCRIPTION

Аннотация:

В статье предложена классификация функциональных форм мировоззрения — функционалов. Уточнены их дефиниции в сопоставлении друг с другом. Дана общая характеристика функциональных проявлений мировоззрения не только в собственно онтологическом, но и в онтолого-гносеологическом, онтолого-праксиологическом и онтолого-аксиологическом планах. Указаны особенности их динамических взаимосвязей.

Ключевые слова:

мироощущение, мировосприятие, мирочувство-вание, миросозерцание, миропонимание, миропо-стижение, миропребывание, мирообживание, ми-ропреобразование, мироустроение.

Summary:

The article suggests a classification of worldview functional forms, the functionals. The author specifies definitions of the functionals, comparing them with each other, and gives general description of the functional manifestations of the world-view from the ontological, epistemological and axiological perspectives.

The specifics of their dynamic interconnections are stated.

Keywords:

perception of the world, mentality, sensation of the world, contemplation of the world, understanding of the world, cognition of the world, living in the world, settlement in the world, transformation of the world, world-view.

Мировоззрение имеет различные функциональные проявления, известные больше как функционалы (мироощущение, мировосприятие, миропонимание и другие) [1, а 10]. Это формы реализации функций, своего рода компоненты функциональной организации мировоззрения. Они демонстрируют различные грани его значения в области познания и социальной практики. На важность учета функциональных сторон структурной организации мировоззрения указывает и то обстоятельство, что его содержание, структура изменяется в ходе истории общества. Изменяется роль его компонентов, обогащается содержание. Более того, рассмотреть основные функционалы следует и для того, чтобы ответить на вопрос, чем отличается мировоззренческий уровень представлений от теоретического, эмпирического (в том числе научного) и обыденного уровней. Определив понятие функциональных инвариантов выражения мировоззрения, проще выяснить его предмет, понять его объект и субъект. Если эмпирические, теоретические и обыденные уровни познания имеют дело с отдельными сторонами действительности, то мировоззрение акцентируется на всеобщую функциональную динамику взаимоотношений человека и мира в их целостности.

Проблема состоит уже в том, что, несмотря на распространенность в литературе и общепризнанность терминов, которыми обозначаются данные функционалы, среди авторов отсутствует единство мнений о том, что ими обозначается. Смысловое содержание понятий общих функциональных форм мировоззрения остается недостаточно отчетливым, неопределенным.

Делая попытку внести свой вклад в разрешение этой проблемы, мы предлагаем классификационную модель функциональных разновидностей общего мировоззрения общества. В качестве главных критериев ее построения принимаются признаки отображения определенной области реальности в выделяемой части мировоззрения и области реализации мировоззренческих установок. Главным образом рассматриваются область познания и область жизни общества, социальной практики.

В познавательном ракурсе, то есть в плане общей функциональной динамики психологического отношения к миру (миропостижения) мы усматриваем две стороны, обусловленные разными уровнями познания: мирочувствование (миропереживание) и мироосмысление. В свою очередь мирочувствование подразделяется на следующие конкретные функциональные компоненты: мироощущение, мировосприятие и миросозерцание, а мироосмысление включает миропонимание и мироистолкование. Вторым ракурсом исследования функциональной структуры мировоззрения будем считать мироустроение — функционально лабильное практическое, деятельностное отношение к миру. Эта практическая сторона функциональной структу-

ры мировоззрения включает такие основные функционалы, как миропребывание, мирообжи-вание (мироосвоение) и миропреобразование.

И тот, и другой ракурсы пропитывает аксиологическая оценка функционирования, выражаемая нами в таком универсальном функционале как мирооценивание. Значение мировоззрения не в отображении отдельных фрагментов мира в попытках понять, что они из себя представляют, и не в осмыслении этих фрагментов в стремлении обнаружить каким образом они существуют. Мировоззрение есть там, где, во-первых, заданы высшие цели (смыслы и ценности) жизни и деятельности, а во-вторых, разработана жизненная стратегия (планы и программы) выбранного пути достижения этих целей посредством предпочтительных средств (практических принципов и установок).

Но изначально для выбора целей необходимы знания, ставшие убеждениями.

Главным функциональным проявлением мировоззрения следует считать мирооценивание, с помощью которого мировоззрение позволяет человеку осознать степени приоритетности, градации ценностей общества, на основе которых складывается его собственная шкала ценностных приоритетов и ориентаций. Безусловно, процесс оценивания бытия образует «костяк», фундамент мировоззрения любого индивида, общества, служа своего рода мобильным цементом, скрепляющим все остальные его составляющие в единое динамическое качественноинтегративное целое. Процесс накопления общих знаний о мире есть процесс осознания человеком себя в качестве носителя не только этих знаний, но и единственного в мире существа, способного с их помощью осмыслить, представить, оценить мир, себя в нем, определить достоверность, значимость этих знаний, ценностей для жизненной практики. Общие воззрения индивида на мир, на свое место в нем имеют постоянно изменяющуюся, в соответствии с динамически меняющейся объективной действительностью, ценностную интерпретацию.

Мировоззрение появляется уже в динамике оценивания человеком истинности своего бытия, знаний о нем и жизни в нем. М. Хайдеггер по этому поводу говорит, что мировоззрение возникает там, где «впервые восходит гуманизм, где наука о мире становится антропологией», где «сущее в целом» проходит через ценности индивида, где «человек стал субъектом, а мир картиной» [2, с. 51-52]. Ведь человек существует «в присутствии (Оаэет)», наличествует «в бытии-вот», которым непрерывно размыкается континуальность природной среды. В угоду сохранения и укрепления собственной цельности человек постоянно вынужден делать свое окружение менее цельным. Он не состоит полностью из элементов природы, общества, но беспрерывно извлекает из них для себя эти элементы. Будучи целым, человек является единственным существом, которое способно беспрерывно вмещать в себя, в ход своей жизни все множество элементов мира.

Данная способность функциональна и реализуется в течение всей его жизни. Она и есть его жизнь, ее функциональность. Думается, что посредством функционалов мировоззрения осуществляется перманентное наложение на самоцельность человека множественности мира.

Исходя из знаний картины мира, общие взгляды на реальность своего бытия преломляются через интересы и цели, позволяя мировоззрению выполнять функциональную регуляцию и организацию жизнедеятельности людей. В плане познания такая организация и регуляция обеспечивает процессы объяснения. Опять-таки, это становится возможным благодаря системе знаний о мире, которые служат средствами для объяснения места и роли человека в мире.

В литературе часто используются понятия, претендующие либо на синонимы мировоззрения, либо на обозначение его элементов, либо достаточно различающиеся с понятием мировоззрения. Например, онтолого-гносеологический и праксиологический смысл несут понятия «миропонимания», «мироощущения», «мировосприятия», «миропреобразования», «мироистолкования» и другие. Они предполагают наличие смыслового содержания фиксации или объективных свойств, законов или форм преобразующей мир деятельности, которые включаются в логически оформленную философскую теорию [3, с. 119, 172]. Человек связан с миром прежде всего не мыслительно, а чувственно, эмоционально. Он не только осмысливает все, его окружающее, но и переживает, приобщаясь к миру. Для выражения чувственного мироотношения в литературе используются понятия «мироощущения» или «жизнеощущения» [4, с. 207] и «мировосприятия».

Первым функциональным проявлением (функционалом) или вариантом мироотношения было мироощущение перволюдей — осознание на уровне эмоций и чувств всего окружающего. Начинающий различать себя и мир человек чувственно постигает отдельные свойства и стороны внешнего мира, своего бытия в природе. Враждебность, инаковость окружающего вызывает ощущения боязни неизвестного (молнии, грома, ветра и прочие), доверчивости к полезному (солнечному теплу, питьевой воде и так далее), осторожности и агрессии к опасному (хищнику, врагу, природной стихии). Некоторые авторы, видимо, не считая мироощущение разновидностью мировоззрения, разводят их. Так, В.Н. Судакова и В.И. Судаков считают, что мировоззрение «надстраивается» над мироощущением, во многом определяется им [5, с. 152]. Нам пред-

ставляется несомненным, что этот функционал присутствует в роли одного из элементов современного и любого другого мировоззрения.

В мироощущении производится чувственно-эмоциональное отображение существования человека в мире и самого мира, познаваемого на уровне отдельных ощущений. Чувственные функционалы воззрений на мир не ограничиваются онтологическими характеристиками пребывания в нем — переживанием этого, а также гносеологическими чертами — постижением отдельных сторон, свойств чувственно познаваемого человеком мира. Ощущения, кроме того, ассоциируются с оцениванием находящегося и происходящего в мире и между ним и человеком, в том числе в процессе его духовной и материальной практики. Определенные положительные и отрицательные эмоции возникают при ощущении — чувственном отношении тех или иных знаний о мире, а не самого мира, в ходе их получения.

Когда человек усматривает мир в единстве многообразия его проявлений посредством всех возможностей информационных каналов органов чувств, следует говорить о мировосприятии. Некоторые авторы прибавляют к сказанному о мировосприятии еще «картину умонастроения» [6] или «умозрение», то есть видение мира, исходя из внутреннего, духовного опыта, багажа ранее осмысленного (что сближает его с миросозерцанием). Результаты такой работы духовного мира человека фиксируются в понятиях-универсалиях (пространство, время, природа, развитие и прочие). Настроенность ума означает определенное восприятие всего через призму своей судьбы, смысла жизни.

Одним из наиболее упоминаемых авторами функционалов мировоззрения является «миропонимание» [7, с. 18-19], представляющее собой осмысление в предельно общем виде объективной действительности и самого себя как существующего в обществе, природе, а также попытку осознать рациональными средствами целостность мира. Миропонимание есть духовно практический процесс формирования универсальных представлений о мире и отношения к нему человека. С позиции гносеологии, миропонимание предстает аспектом познания, ориентированного на постижение бытия мира и бытия человека в нем. С точки зрения онтологии и праксиологии понимание мира — это категория бытия. В ней, прежде всего, учитывается наличие данного конкретного субъекта бытия, который осознает мир, не только специфически воспринимая и осмысливая окружающее, но и наличествуя в нем, живя особым, не похожим на других образом и, в то же время, повседневно участвуя в коллективной, социальной жизни, используя вместе со всеми достижения человеческой культуры. Миропонимание определяет установки осмысленной жизни и практики, а также определяется ими. Как и практика, миропонимание есть процесс, а не статическое состояние как мирознание, причем этот процесс складывается во многом независимо от сознания индивида, являясь проявлением совместной жизни и практики человечества. Миропонимание не зависит полностью от мирознания, сложившейся в сознании «картины мира», а со своей стороны в общем виде определяет специфику самосознания личности. Но все же миропонимание существенно зависит от мирознания. Без информации о мире и о себе в нем невозможно миропонимание. Важными характеристиками мировоззренческого понимания служат его глубина и широта [8, с. 174-175].

Рациональная часть функциональной структуры мировоззрения не сводится к динамике взглядов и представлений, полученных мышлением, то есть к миропониманию. Важно не только что и как понимается, но и как оно объясняется, истолковывается. Понять общее мира необходимо, но недостаточно для полноты и цельности мировоззренческого отношения. Интерпретация понятого о мире для самого себя образует иной функционал — «мироистолкование». Понимание есть приобщение к индеферентно относящимся знаниям других людей, общества. Объяснение означает перевод этих знаний в свои личные убеждения, взгляды. Оно более личностно, субъективно и исходит из сознания, психики, жизни данного индивида. Мироистолкование позволяет корректировать, адаптировать «картину мира», сложенную сознанием общества в приемлемую для сознания его носителя «картину мира». Причем мироистолкование более ценностно, чем преимущественно гносеологическое миропонимание. Истолковывая окружающий мир, человек одновременно осмысливает вопросы своей жизни, жизненного предназначения и жизненных целей. Миропонимание демонстрирует определенный интерес, оценку того мира, в котором живет индивид. Благодаря мироистолкованию все сущее в его сознании становится желаемым и должным (посредством идеалов). Поэтому мироистолкование в большой мере основано на идеалах, связанных с духовными усилиями, поисками. Так, существующий «миропорядок» [9] оказывается источником мировоззренческого знания — «мирознания», ведущего к миропониманию, а затем к мироистолкованию, вносящему в познание оттенки ценностного подхода.

Некоторые авторы различают мировоззрение и миропонимание, мироосмысление в целом и миропереживание (то есть мирочувствование) [10, с. 19]. Мировоззренческое основание сознания в обществе изначально надличностно и существует на разных уровнях, в различ-

ных формах и видах (мифах, идеологических призывах, политических лозунгах, художественных образах и других). Человек осмысляет все это и другое знание о мире посредством миропонимания, не формируя свое отношение к нему. Он не берет в расчет обстоятельства своей жизни, среды собственной жизни, в которой происходит данное осмысление. В этом усвоении знания не фигурирует собственное отношение и оценивание этого знания. В миропонимании производится пассивная переработка информации, ее постижения мышлением. Понимается лишь общая социокультурная среда, специфика общества, познания, необходимости знания и другие атрибуты внешнего образа жизни для индивида, исходя из общественных представлений, опыта, накопленного человечеством или конкретным обществом.

Только в субъективных переживаниях надындивидуальный комплекс знаний о мире усваивается в качестве содержания мировоззрения индивида, обретая для него значение целостности. Знания о мире переживаются как жизненно значимые, облекаясь в оболочку чувственных проявлений и эмоциональных тонов, настроений. Это обеспечивается посредством миропере-живания или мирочувствования. Если понятие «мировоззрения» охватывает весь феномен целиком, «миропонимание» отражает общекультурное содержание мировоззренческого сознания, переданное каждому конкретному индивиду (то есть надындивидуальное), то категория «миро-переживание» — это понимание, координируемое с индивидуальным жизненным опытом отдельного человеческого существа, считает А.В. Азархин [11]. Мы же полагаем, что миропере-живание есть личностное бытие, индивидуальная иррациональная форма мировоззрения, а миропонимание выражает его надличностное, общечеловеческое рациональное содержание.

Э.А. Самбуров считает необходимым выделять такие конкретные варианты мироотношения как «миропредставление» и «миросозерцание». Миропредставление надстраивается над мироощущением. В первом уже нет непосредственной наглядности и элементарности представлений о мире второго. Зато в нем присутствуют установки креативности, творческого подхода ко всему. Отрываясь от целостных чувственных образов бытия мировосприятия, задействуя его категориальность, — выражение в категориях абстрактного в мире — миропредставление даже способно к своебразному «мироконструированию» (например, посредством воображения) [12, с. 21-25]. Миропредставление — это высшее чувственное выражение постижения общности свойств, сторон, связей, отношений мира и человека в нем в художественных образах, ассоциациях, фантазиях. Хотя, например, некоторые авторы возносят по степени интегрированности, целостности мировосприятие выше всех остальных функционалов (в том числе миропонимания и мироистолкования) [13].

Мировоззрение не только в познавательном плане оказывается средством освоения мира в качестве источника особых (общих) знаний о мире, как мировосприятие и мироосмысление, миропонимание. Оно также представляет мир опосредованно через преобразующую его духовную и материальную практику. В этом смысле мировоззрение есть не только миропостижение, но и «миропреобразование». Мировоззрение есть одновременно способ практического (прежде всего, духовно-практического) изменения мира и результат такого изменения. Как прием духовно-практического освоения действительности, мировоззрение продуцирует не просто онтообразы природы, но и образы, в которых воплощаются или ждут воплощения цели, чаяния, устремления людей. Такой духовный вариант освоения мира может служить предпосылкой материальной деятельности, продолжать ее. Установки духовного производства задаются миро-преобразованием или дополняются материальной практикой. Как правило, именно мировоззренческие детерминанты духовной деятельности опосредуют собственно онтолого-аксиологические и гносеолого-аксиологические его элементы, а материально-практическое освоение чаще оказывается итогом, последействием детерминации духовной составляющей освоения на уровне мировоззрения.

Выясним, как соотносится мировоззрение, как форма освоения мира, с материальной и духовной практикой (в том числе познавательной деятельностью). Поднимая вопрос о мировоззренческой культуре, большинство современных философов, ученых-естественников, гуманитариев усматривают специфику ее отношения к природе через призму человеческой деятельности [14]. Онтологически, как общественный феномен, культура есть способность деятельности функционировать, исходя как из целей развития общества, так и из определенных предписаний, рамок (традиций культуры). Как материально-практическое освоение, мировоззрение обеспечивает преобразование природы, общества, себя и своих связей с миром в ходе материального производства, делая своим естественное, внешнее, чуждое искусственному (культуре, социуму общества), не менее искусственным. То есть, устраняя отчужденность от природы путем ее очеловечивания, меняя природу под себя. Иными словами, нарушая ее законы и процессы в угоду своим законам, ради выстраивания социальных процессов.

Ведутся споры о склонности философии марксизма к решению экологических проблем. Именно мировоззренческий вопрос материального освоения природы признается ею важнейшим и принципиально решается с позиции деятельностного подхода. В марксизме через деятельностный подход утверждается однозначность отношения людей в ходе деятельности к объектам природы. Уже использование термина «объект деятельности» по отношению к предметам, явлениям, процессам природы как к предмету потребностей людей и достижению их целей, означает, что в человеческой деятельности они предстают только как средства удовлетворения [15]. Так, В.И. Шинкарук в духе советской философии утверждает, что материальная практика есть «преодоление внешности», «чуждости» мира с помощью его преобразования в процессе труда, материального производства, преобразования природы <…>» [16]. Стоит ли после этого сомневаться в экологически не целесообразном советском материальнопрактическом миропонимании?

Если в марксизме считается, что отношение людей друг к другу через деятельность, труд определяет специфику их отношения к природе, то на Западе принято разрывать общественные отношения и экологическое взаимодействие как подчиненные различным законам [17].

Мировоззрение, эксплицируемое в смысле духовно-практического освоения (прежде установок материальной практики), не столько постигает, сколько преобразует бытие мира в понятиях, чувственных образах, интуитивных озарениях и фантазиях индивидов. Последние предстают как результаты процессов переноса внешнего, не своего во внутреннее, свое духовное (в форме знаний, эмоций, чувств, волевых импульсов, убеждений). В плане познавательной деятельности, на уровне установок мировоззрения, происходит освоение мира в теоретизированной и не теоре-тизированной формах. Теоретизирование есть принципы, установки связывания знаний о внешнем мире упорядоченной и систематизированной логикой относительно независимо от мира самого индивида, общества. Не теоретизированное познание представляет собой некие установки (и далеко не всегда принципиальные), посредством которых приобретается не только рациональное, но и нерациональное знание о мире (настроения, вера, интуиция, чувственное предпочтение и прочее как средства познания) с большим учетом субъективизма познающих.

Понятийные обозначения соответствующих функционалов мировоззрения с учетом их взаимосвязей способствуют тому, чтобы представить его в качестве целостного освоения мира человеком. Например, через идеалы «мироистолкования» они с помощью «миропреобразования» соединяются с деятельностью, направленной на их претворение в жизнь. В настоящее время преобразование индивидами своего окружения имеет своей причиной потребность лучше приспособить его к своей жизни. Эта черта является сущностной характеристикой всех людей. Данное преобразование имеет вид материальной и духовной практики. Как духовно-практический феномен, «ми-роустроение» (в том числе миропреобразование) включает в себя в определенном смысле «ми-ропереживание» и «мироосмысление». Но миропреобразование все же отличает то, что в нем человек сознает себя в действии не только на уровне мышления, но и переживая чувственно динамику своей жизнедеятельности. Современное мироустроение очень активно, в отличие от первобытного «миропребывания» и постпервобытного «мирообживания». Оно допускает изменение жизни, деятельности, поведения, познания и других аспектов социального бытия в ходе достижения человеком, обществом более оптимальных условий своего существования.

Ссылки:

1. Арутюнян М.П. Феномен мировоззрения. Хабаровск, 2006.

2. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

3. Мировоззренческое содержание категорий и законов диалектики. Киев, 1981.

4. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. М., 1994.

5. Гуревич Н.А. Социальная философия в конце ХХ в. М., 1991.

6. Шлейермахер Ф.Д. Указ. соч. С. 248.

7. Человек и мир человека. Киев, 1977.

8. Мировоззренческая культура личности. Киев, 1986.

9. Шлейермахер Ф.Д. Указ. соч. С. 208.

10. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев, 1990.

11. Там же. С. 21.

12. Мировоззрение, наука, практика. Иркутск, 1988.

13. Мировоззренческое содержание категорий … С. 172-186.

14. Там же. С. 211-212, 215-217.

15. Мировоззренческая культура … С. 146.

16. Мировоззренческое содержание категорий … С. 18.

17. Мировоззренческая культура … С. 179-181.

Сущность и структура мировоззрения

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обы­денного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться сис­тематично и целенаправленно. Поэтому его компоненты могут быть соеди­нены эклектично, а могут быть системными. Для выявления сущности миро­воззрения выделяют его уровни и элементы. Чаще всего говорят о двух уров­нях мировоззрения – мироощущении и миропонимании (при этом опускается промежуточный уровень – мировосприятие).

Под первым понимается стихийно складывающаяся способность чело­века ориентироваться в окружающем мире, базирующаяся на данных органов чувств. Мироощущение не всегда осознаваемо, его существенная часть  ос­нована на бессознательных процессах.

Миропонимание – более высокий уровень, представляющий собой обобщение данных опыта и их осмысление. Миропони­мание, в свою очередь, делится на два уровня: обыденное, или жизненно-практическое, и теоретиче­ское. Первый уровень включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки.

Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Это представ­ления о желательном уровне жизни, характере работы, семейных отношениях и т.п. Теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира.

В зависимости от способа понимания мира выделяют также образно-эмоциональное и логико-понятийное мировоззрение. Первое содержит об­разы, связанные ассоциативно, второе оперирует абстрактными понятиями, взаимосвязанными логически.

Если уровни мировоззрения  отражают определенную иерархию, вер­тикальную» его структуру, то компоненты – «горизонтальную» структуру, элементы которой не находятся в отношениях подчинения. Можно выделить два основных компонента мировоззрения – познавательный и ценностно-нормативный (хотя иногда выделяют и больше).

Познавательный компонент (картина мира) включает в себя наиболее общие знания о мире. Картина мира может быть научной, религиозной или философской, выделяя из науки или религии самые общие представления о мире, либо опираясь на философию.

Ценностно-нормативный компонент содержит идеалы, абсолюты, цен­ности, нормы, жизненно-практические установки. Этот компонент мировоз­зрения отражает отношение человека к миру, регулирующее, в конечном счете, его поведение.

Мировоззрение носит конкретно-исторический характер, меняясь в разные эпохи. Это обусловлено, прежде всего, изменением ценностей.

Носителем мировоззрения может быть отдельный человек или любая социальная общность. Так, можно говорить о национальном, религиозном или ином групповом мировоззрении.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание — Студопедия

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших.

В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме может быть:

— мифологическим

— религиозным

— философским.

Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.


Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.

Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.


Миропониманиескладывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность.

Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.

Мироощущение — экономическая этимология

Perception of the world, 处世态度


Слово «мироощущение» не найти во многих известных словарях русского языка. Например, оно отсутствует в словарях Даля, Фасмера, словаре русских синонимов, современном толковом словаре издательства «Большая Советская Энциклопедия». Нет его и в русско-английских словарях, где мироощущение заменяется понятием «мировосприятие» — perception of the world, world-view, хотя последнее используется и в значении мировоззрение.

Между тем сфера применения понятия «мироощущение» стремительно расширяется, что связано с работами Samuel Huntington, Francis Fukuyama и Dominique Moisi. Один из возможных обобщающих выводов из этих работ – конец истории не наступил, потому что историей – сменой эпох — может быть не только конфликт идеологией, не только конфликт культур, но и конфликт эмоций, их столкновение

Самая краткая характеристика мироощущения – чувственная часть мировоззрения. Эта характеристика определяется содержанием понятия «ощущение». Ощущение — это и восприятие органами чувств, и сами чувства. Чувства проявляются как эмоции. Их базовые составляющие – надежда, страх, унижение.

Мироощущение – самая подвижная часть мировоззрения. Временной лаг между изменением окружающего мира и чувственной реакцией человека на это изменение значительно короче, чем для процесса миропонимание — другой составляющей мировоззрения.

Мироощущение – «приёмная» часть процесса формирования мировоззрения. Этапы этого процесса: восприятие – ощущения – эмоции – импульсы к познанию – миропонимание – воля к действию и преобразованию себя и мира. Как сказано у Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

В последнее время сконструировано и все чаще используется понятие «экономическое мироощущение». Под ним понимается субъективное восприятие уровня и качества жизни, темпов экономического роста, инфляции и безработицы. Одним из примеров использования такого понятия являются расчеты показателей уверенности в завтрашнем дне и личной инфляции.

Категория:
Связанные понятия:

Мировоззрение, мироощущение и миропонимание | Блог одного учёного

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопр. : что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окружающий мир? Что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зависит от типа мир-я. Мировоззрение. – это система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды – опред. совок. знаний, выраж-х в представлениях и понятиях: они составляют основу мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения – особые состояния знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., составляет их эмоц.-псих. основу. 2 стороны м-я: эмоционально-психический и рациональный. Идеалы – компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшие убежд-ми – основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. – зав. от хар-ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности – единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.о. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваивает мир на земной/небесн.

Вера в сверхъест. – основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога.

Философское мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.

В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и элмоциокальный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познава-тельных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию.

Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

«Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрения включают в себя оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение – не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа .ума, но и человеческие эмоции.

Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжения и многие другие. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в «мрачные» тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на 3емле, за судьбы культуры. Вместе с тем людям присущ также целый спектр («светлых») эмоций: ощущения радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями. Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистическим; эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других; счаст-ливым или несчастным и т. д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного.

Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удов-летворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находят выражение типовые, преобладающие настроения, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил.

Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Мировоззрение – сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.

Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения – в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды – ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе – всего мирового сообщества.

Итак, мировоззрение – сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, и интеллекта и эмоций, миропони-мания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убежде-ний и сомнений, общественно значимого и личностного, тради-ционного и творческого мышления.

В мировоззрении реально различичы – по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов – также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.

Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции могут в критических ситуациях захлест-нуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. И наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно-практическому миропониманию лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.

Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия.

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг – мировоззрение, а входящий в него меньший – философия.

В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую мировоззрение обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов философии и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной форме.[

Рубрики: Философия | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?

Мироощущение

Пользователи также искали:

элементы мироощущения, мироощущение какое бывает, мироощущение мировосприятие миропонимание примеры, мироощущение психология, мироощущение синоним, мировосприятие пример, мировосприятие, мировоззрение, урманов, кондратий никифорович, Кондратий, Никифорович, Урманов, Урманов Кондратий Никифорович, мироощущение, Мироощущение, мировосприятие, примеры, мироощущение синоним, мироощущение психология, элементы мироощущения, мировосприятие пример, мировоззрение, пример, бывает, миропонимание, синоним, психология, элементы, мироощущения, какое, мироощущение какое бывает, мироощущение мировосприятие миропонимание примеры, мировоззрение. мироощущение,

Страница не найдена |

Страница не найдена |

404. Страница не найдена

Архив за месяц

ПнВтСрЧтПтСбВс

567891011

12131415161718

19202122232425

2627282930  

       

       

       

     12

       

     12

       

      1

3031     

     12

       

15161718192021

       

25262728293031

       

    123

45678910

       

     12

17181920212223

31      

2728293031  

       

      1

       

   1234

567891011

       

     12

       

891011121314

       

11121314151617

       

28293031   

       

   1234

       

     12

       

  12345

6789101112

       

567891011

12131415161718

19202122232425

       

3456789

17181920212223

24252627282930

       

  12345

13141516171819

20212223242526

2728293031  

       

15161718192021

22232425262728

2930     

       

Архивы

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Метки

Настройки
для слабовидящих

Определение мировоззрения Merriam-Webster

мир · взгляд | \ ˈWərl (d) -vyü \ : исчерпывающая концепция или понимание мира, особенно с определенной точки зрения.

— также называется weltanschauung

Пять мировоззрений

Иногда кажется, что существует больше философских и религиозных взглядов, чем любой нормальный человек мог бы когда-либо узнать.Действительно, сегодня в мире существует более шести тысяч различных религий. Однако некоторые люди с удивлением обнаруживают, что мировые религии и философии имеют тенденцию делиться на несколько основных категорий. Эти пять мировоззрений включают в себя все мировоззрения, доминирующие сегодня в мире.

Для удобного параллельного сравнения см. Сравнительную таблицу пяти мировоззрений. Эта таблица и ее содержание адаптированы из книги Денниса МакКаллума (Тиндейл) «Христианство: имеющая смысл вера».


Натурализм

(например, атеизм, агностицизм, экзистенциализм)

Реальность

Материальная вселенная — это все, что существует. Реальность «одномерна». Нет такой вещи, как душа или дух. Все можно объяснить на основе естественного права.

Мужчина

Человек — случайный продукт биологического процесса эволюции. Человек полностью материален. Человеческий вид однажды перестанет существовать.

Правда

Истина обычно понимается как научное доказательство.Только то, что можно наблюдать пятью чувствами, принимается как реальное или истинное.

Значения

Никаких объективных ценностей или морали не существует. Мораль — это индивидуальные предпочтения или социально полезное поведение. Даже социальная мораль подвержена эволюции и изменениям.


Пантеизм

(например, индуизм; даосизм; буддизм; много сознания Нью Эйдж)

Реальность

Существует только духовное измерение. Все остальное иллюзия, майя . Духовная реальность, Брахман , вечна, безлична и непознаваема.Можно сказать, что все является частью Бога или что Бог есть во всем и во всех.

Мужчина

Человек един с высшей реальностью. Таким образом, человек духовен, вечен и безличен. Вера человека в то, что он личность, является иллюзией.

Правда

Истина — это опыт единения с «единством» вселенной. Истина вне всякого рационального описания. Рациональная мысль, как ее понимают на Западе, не может показать нам реальность.

Значения

Поскольку предельная реальность безлична, многие мыслители-пантеисты считают, что на самом деле нет различия между добром и злом. Напротив, «непросвещенное» поведение — это то, что не понимает сущностного единства.


Теизм

(например, христианство; ислам; иудаизм)

Реальность

Бесконечный личный Бог существует. Он создал конечный материальный мир. Реальность и материальна, и духовна. У Вселенной, какой мы ее знаем, было начало и будет конец.

Мужчина

Человечество — уникальное творение Бога. Люди были созданы «по образу Божьему», что означает, что мы личностные, вечные, духовные и биологические.

Правда

Истина о Боге познается через откровение. Истина о материальном мире достигается через откровение и пять чувств в сочетании с рациональным мышлением.

Значения

Моральные ценности — объективное выражение абсолютной морали.


Спиритизм и политеизм

Реальность

Мир населен духовными существами, которые управляют происходящим. Боги и демоны — настоящая причина «природных» событий.Материальные вещи реальны, но с ними связаны духи, поэтому их можно истолковать духовно.

Мужчина

Человек — творение богов, как и все остальные существа на земле. Часто племена или расы имеют особые отношения с некоторыми богами, которые их защищают и могут наказать.

Правда

Истина о мире природы открывается через фигуру шамана, которому видения рассказывают ему, что делают боги и демоны и что они чувствуют.

Значения

Моральные ценности принимают форму табу, которые вызывают раздражение или гнев различных духов. Эти табу отличаются от понятия «добро и зло», потому что так же важно избегать раздражения злых духов, как и добрых.


Постмодернизм

Реальность

Реальность должна интерпретироваться через наш язык и культурную «парадигму». Следовательно, реальность «социально сконструирована».

Мужчина

Люди являются узлами культурной реальности — они являются продуктом своего социального окружения. Идея о том, что люди автономны и свободны, — это миф.

Правда

Истины — это ментальные конструкции, значимые для людей в рамках определенной культурной парадигмы. Они не применимы к другим парадигмам. Истина связана с культурой.

Значения

Ценности также являются частью наших социальных парадигм. Терпимость, свобода выражения мнений, включение и отказ требовать ответов — единственные универсальные ценности.

Что такое христианское мировоззрение? — Сосредоточьтесь на семье

Недавний общенациональный опрос, проведенный Barna Research Group, показал, что только 4 процента американцев придерживаются «библейского» мировоззрения.Когда Джордж Барна, который исследовал культурные тенденции и христианскую церковь с 1984 года, взглянул на «рожденных свыше» верующих в Америке, результаты были мрачными 9%.

Исследование

Barna также связывало мировоззрение человека с его или ее моральными убеждениями и действиями. Барна говорит: «Хотя большинство людей владеют Библией и знают часть ее содержания, наше исследование показало, что большинство американцев плохо понимают, как объединить основные библейские принципы, чтобы сформировать единый и осмысленный ответ на вызовы и возможности жизни.”

1. Что такое мировоззрение?

Мировоззрение — это структура, с которой мы смотрим на реальность и понимаем жизнь и мир. «[Это] любая идеология, философия, богословие, движение или религия, которая обеспечивает всеобъемлющий подход к пониманию Бога, мира и отношений человека с Богом и миром», — говорит Дэвид Нобель, автор книги «Understanding the Times».

Например, двухлетний ребенок считает себя центром своего мира, светский гуманист считает, что материальный мир — это все, что существует, а буддист считает, что он может освободиться от страданий путем самоочищения.

Кто-то с библейским мировоззрением считает, что его основная причина существования — это любовь и служение Богу.

Сознательно или подсознательно, у каждого человека есть свое мировоззрение. Личное мировоззрение — это комбинация всего, что вы считаете правдой, и то, во что вы верите, становится движущей силой каждой эмоции, решения и действия. Следовательно, это влияет на вашу реакцию во всех сферах жизни: от философии до науки, теологии и антропологии до экономики, права, политики, искусства и социального порядка — всего.

Например, предположим, вы приняли идею о том, что красота находится в глазах смотрящего (светская относительная истина) в противоположность красоте, определяемой чистотой и творчеством Бога (абсолютная истина). Тогда любое произведение искусства, каким бы вульгарным или абстрактным оно ни было, считалось бы «искусством», творением красоты.

2. Что такое библейское мировоззрение?

Библейское мировоззрение основано на непогрешимом Слове Бога. Когда вы верите, что Библия полностью истинна, вы позволяете ей быть основой всего, что вы говорите и делаете.Это означает, например, что вы серьезно относитесь к предписанию в Послании к Римлянам 13 уважать власть, исследуя кандидатов и проблемы, делая голосование приоритетным.

У вас библейское мировоззрение? Ответьте на следующие вопросы, основанные на утверждениях, найденных в Библии и которые Джордж Барна использовал в своем исследовании:

  • Существуют ли абсолютные моральные истины?
  • Определена ли в Библии абсолютная истина?
  • Жил ли Иисус Христос безгрешной жизнью?
  • Является ли Бог всемогущим и всезнающим Создателем вселенной, и правит ли Он до сих пор?
  • Является ли спасение даром от Бога, который нельзя заработать?
  • Реален ли сатана?
  • Обязан ли христианин делиться своей верой во Христа с другими людьми?
  • Точна ли Библия во всех своих учениях?

Вы ответили на эти вопросы утвердительно? Только 9 процентов «рожденных свыше» верующих сделали это. Но что важнее вашего да на эти вопросы — показывает ли это ваша жизнь. Конечно, все мы грешники и терпим неудачу, но большинство наших инстинктивных реакций будет отражать то, что мы в глубине души считаем реальным и правдивым.

3. Как размывается библейское мировоззрение?

Вот большая проблема. Небиблейские мировоззренческие идеи не лежат где-то в книге, ожидая, пока люди их изучат. Они постоянно бомбардируют нас из телевидения, фильмов, музыки, газет, журналов, книг и научных кругов.

Поскольку мы живем в эгоистичном, падшем мире, эти идеи соблазнительно апеллируют к желаниям нашей плоти, и мы часто в конечном итоге включаем их в свое личное мировоззрение. К сожалению, мы часто делаем это, даже не подозревая об этом.

Например, большинство христиан согласятся с 1 Фессалоникийцам 4: 3 и другими отрывками из Священного Писания, которые повелевают нам избегать сексуальной безнравственности, но как часто христиане впадают в похоть или добрачный и внебрачный сексуальный грех? Просто потому, что они слабы, когда их искушают, или это началось намного раньше, с соблазнительной лжи нашего сексуализированного общества?

4. Почему имеет значение библейское мировоззрение?

Если мы на самом деле не верим в истину Божью и живем по ней, то наше свидетельство будет сбивать с толку и вводить в заблуждение. Большинство из нас живет по жизни, не осознавая, что мир сильно повлиял на наше личное мировоззрение. Секуляризованный американский взгляд на историю, право, политику, науку, Бога и человека через средства массовой информации и другие факторы влияет на наше мышление больше, чем мы думаем. Затем мы попадаем в плен «пустой и обманчивой философии, которая зависит от человеческих традиций и основных принципов этого мира, а не от Христа» (Колоссянам 2: 8).

Однако, усердно изучая, применяя и доверяя Божьим истинам во всех сферах нашей жизни — будь то просмотр фильма, общение с нашими супругами, воспитание детей или работа в офисе — мы можем начать развивать глубокую всеобъемлющую веру, которая будет противостоять непрекращающемуся потоку небиблейских идей нашей культуры. Если мы захватываем и принимаем больше мировоззрения Бога и доверяем ему с непоколебимой верой, тогда мы начинаем принимать правильные решения и формировать соответствующие ответы на вопросы об абортах, однополых браках, клонировании, исследованиях стволовых клеток и даже выборе средств массовой информации.Потому что, в конце концов, именно наши решения и действия показывают, во что мы действительно верим.

«Не подчиняйся уже образцу этого мира, но преобразуйся обновлением ума твоего» (Римлянам 12: 2).


Нашим первым приоритетом в семейном служении должно быть знакомство людей с автором семьи — Он — величайшая надежда для здоровых, процветающих семей. Мы считаем, что родители должны стремиться показать своим детям, как смиренно следовать учениям и духу Иисуса дома и в обществе.


Системы | Бесплатный полнотекстовый | Систематическая основа для изучения мировоззрений и их обобщение в качестве многоцелевой основы для исследования

Часть 1
Rousseau & Billingham
(2018)
{The Worldview {The Worldview {The Worldview
) Системная философия, наука>
Ken Funk
(2001)
[40]
{Элементы мировоззрения}
Clement Vidal (Clement Vidal ) [38]
{Фундаментальные вопросы и дисциплины, которые пытаются на них ответить}
<Эволюционная космология>
Джеймс Сир
(1976, 2004)
[22,36 ]
{Вопросы, на которые должно ответить каждое мировоззрение}
<Теология>
Diederik Aerts et al. (1994)
[39]
{Компоненты мировоззрения}
<Физика>
Онтология
(Что существует для создания мира? Что создает условия для возможности существование и природа мира?)
Богословие 1: верования о существовании Бога Что такое? (Онтология — модель реальности в целом) Что такое первичная реальность — действительно реальная?
Метафизика
(Какова природа / характер фундаментальных сущностей?)
Метафизика: верования об окончательной природе Реальности
Теология 2: верования о природе Бога
Какова природа внешней реальности, то есть окружающего нас мира? Почему наш мир такой, какой он есть, а не другой? Почему мы такие, какие есть, а не другие?
Космология I
(Космология природы)
(Какова природа природы? Каковы ее происхождение, масштабы, история и потенциал?
Космология: представления о происхождении и природе Вселенной; телеология: представления о значении и предназначении Вселенной, ее неодушевленных элементах и ​​ее обитателях Откуда все это взялось? (Объяснение — модель прошлого)
Куда мы идем? (Предсказание — модель будущего)
Какова природа нашего мира? Как он устроен и как функционирует?
Cosmology II
(Космология людей)
(Какова природа, происхождение, история и потенциал людей? )
Космология: представления о происхождении и природе жизни и Человека; Что такое человек? Что происходит с человеком в момент смерти? Какое будущее открывается нам и нашему виду в этом мире? По каким критериям мы должны выбрать эти возможные варианты будущего? Как и какими способами мы можем влиять на мир?
Аксиология
(Что важно и почему)
Аксиология: представления о природе ценностей, о том, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно Что есть добро и что зло? (Аксиология — теория ценностей) Как узнать, что правильно, а что неправильно?
Праксиология
(Как мы должны действовать и почему)
Антропология: представления о природе и предназначении человека в целом и самого себя в частности Как мы должны действовать? (Праксиология — теория действий) В чем смысл истории человечества? Какие личные, жизненно важные обязательства соответствуют этому мировоззрению? Как нам действовать и творить в этом мире? Каковы общие принципы, по которым мы должны организовывать свои действия?
Эпистемология
(Что мы можем знать? Как и почему?)
Эпистемология: представления о природе и источниках знаний Что верно, а что ложно? (Эпистемология — теория познания) Почему вообще можно что-то знать? Почему мы чувствуем то же, что чувствуем в этом мире, и как мы оцениваем глобальную реальность и роль нашего вида в ней? Как нам построить свой образ этого мира?
Часть 2
Rousseau & Billingham
(2018)
{The Worldview Inquiry Framework}
<Системная философия, наука>
Smart (1981) [10] 37]
{Измерения любого религиозного мировоззрения}
<Религиоведение>
Марио Бунге (2009)
[65]
{Ветви подлинной философии}
<Научный Философия>
Анник Де Витт и др.
(2016)
[29]
{Аспекты концепции интегративного мировоззрения
}
<Устойчивое развитие>
Кеннет Образцы
[30]
{Основные компоненты мировоззрения}
<Теология>
Онтология
(Что существует для создания мира? Что обеспечивает условия для возможности существования и природа мира?)
Доктринальное или философское измерение Онтология 1: бытие Теология — Концепция Бога или отсутствие таковой
Метафизика
(Какова природа / характер фундаментального существует (а)?)
Доктринальное или философское измерение Онтология 2: становление Онтология 1 — Метафизика: Какова природа реальности? Метафизика — взгляд на внешнюю реальность, особенно на космос
Космология I
(Космология природы)
(Какова природа природы? Каковы ее происхождение, масштабы, история и потенциал?
Повествование или мифическое измерение Онтология 3: Как возникла жизнь?
Онтология 4: Какова природа природы?
История — Изучение природы, направления и цели разворачивающихся исторических событий
Космология II
(Космология людей)
(Какова природа, происхождение, история и потенциал человека?)
Повествовательное или мифическое измерение Антропология 1, 2, 3, 6: Что определяет меня? Что такое человек? Как люди относятся к природе? Что происходит с нами после смерти? Антропология — изучение происхождения, природы, проблем и судьбы людей
Аксиология
(Что важно и почему)
Этическое или правовое измерение Аксиология: ценности;
Этика: права и обязанности
Онтология 2 — В чем ценность природы?
Аксиология 1, 2: Что для меня важно? Что мотивирует мое отношение?
Антропология 4: Какие права и обязанности у нас есть в отношении природы?
Общественное видение 1, 2: Какова наша роль в обществе? Каковы наши права и обязанности в обществе?
Аксиология — Изучение происхождения, природы, значения и критериев ценностей
Праксиология
(Как мы должны действовать и почему)
Ритуальное или практическое измерение; Социальное или институциональное измерение Праксиология: действие Аксиология 3, 4: Что я ценю в жизни? Какой образ жизни я предпочитаю?
Антропология 5: Почему мы страдаем?
Эпистемология
(Что мы можем знать? Как и почему?)
Эмпирическое или эмоциональное измерение Эпистемология: познание и знание;
Логика: точность и выводимость;
Семантика: значение и истина;
Методология: доказательства;
Философия науки
Эпистемология 1, 2, 3:
Какова роль науки? Какое влияние оказывают наука и технологии? Кому / чему я могу доверять, чему верить?
Эпистемология — Изучение происхождения, природы, пределов и достоверности знаний

Что такое мировоззрение? — Институт Impact 360

Мировоззрение имеет значение. Они важны для вас, ваших друзей, детей, семьи, коллег и для нашей культуры в целом. Поскольку эта тема очень важна, мы запускаем новую серию блогов под названием «Владение своим мировоззрением». В этом первом посте мы хотим исследовать фундаментальный вопрос — Что такое мировоззрение? По мере продвижения мы рассмотрим все практические аспекты мировоззрений — как они работают, как они сформированы, сколько их и т. Д. — но действительно важно потратить время и усилия в самом начале. к базовому пониманию самой концепции мировоззрения.

Определение мировоззрения

Как скоро станет очевидно, каждый имеет мировоззрение. Этот факт неизбежен. Однако мы не всегда осознаем, каково наше мировоззрение и как оно влияет на то, как мы думаем, ведем себя или относимся к другим. Как любезно выразилась Мэри Поплин: «Какое бы мировоззрение или мировоззрение мы ни придерживались, формируют то, что мы замечаем или игнорируем, как мы интерпретируем то, что видим и переживаем, как мы обрабатываем информацию и, в конечном итоге, какие решения мы будем принимать и как мы будем действовать.Это линза, через которую мы интерпретируем реальность и рассуждаем »( Is Reality Secular? , 26–27). Представьте себе мировоззрение как пару очков или контактных линз, которые либо фокусируют реальность, либо искажают ее. Ведь, как указывает Рональд Нэш, «знаем мы это или нет — хотим мы этого или нет — у каждого из нас есть свое мировоззрение» ( Worldviews in Conflict , 33).

Английский термин мировоззрение происходит от немецкого слова Weltanschauung , которое впервые было использовано философом просвещения Иммануилом Кантом в 1790 году (более подробную информацию об истории развития этой концепции см. В статье Worldview: The History of a Concept by David Naugle ).Одним из ведущих мыслителей, пишущих на тему мировоззрения сегодня, является Джеймс Сир. В своей полезной книге «Называя слона: мировоззрение как концепция » он определяет мировоззрение как:

.

Давайте разберем это определение: во-первых, мировоззрение имеет дело с ориентацией сердца. Важно понимать, что мировоззрения не , а только имеют дело с интеллектуальными проблемами. С библейской точки зрения сердце — это «руководитель» наших мыслей, эмоций, воли и желаний (ср. Притч. 4:23).Затем вы можете описать мировоззрение как историю / повествование или набор предположений о реальности, которой мы придерживаемся. Вы также заметите, что мировоззрение представляет собой смесь истинных и ложных убеждений, о которых иногда мы знаем, а иногда нет (это одна из основных причин, по которым нам нужно размышлять и работать над формированием наших мировоззрений). Наконец, мы живем или действуем в соответствии с этими сердечными обязательствами. Другими словами, если мы привержены ложному повествованию о реальности (например, что моральная истина относится к отдельным людям или культурам) и соответствующим образом выстраиваем наши отношения и жизнь, это будет иметь серьезные последствия — часто болезненные.

«Приверженность, фундаментальная ориентация сердца, которая может быть выражена в виде истории или в виде набора предпосылок (предположений, которые могут быть истинными, частично истинными или полностью ложными), которых мы придерживаемся (сознательно или подсознательно, последовательно или непоследовательно) об основной конструкции реальности, и это обеспечивает основу, на которой мы живем, движемся и существуем »(122).

Вот еще два предложенных определения.Нэш предлагает полезное краткое изложение мировоззрения как «набора убеждений по наиболее важным вопросам жизни» (Nash, Worldviews in Conflict , 16). Как и в случае с Сиром, Майкл Гохин и Крейг Бартоломью предлагают: «Мировоззрение — это артикуляция основных убеждений, заложенных в общей великой истории, которые уходят корнями в приверженность вере и придают форму и направление нашей личной и корпоративной жизни» ( Жизнь на распутье , 23).

Короче говоря, мировоззрение — это то, как человек задает и отвечает на самые важные вопросы в жизни, а затем интерпретирует реальность и действует соответственно.Мы рассмотрим некоторые из этих «важных вопросов», которые мы все задаем, в нашей следующей публикации этой серии.
Дай слона имя Джеймс Сир
Скрытые мировоззрения Стив Уилкинс и Марк Сэнфорд
Думай христиански Джонатан Морроу
Вовлечение Божий мир .
Подпишитесь на подкаст Intersection в iTunes

Исследуйте мировоззренческое мышление дальше
Каково ваше мировоззрение?
Анкета

Мировоззрение — Институт культурной эволюции

Какое у тебя мировоззрение? Пройдите этот 7-минутный тест и выясните, какая «рамка ценностей» лучше всего вас описывает

Ответив на эти 17 вопросов, вы сможете больше узнать о своем мировоззрении, а также о мировоззрении других.В ваших ответах будет указано, какое из четырех основных культурных мировоззрений (определенных ниже) описывает вас лучше всего, а также мировоззрение, которому вы больше всего противостоите.

Чтобы заполнить анкету по мировоззрению и получить конфиденциальные результаты, вы должны согласиться подписаться на рассылку электронной почты Института культурной эволюции. Позже, когда вы получите широковещательное электронное письмо в наш общий список, вы можете безопасно отказаться от подписки. Вот в чем дело.

Пройдите тест

Об опроснике мировоззрения

Этот мировоззренческий тест является в первую очередь детищем интегрального исследователя Анник де Витт.В своем исследовании Де Витт использовала как качественные (интервью), так и количественные методы, включая крупномасштабные опросы с репрезентативными выборками граждан Нидерландов и США. Ее цель при разработке теста состояла в том, чтобы создать эмпирический подход, основанный на социальных науках, для картирования мировоззрений.

Ее исследование подтвердило существование по крайней мере четырех основных мировоззренческих групп в западном мире, которые она описывает как «традиционные», «современные», «постмодернистские» и «интегративные». Существование этих мировоззренческих групп также подтверждается работами в области социологии, истории философии и психологии развития.Эти мировоззренческие группы существенно различаются по своим политическим предпочтениям, своему отношению к изменению климата, устойчивости их образа жизни, а также своим позициям в «горячих» социальных дебатах, таких как роль биотехнологии. Статья, представляющая результаты этого исследования, в настоящее время рецензируется в рецензируемом журнале Journal of Environmental Science and Policy .

ICE Caveat : Точная оценка человеческого мировоззрения — сложная задача.На наш взгляд, ни один из различных инструментов тестирования, используемых в настоящее время социологами или специалистами по организационному развитию, не может адекватно и объективно оценить реальное мировоззрение человека. Тем не менее нам нравится анкета Де Витт, и мы хотим поддержать ее работу в этой области. И, по крайней мере, ответы на ее 17 вопросов дают возможность поразмышлять о различных рамках мировоззрения, которые составляют политический спектр в большей части западного мира.

Анник де Витт (тел.Д.) является автором, творцом изменений и консультантом в области культурных и внутренних преобразований для глобальной устойчивости. Она широко исследовала мировоззрение и культуру и публиковала на эти темы книги, научные журналы и популярную (голландскую) прессу. Для получения общей информации, получения обновлений, а также для вопросов или комментариев посетите ее веб-сайт annickdewitt.com. Для получения дополнительной информации о ее академической работе перейдите по этой ссылке, где вы можете скачать ее публикации.

О мировоззрениях, выявленных с помощью анкеты

Согласно Де Витту, мировоззрения можно определить как неизбежные всеобъемлющие системы значений, которые определяют то, как мы интерпретируем, разыгрываем и совместно создаем реальность.Они являются фундаментальными «линзами», через которые мы видим и фильтруем реальность, и они взаимодействуют с нашим восприятием глобальных проблем способами, которые являются глубокими, стойкими и часто упускаемыми из виду. Мировоззрение не только формирует восприятие людьми конкретных проблем и их потенциальных решений, но и влияет на их готовность участвовать или политически поддерживать такие решения. Четыре основные мировоззренческие семьи, указанные в анкете, кратко описаны следующим образом:

Традиционные мировоззрения
В традиционных мировоззрениях религиозная сфера обычно не отделяется от светской, а метафизика — от науки.Таким образом, религиозные или метафизические взгляды на реальность отвечают на важные вопросы жизни, и существенная вера возлагается на религиозные авторитеты, такие как Священные Писания, доктрины и лидеров. В этом мировоззрении трансцендентный Бог обычно рассматривается как отдельный от профанного земного мира, а человек как фундаментально отличный от природы. Отношения с природой часто понимаются в терминах «владычества» или «управления». Традиционные мировоззрения, как правило, подчеркивают важность семьи и общества, а также таких ценностей, как честность, порядочность, трезвость, послушание, дисциплина, солидарность, соответствие, служение, преданность делу, уважение к традициям, смирение и самопожертвование.

На приведенной выше карикатуре это мировоззрение символизируется присутствием церкви, аграрным ландшафтом и образом жизни, а также религиозными деятелями. Полицейский символизирует уважение к власти и традициям, послушание и дисциплину, правила и порядок.

Современные мировоззрения
Современные мировоззрения пытаются достичь освобождения от навязанных, репрессивных, часто религиозных, авторитетов и представлений прошлого, делая упор на рациональность и критическое мышление.Видение реальности имеет тенденцию быть секулярным и материалистическим: существование высшей силы, божественной реальности или нематериального измерения обычно отвергается. Наука часто рассматривается как окончательный (и даже исключительный) источник надежных знаний, обеспечивающий доступ к объективной реальности. Эта «объективация» реальности порождает дуализм между телом и разумом, объектом и субъектом, что ведет к огромному научному, технологическому и социально-экономическому прогрессу, а также к инструментализации природы.Наука и технологии обычно рассматриваются как центральные средства решения наиболее насущных проблем человечества. Автономный, «самодельный» человек занимает центральное место в этом мировоззрении. Индивидуалистические и гедонистические ценности, такие как свобода, независимость, успех, производительность, социальное признание, комфорт и веселье, обычно являются доминирующими.

В мультипликационной графике это мировоззрение символизируется современным, стандартизированным, функциональным стилем архитектуры, курительными фабриками, самолетами и ростом глобальных корпораций (фаст-фуд).Ученый-химик на переднем плане указывает на научно-рациональную природу этого мировоззрения, результатом которого является как философский материализм (нет ничего сверх того, что можно наблюдать эмпирически), так и аксиологический материализм (ценность и смысл жизни находятся в материальное царство), что символизируют деловой человек и мешок с деньгами, который он держит.

Постмодернистские мировоззрения
Постмодернистские мировоззрения характеризуются тенденцией признавать и ценить множественные взгляды на реальность и, как правило, критически относятся к утверждениям современной науки о предоставлении исключительно объективного знания.Вместо этого это мировоззрение подчеркивает относительность и контекст знания, а также ценность моральных, эмоциональных и художественных способов познания. Часто наблюдается несколько критическое отношение к современной модели общества (например, к идеям прогресса, современной науки и техники, капитализма), а эмансипация маргинализированных и угнетенных групп является центральной мотивацией. Это, например, отражается в росте социальных движений с 1960-х годов, среди прочего, продвигающих мир, мультикультурализм, права геев и охрану окружающей среды.Как правило, постмодернистские мировоззрения прославляют разнообразие, неоднородность, релятивизм и «постматериалистические» или «самовыраженные» ценности, такие как творчество, уникальность, аутентичность, воображение, чувства и интуиция.

В мультипликационной графике это мировоззрение символизируется творческой и игривой «постмодернистской» архитектурой, красочной — разнообразной, выразительной, аутентичной — толпой, марширующей для типичных постмодернистских проблем, таких как мир и справедливость, и зданием суда в задней части здания.

Интегративные мировоззрения
Интегративные мировоззрения, по-видимому, в первую очередь характеризуются саморефлексивной попыткой объединить и синтезировать элементы других мировоззрений или областей, которые в других мировоззрениях обычно рассматриваются как взаимоисключающие, такие как наука (или рациональность). ) и духовность, воображение и логика, сердце и разум, человечность и природа — взгляды, которые на Западе находились в противоречии на протяжении веков. В этом мировоззрении такие противоположные точки зрения часто понимаются как часть большего целого или синтеза — на «более глубоком уровне», что приводит к мышлению «и то, и другое», а не «или-или».Такая целостная или интегративная перспектива может привести к глубокому чувству связи с природой и пониманию самой земной жизни как наполненной более широким сознанием или «Духом». Универсальные экзистенциальные проблемы, такие как жизнь и смерть, самоактуализация, глобальное осознание и служение обществу, человечеству или даже «жизни» в целом, часто имеют центральное значение.

На приведенной выше карикатуре это мировоззрение символизирует зеленый социальный предприниматель, который объединяет (современный) предпринимательский дух с (постмодернистским) идеализмом и заботой об угнетенных других.Человек на коврике для йоги держит в руке мобильный телефон, символизируя интеграцию многовековых духовных практик с современными технологиями. Религиозные и духовные выражения разнообразны, но терпимы к их различиям, как мы видим в различных священных зданиях. Вода указывает на саморефлексивный характер этого мировоззрения, а ветряные турбины и зеленая крыша демонстрируют его приверженность глобальным экологическим ценностям.

Для более подробного анализа того, как мировоззрение влияет на политику и культуру, мы приглашаем вас прочитать информационный документ ICE: Предпосылки и принципы эволюционного мировоззрения , который можно скачать здесь: https: // www.culturalevolution.org/premises-principles-evolutionary-worldview/

библейских принципов мировоззрения | История

Библейские принципы и изучение истории

Департамент истории утверждает, что библейское мировоззрение должно обеспечивать руководство в анализе и интерпретации исторических событий, личностей и проблем. Следующие принципы составляют библейскую основу для изучения истории:

  1. Бог всесторонне суверенен над народами.(Деяния 17:26)
  2. Иисус Христос занимает центральное место в истории человечества. (Колоссянам 1: 16-17, Ефесянам 1: 10)
  3. Бог установил порядок, разум и истину во вселенной и в истории. (Исайя 42: 5, Иоанна 1: 1, Иоанна 1:14, Деяния 17: 25 и 28, Римлянам 11: 36)
  4. Приверженность объективности и честности важна для исторического исследования. (Притчи 12:19)
  5. Библия содержит принципы этики, которыми мы руководствуемся при оценке людей и народов. (Исход 20: 1-17)
  6. Человек — образ Бога, но падший и грешный.(Бытие 1: 27, Римлянам 1: 18-32)
  7. Историк должен посвятить себя аргументированной и исследованной реконструкции первоисточников. (Луки 1: 1-4)
  8. Библия учит всех людей осознавать свои человеческие ограничения. (Псалом 90, Псалом 139)
  9. История иллюстрирует краткость жизни и реальность грядущей вечности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *