Муштра — Википедия
Муштра́ (польск. musztra от нем. Muster «образец») — система воинского обучения, основанная на строевой подготовке, многократном повторении шаблонных приёмов и суровой дисциплине.
Западная Европа[править | править код]
Исторически отдельные элементы муштры впервые появились после изобретения фаланги. В некоторых античных государствах, в частности, в древнегреческих полисах, стало практиковаться длительное обучение слаженному движению в строю и приёмам перестроения. Благодаря такому обучению, фаланга из чисто оборонительного построения превратилась в грозную наступательную силу. Наиболее сильно элементы муштры проявились в Спарте — спартанцы с юных лет подвергались военному воспитанию с применением физических наказаний. В V веке Брасид составил из илотов боеспособное войско с помощью строжайшей дисциплины и серьёзного обучения строю.
В древнем Риме армия была построена на строгой дисциплине, производилось длительное обучение, проводились смотры (сохранилась наскальная надпись о смотре, произведённом императором Адрианом). Однако с варваризацией римской армии муштра исчезла. В феодальной Европе военное обучение феодалов приняло другие формы, несовместимые с муштрой.
Появление ручного огнестрельного оружия, имевшего низкую скорострельность, привело к возрождению боевых построений и строевой подготовки. Благодаря появлению абсолютизма возникли большие постоянные пехотные армии. Изобретение муштры современного типа связано с именем Морица Оранского — главнокомандующего армией Голландской республики с 1590 года. Он основал линейную тактику, начал единообразное обучение войск, ввёл военную дисциплину.
Следующий шаг по развитию муштры был сделан в Швеции. Король Густав II Адольф, правивший в 1611—1632 годах, провёл ряд военных реформ. Сочетая рекрутскую повинность населения с вербовкой наёмников, он создал мощную армию. Введя муштру и телесные наказания, король добился манёвренности и слаженности движения войск. Это привело ко многим славным победам Швеции при Густаве II и его преемниках: в русско-шведских войнах 1610—1615 и 1656—1658 годов, в войнах с Речью Посполитой 1600—1611 и 1617—1629 годов, в Тридцатилетней войне 1618—1648 годов, в датско-шведских войнах 1643—1645 и 1657—1660 годов, в Северной войне 1655—1660 годов, сделавших Швецию одной из сильнейших держав Европы.
Но расцвету классической муштры мы обязаны Бранденбургско-Прусскому государству. Именно в нём появился термин Muster в значении «муштра». В прусской армии строевая подготовка происходила непрерывно с апреля по июнь в течение всего светлого времени суток. Господствовала палочная дисциплина под девизом: солдат должен бояться палки своего капрала больше, чем вражеской пули. Часто проводились смотры, в которых проверялось тщательное выполнение строевых перестроений. Благодаря муштре бранденбургская армия хорошо показала себя в Тридцатилетней войне. В Пруссии получили распространение суровые формы крепостного права (т. н. «Второе издание крепостничества»). С 1701 года была введена обязательная воинская повинность. Кроме того, королевские вербовщики хватали молодых людей по всей стране. (М. В. Ломоносов, пойманный прусскими вербовщиками, подвергался муштре в течение нескольких недель, прежде чем сумел дезертировать
С конца XVII века обучение в форме муштры стало широко распространяться и в других странах Европы.
На рубеже XVIII—XIX веков победы войск американских сепаратистов, революционной Франции и Наполеона привели к серьёзным сомнениям в необходимости муштры. Охваченные энтузиазмом французы не нуждались в палочной дисциплине, а артиллерия Карно и Наполеона легко расстреливала сомкнутые ряды противника. Начиная с этого времени, муштра в большинстве стран пошла на убыль, но в Пруссии и России этот процесс происходил довольно медленно.
Россия[править | править код]
В России термин «муштра» появился при Петре I[2]. При нём начались принудительные наборы рекрутов, в основном из крепостных крестьян, которые под строгим руководством иноземных офицеров обучались строевой подготовке и ружейным приёмам. Петр I ввёл в армии наказания шпицрутенами за дисциплинарные проступки. Был создан Воинский устав Петра I, отличавшийся крайней суровостью. Новобранцев клеймили порохом для облегчения поимки в случае побега. Благодаря муштре были одержаны победы над восставшими стрельцами, а затем и над более грозными противниками, в том числе и знаменитая победа над шведами в Полтавской битве.
Введённая Петром новая система обучения с изменениями просуществовала вплоть до 1917 года. С её помощью российские войска одержали немало побед, в частности, под командованием таких полководцев, как Суворов, Кутузов, Багратион, таких флотоводцев, как Ушаков и Нахимов. С именами этих военачальников связаны значительное смягчение муштры и уклон в сторону боевых учений.
В XIX — начале XX века некоторые писатели России, в частности, Герцен, Толстой, Чернышевский, Куприн, выступали против муштры, но безуспешно.
С начала Февральской революции 1917 года из армии исчезла не только муштра, но и дисциплина. Во время Гражданской войны Красная Армия, как и большинство её противников, не использовала муштру. В 1920-х—1930-х годах некоторые элементы муштры (в частности, строевая подготовка, парады) были возрождены и сохраняются по сей день, но в целом муштра стала достоянием истории.
В наставлениях XVIII века чаще всего перечисляются следующие цели и достоинства муштры:
- приучение солдат к повиновению офицерам;
- создание привычки к мгновенному исполнению приказов;
- закрепление приёмов перестроения, залповой стрельбы и т. д., необходимых в линейной тактике.
В сочинениях Энгельса и Куприна упоминаются, в частности, следующие недостатки муштры:
- отучение солдат от самостоятельности и инициативы;
- противостояние и неприязнь между солдатами и офицерами;
- подверженность панике при потере твёрдого командования.
- ↑ Веревкин М. И. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова / Публ. и примеч. Г. Е. Павловой // М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. — М.-Л.: Издат. Акад. наук СССР, 1962. — С. 42—51.
- ↑ Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. В 4 томах. М.: Прогресс, 1986—1987 г.
- Меринг Ф. История войн и военного искусства. — Санкт-Петербург, ООО «Издательство Полигон», ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. — 528 с. Тираж 5000 экз. ISBN 5-89173-056-1 (Полигон), ISBN 5-237-04396-8 (ACT) / Перевод Н. Н. Попова / Примечания Н. Н. Попова.
Муштра — это… Что такое Муштра?
Муштра́ (польск. musztra, от нем. Muster — образец) — система воинского обучения, основанная на строевой подготовке, многократном повторении шаблонных приёмов и суровой дисциплине.
История
Западная Европа
Исторически отдельные элементы муштры впервые появились после изобретения фаланги. В некоторых античных государствах, в частности, в древнегреческих полисах, стало практиковаться длительное обучение слаженному движению в строю и приёмам перестроения. Благодаря такому обучению, фаланга из чисто оборонительного построения превратилась в грозную наступательную силу. Наиболее сильно элементы муштры проявились в Спарте — спартанцы с юных лет подвергались военному воспитанию с применением физических наказаний. В V веке Брасид составил из илотов боеспособное войско с помощью строжайшей дисциплины и серьёзного обучения строю.
В древнем Риме армия была построена на строгой дисциплине, производилось длительное обучение, проводились смотры (сохранилась наскальная надпись о смотре, произведённом императором Адрианом). Однако с варваризацией римской армии муштра исчезла. В феодальной Европе военное обучение феодалов приняло другие формы, несовместимые с муштрой.
Появление ручного огнестрельного оружия, имевшего низкую скорострельность, привело к возрождению боевых построений и строевой подготовки. Благодаря появлению абсолютизма возникли большие постоянные пехотные армии. Изобретение муштры современного типа связано с именем Морица Оранского — главнокомандующего армией Голландской республики с 1590 года. Он основал линейную тактику, начал единообразное обучение войск, ввёл военную дисциплину.
Следующий шаг по развитию муштры был сделан в Швеции. Король Густав II Адольф, правивший в 1611—1632 годах, провёл ряд военных реформ. Сочетая рекрутскую повинность населения с вербовкой наёмников, он создал мощную армию. Введя муштру и телесные наказания, король добился манёвренности и слаженности движения войск. Это привело ко многим славным победам Швеции при Густаве II и его преемниках: в русско-шведских войнах 1610—1615 и 1656—1658 годов, в войнах с Речью Посполитой 1600—1611 и 1617—1629 годов, в Тридцатилетней войне 1618—1648 годов, в датско-шведских войнах 1643—1645 и 1657—1660 годов, в Северной войне 1655—1660 годов, сделавших Швецию одной из сильнейших держав Европы.
Но расцвету классической муштры мы обязаны Бранденбургско-Прусскому государству. Именно в нём появился термин Muster в значении «муштра». В прусской армии строевая подготовка происходила непрерывно с апреля по июнь в течение всего светлого времени суток. Господствовала палочная дисциплина под девизом: солдат должен бояться палки своего капрала больше, чем вражеской пули. Часто проводились смотры, в которых проверялось тщательное выполнение строевых перестроений. Благодаря муштре брандербургская армия хорошо показала себя в Тридцатилетней войне. В Пруссии получили распространение суровые формы крепостного права (т. н. «Второе издание крепостничества»). С 1701 года было введена обязательная воинская повинность. Кроме того, королевские вербовщики хватали молодых людей по всей стране. (М. В. Ломоносов, пойманный прусскими вербовщиками, подвергался муштре в течение нескольких недель, прежде чем сумел дезертировать
С конца XVII века обучение в форме муштры стало широко распространяться и в других странах Европы.
На рубеже XVIII-XIX веков победы войск американских сепаратистов, революционной Франции и Наполеона привели к серьёзным сомнениям в необходимости муштры. Охваченные энтузиазмом французы не нуждались в палочной дисциплине, а артиллерия Карно и Наполеона легко расстреливала сомкнутые ряды противника. Начиная с этого времени, муштра в большинстве стран пошла на убыль, но в Пруссии, России и Японии этот процесс происходил довольно медленно.
Россия
См. также: Фрунтомания
В России термин «муштра» появился при Петре I[2]. При нём начались принудительные наборы рекрутов, в основном из крепостных крестьян, которые под строгим руководством иноземных офицеров обучались строевой подготовке и ружейным приёмам. Петр I ввёл в армии наказания шпицрутенами за дисциплинарные проступки. Был создан Воинский устав Петра I, отличавшийся крайней суровостью. Новобранцев клеймили порохом для облегчения поимки в случае побега. Благодаря муштре были одержаны победы над восставшими стрельцами, а затем и над более грозными противниками, в том числе и знаменитая победа над шведами в Полтавской битве.
Введённая Петром новая система обучения с изменениями просуществовала вплоть до 1917 года. С её помощью российские войска одержали немало побед, в частности, под командованием таких полководцев, как Суворов, Кутузов, Багратион, таких флотоводцев, как Ушаков и Нахимов. С именами этих военачальников связаны значительное смягчение муштры и уклон в сторону боевых учений.
В XIX — начале XX вв. некоторые писатели России, в частности, Герцен, Толстой, Чернышевский, Куприн, выступали против муштры, но безуспешно.
С начала Февральской революции 1917 года из армии исчезла не только муштра, но и дисциплина. Во время Гражданской войны Красная Армия, как и большинство её противников, не использовала муштру. В 1920х-1930х годах некоторые элементы муштры (в частности, строевая подготовка, парады) были возрождены и сохраняются по сей день, но в целом муштра стала достоянием истории.
Цели и достоинства муштры
В наставлениях XVIII века чаще всего перечисляются следующие цели и достоинства муштры:
- приучение солдат к повиновению офицерам;
- создание привычки к мгновенному исполнению приказов;
- закрепление приёмов перестроения, залповой стрельбы и т.д., необходимых в линейной тактике.
Недостатки муштры
В сочинениях Энгельса и Куприна упоминаются, в частности, следующие недостатки муштры:
- отучение солдат от самостоятельности и инициативы;
- противостояние и неприязнь между солдатами и офицерами;
- подверженность панике при потере твёрдого командования.
Примечания
- ↑ Веревкин М. И. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова / Публ. и примеч. Г. Е. Павловой // М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. — М.-Л.: Издат. Акад. наук СССР, 1962. — С. 42-51. http://mikv1.narod.ru/text/Verevkin1962.htm
- ↑ Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. В 4 томах. М.: Прогресс, 1986—1987 г.
Литература
- Меринг Ф. История войн и военного искусства. — Санкт-Петербург, ООО «Издательство Полигон», ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. — 528 с. Тираж 5000 экз. ISBN 5-89173-056-1 (Полигон), ISBN 5-237-04396-8 (ACT) / Перевод Н. Н. Попова / Примечания Н. Н. Попова.
МУШТРА — это… Что такое МУШТРА?
муштра — муштра, муштры, муштры, муштр, муштре, муштрам, муштру, муштры, муштрой, муштрою, муштрами, муштре, муштрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
муштра — см. обучение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. муштра сущ. • муштровка • дрессировка … Словарь синонимов
МУШТРА — МУШТРА, ы, жен. Суровая система воспитания, обучения [первонач. военного]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
муштра — и устарелое муштра … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
муштра́ — муштра, ы [не муштра] … Русское словесное ударение
Муштра — ж. 1. Метод обучения военнослужащих, основанный на бессознательном заучивании приёмов военного дела. отт. Обучение военных с помощью такого метода. 2. перен. Излишне строгий, суровый метод воспитания. отт. Выучка, обучение чему либо с помощью… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
муштра — ы; ж. [польск. musztra] 1. Метод обучения военнослужащих, основанный на механической дисциплине и бессознательном заучивании приёмов военного дела; само такое обучение (широко применялся в армии в 18 19 вв.). Солдатская м. По утрам начиналась м.… … Энциклопедический словарь
Муштра — (Муштровка, отъ нѣмец. слова Muster образецъ, шаблонъ), система воинск. обученія, основанная на педантич. разучиваніи кажд. пріема, кажд. элемента преподаваемаго дѣла, пока совершенное исполненіе не войдетъ въ привычку обучаемаго, не обратится въ … Военная энциклопедия
Муштра — У этого термина существуют и другие значения, см. Муштра (значения). Наказание шпицрутенами на рисунке Д. Ходовецкого (1776) Муштра (пол … Википедия
муштра — ы/; ж. (польск. musztra) 1) Метод обучения военнослужащих, основанный на механической дисциплине и бессознательном заучивании приёмов военного дела; само такое обучение (широко применялся в армии в 18 19 вв.) Солдатская муштра/. По утрам… … Словарь многих выражений
Муштра — Психологос
Муштра (от нем. Muster — образец) — изначальное значение: система воинского обучения, основанная на строевой подготовке, многократном повторении шаблонных приёмов и суровой дисциплине.
Фильм «Майор Пэйн»
В более широком понимании, муштра — это дрессировка, с преобладанием наказаний; предельно строгая дрессировка.
Сделал — отлично — это норма, похвалы не жди, не сделал или сделал хуже, чем требовалось — наказание неизбежно и сильно.
В результате муштры, четче и правильнее, чем в обыкновенной дрессировке запоминаются навыки, но ни о какой свободе творчества здесь речи не идет. Развивается умение исполнять то, то что сказанно, как сказанно, лишних вопросов не задавать, но и не сильно думать: сказали — сделал, не сказали — не сделал.
Если собаку обучать мягкими методами дрессировки и учить садиться рядом с ногой при остановке человека, собака будет садиться всегда, но если человек, например, остановится в луже, то собака или не сядет или отойдет и сядет за лужой. Если собаку муштровать — она сядет там, где посадили, не важно, что рядом с ней.
Когда нужна и не нужна муштра
Общий принцип — муштра нужна тогда, когда нужно срочно добиться четкого исполнения требований обучающего в вопросах, где компромис неприемлем, например:
- Когда речь идет о бескопромисных вещах: не воровать, не халтурить, не пьянствовать и так далее
- Когда обучаемый заведомо недосциплинирован, не умеет или не хочет учиться, а учить его срочно нужно.
Чем более организован ученик, чем более он настроен учиться, чем больше на него надежды, чем больше желание научить его думать самостоятельно — тем меньше муштры и больше объяснений, разговоров.
Часто муштру используют, чтобы доказать свою силу, правильность своей позиции, но такая муштра ничему хорошему, кроме неприятия самого процесса обучения, не учит. Если человек спрашивает и интересуется, готов учиться — муштровать его нет нужды: он скорее разочаруется и учиться не захочет.
Чтобы муштровать кого-то, чтобы жестко спрашивать и наказывать за невыполнение — сам человек должен четко придеживаться тех требований, которые он предъявляет обучаемым. Иначе такая муштра не воспринимается должным образом, а скорее наоборот, приводит к обратным результатам.Подробнее смотри — Жесткий человек.
Минимальный уровень муштры на первых порах обучения может быть нужен, для создания уважения и нужного статуса.
Так на первых тренировках по боевым искусствам большое время уделяется не только тренировке, но и поддержанию сторогой дисциплины — смеешься или халтуришь — отжимайся, один схалтурил — заново начинают все. А спустя несколько месяцев тренер позволяет себе шутить с учениками, больше объясняет, а не строит: нужный статус уже задан — к чему уделять ему излишне много внимания: в конечном счете важно, чтобы ученики научились техникам и приемам, а дисциплина — это скорее средство для эффективного обучения.
Другими словами, муштра эффективна тогда, когда она делается на благо процесса, из воспитательных целей, и неэффективна, если применяется со злости, из желания самоутвердиться, выместить злобу или сорвать плохое настроение.
С кем действует муштра
Элементы муштры в небольших количествах могут действовать эффективно с любыми людьми.
Долгая же муштра слабого сломает, а сильного — обозлит.
В повести «Черный Красавчик» Энн Сьюэл описывает жизнь разных лошадей. Один из объездчиков говорит свой принцип: молодую лошадь нельзя заезжать силой: если она слабая — она станет пугливой и дерганной, если она сильная — злобной и агрессивной.
Правда есть исключения, при которых долгая муштра даст хорошие результаты: в том случае, если обучающий имеет большой и прочный авторитет в глазах обучаемого, и учит тому, чему обучаемый очень хочет научиться сам, причем этот интерес стабильный и гарантированно превысит те неприятные моменты, которыми муштра вполне богата.
Часто в фильмах про великих мастеров боевых искусств Учителя так обучают свох учеников. Результаты конечно впечатляют. Но до конца доходит обычно доходит один-два самых выносливых человека.
Достоинства муштры
- Воспитывает волю и силу.
- Дает быстрые результаты.
- Обычно четкость и точность воспроизведения образца в навыке, который был привит в результате муштры, очень высока. Четкость подразумевает короткие, понятные и внятные фразы, движения, мысли. Четкость в речи — признак ответственности. Пример четкой речи: Да, если вы мне вышлите адрес организации сегодня — я заеду и заберу документы. Если адреса не будет сегодня — я заеду в субботу.
- Отсеивающий момент: муштра оставит только тех, кому действительно нужен результат и кто готов много и долго работать.
- Приучает работать без халтуры: или делай отлично, или никак.
- Может служить помощником для создания уважения, нужной рабочей атмосферы, поддерживает дисциплину.
Недостатки муштры
- Отсуствие развития самостоятельного свободного мышления, умения искать творческие, нешаблонные выходы из ситуации.
- Большой шанс, что муштра прививьет страх перед процессом обучения, негативно мотивирует.
- Муштра способствует развитию нулевой, шаблонной позиции восприятия.
- Муштра способтсвует отказу от ответственности за свои действия: не было команды сверху — я и не делал.
Муштру во всех случаях нужно стремиться заменять на другие способы обучения: обучение по шагам, обучение через погружение.
Муштровка — это… Что такое Муштровка?
Муштра́ (польск. musztra, от нем. Muster — образец) — система воинского обучения, основанная на строевой подготовке, многократном повторении шаблонных приёмов и суровой дисциплине.
История
Западная Европа
Исторически отдельные элементы муштры впервые появились после изобретения фаланги. В некоторых античных государствах, в частности, в древнегреческих полисах, стало практиковаться длительное обучение слаженному движению в строю и приёмам перестроения. Благодаря такому обучению, фаланга из чисто оборонительного построения превратилась в грозную наступательную силу. Наиболее сильно элементы муштры проявились в Спарте — спартанцы с юных лет подвергались военному воспитанию с применением физических наказаний. В V веке Бразид составил из илотов боеспособное войско с помощью строжайшей дисциплины и серьёзного обучения строю.
В древнем Риме армия была построена на строгой дисциплине, производилось длительное обучение, проводились смотры (сохранилась наскальная надпись о смотре, произведённом императором Адрианом). Однако с варваризацией римской армии муштра исчезла. В феодальной Европе военное обучение феодалов приняло другие формы, несовместимые с муштрой.
Появление ручного огнестрельного оружия, имевшего низкую скорострельность, привело к возрождению боевых построений и строевой подготовки. Благодаря появлению абсолютизма возникли большие постоянные пехотные армии. Изобретение муштры современного типа связано с именем Морица Оранского — главнокомандующего армией Голландской республики с 1590 года. Он основал линейную тактику, начал единообразное обучение войск, ввёл военную дисциплину.
Следующий шаг по развитию муштры был сделан в Швеции. Король Густав II Адольф, правивший в 1611—1632 годах, провёл ряд военных реформ. Сочетая рекрутскую повинность населения с вербовкой наёмников, он создал мощную армию. Введя муштру и телесные наказания, король добился манёвренности и слаженности движения войск. Это привело ко многим славным победам Швеции при Густаве II и его преемниках: в русско-шведских войнах 1610—1615 и 1656—1658 годов, в войнах с Речью Посполитой 1600—1611 и 1617—1629 годов, в Тридцатилетней войне 1618—1648 годов, в датско-шведских войнах 1643—1645 и 1657—1660 годов, в Северной войне 1655—1660 годов, сделавших Швецию одной из сильнейших держав Европы.
Наказание шпицрутенами. 1776. Nikolaus ChodowieckiНо расцвету классической муштры мы обязаны Брандербургско-Прусскому государству. Именно в нём появился термин Muster в значении «муштра». В прусской армии строевая подготовка происходила непрерывно с апреля по июнь в течение всего светлого времени суток. Господствовала палочная дисциплина под девизом: солдат должен бояться палки своего капрала больше, чем вражеской пули. Часто проводились смотры, в которых проверялось тщательное выполнение строевых перестроений. Благодаря муштре брандербургская армия хорошо показала себя в Тридцатилетней войне. В Пруссии получили распространение суровые формы крепостного права (т.н. «Второе издание крепостничества»). С 1701 года было введена обязательная воинская повинность. Кроме того, королевские вербовщики хватали молодых людей по всей стране. (М.В. Ломоносов, пойманный прусскими вербовщиками, повергался муштре в течение нескольких недель, прежде чем сумел дезертировать [1]). Без муштры было невозможно создать боеспособную армию из людей, согнанных принудительно. Наивысшего расцвета достигла муштра при Фридрихе Великом. Его армия выиграла две Силезские войны, нанесла ряд поражений австрийцам и французам в Семилетней войне (но была побеждена русской армией), захватила часть Польши.
С конца XVII века обучение в форме муштры стало широко распространяться и в других странах Европы.
На рубеже XVIII-XIX веков победы войск американских сепаратистов, революционной Франции и Наполеона привели к серьёзным сомнениям в необходимости муштры. Охваченные энтузиазмом французы не нуждались в палочной дисциплине, а артиллерия Карно и Наполеона легко расстреливала сомкнутые ряды противника. Начиная с этого времени, муштра в большинстве стран пошла на убыль, но в Пруссии, России и Японии этот процесс происходил довольно медленно.
Россия
В России термин «муштра» появился при Петре I[2]. При нём начались принудительные наборы рекрутов, в основном из крепостных крестьян, которые под строгим руководством иноземных офицеров обучались строевой подготовке и ружейным приёмам. Петр I ввёл в армии наказания шпицрутенами за дисциплинарные проступки. Был создан Воинский устав Петра I, отличавшийся крайней суровостью. Новобранцев клеймили порохом для облегчения поимки в случае побега. Благодаря муштре были одержаны победы над восставшими стрельцами, а затем и над более грозными противниками, в том числе и знаменитая победа над шведами в Полтавской битве.
Введённая Петром новая система обучения с изменениями просуществовала вплоть до 1917 года. С её помощью российские войска одержали немало побед, в частности, под командованием таких полководцев, как Суворов, Кутузов, Багратион, таких флотоводцев, как Ушаков и Нахимов. Благодаря муштре солдаты регулярной армии, набранные из крестьян, крайне редко самостоятельно переходили на сторону восставших крестьян.
В XIX — начале XX вв. некоторые писатели России, в частности, Герцен, Толстой, Чернышевский, Куприн, выступали против муштры, но безуспешно.
С начала Февральской революции 1917 года из армии исчезла не только муштра, но и дисциплина. Во время Гражданской войны Красная Армия, как и большинство её противников, не использовала муштру. В 1920х-1930х годах некоторые элементы муштры (в частности, строевая подготовка, парады) были возрождены и сохраняются по сей день, но в целом муштра стала достоянием истории.
Цели и достоинства муштры
В наставлениях XVIII века чаще всего перечисляются следующие цели и достоинства муштры:
- приучение солдат к повиновению офицерам;
- создание привычки к мгновенному исполнению приказов;
- закрепление приёмов перестроения, залповой стрельбы и т.д., необходимых в линейной тактике.
Недостатки муштры
В сочинениях Энгельса и Куприна упоминаются, в частности, следующие недостатки муштры:
- отучение солдат от самостоятельности и инициативы;
- противостояние и неприязнь между солдатами и офицерами;
- подверженность панике при потере твёрдого командования.
Примечания
- ↑ Веревкин М.И. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова / Публ. и примеч. Г.Е. Павловой // М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. – М.-Л.: Издат. Акад. наук СССР, 1962. – С. 42-51. http://mikv1.narod.ru/text/Verevkin1962.htm
- ↑ Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. В 4 томах. М.: Прогресс, 1986-1987 г.
Литература
- Меринг Ф. История войн и военного искусства. — Санкт-Петербург, ООО «Издательство Полигон», ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. — 528 с. Тираж 5000 экз. ISBN 5-89173-056-1 (Полигон), ISBN 5-237-04396-8 (ACT) / Перевод Н. Н. Попова / Примечания Н. Н. Попова.
Wikimedia Foundation. 2010.
Муштра — это… Что такое муштра?
И все это время — непременная форма и муштра, муштра и форма… В 1890 году двадцатилетнего подпоручика Александра Куприна направили в 46-й Днепровский полк, расквартированный в Подолии (Проскуров, Гусятин, Волочиск).
Муштра, «лобановщина» – пестрели газеты, перспективу стать динамовцем футболисты расценивали как приговор, но стоило завершиться очередному турниру, как журналистское негодование тонуло в хвалебных одах, а самые преданные игроки, доверившиеся деспотичному тренеру, оказывались на вершине футбольного Олимпа.Но не муштра – залог успеха Валерия Васильевича.
Я не признавал и не признаю муштры ни в каком ее виде, считаю: настоящий порядок зряч, показная муштра слепа.
Хотя, может быть была права и Лариска, которая утверждала, что именно эта муштра явилась причиной того, что наше семейное счастье тихонько кренилось, кренилось да и рухнуло.
Все злоключения ребенка-найденыша, вся тупая муштра казармы запечатлелись на его низком, упрямом лбу, на согнутой от ранца спине, на привычной выправке строевого солдата.
Нудная, педантичная муштра в морском кадетском корпусе, два летних практических плавания на кораблях, крепостные матросы, отдающие 25 лет жизни подневольной службе «батюшке-государю», безропотно терпящие унижения, издевательства боцманов и офицеров, площадная брань, розги, линьки — все зверино-дикое и вопиюще несправедливое, ненавидимое с детства предстало наяву.
Зыряновым, царствованию Павла I посвящено всего полстраницы, где император предстает исключительно как «крайне вспыльчивый и несдержанный, легко впадающий в необузданную ярость» человек, в царствование которого были только «массовые аресты, ссылки, свирепая муштра, палочная дисциплина, цензура» и воровство точно такое же, как и при Екатерине II.
Даже такой одержимый эстетикой мыслитель, как Шопенгауэр, в своем сочинении «Ueber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichendem Grunde» [«О четверояком корне закона достаточного основания» (нем.)] продемонстрировал, как муштра влияет на стиль.
Ежедневная долгая и изнуряющая муштра, беспрерывные тренировки, марши, парады имели целью научить солдат беспрекословному послушанию.
Муштра — Википедия. Что такое Муштра
Муштра́ (польск. musztra, от нем. Muster — образец) — система воинского обучения, основанная на строевой подготовке, многократном повторении шаблонных приёмов и суровой дисциплине.
История
Западная Европа
Исторически отдельные элементы муштры впервые появились после изобретения фаланги. В некоторых античных государствах, в частности, в древнегреческих полисах, стало практиковаться длительное обучение слаженному движению в строю и приёмам перестроения. Благодаря такому обучению, фаланга из чисто оборонительного построения превратилась в грозную наступательную силу. Наиболее сильно элементы муштры проявились в Спарте — спартанцы с юных лет подвергались военному воспитанию с применением физических наказаний. В V веке Брасид составил из илотов боеспособное войско с помощью строжайшей дисциплины и серьёзного обучения строю.
В древнем Риме армия была построена на строгой дисциплине, производилось длительное обучение, проводились смотры (сохранилась наскальная надпись о смотре, произведённом императором Адрианом). Однако с варваризацией римской армии муштра исчезла. В феодальной Европе военное обучение феодалов приняло другие формы, несовместимые с муштрой.
Появление ручного огнестрельного оружия, имевшего низкую скорострельность, привело к возрождению боевых построений и строевой подготовки. Благодаря появлению абсолютизма возникли большие постоянные пехотные армии. Изобретение муштры современного типа связано с именем Морица Оранского — главнокомандующего армией Голландской республики с 1590 года. Он основал линейную тактику, начал единообразное обучение войск, ввёл военную дисциплину.
Следующий шаг по развитию муштры был сделан в Швеции. Король Густав II Адольф, правивший в 1611—1632 годах, провёл ряд военных реформ. Сочетая рекрутскую повинность населения с вербовкой наёмников, он создал мощную армию. Введя муштру и телесные наказания, король добился манёвренности и слаженности движения войск. Это привело ко многим славным победам Швеции при Густаве II и его преемниках: в русско-шведских войнах 1610—1615 и 1656—1658 годов, в войнах с Речью Посполитой 1600—1611 и 1617—1629 годов, в Тридцатилетней войне 1618—1648 годов, в датско-шведских войнах 1643—1645 и 1657—1660 годов, в Северной войне 1655—1660 годов, сделавших Швецию одной из сильнейших держав Европы.
Но расцвету классической муштры мы обязаны Бранденбургско-Прусскому государству. Именно в нём появился термин Muster в значении «муштра». В прусской армии строевая подготовка происходила непрерывно с апреля по июнь в течение всего светлого времени суток. Господствовала палочная дисциплина под девизом: солдат должен бояться палки своего капрала больше, чем вражеской пули. Часто проводились смотры, в которых проверялось тщательное выполнение строевых перестроений. Благодаря муштре бранденбургская армия хорошо показала себя в Тридцатилетней войне. В Пруссии получили распространение суровые формы крепостного права (т. н. «Второе издание крепостничества»). С 1701 года было введена обязательная воинская повинность. Кроме того, королевские вербовщики хватали молодых людей по всей стране. (М. В. Ломоносов, пойманный прусскими вербовщиками, подвергался муштре в течение нескольких недель, прежде чем сумел дезертировать[1]). Без муштры было невозможно создать боеспособную армию из людей, согнанных принудительно. Наивысшего расцвета достигла муштра при Фридрихе Великом. Его армия выиграла две Силезские войны, нанесла ряд поражений австрийцам и французам в Семилетней войне (но была побеждена русской армией), захватила часть Польши.
С конца XVII века обучение в форме муштры стало широко распространяться и в других странах Европы.
На рубеже XVIII—XIX веков победы войск американских сепаратистов, революционной Франции и Наполеона привели к серьёзным сомнениям в необходимости муштры. Охваченные энтузиазмом французы не нуждались в палочной дисциплине, а артиллерия Карно и Наполеона легко расстреливала сомкнутые ряды противника. Начиная с этого времени, муштра в большинстве стран пошла на убыль, но в Пруссии и России этот процесс происходил довольно медленно.
Россия
В России термин «муштра» появился при Петре I[2]. При нём начались принудительные наборы рекрутов, в основном из крепостных крестьян, которые под строгим руководством иноземных офицеров обучались строевой подготовке и ружейным приёмам. Петр I ввёл в армии наказания шпицрутенами за дисциплинарные проступки. Был создан Воинский устав Петра I, отличавшийся крайней суровостью. Новобранцев клеймили порохом для облегчения поимки в случае побега. Благодаря муштре были одержаны победы над восставшими стрельцами, а затем и над более грозными противниками, в том числе и знаменитая победа над шведами в Полтавской битве.
Введённая Петром новая система обучения с изменениями просуществовала вплоть до 1917 года. С её помощью российские войска одержали немало побед, в частности, под командованием таких полководцев, как Суворов, Кутузов, Багратион, таких флотоводцев, как Ушаков и Нахимов. С именами этих военачальников связаны значительное смягчение муштры и уклон в сторону боевых учений.
В XIX — начале XX вв. некоторые писатели России, в частности, Герцен, Толстой, Чернышевский, Куприн, выступали против муштры, но безуспешно.
С начала Февральской революции 1917 года из армии исчезла не только муштра, но и дисциплина. Во время Гражданской войны Красная Армия, как и большинство её противников, не использовала муштру. В 1920-х—-1930-х годах некоторые элементы муштры (в частности, строевая подготовка, парады) были возрождены и сохраняются по сей день, но в целом муштра стала достоянием истории.
Цели и достоинства муштры
В наставлениях XVIII века чаще всего перечисляются следующие цели и достоинства муштры:
- приучение солдат к повиновению офицерам;
- создание привычки к мгновенному исполнению приказов;
- закрепление приёмов перестроения, залповой стрельбы и т. д., необходимых в линейной тактике.
Недостатки муштры
В сочинениях Энгельса и Куприна упоминаются, в частности, следующие недостатки муштры:
- отучение солдат от самостоятельности и инициативы;
- противостояние и неприязнь между солдатами и офицерами;
- подверженность панике при потере твёрдого командования.
Примечания
- ↑ Веревкин М. И. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова / Публ. и примеч. Г. Е. Павловой // М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. — М.-Л.: Издат. Акад. наук СССР, 1962. — С. 42-51. http://mikv1.narod.ru/text/Verevkin1962.htm
- ↑ Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. В 4 томах. М.: Прогресс, 1986—1987 г.
Литература
- Меринг Ф. История войн и военного искусства. — Санкт-Петербург, ООО «Издательство Полигон», ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. — 528 с. Тираж 5000 экз. ISBN 5-89173-056-1 (Полигон), ISBN 5-237-04396-8 (ACT) / Перевод Н. Н. Попова / Примечания Н. Н. Попова.