Наказание и поощрение: Золотые правила поощрения и наказания – Поощрения и наказания | Азбука воспитания

Автор: | 18.10.2020

Родительский университет. «Поощрение и наказание в воспитании детей».2

Родительский университет.

«Поощрение и наказание в воспитании детей».

Цели: 

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье

  1. Вступительное слово .

Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет, и не может быть.

Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.

Быть родителями – значит, все время учиться ими, быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети, помогать себе и им стать ближе друг другу.

Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение, как методы воспитания, не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются. Об этом наш сегодняшний разговор.

Кто из родителей не чувствует порой желание, потребности похвалить за что-то ребенка, поцеловать, приласкать его, сделать подарок?

«Разве трудно сделать ребенку приятное? И при чем здесь умение?» — спросите вы.

Нужно ли вообще поощрять и наказывать детей? Разве он должен быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным?

В самом деле, наблюдая иные семьи, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних как мир воспитательных средств.

И все же поощрения и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой страх, связанный с наказанием, все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Что же такое поощрение?

Привести пример. 

При подготовке к родительскому собранию, с учащимися 1-х – 4-х классов (всего 47 человек) было проведено анкетирование на заданную тему. Предлагаем посмотреть, что по этому поводу думают дети?

1. Что такое поощрение?

2.Часто ли вас хвалят родители?

а) никогда; б) всегда; в) иногда.

3.За что родители поощряют своих детей?

4.Как родители поощряют своего ребенка?

Давайте послушаем, как родители поощряют своих детей.

1.Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)

2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку? (Да, нет, иногда)

3. Как вы поощряете своего ребенка? (Радуетесь вместе с ним его успехам, просто хвалите, покупаете дорогие вещи, подарки, даете деньги; другое).

Каждый воспитательный прием, как лекарство, может приносить пользу, а может – вред.

Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий.

Поощрение всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования.

Если поощрение не сочетается с разумной требовательностью, оно теряет свою положительную силу воздействия на человека.

И все-таки поощрения детям нужны. Лучше всего, если они не носят материального характера.

По уровню культуры мы очень скупы на похвалу. Она необходима любому человеку, а ребенку – особенно.

Кому не нравится, если его хвалят? Слайд Похвала поощряет старания ребенка, облегчает работу, она становится средством, стимулирующим самосознание. Чем меньше ребенок, тем он непосредственнее радуется похвале.

Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя ждать как по расписанию.

Она должна быть 

конкретной, за конкретное дело. Хвалить следует так, чтобы в похвалу верилось.

Подарки детям – одно из важнейших средств поощрения детей, проявление любви, заботы. Своим подарком взрослые стараются доставить радость. Для детей начальной школы подарки следует выбирать такие, из которых им придется что-нибудь сделать, приложить фантазию: чтобы это было запоминающимся моментом. Предпочтительнее покупных подарков – подарки сделанные своими руками.

Следует отметить, что наиболее существенные педагогические ошибки допускают родители именно при поощрении детей: награда за хорошую учебу.

Поощрять за успешную деятельность – значит постепенно приучать ребенка к тому, что все его действия будут награждаться извне.

Постоянное подчеркивание успехов или качеств ребенка, восхищение его способностей приводит к тому, что дети верят в свою исключительность.

Похвала может дезориентировать ребенка. Если в семье часто хвалят, то у него создается завышенный уровень притязаний и самооценки. В результате формируется эгоцентрическая личность. Нельзя чтобы ребенок делал все ради поощрения, получая его за каждую мелочь.

Похвала приводит к зазнайству, к завышенной самооценке, что может не совпадать с реальной деятельностью ребенка. Тогда все успехи ребенок будет связывать с собой, а во всех неудачах винить других.

Частые похвалы и награды обесцениваются в глазах ребенка, он теряет к ним интерес.

Отсутствие похвалы и подарков, к которым привыкают дети, очень часто приводят к нервным срывам, вызывает капризы, которые со временем очень трудно исправить.

Подумайте, все ли вы делаете, для того чтобы не создавать такие ситуации?

Душевное тепло – это важнейшая основа воспитательного климата, и оно так нужно для нормального роста детей.

Но как же откликнуться на плохие поступки? Только словами? Не окажутся ли слова бессильными? Возможно ли физическое наказание? Вот послушайте, как вы наказываете детей. ( Анкета родителей).

1. Наказываете ли вы ребенка физически? (Да, нет, иногда)

2. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? ( Да, нет, иногда)

3. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? ( Да, нет, иногда)

4. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? ( Да, не всегда, нет)

5. Как вы наказываете своего ребенка? (Своим видом показываете, не разговариваете с ним; ругаете; не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер; наказываете трудом; не разрешаете гулять, общаться с друзьями; применяете физическую силу)

Что по этому поводу думают дети?

1. Наказывают ли вас дома?

2.Как вас наказывают родители?

3.За что вас наказывают родители?

Может ли наказание быть средством воспитания?

В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколькои с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет его применения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.

Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущербы окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверное, нанося психике ребенка непоправимый вред.

Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

Начнем с исторического аспекта вопроса.

Суровыми были обычаи воспитания в средневековой Руси. Не случайно до сих пор представления о “домостроевских” традициях в воспитании связывается с применением физических наказаний. Своеобразное переложение традиции немецкой средневековой школы, где ученик, которого выпороли, должен был целовать розгу, приговаривая: “Ах, моя любимая розга – ты ведешь меня к добру”.

В России в 1782 году комиссия народных училищ издала сборник школьных правил, где прямо указывалось, что запрещается вообще все телесные наказания, какого бы рода они ни были. Но пороть и сечь детей продолжали.

В 1804 году в уставе училищ были вновь подтверждены правила, запрещающие телесные наказания школьников.

А в 1820 году физические наказания в школах были официально разрешены.

В 1828 году – запрещены.

Проходило время, но проблемы наказания, которая достигла некоторого прогресса, продолжала также остро обсуждаться педагогами.

В.А.Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что современных Слайд —детей нужно воспитывать только добром, только лаской.

Реакция детей на наказание обнаруживает черты характера ребенка, особенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с ним. Каковы же основные условия действенности метода наказания? На этот вопрос нам отвечает традиционная классическая педагогика.

1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).

Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

2. Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

3. Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.

4. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

5. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.

6. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?

Интересны, на наш взгляд, 7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Итак, мы разобрались с требованиями, которые важны при использовании наказания.

 Как разрешать воспитательные конфликты в семье?

Для разрешения конфликта надо знать, что конкретно значимо в нем для ребенка и для родителей. Затем, остудив свои эмоции, надо спокойно выработать тактику поведения.

Например, ребенок вырвал из дневника лист с замечаниями учителя. Анализируем. Ребенок совершил проступок: он обманул родителей, скрыв от них замечания учителя, вероятно негативного характера. Он сделал это из-за боязни быть наказанным, непонятым, из-за нежелания быть униженным и несостоятельным в их глазах, тревоги за свои отношения с ними.

Если в этой ситуации родители не доверяют ребенку, не понимают его переживаний, не оберегают его от душевных и физических травм, не самокритичны, они скорее всего выберут в этой конфликтной ситуациистратегию соперничества. Эта стратегия самая непродуктивная. Ребенок, получивший двойное наказание за замечание учителя, за обман и порчу дневника, еще больше будет бояться подобного случая. А поскольку у него проблемы с поведением и успеваемостью, то он не застрахован от новых записей в дневнике. Следовательно, он будет вынужден снова и снова использовать испытанный способ самозащиты.

Если при тех же отношениях с ребенком родители просто уйдут от конфликта, не будут придавать значения проступку, тем более что подобные вещи уже совершались ребенком, проступок, несомненно, повторится. Для ребенка такая реакция родителей весьма желательна.

Родители могут приспособиться к ситуации: слегка пожурить ребенка, а затем при нем отчитать учительницу, которая без конца беспокоит своими записями. Чаще всего эту стратегию принимают родители, которые либо заласкивают ребенка, либо безразличны к его проблемам. Такое поведение родителей самое желательное для ребенка, но его проступки через некоторое время могут повториться вновь.

Очевидно, самой перспективной позицией в конфликтной ситуации является ее совместное обсуждение с ребенком – выявление его желаний, переживаний, мотивов поведения – и совместное принятие решений. В данной ситуации ребенок, прежде всего, должен получить гарантии того, что его выслушают и попытаются понять.

Предлагаю вам разобраться в вопросах наказания детей на примере разных педагогических ситуаций.

Ситуация 1:

  • Сын пришел домой в испачканной одежде, пуговицы на рубашке были вырваны вместе с тканью.

— Как должны действовать в этом случае родители?

Ситуация 2:

  • Володя нагрубил учительнице, мама посоветовала ему: «Завтра же на уроке встань и извинись!» — Сын заупрямился: «Что я такого сделал? Начну извиняться, ребята надо мной смеяться будут». Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чем не бывало собираться в школу, мать сказала, что идет с ним. «Иду извиняться за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым».

— «Не надо, мама! – всполошился Володя. – Я сам извинюсь»

— Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придется послушать, как мать извиняться станет».

Так она и сделала, и для Володи это было действительно суровое наказание. Этот урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов.

А.С. Макаренко писал: «Наказание может воспитывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного и гордого человека».

Согласны ли вы с этим высказыванием?
 

Ситуация 3:

  • В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому : делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Правильно ли поступали родители, наказывая ребенка физическим трудом?

Была ли подобная ситуация в вашей семье?
 

Ситуация 4:

  •  Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. «Бестолочь! – возмутилась мать, — от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!» Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
  • Как бы вы поступили на месте мамы Вити?
  • Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?

Ситуация 5:

  • Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: « Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!» — Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.
  • Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
  • Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?

У каждого из вас свое мнение по поводу применения поощрений и наказаний детей. И все-таки воспользуйтесь несколькими советами,решая такие непростые задачи.

1. Попробуйте какое-то время не говорить с ребенком после совершения проступка.

2. Умейте выбрать место и время для разговора.

3. Не делайте замечания детям в присутствии их товарищей. Оно не окажет в этом случае педагогического воздействия.

4. Выражение недовольства может быть разным, но лучше воспринимается тактичный способ.

— Частой причиной бестактного поведения взрослых бывает их плохое настроение, поэтому контролируйте себя.

— В разговоре старайтесь, чтобы с вашей стороны было меньше категоричных приказов, а больше просьб.

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

— зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;

— у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать…;

— это серьезный вызов, но я уверена, что ты готов к нему.

Как же поощрять ребенка в семье.

1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2.Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку. 
3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
6.Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.
7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
9.Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и т. д.
10.Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
11.Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
12.Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нелегко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

Как можно больше требований к человеку и вместе с тем, как можно больше уважения к нему.

Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия, тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный – учиться правильно, понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Заключительная часть.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Собрание хотелось бы закончить притчей.

Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил  узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: — И мира тоже».

Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается  не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей! И в заключении цитата Дороти Лоу Нолт из книги «Революция в обучении».

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя

          Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

          Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

          Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

          Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

          Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

          Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

          Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

          Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

          Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.

          Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

          Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

          Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

          Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

          Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

          Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

А в какой атмосфере живет ваш ребенок?

Статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме: Золотые правила наказания и поощрения детей.

Золотые правила наказания и поощрения детей.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Учить ребёнка добру взрослым следует прежде всего на своём личном примере. А что касается плохого, то опять же ребёнок должен видеть, как относятся к этому плохому взрослые.

Можно иногда за что-то похвалить, но не надо хвалить часто. Надо чтобы ребёнок ценил похвалу.

Наказывать надо редко, только за плохие или опасные вещи. Только если простых объяснений недостаточно.

Смотря какой ребёнок. Для одного и строгий взгляд уже наказание, а на другого повлияешь разве что тем что в угол поставишь или посидишь на стул, подумать над своим поведением.

Методы поощрения и наказания могут быть как дополнительными методами воздействия.

Основной метод – это, личный пример. Кто хочет что-то от ребёнка тот пусть прежде всего начинает требовать с себя.

Словесный метод и игровой метод тоже важны. С детьми надо общаться, играть, заниматься творческой деятельностью и тому подобное.

НАКАЗАНИЕ.

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. В этом разделе я уделю внимание тем ситуациям, в которых ребенок получает либо незаслуженное, либо наказание «непонятно за что».

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

4. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

5. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

6.Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит. Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете. Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

ПООЩРЕНИЕ.

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

1. Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Важным элементом воспитания ребенка является не только наказание, но и поощрение. А хвалить надо уметь. Если вы по любому поводу и без него будете хвалить ребенка — этот способ со временем утратит свою эффективность. Родителям стоит знать об этом.

В первую очередь ребенка необходимо поощрять за его работу, за те полезные действия, которые он выполнил. Конечно же стоит ему говорить и о том, что он самых хороший, любимый и умный — но не часто.

4. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

5. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

6. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Главный вывод: Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Консультация на тему: Консультация «Правила поощрения и наказания»

Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми.

        А.С.Макаренко

Правила наказания и поощрения дошкольников

Наказание и поощрение – методы стимулирования деятельности детей. Похвала ребенку или расстроенное лицо мамы одинаково эффективно влияют на чувства детей, и как следствие, руководят их поступками.

Поощрение

Детей следует хвалить за их достижения, хорошие поступки. С помощью похвалы словами или тактильными действиями (поглаживаниями, похлопываниями, пожиманием руки и т.д.) закрепляется какой-либо навык ребенка, т.к. малыш еще и еще хотел бы получить такую награду от взрослого.

Мамина улыбка, папино одобрение, похвала воспитателя – стимулы для формирования положительных привычек. Поощрение может быть выражено и в виде подарка, который родители или родственники дарят ребенку. Подарок должен быть не только вкусным, но и полезным. Поэтому подарки на новый год лучше всего сделать индивидуальными, многофункциональными. Учитывая особенности дошкольника, сладкий подарок может быть дополнен фломастерами, конструкторами, развивающими играми, познавательными книгами.

Наказание

Наказание — это мера воздействия, применяемая за вину, проступок. Этот метод чаще всего используется родителями после многократного уговаривания ребенка что-то сделать (прибрать игрушки, почистить зубы) или после совершения им проступка, который хотелось бы, чтобы не повторялся в будущем. Самое сильное наказание для дошкольника – это лишение общения и возможности играть, поэтому одиночество, усаживание на стульчик или отказ от совместной деятельности – действенный и эффективный способ. Физическое наказание – это всего лишь формирование рефлексии тела на тот или иной проступок. Ребенок будет бояться, но не понимать, почему этого нельзя делать. Наказание не должно носить отсроченный характер, нельзя наказывать за проступок, который совершен неделю или месяц назад.

После наказания обязательно должно быть прощение. Поощрение не следует превращать в наказание: подарок нельзя забирать, даже если ребенок совершил проступок, это сводит на нет все прежние усилия по воспитанию.

Наши советы:

Чего категорически нельзя!

  • Наказывать едой
  • Обзывать бранными словами
  • Кричать
  • Ставить в угол надолго
  • Наказывать в публичном месте
  • Повторять свои требования множество раз

Информация для размышления:

Мнения авторитетных ученых.

П.П. Блонский (русский педагог) возражал против телесного наказания, мотивируя это следующим: наказание аппелирует к животному страху! Впоследствии такие дети делаются нечувствительными. Наказание унижает и создает морального циника.

Б. Спок (американский врач и педагог) предлагал применять наказания (не телесные) только в экстремальных случаях. «Главная задача родителей — это спокойно и тактично объяснить ребёнку, что от него требуется, внушить ему, что он делает неправильно. Когда у родителей нарушается процесс воспитания, то я уверен в необходимости совета специалиста»

А. Фромм (американский терапевт и педагог) утверждает, что в наказаниях таятся следующие опасности:

  • Очень часто наказание не исправляет поведение ребёнка
  • Наказание вынуждает ребёнка опасаться потерять родительскую любовь
  • Частые наказания побуждают ребёнка оставаться инфантильным
  • Наказание может помочь ребенку привлечь внимание родителей

Любящему родителю на заметку

Чем можно справедливо заменить наказание:

© Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей

© Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение не правильно, но будьте предельно кратки.

© Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

© Неторопливостью. Не спешите наказывать, подождите, пока поступок повторится.

© Наградами. Они более эффективны, чем наказания

Советы специалистов:

  1. Научите ребёнка поругать самого себя. Таким образом, вы на пути к самоконтролю, самоанализу, самокритике
  2. Обращайтесь к ребёнку по — деловому (Наташа, а не Натусенька).
  3. Измените тон общения: решительный, но не крикливый.
  4. Измените в себе самом (т.е. в родителе) выражение лица — нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду, гнев.
  5. Лишите на время любимой игрушки или другого предмета, поставив их на видное место, периодически при этом напоминайте ребенку «Скучает нынче наша кукла».
  6. Проводите вечером (не перед сном) эпизодические секретные совещания вдвоем (папа и ребенок, мама и ребенок) на тему: что я сегодня делал не так.
  7. Хвалите других детей или друзей, но к месту «А вот Саша всегда одевается сам — просто молодец».
  8. Организуйте дома «уголок не обдуманных поступков», где ребенок будет наказанным не стоять, а сидеть, но без ничего.
  9. После любого наказания обязательно обговаривайте (кратко), почему, за что наказан, а потом — обязательно приласкайте.

Обратите внимание на смысл заключения американского доктора Бертона Л. Уайта: Лучшими родителями оказываются те, которые преуспели в трех ключевых функциях:

  1. Они удачно оформляли и организовывали окружающее пространство детей.
  2. Они позволяли ребенку отрывать их от дел на полминуты, в течение которой ребенку можно что-нибудь объяснить, рассказать, подбодрить.
  3. Воспитывая своих детей, они высказывали по отношению к ним одновременно и несокрушимую твердость и вселенскую нежность».

Как правильно поощрять детей? | Азбука воспитания

Мы часто ругаем детей. При этом забываем, что они заслуживают и поощрения. Ведь это не просто хороший педагогический прием, а и стимул для хорошего поведения. Как правильно поощрять детей? Как найти ту золотую серединку, которая бы помогла ребенку правильно воспринять это поощрение, а родителю грамотно похвалить его? В этом помогут разобраться советы психолога.

Родителям, говорят психологи, следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Они уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность.

encourage children - Как правильно поощрять детей?encourage children - Как правильно поощрять детей?Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег. Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  • Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  • Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  • Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  • Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  • Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

 Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»

Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.

Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.

  • Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  • Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  • Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша

Статья на тему: Поощрение и наказание как методы стимулирования

Поощрение и наказание как методы стимулирования

Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании студентов, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.

 Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Для психологического развития  одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания — исправлению, или коррекции, отрицательных. Соотношение между теми и другими на практике должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания.

Учебная деятельность является полимотивированной, что предполагает поиск и варьирование стимулов деятельности каждого студента, включение в их число органических, материальных, моральных, индивидуальных, социально-психологических и других возможных стимулов, положительно влияющих на усвоение знаний, на формирование умений и навыков, на приобретение определенных личностных свойств. Действие различных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредствовано. Говоря о ситуационной опосредствованности, мы имеем в виду то, что восприятие и оценка человеком тех или иных стимулов как значимых обусловлены тем, в какой ситуации это происходит. Один и тот же стимул, например высокая или низкая оценка, может по-разному влиять на стремление к успехам тогда, когда он значим для человека или не значим.

Одна и та же оценка может восприниматься по-разному в условиях, когда ей предшествовали неудача или успех или когда она повторяет ранее уже много раз полученную оценку. Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности. Успех, следующий после неудачи, а также неудача, наступающая вслед за успехом, заставляют индивида что-то менять в своем поведении. Под личностной опосредствованностью воздействия стимулов понимают зависимость этого воздействия от индивидуальных особенностей людей, от их состояния в данный момент времени. Стимулы, касающиеся удовлетворения наиболее важных для человека актуальных потребностей, будут, естественно, сильнее воздействовать на него, чем те, которые относительно индифферентны. В эмоционально-возбужденном состоянии значимость стимулов может восприниматься человеком иначе, чем в спокойном.

Педагогическая оценка как стимул

Педагогическую оценку правомерно рассматривать как особого рода стимул. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности-обучении и воспитании — педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализации иных потребностей в различных видах деятельности.

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.

Такая оценка должна обеспечивать максимум мотивированности ученика именно в данных видах деятельности с учетом следующих четырех обстоятельств:

  1. знания необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ученика  к успехам в учении и воспитании;
  2. знания подлинных мотивов участия учеников  в данных видах деятельности;
  3. знания индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания;
  4. знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств личности.

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей ученика, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения. В зависимости от индивидуальных особенностей ученика,  ситуации и ряда других факторов соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрений и наказаний, должны меняться. Типы и способы оценивания успехов и неудач учащегося в учении и воспитании следует систематически варьировать для того, чтобы не возникало явление привыкания и угасания реакции на действие данных стимулов.

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал студент, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок субъект стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных — через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов учеников. Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.

В этой статье рассматривалось  понятие педагогической оценки и  ее влияние на воспитание студентов.

И пришли к выводу, что оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания  учащегося  создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности учеников   и обеспечивали их выявление.


Статья на тему: Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье

Повышение воспитательной роли семьи в воспитании детей.

Поощрение и наказание как метод воспитания ребёнка                                в семье.  

                                                                 

                                                                  Существовала некогда пословица

                                                                  Что дети не живут, а жить готовятся.

                                                                  Но вряд ли ли в жизни преуспеет тот,

                                                                  Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

                                                                                                                 С. Маршак

             Как воспитывать ребёнка, чтобы вскрыть лучшее, что заложено в нем, и

Проявить всё лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и

быть не может. Точно так же как нет идеальных детей и поверьте, не существует идеальных родителей.

             Быть родителями – значит всё время учиться ими быть: развивать интуицию самообучаться по мере того как растут дети; помогать себе и им

стать ближе друг другу.

              Очень часто ребёнок становится нервным агрессивным и

неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению

к нему методы наказания и как это не парадоксально поощрения. Уровень

тревожности в этом случае у ребёнка становится высоким, а результы учебной

деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются.

              Говоря о наказании совершенно нет такой необходимости призывать к физическому насилию или применению силы, а именно об этом думают в первую очередь. Наказанием фактически является все, что вызывает у ребенка отрицательную реакцию. Ребенок приходит в мир с огромным запасом энергии громадными интересами и богатым ассортиментом индивидуальных потребностей с одной стороны. С другой         стороны он обладает неразвитыми моторными навыками, слабой волей и ограниченными представлениями о добре и зле. По этой причине его развитие обязательно сопровождается бесконечной вереницей различных оплошностей и дурных поступков, что постоянно провоцирует родителей на конфликт. Родители со своей стороны постигают секреты воспитания в процессе реальной жизни. Приобретение этого опыта сопряжено с недостаточным пониманием проблем ребенка в ответственные моменты его развития.

            Наиболее распространенными родительскими ошибками являются:

  1.  Попытка решения личных проблем посредством ребенка;
  2.  Попытка выражения или решения супружеских проблем через ребенка;
  3.  Неправильные реакции по правильному поводу.

             Теоретически существует две группы наказаний.

Первая группа наказаний состоит из различных форм лишений (активности или любви): постановка в угол, отстраненность, неразговаривание, запрещение каких либо проявлений активности – игр прогулок, работы за компьютером.

Вторая группа наказаний опирается на различные страхи. Сюда относятся      крики, взгляды, моральное давление (давление словами, ругань) и собственно физическое насилие.

            Практически наказание для ребенка заключено не столько в словах или действиях, сколько в их эмоциональной и интонационной окраске. Физическое

наказание ничего не добавит к прочим действиям, если уже удалось вызвать ощущение страха. Некоторые родители продолжают споры на тему «бить или не бить» и одновременно не стесняясь выражений методично уничтожают ребенка словами. На мой взгляд лучше 10 раз шлепнуть ребенка с беспристрастным  видом  (разумеется до определенного возраста),  нежели один раз  сказать  ему  пристрастно «сволочь» или подавить его криком. А если эмоциональная тирада в адрес ребенка еще содержит информацию о том что «лучше бы тебя не было»,  и другие экскурсы  в прошлое подобного рода, то такие родители могут быть уверены – эта несдержанность и боль, которую они причиняют своим детям, вернется к ним десятикратно!

         Наказание не лучший способ воспитания детей, хотя многие родители считают, что у этого способа есть как минимум два достоинства – он простой и эффективный. С возрастом приходит опыт и понимание того что простота и эффективность наказаний весьма спорны.

         Можно сказать, что наказание это способ облегчения души. Отреагировав своевременным наказанием, душа перестает болеть: «Меры приняты» (Только помните  что  после  наказания душа ребенка тоже перестает болеть, так как наказание снимает с него чувство вины.) Если уж приняли такое решение, то наказывая – НАКАЗывайте (от слова наказ).

          Необходимо четко и ясно проговорить ребенку причину своего недовольства,  а  если причина родительского недовольства  видна невооруженным взглядом (ребенок баловался и пролил молоко) то нужно воздержаться от обширных комментариев (выражения лица будет вполне достаточно) и совершить элементарное управление: «Тряпка в углу».     Поскольку ничего  больше не последовало, ребенок не снимает с себя чувство вины и дальше будет думать о поступке.

          Что же касается  телесных наказаний, то тычки и подзатыльники которыми иногда награждаются дети, являются неразумными по ряду причин.    Во-первых, намеренное причинение боли другому человеку в особенности ребенку, унижает самого применяющего насилие.

Во-вторых, такой вид наказания говорит ребенку о том что более сильный и обладающий большей властью человек может насильно заставить другого человека делать что-либо против своей воли. Неудивительно если в дальнейшем эти дети и подростки выберут такое поведение в качестве своей собственной жизненной стратегии.

В-третьих, наказание понимаемое как отрицательное стимулирование обладает значительно большей силой и разнообразием методов если ребенку совершенно ясна связь между его поступком и наказанием. Другими словами только понимание ОТВЕТСТВЕННОСТИ делает наказание эффективным и человечным методом воспитания. Желание ответить наказанием на огорчение которое принес проступок ребенка недостойно взрослого человека.

В-четвертых, бить детей вредно и по медицинским показаниям тоже. По голове    —  это  просто  преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам – медики категорически запрещают, так как здесь  много  нервных  окончаний  связанных  с  самыми  разными    органами.

Удар  по  лицу  самый унизительный,  он никогда не забывается и не будет прощен.

           Дети подражают нам в своем поведении. Если родитель чувствует необоротимое искушение применить физическую силу к своему ребенку, я советую  ему обратиться к дополнительной помощи в решении своей собственной психологической проблемы.

           Наказания также имеют свою иерархию:

  1. Игнорирование нежелательного поведения;
  2. Словесные замечания;
  3. Лишение привилегий;
  4. «Высылка» — в угол другую комнату и т.п.

Игнорирование нежелательного поведения.

           Иногда родителям советуют: «Не обращайте внимания – само пройдет».

Однако здесь не все так просто. Игнорирование нежелательного поведения – это эффективный метод, однако многие  родители  затрудняются в  его  использовании. Надо понимать, что бывают случаи, когда ребенок совершает заведомо непозволительные вещи с единственной целью – привлечь  родительское внимание. И выход из этой ситуации не прост: с одной стороны, если ребенку нужно ваше внимание,  он  должен получить его в благожелательной форме, с другой стороны стоит ребенку понять, что вы поддаетесь на провокации, как он станет пользоваться этим все чаще.

           Все это довольно трудно. Родителей часто расстраивает их неспособность игнорировать негативные формы поведения. По этому поводу предлагаю несколько советов:

— не смотреть на ребенка тогда когда он ведет себя плохо;

— уйти в другую комнату;

— слушать музыку, заняться физическими упражнениями;

— родители должны быть единодушны в игнорировании нежелательного поведения.

Нужно  продолжать  игнорирование до тех пор, пока он не изменит свое поведение. Это трудный подход; и может пройти немало времени пока с его помощью будет устранено нежелательное поведение.

Словесные замечания

Словесные замечания должны быть краткими и точными. Слишком много рассуждений по поводу тех или иных поступков ребенка могут только усилить и поддержать их. Достаточно сказать: «Нет», «Достаточно», «Стоп». Если этого недостаточно нужно обратиться к следующей ступени – лишению привилегий.

Лишение привилегий

Это  не  должно  быть  наспех.  Этот  подход  должен  осуществляться в спокойной манере, и  основные  правила, касающиеся его применения, должны быть заранее известны ребенку. Основной принцип заключается в том, что ребенок  постоянно  зарабатывает  привилегию;  если  он  демонстрирует     какую-то нежелательную форму поведения, то он не получает этого.

             К применению наказаний нужно подходить осторожно. Согласно результатам  многих  исследований.  Большая  часть  отношений  между

родителями и детьми осуществляется в негативном ключе. Иначе говоря, родители чаще ругают детей за проступки, чем хвалят за успехи.

          Родителям нужно запомнить что

НАКАЗАНИЯ  ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАЗДРАЖЕНИЕМ И ГНЕВОМ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЧРЕЗМЕРНЫЕ И СЛИШКОМ ЧАСТО ПРИМЕНЯЕМЫЕ,  НИКОГДА  НЕ  ПРИВЕДУТ К ЖЕЛАЕМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ. Как бы ни был наказан ребенок, что бы он ни сделал, он должен всегда чувствовать в родителях родных самых близких людей.

         Точно так нужно быть осторожным и с поощрениями.

Детская радость удовольствие развлечения должны представляться детям не в качестве  награды  за  хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей. То, что ребенку необходимо нужно дать ему  при  всех  условиях  независимо  от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно нельзя давать ему виде награды.

          С определенного возраста родители должны определиться в вопросе формирования отношения детей к деньгам. Здесь позиция взрослых должна быть продуманной и взвешенной. Если проблема материального обеспечения становится главной темой разговоров заслоняя собой другие стороны жизни семьи  то велика вероятность того что у ребенка сформируется твердые убеждения в том что деньги и есть главный смысл жизни. Другая крайность – вообще не уделять внимания экономическому воспитанию детей в семье.

Многие  исследователи  подчеркивают что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того имели ли они подобный опыт в детстве.

           Отношение многих родителей к карманным деньгам, к поощрению виде денежных средств до сих пор остается двойственным. С одной стороны многие боятся что деньги «испортят ребенка». С другой стороны для многих родителей деньги и подарки – это  самый  простой и удобный способ «отделаться» от ребенка в прямом смысле откупиться от своих воспитательных обязанностей.

          Истина в этом вопросе где – то посередине. С того момента как ребенок начинает испытывать потребность в самостоятельной трате денег,   он осознает что это такое, то есть с того момента когда он хочет иметь свои деньги, то они должны у него быть.

          Есть  мнение, что надо в виде поощрения оплачивать детям хорошие отметки и работу дома. На первый взгляд эта идея кажется заманчивой, так как выплаты стимулируют ребенка лучше учиться и быть хозяйственнее, аккуратнее Но здесь есть серьезный подводный камень прямо-таки подводная скала.

           Человек должен ставить перед собой цели и стремиться к их выполнению и поэтому учиться. Задача родителей здесь – выработать интерес к учебе как таковой, а не подменять его интересом к деньгам. К тому же качество пятерки бывает разным – оценка все же вещь субъективная.

          С домашним хозяйством и самообслуживанием приблизительно та же картина.  Не  надо подменять воспитываемое осознание необходимости некоторых действий стремлением к деньгам.  Лучше объяснить, что люди живущие вместе должны думать друг о друге. Ведь взрослому никто не будет оплачивать мытье посуды и уборку в доме.

          Все это не значит, что вообще никак не надо  отмечать успехи своего ученика в учебе или других делах.   Наоборот подарок на окончание учебного года будет очень кстати – как признание заслуг и трудов ребенка.

Выводы и заключение.

          Готовясь к данному выступления я перечитала много хорошей педагогической периодики, которую выписываю еще с времен обучения в институте, книг, помогла в работе и моя учеба на дистанционных курсах повышения квалификации по курсу Е.Е. Кравцовой «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»; работаю в содружестве с нашим школьным психологом.

          Мы с психологом составили анкету для родителей и опрос для детей по вопросу использования в воспитании детей мер поощрения и наказания.

           С некоторыми результатами анкетирования хотела бы ознакомить вас.

           На вопрос: «Нужно ли использовать в воспитании ребенка наказание»

80% родителей, к сожалению, ответили положительно. При выборе между поощрением и наказанием все родители отдали предпочтение поощрению, что меня радует. Согласились с тем что «бывают случаи, когда лучшее наказание-  

это ремень»  35% родителей, что огорчает меня как педагога и родителя. На вопрос о том, когда принимается решение о наказании, только 39% ответил      

«После того как остыл и разберусь».

           Ответы  детей  тоже  дают  пищу  для  размышления.  Хочу   привести

Несколько  цитат  из  размышлений  детей  на   вопрос:  «Если  бы  я  был волшебником, то от чего бы избавился в воспитании»

— «…я бы сделал себя очень хорошим и послушным…»

— «…чтобы они (родители) не ссорились по пустякам…»

— «…чтобы мама (папа) стала добрей…»

— «…чтобы ремнем не били…»

— «…чтобы чтобы на меня не ОРАЛИ! …»

— «…не покупали торты, кроме медового…»

          Результаты опроса требуют серьезного изучения привлечение к работе школьного психолога. С некоторыми родителями беседы и работа уже ведутся. Это большая работа, но она необходима и  родителям и педагогу. После анализа результатов, я планирую провести родительское собрание «К вопросу использования в воспитании детей мер поощрения и наказания»

          В заключении разрешите прочитать китайскую притчу «Ладная семья».

          Жила  на  свете  семья.  Она  была  не  простая.  Более  ста  человек  насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Семья была особенная – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни упаси Боже драк и раздоров.

          Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил     проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его             возрадовалась: кругом чистота красота и мир. Решил он узнать, как жители села добились такого лада пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье». Глава взял лист бумаги и стал что-то писать.

          Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял и удивился. Три слова

были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал как водится за ухом и спросил:

— И всё?

— Да – ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи – и, подумав добавил – и мира тоже.

         Мы – учителя воспитатели родители – не хозяева жизни детей. Мы  не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут     повлиять на путь ребенка.

         Разрешите закончить словами педагога Ш.А. Амонашвили: «Плохими детьми не рождаются. Ребенок рождается, что бы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее сильнее, чем при самостоятельной работе».

Психология подростков: поощрение и наказание

Одна из самых частых причин, по которым родители обращаются к психологу, — это проблемы с дисциплиной у ребёнка. И особенно остро этот вопрос встаёт у родителей подростков. Большинство осознаёт, что в это время взрослеющему ребёнку нужно больше свободы, но что насчёт ответственности? Взросление не приходит без осознания последствий наших поступков, однако создаётся ощущение, что любая попытка напомнить об этом воспринимается в штыки.

Учителя и родители со вздохом отчаянья признают, что подростка почти невозможно заставить делать то, что, по их мнению, является действительно важным: хорошо учиться, задумываться о будущей профессии, уважительно относиться к окружающим. С точки зрения психологии это можно объяснить тем, что в таком возрасте ребёнку необходимо отстаивать независимость, или тем, что подростки более дорожат мнением друзей, а не взрослых, поэтому и отвергают любые механизмы воздействия. Но как тогда призвать не признающего авторитеты бунтаря к порядку?

По мнению психолога Шерил Сомерс, наказание — метод воспитания, сопряжённый со страданием, потому как он связан с демонстрацией власти и навязыванием контроля: родитель может наказать ребёнка, представить же обратную ситуацию невозможно. Кроме того, дисциплина прививается только посредством обретения самоконтроля, неустанное же контролирование со стороны родителей снимает ответственность: зачем принимать решения самостоятельно, если за тебя всё решит мама?

Запреты, домашний арест, повышение голоса — всё это, по мнению Сомерс, инструменты «шоковой терапии». Они действуют быстро, но абсолютно бесполезны с точки зрения долгосрочного воздействия.

Признание ребёнком своих ошибок в данном случае — не более чем формальность, помогающая поскорее отменить неприятные ограничения. Так происходит потому, что наказание зачастую не связано с проблемой поведения. Подросток обижает младшего брата — родитель отбирает у обидчика телефон: очевидно, что такая мера никоим образом не отсылает к причине наказания и вызывает лишь страх и негодование. 

image_image(источник: shhaoding.com)

Сомерс замечает, что осознание последствий действеннее любого наказания: какой смысл запрещать компьютерные игры, если подросток не моет за собой посуду? 

Психолог предлагает иной метод: если ребёнок отказывается убирать за собой, создайте график, согласно которому на каждом члене семьи, например, будет лежать обязанность мыть посуду в течение недели. Цель такого мероприятия ясна: помимо того, что подросток будет принимать непосредственное участие в уборке, он также начнёт уважать усилия других членов семьи в сохранении порядка.

А если ребёнок обижает младшего брата, нет никакого смысла запрещать ему гулять с друзьями, утверждает Сомерс. Вместо этого попросите его провести время с братом на выходных: прогулка в парке или совместный поход в кино поможет наладить отношения, если, конечно, будут поданы в качестве просьбы, а не навязаны приказным тоном.

Подход Сомерс к формированию дисциплины через осознание последствий кажется логичным и гуманным. Жаль только, что нейробиологи развенчивают его эффективность.

Действительно, наказания в большей степени не имеют влияния на подростков — но, к сожалению, это справедливо и в отношении методики Сомерс. И виной всему, как показало недавнее исследование, взрослеющий мозг.

Подростковый период начинается с биологических изменений, сопутствующих половому созреванию, и заканчивается тогда, когда человек обретает стабильную, независимую роль в обществе. Но вместе с тем, это также время реорганизации мозга — того органа, которому будет посвящено ещё немало научных открытий в ближайшем будущем.

В подростковом возрасте серое вещество, которое стремительно росло с момента рождения, начинает истончаться. Это, скорее всего, связано с процессом «синоптической обрезки», избавляющей мозг от ненужных синапсов и увеличивающей нейронную эффективность. Такое истончение происходит в том числе в префронтальной коре, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений.

image_image(источник: courses.financier.by)

Созревание префронтальной области коры происходит неравномерно, в то время как лимбические структуры, отвечающие за эмоциональное реагирование, напротив, достаточно развиты к 11-14 годам. Получается, что слабость префронтальной коры при доминировании лимбических структур приводит к тому, что подростки не могут контролировать себя, склонны к риску, не умеют делать выводы из собственных поступков, часто ошибочно интерпретируют слова и действия окружающих и с трудом концентрируются. Безрадостная статистика: так называемое рискованное поведение становится причиной около 70% подростковых смертей.

У детей и лимбические структуры, и префронтальная кора развиты ещё недостаточно, поэтому они хоть зачастую и ведут себя неуправляемо, но всё-таки не настолько импульсивны, как те, кто уже вступил в пору юношества. 

К 18 же годам обе системы приходят в равновесие, что позволяет уменьшить количество поспешных и необдуманных действий. Но до этого возраста всё, что касается самоконтроля, даётся человеку с огромным трудом: дерзкое поведение, свойственное подросткам, обусловлено неспособностью сопоставить свой поступок с возможными последствиями. 

Данный тезис был подтверждён несложным экспериментом: людям от 13 до 20 лет предложили выполнить видеотест во время прохождения магнитно-резонансной томографии. Испытуемые должны были правильно выстроить последовательность планет. За каждый верный ответ они получали денежное вознаграждение, а за каждую ошибку теряли деньги. Кроме того, в каждой игре были раунды с повышенными ставками вознаграждений.

Ожидалось, что более высокие ставки заставят участников показывать и более высокую мотивацию при прохождении заданий. Однако, как продемонстрировал эксперимент, это было справедливо только для тех испытуемых, которым было 19-20 лет, испытуемые же более младшего возраста показывали одинаковый результат независимо от суммы вознаграждения. Данные МРТ позволили обнаружить, что у взрослых участников, выполнявших тест с большим энтузиазмом, наблюдалась активность префронтальных областей и более мощная связь между префронтальной корой и полосатым телом.

Таким образом, мозг взрослого обычно неплохо справляется с выстраиванием причинно-следственной связи: если я буду работать усерднее, я получу премию, а если я буду работать спустя рукава, меня уволят. Психологи назвали бы этот процесс способностью адаптировать когнитивные качества под требования окружающей среды, бизнесмены — анализом эффективности затрат, а мы бы, отбросив научные термины, решали бы, стоит ли игра свеч.

Но подростки пока ещё не умеют адекватно оценивать характер своих поступков. Поэтому, делают вывод нейробиологи, и поощрения, и наказания одинаково неэффективны в качестве воспитательных методик.

Итак, исследование научно обосновало, что юность — прекрасное время свободы от ответственности. К сожалению, с возрастом безрассудство нас покидает — но к счастью, с возрастом же мы обретаем понимание того, как приемлемо вести себя в социуме и что позволит нам получить достойное вознаграждение за свои труды.

Получается, остаётся лишь смириться с тем, что у подростков сложные отношения с дисциплиной? В общем и целом, такова жестокая реальность: едва ли стоит надеяться, что ребёнок в возрасте 14-18 лет действительно сможет осознать, как он вас ранит, не желая возвращаться домой до полуночи и не отвечая на ваши звонки.

Следуя логике Сомерса, можно было бы воспроизвести зеркальную ситуацию: задержитесь на весёлой вечеринке, никого не предупредив, и вдобавок выключите телефон. Однако весьма сомнительно, что ваше невербальное сообщение заставит ребёнка прочувствовать, как вам тяжело мириться с его неповиновением.

Между тем, все забывают о банальном факте: дети учатся только на нашем примере. Любой родитель, прочитав эти слова, отмахнётся: мол, да знаем мы — но только как это поможет сделать ребёнка более ответственным? Но, как продемонстрировал социальный эксперимент, проведённый ещё в начале 80-х, только это и может помочь.

image_image(источник: shhaoding.com)

В то время правительство Швеции было крайне обеспокоено мощным ростом асоциального поведения среди подростков: несовершеннолетние употребляли наркотики и алкоголь, занимались вандализмом и нередко проводили время в полицейском участке.

Чтобы разобраться в причинах столь настораживающей тенденции, психологи решили сравнить то, как проживают подростки-правонарушители и подростки, не имеющие проблем с законом. Оказалось, что не было особой разницы между материальным достатком и социальным положением их семей, в то время как эмоциональная составляющая, напротив, заметно отличалась.

Подростки с «хорошим» поведением жили с родителями, которые были ответственными, честными, внимательными и, самое главное, сами исповедовали те ценности, которые ставили детям в пример. Когда в рамках исследования «хороших» подростков познакомили с «проблемными», у первых практически не произошло каких-либо изменений в поведении.

Конечно, некоторые из них из любопытства пробовали алкоголь или совершали правонарушения в компании «хулиганов», но такое поведение, скорее, носило экспериментальный характер, и не превратилось в образ жизни.

Между тем, так называемые проблемные подростки совсем необязательно проживали в неблагополучных семьях. Нередко их родители вели вполне приемлемую с точки зрения социальных норм жизнь, однако их поступки не соответствовали тем качествам, которые они старались привить детям: можно ли упрекать ребёнка в непунктуальности, когда сам постоянно опаздываешь на работу? Можно ли требовать независимости от мнения окружающих, если сам не уверен в себе? Такое несоответствие «слова и дела» в поведении взрослых морально дезориентировало подростков и делало их более лёгкой добычей для различного рода негативных влияний.

image_image(источник: 7faz.com)

При этом было не так важно, придерживались ли родители традиционного строгого воспитания или, будучи последователями Спока, предоставляли им полную свободу — важно было лишь то, насколько они сами живут согласно тем ценностям, которые пытались взрастить в своих детях.

В статье «Наказание против дисциплины» американский психолог Бруно Беттельгейм писал: «Мы должны быть честными с детьми в отношении наших эмоций, с одной стороны, показывая, как сильно мы их любим, а с другой, не боясь продемонстрировать разочарование, когда мы огорчены их поступками. Ведь наши эмоции — часть нас самих. При этом мы не должны требовать от ребёнка совершенства. Однако, если мы стремимся прожить как можно более нравственно гармоничную жизнь, ребёнок, впечатлённый преимуществами такой жизни, сделает всё, чтобы жить так же»

Сколько бы эффективных методик воспитания ни существовало, пример родителей — самый мощный и наиболее естественный метод воздействия. По крайней мере, уловки поощрений («пойдёшь гулять, если сделаешь уборку») и запреты наказаний («ты никуда сегодня не пойдёшь!») уж точно не идут с ним в сравнение. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *