Понятие нирвана в философии буддизма означает. Достижение нирваны. Н. Непомнящий.100 великих загадок Индии. История древней Евразии
Согласно теории буддизма, можно сказать, что состояние нирваны — это ощущение свободы, покоя и блаженства. Чувство индивидуальности, растворённое в целом, не поддаётся словесному описанию, доступному в жизни обыкновенного ума. В объективном смысле понятие подвластно определению так же, как ощущается аромат цветка, изображённого на бумаге.
Определение нирваны
Согласно буддизму, нирвана — это высшая конечная цель любого существа и человека. Нир означает «отрицание», вана — «соединение, обеспечивающее переход из одной жизни в другую». Таким образом, состояние нирваны — это бытие человека, свободное от циклов рождения по причине исчезновения страданий, привязанностей и желаний.
Нирвана характеризуется состоянием просветления, достигнутым при жизни, когда физическое восприятие продолжает формировать существование человека, а также состоянием после смерти, когда утрачиваются пять видов земных привязанностей.
Кто может достичь просветления?
Душа, достигающая просветления, — это неверный подход к определению понятия нирваны в буддистском учении. Истинный путь к состоянию нирваны — это освобождение от иллюзии собственного я, а не от страданий. Сторонники учения сравнивают просветление с угасанием огня, прыгающего с фитиля на фитиль. И, если пламя исчезает, неизвестно где оно горит в настоящем времени.
Нирвана — это состояние счастья, сознания без объекта, освобождения от всех зависимостей, доступное каждому. Просветление не относится к субъективному состоянию, но объединяет в себе возможности субъективного и объективного.
Высшая нирвана
Высшая нирвана — состояние души Будды, или паринирвана, имеет такие синонимы, как амата, амарана, нитья, ачала, то есть вечная, бессмертная, недвижимая, неизменная. Святой может приостановить переход в нирвану, чтобы способствовать приближению к ней других, пребывая в состоянии ожидания.
Благодаря духовным школам в буддизме известно множество терминов высших состояний, синонимичных нирване с каким-либо доминирующим аспектом: мокша, состояние абсолюта, собственная сущность, абсолютная реальность и множество прочих.
Способы достижения нирваны
Три пути следования в состояние нирваны:
- путь Всемирного Учителя;
- саморазвитие совершенства;
- путь безмолвного Будды.
Достигнуть состояния нирваны очень нелегко, это удаётся немногим избранным.
Для людей естественно стремиться, мечтать, преодолевать сложности. Иллюзия состоит в том, что человек верит в счастье исполнения желания, но всё бывает условно. В итоге жизнь превращается в погоню за изменчивыми мечтами, а душа не ощущает себя счастливой.
Сознание и осознание
К сознанию относится свойство осознавать — понимать происходящее и своё состояние, что связано с мыслительными способностями. Но если исчезнет мышление, что останется? Человек будет воспринимать, но перестанет анализировать.
Для него словно стирается прошлое и будущее, остаётся только настоящее, что происходит в текущий момент. Если нет мыслей, то нет и ожиданий, переживаний, стремлений. При этом человек обретает способность видеть своё эго, думающее я и отличать свою духовную часть, монаду, суть, дух, наблюдающий за душой со стороны.
Эго и путь к нирване
Нирвана — это потеря личности с её мыслями, желаниями, чувствами. Поэтому собственно душа не способна достичь нирваны. На этом пути её ждёт смерть. И только затем происходит преобразование человека в личность более высокого порядка — само бытие. Это так называемый процесс просветления, свобода от приземленных склонностей и страстей.
Что способствует продвижению к нирване? Следует осознавать ограниченность человеческого опыта и восприятия, знаний, суждений, представлений, полученных в процессе жизни, засоряющих духовное начало.
Нирвана — это отрешенность от материальных ценностей, состояние радости и самодостаточности, подтверждающее свою способность без них обойтись. По мере того, как профессиональные достижения, статус, отличия, общественное мнение, выделяющие личность среди людей, становятся второстепенными, ослабевает и эго. В момент, когда исчезают надежды и стремления, связанные с местом эго в материальном мире, наступает просветление, или рождение заново.
Как ощущается состояние нирваны?
Состояние просветления очень приятно испытывать. И человек при этом не уподобляется программе с блаженным выражением лица. У него в памяти остаются представления о земной жизни, но они перестают доминировать над ним, оставаясь на грани физического процесса. Для глубинной сути обновлённой личности любое занятие не отличается от остальных. Внутри человека царит покой, а его дух обретает совершенную жизнь.
Достижение состояния нирваны в буддизме связано с обретением чистоты от умерщвления эгоистичной природы без усилий, а не её подавлением. Если аморальные стремления были сдержаны и ущемлены, то они вновь проявятся при первой возможности. Если же ум освобождается от эгоистичных побуждений, соответствующие психологические состояния не возникают, и чистота не требует усилий.
Уровни изменений
Различают уровни изменения на пути следования к нирване, которые характеризуются степенью последовательной утраты эго и преобразованием сознания после выхода из нирваны.
Уровни и характеристика состояния:
- Первый уровень имеет название сотапанна, или состояние вошедшего в поток, обретаемое после того, как возвратившийся из нирваны начинает осознавать своё состояние. Он пребывает в потоке до тех пор, пока его способность постижения не увеличится до следующего уровня. Говорят, что период вошедшего в поток длится от семи жизней, и в течении этого времени душа утрачивает следующие проявления: жажду в чувственности, бесконтрольное негодование, стремление к выгоде, потребность в похвале, жадность к материальному, иллюзорное восприятие и интерес к непостоянным вещам, следование обрядам, сомнение в смысле просветления.
- На втором уровне медитирующий очищается от примитивных желаний, интенсивности чувств притяжения или отвращения, ослабевает его сексуальное влечение. Состояние того, кто вернётся ещё раз характеризует полное бесстрастие ко всему и освобождение в текущей или следующей жизни.
- Следующий этап является состоянием того, кто не вернётся. Происходит уничтожение оставленного на предыдущем. Медитирующий освобождается от цикла рождений при жизни, у него исчезает отвращение к отрицательным проявлениям мира в виде боли, позора, порицания, понятия враждебности и неприязни. Всякое сладострастие и злонамеренность сменяется абсолютной невозмутимостью.
Освободившийся от социальной обусловленности, концепции реальности, страданий, привычек, гордости, отказавшийся от получения выгоды, славы, удовольствия, стремлений обретает любовь, сострадание, альтруизм, невозмутимость, чистоту побуждений. Для архата реальность воспринимается основанной на благородных истинах, безличности и а счастье и страдание — как две формы одного состояния.
Осознавая пройденный путь к просветлению, медитирующему становится доступен новый взгляд на свою сущность: он обнаруживает, что «эго» никогда ему и не принадлежало.
Понятие нирваны встречается во многих учениях и верованиях. Оно означает свободу от мучений. В общепринятом употреблении нирваной называется состояние, где отсутствуют страсти, мучения , а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.
Нирвана выступает разрывом в цепочке реинкарнаций. Это остановка перевоплощений, постоянный и нерушимый покой. Нирвану сложно определить. Что касается ее понимания, то между исследователями буддизма постоянно ведутся дискуссии. В понимании индуистов и последователей брахманизма нирвана – это соединение с Брахмой.
Каким образом в буддизме можно достигнуть нирваны и что это значит?
По верованию Будды, невзирая на мучения, что пронизывают каждый этап существования в Сансаре, существует состояние без мучений, и его возможно достичь. Им выступает состояние транса или нирвана. Вхождение в данное состояния в учении Будды обозначают термином амата, то есть достижение души, что разрушает цепь кармического существования.
Что такое нирвана? По определению – это состояние души, свобода от мирских забот и привязанностей, полное просветление и познание Истины
В сутра-питаке обозначают нирвану в качестве читты (освобожденного разума), что не испытывает никаких чувств. Оазум не отождествляется больше с феноменом жизни, он постоянен, вечен, потому освобожденный. Нирвана – это конец незнания (авидья), что погружает разум в постоянную цепочку реинкарнаций, сансару (жизнь в зависимостях). В точном обозначении нирвана не считается четким местом или состоянием. Она выступает познанием Истины.
Что такое нирвана?
Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.
нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей
Всем знакома фраза «впасть в нирвану» . Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.
В учении Будды нирваной называется верховное счастье , но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.
Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.
В среде исследователей и последователей учения Будды до сих пор ведутся споры о правильности понимания состояния нирваны
В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре . Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.
Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это , где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.
В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий
Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания.
Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.
Есть несколько разновидностей нирваны. В разных учениях она трактуется по-своему. Нельзя однозначно сказать, что именно означает это состояние
Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.
Типы нирваны
Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:
- непознанное состояние постоянного покоя и абсолютное удовлетворение;
- разрушение цепочки перерождений, окончание перерождений, полный, нерушимый покой;
- она не поддается какому-либо определению;
- в среде ученых и буддистов до сих пор ведутся споры о правильном понимании нирваны.
Существуют разные типы нирваны по различным учениям
Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:
- ментальная . Является коротким состоянием, что случалось с любым человеком. Каждый иногда ловил момент невероятного покоя, а также просветления. Это и называют ментальным проявлением нирваны;
- жизненная . Эта нирвана может быть достигнута человеком, если его душа еще пребывает в теле. Это дает шанс прервать цепь перерождений и приводит человека к новому виду;
- вечная . Те, кто смог достичь предыдущего типа нирваны после гибели тела, т.е. после смерти, постигает ее.
В тхераваде есть 2 вида нирваны:
- «с остатком ». В данном состоянии пребывает святой в буддизме, прежде чем выйти из цепи реинкарнаций. Остатком называется тело, оно носит имя «последнего»;
- «без остатка ». В этом случае у буддийского святого «успокаивается» полный набор дхарм, а сам он навсегда прекращает существование.
Как впасть в нирвану?
Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.
Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.
Чтобы достичь нирваны, потребуется научиться жить в настоящем моменте и отключаться от мыслей и привязанностей внешнего мира
Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:
- Находитесь в позе лотоса и дышите. Дыхание является одной из немногих постоянных в жизни, оно с нами всегда. Прочувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Дышать необходимо через нос, так как вдохи и выдохи ртом только увеличат сердечный ритм и повысят тревожность. Если вы дышите через нос, то это принесет расслабление. Сосредоточьте внимание на выдохах. В процессе выдоха ничего не случается, все лишнее исчезает, вы расслабляетесь. По этой причине при дыхании концентрируйтесь на выдохе.
- Спросите у себя, что вы сейчас делаете. Возможно, в текущий момент вы пытаетесь читать, но где витают мысли в реальности? С чем они связаны? Что делает ваше тело? Если в настоящий момент вы желаете читать, то делайте это. У нас слишком много забот в мире. Нет ничего странного в том, что жизнь настоящим непостижима из-за них.
- Выступайте свидетелем. Это означает наблюдение и осознание того, что происходит с человеком каждую секунду. Обращайте на это внимание, отстраняйтесь, тогда прошлое отступит. Не стоит концентрировать разум на одном моменте, в противном случае вы окажетесь в ловушке.
- Отпустите все. Если внутри живет свидетель, он обращен к настоящему, то отпустите все, чего нет в данный момент. Останьтесь здесь и сейчас.
- Дышите опять. Если мысли и мир опять вмешиваются и забирают вас из текущего момента времени, возвращайтесь к осознанному дыханию.
Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания
Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.
29 марта 2014Нирвана — это беспорно конечная цель человеческого существования. Нир — это отрицание, вана означает соединение или жажду и является силой, которая обеспечивает наш переход из одной жизни в другую. Следовательно, Нирвана — это существование, свободное от уз цикла жизни и смерти вследствие затухания желания.
Существует три пути в Нирвану:
- Самма-Самбудда: путь Всемирного Учителя.
- Самостоятельное развитие в себе Совершенств (парамит) Бодхисаттвы, устремлённого к развитию потенциала для достижения Просветления без помощи других, на благо всех существ. В одно и то же время не бывает более одного Самма-Самбудды.
- Пратьека-Будда: путь безмолвного Будды.
Нирвана должна быть достигнута в течение жизни, это не состояние, достигаемое после смерти. Нирвана, которая совершенна, радостна и благословенна, имеет два аспекта:
- Просветлённое состояние в этой жизни, когда процессы, формирующие наше существование ещё присутствуют.
- Нирвана после смерти (Махапаринирвана), где утрачены узы пяти групп привязанности.
Нирвана не является отсутствием всего, лишь потому что мы не способны к её восприятию. Существует хорошая история, иллюстрирующая это. Жила-была черепаха, дружившая с рыбами, и вот после её возвращения с земли подружка рыба спросила, где она была. Когда та ответила, что была на земле, рыба захотела узнать, что такое земля, но так и не могла понять, как что-то может быть твёрдым, на чём можно стоять, потому что она никогда не знала ничего, кроме окружавшей её воды.
Кто достигает Просветления и Нирваны?
Нет такой вещи, как «я» или душа, достигающая просветления. Гораздо важнее избавиться от иллюзии «я», чем освободиться от страданий. Узы цикла рождения и смерти — это огонь, перепрыгивающий с одного фитиля на следующий. Просветление подобно угасанию огня. Огонь был здесь, но где он сейчас, мы не можем сказать.
Высшая цель, к достижению которой должен стремиться каждый истинно верующий буддист, – это и есть нирвана. Несмотря на то что о ней немало говорится в буддийской канонической литературе и еще больше написано позднейшими буддистами и современными исследователями, многое до сих пор остается неясным, часто представляется противоречивым
Будда в нирване. Пещера № 26. Аджанта
Само слово «нирвана» означает «успокоение», «угасание». В буддизме оно употреблялось для определения достигнутого личными усилиями высшего состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Обычно нирвана сравнивается с огнем светильника, погасшего из-за того, что сгорело масло. Все проявления индивидуальности угасли – нет ни чувственных ощущений, ни представлений, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после смерти такой человек уже не возрождается и покидает сансару. (Сансара – в индийской философии реинкарнация, повторные рождения).
Буддийское «спасение», следовательно, означало не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то иных, неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.
Буддисты не считали нирвану вечной смертью. Будда называл свое вероучение «средним путем», отрицающим и вечную жизнь, и вечную смерть. О нирване говорится, что она «высшая цель», «высшее блаженство», «высшее счастье» и т. д.
В буддизме существование двух принципиально различных субстанций – временной материальной (тело) и вечной духовной (душа) – не признается. Признание вечности души означало бы признание вечности жизни и невозможности достижения нирваны. Считалось, что личность – единство души и тела и представляет собой совокупность не поддающихся анализу, непознаваемых элементов – дхарм (не путать с дхармой – названием буддизма). Духовная субстанция не может существовать отдельно от тела. Она, подобно материальной субстанции, не вечна, изменчива и подвержена конечному распаду и в этом отношении не подобна атману.
Таким образом, теория переселения душ претерпела значительное изменение: не душа переходит из одного тела в другое, а конкретный комплекс непознаваемых элементов, предстающий в одном случае как определенная личность, в другом случае обнаруживает себя как иная личность.
Жизнь – это поток постоянно сменяющихся моментальных вспышек восприятия и сознания, и она нам только кажется непрерывной. В нирване дхармы достигают окончательного успокоения.
Одной из самых трудных для буддийского богословия задач было объяснить, каким образом при отсутствии негибнущей души действует закон кармы. Некоторые ранние буддийские школы (например, саммитиев) даже вынуждены были признать существование вечной души. Столь же плохо согласовалась с теорией отсутствия негибнущей после смерти души идея ада и рая (небес), где должно пребывать нечто нетленное и нематериальное.
Согласно раннему буддизму, в нирвану может войти только человек, накопивший в течение многих предыдущих жизней необходимые моральные заслуги в соответствии с требованиями «восьмеричного пути». В последней жизни он должен оборвать все мирские связи, постричься в монахи и посвятить себя усвоению учения Будды и размышлениям над тайнами бытия. У отшельников-аскетов были заимствованы старые и выработаны новые приемы самогипноза, при помощи которых можно было довести себя до каталептического транса, являвшегося, по представлениям буддистов, особым возвышенным состоянием, тормозящим психические функции и тем самым как бы прекращающим существование личности.
На вопрос, может ли человек достичь нирваны при жизни, современные буддисты отвечают положительно. В частности, они ссылаются на то, что Будда достиг нирваны в момент «просветления»; и некоторые места в канонических сочинениях позволяют им это утверждать. Однако это трудно примирить с первой «благородной истиной», по которой жизнь состоит из страданий и не столько нравственных, сколько телесных (рождение, болезнь, старость, смерть). Нирвана должна была освободить человека от страданий и такого рода, но известно, что Будда после «просветления», как о том свидетельствуют данные палийского канона, был подвержен усталости, болезням, старческой дряхлости и смерти.
Таким образом, на протяжении всего периода древности сохранялась стойкая традиция, что нирвана наступает только после физической смерти человека. Вероятно, это было самым ранним представлением. Довольно рано возникло, очевидно, и воззрение о том, что нирваны можно достичь еще при жизни. И хотя традиционная биография Будды, сложившаяся к тому времени, уже основывалась на новых представлениях, прежние оказалось невозможным обойти. Важно, что в этом вопросе среди буддистов не было единства и после записи канона.
Как научиться быть в настоящем? Здесь и сейчас? «Руби дрова, носи воду» — говорит нам дзенская мудрость. Видимо, быть здесь и сейчас – это когда ты не носишь воду в то время, когда тебе нужно рубить дрова. Люди – существа далеко не многозадачные. Большинство из нас могут выполнять только одну задачу в данный момент времени. Если мы всем сердцем и умом включены в деятельность здесь и сейчас, то жизнь не пролетит мимо нас.
Клиницист и мастер йоги Майкл Дж. Формика предлагаем нам 5 простых шагов, чтобы вернуть себя в настоящий момент.
1. Дышите. Дыхание – одна из немногих констант в нашей жизни, мы дышим постоянно. Почувствуйте, как движется поток воздуха внутри вас. Дышать нужно носом, т.к. дыхание через рот увеличивает ритм сердца и повышает тревогу. Дыхание через нос, наоборот, приносит расслабление. Концентрируйте своё внимание на выдохе, рекомендует нам одна из буддийских традиций медитации (Тераведа). Во время выдоха ничего не происходит, всё лишнее перестаёт существовать, вы отдыхаете. Поэтому, когда дышите, обращайте внимание на выдох.
2. Спросите себя «Что я сейчас делаю?» Скорее всего, сейчас вы пытаетесь читать. Но где находятся ваши мысли на самом деле? К чему или к кому привязаны ваши чувства? Что делают ваши руки, ноги? Если вы хотите сейчас читать, то просто читайте. У нас так много забот: устроить детей на лето, позаботиться о родителях, ненавидеть родителей, скучать по любимым, звонить или не звонить… Неудивительно, что жизнь в настоящем ускользает от нас.
3. Будьте свидетелем. Быть свидетелем – значит наблюдать и осознавать, что с вами происходит в каждый момент времени. Наблюдайте, называйте это и отстраняйтесь от этого, тогда вы сможете отпустить то, что стало прошлым. Ум не должен останавливаться на одном объекте, иначе он окажется в ловушке этого объекта, т.е. в ловушке узкого взгляда на мир, человека, событие и т.д. Наш ум должен течь как дыхание, чтобы мы могли оставаться в настоящем, чтобы не застревать в ловушках прошлого и не страдать от ожидания будущего.
4. Отпустите всё остальное. Когда внутри вас живёт сознание свидетеля и оно обращено в настоящее, отпускайте всё то, что не присутствует здесь в данный момент. Просто оставайтесь здесь. Сегодня понятие нирваны часто интерпретируется как достижение наивысшего блаженства и покоя. Однако, это лишь результат нирваны. Само слово переводится как «непривязанность» или «отпускание». Именно отпускание, освобождение приносит чувство свободы, покоя и блаженства. Путешествуйте по жизни налегке – не берите на борт того, что сейчас не нужно.
5. Снова дышите. Когда мир или мысли снова начинают вмешиваться и вырывать вас из текущего момента, снова вернитесь к осознанному дыханию. Вдохните, выдохните и отпустите с выдохом оковы прошлого и волнения будущего. Постоянство осознанного дыхание помогает оставаться в настоящем.
Акт нахождения в настоящем представляется медитацией через действие – дыхание, осознавание, свидетельствование, отпускание, дыхание. Этот простой круг простых действий может изменить качество вашей жизни.
Адаптированный перевод статьи Майкла Формика
Идеи «деятельностной нирваны» в «космической философии» Циолковского : Русская философия : Руниверс
Прежде, чем говорить о рецепции буддийских идей в философском творчестве К.Э Циолковского, следует обратиться к тем его идеям, которые определяют онтологический статус человека в том варианте русского космизма, представленном в работах основоположника российской космонавтики.
Так, в качестве принципов единства Мира и человека у К. Э. Циолковского выступают принципы атомистического панпсихизма, космической детерминированности, целесообразности и разумности Вселенной. Человек в его философских построениях лишь форма высокоорганизованной материи, способная к улучшению других, окружающих ее форм материи и себя самой. Автора идей интеллектуальной селекции» трудно назвать гуманистом, хотя его учение носит антифиналистский характер и К. Э. Циолковский был убежден, что осознание благоприятной судьбы атома «увеличит здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы. Вы будете умирать с радостью, в убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность богатой органической жизни»[1].
Восточная философия, буддизм сыграли немаловажную роль в определении ее тем и понятий «космической философии». Интерес к буддийским идеям и попытка их использования в собственных концепциях нашел яркое выражение в целом ряде работ философа-космиста. Обратимся к их содержанию.
В статье «Нирвана» Циолковский писал о своем понимании жизни так: «На жизнь я смотрю как на сон. С прекращением его начинается непостижимая жизнь. Она и сейчас есть, но как днем свет звезд заглушается ярким светом солнца, так и эта вторая непостижимая жизнь может открыться только с прекращением грубого материального света нашей жизни. Вот этот-то грубый свет я и пытаюсь разобрать и понять в настоящей статье»[2].
В этой работе Циолковский анализируя «ощущения», испытываемые человеком в течение «реальной», пытается выявить тем самым пути психоэмоциональной гармонизации и нравственного развития человека и установить задачи общества по его совершенствованию.
Все ощущения делятся, по его мнению, на три рода: приятные, неприятные и безразличные. Все приятные ощущения Циолковский распределяет согласно их силе: «блаженство, неземное ощущение, великая радость, радость, приятность, счастье, чувство довольства, хорошее самочувствие и т.д.»[3]. Они имеют нечто общее – «желаемое, приятное».
Неприятные ощущения подвергаются Циолковским такой же градации: «нечеловеческие страдания, агония, адская мука, просто мука, страдание, страдание, боль, неприятность, дурное самочувствие и т.д.». Их объединяет – «неприятное, нежелательное чувство»[4]. Если ощущения нельзя или затруднительно назвать положительными или отрицательными, то они есть безразличные или нулевые. Нулевые ощущения также бесконечно разнообразны. В идеальном виде – это есть небытие. Не смерть, а именно – небытие. Видимо, это «небытие» К. Э. Циолковский и считал нирваной, что, в общем, соответствует традиционному определению нирваны как избавления от всякого мучительного переживания, от которого страдает человек.
Различия ощущений в их силе. И страдания, и радость человека имеют пределы, причем, по мнению К.Э. Циолковского, чем ниже «организация существ, тем пределы эти теснее, еще более ограничены они у животных». Как он замечает, мы еще не умеем измерять величину ощущения, только знаем, что есть ощущения положительные, отрицательные и нулевые, а также то, что соединенные положительные и отрицательные ощущения «ослабляют себя» как противоположные силы. Кроме того, полагает создатель «космической философии», «…ощущение человека находится в зависимости от времени, или, как говорят математики, есть функция времени»[5].
К. Э. Циолковский считал, что почти каждому приятному ощущению соответствует неприятное, отрицательное: «… приятному аппетиту соответствует голод… приятность молодых впечатлений с возрастом делается безразличной, ослабляется и переходит даже в отрицательное ощущение тоски и ужаса»[6]. Эти идеи Циолковского вполне созвучны словам буддийской «Сутта-Нипаты»: «Эти наслаждения – мое несчастье, в них скрыто семя потери, неудач, горькой муки, опасностей»[7].
Тогда какой смысл имеет жизнь? Значит, нет ни счастливой, ни несчастливой жизни, а есть только «волнующее ничто». Однако Циолковский писал: «Нет! Есть счастливая и несчастливая жизнь. А если это так, то и жизнь имеет значение. Значение ее состоит в том, чтобы управлять жизнью и природой и делать жизнь счастливой для всего чувствующего» – уверен автор. [8]. Какая она – счастливая жизнь? По мнению философа-космиста, она состоит в постепенном развитии организма без «резких колебаний» в отрицательную либо положительную сторону, именно «колебания», полагает он, «преждевременно подрывают нравственные и физические силы» человека, такая жизнь приводит иногда и к преждевременному концу жизни – непродолжительной, но мучительной агонии. Счастливая жизнь – это «тихое, постепенное, гармоническое развитие всех человеческих сил, без напряженного, мучительного труда, на пользу всего живого; это победа человека над природой; избавление всего существующего от мук». Как известно, в буддизме освобождение от страданий в этой, реальной жизни достижимо во многом благодаря контролю над страстями: «Отбросив телесные наслаждения и печали, отбросив и все душевные радости и страдания, ты, обретший спокойствие, чистоту и мир, гряди одиноко…»[9].
Такая жизнь, считает автор, сопровождается «тихим счастьем и полным удовлетворением», затем с определенного возраста начинается «медленное угасание», но эти отрицательные ощущения будут настолько слабы, что не помешают «плодотворной деятельности», а могут сопровождаться лишь «слабой грустью и пресыщением жизнью». Достичь такой жизни можно благодаря не только естественному, но и искусственному отбору, с помощью них, убежден Циолковский, можно создать совершенные организмы, которые одинаково мало чувствительны и к радостям, и к страданиям: «Молодость их не очень восторгает; и старость их не очень мучает. Получается философское равнодушие, равнодушие Будды, величие нирваны»[10].
Однако не о покое и прекращении деятельности как пути к освобождению от оков иллюзорного бытия мечтает создатель «космической философии», один из ярких представителей российской утопической мысли. Его «нирвана» – это «не смертный покой», а жизнь «философски спокойная», но наполненная делами и «великими поступками», направленными на совершенствование не только человечества и Земли, но и космоса в целом: «… Итак, да здравствует деятельная нирвана, нирвана бесполезных чувств, но не поступков!»[11]
Статья К. Э. Циолковского «Нирвана», написанная и изданная им самим в 1914 г., послужила основанием для разработки им психоэтической концепции, получившей затем развитие в статьях «Ум и страсти», «Научная этика» (1927-1928). В статье «Ум и страсти» К.Э. Циолковский вновь возвращается к анализу причин страдания человека и определению путей освобождения от них. Первыми источниками страданий являются наши страсти. Радостному утолению голода, жажды, полового чувства и множества других желаний предшествует долгое, тяжелое чувство: томление, тяжесть, скука, недовольство. Организм будто «заряжается» незаметно, но долго для получения сильного удовольствия. «…Неудовлетворенные желания и разные препятствия заставляют работать усиленно то те, то другие части мозга, отыскивать выходы, которые никто ранее не находил»[12]. Как считал ученый, не всякого человека лишения могут привести к социальным знаниям, а лишь умственно богатую натуру. Но такие большей частью хорошо устраиваются материально, не испытывают нужды и поэтому остаются с «недоразвитыми» частями головного мозга. К.Э. Циолковский предлагает даже «добровольно устроить эти лишения, чтобы их мозг получил драгоценные для человечества свойства»[13]. На все «число и мера. И мало – плохо и много – плохо. Где-то в середине истина»[14]
Разум человека, считал К.Э. Циолковский, вырос настолько, что теперь человек мог бы, по-видимому, существовать и без животных страстей. Он верил в возможность человека без страстей, но с высоким разумом, такой человек мог бы жить, размножаться и быть счастливым без участия страстей. Какие от этого «выгоды» для человека? Ровность настроения, отсутствие тяжести жизни и более производительная работа. Кроме того, по справедливому замечанию философа, страсти часто служат причиной очень дурных поступков. Требуется «усовершенствование человеческого мозга без умаления сознательности, это возможно, так как большая часть теперешнего человеческого мозга занята «ненужными», вредными людям свойствами – страстями.
Есть другие причины страданий – это болезни, боль, смерть, потери близких. И пока человек таков, каков он есть, устранить причину этих страданий нельзя. Но «воображаемое существо, выработанное тысячами лет искусственного подбора (как сахарная свекла), с одним головным мозгом и его проводами, не будет так сильно страдать как теперешние люди… ». [15]
В итоге, от понимания человеческой жизни как суммы радости и страдания, которая в целом равна нулю, К.Э. Циолковский приходит к собственному определению счастливой жизни – это ровная, насыщенная «полезным трудом» жизнь. Но мечта о такой жизни неосуществима, поскольку человек подвержен страстям, низким инстинктам, поэтому воображаемый счастливый человек невозможен без усовершенствования биологического, а именно совершенствования головного мозга. К.Э. Циолковский был уверен в осуществимости данной задачи, в будущем «лучистом человечестве». Идеи о роли сознания в развитии живых существ и возможности ускорения «искусственного» отбора были развиты затем в работах об организации социального устройства («Горе и гений» (1918, 1921), «Двигатели прогресса» (1928), «Любовь к самому себе, или истинное себялюбие» (1928), «Животное космоса» (1929).
Таким образом, в особенностях отражения буддийских идей в творчестве Циолковского мы наблюдаем общую тенденцию, связанную со спецификой восприятия идей «чужой» культуры – использование этих идей в соответствии с целями и задачами своей философской системы, в данном случае у философа-утописта – не только собственного миропонимания, но и миропостроения.
И идеи и понятия буддийской философии играют в данном случае отнюдь не метафорически-украшательную роль. Циолковский, опираясь на эти понятия, создает оригинальную концепцию «деятельной нирваны», т. е. сознательного регулирования эмоций, открывающего путь к наиболее активной, целесообразной деятельности человека, к совершенствованию его и мира в целом, к тому состоянию, когда, по мысли автор, не будет страданий: «Пусть же, хоть через тысячелетия придет нирвана, но нирвана могучая, царственная, богатая добрыми плодами; и да стоит она на страже нашей планеты, не давая возродиться мукам ни на поверхности земли, ни в глубине морской, ни в воздухе»[16].
Нирвана реферат по философии — Docsity
Нирвана Есть ли в жизни что-то положительное, что нужно искать? Всё вокруг просто иллюзия или есть таки нечто большее, что можно найти? Если это «что-то» есть, то как это найти? Буддизм предлагает новый способ восприятия мира, который поможет человеку справиться со страданиями или возвыситься над ними, этот путь называется «нирвана». Уникальность этого способа состоит прежде всего в самой логике буддизма. Вот взять, к примеру, ручку, обычную шариковую ручку – синюю или чёрную – неважно. Все мы знаем, что ею можно писать или рисовать, т.е. отображать свои мысли, скажем, на бумаге. Ручку можно описать – её внешний вид, качество письма и т.д., но наш собеседник чаще всего и так поймёт, что мы имеем в виду, говоря «ручка», т.к. ему уже знакомо это понятие, он знает, для чего предназначена эта ручка в частности и все ручки в общем. Однако, всякий раз мы используем только одну ручку, а не пишем сразу категорией ручек, в каковую входят все ручки на свете. Ручка, которой мы подписываемся в документах или записываем нужную информацию – одна, это реальный предмет, а не абстракция (как в случае с категорией ручек). В этом самом моменте заключается коренное отличие западного стиля мышления от мышления, принятого в буддийском учении. Учение буддизма предполагает, что рассуждая таким образом мы постигаем не окружающий мир (пусть и в такой малости, как шариковая ручка), а лишь свои собственные мысли. Мы можем считать, что познавая одну категорию, мы познаём конкретный объект, но самом деле это не так и мы познаём лишь ту самую категорию и только. В этом состоит ограничительное свойство подобного сведения всего в категории. И писать человек может не только ручкой, но и даже, к примеру, собственным пальцем, обмакнув его в чернила. Как только человек сбросит оковы и избавит свой ум от ограниченности, ему представится удивительное переживание, ибо категория ручек окажется иллюзией, а сама ручка не существует. Если нам нужно будет записать какую-либо информацию, сделать это можно, чем угодно. Сознание, как правило, пытается постичь ситуацию с очень узкой точки зрения, а просветление, наоборот, обещает освободить человека от этих рамок. Ещё одна проблема заключается в том, что человек верит в истинность сиюминутных предположений и непременно на все времена. «Я никогда бы не сделал чего-то подобного» — брезгливо морщится один индивид. «Я в этом уверен на все 100% и думаю, что так будет всегда!» — восклицает другой. А на самом деле пройдёт не такое уж и большое время, как и тот, и другой забудут свои пламенные восклицания и сотворят что-то в духе того, от чего всегда открещивались что было сил. Каждое мгновение и переживание являются вполне законченными и завершёнными – как только человек это поймёт и примет, то сможет перешагнуть через страдания и открыть в себе новый потенциал. Открыть в себе новые возможности легко – на словах, т.к. нам всем изначально присуще просветление. По сути просветлением наполнена и наша повседневная жизнь, нужно только открыть это для себя, нужно только практиковаться. Медитация поможет открыть то, что уже есть – природу будды внутри нас, и в способности оживить эту природу состоит истинная мудрость. Всё в мире уникально и совершенно само по себе, а также является неделимой частью единого целого. По словам Будды Вселенная – есть ум, а ум – есть Вселенная – в полном согласии с законами взаимопересечения и взаимодействия. Ум нельзя отделить от тела или от мира, но и мир (или тело) не существует в отдельности от ума. Мы существуем во множестве реальностей (на условном и абсолютном уровне бытия) и без нашей повседневности, друзей и работы мы бы не были теми, кем являемся. Но на одном только этом остановиться в описании личности нельзя, ибо мы есть и нечто большее. Без просветления мы бы не имели ни индивидуальности, ни какой-либо основы для нашего относительного существования – одно есть часть другого, а воедино обе этих части связаны Срединным путём.
(PDF) КОНЦЕПЦИЯ ТОЖДЕСТВА САНСАРЫ И НИРВАНЫ В УЧЕНИИ МАДХЬЯМИКОВ. pdf
Концепция тождества сансары и нирваны
75
С точки зрения буддизма Махаяны, стремление выйти из круга сансары связано
с законом взаимозависимого возникновения (санскр. пратитья-самутпада),
который указывает на иллюзорный характер всего сущего, на непостоянство всех
явлений бытия. Согласно концепции пратитья-самутпады, каждая дхарма
обусловлена или находится в зависимости от другой дхармы, поэтому дхармы
пустотны и не обладают личным «самобытием», следовательно, ни о каком
различии между дхармами говорить невозможно. Нагарджуна в сутре «Белого
лотоса высшего учения» заметил: «Кашьяпа, понимание всех дхарм как равных –
Нирвана» [4, с. 77]. Поскольку в учении мадхьямиков реальность признается как
мгновенно меняющийся поток дхарм и все явления не являются самосущими, ибо
происходят в зависимости от причин и условий, любой «факт бытия» не обладает
собственным бытием, он существует точно так же, как сон и иллюзия – временно
и непостоянно. На основании понимания мадхьямиками пустотности бытия можно
утверждать, что реально то, что ниоткуда не возникает и потому никуда не исчезает.
Буддисты Махаяны называют это «истинно сущим», т.е. нирваной [6, с. 151].
Следуя предложенной логике учения, правомерно заметить, что мадхьямики
утверждают мысле-сконструированный характер всего сущего, бхавы, т.е. сансары.
В «Буддийском учении о пустоте» в строфе 6.47 Чандракирти отмечает: «Поэтому
зависимая от другого природа (санскр. паратантра) становится причиной
воображаемого существования вещей (санскр. праджняптисадвасту); нет никаких
внешних объектов (за пределами ума)» [8, с. 169]. В виду того, что для мадхьямиков
освобождение из цепи существования сансары, «переход на другой берег»,
окончательный переход в иное состояние, или «полное переворачивание» и выход
из феноменального мира – это нирвана, ее можно рассматривать как прекращение
мысле-конструирования. Нирвана непознаваема, но может быть «пережита в
момент просветления». Рассуждения на данную тему приводят нас к пониманию не-
дуальности сансары и нирваны, где полностью отрицается противоположность
смыслов двух терминов. Согласно учению мадхьямиков, механизм жизни сводится
к движению по кругу, причем в центре круг пустой, как олицетворение символа
пустотности и не-дуальности сансары и нирваны. Символично, что «круг бытия»
вращается и в ту и в другую сторону. Согласно буддийской традиции, все
двенадцать факторов (санскр. нидан), в соответствии с законом взаимозависимого
возникновения пратитья-самутпады, приводятся в движение космической
безначальной силой «неведения» (санскр. авидья).
Важно заметить, что все школы буддизма признают авидью источником
омраченности сознания. К «пяти основным омраченностям сознания» (санскр. клеш)
относятся: гордость, зависть, невежество, ненависть и неистовая страсть. Плод
неведения – «авидья», обуславливая «жажду жизни» и карму человека, порождает
движение, следствием которого является «страдание» (санскр. дукха). Преодоление
всех источников омраченности освобождает из круга сансары. В качестве примера
можно привести слова Нагарджуны в Сутре «Великого сострадания»: «Итак,
Брахма, поскольку деяния [карма] истощены, клеши истощены, страдания
успокоены, этот мир успокоен и чист. Полное успокоение следует называть
Нирваной. Здесь, Брахма, то, что является деянием-кармой, истощено, и то, что
является клешей, отделено и исчезло, и кроме [этого] нет ничего, что уходило бы в
Нирвану» [4, с. 78].
Ключевой категорией всех школ буддизма является «нирвана». Традиционно
ведущие буддологи разных стран указывают четыре способа описания нирваны в
буддийских текстах: символический, негативный, позитивный и парадоксальный.
Спектакль «Nirvana» — захватывающая история Курта Кобейна, лидера группы «Нирвана»
Автор:
Михаил Трофименко
Режиссер-постановщик:
Юрий Грымов
«Быть живым прикольно!»
«Друг, это не что иное, как хорошо знакомый враг».
Курт Кобейн
Яркая, захватывающая, насыщенная история одной из культовых фигур поколения 90-х!
Трудно представить человека, который бы не слышал о группе «Nirvana» и ее лидере — кумире миллионов Курте Кобейне. Режиссер Юрий Грымов представляет пронзительную историю музыканта-легенды, который находится в постоянной борьбе с собственными демонами. Перед нами — не идеальная личность, а идеальный творец…
Далее
Спектакль «Нирвана» — это искренний, живой, музыкальный рассказ о той колоссальной силе и очевидной беспомощности перед злом, которые дает обычному человеку талант, об истинной цене славы и признания, а также — о роли выбора.
Искренний Курт Кобейн, огненная Кортни Лав и их яркая, словно вспышка, любовь, а также коварный Драг представляют сочный тандем из музыки, жизненной философии и подлинных эмоций.
Зрителей ждут драйв, рок-н-ролл, острые диалоги и яркие образы, а также невероятные режиссерские решения!
Подробнее…Простой парень из маленького американского городка Абердин, который впоследствии становится кумиром всех подростков 90-х, и до сих пор своей музыкой трогает умы и сердца молодежи… Кто он? Гений или жертва?
Секс, наркотики и рок-н-ролл — это незыблемая формула успеха в поп-культуре или существуют другие рецепты популярности? И был ли вообще у Курта Кобейна и Кортни Лав шанс на «нормальную» жизнь?
«Я всегда говорю о том, что театр – единственная территория свободы. Свобода порождает ответственность. Театр должен брать на себя социальные функции и говорить откровенно».
Режиссер спектакля Юрий Грымов
Только в дни показов спектакля «Nirvana» в театре вводится специальный дресс-код, допускающий джинсы, майки и кеды.
Понятие нирвана и как достичь ее это
Нирвана рассматривается как состояние освобождения от страданий или дуккхи и как часть цикла перерождений в шраманской философии. Это одно из самых важных понятий для буддизма, джайнизма и индуизма, которое может быть достигнуто только с помощью различных духовных практик или методов.
Таким образом, тот, кто достигнет состояния нирваны, будет абсолютно свободен от всех страданий. Существо достигает состояния нирваны после трудных усилий через долгий духовный путь, где оно, наконец, освобождается от каких-либо привязанностей.
Почему состояние нирваны важно в буддизме?
Нирвана-это состояние, в котором человек отказывается от привязанности и материальных желаний, которые приносят только страдания. Через медитацию и следуя основным шагам учения Будды, человек сможет достичь состояния нирваны, которое считается одним из последних шагов, которые должны быть достигнуты последователями буддизма, индуизма или джайнизма.
Состояние нирваны оказывается чрезвычайно важным в буддизме, потому что оно разрывается с циклом Сансары. Этот цикл увековечивает страдания через реинкарнацию и с опытом, плодами кармы.
Через состояние нирваны достигается абсолютное освобождение, потому что цикл жизни и смерти заканчивается. Таким образом, кармические долги абсолютно погашены, и любые страдания очищаются.
Нирвана является последней инстанцией освобождения, достигнутой теми, кто практикует буддизм, индуизм и джайнизм. Можно сказать, что достижение нирваны открывает дверь к всеобъемлющему миру, чуждому любым внешним обстоятельствам.
Кроме того, в целом этот термин также используется для обозначения тех, кто сумел превзойти себя или какие-либо сложные обстоятельства. Любая негативная ситуация или чувство, которое вызывает дискомфорт, может быть препятствием для ощущения благополучия; поэтому с помощью Нирваны можно освободить душу и обрести полноту с существованием.
С психологической точки зрения Нирвана будет соответствовать состоянию спокойствия, примирения с самим собой. Это состояние, в котором напряжение снижается до максимума. Отсутствие психического напряжения, которое не уменьшило бы сенсорные рефлексы и, кроме того, дало бы эмоциональную стабильность.
Как достичь состояния освобождения
Путь к нирване-это личный процесс открытия абсолютной истины. Таким образом, для достижения состояния полного освобождения бытие должно отказаться от всякой привязанности и материальных желаний, поскольку считается, что эта привязанность может приносить только страдания.
Существо абсолютно свободно, когда то, что когда-то связывало его , как и негативные чувства, преодолевается. Тогда наступает момент блаженства, и цикл жизни и смерти больше не продолжается, потому что все кармические долги автоматически погашаются.
Разговоры о вере. Что такое «колесо Сансары»?
Сегодня на земле живут семь с половиной миллиардов людей. По данным, которые озвучили на съезде лидеров мировых и традиционных религий, почти шесть процентов из них – буддисты. Юная журналистка Рита Круковец приехала в гости к председателю буддистской общины Югры Альберту Леонову. Он расскажет девочке, кто такой Будда, легко ли достичь Нирваны, что такое колесо Сансары и от чего зависит, кем ты будешь в следующей жизни.
Рита: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, что такое буддизм?
Альберт Леонов: Буддизм – это не наука, буддизм – это не религия, буддизм – это не философия. Буддизм – это просто свобода. Свобода ума, то есть буддисты хотят освободить свой ум ото всех омрачений и неведения, чтобы ум был чистый, тем самым, прекратить колесо перерождений, то есть количество перерождений, и выйти из колеса Сансары. Давай я расскажу, что такое буддизм. Была добуддистская эпоха, она была в районе Афганистана, Ирана, был Шарат-мио – до нынешнего Будды Шакьямуни. В то время процветал в мире шаманизм – жертвоприношение богам, духам местности, приносили человеческими жизнями, жизнями животных, кровью. И вот Шарат-мио, он угомонил этих духов, он с ними заключил договор, что вместо человеческой крови они будут принимать пиво, вместо человеческого мяса, мяса животных – злаковые культуры. Вместо того, чтобы убивать людей, они принимали дым, сладкий дым, почему буддисты создают такой приятный аромат – это мы даем подношение духам. Потом появился 2600 лет назад Будда, он изрек четыре благородные истины. Первая благородная истина – в жизни есть страдания. Страдания можно прекратить, можно от них уйти. Соответственно, главная цель буддиста – укротить свой ум, потому что он является виной всех наших бед. В твоей голове ежесекундно возникают тысячи мыслей, мысль может быть сегодняшняя, может быть вчерашняя. Мы живем в тонком мире, может быть мысль другого человека. Чтобы очистить свой ум, чтобы достичь состояния Нирваны, то есть когда в голове нет мыслей, люди медитируют, чтобы ум твой пришел в изначальное состояние покоя. Ты будешь тогда жить вечно — тогда ты выходишь из колеса перерождений. Почему мы называем «карма», «Сансара», потому что в зависимости от твоих деяний в этой жизни, в том теле, в котором ты сейчас находишься, ты будешь перерождаться либо в животное либо опять в человека. Если будешь практиковать, медитировать, то ты станешь Буддой. Как и все мы когда-нибудь станем Буддой, выйдем из колеса Сансары – из колеса перерождений.
Р.: А что такое Сансара?
А. Л.: Сансара родилась вместе с Нирваной. Нирвана – это когда полное блаженство, когда твой ум свободен, ты находишься в состоянии Будды, а Сансара – это то, в чем ты сейчас находишься. Это колесо мучений. Я тоже в нем сейчас нахожусь.
Р.: Как молятся буддисты?
А. Л.: Буддисты не молятся, буддисты читают мантры. Мантры – это специальные звуки, которые помогают отогнать Мару, повелительницу Сансары, повелительницу Ада. Они приводят ее в трепетание. Мы читаем мантры, самая известная мантра – «Ом мане падме хум», и также есть мантры Зеленой Тары.
Р.: Сколько людей веруют в буддизм?
А. Л.: Точных цифр нет, можно сказать, что по статистике 7 процентов населения России. Основные буддистские центры у нас находятся в Бурятии, Калмыкии, Туве. Соответственно, здесь у нас, так как были переселенцы, в Югре много представителей калмыков, бурятов, тувинцев. Ну и русскоязычное, русское население, которое в осознанном возрасте приходит в буддизм.
Р.: Кто такой Будда?
А. Л.: Будда – это просвещенный человек, просвещенное существо, человек, который свободен. Состояние Будды – это трудно объяснить, что это такое. Это когда просветленный ум, когда ум свободен от мыслей. Состояние Будды было только у Будды Шакьямуни и все, а остальные… У нас некоторые йоги стараются достичь состояния Нирваны, состояние полного покоя. Многие идут неправильным путем, они верят в свои божества. Мы, буддисты, считаем, что мы не одни в мире,что у нас тысячи миров, и в разных мирах живут разные существа. Порой даже ужасные, которых вы видите на картинках у буддистов. Ужасные, злые существа, которых видел Будда.
Вот самый известный пример, который показывает, что такое буддизм: вот ты сидишь в доме, он горит. Мара, это нечто такое, дьявол, держит нас в колесе Сансары, не дает нам переродиться, он тебе говорит: «Не надо из дома выходить, бери телефон, сейчас позвоним, приедет МЧС и тебя спасет, сиди на месте, ничего не делай. И вообще у тебя дом не горит, ты просто барбекю делаешь». А Будда тебе говорит: «Выбегай из горящего дома, спасай свой ум». Так вот основное количество людей сидят в этом доме, ждут, когда приедет МЧС и их спасет. Мало кто выходит из горящего дома и идет к учению Будды. Потом, когда ты умираешь, по твоим кармическим деяниям смотрят и спрашивают: «Что ж ты сидел на месте, не спасался?». Ты говоришь: «Мне же говорили, что МЧС приедет, зачем мне бежать куда-то спасаться, не надо мне никуда бежать, сейчас приедут, я барбекю здесь жарил вообще-то». И ты попадаешь в низкие миры, можешь переродиться в теле человека в низшие слои, в другой стране. В зависимости от деяний можешь переродиться в животное.
Материалы подготовлены за счет средств гранта департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры
Почему разговоры о Нирване всегда расплывчаты? — MVOrganizing
Почему разговоры о Нирване всегда расплывчаты?
Одна из основных причин, по которой разговор о Нирване всегда будет неопределенным, заключается в том, что многие буддисты считают, что ее нельзя описать, не испытав ее. Опять же, из-за этого кому-то, кто достиг Нирваны, довольно сложно поделиться подробностями с остальными из нас.
Что вы имеете в виду под нирваной?
Нирвана (ниббана) буквально означает «выдувание» или «угасание».Это наиболее используемый, а также самый ранний термин для описания сотериологической цели в буддизме: освобождение от цикла перерождений (самсара). Нирвана является частью Третьей истины о «прекращении дуккхи» в учении четырех благородных истин буддизма.
Что такое философия нирваны?
Нирвана — это место совершенного мира и счастья, подобное раю. В индуизме и буддизме нирвана — это наивысшее состояние, которого может достичь человек, состояние просветления, означающее, что индивидуальные желания и страдания человека уходят.Достижение нирваны означает избавление от таких земных чувств, как страдание и желание.
Что такое нирвана в буддизме Quora?
Ответил 4 года назад · Автор имеет 1,3 тыс. Ответов и 1,4 млн просмотров ответов. Первоначальный ответ: Что такое нирвана в буддизме? Третья благородная истина — это Нирвана, или прекращение душевной боли, Дуккха. Это не состояние ума или место в будущем. Нирвана — это видение истинной причины своего страдания (недовольства).
Что произойдет, когда вы достигнете нирваны?
Когда достигается Нирвана и просветленный человек физически умирает, буддисты верят, что они больше не переродятся.Будда учил, что когда достигается нирвана, буддисты могут видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Нирвана означает осознание и принятие Четырех благородных истин и пробуждение к реальности.
Что после Нирваны?
В буддизме паринирвана (санскрит: паринирвана; пали: париниббана) обычно используется для обозначения нирваны после смерти, которая наступает после смерти человека, достигшего нирваны в течение своей жизни. Это подразумевает освобождение от самсары, кармы и перерождения, а также растворение скандх.
Нирвана — загробная жизнь?
В буддизме это состояние, которое Будда не мог выразить языком, называется нирваной. После того, как вы полностью вырвались из кармического цикла, вы достигнете паринирваны — последней нирваны — в загробной жизни. Как и в случае с индуистской нирваной, души, достигшие паринирваны, свободны от цикла перевоплощений.
Можете ли вы потерять Нирвану?
Да, конечно, и прискорбно. Я видел это слишком много раз. Переживание просветления (событие пробуждения) — это дверь, через которую мы проходим в состояние Нирвана Дуккха, состояние просветления, в котором человек постоянно прекращает страдания.Но в то же время постоянно возникают страдания.
Сознательны ли вы в Нирване?
Так что да, вы будете в сознании во время Нирваны. Конец страдания — это не просто логический вывод. Сознания не возникает. Это объекты сознания, которые возникают и исчезают.
Сколько шагов в нирване?
Понимание четырех этапов на пути к нирване. Руководя своими последователями в течение 45 лет своего обучения, Будда распознал четыре различных уровня или стадии реализации, каждая из которых отмечена глубоким и безошибочным переживанием бескорыстия, за которым следовали определенные изменения во взглядах и поведении.
В чем разница между сансарой и нирваной?
Самсара (санскрит, пали; также сансара) в буддизме — это безначальный цикл повторяющихся рождений, мирского существования и снова умирающих. Сансара заканчивается, если человек достигает нирваны, «выброса» желаний и обретения истинного постижения непостоянства и реальности не-я.
Какова цель сансары?
Самсара, (санскрит: «обтекающий») в индийской философии, центральная концепция метемпсихоза: душа, оказавшись в «море сансары», стремится найти освобождение (мокша) от оков своих прошлых поступков. (карма), которые составляют часть общей сети, из которой состоит сансара.
В чем разница между возрождением и реинкарнацией?
Реинкарнация — это продолжение личности / сущности / души человека, живущего в одном человеческом теле за другим. Иногда это называют переселением (перемещением) души. Возрождение — это продолжение поведения и кармических склонностей человека только после смерти.
Нирвана — Викицитатник
- Эта статья о религиозном понятии. Об американской рок-группе см. Nirvana (группа)
Nirvāṇa (निर्वाण на санскрите; также Nibbana , निब्बान на пали) — это древний санскритский термин, используемый в индийских религиях для обозначения глубокого душевного покоя, который достигается с мокшей (освобождением).В шраманической мысли это состояние свободы от страдания. В индуистской философии это осознание союза с Брахманом. Первоначальное использование этого слова включало значения «прекратить дуть» (например, когда пламя свечи перестает мерцать) или гасить (в отношении страстей), а в буддийском контексте — невозмутимое спокойствие ума после пожаров желание, отвращение и заблуждение наконец угасли.
- Я сам испытал нирвану и тишину в Брахмане; …. сначала это произошло просто из-за абсолютной тишины и как бы вытеснения всей умственной, эмоциональной и другой внутренней активности. … Я не осознавал ни чистое «я», ни даже какое-либо «я», безличное или иное — было только осознание Этого как единственной Реальности, все остальное было совершенно несущественным, пустым, нереальным. Что касается того, что осознавало эту реальность, то это было безымянное сознание, которое было ничем иным, как этим; возможно, можно было бы сказать это, хотя вряд ли даже так много, поскольку не было ментальной концепции этого, но не более того…. Сознание (не та или иная часть сознания или какое-либо «Я» любого рода) внезапно освободило себя от всего внутреннего содержания и осталось осознавать только нереальное окружение и Нечто реальное, но невыразимое.
- Шри Ауробиндо. Шри Ауробиндо о Себе и о Матери , 1953, стр. 178-79. Цитируется из Swarup, Ram (2000). Об индуизме: Обзоры и размышления . Глава 3
- В буддийской философии есть чудесное изречение Господа Гаутамы Будды, в котором он пытается указать на человеческом языке что-то понятное о состоянии нирваны.Вы найдете его в китайском переводе Дхаммапады, а китайское издание было переведено на английский в восточной серии Трюбнера. Он говорит, что если бы не было Нирваны, не могло бы быть ничего; и он использует различные фразы, чтобы указать, что он имеет в виду, беря несотворенное и затем связывая с ним тварное; взять Реальное и затем соединить с ним нереальное. Он резюмирует это, говоря, что Нирвана есть; и что если бы это было не так, ничего другого не могло бы быть. Это попытка (если можно так выразиться со всем благоговением) сказать то, чего нельзя сказать.Это означает, что если бы не существовало Несотворенное, невидимое и Реальное, у нас вообще не могло бы быть вселенной. Таким образом, у вас есть указание на то, что Нирвана — это полнота, а не пустота. Эта идея должна быть фундаментально закреплена в вашем уме при изучении каждой великой философской системы. Очень часто может показаться, что используемые выражения указывают на пустоту. Отсюда западная идея уничтожения. Если вы думаете об этом как о полноте, вы поймете, что сознание расширяется все больше и больше, не теряя полностью чувства идентичности; если бы вы могли представить себе центр круга без окружности, вы бы увидели истину.
- [Нирвану называли] гаванью убежища, прохладной пещерой, островом среди наводнений, местом блаженства, эмансипации, освобождения, безопасности, высшего, трансцендентного, несотворенного, спокойного, домашнего легкости, покоя, конца страдания, лекарства от всего зла, непоколебимого, амброзии, нематериального, нетленного, неизменного, дальнего берега, бесконечного, блаженства усилий, высшей радости, невыразимого , отряд, святой город и многие другие.
- Томас Рис Дэвидс, Ранний буддизм . Цитируется из Swarup, Ram (2000). Об индуизме: Обзоры и размышления . Глава 3
- Здоровье — величайший дар, удовлетворение — величайшее богатство, верный друг — лучший родственник, Ниббана — величайшее блаженство.
- Дхаммапада (стих 202), переводчик: Нарада Маха Тхера
- Нирвана превосходит всякую двойственность познающего и познаваемого, бытия и небытия.
- Нирвана — это состояние чистого блаженства и знания. … Это не имеет ничего общего с человеком. Эго или его разделение — это иллюзия. В самом деле, в определенном смысле два «я» идентичны, а именно, когда игнорируется все особое содержание — их карма. Цель человека — сохранить свою карму и развить ее дальше … когда человек умирает, его карма живет и создает для себя другого носителя.
- Нирвана — это не задувание свечи. Это гашение пламени, потому что наступил день.
- Буддийская нирвана определяется как избавление от сансары, буквально Круга Рождения и Смерти, то есть от жизни, прожитой в порочном круге, как бесконечно повторяющаяся попытка решить ложную проблему. Таким образом, сансара сравнима с попытками квадратного круга, поперечного сечения угла или построения механизма вечного движения. Головоломка, у которой нет решения, заставляет снова и снова идти по одной и той же земле.
- Алан Уоттс, Психотерапия, Восток и Запад (1961), стр.16
См. Также [править]
Внешние ссылки [править]
Что буддизм учит о жизни после смерти? — Жизнь после смерти — GCSE Religious Studies Revision
Вся жизнь находится в цикле смерти и возрождения, называемом сансарой. Из этого цикла нужно сбежать. Когда кто-то умирает, его энергия переходит в другую форму.
Буддисты верят в карму или «преднамеренное действие».
Посредством добрых действий, таких как этичное поведение, и развивая концентрацию и мудрость, буддисты надеются либо достичь просветления, либо обеспечить себе лучшее будущее.Эти добрые действия изложены в Восьмеричном пути, который включает правильную речь, правильные средства к существованию и правильную концентрацию. Хорошие действия приведут к лучшему перерождению, в то время как плохие действия будут иметь противоположный эффект.
В зависимости от действий, совершенных в прошлых жизнях, перерождение могло происходить в образе человека или животного или даже в виде призраков, полубогов или богов. Буддисты рассматривают рождение человеком как редкую возможность работать над тем, чтобы вырваться из этого цикла сансары. Побег из сансары называется Нирвана или просветление .
Когда достигается Нирвана и просветленный человек физически умирает, буддисты верят, что они больше не переродятся.
Будда учил, что когда достигается нирвана, буддисты могут видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Нирвана означает осознание и принятие Четырех благородных истин и пробуждение к реальности.
Некоторые буддисты верят, что просветленные люди могут выбрать перерождение, чтобы помочь другим стать просветленными. Другие считают, что с достижением Нирваны цикл сансары, всех страданий и дальнейшего существования этого человека заканчивается.
Почему буддисты не верят в души или вечного Бога-творца?
Anicca — Буддисты верят, что ничто не вечно. Все изменяется. Это означает, что такие вещи, как вечные души или вечные боги , не могут существовать. Буддизм, в отличие от других религий, не верит в Бога-творца или вечную или вечную душу.
Анатта — Буддисты верят, что не существует постоянного «я» или души. Поскольку не существует неизменной постоянной сущности или души, буддисты иногда говорят о возрождении энергии, а не о душах.
Почему буддисты верят в жизнь после смерти?
Буддисты верят в жизнь после смерти, потому что Будда учил, что каждый человек рождается бесконечное число раз, если только он не достигнет Нирваны. В Дхаммападе Будда утверждает:
Длинный цикл рождения и смерти глупца, не знающего истинного пути.Дхаммапада
Дхаммапада содержит множество других учений о сансаре, просветлении и нирване:
Одна дорога ведет к богатству; другая дорога ведет к нирване.Пусть нищий, ученик Будды, узнает это. и не стремитесь к славе, но ищите мудростьДхаммапада
Будда учил своих учеников не бояться смерти. Это было истолковано буддистами как предполагающее, что если они будут жить хорошо, их перерождение будет хорошим.
После просветления Будда смог вспомнить свои предыдущие жизни. Некоторые из этих прошлых жизней записаны в буддийском писании Джаката .
В тибетском буддизме есть много писаний о жизни после смерти, включая «Тибетскую книгу мертвых».Это руководство, рассказывающее умирающему, как реагировать и пытаться обеспечить положительный результат переживаний. Он включает описания состояний бардо. Это состояния между смертью и возрождением.
Буддизм Махаяны также использует изображения, чтобы учить жизни после смерти. Колесо существования показывает различные сферы, в которых, по мнению буддистов, можно переродиться.
На веру в жизнь после смерти могут влиять смысл и цель, которые она придает жизни буддистов.
Нирвана и бесхозяйное сознание — Стипендия Оксфорда
Страница из
НАПЕЧАТАНО ИЗ ОНЛАЙН-СТИПЕНДИИ ОКСФОРДА (Оксфорд.Universitypressscholarship.com). (c) Авторские права Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать одну главу монографии в формате PDF в OSO для личного использования. дата: 26 октября 2021 г.
- Раздел:
- (стр.79) 3 Нирвана и бессознательное сознание
- Источник:
- Самость, не Самость?
- Автор (ы):
Мири Альбахари
- Издатель:
- Oxford University Press
DOI: 10.1093 / acprof: oso / 9780199593804.003.0004
Буддисты утверждают, что просветленный человек свободен от иллюзии «я» с его идеями «я» и «мое». Какое представление о себе здесь поставлено на карту? Что должно быть в случае с самостью и сознанием, чтобы нирвана была возможна психологически? Правдоподобна ли складывающаяся картина в философии разума? В первой части излагается понятие «я», рассматриваемое в сутрах палийского буддизма. Во второй части утверждается, что в палийском буддизме иллюзия себя имеет два уровня: уровень не иллюзорного бесхозного сознания и уровень содержания, которое дает персонализированную идентичность в мире.Именно последнее, а не первое делает иллюзорным самость. Также представлены аргументы против альтернативной интерпретации не-я в буддизме «теории расслоения». В третьей части приводятся независимые свидетельства того, что повседневный разум структурирован двухуровневой иллюзией «я».
Ключевые слова: нирвана, владение, бесхозность, перспектива от первого лица, буддизм, сознание, самость, двухуровневая иллюзия самости, иллюзия, субъект
Для получения доступа к полному тексту книг в рамках службы для получения стипендииOxford Online требуется подписка или покупка.Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать аннотации и ключевые слова для каждой книги и главы.
Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.
Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому заголовку, обратитесь к своему библиотекарю.
Для устранения неполадок, пожалуйста, проверьте наш FAQs , и если вы не можете найти там ответ, пожалуйста связаться с нами .
ПроектMUSE — Метафора и буквализм в буддизме: доктринальная история нирваны (обзор)
Краткость Метафора и буквализм в буддизме: доктринальная история нирваны , кажется, опровергает потенциально необъятный характер названия. Однако в середине краткого введения к своей первой крупной публикации Сунил Хван предлагает свое обоснование ограничения объема работы, решив игнорировать (стр. 3) или, скорее, отложить (стр.4), толкования махаяны нирваны (нирвана). Это ставит гораздо менее сложную задачу проследить историю нирваны, ограничив изучение Индией, не относящейся к Махаяне. Таким образом, «южный» используется для обозначения тхеравады, а «северный» — для обозначения двух других основных индийских школ, не относящихся к махаянам, сарвастивада-вайбханика и саутрантика. Читателя также следует предупредить, что, хотя это добавляет интриги в историю, настойчивое требование автора называть Буддхагхошу «северянином» (стр.46, 74) часто стирает только что упомянутое различие.
Есть те, кто может полагать, что лексикографам следует держаться подальше от «нирваны», слова, которое следует оставить на «неопределимой» полке вместе с его невыразимыми родственниками, такими как «сатори», и «Бог». Сунил Хван убежден, что его наставник, Ричард Гомбрих, пытается проследить значение священных огней раннего брахманизма, предлагая Будде аналогию с «задуванием» трех «огней»: страсти и ненависти. , и заблуждение.В классическом стиле Гомбрича эта гипотеза одновременно исторически и культурно встроена и, по крайней мере, с буддологической точки зрения, текстуально оправдана. Однако, прослеживая значение слова «нирвана», нельзя не ощутить явное упущение в добуддийской истории Индии (стр. 9), и, хотя, вероятно, из-за отсутствия данных, а не из-за отсутствия исследований, упущение ограничивает возможности анализа в равной степени, как и упущение Махаяны.
Конечно, эта книга изначально была докторской.Докторскую диссертацию в Оксфордском центре буддийских исследований можно было бы простить автору, если бы выяснилось, что стипендия здесь по сути является буддологией. А присутствие Ричарда Гомбрича гарантирует, что стипендия будет следовать определенному формату — историческому и лингвистическому. Цель состоит в том, чтобы отследить концепции, а не опыт. Верность происхождению следует искать в текстах, а не в людях. Таким образом, Хван верен своему наставнику, когда начинает с отделения «ученых» от «буддистов» (стр.9), как если бы они были взаимоисключающими категориями.
Как и следовало ожидать, анализ сразу носит технический характер, и первые две главы в основном ограничивают круг читателей теми, кто в некоторой степени владеет пали и / или санскритом. В китайском языке автор выглядит как дома, хотя здесь от читателя ожидают меньшего. А поскольку ряд сложных буддийских терминов оставлен без объяснения, эта книга предназначена только для специалистов.
В то время как глава 1 фокусируется на значении слова «нирвана», в главе 2 исследуются последствия существования двух типов нирваны: «с остатком» и «без остатка».«Что это за« остаток »- это лингвистический вопрос, при этом автор прослеживает двусмысленность, окружающую этимологию санскритских терминов « упади », (с длинным« а »и коротким« д ») и « упадхи ». ‘ (с короткой’ а ‘и длинной’ dh ‘). [End Page 571] Аргумент вращается вокруг интерпретации «остатка» либо как «совокупности», либо как «привязанности» / «цепляния». Хван, кажется, поддерживает позицию Гомбрича, согласно которой «упади» относится к концепции « топливо », метафорически обозначающее « совокупности » (стр.6, 20). Далее Хван отмечает интересный момент: в то время как джайнизм сосредоточен на нирване смерти, буддизм сосредоточен на нирване в жизни (стр. 23).
Хван теперь переходит к вопросу о том, может ли нирвана с остатком применяться к благородному человеку, кроме араханта . Ученые, включая Германа Ольденберга и Питера Мейсфилда, ранее утверждали, что этот термин должен относиться к невозвращающемуся, поскольку arahant (по определению) не может иметь прикрепления. Но Сунил Хван на стороне…
Сознание всего или Сознание без объектов? Парадокс нирваны
Сознание всего или Сознание без объектов?
Парадокс нирваны
Це-фу Куан
1
Опубликовано в Интернете: 8 февраля 2020 г. Принимая во внимание, что некоторые тексты описывают того, кто достигает Нирваны, осознающим
всего, другие описывают Нирвану как состояние, в котором сознание не имеет объекта
, кроме пустоты или Нирваны.В этой статье я разбираюсь с этим парадоксом сознания Нирваны, исследуя корреляции между несколькими утверждениями в ранних буддийских текстах. Приводится ряд отрывков сутты, чтобы показать, что они содержат
доктринальных элементов, которые, если их рассматривать вместе, могут пролить ценный свет на
того, как разрешить этот парадокс. Два основных понятия — это «непреходящее сознание»
и «сознание, которое бесконечно, проникает повсюду».Эти два понятия
связаны друг с другом и, кажется, объединяют или соединяют две поразительно разные формы сознания Нирваны
, упомянутые выше. Сознание нирваны, как говорят,
«непостоянство», что аналогично «без объекта», «не пребывает» (непостоянство —
) ни в каких объектах в том смысле, что оно не цепляется за них или отдыхайте на них.
«бесконечное, всепроникающее» сознание, основанное на остановке нормального сознания,
не зависит от каких-либо объектов чувств, и, следовательно, не обусловлено ими, а
действует беспрепятственно.Таким образом, сознание нирваны составляет бесконечное осознание
, свободное от всех условий и препятствий. Это перекликается с идеей о том, что тот, кто достигает нирваны
, осознает все.
Ключевые слова Нирвана · сознание · шесть чувств · ранний буддизм ·
непостоянство
& Tse-fu Kuan
1
Университет Юань Цзе, 135 Yuan-Tung Road, Chung-Li, Город Таоюань, Тайвань
123
Journal of Indian Philosophy (2020) 48: 329–351
https: // doi.org / 10.1007 / s10781-020-09422-5 (0123456789 ()., — volV) (0123456789 ()., — volV)
Содержимое предоставлено Springer Nature, применяются условия использования. Права защищены.
Аудиокнига недоступна | Audible.com
трещать:Evvie Drake: более
,- Роман ,
- К: Линда Холмс ,
- Рассказывает: Джулия Уилан, Линда Холмс ,
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- , Несокращенный
Общий ,
4.5 из 5 звезд , 5 321 5,321 оценка,Представление ,
4.5 из 5 звезд , 4 758 4758 оценок,История ,
4.5 из 5 звезд , 4 742 4742 оценки,
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее внутри, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.
- 3 из 5 звезд
Что-то заставляло меня слушать….
- К Каролина Девушка на 10-12-19