Общение как психический процесс: Раскрытие понятия «общение» в психологии – Общение — Википедия

Автор: | 12.03.2020

Содержание

Раскрытие понятия «общение» в психологии

Определение 1

Общение — это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.

В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.

Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.д.

Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.

Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.

Основное внимание во всех аспектах общения отводится проблеме человека. При увлечении исключительно инструментальным аспектом общения ведет за собой нивелирование его духовной (человеческой) сущности и приводит к упрощенной трактовке понятия «общение» в виде информационно-коммуникативной деятельности. Во время неизбежного научно-аналитического деления общения на составные части необходимо не потерять в них человека в качестве духовной и активной силы, которая преобразует в данном процессе и других и себя.

Формы проявления и функции общения

Существует пять сторон, в которых проявляется общение:

  • межличностная сторона;
  • когнитивная сторона;
  • коммуникативно-информационная сторона;
  • эмотивная сторона;
  • конативная сторона.

Межличностная сторона общения служит для отражения взаимодействия человека с его непосредственным окружением. Речь идет о других людях и общностях, с которыми

Общение — Википедия

Общение посредством речи и жестов

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[1]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[2]. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией

[2].

Филогенетическое развитие общения[править | править код]

Филогенез — историческое формирование группы организмов[3], в данном случае — развитие человеческого общества.

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.)русск., и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты[4].

Онтогенетическое развитие общения[править | править код]

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения[5].

Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:

  • Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
  • Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
  • Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему[источник не указан 1989 дней].

Подражание[править | править код]

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным[6].

За подражанием стоят разные психологические механизмы[7]:

  • в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
  • в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
  • в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
  • в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.

В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения[8]:

Близкая к первой классификация выделяет такие стороны:

  • информационно-коммуникативная — приём и передача информации;
  • регуляционно-коммуникативная — взаимокорректировка действий в совместной деятельности;
  • аффективно-коммуникативная — изменение эмоционального состояния.

Ещё один вариант классификации:

  • инструментальная функция — основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда;
  • синдикативная — сплочение групп;
  • трансляционная функция — передача знаний, оценок;
  • самовыражение — поиск и достижение взаимопонимания.

Функции по целям общения:

  • контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче информации и поддержании взаимосвязи;
  • информационная — приём и передача информации в ответ на запрос;
  • побудительная — целевая стимуляция активности;
  • координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
  • функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
  • эмотивная — обмен эмоциями;
  • функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
  • Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
  • Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение — общение, при котором происходит обмен информацией для достижения коммерческой выгоды. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении не учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
  • Предметное общение — общение с предметами, наделив эти предметы эмоциональным фоном, например детские игрушки, или роботов, «умных» изделий, носителей информации с эмоциональным содержанием или проявления.
  • Вербальные (речевые)
  • Паравербальные. Паралингви́стика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств[9]. Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами[9], однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь[10]. Различают три вида паралингвистических средств[9]:
    • фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру,
      э-э
      , м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
    • кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
    • графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (&, § и другие).
  • Невербальные

Речь[править | править код]

Речь — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Язы́к — знаково-символическая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь — это система знаков, включающая:

  1. слова с их значениями,
  2. синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания. При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи — сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и внутреннюю речь — общение человека с самим собой что бы ставить и решать жизненные задачи.

Существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи:[11]

В итоге сейчас можно выделить следующие основные функции речи:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации), в том числе функции выражения, воздействия, указательная
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Свойства речи:

  1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта, единица общения между двумя людьми при помощи речи. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

Невербальное общение[править | править код]

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[12].

Средства невербального общения:

  • Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[13]
  • Жестикуляция (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
    • Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. Наукой о языке тела и его частей является кинесика.
  • Визуальный контакт
  • Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.
Модель общения: источник, канал, сообщение, получатели, обратная связь

В процедуре общения выделяют следующие этапы

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

Биокоммуникация (гр. bios- жизнь и лат. communico — связываю, общаюсь) — связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов.

Передача информации (генерация) осуществляется специальными органами (голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного и т. п.). Приём информации (рецепция), осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро-, термо-, механо- и др. специальными рецепторами. Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма.

Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри- и межвидовые взаимодействия и др.

Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой. Для многих видов животных этологами, зоопсихологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов.

Зоосемиотика — научная дисциплина, описывающая биокоммуникацию животных (передачу информации от одной особи к другой) с позиции содержания их коммуникативных действий (см. также Семиотика).

Информативное содержание коммуникативных действий может относиться:

  • к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;
  • к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр.;
  • к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр.

По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации (оптические, акустические, химические, тактильные и др.)

Социальные животные (дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи) имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого[14].

Во всех моделях описывающих процесс общения, для описания помех в декодировке сообщения посланного по каналу общения применяется термин «шум». Существуют разные типы шумов[15]:

Шум окружающей среды[править | править код]

Шум в традиционном понимании этого слова, то есть посторонний звук, мешающий принять сообщение. В качестве примеров можно привести сложность общения на дискотеке, стоя под громкоговорителями, или затруднение лектора, рядом с аудиторией которого идёт строительство.

Физиологический шум[править | править код]

Речь идёт о ситуации, когда у принимающего сообщение имеется определённое физиологическое состояние, затрудняющее ему приём данного сообщения (например, глухота или слепота).

Смысловой шум (семантический барьер)[править | править код]

Шум, происходящий от различного понимания смысла слов посылающим и принимающим сообщение. Например, слово «трава» может означать определённую форму растений, а может иметь сленговое значение — марихуана.

Синтаксический шум[править | править код]

Ошибки в грамматике или синтаксисе могут сильно затруднять общение. Как правило, от этого типа шума страдают люди, передающие сообщение на неродном для себя языке.

Культурный шум (социально-культурный барьер)[править | править код]

Его причиной становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные различия во взглядах, привычках, традициях, приводящие к различным объяснениям и восприятию тех или иных понятий и явлений[16]. Общение между представителями разных культур может быть затрудненно взаимонепониманием связанным с использованием кодов, подходящих лишь к конкретной культуре. В качестве примеров можно привести пожелание «счастливого рождества» обращённое к человеку, не являющемуся христианином.

Психологический шум[править | править код]

Настроение принимающего сообщение может способствовать эффективному общению или, наоборот, затруднять его. Сильный гнев или печаль мешают сфокусироваться на приёме сообщения[15]. Между «донором» и «реципиентом» информации могут возникать коммуникативные барьеры — психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомительной или опасной информации. Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения[16]:

  • Барьер взаимопонимания. Может возникать из-за огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечётко или употребляет большое количество звуков-паразитов.
  • Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает.
  • Логический барьер появляется, когда логика рассуждения говорящего или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной, противоречит присущей ему манере доказательств.
  • Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать либо неприятие говорящего из-за его неавторитетности в глазах слушателя, либо наоборот, во время общения с человеком, который является для собеседника очень авторитетным, участник общения может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить.
  • Барьер отношений. При возникновении у слушателя чувства неприязни, недоверия к говорящему это чувство может неосознанно переноситься и на информацию, которую тот передаёт.

Психологические расстройства, как, например, аутизм, могут затруднять общение до уровня, когда оно перестаёт быть возможным[15].

В разработку проблем межличностного общения внесли вклад такие теоретические направления как:

Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы; для когнитивных теорий — внутренние мотивации; для психоанализа — неосознаваемые влечения; для ролевой теории — ролевые предписания; основная идея гуманистической психологии — способность человека к самосовершенствованию[17].

Мотивы общения[править | править код]

Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д. Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации (доверительном общении) и потребность в альтруизме (потребность заботиться о других)[18].

  1. ↑ Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. — 672 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89353-411-5.
  2. 1 2 Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5.
  3. ↑ Филогенез // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 505 с. — ISBN 5-222-00239-X.
  4. Ахутина Т. В. Вступительная статья // Томаселло М. (англ.)русск. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20.
  5. ↑ Глава 20 Общение // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7.
  6. ↑ Подражание — Социальная психология — Яндекс. Словари Архивная копия от 2 апреля 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1371 день])
  7. Подольский А. И. Подражание // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 65. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5, ISBN 5-9268-0340-3. Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine
  8. ↑ Общение // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — ISBN 985-433-167-9. (копия)
  9. 1 2 3 Николаева Т. М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  10. ↑ Паралингвистика / Леонтьев А. А. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  11. ↑ Речь / Леонтьев А. А. // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  12. Горянина В. А. Психология общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  13. ↑ Мимика // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  14. ↑ Часть Общая характеристика психической деятельности животных. Глава Инстинктивное поведение. Инстинктивное поведение и общение. Основы зоопсихологии. // Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
  15. 1 2 3 Roy M. Berko, et al. Communicating. — 11th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2010. — P. 9-12.
  16. 1 2 Філоненко М. М. Психологія спілкування. Підручник. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 224 с.
  17. 1 2 Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.
  18. ↑ Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 2. Потребность в общении и методы её изучения.

Основы психологии общения, виды общения в психологии, основные направления.

Поделиться статьёй:

Содержание:

Пристальное внимание специалистов современной психологии обращено на проблемы общения людей. Зачастую именно оно способно вырвать человека из объятий скуки, рутины, поднять настроение. Исследованиям общения, как важнейшей потребности индивидуума, посвящены основы психологии общения. Ввиду многоаспектности предмета исследований можно систематизировать основные виды общения в психологии появляются более специфические направления, такие как основы психологии общения.

Когда мы общаемся со знакомыми, расспрашиваем их о погоде, покупках, ценах, о возможности решить какую-то бытовую проблему, — такой тип общения называется когнитивным. В сущности люди просто обмениваются информацией. В случае, если в результате разговора одному человеку удастся повлиять на эмоциональное состояние другого, например, шутками-прибаутками расшевелить скучающего товарища, то такое общение будет признано эмоциональным, или кондиционным.

Более углубленным является мотивационное общение. Его характеризует особая целенаправленность — это обмен желаниями, обращение с личным интересом, попытка решить при помощи общения свою проблему.

В психологии под понятием «общение» понимают форму деятельности, которая осуществляется между людьми и заключается в обмене информацией между ними.

Виды общения

В зависимости от того, как происходит общение, от специфики поведения людей, различаются следующие типы:

  • Примитивное. Его особенность – это безразличие к собеседнику, нежелание его понять, как правило, сопровождается быстрой, пренебрежительной речью.
  • Формальное — или уровень масок . Также характеризуется отсутствием интереса к собеседнику. Затертые фразы, показная учтивость, ложная участливость, — вот набор штампов, под которыми легко скрыть истинное отношение к другому.
  • Светское — пустое, бессодержательное, ритуальное поведение. Наполнено принятыми в соответствующих ситуациях диалогами, когда их содержание не интересует ни ту, ни другую стороны.
  • Ролевое— в основе отношения к собеседнику лежит не личностный интерес, а его социальная роль.
  • Деловое общение уже предполагает более тесные взаимоотношения. Направленность на результат заставляет учитывать особенности характера, даже настроения собеседника. На этом уровне положено блюсти дистанцию, а деловитость стиля характеризует серьезность отношений.
  • Межличностное — это тесный контакт с собеседником, неподдельный интерес к нему.
  • Манипулятивный уровень общения — имеет целью достижение личной выгоды. Собеседник рассматривается как средство, живой инструментарий на пути к личному интересу. «Дипломатичный» стиль часто применяется для решения бытовых вопросов.
  • Игровой или неформальный стиль общения. Приятельское, легкое с юмористическим уклоном, общение или флирт, лишенная обязательств игра.
  • Духовный уровень. Высшая степень откровенности в отношениях, когда человек полностью раскрывается в общении.

Функции общения

  • Прагматическая функция общения (или коммуникативная) заключается во взаимодействии людей на уровне межличностной или внутригрупповой коммуникации. Общение является важной потребностью для человека.
  • Функция формирования и развития заключается в том, что общение оказывает определенное воздействие на участников коммуникации, способствует их развитию и совершенствованию во всех отношениях. Благодаря общению с другими людьми человек усваивает социальные нормы, ценности, которые сложились в обществе, получает знания и формируется как личность.
  • Функция подтверждения позволяет участникам коммуникации познать и подтвердить себя.
  • Функция объединения-разъединения людей. Общение, с одной стороны, способствует установлению контактов между участниками коммуникации, посредством чего происходит передача необходимых сведений. Кроме того, общение настраивает участников коммуникации на осуществление общих целей, задач и тем самым соединяет их в единое целое. С другой стороны, общение может способствовать изоляции личности, а также дифференциации в процессе коммуникации.
  • Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует налаживанию и поддержанию контактов и взаимоотношений между участниками общения, способствуя их совместной деятельности.
  • Внутриличностная функция общения заключается в общении человека с самим собой. Это может происходить в форме внутренней или внешней речи, которая достраивается по типу диалога. Такое общение может быть расценено как универсальный способ мышления.

В соответствии с выполняемыми функциями различают три стороны общения:

  • коммуникативная, которая заключается в обмене информацией между участниками коммуникации;
  • интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии людей в процессе коммуникации;
  • перцептивная сторона общения, которая заключается в том, что в процессе общения люди воспринимают друг друга определенным образом.

 

Стили общения

В психологии общения выделяют несколько стилей:

  • Ритуальное общение — общение, при котором главной задачей является поддержание отношений с окружающими людьми. В реальном общении существует множество так называемых «ритуалов» — ситуаций, когда человек ведет себя строго определенным образом. От него требуется лишь знание о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Например, приветствие знакомых или незнакомых людей, разговоры о погоде и о бытовых проблемах — все это элементы ритуального общения.
  • Манипулятивное общение — это общение, которое сводится к тому, что один из участников коммуникации манипулирует другим, т. е. Один из участников является средством достижения определенной цели. Но не стоит полагать, что такое общение носит лишь негативный характер. Профессиональное общение, общение с целью обучения носит манипулятивный характер. Для того, чтобы успешно справиться с такого рода коммуникацией, необходимо знать цели собеседника, а также законы и технику манипулятивного общения.
  • Гуманистическое общение — это скорее личное общение, которое предполагает понимание и сочувствие. Невозможно определить какую-то единственную цель гуманистическиго общения. Примером такого общения может служить разговор врача и пациента, педагогическое общение и другое.
  • Авторитарное общение — подразумевает властное общение одного из участников коммуникации. Им не поощряется инициатива собеседников, свою точку зрения он считает единственно правильной.
  • Демократическое общение — для этого стиля характерно поощрение инициативы участников беседы, обращение внимания на интересы и цели всех участников коммуникации.
  • Либеральное общение. Люди, которые придерживаются этого стиля в общении довольно безынициативны, «плывут по течению», идут на уступки другим участникам коммуникации.

Особенно тщательно подбирать стиль общения нужно, работая над психологией общения с клиентом.

Поделиться статьёй:

Общение как социально-психологический феномен

Содержание

Введение.

Глава I. Общение – уникальный социально-психологический процесс.

1.1. Содержание, цели и средства общения.

1.2. Виды общения.

1.3. Техника и приемы общения.

1.4. Роль общения в социально-психологическом развитии личности.

Заключение.

Библиография.

Введение

Тема “Общение как социально-психологический феномен” — одна из интересных и важных тем социальной психологии; тема, которая всегда является актуальной. Ведь человек живет в обществе, является членом его, человек, в отличие от животного наделен речью – неотъемлемой частью общения человека с человеком. Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [6, с.213]. Социально-психологический феномен – общение дает возможность человеку контактировать друг с другом, обогащаясь новыми знаниями, дает человеку возможность осознания своей значимости в жизни. в деятельности, к этому изначально стремится человек. “Если бы наши предки не имели этого пламенного стремления к собственной значимости, то не было бы цивилизации. Без него мы недалеко ушли бы от животных” [5, с.32].

Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществе, помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми. Вот поэтому-то отсюда и вытекает главная цель данного реферата: показать, что общение – это действительно социально-психологический феномен. Задачи работы следующие: 1)показать роль общения в развитии человека; 2)показать виды, технику и приемы общения.

Интересный материал для раскрытия темы представляют следующие источники: “Азбука гражданина” — составитель А.Иванов, в котором большое внимание уделяется той роли общения, которую оно играет в жизни молодого поколения. “Эстетика на каждый день” В.Брожика дает возможность человеку увидеть и оценить роль общения в повседневной жизни, доктор философии, профессор Владимир Брожик в популярной форме освещает важность эстетики общения. Психолог М.Р.Гинзбург в своем труде “Путь к себе”, показывает, что верно видеть и понимать самого себя – непростое дело, в котором одна из важных ролей принадлежит общению. Хрестоматия для учащихся старших классов “Из истории русской гуманистической мысли” составителя А.Ф.Малышевского и других – богатый материал из истории общения. Книга Дейла Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” – это своеобразный учебник умения общения, где известный американский специалист в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений внимание читателей обращает на умение общаться, от этого зависти очень многое в жизни и деятельности самого человека. “Краткий психологический словарь” под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, как и труд А.В.Петровского “Быть личностью” – нужный и интересный материал по предмету “Социальная психология”. Труды Артура Владимировича Петровского, академика АПН, издаются не только у нас в России, но и за рубежом. “Культура личности – в чем она?” – это беседы о прекрасном в жизни и человеке (сост. К.Ф.Луганский: Общ. ред. Л.С.Акентьевой), где тоже немаловажная роль принадлежит общению. Работа Е.Мелибруда “Я – Ты – Мы” – это важный помощник психологической возможности улучшения общения, когда человеку интересна сама возможность развить свои психологические способности, важные в общении с людьми. “Мир человека” составителя А.Романова дает возможность молодому поколению прикоснуться к традициям своего народа, которые невозможны без общения в быту, жизни, в деятельности. Труд “Психология” Роберта Семеновича Немова, известного российского психолога, доктора наук, профессора, академика и члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук Международной академии психологических наук, дает богатый материал по теме данной работы, обращая наше внимание на то, что “общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью” [10, с.513], что общение — это действительно социально-психологический феномен. “Культурология. Энциклопедический словарь” Константина Михайловича Хоруженко – всегда важный помощник в работе над рефератом, он является синтезом базовых культурологических материалов; само понятие общение здесь раскрывается так: “общение – взаимодействие между людьми, главным образом непосредственные. Понятие общение используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами (“межнациональное общение”, “общение культур” и др.), т.е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае общение не может не может осуществляться, минуя межиндивидуальные контакты” [12, с.350].

Все источники, используемые в реферате, дают возможность глубокого понимания значимости общения в жизни человека, помогают раскрытию самой темы данной работы.

Глава I.
Общение – уникальное социально-психологическое явление

Содержание, цели и средства общения

Общение, как социально-психологический феномен, в жизни человека имеет “значение не меньшее, чем воздух, которым дышим. В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения… Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь” [8, с.15].

Общение присуще всем высшим живым существам. Но только на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы. В образе жизни различных высших животных и человека выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами, первая – это деятельность, а вторая – и есть общение, где взаимодействуют друг с другом живые существа, организм с организмом, обмениваясь информацией. “В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому [10, с.512]. Содержание общения могут составлять сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии личности. Один человек другому передает информацию о своих потребностях и рассчитывает на то, что тот, к кому он обращается, будет участвовать в удовлетворении этих потребностей. Кроме того, через общение человека с человеком, могут передаваться и данные об эмоциональном состоянии личности. “Одним из важнейших фактов человеческой жизни является то, что люди испытывают различные эмоциональные переживания и стремятся их испытать. Основной источник этих переживаний – ситуации межличностного общения” [8, с.33]. Это и удовлетворенность, и радость, и гнев, и печаль, и страдание и т.п. Важно то, что “удовлетворение эмоциональных потребностей возможно во всех формах контактов… люди часто недооценивают этот факт, пренебрегают им или даже пытаются как-то ему противостоять. Это обстоятельство, возможно, связано с убеждением, что эмоции препятствуют интеллектуальной работе и профессиональной деятельности. Так появляются требования избавить профессиональную деятельность или научные исследования от эмоций, хотя полностью исключить моменты удовлетворения эмоциональных потребностей из межличностного общения попросту невозможно. В результате эмоциональные проблемы чаще всего вытесняются из сферы сознания, а это скорее вредно, чем полезно” [8 с.41-42]. Содержание общения человека с человеком многопредметно, оно является самым разнообразным по своему внутреннему содержанию. Ведь в общении друг с другом люди получают информацию о мире, получают богатый жизненный опыт, знания, развивают свои способности, умения и навыки. Например, чтобы лучше понять человека, чтобы была польза от общения, чтобы понравиться людям, следует воспользоваться следующими простыми советами: “Искренне интересуйтесь другими людьми” [5, с.61] и “Говорите о том, что интересует вашего собеседника” [5, с.82].

Важную роль в общении имеет сама его цель. “Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности” [10, с.513]. У животных и человека цели могут быть разными: у животных целью общения может быть побуждение другого животного к каким-либо действиям или же –предупреждение о том, что необходимо не предпринимать никаких действий (предупреждение об опасности, это одно из важных действий). И человек может побуждать человека к каким-либо действиям, но, что особенно важно – это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений. И здесь не обойтись без того, что так важно в развитии личности – “учиться понимать себя, свой внутренний мир, свои мысли, чувства и переживания… формировать себя” [11, с.2]. В личных взаимоотношениях надо находить твердую опору, самому решать возникающие сложные вопросы. “Дело в том, что люди довольно часто пытаются переложить решение собственных проблем на чужие плечи. Однако никто, кроме них самих их решить не может. То есть решить-то, конечно, можно – временно. До того, как возникнет новая проблема. Проблем в жизни много. Привыкнет человек к костылям и так и будет ковылять по жизни, опираясь то на один костыль, то на другой. Совсем без костылей ходить разучится. Будет на ровном месте спотыкаться. По жизни не ковылять надо, а идти широко и смело – на своих ногах… Ничего нет на свете интересней жизни …” – дает мудрый совет психолог М.Р.Гинзбург [3, с.159]. Все это присуще человеческому общению. И если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения насущных для них биологических потребностей, то у человека цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей нравственного роста, нравственного развития и других. И здесь важны средства общения, которые “можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому” [10, с.513]. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов (руками, касанием тела), может быть передана и воспринята на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движениями другого человека и восприятие сигналов, которые производит один из общающихся). Человек, используя данные ему от природы способы передачи информации, изобретает и усовершенствует другие. Например, язык и другие знаковые системы, письменность, ее формы и виды (тексты, рисунки, схемы, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (это и радио, и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи). “По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля” [10, с.513]. И это не удивительно. “Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создает не только материальные ценности для людей, он создает и самого себя” [1, с.7].

Виды общения

Виды общения определяются в зависимости от содержания, цели и средств общения человека с человеком. По содержанию общение делится на следующие виды: материальное, оно направлено на обмен предметами и продуктами деятельности. Здесь участники, занятые индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые сами по себе являются средством удовлетворения их насущных потребностей. Следующий вид общения – когнитивное общение, которое предполагает обмен знаниями, что очень важно в жизни человека, в его социально-психологическом развитии. “Распространение просвещения и общий разум показали, что опыты суть основание всего естественного познания. <…> Речь есть, кажется, средство к собранию мыслей воедино; ее способию одолжен человек всеми своими изобретениями и своим совершенствованием” [4, с.115]. Все, что достигнуто человеком на земле, все это благодаря, в первую очередь, конечно же обмену знаниями, то есть когнитивному виду общения. Следующий, немаловажный вид общения – кондиционное общение, что представляет собой обмен психическими или физиологическими состояниями, здесь человек на человека оказывает такое влияние, которое рассчитано на то, чтобы привести того или иного человека в определенное психическое состояние (успокоить или же, напротив, возбудить собеседника, поднять настроение или же испортить его, т.е. оказать в конечном счете определенное воздействие на самочувствие одного человека на другого). И здесь важно понимать друг друга в общении. “Умение понимать все, что происходит с людьми и в самих людях, постигать смысл их поступков, переживаний, мыслей, стремлений, осознавать внутренний смысл целых ситуаций, возникающих в результате поступков нескольких людей, — это способность, значение которой трудно переоценить. Особенно важно уметь осознавать не только то, что касается других, но и собственное поведение, свои реакции в конкретных ситуациях межличностного общения. Эта способность формируется на основе выработки в себе навыка быстро и однозначно вносить в суждения о людях и о себе самом. Склонность быстро и бесповоротно судить о людях мешает по-настоящему глубоко их понимать” [8, с.123]. В общении этого вида следует разносторонне оценивать личность, понимать ее действия и внутренние переживания, так как “только человек, являющийся объектом нашей познавательной деятельности, может вынести окончательное суждение о том, правильно ли мы его понимаем” [8, с.124].

Мотивационное общение – это общение такого вида, которое предусматривает обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. “Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или гото

Тема: Психология общения.

Цель: ознакомить студентов с особенностями процесса взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

План:

  1. Общая характеристика человеческого общения.

  2. Понятие общения. Функции общения.

  3. Психология межличностного воздействия.

Текст:

  1. Общая характеристика человеческого общения.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Это процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией между участниками общения. Общение рассматривается как важнейшая социальная потребность.

Стороны общения.

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми.

  2. Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между людьми.

  3. Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Функции общения.

  1. Информационно-коммуникативная – передача и прием информации как некоего сообщения. Основными элементами являются: текст и отношение к нему человека.

  2. Регулятивно-коммуникативная – организация взаимодействия между людьми, а также коррекция человеком своей деятельности или состояния (соотношение мотивов, потребностей, намерений, целей и пр.). Общение направлено на достижение сработанности, установление волевого единства.

  3. Аффективно-коммуникативная – процесс внесения изменений в состояние людей при специальном или непроизвольном воздействии.

Психология общения.

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом (Знаков В., 1994).

Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории (Ломов Б.Ф., 1984). При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Андреева Г.М., 1988). Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения вообще (Леонтьев А.А., 1965). И, наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (Леонтьев А.А., 1975).

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект-субъект(ы)».

Здесь можно привести мнение В.В. Знакова, которое отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними… Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи» (Знаков В.В., 1994).

Субъек-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б.Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат — не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».

В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988).

В работе А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.

Структура общения. В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения (Андреева Г.М., 1988; Ломов Б.Ф., 1981; Знаков В.В., 1994), выступающих общеметодологическим ориентиром организации исследований.

Под структурой объекта в науке понимается порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях. К проблеме структуры общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяют по крайней мере три уровня анализа (Ломов Б. Ф., 1984):

1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например, «вопрос-ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.). Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения, а также своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.

14 Основные характеристики процесса общения

метки: Человек, Информация, Отношение, Процесс, Социальный, Деятельность, Существо, Общественный

Основные характеристики процесса общения. Мотивационно-потребностная основа общения. Аффилиация как потребность в социальных контактах.

План ответа

  1. Основные характеристики процесса общения.
    1. Общение в системе межличностных и общественных отношений
    2. Общение и деятельность
    3. Структура общения
    4. Типология и динамика общения
    5. Цели и функции общения
  2. Мотивационно-потребностная основа общения.
    1. Общая характеристика
    2. Классификации потребностей и мотивов в общении
  3. Аффилиация как потребность в социальных контактах.
    1. Мотивы
    2. Причины
    3. Следствия
  1. Основные характеристики процесса общения.

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т. д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являються люди.

Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

2 стр., 753 слов

Общение как социальная перцепция

… влияния на личность (например, влияние лидера группы на личность). Общение как социальная перцепция Социальная перцепция – это социально-психологический процесс установления контактов между людьми … через восприятие и понимание людьми друг друга. Перцептивная сторона включает основные законы социального восприятия: 1) «эффект Ореола» (первого впечатления) – формирование оценочного впечатления …

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

  1. Общение в системе межличностных и общественных отношений

Общение включено в общую систему отношений личности. В таких отношениях можно выделить макроуровень (общественные) и микроуровень (межличностные).

Согласно взглядам некоторых исследователей общение на макроуровне представляет собой своего рода реализацию социальной роли и фактически не имеет личностной «окраски» (безличностно и формально), но это не совсем так. Поскольку сама роль предполагает творческое участие личности в формировании стиля проигрывания роли. В системе общественных отношений межличностное общение предстает как пронизывающее все слои этих общественных отношений, оно имеет свою специфику и не может быть сведено или отделено от макроуровня, и в то же время оно его пронизывает. Таким образом, можно сказать, что общение является неотъемлемой частью жизни человека и общества в целом.

  1. Общение и деятельность

В отечественной психологии постулируется принцип единства общения и деятельности. Понимание общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфи­ческие формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда обща­ются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Об­щается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пере­секается с деятельностью других людей.

28 стр., 13511 слов

Место общения в системе отношений человека

… общения здесь вновь отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения … стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его …

Однако характер этой связи понимается по-разному:

— дея­тельность и общение рассматриваются не как параллельно существу­ющие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов).

— общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев)

— общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее раз­новидности: в одной из них общение понимается как коммуникатив­ная деятельность, или деятельность общения, выступающая самосто­ятельно на определенном этапе онтогенеза, например у дошкольни­ков и в подростковом возрасте (Лисина-Эльконин) В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность) и относительно нее отыскиваются все элементы, свойствен­ные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. Деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней воз­никают новые связи и отношения между людьми.

  1. Структура общения
  • перцептивная сторона — процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания.
  • коммуникативная сторона — использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные.
  • интерактивная сторона — взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).

В. Сатир — общение: самооценка, способы коммуникации, совокупность правил (семейная система), социальные связи.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

… . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

  1. Типология и динамика общения
    1. Типы общения

Существуют различные классификации типов общения. Вот некоторые из них:

  1. Модальное и Диктальное общение (цели внутри и вне общения).
  2. Ритуальное (социально-ролевое) — показ знания норм социальной среды, деловое (манипулятивное) — эффективность сотрудничества, интимно-личностное — понимание, сочуствие.
  3. Интимно-личностное, личностно-ориентированное, предметно-ориентированное (решается задача), социально-ориентированное (например, задачи кандидата в депутата), функционально-ролевое.
  4. Классификация по Берну:
    1. отсутствие/присутствие
    2. ритуалы (привычные действия)
    3. развлечения (полуритуальные обсуждения)
    4. совместная активность
      1. оба участника направляют усилия на решение задачи
      2. манипулятивное общение (один стремится к тому, чтобы задание выполнял другой)
    5. игры (стремление одного управлять другим)
    6. интимность (заинтересованное, эмоциональное, теплое)
  1. Динамика общения

Фазы беседы (Аверченко; Куницины, Казаринова, Погольша)

  1. фаза знакомства (установление первого контакта)

Цель: установление первого контакта с собеседником. Игнорирование этой стадии беседы или ее свертывание может привести к нарушению взаимоотношений. Успешный контакт подтверждает, что внимание партнеров по общению направлено друг на друга, что они видят и слышат друг друга и проявляют друг к другу взаимный интерес.

Средства: приветствие собеседника, обращение к нему, представление коммуникатором себя и обещание помощи, демонстрация интереса к собеседнику.

  1. фаза сбора информации (вопросы, слушание, установление отношения собеседника к обсуждаемой проблеме, определение правдивости собеседника)

Цель: сбор информации о проблемах, запросах, взглядах собеседника, выявление его мотивов и целей.

Средства:

(а) Постановка вопросов с целью:

— активизации собеседника, предоставления ему возможности высказать свою точку зрения;

— изменения направления беседы, перехвата инициативы в ней.

(б) Слушание собеседника

(в) Определение отношения собеседника к проблеме (вербальной открытости)

Речевая открытость — степень интенсивности и непосредственности взаимодействия между говорящим и объектом, о котором он говорит.

(г) Определение правдивости собеседника

  1. фаза передачи информации

Цель: создание достаточной информационной базы для аргументирования и убеждение собеседника в правильности своей позиции.

Фаза передачи информации включает в себя следующие этапы:

(а) Информирование собеседника (общее и целенаправленное):

— формирование основ для аргументации;

— предварительная проверка правильности отдельных узловых пунктов аргументации;

— актуализация в сознании собеседника новых проблем.

(б) Анализ и проверка позиции собеседника, осуществляется благодаря анализу его замечаний.

  1. фаза принятия решения

Цели:

— составление резюме беседы, понятного для всех присутствующих с четко выделенным основным выводом;

— достижение основной или, в самом неблагоприятном случае, запасной (альтернативной) цели;

— стимулирование собеседника к последующему выполнению намеченных действий;

— обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы;

— поддержание в дальнейшем контактов с собеседниками и их коллегами.

Техники ускорения принятия решений:

(а) Вопросы типа «или». В конце беседы не имеет смысла задавать вопросы, на которые можно получить отрицательный ответ. Чтобы избежать этого, используют опросы с союзом «или»: «Как вы предпочитаете заплатить — наличными, кредитной карточкой или чеком?», «На чье имя выписать чек на этот товар — на имя компании или лично на ваше?», «Вы хотите, чтобы товар доставили срочно или вас больше устраивают наши обычные сроки доставки — две недели?», «Вы заказываете серый цвет; или коричневый?» и т. д. вместо «Как насчет покупки».

(б) «Прямое ускорение»: «Мы будем сразу принимать решение о переводе краткосрочных кредитов в долгосрочные? На какой день следует назначить заседание исполнительного комитета?»

(в) «Косвенное ускорение». Собеседника постепенно приводят к желаемой цели, задавая ему ряд коротких вопросов, связанных с разными аспектами и этапами решения проблемы, или предлагая альтернативные варианты решения.

По другой классификации, общение включает следующие фазы:

  1. подготовительная фаза общения
  • моделирование личности общаемого
  • создание у себя установки на общение
  • продумывание тактики поведения (приемы самопрезентации)
  • непосредственно фаза общения (набор перцептивных и коммуникативных действий)
  1. Цели и функции общения
    1. Цели
  1. Передача или получение информации
  2. Изменение аттитюдов реципиента
  3. Побуждение партнера по общению к какому-либо действию, организация деятельности
  4. «Общение ради общения», когда люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».
  5. Выражение отношения к партнеру, в т. ч. стремление оказать эмоциональную поддержку, продемонстрировать внимание.
  6. Самораскрытие, выражение своих переживаний
  7. Поддержание своего статуса и самооценки
  1. Функции общения
  • коммуникативная
  • когнитивная (представление о чем-либо, картина мира)
  • эмотивная (создание фона, от нее зависит желание общаться)
  • мотивационная
  • креативная
  • воспитательная

Другой вариант. По критерию цели

  • контактная функция
  • информационная
  • побудительная
  • координационная
  • функция понимания
  • эмотивная функция
  • функция установления отношений
  • функция оказания влияний

Каган, 4 ситуации общения:

Цель общения

Функция общения

1

Находится вне взаимодействия людей

Обслуживание предметной деятельности

2

В самом общении

Общение ради общения

3

В приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения

Приобщение другого к своим ценностям, воспитание

4

Приобщение инициатора к ценностям партнера

Приобщение к ценностям другого, самовоспитание

  1. Мотивационно-потребностная основа общения.
    1. Общая характеристика

Поскольку общение может быть рассмотрено как часть или отдельный вид деятельности, оно также основывается на определенных потребностях мотивах. Традиционно рассмотрение потребности как одной из видов побуждающих сил активности, биологического и социального характера. Однако потребности человека имеют особый характер, они становятся опредмеченными, что носит название мотива. Общение также основано на различных потребностях человека и движимо различными мотивами. Так, например, могут быть выделены потребность в принятии, позитивном контакте с другими людьми и т. д. Ученые следующим образом классифицируют потребности.

  1. Классификации потребностей и мотивов в общении
  1. Маслоу, потребность в принадлежности и любви (3), потребность в признании (4), познавательная потребность (5)
  2. Мюррей: вторичные, психогенные потребности. Среди них выделяется класс потребностей — в существовании привязанности между людьми — куда входят следующие потребности:
  • в присоединении (аффилиации)
  • в отвержении (презирать кого-либо)
  • покровительства (помогать)
  • в поддержке (искать помощи)
  • игры* (опционально)
  1. Хекхаузен выделяет определенный класс социальных взаимодействий, в основе которых лежит стремление к установлению и поддержанию межличностных связей. Их наличие приносит удовлетворение членам взаимодействия.
  1. Аффилиация как потребность в социальных контактах.
    1. Мотивы

Аффилиация — совокупность мотивов общения:

  • Стремление быть с другими, стремление быть в группе.
  • Потребность в единении с другими побуждает к установлению устойчивых и продолжительных контактов.
  • МакКлеланд и Аткинсон — аффилиация — потребность, выражающаяся в создании, сохранении и восстановления эмоциональных отношений с другими людьми.
  • Шехтер — аффилиация — потребность членства, быть принятым в группу, быть с другими людьми.

Мотив аффилиации побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе.

Мотив аффилиации включает в себя две разных тенденции — стремление к сближению и страх, боязнь отвержения.

Поведение типа сближения имеет место тогда, когда существует склонность к сотрудничеству, согласию и в конечном счете к любви. Поведение типа отвержения наблюдается в случае наличия разногласия, недоверия, отстраненности и враждебности.

Если потребность в единении с другими не удовлетворена, наблюдается рост тревоги, чувство одиночества, боязнь установления межличностных контактов. Выраженность потребности в аффилиации может быть разной. Неудовлетворенность этой потребности приводит к одиночеству (совокупность эмоций, возникающих в ответ на ощутимый дефицит в количестве и качестве соц связей).

Одиночество включает 4 комплекса чувств:

  1. отчаяние, чувство панического ужаса, беспомощности и брошенности
  2. депрессию, чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе, отчужденности
  3. невыносимая скука — чувство неловкости, нетерпения, невозможность сосредоточиться
  4. нелюбовь к себе — ощущение собственной непривлекательности, глупости и постоянное ощущение опасности.

Люди с ярко выраженной потребностью аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя потребность в доверительных контактах. Воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя. Страх отвержения не приводит к снижению аффилиации, а усиливает поиск путей сближения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

6) Понятие общения в психологии

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Из обилия трактовок общения можно выделить главные:

1) общение — вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;

3) общение — одна из форм взаимодействия.

В специальной социально-психологической литературе (да и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность. Существенную роль здесь сыграла разработанная в начале века Дж. Мидом концепция «ролевого поведения», а во Франции — учение П. Жане, который противопоставил традиционному для психологии исследованию «процессов поведения и сознания у отдельных индивидов» изучение психологических механизмов их деятельности, развертывающейся «в условиях сотрудничества между людьми», то есть их общения. Именно отсюда берет свое начало направление, именуемое «интеракционистской ориентацией». Отправным пунктом для него был не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции), которое понимается как «система коммуникаций и межличностные отношения». Односторонность такой позиции была в свое время подвергнута критике со стороны отечественной школы социальной психологии, в рамках которой считалось, что сама сущность социальных отношений сводится ими к межличностной интеракции.

Наиболее известным нашему читателю представителем символического интеракционизма в социальной психологии является Т. Шибутани. В основе его подхода лежит убеждение, что «человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации». Это означает, что поведение человека рассматривается «как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу». С точки зрения интеракционизма, все, что люди делают и говорят, исследуется не как нечто изолированное, но как части большой системы деятельности».

Мотивом же любого социального общения является то или иное изменение в характере социальных отношений внутри данного общества, его социальной и социально-психологической структуре, в общественном сознании или непосредственных проявлениях социальной активности членов общества. В сущности, такое общение есть процесс внутренней организации самого общества (социальной группы, коллектива, его саморегуляции).

Используемые в этом тезисе идеи Г.В. Гусева непосредственно накладываются на регуляционную функцию ПР, когда одна часть общества (группа, организация) воздействует на другую ее часть (общественность) с целью оптимизации взаимоотношений и, в частности, увеличения его социально-психологической сплоченности, повышения уровня сознательности и доверия, уровня информированности и т.п.

«В этом случае, — отмечает А.А. Леонтьев, — процессы взаимодействия осуществляются внутри «совокупного субъекта». Субъект же социально-ориентированного общения — оратор, коммуникатор».

Личностно-ориентированное общение выступает в двух вариантах: диктальное общение, т.е. общение, связанное с предметным взаимодействием (согласование позиций, обмен информацией, значимой для деятельности, и т.п.). Такое общение тождественно предметно-ориентированному, где предметом является взаимодействие, а субъекты взаимодействия и общения совпадают. Второй вариант — модальное общение — «это то, что в обиходе называется «выяснением отношений». Оно также связано с определенным видом взаимодействия.

Согласие устанавливается путем взаимного принятия ролей. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других участников.

Итак, во всех рассмотренных видах общения предметом является не конкретный человек, а либо взаимодействие (в социально-ориентированном могут выступать и общественные отношения), либо психологические взаимоотношения людей.

Рассмотрим суть построения процесса общения.

Процесс коммуникативной деятельности в социальной психологии будем рассматривать как «систему сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом может проявляться (согласно М.М. Бахтину) диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».

Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта — организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы (применительно к системе ПР — сама ее структура, отдельные специалисты).

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой — как личностно-массовый. Коммуникативная деятельность рассматривается как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно-методологическое основание — личностно-деятельное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельный подход применительно к коммуникативной психологии в рамках социальной психологии означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы взаимовыгодных, гармоничных взаимоотношений, достижения взаимопонимания, общих взглядов и оценок, доверительных отношений.

Общение же, как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения; б) субъектом — партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь (алгоритм) взаимосвязанных коммуникативных действий.

В зависимости от уровня психологического единства группы каждый такой акт может происходить в трех основных коммуникативных формах:

1) монологической;

2) диалогической;

3) полилогической.

Здесь речь идет именно о коммуникативных формах, а не о коммуникации.

Смешение понятий общения и коммуникаций берет свое начало в середине ХХ века в результате этологических исследований в западной науке. Общение тогда стало рассматриваться как отнюдь не специфически человеческий феномен. Оно было обнаружено в мире животных, в связи с чем получили распространение такие понятия, как «зоосоциология» или «зоосемиотика». «Биологизация общения привела к стиранию коренного различия между общением и коммуникацией, т.е. между взаимодействием субъектов и информационной связью индивидов, передачей сообщений от некоего «отправителя» к некоему же «получателю». Такая «коммуникативная редукция» получила поддержку в новой научной дисциплине — теории коммуникации.

Речь и письменный язык — главные, но не единственные коммуникативные системы. Социальное общение использует мимику и жесты, манеры и разнообразные формы поведения, а в современном мире все большее значение получают технические средства коммуникации (теперь уже и Интернет). Коммуникация делает осуществимой общественную жизнь, поэтому «коммуникация» означает «организацию».

Поскольку общение предстает как межсубъектное взаимодействие, многообразие его форм должно определяться всеми возможными типами связей всех модификаций субъекта.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о