Задача №3057 (микро- и макроэкономика)
Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
- а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
- б) отсутствие дождей в течение долгого времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
- в) минимальный уровень пенсий на территории России увеличился на 15%;
- г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
- д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
- е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или от личного дохода студента.
Рекомендуемые задачи по дисциплине
Решение задачи:
Макроэкономика – это наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений. Микроэкономика – это часть экономической теории, в которой изучаются маломасштабные экономические процессы на уровне предприятий, организаций, учреждений, домашних хозяйств и других хозяйственных единиц (субъектов экономики), а также закономерности формирования и функционирования отдельных рынков и эффективность распределения и использования ресурсов, поведение потребителей и отдельных производителей, формирование издержек производства и цен на товары и факторы производства.
При ответе на поставленный вопрос следует учесть, что различие заключается в уровне экономического анализа. Рассмотрение может быть либо на уровне агрегатных величин, либо на уровне их составляющих:
Утверждения | Микроэкономика или макроэкономика |
Правительство осуществляет политику либерализации цен | макроэкономика |
Отсутствие дождей в течение долгого времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых | микроэкономика |
Минимальный уровень пенсий на территории России увеличился на 15% | макроэкономика |
Ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции | макроэкономика |
Снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране | макроэкономика |
Размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или от личного дохода студента | микроэкономика |
«В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень…» 🐒 EDU-EGE
Прочитайте текст и выполните задания:
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика — это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика — уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.
Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, налоговая и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служат сельское хозяйство, туризм.
Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.
Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда — то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего за единицу времени, отдача основных фондов — количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).
Задания по тексту
Задание 21. Какие уровни экономики государства названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?
Правильный ответ:
1. Макроэкономический и Микроэкономический уровень.
2. Связь этих двух уровней проявляется во взаимовлиянии их «компонентов» друг на друга. Если основа макроэкономики — агрегированнные показатели, то они складываются из объектов микроэкономики — отдельных фирм, отдельных рынков. В макроэкономике изучаются налоги, инфляция, безработица — показатели, которые неньзя (или очень сложно) рассматривать для каждого отдельного субъекта. Но при этом общие показатели влияют на каждого. Общий упадок уровня занятости повлечет за собой последствия и для занявшего рабочее место в условиях безработицы человека.
Задание 22. Какие из приведенных в тексте показателей относятся только к оценке состояния экономики государства в целом, а какие применимы к оценке эффективности фирмы? Дайте определение любого из указанных вами показателей.
Правильный ответ:
1. Для государства — структура национальной экономики, ВВП, уровень и качество жизни населения (агрегированные показатели)
2. К оценке фирмы: производительнось труда, отдача основных фондов (показатели эффективности)
3. ВВП — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных внутри конкретной страны за отчетный период (как правило — год)
Задание 23. Зачем каждому участнику экономической жизни (правительству, производителям, потребителям) нужна информация об экономическом состоянии государства? Используя содержание текста и собственные знания, дайте ответ по каждому из названных участников экономической жизни.
Правильный ответ:
1. Для правительства: для выбора и верного проведения экономической политики (инструментов и способов воздействия на экономику мерами монетарной или фискальной политики.)
2. Для производителя: чтобы понимать, какие продукты стоит произвести: что будет пользоваться спросом, какие товары покупатели хотят и могут приобрести, как правильнее выбрать аудиторию для своих товаров и услуг;
3. Для потребителя: потребителю такие знания нужны для управления своими инвестициями и финансами, планирования своих доходов и расходов, возможности предсказать финансовое состояние своей семьи на ближайшее время. Также эту информацию следует использовать для совершения дорогостоящих покупок, инвестировании сбережений, решений вопросах о вкладах и кредитах.
Правильный ответ:
1. Нет, не согласен. Аргументы:
— экономически-развитые страны могут вкладывать деньги в социальное обеспечение, инфраструктуру — это обеспечивает высокие стандарты качества жизни. Бедные страны не имеют на это средств
— качество жизни населения зависит от количества производимых товаров и услуг. В свою очередь государство получает от этого налоги, а значит экономическое развитие страны будет высоким по всем показателям.
2. При разорении значительного компания таких компаний в государственный бюджет перестает поступать большая часть его доходов — налогов с предприятий, что приведет к сокращению бюджета государства.
ЕГЭ. Экономика. Тема 9. Микроэкономические показатели роста |
Микроэкономические показатели экономического роста — это показатели, характерные для конкретного хозяйствующего объекта: завода, фирмы и т.д.
Микроэкономические показатели
- Прибыль
- Себестоимость
- Производительность труда
- Фондоотдача
- Рентабельность
- Эффективность производства
Рассмотрим особенности каждого микроэкономического показателя.
Прибыль
Прибыль – это разница между себестоимостью продукции и ценой, за которую она была продана.
Себестоимость
Себестоимость — это сумма затрат на производство и реализацию того или иного товара + издержки производства, выраженные в денежной сумме.
К издержкам относятся: затраты на сырьё, материалы, полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, зарплата рабочим, амортизационные выплаты, отчисления на соцстрахование, затраты на сбыт продукции.
Себестоимость продукции можно снизить следующими способами:
- Используя новейшие технические достижения и инновации
- Удобно расположить производство территориально
- Использовать особенности природно-климатических условий
- Повысить производительность труда
- Экономично относиться к ресурсам
- Совершенствовать систему управления и др.
Производительность труда
Производительность труда — это количество и качество произведённой продукции за единицу времени (час, смену, месяц, квартал, год)
Пути повышения производительности труда:
- Повышение квалификации работников, посещение ими необходимых курсов, мастер-классов и т.д.
- Создание достойных условий труда
- Использование новейшего оборудования
- Использование современных технологий производства
Фондоотдача
Фондоотдача – это объём произведённой продукции на единицу стоимости фондов, фондовых затрат.
Иными словами, фондоотдача — это окупаемость производства, возврат тех денег, которые были в него вложены. Чем быстрее происходит фондоотдача, тем, говорят ,выше фондоотдача.
Рентабельность
Рентабельность – это показатель доходности предприятия, она определяется соотношением затрат и прибыли. Чем выше прибыль по отношению к затратам, тем рентабельнее производство. Если прибыль невысокая или вообще её нет, то говорят о нерентабельности того или иного производства.
Рентабельность отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных ресурсов.
Повысить рентабельность – это значит получить больший финансовый результат при меньших расходах.
Порог рентабельности — это точка, отделяющая прибыльное производство от убыточного, в которой доходы предприятия покрывают его затраты.
Эффективность производства
Эффективность производства = производительность труда + фондоотдача + себестоимость + рентабельность.
Пути достижения экономического роста
Экстенсивный путь – количественное увеличение, расширение, распространение, не предусматривающее улучшения оборудования, повышения квалификации работников и т.д.
- Расширение масштабов производства
- Привлечение большего количества работников
Интенсивный путь – увеличение , прирост происходит за счёт качественного обновления средств труда, предметов труда и т.д.
- Приобретение нового оборудования
- Использование новейших технологий
- Повышение квалификации работников
- Улучшение системы управления производством
- Рациональное использование ресурсов
Таким образом, повышение эффективности производства- это главная задача предпринимательской деятельности, то, ради чего она вообще и проводится- ради получения дохода.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Особенности макроэкономики
Понятие и функции макроэкономики
Определение 1
Макроэкономикой называют составную часть экономической теории, которая рассматривает изменения экономики как единого целого.
В то же время макроэкономикой называют все народное хозяйство в целом, так как макроэкономика объединяет вместе разрозненные объекты хозяйствования.
Среди функций, которые выполняет макроэкономика как наука можно выделить:
- Познавательная. Заключатся в изучении и объяснении всех процессов и взаимодействий, проходящих между субъектами экономики. С помощью макроэкономики можно изучить и понять сущность таких понятий как безработица, дефицит бюджета, инфляция, ВВП и др.
- Практическая. Заключается в выработке практических рекомендаций по управлению и регулированию экономической политикой государства. На основе таких рекомендаций образовываются стратегии развития на долгосрочный период, который будет затрагивать абсолютно все субъекты экономики.
- Прогностическая. Позволяет, с помощью определенных показателей прогнозировать дальнейшее развитие экономической политики государства, позволяет увидеть проблемные места. К таким показателям относят ВВП, ВНП, уровень инфляции, размер дефицита или профицита бюджета и т.д.
- Идеологическая. Позволяет выработать направление развития экономической мысли на территории государства, выстраивает определенные идеалы, каноны в управлении экономикой государства.
Характерные черты, присущие макроэкономике
Особенности, присущие макроэкономике, вытекают из того, что макроэкономика изучает всю экономику государства в целом.
Макроэкономика, объединяя все предприятия, не является простой суммой эффектов их деятельности. Она представляет собой определенную совокупность взаимосвязей между элементами экономики, которые позволяют воспринимать ее как единое целое. Говорить о том, что макроэкономическая система взаимосвязана можно благодаря некоторым факторам:
- разделение труда по производственному или территориальному признаку;
- объединение группы предприятий для создания одного единого продукта путем продажи комплектующих;
- национальный рынок.
В основе макроэкономики лежит национальное богатство. Национальным богатством принято называть все блага, которые имеются в стране. К национальному благу относят:
- производственные фонды;
- непроизводственные фонды;
- оборотные средства;
- имущество населения.
Установление макроэкономических связей. В процессе управления экономической политикой с помощью этих связей государство имеет возможность влиять на предприятия, которые входят в состав национальной экономики. При этом государство старается использовать все возможные инструменты, например, фискальную, финансовую политику и т.д.
- Для макроэкономики характерно использование специфических методов изучения. Очень трудно использовать такой метод как эксперимент, так как любое изменение экономической политики повлияет на все население страны и последствия могут быть необратимыми. Наиболее часто применимым методом является моделирование, т.к. с его помощью можно увидеть возможные изменения без вреда для экономики в целом.
- На макроэкономическое состояние помимо внутренних факторов влияет еще и внешние. К внутренним факторам относят домохозяйства, предприятия и государство, а к внешним – предприятия, которые не являются резидентами РФ, т.е. располагаются за пределами территории нашей страны.
Тема 1. Предмет, функции современной экономической теории
Данная тема является основополагающей темой курса. Здесь студент знакомится с целями, задачами данной науки, изучает предмет, методы исследования. В рамках данной темы студент впервые рассматривает позиции различных экономических школ.
Данная тема является благоприятной для работы на основе интерактивных методов, так как, во-первых, различные позиции экономических школ, направлений и течений экономической мысли дают возможность сравнений, дискуссий, споров, анализа. Во-вторых, многообразие подходов, в частности, в отношении экономических методов дает возможность не просто повторять информацию о методах, а представить сравнительный анализ по командам. В-третьих, в этой теме есть моменты преломления теории и практики, где студенты могут самостоятельно обсуждать проблемы на основе жизненного опыта, а именно, задания по функциям экономической теории, по позитивной и нормативной частей экономикс, по микро- и макроэкономическому анализу, по сравнению экономических законов и законов природы.
Разминка по командам
Вопросы на усвоение материала:
назовите три этапа становления политической экономии;
как расшифровывается термин «политическая экономия»;
цель науки;
результат науки;
назвать функции экономической теории;
назвать основные школы экономической теории;
кто является основателем «Экономикс»;
что такое экономические законы;
дать определение макроэкономики, микроэкономики;
охарактеризовать анализ и синтез;
что такое диалектический материализм;
в чем отличие дедукции и индукции;
особенности предмета «Экономикс»;
особенности метода «Экономикс»».
Вопросы для анализа:
чем отличаются этапы становления политической экономии;
чем цели политической экономии отличаются от целей других экономических дисциплин;
макроэкономика и микроэкономика: наука, раздел науки или экономические отношения;
что первично: микроэкономика или макроэкономика;
как вы соотносите науки «политическая экономия», «экономическая теория» и «экономикс»;
Задание по командам
Все команды должны:
Определить, какое из предложенных положений соответствует определенной экономической школе:
деньги определяют все параметры развития экономики;
рабочие и промышленники относятся к непроизводительному классу;
вывоз товаров за рубеж должен стать базой пополнения государственной казны;
капитализм неизбежно должен погибнуть из-за накопленных противоречий.
Определить к микроанализу или к макроанализу относятся следующие экономические явления:
налоговая система России претерпела существенные изменения;
уровень инфляции в данном году в России ниже, чем в предыдущем;
семья Филипповых предпочитает приобретать товары на рынке, а не в магазине;
в результате повышения цен на мясо, спрос на него сократился;
выросла цена кофе, увеличился спрос на чай;
в России с конца 1998 года наблюдается положительный экономический рост;
семья Ивановых решила копить деньги на покупку автомобиля.
Определить, к позитивной или нормативной части экономикс относятся следующие утверждения:
российские экономисты в 1990-ые годы предложили правительству занимать деньги у иностранных инвесторов, так как внешний долг есть в ряде развитых стран;
выявлено, что причины российской инфляции во многом определяются факторами немонетарного плана;
повышение пенсий, как правило, ведет к росту инфляции.
Отнести нижеперечисленные положения к экономии-ческим законам, категориям, экономическим явлениям:
люди нуждаются в пище, жилище, одежде;
средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами;
при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к росту величины спроса и наоборот;
под потребностью понимается нужда в чем-либо, требующая удовлетворения;
на планете земля ресурсы ограничены;
каждый человек имеет какую-либо сферу деятельности;
люди покупают товары за деньги;
способность к всеобщей обмениваемости, возможность служить всеобщим эквивалентом делает товар деньгами;
по мере удовлетворения потребности полезность каждой дополнительно потребляемой единицы падает;
товар – это продукт труда, предназначенный для обмена;
общественно необходимый труд – это труд, затраченный на производство товара при средних условиях производства;
фирма обычно работает для получения прибыли.
Так как в данной теме нет задач, то вместо задач пред-лагаются усложненные тесты и задания с ответом «верно-неверно».
Тест:
Что изучает экономическая наука или что составляет предмет экономической науки:
а) показатели развития отраслей национального хозяйства;
б) экономическую статистику;
в) бухгалтерский и иные виды учета экономической деятельности;
г) методы и формы делового общения;
д) экономику предпринимательства;
е) принципы построения хозяйственного механизма рыночной системы;
ж) общие законы развития экономической цивилизации;
з) моделирование экономической деятельности;
и) изменение экономических потребностей индивидов и общества?
Основные элементы инструментария экономической науки:
а) математические методы;
б) теория игр;
в) метод абстрагирования;
г) метод дедукции;
д) метод индукции;
е) формальная логика;
ж) восхождение от абстрактного к конкретному;
з) единство исторического и логического;
и) экономико-математическое моделирование;
к) теория систем.
Возможно, ли дать точное количественное определение:
а) росту потребностей;
б) динамике структуры потребностей;
в) объему созданного продукта;
г) свободе предпринимательства;
Что включает понятие «микроэкономика», а что понятие «макроэкономика»:
а) инфляцию;
б) занятость трудоспособного населения;
в) законы денежного обращения;
г) курс доллара в обменных пунктах;
д) принципы налогообложения;
е) уровень цен на московских розничных рынках;
ж) государственный бюджет на 1999 г.;
з) экономическую программу правительства на определенный период?
Что следует понимать под способностью делового человека мыслить экономически:
а) знание экономических законов;
б) умение давать количественную оценку своей деятельности;
в) понимание сущности и социально-экономических последствий государственных законов и нормативных актов;
г) способность абстрагироваться от второстепенных факторов;
д) способность находить нетривиальные решения;
е) не менять без очевидной необходимости принятые решения?
Экономические исследования учитывают влияние следующих факторов:
а) неопределенность обстоятельств хозяйственной деятельности;
б) строгая детерминированность деятельности конкурентов;
в) вмешательство государства в экономику;
г) наличие «теневой» экономики;
д) природные катаклизмы;
е) ошибки в экономической деятельности государственных органов.
Экономико-математическое моделирование:
а) полностью учитывает возможности фирмы или национального хозяйства в целом;
б) позволяет сравнивать экономическое развитие в различные временные интервалы и точки времени;
в) абсолютно точно определяет параметры системы в различные моменты времени;
г) дает возможность управлять национальным хозяйством;
д) устанавливает цели экономического развития;
е) является инструментарием определенной экономической науки.
Экономикс и марксистская политическая экономия – это дисциплины:
а) не имеющие различий;
б) существенно различающиеся по исходным положениям и выводам;
в) являющиеся синтезом двух направлений.
Вопросы, на которые нужно ответить «Верно-неверно»
Советская экономика – грандиозный экономический эксперимент.
Российской экономике не свойственны монополии.
Благосостояние народа можно обеспечить за счет импорта потребительских товаров в значительных объемах.
В странах со слабой экономикой отсутствует рынок.
Положения теоретической экономики должны находить практическое подтверждение в каждый момент и в каждом конкретном случае.
Экономика не является точной наукой и поэтому её нельзя использовать при руководстве национальным хозяйством.
Современная экономическая наука допускает применение различных теорий для различных ситуаций.
Доказательство связи между появлением пятен на Солнце и развитием экономики является грубой теоретической ошибкой.
Во многих случаях так называемый здравый смысл противоречит важнейшим положениям экономической теории.
Что выгодно для РАО «Газпром», то выгодно для народов России.
Экономическая теория верна тогда, когда она подтверждается практикой.
Конкретная экономическая ситуация не может быть объяснена с позиций различных экономических теорий и школ.
Экономическая наука пользуется только количественными методами исследования экономических процессов и явлений.
В силу многогранности экономической действительности количественное измерение её составляющих невозможно.
Ограниченность ресурсов человечества носит абсолютный характер вследствие ограниченности Земного шара.
Использование экономико-математических методов приводит к отрыву экономической теории от хозяйственной деятельности человека.
Контрольная работа по командам (два варианта)
Вариант 1
На какой стадии развития экономической теории давались советы по солению грибов, хранению продуктов?
Какой из школ принадлежит следующее выражение: «Нация состоит из трёх классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного»
а) меркантилизм;
б) классическая политическая экономия;
в) физиократы;
г) все ответы неверны.
Кейнсу принадлежала следующая идея:
а) капитализм – вечный, идеальный строй;
б) капитал должен быть свергнут пролетариатом;
в) цена товара определяется его полезностью;
г) рынок – несовершенный механизм, его надо дополнить государственным регулированием.
«Верно–неверно» что:
Маржиналисты считали, что цена товара определяется трудом.
Предметом исследования в экономикс является:
а) производство;
б) методологический индивидуализм;
в) обмен;
г) все ответы неверны
Микро и макро? Обоснуйте. Фирма выбирает стратегию максимальной прибыли.
Позитивная или нормативная часть в экономикс? Чтобы сдерживать инфляцию следует ограничивать рост денежной массы.
В чем отличие методического индивидуализма и классового подхода?
Что такое концепция, диалектический метод?
Вариант 2
На какой стадии развития экономической теории в ней выявляются экономические закономерности, формируются законы?
Какой из школ принадлежит следующее выражение: «Богатство Англии во внешней торговле…»
а) кейнсианство;
б) маржинализм;
в) меркантилизм;
г) все ответы неверны.
Монетаризму принадлежит следующая идея:
а) богатство нации – это золото и серебро;
б) деньги определяют все параметры развития экономики;
в) рынок – несовершенный механизм;
г) все ответы – верны.
«Верно – неверно» что:
Физиократы считают, что сельскохозяйственные рабочие и фермеры создают чистый продукт.
Предметом исследования в марксистской политической экономии являются:
а) производственные отношения;
б) поведение людей;
в) классовая борьба;
г) субъект с его предпочтениями и выбором.
Микро или макро? Миссис Брукс считает, что покупка пластинки полезнее посещения кино.
Позитивная или нормативная часть в экономикс? Известно, что рост цен ведет к сокращению спроса.
Чем отличается положение субъекта в экономике и в марксистской политической экономии?
Что такое теория, метод научной абстракции.