Основатель бихевиоризм: Основоположник бихевиоризма — Общие дети, г. Воронеж

Автор: | 06.09.1981

Содержание

Изучение бихевиоризма

Бихевиоризм

  • Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название: от англ.  behavior —  поведение.
  • Термин  бихевиоризм  можно перевести как  поведенческая психология.

Джон Уотсон (1878-1958)

  •   Джон Бродес Уотсон   — американский психолог, основатель одной из самых распространённых психологических теорий двадцатого века — бихевиоризма.     В 1903 году окончил Чикагский университет. В 1908 году возглавил лабораторию, а затем кафедру по психологии в университете в Балтиморе. 24 февраля 1913 года  Джон Уотсон  прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) — «Психология с точки зрения бихевиориста», этот день считается рождением нового направления, а в 1915 году — был избран президентом Американской психологической ассоциации.
        В 1920 году, в возрасте 42 лет, его активная карьера в качестве учёного завершилась. В местной газете была опубликована, перехваченная его первой женой, часть любовной переписки Уотсона со своей аспиранткой Розалией Рейнер. В результате этого скандала он был «изгнан» из научных сообществ, уволен из университета, и потерял возможность публиковать свои работы в научных журналах Америки.    
  •   Джон Уотсон  переезжает в Нью-Йорк для работы в рекламной индустрии. Выступает по радио, публикует свои работы в журналах для женщин, используя все имеющиеся возможности для продвижения своих идей.  
  •   В 1935 году умирает его жена Розалия Рейнер, что явилось для него тяжёлым ударом судьбы. Спустя некоторое время Уотсон оставляет рекламную компанию, меняет свой дом на небольшую ферму и уезжает из города. Лишь в 1957 году, за год до смерти учёного, Американская психологическая ассоциация внесла его имя в список своих почётных членов. Джону Уотсону было тогда 79 лет.

Теория Бихевиоризма.

  •   Сам Уотсон так охарактеризовал суть предложенной им теории: «Психология с точки зрения бихевиоризма — это сугубо объективная ветвь естественной науки. Её теоретическая цель — предсказание поведения и контроль над ним».

   

  •   «Отправной идеей для бихевиоризма является тот факт, что организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов»
  • Именно этим объясняется подход бихевиористов к вопросу экспериментального исследования поведения, как животных, так и человека: «Мы не признаём демаркационной линии между человеком и животным»
  •     Бихевиоризм  отрицает понятие сознания (систему ценностей человека, убеждений, психологических установок), как объекта в исследовании поведения человека: «
    данные в терминах сознания зависят от их субъективной интерпретации
    »
  •    При этом Уотсон не придавал большого значения и врождённым инстинктам: “вследствие того, что их доля относительно приобретённых в результате научения поведенческих актов очень мала” .     Основная формула бихевиоризма гласит: «Стимул — Реакция» «S-R»
  •   Поведение, с точки зрения бихевиоризма, зависит, прежде всего, от внешних стимулов и внешней среды, а не от внутренних психических процессов. Главная задача состоит в том, чтобы подобрать такие стимулы, в результате действия которых можно было бы получить нужное поведение.

Эксперимент:

  • Случай маленького Альберта  (1920).     Уотсоном была выработана устойчивая реакция страха у 11-месячного ребёнка на вид белых мышей (которой раньше не было): во время игры с белой мышкой в углу комнаты били молотком по металлическому листу, громкий удар пугал малыша. Со временем один вид белой мышки стал вызывать у ребёнка чувство страха.     Действие целенаправленного стимула вызывало ожидаемое поведение. Подобные эксперименты и результаты от них хорошо известны и широко используются людьми, живущими вместе или работающими с домашними животными.
  •    Случай маленького Питера  (1924).    

  Можно создать устойчивое чувство страха к чему-либо, а можно освободить человека от этого чувства. Эксперименты Мэри Джонс, коллеги Джона Уотсона, по устранению чувства страха перед белым кроликом проводились с ребёнком в возрасте два года десять месяцев (Питером), который очень боялся белого кролика.     Постепенно, с помощью пошагового преодоления, Питер стал не только без страха касаться белого кролика, но и играть с ним. Впоследствии этот опыт был проработан более детально, и получил название метода систематической десенсибилизации.

Поведенческая психология (бихевиоризм) в повседневной жизни.

 

  • Принципы поведенческой психологии эффективно работают для, так называемого, «среднестатистического человека», они известны и широко используются в психологии рекламы, юридической психологии, политической и производственной психологии, тестологии и педагогике.
  •      Заслуга бихевиоризма состоит в том, что была сделана попытка перевести психологию из области мистики и идеализма на уровень объективных научных знаний: «Я верю, что мы можем «написать» психологию, определив ее как «науку о поведении»… Это можно сделать в терминах стимула и реакции, в терминах образования навыка, интеграции навыков и т.
    п. Более того, я верю, что действительно стоит сделать эту попытку теперь»,- писал Джон Уотсон.

  Критика бихевиоризма.

  • Большинство своих экспериментов бихевиористы проводили на животных, установленные закономерности простых форм поведения проецировали на поведение человека. Как указывали критики бихевиоризма, нельзя проводить параллель между поведением животных и человека, без учёта внутреннего мира, внутренних переживаний последнего.     
  • Представители бихевиоризма признавали, что пока уровень научных знаний не позволяет объяснять такие сложные формы поведения, которые связаны с процессами мышления, которые формируют внутренний мир человека. Именно поэтому они не принимали к рассмотрению существующие психологические термины в понятиях сознания.     И это, пожалуй, является самым слабым звеном в теории бихевиоризма. Как показало время, иногда для решения проблем отдельного конкретного человека одних лишь поведенческих методов может оказаться недостаточно.

6.6. Бихевиоризм | Вестишки.ру

 

Опорные слова к вопросу №6 — здесь

Название этого направления происходит от английского слова

behavior — поведение. Его разраба­тывали американские психологи Эдуард Ли Торндайк (1874-1949), Джон Бродес Уотсон (1878-1958) и др. На развитие бихеви­оризма громадное влияние оказало учение русских уче­ных Ивана Петровича Павлова и Владимира Михайловича Бехтерева о природе рефлексов.

Ученые-бихевиористы считали, что сознание челове­ка, его мысли, чувства, переживания — слишком субъек­тивны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изу­чать можно лишь то, что можно точно наблюдать в пове­дении и фиксировать. Психология стала пониматься бихевиористами как наука о поведении.

Основная схема поведения была описана бихевиористами в символах

«S→R: стимул → реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакци­ей — любое ответное действие. Чаще всего поведение оп­ределяется сложной совокупностью стимулов, которые трактуются как окружающая среда, или ситуация. Реак­ция может быть простой (например, отдергивание руки от огня) и сложной. К сложным реакциям относятся все формы человеческой деятельности, которые содержат какое-либо действие (например, прием пищи, написание текста, игра). Речь человека, как внешняя (вслух), так и внутренняя (про себя), также относилась ими к реакциям.

Такой подход стирает принципиальную разницу меж­ду психологией животных и человека. Недаром в работах психологов этого направления вплоть до настоящего времени данные, полученные на животных, непосредственно пе­реносятся на человека.

В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихеви­оризма, признали, что формула «S→R: стимул → реакция» не может полностью описать поведение и деятельность, при­чем не только у человека, но и у животных. Существует множество факторов, влияющих на них. Между стимулом и реакцией, считают современные психологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный механизм — познавательные процессы: мышление, память, воображение.

Эти идеи легли в основу необихевиоризма, основными пред­ставителями которого являются Эдуард Чейс Толмен (1886-1959), Кларк Леонард Халл (1884-1953), Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) и др.

Центральными для психологии бихевиоризма и необи­хевиоризма на протяжении всей его истории были вопро­сы научения, т.е. того, каков процесс приобретения инди­видуального опыта и каковы условия достижения наилуч­ших результатов. Недаром одно из современных течений бихевиоризма так и называется — теория социального научения. Его основатель Альберт Бандура (р. 1925) считает, что научение у человека может происходить двумя основными путями: 1) прямым; непосредственным подкреплением; 2) подкреплением косвенным, когда он наблюдает за по­ведением других людей и того, к чему может вести такое поведение.

Бихевиоризму и школе социального научения психо­логия обязана наличием множества четких, проверяемых фактов, тонкими экспериментальными приемами. Во мно­гом благодаря этим направлениям психология стала объек­тивной наукой, использующей точные методы выявления и измерения изучаемых явлений.

Критика бихевиоризма связана с механистическим взглядом его представителей на человеческую психику, игнорированием собственно психических явлений — воли, эмоций, потребностей человека, его активности.

Бихевиоризм: направление, которое сделало психологию научной | Облако мыслей

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон отрицал значимость изучения сознания. Он призывал наблюдать за поведением, так как ощущения и эмоции недостаточно объективны. Эта идея активно обсуждалась в научных кругах (учение о рефлексах И. П. Павлова, И. М. Сеченова и В. М. Бехтерева). Но именно Уотсон в 1913 г. озвучил её как направление в психологии. Сам термин происходит от англ. behaviour — поведение. Целью бихевиористов было умение предсказать поведение человека, а также возможность им управлять.

В развитии данного направления выделяют 3 этапа:

1. Классический бихевиоризм — с 1913 — 1930 — поведение как реакция на внешний стимул (S — R), Джон Уотсон;

2. Необихевиоризм — классическая схема «S — R» (стимул-реакция) видоизменяется — «S — O — R«, возникает промежуточная переменная О, под которой подразумеваются такие факторы как знания, цели, потребности, подкрепления. Э. Толмен, Б. Ф. Скиннер и др.;

3. Социальный бихевиоризм — начиная с 1960х. Промежуточная переменная О представляется теперь в социальном значении: детский опыт, локус контроля, поведение референтных лиц. А. Бандура, Д. Доллард, Дж. Мид и др.

Спецификой бихевиоризма было исследование процесса научения. В 1932 году Эдвард Толмен разработал когнитивную теорию научения. Согласно этой теории, поведение организма в пространстве определяется не рефлекторными движениями, а наличием когнитивной карты — образа уже знакомого пространства. Выводы, положившие начало данной теории были сделаны на основании эксперимента с крысами: животные, поделённые на две группы должны были найти пищу в лабиринте. Пищевая приманка для первой группы всегда помещалась в одно и то же место, но добраться до неё необходимо было с разных точек входа, разными путями. Условия второй группы были противоположными: лакомство располагали в разных углах лабиринта, но движения должны были всегда повторяться. То есть пища обнаруживалась при условии, если крысы поворачивали исключительно направо. Результаты эксперимента показали, что крысы из первой группы, то есть те, которые изучили место действия, ориентировались гораздо лучше, чем крысы из второй группы, которые заучивали реакции. Аналогичное явление наблюдается у людей: зная карту местности, мы найдём нужный нам пункт, вне зависимости от того, с какой стороны будем к нему идти. Это объясняется наличием когнитивной карты местности.

Б. Ф. Скиннер, отец необихевиоризма, признавал два основных типа поведения:

1. Респондентное — как ответ на знакомый стимул;

2. Оперантное — определяемое и контролируемое результатом, следуемым за ним.

На основе этого представления создавалась социальная когнитивная теория Альберта Бандуры. Согласно которой, человек способен освоить практически все виды поведения, наблюдая за поведением других и его последствиями. Такой тип научения называется викарным. Он осуществляется посредством внешнего косвенного подкрепления и самоподкрепления (чувством собственной эффективности).

Методы модификации поведения, предложенные А. Бандурой, имеют большое значение для психотерапевтической практики. Например, тренинг «коррекция отклоняющегося поведения» и «метод систематической бесенсибилизации«.

В заключение добавлю, что не смотря на критику, именно на почве бихевиоризма психология получила статус объективной науки.

Что такое гуманистическая психология узнаете здесь

Гештальтпсихология — сюда

Бихевиоризм: истоки и развитие

 

 

 УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Общая психология

 

 

Вид работы

РЕФЕРАТ

 

 

Тема  работы:

Бихевиоризм: истоки и развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

 

 

Введение …………………………………………………………….……..…….. 3

Предшествующее влияние………………

……………..……..……………….. 4

Влияние зоопсихологии  на бихевиоризм.……………………….….…………

6

Влияние функциональной психологии на бихевиоризм………………………7

Предмет изучения бихевиоризма………………………………………………

9

Прорыв в психологии……………………………

…………………..…………10

Заключение ……………………………………………………………………….12

Список литературы ……………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Более столетия назад во всем  мире начался усиленный рост  промышленного производства, особое  место в этом принадлежало  США.

     В связи с этим  возникновение новых социально-экономических  отношений способствовало появлению  такого течения в философии,  как прагматизм. 1

     Прагматизм в свою  очередь дал путевку в жизнь  бихевиоризму в психологии. Возникновению  бихевиоризма способствовало появление  разработки условных рефлексов  в психологии и развитие зоопсихологии,  как экспериментальной ветви  психологии.

     Более дальней прародительницей  бихевиоризма можно считать древнюю  традицию ассоциаций, основанную  на предположении, что наша  психика при получении информации  связывает ее с предыдущей  информацией, т.е. возникают ассоциации. При этом считалось, что при  рождении наш разум не имеет  никакой информации об окружающем  мире, по мере роста человека, он познает окружающий мир,  и создаются ассоциации.

     В 30 — 50 годы прошлого  века Б. Скиннер разработал  самую крайнюю форму бихевиоризма, которая заключалась в концепции,  что познание — это только  набор отношений «стимул-реакция», а вовсе не вид умственной  деятельности. В его понимании  мышление, как и внешнее поведение,  состоит из действий, зависящих  от окружающей среды и от  стимулов, получаемых от нее.

     В данной работе, я хотела бы  более подробно познакомиться  с основой бихевиоризма, узнать  о ее истоках и понять её.

 

 

 

 

 

 

 

Предшествующее  влияние

     Во втором десятилетии XX века, менее чем через 40 лет после того, как Вильгельм Вундт формально основал психологию, наука пережила момент коренного пересмотра своих основ. Психологи больше не превозносили возможности интроспекции, сомневались в существовании психических элементов и не соглашались с тем, что психология должна оставаться чистой наукой. Психологи — функционалисты переписывали правила, используя психологию в том виде, в котором она вряд ли могла быть принята в Лейпциге или Корнелле.

     Движение функционализма было не столько революционным, сколько эволюционным. Функционалисты не стремились намеренно изничтожать положения Вундта и Титченера. Вместо этого они внесли в него некоторые коррективы — что — то добавили здесь, что — то подправили там, — и вот с течением времени возникла новая форма психологии. Это была скорее тихая перестройка изнутри, а не мощная атака извне. Лидеры функционалистов были не настолько амбициозны, чтобы добиваться официального признания. Свою роль они видели не столько в разрушении прошлого, сколько в построении нового на основе старого. Поэтому переход от структурализма к функционализму в самый момент своего осуществления не был очевиден.

     Такова была ситуация в области психологии в США во втором десятилетии XX века: развивался функционализм, но структурализм все еще удерживал свои сильные, хотя уже не исключительные позиции.

     В 1913 году обе позиции были опротестованы. Это было намеренное и запланированное нападение, тотальная война против обеих точек зрения. Автор этой акции не хотел никаких модификаций прошлого, никаких компромиссов с ним.

     Новое течение получило название бихевиоризма, а его лидером стал тридцатипятилетний психолог Джон Б. Уотсон. Всего за десять лет до этого Уотсон получил степень доктора философии в Чикагском университете. В те времена — в 1903 году — Чикаго был центром функциональной психологии, то есть одного из течений, которое Уотсон вознамерился сокрушить.

     Основные положения бихевиоризма Уотсона были просты, смелы и прямы. Он призывал научную психологию заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул — реакция». Позднее психология Уотсона отвергнет все концепции и термины, касающиеся процесса мышления. Такие слова, как «образ», «разум», «сознание», которые традиционно использовались еще со времен ранней философии, — для науки о поведении потеряли всякий смысл.

     Уотсон особенно упорствовал в опровержении концепции сознания. Он говорил, что еще никто и никогда «не видел, не трогал, не нюхал, не пробовал на зуб и двигал» сознания. Сознание — «это не более чем научное допущение, столь же недоступное для опытной проверки, как старое понятие «души»». Методы интроспекции, которые предполагают существование сознательных процессов, оказались, таким образом, совершенно неуместными и не имеющими отношения к науке о поведении.

     Основные идеи движения бихевиоризма не были порождены Уотсоном — они развивались в психологии и биологии в течение многих лет. Уотсон, как и все основатели учений, развил идеи и положения, которые соответствовали интеллектуальному  духу времени.

     Настойчивое требование Уотсона большей объективности в психологии для 1913 года не было чем-то необычным. Такой подход имел длинную предысторию, восходившую к Декарту, попытки которого объяснить функционирование организма человека на основе простых механических представлений были первыми шагами на пути к большей объективности. Наиболее важной фигурой в истории объективизма был французский философ Опост Конт (1798–1857), основатель учения, получившего название позитивизма2и ставившего во главу угла только позитивное знание (факты), истинность которых не вызывает сомнений. Согласно Конту, единственно истинным знанием является знание, социальное по своей природе и объективно наблюдаемое. Эти критерии совершенно исключают из рассмотрения интроспекцию, зависящую от личного, индивидуального сознания и не являющуюся объективно наблюдаемой.

     В первые годы XX века «духом времени» в науке был именно позитивизм. Уотсон редко обсуждал положения позитивизма — как, впрочем, и большинство американских психологов того времени, — но все они «действовали, как позитивисты, даже если отказывались навешивать ярлыки». Таким образом, к тому времени, когда Уотсон начал работать над бихевиоризмом, объективистские, материалистические и механистические влияния были достаточно сильны. Их воздействие было настолько существенным, что неизбежно привело к появлению нового вида психологии, в которой не упоминалась ни душа, ни сознание, ни разум, — психологии, которая принимала во внимание только то, что можно увидеть, услышать или потрогать. Неизбежным результатом этого подхода стало появление науки о поведении, рассматривающей людей как некие машины.

Влияние зоопсихологии  на бихевиоризм

     Уотсон указал на  отчетливую связь между зоопсихологией  и бихевиоризмом: «Бихевиоризм  представляет собой прямое продолжение  исследований поведения животных, проведенных в первые десятилетия  двадцатого века». Мы можем  с уверенностью назвать зоопсихологию,  развивающуюся на основе эволюционной  теории, предшественником программы  Уотсона; она привела к попыткам  продемонстрировать наличие разума  у низших организмов и показать  непрерывность перехода от разума  животных к разуму человека.

     Благодаря выдвинутому  Морганом закону экономии и  его приверженности к экспериментальным,  а не к словесным, методикам,  зоопсихология стала более объективной  наукой. Тем не менее, в фокусе  изучения все еще оставалось  сознание. Таким образом, несмотря  на то, что методология становилась  все более объективной, сам  предмет изучения не менялся.

     В 1889 году Альфред  Бине опубликовал труд «Психическая  жизнь микроорганизмов», в котором  он высказал предположение, что  одноклеточные организмы обладают  способностью воспринимать и  различать предметы, а также способностью  целенаправленного поведения. В  1908 году Френсис Дарвин (сын Чарльза  Дарвина) обсуждал вопросы наличия  сознания у растений. Изучая становление  зоопсихологии в Соединенных  Штатах, мы обнаруживаем неослабевающий  интерес к процессам сознания  у животных.

     Зоопсихология как  область науки была создана  и продолжала развиваться в  направлении большей объективности  — как в своих методах, так  и в предмете изучения.

     Так и самая известная  в истории психологии лошадь – Умный Ганс, иллюстрирует важность применения экспериментального подхода к изучению поведения животных. Стало ясно, что животные способны обучаться и менять свое поведение в зависимости от условий. Уже мало кто сомневался в том, что экспериментальное изучение животных намного полезней абстрактных размышлений на тему, что может происходить в их голове, — со ссылками на их разум и сознание. Отчет Фунгста об опытах с Умным Гансом был рассмотрен Джоном Б. Уотсоном; знакомство с итогами исследования еще более укрепило его в убеждении, что психология должна иметь дело с понятием не сознания, но поведения.

 

 

Влияние функциональной психологии на бихевиоризм

 

     Другим предшественником  бихевиоризма явился функционализм.  Не будучи всецело объективным  течением, функциональная психология времен Уотсона тем не менее отличалась большей объективностью, чем прочие течения. Кеттел и его единомышленники делали главный акцент на поведение и объективность, выражая свое несогласие с понятием интроспекции. Прикладные психологи не находили применения для концепции сознания и интроспекции, в специальных областях утверждались принципы объективной функциональной психологии. Таким образом, даже до появления на научной арене самого Уотсона, функциональные психологи уже оторвались от психологии сознательного опыта Вундта и Титченера. В своих книгах и лекциях многие из них вполне определенно высказывались за объективную психологию, которая будет сосредоточена на изучении не сознания, а поведения.

     Выступая на Всемирной  ярмарке в Сент — Луисе,  штат Миссури, в 1904 году, Кеттел  сказал: «Я не убежден в том,  что психология должна ограничиваться изучением сознания… Довольно распространенное мнение, что психологии в отрыве от интроспекции не существует, упрямо опровергается свершившимися фактами. Мне кажется, что большинство исследовательских работ, выполненных мною или в моей лаборатории, не более связаны с понятием интроспекции, чем работы по физике или зоологии… Не вижу причины, почему применение систематизированного знания к изучению человеческой природы не может в нынешнем веке привести к результатам, которые сравнятся с достижениями физики девятнадцатого века и их значением для изучения материального мира…»

     Уотсон присутствовал  при выступлении Кеттела.  Сходство  его будущей позиции с утверждениями  Кеттела настолько разительно, что  один историк позднее предложил,  чтобы Кеттела называли «дедушкой»  бихевиоризма Уотсона.

     За десять лет до  того, как Уотсон основал бихевиоризм,  интеллектуальный климат Соединенных  Штатов благоволил к идее объективной психологии Общая тенденция развития американской психологии была направлена в сторону бихевиоризма. Роберт Вудворт из Колумбийского университета заметил, что американские психологи «медленно скатываются к бихевиоризму… по мере того, как все большее их число, начиная с 1904 года, выражает свою приверженность к определению психологии как науки о поведении, а не к попыткам описать сознание».

     В 1911 году Уолтер  Пилсбери, который учился вместе  с Титченером, в своей книге  определил психологию как «науку о поведении». Он настаивал на том, что к человеку надо относиться столь же объективно, как и к любому другому объекту физического мира. В том же году Вильям Монтегю представил в нью — йоркское отделение Американской психологической ассоциации работу под названием «Не потеряла ли психология сознание?» Он говорил о «движении, стремящемся избавиться от концепции разума или сознания, и заменить их концепцией поведения как достаточного объекта для психологического исследования». Макс Мейер опубликовал книгу «Фундаментальные законы человеческого поведения», Вильям Мак — Дугалл написал книгу «Психология: изучение поведения»; а НайтДанлоп, психолог университета Джонса Хопкинса, где преподавал Уотсон, предложил вообще вычеркнуть понятие интроспекции из психологии.

     Энджелл — возможно, наиболее прогрессивный из функциональных  психологов — полагал, что  американская психология готова к переходу к большей объективности. В 1910 году он говорил, что термин «сознание» в конце концов исчезнет из психологии, как уже исчез термин «душа». Три года спустя, незадолго до публикации манифеста бихевиоризма Уотсона, Энджелл предположил, что будет гораздо полезнее забыть о сознании и вместо этого объективно описывать поведение людей и животных.

Тема №4734 Бихевиоризм

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название – от английского behavior – «поведение» (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, – не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как «чёрный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S – R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.

 

Редактор на лекции #19: бихевиоризм в психологии

Сегодня мы поговорим о бихевиоризме. Напоминаю, что разбирая гештальтпсихологию и гештальт-терапию, мы уже вспоминали про бихевиоризм. Правда, это было лишь упоминание того, что в Америке тех времен он был очень популярен.

Гештальтпсихология зародилась в Германии. Во время гонений создателям направления пришлось эмигрировать в Америку, где в то время господствовал бихевиоризм. В рамках данной статьи мы с вами выясним, что собой представляет это направление, как оно появилось и чем отличается от остальных.

Бихевиоризм в психологии: суть направления и особенности

Зарождение произошло на рубеже веков в связи с необходимостью переосмысления глубинной психологии, созданной Зигмундом Фрейдом. Специалисты нередко склонялись к мнению, что глубинная психология на практике далеко не всегда решает проблемы пациента, поэтому необходим более стабильный инструмент для работы, позволяющий добиваться конкретных результатов в конкретных условиях.

Так и появился бихевиоризм. Основателем официально признан Джон Б. Уотсон, однако зачатки метода появились еще в 19 веке, когда Эдвард Торндайк стал первооткрывателем закона эффекта, который имеет много схожего с законами Дарвина, где наиболее приспособленные существа получают больше шансов на выживание.

Джон Б. Уотсон в первой половине двадцатого века сделал упор на разработке методологического бихевиоризма. В рамках метода он полностью отвергал интроспекцию. Мы затрагивали данное понятие здесь, там же вы можете более детально ознакомиться с историей психологии, как науки. Если вкратце, то интроспекция – это то, с чего началась психология, как наука. Вильгельм Вундт – основатель психологии начинал именно с интроспекции, которая заключалась в самоанализе и изучении мыслительных процессов на самом себе.

Б. Скиннер и радикальный бихевиоризм

В бихевиоризме от этого старались уйти, чтобы обеспечить чистоту работы и сделать сам метод эффективным. Уже ближе к 1930-м годам внес свой вклад в развитие бихевиоризма Б.Ф. Скиннер, который является основателем радикального бихевиоризма.

Б. Скиннер, проведя ряд исследований, понял, что прошлые события, комплексы и прочее полностью зависят от тех переменных, которые определяют наше поведение. В рамках радикального бихевиоризма он придерживался мнения, что все реакции и поведенческие особенности человека должны полностью поддаваться теоретизации, описанию и практическому использованию в рамках терапии.

Суть бихевиоризма, как направления

Бихевиоризм в любых его проявлениях – это достаточно простая модель обоснования многих аспектов жизни. Суть проста, бихевиоризм – это «стимул» и «реакция». Наверняка многие из вас слышали о таком методе воспитания, как «кнут и пряник». Это прямая отсылка к бихевиоризму.

В рамках данного направления ученые изучают объект, стараясь за счет определенных действий вызывать определенную реакцию. Основываясь на полученной информации, испытывающий фиксирует данные и использует их в дальнейшем, если ему понравился результат.

В рамках бихевиоризма отбрасывалась большая часть глубинной психологии ради достижения практического результата. Тем не менее, радикальный бихевиоризм Скиннера хоть и был весьма эффективен с практической точки зрения, но часто критиковался по причине отсутствия развития и постепенной потери своей актуальности.

Надеюсь, мне удалось интересно и понятно рассказать о том, что же такое бихевиоризм в психологии. Следующий материал не за горами. Спасибо, что читаете!

Редакция портала UnaPersona

Автор статьи: Антон Щегулин

Кто известен как основоположник бихевиоризма? — Easierwithpractice.

com

Кто известен как основоположник бихевиоризма?

Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии. Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса.

Какой исследователь был сторонником бихевиоризма?

Уотсон, полностью Джон Бродус Уотсон (родился 9 января 1878 г., Travellers Rest, недалеко от Гринвилля, Южная Каролина, США).С. — умер 25 сентября 1958 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк), американский психолог, систематизировавший и пропагандировавший бихевиоризм, подход к психологии, который, по его мнению, ограничивался объективным экспериментальным исследованием …

Кто отец бихевиоризма?

Джон Б. Уотсон

Кто были пионерами бихевиоризма?

Эдвард Торндайк (1874-1949) и Джон Бродус Уотсон (1878-1958) — «отцы» американского бихевиоризма.

В чем основное различие между бихевиоризмом и гуманизмом?

Бихевиоризм — это школа мысли, которая сосредотачивается на внешнем поведении людей, тогда как гуманизм фокусируется на личности в целом. С другой стороны, гуманизм довольно субъективен и не имеет такой научной основы, как бихевиоризм.

Что общего между гуманизмом и бихевиоризмом?

Сходства. Обе теории гуманизма и бихевиоризма основаны на контролируемой среде, и обе упоминают нормальное поведение, а не ненормальное. Они оба рассматривают стимул и реакцию, они оба стремятся объяснить, почему люди что-то делают, и оба рассматривают психические процессы, которые приводят к поведенческим результатам.

Как сегодня используется бихевиоризм?

Поведенческая психология или бихевиоризм — это теория, предполагающая, что окружающая среда формирует поведение человека.Он все еще используется специалистами в области психического здоровья сегодня, поскольку его концепции и теории остаются актуальными в таких областях, как психотерапия и образование.

Что является основным направлением бихевиоризма?

Бихевиоризм основан на идее, что все формы поведения усваиваются посредством взаимодействия с окружающей средой. Эта теория обучения утверждает, что поведение приобретается из окружающей среды, и говорит, что врожденные или унаследованные факторы очень мало влияют на поведение.

Что такое пример бихевиоризма?

Бихевиористы считают, что человеческие существа полностью формируются внешней средой.Примером бихевиоризма является то, что учителя награждают свой класс или определенных учеников вечеринкой или особым угощением в конце недели за хорошее поведение в течение недели. То же понятие используется и с наказаниями.

Каковы ключевые элементы бихевиоризма?

Ключевые концепции бихевиоризма включают уравнение «стимул-реакция» (S-R), классическое и оперантное обусловливание, а также понятия подкрепления и наказания.

Какова цель бихевиоризма?

Основная цель бихевиоризма — уметь предсказывать и контролировать поведение.

Что такое бихевиоризм Скиннера?

Б. Ф. Скиннер был одним из самых влиятельных американских психологов. Будучи бихевиористом, он разработал теорию оперантного обусловливания — идею о том, что поведение определяется его последствиями, будь то подкрепления или наказания, которые делают более или менее вероятным повторение такого поведения.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм, также известный как поведенческая психология, — это теория обучения, которая утверждает, что все виды поведения усваиваются посредством взаимодействия с окружающей средой посредством процесса, называемого обусловливанием.Таким образом, поведение — это просто реакция на раздражители окружающей среды.

Как можно применить бихевиоризм в классе?

Как это применить?

  1. Учитель ведет класс по теме.
  2. Студенты молча слушают.
  3. Учитель затем ставит задачу на основе информации.
  4. Студенты завершают задание и ждут отзывов.
  5. Учитель дает обратную связь, затем ставит следующую задачу.
  6. С каждым раундом обратной связи учащийся настраивается на усвоение материала.

Как сегодня используется теория Бандуры?

Использование теории социального обучения Бандуры в классе может помочь учащимся раскрыть свой потенциал. Ученики подражают не только друг другу, но и учителю. По словам Бандуры, ученики будут подражать тому, чтобы быть хорошим образцом для подражания, открытым для всех учеников и привязывающим учеников к определенному уровню ответственности.

Как называется теория Бандуры?

теория социального обучения

Каковы требования Бандуры?

Наблюдательное обучение — главный компонент теории социального обучения Бандуры.Он также подчеркнул, что для любой формы наблюдения и моделирования поведения необходимы четыре условия: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация.

Бихевиоризм | Блог вводной психологии (S14) _C

В 1920-х годах возникла новая форма психологии, называемая бихевиоризмом, которая была сосредоточена на анализе наблюдаемого поведения в отличие от внутренних событий, таких как эмоции. Бихевиористы считают, что психические события являются результатом внешних раздражителей, которые, в свою очередь, приводят к поведению.Бихевиористский подход сильно отличается от предшествовавших ему подходов психологии, которые делали упор на интроспекцию и психоаналитическую теорию Фрейда. Вместо этого бихевиоризм фокусируется на предсказании и контроле поведения. По словам Джона Ватсона, которого часто считают основоположником бихевиоризма, анализ поведения и реакций был единственным объективным методом, позволяющим понять человеческие действия. Уотсон делал акцент на внешнем поведении людей и их реакциях на определенные ситуации, а не на внутреннем психическом состоянии этих людей.

Вот уже почти пять лет мой двоюродный брат страдает очень серьезным расстройством пищевого поведения. Они начали, когда она училась в старшей школе, и взяли на себя огромный инструмент для ее здоровья. Она начала ходить на терапию примерно через год после того, как начала бороться со своими расстройствами. Сначала она пошла на когнитивную терапию, но ей казалось, что это никогда не помогает. Она говорит, что разговоры о своих негативных чувствах и побуждениях не заставили их уйти. Так что теперь вместо когнитивной терапии она переходит на поведенческую терапию.С тех пор, как она переключилась на поведенческую терапию, она добилась большого прогресса в своем выздоровлении. В поведенческой терапии они учат ее сосредотачиваться на изменении поведения и прослеживать его до побуждений и негативных мыслей. Сейчас она находится в той точке, где она может распознать мысль или побуждение, которое вызывает плохое поведение (например, ограничение, самоповреждение и очищение), и действовать против него. Идея состоит в том, что распознавание и устранение негативных мыслей, вызванных внешними стимулами, изменит негативные эмоции и беспорядочное поведение.На первых сеансах ее поведенческой терапии ее внимание было сосредоточено на выявлении мыслей, ведущих к ее вредному поведению. Ее также учили распознавать внешние триггеры, вызывающие эти негативные мысли. Затем ее научили определенным поведенческим изменениям, которые помогут ей бороться с ними. Ее терапевты устанавливают систему целей и вознаграждений для каждого сеанса терапии, чтобы способствовать позитивному поведению. Теперь, когда она испытывает внешние раздражители (например, видит кого-то худым), она может распознавать свои негативные мысли и побуждения (например, очищение) и может действовать здоровым, неразрушающим образом. Бихевиористский подход психологии действительно помог моей кузине контролировать свои действия. Вместо анализа ее психического состояния ее терапия использует психологический подход Ватсона, позволяющий ей понять, почему она ведет себя так, как она ведет себя, и как эффективно изменить свое поведение. Бихевиоризм стал спасением для моего кузена.

«Джон Ватсон и бихевиоризм». Джон Ватсон и бихевиоризм . N.p., n.d. Интернет. 4 февраля 2014 г.

Эта запись была опубликована в рубрике Без категории автором Cassandra Leigh Colarossi.

Н6-Понедельник — ПОВЕДЕНИЕ Джон Б. Уотсон  Основатель бихевиоризма 

ПОВЕДЕНИЕ

Джон Б. Уотсон

 Основатель бихевиоризма

 Считается, что ненаблюдаемые психические процессы не подходят для исследования

наблюдаемого поведения

Использовал принципы классической обусловливания, чтобы вызвать страх у маленького Альберта (младенец)

EXTINCTION

Процесс обучения CS больше не предсказывает UCS

oE.G. — после перерыва в обучении вымиранию у собак выделяется слюна, когда звонит звонок

 Вместо того, чтобы разучиваться, это процесс обучения новой ассоциации

oНе то же самое, что забывание

 При отсутствии испытаний на вымирание может произойти самопроизвольное выздоровление. emerge

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

 Мы изучаем ассоциации намного быстрее, если они увеличивают шансы на выживание или преждевременное создание

o Условное отвращение к вкусу

ophobias

УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ

oReinforcing = поведение с большей вероятностью повторится снова

oPunishing = поведение с меньшей вероятностью повторится снова

 Эта награда или наказание могут быть в форме чего-то, что было либо добавлено, либо вычтено из среды

THORNDIKE И ЗАКОН ДЕЙСТВИЯ

Поведение, за которым следует удовлетворительный эффект, более вероятно произойти в будущем

Поведение, сопровождаемое нежелательными эффектами, с меньшей вероятностью будет повторяться

Подкрепление

(усиление поведения)

Наказание

(снижение поведения)

Положительное

(добавление)

Добавление чего-то [желательно ] до

увеличить поведение

Добавить что-то [отвращение] для уменьшения

поведение

Отрицательное

(удаление)

Удаление чего-то [отвращения] до

увеличить поведение

Удаление чего-то [желательного] для уменьшения

поведение

B.Ф. СКИННЕР

Американский психолог, утверждавший, что психология должна сосредотачиваться только на наблюдаемом поведении

Созданный термин «оперант» для описания поведения, которое было инициировано организмом, а затем на него реагировала среда

СРАВНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ И ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ПОДКЛЮЧЕНИЯ

Непредвиденный оперант (поведение) Последствия воздействия на поведение

Наказание Вы приносите все свои учебники

в кампус в рюкзаке

Вы испытываете боль в спине

, вы устали и потеете

во время прогулки по

кампусу

У вас меньше шансов взять с собой все учебники

, когда вы придете в

кампус

Отрицательный

Пополнение

Вы принесете все свои учебники

в кампус в своем рюкзаке

Вы избегаете беспокойства из

забыть учебник

в день, когда вам это нужно.

Вы продолжаете приносить все свои

учебников в следующий раз, когда придете в кампус

Бихевиоризм Джона Б. Уотсона [Джон Бродус Уотсон (1878-1958)]

Стандартное восточное время. 1995 год, мы специализируемся на Америке с 18-го по середину 20-го века на сайте redamericana.com и занимаемся продажей печатных и рукописных материалов; уникальный или редкий материал, документирующий культурную, социальную и политическую историю Америки. Мы фокусируемся на: антикварных и редких книгах, брошюрах, исторических рукописях, письмах, переписке, журналах, дневниках, деловых архивах, графике и оригинальном искусстве, фотографии и эфемерах.

Посетить витрину продавца

Член ассоциации Члены этих ассоциаций стремятся поддерживать самые высокие стандарты. Они ручаются за подлинность всех вещей, выставленных на продажу. Они предоставляют экспертные и подробные описания, раскрывают все существенные дефекты и / или реставрации, предоставляют четкие и точные цены и действуют справедливо и честно во время покупки. Условия продажи:

Кредитные карты через ABE, чеки или денежные переводы. Мы выставим счета учреждениям, библиотекам и известным нам клиентам по запросу. Предметы могут быть возвращены в течение 30 дней после предполагаемой даты доставки. Член (ABAA) Американской ассоциации продавцов антикварных книг, Член (ILAB) Международной лиги продавцов антикварных книг, Общества рукописей, Общества эфемеров. Стандартное восточное время. 1995


Условия доставки:

Все заказы в США включают бесплатное отслеживание и подтверждение доставки.Все предметы упакованы и отправлены в новых коробках с хорошей набивкой и защитой. Если вы находитесь за границей и ваш заказ тяжелый или крупногабаритный, мы можем связаться с вами, чтобы сообщить, требуется ли дополнительная доставка или другие способы доставки.

Список книг продавца

История психологии: бихевиоризм, после основания

Пост-ватсоновская психология в конечном итоге привела к необихевиоризму. Необихевиористы выделили основные положения нового типа бихевиоризма: (1) обучение — это основная область исследования, (2) большая часть поведения может быть объяснена законами обусловливания, и (3) психология должна принять принцип операционизм.Доктрина операционизма утверждает, что достоверность открытия зависит от достоверности операций, использованных для его получения.

Эдвард Толман (1886–1959) развил бихевиоризм Уотсона и представил идею цели поведения. Его система Целенаправленного Бихевиоризма расширяет условность с целью усвоенного поведения. По его мнению, поведение ориентировано на достижение цели. Он также предположил, что поведение зависит от пяти переменных: стимулов окружающей среды, побуждений, наследственности, тренировок и возраста.Однако есть набор ненаблюдаемых факторов, называемых промежуточными переменными. Толмен утверждал, что это ненаблюдаемые и предполагаемые факторы, определяющие поведение. Он расширил типичную модель S-R до S-O-R. Буква «О» означает, что организм является промежуточной переменной и что его активность нельзя наблюдать. Толмен создал свою собственную теорию обучения, не соглашаясь с Законом Эффекта Торндайкса. В своей теории обучения Толмен добавил необходимость и эффект ожиданий в процессе обучения. Он также ввел термин латентное обучение.Его концепция заключалась в том, что даже без подкрепления субъект создает, например, когнитивные карты; процесс обучения, который невозможно наблюдать. Следовательно, это было важным противодействием традиционному бихевиористскому взгляду на обучение через подкрепление.

Эдвин Гатри (1886-1959) также отверг закон эффекта Торндайкса и концепцию усиления Павлова. Для Гатри обучение зависит от непрерывности стимула и реакции. Следовательно, есть только одно пробное обучение. Он утверждал, что Торндайк и другие исследовали навыки как результат процесса обучения.Однако эти несколько последовательных шагов изучаются отдельно.

Кларк Халл (1884–1952) придерживался очень механистического и объективного взгляда на поведение. Он предостерег от антропоморфизации и выступал за использование сильных и однозначных математических определений психологических явлений. Он утверждал, что психология может добиться успеха как объективная наука только при использовании гипотетико-дедуктивного метода. Психологические эксперименты должны основываться на предположениях, ранее подтвержденных другими экспериментами.Он также ввел два типа побуждений: первичные побуждения, которые сигнализируют о биологических потребностях, и вторичные побуждения, которые усваиваются и мотивируют поведение. Позже он пересмотрел Закон Эффекта Торндайкса, чтобы он соответствовал своей системе побуждений. Его закон первичного подкрепления утверждал, что вероятность повторного появления набора S-R увеличивается за счет уменьшения первичного побуждения сразу после его возникновения. Он назвал силу такой связи С-Р силой привычки.

Б.Ф. Скиннер (1904–1990) больше интересовался описанием поведения, чем его объяснением.Его концепция оперантного обусловливания предполагала, что субъекты совершают действия, не предъявляя стимула. Он очень сосредоточился на использовании подкрепления с графиками подкрепления. Они включают в себя усиление с фиксированным соотношением, фиксированным интервалом и т. Д. Его закон приобретения подобен закону эффекта Торндайкса. Закон Acq. утверждает, что вероятность поведения операнда увеличивается, если за ним следует подкрепляющий стимул. На основании своих стратегий он пришел к выводу, что любое поведение можно изменить, дав положительное подкрепление желаемым действиям.Таким образом, поведение отдельных лиц, а также поведение групп можно контролировать и изменять.

Альберт Бандура (1925-) занимался социальным обучением. Он ввел косвенное подкрепление и отметил, что обучение может происходить путем наблюдения за поведением других, а наблюдаемые последствия могут усилить имитацию. Его модель самоэффективности включает фактор самооценки или уверенности в себе как мотиватор.

Джулиан Роттер (1916-) был первым, кто использовал термин «теория социального обучения».Он добавил, что когнитивные процессы участвуют в социальном обучении, особенно в принятии подкреплений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *