Основной источник активности личности это: Активность личности и ее источники – Активность личности и ее источники.

Автор: | 31.07.2020

Содержание

Активность личности и ее источники

Активность живых существ — один из основных и необходимых проявлений жизни внутренней силы влечений, направленной на удовлетворение потребностей организма. Но активность человека коренным образом отличается от активности животных.

У животных она является проявлением их инстинктивных биологических потребностей организма, а у человека ведущими в активности являются сознательные и целенаправленные стремления.

Активность человека и формы ее проявления развились исторически и имеют социально направленный характер. В вопросе об источниках активности личности в психологии существовали разные точки зрения.

Впервые вопрос активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом — основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории отстаивали мнение, что источником активности человека являются инстинктивные влечения, данные ему от рождения, которые передаются по наследству.

Это — мир инстинктов, биологических и физиологических влечений, неосознаваемых импульсов, природа которых «неизвестна». Основой этого учения является признание приоритета биологического в человеке. Положительным в учении 3. Фрейда можно считать его обращение к области подсознательного в психике человека, которое существенно влияет на его жизнедеятельность.

Неофрейдисты отталкивались от главных постулатов 3. Фрейда о подсознательном вд, но ограничивали роль сексуальных влечений и вели поиск новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды и механизмов социального характера. В подсознательном место нереализованных сексуальных влечений занимает стремление к власти, в результате чего личность осознает свою неполноценность (А. Адлер), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и переживает тягостные чувства одиночества (Э. Фромм) и т.п.

Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психология исходит из признания того, что источником активности личности являются ее органические и духовные потребности — в пище, одежде, знаниях, работе.

Человеческие потребности развиваются в деятельности вместе с развитием общественных условий жизни, производства, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребности ведет к развитию и воспроизведению новых потребностей, которые неизбежно порождаются разными сферами общественного бытия людей и их деятельностью.

Чем выше уровень цивилизованности общества, экономического и духовного развития, тем более богатыми и разнообразными являются потребности людей. Внутренними стремлениями к действию становятся мотивы, которые являются результатом осознают личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях к их удовлетворению.

Расширенными мотивами человеческой активности являются интересы. Интерес — это стойкое, выборочное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно значимым объектам. Интересы возникают на почве потребностей, но не сводятся к ним.

Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью в объекте, со стремлением лучше его познать, овладеть им. Интерес может проявляться в симпатии и благосклонности человека, в увлеченности определенной деятельностью, литературой, спортом, наукой и т.п.

Жесткими регуляторами поведения являются убеждения.

Убеждение — это система мотивов личности, принуждающих ее действовать в соответствии со своими взглядами и принципами. Основания убеждений — знания человека, являющиеся для него истинными, неопровержимыми, в чем он абсолютно убежден.

Особенностью убеждений является то, что в них знания возникают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Убеждения появляются там, где возникают страдания и муки совести, когда актуализируются принципы действий и поступков.

Силу убеждений в качестве мотива поведения можно сравнить с путами, которые человек не может разорвать, не разорвав своего сердца. Убеждения могут проявляться в разных сферах жизни и деятельности и в зависимости от этого подразделяться па моральные, интеллектуальные, эстетические и др.

Убеждения становятся мощной движущей силой при условии, что действия, которые вызваны этими убеждениями, становятся привычными. К. Д. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему. Капитал привычки от употребления возрастает и предоставляет человеку возможность плодотворно применять драгоценную силу — силу сознательной воли, не тратя сознание и волю на борьбу с уже преодоленными трудностями.

Важным осознанным мотивом является идеал.

Идеал — это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени. Он определяет программу ее самосовершенствования.

Идеалы людей формируются под влиянием общественных условий жизни, в процессе обучения и воспитания. В роли мотивов личности могут выступать установки.
Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к деятельности, при помощи которой может быть реализована та или иная потребность.

Установка может проявляться в стандартных суждениях, некритично усвоенных человеком во время общения с другими людьми, в предубежденности, в выделении из окружения того, что имеет важное жизненное значение.

Личность может видеть в объектах и явлениях жизни то, что она хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Установки могут быть положительными, если они основаны на доверии, симпатии, положительном общественном мнении, и негативными, когда они имеют характер предубежденности, необъективности.

Специфической формой установки является внутригрупповая внушаемость как неосознаваемое мнение группы.

В осознаваемых мотивах всегда проявляется цель деятельности личности. Объект, который может удовлетворить потребности личности, возникает в ее сознании как цель. Если личность действительно осознает свою жизненную цель и предусматривает реальное ее достижение, то раскрывается перспектива личности.

Перспектива делает действия человека уверенными, целенаправленными, наполняет их энергией. Отсутствие жизненной перспективы или ее утрата могут вызвать состояние фрустрации, то есть расстройство планов, неверие, безнадежность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность.

Состояние фрустрации может быть обусловлено завышенной самооценкой личности, когда она проявляет склонность выбирать в жизни весьма сложные, сверхсложные для нее цели, вследствие чего переживает неудачу. При адекватной самооценке человек выбирает цели, которые отвечают его возможностям, и успешно их реализует.

Самооценка может быть и заниженной. Сниженная самооценка обусловлена неуверенностью человека в своих возможностях, вследствие чего он ориентируется на выбор слишком простых целей. При заниженной самооценке не реализуется психологический потенциал личности, вследствие чего снижается темп ее развития и могут закрепляться негативные черты.

Интегрированным показателем социальной ценности ориентации личности является ее направленность. Направленность личности — это система доминирующих целей и мотивов ее деятельности, которые определяют ее самоценность и общественное значение. Направленность вместе с мировоззрением являются высшим регулятором поведения и действий человека.

Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание.

Самосознание — это осознание человеком себя самого и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Оно имеет много разных форм проявления. Одна из них связана с познавательной стороной психической деятельности и проявляется в самоощущении, самонаблюдении, самооценке, самоанализе.

Самосознание личностью изменений и процессов, которые в ней происходят, способствует глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки. С эмоциональной сферой самосознания связаны такие ее проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоунижение, чувство собственного достоинства, надменность и др. В них отражается отношение человека к самому себе и к другим людям.

Такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодисциплина, инициативность, связаны с волевой стороной психической деятельности человека. Основные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами ее жизни и деятельности.

Личность как общественное существо формируется в процессе обучения, воспитания, в работе и общении с другими людьми. Вместе с тем важную роль в ее становлении играют врожденные особенности. Внешние влияния действуют на личность через ее внутреннее состояние, врожденное, ранее приобретенное.

Поэтому, чтобы познать личность, ее психологию, необходимо выяснить конкретные условия ее жизни, воспитания, работы, особенности среды и взаимодействия с ней.

Активность живых существ — один из основных и необходимых проявлений

Активность живых существ — один из основных и необходимых проявлений жизни внутренней силы влечений, направленной на удовлетворение потребностей организма. Но активность человека коренным образом отличается от активности животных,

У животных она является проявлением их инстинктивных биологических потребностей организма, а у человека ведущими в активности являются сознательные и целенаправленные стремления.

Активность человека и формы ее проявления развились исторически и имеют социально направленный характер. В вопросе об источниках активности личности в психологии существовали разные точки зрения.

Впервые вопрос активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом — основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории отстаивали мнение, что источником активности человека являются инстинктивные влечения, данные ему от рождения, которые передаются по наследству.

Это — мир инстинктов, биологических и физиологических влечений, неосознаваемых импульсов, природа которых «неизвестна». Основой этого учения является признание приоритета биологического в человеке. Положительным в учении 3. Фрейда можно считать его обращение к области подсознательного в психике человека, которое существенно влияет на его жизнедеятельность.

Неофрейдисты отталкивались от главных постулатов 3. Фрейда о подсознательном вд, но ограничивали роль сексуальных влечений и вели поиск новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды и механизмов социального характера. В подсознательном место легализованных сексуальных влечений занимает стремление к власти, в результате чего личность осознает свою неполноценность (А. Адлер), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и переживает тягостные чувства одиночества (Э. Фромм) и т.п.

Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психология исходит из признания того, что источником активности личности являются ее органические и духовные потребности — в пище, одежде, знаниях, работе.

Потребность — это нувда, в которой проявляется зависимость человека от определенных условий, необходимых ей для жизни и деятельности. В потребностях всегда отражается стойкая жизненно важная зависимость организма от среды.

Человеческие потребности развиваются в деятельности вместе с развитием общественных условий жизни, производства, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребности ведет к развитию и воспроизведению новых потребностей, которые неизбежно порождаются разными сферами общественного бытия людей и их деятельностью.

Чем выше уровень цивилизованности общества, экономического и духовного развития, тем более богатыми и разнообразными являются потребности людей. Внутренними стремлениями к действию становятся мотивы, которые являются результатом осознания личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях к их удовлетворению.

Мотив — это реальное стремление, которое заставляет человека действовать в определенной жизненной ситуации9 при определенных обстоятельствах.

Расширенными мотивами человеческой активности являются интересы. Интерес — это стойкое, выборочное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно значимым объектам. Интересы возникают на почве потребностей, но не сводятся к ним.

Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью в объекте, со стремлением лучше его познать, овладеть им. Интерес может проявляться в симпатии и благосклонности человека, в увлеченности определенной деятельностью, литературой, спортом, наукой и т.п. Жесткими регуляторами поведения являются убеждения.

Убеждение — это система мотивов личности, принуждающих ее действовать в соответствии со своими взглядами и принципами. Основания убеждений — знания человека, являющиеся для него истинными, неопровержимыми, в чем он абсолютно убежден.

Особенностью убеждений является то, что в них знания возникают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Убеждения появляются там, где возникают страдания и муки совести, когда актуализируются принципы действий и поступков.

Силу убеждений в качестве мотива поведения можно сравнить с путами, которые человек не может разорвать, не разорвав своего сердца. Убеждения могут проявляться в разных сферах жизни и деятельности и в зависимости от этого подразделяться на моральные, интеллектуальные, эстетические и др.

Убеждения становятся мощной движущей силой при условии, что действия, которые вызваны этими убеждениями, становятся привычными. К. Д. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему.

Капитал привычки от употребления возрастает и предоставляет человеку возможность плодотворно применять драгоценную силу — силу сознательной воли, не тратя сознание и волю на борьбу с уже преодоленными трудностями. Важным осознанным мотивом является идеал.

Идеал — это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени. Он определяет программу ее самосовершенствования.

Идеалы людей формируются под влиянием общественных условий жизни, в процессе обучения и воспитания. В роли мотивов личности могут выступать установки.

Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к деятельности, при помощи которой может быть реализована та или иная потребность*

Установка может проявляться в стандартных суждениях, некритично усвоенных человеком во время общения с другими людьми, в предубежденности, в выделении из окружения того, что имеет важное жизненное значение.

Личность может видеть в объектах и явлениях жизни то, что она хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Установки могут быть положительными, если они основаны на доверии, симпатии, положительном общественном мнении, и негативными, когда они имеют характер предубежденности, необъективности.

Специфической формой установки является внугригруппо- вая внушаемость как неосознаваемое мнение группы.

В осознаваемых мотивах всегда проявляется цель деятельности личности. Объект, который может удовлетворить потребности личности, возникает в ее сознании как цель. Если личность действительно осознает свою жизненную цель и предусматривает реальное ее достижение, то раскрывается перспектива личности.

Перспектива делает действия человека уверенными, целенаправленными, наполняет их энергией. Отсутствие жизненной перспективы или ее утрата могут вызвать состояние фрустрации, то есть расстройство планов, неверие, безнадежность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность.

Состояние фрустрации может быть обусловлено завышенной самооценкой личности, когда она проявляет склонность выбирать в жизни весьма сложные, сверхсложные для нее цели, вследствие чего переживает неудачу. При адекватной самооценке человек выбирает цели, которые отвечают его возможностям, и успешно их реализует.

Самооценка может быть и заниженной. Сниженная самооценка обусловлена неуверенностью человека в своих возможностях, вследствие чего он ориентируется на выбор слишком простых целей. При заниженной самооценке не реализуется психологический потенциал личности, вследствие чего снижается темп ее развития и могут закрепляться негативные черты.

Интегрированным показателем социальной ценности ориентации личности является ее направленность. Направленность личности — это система доминирующих целей и мотивов ее деятельности, которые определяют ее самоценность и общественное значение. Направленность вместе с мировоззрением являются высшим регулятором поведения и действий человека.

Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание.

Самосознание — это осознание человеком себя самого и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Оно имеет миого разных форм проявления. Одна из них связана с познавательной стороной психической деятельности и проявляется в самоощущении, самонаблюдении, самооценке, самоанализе.

Самосознание личностью изменений и процессов, которые в ней происходят, способствует глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки. С эмоциональной сферой самосознания связаны такие ее проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоунижение, чувство собственного достоинства, надменность и др. В них отражается отношение человека к самому себе и к другим людям.

Такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодисциплина, инициативность, связаны с волевой стороной психической деятельности человека. Основные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами ее жизни и деятельности.

Личность как общественное существо формируется в процессе обучения, воспитания, в работе и общении с другими людьми. Вместе с тем важную роль в ее становлении играют врожденные особенности. Внешние влияния действуют на личность через ее внутреннее состояние, врожденное, ранее приобретенное.

Поэтому, чтобы познать личность, ее психологию, необходимо выяснить конкретные условия ее жизни, воспитания, работы, особенности среды и взаимодействия с ней.

Активность личности и ее источники — МегаЛекции

 

Активность живых существ — один из основных и необходимых признаков жизни, внутренняя побудительная сила, направленная на удовлетворение потребностей организма. Однако активность человека коренным образом отличается от активности животных. У животных она является проявлением инстинктивных биологических потребностей организма, а у человека ведущими в ее активности является сознательные и целенаправленные стремления.

 

Активность человека и формы ее выявления развились исторически и имеют социально направленный характер.

 

Относительно источника активности личности в психологии существовали разные взгляды.

 

Впервые вопрос об активности личности было нарушено австрийским психиатром З. Фрейдом — основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории обосновывают мнение, что источником активности человека являются инстинктивные побуждения, которые она имеет от рождения и которые передаются по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических поездов, неосознаваемых импульсов, природа которых «неизвестна». Засадовим относительно его учения является признание приоритета биологического в человеке. Положительным в учении З. Фрейда можно считать его обращение к области подсознательного в психике человека, которое существенно сказывается на ее жизнедеятельности. Неофрейдисты, руководствуясь основными постулатами З. Фрейда о подсознательное, шли в направлении ограничения сексуальных поездов в выяснении психики человека и поисках новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды и механизмов социального характера. В подсознательном место нереализованных сексуальных поездов занимают стремление к власти вследствие осознания личностью своей неполноценности (А. Адлер), невозможности достичь гармонии с социальной структурой общества и обусловленного этим чувство одиночества (Э. Фромм) и т.д.



 

Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психология исходит из признания того, что источником активности личности является ее органические и духовные потребности — в еде, одежде, знаниях, труда.

 

Потребность — это нужда, в которой проявляется зависимость человека от определенных условий, необходимых ей для жизни и деятельности. В потребностях всегда отображаются устойчивые жизненно важные зависимости организма и среды. Человеческие потребности развивающихся в деятельности вместе с развитием общественных условий жизни, производства, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребности способствует ее развитию и воспроизводству новых потребностей, которые неизбежно порождаются различными сферами общественной жизни людей и их деятельностью. Чем выше уровень цивилизованности общества, экономического и духовного развития, то богаче и разнообразнее является его потребности. Внутренними побуждениями к действиям становятся мотивы, являющиеся результатом осознания личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях к их удовлетворению. Мотив — это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной жизненной ситуации, при определенных условиях.

 

Распространенными мотивами человеческой активности есть интересы. Интерес — это устойчивое, избирательное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно значимых объектов. Интересы возникают на почве нужд, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью объектом, со стремлением больше его познать, овладеть им. Интерес может проявляться в симпатии и привязанности к человеку, в захвате определенной деятельностью, литературой, спортом, наукой и т.д.

 

Жесткими регуляторами поведения является убеждение. Убеждение — это система мотивов личности, побуждает его действовать в соответствии с собственных взглядов и принципов. Подоплека убеждений составляют знания, которые для человека являются истинными, неоспоримыми, в которых она не сомневается Sportmag — купить шведскую стенку в одессе. . Особенность убеждений состоит в том, что у них знания предстают в единстве с чувствами, захватывая всю личность.

 

Убеждение есть там, где есть страдания и муки совести, когда нарушаются принципы в действиях и поступках. Сила убеждений как мотивов поведения метко охарактеризована в известном высказывании, где они сравниваются с путами, которых человек не может разорвать, не разорвав своего сердца. Убеждение личности могут проявляться в различных областях его жизни и деятельности и в зависимости от этого делиться на моральные, интеллектуальные, эстетические и др.

 

Убеждение становятся мощной движущей силой при условии, что действия, вызываемые этими убеждениями, становятся привычными. К. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, ее вкладывает человек в свою нервную систему. Капитал привычки от употребления растет и дает человеку возможность все плодотворнее применять свою драгоценную силу — силу сознательной воли, не тратя своего сознания и воли на борьбу с трудностями, которые были уже преодолены.

 

Важным осознаваемые мотивом является идеал. Идеал — это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни некоторое время и который определяет программу ее самосовершенствования на будущее. Идеалы людей формируются под влиянием общественных условий жизни, в процессе обучения и воспитания.

 

Роль мотивов личности могут играть установки. Установка — это неосознаваемый личностью состояние готовности к деятельности, с помощью которой человек может удовлетворить ту или иную потребность.

 

Установка в различных фактов жизни может проявляться в стандартизированных суждениях, некритически усвоенных человеком во время общения с другими людьми, в предвзятости, выделении того, что для нее важно жизненное значение. Именно поэтому личность может видеть в объектах и явлениях жизни то, что она хочет видеть, а не то, что есть в действительности. Установки могут быть положительными, если они основываются на доверии, симпатии, одобренной общественному мнению, и негативными, когда они имеют характер предвзятости, необъективности. Особой формой установки является внутригрупповая внушаемость как неосознаваемые мнение группы.

 

В осознаваемые мотивам всякое цель личности. Объект, который может удовлетворить потребности личности, предстает в его сознании как цель. Если личность ясно осознает жизненную цель и предусматривает реальность ее достижения, то раскрывается перспектива личности. Перспектива делает действия человека уверенными, целеустремленными, питает их энергией. Отсутствие жизненной перспективы или ее потеря могут вызвать состояние фрустрации, то есть расстройства планов, уныние, безнадежность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность, раздражительность. Состояние фрустрации может обуславливаться завышенной самооценкой личности, когда она обнаруживает склонность выбирать в жизни слишком сложные, непосильные для нее цели, вследствие чего испытывает неудач. При адекватной самооценке человек выбирает цели, которые соответствуют ее возможностям, и успешно их реализует. Самооценка может быть заниженной, что обусловлено неуверенностью человека в своих возможностях, вследствие чего она ориентируется на выбор слишком простых целей. При заниженной самооценке не реализуется психологический потенциал личности, вследствие чего замедляется его развитие и могут закрепляться связанные с этим черты.

 

Интегрированным показателем социальной ценности ориентаций личности является ее направленность. Направленность личности — это система доминирующих целей и мотивов его деятельности, которые определяют ее самоценность и общественную значимость. Направленность вместе с мировоззрением выше регулятором поведения и действий человека.

 

Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание. Самосознание — это усвидомлювання человеком себя самой в своем отношении к внешнему миру и другим людям. Она имеет много различных форм проявления. Одна из них связано с познавательным аспектом психической деятельности и проявляется в самоощущение, самонаблюдения, самооценке, самоанализе. Самоосознания личностью изменений и процессов, в ней происходят, способствует более глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки. С эмоциональной сферой самосознания связаны такие ее проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоприниженисть, чувство собственного достоинства, тщеславие и др. У них в форме некоторых переживаний отражается отношения человека к самому себе сравнительно с другими людьми. Такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодисциплина, инициативность связанные с волевым аспектом психической деятельности человека. Основные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами его жизни и деятельности.

 

Личность как общественная существо формируется в процессе обучения, воспитания, в труде и общении с другими людьми. Вместе с тем важную роль в становлении личности играют врожденные особенности. Внешние влияния действуют на личность через его внутреннее, врожденное, ранее приобретенное. Поэтому, чтобы познать личность, ее психологию, нужно выяснить конкретные условия ее жизни, воспитания, труда, особенности среды и взаимодействия с ним.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Потребности как источник активности человека

метки: Человек, Мотив, Личность, Поведение, Действовать, Деятельность, Активность, Определенный

Психологическая характеристика личности

Понятия «человек», «личность», «индивидуальность»

Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ, ИДЕАЛАХ, УБЕЖДЕНИЯХ, ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, И МИРОВОЗЗРЕНИИ. Ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством, является направленность. Исходным звеном фундаментом направленности является потребностно-мотивационная сфера. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности. Источник активности личности — ее потребности. Потребность — это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования. Она вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего дискомфорта. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого ими на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные.

Потребности выражаются в мотивах. Мотивы — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ

Потребности как источник активности человека

Потребностью называют состояние нужды человека в чем-либо, что необходимо для его нормального физического или психологического существования и развития. Название «потребность» происходит от слов «требовать», «потребовать», и поэтому потребность означает то, что требуется человеку, без чего он не в состоянии существовать и нормально развиваться как человек. В отличие от потребности мотивом поведения называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной и поддерживает ее на определенном уровне.

Потребность может быть потенциальным и реальным мотивом поведения, то есть действовать или не действовать в данный момент времени, оказывать или не оказывать влияние на поведение. Мотив же всегда является актуально действующим мотивационным фактором. Потребность порождает общее состояние нецеленаправленной активности, а мотив делает активность человека целенаправленной. По выражению А. Н. Леонтьева, мотив — это опредмеченная потребность, то есть такая потребность, которая выражена в стремлении человека к определенной цели. Мотивы поведения — это то, что на самом деле лежит в его основе, то есть мотивы — это субъективные, психологические образования, начинающие, регулирующие и поддерживающие деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребностей. Потребности, в свою очередь, — это объективно действующие энергетические первоисточники поведения, то есть то, что делает человека в данный момент активным.

Органическими называются потребности, связанные с самосохранением и развитием организма. В их число входят потребности во всем, в чем нуждается организм, в том числе — в пище, в воде, в кислороде, в определенной температуре, потребность продолжения рода (половая, или сексуальная, потребность).

К числу органических иногда также относят потребности в условиях, обеспечивающих безопасное существование организма (потребности в безопасности).

Органические потребности человека практически ничем не отличаются от соответствующих потребностей животных, за исключением того, что у человека эти потребности связаны со специфическими условиями их удовлетворения, например гигиеническими, и с некоторыми специфическими средствами их удовлетворения, например кулинарная обработка продуктов питания.

Материальными называют потребности, которые удовлетворяются при помощи вещей, созданных трудом людей. Это, например, потребность в одежде, в жилище, в инструментах и разного рода машинах, во многом другом, что необходимо людям в быту и на работе, а также во время отдыха. Речь идет о предметах человеческой материальной культуры, об их необходимости для каждого цивилизованного человека.

Социальными называют потребности, связанные с определенным образом жизни и положением человека в обществе. Это, например, потребность в общении, во внимании со стороны окружающих людей, в признании, уважении, авторитете, власти и т. п. Эти потребности появились и стали развиваться у людей с момента возникновения и развития человеческого общества. Благодаря наличию и удовлетворению этих потребностей человек может жить среди людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют общественный способ своего существования. Это, в свою очередь, делает жизнь людей более безопасной и обеспеченной, чем если бы каждый человек жил и существовал сам по себе, без общения и взаимодействия с другими людьми.

Творческими называются потребности, удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности: научной, технической, художественной. Человек, особенно если он представляет собой высокоразвитую личность, не может нормально существовать без творчества. Для такого человека потребность в творческой деятельности иногда является главной, основной в его жизни и доминирует над всеми другими потребностями. Люди такого типа готовы жить впроголодь, рисковать безопасностью своего существования, иметь минимум материальных средств для жизни — только бы им дали возможность свободно заниматься творчеством.

Под потребностями психологического развития и нравственного самосовершенствования понимаются потребности, удовлетворяя которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост, стремится к тому, чтобы сделать из себя морально ответственную и нравственно совершенную личность. Эти потребности приводят некоторых людей к религии. Именно эти потребности становятся главными и актуальными для человека, достигшего высшего уровня личностного развития. В настоящее время сложилась и весьма популярна среди психологов гуманистическая теория личности, в которой наличие у человека таких потребностей провозглашается признаком высшего уровня психологического развития человека, основной целью и главной задачей его жизни.

Биологи­ческое и социальное в структуре личности

Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов -биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что личность человека распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организации.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде, т. е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т. д., а экзопсихика — систему отношений человека и его опыт, т. е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т. д. Эндопсихика, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность экзопсихике, которая определяется социальным факторном. Современные многофакторные теории личности в конечном счете сводят строение личности к проекциям все тех же основных факторов — биологического и социального.

Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом исторического процесса, не могла сохранить биологическую структуру, рядоположенную и равноправную подструктуре социальной. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Так, мозговая патология порождает индивидуальные биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации.

Пример: исследование, в котором изучалось формирование черт личности людей, чей рост не превышал 80−130 см. Было установлено значительное сходство индивидуальных черт этих людей, у которых, кроме низкого роста, не было никаких других патологических отклонений. У многих из них наблюдался специфический инфантильный юмор, некритический оптимизм, непосредственность, высокая выносливость в ситуациях, требующих значительного эмоционального напряжения, отсутствие какой бы то ни было застенчивости и т. д. Указанные черты не могут быть отнесены ни к эндопсихике, ни к экзопсихике уже хотя бы потому, что, являясь результатом природных особенностей карликов, они могут возникнуть и сформироваться только в условиях той социальной ситуации, в которой карлики находятся с момента, когда выявилась разница роста между ними и их сверстниками. Именно потому, что окружающие относятся к карлику иначе, чем к другим людям, видя в нем игрушку и выражая удивление, что он может чувствовать и мыслить так же, как и остальные, у карликов возникает и фиксируется специфическая структура индивидуальности, которая маскирует их угнетенное состояние, а иногда и агрессивную установку по отношению к другим и к себе. Если на минуту представить, что карлик формируется в обществе людей того же роста, то станет совершенно очевидно, что у него, как и у всех его окружающих, будут формироваться совсем другие черты личности.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.

В процессе становления объективной науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое»:

— психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального,

— оно же трактовалось как производное только от биологического,

— или только от социального,

— или от параллельного воздействия биологического и социального.

В первой группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. Организм обычно рассматривался как некоторое «вместилище» психической деятельности. Воззрения древних философов и теологов можно отнести именно к этой группе, потому что источники развития психики искались только в самой психике.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. Нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма.

Биологизаторы утверждают, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий.

В противовес биологизаторским, как уже говорилось, существуют социологизаторские концепции, утверждающие приоритет социального над биологическим.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Персональный сайт — Тест 23. Основные формы направленности личности

Тест 23. Основные формы направленности личности

1. Высший регулятор поведения – это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установка;

г) мотивация.

2. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) влиянием;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) потребностью.

3. К качествам мировоззрения не относятся:

а) содержательность и научность;

б) систематичность и целостность;

в) степень обобщенности и конкретности;

г) конкретность и дискретность.

4. Основоположником концепции отношений личности является:

а) Л.С. Выготский;

б) В.А. Ядов;

в) А.Н. Мясищев;

г) А.А. Бодалев.

5. Автором иерархической схемы диспозиционной регуляции социального поведения личности является:

а) А.Н. Леонтьев;

б) В.А. Ядов;

в) А.Н. Мясищев;

г) А.Г. Асмолов.

6. Положительные, безразличные и отрицательные отношения характеризуют:

а) модальности отношений;

б) степень интенсивности отношений;

в) качественные особенности отношений;

г) степень сознательности отношений.

7. Интенсивность и направленность являются:

а) содержательными характеристиками отношений;

б) формально-динамическими параметрами отношений;

в) этическими критериями отношений;

г) личностно-смысловым критерием отношений.

8. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, причинами и мировоззрением, предстает как:

а) убеждения;

б) установка;

в) мировоззрение;

г) аттитюд.

9. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:

а) содержание;

б) цель;

в) устойчивость;

г) уровень действенности.

10. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:

а) содержание;

б) цель;

в) устойчивость;

г) уровень действенности.

11. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка;

б) притязание;

в) мировоззрение;

г) личностный смысл.

12. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:

а) установкой;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) направленностью.

13. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования, – это:

а) убеждение;

б) установка;

в) личностный смысл;

г) потребность.

14. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

15. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности, – это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) стремление.

16. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность, называется:

а) влечением;

б) установкой;

в) интересом;

г) стремлением.

17. Высшая форма направленности личности – это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) убеждение.

18. Понятие «установка» является синонимом понятия:

а) аттракция;

б) аттитюд;

в) атрибуция;

г) атония.

19. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

г) не применяются в течение жизни.

20. Компонентами установки не является сфера:

а) когнитивная;

б) аффективная;

в) поведенческая;

г) волевая.

21. Стереотипы:

а) представляют собой результат общественного опыта;

б) не укрепляются при тесном общении с другой группой людей;

в) не являются предубеждениями;

г) сформировавшись, не применяются.

22. Преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности, свидетельствует:

а) о широте интереса;

б) об устойчивости интереса;

в) о продолжительности интереса;

г) об объеме интереса.

23. Содержательностью и значимостью для личности определяется оценка:

а) интенсивности интереса;

б) широты (или узости) интереса;

в) устойчивости интереса;

г) силы интереса.

24. В длительности сохранения и интенсивности интереса выражается его:

а) сила;

б) широта;

в) устойчивость;

г) концентрация.

25. Стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека называется:

а) аттитюдом;

б) аттракцией;

в) аффиляцией;

г) аккомодацией.

26. Возникновение привлекательности при восприятии одним человеком другого как субъекта восприятия называется:

а) аттитюдом;

б) аттракцией;

в) аффиляцией;

г) ассимиляцией.

27. Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом:

а) первичности;

б) ореола;

в) плацебо;

г) Пигмалиона.

106. Положительно эмоционально окрашенное стремление к познанию – это …
а) влечение;
б) желание;
в) интерес;
г) склонность.

29. Психологическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность – это…

а) мотив;

б) желание;

в) влечение;

г) склонность.

30. Интерес к объекту, обусловленный его внешними характеристиками, называется…
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) неустойчивым.
г) Нет правильного ответа.

31. Интерес к объекту, обусловленный его значимостью для деятельности
личности, называется…
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) неустойчивым.
г) Нет правильного ответа.

32. Направленность личности …
а) генетически детерминирована;
б) формируется в первые месяцы жизни;
в) формируется и изменяется в процессе развития личности;
г) формируется до достижения школьного возраста.

33. Общественная значимость интересов, убеждений человека проявляется в
таком качестве направленности как …
а) действенность;
б) широта;
в) интенсивность;
г) уровень.

34. Потребность личности в определенной деятельности называется …
а) установкой;
б) желанием;
в) склонностью;
г) влечением.

35. Преобладание мотивов, связанных с достижением общих для группы целей – это направленность …
а) на взаимодействие;
б) на себя;
в) деловая;
г) коллективная.

36. Преобладание мотивов собственного благополучия характерно для …
а) личной направленности;
б) деловой направленности;
в) направленности на взаимодействие;
г) собственной направленности.

37. Преобладание мотивов искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми – это направленность…

а) на себя;

б) на взаимодействие;

в) на задачу;

г) на группу.

Потребности – источник активности личности.

Человек живет в сложном и многообразном мире физических, социальных, политических, идеологических и других явлений и событий. Не на все эти явления он реагирует одинаково, не все они становятся для него интересны.. Источник активности личности — ее потребности. Потребность — это переживание человеком нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и развития. Поэтому потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления, чувств и воли человека. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Обычно процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым создает новые объекты, новые условия среды, которые в свою очередь порождают и новые потребности.

Потребности, будучи психическим отражением объективной нужды человека в чем-либо, формируются и развиваются в результате существенного влияния социальной стороны жизни и воспитания. Даже чисто биологические потребности, обеспечивающие жизнедеятельность человека (питание, движение, теплообмен и т.д.), подконтрольны потребностям социальным, духовным.

Потребности есть основной источник активности в познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен найти для этого пути и средства в сложном социальном мире, он должен уметь ставить перед собой и решать практические и теоретические задачи. В связи с этим мышление выступает в качестве такого психологического процесса, который обеспечивает поиск необходимых средств, способов и методов удовлетворения возникших потребностей.

Не только мышление, но и воля побуждается потребностями. Благодаря волевому усилию, целенаправленности, настойчивости, упорству человек преодолевает трудности встающие на пути удовлетворения потребностей.

Потребности становятся главными причинами определенных психологических состояний, переживаний, чувств человека. В зависимости оттого, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряжения или спокойствия, эмоции — радость или горе, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Потребности человека многообразны по своей природе, однако для каждой личности характерна определенная система потребностей, включающая доминирующие, преобладающие потребности и потребности, подчиненные им. Доминирующие потребности могут подавлять все остальные и в связи с этим определять основное направление поведения и деятельности. Так, человек, испытывающий постоянную потребность в успехе, все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Порой ему важен успех сам по себе, без учета средств и способов его достижения, их морально-нравственной ценности. Этой главной потребности могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде и т.д.

 

40. Интериориза́ция (от фр.— переход извне внутрь и лат.— внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим.

Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским.

По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.

 

Взаимодействие навыков

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научившись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков используется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выполнять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык анализа литературного текста переносится на другие учебные тексты,

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерференция — такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Навык беглого чтения мешает учителю русского языка видеть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.

Зная, что при выработке новых навыков происходит их перенос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупреждает интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: “А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная”. Так учащиеся упражняются в сознательном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учитель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.

 

46. Понятие о мотивах личности.

Проблема мотивов личности является сложной психологической темой, в ней можно выделить следующие основные проблемы. Проблема собственно мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности.

Вообще, проблема мотивов и мотивации поведения — одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. В свое время Гегель так выразил свое понимание человека: «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений». Не случайно поэтому многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.

Несмотря на выдающуюся значимость самой проблемы, психологи по сей день не способны даже определиться в понятиях и соотношениях между ними. Дело порой доходит до того, что предлагается вообще снять с повестки дня ту или иную психологическую категорию. Когда ищут ответ на вопрос, «что же такое мотивы», нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: «зачем», «для чего», «почему», «отчего человек ведет себя именно так, а не иначе»? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив, позволяет ответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все. Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения, и психологи приступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив — это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Мотив как цель (предмет).

Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива.

Мотив как потребность.

Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А, Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л, Рубинштейном, дает ответ на вопрос «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.

Мотив как намерение.

Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой — очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

 

Мотив как устойчивое свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К. К. Платонов. Однако, принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

 

Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив — это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка — внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В. И. Ковалев так определяет мотив: мотивы — это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании.

Из данного определения вытекает, что мотив — это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

Понятно, что принятие в качестве мотива побуждения раскрывает его энергетическую сторону, но не дает ответы на иные вопросы. Понятно и то, что попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту — это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации.

 

Поэтому для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены.

Следовательно, мотив личности — это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

33. Активность личности и ее источники

Активность живых существ — один из основных и необходимых признаков жизни, внутренняя побудительная сила, направленная на удовлетворение потребностей организма. Однако активность человека коренным образом отличается от активности животных. У животных она является проявлением инстинктивных биологических потребностей организма, а у человека ведущими в ее активности является сознательные и целенаправленные стремления. Активность человека и формы ее выявления развились исторически и имеют социально направленный характер. Относительно источника активности личности в психологии существовали разные взгляды. Впервые вопрос об активности личности было нарушено австрийским психиатром З. Фрейдом — основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории обосновывают мнение, что источником активности человека являются инстинктивные побуждения, которые она имеет от рождения и которые передаются по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических поездов, неосознаваемых импульсов, природа которых «неизвестна». Засадовим относительно его учения является признание приоритета биологического в человеке. Положительным в учении З. Фрейда можно считать его обращение к области подсознательного в психике человека, которое существенно сказывается на ее жизнедеятельности. Неофрейдисты, руководствуясь основными постулатами З. Фрейда о подсознательное, шли в направлении ограничения сексуальных поездов в выяснении психики человека и поисках новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды и механизмов социального характера. В подсознательном место нереализованных сексуальных поездов занимают стремление к власти вследствие осознания личностью своей неполноценности (А. Адлер), невозможности достичь гармонии с социальной структурой общества и обусловленного этим чувство одиночества (Э. Фромм) и т.д. Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психологияисходит из признания того, что источником активности личности является ее органические и духовные потребности — в еде, одежде, знаниях, труда. Потребность — это нужда, в которой проявляется зависимость человека от определенных условий, необходимых ей для жизни и деятельности. В потребностях всегда отображаются устойчивые жизненно важные зависимости организма и среды. Человеческие потребности развивающихся в деятельности вместе с развитием общественных условий жизни, производства, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребности способствует ее развитию и воспроизводству новых потребностей, которые неизбежно порождаются различными сферами общественной жизни людей и их деятельностью. Чем выше уровень цивилизованности общества, экономического и духовного развития, то богаче и разнообразнее является его потребности. Внутренними побуждениями к действиям становятся мотивы, являющиеся результатом осознания личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях к их удовлетворению. Мотив — это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной жизненной ситуации, при определенных условиях. Распространенными мотивами человеческой активности есть интересы. Интерес — это устойчивое, избирательное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно значимых объектов. Интересы возникают на почве нужд, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью объектом, со стремлением больше его познать, овладеть им. Интерес может проявляться в симпатии и привязанности к человеку, в захвате определенной деятельностью, литературой, спортом, наукой и т.д. Жесткими регуляторами поведения является убеждение. Убеждение — это система мотивов личности, побуждает его действовать в соответствии с собственных взглядов и принципов. Подоплека убеждений составляют знания, которые для человека являются истинными, неоспоримыми, в которых она не сомневаетсяSportmag- купить шведскую стенку в одессе. . Особенность убеждений состоит в том, что у них знания предстают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Убеждение есть там, где есть страдания и муки совести, когда нарушаются принципы в действиях и поступках. Сила убеждений как мотивов поведения метко охарактеризована в известном высказывании, где они сравниваются с путами, которых человек не может разорвать, не разорвав своего сердца. Убеждение личности могут проявляться в различных областях его жизни и деятельности и в зависимости от этого делиться на моральные, интеллектуальные, эстетические и др. Убеждение становятся мощной движущей силой при условии, что действия, вызываемые этими убеждениями, становятся привычными. К. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, ее вкладывает человек в свою нервную систему. Капитал привычки от употребления растет и дает человеку возможность все плодотворнее применять свою драгоценную силу — силу сознательной воли, не тратя своего сознания и воли на борьбу с трудностями, которые были уже преодолены. Важным осознаваемые мотивом является идеал. Идеал — это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни некоторое время и который определяет программу ее самосовершенствования на будущее. Идеалы людей формируются под влиянием общественных условий жизни, в процессе обучения и воспитания. Роль мотивов личности могут играть установки. Установка — это неосознаваемый личностью состояние готовности к деятельности, с помощью которой человек может удовлетворить ту или иную потребность. Установка в различных фактов жизни может проявляться в стандартизированных суждениях, некритически усвоенных человеком во время общения с другими людьми, в предвзятости, выделении того, что для нее важно жизненное значение. Именно поэтому личность может видеть в объектах и явлениях жизни то, что она хочет видеть, а не то, что есть в действительностиКонсультация психиатра в москве. . Установки могут быть положительными, если они основываются на доверии, симпатии, одобренной общественному мнению, и негативными, когда они имеют характер предвзятости, необъективности. Особой формой установки является внутригрупповая внушаемость как неосознаваемые мнение группы. В осознаваемые мотивам всякое цель личности. Объект, который может удовлетворить потребности личности, предстает в его сознании как цель. Если личность ясно осознает жизненную цель и предусматривает реальность ее достижения, то раскрывается перспектива личности. Перспектива делает действия человека уверенными, целеустремленными, питает их энергией. Отсутствие жизненной перспективы или ее потеря могут вызвать состояние фрустрации, то есть расстройства планов, уныние, безнадежность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность, раздражительность. Состояние фрустрации может обуславливаться завышенной самооценкой личности, когда она обнаруживает склонность выбирать в жизни слишком сложные, непосильные для нее цели, вследствие чего испытывает неудач. При адекватной самооценке человек выбирает цели, которые соответствуют ее возможностям, и успешно их реализует. Самооценка может быть заниженной, что обусловлено неуверенностью человека в своих возможностях, вследствие чего она ориентируется на выбор слишком простых целей. При заниженной самооценке не реализуется психологический потенциал личности, вследствие чего замедляется его развитие и могут закрепляться связанные с этим черты. Интегрированным показателем социальной ценности ориентаций личности является ее направленность. Направленность личности — это система доминирующих целей и мотивов его деятельности, которые определяют ее самоценность и общественную значимость. Направленность вместе с мировоззрением выше регулятором поведения и действий человека. Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание. Самосознание — это усвидомлювання человеком себя самой в своем отношении к внешнему миру и другим людям. Она имеет много различных форм проявления. Одна из них связано с познавательным аспектом психической деятельности и проявляется в самоощущение, самонаблюдения, самооценке, самоанализе. Самоосознания личностью изменений и процессов, в ней происходят, способствует более глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки. С эмоциональной сферой самосознания связаны такие ее проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоприниженисть, чувство собственного достоинства, тщеславие и др. У них в форме некоторых переживаний отражается отношения человека к самому себе сравнительно с другими людьми. Такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодисциплина, инициативность связанные с волевым аспектом психической деятельности человека. Основные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами его жизни и деятельности. Личность как общественная существо формируется в процессе обучения, воспитания, в труде и общении с другими людьми. Вместе с тем важную роль в становлении личности играют врожденные особенности. Внешние влияния действуют на личность через его внутреннее, врожденное, ранее приобретенное. Поэтому, чтобы познать личность, ее психологию, нужно выяснить конкретные условия ее жизни, воспитания, труда, особенности среды и взаимодействия с ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *