Тема 7. Организация управленческого учета на предприятии
Тема 5. Методы управленческого учета
1. Какие расходы можно условно отнести к постоянным:
а) не запланированные до начала изготовления продукции;
б) направленные на получение дохода;
в) не изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства;
г) изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства?
2. В основе деления затрат на постоянные и переменные лежит:
а) номенклатура выпускаемой продукции;
б) роль затрат в технологическом процессе производства продукции;
в) зависимость затрат от объема производства;
г) место возникновения затрат.
3. Затраты для принятия управленческих решений классифицируют по следующим группам:
а) основные, накладные;
б) переменные, постоянные;
в) входящие, истекшие;
г) вмененные, инкрементные, прямые, косвенные.
4. Затраты на ксерокопирование являются:
а) постоянными;
б) переменными;
в) переменными для одних организаций и постоянными для других организаций.
5. Расходы, которые следует отнести к затратам (каждый вид расходов должен фигурировать в ответе только один раз):
а) переменным_______________
б) постоянным_______________
материалы; аренда; коммунальные платежи; сдельная заработная плата основных производственных рабочих; плата за освещение и отопление; оплата электроэнергии на технологические нужды; комиссионные; заработная плата специалистов и служащих; амортизация; транспортные расходы; страхование; заготовительные расходы.
Тема 6. Бюджетирование
1. Период планирования — это:!
а) временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы;
б) временной промежуток, в течение которого менеджеры предприятия составляют и согласовывают план;
в) временной промежуток для подготовки прогнозного баланса.
2. Для контроля за производственной деятельностью организации применяют бюджеты:
а) текущие;
б) месячные;
3. При разработке финансовых бюджетов ставят цель:
а) получить бухгалтерские точные финансовые документы;
б) определить потребность в финансировании и дать оценку общего состояния предприятия на бюджетный период;
в) сравнить фактические результаты с запланированными.
4. Основой для разработки финансовых бюджетов выступают следующие бюджеты:
а) скользящие;
б) оперативные;
в) текущие;
г) операционные.
5. Структура бюджета:
а) строго регламентирована законодательством;
б) предполагает сбалансированность доходов и расходов;
в) зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков;
г) устанавливается на предприятии.
6. Правильны ли следующие утверждения:
а) операционные бюджеты — бюджеты по центрам ответственности — Да;
б) при разработке бюджетов производства обычно учитывают теоретическую мощность — Нет?
7. Какие способы определения оценок лежат в основе разработки бюджета продаж:
а) экспертная оценка и факторный анализ;
б) способ корректировок, статистический прогноз;
г) ни один из вышеприведенных.
8. В основе составления гибкого бюджета лежит деление затрат на:
а) прямые и косвенные;
б) переменные и постоянные;
в) затраты на продукт и расходы периода;
г) единовременные и периодические.
9. Планирование на период до одного года можно охарактеризовать как:!
а) текущее;
б) тактическое;
в) стратегическое;
г) перспективное.
10. Генеральный бюджет — это:!
а) совокупность планов, составленных для предприятия в целом;
б) совокупность планов, составленных для основных производственных подразделений предприятия;
в) операционный финансовый план.
11. К финансовым планам относят:!
а) план общехозяйственных расходов;
б) бюджет производственной себестоимости;
в) план продаж;
г) прогнозный баланс.
12. Бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, называют:
а) гибкий;
б) статический;
в) операционный;
г) финансовый.
13. Процедура планирования начинается с составления:!
а) плана коммерческих затрат;
б) бюджета продаж;
в) плана производства;
г) бюджета инвестиций.
14. Начинают процесс сметного планирования с разработки бюджета (сметы):
а) производства;
б) накладных расходов;
в) себестоимости реализованной продукции;
г) продаж.
15. Заключительным этапом сметного планирования будет подготовка сметы (бюджета):
а) прибылей и убытков;
б) общехозяйственных расходов;
в) капитальных затрат;
г) движения денежных средств.
16. Чтобы оценить количество прямых материалов, которое необходимо закупить, должен быть подготовлен текущий бюджет:
а) коммерческих расходов;
б) продаж;
в) производства;
г) общепроизводственных расходов.
17. Для оценки количество материалов, которое необходимо закупить, следует подготовить следующий текущий бюджет:
а) продаж;
б) производства;
в) использования материалов;
г) коммерческих расходов.
18. Детализированная смета предполагаемых производственных затрат, отличных от затрат прямых материалов и прямых затрат труда, которые должны иметь место для выполнения плана производства в будущем периоде, есть:
а) бюджет общих и административных расходов;
б) общий бюджет;
в) бюджет общепроизводственных расходов;
г) бюджет капитальных расходов.
19. Бюджет денежных средств должен быть подготовлен до того, как один из следующих документов может быть разработан:
а) бюджет продаж;
б) прогнозный отчет о финансовом положении;
в) бюджет капитальных расходов;
г) прогнозный отчет о прибылях и убытках.
20. Для разработки бюджета производства необходимой информацией является:
а) плановый объем реализации и величина запасов;
б) плановый объем реализации и величина коммерческих расходов;
в) величина запасов и величина административных расходов;
г) величина запасов и объем реализации за предыдущий год.
21. В процессе подготовки оперативного бюджета последним шагом является составление прогнозного:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) отчета о движении денежных средств;
г) ни одного из названных выше.
22. Какие процедуры предшествуют разработке бюджета накладных расходов:
а) изучение ассортимента выпускаемой продукции;
б) изучение количества производимой продукции и ее трудоемкости;
в) классификация накладных расходов на прямые и косвенные;
г) классификация накладных расходов на постоянные и переменные?
23. Количество материалов, которое необходимо закупить, будет равно бюджетному количеству использованных материалов:
а) плюс начальные запасы и минус запланированные конечные запасы материалов;
б) плюс запланированные конечные запасы материалов и минус начальные запасы материалов;
в) оба из вышеназванных будут верны;
г) плюс запасы на начало периода и плюс запасы на конец периода.
24. Функция бюджета как средство контроля и оценки деятельности организации раскрывается, когда подготовлен бюджет:
а) оперативный;
б) статичный;
в) гибкий;
г) финансовый.
25. В список возможных отчетов для «центра расходов» входят в том числе следующие:
а) план производства;
б) бюджет движения денежных средств;
в) план общехозяйственных расходов;
г) бюджет доходов и расходов.
26. Балансовое уравнение запасов имеет следующий вид:
б) Запасы на начало периода + Запасы на конец периода = Выбытие запасов в течение периода + Поступление запасов в течение периода;
в) Запасы на начало периода + Поступление запасов в течение периода = Выбытие запасов в течение периода — Запасы на конец периода.
27. Конечное сальдо может быть отрицательным в бюджете:
а) производства;
б) коммерческих расходов;
в) движения денежных средств;
г) доходов и расходов.
28. Бюджет — это:
а) форма планового расчета потребностей предприятия в ресурсах;
б) операционный финансовый план, отражающий расходы и поступления средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;
в) обобщенный документ, отражающий поступление и расходование денежных средств;
г)прогноз будущих финансовых операций.
29. Процесс составления организацией бюджета называется:
а) корректировкой смет;
б) планированием;
в) бюджетным циклом;
г)текущим контролем.
30. Доходы и расходы, исчисленные из запланированного объема реализации, включают в бюджет:
а) гибкий;
б) статический;
в) операционный;
г)финансовый.
31. Доходы и затраты, скорректированные на фактический объем реализации, включают в бюджет:
а) гибкий;
б) статический;
в) операционный;
г)финансовый.
Тема 7. Организация управленческого учета на предприятии
1. Успешная деятельность предпринимательской деятельности зависит от:
а) регулирования хозяйственной деятельности;
б) эффективной системы управления расходами;
в) имиджа фирмы.
2. Основные принципы формирования информации о расходах (затратах) закреплены в:
а) ПБУ 10/99, гл. 25 НК РФ;
б) учетной политике;
в) Уголовном кодексе РФ.
3. Нормативно-правовые и законодательные акты, регулирующие управленческие расходы (затраты), различают:
а) прямого действия;
б) промежуточного направления и косвенного назначения;
в) все, вместе взятое.
4. Основной задачей нормативно-правовой и законодательной базы является:
а) привлечение к ответственности виновных лиц;
б) создание нормативно-правовой базы;
в) организация контроля, планирования и прогнозирования экономической деятельности организации на законодательной и нормативной основе.
5. Необходимость ведения управленческого учета определяется:
а) надзорными органами;
б) законодательной и нормативной базой;
в) администрацией самого предприятия.
6. Требования к ведению управленческого учета прописаны в:
а) нормативно-правовых, законодательных актах и стандартах бухгалтерского учета;
б) Законе о «Бухгалтерском учете»;
в) Уголовном кодексе РФ.
7. Имеются ли прямые законодательные акты, регулирующие организацию управленческого учета?
а) Да.
б) Нет.
8. Менеджеры для организации планирования, контроля и прогнозирования использования ресурсов руководствуются:
а) косвенными нормативно-правовыми и законодательными актами;
б) нормативно-правовыми и законодательными актами прямого действия;
в) все, вместе взятое.
9. Гражданский кодекс РФ регулирует в области управленческого учета:
а) трудовые споры и отношения;
б) правовое положение участников гражданского оборота;
в) уголовную ответственность.
10. Административное правонарушение — это:
а) противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица;
б) превышение своих полномочий и обязательств в корыстных целях;
в) вымогательство и сговор с заинтересованными лицами.
11. Видами административного наказания за правонарушения являются:
а) предупреждения, административный штраф, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
б) лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности;
в) все вместе взятое.
12. Административные правонарушения и наказания за них приводят к:
а) сокращению финансового результата;
б) снижению условий активности деятельности организации и снижению капитализации действующего капитала;
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Бюджетирование — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бюджетирование (англ. budgeting) — планирование и разработка бюджетов, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса, процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
Бюджетирование — планирование и разработка бюджетов, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса[1], процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени[2].
Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности. Бюджетное управление XXI века от XX века отличается наличием принципа управляемой демократии, когда система бюджетного управления строится на принципе коллегиального принятия решений, на бюджетном комитете, где решения принимает не один человек, а группа управленцев — топ-менеджеров. Управленческие решения, спущенные сверху вниз, не всегда оптимальны, бывают плохо проработаны и неприменимы на местах, хуже исполняются[1].
Зачастую под бюджетированием понимается технология — бюджетное управление и налаженная система управления организацией через бюджеты — система бюджетного управления, однако это не совсем верно. Бюджетное управление, это технология управления компанией, комплекс организационных мер, операций и приёмов, направленных на разработку и внедрение системы бюджетного управления[1].
Система бюджетного управления — система управления компанией по центрам финансовой ответственности (ЦФО) через бюджеты, которая позволяет достигать поставленные цели компании путём наиболее эффективного использования ресурсов. Действуя на основании информации об экономической деятельности компании, система бюджетного управления помогает руководству компании анализировать и принимать решения при отклонении факта от плана в финансово-экономических показателях бюджетов[1].
Английский профессор Колин Друри определяет бюджетирование как процесс трансформации долгосрочного планирования[en] в план на предстоящий период (год). Где долгосрочное планирование — это стратегическое планирование на несколько лет вперёд, направление развития компании, а в краткосрочном периоде (в течение года) бюджетирование — это планы в контексте продолжающего бизнеса, которые определяются предыдущими решениями, принятыми в рамках долгосрочного планирования, это процесс пересмотра и уточнения в связи с новой полученной информацией[3].
Задачи и цели бюджетирования в организации[править | править код]
Цели бюджетирования по К.Друри[3]:
- планирование ежегодных операций;
- координация деятельности отделов компании и их взаимодействия;
- информирование, ознакомление с планами сотрудников, ответственных за деятельность центров ответственности компании;
- мотивация персонала на достижение целей компании;
- управление видами деятельности;
- оценка эффективности менеджеров.
Задачи бюджетирования:
- повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии
- выявление рисков и снижение их уровня
- повышение гибкости и приспособляемости к изменениям.
Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами.
Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие задачи:
- Установление объектов бюджетирования
- Разработка системы бюджетов операционных и финансовых
- Расчёт соответствующих показателей бюджетов
- Вычисление необходимого объёма денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия.
- Расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения
- Прогноз доходов, расходов и капитала организации
При бюджетировании выделяются следующие её этапы по К. Друри[3]:
- информирование сотрудников, отвечающих за процесс бюджетирования;
- определение факторов, ограничивающих выпуск продукции;
- подготовка бюджета реализации продукции;
- первоначальная подготовка различных вариантов бюджета компании;
- обсуждение бюджета компании с вышестоящим руководством;
- координация и анализ бюджета компании;
- окончательное утверждение бюджета компании;
- последующий анализ бюджета компании.
Для работы системы бюджетирования необходима внедрённая система мотивации персонала. Это обусловлено мотивированием сотрудников к выполнению утверждённых бюджетов. Зачастую система мотивации внедряется параллельно системе бюджетирования или раньше неё.
Бюджетирование в системе управленческого учета
1. Для контроля за производственной деятельностью организации применяют бюджеты:
а) текущие;
б) месячные;
в) скользящие.
2. При разработке финансовых бюджетов ставят цель:
а) получить бухгалтерски точные финансовые документы;
б) определить потребность в финансировании и дать оценку общего состояния предприятия на бюджетный период;
в) сравнить фактические результаты с запланированными.
3. Основой для разработки финансовых бюджетов выступают следующие бюджеты:
а) скользящие;
б) оперативные;
в) текущие;
г) операционные.
4. Структура бюджета:
а) строго регламентирована законодательством;
б) предполагает сбалансированность доходов и расходов;
в) зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков;
г) устанавливается на предприятии.
5. Какие способы определения оценок лежат в основе разработки бюджета продаж:
а) экспертная оценка и факторный анализ;
б) способ корректировок, статистический прогноз;
в) экспертная оценка и статистический прогноз;
г) ни один из вышеприведенных.
6. В основе составления гибкого бюджета лежит деление затрат на:
а) прямые и косвенные;
б) переменные и постоянные;
в) затраты на продукт и расходы периода;
г) единовременные и периодические.
7. Планирование на период до одного года можно охарактеризовать как:
а) текущее;
б) тактическое;
в) стратегическое;
г) перспективное.
8. Генеральный бюджет — это:
а) совокупность планов, составленных для предприятия в целом;
б) совокупность планов, составленных для основных производственных подразделений предприятия;
в) операционный финансовый план.
9. К финансовым планам относят:
а) план общехозяйственных расходов;
б) бюджет производственной себестоимости;
в) план продаж;
г) прогнозный баланс.
10. Бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, называют:
а) гибкий;
б) статический;
в) операционный;
г) финансовый.
11. Процедура планирования начинается с составления:
а) плана коммерческих затрат;
б) бюджета продаж;
в) плана производства;
г) бюджета инвестиций.
12. Начинают процесс сметного планирования с разработки бюджета (сметы):
а) производства;
б) накладных расходов;
в) себестоимости реализованной продукции;
г) продаж.
13. Заключительным этапом сметного планирования будет подготовка сметы (бюджета):
а) прибылей и убытков;
б) общехозяйственных расходов;
в) капитальных затрат;
г) движения денежных средств.
14. Чтобы оценить количество прямых материалов, которое не обходимо закупить, должен быть подготовлен текущий бюджет:
а) коммерческих расходов;
б) продаж;
в) производства;
г) общепроизводственных расходов.
15. В процессе подготовки оперативного бюджета последним шагом является составление прогнозного:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) отчета о движении денежных средств;
г) ни одного из названных выше.
16. Какие процедуры предшествуют разработке бюджета накладных расходов:
а) изучение ассортимента выпускаемой продукции;
б) изучение количества производимой продукции и ее трудоемкости;
в) классификация накладных расходов на прямые и косвенные;
г) классификация накладных расходов на постоянные и переменные?
17. Количество материалов, которое необходимо закупить, будет равно бюджетному количеству использованных материалов:
а) плюс начальные запасы и минус запланированные конечные запасы материалов;
б) плюс запланированные конечные запасы материалов и минус начальные запасы материалов;
в) оба из вышеназванных будут верны;
г) плюс запасы на начало периода и плюс запасы на конец периода.
18. Функция бюджета как средство контроля и оценки деятельности организации раскрывается, когда подготовлен бюджет:
а) оперативный;
б) статичный;
в) гибкий;
г) финансовый.
19. Бюджет — это:
а) форма планового расчета потребностей предприятия в ресурсах;
б) операционный финансовый план, отражающий расходы и поступления средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;
в) обобщенный документ, отражающий поступление и расходование денежных средств;
г) прогноз будущих финансовых операций.
20.Доходы и расходы, исчисленные из запланированного объема реализации, включают в бюджет:
а) гибкий;
б) статический;
в) операционный;
г) финансовый.
21. Доходы и затраты, скорректированные на фактический объем реализации, включают в бюджет:
а) гибкий;
б) статический;
в) операционный;
г) финансовый.
128. Основные виды бюджетов. Их цели и особенности, порядок разработки
128. Основные виды бюджетов. Их цели и особенности, порядок разработки
В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают: фиксированные для любого уровня производства; фиксированные для каждого отдельного уровня производства; гибкие. В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства. В конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких — либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными.
Во втором случае разрабатывается несколько вариантов бюджета при различных уровнях производства или продаж.
Данный способ применяется, когда значительная часть затрат является полупостоянной; наблюдается эффект экономии на масштабе производства; закупочная цена сырья и материалов зависит от покупаемого количества и т. п.
«Гибкие» бюджеты полностью учитывают изменение объемов производства по сравнению с прогнозируемыми. Процесс составления «гибкого» бюджета: изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства; в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему производства, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат. Данный вид бюджетов активно применяется для осуществления вариационного анализа, т. е. детального анализа отклонений фактических данных от запланированных.
В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения ожиданий, бюджеты бывают: периодические; скользящие.
Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют. Используется в стабильных отраслях, в которых несложно сделать прогноз и в которых не требуется очень тщательного контроля за всеми изменениями.
Скользящий бюджет — бюджет, который постоянно обновляется путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
s — Стр 8
I. использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;
II. использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
III. организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
IV. способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
</q>
А. только II
Б. только I и II
В. только I, II и III
+Г. I, II, III и IV
21. Занижение срока экономической жизни объекта основных средств имеет следствием:
А. завышение прибыли
+Б. завышение амортизационных отчислений
В. преждевременный износ оборудования
Г. занижение оборачиваемости активов
22. Завышение сроков экономической жизни амортизируемых активов может иметь следствием:
+А. необоснованное направление прибыли на потребление
Б. завышение размера амортизационных отчислений
В. экономичное расходование финансовых ресурсов
Г. налоговую экономию
23. Здания и сооружения относятся
А. к активной части основных средств
+Б. к пассивной части основных средств
В. к неамортизируемым основным средствам
Г. к невоспроизводимым активам
<q>
24. К активной части основных средств относятся
I. продуктивные сельскохозяйственные земли
II. оборудование
III. транспортные средства
IV. зарегистрированные патенты и лицензии
</q>
А. только I и II
+Б. только II и III
В. только II, III и IV
Г. I, II, III и IV
25. За счет амортизационных отчислений может быть обеспечено
+А. простое воспроизводство основных фондов
Б. расширенное воспроизводство основных фондов
В. непрерывное воспроизводство основных фондов
Г. техническое обновление основных фондов
~ Тема 10. Содержание и цели финансового планирования.
<q>
1.Финансовое прогнозирование базируется на
I. Прогнозе объема продаж
II. Анализе финансового состояния предприятия
III. Финансовой отчетности предприятия
</q>
А. только I
Б. только II
В. только I и II
+Г. I, II и III
<q>
2. В процессе финансового планирования
I. идентифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы
II. устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию фирмы
III. формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей
</q>
А. только I и II
Б. только I и III
В. только III
+Г. I, II и III
3. К числу отличительных особенностей финансового прогноза (в противоположность финансовому плану) относится
+А. Наличие нескольких сценариев развития событий
Б. Относительно короткие временные горизонты планирования
В. Описание конкретных шагов, направленных на достижение поставленных целей
Г. использование исключительно стоимостных оценок
4. Система долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и наиболее эффективных путей их достижения представляет собой
А. финансовый менеджмент организации
Б. финансовый прогноз
+В. финансовую стратегию организации
Г. финансы организации
5. Стратегия финансирования, как составная часть бизнес-плана проекта, содержит информацию по следующим вопросам:
А. Прогноз выручки от реализации проекта
Б. Прогнозная финансовая отчетность предприятия с учетом и без учета проекта
+В. Источники финансирования проекта
Г. Политика выплаты дивидендов
<q>
6. Стратегия финансирования, как составная часть бизнес-плана проекта содержит информацию по следующим вопросам:
А. Прогноз сроков окупаемости проекта
Б. Источники финансирования проекта
В. Формы и динамика финансирования проекта
</q>
А. только II
Б. только II и III
В. только III
+Г. I, II и III
7. Обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий и долгосрочный период – это:
А. Бюджет
Б. Кассовый план
В. Платежный календарь
+Г. Финансовый план
8. Финансовые планы в пределах горизонта планирования подразделяются на :
А. стратегические, оперативные и кассовые
Б. перспективные, текущие и бюджетные
В. стратегические, перспективные и оперативные
+Г. стратегические, текущие и оперативные
9. При планировании деятельности и финансовых показателей применяют:
А. метод балансовых подстановок
Б. нормативно-аналитический метод
В. метод цепных подстановок
+Г. методы экономико-математического моделирования
10. Метод, предполагающий составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев, носит название:
А. метода Монте-Карло
Б. метода многовариантности
В. экспертного метода
+Г. метода оптимизации плановых решений
11. Методы экономико-математического моделирования позволяют:
А. дать экспертную оценку по состоянию объекта на основе анализе динамики ретроспективных данных
Б. выработать систему долгосрочных плановых показателей
В. определить увязку планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода
+Г. установить количественно взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими.
12. В качестве основного недостатка (из числа перечисленных) при разработке планов предприятия может выступить:
А. отсутствие вычислительной техники и специализированных программных продуктов
Б. отсутствие у менеджмента опыта в сфере финансового планирования
В. ориентация на долгосрочный период
+Г. ориентация только на возможности производства
13. В состав операционного бюджета НЕ входит:
А. бюджет производства
Б. бюджет оплаты труда
В. бюджет управленческих и накладных расходов
+Г. инвестиционный бюджет
<q>
14. В состав операционного бюджета входят:
I. бюджет производства
II. бюджет оплаты труда
III. бюджет управленческих и накладных расходов
</q>
А. только I
Б. только II
В. только I и II
+Г. I, II и III
15. В финансовый бюджет НЕ входит:
А. бюджет движения денежных средств
Б. прогнозный баланс предприятия
В. прогнозный отчет о прибылях и убытках
+Г. график налоговых платежей
16. Из перечисленных ниже бюджетов непосредственно на основе бюджета продаж разрабатывается
+А. Бюджет коммерческих и управленческих расходов
Б. Бюджет прямых затрат на оплату труда
В. Бюджет общехозяйственных накладных расходов
Г. Бюджет закупок
17. Бюджет, основанный на добавлении к бюджетному периоду одного месяца, как только истекает текущий, называется
А. Гибким
+Б. Непрерывным
В. Оперативным
Г. Прогнозным
18. Среди приведенных ниже бюджетов выделите единственный, составляемый на основе других трех
А. бюджет закупок основных материалов
Б. бюджет затрат на оплату труда
В. бюджет общепроизводственных накладных расходов
+Г. бюджет денежных средств
19. Среди приведенных ниже бюджетов не зависит непосредственным образом от бюджета производства
А. бюджет закупок основных материалов
Б. бюджет прямых затрат на оплату труда
+В. бюджет продаж
Г. бюджет общепроизводственных накладных расходов
20. Информация из бюджета прямых затрат на оплату труда используется в
+А. бюджете денежных средств
Б. бюджете закупок основных материалов
В. бюджете коммерческих и управленческих расходов
Г. бюджете производства
<q>
21. Из приведенных характеристик выберите одну, НЕ относящуюся к понятию «бюджет»
</q>
А. Бюджет представляет собой формальное количественное выражение ожиданий менеджмента компании
Б. Составление бюджета представляет собой элемент процесса планирования на предприятии
+В. Бюджет отличается от других планов предприятия простотой и быстротой разработки
Г. Бюджет может быть использован менеджментом для оценки результативности управления
22. Среди приведенных вариантов ответов выберите единственный, характеризующий возможности использования менеджментом бюджетов в контроле за хозяйственными операциями
А. Бюджет позволяет сравнивать текущие результаты с результатами предшествующих периодов
Б. Бюджетирование позволяет выявить текущие проблемы и указывает на пути их решения
+В. Бюджет служит основанием для оценки результативности управления
Г. Бюджет не связан с контролем за хозяйственной деятельностью; он связан лишь с процессом планирования
<q>
23. Основными целями процесса бюджетирования являются
I. формализация процесса планирования;
II. создание базы для оценки достигнутых результатов;
III. способствование координации и коммуникации между различными службами компании;
IV. делегирование ответственности в принятии управленческих решений
</q>
А. только I и II
+Б. только I, II и III
В. только I, II и IV
Г. I, II, III и IV
24. Процесс бюджетирования «сверху вниз»
А. требует наличия генеральных бюджетных директив;
Б. осуществляется работниками, непосредственно участвующими в процессе производства;
В. характеризуется позитивным отношением менеджеров на более низких уровнях управления;
+Г. лучше отражает организационные цели.
25. Бюджетный период
А. всегда составляет один год
Б. является непрерывным
+В. зависит от вида конкретного бюджета
Г. обычно составляет не более одной недели
26. Непрерывный бюджет
А. разрабатывается один раз в год
+Б. заставляет менеджмент постоянно заботиться о будущих показателях
В. совпадает с периодом составления финансовой отчетности
Г. представляет собой комбинацию недельных, месячных и годовых бюджетов
27. Первоначальным элементом основного бюджета является
+А. бюджет продаж
Б. бюджет производства
В. бюджет денежных средств
Г. график поступления денежных средств
28. Прогнозный отчет о движении денежных средств разрабатывается непосредственно на основе
А. бюджета капитальных вложений
Б. бюджета общехозяйственных накладных расходов
В. долгосрочного прогноза объема продаж
+Г. прогнозного отчета о прибылях и убытках
<q>
29. Бюджет денежных средств
I. является источником информации о прогнозируемом дефиците либо избытке денежных средств
II. отражает результаты ряда других составляющих основного бюджета
III. полезен для выявления проблем с денежными средствами до того, как эти проблемы реально возникнут
</q>
А. только III
Б. только I и III
В. только I и II
+Г. I, II и III
30. Гибкий бюджет характеризуется
А. переменным бюджетным периодом
+Б. наличием нескольких вариантов в зависимости от прогнозного объема производства (продаж)
В. добавлением к бюджетному периоду одного месяца, как только истекает текущий
Г. непригодностью для использования в качестве инструмента контроля
31. При составлении сметы (бюджета) денежных средств притоки классифицируются
А. по срокам поступления средств
Б. по степени рисковости источника поступления средств
В. по направлениям использования денежных средств
+Г. по источнику поступления средств
32. При составлении сметы (бюджета) денежных средств оттоки классифицируются
А. по срокам выплат
Б. по степени неопределенности выплат
+В. по направлениям использования денежных средств
Г. по источнику выплат (прибыль, специализированные фонды и т.п.)
33. Среди приведенных ниже статей прогнозного баланса укажите в наименьшей степени зависящую от динамики объема продаж
А. дебиторская задолженность
Б. производственные запасы
+В. нераспределенная прибыль прошлых лет
Г. задолженность по оплате труда
34. Среди приведенных ниже статей прогнозного баланса укажите в наибольшей степени зависящую от динамики объема продаж
+А. дебиторская задолженность
Б. долгосрочные обязательства
В. нераспределенная прибыль прошлых лет
Г. основные средства
35. Среди приведенных ниже статей прогнозного (сметного) отчета о прибылях и убытках укажите в наибольшей степени зависящую от динамики объема продаж
А. расходы по выплате процентов
+Б. себестоимость реализованной продукции
В. задолженность по оплате труда
Г. амортизация офисного оборудования
36. Среди приведенных ниже статей прогнозного (сметного) отчета о прибылях и убытках укажите в наименьшей степени зависящую от динамики объема продаж
А. расходы будущих периодов
Б. доходы будущих периодов
+В. административные расходы
Г. налог на прибыль
37. Интегрированная система составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений носит название
А. сметного планирования
Б. план-фактного контроля
+В. бюджетирования
Г. финансового менеджмента
38. Форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления может быть определена, как
+А. финансовая политика организации
Б. учетная политика организации
В. финансовая система организации
Г. финансовая структура организации
<q>
39. Исходными предпосылками для разработки текущих финансовых планов предприятия являются:
I. финансовая стратегия предприятия;
II. финансовая политика по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия;
III. планируемые объемы производства и реализации продукции;
IV. система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов.
</q>
А. только I и II
Б. только I, II и III
В. только I, II и IV
+Г. I, II, III и IV
40. В процессе бюджетирования в первую очередь будет сформирован
+А. бюджет продаж
Б. бюджет производства
В. бюджет доходов и расходов
Г. бюджет прибылей и убытков
41. Главная цель текущего финансового планирования состоит в
+А. определении в плановом периоде потребности в финансовых ресурсах, которые будут необходимы предприятию для вступления на выбранный стратегический путь
Б. определении целевых финансовых показателей планового периода
В. определении стоимости финансовых ресурсов организации
Г. минимизации стоимости капитала организации
42. Конечным результатом планирования материальных и финансовых ресурсов выступает
+А. инвестиционный и финансовый план предприятия
Б. прогнозная финансовая отчетность предприятия
В. генеральный бюджет предприятия
Г. норматив оборотных средств предприятия
43. Будущий чистый оборотный капитал предприятия определяется
+А. инвестиционным и финансовым планом предприятия
Б. на основе бюджета движения денежных средств предприятия
В. на основе процедур нормирования оборотных средств предприятия
Г. методом прямого счета
44. Целью разработки плана доходов и расходов по операционной деятельности организации является
+А. определение суммы чистой прибыли от производственно-коммерческой деятельности предприятия
Б. определение потребности предприятия в финансовых ресурсах
В. обеспечение взаимосвязи планируемых показателей доходов от реализации продукции, издержек и налоговых платежей
Г. обеспечение взаимосвязи планируемых показателей доходов от реализации продукции и чистой прибыли предприятия
<q>
45. План доходов и расходов по инвестиционной деятельности организации формируется с целью
I. определения объема потребностей в финансовых ресурсах для реализации намеченных инвестиционных программ
II. определения возможных поступлений финансовых ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности
III. определения внутренней нормы доходности инвестиций
IV. определения рентабельности инвестированного капитала
</q>
+А. только I и II
Б. только I, II и III
В. только I, III и IV
Г. I, II, III и IV
46. Целью разработки плана поступления и расходования денежных средств является
+А. обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планового периода
Б. выработка оптимальной дивидендной политики предприятия
В. обеспечение взаимосвязи показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступления и расходования в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода
Г. обеспечение рентабельной деятельности организации
<q>
47. Целью разработки балансового плана является
I. определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности
II. формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде
III. обеспечение постоянной платежеспособности предприятия
IV. определение размера активов, необходимых для обеспечения рентабельной деятельности предприятия
</q>
+А. только I и II
Б. только I, II и III
В. только I, III и IV
Г. I, II, III и IV
48. Основной задачей системы оперативного планирования финансовой деятельности организации выступает
+А. разработка комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия
Б. разработка генерального бюджета организации
В. определение оптимального уровня денежных средств организации
Г. оптимизация собственных оборотных средств организации на основе оперативного, финансового и общего бюджетов предприятия
49. Бюджет, количественные характеристики которого не меняются в зависимости от объемов производства или иных параметров, носит название
А. нормативного
+Б. статичного
В. преемственного
Г. контрольного
50. Бюджет, количественные характеристики (в частности, расходы) которого меняются в зависимости от объемов производства, продаж или иных параметров, носит название
А. динамичного
Б. непрерывного
+В. гибкого
Г. преемственного
51. Под бюджетом с нулевым уровнем понимается
А. бюджет вновь созданной организации
Б. бюджет, построенный по принципу «снизу-вверх»
+В. бюджет, каждый раз составляемый заново, без учета предыдущего бюджета
Г. статичный бюджет
52. Бюджет, создаваемый на основе существующего шаблона, в который вносятся коррективы, отражающие текущие изменения, носит название
А. гибкого
Б. непрерывного
В. статичного
+Г. преемственного
53. Основным преимуществом преемственного бюджета выступает
А. низкая вероятность ошибок
+Б. относительно низкие затраты времени и средств на его формирование
В. возможность план-фактного анализа
Г. возможность сопоставления с предыдущими бюджетами
54. Основным недостатком преемственного бюджета выступает
А. невозможность учета изменения объемов производства или продаж
+Б. возможность повторения ошибок бюджетирования в предыдущих периодах
В. пространственная несопоставимость
Г. временная несопоставимость
finorg_vse1 — Стр 8
I. использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;
II. использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
III. организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
IV. способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
</q>
А. только II
Б. только I и II
В. только I, II и III
+Г. I, II, III и IV
21. Занижение срока экономической жизни объекта основных средств имеет следствием:
А. завышение прибыли
+Б. завышение амортизационных отчислений
В. преждевременный износ оборудования
Г. занижение оборачиваемости активов
22. Завышение сроков экономической жизни амортизируемых активов может иметь следствием:
+А. необоснованное направление прибыли на потребление
Б. завышение размера амортизационных отчислений
В. экономичное расходование финансовых ресурсов
Г. налоговую экономию
23. Здания и сооружения относятся
А. к активной части основных средств
+Б. к пассивной части основных средств
В. к неамортизируемым основным средствам
Г. к невоспроизводимым активам
<q>
24. К активной части основных средств относятся
I. продуктивные сельскохозяйственные земли
II. оборудование
III. транспортные средства
IV. зарегистрированные патенты и лицензии
</q>
А. только I и II
+Б. только II и III
В. только II, III и IV
Г. I, II, III и IV
25. За счет амортизационных отчислений может быть обеспечено
+А. простое воспроизводство основных фондов
Б. расширенное воспроизводство основных фондов
В. непрерывное воспроизводство основных фондов
Г. техническое обновление основных фондов
~ Тема 10. Содержание и цели финансового планирования.
<q>
1.Финансовое прогнозирование базируется на
I. Прогнозе объема продаж
II. Анализе финансового состояния предприятия
III. Финансовой отчетности предприятия
</q>
А. только I
Б. только II
В. только I и II
+Г. I, II и III
<q>
2. В процессе финансового планирования
I. идентифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы
II. устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию фирмы
III. формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей
</q>
А. только I и II
Б. только I и III
В. только III
+Г. I, II и III
3. К числу отличительных особенностей финансового прогноза (в противоположность финансовому плану) относится
+А. Наличие нескольких сценариев развития событий
Б. Относительно короткие временные горизонты планирования
В. Описание конкретных шагов, направленных на достижение поставленных целей
Г. использование исключительно стоимостных оценок
4. Система долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и наиболее эффективных путей их достижения представляет собой
А. финансовый менеджмент организации
Б. финансовый прогноз
+В. финансовую стратегию организации
Г. финансы организации
5. Стратегия финансирования, как составная часть бизнес-плана проекта, содержит информацию по следующим вопросам:
А. Прогноз выручки от реализации проекта
Б. Прогнозная финансовая отчетность предприятия с учетом и без учета проекта
+В. Источники финансирования проекта
Г. Политика выплаты дивидендов
<q>
6. Стратегия финансирования, как составная часть бизнес-плана проекта содержит информацию по следующим вопросам:
А. Прогноз сроков окупаемости проекта
Б. Источники финансирования проекта
В. Формы и динамика финансирования проекта
</q>
А. только II
Б. только II и III
В. только III
+Г. I, II и III
7. Обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий и долгосрочный период – это:
А. Бюджет
Б. Кассовый план
В. Платежный календарь
+Г. Финансовый план
8. Финансовые планы в пределах горизонта планирования подразделяются на :
А. стратегические, оперативные и кассовые
Б. перспективные, текущие и бюджетные
В. стратегические, перспективные и оперативные
+Г. стратегические, текущие и оперативные
9. При планировании деятельности и финансовых показателей применяют:
А. метод балансовых подстановок
Б. нормативно-аналитический метод
В. метод цепных подстановок
+Г. методы экономико-математического моделирования
10. Метод, предполагающий составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев, носит название:
А. метода Монте-Карло
Б. метода многовариантности
В. экспертного метода
+Г. метода оптимизации плановых решений
11. Методы экономико-математического моделирования позволяют:
А. дать экспертную оценку по состоянию объекта на основе анализе динамики ретроспективных данных
Б. выработать систему долгосрочных плановых показателей
В. определить увязку планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода
+Г. установить количественно взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими.
12. В качестве основного недостатка (из числа перечисленных) при разработке планов предприятия может выступить:
А. отсутствие вычислительной техники и специализированных программных продуктов
Б. отсутствие у менеджмента опыта в сфере финансового планирования
В. ориентация на долгосрочный период
+Г. ориентация только на возможности производства
13. В состав операционного бюджета НЕ входит:
А. бюджет производства
Б. бюджет оплаты труда
В. бюджет управленческих и накладных расходов
+Г. инвестиционный бюджет
<q>
14. В состав операционного бюджета входят:
I. бюджет производства
II. бюджет оплаты труда
III. бюджет управленческих и накладных расходов
</q>
А. только I
Б. только II
В. только I и II
+Г. I, II и III
15. В финансовый бюджет НЕ входит:
А. бюджет движения денежных средств
Б. прогнозный баланс предприятия
В. прогнозный отчет о прибылях и убытках
+Г. график налоговых платежей
16. Из перечисленных ниже бюджетов непосредственно на основе бюджета продаж разрабатывается
+А. Бюджет коммерческих и управленческих расходов
Б. Бюджет прямых затрат на оплату труда
В. Бюджет общехозяйственных накладных расходов
Г. Бюджет закупок
17. Бюджет, основанный на добавлении к бюджетному периоду одного месяца, как только истекает текущий, называется
А. Гибким
+Б. Непрерывным
В. Оперативным
Г. Прогнозным
18. Среди приведенных ниже бюджетов выделите единственный, составляемый на основе других трех
А. бюджет закупок основных материалов
Б. бюджет затрат на оплату труда
В. бюджет общепроизводственных накладных расходов
+Г. бюджет денежных средств
19. Среди приведенных ниже бюджетов не зависит непосредственным образом от бюджета производства
А. бюджет закупок основных материалов
Б. бюджет прямых затрат на оплату труда
+В. бюджет продаж
Г. бюджет общепроизводственных накладных расходов
20. Информация из бюджета прямых затрат на оплату труда используется в
+А. бюджете денежных средств
Б. бюджете закупок основных материалов
В. бюджете коммерческих и управленческих расходов
Г. бюджете производства
<q>
21. Из приведенных характеристик выберите одну, НЕ относящуюся к понятию «бюджет»
</q>
А. Бюджет представляет собой формальное количественное выражение ожиданий менеджмента компании
Б. Составление бюджета представляет собой элемент процесса планирования на предприятии
+В. Бюджет отличается от других планов предприятия простотой и быстротой разработки
Г. Бюджет может быть использован менеджментом для оценки результативности управления
22. Среди приведенных вариантов ответов выберите единственный, характеризующий возможности использования менеджментом бюджетов в контроле за хозяйственными операциями
А. Бюджет позволяет сравнивать текущие результаты с результатами предшествующих периодов
Б. Бюджетирование позволяет выявить текущие проблемы и указывает на пути их решения
+В. Бюджет служит основанием для оценки результативности управления
Г. Бюджет не связан с контролем за хозяйственной деятельностью; он связан лишь с процессом планирования
<q>
23. Основными целями процесса бюджетирования являются
I. формализация процесса планирования;
II. создание базы для оценки достигнутых результатов;
III. способствование координации и коммуникации между различными службами компании;
IV. делегирование ответственности в принятии управленческих решений
</q>
А. только I и II
+Б. только I, II и III
В. только I, II и IV
Г. I, II, III и IV
24. Процесс бюджетирования «сверху вниз»
А. требует наличия генеральных бюджетных директив;
Б. осуществляется работниками, непосредственно участвующими в процессе производства;
В. характеризуется позитивным отношением менеджеров на более низких уровнях управления;
+Г. лучше отражает организационные цели.
25. Бюджетный период
А. всегда составляет один год
Б. является непрерывным
+В. зависит от вида конкретного бюджета
Г. обычно составляет не более одной недели
26. Непрерывный бюджет
А. разрабатывается один раз в год
+Б. заставляет менеджмент постоянно заботиться о будущих показателях
В. совпадает с периодом составления финансовой отчетности
Г. представляет собой комбинацию недельных, месячных и годовых бюджетов
27. Первоначальным элементом основного бюджета является
+А. бюджет продаж
Б. бюджет производства
В. бюджет денежных средств
Г. график поступления денежных средств
28. Прогнозный отчет о движении денежных средств разрабатывается непосредственно на основе
А. бюджета капитальных вложений
Б. бюджета общехозяйственных накладных расходов
В. долгосрочного прогноза объема продаж
+Г. прогнозного отчета о прибылях и убытках
<q>
29. Бюджет денежных средств
I. является источником информации о прогнозируемом дефиците либо избытке денежных средств
II. отражает результаты ряда других составляющих основного бюджета
III. полезен для выявления проблем с денежными средствами до того, как эти проблемы реально возникнут
</q>
А. только III
Б. только I и III
В. только I и II
+Г. I, II и III
30. Гибкий бюджет характеризуется
А. переменным бюджетным периодом
+Б. наличием нескольких вариантов в зависимости от прогнозного объема производства (продаж)
В. добавлением к бюджетному периоду одного месяца, как только истекает текущий
Г. непригодностью для использования в качестве инструмента контроля
31. При составлении сметы (бюджета) денежных средств притоки классифицируются
А. по срокам поступления средств
Б. по степени рисковости источника поступления средств
В. по направлениям использования денежных средств
+Г. по источнику поступления средств
32. При составлении сметы (бюджета) денежных средств оттоки классифицируются
А. по срокам выплат
Б. по степени неопределенности выплат
+В. по направлениям использования денежных средств
Г. по источнику выплат (прибыль, специализированные фонды и т.п.)
33. Среди приведенных ниже статей прогнозного баланса укажите в наименьшей степени зависящую от динамики объема продаж
А. дебиторская задолженность
Б. производственные запасы
+В. нераспределенная прибыль прошлых лет
Г. задолженность по оплате труда
34. Среди приведенных ниже статей прогнозного баланса укажите в наибольшей степени зависящую от динамики объема продаж
+А. дебиторская задолженность
Б. долгосрочные обязательства
В. нераспределенная прибыль прошлых лет
Г. основные средства
35. Среди приведенных ниже статей прогнозного (сметного) отчета о прибылях и убытках укажите в наибольшей степени зависящую от динамики объема продаж
А. расходы по выплате процентов
+Б. себестоимость реализованной продукции
В. задолженность по оплате труда
Г. амортизация офисного оборудования
36. Среди приведенных ниже статей прогнозного (сметного) отчета о прибылях и убытках укажите в наименьшей степени зависящую от динамики объема продаж
А. расходы будущих периодов
Б. доходы будущих периодов
+В. административные расходы
Г. налог на прибыль
37. Интегрированная система составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений носит название
А. сметного планирования
Б. план-фактного контроля
+В. бюджетирования
Г. финансового менеджмента
38. Форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления может быть определена, как
+А. финансовая политика организации
Б. учетная политика организации
В. финансовая система организации
Г. финансовая структура организации
<q>
39. Исходными предпосылками для разработки текущих финансовых планов предприятия являются:
I. финансовая стратегия предприятия;
II. финансовая политика по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия;
III. планируемые объемы производства и реализации продукции;
IV. система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов.
</q>
А. только I и II
Б. только I, II и III
В. только I, II и IV
+Г. I, II, III и IV
40. В процессе бюджетирования в первую очередь будет сформирован
+А. бюджет продаж
Б. бюджет производства
В. бюджет доходов и расходов
Г. бюджет прибылей и убытков
41. Главная цель текущего финансового планирования состоит в
+А. определении в плановом периоде потребности в финансовых ресурсах, которые будут необходимы предприятию для вступления на выбранный стратегический путь
Б. определении целевых финансовых показателей планового периода
В. определении стоимости финансовых ресурсов организации
Г. минимизации стоимости капитала организации
42. Конечным результатом планирования материальных и финансовых ресурсов выступает
+А. инвестиционный и финансовый план предприятия
Б. прогнозная финансовая отчетность предприятия
В. генеральный бюджет предприятия
Г. норматив оборотных средств предприятия
43. Будущий чистый оборотный капитал предприятия определяется
+А. инвестиционным и финансовым планом предприятия
Б. на основе бюджета движения денежных средств предприятия
В. на основе процедур нормирования оборотных средств предприятия
Г. методом прямого счета
44. Целью разработки плана доходов и расходов по операционной деятельности организации является
+А. определение суммы чистой прибыли от производственно-коммерческой деятельности предприятия
Б. определение потребности предприятия в финансовых ресурсах
В. обеспечение взаимосвязи планируемых показателей доходов от реализации продукции, издержек и налоговых платежей
Г. обеспечение взаимосвязи планируемых показателей доходов от реализации продукции и чистой прибыли предприятия
<q>
45. План доходов и расходов по инвестиционной деятельности организации формируется с целью
I. определения объема потребностей в финансовых ресурсах для реализации намеченных инвестиционных программ
II. определения возможных поступлений финансовых ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности
III. определения внутренней нормы доходности инвестиций
IV. определения рентабельности инвестированного капитала
</q>
+А. только I и II
Б. только I, II и III
В. только I, III и IV
Г. I, II, III и IV
46. Целью разработки плана поступления и расходования денежных средств является
+А. обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планового периода
Б. выработка оптимальной дивидендной политики предприятия
В. обеспечение взаимосвязи показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступления и расходования в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода
Г. обеспечение рентабельной деятельности организации
<q>
47. Целью разработки балансового плана является
I. определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности
II. формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде
III. обеспечение постоянной платежеспособности предприятия
IV. определение размера активов, необходимых для обеспечения рентабельной деятельности предприятия
</q>
+А. только I и II
Б. только I, II и III
В. только I, III и IV
Г. I, II, III и IV
48. Основной задачей системы оперативного планирования финансовой деятельности организации выступает
+А. разработка комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия
Б. разработка генерального бюджета организации
В. определение оптимального уровня денежных средств организации
Г. оптимизация собственных оборотных средств организации на основе оперативного, финансового и общего бюджетов предприятия
49. Бюджет, количественные характеристики которого не меняются в зависимости от объемов производства или иных параметров, носит название
А. нормативного
+Б. статичного
В. преемственного
Г. контрольного
50. Бюджет, количественные характеристики (в частности, расходы) которого меняются в зависимости от объемов производства, продаж или иных параметров, носит название
А. динамичного
Б. непрерывного
+В. гибкого
Г. преемственного
51. Под бюджетом с нулевым уровнем понимается
А. бюджет вновь созданной организации
Б. бюджет, построенный по принципу «снизу-вверх»
+В. бюджет, каждый раз составляемый заново, без учета предыдущего бюджета
Г. статичный бюджет
52. Бюджет, создаваемый на основе существующего шаблона, в который вносятся коррективы, отражающие текущие изменения, носит название
А. гибкого
Б. непрерывного
В. статичного
+Г. преемственного
53. Основным преимуществом преемственного бюджета выступает
А. низкая вероятность ошибок
+Б. относительно низкие затраты времени и средств на его формирование
В. возможность план-фактного анализа
Г. возможность сопоставления с предыдущими бюджетами
54. Основным недостатком преемственного бюджета выступает
А. невозможность учета изменения объемов производства или продаж
+Б. возможность повторения ошибок бюджетирования в предыдущих периодах
В. пространственная несопоставимость
Г. временная несопоставимость
1. Базовые понятия
Бюджетирование
Важным инструментом оперативного финансового управления, включающим анализ, планирование, контроль исполнения плановых показателей, является бюджетирование.
Бюджетирование трактуют:
• как процесс разработки и исполнения бюджетов;
• как управленческую технологию, направленную на реализацию стратегических целей посредством организации процедур планирования, контроля и анализа исполнения бюджетов предприятия.
Первая точка зрения акцентирует внимание на организации системы оперативного планирования, что обычно характерно для небольших предприятий, имеющих опыт планирования отдельных операций и стремящихся к достижению комплексного представления о результатах своей деятельности в будущем. Вторая точка зрения отражает возможности бюджетирования как инструмента управления стоимостью предприятия, включающего в себя все элементы управления. Планирование деятельности при этом выходит за рамки составления только оперативных планов, предполагая необходимость разработки как краткосрочных бюджетов, так и стратегических бюджетов. Системный подход к бюджетированию возможен на крупных предприятиях, использующих современные информационные технологии, и нацелен на повышение эффективности процесса управления в целом. Компании, внедряющие у себя бюджетирование, стремятся решить следующие задачи:
• сформировать единую информационную базу для принятия управленческих решений, в частности для разработки систем стимулирования сотрудников;
• получать реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
• повысить согласованность действий различных подразделений компании;
• усилить направленность деятельности подразделений на выполнение стратегических задач;
• получить возможность своевременно реагировать на информацию об ухудшении финансовых показателей и предпринимать меры по недопущению развития кризисных явлений;
• усилить контроль за эффективным использованием ресурсов и денежных средств структурными подразделениями компании.
Реализация задач бюджетирования происходит в рамках организации бюджетного процесса.
Бюджетный процесс — это совокупность последовательных управленческих действий, включающих в себя постановку целей и выбор показателей стратегического планирования на предприятии, финансовое и операционное планирование, сопоставление плановых данных с фактическими, оценку результатов деятельности, формирование и проведение управленческого воздействия, а также корректировку целей, планов и бюджетов.
Бюджетирование как управленческая технология базируется на использовании определенного понятийного аппарата, который во многом является заимствованным из опыта зарубежных компаний. В силу особенностей перевода и интерпретации российскими специалистами встречаются различные обозначения одного и того же явления. Ключевыми понятиями являются «бюджет», «бюджетный период», «бюджетный цикл», составляющие основу построения системы бюджетирования. Система бюджетирования выступает как система управления, организованная в целях разработки и улучшения тактики планирования и распределения ресурсов, которая должна соответствовать стратегическим показателям деятельности предприятия.
Под бюджетом понимают план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении, который определяет необходимые ресурсы для реализации целей предприятия в соответствующем периоде.
Бюджетный период (горизонт планирования) представляет собой срок, на который утверждается бюджет. Руководство предприятия по согласованию с собственниками может устанавливать его в зависимости от сроков предоставления внешней отчетности предприятия, и тогда он совпадает с календарным годом. С другой стороны, непредсказуемая рыночная ситуация, длительность операционного цикла, задачи стратегического развития предприятия, законодательные требования или обычаи делового оборота, с которыми должны считаться владельцы и руководство компании, могут влиять на сроки планирования, уменьшая или увеличивая их. Определение бюджетного периода предполагает уточнение уровня детализации интервалов планирования, задавая подпериоды бюджетирования. Так, годовой бюджет может состоять из бюджетов, подготовленных на кварталы, месяцы, декады и т. д. По оценкам специалистов, «горизонт прогнозирования» для инвесторов в нашей стране сейчас редко превышает три года.
Регулярно повторяющаяся последовательность процессов планирования, исполнения, контроля, анализа и управленческого воздействия, выполняемых в течение определенного интервала времени, составляет содержание бюджетного цикла предприятия.
В основе бюджетирования лежит подготовка главного бюджета (так называемого мастер-бюджета), определяющего на бюджетный период, как правило год, объем производства, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов компании. Мастер-бюджет состоит из операционных бюджетов (operating budget) и финансовых бюджетов (financial budget).
К финансовым бюджетам относят:
• бюджет движения денежных средств (cash budget). Бюджет движения денежных средств (БДДС) позволяет прогнозировать денежные потоки и управлять платежеспособностью и ликвидностью предприятия;
• бюджет капиталовложений, или инвестиционный бюджет, или бюджет капитала (capital expenditure budget). Инвестиционный бюджет представляет собой план капитальных затрат с указанием источников их финансирования;
• балансовый бюджет. Прогнозный баланс дает возможность прогнозировать имущественное состояние компании на конец бюджетного периода.
Операционные бюджеты составляются в рамках планирования операций по текущей деятельности и формируют итоговый бюджет доходов и расходов предприятия. К операционным бюджетам относятся: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет закупок, бюджет коммерческих расходов, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет трудовых затрат, бюджет административно-хозяйственных расходов, прогнозный бюджет доходов и расходов.
Бюджет доходов и расходов (БДР) содержит показатели для планирования результатов хозяйственной деятельности компании.
На заключительном этапе планирования руководство предприятия должно иметь три основные бюджетные формы, отражающие прогнозные результаты деятельности предприятия в конце бюджетного периода и дающие возможность представить то, как будут выглядеть основные формы финансовой отчетности перед общим собранием акционеров:
• прогнозный отчет о доходах и расходах;
• прогнозный отчет о движении денежных средств;
• прогнозный баланс.
Основные бюджеты строятся путем обобщения данных, содержащихся в бюджетах всех входящих в компанию структурных подразделений, поэтому главный бюджет часто называют сводным бюджетом.
Помимо вышеназванных общепринятых видов бюджетов на практике может появиться необходимость в использовании дополнительной терминологии, обусловленной управленческими решениями в компании.
В зависимости от учета изменений на предприятиях могут разрабатываться гибкие бюджеты (многовариантные бюджеты переменных расходов) и фиксированные, или статичные, бюджеты (бюджеты постоянных расходов).
В гибком бюджете часть расходов, зависящая от объема производства и продаж, может быть пересчитана применительно к различным сценариям прогноза спроса на выпускаемую продукцию либо к фактическому объему продаж. Обычно гибкий бюджет используется для контроля нормируемых затрат.
Фиксированный бюджет применяется для планирования затрат, мало подверженных влиянию изменения уровня деловой активности, поэтому служит основой для планирования расходов на НИОКР, административную деятельность и т. п. Существуют следующие виды фиксированных бюджетов:
• бюджеты «от достигнутого» составляют на основании анализа выполнения бюджетов прошлых периодов с учетом ожидаемых изменений условий хозяйствования предприятия. Иногда такие бюджеты называют преемственными бюджетами;
• бюджеты «с нуля» (zero—based budgets). Этот вид бюджетов не учитывает прошлые результаты, а отталкивается от представлений того, какими должны быть затраты в будущем. Такой подход является более трудоемким, поскольку каждый раз бюджет разрабатывается с нуля. Бюджеты проектов являются наиболее частой разновидностью такого типа бюджетов.
По принципу разработки и направленности информационных потоков различают:
• бюджеты, построенные «снизу вверх»;
• бюджеты, построенные «сверху вниз».
На практике в чистом виде и тот и другой подход встречаются редко. Обычно процесс разработки и согласования бюджетов носит двусторонний характер, предполагающий разработку бюджетов низшими звеньями в пределах прогнозных значений отдельных показателей, согласованных с руководством. В зависимости от обязательности исполнения выделяют бюджеты:
• директивные;
• индикативные.
Директивными бюджетами являются бюджеты, показатели которых не подлежат корректировке и являются обязательными для исполнения. Утвержденный квартальный бюджет движения денежных средств, как правило, является директивным и жестко контролируется руководством. Долгосрочный бюджет содержит прогнозные показатели, достижение которых желательно, но возможны уточнения и существенные корректировки.
По отношению к объекту бюджетирования выделяют:
• Функциональный бюджет. Планированию в данном случае подлежит определенная функциональная область деятельности предприятия, например бюджет закупок охватывает все операции подразделений компании, отвечающие за закупки.
• Операционный бюджет. В бюджете отражены все плановые показатели центра финансовой ответственности.
По признаку выделения уровня и объема ответственности:
• Бюджет предприятия представляет собой сводную информацию о бюджетах входящих в него подразделений и определяет потребность всего предприятия в ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей.
• Бюджет центра финансовой ответственности состоит из доходов и/или затрат, относящихся к определенному подразделению, например отделу продаж, финансовому отделу и т. п.
• Бюджет проекта содержит перечень затрат и размер капитальных вложений, рассчитанный на период срока его реализации с детализацией по планируемым этапам сдачи работ в разрезе ресурсов. Срок реализации проекта может охватывать несколько периодов операционного бюджета.
• Постатейные бюджеты (line—item budgets) предусматривают жесткий контроль за целевым использованием средств, запланированных по каждой статье расходов. В случае экономии средств по данной статье перераспределение в пользу других статей этого центра ответственности обычно не происходит.