Внимательный грудничок: как развивать внимание у новорожденного
Внимательный грудничок: как развивать внимание у новорожденного 1 36609Сразу после рождения ребенок уже способен обращать внимание на многие вещи: реагировать на резкие движения, включение и выключение света или изменение выражения лица мамы. Эта его реакция — проявление непроизвольного внимания, которое малыш еще не может осознанно контролировать. Как только что-то или кто-то теряет для него свою привлекательность, он быстро отводит взгляд и забывает, что только что «внимательно» что-то разглядывал.
На самом деле, именно с этих неосознанных попыток удержать на чем-то взгляд и начинается тренировка внимания ребенка. На этом этапе ему можно и нужно помогать: обращайте его внимание на различные предметы разного размера или формы, выбирая для этого наиболее яркие игрушки. Для привлечения внимания можно использовать и звуки — как человеческого голоса, так и механические: постукивание по полу, звук льющейся воды и прочие интересные для любопытного крохи звуки.
Со временем круг предметов и явлений, привлекающих непроизвольное внимание малыша, будет расширяться, а настоящее — осознанное внимание — придет немного позже, после того, как ребенку исполнится годик.
Можно ли помочь малышу стать внимательным?
Чтобы развивать произвольное внимание ребенка, достаточно просто регулярно выполнять несложные действия: к примеру, самостоятельно привлекать внимание малыша к различным предметам и явлениям.
«Посмотри, котенок!», «А за окном едет автомобиль», «Папа чистит зубы» — все эти простые фразы моментально переключат внимание ребенка на нужный вам объект. Есть и еще один несложный способ: сделайте в комнате малыша незначительную перестановку, например, переставьте в другое место корзинку с игрушками и пересадите его любимого медведя с полки над кроваткой на столик. Не удивляйтесь, если ребенок ничего не заметит: задавайте ему наводящие вопросы на тему изменений в комнате. На следующий день повторите эксперимент и снова задайте малышу вопросы. Вы заметите, что очень скоро он сам станет обращать внимание на самые незначительные перемены.
Полезные упражнения и игры
Вместо обычного абстрактного рисования, к которому так склонны почти все малыши, предложите ребенку более интересное задание: нарисуйте для него в ряд домики без крыши, чередующиеся с человечками без головы. Предложите малышу дорисовать недостающие детали, постоянно подсказывая: домик — крыша, человечек — голова. Лучше, если перед глазами у крошки будет лежать верный образец.
А вот еще одно упражнение, которое развивает не только внимательность, но и мелкую моторику. Насыпьте на большой поднос различных семечек — подсолнечных, тыквенных и, допустим, горошек. Попросите ребенка разобрать семена на различные тарелочки, объединяя их по внешнему виду.
1 36609Статья на тему: Особенности развития внимания у детей
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:
Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.
Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.
Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.
Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.
Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.
Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.
Произвольное и непроизвольное внимание
В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»
Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.
Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.
Игры на развитие внимания
Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.
Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.
Назови, что видишь
Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.
Делай и рассказывай
Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.
Найди предмет
Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.
Посмотрим друг на друга
Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.
Мешай мне
Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.
По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание.
как развить внимательность и научить концентрироваться? Как повысить в раннем возрасте?
Умение сосредотачиваться и концентрировать внимание – одна из важнейших функций сознания человека, без неё качественный познавательный процесс был бы невозможным. В этой статье мы поговорим о внимании и его особенностях у детей, а также расскажем о способах эффективного развития концентрации.
Стадии формирования
Внимание – это психический процесс, характеризующийся возможностью и необходимостью сосредотачиваться и концентрироваться в нужный момент времени на конкретных объектах и действиях окружения.
Подобно другим особенностям человеческого разума, внимание проходит поэтапный путь развития: от зарождения до полноценного становления.
Исходя из этого, психологи выделяют несколько стадий формирования детского внимания.
- Стадия рассеянного внимания. Оно определяет первый год жизни малыша. Это время, когда отклик ребенка вызывают различные шумы и звуки окружения, например, голоса людей и животных, звучание музыки, игрушки-погремушки, предметы разных форм и цветов.
- Стадия фиксированного внимания наблюдается у детей на втором году жизни, когда ребенок всецело может увлекаться каким-то одним занятием и при этом не замечать, что происходит вокруг. Например, он может длительное время совершать манипуляции с какими-либо игрушками или другими предметами, может брать их в руки, подолгу рассматривать, складывать и перекладывать. Но если отвлечь его, то он теряет интерес к своему занятию.
- Стадия гибкого одноканального внимания развивается с 2 до 3 лет. В это время внимание начинает становиться более гибким, но сохраняется одноканальность поступления информации. Например, ребенок способен отвлечься на посторонние звуки, занимаясь игрой, а затем снова вернуться к ней, не теряя при этом интереса и не переключаясь на другие объекты окружения.
- Стадия устоявшегося одноканального внимания проходит на четвертом году жизни ребенка. На данном этапе формирования внимания малыши способны плавно переключаться с одной игры на другую, в перерыве между которыми могут слушать взрослых.
- Стадия формирования двухканального внимания. С 4 до 5 лет дети способны ненадолго концентрироваться на двух занятиях. Могут играть в свою игру и при этом вести диалог с взрослыми. Но сразу переключаются на что-то одно при возникновении сложности в единовременном ведении двух линий внимания.
- Стадия сложившегося двухканального внимания. С 5 лет маленький человек может одновременно сосредоточиться на двух занятиях. Например, с кем-то разговаривать и играть с игрушкой, кушать и в это же время что-то смотреть или слушать. В этот период вполне можно приступать к начальным обучающим программам, так как сознание ребенка готово к восприятию более сложной информации. Это время, когда начинается подготовка к школе. Но если вы замечаете, что малыш отвлекается и начинает капризничать, то возможно, он устал – так срабатывает система защиты от перегрузок, и лучше снизить интенсивность и объемы поступающей информации.
Причины снижения
Проблемы со здоровьем
Физические или психические нарушения в организме могут плохо отражаться на всех сферах формирования личности ребенка, в том числе и на совершенствовании механизма внимания.
Здоровье – самое первое и самое важное условие, которое определяет полноценное и всестороннее развитие детей.
Если здоровье не в порядке, и имеются какие-либо хронические заболевания, это может спровоцировать отсутствие концентрации и сделать малыша рассеянным. Поэтому очень важно вовремя устранять причины недомоганий, не оставлять без внимания имеющиеся патологии и не пускать их на самотек.
Необходимо приучать детей к ведению здорового образа жизни. Нельзя допускать возникновения у ребенка вредных привычек, таких как длительный просмотр телевизора, чрезмерную увлеченность компьютерными играми, «сидение» в интернете. Нежелательно перегружать его информацией и делами.
Достаточное количество времени на отдых – обязательный пункт для сохранения здоровья.
Проблемы со сном
Несоблюдение режима сна и хронический недосып отрицательно влияют на способность концентрироваться на чем-либо, ребенок становится не внимательным и хронически рассеянным, что влечет за собой снижение успеваемости в обучении, получение стрессов и развитие различных неврозов. Полноценный и здоровый сон не менее важное условие как для сохранения общего физического состояния, так и для концентрации внимания.
Отсутствие физической активности
Этот фактор также негативно влияет на способность сосредотачивать и концентрировать внимание. Мозг человека не может полноценно функционировать, если тело его не в тонусе. Качество внимательности напрямую зависит от наличия или отсутствия подвижности в образе жизни. Поэтому необходимо приучать ребенка к активности.
Гуляя на свежем воздухе, бегая, прыгая, выплескивая свою энергию, дети тем самым стимулируют активную работу мозга и увеличивают его способность к восприятию и обработке информации.
Неблагополучная обстановка в семье
Крайне негативно сказывается на способности сосредотачиваться и концентрироваться. Когда в семье возникают какие-либо проблемы в отношениях, создается дискомфорт и нарастает напряжение. Дети в подобных обстоятельствах являются очень уязвимыми и ранимыми, и первыми попадают под удар.
Конечно же, в таких случаях начинаются проблемы с качеством восприятия информации. Ребенок замыкается в себе, закрывается от окружающего мира и становится рассеянным и не внимательным. Он переживает, отчего способность концентрироваться выключается. Поэтому очень важно создавать, развивать и поддерживать здоровый климат в семье.
Как улучшить внимание?
Мы перечислили те аспекты жизни детей, которые важно контролировать, чтобы их внимание развивалось в нормальном естественном русле, не снижаясь и не ухудшаясь. Но также важно знать, что качество внимания можно и улучшить, если есть такая необходимость или желание.
С помощью специальных задач, упражнений и игр вполне реально развить внимательность и натренировать способность концентрироваться и сосредотачиваться.
Подобные тренинги доступны для всех и эффективны как для мальчиков, так и для девочек. Важно лишь выбрать в индивидуальном порядке подходящие именно вам и вашим детям способы, помня при этом о разумности объема нагрузок и объективно оценивая природные особенности и возможности своего ребенка. Выделенное время на такие занятия не будет потрачено зря. Введение регулярных упражнений в жизнь малыша обязательно поможет устранить рассеянность, если таковая имеется, и в целом непременно положительным образом отразится на его интеллектуальном развитии.
Подробнее о том, как именно повысить уровень внимательности, мы расскажем ниже, а пока рассмотрим, какие виды внимания выделяют исследователи детской психологии.
Произвольное
Такой вид внимания почти нехарактерен для детей дошкольного возраста. Активно он начинает развиваться лишь у учеников младших классов и подразумевает использование волевой стороны характера.
Это значит, что пришло время заниматься не только желанными и любимыми делами, но и учиться обращать свое внимание и концентрироваться на тех целях и задачах, которые ставят родители и учителя. Развитие произвольного внимания у детей и есть главная задача школьного обучения в младшем звене.
Непроизвольное
Этот тип внимания можно сравнить с бессознательным видом мышления. То есть реакция концентрации происходит независимо от желания и воли человека, в данном случае ребенка. Он реагирует на какой-либо раздражитель (слуховой или зрительный) рефлекторно, непроизвольно.
В активном состоянии такое внимание наблюдается у детей дошкольного возраста.
Любое яркое явление или какое-нибудь заметное событие обращает на себя внимание ребенка, быстро вызывает повышенный интерес, но также быстро этот интерес ослабевает и утрачивается.
Стоит отметить, что существует и третий вид внимания – послепроизвольное. Оно определяет интерес ребенка к какому-либо занятию без воздействия со стороны. То есть внимание фокусируется на деле без приложения к тому дополнительных усилий и без воздействия взрослых.
Эффективные упражнения
В этом разделе мы не будем пытаться научить вас абсолютно всем возможным упражнениям, задачам и играм, разработанным для развития внимания, так как это невозможно. Их великое множество. На эту тему специалистами написаны целые тома книг и посвящены отдельные сайты или их разделы. Важно понять, в каком направлении надо двигаться и искать необходимую информацию, а также определить, что является главным при достижении подобной цели, на что делать упор и какие инструменты для этого использовать.
Очень эффективными упражнениями для развития качества концентрации является работа с подручными и наглядными материалами – настольными играми, различными картинками и цветами, цифрами и буквами, движениями и звуками.
Например, прекрасно тренирует собранность, внимание и память нахождение отличий на похожих рисунках или вычисление всех нарисованных способом наслоения друг на друга предметов.
При работе с цифрами можно внести в таблицу в хаотичном порядке такое количество цифр, каким владеет на данном этапе ребенок. Пусть он сначала находит все цифры по мере возрастания, при этом произнося вслух и показывая их место в таблице. Затем – в порядке убывания, а потом любые, какие вы попросите.
Можно разложить разные предметы на столе, дать ребенку возможность сосредоточить на них взгляд и немного времени на запоминание. Когда он отвернется, спрячьте один предмет. Пусть малыш скажет, что именно вы убрали. Потом можно усложнить задачу – увеличить количество убранных предметов.
Также можно смело учить детей настольным играм, таким как шахматы, шашки, нарды.
Эта задача, разумеется, для детей постарше. Такие игры помогают научиться продумывать ходы наперед, развивают критическое мышление и логику.
В интернет-пространстве можно без труда найти описание таких упражнений, как:
- «пуговицы»;
- «съедобное-несъедобное»;
- «жук»;
- «корректурная проба»;
- «слова наоборот»;
- «повтори фразу»;
- «предметы вокруг»;
- «спутанные цвета»;
- «подчеркивание букв»;
- «запомни и нарисуй»;
- «угадай слово» и множество других.
Методики для раннего возраста
Специалисты в области детской психологии, нейропсихологии, педагогики и медицины десятилетиями изучали вопрос внимания у детей дошкольного и раннего школьного возраста. На основе разных исследований разработано много эффективных методик раннего развития внимания. Каждая из них заслуживает отдельного рассмотрения. Но есть общие черты, которые присущи всем методикам, работающим в этом направлении.
Очень важно при освоении любого из методов создать комфортные условия для ребенка. Занятия должны проходить в дружеской, доверительной и доброжелательной обстановке.
Взрослому человеку необходимо контролировать свои эмоции, не кричать и не ругаться, если сразу что-то не получается. Иначе ребенок потеряет всякий интерес к таким урокам и может испытать ненужный стресс.
Если ребенок чем-то очень занят, то наберитесь терпения и подождите, когда он закончит свою интересную деятельность. К моменту начала занятия он должен удовлетворить все естественные нужды (сходить в туалет, попить), он не должен быть голоден, будет правильным, если он предварительно уберет свои игрушки.
Во избежание перегрузок специалисты не рекомендуют превышать временного лимита: 15-20 минут в день или 30 минут через день – самый оптимальный вариант для пользы дела.
Чтобы повысить настрой ребенка и сосредоточить его на работе, в помещении должна соблюдаться тишина. Также важно придерживаться регулярности упражнений – только в этом случае проявится эффект.
«Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста»
Составила:Гузий Е.А.
Статья «Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста»
Развитие внимания ребёнка берёт своё начало с раннего детства, уже при первом контакте с людьми. При адаптации в нашем мире, происходит развитие и формирование ребёнка как личности.
Дети рождаются с непроизвольным вниманием, и уже в первый месяц они владеют этим признаком. Младенцы реагируют только на внешнее влияние факторов, а именно на такие раздражители, как резкое снижение температуры или на неожиданный громкий звук. Малыш месяцев пяти-семи может рассматривать предмет продолжительное время, а также изучать его ручками. В особенности его могут заинтересовать яркие предметы.
Первый год жизни считается этапом развития непроизвольного внимания, к его концу внимание считается достаточно развитым. На втором году жизни малыш всё исследует и учится ориентироваться, что в будущем поможет развитию произвольного внимания. Близкое окружение крохи помогает ему направить своё внимание на изучение определённых предметов с помощью разных стимулов и средств, что возбуждает интерес ребёнка к тому или иному объекту, тем самым, помогая ему, научиться самостоятельно владеть своим вниманием, которое ему просто необходимо на период обучения речи. Сначала малыш учится управлять вниманием мамы, папы и других близких, а потом уже и своим.
К пяти годам дети осознано могут концентрировать внимание с помощью взрослого человека. Самостоятельно ребенок начинает концентрировать и удерживать внимание на интересующем его предмете к шести годам.
В дошкольном возрасте доминирующее влияние имеет эмоциональный характер, который является непостоянным, зависящим от того, насколько хорошо ребёнок владеет своими чувствами. С помощью специальных занятий на развитие внимания и проявление силы воли, ребёнок сможет овладеть методами его произвольной фокусировки.
После трёх лет внимание становится более устойчивым, а к шести годам – достигает хорошего уровня, что очень важно в подготовке ребёнка к школе.
Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, родители одновременно помогают ему овладеть навыком сосредоточенности и стать более усидчивым. Хорошо развитое внимание у ребенка — залог успешного обучения в школе! Существует огромное количество игр, заданий и упражнений на развитие внимания
Особенно показательно для развития ребёнка внимание к речи – рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.
Психологические исследования показали, что:
— максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребёнка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
— если в три года за 10 минут игры ребёнок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.
— устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 — 2 раза выше, чем у легко возбудимых
Внимание ребёнка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
Самыми эффективными занятиями для развития внимания у дошколят является игры. Занятия в игровой форме способствуют интенсивному развитию и устойчивости внимания. Процесс формирования произвольного внимания помогает привлечь малыша к новым видам деятельности.
Играя в игры на развитие внимания с детьми, необходимо использовать принцип «от простого к сложному». Следить за тем, чтобы задания были не слишком сложны для ребёнка, чтобы он с ними справлялся и не терял веры в свои силы. Если интерес ребенка к игре пропал – не стоит настаивать, предложить ему эту игру в следующий раз. Не забывать хвалить ребёнка за успех и правильные решения.
Во многие игры на развитие внимания можно играть как дома, так и на улице или в поездках и путешествиях. Все игры, собранные здесь, можно использовать, занимаясь как с одним ребенком, так и с группой детей. Кроме того игры подходят для развлечения детей на праздниках и днях рождениях. Взрослые могут быть не только ведущими, но и активными участниками, показывать пример детям. Благодаря этим играм детские праздники можно сделать весёлыми и полезными для развития детей. Можно придумать и вознаграждение для участников игр, только необходимо помнить, что проигравших детей быть не должно, все дети получают одинаковые призы, каждому найти похвальные слова.
Очень важно, чтобы не только динамичные и яркие мультфильмы привлекали внимание ребёнка, а также чтение детских книг, прослушивание сказок, разучивание стишков, песенок и развивающие игры. Это всё просто необходимо для развития и произвольного внимания.
Статья на тему: Особенности произвольного внимания у детей 5-6 лет
Р. Р. Садыкова
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной деятельности человека. Благодаря вниманию все наши психические процессы становятся наиболее целенаправленными, что дат возможность воспринимать окружающий нас мир в полной мере.
Но внимание не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Крайне актуальным на данный момент является изучение произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, так как, во-первых, становление и развитие произвольных форм внимания приходится именно на старший дошкольный период, во-вторых, для овладения программой в школе ребенку необходимо обладать достаточным уровнем развития произвольного внимания.
Проблема изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов и является актуальной на сегодняшний день. Огромный вклад по изучению внимания в рамках общей психологии внесли Д. Е. Бродбент, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Н. Ланге, Р. С. Немов, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомский, К. Д. Ушинский и др. Вопросам изучения и развития внимания в дошкольный период уделяли внимание А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, Н. М. Сафонова, С. Г. Якобсон и многие другие исследователи. Но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой.
С целью изучения особенностей произвольного внимания у старших дошкольников был проведен констатирующий этап эксперимента. Его задачами стали:
1.Выявить уровень развития произвольного внимания у детей 5 – 6 лет.
2. Определить особенности произвольного внимания у детей 5 – 6 лет.
Для решения поставленной задачи были использованы следующие диагностические методики:
1.«Запомни и расставь точки» [5].
2. «Корректурная проба (Тест Бурдона) [3].
Остановимся на содержании и процедуре проведения каждой из них.
Целью методики «Запомни и расставь точки» стало оценивание объема произвольного внимания ребенка.
Экспериментатор заранее заготавливал листы с прочерченными 9 квадратами, на которых проставлялись точки, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху находился квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Детям предлагались аналогичные листы с прочерченными 9 квадратами, но пустыми. Ребенку необходимо было поставить в них точки самостоятельно.
Ребенку предлагалась следующая инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд.
При оценке результатов обращалось внимание на максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Следующей методикой стала корректурная проба (Тест Бурдона) «Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика», целью которой стало исследование степени устойчивости и концентрации внимания.
Обследование проводилось с помощью специального бланка, на котором были изображены домики и листочки. Ребенку предлагалось дорисовать в доме окошко, а листику – веточку.
Результаты пробы оценивались по количеству пропущенных и не дорисованных знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем являлась характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад № 182» г. Чебоксары, в нем принимали участие 21 ребенок в возрасте 5-6 лет.
Остановимся на результатах каждой из методик.
По результатам выполнения диагностического задания «Запомни и расставь точки» испытуемые распределились по пяти уровням: на очень высоком уровне оказалось 38% воспитанников, на высоком уровне 57% детей, на среднем уровне – 5%. Детей с низким и очень низким уровнями развития внимания в данной группе не оказалось.
Дети с очень высоким уровнем развития произвольного внимания, были довольно активными и легко шли на контакт. Некоторые дети использовали в помощь проговаривание своих действий, считали количество изображенных точек на квадратах. Дети, обладающие высоким уровнем развития произвольного внимания, проявляли самостоятельность, инициативность, устойчивость. Они сразу же приступали к выполнению задания, не отвлекались.
Дошкольники, показавшие средний уровень, были меньше заинтересованы работой и проявляли небольшую активность в заданиях. Чаще всего работу выполняли молча, не прибегая к дополнительным методам.
Приступим к анализу результатов, полученных по методике корректурная проба (Тест Бурдона). Данная методика позволила вычислить концентрацию, устойчивость и переключаемость произвольного внимания.
Качество выполнения задания, соответствующее критериям очень высокого уровня, обнаружилось у 5% дошкольников. Наибольшее количество детей продемонстрировало высокий уровень – 76%. И 14% детей показали средний уровень, с низким уровнем развития произвольного внимания оказалось 5% испытуемых. С очень низким уровнем развития произвольного внимания детей не оказалось.
Дети с очень высоким и высоким уровнем развития произвольного внимания в ходе выполнения заданий были активны, предложенное задание выслушивали внимательно и с интересом. Работу выполняли аккуратно, без ошибок и что очень важно достаточно быстро. Детям со средним уровнем развития произвольного внимания задания показались менее интересными, чем детям с высоким уровнем развития. Они проявили небольшую активность в заданиях. Но, среди них оказались и такие, которым были характерны тщательное прорисовывание деталей и тревожность по поводу недостаточной симметричности полученного изображения.
С низким уровнем развития произвольного внимания дети невнимательно слушали задание, очень медленно прорисовывали детали. Не старались выполнить задание быстро.
Таким образом, исходя из полученных данных, можно утверждать, что в целом большинству детей старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития произвольного внимания, что соответствует уровню развития внимания детей указанной возрастной группы. Однако есть дети, чей уровень развития данного процесса настолько низок, что обуславливает необходимость разработки программы развития произвольного внимания у части детей.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 144 с.
2. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / Под ред. А.В. Петровского: Хрестоматия по психологии. – М. : Просвещение, 1987. – 447 с.
3. Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.
4. Лурия, А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. – М. : Наука, 1975. – 302 с.
5. Немов Р. С. Психология. Книга 3 Психодиагностика 4-е изд., / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2001. – 640с.
§ 2. Развитие внимания в младенчестве
Первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сразу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отворачивается от слишком яркого света. Уже на первом месяце жизни у малыша проявляется ориентировочный рефлекс «что такое?». Если у животных такой рефлекс выполняет только биологическую функцию, то ребенку он дает возможность выделять предметы, их признаки на основе познавательного отношения к ним.
Элементарным проявлением внимания выступает реакция coсредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3-й неделе жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при громком звуке, когда малыш замолкает и прекращает движения. На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое при его разговоре с малышом. Новорожденный, конечно, не понимает, что ему говорят, но прислушивается. Тем самым создаются предпосылки для перехода к активному бодрствованию. В конце первого месяца жизни ребенок ориентируется на новые достаточно сильные раздражители, например задерживает взгляд на необычном предмете.
Наиболее значимым раздражителем для младенца становится взрослый. Так, ребенок в возрасте 2-3 мес. длительно сосредоточивается на лице матери, а затем на предметах, которые включены в контекст общения с ней. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточение вызывают раздражители, которые включены в общение и совместную со взрослым деятельность.
Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними. После 6 мес. рефлекс «что такое?» преобразуется в рефлекс «что с этим можно делать?». Теперь ребенок фиксирует не только предмет, но его признаки, а также действия с ним. Это ведет к бурному развитию ориентировочно-исследовательской деятельности, зарождению способности познавать окружающий мир. В конце года на основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с двумя предметами; совершенствуется переключение, например малыш складывает шарики в коробочку, перенося фокус внимания с одного шарика на другой.
Укажем особенности развития внимания в младенчестве:
— первоначально выступает как реакция сосредоточения;
— сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;
— сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;
— появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
§ 3. Развитие внимания в раннем детстве
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой, совершенствовать свойства самого внимания — распределение, переключение.
В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.
Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.
И все-таки, несмотря на то, что ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку — и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.
Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:
— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
— малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;
— под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;
— внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, — наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
1.2.Возрастные особенности развития внимания детей
Внимание, как психический процесс, имеет свои этапы развития.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Психолог указывал на то, что произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». [2]
При помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. По его мнению, «с возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию».
Первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. В это время появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания: на 10-12-й день жизни, ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например, при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т.п. Однако наблюдаются и некоторые проявления внимания, когда он тянется к материнской груди, ищет ее, начинает фиксировать взором некоторые предметы, прекращает движения, услышав громкие звуки. К концу первого месяца он уже может следить в течение нескольких секунд за ярким блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз.
Начиная с третьего месяца, ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. с наиболее близкому к нему. Со второго полугодия дети проявляют большой интерес к окружающим предметам, начинают рассматривать их, брать в рот, вертеть в руках. Возможность манипулировать вещами значительно расширяет круг объектов внимания и продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.
К 6-месячному возрасту увеличивается как длительность зрительного сосредоточения, так и дальность расстояния до фиксируемого предмета. Ребенка привлекают не только яркие, подвижные предметы, но и звуки, а начиная со 2-го месяца возрастает и длительность сосредоточения на звуках. На 2-3 месяце жизни внимание ребенка наиболее легко привлекает человек и его голос. Сосредоточение на словах взрослого – результат и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи ребенка. Однако в этом возрасте внимание ребенка еще очень неустойчиво. Стоит показать ему другой предмет, как он роняет на пол первый и тянется за вторым. Увидев какую-либо заинтересовавшую его вещь, ребенок начинает требовать ее, даже плачет, если не удовлетворяют его желания, но достаточно показать ему в этот момент что-либо другое, чтобы он сразу же заинтересовался новым и забыл о том, что именно только что требовал.
Второй этап развития внимания – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. Ребенок уже может сосредоточенно заниматься с разными предметами в течение 8-10 минут.
Третий этап развития внимания – начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.
Четвертый этап развития внимания – второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнять простейшие действия (например, брать песочек лопаткой), объектами внимания становятся самые различные предметы, используемые ребенком в его деятельности. Формирование этого вида внимания происходит главным образом под влиянием взрослых, которые начинают предъявлять детям различные требования (соблюдать чистоту, определенным образом пользоваться теми или иными вещами и т. п.).
Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети поражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивают его интересы и внимание.
Пятый этап развития внимания – четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Дети – дошкольники (4-5 лет) обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать рассказы взрослых, однако даже в этих случаях их внимание все еще характеризуется значительной отвлекаемостью, если на них начинают действовать другие, интересные для них, предметы. Ребенок 4–5 лет, например, внимательно слушает сказку, его глаза горят живым интересом, даже рот приоткрыт от удивления, но вот в комнату вбегают играющие дети, и мысли ребенка сразу отвлекаются от сказки. Все это говорит о том, что дети-дошкольники еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении. Так, в одном эксперименте детям в возрасте 5 лет предложили указать на картинке, кто из группы катающихся на катке детей потерял варежку. Многие из детей с этой задачей не справились, так как их внимание все время отвлекалось другими предметами, нарисованными на картинке. Они так и не смогли сосредоточиться на поставленной перед ними задаче и рассмотреть в соответствии с ней руки изображенных на картине детей.
В дошкольном возрасте происходит расширение объема внимания и рост его устойчивости, формируется произвольное внимание. Расширение объема внимания проявляется в том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, однако у 4-6-летних детей объем внимания еще недостаточен для различения сложных или малоотличимых друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков).
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Нарастание устойчивости внимания проявляется у детей в увеличении продолжительности игр. Если годовалые дети сохраняют устойчивое внимание на играх в среднем 14,5 минут, то у 3-летних это время достигает 27 минут, а 5-6-летние дети могут играть на протяжении 96-100 минут. Если младшие дошкольники рассматривают картинку 6-7 секунд, то старшие дошкольники тратят на те же картинки 12-19 секунд времени. В устойчивости внимания особенно сильно сказываются индивидуально-типологические особенности нервной системы детей. У возбудимых детей устойчивость внимания в 1,5-2 раза меньше, чем у детей сдержанных, уравновешенных.
Шестой этап развития внимания– пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).К концу дошкольного возраста ребенок приобретает некоторый опыт в управлении вниманием, что является одним из показателей его готовности к обучению в школе.
Седьмой этап развития внимания – школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В школе ученик должен внимательно слушать то, что говорится в классе, и быть внимательным не только к тому, что его интересует, но и к тому, что не представляет для него интереса.
В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того, чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.
В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Подростковый возраст характеризуется большей интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания. Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавательного характера. Ему многое хочется выполнить самостоятельно. У него много энергии и активности, многое его интересует. Но именно поэтому он легко отвлекается от работы, ему еще трудно сдерживать свои желания, заставляющие его искать новых впечатлений.
Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием внимания, которое обусловливает уже высокую работоспособность старшего школьника. Широкий круг познавательных интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного внимания, а сознательное отношение к обучению, понимание задач, связанных с подготовкой к будущей деятельности, помогает произвольно направлять и поддерживать внимание. В этом возрасте ученики становятся участниками производительного труда, задания многие из них выполняют уже с немалой степенью квалификации. Они уже могут работать сосредоточенно в течение довольно продолжительного времени и противостоять всякого рода отвлечениям. В особо трудных случаях (подготовка к экзамену, срочное задание на производстве) старшие школьники могут мобилизовать свое внимание на длительный срок.[8]