Диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников
Для диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников можно использовать следующую методику (видоизмененная методика Р. С. Немова)
Перед началом работы школьнику показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объясняют, что в квадраты ребенку придется ставить значок «плюс» (+), в треугольники он будет ставить точку (.), в ромб — черточку (-), а в круг галочку (V).
Ребенок работает 2 минуты.
Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:
S=0,5N-2,8n
120
где S—показатель переключения и распределения внимания;
N— количество фигур, которые просмотрел ребенок, и n — количество ошибок.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
0,75 < S < 1,0 — высокий уровень;
0,5 < S < 0,75 — средний уровень;
S < 0,5 — низкий уровень.
Оценка результатов
Количество балловПоказатель S
10 баллов
выше 1,00
8-9 баллов
от 0,75 до 1,00
6-7 баллов
от 0,50 до 0,75
4-5 баллов
от 0,25 до 0,50
0-3 балла
от 0,00 до 0,25
Выводы об уровне развития
Количество баллов10 баллов
очень высокий
8-9 баллов
высокий
6-7 баллов
средний
4-5 баллов
низкий
0-3 балл
очень низкий
Сводная таблица результатов переключения и распределения внимания 3 «Б» класс
Испытуемые
Общий показатель переключения и распределения внимания (S)
Баллы
Уровень развития внимания
1
Б.А.
0,7
6-7
средний
2
Б.К.
0,85
8-9
высокий
3
Г.Д.
0,19
0-3
очень низкий
4
Г.А.
0,40
4-5
низкий
5
К.А.
0,18
0-3
очень низкий
6
К.О.
0,25
4-5
низкий
7
М.М.
0,11
0-3
очень низкий
8
М.Д.
0,04
0-3
очень низкий
9
С.Ю.
0,40
4-5
низкий
10
С.С.
0,15
0-3
очень низкий
Вывод:
Высокий уровень-10%;
Средний уровень-10%;
Низкий уровень-30%;
Очень низкий уровень- 50%.
Корректурная проба.
С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.
жФ
с
я
а
б
Ц
У
и
к
е
н
г
ш
Щ
х
Ф
м
о
ы
в
а
и
Р
о
о
л
д
ж
я
ч
м
и
т
ь
с
т
в
о
б
ю
е
а
ы
Р
е
н
о
л
б
ж
Д
л
о
Р
У
к
ц
У
^
е
н
г
ш
Щ
х
Ф
ы
в
а
п
Р
о
л
Д
ж
я
ч
с
м
и
т
ь
б
ю
э
ж
д
л
о
Р
п
а
в
в
ы
е
а
е
ы
Ф
я
ч
с
м
и
т
б
ю
Ф
ы
в
а
к
и
Ц
э
л
д
ж
э
ц
У
к
е
н
г
ш
Щ
н
е
к
Ц
Ф
У
к
и
м
с
ч
я
а
х
о
х
Р
х
о
Щ
н
е
к
У
ы
в
ц
к
э
д
ж
л
о
н
с
а
в
и
Ф
ю
в
м
б
ю
и
м
е
к
У
ц
Щ
ш
г
н
е
к
У
ц
и
м
с
ч
ю
т
и
Ф
ы
в
а
п
Р
о
л
д
ж
Щ
ш
г
н
е
к
У
н
г
ж
д
л
о
Р
п
Ф
ы
в
а
п
Р
о
л
д
ж
ю
б
и
м
Ф
ы
в
к
У
Ц
е
н
г
ш
Щ
л
о
Р
п
и
т
м
с
ч
Р
п
а
о
л
Д
и
м
с
ч
и
т
б
л
о
Д
ш
е
н
г
а
п
Р
о
н
е
г
к
У
в
а
п
л
д
ж
и
т
б
м
с
п
а
е
к
н
г
о
л
п
Д
ж
ш
н
г
к
У
в
м
с
и
э
л
д
ш
г
н
Щ
У
к
е
н
д
о
Р
г
с
и
т
п
Р
к
У
е
н
г
ш
л
о
Р
д
ж
в
а
п
Р
н
д
и
т
в
в
а
п
Р
н
г
о
л
д
и
т
ж
х
к
У
п
Р
н
е
с
и
т
Р
н
г
е
ц
ы
в
с
и
м
п
Р
о
н
е
г
б
Инструкция: По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы — 3 минуты.
Работоспособность учащихся можно определить по формуле: работоспособность = количество строк/количество ошибок.
Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более учтойчивым является внимание.
Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч» и т. д.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:
Процент ошибки = Количество строк, неверно отмеченных / Общее количество просмотренных строк
БалыХарактеристика уровня устойчивости внимания
0-3
Низкая устойчивость внимания
4-7
Ниже среднего устойчивость внимания
8-11
Средняя устойчивость внимания
12-15
Выше среднего устойчивость внимания
16-19
Высокая устойчивость внимания
Данную корректурную пробу можно использовать и как упражнение для тренировки внимания учащихся начального звена школы. Задания можно давать самые разнообразные: и вычеркивать буквы, и подчеркивать одни, и вычеркивать другие, и обводить в кружок и т. д.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся __________________________________________ Класс ______
Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
Количество правильно вычеркнутых букв
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
Точность выполнения задания, %
Оценка точности, баллы
Оценка продуктивности, баллы
Оценка устойчивости внимания, баллы
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Б.А. Класс 3б
Возраст 10 лет Пол м Дата 12.10.14
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
400
Количество правильно вычеркнутых букв
25
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
28
Точность выполнения задания, %
82,1
Оценка точности, баллы
15
Оценка продуктивности, баллы
1
Оценка устойчивости внимания, баллы
16
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Б.К Класс 3б
Возраст 10 лет Пол ж Дата 12.10.14
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
400
Количество правильно вычеркнутых букв
25
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
Точность выполнения задания, %
89,2
Оценка точности, баллы
10
Оценка продуктивности, баллы
1
Оценка устойчивости внимания, баллы
11
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Г.А. Класс 3 б
Возраст 10 лет Пол м Дата 12.10.14
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
400
Количество правильно вычеркнутых букв
15
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
28
Точность выполнения задания, %
53,5
Оценка точности, баллы
1
Оценка продуктивности, баллы
1
Оценка устойчивости внимания, баллы
2
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Г.Д. Класс 3б
Возраст 10 лет Пол м Дата 12.10.14
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
400
Количество правильно вычеркнутых букв
19
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
28
67,8
Оценка точности, баллы
1
Оценка продуктивности, баллы
1
Оценка устойчивости внимания, баллы
2
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся К.А. Класс 3 б
Возраст 10 лет Пол м Дата 12.10.14
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
400
Количество правильно вычеркнутых букв
14
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
28
Точность выполнения задания, %
50
Оценка точности, баллы
1
Оценка продуктивности, баллы
1
Оценка устойчивости внимания, баллы
2
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся К.О. Класс 3б
Возраст 10 лет Пол м Дата 12.10.14
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
400
Количество правильно вычеркнутых букв
23
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
28
Точность выполнения задания, %
82,1
Оценка точности, баллы
10
Оценка продуктивности, баллы
1
Оценка устойчивости внимания, баллы
11
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся М.М. Класс 3б
Возраст 10 лет Пол м Дата 12.101.14
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
400
Количество правильно вычеркнутых букв
16
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
28
Точность выполнения задания, %
57,1
Оценка точности, баллы
Оценка продуктивности, баллы
1
Оценка устойчивости внимания, баллы
2
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся М.Д. Класс 3б
Возраст 10 лет Пол м Дата 12.10.14
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
400
Количество правильно вычеркнутых букв
24
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
28
Точность выполнения задания, %
85.7
Оценка точности, баллы
13
Оценка продуктивности, баллы
1
Оценка устойчивости внимания, баллы
14
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся С.Ю. Класс 3б
Возраст 12 лет Пол м Дата 12.10.14
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
400
Количество правильно вычеркнутых букв
20
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
28
Точность выполнения задания, %
71.4
Оценка точности, баллы
2
Оценка продуктивности, баллы
1
Оценка устойчивости внимания, баллы
3
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся С.Д. Класс 3б
Возраст 10 лет Пол м Дата 12.10.14
Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв
400
Количество правильно вычеркнутых букв
16
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть
28
Точность выполнения задания, %
57.1
Оценка точности, баллы
1
Оценка продуктивности, баллы
1
Оценка устойчивости внимания, баллы
2
Сводная таблица результатов устойчивости внимания учащихся
3 Б класса
Баллы
Уровень устойчивости внимания
1
Б.А.
16
высокий
2
Б.К.
11
средний
3
Г.А.
2
низкий
4
Г.Д.
2
низкий
5
К.А.
2
низкий
6
К.О.
11
средний
7
М.М.
2
низкий
8
М.Д.
13
выше среднего
9
С.Ю.
3
низкий
10
С.Д.
7
ниже среднего
Средний балл
6,9
ниже среднего
Вывод:
Способы переключения внимания. Аналитики Точка зрения
Переключение навигации- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Предложить материал
- Журнал изменений
- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Журнал изменений
- Предложить материал
- Войти
- Регистрация
- Рус
- Eng
- Были:
- Ригден Джаппо,
- Ахура Мазда,
- Осирис,
- Архангел Гавриил,
- Джабраил,
- Агапит Печерский,
- Кетцалькоатль
- Ожидаем:
- Имам Махди,
- Утешитель,
- Святой Дух,
- Майтрейя,
- Калки Аватар,
- Машиах,
- Гэсэр-хан
- Главная
- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Предложить материал
- Журнал изменений
- Исконные Знания
- Беседы с И.М. Даниловым
- Книги
- Истина на всех одна
- Иллюзия и Путь
- Жизнь
- Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
- Пророчества
- Религии
- Христианство
- Ислам
- Буддизм
- Индуизм
- Иудаизм
- Зороастризм
- Символика и мифология
- Символика и Мифология
- Астрономия
- Мир Пирамид
- Интересные места
Тренировка переключения внимания. Как улучшить память и развить внимание за 4 недели
Тренировка переключения внимания
Переключение внимания зависит от характера предстоящей и предыдущей деятельности. Чем большего сосредоточения требовала предыдущая работа, чем сложнее и интереснее она была, тем труднее перевести внимание на предстоящую, тем сильнее эффект торможения. Подвижность нервных процессов у каждого человека своя, поэтому все люди по-разному переключаются с одного вида деятельности на другой.
Скорость смены объекта внимания может служить своеобразным тестом его состояния в конкретный отрезок времени. Для этого сначала необходимо определить ее норму. В течение нескольких дней утром выполняйте следующее упражнение: из любых значков (это могут быть, например, буквы латинского алфавита: ZZZZ, WWWW, YYYYY и т. д.) быстро нарисуйте ряд до первой ошибки. Среднее количество этих знаков и будет считаться нормой. Предположим их будет 14. Если вы выполните то же самое упражнение в конце напряженного рабочего дня, этот показатель будет примерно в 2 раза ниже, то есть 7-8 знаков. Чтобы проверить, готовы ли вы и ваше внимание к выполнению сложной и ответственной работы, быстро нарисуйте знакомый вам ряд, и все станет ясно. Тренировка переключения внимания направлена на 3 основных компонента этого параметра: переведение его с одного объекта на другой, выделение наиболее важных объектов, выбор оптимального маршрута восприятия.
Для того чтобы научиться быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, рекомендуется читать попеременно две или три разные книги (близкие по содержанию), переключаясь с одной на другую каждые 15 секунд. В заключение нужно составить планы прочитанного: по одному на каждую книгу. Знаком к переходу от одной книги к другой может быть не только определенный отрезок времени, но и количество прочитанного текста, например полстраницы или 1 страница.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Концентрация внимания — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июня 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июня 2018; проверки требуют 3 правки.Концентра́ция внима́ния — удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире.
Концентрация внимания является одним из свойств внимания. Другие свойства внимания: устойчивость, объём и переключаемость. Нарушение способности к концентрации внимания носит название «рассеянность внимания».
Внимание может быть произвольным, непроизвольным и послепроизвольным[1]:
- Произвольное внимание — сознательный процесс, направленный на сосредоточение на каком-либо объекте, даже при отсутствии личного интереса, но необходимый в силу каких-либо причин (профессиональная деятельность, обучение и тому подобное).
- Непроизвольное внимание — неосознанный процесс, вызывается новыми, яркими или нестандартными объектами.
- Послепроизвольное внимание — произвольное, не требующее специального сосредоточения в силу личного или профессионального интереса.
Соответственно по видам внимания подразделяют и концентрацию внимания на произвольную, непроизвольную и послепроизвольную.
Современные психологи долгое время считали, что концентрация внимания со временем облегчает восприятие визуальных стимулов и усиливает их контрастность. Это мнение опроверг Сэмюель Линг (англ. Samuel Ling) из Нью-Йоркского университета (англ. New York University)[2].
Упражнения на концентрацию внимания[править | править код]
Том Вуджек (Tom Wujec) предлагает следующие упражнения[3]:
- Рабочие циклы
- Мысленные перерывы
- Мозговые импульсы
- Центр вселенной
- Метод Сасаки
- Сверхвнимание
- Проверка реакции
- Подсчет
- Созидательное напряжение
Уровни переключаемости внимания
Время переключения Т (в с.) | Ранг | Уровень переключения внимания |
менее 60 сек | 1 | высокий |
60-90 | 2 | высокий |
91-100 | 3 | средний |
101-120 | 4 | средний |
121-150 | 5 | средний |
151-180 | 6 | средний |
181-200 | 7 | средний |
201-250 | 8 | низкий |
251 и больше | 9 | низкий |
Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то, если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий.
В том случае, если время переключения оказывается меньше или равно «0», опыт необходимо повторить. Это означает, что испытуемый не понял инструкции в первой или второй сериях.
Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения, когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко.
На основании анализа количественных показателей, графика времени выполнения трех серий, числа допущенных ошибок, словесного отчета испытуемого, наблюдений экспериментатора и протоколиста можно описать характер переключения внимания, учитывая особенности концентрации, и предложить рекомендации по его развитию. В юношеском возрасте студенты могут тренировать переключаемость, меняя виды деятельности, по-разному чередуя самоподготовку по учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упражнения переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие, попеременное выполнение отличающихся действий.
Методика К. К. Платонова
«АРАБСКО-РИМСКИЕ ТАБЛИЦЫ»
Инструкция: «Сейчас вы будете работать таблицей, разделенной на клетки. В этих клетках разбросаны числа, написанные арабскими и римскими цифрами. Арабские вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а римские – в обратном от XXIV до I. Вы должны попеременно отыскиватьчисла того и другого ряда, т. е. порядок вашей работы должен быть таковым 1, XXIV; 2, XXIII; 3, XXII и т. д.»
8 | IX | 24 | XX | 15 | 6 | 19 |
4 | V | 12 | 1 | XXIV | XIII | 23 |
XIV | 18 | XVIII | XXII | II | XVI | VI |
22 | XI | 7 | 21 | VIII | 3 | 9 |
2 | III | 16 | XXIII | XIX | 11 | VII |
13 | I | XXI | 5 | X | 25 | 17 |
XV | 10 | XVII | 20 | IV | 14 | XII |
В сумме каждая пара составляет число 25. Работать нужно как можно быстрее, но не делать ошибок. Попросите кого-нибудь засечь время и отмечать (молча, на своем листке бумаги) ваши ошибки.
Высокий показатель, полученный по данной методике, составляет 2 мин 45 с, низкий показатель равен 8 мин 15 с, высокое качество выполнения от безошибочного решения до совершения 9 ошибок (низкое качество)
Методика «Распределение и переключение внимания»
Цель проведения методики: выявление уровня распределения и переключения внимания.
Материалы и оборудование: бланк методики, карандаш, секундомер.