Переключаемость внимания: Внимание — Википедия – Переключение внимания: определение понятия, описание техники

Автор: | 14.03.2021

Диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников

Для диагностики переключения и распределения внимания у младших школьников можно использовать следующую методику (видоизмененная методика Р. С. Немова)

Перед началом работы школьнику показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объясняют, что в квадраты ребенку придется ставить значок «плюс» (+), в треугольники он будет ставить точку (.), в ромб — черточку (-), а в круг галочку (V).

Ребенок работает 2 минуты.

hello_html_mc9d31df.jpg

Общий показатель переключения и распределения вни​мания определяется по формуле:

S=

0,5N-2,8n

120

где S—показатель переключения и распределения внимания;

N— количество фигур, которые просмотрел ребенок, и n — количество ошибок.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

0,75 < S < 1,0 — высокий уровень;

0,5 < S < 0,75 — средний уровень;

S < 0,5 — низкий уровень.

Оценка результатов

Количество баллов

Показатель S

10 баллов

выше 1,00

8-9 баллов

от 0,75 до 1,00

6-7 баллов

от 0,50 до 0,75

4-5 баллов

от 0,25 до 0,50

0-3 балла

от 0,00 до 0,25

Выводы об уровне развития

Количество баллов

Уровень развития внимания

10 баллов

очень высокий

8-9 баллов

высокий

6-7 баллов

средний

4-5 баллов

низкий

0-3 балл

очень низкий

Сводная таблица результатов переключения и распределения внимания 3 «Б» класс

Испытуемые

Общий показатель переключения и распределения внимания (S)

Баллы

Уровень развития внимания

1

Б.А.

0,7

6-7

средний

2

Б.К.

0,85

8-9

высокий

3

Г.Д.

0,19

0-3

очень низкий

4

Г.А.

0,40

4-5

низкий

5

К.А.

0,18

0-3

очень низкий

6

К.О.

0,25

4-5

низкий

7

М.М.

0,11

0-3

очень низкий

8

М.Д.

0,04

0-3

очень низкий

9

С.Ю.

0,40

4-5

низкий

10

С.С.

0,15

0-3

очень низкий

Вывод:

Высокий уровень-10%;

Средний уровень-10%;

Низкий уровень-30%;

Очень низкий уровень- 50%.

Корректурная проба.

С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.

ж

Ф

с

я

а

б

Ц

У

и

к

е

н

г

ш

Щ

х

Ф

м

о

ы

в

а

и

Р

о

о

л

д

ж

я

ч

м

и

т

ь

с

т

в

о

б

ю

е

а

в

ы

Р

е

н

о

л

б

ж

Д

л

о

Р

У

к

ц

У

^

е

н

г

ш

Щ

х

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

Д

ж

я

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

э

ж

д

л

о

Р

п

а

в

в

ы

е

а

е

ы

Ф

я

ч

с

м

и

т

б

ю

Ф

ы

в

а

к

и

Ц

э

л

д

ж

э

ц

У

к

е

н

г

ш

Щ

н

е

к

Ц

Ф

У

к

и

м

с

ч

я

а

х

о

х

Р

х

о

Щ

н

е

к

У

ы

в

ц

к

э

д

ж

л

о

н

с

а

в

и

Ф

ю

в

м

б

ю

и

м

е

к

У

ц

Щ

ш

г

н

е

к

У

ц

и

м

с

ч

ю

т

и

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

д

ж

Щ

ш

г

н

е

к

У

н

г

ж

д

л

о

Р

п

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

д

ж

ю

б

и

м

Ф

ы

в

к

У

Ц

е

н

г

ш

Щ

л

о

Р

п

и

т

м

с

ч

Р

п

а

о

л

Д

и

м

с

ч

и

т

б

л

о

Д

ш

е

н

г

а

п

Р

о

н

е

г

к

У

в

а

п

л

д

ж

и

т

б

м

с

п

а

е

к

н

г

о

л

п

Д

ж

ш

н

г

к

У

в

м

с

и

э

л

д

ш

г

н

Щ

У

к

е

н

д

о

Р

г

с

и

т

п

Р

к

У

е

н

г

ш

л

о

Р

д

ж

в

а

п

Р

н

д

и

т

в

в

а

п

Р

н

г

о

л

д

и

т

ж

х

к

У

п

Р

н

е

с

и

т

Р

н

г

е

ц

ы

в

с

и

м

п

Р

о

н

е

г

б

 

Инструкция: По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы — 3 минуты.

Работоспособность учащихся можно определить по формуле: работоспособность = количество строк/количество ошибок.

Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более учтойчивым является внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч» и т. д.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

Процент ошибки = Количество строк, неверно отмеченных / Общее количество просмотренных строк

Балы

Характеристика уровня устойчивости внимания

0-3

Низкая устойчивость внимания

4-7

Ниже среднего устойчивость внимания

8-11

Средняя устойчивость внимания

12-15

Выше среднего устойчивость внимания

16-19

Высокая устойчивость внимания

Данную корректурную пробу можно использовать и как упражнение для тренировки внимания учащихся начального звена школы. Задания можно давать самые разнообразные: и вычеркивать буквы, и подчеркивать одни, и вычеркивать другие, и обводить в кружок и т. д.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся __________________________________________       Класс ______ 
Возраст   ______________   Пол __________       Дата __________________

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

 

Количество правильно вычеркнутых букв

 

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 

Точность выполнения задания, %

 

Оценка точности, баллы

 

Оценка продуктивности, баллы

 

Оценка устойчивости внимания, баллы

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Б.А. Класс  3б
Возраст   10 лет  Пол м       Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

25

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

82,1

Оценка точности, баллы

15

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

16

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Б.К Класс 3б
Возраст 10 лет   Пол ж Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

25

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

89,2

Оценка точности, баллы

10

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

11

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Г.А.     Класс 3 б
Возраст  10 лет   Пол м Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

15

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

53,5

Оценка точности, баллы

1

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

2

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся Г.Д.      Класс 3б 
Возраст  10 лет   Пол м       Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

19

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

67,8

Оценка точности, баллы

1

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

2

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся К.А.       Класс 3 б 
Возраст  10 лет  Пол   м    Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

14

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

50

Оценка точности, баллы

1

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

2

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся К.О. Класс 3б
Возраст 10 лет      Пол  м      Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

23

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

82,1

Оценка точности, баллы

10

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

11

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся  М.М.     Класс  3б
Возраст 10 лет  Пол    м    Дата 12.101.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

400

Количество правильно вычеркнутых букв

16

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

28

Точность выполнения задания, %

57,1

Оценка точности, баллы

1

Оценка продуктивности, баллы

1

Оценка устойчивости внимания, баллы

2

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся   М.Д.      Класс 3б
Возраст   10 лет  Пол    м   Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

 400

Количество правильно вычеркнутых букв

 24

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 28

Точность выполнения задания, %

 85.7

Оценка точности, баллы

 13

Оценка продуктивности, баллы

 1

Оценка устойчивости внимания, баллы

 14

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся   С.Ю.     Класс 3б
Возраст   12 лет  Пол   м     Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

 400

Количество правильно вычеркнутых букв

 20

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 28

Точность выполнения задания, %

 71.4

Оценка точности, баллы

 2

Оценка продуктивности, баллы

 1

Оценка устойчивости внимания, баллы

 3

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся    С.Д.   Класс 3б
Возраст 10 лет     Пол м      Дата 12.10.14

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 мин, букв

 400

Количество правильно вычеркнутых букв

16

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

 28

Точность выполнения задания, %

 57.1

Оценка точности, баллы

 1

Оценка продуктивности, баллы

 1

Оценка устойчивости внимания, баллы

 2

 

Сводная таблица результатов устойчивости внимания учащихся

3 Б класса

Баллы

Уровень устойчивости внимания

1

Б.А.

16

высокий

2

Б.К.

11

средний

3

Г.А.

2

низкий

4

Г.Д.

2

низкий

5

К.А.

2

низкий

6

К.О.

11

средний

7

М.М.

2

низкий

8

М.Д.

13

выше среднего

9

С.Ю.

3

низкий

10

С.Д.

7

ниже среднего

Средний балл

6,9

ниже среднего

Вывод:

Способы переключения внимания. Аналитики Точка зрения

Переключение навигации
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
  • Ваше мнение
  • Предложить материал
  • Журнал изменений
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
    • Ваше мнение
    • Журнал изменений
  • Предложить материал
  • Войти
  • Регистрация
  • Рус
  • Eng
  • Были:
  • Ригден Джаппо,
  • Ахура Мазда,
  • Осирис,
  • Архангел Гавриил,
  • Джабраил,
  • Агапит Печерский,
  • Кетцалькоатль

  • Ожидаем:
  • Имам Махди,
  • Утешитель,
  • Святой Дух,
  • Майтрейя,
  • Калки Аватар,
  • Машиах,
  • Гэсэр-хан
RGDN.info
  • Главная
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
  • Ваше мнение
  • Предложить материал
  • Журнал изменений
  • Исконные Знания
    • Беседы с И.М. Даниловым
    • Книги
    • Истина на всех одна
    • Иллюзия и Путь
    • Жизнь
    • Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
  • Пророчества
  • Религии
    • Христианство
    • Ислам
    • Буддизм
    • Индуизм
    • Иудаизм
    • Зороастризм
  • Символика и мифология
    • Символика и Мифология
    • Астрономия
    • Мир Пирамид
    • Интересные места

Тренировка переключения внимания. Как улучшить память и развить внимание за 4 недели

Тренировка переключения внимания

Переключение внимания зависит от характера предстоящей и предыдущей деятельности. Чем большего сосредоточения требовала предыдущая работа, чем сложнее и интереснее она была, тем труднее перевести внимание на предстоящую, тем сильнее эффект торможения. Подвижность нервных процессов у каждого человека своя, поэтому все люди по-разному переключаются с одного вида деятельности на другой.

Скорость смены объекта внимания может служить своеобразным тестом его состояния в конкретный отрезок времени. Для этого сначала необходимо определить ее норму. В течение нескольких дней утром выполняйте следующее упражнение: из любых значков (это могут быть, например, буквы латинского алфавита: ZZZZ, WWWW, YYYYY и т. д.) быстро нарисуйте ряд до первой ошибки. Среднее количество этих знаков и будет считаться нормой. Предположим их будет 14. Если вы выполните то же самое упражнение в конце напряженного рабочего дня, этот показатель будет примерно в 2 раза ниже, то есть 7-8 знаков. Чтобы проверить, готовы ли вы и ваше внимание к выполнению сложной и ответственной работы, быстро нарисуйте знакомый вам ряд, и все станет ясно. Тренировка переключения внимания направлена на 3 основных компонента этого параметра: переведение его с одного объекта на другой, выделение наиболее важных объектов, выбор оптимального маршрута восприятия.

Для того чтобы научиться быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, рекомендуется читать попеременно две или три разные книги (близкие по содержанию), переключаясь с одной на другую каждые 15 секунд. В заключение нужно составить планы прочитанного: по одному на каждую книгу. Знаком к переходу от одной книги к другой может быть не только определенный отрезок времени, но и количество прочитанного текста, например полстраницы или 1 страница.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Концентрация внимания — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июня 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 июня 2018; проверки требуют 3 правки.

Концентра́ция внима́ния — удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире.

Концентрация внимания является одним из свойств внимания. Другие свойства внимания: устойчивость, объём и переключаемость. Нарушение способности к концентрации внимания носит название «рассеянность внимания».

Внимание может быть произвольным, непроизвольным и послепроизвольным[1]:

  • Произвольное внимание — сознательный процесс, направленный на сосредоточение на каком-либо объекте, даже при отсутствии личного интереса, но необходимый в силу каких-либо причин (профессиональная деятельность, обучение и тому подобное).
  • Непроизвольное внимание — неосознанный процесс, вызывается новыми, яркими или нестандартными объектами.
  • Послепроизвольное внимание — произвольное, не требующее специального сосредоточения в силу личного или профессионального интереса.

Соответственно по видам внимания подразделяют и концентрацию внимания на произвольную, непроизвольную и послепроизвольную.

Современные психологи долгое время считали, что концентрация внимания со временем облегчает восприятие визуальных стимулов и усиливает их контрастность. Это мнение опроверг Сэмюель Линг (англ. Samuel Ling) из Нью-Йоркского университета (англ. New York University)[2].

Упражнения на концентрацию внимания[править | править код]

Том Вуджек (Tom Wujec) предлагает следующие упражнения[3]:

  • Рабочие циклы
  • Мысленные перерывы
  • Мозговые импульсы
  • Центр вселенной
  • Метод Сасаки
  • Сверхвнимание
  • Проверка реакции
  • Подсчет
  • Созидательное напряжение

Уровни переключаемости внимания

Время переключения Т (в с.)

Ранг

Уровень переключения внимания

менее 60 сек

1

высокий

60-90

2

высокий

91-100

3

средний

101-120

4

средний

121-150

5

средний

151-180

6

средний

181-200

7

средний

201-250

8

низкий

251 и больше

9

низкий

Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то, если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий.

В том случае, если время переключения оказывается меньше или равно «0», опыт необходимо повторить. Это означает, что испытуемый не понял инструкции в первой или второй сериях.

Анализируя результаты, важно проследить специфику поиска испытуемым чисел, особенности выхода из затруднений, когда число по каким-либо причинам сразу найти не удается. Одни люди испытывают затруднения, когда искомое число находится рядом с только что найденным, а другие – когда оно отстоит от него далеко.

На основании анализа количественных показателей, графика времени выполнения трех серий, числа допущенных ошибок, словесного отчета испытуемого, наблюдений экспериментатора и протоколиста можно описать характер переключения внимания, учитывая особенности концентрации, и предложить рекомендации по его развитию. В юношеском возрасте студенты могут тренировать переключаемость, меняя виды деятельности, по-разному чередуя самоподготовку по учебным дисциплинам. Адекватными данному тесту будут упражнения переключения внимания с одного объекта наблюдения на другие, попеременное выполнение отличающихся действий.

Методика К. К. Платонова

«АРАБСКО-РИМСКИЕ ТАБЛИЦЫ»

Инструкция: «Сейчас вы будете работать таблицей, разделенной на клетки. В этих клетках разбросаны числа, написанные арабскими и римскими цифрами. Арабские вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а римские – в обратном от XXIV до I. Вы должны попеременно отыскиватьчисла того и другого ряда, т. е. порядок вашей работы должен быть таковым 1, XXIV; 2, XXIII; 3, XXII и т. д.»

8

IX

24

XX

15

6

19

4

V

12

1

XXIV

XIII

23

XIV

18

XVIII

XXII

II

XVI

VI

22

XI

7

21

VIII

3

9

2

III

16

XXIII

XIX

11

VII

13

I

XXI

5

X

25

17

XV

10

XVII

20

IV

14

XII

В сумме каждая пара составляет число 25. Работать нужно как можно быстрее, но не делать ошибок. Попросите кого-нибудь засечь время и отмечать (молча, на своем листке бумаги) ваши ошибки.

Высокий показатель, полученный по данной методике, составляет 2 мин 45 с, низкий показатель равен 8 мин 15 с, высокое качество выполнения от безошибочного решения до совершения 9 ошибок (низкое качество)

Методика «Распределение и переключение внимания»

Цель проведения методики: выявление уровня распределения и переключения внимания.

Материалы и оборудование: бланк методики, карандаш, секундомер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *